Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальных классов

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальных классов.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Верхние Татышлы

муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан

Зам. директора по УВР

15 сентября 2016г.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальных классов

на 2016-2017 учебный год

учителем-логопедом первой квалификационной категории

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на оказание помощи обучающимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ и составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

1. Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Работа логопедического пункта организуется на основании:

Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (с изменениями от 25 декабря 2008 г.);

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”;

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”;

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении” (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10марта 2009 г.);

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Положения о логопедическом пункте МБОУ СОШ №1 с.В. Татышлы;

Должностной инструкции учителя – логопеда МБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлы Хамитовой А.Ф.

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Этапы реализации программы коррекционной работы

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

Характеристика обучающихся с фонетическим дефектом

Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости в школе.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится на несколько этапов.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

Формирование произносительных умений и навыков.

а) устранение дефектного произношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков в такой последовательности:

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений для детей с ТНР, 5-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Мамонтёнок»

речевых нарушений для детей с ТНР

Учитель – логопед: В.В.Чуенко

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Содержание рабочей программы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы по коррекции речевых нарушений, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.

Данные программы подходят для работы в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада и предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, учитывая клинические особенности детей. Этим и обусловлена значимость написания программы коррекционно-логопедической работы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

В МБДОУ «Детский сад №1 «Мамонтёнок» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется основная образовательная программа «От рождения до школы». Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Цель программы – сформировать фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо-произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие фонематического восприятия и слуха;

подготовка к обучению грамоте;

формирование навыков учебной деятельности;

осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Содержание программы коррекционно-логопедической работы определяют принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию

учителя – логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ТНР, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТНР защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в группы компенсирующей направленности.

Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению учителя – логопеда.

Форма организации обучения – индивидуальная, подгрупповая.

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

Читайте также:  Программа по развитию речи 'Речевичок'

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Учитель-логопед осуществляет создание системы коррекционно-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

1.Диагностика речевых нарушений детей старших и подготовительных к школе групп.

2. Проведение обследования экспрессивной и импрессивной речи воспитанников.

3. Обработка и анализ результатов обследования.

4. По результатам обследования комплектование логопедического пункта для занятий в соответствии с речевым заключением и структурой речевого дефекта.

1. Составление индивидуальных планов на основе результатов логопедического обследования.

2. Индивидуально-подгрупповые логопедические занятия.

3. Речевые карты обследования состояния речи детей.

4. Индивидуальные тетради для коррекционной логопедической работы.

Консультативно – методическая работа.

1.Работа с педагогами:

а) по результатам обследования детей проведение индивидуальных бесед с воспитателями;

б) посещение занятий воспитателей с целью:
– наблюдения за деятельностью детей в условиях учебного процесса;
– изучение работы воспитателя с детьми с нарушениями речи.

2. Работа с родителями:

а) выступление на родительских собраниях;

б) индивидуальное консультирование родителей;

в) посещение родителями логопедических занятий с целью пропаганды различных форм работы с детьми в условиях дома.

Работа с педагогическим коллективом:

– проведение консультаций для педагогов ДОУ,

– подготовка и чтение докладов на педсовете.

Профилактическая работа с детьми.

Работа ведётся по нескольким направлениям:

-развитие фонематических процессов;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие связной речи.

Учебно – тематическое планирование.

Всего занятий в год

Индивидуальные занятия в неделю

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

Исходя из неоднородности состава детей в дошкольном учреждении (с ФФНР и ОНР III ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Направления коррекционно-логопедической работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте.

Основная цель индивидуально-подгрупповых занятий состоит в выбореи в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленныхна устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуально-подгрупповых занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контактс ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуально-подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического материала.

Данная программа доступна к применению в дошкольном учреждении на индивидуальной основе . С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Содержание коррекционно – логопедической работы по преодолению

фонетического недоразвития речи (ФНР), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР),

общего недоразвития речи (ОНР)III уровня речевого развития у детей дошкольного возраста

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения

    Маргарита Косинская 2 лет назад Просмотров:

1 Рабочая программа по коррекции звукопроизношения на учебный год Составитель: Сергеева Наталия Александровна, учитель-логопед

2 Пояснительная записка Среди нарушений произносительной стороны речи детей дошкольного возраста наиболее распространенными являются избирательные нарушения произношения отдельных звуков. Эти нарушения проявляются в их искаженном (ненормативном) произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и их пропусках. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к дальнейшей неуспеваемости, быть причиной неуверенности ребенка в своих силах. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями. Рабочая программа рассчитана до 30 часов (2 раза в неделю) диагноз ФН, 40 часов (2 раза в неделю) диагноз ФФН (количество часов зависит от степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей). Программа составлена для детей дошкольного возраста, имеющих фонетические и фонетико-фонематические нарушения. Цель программы: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Задачи коррекционно-развивающей работы: 1.Развитие фонематического восприятия (узнавать звук по акустическим признакам, отличать нормированное произношение от ненормированного). 2.Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. 3.Формирование умение различать на слух и в произношении смешиваемые звуки. 4.Закрепление умения использовать нужный звук во всех видах речи. Особенности планирования коррекционной работы. Работа по коррекции нарушений звукопроизношения строится поэтапно: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Во время подготовительного этапа дети учатся узнавать и различать фонемы, формируются правильные артикуляционные уклады. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков у детей формируются первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. На этапе формирования коммуникативных умений и навыков формируются умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. К концу обучения дети должны уметь: – узнавать и различать звуки родного языка; – правильно использовать звуки во всех видах речи.

3 Коррекция нарушения произношения свистящих звуков. Звук С 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука С. 2. Постановка звука С. 3. Автоматизация звука С в прямых открытых слогах: СА, СО, СУ, СЫ. 4. Автоматизация С в закрытых слогах (звук в начале слога): САП, САМ, СОМ, СОН, СУК, СУП 5. Автоматизация звука С в простых односложных словах (звук в начале слова): CАД, СОН, СОК,СУП, СЫР 6. Автоматизация звука С в простых двусложных словах (звук в начале слова под ударением): САНИ, САЛО, СОТЫ, СУХО 7. Автоматизация звука С в трёхсложных словах без стечения согласных: САПОГИ, СУХАРИ, САМОЛЁТ 8. Автоматизация С в обратных слогах: АС, ОС, УС, ЫС, ИС. 9. Автоматизация звука С в закрытых слогах (звук в конце слога): КАС, КОС,КУС, КИС 10. Автоматизация звука С в простых односложных словах (звук в конце слова): ВАС, ЛЕС, ЛИС, ВЕС, НОС 11. Автоматизация звука С в простых двусложных словах (звук С в середине и конце слова): УСЫ, ОСА,КОСЫ,ВЕСЫ, ОВЁС 12. Автоматизация звука C в слогах со стечением согласных: CТА,CКА, ИCТ, ОCТ, УCК 13. Автоматизация звука С в односложных словах со стечением согласных: СТАЯ, СТОЛ, СТУЛ, ЛИСТ, ЕСТ, КУСТ, МОСТ 14. Автоматизация звука С в двусложных словах со стечением согласных: СВЁКЛА, СТАКАН, СТАЙКА, КАСКА 15. Автоматизация звука С в трёхсложных словах со стечением согласных: СКАМЕЙКА, СТУПЕНИ, КАПУСТА 16. Автоматизация звука С в словосочетаниях. 17. Автоматизация звука С в предложениях и связной речи. 18. Дифференциация звуков С – Ш.

4 Звук З 1. Постановка звука З. 2. Автоматизация звука З в прямых открытых слогах: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ. 3. Автоматизация З в закрытых слогах (звук в начале слога): ЗАП, ЗОП, ЗУП, ЗЫП и т.д. 4. Автоматизация звука З в простых односложных словах (звук в начале слова): ЗУБ, ЗОНТ 5. Автоматизация звука З в простых двусложных словах: ЗАЯЦ, ЗУБЫ, ЗАКАТ и т.д. 6. Автоматизация звука З в трёхсложных словах без стечения согласных: ЗАБАВА, ЗАГАДКА, ЗАТЕЯ 7. Автоматизация звука З в простых двусложных словах (звук З в середине слова): ВАЗА, КОЗА, БИЗОН 8. Автоматизация звука З в слогах со стечением согласных: ЗЛА,ЗЛО, ЗЛУ, ЗЛЫ 9. Автоматизация звука З в односложных словах со стечением согласных: ЗМЕЙ, ЗЛАК, ЗНАК 10. Автоматизация звука З в двусложных словах со стечением согласных: ЗНАЧОК, ЗВОНОК, БЕНЗИН, ГНЕЗДО 11. Автоматизация звука З в трёхсложных словах со стечением согласных: ЗВЕЗДОЧКА, ЗВЕЗДОПАД, ЗНАКОМЫЙ 12. Автоматизация звука З в словосочетаниях. 13. Автоматизация звука З в предложениях и связной речи. 14. Дифференциация звуков З – Ж. Звук Ц 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Ц. 2. Постановка звука Ц. 3. Автоматизация звука Ц в прямых открытых слогах: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ. 4. Автоматизация Ц в закрытых слогах (звук в начале слога): ЦАП, ЦОП, ЦУП, ЦЫП 5. Автоматизация звука Ц в простых односложных и двусложных словах (звук в начале слова): ЦЕПЬ, ЦЕЛЬ, ЦАПЛЯ, ЦЕЛЫЙ 6. Автоматизация звука Ц в трёхсложных словах без стечения согласных: ЦЫГАНКА, ЦЫПЛЕНОК 7. Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ. 8. Автоматизация звука Ц в закрытых слогах (звук в конце слога): КАЦ, КОЦ, КУЦ, КИЦ 9. Автоматизация звука Ц в простых двусложных словах (звук в конце слова): БОЕЦ, ПЕВЕЦ, ПТЕНЕЦ,ЗАЯЦ, ТАНЕЦ 10. Автоматизация звука Ц в односложных и двусложных словах со стечением согласных: ЦВЕТ, ЦВЕТОК, ЯЙЦО, КОЛЬЦО, БОЦМАН 11. Автоматизация звука Ц в словосочетаниях. 12. Автоматизация звука Ц в предложениях и связной речи. 13. Дифференциация звуков Ц С, Ц Т.

5 Коррекция нарушения произношения шипящих звуков. Звук Ш 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Ш. 2. Постановка звука Ш. 3. Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах: ША, ШО, ШУ, ШИ. 4. Автоматизация Ш в закрытых слогах (звук в начале слога): ШАП, ШОП, ШУП, ШИП 5. Автоматизация звука Ш в простых односложных словах (звук в начале слова): ШАХ, ШАР, ШАЛЬ, ШАГ 6. Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук в начале слова под ударением): ШЕЯ, ШИНА,ШУБА 7. Автоматизация звука Ш в трёхсложных словах без стечения согласных: ШЕЛУХА,ШИПОВНИК, ШУМОВКА, ШАХМАТЫ 8. Автоматизация Ш в обратных слогах: АШ, ОШ, УШ, ИШ. 9. Автоматизация звука Ш в закрытых слогах (звук в конце слога): КАШ, КОШ, КУШ, КЫШ 10. Автоматизация звука Ш в простых односложных словах (звук в конце слова): ВАШ, НАШ, ДУШ, МЫШЬ 11. Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук Ш в середине и конце слова): УШИ,КАША,ЛОШАДЬ,КАМЫШ, МАЛЫШ 12. Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных: ШТА,ШКА, ШКО, ШКУ 13. Автоматизация звука Ш в односложных словах со стечением согласных: ШКАФ, ШЛАНГ, ШМЕЛЬ 14. Автоматизация звука Ш в двусложных словах со стечением согласных: ШКОЛА, ШЛЮПКА, КОШКА, ВИШНЯ 15. Автоматизация звука Ш в трёхсложных словах со стечением согласных: ШЛЕПАНЦЫ, ЛЯГУШКА, БАБУШКА, ЛАДОШКА 16. Автоматизация звука Ш в словосочетаниях. 17. Автоматизация звука Ш в предложениях и связной речи. 18. Дифференциация звуков Ш С.

6 Звук Ж 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Ж. 2. Постановка звука Ж. 3. Автоматизация звука Ж в прямых открытых слогах: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ. 5. Автоматизация Ж в закрытых слогах (звук в начале слога): ЖАК, ЖОК, ЖУК, ЖИК 7. Автоматизация звука Ж в простых односложных словах (звук в начале слова): ЖУК, ЖАЛЬ, ЖИТЬ 9. Автоматизация звука Ж в простых двусложных словах: ЖАБА, ЖАЛО, ЖЕЛУДЬ ЖЕЛТЫЙ, ЖИВОТ 10. Автоматизация звука Ж в трёхсложных словах без стечения согласных: ЖАДИНА, ЖАЛОБНО,ПИЖАМА ЕЖОНОК 11. Автоматизация звука Ж в простых двусложных словах (звук Ж в середине слова): УЖИ, ЕЖИ, КОЖА, УЖИН 12. Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных: ЖДА,ЖДО, ЖДУ, ЖДЫ 13. Автоматизация звука Ж в односложных словах со стечением согласных: ЖБАН, ЖНЕЦ, ЖДЕТ 14. Автоматизация звука Ж в двусложных словах со стечением согласных: ДОЖДИК, КАЖДЫЙ, ПИДЖАК, ДОЛЖЕН 16. Автоматизация звука Ж в словосочетаниях. 17. Автоматизация звука Ж в предложениях и связной речи. 18. Дифференциация звуков Ж – З.

Читайте также:  Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

7 Коррекция нарушения произношения сонорных звуков. Звук Л 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Л. 2. Постановка звука Л. 3. Автоматизация звука Л в прямых открытых слогах: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. 4. Автоматизация Л в закрытых слогах (звук в начале слога): ЛАК, ЛОК, ЛУК, ЛЫК 5. Автоматизация звука Л в простых односложных словах (звук в начале слова): ЛАК, ЛОСЬ, ЛОБ, ЛУЧ, ЛУК 6. Автоматизация звука Л в простых двусложных словах: ЛАПА, ЛУЖА, ЛЫЖИ, ЛОШАДЬ 7. Автоматизация звука Л в трёхсложных словах без стечения согласных: ЛОПАТА, ЛАДОШКА, ЛУЖАЙКА 8. Автоматизация Л в обратных слогах: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ. 9. Автоматизация звука Л в закрытых слогах (звук в конце слога): ПАЛ, ПОЛ, ПУЛ, ПИЛ 10. Автоматизация звука Л в простых односложных словах (звук в конце слова): ПОЛ, МЕЛ, СТОЛ, СТУЛ 11. Автоматизация звука Л в простых двусложных словах (звук Л в середине и конце слова): ХОЛОД, САЛАТ, ПАЛАС, ДЯТЕЛ 12. Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных: ПЛА, ПЛО, ПЛУ, ПЛЫ и т.д. 13. Автоматизация звука Л в односложных словах со стечением согласных: ПЛОВ, КЛАД, СЛОН, ПЛУГ 14. Автоматизация звука Л в двусложных словах со стечением согласных: СЛАДКИЙ, КЛОУН, ДУПЛО, БЕЛКА, КУКЛА 15. Автоматизация звука Л в словосочетаниях. 16. Автоматизация звука Л в предложениях и связной речи. 17. Дифференциация звуков Л Р, Л ЛЬ, Л – Й.

8 Звук Р 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Р. 2. Постановка звука Р. 3. Автоматизация звука Р в прямых открытых слогах: РА, РО, РУ, РЫ. Автоматизация Р в закрытых слогах (звук в начале слога): РАК, РОК, РУК, РЫК Автоматизация звука Р в простых односложных словах (звук в начале слова): РАК, РОТ, РЫСЬ Автоматизация звука Р в простых двусложных словах: РАМА, РОЗА, РУКА, РЫБА, Автоматизация звука Р в трёхсложных словах без стечения согласных: РАДУГА, РОДИНА, РУБАШКА 4. Автоматизация Р в обратных слогах: АР, ОР, УР, ЫР, ИР. 6. Автоматизация звука Р в закрытых слогах (звук в конце слога): КАР, КОР, КУР, КИР 8. Автоматизация звука Р в простых односложных словах (звук в конце слова): ПАР, МИР, СОР 11. Автоматизация звука Р в простых двусложных словах (звук Р в середине и конце слова): ГОРА, БАРАН, ПИРОГ, БАЗАР, ТОВАР Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных: ПРА, ПРО, ПРУ, ПРЫ и т.д. 12. Автоматизация звука Р в односложных словах со стечением согласных: КРАН, КРОТ, КРУГ 13. Автоматизация звука Р в двусложных словах со стечением согласных: ТРАВА, ДРОВА,ГРОХОТ, ПАРТА 14. Автоматизация звука Р в словосочетаниях. 15. Автоматизация звука Р в предложениях и связной речи. 16. Дифференциация звуков Р Л, Р – Й.

9 Список литературы: 1. Инструктивное письмо Министерства Образования РФ от г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 2. Логопедия: Учебное пособие/ под ред. Л.С.Волковой. 3 изд. М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Учебное пособие. М., 1993.

Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Индивидуальное задание для девочки

Проведение коррекционных занятий по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — важная составляющая образовательного процесса специальных учебных заведений, учебно-реабилитационных центров, интегрированных и инклюзивных классов для детей с ЗПР, которая призвана способствовать целенаправленному совершенствованию языковых, речевых и социально-коммуникативных умений и навыков в указанной категории детей.

Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Тяжелые речевые дефекты (детская афазия, моторная и сенсорная алалия), вызванные локальными впечатлениями головного мозга, сопровождаются специфическими особенностями формирования интеллектуальной деятельности ребенка. Это проявляется в диспропорциональном развитии некоторых высших психических функций (вербального и невербального мышления, зрительной и слухоречевой памяти, состоянии импрессивной и экспрессивной речи) и в снижении темпов психического развития в целом.

Формирование речевых навыков в дошкольных заведениях

Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Направления коррекционного обучения на подготовительном этапе:

  • действия по упорядочению ряда анализаторов — слухового, зрительного, смыслового, двигательного, речедвигательного;
  • программы различных видов деятельности (предметная, творительная, изобразительная);
  • развитие слухоречевой памяти, слухового внимания и контроля;
  • развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов (на невербальном, а в дальнейшем и вербальном материале);
  • развитие кинестетического анализа в процессе репродуктивного воспроизведения звуков речи с опорой на зрительное восприятие артикуляции;
  • организация наблюдений ребенка за разными сторонами речи (морфологической, синтаксической, просодической, произносительной, интонационной) и практическое выделение слов, грамматических морфем, фонем в процессе восприятия речи.

Основной этап. На этом этапе проводится формирование экспрессивной речи.

  1. Формирование экспрессивного словаря путем соотнесения имеющихся у ребенка звуковых образов слов с движениями с опорой на зрительное восприятие и кинестетические ощущения. В дальнейшем развитие звукового анализа слова с использованием названых опор и параллельное обучение ребенка грамоте.
  2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и парадигм склонения.
  3. Сочетание звуков в слоги, слов в слова, слова в структурные предложения.
  4. Развитие качественной связной речи.

Значение сенсорного развития

Подготовка детей к школе включает:

  1. Расширение знаний и представлений об окружающей среде.
  2. Развитие активной познавательной деятельности.
  3. Развитие интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации предметов на вербальном материале, который предъявляет педагог.
  4. Увеличение объема импрессивного вещания за счет расширения: смысловой структуры слова и его понятийной соотнесенности, его синтаксического значения, уточнения семантики грамматических морфем и разных типов синтаксических конструкций.
  5. Обучение элементарным математическим знаниям, изобразительной деятельности, конструированию по специальным методикам.
  6. Подготовка к овладению грамотой.

Логопедическая работа с ТНР

Основная задача адаптированной программы для логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи направлена на проведение коррекционной и развивающей работы с детьми, учитывая их особенности развития. Работа проводится в нескольких направлениях:

Логопед после проведения психологической диагностики определяет причину и уровень нарушения речи. После чего подбирает ряд специальных заданий, которые позволят построить правильную словообразную деятельность.

Работа проводится в 5 направлениях:

  • «Речевое» – пополнение словарного запаса, тренировка фонематического восприятия, формирование правильного речевого строя и прочее;
  • «Познавательное» – мышление, внимание, память;
  • «Художественно-эстетическое» – привлечение музыкальных, художественных произведений.
  • «Социально-коммуникативное» – навыки общения и работы в коллективе за счет применения игровых форм деятельности;
  • «Физическое» – моторика, мимическая мускулатура, речевое и физиологическое дыхание.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Методики при тяжелых нарушениях речи

Для достижения поставленных задач при тяжелых нарушениях речи используются специальные методики:

Методики работают только при комплексном подходе. Начальный этап коррекции подразумевает проведение практических и наглядных методик, с минимальным привлечением словесной.

Упражнения для детей с ТНР

Дефектологи-логопеды в работе часто используют упражнения для детей с кинетическим песком. Занятия могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Организация обучения детей направлена на выполнения следующих задач:

  • развитие разных форм моторики;
  • стимуляция развития речи по слогам;
  • связное речевое развитие;
  • постановка правильного произношения звуков;
  • развитие представлений о фонетике;
  • стимулирование постановки диафрагмального дыхания.

Среди самых популярных упражнений:

  • «Необыкновенные следы» – надавливание пальцами, ладошками и кулачками на песок для имитации следов разных животных.
  • «Что под песком» – выбирается яркая тематическая картина, засыпается тонким слоем песка, ребенок должен набрать воздух через нос, и выдохнуть ртом, сдувая песок с поверхности картины.
  • «Спрячь ручки» – ребенок должен спрятать ладошки в песок в период, когда слышит определенное слово, звук, слог.
  • «Клад» – в чаше с песком прячутся разнообразные фигурки, необходимо найти их и классифицировать по характеристикам.

Такие упражнения являются самыми эффективными в период обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задания для детей с ТНР

Все занятия в процессе образования детей с ТНР проводятся в игровой форме, а для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости проводится частая смена игровой деятельности.

Использование зеркала в занятиях

Продолжительность занятия обычно варьируется от 10 до 25 минут. Для максимального достижения успеха недостаточно работы педагогов и логопедов, необходимо дополнительно дома создавать развивающую среду и выполнять тщательно все «домашние задания».

Задания для детей дефектолог подбирает индивидуально. При ТНР проводятся следующие направления занятий по коррекции:

  • память, наблюдательность, внимание;
  • связная речь;
  • словарный запас;
  • артикуляционный аппарат;
  • логоритмика;
  • мелкая моторика;
  • дыхательная гимнастика.

АООП для школьников с тяжелыми нарушениями речи

АООП – адаптированная основная образовательная программа.

Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников направлена на решение следующих стратегических и тактических задач:

  • совершенствование навыков слушания (понимание) текстов диалогического и монологического характера;
  • формирование навыков ведения диалога;
  • развитие монологической речи путем упражнения в построении произведений-рассказов, произведений-описаний;
  • упражнения в подробном и выборочном пересказе текстов разных стилей и жанров речи;
  • развитие умений целостного восприятия, понимания и интерпретации текстов;
  • присвоение ценностных ориентаций в общении.

АООП для детей с ТНР – отзывы

Основная часть отзывов взята с форума https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/198256/.

ПоложительныеОтрицательные
Сын до 3 лет молчал, пошли в сад и начали работать усиленно с логопедом по индивидуальной программе, было все: и домашние задания, и требования по обеспечению специальной развивающей среды, а мы, как родители, все упорно выполняли. Сейчас сынуля учится в 5 классе, и он спокойно выражает свои мысли словесно, ведет диалог и правильно строит речь. На данный момент, существуют уже мало заметные проблемы, но мы над ними работаем. (Ника)Если работа по адаптированной программе не проводилась в дошкольном возрасте, в школе просто нереально решить речевые дефекты. Речевые основные навыки формируются у детей до 6 лет. Так что большинство родителей должны просто смириться, если ничего не предприняли до этого возраста (Юлия)
У нас и в саду ввели логопедические групповые занятия, а с проблемными детками работают дополнительно индивидуально. И старшая дочь говорит, что у них в школе тоже начали практиковать. Она сейчас в 7 классе, и все они с удовольствием выполняют задания по сурдологии, упражнения с мимикой и дыханием. Подобного рода занятия полезны не только для детей с ЗПР, но и для здоровых, так как современная молодежь часто не может два слова связать, хотя физических проблем с речью они и не имеют. (Софья)Каждая речевая задержка в обязательном порядке сопровождается и психологической, следовательно, просто занятий с логопедом-дефектологом будет очень мало, необходимо дополнительно задействовать занятия с психоневрологом и медикаментозную терапию. (Ольга)
Применение разных методик, проведение интересных занятий и упражнений позволяет ребенка не просто увлечь (что очень сложно при диагнозе ЗПР), но провести эффективную коррекционную работу даже при тяжелой форме речевого дефекта. Единственное, у нас еще не все учебные заведения к данной практике готовы, но на любое новшество необходимо время. (Лидия Степановна)Важно правильно подобрать учебное заведение, которое проводит логопедическую комплексную коррекционную работу, хотя таких учебных заведений сейчас крайне мало. Надеемся, что на детей с ЗПР наконец начнут активнее обращать внимание. (Рита)
У нас в старшей садиковской группе 10 детишек с разными формами речевой задержки. У нас лично тяжелая, но дочурка уже через 4 месяца занятий начала демонстрировать успехи, пока только сопровождая жесты определенными звуками и отдельными слогами – но это уже огромнейший шаг. Да и работа в такой небольшой группе тоже намного плодотворнее, чем нахождение в специальном заведении (проходили на занятия год, и без существенных достижений) (Лилия)
Читайте также:  Звук (3), буква З - конспект НОД

Вывод

ООП для детей с ТНР позволяет проводить коррекцию не только речевых навыков, но и психологических отклонений и физиологических, так как работа проводится комплексная с задействованием разнообразных форм и методик, начиная с дошкольного возраста.

Видео — Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Видео — Проведение коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Педразвитие

Автор: Лескова Нина Семенлвна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ №15 “Золотая рыбка” комбинированного вида
Населённый пункт: Оленегорск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Дата публикации: 06.09.2017
Раздел: дошкольное образование

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Золотая рыбка»

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи

Лескова Нина Семеновна

учитель – логопед высшей кв. категории.

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в

правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие

речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен

сложный комплекс движений.

Исправление нарушений звукопроизношения самый ожидаемый от учителя-

логопеда результат. Только учитель-логопед может и должен исправить нарушения

правильного произношения звуков поэтапно. Это следующие четыре основных

автоматизация поставленного звука,

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. На каждом этапе

анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,

отработка направленной воздушной струи,

развитие фонематического слуха,

отработка опорных звуков,

развитие мелкой моторики рук.

Но если у воспитанника диагноз дизартрия, направления подготовительного

этапа, будут несколько отличаться от этих, потому что у них страдает мышечный

тонус, динамическая сторона речи, дыхательные и двигательные функции.

Направления подготовительного этапа при дизартрии следующие:

мускулатуры (выполнение разных видов массажей).

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

нормализация голоса (модуляция голоса по высоте и силе, потому что у

них монотонный голос).

плавного, экономичного выдоха).

логические ударения, потому что у воспитанников с дизартрией как

обычно речь смазанная, нечеткая).

важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбираю с учетом конкретного нарушения.

воздушной струи, выработка которой провожу одновременно с артикуляционной

гимнастикой. Последовательно даю следующие упражнения:

для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух

(«толстый помидорчик»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при

приоткрытом рте («худенький огуречик»);

для выработки направленной воздушной струи — не надувать щеки,

посередине круглое маленькое «окошечко», сдувать с поднесенной ко

рту ладони любой мягкий предмет (вырезанные из бумаги снежинка,

бабочка, листочек и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так,

чтобы он покатился.

пальцев рук. Для этой цели использую разные упражнения и игры:

Выполнение подражательных упражнений;

Выполнение разных пальчиковых игр;

Выполнение упражнений самомассажа;

Игры с материалом для развития мелкой моторики, например:

растирание ладонями шестигранного карандаша;

выполнение самомассажа пальчиков с помощью колючих шариков.

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе

в моей практике является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между

правильным и искаженным звуками. Даю воспитанникам возможность слушать

внимание на эти звуки, показываю разницу в их звучании и вырабатываю стимул

для преодоления нарушения.

Важным направлением на подготовительном этапе считаю отработку опорных

образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков

предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного

произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука [с] опорными использую звуки [и], [ф]. Звуки [с], [и] — одинаковые

находится внизу. Отрабатывая звук [и], я добиваюсь положения широкого кончика

языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам.

Звуки [с], [ф] — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук

отработанных элемента, добиваюсь правильное произношение звука [с].

Для звука [ш] опорными использую звуки [т], [с]. Звуки [ш], [т] — одинаковые

находится вверху. Отрабатывая звук [т], добиваюсь умения поднимать кончик

(щелевые). Отрабатывая звук

[с], добиваюсь направленную воздушную струю,

идущую по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, добиваюсь

правильного произношения звука [ш].

Для звука [л] опорными использую звуки [т], [ы].

Звук [т] дает подъем

кончика языка к альвеолам, а звук [ы] — подъем средне- задней части языка к

Для звука [р] —использую звуки [д],[з],[ж]. Звук [д] отрабатывает подъем

напряженного кончика языка вверх, звуки [з] и [ж]— направленную воздушную

струю и вибрацию кончика языка.

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, я уже на подготовительном этапе

выработке хорошей дикции; приучает ребенка выделять опорный звук в слогах,

представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это

формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой

и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

К следующему этапу — постановке звука —перехожу, когда ребенок научится

отличать правильное звучание от искаженного.

В практике работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи мне

приходится в основном применять смешанный способ постановки звуков, когда

постановки правильного произношения изолированного звука.

контроль и опорные звуки.

Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание

неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, я на

артикуляционную базу, говорю ребенку: “Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот,

положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель,

пусти по языку длинный “ветерок” и дай голос”. Если ребенок выполняет все

инструкции правильно, у него получается чистый звук [з].

Для каждого звука, который ставим подбираю предметную картинку-символ.

Поскольку звук для ребенка — понятие абстрактное, картинка-символ должна по

двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их

соотнести, а в дальнейшем и запомнит

букву, обозначающую этот звук.

птицей), изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук.

Например: “р-р-р” — рычит собака, “ж-ж-ж” — жужжит жук, “ц-ц-ц” стрекочет

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого,

должен быть соответствующий звук. Например: [ч] — поезд выпускает пар, [к] —

капли капают, [в] — ветер воет и т. д.

Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за

нижние зубы (звук [с]), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук

Таким образом, при постановке звука у моих воспитанников одновременно

голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и

соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу — автоматизации звука перехожу только тогда, когда

ребенок по требованию может легко, без предварительной подготовки, без поиска

нужной артикуляции произнести поставленный звук, но не звукоподражание.

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая

длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в

слове — в начале, середине, конце — я

подбираю достаточное количество

картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т. е.

формированию навыков звукового анализа слова.

Поскольку недостатки звукопроизношения

являются не самостоятельным

дефектом, а частью другого, более сложного нарушения речи, при автоматизации

звуков в словах одновременно работаю над уточнением и расширением словаря,

над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала выбираю

знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем —

более сложные: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Слежу, чтобы в составе

слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Автоматизацию звука в предложениях провожу на базе отработанных слов.

автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком

Рабочая программа по коррекции и развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Главным фактором социального общения людей является язык. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребенка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Формирование произносительной стороны речи происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т. е. от развития языка в целом.

Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребенка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

В рабочей программе выделены следующие направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

    В соответствии с этапами формирования звука выделены 4 основных вида работы:

  • уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
  • вызывание звука;
  • воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;
  • воспитание правильного, четкого произношения звука в связной речи.

    На логопедических занятиях, помимо основных задач, решаются и такие как:

    – развитие мелкой моторики;

    – развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;

    – развитие интонационной выразительности речи.

    Программа рассчитана на один год обучения в объёме 60 часов. Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы по принципу сходности структуры речевого дефекта и особенностей развития ребенка. Подгруппы формируются по 2-4 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни и не более 25 минут для детей шестого года жизни. Индивидуальные занятия проводятся примерно 2-3 раза в неделю, по 15 минут. Индивидуальная работа направлена на формирование правильных артикуляционных укладов, на развитие фонематического слуха и восприятия, на закрепление и отработку лексико-грамматических категорий.

    В итоге логопедической работы дети должны уметь:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • находить в предложениях слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал.
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов
  • свободно составлять рассказы, пересказы.

    – участием в конкурсах.

    Занятия проходят в форме игры-задачи, сказочного путешествия, виртуальной экскурсии, викторины и т.п.

    Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие звукопроизношения, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, грамматического строя речи. Также используются упражнения на развитие графо-моторных навыков (штриховка, дорисовывание, складывание, раскрашивание) и развитие высших психических функций (пересказы по-цепочке, додумывание концовки рассказа, отгадывание загадок и т. д.).

    Автор: Низамова Зиля Семигулловна

  • Ссылка на основную публикацию