Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР

Приказ № от 2013 г. Рабочая программа По коррекции фонетико фонематического недоразвития речи обучающихся (ффн)

Главная > Рабочая программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №22

Зам. Директора по УВР

« __»____________2013 г. « Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ №22

приказ № _______ от

По коррекции фонетико – фонематического недоразвития

речи обучающихся (ФФН)

Учитель – логопед Титова С.В.

Год составления 2013-2014 учебный год

Рассмотрено на заседании РМО

Руководитель РМО________________ _______________

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени.

Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте.

Адресат программы : программа рассчитана на обучающихся 1- классов с ОНР (3-4 уровень), для обучающихся с ФФНР.

Цель программы : коррекция фонетико-фонематической стороны речи обучающихся, развитие высших психических функции, подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.

Главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи . Это означает, что у детей, имеющих ОНР, ФФНР необходимо:

Развивать подвижность речевого аппарата;

Совершенствовать дифференцированность движение речевых органов;

Корректировать дефекты звукопроизношения;

Добиваться автоматизации ранее поставленных звуков;

Дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

Расширять импрессивный и экспрессивный словарь;

Развивать высшие психические функции;

Сформировать полноценные фонематические процессы;

Представление о звукобуквенном составе слов;

Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

Длительность программы: продолжительность данного курса зависит от результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Количество занятий в неделю: Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.

Курс включает в себя занятия в течение одного года, проводятся 2-3 раза в неделю.

групповых – 35- 40 минут,

индивидуальных – 20 минут

Условия реализации: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете

Основные методы работы на занятии:

Формы организации деятельности обучающихся:

Организация коррекционной работы:

I полугодие – коррекция произношения;

II полугодие – восполнение пробелов в развитии фонематической стороны речи.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование УУД.

различных методов активного обучения;

анализ конкретных понятий и ситуаций;

тренировка и другие виды заданий;

творческая работа детей.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

УМК для учителя

Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.

Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.

Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.

УМК для обучающегося

Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

Сводная таблица по видам контроля

Проведение диагностик устной и письменной речи

Количество итоговых работ

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебно-методические материалы:

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

Планирование работы по коррекции ФФН

Постановка, автоматизация нарушенных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразе, тексте, связной речи.

Развитие и уточнение временных и пространственных представлений

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

Дифференциация звуков по твердости и мягкости.

Дифференциация по звонкости и глухости

Слоговой состав слова Ударение

Слогообразующая роль гласных.

Звукобуквенный и слоговой анализ

Дифференциация звуков по

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

– способность к запоминанию и переключению;

– навыки и приёмы самоконтроля;

2. Формирование полноценных учебных умений:

– планирование предстоящей деятельности;

– принятие учебной задачи;

– активное осмысление материала;

– выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели, контроль за деятельностью;

– работа в определённом темпе;

– применение знаний в новых ситуациях;

– анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий в обучении:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств

достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно читать, писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

4) применение знаний в новых ситуациях;

5) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

4) применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

6) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

7) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

8) развёрнутый рассказ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия;

9) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

10) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

11) соблюдение речевого этикета при обращении;

12) сопоставление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Методика организации логопедических занятий.

Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).

Формирование первичных произносительных умений и навыков:

Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Постановка звуков должна проводиться в строгой последовательности:

свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’]; шипящий [ш]; сонорный [л]; шипящий [ж]; сонорные [р], [р’]; шипящие [ч], [щ].

Игра-презентация: Правильное употребление предлогов

Игра-презентация: Правильное употребление предлогов

Предлагаю вашему вниманию авторскую игру-презентацию, способствующую правильному употреблению в речи дошкольников с ОНР 3 уровня предложно-падежных конструкций.

Дидактическая задача игры «Эти маленькие слова!» — закрепление знаний о пространственных отношениях предметов; закрепление умений и навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения. Позволяет добиться исправления наиболее часто встречающихся ошибок при употреблении предлогов, а именно: опускание предлога В, отсутствие предлога НАД, замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В; неправильное употребление падежного окончания существительного; неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Игровая задача – для 1-го уровня сложности: выбери схему «маленького» слова и составь с этим словом предложение по опорным картинкам; для 2-го уровня сложности: выбери схему «маленького» слова и составь с этим словом предложение по картинке.

Игровые действия детей: ребенок с помощью манипулятора «мышь» выбирает щелчком левой клавиши графическую схему подходящего предлога (В, НА, ПО, ПОД или НАД) и озвучивает составленное им предложение (словосочетание).

Правила игры: дети делятся на 2 команды – команда от Незнайки, команда от Малыша и, согласно выбранному взрослым уровню сложности, поочерёдно составляют, озвучивают предложения (словосочетания) с предлогами, выбирают щелчком «мыши» правильную, на их взгляд, схему предлога.

Если ребёнок верно выбрал схему, то рядом с изображениями предметов появляется зелёная галочка, если нет – красный крестик!

Составленные предложения (словосочетания) оценивает взрослый. При затруднении в понимании ребёнком пространственных отношений предметов, логопед задаёт наводящие вопросы (вопрос тогда уже содержит предлог-ответ).

Подготовительная работа. Прежде чем приступить к игре, следует заранее познакомить детей с графическими схемами «маленьких» слов» (предлогов). Значение схемы взрослый может прочитать во всплывающей подсказке на первом слайде в режиме «Показ слайдов» при наведении курсора на каждую из 5-ти схем.

Подведение итогов проводится по количеству набранных командами «крестиков» и «галочек».

Игра «Эти маленькие слова!» может быть полезна не только детям с ОНР, но и другим дошкольникам, допускающим ошибки в употреблении предлогов из-за недостаточной ориентации в пространстве.

Читайте также:  Синонимы, их использование в речи - конспект логопедического занятия

Навигация по игре

1. СЛАЙД Запускает задания разных уровней сложности через гиперссылки. Левый верхний угол – работа с опорными картинками, правый верхний угол – работа с сюжетной картинкой. Во всплывающих подсказках при наведении курсора на схемы и картинки можно прочесть задания и предлоги.

2. СЛАЙД Имеет цветовой фон коврика Малыша с 1-го слайда и фигурку самого героя в левом нижнем углу. Это означает, что играет команда Малыша. Схемы предлогов: ПО-В-НА. Примерные наводящие вопросы: Куда (во что? – при затруднении) вставляют карандаш для затачивания? Где (на чём?) растут яблоки?

3. СЛАЙД Имеет цветовой фон коврика Незнайки с 1-го слайда и фигурку самого героя в правом нижнем углу. Это означает, что играет команда Незнайки. Схемы предлогов: ПО-В-НА. Примерные наводящие вопросы: Где (по чему?) поедет автобус? Где (в чём?) содержат попугая дома?

4. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (в чём?) содержат рыбку дома? Куда (во что?) ставят срезанные цветы?

5. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (в чём?) будет сидеть птица? Куда (на что?) поставят тарелку?

6. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (во что?) вставят ключ? Куда (на что?) поставят чашку?

7. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (по чему?) поедет поезд? Куда (во что?) заберётся пёс?

8. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (во что?) положат грибы? Куда (на что?) вешают новогодние игрушки?

9. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (на что?) надо положить книгу? Куда (на что?) надо постелить скатерть? По большой зелёной стрелке, направленной влево возвращаемся на СЛАЙД 1.

10. СЛАЙД Попадаем сюда с 1-го слайда, выбрав гиперссылку в правом верхнем углу. Команда Малыша. Схемы: НА-НАД. Ориентировать ребёнка на предметы: это картина, это кровать. Вопрос: Где (над чем?) висит картина?; цветочный горшок-подоконник →Где (на чём?) стоит горшок?; самолёт-облако →Где (над чём?) пролетает самолёт?; пирог-тарелка→Куда (на что?) положили пирог?

11. СЛАЙД Команда Незнайки. НА-В. Букет цветов-ваза→Куда (во что?) поставили букет?; подушка-диван→Где (на чём?) лежит подушка?; человек-конь→Где (на ком?) сидит человек?; карандаши-пенал→Куда (во что?) положили карандаши?

12. СЛАЙД Команда Малыша. ПОД-ПО. Кот-стул→Куда (под что?) залез кот?; поезд-рельсы→По чему (по какой поверхности?) поедет поезд?; санки-снег→По чему (по какой поверхности?) едут, катятся санки?; черепаха-кресло→Куда (подо что?) заползла черепаха?

13. СЛАЙД Команда Незнайки. НА-НАД. Бабочка-пруд→Где (над чем?) пролетает бабочка?; труба-крыша→Куда (на что?) установили трубу?; цветочный горшок-картина→Где (над чем?) висит кашпо?; медведь-пень→Где (на чём?) сидит медведь?

14. СЛАЙД Команда Малыша. В-НА. Рыбки-аквариум→Где (в чём?) содержат рыбок?; птица-ветка→Где (на чём?) сидит кукушка?; посуда-стол→Куда (на что?) поставили посуду?; белка (лиса)-дупло (нора) →Где (в чём?) спит белка (лиса)?

15. СЛАЙД Команда Незнайки. ПО-ПОД. Собака-дерево→Куда (под что?) спряталась собака?; корабль-море→По какой поверхности (по чему?) плывёт корабль?; девочка-тропинка→Где (по чему?, по какой поверхности?) шагает девочка?; заяц-гриб→Где (под чем?, куда?) спрятался заяц? По большой зелёной стрелке, направленной влево, возвращаемся на 1-й слайд.

Презентация, доклад на тему Употребление предлогов у детей

Употребление предлогов у детей, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 23 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

  • Главная
  • Детские презентации
  • Употребление предлогов у детей

Слайды и текст этой презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 47» комбинированного вида

Игры на развитие понимания предлогов у малышей

Занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих детей. Речевые игры с детьми трех лет направлены на:
1) развитие мышления ребенка,
2) обогащение словаря малыша новыми словами,
3) развитие языкового чутья,
4) предупреждение грамматических ошибок,
5) развитие умения связно выражать свои мысли,
6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.
В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать).
Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.

Например: игра «Играем в прятки с Мишкой».
Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».
Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе. Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А. Около стола. Вот она. » (Мишка радостно дает конфету ребенку)
В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять по желанию ребенка, но обязательно менять каждый раз ее сюжет.

При повторении игры ребенок захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — говорит ребенок. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит персонаж. А ищет-то неправильно — на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А. Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо искать под коробкой», — сочувственно произносит ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет. Задача речевой игры выполнена – ребенок незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.
Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Как часто стоит проводить такие занятия с детьми? Какова должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по 5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда ребенок еще хочет ее продолжить.

Занятия с детьми – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет? Золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – смешарики. Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

В ряде случаев, у старших дошкольников, при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико – грамматического строя языка может отличаться от нормы. У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях.
При определении этапов работы над предложно – падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД и др.

Нарушения ориентации в окружающем пространстве

Непонимание значения предлогов

Несформированность пространственных понятий

Ошибки употребления предлогов дошкольниками

Ошибки употребления падежных окончаний

Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников

выявление понимания значения предлогов;
изучение правильности употребления предлогов в специально созданных условиях;
изучение правильности употребления предлогов в самостоятельной речи.

формирование навыков ориентации в окружающем пространстве;
развитие навыков понимания предлогов; формирование навыков правильного употребления предлогов в речи;
ифференциация предлогов в речи.

Формы работы по формированию навыков употребления предлогов

Логопедические индивидуальные занятия

Занятия с родителями дома

Фронтальные и подгрупповые занятия

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи

Игры с реальными предметами

Игры с картинками

Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи

Игры с реальными предметами

Игры с картинками

Игры с использованием схем- моделей предлога

Игры с моделированием графических схем предложения

Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например : Даем детям « усеченное » задание : – Положи кружок. стол, а грибок. стул. И спрашиваем : – Понятно, как надо выполнить действия ? А теперь послушай ещё раз : « Положи кружок на стол, а грибок под стул. – Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить ? Чем они отличаются ? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Уточнение понимания предлогов в
импрессивной речи.
«Покажи … »

«Где машинка в коробке»
2. «Сделай как я скажу»

« Положи мяч на стул »

Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи

«Поставь куклу около кубика» «Положи куклу на диван»

Игры с реальными предметами
( сюжетные игры с серией задач )

«Хозяюшка»
Поставь чайник в мойку Поставь сковороду на газовую плиту

Игры с картинками
( моделирование предлогов)

Игры с картинками
( использование графических схем )

Игры с картинками
( составление предложений по алгоритму )

Маша села на диван.
Маша повесила вещи в шкаф.
Маша поставила туфли около стула.

Игры с моделированием графических схем
«Составь схему предложения»

Интерактивный тренажер “Where is a monkey. Предлоги”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Соколова Анна Александровна

Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

Средняя общеобразовательная школа №38

г.Набережные Челны Республика Татарстан

Учитель английского языка

Интерактивный тренажер « Where is a monkey »

Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

УМК, авторы образовательной программы

Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: активизация грамматического материала по теме « Предлоги места»

Повторить и закрепить грамматический материал по теме «Предлоги места»;

Контролировать уровень сформированности грамматических навыков по теме «Предлоги места»;

Способствовать развитию мышления и догадки учащихся.

Читайте также:  Литературная викторина по сказкам русских писателей

Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Power Point 2007

Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Тренажер может быть использован на любом этапе урока по теме «Предлоги места». Форма работы с тренажером может быть как индивидуальная, так и групповая.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Учащимся предлагается вспомнить предлоги места и определить где находится обезьянка. На выбор предлагаются три варианта ответа, при нажатии на верный ответ будут аплодисменты, при нажатии на неверный, недовольство. Навигация по слайдам осуществляется при помощи управляющих кнопок.

Если авторский материал был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Анна Александровна, спасибо за публикацию тренажера. В пояснительной записке ничего не написали о своей работе. Как работать? Что происходит при нажатии на правильный ответ, при нажатии на неправильный ответ? Я так поняла, что если нет звуковых колонок, то с презентацией работать не получится? Пользователь не увидит свой ответ? Прошу пояснить.

В целом работа интересная и понравилась мне.

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста через принцип создания «реальных условий»

    Виталий Чернцов 4 лет назад Просмотров:

1 Территориальный отдел главного управления образования администрации города по Советскому району муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Методическая разработка Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста через принцип создания «реальных условий» Автор: Учитель логопед Лобода Татьяна Валерьевна Красноярск 2014

2 Аннотация Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексикограмматических категорий у детей является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. При изучении особенностей употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста были выявлены недостатки в виде следующих ошибок: пропуски предлога при употреблении существительного в исходной форме; замещения предлога гласным звуком; замещения предлога другим предлогом; ошибки употребления падежных окончаний управляемых слов; поиски правильного применения предлогов; замена предложно-падежной конструкции другой, менее сложной грамматически правильно оформленной, но с иным значением. Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств. Введение Основной работой на логопункте является формирование звукопроизношения, как одного из необходимых средств воспитания звуковой культуры речи. Но грамматический строй речи занимает существенное место в речевом развитии. Если ребёнок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, всё чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Следствием нарушений различных сторон речи у детей с речевой патологией могут быть специфические ошибки в процессе чтения и письма у школьников. Решение проблемы в употреблении предлогов имеет не менее важное практическое значение, так как их неправильное использование приводит к искажениям и ошибкам в речи. Дети, имеющие речевую патологию, часто испытывают трудности при использовании предложно-падежных конструкций. В грамматическом оформлении речи таких детей отмечается низкий уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они используют простые нераспространенные предложения. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено решением проблемы в использовании предлогов и предложно падежных конструкций.

3 Нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки (по методике Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой.) Название заданий оптико-пространственные функции понимания пространственных предлогов владение предложнопадежными формами во фразовой речи Владение пространственных предлогов связной речи Результат на НГ г Результат на НГ г Результат на НГ Результат на НГ ,2% 70,1% 72,2% 78,2% 68,4% 63,9% 66,4% 66,8% 61,3% 60,2% 60,3% 61,1% 50,4% 48,8% 49,4% 51,8% Актуальность Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими пространственные отношения, являются предложно-падежные конструкции. Употребление предлогов с пространственным значением представляет для детей старшего дошкольного возраста значительные трудности. Решение проблемы правильного и обоснованного применения предлогов имеет не менее важное практическое педагогическое значение, так как результаты обследования показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин некоторых видов стилистических и орфографических ошибок у школьников. Основная часть Практика моей работы и работы других специалистов показывает, что трудности в освоении предложно-падежных конструкций это проблема, требующая пристального к себе внимания. Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях и предложениях в условиях логопункта при нарушении звуковой культуры речи, через принцип «Реальных условий». Задачи: Изучить специальную литературу по вопросу формирования понимания предлогов и предложно падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста. Сформировать представление о предлоге как отдельном слове у детей старшего дошкольного возраста. Научить понимать пространственное значение предлогов. Научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и

4 без внешних опор на любую тему и применять предлоги в повседневной жизни. Наличие системы коррекционной работы и тщательного контроля над усвоением знаний способствует освоению детьми правильной системы предложных конструкций. Предполагается, что ребенок может: Правильно ориентироваться в пространстве. Освоить представление о предлоге как об отдельном слове. Научиться работать со схемами предлогов. Определять место нахождения предлога в предложении. Составлять предложения по картинкам. Применять полученные умения в неподготовленной речи (бытовой, учебной, игровой) без внешних опор. Дидактические принципы : Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя принцип «Реальных условий» – единство игровой и дидактической задач, я стимулирую познавательную и коммуникативную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке. Задания с применением предлогов я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом. Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их нагляднообразным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Создание методического банка по работе с предлогами. Построение методического банка я основываю на направлениях работы по формированию правильного звукопроизношения и формирование навыков правильного употребления предлогов и предложно-падежных конструкциях у детей старшего дошкольного возраста. Формы организации детской деятельности Создание занятия включает два этапа: Разработка сюжета с учётом методических требований к логопедическому занятию. Отбор речевого и наглядного материала с использованием принципа «Реальных условий»

5 Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Я использую комплекс методов обучения: практический, наглядный, словесный. Основным я выбрала игровой метод с учетом принципа «Реальных условий». Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. При создании «Реальных условий» дети осваивают различные способы применения предлогов и предложно-падежных конструкций. Важная составляющая в организации игры ориентация ребенка в игре на сверстника. Сохраняю манеру детского диалога в обучении, так как лишь по ней можно судить об успешности. Игру организовываю так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом. Занятия по формированию правильного использования предлогов и предложно-падежных конструкций у детей стараюсь формировать так, чтобы интерес у детей к нашей совместной деятельности был постоянным и не угасал со временем, так как от этого в большой степени зависит эффективность коррекционной работы. Методы и приемы Наряду с игровым методом мною в работе используются и собственные разработки, это и ЗТФ и ИК-технологии. (компьютерные дидактические игры, задания, презентации, тесты) Использование мультимедийных презентаций даёт: Активизацию познавательной деятельности. Достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях. Развитие навыков самообразования и самоконтроля; повышение уровня комфортности обучения. Повышение активности и инициативности детей на занятиях; развитие информационного мышления. ЗТФ – этот метод предоставляет детям возможность проявить: (Задание тестовой формы) Самостоятельность Индивидуальность Способствует обучению детей самоконтролю. Модифицированные дидактические пособия: Раскраски, «дорисуй» творческие задания настольные игры-лото сюжетные и предметные картинки.

6 Эти игры способствуют закреплению правильного употребления предлогов, развивают внимание, мышление и речь. Заключение Хочется отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью принципа «Реальных условий» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. Применение на логопедических занятиях этого принципа позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда. Использование данных принципов и методов позволяет проводить занятия: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне привлекает большое количество дидактического материала А в целом, способствует повышению качества образования. Название заданий Результат на Результат на Результат на Результат на НГ г КГ г НГ г КГ г НГ КГ НГ КГ оптико-пространственные функции понимания пространственных предлогов владение предложнопадежными формами во фразовой речи Владение пространственных предлогов связной речи 74,2% 80,1% 70,1% 82,5% 72,2% 79,2% 78,2% 88,2% 68,4% 76,7% 63,9% 79,9% 66,4% 73,4% 66,8% 79,8% 61,3% 79,7% 60,2% 77,7% 60,3% 65,3% 61,1% 80,1% 50,4% 70,6% 48,8% 72,1% 49,4% 58,4% 61,8% 74,8%

Читайте также:  Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов

7 Диаграмма о проделанной работе Перспектива Работа над предлогами – часть коррекционно – логопедической работы при совершенствовании грамматического строя речи. Хотелось бы, чтобы в детском саду были созданы условия, обеспечивающую свободную самореализацию каждого ребенка в разных видах деятельности. И тогда это поможет избежать таких недостатков связного высказывания как: замещения предлога гласным звуком; замещения предлога другим предлогом; ошибки употребления падежных окончаний управляемых слов. Надеюсь, что представленный мною опыт работы будет интересен и полезен учителям логопедам детских садов.

8 Список литературы 1. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М., Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). М., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, Нищева Н.В. игра “Маленькие слова” 5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. М. : Издательство «ГНОМ и Д», Интернет ресурсы 11. Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР 12. o_padezhnykh_konstrukcij/ Формирование предложно-падежных конструкций Формирование навыков практического употребления предложных конструкций у детей с ОНР

10 Мультимедийные презентации. Приложение 1

11 задания тестовой формы) Приложение 2

12 Дидактические пособия Приложение 3 Схемы предлогов по Ткаченко Т.А. ПОД НА У МЕЖДУ В ИЗ

13 Развивающие настольные игры-лото: 1. Цель: знакомство детей с понятиями “лево-право”, ознакомление с окружающим миром, развитие внимания, зрительного восприятия и логического мышления. 2. Цель: изучение пространственных понятий, обучение правильному употреблению предлогов, развитие внимания. 3. Цель: Развивающая игра-лото для детей дошкольного возраста. Эта игра помогает познакомиться с пространственными понятиями, обучает правильному употреблению предлогов разовьет внимание, мышление и речь.

14 4. «Где мышонок?» Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи. 5. Лото «Предлоги»Цель: развитие понимания пространственного значения предлогов, формирование представлений о предлоге, как отдельном слове, обучение составлению предложений по картинке.картинку схемой предлога. Дидактические игры. 1. Игра «Весёлое путешествие» Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение. 2. Игра «Исправь ошибки Незнайки» Цель: обучение умению слышать в речи окружающих предлоги Описание игры: Незнайки рассказывал рассказ и перепутал все слова. 3. Игра «Угадай, что изменилось?» Цель: обучение детей использованию в речи предлогов «В», «НА», «ПОД», ориентации в пространстве.

Английские предлоги с видами транспорта

Этим летом, в разгар купального сезона, я принимаю туристов со всего мира в своих «пляжных апартаментах» на берегу Черного моря, в Варне.

Возможно, вы удивитесь, если узнаете, почему я каждый раз с особым любопытством жду от гостей информации о том, как они будут добираться до места своего отдыха.

Думаете, мне не терпится узнать это для того, чтобы вовремя встретить их или подробно описать предстоящую дорогу?

Мне всегда бывает интересно, какие предлоги и артикли употребляют туристы из разных стран с английскими существительными, обозначающими разные способы передвижения и виды транспорта.

Приведу несколько выдержек из моей переписки с гостями этим летом.

  • Румыны написали мне, что путешествуют на своей машине: «onour car».
  • Чехи прибыли ко мне тоже в машине, но без артикля и с другим предлогом: «in car».
  • Бельгийцы едут машиной: «bythe car».
  • Немцы ехали в поезде: «inthe train».
  • Англичане летели на самолете: «onthe plane».
  • Болгары будут добираться автобусом из Софии: «by bus».

В общем, сколько авторов, столько и предлогов в сочетании с артиклями…

Очевидно, что некоторые из них употреблены неверно.

Давайте разбираться вместе.

Правильное употребление предлогов и артиклей перед английскими существительными в беседах о транспорте зависит от того, что имеется в виду в каждом конкретном случае:

  • Вид транспорта как понятие (добираться автобусом, машиной, самолетом);
  • Конкретное транспортное средство (автобус № 1, машина (наша), самолет (из Манчестера) или поезд (из Берлина);
  • Если имеется в виду способ передвижения:
  • Артикля перед существительным не будет, так как речь идет не о предмете, а о понятии;
  • В этом случае всегда употребляется предлог ‘by («чем», каким видом транспорта).

То есть все мои гости могли бы написать by car, by train, by bus, by plane и тогда избежали бы ошибок!

Зачем англичане употребили артикль «the»?

Гости из Англии написали мне «We are arriving on the plane» потому, что хотели, чтобы я забрала их из аэропорта, когда они прилетят на конкретном самолете из Манчестера в 11 утра. Именно поэтому в своем сообщении они употребили определенный артикль «the» и указали номер рейса: «The flight number is MT 1456»

Какой тут нужен предлог?

Перед транспортными средствами, о которых по-русски можно сказать «на борту», употребляется предлог «on», например:

  • on the rain – на поезде;
  • on the bus – на автобусе;
  • on the plane – на самолете;
  • on the boat – на лодке.

Это, как правило, достаточно «большие» транспортные средства. Просто включите свое воображение: если вы можете там свободно встать и пройтись, то смело используйте предлог «on»!

Вы приехали верхом?

На велосипеде, мотоцикле, самокате или сигвее? Тогда тоже употребляйте предлог «on»:

  • on the bicycle – на велосипедe;
  • on the motorcycle, cycle, motorbike – на мотоцикле;
  • on the segway – на сигвее;
  • on the scooter – на самокате.
Предлог «in»

Используется в сочетании с существительными, обозначающими небольшие средства передвижения, внутри которых не погуляешь:

  • in the car – в машине;
  • in the taxi – в такси.
Работа над ошибками

Думаю, что мои немецкие и румынские гости ошиблись потому, что в их языках со всеми видами транспорта используется один и тот же предлог, неважно – большое оно или маленькое.

  • в своей машине: «in our car»;
  • на поезде – «on the train».

Бельгийцы и чехи неверно употребили артикли, а не предлоги. Следовало написать:

  • in the car – в машине;
  • by car – машиной.

Для того чтобы НИКОГДА не ошибаться в употреблении артиклей и предлогов, говоря о транспорте на английском языке, просто запомните следующий алгоритм:

Как пользоваться этим алгоритмом
  1. Прежде всего решите, о чем вы будете рассказывать: о предмете (средстве передвижения) или понятии (способе передвижения).
  2. Затем определите, нужен здесь артикль или нет.
  3. После этого используйте:
  • Предлог «by» с нулевым артиклем, если вы говорите о способе передвижения, например: bybus,bycar, by bike.
  • Предлог «on» с артиклем или притяжательным местоимением, если вы говорите о виде транспорта, на котором можно приехать «верхом», или о большом по размерам средстве передвижения, внутри которого можно свободно встать и прогуляться, например: on the bike, оnthebusfromSofia.
  • Предлог «in» с артиклем или притяжательным местоимением, если вы говорите о небольшом по размерам средстве передвижения, например: in our car.

Напишите в комментариях, помог ли вам этот алгоритм?

Желаю приятных путешествий любым видом транспорта!

Хотите за 2 дня разобраться с самыми коварными английскими предлогами и никогда не делать ошибок – Запишитесь сейчас на мой двухдневный Интенсив по предлогам бесплатно >>

Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.

При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.

Особенности использований предлогов «с» и «из».

Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.

Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:

  • Если действие направлено изнутри наружу, употребляется «из»: выйти из леса, вылезти из норы.
  • Если действие направлено с поверхности чего-либо, то употребляется предлог «с»: спуститься с лестницы, упасть с крыши, поднять с пола.

При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:

Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина

Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.

Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.

Предлоги «в» и «на».

Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:

  • Предлог «на» указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие. Но в отличие от «в», «на» не ставит какие-то рамки для той области, о которой идет речь: уеду на деревню к дедушке, нас рано отправили на каникулы, сходить на почту, приходить на станцию.
  • Также предлог «на» используется для указания средства передвижения: приехать на машине, на троллейбусе, на электричке.
  • Предлог «в» указывает на пребывании внутри чего-либо: сесть в трамвай, плыть в лодке (но приплыть на лодке!), занять в самолете место у окна. То же самое касается географических названий: во Франции, в Финляндии, в Альпах.

Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.

Предлоги «по» и «о».

Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:

Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)

Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)

Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)

Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)

Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)

Обучение по математике – обучение математике (корр.)

Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)

Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)

В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:

Коснуться темы любви

Подвести итоги работы

Привести примеры плохого поведения

Ссылка на основную публикацию