Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР

Приказ № от 2013 г. Рабочая программа По коррекции фонетико фонематического недоразвития речи обучающихся (ффн)

Главная > Рабочая программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №22

Зам. Директора по УВР

« __»____________2013 г. « Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ №22

приказ № _______ от

По коррекции фонетико – фонематического недоразвития

речи обучающихся (ФФН)

Учитель – логопед Титова С.В.

Год составления 2013-2014 учебный год

Рассмотрено на заседании РМО

Руководитель РМО________________ _______________

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени.

Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте.

Адресат программы : программа рассчитана на обучающихся 1- классов с ОНР (3-4 уровень), для обучающихся с ФФНР.

Цель программы : коррекция фонетико-фонематической стороны речи обучающихся, развитие высших психических функции, подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.

Главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи . Это означает, что у детей, имеющих ОНР, ФФНР необходимо:

Развивать подвижность речевого аппарата;

Совершенствовать дифференцированность движение речевых органов;

Корректировать дефекты звукопроизношения;

Добиваться автоматизации ранее поставленных звуков;

Дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

Расширять импрессивный и экспрессивный словарь;

Развивать высшие психические функции;

Сформировать полноценные фонематические процессы;

Представление о звукобуквенном составе слов;

Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

Длительность программы: продолжительность данного курса зависит от результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Количество занятий в неделю: Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.

Курс включает в себя занятия в течение одного года, проводятся 2-3 раза в неделю.

групповых – 35- 40 минут,

индивидуальных – 20 минут

Условия реализации: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете

Основные методы работы на занятии:

Формы организации деятельности обучающихся:

Организация коррекционной работы:

I полугодие – коррекция произношения;

II полугодие – восполнение пробелов в развитии фонематической стороны речи.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование УУД.

различных методов активного обучения;

анализ конкретных понятий и ситуаций;

тренировка и другие виды заданий;

творческая работа детей.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

УМК для учителя

Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.

Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.

Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.

УМК для обучающегося

Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

Сводная таблица по видам контроля

Проведение диагностик устной и письменной речи

Количество итоговых работ

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебно-методические материалы:

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

Планирование работы по коррекции ФФН

Постановка, автоматизация нарушенных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразе, тексте, связной речи.

Развитие и уточнение временных и пространственных представлений

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

Дифференциация звуков по твердости и мягкости.

Дифференциация по звонкости и глухости

Слоговой состав слова Ударение

Слогообразующая роль гласных.

Звукобуквенный и слоговой анализ

Дифференциация звуков по

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

– способность к запоминанию и переключению;

– навыки и приёмы самоконтроля;

2. Формирование полноценных учебных умений:

– планирование предстоящей деятельности;

– принятие учебной задачи;

– активное осмысление материала;

– выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели, контроль за деятельностью;

– работа в определённом темпе;

– применение знаний в новых ситуациях;

– анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий в обучении:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств

достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно читать, писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

4) применение знаний в новых ситуациях;

5) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

4) применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

6) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

7) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

8) развёрнутый рассказ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия;

9) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

10) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

11) соблюдение речевого этикета при обращении;

12) сопоставление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Методика организации логопедических занятий.

Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).

Формирование первичных произносительных умений и навыков:

Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Постановка звуков должна проводиться в строгой последовательности:

свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’]; шипящий [ш]; сонорный [л]; шипящий [ж]; сонорные [р], [р’]; шипящие [ч], [щ].

Планирование логопедических занятий

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте.

Мазанова Е., учитель-логопед, МБДОУ Большеболдинский детский сад “Солнышко”.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.

Читайте также:  НОД по ознакомлению с окружающим на тему 'Во саду ли, в огороде'

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

В МБДОУ Большеболдинский детский сад “Солнышко” осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад “Солнышко” реализуется программы “Радуга”, “От рождения до школы”. Эти программы не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

формирование навыков учебной деятельности;

осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН , ФФН, ОНР – III -IVур.р.

6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период – 2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 занятий-2 занятия в неделю, 7 час.30 мин.

II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю,

III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 10 час.

– звукопроизношение + связная речь

Всего 66 занятий в год, 27 час. 30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН , ФФН , ОНР – III-IV ур.р.

7 года жизни разделено на 3 периода обучения

I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6 ч 30 мин.

II период –ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.

III период -март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час.30 мин.

– звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

Всего 68 занятий в год 34 час.

С1 июня– повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся (ффн) Класс : 1

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития

Количество часов: всего 60 часов

Учитель-логопед: Зимаева Марина Викторовна

Программа разработана на основе: программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.

  1. Пояснительная записка

Обоснование – устная речь школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

Школьники донной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи программы:

  1. Обучающая

Обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, овладению навыками построения предложений в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.

  1. Воспитательная
  • Прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.
  1. Развивающая
  • Формировать полноценные произносительные навыки
  • Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления
  • Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
  • Обогащать словарь детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
  • Развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно – демонстрационные,
  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Ведущая технология, ее цели и задачи:

Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Программа составлена на основе программы Е.В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Количество часов в примерной учебной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе (более чем на 6 часов в год). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем, поэтому возникла необходимость создания рабочей программы.

  1. Содержание обучения.

В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.

  1. Звуки гласные и согласные (2часа).

Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. 2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).

Читайте также:  Конспект итогового занятия по автоматизации звука (Р)

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

  1. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).

Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

  1. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (4 часа)

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.

  1. Дифференциация сонорных звуков (6 часов)

Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.

  1. Лабиализованные гласные звуки (4 часа)

Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

Рабочая программа рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
III. Перечень практических работ

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
  • работа в логопедических тетрадях;
  • организация и проведение занятий в игровой форме.

IV.Требования к подготовке учащихся

Знать:

  • названия гласных и согласных звуков и букв
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова
  • как дифференцировать оппозиционные звуки;

Уметь:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • определять ударные и безударные гласные, слоги
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков и слогов в словах
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
  • восстанавливать предложения с заданными звука­ми;

V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  2. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.
  3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  4. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.
  5. Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
  6. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.
  1. Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  2. Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

по коррекции фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
Класс: 1

Учитель-логопед: Зимаева М.В.

Количество часов: всего 60 часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе: рабочей программы «Организация логопедической работы в школе» О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [97]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Альманах педагога

Автор: Чернышенко Ася Владимировна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ “детский сад №59”
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: статья
Тема: “Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми с ФФНР”
Дата публикации: 09.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №59» Г. НАХОДКА

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ФФНР»

Реферат по курсу повышения квалификации

«Организация и содержание деятельности учителя – логопеда в условиях

реализации ФГОС ДО»

Чернышенко Ася Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 59» г.Находка

2.Основнвя часть 7

2.1.Психолого – педагогическая характеристика детей с ФФНР

2.2.Организация методической работы 10

2.3Методы и приемы организации учебно –коррекционного

4.Список литературы 16

речевого развития дошкольников с

свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической

дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены

произносительная сторона речи и фонематический слух.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции

Развитие речи, которое включает умение четко произносить звуки и

учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к

обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная

речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием

дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

логопедической помощи. В нашем ДОУ функционирует логопункт.

логопедического пункта, то можно отметить следующее:

В течение года логопед работает с 25 детьми. Таким образом, ведется

достаточно интенсивная работа.

проблемами речевого развития,(есть дети с дизартрией, дислалией,

занятия в микрогруппах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования по речевому развитию включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

предпосылки обучения грамоте

В отличие от работы в логопедической группе, коррекция речи на

слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и

навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в

рамках индивидуальной и подгрупповой работы, что, в свою очередь,

увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это

В рамках работы логопедической группы программой предусмотрена

логопедических занятиях знаний, умений и навыков во второй половине дня.

вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его

помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Цели, задачи методической работы.

актуальную, теоретически и практически значимую проблему.

Читайте также:  Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Цель данной работы – разработать систему организации учебно-

коррекционного процесса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в

условиях логопункта ДОУ.

Данная цель требовала решения следующих задач:

изучить специальную литературу;

составить перспективный план работы по коррекции речи у детей с

ФФНР старшего дошкольного возраста

выявить основные методы и приемы

по коррекции речи;

оценить эффективность проведенной работы

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях

логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с

перспективный план по коррекции звукопроизношения с включением тем по

закреплению лексико-грамматических категорий, первоначальных навыков

звукового анализа и синтеза; перечень использованной литературы; методы и

средства реализации программы.

2.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФФНР

На логопункт ДОУ ПМПК было направлено 25 дошкольников 5-6лет с

выявлено у 14 детей ФФНР (стертая дизартрия, дислалия, ринолалия)

особенности в протекании высших психических

функций у детей с ФФН:

— внимание у таких детей неустойчивое, нестабильное и иссякающее, а

также — слабо сформировано произвольное внимание,

сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переклю-

читься на другой;

— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с

понимании абстрактных понятий и отношений.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности,

дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

— поведение нестабильное, с частой сменой настроения;

— возникают трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на

задания в течение длительного времени;

— имеются затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно —

п о э т а п н о г о

— в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .

1 . Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по

артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо

[с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], []’], вместо звонких — глухие Отсутствие

звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия

артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам

близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к

несформированными свистящие , шипящие и соноры

2 . Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или

неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] —

нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность

фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют

3 . Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции

изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или

заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте

или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной

нарушения называются фонетико-фонематическими.

4 . Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок

может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух

благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие

Таким образом, мы выяснили, что причиной искаженного произношения

моторики и ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить

внимание логопед уделяет развитию артикуляционного аппарата, мелкой и

У 6 дошкольников с ФФНР имеется большое количество дефектных

звуков, у них нарушена слоговая структура слова и произношение слов со

стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть»,

вместо велосипед – «сипед».

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает

на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают

слушая, хлопнуть в момент произнесения того или иного звука или слога.

парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на

определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе

картинок на заданный звук.

Изучив контингент детей, мы пришли к выводу, что

фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования

произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми

расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией

2.2 Организация методической работы.

Руководствуясь программой под руководством Т.Б.Филичевой,

фонематического недоразвития у детей старшей группы» мною составлен

календарно – тематический план подгрупповых занятий по коррекции речи у

логопедического пункта в ДОУ. (Приложение 1)

В ходе занятий проводились игры на развитее физиологического и

пространственных представлений, математических представлений.

Форма организации обучения

микрогруппами и индивидуальная.

Распределение занятий соответствует требованиям к максимальной

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной

группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые

нарушения. Периодичность занятий – 2 раза в неделю не более 30 минут

для детей подготовительной группы.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется

НОД с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (по 15 минут).

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строилась по

следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических

процессе нормализации звуковой стороны речи;

Я использовала разнообразные приемы постановки и коррекции звуков,

не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с

нарушенным звукопроизношением в зависимости от этиологии нарушения.

постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени

сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,

автоматизация 3-4 или 5–7 занятий может потребоваться только для того,

упражнений создавались условия для повышения работоспособности детей.

На подгрупповых занятиях прививался навык коллективной работы.

На занятиях осуществлялось:

закрепление навыков произношения изученных звуков;

поставленных ранее звуков;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Важной особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий

усвоению более сложного материала.

2.3 Методы и приемы организации учебно-коррекционного процесса

В соответствии с ФГОС ДОУ основной формой работы с детьми-

среди которых выделяются: наглядные, словесные и практические. Выбор и

нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического

воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими

эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивался

методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются

применения специальных упражнений и игр.

речи применялись здоровьесберегающие

статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения,

фотоматериалы, компьютерные игры, презентации)

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей

Иванцовой Т. Н., Азовой Е. А., Черновой О.О.

обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений,

индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и

структуры речевого нарушения.

осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом

его возрастных и психических особенностей;

обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем

чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

чередовать различные виды деятельности;

внимания, памяти, мыслительных операций.

В результате спланированной целенаправленной работы показатели

превышают показатели начало года.

Дети могут вслушиваться

воспринимаемый т на слух материал;

– слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки;

– различать акустически близкие фонемы на слух и в произношении;

– определять место заданного звука в словах (начало, середина, конец)

– делить слова на слоги;

– владеть основными способами словообразования;

– подбирать нужные грамматические формы слов;

– правильно согласовать слова в предложении;

– самостоятельно построить предложение из данных слов;

– владеют интонационными средствами выразительности речи в

пересказе, чтении стихов.

Вся выше описанная работа позволила создать оптимальные условия

Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР

Учебный фильм-пособие по освоению бесплатного Baidu Antivirus 2013 Beta для дома и школы.

Рабочая программа логопеда по курсу “Развитие речи”

Перспективный план работы учителя-логопеда

Индивидуально-ориентированная программа “Коррекция фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста”

Рабочая программа коррекционной работы с учащимися 1-4 классов КРО с ОНР и ЗПРв

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

Рабочая программа логопеда для работы с детьми 5-7 лет с ОНР

Планирование логопедических занятий в подготовительном классе

Планирование логопедических занятий в подготовительном классе (1 четверть)

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста

Индивидуальное календарно-тематическое планирование по коррекции дисграфии с учащимся

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Ссылка на основную публикацию