Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов

Программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся в классах V вида

Разделы: Логопедия

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются специальные (коррекционные) классы V вида, поскольку принципы и структура обучения детей с ТНР должны быть совершенно иными. Для того, чтобы обучение детей в данных классах было наиболее эффективным требуется программа логопедического сопровождения учащихся.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

Целью данной программы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи работы:

  1. Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
  2. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  3. Предупреждение и профилактика речевых нарушений.

Программа предназначена для учащихся 1–4 специальных (коррекционных) классов V вида и рассчитана на 4 года обучения.

Программа опирается на теоретические положения и принципы о тесном взаимодействии развития речи и мышления, на представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности, на принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.

Программа определяет содержание, основные пути развития речи и направлена на создание условий для получения ими качественного образования и коррекции нарушений речи.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения, на каждом из которых определены цель, задачи и содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-воспитательной работы и сроки работы.

I этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 15 сентября по 15 мая первого года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Для реализации цели первого этапа поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Коррекция звукопроизношения;
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие звукового анализа и синтеза;
  4. Развитие слоговой структуры слова.

Содержание коррекционно-логопедической работы на I этапе предполагает формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в формировании навыков учебной деятельности, развитии наблюдательности к языковым явлениям, развитии слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.

К концу первого этапа у детей должны быть сформированы:

  • Направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;
  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • Уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

II этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с второго года обучения по ноябрь третьего года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, а также поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Обогащение словарного запаса путём введения новых слов и словообразования;
  2. Работа над словосочетанием и предложением.

Содержание коррекционно-логопедической работы на II этапе предполагает уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Содержание коррекционно-воспитательной работы на II этапе это формирование навыков организации учебной работы; организация навыков самоконтроля.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

  • Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • Активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

III этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с ноября третьего года обучения по май четвертого года обучения. Целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Задачами III этапа являются:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений, текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа (текста), определять основную мысль текста, определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями; составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: определять замысел высказывания; определять последовательность развертывания высказывания (план); определять связность предложений и смысловую зависимость между ними; отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; составлять план связного высказывания.

Содержание коррекционно-логопедической работы на III этапе: отбор языковых средств для построения высказываний в определённых целях общения. Содержание коррекционно-воспитательной работы на III этапе: формирование навыков организации учебной работы; организация навыков самоконтроля.

К концу III этапа дети должны уметь:

  • Определять тему высказывания;
  • Отделять главное от второстепенного;
  • Строить собственные сообщения в логической последовательности;
  • Делить текст по смыслу на отдельные части;
  • Выделять смысловые опорные пункты;
  • Составлять план пересказа, изложения.

Для практической направленности предусмотрены следующие виды деятельности работы:

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
  • работа в логопедических тетрадях;
  • организация и проведение занятий в игровой форме.

Ведущей технологией является технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи и в письменных работах.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  2. ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Программа логопедического сопровождения “Коррекция нарушений устной речи обучающихся первых классов”

Программа логопедического сопровождения

«Коррекция нарушений устной речи обучающихся первых классов»

Учитель-логопед I категории

Срок реализации 2014-2015 учебный год

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи. Несформированность компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорреггированные стороны устной речи чаще всего находят отражение при чтении и письме. Кроме того, у ребенка, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) – память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения речевых нарушений (как первичного дефекта).

Программа логопедического сопровождения по коррекции нарушений устной речи у обучающихся первых классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Развитие устной речи обучающихся первых классов.

Основными задачами работы по развитию речи детей являются:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения обучающихся в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, лексическому значению слов;

воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

Формирование УУД на логопедических занятиях

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях. Программа логопедического сопровождения по коррекции нарушений устной речи у обучающихся первых классов вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:

Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Механизм реализации УУД на логопедических занятиях

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений обучающихся в развитии универсальных учебных действий.Результаты усвоения УУД формулируются для каждого обучающегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.

Результаты развития УУД у обучающихся на логопедических занятиях

При посещении логопедических занятий можно увидеть, что УУД носят надпредметный характер, обеспечивают преемственность в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. На логопедических занятиях развивают все виды УУД. Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия

К концу первого года коррекционных занятий обучающиеся узнают:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

значениями многих лексических единиц;

правилами связи слов в предложении;

основными грамматическими терминами: заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся смогут научиться:

быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

Читайте также:  Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

анализировать речь (на уровне текста, предложения);

пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

составлять текст на определенную тему;

использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций.

Сроки реализации программного материала

С 1-го по 15-е сентября проводится логопедическое обследование обучающихся 1-х классов. Результаты обследования фиксируются в речевой карте (Приложение 1).

Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Тематическое планирование логопедических занятий

Уточнение и развитие пространственных представлений

Уточнение и развитие временных отношений

Звуки речи и неречевые звуки.

Гласные звуки (и уже знако­мые буквы).

Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков

Деление слов на слоги

Ударение. Ударный и безударный слоги

Согласные звуки (и зна­комые уже буквы)

Гласные звуки (знакомые гл.буквы 2 ряда)

Твердые и мягкие со­гласные

Звонкие и глухие со­гласные

Звуки ф – ф’. Буквы ф, Ф.

Звуки в – в’. Буквы В, в.

Звуки д – д’. Буквы д, Д.

Различие звуков т – д (т’ – д’)

Звуки к – к’. Буквы к, К.

Звуки г – г’. Буквы г, Г.

Различие звуков к – г (к’ – г’)

Звуки с – с’. Буквы с, С.

Звуки з – з’. Буквы з, З.

Различие звуков с – з (с’ -з’)

Звук ш. Буквы ш, Ш

Звук ж. Буквы ж, Ж

Различие звуков ш – ж

Различие звуков з – ж

Различие звуков с – ш

Звуки р – р’. Буквы р, Р.

Звуки л – л’. Буквы л, Л.

Звук ч. Букы ч, Ч.

Различие звуков ч – т’

Звук щ. Буквы щ, Щ.

Различие звуков ч – щ

Звук ц. Буквы ц, Ц.

Содержание логопедического сопровождения

Рабочая программа коррекции речи включает разделы:

Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной речи.

Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы

1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв).Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).

Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

Постановка дефектно произносимых звуков. Свистящие звуки (с, сь, з, зь, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, ль, р, рь). Другие звуки.

Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

2.Развитие лексико-грамматической стороны речи

Формирование грамматического строя речи.

Состав слова. Словообразование. Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

Расширение и уточнение лексического запаса(планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).

Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

3.Развитие связной речи

Формирование полноценной самостоятельной речи

Уточнение представлений о тексте. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста. Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

Построение самостоятельного связного высказывания.Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрированно, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи 1, 2 этапов – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала 3 и 4 этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Необходимым условием реализации программы является наличие в логопедическом кабинете зеркала, магнитофона, компьютера, настольных логопедических игр, а также возможность педагога использовать технические средства обучения.

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФН с дизартрическим компонентом

У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.

У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.

Список используемой литературы

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.П.: Детство-Пресс,2005.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

3.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда: М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

5.Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи. -С.П.: КАРО,2002.

6.Косинова Е.Н. Уроки логопеда. -М: Эксмо.2008.

7.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.

8.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. -М: Владос,2002.

9.Руденко В.И. Домашний логопед. -Ростов на Дону: Феникс,2002.

10.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

11.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия: – М.: ОООТД «Издательство Мир книги», 2010- 248 с.

12.Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия-Волгоград: Учитель,2011.

13.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -М.: ГНОМ и Д,2000.

14.Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. -М.: Просвещение, 2009: Детство-Пресс.

15.Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

16.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Содержимое разработки

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

на 2017-2018 учебный год

ФИО, год рождения ребёнка

Барсуков Максим Владимирович 11.01.2005

Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Дизартрия.

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

1.Развитие мотивации речевого общения и понимание обращённой речи.

2.Развитиеобщей и мелкой моторики.

3.Развитие мимики и эмоций.

4.Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
5.Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

6.Развитие речевого подражания.

8.Развитие импрессивной речи.

9.Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.

1.Развитие мотивации речевого общения и понимание обращённой речи.

Показ предметом и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

2.Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами.

Обучение навыкам самообслуживания(шнуровка, застёгивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка ,

штриховка, рисование по пунктиру.

Пескотерапия: Пересыпание песка между пальцами, переминание, рисование на песке букв.

Катание игольчатого шарика.

3.Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4.Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

Артикуляционные упражнения для языка:

-язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

-присасывание языка к альвеолам;

-распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

-движение вперёд-назад при открытом рте;

-попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

-движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

-язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

-присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного тррр.

5.Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звука на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6.Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т].

Постановка и автоматизация гласных звуков и согласных звуков

8.Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9.Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.

Формирование умения произносить односложные слова.

Сроки динамического контроля

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
___________________________________________________________________________

Корректировка программы ___________________________________________________

Читайте также:  Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения 'Говори правильно'

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

Второй уровень сенсорных и моторных речевых расстройств.

Дети воспринимают речь окружающих в виде отдельных коротких фраз или инструкций. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют адекватно. Особенно сложными являются для понимания инструкции с пространственным восприятием, как например, «садись рядом со мной», «рисуй в центре листа». Дети произносят отдельные лепетные слова или словосочетания, с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения носят дизартрический характер, затрудняющий организацию кинетической и кинестетической программы с апраксическим компонентом, что значительно усложняет формирование произносительной стороны речи. Тяжелые изменения подвижности артикуляционного аппарата, нарушение возможности организации артикуляционных поз, трудности удержания кинестезий и серии двигательных актов, связанные с нарушениями пространственной соотнесенности артикуляционных поз, делают их речь трудной для понимания, а детей – фактически «безречевыми» при наличии попыток к пользованию речью.

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2 с углубленным изучением
иностранных языков»

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь!

Пушкин А. С.

Главное меню

Дистанционное обучение

Тренажер аудирования

Сетевой город

Погода в Ноябрьске

Войти на сайт

Логопедическое сопровождение учащихся дистанционной формы обучения

Логопедическое сопровождение учащихся дистанционной формы обучения

Шведова Т.Ф.,

учитель-логопед

Логопедическое сопровождение в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Следовательно, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий).

Основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Одним из ведущих видов нарушений речи является нарушения письменной речи, и этот вид — один из ведущих видов коммуникации у детей, имеющих тяжёлые формы ДЦП. Фонетическая сторона речи наиболее выражена у детей с ДЦП, что наиболее ярко проявляется в просодической стороне речи – темп, ритм, звукопроизношение. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве. И поэтому организация и содержание логопедической работы играет достаточно весомую роль во всестороннем развитии ребёнка в условиях дистанционного обучения.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).

Эта работа включает в себя диагностический, коррекционно-развивающий этапы, а так же просветительскую часть, которая включает в себя работу с участниками образовательного процесса – родителями (или законными представителями), педагогами, работающими на дистанционном обучении.

Диагностическая деятельность, включающая в себя обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов; проведение контрольных срезов среди учащихся, зачисленных на логопедический пункт, с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы (в течение года).

Все данные, полученные в ходе обследования, анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте.

Коррекционно-развивающая работа.

Содержание образовательного процесса строится в соответствии с рекомендациями А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, изложенными в «Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

Логопедическая работа основывается на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.

Для каждого учащегося с ОВЗ, зачисленного в логопедический пункт разработана и утверждена директором школы индивидуальная коррекционная рабочая программа. С учетом речевого дефекта их несколько: «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 1 класса с ФФНР», «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 3 (4) класса с нарушением чтения и письма. НВОНР (ФФНР)», календарно-тематическим планированием логопедических занятий, утвержденными директором МАОУ СОШ №2 УИИЯ. Для учащихся с нарушением звукопроизносительной стороны речи разработана программа по коррекции звукопроизношения.

Для учащихся 5 класса разработана рабочая программа «Коррекция дизорфографии у обучающихся 5-х классов, обусловленной дизартрией».

Коррекционные программы рассчитаны на 1 – 2 года в зависимости от тяжести речевой патологии.

Коррекционное обучение ведется по 3 этапам.

Первый этап предусматривает восполнение пробелов в развитие звуковой стороны речи. Главная задача второго этапа заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

Основная цель третьего этапа коррекционно-развивающего обучения – развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Учитывая специфику работы, предпочтения отданы индивидуальным формам обучения, с каждым обучающимся проводятся фронтальные занятия с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, и выдохом на дом. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения проходят на дому у обучающихся. Но не исключена и организация занятий с посещением школы (индивидуально или в малых группах).

Коррекционные фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, индивидуальные занятия по 20 минут.

Дистанционное занятие проводится по заранее составленному расписанию. Логопед инициирует контакт с ребенком в начале занятия, объявляет его задачи, знакомит с план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для Онлайн взаимодействия, момент завершения занятия также обозначается учителем. Все материалы для занятия учитель-логопед предоставляет по электронной почте.

Содержание занятий фиксируется в рабочих тетрадях в виде письменных работ учащихся.

После изучения каждого раздела проводятся проверочные работы в тетрадях для проверочных работ.

Просветительская частьлогопедического сопровождения включает в себя просвещение и повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам организации коррекционного процесса, способам преодоления речевых недостатков у учащихся с ОВЗ. и индивидуальные консультации. Тематика родительских собраний и консультаций определяется запросами родителей и педагогов или самим учителем-логопедом.

Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 1748 раз

Библиографическое описание:

Аршинова Н. А. Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 183-185. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4700/ (дата обращения: 28.02.2020).

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество детей с недостатками речевого развития. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25 % от всех обучающихся первой ступени. Различные недостатки речевого развития становятся серьёзным препятствием для формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков чтения и письма, а в дальнейшем блокируют успешность освоения школьной программы. Проблема нарушений письма и чтения сейчас недаром получила такой резонанс. Когда учились мамы и бабушки сегодняшних детей, была другая школа, другие программы, другие требования, не такой поток информации — был другой мир. Изложенные факты говорят о том, что логопедическая помощь ученикам начальных классов была и остаётся актуальной.

В нашем учреждении создана и постоянно совершенствуется система работы по логопедическому сопровождению обучающихся начального звена, которая имеет определённые цели и задачи.

В контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания общей целью работы учителя-логопеда является преодоление трудностей в обучении и общении, обусловленных речевым недоразвитием, посредством коррекции и профилактики речевых нарушений, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств. Другими словами — предупреждение неуспеваемости обучающихся начальной школы, обусловленной различными речевыми нарушениями, повышение качества обучения.

– обследование и диагностика состояния речи обучающихся;

– организация и проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с учётом типичных и индивидуальных проявлений речевого недоразвития;

– оптимизация логопедической работы;

– пропаганда логопедических знаний.

Достичь поставленной цели, решить все задачи позволяет система работы по логопедическому сопровождению обучающихся.

Работа учителя-логопеда начинается с обследования речи будущего первоклассника, которое проводится с середины мая по июнь.

В присутствии родителей обследуются все речевые компоненты, а также связная речь, мелкая моторика, пространственные представления. Это необходимо для своевременного выявления речевых нарушений, правильной диагностики, по возможности — предупреждения дальнейшего развития дефекта и, самое главное — своевременного начала работы по коррекции выявленного речевого нарушения.

К концу июня обследование проходят обычно более 90 % дошкольников, и можно уже составить полную картину речевой подготовки будущих первоклассников, предварительно сформировать логопедические группы, комплектовать первые классы.

В первые две недели сентября проводится дообследование вновь поступивших обучающихся и углубленное обследование зачисленных в логопедические группы, в том числе и на предрасположенность к дисграфии и дислексии.

Результаты обследования показывают рост количества детей с нарушениями речи и усложнение речевых нарушений. В последние годы увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Различные формы проявления дизартрии отмечаются у большей части обучающихся на логопедическом пункте. Эти данные говорят о сложности работы и увеличении времени коррекционного обучения.

По результатам углубленного обследования составляется речевой профиль на каждого обучающегося и речевой профиль каждой группы.

На логопедические занятия зачисляются обучающиеся 1–4 классов с сохранным интеллектом и слухом, т. е. первично речевые дети, имеющие речевые нарушения:

– фонематическое и фонетико-фонематическое нарушение речи;

– нерезко выраженное общее недоразвитие речи и общее недоразвитие речи;

– нарушения письма и чтения, обусловленные выше перечисленными нарушениями устной речи;

Группы формируются с учётом логопедического заключения, психо-физиологических особенностей и возраста. Логопедические занятия начинаются с 16 сентября и проводятся 2–3 раза в неделю до достижения планируемого результата.

Коррекционно-развивающая работа проводится по утверждённым программам, для каждой группы составляется своё тематическое, календарное, поурочное планирование.

С учениками первых классов проводится работа по коррекции нарушений устной речи, что является профилактикой нарушений письменной речи.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете, оборудование и оформление которого соответствует всем нормативным требованиям.

Программа предусматривает 2–3 занятия в неделю с подгруппой 5–6 человек по совершенствованию лексико-грамматических представлений и связной речи, коррекции дизорфографии. Учащиеся первых классов совершенствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, развивают и закрепляют графомоторные навыки и умения.

Коррекция звукопроизношения у детей проходит на индивидуальных занятиях. Разработанная циклограмма учёта времени на неделю позволяет заниматься с каждым ребёнком не менее двух раз. Индивидуальные занятия выстраиваются по принципу лексико-грамматического подхода. Поэтому для автоматизации звуков подобраны многоплановые лексико-грамматические игры и упражнения, которые помимо основной цели позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.)

На протяжении всего времени коррекционно-развивающего обучения отслеживается динамика речевого развития ребёнка, зачисленного на занятия, и фиксируется в речевой карте обучающегося.

Для более точной и полной картины, показывающей динамику результативности работы с детьми, проводится мониторинг эффективности коррекционно-развивающего обучения как индивидуально, так и по группам. Это способствует более глубокому и детальному изучению каждого обучающегося на определённых этапах и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Логопедическое сопровождение обучающихся предполагает тесную взаимосвязь, взаимодействие всех субъектов, принимающих участие в обучении, воспитании: учитель-логопед, учителя начальных классов, психолог, воспитатели ГПД, медицинские работники, родители.

Такое взаимодействие помогает обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, а значит, стабильную результативность логопедических занятий.

Работа с родителями будущих первоклассников начинается с обучения азам логопедических знаний, формам педагогической поддержки на занятиях Родительского университета в октябре, за год до поступления детей в первый класс. Занятия с родителями проводятся в разных формах: лекции, презентации, беседы, игры, мастер-классы, анкетирование. Опыт показывает, что такая форма работы с родителями необходима, крайне важна и эффективна.

Особенно тесным является сотрудничество с родителями учеников первых классов, зачисленных на занятия. В первой четверти это еженедельные встречи-консультации, во второй четверти — раз в две недели. Кроме того, общие собрания раз в четверть, индивидуальные консультации. Эффективным является присутствие родителей на логопедических занятиях по желанию и в дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется наглядной агитации — стенд для родителей со сменной (раз в месяц) полезной и интересной информацией пользуется вниманием.

Особое место в работе учителя-логопеда занимает сотрудничество с учителями начальных классов. Педагоги знакомятся с работой учителя-логопеда и получают необходимые знания. В практике сотрудничества — проведение общих и индивидуальных консультаций, сообщения на заседаниях методических объединений учителей начальных классов, участие в работе школьных педсоветов, школьной ПМПк, взаимопосещение уроков, занятий.

Читайте также:  Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Каждый учитель первого класса получает «Папку логопедического сопровождения учащихся», в которой находятся все необходимые сведения о речевом развитии детей данного класса, практические рекомендации, другие материалы:

– экран речи учеников класса (состояние речи каждого на 15 сентября, дата зачисления на занятия, дата выпуска, отметка о постановке на очередь, контроль и далее прослеживается динамика речевого развития каждого ребёнка);

– таблица речевых нарушений обучающихся;

– материалы логопедического минимума знаний — логопедическая памятка (логопедический словарик, логопедические заключения, причины речевых нарушений, психофизиологические особенности речевых детей, особенности работы учителя с речевыми детьми в классе, типология специфических ошибок, сведения об организации и некоторых особенностях работы учителя-логопеда);

– расписание логопедических занятий, график работы учителя-логопеда.

По мере необходимости папка пополняется дополнительным материалом.

Далее, в течение всего времени логопедического сопровождения обучающихся, совместно наблюдаем за детьми, отмечаем их плюсы и минусы, решаем возникающие проблемы, работаем с родителями. Серьёзное отношение учителей к проблемам речевых детей, знание логопедического минимума и учёт этих знаний в работе позволяют выполнить одну из главных задач нашего сотрудничества — достижение единства требований к ребёнку со стороны учителя-логопеда и учителя класса.

Сотрудничество со школьным психологом также является необходимым звеном в роботе учителя-логопеда: обязательное собеседование после обследования с целью выявления детей «группы риска», планирование совместной работы с обучающимися, учителями, родителями. В течении учебного года мы отслеживаем динамику развития сложных детей, консультируем учителей, родителей; участвуем в работе школьного ПМПк, готовим представления обучающихся на ПМПк.

Связь с медработником школы важна и необходима, так как многие дети с нарушениями речи наблюдаются у разных врачей-специалистов. Эти данные должен знать учитель-логопед для работы с ними.

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям ГПД позволяют обеспечивать детям с речевыми нарушениями индивидуальный подход, что также положительно сказывается на общем результате коррекционной работы.

Многолетний опыт показывает, что такая система работы по логопедическому сопровождению обучающихся является эффективной и даёт возможность освоения детьми с проблемами в речевом развитии основной программы начального общего образования и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

Похожие статьи

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при.

учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка; – педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие

Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием.

Особенности логопедического сопровождения детей-инофонов.

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего.

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР.

Для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию

(6 слайд — работа у зеркала). Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека.

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Содержание работы учителялогопеда по развитию.

Важное направление коррекционной работы на занятияхразвитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при.

Каждый педагог диагностирует свою область:  учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка

Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Использование песочной терапии в работе учителялогопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи.

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Использование современных педагогических технологий как.

– взаимосвязь в работе учителялогопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровня) (далее ОНР III уровень).

Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

Анна Загайнова
Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед нами – учителями – логопедами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его конкретного речевого диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Одним из условий эффективности этого процесса является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

Решение данной проблемы возможно через разработку индивидуальной образовательной программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Для составления и реализации данной индивидуальной программы были проведены такие мероприятия:

анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;

разработка программы командой специалистов;

ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;

индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;

прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;

коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;

мониторинг качества освоения программы.

Каждый специалист внес свой вклад в организацию обучения воспитанника с ОВЗ.

В содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:

сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;

результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;

учебный план обучения ребенка с ОВЗ;

перспективное планирование коррекционно-развивающей работы;

планирование работы учителя-логопеда с семьей;

консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;

мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед – ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).

Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит:

– определение сложности и выраженности речевых недостатков;

– постановка и автоматизация звуков;

– профилактика нарушений письменной речи;

– оказание консультативной помощи родителям;

– оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МБДОУ;

– проведение интегрированных занятий.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Данная индивидуальная образовательная программа разработана с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильеовй. – 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями от 20.12.2010 г. продолжительность образовательной деятельности составляет для воспитанника 6-го года жизни – не более 30мин.

Цель: спроектировать модель индивидуальной образовательной программы для воспитанника с речевым нарушением с целью коррекции имеющихся недостатков и гармонизации личности в целом.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР 2 уровня. Стертая дизартрия.

Задачи:

В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

• коррекция когнитивных процессов (память, внимание, мышление, воображение);

• коррекция социальных и коммуникативных умений (межличностные взаимоотношения в классе, обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.);

• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (основы саморегуляции, формирование адекватной самооценки и поведения, снижение уровня личностной тревожности.)

• коррекция мотивационной сферы;

Задачи по развитию речи:

• устранение дефектов звукопроизношения;

• формирование фонематических процессов;

• уточнение и расширение лексического запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование полноценной связной речи.

• активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;

• формирование просодической стороны речи;

• активизация внимания, памяти, мышления;

• развитие мелкой пальцевой моторики;

• развитие языковой интуиции;

Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с 10.01.14 по 25.05.14 г.

Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПК в мае 2014 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка: ___

Логопедическое заключение: ОНР II уровень, стертая дизартрия.

Актуальная проблема: Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует, «4 лишний» не выделяет, обобщений не делает.

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

Задачи: Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений, выделения «4лишнего».

Содержание: Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.

«Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы» О. С. Гомзяк, ГНОМ, 2011

«Логопедическая грамматикадля детей от 2-4 (4-6) лет» О. А. Новиковской, Санкт – Петебург,Корона. Век,2012г.

Содержание работы:

1. Развитие общей и мелкой моторики:

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Определение последнего гласного и согласного звука в слове.

3. Развитие мимики и эмоций: Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

• Артикуляционные упражнения для губ:

• Артикуляционные упражнения для языка:

• Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров, и звука [й].

5. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи:

Образование прилагательных от существительных.

Расширение словаря признаков, слов-действий.

Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.

Установление причинно-следственных конструкций.

Сроки динамического контроля: январь, май.

Анализ результатов логопедической работы.

Использование песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста Перенос традиционной непосредственно – образовательной деятельности в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели.

Прогулки в детском саду. Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для всестороннего развития личности заложены в процессе воспитательно-образовательной.

Ссылка на основную публикацию