Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Текст “Рабочая программа учителя – логопеда ОВЗ 9 класс”

2. Коррекционный компонент

Пояснительная записка

Дефектологическая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у обучающегося.

Задания, составляющие основу программы индивидуальных занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, а также формирует учебную мотивацию успеха. Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с ОВЗ отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции , и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Продолжительность дефектологических занятий не превышает 40-45 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка : восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления . Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Цели и задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых обучающийся может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Содержание учебных тем.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Развитие внимания

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

Контроль уровня обученности:

1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:

  • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие личностно-мотивационной сферы.

2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

делать обобщения и умозаключения самостоятельно;

– классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

– устранять логические ошибки;

– хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс
рабочая программа по логопедии на тему

Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_ovz_1-4_kl.zpr_.docx79.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 22

решением педагогического совета

от 01.09.2016 г.протокол № 1

директор МБОУ СОШ № 22

______________ Л.Г. Денисенко

по коррекции нарушений устной и письменной речи

Уровень образования (класс): начальное общее, класс 1-4

Количество часов по программе: 247

Учитель-логопед (Ф.И.О) Кукушкина Ирина Николаевна

Программа разработана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Рабочей группой МБОУ СОШ № 22, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выбран варианты 7.1. Данный вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР , получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.

На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ была создана АООП НОО обучающихся с ЗПР с 1.09.2016 года, к которойсозданучебных план, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР. АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

Определение одного из вариантовАООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.

Таким образом на основании выше указанного и приказа департамента образования администрации муниципального образованиягород Краснодар от 31.08.2016№ 1201 «Об открытии специальных (коррекционных) классов для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар в 2016-207 учебном году» возникла потребность в составлении рабочей программы «Коррекции нарушений устной и письменной речи».

Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015″Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
  6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Устав школы

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнениепробелов в знаниях у обучающихся 1- 4 классов.

  1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  1. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.
  1. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
  1. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  1. Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
  1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
  2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
  3. Развитие навыков построения связного высказывания.
  4. Формирование психологической базы речи:
  • зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
  • мышления;
  • памяти;
  • устойчивости внимания;
  • накопление представлений об окружающем мире;
  • воображения;
  • наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
  • развитие общей и мелкой моторики.
  1. Формирование регулирующей учебной деятельности:

планирование предстоящей деятельности;

  • контроль за ходом своей деятельности;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях,
  • анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
  2. Формирование личностных качеств:
  • организованности;
  • воспитанности;
  • взаимоуважения друг к другу;
  • адекватного представления о себе и своих возможностях.

Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками с нарушенным зрением, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.

Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:

  1. обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи у детей с нарушением зрения;
  2. соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;
  1. усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс способствует формированию у учащихся с нарушением зрения предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Распределение учебных часов по годамобучения учащихся с ОВЗ обучающихся по программе 7.1.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения коррекционно-развивающих занятий обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

автор: Ситникова Светлана Геннадьевна

учитель-логопед МОУ «Новомултанская школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения коррекционно-развивающих занятий обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании ШМК

Принято на заседании

от «___»__________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального логопедического сопровождения

коррекционно-развивающих занятий

обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

Ситникова Светлана Геннадьевна

2018-2019 уч. год

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 3а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2) Викуловой Алины разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) в соответствии требований:

  • ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Новомултанская школа-интернат»
  • Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы: Коррекция системного недоразвития речи, реализация особых прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой активности;

побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

учить понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;

развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

Общая характеристика программы логопедического сопровождения

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения Викуловой Алины направлена на преодоление системного недоразвития речи, реализации особых прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения рассчитана на 34 индивидуальных занятий (1 занятие в неделю по 40 мин). Из них на обследование устной и письменной речи обучающегося в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 занятия (всего 4 занятия).

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

— объяснительно-иллюстративный (словесный, наглядный);

  • метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащегося.

Характеристика обучающегося с умеренной УО

Викуловой Алины Михайловны 22.06.2009 года рождения

Речевой статус: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

Алина живёт в полной семье, является третьим ребёнком. Воспитанием в семье занимаются оба родителя. Они заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в её развитии.

По заключению ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью в организации осуществляющей образовательную деятельность.

Девочка понимает только простые социально-бытовые инструкции и простые вопросы, подкрепляемые жестом. Грубо нарушено понимание обращённой речи, логико – грамматических конструкций. Фраза отсутствует или состоит из одного слова. Связная речь не сформирована. Словарь ограничен (до 10 аморфных слов-корней).

Грубо нарушен объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка.

Темп речи медленный, реже нормальный. Не воспринимает и не воспроизводит ритм 1 – много. Низкий объём речевого дыхания, часто дыхание «поверхностное».

Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности – диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия. Структура слов нарушена. Фонематическое восприятие не сформировано. Отсутствие простых и сложных форм фонематического анализа.

Мимикой пользуется редко, указательные жесты использует редко. Пассивный словарь немного больше активного.

Ребенок физически недостаточно развит. Координация движений нарушена. Движения хаотичные. Моторика рук не развита.

Собственная речь Алины находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. Иногда при стимуляции взрослого возможна собственная речевая активность в виде отдельных слов.

По наблюдениям за ребёнком выявлено, что Алина не проявляет интерес к учебной и игровой деятельности. Настроение ребенка неустойчивое, он подвержен к аффективным реакциям, быстропроходящим переживаниям.

Для девочки характерна неоднородность поведения, преобладает моторная расторможенность, выраженная недифференцированная активность: она быстро ходит по кабинету, переключается с одного вида деятельности на другой очень быстро, нет никакой заинтересованности.

Навыки самообслуживания у Алины сформированы частично. Она нуждается в уходе. Девочка не пытается самостоятельно одеться и раздеться, ждет помощи взрослых. При раздевании одежду не складывает, а разбрасывает. Во время приёма пищи ест ложкой самостоятельно.

Вадиму необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие социально – культурных норм поведения, навыков самообслуживания, развитие психических процессов, познавательной деятельности, развитие импрессивной и формированию экспрессивной сторон речи.

Принципы коррекционно-логопедического воздействия

Работа с ребёнком с системным недоразвитием речи тяжёлой степени проводится с учетом следующих дидактических принципов:

— комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

— максимальной опоры на различные анализаторы;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

— поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу. Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

План логопедического сопровождения ребёнка

с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

Этапы работы (подготовительный, коррекционно-логопедический, заключительный).

На подготовительном этапе проводится дополнительное логопедическое обследование учащегося, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту.

На коррекционно — логопедическом этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления в формировании предпосылок общения и речи:

  • расширить рамки слухового восприятия; развить слуховые функции;
  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.
  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
  • реагирование на громкость звучания;
  • узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
  1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • расширить рамки коммуникации с окружающими;
  • развить невербальные компоненты коммуникации.
  • Приемы:
  • развитие понимания жестов и выразительных движений;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
  • развитие мимики и жеста;
  1. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
  • формировать представления о схемах лица и тела;
  • развить подвижность речевой мускулатуры;
  • обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
  • массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
  • пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
  • активизация пассивных и активных движений рук;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  1. Развитие функции голоса и речевого дыхания.
  • формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
  • активизировать целенаправленный ротовой выдох.
  • развитие произвольного речевого вдоха;
  • различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
  • упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
  • формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].
  1. Развитие чувства ритма.
  • формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
  • двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением;
  • ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
  • развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
  • формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
  • побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
  • активизация потребности в речевых высказываниях;
  • развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется логопедическая диагностика обще-учебных навыков и коммуникативных способностей.

Возможные результаты освоения программы

— ребенок проявляет интерес к окружающему, к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

— воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

— выполняет действия по простым речевым инструкциям;

— высказывает свои потребности в активной фразовой речи;

— понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов;

— строит фразу, состоящую из двух слов

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика.

Цель педагогической диагностики: оценка индивидуального развития ребенка.

Периодичность педагогической диагностики: сентябрь, май.

Сроки реализации программы 2018-2019 год.

Виды детской деятельности

Содержание образовательных областей могут реализовываться в различных видах деятельности с ребёнком: коммуникативной, игровой, в различных познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирование.

Игровая: включает дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Коммуникативная: общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира.

Восприятие художественной литературы и фольклора при автоматизации и дифференциации звуков, при формировании лексико-грамматического строя, фразовой и связной речи.

Конструирование: при формировании и развитии графо-моторных навыков.

Двигательная: общая, мелкая моторика рук, мимическая, артикуляционная.

  1. Анищенкова, Е.С.. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 158 с.
  2. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  3. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил.
  6. Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи/Т.А. Куликовская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 94 с.
  7. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи/ И.С. Лопухина. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004. – 336 с.
  8. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов /Е.В. Мазанова. — М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 160 с.
  9. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми/Т.А. Ткаченко. – Москва, 2002 – 39 с.
  10. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 2000.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Аскульская, Л.В. Интерактивные речевые игры (компакт – диск)/Л.В. Аскульская — Издательство «Учитель».
  • Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе/В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова.- «Кибер Сфера»: Калининград, 2012.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения»

Данная рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов, имеющих интеллектуальные нарушения, с целью коррекции устной и письменной речи.

Содержимое разработки

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 3»

на заседании Методического совета

Протокол от «____» ______ 2017 г. №____

Приказ от «____» ______ 2017 г. №____

«Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

имеющих интеллектуальные нарушения»

Составитель: Пантелеева Н.В.,

учитель-логопед МОУ ОШ № 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………………………………………. 3

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ……………………………………………………………………………………………….4

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА……………………………………………………………………………………4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-2 класс………………………………….……………………..…..……………………. ……..…7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 класс …………………………………………………………. 11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 19

Программа коррекционно-логопедической работы, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использованием следующих методических разработок:

– Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М, 2004.

– Аксенова, Якубовская: Русский язык. 3 класс. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М, 2016.

– Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Волгоград, 2015.

– Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

– Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.

– Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.

– Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. М, 2003.

– Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие устной речи. 1 кл. Уч. пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа предназначена для коррекции системного недоразвития речи у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения.

Дети с нарушениями интеллекта принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.

Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5 человек в каждой подгруппе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

развитие и совершенствование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);

совершенствование речевых навыков, необходимых для общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, доказывать, соглашаться, возражать, конструктивно разрешать противоречия; пользоваться разнообразными формами речевого этикета; проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.

Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации коррегирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом;

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:

– индивидуально организованное обследование,

– сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),

– наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

– изучение работ ребенка (тетради).

В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

3.МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа подгрупповых занятий рассчитана на 34 занятия в год в 1-2 классах (1 раз в неделю), 68 занятий в год во 2-4 классах (2 раза в неделю). В соответствии СанПиНами (24.22821-10, с изменениями от 24.11.2015г. № 81) продолжительность подгрупповых занятий может варьироваться, но не должна превышать больше 40 минут. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 1-3 раза в неделю, в соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на каждого ребенка.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

1) владение навыками коммуникации (со взрослыми, со сверстниками) и принятыми нормами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

5) формирование готовности к самостоятельной жизни.

1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Формирование представлений о звуках речи. Звуковой состав слова. Звуковой анализ слова.

Знакомство со словом. Различение слов, сходных по звучанию. Слова, обозначающие неживые предметы. Обобщающие слова. Понятие о словах, обозначающих живые предметы. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы. Понятие о словах, обозначающих действие живых предметов. Слова, обозначающие действие неживых предметов. Подбор действий к предметам. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Понятие о словах, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предметам. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

Знакомство с предложением. Слово как часть предложения. Состав предложения. Связь слов в предложении. Предлоги. Составление предложений с предлогами. Анализ предложения.

Слоговой состав слова (4 ч)

Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Слоговой состав слова. Слоговой анализ слов.

Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Составление рассказа по картинке с помощью ответов на вопросы. Цепной текст. Последовательный рассказ с опорой на серию картин. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Слоговая структура слова (3 ч)

Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Слогообразующая роль гласных.

Место ударения в слове. Ударные и безударные гласные. Ударение. Выделение ударного гласного. Безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения.

Твердые и мягкие согласные (10 ч)

Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными и-ы. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными а-я. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными у-ю. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными о-ё. обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». мягкий знак в слове. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в конце слова. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация смягчающего и разделительного мягкого знака.

Слова, обозначающие предмет (11 ч)

Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Слова, обозначающие один и много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большие и маленькие предметы. Сравнение двух предметов. Предмет и его части.

Слова, обозначающие действие предмета (7 ч)

Слова, обозначающие действие предмета. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с различными приставками. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих действия, по родам. Подбор слов-действий к слова-предметам. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов.

Слова, обозначающие признак предмета (7 ч)

Слова, обозначающие признак предмета. Выделение ведущих признаков предмета. Образование относительных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных, близких по значению. Проверочный диктант по теме « слова, обозначающие предметы, действия, признаки».

Предложение и слово. Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений с употреблением различных падежей. Деформированное предложение. Дополнение предложений по вопросам. Интонационная законченность предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Использование предлогов в речи. Предлоги в предложении. Сложные предложения.

Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану. Составление текста из данных предложений. Выборочное выписывание из текста по заданию. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по сюжетной картине. Итоговая проверочная работа.

Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 2 — 4 классов с овз, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда Киреевой Елены Сафаровны

на заседании ШМО

МОУ «Фировская СОШ»

протокол № 2017 г.

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА Киреевой Елены Сафаровны

Количество часов в год – 34 (в каждом классе)

Количество часов в неделю – 1 (в каждом классе)

2017 – 2018 учебный год

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «СОШ №18» г. Дзержинска Нижегородской области. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

– провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 2 – 4-х классов по коррекции недостатков письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

– развить логическое и образное мышление;

– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Программа рассчитана на весь курс обучения (2 – 4 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: музыкотерапия и литотерапия, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

по логопедической коррекции

для учащихся 2-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Звуки гласные и согласные, их различие.

Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различнойзвуконаполняемости.

Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции.

Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч».

Слова с сочетаниями жи, ши.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова.

Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов.

Деление слов на слоги. Перенос слов.

Смыслоразличительная роль ударения.

Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной.

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова.

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.

Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.

Развитие анализа структуры предложения

Предложение. Общее представление.

Деление предложений на слова. Схема предложения.

Составление предложений из слов.

Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 3-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Гласные в приставках.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

Согласные в приставках.

Правописание непроизносимых согласных.

Корень слова. Родственные слова.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).

Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.

Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Приставка в прилагательных и глаголах.

Дифференциация приставок и предлогов.

Дифференциация приставок и предлогов.

Одинаковые приставки и предлоги.

Различие приставок и предлогов.

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.

Уменьшительно ласкательные суффиксы.

Окончания существительных Р. п. мн. ч., Т. п. мн. ч.

Окончания существительных П. п. мн. ч.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 4-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

Безударные гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

Двойные согласные в корне.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова).

Разделительный мягкий знак.

Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.

Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости.

Разделительный твёрдый знак.

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Работа на лексическом уровне

Морфемика и словообразование

Корень. Однокоренные слова.

Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий.

Различение предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Расширение словарного запаса

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов.

Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.

Однозначные и многозначные слова.

Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Прямое и переносное значение слова.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

, Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.. , Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. . — СПб.: СПбАППО,2004. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. , Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [97]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Читайте также:  Методическая разработка игрового часа для детей и родителей 'Будьте здоровы!'
Ссылка на основную публикацию