Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося 4 класса с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с системным недоразвитием речи вторичного характера (умственно отсталый). В программе представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование и список литературы.

Министерство образования Красноярского края
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71
п. Кедровый Красноярского края»

Рассмотрено
на заседании социально — психологической службы
протокол №______
от «___» ________2014 г.

Руководитель службы: Адамова А.В.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Шитоева Н.Н._______________
«_____»_______________2014г.

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»
Лелюх И.А._________________
«____»________________2014г.

Рабочая программа
«Логопедических занятий»
для учащегося с ОВЗ, 4 класс
индивидуальные занятия (надомное обучение)
на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.
  5. Рекомендаций РПМПК.
  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.
  7. Логопедического обследования.

После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Машкина Ильи были выявлены следующие недостатки:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение звука [р].
  2. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
  3. Недостаточно сформированы фонематические процессы.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у Ильи наблюдается:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Цели программы:

  1. развить устную и письменную речь;
  2. повысить успеваемость по русскому языку;
  3. сформировать речевую функцию в целом.

Задачи программы:

  • развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы;
  • предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;
  • предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Машкина Ильи.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.

Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством.

В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Машкина И.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

  • этиопатогенетический;
  • системности учета структуры речевого нарушения;
  • комплексности;
  • дифференцированного подхода;
  • поэтапности;
  • учета личностных особенностей;
  • использования обходного пути.

Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Машкина Ильи. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • опора на сохранные психические функции.

Контрольно-измерительные материалы:

Действует безотметочная система обучения.

Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Машкиным Ильёй проводится диагностика в начале и в конце года.

Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы.

Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи;
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
  • составление устных связных высказываний.

Программа рассчитана на 16,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Машкина И. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю

Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:

Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 2 — 4 классов с овз, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда Киреевой Елены Сафаровны

на заседании ШМО

МОУ «Фировская СОШ»

протокол № 2017 г.

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА Киреевой Елены Сафаровны

Количество часов в год – 34 (в каждом классе)

Количество часов в неделю – 1 (в каждом классе)

2017 – 2018 учебный год

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «СОШ №18» г. Дзержинска Нижегородской области. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

– провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 2 – 4-х классов по коррекции недостатков письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

– развить логическое и образное мышление;

– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Программа рассчитана на весь курс обучения (2 – 4 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Читайте также:  Развитие пассивного и активного словаря у детей с ФФНР с применением инновационных технологий в логопедии

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: музыкотерапия и литотерапия, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

по логопедической коррекции

для учащихся 2-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Звуки гласные и согласные, их различие.

Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различнойзвуконаполняемости.

Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции.

Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч».

Слова с сочетаниями жи, ши.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова.

Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов.

Деление слов на слоги. Перенос слов.

Смыслоразличительная роль ударения.

Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной.

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова.

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.

Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.

Развитие анализа структуры предложения

Предложение. Общее представление.

Деление предложений на слова. Схема предложения.

Составление предложений из слов.

Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 3-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Гласные в приставках.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

Согласные в приставках.

Правописание непроизносимых согласных.

Корень слова. Родственные слова.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).

Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.

Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Приставка в прилагательных и глаголах.

Дифференциация приставок и предлогов.

Дифференциация приставок и предлогов.

Одинаковые приставки и предлоги.

Различие приставок и предлогов.

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.

Уменьшительно ласкательные суффиксы.

Окончания существительных Р. п. мн. ч., Т. п. мн. ч.

Окончания существительных П. п. мн. ч.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 4-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

Безударные гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

Двойные согласные в корне.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова).

Разделительный мягкий знак.

Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.

Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости.

Разделительный твёрдый знак.

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Работа на лексическом уровне

Морфемика и словообразование

Корень. Однокоренные слова.

Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий.

Различение предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Расширение словарного запаса

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов.

Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.

Однозначные и многозначные слова.

Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Прямое и переносное значение слова.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

, Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.. , Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. . — СПб.: СПбАППО,2004. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. , Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

Конспект фронтального логопедического занятия “Звук [Щ], буква Щ”

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

– Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

– А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

– Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

– Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку( у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

– Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
– Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
– Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи – кусаются…(клещи).
– Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
– Кто щиплет щетку? (Щенки)
– Сколько их?(2)
– Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
– Где они ее щиплют? (В уголке)
– Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.

– Игра « Кто это – назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных .
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

– Какой согласный звук общий для всех этих слов?

– Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

– Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

– Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.( Логопед читает стихотворение ).

-На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

– Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

– От какого слова образовано слово «помощница»?

– В каком смысле употреблено слово «помощница»?

– Разделите слово на слоги?

– Сколько всего слогов в слове?

– В каком слоге находится звук [щ]?

– Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

– На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

– А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

Читайте также:  Звуки и буквы О, У - конспект занятия по РЭМП для детей с ЗПР

– Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

– Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

– Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

– Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р – роща
щ, д, а, о, п, а – пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ – щавель
а, щ, п, а – пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

– Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

– Запомните, ребята, правило: ща – мы пишем с гласной А.

– К каким словам из записанных вами подходит схема?

– Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
– Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

– Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

– Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

– Сегодня мы учились произносить звук…

– Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ»

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 “Искорка”, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом –ищ.

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух.

Логопед: А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес – Настоящий!

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети: Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит – звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед. Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

В дом не пускает.

Зубаста, а не лает

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед: Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7. Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед: Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет…

И вот удача – высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса –ищ

Логопед: Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Логопед: Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Логопед: Не глаза, а…

Логопед: Не лапы, а …

Логопед: Не усы, а…

Логопед: Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

11. Итоги занятия.

Логопед: Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы говорили о звуке Щ.

Логопед: Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед: Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Логопед: Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети: С нами на занятии был щегол.

Логопед: А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети: Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед: Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

Логопедическое занятие в 1-м классе по теме “Звук [щ]. Буква Щ, щ”

Цели:

  1. Уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма.
  2. Развитие дыхания и просодии, фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа слов.
  3. Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
  1. Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.
  2. Формирование навыка самоконтроля.

Оборудование: картинки: щука, щипцы, клещи, ручка, автобус, щенок, площадь, овощи, плащ, лещ; зеркала; таблицы с буквой; картинки ассоциации буквы; нитки шерстяные и бархатная бумага по количеству детей; схемы к словам: лещ, щука, щенок, щипцы, овощи; два гнома; вазочка; конфеты: красного цвета, зелёного цвета; карточки с рассказом и картинкой щенка по количеству детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Дыхательная гимнастика.

«Шарик» – Дети, представьте, что вы воздушные шарики. На счёт 1,2,3,4 – сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-8 выдохнуть.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Дети, повторите за мной чистоговорку:

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.

– Какой звук чаще других вы слышите? (звук [щ]). Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить этот звук, не путать с другими звуками. Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [щ].

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука:

– Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой – гном Вася. Он вместе с нами будет на занятии изучать звук[щ]. Взяли зеркала.

Щётка вещи чистит: Щ-щ-щ. Итак, звук [щ] – губы… (рупором), кончик языка… (прижат к нижним зубам), выдыхаемый воздух… (тёплый); согласный, всегда мягкий, глухой.

2. Работа со словом

– Назовите мне слова, в названии которых встречается звук [щ] (картинки: щука, щипцы, щенок, площадь, овощи, плащ, лещ – выделить позицию звука в слове).

IV. Связь с буквой.

1. – Какой буквой на письме мы обозначаем звук [щ]? (Буквой Ща) (вывешивается таблица буквы). На что похожа буква Щ?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

– Сложите из ниточки букву Щ (ученики выкладывают из нитки на бархатной бумаге печатную, письменную букву Щ).

– запись буквы заглавной и строчной в тетради.

2. Чтение слоговой таблицы

3. Повторение правила Ща-Щу.

Чтение слов: ищу, тащу, роща, пища, тащу, пищу, угощу, навещу, щука.

V. Физминутка.

VI . Звуко-слоговой анализ слов.

(картинки: лещ, щука, щенок, плащ, щипцы, овощи, ручка, автобус)

  1. Назовите предметы, изображенные на картинках.
  2. Назовите картинку, в названии которой меньше всего звуков? (лещ) Назови звуки по порядку. Напиши слово – лещ. Обозначение буквы. Найди схему к слову – лещ.
  3. Сколько звуков в слове –щука? Какое правило встретилось в слове? Запишите, обозначьте букву. Подберите схему к слову – щука.
  4. Сколько звуков в слове – щенок? Назови звуки по порядку. Сколько слогов? Найди схему к слову – щенок.
  5. Составьте из звуков слово: л, п, а, щ. Назови по порядку все звуки. Сколько слогов? Запиши слово. На каком месте по счету слышим звук [щ]?
  6. Составьте слово из слогов: щи, о, во. Сколько звуков в слове? Подберите схему.
  7. А теперь вам такое задание: из начальных звуков слов – названия картинки, составьте новое слово: ручка, овощи, щука, автобус. Какое слово получилось? (роща). Сколько звуков в слове, сколько слогов? Какое правило встретилось в слове? Запишите слово, обозначьте.
  8. Давайте составим предложение со словом – щука. Запись: Щука ищет пищу. Анализ. Обозначение звуков. Аналогично: Я ищу рощу.

VII. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.

– Ребята, посмотрите, у гномика Васи есть старший брат – гномище Степа. У гномика глазки, а у гномища -…, у гномика – нос, а у гномища – … и т.д.

VIII. Развитие просодии.

(картинки: щипцы, клещи. Объяснение значения предметов).

– Наши гости хотят выучить с вами скороговорку: Щипцы и клещи – папины вещи. Нужно повторить её с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией.

IX. Составление рассказа.

– Давайте составим рассказ для наших гномов. Прочитайте рядом с картинкой о щенке, который попал в беду.

Это роща. В рощу прибежал щенок. Он жалобно пищал. Щенок потерял маму…

а) придумайте начало и весёлый конец рассказа о щенке. Расскажи весь рассказ от начала до конца.

б) как бы ты назвал свой рассказ?

X. Рефлексия.

– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]? Возьмите в конвертах элементы буквы Щ. Сложите заглавную письменную букву Ш, заглавную печатную букву Щ.

– Наши гости очень любят конфеты. Давайте их угостим. Красную конфету в вазочку положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими, а зеленую конфету положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.

Читайте также:  Автоматизация звука Ш - открытое занятие по логопедии

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»

Королева С.
учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери

Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область : «Речевое развитие»

Л): Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

(Л): Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

(Л): Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

(Л): Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

(Л): поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

(Д): Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

(Л): Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

(Д): Да. Мешает язык.

(Л):.значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

(Л): значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ )

Дайте характеристику звуку Щ

(Д): звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

(Л): Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ – ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

(Л): почему ты закрыл кружком эту картинку?

(Р): это щука. В этом слову есть звук щ.

(Л): где находится звук щ в слове щука?

(Р): В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

(Л): Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища)

Не усы, а огромные …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

У него не тихий голос , а громкий….

(Л): наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

(Л): Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

(Л): Вы согласны с ним , ребята?

(Л): сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит ( т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

Значит какое слово самое короткое?

(Л): Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

(Л): Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща

(Л): А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Л: Какое получилось слово?

Л: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? ( Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

(Д): нет. Дети исправляют ошибки.

(Л): Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним.

Знакомство с буквой Щ

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

(Л): Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

(Д): Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

(Л): Найти букву Щ в кассе букв.

Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей).

Логопедическое занятие “Звук и буква Щ”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данные конспект и презентация является неотъемлемой частью комплекта”Звук и буква Щ”. При использовании презентации необходимо сначала ознакомиться с конспектом занятия, он располагается в ” Мое портфолио”

Скачать:

ВложениеРазмер
log.zan_.zvuk_i_bukva_shch.doc40 КБ
zvuk_i_bukva_shch._prezentatsiya.pptx268.78 КБ
zvuk_i_bukva_shch_prezentatsiya_2.pptx429.98 КБ
sayt_d.s.zanyatie_v_poiskah_bukvy_shch.docx10.32 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «В поисках буквы Щ»

Занятие составлено Мурадян С.С. на основе открытого занятия по теме «В поисках буквы Щ» (МО учителей-логопедов г. Томска. Комплексное логопедическое занятие-развлечение по обучению грамоте детей подготовительной группы). Разработаны 2 презентации. Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2011»

Цель занятия : Уточнить и закрепить знания детей по темам: «Звук и буква Щ», «Профессии».

1. Закрепление произношения звука Щ в словосочетаниях, словах и предложениях.

2. Практическое употребление в речи действительных причастий настоящего времени.

3. Словообразование существительных мужского и женского рода, обозначающих лица по их профессиям.

4. Развитие навыков звукового анализа слов. Составление деформированного предложения. Определение места звука в словах.

5. Закрепить правило: « Чу-Щу пишу с буквой У».

Оборудование : магнитная доска, слова распеатанные на отдельных листах (Ищите, щюку, в реке). Презентации по теме. Интерактивная доска. Компьютеры на столах детей (программа Логозаврик, буква Щ, место звука Щ в словах).

Логопед: В детский сад пришла телеграмма о том, что попала в беду и просит нашей помощи буква Щ (слайд 1). Расскажите, что вы знаете о звуке Щ (согласный, мягкий, глухой, шипящий звук).

Пропевание Щ по звуковой волне.

Появляется игрушечная змейка (слайд 2):

– Ребята, чтобы помочь букве Щ, вам нужно собрать четыре слова. Все, кто встретится вам в пути, должны отдать одно слово, если вы правильно выполните их задание.

Первое задание мое. Повторите слог, который я произнесу дважды:

«Ащ – ощ – ащ – ущ – ищ; щу – що – щу – щи».

Дети получают слово «в».

Дети попадают в Город Мастеров (Слайд 3). Мастер задает вопросы.

Игра «Кто это?» (презентаия 2)

Дрессирует животных – дрессировщик; стеклит окна – …. и т.д.

Игра «Бывает – не бывает?» (Слайд 4, повар)

– Повар варит леща.
Леща варит повар.
Повара варит лещ.
Лещ варит повара.
Поваром сварен лещ.
Повар сварен лещом.
Лещом сварен повар.

Пальчиковая игра «Повар».

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.)
И тут отключили свет. (Делают на каждое двустишье «цепочку» из одноимённых пальчиков обеих рук).

Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он!

Повар отдает слово «Ищите».

  1. Дети попадают в цирк и встречают силача. (слайд 5)

Восхищаясь его силой, ростом, произносят существительные с увеличительным значением:

–Какие у тебя большие ножищи, огромные ручищи и т.д.

Силач и говорит, что отдаст слово, если дети поиграют в игру «Крестики-нолики».

Детям раздаются карточки и карандаши. Логопед показывает картинки, дети ставят крестик, если звук Щ в начале слова, нолик, если Щ в конце слова.

Силач отдает слово «реке» и сообщает, что Баба Яга заколдовала дрессированных зверей из цирка.

2. Поиск зверей. (слайд 6, Баба-Яга)

Логопед: Царство Бабы Яги находится за серебряной рекой. Чтобы перейти реку, нужно повторить ритм, который я вам прохлопаю.

Появляется Баба Яга. Дети просят её расколдовать зверей из цирка.

Баба Яга: Поиграйте со мной.

Игра «Подскажи словечко»

– Как у нашей дочки розовые (щечки).
– Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал (щенок).
– Дождь идет, но ты не плачь, скоро мама купит (плащ).
– У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась (щучка).

– Баба Яга, хочешь, мы споем для тебя веселые частушки?

Щука в речке жила,
Чайник чей – то нашла.
Лещ к ней в гости приходил,
Щей поел и чай попил.

Велый вечер наш Володя
Чистил брюки. Ох, устал!
Да он щетки перепутал
Он зубную щетку взял!

Почему щенок у Оли
Так похож на колобка?
Очень много ест печенья,
Щеки, как у хомяка.

Кто б за щавелем сходил?
Кто бы щей мне наварил?
Очень я люблю поесть,
Только лень с печи мне слезть!

Баба Яга: Молодцы! Я расколдую животных, а вы отгадаете мои загадки (показывает детям звуковые схемы слов). (слайд 7)

Логопед: Нам нужно по звуковым схемам отгадать названия животных. (Дети выполняют задание).

Баба-Яга отдает детям предлог «В»

Баба Яга: Букву Щ запер на ключ Кощей Бессмертный в железном замке. (слайд 8)
– Где его найти?
Баба Яга: Верчусь, кручусь, сама в Кощея превращусь. (Она достает из сумки игрушку БИ – БА- БО).
– Ребята, не бойтесь Кощея! Я знаю, как с ним совладать. Кощей не любит слова со звуком Щ. (Логопед предлагает детям игру на компьютерах: распределить слова со звуком Щ по схемам: наало, конец, середина слова).

– Кощей сидит, значит, он какой? (Сидящий. И т.д.)

Кощей: Ой, уморили! Все справились. Ну уж ладно, забирайте последнее слово – «щуку».

Дети составляют на магнитной доске предложение: « Ищите щюку в реке ».
– Ребята, щука должна нам отдать ключ от железного замка. Мы собрали предложение, но щука не появилась. (Дети находят ошибку и вспоминают правило: «ЧУ, ЩУ ПИШУ С БУКВОЙ У»).

Появляется щука и отдает ключ. (слайд 9)

Дети открывают дверь, из заточения выходит буква Щ: (слайд 10)

– За мое освобожденье вот вам, дети, угощенье!

Список использованной литературы
1. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! М.: «Издательство Гном и Д», 2002. – 48 с.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 349 с.

Ссылка на основную публикацию