Рабочая программа ‘Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса’

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_dlya_2kl.docx59.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары

Директор МБОУ «СОШ№ 43»

__________ Петрова Л.Л.

«___» _________ 2017 г.

от 14 сентября 2017 г.

Рабочая логопедическая программа

по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленной НВОНР (ОНР III уровня)

у обучающихся 2 классов

на 2017-2018 учебный год

учителя-логопеда Лебедевой Наталии Михайловны

Программа составлена на основе:

  1. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
  2. Программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова, Москва, 2007;
  3. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова, Москва 2007.

логопедического обучения по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР у обучающихся 2-3 классов

МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары

Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе:

1) Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

2) Рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю. Общее количество часов – 60. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 минут.

Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 2-3 классов, испытывающих стойкие трудности при освоении программы начального обучения по русскому языку, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Целесообразность формирования коррекционных групп учащихся с нарушением письменной речи на фоне ОНР обусловлена характеристикой выявленных речевых нарушений, препятствующих успешному освоению школьной программы по русскому языку.

Цель : восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1)Формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

2)Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

3)Уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

4)Обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.

Основные методы работы :

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • Практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • Этиопатогенетический
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Доступности
  • Комплексности
  • Дифференцированного подхода обучения
  • Поэтапности
  • Учета личностных особенностей
  • Использования обходных путей
  • Деятельностного подхода

Формы организации коррекционных занятий:

  • Групповые (фронтальные)
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные
  • Проблемно-диалогическая технология (Мельникова Е.Л.);
  • Технология личностно-ориентированного подхода (Леонтьев А.А.);
  • Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А);
  • Коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников русскому языку (Мисаренко Г.Г.)

Контроль реализации программы:

-стартовая диагностика устной и письменной речи (Фотекова Т.А);

-промежуточная диагностика (анализ письменных работ в классных тетрадях по русскому языку);

– итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);

  • Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
  • Графические, зрительные диктанты.
  • Слуховые диктанты, контрольные списывания.
  • Грамматические задания, тесты.

Характеристика группы обучающихся, имеющих дисграфию.

По материалам И.Н. Садовниковой учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику.

Уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.

Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения слоговой структуры по причине артикуляторных, либо фонематических затруднений.

Словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. С трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.

Трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах – ошибках согласования и управления.

Выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.

При обследовании выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов , навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук – буква», затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове из-за трудности анализа, либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.

Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.

Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором ( слухо-моторная координация ). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.

Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы, либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточные знания временных представлений и понятий. У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка, затягивается процесс латерализации.

У детей с нарушениями письма наблюдается истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.

Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок :

– ошибки на уровне буквы и слога;

– ошибки на уровне слова;

-ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.

Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.

Ошибки звукового анализа.

  • пропуски согласных и гласных букв, слогов: « снки » – санки, «девча»-девочка,« дужый »- дружный, « межата »-медвежата, « диктан» -диктант, « работ »- работа;
  • вставки букв: нояб а рь- ноябрь, друж е но –дружно,
  • перестановка букв (« деверня » – деревня, « ферваль »- февраль, « куржок »- кружок);
  • персеверации (застревание): « м агази м » , « з а зашиной » (магазин, машиной);

антиципации (предвосхищение): « на девевьях »-деревьях, « жувавель »-журавль,« стутупали »-ступали;

Ошибки фонематического восприятия.

  • замены и смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (ошибки фонематического восприятия):

звонкие и глухие : « тавно »-давно, « бодарил »-подарил, « ёшик »- ёжик, « уколок »-уголок;

лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю : «рочей»- ручей, «клёква»-клюква, «замюрзли»-замёрзли;

заднеязычные Г – К – Х: «черёмука»-черёмуха, «голмы» – холмы;

сонорные Р – Л, Й – Л: « хородный » – холодный, « лабота »- работа, « тут бывалет и солька » – тут бывает и сойка;

свистящие и шипящие С – Ш, З – Ж, Щ – С:

« шиски» -шишки, « скажал» -сказал, « сенок »-щенок;

аффрикаты Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – Т, Ц – Т, Ц – С: « стущал » – стучал, « граци »-грачи, « девотька »- девочка, « пцицы » – птицы, « улиса » – улица, « рельцы » – рельсы;

  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме: « толко » – только, «метел» – метель, « конеки »-коньки;
  • смешение букв по кинетическому сходству: « бятел »-дятел, « прурода »-природа, « стешил »-спешил, « мохно »- можно, «жолодная»-холодная;

Искаженное написание букв, проявляющееся

-в неправильном соотношении элементов;

-в зеркальном написании;

-добавление лишних элементов;

Ошибки на уровне слова.

  • раздельное написание частей слова: « и дут », «я- сный», « поп-росил », « у-шёл »;
  • слитное написание служебных слов с последующим словом: « кдому », « кругомтихо », « светитлуна »;
  • смещение границ слов: « у дед Мроза »- у деда Мороза;
  • контаминации: « лптбау» – лепят бабу, « блэм » – была зима;
  • морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): « лёдик », « рукища », « поленой цветок »- полевой, « ветерный день», « меховная шапка»

Ошибки на уровне предложения.

  • отсутствие и ошибки обозначения границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила. свою по другу Катю ипошли.
  • аграмматизмы (ошибки согласования и управления):
  • «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»;
  • употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать): «вызвал доске », « мой щенок збелом и сером », « упал из шкафа»; « мы Шариком бегали »;

Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит необходимость получения информации путем чтения.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренному учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, а иногда и словесных замен – угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличение количества ошибок. Диагностируется нарушение чтения – дислексия.

Планируемые результаты освоения обучающимися на логопедических занятиях

Требования ФГОС НОО второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий – «умение учиться». Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УД, отражены в задачах программы.

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  2. Усвоение правил построения и написания предложения.
  3. Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
  4. Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.

1. Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.

2.Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.

3.Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);

– наблюдательность, особенно к языковым явлениям;

– способность к запоминанию, способность к переключению, произвольность;

– навыки и приёмы самоконтроля, взаимоконтроля;

5. Формирование регулятивных и коммуникативных УУД :

– планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;

– учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;

– работа в определённом режиме и темпе;

– применение полученных знаний в новых ситуациях;

– анализ и оценка продуктивности собственной деятельности;

1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.

3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь;

4. Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.

Программа групповых занятий включает следующие разделы:

Программа логопедической коррекции для обучающихся с ОВЗ (2 класс)

Автор материала: Кротова Ольга Васильевна

Содержимое документа:

Муниципальное образовательное учреждение «Дубковская средняя школа»

Протокол метод. объединения

Логопедической коррекции для

2 «А» класса на 2015-2016 учебный год

2015-2016 уч. год

Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками со смешанными специфическими расстройствами психологического характера» П.Д. Лебедевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.

В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое смешанным специфическим расстройством психологического характера Одним из главных клинических признаков смешанных специфических расстройств психологического характера по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. Так же отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель данной программы – формирование у детей правильной устной и письменной речи.

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

5. развивать связную речь.

фронтальное; индивидуальное. 2.Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

индивидуальные занятия по постановке звуков; групповые занятия по темам, указанным в программе. Формы контроля:

анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный); проверочные работы и диктанты в течение года (в группе); тестирование; ИКТ диагностика. Направления работы:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. Развитие связной речи. Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

научиться правильно произносить звуки; пользоваться этими звуками в речи; различать оппозиционные фонемы; овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи; овладеть навыками построения связного высказывания.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной логопедической работы решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;формирование фонематических процессов;уточнение и расширение лексического запаса;формирование грамматического строя речи;формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;формирование просодической стороны речи;активизация внимания, памяти, мышления;развитие мелкой пальцевой моторики;развитие языковой интуиции;индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 34 занятия (1час)

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.

Область применения программы При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии; для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;о значении правильного дыхания;основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;называть отличия гласных и согласных звуков;правильно обозначать звуки буквами;производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;составлять предложения, пользуясь различными частями речи;грамматически правильно связывать слова в предложении;пересказывать текст;составлять текст на определенную тему;

логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-х классов,

имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные СНР

Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 2 — 4 классов с овз, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда Киреевой Елены Сафаровны

на заседании ШМО

МОУ «Фировская СОШ»

протокол № 2017 г.

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА Киреевой Елены Сафаровны

Количество часов в год – 34 (в каждом классе)

Количество часов в неделю – 1 (в каждом классе)

2017 – 2018 учебный год

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «СОШ №18» г. Дзержинска Нижегородской области. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

– провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 2 – 4-х классов по коррекции недостатков письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

– развить логическое и образное мышление;

– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Программа рассчитана на весь курс обучения (2 – 4 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: музыкотерапия и литотерапия, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

по логопедической коррекции

для учащихся 2-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Звуки гласные и согласные, их различие.

Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различнойзвуконаполняемости.

Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции.

Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч».

Слова с сочетаниями жи, ши.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова.

Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов.

Деление слов на слоги. Перенос слов.

Смыслоразличительная роль ударения.

Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной.

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова.

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.

Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.

Развитие анализа структуры предложения

Предложение. Общее представление.

Деление предложений на слова. Схема предложения.

Составление предложений из слов.

Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 3-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Гласные в приставках.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

Согласные в приставках.

Правописание непроизносимых согласных.

Корень слова. Родственные слова.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).

Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.

Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Приставка в прилагательных и глаголах.

Дифференциация приставок и предлогов.

Дифференциация приставок и предлогов.

Одинаковые приставки и предлоги.

Различие приставок и предлогов.

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.

Уменьшительно ласкательные суффиксы.

Окончания существительных Р. п. мн. ч., Т. п. мн. ч.

Окончания существительных П. п. мн. ч.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 4-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

Безударные гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

Двойные согласные в корне.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова).

Разделительный мягкий знак.

Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.

Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости.

Разделительный твёрдый знак.

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Работа на лексическом уровне

Морфемика и словообразование

Корень. Однокоренные слова.

Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий.

Различение предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Расширение словарного запаса

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов.

Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.

Однозначные и многозначные слова.

Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Прямое и переносное значение слова.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

, Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.. , Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. . — СПб.: СПбАППО,2004. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. , Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

«Коррекция нарушений лексико-грамматических и смысловых сторон речи» 1 класс

Рабочая программа учебного курса логопедии для 2-3 класса с заключением «нарушение лексико-грамматических и смысловых сторон речи»(далее учебная программа) составлена на основе базисного плана и методического пособия «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» под редакцией Коржаева Е.Е.

Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.

Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н.Павлушкина, Р.И. Харитонова.
  2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова
  3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
  4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С.Яцель
  5. «Программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР» под редакцией Коржаевой Е.Е.

Организация работы по программе

Данная группа сформирована из четырех учеников 2 и 3 класса. Тематическое планирование составлено по 2 классу, т.к. двое детей обучаются у логопеда первый год, один ребенок дублирует программу 2 класса, 1 ребенок по результатам логопедического обследования соответствует программе 2 класса. Работа с данной группой не требует подбора особого учебно-дидактического материала. На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.

В структуру занятия входит:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;
– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
– дыхательная гимнастика;
– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
– формирование фонематических процессов;
– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
– работа над предложением;
– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся.

Основные задачи программы:

  1. активизация имеющегося словарного запаса и уточнение конструкции предложений.
  2. формирование полноценного звуко-буквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
  3. формирование навыков правильного письма и чтения, развитие языкового чутья.
  4. развитие навыков слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.
  5. формирование навыков различения звуков в письменной речи.
  6. обогащение словарного запаса путем накопления представлений об окружающем мире.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:

-слоговой анализ и синтез слов
-мягкость согласных
-морфологический состав слова
-различные виды предложений

Учащиеся должны уметь

– выполнять звуко-буквенный анализ слов
– устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
– пользоваться различными способами словообразования
– владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
– использовать в речи различные конструкции предложений
– строить связное высказывание, устанавливать логику.

Содержание учебного курса

1. предложение и слово:

Речь и предложение. Предложение и слово

2. слоговой анализ и синтез слова.

Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов.

3. звуки и буквы:

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звуки и буквы. Их дифференциация в словах.

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. Обозначение мягкости с помощью гласных.

Согласные звонкие и глухие. Непарные глухие согласные. Непарные звонкие согласные. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Творческая работа по теме «Осень»

4. предложения:

Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

5. морфологический состав слова:

Корень, как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная «е»/ «о» в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Творческая работа по теме «Зима»

6. предлоги и приставки:

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с приставками. «Не» с глаголами.

7. связная речь:

Слова- синонимы. Слова-антонимы. Слова-омонимы. Пересказ с опорой на:-серию сюжетных картинок, -сюжетную картинку, -по вопросам, -по опорным словам, -по предметным картинкам. Творческая работа по теме «Весна»

8. лексические темы:

«Лето». Творческая работа по теме «Лето». «Осень». «Птицы». «Растения и животные». «Дикие животные и их детеныши»

«Домашние животные» и их детеныши. «Животные жарких стран». «Животные холодных стран». «Зима». «Зимние забавы»

«Весна». «Водоем и его обитатели». «В гостях». «Овощи, фрукты». «Грибы». «Ягоды». «Дом, семья». «Мебель». «Одежда. Головные уборы». «Обувь». «Посуда». «Профессии». «Рыбы». «Школа». «Насекомые». Повторение пройденного за год.

Календарно- тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Примечания

Обследование речи детей, оформление
результатов обследования и
комплектование групп

РАБОЧАЯ Программа логопедической коррекции для учащихся 8 класса

логопедической коррекции для учащихся 8 класса

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 8 класса, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

В основе программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма — веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

системности – изучения ребёнка как целостного, своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности — учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода — опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода — изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

системного подхода — взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

здоровьесберегающий принцип — количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

Диагностический блок. Основной формой проверки уровня подготовки обучающегося является логопедическая диагностика. По итогам первичной диагностики вычисляется процентное выражение успешности усвоения учебной программы за предыдущий учебный год. Вычислив процентное выражение успешности усвоения программы обучающимся, мы отслеживаем рост его развития. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней:

Обобщая результаты использования диагностики, можно сказать, что:

— IV уровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием;

— успешность III уровня свидетельствует о легкой степени системного недоразвития речи;

— успешность выполнения речевых проб, соответствующая II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени;

— I уровень успешности выполнения диагностики (самый низкий) свидетельствует о системном недоразвитии речи тяжелой степени.

Вначале учебного года проводится первичная диагностика, к концу обучения – итоговая.

Коррекционно-развивающий блок. Включает коррекционно-развивающие занятия; с труктура их может состоять из следующих блоков, которые варьируются:

— формирование фонематических процессов;

— звукобуквенный анализ слов;

— звукослоговой анализ и синтез слов;

— работа над предложением;

— работа над интонационной речью;

— обогащение и активизация словарного запаса;

— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, глазодвигательных мышц.

Занятия направлены на:

Уточнение знаний о составе слова, нахождение родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).

Формирование умений согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

Формирование навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.

Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).

Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

Ведущей формой обучения являются групповые занятия.

личностно ориентированное обучение;

дифференцированный подход в обучении;

Контрольно-оценочный блок. Результативность освоения программы определяется на основе данных диагностики. В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы с обучающимися..

Формы промежуточного контроля результатов обучения:

Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы;

определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;

чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

правописание предлогов и приставок;

названия частей речи, их значение.

Учащиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;

различать предлоги и приставки;

различать части речи;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

конструировать повествовательное сообщение;

образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со II и III уровнем — систематическое недоразвитие речи средней и легкой степени) могут получить её в индивидуальном порядке.

Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся (4 ч.).

Повторение изученного во 2 – 6 классе (11 ч.): развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, перенос слов, дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однозначные и многозначные слова, подбор и нахождение антонимов и синонимов.

Грамматика (28 ч.). Предлоги, употребление предлогов в предложении, сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.

Родственные и однокоренные слова. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Сложные слова. Сложение двух основ.

Имя существительное. Род, число, падеж; правописание падежных окончаний существительных.

Имя прилагательное. Общее понятие. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Падежные окончания имен прилагательных.

Глагол. Общее понятие. Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Связная речь (21 ч.). Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность предложений.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.

Восстановление деформированного текста по се­рии картинок.

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

Деление текста на части. Работа над планом.

Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи (4 ч.).

Программа логопедической коррекции для обучающихся с ОВЗ (2 класс)

Муниципальное образовательное учреждение «Дубковская средняя школа»

Протокол метод. объединения

Логопедической коррекции для

2 «А» класса на 2015-2016 учебный год

2015-2016 уч. год

Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками со смешанными специфическими расстройствами психологического характера» П.Д. Лебедевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.

В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое смешанным специфическим расстройством психологического характера Одним из главных клинических признаков смешанных специфических расстройств психологического характера по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. Так же отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель данной программы – формирование у детей правильной устной и письменной речи.

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

5. развивать связную речь.

2.Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

    индивидуальные занятия по постановке звуков;

    групповые занятия по темам, указанным в программе.

    анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

    проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);

    Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

    Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

    Развитие связной речи.

    Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

      научиться правильно произносить звуки;

      пользоваться этими звуками в речи;

      различать оппозиционные фонемы;

      овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

      усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

      овладеть навыками построения связного высказывания.

      Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной логопедической работы решает ряд специфических задач:

        устранение дефектов звукопроизношения;

        формирование фонематических процессов;

        уточнение и расширение лексического запаса;

        формирование грамматического строя речи;

        формирование полноценной связной речи.

        Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

          активизация речевой деятельности учащихся;

          развитие коммуникативных навыков;

          формирование просодической стороны речи;

          активизация внимания, памяти, мышления;

          развитие мелкой пальцевой моторики;

          развитие языковой интуиции;

          индивидуализация коррекционного обучения.

          Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

          I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

          1 период. Формирование фонематических процессов.

          2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

          II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

          3 период. Формирование грамматического строя речи.

          4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

          III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

          5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

          Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

          Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

          Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

          Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

          При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

          Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

          Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 34 занятия (1час)

          Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.

          Область применения программы При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

            общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;

            фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии;

            для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

            фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

            Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

            Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

            К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

              строение артикуляционного аппарата;

              акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

              о значении правильного дыхания;

              основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

              Обучающиеся должны уметь:

                четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

                называть отличия гласных и согласных звуков;

                правильно обозначать звуки буквами;

                производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

                дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

                определять место ударения в слове;

                К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

                  значения многих лексических единиц;

                  Обучающиеся должны уметь:

                    пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

                    составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

                    грамматически правильно связывать слова в предложении;

                    составлять текст на определенную тему;

                    логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-х классов,

                    имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные СНР

                    Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

                    Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

                    Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

                    Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

                    Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

                    Тема II: Состав слова

                    Родственные слова. Корень

                    Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

                    Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

                    Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

                    Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

                    Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную “о” или “е” между ними.

                    Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

                    Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок.

                    Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

                    Приставки, сходные по буквенному составу.

                    Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

                    Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

                    Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.

                    Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

                    Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

                    II.2 Словоизменение. Согласование слов

                    Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи.

                    Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

                    Морфологический состав слова. Закрепление материала.

                    Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

                    Употребление имен существительных разного рода.

                    Употребление имен существительных в косвенных падежах.

                    Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

                    Согласование прилагательных и существительных в падеже.

                    Согласование глагола и существительного в числе.

                    Согласование глагола и существительного в роде.

                    Согласование глагола и существительного во времени.

                    Тема III: Предлоги

                    Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.

                    Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

                    Читайте также:  Непосредственно образовательная деятельность: Коммуникация
                    Ссылка на основную публикацию