Проведение логоритмических занятий в Доме ребенка

Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дом для всех»

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи.

  • развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой;
  • закреплять умения детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
  • формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении песен, учить передавать шутливый характер песни, правильно брать дыхание во время пения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу, бег, поскоки, прыжки.
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
  • воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки для профилактики простудных заболеваний;
  • обучение простейшим приемам массажа.
  • воспитание доброжелательности, взаимопомощи;
  • развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, петь всем вместе;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: презентация по теме в программе PowerPoint, магнитофон, диски с музыкой, воздушный шарик, барабан, шапка волка.

Ход занятия.

Логопед – У меня воздушный шарик

Круглый, желтый и большой.

До чего красив и ярок,

А летает, как живой!

1. Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

Летал-летал наш шарик (идут по кругу) и опустился на землю. Бежала мимо мышка – «пи-пи-пи». Она увидела шарик, подумала, что это сыр, укусила зубками – «ам» и шарик сдулся (вдох – носом, выдох – с-с-с; дети на «дробном» шаге сужают круг). Мы его заклеим и снова надуем (вдох – через нос, выдох – ш-ш-ш; дети отходят назад, расширяя круг). Вот какой красивый шарик у нас получился. Полетел наш шарик дальше. Летал-летал, устал и опустился на полянку в лесу. Бежал мимо ежик – «ф-ф-ф», уколол своей иголочкой – «Ой!», шарик сдулся (с-с-с). Мы его заклеим, надуем (ш-ш-ш), и отпустим в небо. Помашите ручками нашему шарику на прощание.

2. Двигательное упражнение «Прогулка» (под барабан)

По дорожке мы пошли (ходьба)

А теперь мы все поскачем,

Как резиновые мячики (поскоки)

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед)

Впереди течет ручей,

Руки в стороны расставим.

Переходить его мы станем (ходьба на носках, руки в стороны)

Вдруг полянку увидали,

Дружно к ней мы побежали (бег)

3. Артикуляционная гимнастика «Кто живет в лесу?»

Вот в лесу живут лягушки,
Две лягушки – хохотушки – упражнение «Лягушка»

Утром вылезли на пень –
Целый день болтать не лень – упражнение «Болтушка»

Рассказали нам про всех:
Белка принесла орех- упражнение «Орешек»

Грызла – грызла – не разгрызла,
Обезьянке подарила – упражнение «Обезьянка»

Прибежал большой бульдог,
И орех разгрызть помог – упражнение «Бульдог»

У бобров хвосты лопаткой,
В воду прыгнут очень гладко – упражнение «Лопатка»

Проползала тут змея,
Испугалась ее я – упражнение «Змейка»

Серый зайчик прибежал,
Губку верхнюю поднял – упражнение «Зайчик»

Барабанил и стучал,
Всех зверей перепугал – упражнение «Барабанщик»

Рассердился кот лесной – упражнение «Кошечка»

Мышки гонятся за мной – упражнение «Поймаем мышку

Мышки толстые, худые,
Мышки разные такие – упражнение «Толстячок – худышка»

Прибежал зубастый волк – упражнение «Посчитаем зубки язычком»

Ежик гриб большой нашел – упражнение «Грибок»

Птицы с юга прилетели

И построили качели – упражнение «Качели»

Тут лягушки замолчали,
Видно утку увидали – упражнение «Уточка»

Тучки в небе набежали,
Вот и капли застучали – упражнение – пошлепать губами

Солнцу спрятаться пора –
Вот и кончилась игра.

Логопед – На полянке дом большой –

И с окошком и с трубой.

Мы окошки открываем,

Кто живет в нем, мы узнаем! (Презентация в PowerPoint)

4. Подвижная игра «Гора – дерево – кочка»

Дети бегают врассыпную по залу под музыку, помахивая руками, как крыльями. Когда музыка обрывается, логопед говорит: «Кочка!» – дети приседают; «Дерево!» – замирают, подняв руки вверх; «Гора!» – встают на колени и поднимают соединенные руки вверх.

5. Ритмическое упражнение «Ежик и барабан» М.Картушина

С барабаном ходит ёжик: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

С барабаном за плечами: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрел случайно: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

И удары раздавались: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули: бум-бум-бум, бум-бум-бум!

6. Песня «Ежик» муз. И.Бодраченко, сл.Н.Зарецкой

1. Жил в лесу колючий ежик – да-да-да.

Был клубочком и без ножек – да-да-да.

Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,

Не умел он топать – топ-топ-топ.

Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,

Только носом двигать – вот так!

2. А ребята в лес пришли – да-да-да.

Ежика в лесу нашли – да-да-да.

Научили хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,

Научили топать – топ-топ-топ.

Научили прыгать – прыг-прыг-прыг,

Научили бегать – вот так!

7. Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад.

Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.

А теперь по кругу щёчки дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам память разовьём.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке.

На подбородке круг черчу: мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить, звуки все произносить.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.

«Рисовать» круги на лбу.

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки нарисуем поскорей.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания.

Мы подушечками пальцев в точки попадём:

Так курносому мишутке носик разомнём.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой и налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой и направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

8. Массаж «Зайкин огород» модель и текст С.Луниной, Т.Боровик

Дети разбиваются по парам

Был у зайки огород, («зайка» сидит, другой ребенок приставляет ладони к его

Ровненьких две грядки (плотное поглаживание от плеча до кисти)

Там играл зимой в снежки (легко стучит пальцами по раскрытым в стороны рукам)

Ну а летом в прятки (прячет кулачки под ладонь партнера)

А весною в огород («зайка» прыгает на месте)

Зайка с радостью идет!

Но сначала все вскопает, (вращательные движения кулачками по спине)

А потом все разровняет, («расчесывает» спину сверху вниз)

Семена просеет ловко (берет «зайчика» за кисти и трясет)

И пойдет сажать морковку («пружинка»)

Ямка – семя, ямка – семя (собирает в щепотку кожу одной рукой, а в центре ставит

пальчик другой руки)

Закопает, разровняет (вращательные движения кулачками, «расчесывает»)

И глядишь, на грядках вновь (поднимает свободно опущенные руки за второй,

Вырастут горох, морковь третий и остальные пальцы по очереди)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет (ребром ладоней гладит спину, «собирает»)

Все собрал. И как раз

Здесь закончился рассказ. (Плотно проводит руками от макушки до щиколоток.)

9. Коммуникативная игра «Ладошки»

Дети выполняют движения в парах, попеременно

Твоя ладошка – это пруд, (гладят ладошку, ребром ладони делают волнообразные

По ней кораблики плывут движения)

Твоя ладошка, как лужок, (гладят лад

А сверху падает снежок (несколько раз дотрагиваются указательным пальцем,

движения сверху вниз)

Твоя ладошка, как тетрадь, (гладят ладошку)

В тетради можно рисовать («рисуют» указательным пальцем)

Твоя ладошка, как дорожка, (гладят ладошку)

А по дорожке бегут ножки («бегут» указательным и средним пальцами)

10. Песня «Орешки» М-П-Т-Д-К, Сл.Т.Боровик

Смотри, под новогодней нашей елкой,

Сидит зубастый серый волк.

Сидит недовольный, зубами щелкает:

Щелк – на бельчат, щелк – на зайчат,

И на ежика, и на поросят.

– Нельзя сегодня быть таким сердитым, –

Ему зверята говорят.

А рядом с волком, там, гляди под елкой

Лежит с орешками мешок.

И волк орешки зубами щелкает:

Щелк – для бельчат, щелк – для зайчат,

И для ежика, и для поросят.

– Сегодня волк у нас такой хороший, –

Ему зверята говорят: да-да-да

Ему зверята говорят. (Волк) Гав!

11. Пальчиковая игра «Цветочек» текст Т.Боровик, муз.неизв.

Цветочек на клумбе растет и растет,

На солнышке греясь, гостей к себе ждет.

К нему прибежал покачаться жучок –

Качает, качает жучка лепесток.

Попить сладкий сок прилетела пчела,

В цветок залетела и мед собрала.

В гости к нему прибежал паучок –

Можно я здесь сплету гамачок?

Улитка тихонько ползет по дорожке,

Торчат на головке улиткиной рожки.

Но вот улетела пчела, мотылек, жучок убежал, и остался цветок.

На солнышке, греясь, он будет стоять,

А солнце зайдет, и цветок будет спать.

И под листочек залезет улитка –

Спать до утра, и закроет калитку.

Прозрачный висит на цветке гамачок,

А в гамачке тихо спит паучок.

Спать всем пора!

12. Пластическое упражнение «Дом» М-П-Т-Д-К (мировая песенно-танцевальная детская коллекция), текст Т.Боровик

Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста»37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №219

«Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста»

Нестерова Светлана Эдуардовна

Григорьева Наталья Анатольевна

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих нарушение речи, поэтому логоритмические занятия являются помошью, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с речевыми нарушениями.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Логоритмические занятия также включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотное сочетание и темп звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторских систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольника форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, на развитие координации «движение-слово» обогащение словарного запаса, формирования грамматических категорий, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений.

Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию («орхестика» древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая и логопедическая ритмика).

Вывод: логоритмические занятия хорошо вписываются в учебную работу и направлены на обладание ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Разработать систему, позволяющую развивать чувство ритма у детей младшего дошкольного возраста.

В процессе систематизации работы по развитию чувства ритма произойдут реальные существенные изменения:

– в развитии музыкально-ритмической деятельности;

– в обогащении двигательного опыта.

– в развитии познавательной активности детей младшего возраста.

Освоить работу по проведению логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

  • Учить детей соотносить движение с ритмом музыки;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать звуковысотное восприятие;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой.

1. Этап. Подготовительный.

Цель: создание организационной основы для реализации проекта.

1. Подбор научно-методического обеспечения:

– практического материала (аудио-видео кассеты, диски, музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры).

2. проведение диагностики:

а) психомоторного развития ребенка (с участием педагога – психолога)

б) Определение уровня развития каждого ребенка:

– логопедическое обследование (данные учителя-логопеда);

-обследование мелкой моторики (данные воспитателя);

– обследование опорно – двигательного аппарата (инструктор по физической культуре);

– диагностическое обследование детей по звуковысотному восприятию (музыкальный руководитель).

2. Этап. Взаимодействия с педагогами.

Цель: Совместная работа с педагогами, специалистами:

  • Консультации;
  • Семинары – практикумы;
  • Тренинги по разработке блоков занятий;
  • Открытые занятия для педагогов;
  • Выставки дидактических пособий и шумовых инструментов;
  • Творческие гостиные;
  • Деловые игры.

3. Этап. Взаимодействие педагогов с детьми.

Цель: Формирование предствалений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах.

  • Включение в занятия ритмических упраженений и игр, занятия на развитие ритмического слуха, наглядные двигательные, звуковые, графические структуры ритма;
  • Использование новых технологий при проведении занятий (К. Орфа, комплексные логоритмические занятия, занятия на развитие лексики);
  • Сюжетно-тематические занятия;
  • Включение в занятия пальчиковых и подвижных игр, песен и стихов, танцев, элементарного музицирования на шумовых инструментах, дидактических игр, способствующих развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов).

4. Этап. Взаимодействие с родителями.

Цель: создание единого образовательного пространства для развития детей в процессе совместной деятельности ДОО и семьи.

  • Информационные стенды;
  • Консультации;
  • Участие детей с концертами на родительских собраниях;
  • Участие детей на праздниках и развлечениях;
  • Родительские собрания;
  • Конференции;
  • Совместные семейные праздники – импровизации.

5. Этап. Заключительный этап.

Цель: Подведение результатов работы и определение перспектив дальнейшей работы.

1. Анализ педагогического процесса по теме «Логоритмические занятия с детьми младшего возраста» за год. Итоговая диагностика (совместно с логопедом, психологом).

2. Поиск новых эффективных форм работы.

3. Усовершенствование коррекционно-развивающей музыкальной среды в ДОО.

4. Обогащение методического материала ритмо-схемами.

В результате проведеной работы произойдут улучшения в развитии музыкально – двигательной деятельности, усовершенствуется речь, улучшится музыкально-ритмическая координация движений, слуховое внимание детей, эмоциональная отзывчивость, разовьются способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой.

1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей.

2. Лукина Н.А., Сарычева М.Ф. Логоритмические занятия.

3. Карпушина М.Ю. ЛОгомитрические занятия в детском саду.

4. Журнал, Музыкальный руководитель 2005-2006 год.

Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Мультики

В свободное время от занятий предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Особенности проведения логоритмических занятий

Особенности проведения логоритмических занятий в СРЦН «Горизонт». Использование элементов ортобиотики

при коррекции тяжёлых нарушений речи на логоритмических занятиях

Калугина Лариса Борисовна,

учитель-логопед высшей кв.категории.

Центр «Горизонт» посещают дети с различными патологиями речи, в том числе и при её полном отсутствии. Это дети с синдромом Дауна, РДА, краниостенозом, ДЦП, ПЦНС, ММД, с заиканием и логоневрозами, ОНР, ЗПРР, ЗРР и т.д.

Известно, что тяжёлые дефекты речи чаще всего сочетаются с разнообразными патологиями неречевых функций, у этих детей может страдать эмоционально-волевая, двигательная сферы, у них отмечается неустойчивое внимание, незначительный объём памяти, присутствует также и неврологическая симптоматика, усугубляющая общую картину психического развития. Повышенная возбудимость, расторможенность, неустойчивость эмоционального фона у таких детей влечёт за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании и, как следствие, потерю интереса к выполняемому заданию. Индивидуальные занятия в кабинете с такими детьми – недостаточны. В работах Т.А.Власовой и М.С.Певзнер указывается на недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. Многие исследователи (К.С.Лебединская, Е.М.Мастюкова и д.р.) указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь настолько сильна, что недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы.

Около восьми лет назад появилась идея о проведении логоритмических занятий с учётом специфики детей, посещающих Центр. Сначала мы сформировали группу детей с соматическими заболеваниями и речевыми нарушениями, занятия очень нравились детям и родителям и по просьбе родителей детей с ДЦП мы образовали ещё одну группу, состоящую из «неходячих» детей.

Использование в работе описанных в литературе того времени, комплексов полностью, в наших условиях оказалось невозможным, т.к.группы получались смешанными: в них есть дети, которые как медлительны, инертны, так и расторможены, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

На данный момент имеется достаточно много литературы, посвященной этой теме, для составления конспекта занятия используются рекомендации Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой и других авторов. Таким образом, из печатных источников была взята за основу структура занятия и выбраны упражнения и игры, которые были адаптированы для наших детей.

Комплекс упражнений и игр подбирается с учётом принципов ортобиотики, которые позволяют решать следующие цели:

– активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового, тактильного);

– увеличить объём памяти;

– развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

– развивать у ребёнка тактильно – кинестетическое и костно-мышечное чувство собственного тела;

– формировать двигательные навыки (ходьба, прыжки, бег, повороты тела вправо-влево, вперёд-назад, танцевальные движения и т.д.).

Особое внимание на занятиях логоритмики уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций, т.к. многие дети, в связи с плохой координацией, не могут согласовывать свои движения под музыкальное сопровождение. Поэтому необходимо особо тесное взаимодействие с соц. педагогом по музыкотерапии, т.к. правильно подобранная музыка с учётом особенностей наших детей помогает решить цели занятия.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на:

– формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

– согласования движения с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;

– изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);

– изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы по группам:

1 группа – дети с ДЦП. В этой группе присутствие родителей обязательно, т.к. эти дети самостоятельно выполнить какие-либо движения не могут. При выполнении упражнений с ребёнком родители также обучаются технике выполнения упражнений, чтобы использовать их в работе с ребёнком дома.

2 группа – дети с ограниченными возможностями, имеющие различные патологии речи. Очень часто родители присутствуют на занятиях в силу особенностей состояния ребёнка. В любом случае мы учитываем индивидуальные особенности детей.

3 группа – дети с хроническими соматическими заболеваниями, которая занимается один раз в неделю.

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий 1 и 2 групп, привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

Так как у нас за это время появился достаточно богатый практический материал, мы ставим перед собой цель – сформировать картотеку упражнений для более удобного использования при подготовке к занятиям.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

1. Вводная часть . «Волшебные дорожки» – Маршировка. (видеосюжет).

2. Основная часть .

· «Волшебный Бубен» (видеосюжет) выполняется в кругу, т.к. сам по себе круг является базовой фигурой, где каждый может работать одновременно и согласованно со стоящим рядом, возникновения чувства общности, сопричастности, развития внутригруппового единства и межличностных отношений. Работа в круге – это исторически одна из наиболее ранних коллективных форм общения (вспомним хороводы на Руси, круговые пляски суфиев). Они пробуждают у нас в душе наиболее глубинные переживания.

· «Волшебные ручки» – Кистевая и пальчиковая гимнастика (видеосюжет)

– обучение точности выполнения движений пальцами рук;

– развитие силы и ловкости движений кистей рук и пальцев рук;

– развитие произвольного регулирования мышечного тонуса кистей и пальцев рук;

– совершенствование динамического праксиса;

· «Волшебный воздух во мне» – упражнения на развитие дыхания (видеосюжет)

Дыхательные упражнения являются важной составляющей занятия, необходимо постоянно следить за правильностью дыхания детей.

Мы включаем в занятия дыхательные упражнения, которые:

-способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии;

– формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

– нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитностью речи;

– воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

– умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхне-, средне- и нижнереберное дыхание. Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы (наиболее сильной дыхательной мышцы) создаёт самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

· «Волшебные движения» – упражнения на развитие мимики и артикуляционной моторики, глазодвигательная гимнастика.

– развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий;

– выполнение комплексов артикуляционных упражнений на группы свистящих, шипящих, соноров;

– совершенствование подвижности и точности движений языка, губ, мимики лица

3. Заключительная часть.

· «Волшебные превращения» – упражнения для развития общей моторики (видеосюжет)

Этот раздел занятия включает в себя не только комплекс упражнений, но и подвижные и хороводные игры, танцы. Роль игры для детей велика, она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств ребёнка. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Также игра создаёт благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

· «Волшебный коврик» – игровой релаксационный комплекс (видеосюжет)

Чтобы помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность в заключительной части занятия мы применяем игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик». Он сложился в результате использования на занятиях ортобиотических методов и приёмов.

– основная часть комплекса

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика, поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз и протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.

2-Дети прячутся под волшебным ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

3- Дети расстилают коврик, встают вокруг него и произносят “волшебные” слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют внимание детей, настраивают на игровое взаимодействие. Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга). [1]

Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

2. Основная часть комплекса

Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия.

В практике нашей работы сложилось несколько вариантов выполнения подобных упражнений.

К примеру, на фоне тихой спокойной музыки следует ключевой текст, который помогает детям войти в состояние покоя (текст произносить медленным, размеренным голосом, звук голоса как бы «ведёт» ребёнка в необыкновенный мир):

Музыка играет – глазки наши закрывает…

Глазки закрываются – чудо совершается…

Носик музыку вдыхает и по телу отправляет…(повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)

Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).

Наши руки отдыхают… Отдыхают…Отдыхают…

Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Отдыхают…

Ветерок погладил ручки…

Ветерок погладил ножки……

Нашу шею не забыл,

Всех погладил, полюбил…

Надувает мой животик,

Медленно – сдувает…(повторить несколько раз)

Спасибо тебе, мой носик! [2]

Например, можно использовать такое упражнение на развитие диафрагмального дыхания:

Воздух набираю, мячик надуваю,

Воздух выдуваю, ямку получаю. [3]

Особенности логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста

Для того, чтобы воспитать эмоциональность и ритмичность в речи детей-логопатов, мы должны, прежде всего, развивать их музыкально-двигательные способности.

Программа логоритмики делится на 3 периода, которые соответствуют 3 речевым единицам:

  • Подготовительный период – отдельные звуки.
  • Тренировочный период – слова.
  • Закрепительный период – связные формы речи.

В каждом из периодов идет углубленная работа над темпом, ритмом, динамикой, высотой и длительностью звучания. Только в I периоде это делается на более элементарном материале – отдельных звуках, во II-ом – на словах (тактах, ритмических блоках) – фразах, а в III-ем – закрепляются полученные навыки в связных произведениях, танцах, инсценировках.

Выбранная тема проходит через все виды работы на занятии. Допустим: “Сравнение звуков по высоте”. Дети сравнивают по высоте музыкальные звуки, совершают движения вниз-вверх, поют низкие и высокие ноты.

Логоритмическое занятие в детском саду можно разделить на следующие части:

I часть

2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

II часть

III часть

Раскроем подробно каждую часть занятия.

I часть

1. Вводные упражнения.

Сюда мы относим упражнения, активизирующие внимание детей, воспитывающие координацию движений, ориентировку в пространстве, память. Вводные упражнения должны создавать определенный настрой ребенка на занятие.

Обычно для вводных упражнений мы пользуемся музыкальным материалом, отработанным на предыдущем занятии, уже хорошо знакомым, который не вызовет никаких затруднений.

Для заикающихся детей, особенно на начальных этапах, используется медленная, спокойная, создающая радостное настроение музыка. А для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – это более бодрая, подвижная мелодия.

Цели вводных упражнений для заикающихся детей и детей с ОНР тоже отличаются. Если заикающимся мы даем больше упражнений на различение темпа движений, характера музыки (плавности, отрывистость), то для детей с ОНР подбираются упражнения, развивающие ориентировку в пространстве (различные перестроения), координацию движений. Отрабатываем с ними силу и четкость самих движений.

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Этот вид упражнений тоже проводим на знакомом музыкальном материале (предыдущего занятия).

Для заикающихся – это расслабляющиеся упражнения, которые выполняются под медленную музыку. А детям с полиморфными нарушениями в эту часть занятия включаются общеразвивающие упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, улучшения осанки, ориентировки в пространстве.

II часть

3. Слушание музыки

Слушание музыки – это центральный раздел каждого занятия. В нем звучит основная тема занятия, которая потом проходит через ритмику, пение и логоритмику. Обычно этот этап занятия неразрывно связан со следующим – ритмикой, так как дети слушая какое-то музыкальное произведение, прохлопывают его ритм, выделяют взмахами высокие звуки и т.д. ( в зависимости от темы занятия).

На начальном этапе мы не разучиваем сложных танцев. Наши танцы состоят из нескольких простых (двух– трех), повторяющихся движений (так как дети, имеющие полиморфные нарушения речи часто не могут запомнить трехступенчатую инструкцию), главное достоинство которых – точное соответствие ритму музыки. Движения должны быть легкими, чтобы дети совершали их свободно, без напряжения (притопы, взмахи рукой, приседания, хлопки, выставление ноги на пятку, приставной шаг, бег на носках, подскоки, движения с предметами, перестроение в круг, в колонны, кружение на полной ступне, плавное поднимание и опускание рук).

Во время пения мы развиваем звучность голоса, длительность речевого выдоха. Поэтому пока выдох короткий (начальный этап) мы подбираем песни с короткой музыкальной фразой (2 такта) и, постепенно удлиняем ее до 3 – 4 тактов.

На каждом занятии дети поют песни в том же ритме, который прозвучал во время слушания музыки. Или в песнях звучит та же интонация, что и в музыкальном произведении (вопрос), прослушанном ранее.

Проводя пение, необходимо учитывать речевые возможности детей. На первых этапах поются гласные слоги с легкопроизносимыми звуками. Иногда можно дать более развитым детям роль запевалы, а те, у кого меньше поставленных звуков, поют песни на звукоподражания (“дили-дили” или “ква-ква-ква”, “ку-ку”).

Обычно это какая-то речевая игра или драматизация стихотворения. Здесь используется ритмичность отработанных движений (4 пункт) для сопровождения стихотворной речи, чтобы ритмичность движений помогла почувствовать ритмичность стиха, выразительность музыки и движений, помогла выразить речевые эмоции.

Логоритмика – это конечный пункт занятия, работа над речью – это цель всей проведенной на занятии работы, которая служит подготовкой ребенка к речи в нужном темпе, в нужном ритме, с нужной эмоциональной окраской. Важно, строя свое занятие, прежде всего, думать какой речевой цели вы хотите достичь. Если это работа над ударением в слове, то надо, слушая музыку, учить выделять ударный звук (сильную долю), и, танцуя, выделять эту сильную долю.

III часть

7. Заключительная ходьба.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: “Динамические оттенки звучания”

(предыдущая “Характер, жанр, мелодия”).

Оборудование:

  • Музыкальные инструменты (фортепиано (магнитофон), бубны, погремушки, барабаны, треугольники, металлофоны).
  • Фонохристоматия “Дети слушают музыку”
  • Музыка для утренней гимнастики.
  • Картинки и дидактические игры к “музыкальному букварю” Н.Ветлугиной.

1. Изменение движений в соответствии с характером музыки:

  • Марш Е.Тиличеевой – маршируют.
  • “Лошадка” В.Витлина – шаг с высоким подъемом колена;
  • “Как пошли наши подружки” – низкий, пружинящий шаг.

2. “Лошадка” М.Красева – бег с высоким подъемом ног,

  • “Поскоки” С.Затеплинского – подскоки;
  • “Ласточка” А.Долуханян – плавные движения рук (расслабляющее упражнение).

3. Слушание музыки.

  • “Танец кукол” муз. Т.Ломовой из муз. “Прогулка с куклами” [4]. (Обратить внимание детей на громкое исполнение 1-ой части музыки и тихое исполнение второй). Предлагается детям прохлопать громко-громкую часть, тихо=тихую часть.
  • Исполняется “Танец вокруг елки” В.Курочкина/ [4] Задание остается то же – хлопать громко на громкую музыку, а тихо – на тихую.

4. После этого дети встают. Им дается инструкция: “Идти под музыку по залу. Если музыка звучит громко – шагать обычным шагом, если тихо – идти на носочках в обратном направлении”. (Марш М.Красева).

Дети останавливаются, строят круг. Им дается инструкция: “Делайте хлопок на громкий звук в мелодии, выделенный акцентом”. Одному из детей даем бубен. (“Ой, на горе-то” русская народная).

Потом мелодия прослушивается еще раз и дается задание делать не только хлопок, но и притоп. На остальную часть мелодии дети кружатся, поставив руки на пояс.

5. Мелодия повторяется еще раз и дети сопровождают ее пением и танцем. Они поют: “ля, ля-ля, ля, ля; ля, ля-ля, ля, ля” – 2 раза, выделяя ударную долю голосом.

6. Пение.

  • Распевание: спеть тихо – “а”, громко – “А”, постепенно усиливая – “ааАА”;
  • Дети слушают песню “Эхо” [5]. Отвечают на вопросы: “Как кричим мы? – Громко.”, “Как отвечает эхо? – Тихо”.
  • Упражнение “Эхо”. Группа делится на две подгруппы. Одна – “дети”, другая – “эхо”. Одни поют громко (“А-у!”), другие повторяют тихо. Педагог исполняет песню, а дети только подпевают.
  • Упражнение “Динь – дон” [5]. “Динь” – громко, “дон” – тихо.

7. Дети встают в круг. Они прохлопывают слово “лови”. Педагог обращает их внимание на тихое произнесение первого и громкое – второго слога. “Ло” – тихий хлопок, “ви” – громкий. Потом начинают перебрасывать мяч по собственному желанию. “Ло” – держат, на – “ви” – энергично бросают или катят по полу и т.д. Позднее можно выкрикивать имя кого-то из детей, бросая мяч только на ударный слог. Например: “О” – держат, “лег” – бросают.

8. Заключительное упражнение. Исполнение марша постепенным ослаблением звука. Под марш дети идут по кругу, им дают инструкцию: “Как только музыка заиграет тише – выходите из зала”. В момент затихания дети постепенно выходят, музыка звучит все тише и тише, пока последний ребенок не выйдет из зала.

Литература.

  1. Н.А.Ветлугина. “Музыкальное воспитание в детском саду”, Москва, 1981г.
  2. В.А.Гринер. “Логопедическая ритмика для дошкольников”, Москва, 1958г.
  3. И.Н.Малахова. “Первые шаги в мире звуков”, Москва, 1977г.
  4. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. “Музыка и движение”, Москва, 1981г.
  5. Н.А.Ветлугина. “Музыкальный букварь”.

Л.Горбушина “Интонация и ее компоненты”. Дошкольное воспитание №5, Москва, 1977г.

Что такое логоритмика и зачем она нужна

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Правила проведения логоритмических занятий

Основные правила для проведения логоритмических занятий – это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

  • слуховое внимание;
  • музыкальный, тембровый, динамический слух;
  • движения в пространстве;
  • мелкую, общую моторику, мимику;
  • кинестические ощущения;
  • навык правильного употребления звуков в разных формах;
  • согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.

Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.

Читайте также:  Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)
Ссылка на основную публикацию