Проведение логоритмических занятий в Доме ребенка

Подготовка и проведение занятий по логоритмике в детском саду

Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Образовательной программой детского сада предусмотрена последовательная и многосторонняя работа, направленная на помощь малышам в освоении речи, а также коррекцию возможных нарушений. В логопедической практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях.

Значение занятий по логоритмике в детском саду

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
  • дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
  • нарушения моторики;
  • задержка речевого развития.

Логоритмика объединяет слово, движение и музыку

Практика введения логоритмики в образовательный процесс ДОУ показывает, что уже за 9 месяцев регулярных занятий у детей, вне зависимости от вида речевых нарушений, прослеживается положительная динамика развития. Попутно малыши учатся общаться со сверстниками и взрослыми, то есть социализируются.

Это интересно. Занятия по логоритмике проводятся логопедом при участии музыкального руководителя. Отдельные элементы логоритмических упражнений также вводятся в ежедневный образовательный процесс в ДОУ и организуются воспитателем группы.

Цели и задачи

Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:

  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.

Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач

Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:

  • Уточнение движений артикуляционного аппарата (положения губ, языка, зубов) во время произнесения звуков. Эта задача особенно актуальна для детей младших и средней групп, которые только начинают освоение звуков (а, о, э, п, б, м — в 1–2 года; и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й — в 2–3 года, с, з, ц, ш, ж, ч, щ — в 3–4 года, л, р — в 4–5 лет), и очень важно, чтобы начало этого процесса было грамотно скоординировано.
  • Обогащение лексического багажа. Если в младшем дошкольном возрасте это касается расширения пассивного запаса слов, то в средней и старшей группах, когда дети уже разговаривают полноценно, это касается в большей степени активного словаря. На основании сформированного словесного актива и пассива в старшем дошкольном возрасте у ребят формируется осознанный речевой образ.
  • Тренировка зрительной и слуховой памяти. Выполнение упражнений требует запоминания не только звуков, слов, то есть воспринимаемой на слух информации, но и увиденных движений.
  • Развитие моторики. Так, в младшем дошкольном возрасте тренировка мелкой моторики стимулирует работу речевых центров, и дети быстрее «разговариваются». В старших группах проработка этого вида моторки является важным этапом подготовки руки к письму, что, в свою очередь, относится к важным показателям определения готовности ребёнка к школе. Физические нагрузки, то есть выполнение ритмических движений, в любом возрасте полезны для развития общей моторики, ловкости, гибкости.
  • Формирование умения согласовывать свои движения с речью. Логоритмические упражнения требуют координации действий детей с инструкциями взрослого, а также, что особенно актуально в среднем и старшем дошкольном возрасте, согласования движений и собственных словесных указаний.
  • Расширение границ творческой фантазии и воображения. Логоритмические упражнения могут сопровождаться креативными заданиями. Например, выполнение аппликации из шерстяных ниток во второй младшей группе на занятии по логоритмике на тему «Кошка и котята»: после выполнения игровых действий, малыши садятся за столики и приклеивают кусочки ниток на шаблоны с изображениями кошки и котят.
  • Воспитание товарищества, чувства коллектива. Участие всех детей в логоритмических играх имеет большое значение для формирования эмоционально-положительного климата в группе. В среднем дошкольном возрасте, когда малыши начинают играть не рядом, как это было до 3–4 лет, а вместе, такие упражнения являются важным этапом перехода к активным способам взаимодействия со сверстниками.

Формы занятий

Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:

  • физкультуре;
  • музыке;
  • развитию речи.

Элементы логопедической ритмики эффективно применяются педагогами ДОУ и на прогулках.

Большая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер

Виды заданий по логоритмике

Поскольку логопедическая ритмика сочетает движения, слово и музыку, то в различных комбинациях эти компоненты могут быть представлены набором заданий.

Что такое логоритмика и зачем она нужна

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Правила проведения логоритмических занятий

Основные правила для проведения логоритмических занятий – это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

Организация логоритмических занятий

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

При составлении логоритмических занятий указанного речевого нарушения следует учитывать:

– уровневую теорию ОНР (специфику моторики и речи дошкольников с ОНР первого, второго, третьего и четвертого уровней).

– задачи и содержание логоритмических занятий с детьми с ОНР.

– методы приемы логоритмической работы.

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития)

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации.

Читайте также:  Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей ОНР 1 уровня речевого развития логопеческие занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

– развитие понимания речи;

– развитие активной подражательной речевой деятельности;

– развитие внимания, памяти, мышления детей.

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников

с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития, возраст 5лет

Тема: «Птицы»

Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной речи; вызывать естественные речевые реакции.

Вводная часть

Организационный момент. Загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (Кто это? – Дятел).

2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на носках (по лужам).

3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т. Ломовой «На прогулке»).

Основная часть

1. Упражнения для развития дыхания. «Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».

2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам: кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной активности — сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).

3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».

Цып-цып-цып, цыплятки,(Дети поднимают и опускают корпус с пола.)
Есть водица в кадке.(Логопед-«курочка» ходит вокруг и проговаривает стихотворение.)
Кто меня боится, Тем не дам водицы.(Дети, лежа на полу, выполняют движение «велосипед».)
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки. Возле кадки блюдце, Все они напьются.(Поднимаются и бегут к логопеду.)

4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и повтори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.

Заключительная часть

1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки туловища, головы, клюва, крыльев, хвоста птицы.

2. Спокойная ходьба (музыка Е. Тиличеевой «Марш»).

Организация логоритмических занятий для дошкольников

с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.

Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.

В первом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа лгоритмических занятий предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».

Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».

Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».

Особенности проведения логоритмических занятий в СРЦН «Горизонт». Использование элементов ортобиотики при коррекции тяжёлых нарушений речи на логоритмических занятиях

Особенности проведения логоритмических занятий в СРЦН «Горизонт». Использование элементов ортобиотики

при коррекции тяжёлых нарушений речи на логоритмических занятиях

учитель-логопед высшей кв. категории.

Центр «Горизонт» посещают дети с различными патологиями речи, в том числе и при её полном отсутствии. Это дети с синдромом Дауна, РДА, краниостенозом, ДЦП, ПЦНС, ММД, с заиканием и логоневрозами, ОНР, ЗПРР, ЗРР и т. д.

Известно, что тяжёлые дефекты речи чаще всего сочетаются с разнообразными патологиями неречевых функций, у этих детей может страдать эмоционально-волевая, двигательная сферы, у них отмечается неустойчивое внимание, незначительный объём памяти, присутствует также и неврологическая симптоматика, усугубляющая общую картину психического развития. Повышенная возбудимость, расторможенность, неустойчивость эмоционального фона у таких детей влечёт за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании и, как следствие, потерю интереса к выполняемому заданию. Индивидуальные занятия в кабинете с такими детьми – недостаточны. В работах и указывается на недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. Многие исследователи (, и д. р.) указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь настолько сильна, что недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы.

Около восьми лет назад появилась идея о проведении логоритмических занятий с учётом специфики детей, посещающих Центр. Сначала мы сформировали группу детей с соматическими заболеваниями и речевыми нарушениями, занятия очень нравились детям и родителям и по просьбе родителей детей с ДЦП мы образовали ещё одну группу, состоящую из «неходячих» детей.

Использование в работе описанных в литературе того времени, комплексов полностью, в наших условиях оказалось невозможным, т. к.группы получались смешанными: в них есть дети, которые как медлительны, инертны, так и расторможены, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

На данный момент имеется достаточно много литературы, посвященной этой теме, для составления конспекта занятия используются рекомендации , , и и других авторов. Таким образом, из печатных источников была взята за основу структура занятия и выбраны упражнения и игры, которые были адаптированы для наших детей.

Комплекс упражнений и игр подбирается с учётом принципов ортобиотики, которые позволяют решать следующие цели:

– активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового, тактильного);

– увеличить объём памяти;

– развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

– развивать у ребёнка тактильно – кинестетическое и костно-мышечное чувство собственного тела;

– формировать двигательные навыки (ходьба, прыжки, бег, повороты тела вправо-влево, вперёд-назад, танцевальные движения и т. д.).

Особое внимание на занятиях логоритмики уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций, т. к. многие дети, в связи с плохой координацией, не могут согласовывать свои движения под музыкальное сопровождение. Поэтому необходимо особо тесное взаимодействие с соц. педагогом по музыкотерапии, т. к. правильно подобранная музыка с учётом особенностей наших детей помогает решить цели занятия.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на:

– формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

– согласования движения с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;

– изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);

– изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы по группам:

1 группа – дети с ДЦП. В этой группе присутствие родителей обязательно, т. к. эти дети самостоятельно выполнить какие-либо движения не могут. При выполнении упражнений с ребёнком родители также обучаются технике выполнения упражнений, чтобы использовать их в работе с ребёнком дома.

2 группа – дети с ограниченными возможностями, имеющие различные патологии речи. Очень часто родители присутствуют на занятиях в силу особенностей состояния ребёнка. В любом случае мы учитываем индивидуальные особенности детей.

3 группа – дети с хроническими соматическими заболеваниями, которая занимается один раз в неделю.

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий 1 и 2 групп, привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

Так как у нас за это время появился достаточно богатый практический материал, мы ставим перед собой цель – сформировать картотеку упражнений для более удобного использования при подготовке к занятиям.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

1. Вводная часть. «Волшебные дорожки» – Маршировка. (видеосюжет).

2. Основная часть.

· «Волшебный Бубен» (видеосюжет) выполняется в кругу, т. к. сам по себе круг является базовой фигурой, где каждый может работать одновременно и согласованно со стоящим рядом, возникновения чувства общности, сопричастности, развития внутригруппового единства и межличностных отношений. Работа в круге – это исторически одна из наиболее ранних коллективных форм общения (вспомним хороводы на Руси, круговые пляски суфиев). Они пробуждают у нас в душе наиболее глубинные переживания.

· «Волшебные ручки» – Кистевая и пальчиковая гимнастика (видеосюжет)

– обучение точности выполнения движений пальцами рук;

– развитие силы и ловкости движений кистей рук и пальцев рук;

– развитие произвольного регулирования мышечного тонуса кистей и пальцев рук;

– совершенствование динамического праксиса;

· «Волшебный воздух во мне» – упражнения на развитие дыхания (видеосюжет)

Дыхательные упражнения являются важной составляющей занятия, необходимо постоянно следить за правильностью дыхания детей.

Мы включаем в занятия дыхательные упражнения, которые:

-способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии;

– формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

– нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитностью речи;

– воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

– умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхне-, средне – и нижнереберное дыхание. Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы (наиболее сильной дыхательной мышцы) создаёт самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

· «Волшебные движения» – упражнения на развитие мимики и артикуляционной моторики, глазодвигательная гимнастика.

– развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий;

– выполнение комплексов артикуляционных упражнений на группы свистящих, шипящих, соноров;

– совершенствование подвижности и точности движений языка, губ, мимики лица

3. Заключительная часть.

· «Волшебные превращения» – упражнения для развития общей моторики (видеосюжет)

Этот раздел занятия включает в себя не только комплекс упражнений, но и подвижные и хороводные игры, танцы. Роль игры для детей велика, она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств ребёнка. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Также игра создаёт благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

Читайте также:  Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева

· «Волшебный коврик» – игровой релаксационный комплекс (видеосюжет)

Чтобы помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность в заключительной части занятия мы применяем игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик». Он сложился в результате использования на занятиях ортобиотических методов и приёмов.

– основная часть комплекса

1. Подготовительный

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика, поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз и протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.

2-Дети прячутся под волшебным ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

3- Дети расстилают коврик, встают вокруг него и произносят “волшебные” слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют внимание детей, настраивают на игровое взаимодействие. Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга). [1]

Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

2. Основная часть комплекса

Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия.

В практике нашей работы сложилось несколько вариантов выполнения подобных упражнений.

К примеру, на фоне тихой спокойной музыки следует ключевой текст, который помогает детям войти в состояние покоя (текст произносить медленным, размеренным голосом, звук голоса как бы «ведёт» ребёнка в необыкновенный мир):

Музыка играет – глазки наши закрывает…

Глазки закрываются – чудо совершается…

Носик музыку вдыхает и по телу отправляет…(повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)

Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).

Наши руки отдыхают… Отдыхают…Отдыхают…

Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Отдыхают…

Ветерок погладил ручки…

Ветерок погладил ножки……

Нашу шею не забыл,

Всех погладил, полюбил…

Надувает мой животик,

Медленно – сдувает…(повторить несколько раз)

Спасибо тебе, мой носик! [2]

Например, можно использовать такое упражнение на развитие диафрагмального дыхания:

Воздух набираю, мячик надуваю,

Воздух выдуваю, ямку получаю.[3]

3. Формула «выхода»

Правильное произнесение «формулы выхода» имеет большое значение.

Ø Сначала даётся команда на напряжение мышц (согнуть руки или напрячь руки) с одновременным вдохом.

Ø Команда одновременно выдохнуть, расслабить напряженные мышцы и затем открыть глаза, поморгать и улыбнуться.

…Глазки ещё закрыты. Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдохните – сожмите пальцы в кулаки. Хорошо потянитесь всем телом…

Медленно вдохните-выдохните. Выдыхаем-выдыхаем. А теперь – наши глазки открываем. Откройте глаза. Поморгайте!

Подъём: Хорошо нам отдыхать,…но пора уже вставать! Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и, как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Помашите хвостиком. Встали на коленочки, потянулись. Встаньте на ножки… Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения. Поблагодарите Ирину Борисовну, скажите спасибо Ларисе Борисовне.

Логоритмика – это не чисто занятие одного специалиста. Это симбиоз работы всех специалистов нашего Центра: музыкотерапия, мелкая моторика, арттерапия, развивающие интегрированные занятия и др. Навыки, отработанные на занятиях логоритмики, мы используем и на праздничных мероприятиях, которые регулярно проводятся в Центре.

Система занятий по логоритмике с использованием элементов ортобиотики способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

Возможность судить об эффективности применения изложенной технологии даёт обратная связь с родителями, полученная в результате бесед, ответы родителей на анкетные вопросы, наблюдения за занимающимися детьми, что позволило выяснить следующее: дети охотно посещают занятия, некоторые даже пытаются дома «передавать» свой опыт другим членам семьи. Родители отмечают изменения в состоянии здоровья детей:

– жизнерадостность, ощущаемая после каждого занятия;

– улучшение физического и эмоционального состояния детей.

[1] Авторская разработка логопеда

[2] Текст составлен

[3], Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие ЛИНКА-ПРЕСС. – Москва, 2000.

Использование инновационных конструктивно-игровых технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ

Седухина Людмила Алексеевна

Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР “Детский сад №2”, Кунгур

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Седухина Л.А. Использование инновационных конструктивно-игровых технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 07.01.2021).

В работе учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Принимая во внимание, что основными видами деятельности в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большая роль отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение конструктивно-игровых технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются эффективными в логопедической работе.

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

Опираясь на данный опыт, мною было разработано многофункциональное пособие «Волшебное дерево». Цель: развитие тактильно-акустических стимулов, автоматизация и дифференциация звуков, развитие плавной воздушной струи, развитие мелкой моторики, пополнение словаря по теме «Сад. Фрукты»

Каждый этап работы имеет свое название:

Тренажер «Ежовая полянка»: дети ставят пальчики правой руки на «Ежика» (игольчатую поверхность) и проговаривают гласные А- большой палец, О- указательный, У- средний, Ы- безымянный, Э- мизинец.

Л (нажим большого пальца левой руки) – А (нажим большого пальца правой руки)

Пальцы левой руки синхронно с правой соединяют согласный с гласным( пальцы нажимают на тренажер – ЛА), аналогично: Л – О, ЛО и т.д.

-Тренажер «Улитка»: полянка переворачивается и получается тренажер «Улитка». На «Улитке» буква с липучкой двигается к гласным, соединяя буквы читаются слоги.

«Грушевое дерево»: «Улитка» переворачивается и в прорезь вставляется дерево. Предлагается задание подуть на листочки. Под листочками дети читают слоги со звуком «Р» (для детей с поставленным звуком «Р»).

«Яблоня»: На другой стороне дерева дети крепят яблочки (на магнитах) и читают слоги со звуком «Л».

Для усложнения задания логопед предлагает ответить на вопрос «Яблоко какое?» ( возможные ответы: ароматное, круглое, красное…)

Расширяя возможности использования пособий с игольчатой поверхностью хорошо зарекомендовал себя, недавно появившийся в продаже конструктор «Липучка».

Варианты использования конструктора:

  1. Собери букву по образцу
  2. Выложи дорожки к предметам
  3. На каждый звук приклей липучку на панно с шершавой поверхностью
  4. В соответствии с лексической темой соберем: чашку (тема «Посуда»), гусеницу (тема «Насекомые»), зайчика (тема «Дикие животные») и другие предметы
  5. Предлагаем сконструировать игровые модели положений языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок» и другие) ;
  6. Конструируем определенную букву, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;
  7. Конструируем игрушки для игр-звукоподражаний (Л-самолетик, Р – машинка, Ш- шарик, С- насос) ;
  8. Учим различать звуки по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого человечков для раскладывания перед ними картинок). Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала.
  9. При помощи конструктора моделируем звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;
  10. Отрабатываем темы словаря. (Можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов: мебель, транспорт).

Применяя данные конструктивно-игровые технологии с детьми ОВЗ, отметила, что использование конструктора и пособия «Волшебное дерево» открывает широкие возможности для коррекции звуков и творческих способностей воспитанников, формирует результативность логопедического процесса. За время работы с конструктором дети научились им пользоваться, выполнять действия по устной инструкции. У детей возросло внимание к собственной речи, сформировались навыки речевого контроля, как за собственной речью, так и речью других детей. Работа с пособием и конструктором повысила качество коррекционной работы, сформировала положительную мотивацию ребенка на занятии. Дети стали более усидчивы, внимательны и точны.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: АСТ, 2008.

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Представленные в этой статье игры с использованием пособия «Волшебный куб» способствуют формированию детского коллектива, возникновению и развитию диалогических отношений, продуктивного общения, социализации детей с ОВЗ. Предлагаю логопедам, педагогам, родителям разнообразить совместную деятельность с ребёнком с тяжёлыми нарушениями речи, превратив артикуляционную гимнастику в увлекательную игру.

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Часто детям с особыми возможностями здоровья бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими людьми. Следствием речевых трудностей данной категории детей является снижение потребности в общении.

С одной стороны, несформированность коммуникативных навыков у детей с ОВЗ затрудняет их вхождение в коллектив сверстников, а с другой, группа не всегда принимает такого ребенка за «своего».

Возникающая ситуация не способствует развитию интеллектуального и личностного потенциала детей интегрированной группы. И здесь для разрешения противоречия на помощь педагогу приходят игровые технологии. Только в игре дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, смогут научиться взаимодействовать и общаться в одной группе.

Игра — это тот сквозной механизм в системе коррекции речи, эмоционально – волевой сферы детей с особыми возможностями здоровья.

Предлагаю использовать в образовательной практике пособие «Волшебный куб» — своего рода помощь в налаживании социальных связей и установлении эмоциональных контактов между всеми субъектами образовательного процесса.

«Волшебный куб» позволяет детям вжиться в роль сказочных героев, наделить их определёнными эмоциями, жестами, характерными позами.

Играя с кубом, у ребенка развиваются общая, артикуляционная моторика, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк. В других видах игр с кубом требуется следить за последовательностью его передачи, соблюдать общий темп упражнений, очерёдность, правила игры. Игровую деятельность с кубом рассматриваю прежде всего с позиции освоения диалектики общения, когда само общение направлено на установление и поддержание эмоционального контакта.

Читайте также:  Использование соленого теста на логопедических занятиях - Презентация

Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира. Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.

Дидактическое пособие «Волшебный куб»

Это многофункциональное развивающее пособие для детей 4-6 лет.

Куб состоит из 6 граней с зеркалами и включает в себя предметные картинки (людей и животных)

Цель: нормализация моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания, развитие ритма, темпа, плавности речи через вхождение в образ героя.

В игру с «Волшебным кубом» можно включить все комплексы артикуляционной гимнастики, которые осваиваются детьми с нарушениями речи. Это дает большой простор для развития всего комплекса понятий, составляющих речь.

«Сделай массаж своему язычку»

Цель: расслабление мышц органов артикуляции.

Участники: логопед и дети.

Игровое правило: выполнить полезный массаж язычку помогут тебе твои губы и зубы. Осторожно поглаживай и похлопывай свой язычок, смотри в зеркало на «Волшебном кубе»

Сначала надо превратить язык в лопаточку, а потом делать так:

Язычок погладим ласково губами,
А потом постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами. (Репина З. А.)

Сделай массаж язычку ещё раз.

Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать всё так, как ты ему велишь.

«Волшебные звуки»

Цель: выполнение ротового выдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.

«Сейчас я пропою волшебное слово, а ты послушай. (Логопед произносит ряд гласных звуков: АУО)

А теперь произнесём вместе. Давай попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» (Произнесение с вопросительной интонацией ряда гласных: АОУ?)

Затем тот же ряд гласных произносится от имени сказочных героев, изображенных на кубе с интонациями удивления, радости, жалобы.

«Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно»

Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата, закрепление правильных артикуляционных укладов.

Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, зверей, предметов, куб.

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, чётко.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)

Какой звук ты слышишь, когда

  • шипит сердитый гусь?
  • стрекочут кузнечики?
  • рычит собака?
  • звенит ручеёк?

Вспомни, какие ещё звуки ты слышишь летом, осенью, зимой и весной.

  • выполни артикуляционное упражнение
  • узнай звук по артикуляции.

Рассказывание знакомых стихотворений от лица сказочных героев, которые изображены на кубе.

«Расскажи стихотворение как Весёлая неваляшка»

«Пропой строчки из стихотворения как кот Музик»

«Расскажи стихотворение грозно, как лев»

Игра «Маски»

Цель: развитие внимания к невербальным формам общения, ориентируясь на мимику, жесты, свободное выражение своих чувств в игре, активизация словаря.

Оборудование: маски, куб

Участники: дети от 5 до 7 лет.

Сегодня у нас разные маски. Посмотрите на них. Какая это маска -весёлая или грустная? А эта? Я надену маску и посмотрю на вас, а вы будете моими зеркалами. Если на мне грустная маска, то и вы сделайте лица грустными. Вам тоже грустно. А теперь будем действовать без слов. Я надеваю маску, а вы мои зеркала. Теперь маска на лице у Маши, и вы превращаетесь в Машины зеркала. Маска переходит к вам.

Дети делятся на две группы. Ведущий по очереди присоединяется к каждой из групп. Первая группа договаривается, какого героя они показывают, вторая отгадывает и показывает, используя «Волшебный куб». Потом группы меняются.

Вопросы для беседы:

1.Какая маска вам больше нравится?

2.Какого героя вы хотите показать ещё раз?

3.Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, педагога? Покажите.

4. А какое выражение лица приятно для других людей? Покажите нашему «Волшебному кубу».

Игра «Свет мой, зеркальце скажи»

Цель: продолжать учить детей активнее использовать язык общения в речи, понимать состояние других людей, адекватно действовать в социальных ситуациях.

Участники: дети, педагог.

Оборудование: куб, картинки с эмоциями.

Игра называется «Разговор без слов». Значит, вам говорить нельзя! Можно только показывать мимикой, выражением лица.

Педагог произносит короткие фразы, которые ребёнок сопровождает мимикой, без комментариев. «Покажи рот до ушей, брови на переносице, брови на лоб полезли, губы трубочкой»

«Как я себя чувствую» Ребёнок выбирает картинку, рассказывает, какие чувства испытывает сказочный герой и изображает их в «волшебном кубе»

Дети показывают и рассказывают, что они чувствуют.

А) Приятная встреча.

В) Новая игрушка.

Г) Вы услышали резкий звук и испугались.

Вопросы для беседы:

1. Можно ли понять немое кино?

2. Одинаково ли прощаются, здороваются, благодарят. Сердятся злая и добрая феи, Баба-яга и Золушка?

3. Можно ли говорить без слов?

Игра «Моё настроение»

Цель: определение эмоционального настроя ребенка.

Оборудование: цветные грани куба, пиктограммы, картинки с изображением героев, находящихся в разном настроении.

Участники: 1-6 человек, возраст 4-7 лет.

Дети располагаются по кругу

  • Какой цвет у тебя сегодня любимый? (Выбери свое настроение.)
  • Изобрази настроение героя.

Выполняя задания, дети по очереди передают куб друг другу.

Детям очень нравится играть с «Волшебным кубом», они уже самостоятельно придумывают разнообразные варианты игр.

Тарасова Татьяна Владимировна,
учитель-логопед
город Чусовой Пермский край

Использование развивающих игр в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями и ОВЗ

Использование развивающих игр в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями и ОВЗ

МБДОУ «Детский сад №15»

Развивающие игры активно используются педагогами с 90-х годов 20 века. Интерес к ним вызван, прежде всего, оригинальностью решения обыкновенных задач, заложенным в играх творческим потенциалом, разнообразием вариантов игровых упражнений.

Всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога.

«Сказочные лабиринты игры» ─ это игровая технология, ориентированная на зону ближайшего развития, представляющую собой систему, доступную и для детей с ОВЗ. Цель данной технологии ─ построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

В условиях реализации инклюзивного подхода применение «Сказочных лабиринтов игры» позволяет

    обеспечить развитие личности ребёнка с ОВЗ в различных видах деятельности; организовать совместную деятельность взрослого и ребёнка с ОВЗ; корректировать недостатки в физическом и или психическом развитии детей с ОВЗ; обогащать формы взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Группа компенсирующей направленности детей с нарушением речи и ОВЗ характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы: фонетического, фонематического и лексико-грамматического. При этом отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи.

Основой комплексно-тематического и календарного планирования коррекционной работы в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями является тематический подход. Он обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно для восприятия речи. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств, развитию неречевых функций и активному использованию их детьми. Очень важно, чтобы процесс нормализации речи осуществлялся с учетом общедидактических и специальных принципов:

взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи формирования элементарного осознания явлений языка обогащения мотивации речевой деятельности комплексности воздействия на ребёнка воздействия на все стороны речи опоры на сохранные звенья учета закономерностей онтогенеза учета ведущей деятельности учета индивидуальных особенностей ребенка.

Важным аспектом при коррекции речевых нарушений является работа по развитию неречевых функций. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.

Для организации деятельности в этом направлении мы выбрали игровой «Чудо-конструкторы».

Комплект «Чудо-конструкторы» способствует обогащению представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов, развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины), освоению количественного счета, отношений «часть-целое» и пространственных отношений, тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов, формированию конструктивных умений и навыков, а также развитию психических процессов.

В комплект «Чудо-конструкторы входят игры:

1. «Чудо-крестики 1»

2. «Чудо-крестики 2»

3. «Чудо-крестики 2 Ларчик»

5. «Чудо-Соты 1 Ларчик»

Авторская игра «Чудо-крестики», одна из многих разработок инженера В. Воскобовича. Это игровое познавательное пособие, создающее предпосылки для формирования логического и образного мышления детей дошкольного возраста.

В комплект входят вкладыши – крестики и кружочки, которые нужно собирать. Постепенно сложность заданий повышается: изображения складываются сначала из двух частей, а потом можно добавлять все больше и больше деталей.

Можно складывать грибочки и ягодки, дорожки и автомобили, фигурки людей, животных. К фигуркам предлагается альбом-инструкция с готовыми задачами для сборки.

Чудо-крестики – комплекс из трех комплектов игр, где игра строится по принципу «от простого к сложному».

Комплект «Чудо-крестики 1» рассчитан на двухлетних детей.

В его состав входят: игровое поле-основа, 7 фигур-вкладышей: 4 в форме крестиков (1 целая и 3 составные), 3 – круг и его половины, инструкция. Ребенок для начала может сложить «крестики» прямо в рамке или на столе. Затем дети пробуют собирать фигуры по схемам из прилагаемой инструкции, из альбома с различными уровнями сложности или по замыслу. Ребенок двух лет может выложить из кусочков лошадку, цветок, грибок, самолет.

Комплект игры «Чудо-крестики 2» изготовлен для детей трех лет.

Состав: игровое поле-основа, 7 фигур-вкладышей в форме крестиков: 1 целая и 6 составных фигур, инструкция по сборке. Заметно расширяется альбом с предлагаемыми к сборке фигурами.

Набор игры «Чудо-крестики 3» предназначен для детей от 4-х лет. Он отличается усложнением заданий для сборки и расширением палитры цветов (лиловый, салатовый, бирюзовый, сиреневый, лимонный). Малыш помимо «чтения» схемы, должен еще и разобраться в этом многообразии цветов! Каждый из шести крестиков разделен на составные части, из которых можно собрать большое количество разных фигур (более ста): объекты транспорта, сказочные существа, человечки, солдаты, животные, насекомые – все, что сможет придумать малыш!

Чудо-крестики пользуются большой популярностью у родителей и педагогов для работы с детьми, начиная с раннего возраста и заканчивая младшими школьниками. Педагоги говорят, что в развивающие игры можно играть бесконечно! Процесс игры можно усложнять и усложнять, придумывая новые сюжеты для творчества. Для новых изображений можно придумывать занимательные истории и сказки. В дальнейшем детали вкладышей можно использовать и как трафареты для рисования, и как детали для мозаики.

Сейчас в моей работе эта игра используется на занятиях, также предлагается детям в самостоятельной деятельности. В образовательном процессе игра используется только, как часть непосредственно образовательной деятельности для решения той или иной задачи. В свободной деятельности время взаимодействия детей с игрой не ограничено. Дети уже выполняют некоторые игровые действия самостоятельно.

Используя эту игру, мы увидели положительные результаты в развитии детей, оценили важность развивающих игр в работе с детьми, поэтому не остановимся на достигнутом.

Мы стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать.

Ссылка на основную публикацию