Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией
статья по теме

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
provedenie_gruppovyh_zanyatiy.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Аннотация : Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения, те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

В центре патологии речи и нейрореабилитации помимо индивидуальных занятий, проводятся занятия в группах. Именно в группе можно создать условия, приближенные к нормативному общению. Целью групповых занятий является восстановление вербальной коммуникации и социальная реадаптация больных с афазией. Задачи, решаемые в группе, можно разделить на 1) направленные на преодоление личностных нарушений (чувства страха речи, сниженной мотивации к речевому общению, заниженной самооценки, сниженной психической активности); 2) направленные на восстановление речевой функции (преодоление нарушений понимания речи, накопление и активизация пассивного и активного словаря, растормаживание, восстановление фразовой речи). Общение в группе должно способствовать реализации наиболее сохранных, эмоциональных и выразительных форм речи.

Наиболее целесообразным представляется формирование групп с учётом не столько ведущего дефекта, сколько уровня коммуникативных возможностей (степени выраженности нарушений (определяется КОР)). Таким образом, выделяются группы трёх уровней: для пациентов с грубыми нарушениями, средней и легкой степени выраженности дефекта. Решение о направлении на групповые занятия принимается совместно нейропсихолом, логопедом, неврологом и психиатром. Наполняемость групп составляет 6-8 человек.

В группу с грубой степенью речевых нарушений, направляются пациенты с относительно сохранной импрессивной стороной речи, без грубой артикуляторной апраксии и выраженных нарушений нейродинамики. Основными направлениями работы с данной категорией больных является преодоление расстройств понимания ситуативной бытовой речи, растормаживание экспрессивной речи, стимулирование простых коммуникативных видов речи. Для решения данных задач используются различные методы и приемы. Метод беседы [3, 6, 8, 9] является основным для данных больных и представляет собой диалог, который ведет педагог с группой. Правильно подобранная темы беседы, интересная актуальная для всех больных в группе позволяет создать положительный эмоциональный фон, частотный лексико-грамматический материал способствует снижению феномена «страха речи». Беседа должна протекать в непринужденной свободной форме, принудительное включение в беседу больных не рекомендуется.

Для растормаживания речи на непроизвольном уровне применяется метод речевой игры. На групповых занятиях используются различные виды речевого лото, домино [8, 9]. Речевые игры способствуют, не акцентируя внимания больных на речевой деятельности, накоплению предметного и глагольного словаря, стимулируют больных к самостоятельному высказыванию.

Использование на занятиях «грубой» группы метода пиктограмм помогает больным самостоятельно, при помощи картинок-пиктограмм составить коммуникативно-значимые фразы (просьбы, приветствия, вопросы). Сопряженное, а в дальнейшем и самостоятельное прочтение данных фраз, с присоединением к воспроизведению жеста, дает возможность ввести эти высказывания в спонтанную речь больных.

Занятия группы пациентов со средней степенью выраженности речевых нарушений, направлены, в большей степени, на восстановление фразовой речи. В ЦПРиН применяются разные виды занятий:

  1. тренинговые занятия, на которых больные по очереди выполняют разнообразные задания логопеда. Это может быть: подбор слов заданной категории, заканчивание фраз, составление фраз (по картинкам, по вопросам, по опорным словам), заполнение пропуска во фразе с грамматическим изменением слова, составление простых повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок [9];
  2. занятия-драматизации (ролевые игры) – широко используются для восстановления диалогической речи, создают условия для сотрудничества членов группы. Разыгрывая разнообразные ситуации (у врача, в гостях, в магазине) пациенты отрабатывают умение задать подходящий ситуации вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу и поддержать ее. Проведению данных занятий предшествует подготовительная работа (тренинговое занятие), на котором актуализируется лексика, оживляются смысловые связи, вербальные и зрительно-предметные ассоциации на заданную тему [6, 8; 9]
  3. речевые игры.

Кульминационным этапом комплексной нейрореабилитации являются групповые логопедические занятия с пациентами, имеющими речевые нарушения легкой степени выраженности. На данных занятиях автоматизируются и совершенствуются речевые навыки приобретенные пациентом в процессе восстановительного обучения. Помимо перечисленных выше методов, в группах легкой степени выраженности нарушений применяют также метод обсуждения просмотренных накануне кинофильмов, спектаклей, телепередач, метод речевой импровизации на заданную тему [8, 9].

Практический опыт показал высокую эффективность групповых логопедических занятий. Помимо решения специальных задач по восстановлению речи, групповые занятия оказывают психотерапевтическое влияние на больного: снижается тревожность, уменьшается страх общения, повышается работоспособность, активизируется общее внимание. Отмечаются и положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности. Различные формы взаимодействия членов группы – сотрудничество, взаимопомощь, соревнования – помогают преодолению дефектов вербальной коммуникации. Поэтому групповые занятия совместно с индивидуальной формой обучения способствуют мобилизации всех резервов речевой и психологической сферы и ускоряют процесс общей реабилитации больных.

Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.

Содержимое разработки

Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии

Нейрореабилитация в стационаре

Нейрореабилитация – сложнейший, патогенетически обоснованный процесс междисциплинарного комплексного лечения и проведения восстановительных мероприятий с обязательным применением методов медицинского, медико-психологического, медико-педагогического и медико-социального воздействия, значение и интенсивность которых меняются на разных этапах заболевания, обращенный прежде всего к личности больного.

Комплекс нейрореабилитационных мер в стационаре включает:

1.Нейропсихологическую диагностику и коррекцию

2. Медикаментозную терапию

5. Музыкотерапию и арттерапию

7. Индивидуальные занятия

8. Групповые занятия

Основным методическим принципом обучения является использование сохранных анализаторов. Создание новой афферентирующей системы со стороны сохранных анализаторов положительно влияет на восстановление нарушенной функции. Постепенно в работу подключаются и остаточные возможности нарушенного анализатора.

В ЦПРиН работа по восстановлению письменной речи ведётся также по методикам, предложенным Т.Г. Визель и В.М. Шкловским и разработанным самостоятельно.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы. Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Это предполагает выход нервных клеток из состояния временного угнетения, связанного, как правило, с явлениями диашиза (охранительного торможения). Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счет введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций — как внутри одного анализатора, так и с привлечением других неповрежденных анализаторов.

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.

Восстановительное обучение ведется по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи.

Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Стадия грубых расстройств

Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

– показ картинных и реальных изображений наиболее упот­
ребляемых предметов и простых действий по их названиям, катего­
риальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку,
собаку и пр.», « Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и
пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого
есть хвост и т.п.»;

– классификация слов по темам (например: «Одежда», «Ме­
бель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

– ответы утвердительным или отрицательным жестом на про­
стые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето. »; «Вы
живете в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

-сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение
автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели,
месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз
с «жестким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирую­
щих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!»
и т.п.);

-сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;

—- затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово (та, та.. — Тата, так), или во фразу (ма.ма — мама. ; это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

– ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуа­
тивном диалоге;

-моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

– ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз
с помощью пиктограммы и жеста 1 с сопряженным проговариванием
простых слов и фраз.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

– раскладывание подписей под картинками (предметными и
сюжетными);

– письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание
простых текстов;

– сопряженное чтение простых диалогов.

II. Стадия расстройств средней степени выраженности

– Преодоление расстройств произносительной стороны речи:выделение звука из слова;

– автоматизация отдельных артикулем в словах с различной
слогоритмической структурой

– преодоление литеральных парафазии путем подбора сначала
дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции
звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей
(субъект-предикат, субъект-предикат-объект) – к более сложным,
включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

составление фраз по вопросам, по опорным словам;

экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката:
«кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» т.д.;

заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

развернутые ответы на вопросы;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

выработка обобщенных понятий;

смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лек­
сика) путем включения их в различные смысловые контексты;

заполнение пропусков во фразе;

завершение предложений разными словами, подходящими
по смыслу;

подбор антонимов, синонимов.

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехслож-
ные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквен-
ную структуру слова, постепенное свертывание числа внешних опор;

заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на
самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных
слогов и букв;

заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных
слов, отрабатываемых в устной речи.

III. Стадия легких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

— уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрика-
тов и дифтонгов;

дифференциация акустических и кинестатических образов,
близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных
парафазии;

отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:

восполнение пропущенного главного, а также подчиненного
предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном
предложении;

ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

пересказы текстов без опоры на вопросы;

составление развернутых планов к текстам;

подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических
оборотов речи:

выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение и пересказ развернутых текстов;

письменное изложение текстов;

составление писем, поздравительных открыток и т.п.;

сочинения на заданную тему.

1. Восстановление связи «артикулема—фонема»:

письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной
речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи­
сания;

выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания
на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе
этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

идентификация букв в разных шрифтах;

— нахождение заданных букв в различных текстах (подчерки­
вание, выписывание).

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:

деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на
различные графические схемы;

выделение любого по счету звука в слове’

пересчет и перечисление слов по буквам (устно);

заполнение пропусков в словах;

письмо слов из букв, данных вразбивку.

3. Восстановление навыка развернутой письменной речи:

письмо слов различной звуковой структуры с опорой на
предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании
предмета или действия;

письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

письменные изложения и сочинения.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

I. Стадия грубых расстройств

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

II. Стадия расстройств средней степени выраженности

Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

выработка артикуляторных переключений в пределах слога: с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» — «у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах,

выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а вдальнейшем – со сложной звуковой структурой;

экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление
слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом
абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением
внешних опор — отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание
различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы
фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа 8 (субъект) +
Р(предикат); 8+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор —
фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикатив­
ного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;

преодоление аграмматизма на формально-грамматическом
уровне: улавливание грамматических искажений — флективных,
предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых
значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени
глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

III. Стадия легких расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.

При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема — графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической
стороны слова:

дифференциация слов по длине и слоговому составу;

выделение ударного слога;

подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

— выделение идентичных элементов в словах — слогов,
морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).

Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.

Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Перова Маргарита Сергеевна, логопед в Центре патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва.

Я, Перова Маргарита Сергеевна, в 2004 году поступила и в 2009 году с отличием окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет по специальности логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика с присвоением квалификации «учитель-логопед и учитель-олигофренопедагог». Выполнила дипломный проект на тему «Анализ эффективности восстановительного обучения при различных формах моторной афазии у больных с последствиями ишемического и геморрагического инсульта».

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре.

Чрезвычайно важную роль в восстановительно-коррекционном обучении пациентов с дизартрией играет проведение групповых нейродефектологических и музыкальных занятий наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, что возможно реализовать только в условиях дневного и суточного стационаров.

Данный комплекс занятий предназначен для пациентов, имеющих нарушения дыхания, мышечного тонуса речевого аппарата, голоса, просодической стороны речи.

  1. преодоление произносительных трудностей, нарушений просодической стороны речи и дальнейшее закрепление и совершенствование речевых навыков, приобретённых на индивидуальных нейродефектологических занятиях, в рамках групповых занятий;
  2. преодоление психологического барьера в коммуникации в социуме;
  3. формирование и закрепление навыков самоконтроля за собственной речевой продукцией.
  1. формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения;
  2. нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;
  3. восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
  4. нормализация тонуса в мышцах речевого аппарата (снижение степени проявления спастического пареза, ригидности, атаксии в мышцах речевой моторики).

В структуру индивидуальных, групповых нейродефектологических и музыкальных занятий входят упражнения для мышц плечевого пояса и воротниковой зоны; дыхательная гимнастика; голосовые упражнения.

Отличительным моментом индивидуальных нейродефектологических занятий в достижении наших целей является возможность учитывать индивидуальные особенности больного, использовать время занятий более продуктивно, психологически подготовить пациента к общению в социуме. Очень важно, что во время индивидуального занятия специалист имеет возможность проведения логопедического массажа, способствующего нормализации мышечного тонуса воротниковой зоны и речевого аппарата, а также проведения артикуляционной гимнастики, учитывая особенности речевого нарушения.

В структуру индивидуальных, также как и групповых нейродефектологических занятий, после подготовки речевого аппарата входит упражнения, направленные на отработку звуков, слоговых сочетаний, слов, фраз, чистоговорок; усложнение синтаксической и семантической структуры предложений; диалоги, драматизация.

Положительным аспектом групповых нейродефектологических занятий является возможность формирования навыков межличностного общения в различных ситуациях и воздействия на эмоционально-волевую сферу. Например, пациенты имеют возможность проявлять свои положительные качества и контролировать негативные эмоции, бороться со страхом коммуникации.

Работа над эмоционально-волевой сферой продолжается на групповых музыкальных занятиях, где пациент в непринуждённой атмосфере закрепляет полученные на нейродефектологических занятиях навыки. На музыкальных занятиях основной упор делается на совершенствование речевого дыхания, развитие голоса, мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.

Наполняемость нейродефектологической группы составляет 8-10 человек. Наполняемость музыкальной группы 15-20 человек.

Была проведена работа по выявлению результативности комплексного подхода. За 12 месяцев курс коррекционно-восстановительного обучения в экспериментальной группе прошли 60 пациентов с дизартрией. В первую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших только индивидуальные нейродефектологические занятия. Во вторую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших, помимо индивидуальных, групповые и музыкальные занятия.

В результате проведённой работы у 95% пациентов обеих экспериментальных групп улучшилось неречевое и речевое дыхание, синхронность процессов дыхания и голосообразования, снизились проявления нарушений тонуса в мышцах речевого аппарата, плавность звуко-высотных переходов, интонационная сторона, речь стала более понятной и чёткой. Однако больший процент пациентов второй группы выписался со значительным улучшением всех показателей речевой функции. Больные второй группы научились выносить приобретённые речевые навыки за пределы индивидуальных занятий со специалистом, так как значительно повысилась уверенность, раскрепощённость, исчез страх речевой коммуникации (95%), в отличие от первой группы, где этот показатель снижается до 17%.

Данные результата показывают, что эффективность коррекционно-восстановительного обучения пациентов с дизартрией значительно возрастает при проведении наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, групповых и музыкальных занятий.

Перова Маргарита Сергеевна,
Милова Е.А.,
Шмелева Е.С.

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии

Рассмотрены подходы к реабилитации пациентов с постинсультной афазией разной степени выраженности. Проведено изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций на фоне комплексной терапии с включением ингибитора холинэстеразы у паци

Approaches to rehabilitation of patients with post-stroke aphasia of different severity levels were studied. Dynamics of speech and other cognitive function restoration on the background of complex therapy including cholinesterase inhibitor was studied in patients who suffered from first ischemic stroke in the left cerebral hemisphere.

Показатели заболеваемости и смертности от инсульта в России среди больных трудоспособного возраста увеличились за последние 10 лет более чем на 30% [1]. В большинстве случаев после инсульта возникают двигательные расстройства (гемипарезы, монопарезы), которые определяют степень инвалидизации, утрату трудоспособности и нарушения бытовой активности [2]. Реабилитация больных после инсульта не исчерпывается мероприятиями по восстановлению только двигательных функций. Другие расстройства, обусловливающие необходимость проведения реабилитации, включают нарушения речи и других высших корковых функций, сенсорные расстройства, дисфагию, зрительные нарушения и др. [3].

Афазия наблюдается более чем у 30% больных, перенесших инсульт, локализующийся в левой гемисфере, в 70% случаев сочетается с парезом мышц языка, то есть речевые нарушения имеют сложное патогенетическое происхождение, что требует комплексного подхода к реабилитации. Выделяют следующие виды афазий: моторная (нарушение произвольной собственной речи), сенсорная (нарушение понимания речи окружающих), амнестическая (речевые нарушения проявляются только в забывании названия отдельных предметов и действий), сенсомоторная (нарушены и собственная речь, и понимание речи окружающих), крайним выражением которой является тотальная афазия (собственная речь полностью отсутствует, больной не понимает речь окружающих) [4]. В синдром афазии как системного нарушения речи входят нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия). Другой частый вид речевых нарушений после инсульта — дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранности «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма. Прогностически наиболее неблагоприятной в отношении восстановления речи является тотальная или грубая сенсомоторная афазия в острой стадии инсульта, особенно если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3–4 мес.

К основным принципам реабилитации больных, перенесших инсульт, следует отнести раннее начало восстановительных мероприятий с активизацией пациента, мультидисциплинарный подход, непрерывность, последовательность и преемственность на всех этапах ее проведения. Основным методом реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические психолого-педагогические коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), которые проводят логопеды-афазиологи и нейропсихологи [5, 6].

В настоящее время постинсультный период принято подразделять на четыре периода: острый период (первые 3–4 нед); ранний восстановительный период (первые 6 мес); поздний восстановительный период (от 6 мес до 1 года) и резидуальный период (более 1 года). Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания [5]. В раннем восстановительном периоде, в свою очередь, можно выделить два временных интервала: до 3 мес, когда в основном происходит восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях и заканчивается формирование постинсультной кисты, и от 3 до 6 мес, когда продолжается восстановление утраченных двигательных навыков. Восстановление речи, социальная и психологическая адаптация занимают более длительное время [5, 6]. Занятия по восстановлению речи можно проводить на фоне приема ноотропных препаратов, оказывающих активирующее влияние на интегративные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению. К медикаментозным средствам, доказавшим свою эффективность в нейрореабилитации, относят: церебролизин, нафтидидрофурил, мемантин и Ноотропил и др. [7–9]. Учитывая, что в основе реабилитации лежит нейропластичность — способность мозга изменять свою функциональную и структурную организацию, способность различных его структур вовлекаться в разные формы деятельности, под действием собственных нейротрасмиттерных и нейротрофических факторов, более предпочтительными могут считаться препараты с подобными доказанными эффектами [5, 6, 10, 11]. Представителем данной группы является препарат ипидакрин (Ипигрикс). В основе действия ипидакрина лежит комбинация двух молекулярных механизмов: блокады калиевой проницаемости мембраны и ингибирования холинэстеразы. Влияние на калиевую проницаемость мембраны и удлинение периода возбуждения в пресинаптическом волокне во время прохождения нервного импульса обеспечивает выход больших количеств ацетилхолина в синаптическую щель [4, 5, 10]. Холинергическая система играет определяющую роль в процессах внимания, памяти, обучения, таким образом, эффекты ипидакрина могут быть полезны при проведении восстановительной терапии после инсульта.

Целью настоящего открытого рандомизированного контролируемого исследования являлось изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций у пациентов, перенесших первый ишемический инсульт (ИИ) в левом полушарии головного мозга на фоне применения препарата Ипигрикс в дозе 60 мг/сутки.

Материал и методы

В исследовании приняло участие 45 пациентов (15 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 35 до 78 лет на момент развития первого ИИ, поступивших на реабилитацию в стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Критерии включения пациентов в исследование:

  • все пациенты перенесли первый ИИ в бассейне левой средней мозговой артерии;
  • диагноз ИИ, верифицированный данными МРТ/КТ головного мозга. Допускались наличия признаков хронической ишемии головного мозга, указания о возможном перенесении транзиторных ишемических атак;
  • госпитализация в период от 1 месяца до 1 года после развития ИИ.

Критерии исключения пациентов из исследования:

  • повторный ИИ;
  • локализация очага не в доминантном полушарии головного мозга;
  • паренхиматозное либо субарахноидальное кровоизлияние;
  • эпилептический синдром в анамнезе или в структуре настоящего заболевания;
  • приверженность к алкоголизации;
  • установленная гиперчувствительность к ипидакрину.

В отделении все пациенты наблюдались на протяжении всего периода реабилитации врачами: неврологом, терапевтом, психиатром, эндокринологом. Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено обследование:

  • антропометрические измерения: вес, рост, расчет индекса массы тела (ИМТ), измерение объема бедер, объема талии;
  • ЭКГ в 12 стандартных отведениях;
  • ЭЭГ по стандартной методике, для исключения эпилептических паттернов;
  • МРТ головного мозга для верификации очагового поражения головного мозга, анализа топики и размеров постинсультных изменений, наличия признаков хронической ишемии;
  • проведено двукратное исследование биохимических показателей крови в начале курса лечения и по его завершении.

Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено двукратное нейропсихологическое обследование высших психических функций (ВПФ) с выделением форм афазий. Нейропсихологическое исследование состояния ВПФ проводилось в русле методологии А. Р. Лурия, в соответствии с представлениями о системной динамической локализации ВПФ, с использованием принципа синдромного анализа [11, 12]. Для исследования когнитивной симптоматики и динамики ее восстановления в работе использовались следующие методики:

1) Монреальская шкала оценки когнитивных функций (исследование зрительно-конструктивных/исполнительских навыков; называния, памяти, внимания, речи, абстрагирования, отсроченного воспроизведения и ориентировки);
2) шкала Л. И. Вассермана для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга;
3) шкалы батареи нейропсихологического исследования А. Р. Лурия (1969), в печатных работах иногда указывается как батарея Лурия–Небраска (исследование «неречевой» когнитивной симптоматики — динамического и кинестетического мануального праксисиса, зрительного и слухового гнозиса, произвольного контроля за деятельностью (регуляторного компонента когнитивных функций), нейродинамики (фонового компонента когнитивных функций)).

Двукратное нейропсихологическое обследование позволило оценить динамику восстановления высших психических функций (путем сопоставления количественных показателей, полученных при первичном и повторном нейропсихологических обследованиях) в результате курса фармакотерапии в системе комплексной реабилитации. Каждое нейропсихологическое обследование из-за повышенной утомляемости пациентов и речевых нарушений осуществлялось в ходе 2–3 встреч продолжительностью около 35–40 минут.

Таким образом, в результате анализа нарушений различных видов речевой деятельности и проведения количественной оценки степени выраженности речевых нарушений, мы имели возможность определить для каждого больного «речевой диагноз»: выявить преимущественную речевую симптоматику при смешанных речевых расстройствах, а также оценить степень выраженности речевого дефекта, а в конце исследования оценить динамику реабилитационного процесса.

Курс нейрореабилитационного лечения, включающий в себя комплексный, междисциплинарный подход, составлял 21 день для каждого пациента. Все пациенты ежедневно получали базовую медикаментозную терапию основных сердечно-сосудистых, эндокринных, неврологических заболеваний. Ежедневно проводились занятия лечебной физкультуры, массаж, физиопроцедуры, а также обязательные индивидуальные и групповые занятия с нейродефектологами и нейропсихологами. Помимо перечисленных методов реабилитации, пациентам и их родственникам также были предложены рекомендации по организации ежедневной активности, которые они смогли бы использовать за пределами стационара (рис. 1). Рекомендации просты и изложены доступным языком, однако их выполнение имеет важное значение, поскольку они помогают пациентам быстрее восстановиться и поддерживать необходимый уровень активности в дальнейшем.

Далее пациенты каждой группы были рандомизированы в группы. 1-я (n = 30) группа, в которой пациентам в комплекс нейрореабилитации был включен Ипигрикс по 20 мг три раза в день на протяжении 21 дня. 2-я группа (n = 15) — группа, в которой Ипигрикс не применялся.

Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией, принятой в июне 1964 г. и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия). От каждого пациента получено информированное согласие.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи программы SPSS Statistics Version 20. Данные представлены в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25% и 75%. Достоверность различий оценивалась с использованием критериев Манна–Уитни для независимых выборок и критерия Уилкоксона для парных случаев непараметрических распределений. Различия считались достоверными при значениях p

В. Н. Шишкова 1 , кандидат медицинских наук
Л. И. Зотова
Н. Г. Малюкова,
кандидат психологических наук
Н. В. Кан
Е. М. Гасанова
В. С. Калачева
М. А. Кудряшова

ГБУЗ ЦПРиН ДЗМ, Москва

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии/ В. Н. Шишкова, Л. И. Зотова, Н. Г. Малюкова, Н. В. Кан, Е. М. Гасанова, В. С. Калачева, М. А Кудряшова
Для цитирования: Лечащий врач № 2/2019; Номера страниц в выпуске: 64-69
Теги: афазия, когнитивные функции, восстановление, ноотропная терапия

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

НазваниеГрупповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией
Дата конвертации14.02.2014
Вес45.79 Kb.
КатегорияТексты

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Аннотация: Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения, те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

В центре патологии речи и нейрореабилитации помимо индивидуальных занятий, проводятся занятия в группах. Именно в группе можно создать условия, приближенные к нормативному общению. Целью групповых занятий является восстановление вербальной коммуникации и социальная реадаптация больных с афазией. Задачи, решаемые в группе, можно разделить на 1) направленные на преодоление личностных нарушений (чувства страха речи, сниженной мотивации к речевому общению, заниженной самооценки, сниженной психической активности); 2) направленные на восстановление речевой функции (преодоление нарушений понимания речи, накопление и активизация пассивного и активного словаря, растормаживание, восстановление фразовой речи). Общение в группе должно способствовать реализации наиболее сохранных, эмоциональных и выразительных форм речи.

Наиболее целесообразным представляется формирование групп с учётом не столько ведущего дефекта, сколько уровня коммуникативных возможностей (степени выраженности нарушений (определяется КОР)). Таким образом, выделяются группы трёх уровней: для пациентов с грубыми нарушениями, средней и легкой степени выраженности дефекта. Решение о направлении на групповые занятия принимается совместно нейропсихолом, логопедом, неврологом и психиатром. Наполняемость групп составляет 6-8 человек.

В группу с грубой степенью речевых нарушений, направляются пациенты с относительно сохранной импрессивной стороной речи, без грубой артикуляторной апраксии и выраженных нарушений нейродинамики. Основными направлениями работы с данной категорией больных является преодоление расстройств понимания ситуативной бытовой речи, растормаживание экспрессивной речи, стимулирование простых коммуникативных видов речи. Для решения данных задач используются различные методы и приемы. Метод беседы [3, 6, 8, 9] является основным для данных больных и представляет собой диалог, который ведет педагог с группой. Правильно подобранная темы беседы, интересная актуальная для всех больных в группе позволяет создать положительный эмоциональный фон, частотный лексико-грамматический материал способствует снижению феномена «страха речи». Беседа должна протекать в непринужденной свободной форме, принудительное включение в беседу больных не рекомендуется.

Для растормаживания речи на непроизвольном уровне применяется метод речевой игры. На групповых занятиях используются различные виды речевого лото, домино [8, 9]. Речевые игры способствуют, не акцентируя внимания больных на речевой деятельности, накоплению предметного и глагольного словаря, стимулируют больных к самостоятельному высказыванию.

Использование на занятиях «грубой» группы метода пиктограмм помогает больным самостоятельно, при помощи картинок-пиктограмм составить коммуникативно-значимые фразы (просьбы, приветствия, вопросы). Сопряженное, а в дальнейшем и самостоятельное прочтение данных фраз, с присоединением к воспроизведению жеста, дает возможность ввести эти высказывания в спонтанную речь больных.

Занятия группы пациентов со средней степенью выраженности речевых нарушений, направлены, в большей степени, на восстановление фразовой речи. В ЦПРиН применяются разные виды занятий:

  1. тренинговые занятия, на которых больные по очереди выполняют разнообразные задания логопеда. Это может быть: подбор слов заданной категории, заканчивание фраз, составление фраз (по картинкам, по вопросам, по опорным словам), заполнение пропуска во фразе с грамматическим изменением слова, составление простых повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок [9];
  2. занятия-драматизации (ролевые игры) – широко используются для восстановления диалогической речи, создают условия для сотрудничества членов группы. Разыгрывая разнообразные ситуации (у врача, в гостях, в магазине) пациенты отрабатывают умение задать подходящий ситуации вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу и поддержать ее. Проведению данных занятий предшествует подготовительная работа (тренинговое занятие), на котором актуализируется лексика, оживляются смысловые связи, вербальные и зрительно-предметные ассоциации на заданную тему [6, 8; 9]
  3. речевые игры.

Кульминационным этапом комплексной нейрореабилитации являются групповые логопедические занятия с пациентами, имеющими речевые нарушения легкой степени выраженности. На данных занятиях автоматизируются и совершенствуются речевые навыки приобретенные пациентом в процессе восстановительного обучения. Помимо перечисленных выше методов, в группах легкой степени выраженности нарушений применяют также метод обсуждения просмотренных накануне кинофильмов, спектаклей, телепередач, метод речевой импровизации на заданную тему [8, 9].

Практический опыт показал высокую эффективность групповых логопедических занятий. Помимо решения специальных задач по восстановлению речи, групповые занятия оказывают психотерапевтическое влияние на больного: снижается тревожность, уменьшается страх общения, повышается работоспособность, активизируется общее внимание. Отмечаются и положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности. Различные формы взаимодействия членов группы – сотрудничество, взаимопомощь, соревнования – помогают преодолению дефектов вербальной коммуникации. Поэтому групповые занятия совместно с индивидуальной формой обучения способствуют мобилизации всех резервов речевой и психологической сферы и ускоряют процесс общей реабилитации больных.
^

Реабилитация больных с афазией в ранней постинсультной стадии с использованием аудиовизуальной стимуляции

На правах рукописи

ПУРЦХВАНИДЗЕ ОЛЬГА ПЕТРОВНА

РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ В РАННЕЙ ПОСТИНСУЛЬТНОЙ СТАДИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия)

диссертации на соискание ученой степени кандидата

Работа выполнена на кафедре логопедии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Визель Татьяна Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Иванова Галина Евгеньевна

кандидат педагогических наук

Лапина Нина Максимовна

Ведущая организация: ГОУ ВПО « Московский городской

педагогический университет»

Защита состоится « 26 » октября 2011г. в на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», по адресу: 109240, Россия, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18

Автореферат разослан « » сентября 2011г.

Ученый секретарь диссертационного совета Геворгян Н.Р.
кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Методология и содержание восстановительного обучения больных с афазией основаны на фундаментальных работах Н.А.Бернштейна, П.К. Анохина А.Н.Леонтьева, И.П.Павлова, П.Брока, К.Вернике, А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, Т.Г.Визель, Э.С.Бейн, Л.С.Цветковой, В.М.Шкловского и других. Ими были разработаны и описаны основные принципы структурно-функциональной организации психических процессов, механизмы и факторы, лежащие в основе их построения, речевые синдромы, возникающие при поражении головного мозга, методы и способы преодоления расстройств речевой и других высших психических функций (ВПФ).

Наиболее частыми последствиями инсульта, требующими проведения активных реабилитационных мероприятий, являются: двигательные нарушения и связанные с ними нарушения функции ходьбы и самообслуживания, когнитивные расстройства (загруженность сознания, снижение памяти, внимания, замедленность протекания психических процессов, в тяжелых случаях – снижение интеллекта), ослабление эмоционально-волевых процессов (депрессия, тревожность, аспонтанность). Не менее значимы и расстройства нейропсихологического спектра: различных видов, гнозиса, праксиса, речевые расстройства, в частности (афазия), а также связанные с ней нарушения письма и чтения. К концу острого периода инсульта, афазия, по данным А.С. Кадыкова (2003), наблюдается у 35,9% больных; по данным В.М.Шкловского (2006), – более чем у 50 % больных.

Несмотря на методологическую и содержательную ценность положений современной афазиологии, представляется уместным констатировать, что специфика работы с больными в острой стадии заболевания не раскрыта в них в полной мере. Имеющиеся логопедические методики не рассчитаны на острый период заболевания. Из этого вытекает, что дальнейшие исследования, охватывающие именно этот период, являются крайне актуальными. Это и явилось отправной точкой для проведения нами специального собственного исследования, основной раздел которого составляет поиск форм и методов восстановительной работы, адекватных острой постинсультной стадии.

Такая постановка проблемы соответствует основным принципам концепции нейрореабилитации больных с афазией, разработанной экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в которой представлена система мероприятий, направленных на быстрое и максимально полное восстановление физического, психологического, социального, включая речевой, статусов больного. Для этого, в свою очередь, необходимо включение в структуру нейрореабилитации собственно медицинского, психологического, и что особенно важно в контексте настоящей работы, педагогического аспектов. Педагогическое вмешательство связано с тем, что в качестве последствий инсульта выступают афазии и дизартрии, нередко выраженные в крайне тяжелой форме. Специализированная, и конкретно, логопедическая помощь больным с этими нарушениями, составляет одно из основных направлений нейрореабилитации. От того, насколько своевременно и грамотно будет проведена логопедическая работа, зависит конечный реабилитационный эффект. Объясняется это, прежде всего тем, что логопедическая помощь входит в комплекс мероприятий по созданию особых условий для выхаживания больных с нарушениями речи и других ВПФ, способствует возвращению пациента к активной жизни.

Общепризнанным является то, что последствия перенесенного инсульта наиболее грубо выступают в острой стадии заболевания, для которой характерны изменения сознания, нарушение ориентации в действительности, размытость дефекта речевой и других ВПФ. Между тем, педагогический аспект помощи больным в остром периоде заболевания недостаточно освещен в литературе. Основное место уделяется резидуальной стадии, когда дефект приобретает определенные очертания, и появляются более четкие диагностические и восстановительные ориентиры.

Таким образом, имеется основания для констатации наличия противоречия между состоянием теоретических и практических разработок помощи больным с афазией в острый период заболевания и насущными потребностями практики.

На основании вышеизложенного нами определена научная проблема исследования: каковы особенности состояния речевой и других ВПФ у постинсультных больных на ранней стадии заболевания и определение оптимальных методов работы с ними.

Решение этой проблемы необходимо для обеспечения психофизиологической базы восстановления имеющихся нарушений на последующих этапах.

Цель исследования: выявить особенности нарушений речевой функции, в острой постинсультной стадии, уточнить их место в целостном синдроме нарушений ВПФ, определить оптимальную систему восстановительного обучения изученных больных с использованием методов аудиовизуальной и других видов сенсорной стимуляции.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по афазиологии, постинсультной периодизации, методам нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения.

2.Уточнить специфику афазии, имеющей место в острой стадии заболевания, использовав методы логопедического и нейропсихологического обследований:

2.1.Выделить у изучаемых больных формы афазии и уточнить их особенности.

2.2.Определить состояние речевых навыков владения словом в зависимости от формы афазии.

3.Изучить состояние неречевых ВПФ на ранней стадии заболевания, выявить характер взаимосвязи неречевой и речевой ВПФ.

4. Разработать приемы коррекционного обучения больных в ранней постинсультной стадии, отвечающие специфике нарушения у них речи и других ВПФ:

4.1.Найти приемы восстановительного обучения, способствующие выводу больных из состояния загруженности сознания.

4.2.Определить оптимальные периоды для разных видов сенсорной стимуляции.

4.3. Осуществить восстановительное обучение с установкой на осознание больным своего состояния и возможности положительных изменений в будущем и оценить его эффективность.

Объект исследования: нарушения речевой и других ВПФ у больных в остром постинсультном периоде и в процессе восстановительного обучения.

Предмет исследования: содержание и организация восстановительного обучения больных в остром периоде заболевания с использованием методов аудиовизуальной и других видов сенсорной стимуляции.

В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования выдвигается его гипотеза: введение методов аудиовизуального и других видов сенсорной стимуляции на самых ранних этапах выхода больных из заболевания будет способствовать оптимизации восстановительного процесса и повысит его эффективность в целом.

Методологической основой исследования являются классические неврологические труды (П.Брока, К.Вернике), по общей психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.И.Жинкин и др.), нейропсихологии и восстановительному обучению (А.Р.Лурия, Э.С.Бейн, Л.С.Цветкова, В.М.Шкловский, Т.Г.Визель и др.).

Методы исследования: изучение речи и ВПФ постинсультных больных на ранней стадии заболевания проводилось логопедическими и нейропсихологическими методами, входящими в диагностическую систему А.Р.Лурия (включая ее модификации), с последующим анализом, обработкой и обобщением полученных результатов. Проводилось ознакомление с медико-психологической документацией, осуществлялось наблюдение за поведением постинсультных больных во время занятий, при различных режимных моментах, велись беседы с больными и их родственниками. С целью восстановления нарушенных речевой и других ВПФ применялись обучающие методы, в том числе и оригинальные, разработанные в рамках настоящего исследования.

Организация исследования: Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2009г.) включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Изучено состояние проблемы в теории с целью определения объекта, предмета, цели, задач и методов исследования. Формировалась научная гипотеза исследования. Разрабатывалась программа и исследовательская методика экспериментально-педагогической работы, позволяющая изучать особенности личности постинсультных больных.

Второй этап (2009-2010гг.) был посвящен проведению констатирующего эксперимента, посредством разработанного комплекса логопедической и нейропсихологической диагностики. Был выполнен количественный и качественный анализ результатов исследования, определены основные направления коррекционного воздействия.

Третий этап (2010–2011гг.) был посвящен обучающему эксперименту. В его рамках проанализированы и систематизированы экспериментальные данные по восстановительному обучению пациентов с афазией в остром периоде. На этом этапе апробированы теоретические положения и гипотезы исследования, осуществлено оформление диссертационной работы, сформулированы общие выводы.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе сосудистого неврологического отделения ФМБЦ им. А.И.Бурназяна г. Москвы.

Научная новизна исследования:

– уточнены формы и методы нейропсихологического и логопедического обследования больных в острой постинсультной стадии;

– определены нейропсихологические и педагогические критерии выбора методов восстановления речевой и неречевых ВПФ у больных в ранней постинсультной стадии;

– научно обоснованы основные задачи восстановительно-педагогической реабилитации больных в ранней постинсультной стадии;

– определены дифференцированные психолого-педагогические пути вывода больных из состояния загруженности сознания, состоящие в применении полисенсорной стимуляции, возможной при условии неосознанного участия больных в восстановительной работе с ними;

– уточнено содержание и стимулирующая роль методов аудиовизуальной стимуляции для восстановления важнейшего из речевых навыков – навыка владения словом; показана их адекватность постинсультному этапу заболевания, следующему за выходом больных из состояния загруженности сознания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– расширены имеющиеся теоретические представления о специфике навыков владения словом как полимодальным интегративным единством и специфике их распада при афазии;

– уточнено соотношение нарушений речевой и неречевых ВПФ у больных в ранней постинсультной стадии;

– определены теоретические предпочтения методов невербальной и вербальной стимуляции для острой постинсультной стадии;

– показана возможность достижения положительной динамики восстановления нарушенных функций в острой постинсультной стадии при соблюдении необходимой последовательности используемых методов;

– обосновано интегрированное использование коррекционно-психолого-педагогических технологий в процессе ранней реабилитации больных с использованием аудиовизуальной и других видов стимуляции.

Практическая значимость исследования для логопедии и афазиологии состоит в разработке основных направлений и методов коррекционно-логопедической работы для нейрореабилитации больных в ранней постинсультной стадии. Обоснована первостепенность задачи возвращения навыка владения словом. Показана продуктивность методов невербальной (полисенсорной) и вербальной (аудиовизуальной) стимуляции. Предложены приемы отбора фонетического, лексического и другого дидактического материала, для использования их в учебных заданиях. Для повышения эффективности реабилитационного процесса разработаны методические рекомендации, которые могут найти применение в практике коррекционно-педагогической работы с постинсультными больными.

Материалы исследования могут быть использованы:

– для обследования больных с афазией в медицинских стационарах, логопедических кабинетах поликлиник, а при незначительной модификации в рамках коррекционного обучения детей с патологией речи и других ВПФ;

– родственниками больных в острой стадии инстультата;

– в учебном процессе педагогических ВУЗов в курсе лабораторных, семинарских занятий по проблеме афазии;

– в дальнейших научных изысканиях, направленных на изучение афазии.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается всесторонним анализом проблемы реабилитации больных с афазией в психолого-педагогическом, медицинском, нейропсихологическом аспектах; организацией экспериментального изучения в строгом соответствии с целью, задачами и условиями организации научного исследования; качественным и количественным анализом полученных данных, выбором адекватных методов оценки, статистической обработки полученных результатов; личным участием автора, имеющего длительный практический опыт работы с названной категорией пациентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Нарушения речевой и других ВПФ в остром периоде инсульта имеют специфику, определяющую их отличия от аналогичных расстройств в резидуальной стадии заболевания, чем и продиктована необходимость модификации комплексного нейропсихологического и логопедического обследования и введение специальных уточнений приемов диагностики.

2. Для успешной реабилитации больных в острой стадии заболевания необходимы особые меры по выводу их из состояния загруженности сознания, дезориентации в ситуации, эмоционального уплощения; специальная работа по устранению различных видов агнозий и апраксий; реконструкция навыка владения словом как интегративным единством, обеспечивающим способность его восприятия и воспроизведения.

3. Коррекционно-логопедическая работа по реабилитации постинсультных больных в остром периоде с использованием полимодальной сенсорной, в первую очередь, аудиовизуальной стимуляции, облегчает задачу реконструкции базисных для речевой неречевых функций, способствует выработке необходимых ассоциативных связей между отдельными звеньями распавшихся навыков, обеспечивает оптимальную эффективность реабилитации в целом.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, были доложены и обсуждены на заседании кафедры логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова (2009); на Международной конференции, посвященной памяти А.Р.Лурия (2009); на заседании кафедры патологии речи НОУ Института дефектологии и медицинской психологии; на научно-практических конференциях для специалистов, работающих в области патологии речи на базе ФМБЦ им. А.И. Бурназяна г. Москвы (2009,2010,2011); на Российской научно-практической конференции г. Иркутске (2011); материалы диссертации использовались при подготовке и проведении лекционных и семинарских занятий со студентами дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова, на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» МГГУ им. М.А. Шолохова (2011).

Внедрение. Разработанные автором методы и рекомендации диагностики и коррекционно-логопедической работы используются в практике сосудистого неврологического отделения ФМБЦ им. А.И.Бурназяна г. Москвы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 199 источников, из них 23 на иностранном языке. Работа содержит 132 страниц машинописного текста.

Основное содержание диссертационной работы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется проблема, цель, объект и предмет исследования, формируется гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту, и внедрение.

В первой главе рассматриваются научные направления исследований в области проблем афазии, восстановительного обучения. Приводятся данные разных авторов, относящиеся к тематике диссертационного исследования. Дается краткая справка из истории афазиологии: открытия П.Брока (моторная афазия), К. Вернике (сенсорная афазия). Описаны основные функциональные роли различных отделов мозга: модально-специфических отделов коры, подкорки и др. Дана характеристика речевой и других ВПФ – гнозиса, праксиса, речи, мышления, памяти, внимания. Описана классификация афазий по А.Р.Лурия, ее принципы и клинические проявления отдельных форм.

Приведено краткое освещение лингвистической и нейропсихологической специфики фонологической и лексической систем языка, нарушения которых особенно актуальны в острой постинсультной стадии и в наибольшей мере определяют необходимость аудиовизуальной стимуляции. Отмечается, что эта работа разработана применительно к резидуальной стадии заболевания более объемно и детально, чем к острой. Подчеркивается, что сама возможность восстановления, нарушенных ВПФ, основана на идее компенсации, представленной прямыми и обходными методами, а также то, что прямые методы наиболее значимы в остром периоде заболевания, и обходные, более актуальные в резидуальной стадии. К прямым методам, в первую очередь, принято относить те, которые стимулируют восстановление аудиовизуальных и других пострадавших функций. Признано, что наибольшая их эффективность имеет место, если они используются на 3-4 неделе заболевания (А.С. Кадыков, 2003).

Читайте также:  Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-ритмической стороны речи
Ссылка на основную публикацию