Программа внеурочной деятельности ‘Говори правильно’

Программа внеурочной деятельности “Учимся правильно говорить”

Разделы: Логопедия

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах, к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Это касается и работы учителей-логопедов. Хорошим помощником в данной области служит внеурочная деятельность школьников.

Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В.И. Городилова, О.С. Орлова, Е.И. Радина, Ф.Ф. Pay), в особенности, формирования произношения звуков, выработки правильного речевого выдоха и т.д. (А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Эта проблема является междисциплинарной и охватывает различные области знания. Анатомия и физиология человека раскрывают механизм психофизического становления межфункциональных связей центральной нервной системы (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Психология, нейролингвистика и психолингвистика рассматривают формирование сложной структуры речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Залевская, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, P.M. Фрумкина). Логопедия определяет причины отклонений речевого развития, классификацию речевых расстройств, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений. Применительно к русскому языку наиболее разработанным является вопрос преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей и методы коррекции произношения (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Статистика нарушений речи с каждым годом увеличивается. Эта проблема очень актуальна. Ежегодно в нашу гимназию поступают от 35% до 48% учащихся с нарушениями речи. У учащихся возникает проблема не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, нарушена лексика, грамматика, дикция. Первоклассники не умеют обобщать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т.д. Это касается не только детей, имеющих нарушения речи.

Вряд ли приходится сомневаться в том, что дети наши, когда вырастут взрослыми, будут знать, понимать и уметь гораздо больше, чем мы сегодня. Оно и понятно – жизнь не стоит на месте, развивается. Каждый день появляются новые машины, технологии, методы, науки. А вместе с ними нарождаются и новые слова, понятия и категории.

Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства. Предлагаемые занятия, предназначены для работы с детьми 1 классов, так как именно в этом возрасте они принесут наиболее эффективный результат. Программа предполагает групповые занятия (не менее 12 человек в группе), один раз в неделю, продолжительностью 35 минут.

Цели и задачи программы

Рабочая программа внеурочной деятельности “Учимся правильно говорить” разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, который представляет особые требования к результатам освоения общеобразовательных и дополнительных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Программа “Учимся правильно говорить” опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой. В программе учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на “зону ближайшего развития”.

Цель программы – формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.

Задачи.

  • Выявить индивидуальные речевые нарушения учащихся.
  • Определить пути преодоления выявленных нарушений.
  • Обогатить словарный запас у учащихся.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.
  • Формировать речевой выдох.
  • Развивать фонематический слух.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи (дикция, орфоэпия).
  • Обучать учащихся правилам работы со скороговорками.
  • Развивать у детей самоконтроль за собственной речью.
  • В основу программы заложены следующие принципы.

    Принцип речевой направленности.

    Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает оречивленность упражнений, т.е. степень, меру их подобия речи. Все они должны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении, когда у говорящего есть определенная задача и когда им осуществляется речевое воздействие на собеседника. Принцип речевой направленности предполагает также использование коммуникативно ценного речевого материала. Использование каждой фразы должно быть оправдано соображениями коммуникативной ценности для предполагаемой сферы общения (ситуации) и для данной категории учащихся.

    Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта.

    Индивидуализация учитывает все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Свое отношение к среде человек выражает в речи. А т.к. это отношение всегда индивидуально, то индивидуальна и речь. При обучении иноязычной речи индивидуальная реакция возможна в том случае, если стоящая перед учеником речевая задача будет отвечать его потребностям и интересам как личности. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным.

    Любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, т.к. не происходит переноса (при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей).

    Функциональность определяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор и организацию материала. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Необходимо также единство лексической, грамматической и фонетической сторон говорения.

    Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций.

    Принцип патриотической направленности.

    Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы общественно значимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

    Предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” учащегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел – реализация – рефлексия.

    Работа с учащимися проводится в группе, все участники группы объединены общими целями и задачами. А именно совершенствовать и обогащать свою устную речь. Групповая форма работы помогает участникам:

    – приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

    – преодолевать трудности речевого общения;

    – развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;

    – развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, предприимчивости, самостоятельности, организационной и управленческой компетентности, конвенциональности, законности).

    В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Главная задача занятий помочь учащимся говорить правильно через игру.

    Важно оговорить с участниками заранее основные принципы занятий:

    – активность на занятии;

    – доверительность при речевом высказывании;

    – одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.

    Содержание изучаемого курса

    Содержание программы “Учимся правильно говорить” создает возможность для воспитания ученика, умеющего грамотно разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

    В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Все занятия обобщены по лексическим темам. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например “Сорока-ворона…”. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. В данной программе задания на развитие движений рук включены обязательно.

    Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Скороговорка – род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, красивой и правильной речи. Следует отметить, что каждое занятие объединено лексической темой (смотри календарно-тематическое планирование Приложение1). Например: “Мебель”, “Профессии”, “Инструменты”, “Школьные принадлежности” и т. д . Это вызвано в первую очередь тем, что при обследовании первоклассников почти все дети не могут обобщать и классифицировать предметы по определенным признакам. Наиболее трудно усваиваемые обобщения включены в содержание данного курса.

    Каждое занятие включает в себя четыре этапа:

    1. Вступление, направленное на подготовку речевой моторики к более продуктивному действию-говорению.

    2. Основная часть, состоящая из непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.

    3. Заключение, включающее в себя различные упражнения по восстановлению дыхания.

    4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.

    В процессе занятий используютя различные формы работы и методические приёмы:

    – дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

    Основные методы обучения, используемые на занятиях:

    – методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

    Материальное обеспечение занятий: проектор, Экран. Компьютер. Магнитофон. Зеркала. Блокнот. Цветные карандаши. Мультимедийное пособие “Учимся говорить правильно”. Шарики Су Джок. Тетрадь по лексическим темам.

    Планируемые результаты и их оценка

    В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

    – расширение словарного запаса;

    – осознание значимости правильного говорения для личного развития;

    – потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;

    – умение планировать грамотную речь,

    В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:

    – ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;

    – способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

    – заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

    – добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);

    – постановка вопросов (поиск и сбор информации);

    – умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

    – умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    – умение критично относиться к собственному мнению;

    – управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

    – организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).

    – целеполагание – постановка учебной задачи;

    – планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

    – прогонозирование – предвосхищение результата;

    – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    – коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;

    Читайте также:  Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

    – оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

    – саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

    – умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

    – умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку;

    Первичное, промежуточное и итоговое обследование первоклассников (лексика, грамматика, устная речь).

    Входной мониторинг (кол-во хорошо читающих детей, слабо читающих, нечитающих детей).

    Участие и результативность в конкурсах, связанных с устной речью.

    Кол-во и название мероприятий (что, где, когда?, активность детей, родителей).

    Индивидуальные консультации родителям.

    1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.

    2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.

    3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

    4. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.

    5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2011.

    6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2009 г.

    7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010 г.

    8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

    9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

    ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.

    Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

    Практическая значимость программы объясняется формированием связной устной и письменной речи младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    uchimsya_govorit_krasivo.doc382.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа »

    Бурлинского района Алтайского края

    Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»

    2014-2018 учебный год

    Программа составлена Варакутой Людмилой Николаевной

    учителем начальных классов

    первой квалификационной категории

    педагогический стаж – 9 лет

    КУРС «Учимся красиво говорить»

    Выражение лица в зеркале видится, души же – в беседах проявляются.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся красиво говорить» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана примерных программ внеурочной деятельности: начального и основного образования под редакцией В.А.Горского с учетом авторской программы курса «Речь и культура общения» Мали Л.Д., Арямовой О.С., Климовой С.А., Песковой Н.С., программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык», программы Соколовой Т.Н. «Школа развития речи».

    Актуальность данной программы.

    Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.

    Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

    Практическая значимость программы объясняется формированием связной устной и письменной речи младших школьников.

    Связь с уже существующими по данному направлению программами. Данная модель внеурочной деятельности реализуется с 1 по 4 класс. Программа курса выбрана с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей. Особенность данной программы состоит в том, что обучение детей развитию связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

    Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие развивать у детей содержательность, логику, точность, богатство, ясность, выразительность, чистоту и правильность речи.

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    • занимательность;
    • научность;
    • сознательность и активность;
    • наглядность;
    • доступность;
    • связь теории с практикой;
    • индивидуальный подход к учащимся.

    Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
    Формы проведения занятий

    • лекции;
    • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
    • анализ и просмотр текстов;
    • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    Программа рассчитана на 33часа в год в 1-ом классе (1час в неделю), во 2-4 классе на 34 часа в год (1 час в неделю)

    Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

    Цель данной программы является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

    • Помочь обучающимся осмыслить их речевую практику ;
    • Создать условия для речевой деятельности детей;
    • Повышать уровень языкового развития школьников;
    • Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
    • Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
    • Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников;
    • Развивать интерес к родному языку;
    • развивать творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;
    • развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи;
    • привить уважение к литературе и чтению.
    • Воспитывать любовь к великому русскому слову;
    • Воспитывать познавательный интерес к родному языку;
    • воспитать уважительное отношение между членами коллектива;
    • воспитать умение оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
    • воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;

    Требования к уровню освоения обучающимися результатов курса:

    Первый уровень результатов – формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.

    Второй уровень результатов – участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема.

    Третий уровень результатов – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Основные результаты реализации программы оцениваются через:

    – мониторинг результатов обучения и личностного развития;

    – тесты на определение сформированности УУД

    Итоги реализации программы будут представлены на внеклассных мероприятиях .

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Говорим и пишем правильно» (кружок)

    «Говорим и пишем правильно»

    Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.

    Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

    Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

    Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

    Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

    Цель:

    • развить кругозор и мышление учащихся.

    Задачи:

    • вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
    • закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
    • способствовать развитию творческих способностей школьников.

    Просмотр содержимого документа
    «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Говорим и пишем правильно» (кружок) »

    Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

    Средняя образовательная школа № 13

    «Говорим и пишем правильно»

    Разработал учитель
    русского языка и литературы ГБОУ СОШ №13:

    г.о. Жигулёвск 2015

    Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.

    Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

    Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

    Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

    Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

    развить кругозор и мышление учащихся.

    вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

    закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

    способствовать развитию творческих способностей школьников.

    В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

    определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

    особенности ударения в русском языке;

    основные правила орфоэпии;

    основные способы образования слов;

    основные способы определения лексического значения слова;

    тематические группы слов;

    правила русской орфографии;

    морфологические признаки частей речи;

    нормы употребления в речи языковых единиц;

    основные группы пунктуационных правил;

    адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

    выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

    сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

    анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

    рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

    проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

    правильно произносить широко употребляемые слова;

    по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

    определять способы образования разных частей речи;

    соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

    толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

    различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

    владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

    составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

    определять синтаксическую роль всех частей речи;

    объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

    строить пунктуационные схемы предложений.

    Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

    На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.

    Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

    Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

    Формы проведения занятий:

    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

    анализ и просмотр текстов;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    Основные методы и технологии:

    технология разноуровневого обучения;

    технология обучения в сотрудничестве;

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

    умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

    эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,

    сочувствовать другим людям, сопереживать;

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    интерес к изучению языка;

    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    владеть монологической и диалогической формами речи;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    1 год обучения (34 ч.)

    Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

    Секреты устной речи.

    Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

    Для чего используют звуковые повторы в речи.

    Какова роль интонации в устной речи.

    Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

    В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

    Загадки русского словообразования.

    ( Морфемика. Словообразование. Этимология).

    О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

    Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

    Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

    Этимология слов. Работа со словарями.

    Презентация творческой работы.

    Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

    Секреты письменной речи.

    (Графика. Орфография. Пунктуация)

    Зачем нужно знать алфавит.

    В чём секрет правописания морфем.

    Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

    Не пером пишут – умом. Тайны письма.

    Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

    Тайны русского слова.

    На какие группы делится словарный состав русского языка.

    В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

    О чём рассказывают фразеологизмы.

    Фразеология в художественных произведениях.

    Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

    Секреты морфологии и синтаксиса.

    Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

    В чём секрет глагола и его форм.

    Как отличать грамматические омонимы.

    Какими бывают предложения.

    Грамматике учиться всегда пригодится.

    Мониторинг проверки знаний.

    Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

    Правила речевого этикета.

    Формулы речевого этикета.

    Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

    Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори и пиши правильно”

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори и пиши правильно».

    Пояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Говори и пиши правильно”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Говори и пиши правильно”. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам слова” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Говори и пиши правильно” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Говори и пиши правильно” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. II. Цель и задачи курса. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развитие мотивации к изучению русского языка; • развитие творчества и обогащение словарного запаса; • совершенствование общего языкового развития учащихся; • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: • воспитание культуры обращения с книгой; • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. III. Особенности программы «Говори и пиши правильно» 1 кл. «Путешествия по Стране Слов» 2кл. «Секреты орфографии» 3кл. «Занимательное словообразование» 4кл. «Занимательная лингвистика» Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность;• сознательность и активность; • наглядность; • доступность; • связь теории с практикой; • индивидуальный подход к учащимся. Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. IV. Формы проведения занятий • лекции; • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. • анализ и просмотр текстов; • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: • игровая; • теоретическая; • практическая. V. Основные методы и технологии • технология разноуровневого обучения; • развивающее обучение; • технология обучения в сотрудничестве; • коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. VI. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. VI. Планируемые результаты. 1-й класс Личностные результаты:• осознавать роль языка и речи в жизни людей; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й класс Личностные результаты: • осознавать роль языка и речи в жизни людей; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД:• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; • выразительно читать и пересказывать текст; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-4-й классы Личностные результаты • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. VII. Тематическое планирование. Содержание программы. 3 класс «Занимательное словообразование»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности Секреты правильной речи (2 – 3 класс)

    Программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи» (2-3класс)

    Развитие речи младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов. Речь ребенка – показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах.

    Речь учащихся часто бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств, свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также и о неумении наблюдать людей, природу. Развивать речь детей – значит постоянно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли.

    Одна из главных задач педагога – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.

    Программа «Яркая речь» имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов.

    Цель:развитие устной и письменной речи учащихся младших классов.

    -расширение и углубление программного материала;

    -совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

    -развитие творчества и обогащение словарного запаса;

    -пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

    -воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

    -повышение общей языковой культуры учащихся;

    -выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

    -развитие интереса к языку как учебному предмету;

    – общее языковое развитие младших школьников;

    -развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

    Предметными результатами изучения курса «Секреты правильной речи» является сформированность следующих умений:

    – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

    – читать вслух осознанно, правильно, выразительно;

    – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова;

    – самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, умение задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

    – формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста;

    – писать сочинение на материале, прочитанного с предварительной подготовкой;
    Личностными результатами изучения курса «Развитие речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:

    – определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    – в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    – определять и формировать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

    – проговаривать последовательность действий на занитие;

    -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; работать по предложенному учителем плану; отличать правильно выполненное задание от неправильного;

    – давать совместно с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

    – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    -преобразовывать информацию из одной формы в другую: устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста, озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    – слушать и понимать речь других, читать и пересказывать текст;

    – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах общения и поведения и следовать им;

    – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

    ФГОС. Внеурочная деятельность по русскому языку

    Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

    Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

    Рекордно низкий оргвзнос

    по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

    Идёт приём заявок

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101

    решением педагогического совета

    от 30 августа 2013 года протокол № 1

    Председатель _______ Н.М.Полякова

    подпись руководителя ОУ

    (кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

    « Говорим и пишем правильно »

    (срок реализации программы)

    11-12 лет (5 класс)

    учитель русского языка и литературы

    Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.

    Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

    Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

    Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

    Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

    развить кругозор и мышление учащихся.

    вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

    закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

    способствовать развитию творческих способностей школьников.

    В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать :

    определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

    особенности ударения в русском языке;

    основные правила орфоэпии;

    основные способы образования слов;

    основные способы определения лексического значения слова;

    тематические группы слов;

    правила русской орфографии;

    морфологические признаки частей речи;

    нормы употребления в речи языковых единиц;

    основные группы пунктуационных правил;

    адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

    выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

    сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

    анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

    рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

    проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

    правильно произносить широко употребляемые слова;

    по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

    определять способы образования разных частей речи;

    соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

    толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

    различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

    владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

    составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

    определять синтаксическую роль всех частей речи;

    объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

    строить пунктуационные схемы предложений.

    Система контроля : курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

    На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.

    Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

    Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

    Формы проведения занятий:

    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

    анализ и просмотр текстов;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    Основные методы и технологии:

    технология разноуровневого обучения;

    технология обучения в сотрудничестве;

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

    умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

    эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,

    сочувствовать другим людям, сопереживать ;

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    интерес к изучению языка;

    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    владеть монологической и диалогической формами речи;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    1 год обучения (34 ч.)

    Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

    Секреты устной речи.

    Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

    Для чего используют звуковые повторы в речи.

    Какова роль интонации в устной речи.

    Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

    В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

    Загадки русского словообразования.

    ( Морфемика. Словообразование. Этимология).

    О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

    Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

    Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

    Этимология слов. Работа со словарями.

    Презентация творческой работы.

    Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

    Секреты письменной речи.

    (Графика. Орфография. Пунктуация)

    Зачем нужно знать алфавит.

    В чём секрет правописания морфем.

    Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

    Не пером пишут – умом. Тайны письма.

    Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

    Тайны русского слова.

    На какие группы делится словарный состав русского языка.

    В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

    О чём рассказывают фразеологизмы.

    Фразеология в художественных произведениях.

    Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

    Секретыморфологии и синтаксиса.

    Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

    В чём секрет глагола и его форм.

    Как отличать грамматические омонимы.

    Какими бывают предложения.

    Грамматике учиться всегда пригодится.

    Мониторинг проверки знаний.

    Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

    Правила речевого этикета.

    Формулы речевого этикета.

    Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

    Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

    Ссылка на основную публикацию