Программа Развитие речи и познавательных способностей

Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.
материал по теме

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении курса дети не боялись идти в школу, т.к. нашли себе новых друзей и познакомились с учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
kurs_razvit_pozn_sposob.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

с углубленным изучением отдельных предметов г. Урай

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

Программа курса развития познавательных способностей

по развитию речи для дошкольников.

В 2001 в нашей стране была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики, а в 2007 году — «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа Владимира Путина по повышению прироста населения в России начала приносить свои плоды. Рождаемость увеличилась, но мест в дошкольных учреждениях для такого количества детей не хватает. Поскольку не все дети имеют возможность посещать детский сад до школы, то возникают трудности адаптации ребёнка в коллективе ровесников при поступлении в школу. Кроме того, обследования поступивших в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами и медиками показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигших 6-7 летнего возраста, не готовы к школьному обучению.

Поэтому для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов.

Цель её- развитие психологических предпосылок и функциональной готовности детей к учебной деятельности.

– Интенсивно пополнять словарный запас детей и способствовать усвоению морфологической системы языка, его коммуникативной роли.

– Расширить кругозор детей на основе содержания знаний, отражающих мир природы. Общества и человека.

– Развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению, обеспечить развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

– Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму ( слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, фонематического слуха: систем глаз-рука, ухо-рука)

Принципы построения программы.

  1. Принцип коммуникативности предполагает активизацию общения (сообщение, диалог, монолог, умение воспринимать речь и строить её) на каждом занятии.
  2. Принцип деятельности. Ребёнок получает знания не в готовом виде.
  3. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Построение обучающего процесса на основе занимательных, ярких, интересных заданий. Развитие психофизических функций в игровой деятельности.
  4. Принцип психологической комфортности. Эмоциональная поддержка ребёнка, поддержка его творческой инициативы, познавательной активности. Снятие стрессообразующих факторов.
  5. Каждое занятие проводится по принципу интегрированного урока.

Программа (18 часов)

Программа состоит из двух блоков, взаимно дополняющих друг друга.

  1. Развитие речи через основную функцию языка- быть средством общения. Эта функция поможет интенсивно пополнять словарный запас и усвоить морфологическую систему языка.
  2. Развитие и перестройка познавательных процессов у дошкольников (внимания, восприятия, памяти, мышлении) через содержательно- логические задания, основанные на речевом материале.

Раскроем основные положения каждого раздела программы .

  1. Развитие речевой деятельности. В возрасте 6-7 лет у детей появляется чутьё к языковым явлениям, формируются своеобразные общие лингвистические способности. В самом начале занятий развития речи необходимо прежде разговорить детей. Данной цели служат специальные задания по драматизации, организация заинтересованного общения детей в процессе поиска решения проблем. Обсуждения, дискуссия, в целом разнообразие отношений и ситуаций способствуют возникновению у детей опыта монологической и диалогической речи, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

-происходит практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова.

-Первичное осознанное различение слов по смыслу, грамматическому и звукобуквенному составу ( антонимы, синонимы)

1 .Общие сведения о развитии речевой деятельности:

А. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; монолог и диалог. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми, Особенности общения в школе, на уроке. Ориентировка в книге и тетради по письму. Даётся представление о разнообразии жанра устного творчества: сказка, загадка, скороговорка, чистоговорка, считалка, дразнилка и т.д. Доказательство выбора отгадки, заучивание наизусть.

Б. Для освоения письменной речи необходимо работать с детьми над пониманием текста, прочитанного взрослым, дать представление о

разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, закличка, поговорка. Составление текстов по картинкам. Доказательство выбора названия своему рассказу, подбор заголовка к готовому рассказу. Практическое ознакомление с синонимами и антонимами, устаревшими словами.

В. Упражнение психофизических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков, букв) из данных элементов. Дорисовывание, составление печатных букв по элементу, выделение печатных букв из ребусов и картинок, Вычёркивание из текста заданной буквы, чтение схем слов и предложений. Восстановление текста (начало, основная часть, окончание).

2 .Знакомство с системой русского языка.

Слово. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного слова со схемой слова. Систематизация слов, обозначающих предметы, сделанные человеком и природой. Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Слог. Деление слов на слоги. Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений. Составление схем предложений (самостоятельно и под диктовку). Составление предложений с опорой на схему. Восстановление деформированного текста.

  1. Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия.

Развитие речи- многоаспектный процесс. Он органически связан с умственным развитием, поскольку развитие мышления человека- это речевое, языковое, словесно- логическое мышление. Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения ( причинно -следственные, временные) между предметами и явлениями. Необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Для тренировки мышления необходимо использовать: классификацию предметов и явлений ( деление по классам и отнесение к классу). Использовать игру- определение предметов по признаку и наоборот, определять одинаковые и различные свойства предметов, картинок. Можно научить детей игре «Кто здесь живёт?», «Часть- целое», «Животные и их детёныши», «Угадай», «Что лишнее?», «Расположи по порядку» и т.д.

Целостность восприятия развивается на восстановлении предметов, букв, рисунков (недостающая деталь).Можно взять для развития игры «Узнай кто это?», «Чем залатать коврик?», «Перепутанные линии». Развивает фонематический слух запись слов не буквами, а кружочками., соотношение картинок и схем слов. Подойдут игры: «Определи звуки», «Определи последовательность картинок». «Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук [ м ] и т.д.

Для развития памяти надо обучать детей пересказу фольклорных и литературных произведений, составлению текстов по сюжетным картинкам. Работа над словом, обогащение, расширение и активизация словарного запаса за счёт введения в сознание ребёнка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов помогает в системе работы над развитием речи и памяти. Работая над выразительностью речи, обязательно необходимо знакомить детей с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками, загадками, потешками, считалками, фразеологизмами). Это способствует расширению объёма памяти. Для развития логической памяти необходимо проводить игры «Четвёртый лишний, логические игры на классификацию. Развитию зрительной памяти способствуют игры с картинным лото: «Что изменилось?», «Запомни картинку», «Запомни пары», «Нарисуй пару», «Вспомни последовательность», «Вспомни расположение», «Сколько деталей?» , «Сколько грибов?» и т.д.

Развивать внимание на речевом материале необходимо так:

  1. Называть ребёнку различные слова. Он должен, по договорённости, отреагировать на определенные слова ( хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит слово-название животного, например). Затем усложнить задание: хлопать, услышав название животного и вставать при произнесении слова-названия растения и т.д.
  2. Для упражнений на концентрацию внимания нужно использовать пары похожих картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребёнок должен называть их. По неоконченным картинкам догадаться и рассказать, что нарисовано.
  3. Устойчивость внимания развивают, например, зачёркивая в любом тексте (небольшом) какую-либо букву. Время и количество ошибок фиксировать, тогда будет виден результат. Игра «Переплетение линий» формирует внимание.

Результатами развития познавательных процессов на уровне речи к концу занятий является сформированность следующих умений:

– использовать правила речевого общения в школе, со взрослыми, с детьми.

– различать многообразие жанров устного народного творчества и некоторых видов фольклора.

– различать звуки и буквы.

– различать по признакам гласные и согласные звуки.

-адекватно реагировать на обращение учителей, детей сокурсников.

-использовать необходимые правила речевого общения в школе, дома. Со взрослыми и детьми.

-соотносить схему слова с названием предмета, записывать схемы слов кружками, записывать схемы предложений простого состава.

-придумывать предложения по схеме.

-различать на слух звуки речи

-различать гласные и согласные

-делить слова на слоги

-определять место ударения в 2-сложных словах

-подбирать пары противоположных и одинаковых по смыслу слов

-составлять простые и распространённые предложения по картинкам

-составлять рассказ по сюжетным картинкам

-группировать предметы по основным признакам, обобщать предметы по названию

-устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, окружающем мире.

Занятия курса проводились 1 раз в неделю в течение 4 месяцев. Всего 16 занятий. Занятие длится 35 минут.

Содержание занятий по развитию познавательных способностей в развитии речи.

Рабочая программа “Развитие познавательных способностей”

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе» и авторской программы А.С. Сиротюк «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» и в соответствии с основными требованиями ФГОС дошкольного и начального образования.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятие проводится 1 раз в неделю. 26 занятий в год. Продолжительность занятий – 25 минут.

Цель данного курса:

  • развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • формирование навыков произвольного поведения;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты обучения курса «Развитие познавательных способностей»

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

– Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

– В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

– определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

– проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

– учиться работать по предложенному педагогом плану;

– учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

– учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную от педагога;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

– находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

К концу обучения по программе «Развитие познавательных способностей» (6-7лет) предполагается продвижение детей в социальном, личностном, общем развитии, улучшение организации деятельности, развитие познавательных процессов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1) Умение общаться с чужими взрослыми и сверстниками, зная основные правила общения и поведения.

2) Умение управлять своим поведением.

3) Умение адаптироваться в новой обстановке.

4) Умение работать самостоятельно без подкрепления игровым мотивом.

5) Умение достаточно объективно оценить результат своей работы
6) Умение самостоятельно найти и исправить ошибку.

7) Умение воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание до конца в соответствии с поставленной целью и задачами без повторной инструкции.

8) Умение планировать свою деятельность.

9) Умение сосредоточенно, без отвлечений выполнить задание в течение 10-15 минут.

10) Умение переключиться с одного вида деятельности на другую без отвлечения на внешние раздражители.

11) Умение механически запомнить 5-6 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении, 8-10 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.

12) Умение применить логическое запоминание (группировка по смыслу).

13) Умение систематизировать, классифицировать и группировать процессы, явления, предметы.

14) Умение анализировать простые причинно-следственные связи.

15) Умение воспринимать любую новую информацию.

16) Умение различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости.

17) Умение классифицировать предметы и фигуры по форме и величине.

18) Умение мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать по схеме.

19) Умение сохранять интерес к различным видам деятельности.

20) Умение проявить настойчивость при преодолении трудностей

Содержание программы

«Развитие познавательных способностей»

Личностно-мотивационный блок.

Формирование мотива учебной деятельности. Формирование социального, познавательного, оценочного, позитивного мотивов.

Развитие мотива личных достижений, признания, самоутверждения.

Установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Организация деятельности. Произвольность.

Развитие способности воспринимать инструкцию. Выполнение задания по инструкции в соответствии с поставленной целью и задачами.

Планирование деятельности. Умение довести задание до конца.

Оценка качества работы. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

Познавательные процессы.

Развитие основных видов восприятия, усвоение сенсорных эталонов: цвета, формы, величины.

Формирование перцептивных действий: приравнивание к эталону, моделирование. Развитие восприятия времени, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Развитие разных типов и видов памяти.

Наглядно-образная память: запоминание цвета, звука, образа отдельных конкретных предметов.

Развитие эмоциональной, двигательной и словесно-логической памяти.

Формирование способности к непосредственному (механическому) запоминанию нескольких не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Произвольное запоминание слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.

Овладение приёмами логического запоминания (группировка и соотнесение по смыслу).

Развитие видов и свойств внимания.

Повышение уровня развития произвольного внимания. Увеличение объема и устойчивости внимания. Развитие умения переключиться с одного вида деятельности на другой.

Развитие форм мыслительной деятельности.

Расширение объёма и углубления чёткости и ясности знаний об окружающем мире, себе, быте, жизни.

Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-схематического, словесно-логического (понятийного) мышления.

Формирование способности к систематизации и классификации (нахождение общего и различного в предметах, явлениях, процессах). Анализ простых причинно-следственных связей. Активизация восприятия новой информации.

Развитие способности высказывать собственное элементарное суждение, сделать простой логический вывод, продолжить словесное рассуждение или образное действие.

Развитие речи.

Развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками (умение задать вопрос, ответить на вопрос, выразить свою мысль).

Увеличение объёма простых и сложных предложений, увеличение количества обобщающих слов. Использование объяснительной речи. Формирование внутренней речи для обеспечения планирующей функции.

Нейропсихологическая коррекция.

Упражнения для языка и челюсти.

Перекрестные телесные упражнения.

Упражнения для мелкой моторики рук.

Упражнения для релаксации и визуализации.

Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Упражнения с правилами.

Эффективность цикла занятий оценивается:

1) по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики учащихся;

2) по отзывам самих учеников, проявление желания продолжения сотрудничества;

3) по наблюдениям психолога и учителей- предметников.

Тематическое планирование по курсу

«Развитие познавательных способностей»

1 занятие в неделю, всего 26 занятий в период обучения

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Формирование приёмов учебной деятельности.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов

контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Формирование приёмов самоконтроля.

Повышение уровня произвольности.

1. Растяжка “Подвески”.
2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук:
“Лягушка”, “Змейки”, “Массаж ушных раковин”, “Замок”, “Лезгинка”, “Паровозик”, “Рисующий слон”.
Усложнение – упражнения выполняются с закрытыми глазами.
5. Функциональное упражнение “Кто летает?”.Цель: развитие концентрации внимания.
6. Когнитивное упражнение “Визуализация перемещений”.
7. Коммуникативное упражнение “Сороконожка”.
Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками
8. Коммуникативное упражнение с правилами “Путаница”.
9. Релаксация “Ковер-самолет”.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям

1. Растяжка “Снеговик”. 2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение

4.Упражнения для развития мелкой моторики рук:
“Лягушка”, “Змейки”, “Замок”,”Лезгинка”, “Паровозик”, “Рисующий слон”,”Сова”.
Усложнение – упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.

5. Функциональное упражнение “Что слышно?”.
Цель: развитие концентрации внимания. 6. Когнитивное упражнение “Визуализация Волшебника”.
7. Функциональное упражнение “Рубка дров”.
Цель: элиминация агрессии.
8. Коммуникативное упражнение “Тачка”.
9. Релаксация “Раскачивающееся дерево”.

Упражнения, направленные на увеличение объёма, уровня распределения внимания.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

1. Растяжка “Кошка”.

2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук:
“Лягушка”, “Змейки”, “Замок”, “Лезгинка”, “Массаж ушных раковин”,”Паровозик”,”Рисующий слон”, “Сова”.
Усложнение – на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен вслух произносить “хве”. 5. Функциональное упражнение “Считалочки-бормоталочки”. Цель: развитие концентрации внимания. 6.Коммуникативное упражнение с правилами “Животные”.7. Функциональное упражнение “Тух-тиби-дух”.
8. Функциональное упражнение “Танцы-противоположности”.
Цель: элиминация агрессии и импульсивности.
9. Релаксация “Море”.

Упражнения для развития зрительной, слуховой, эмоциональной, смысловой памяти.

1. Растяжка “Половинка”.
2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук: “Лягушка”,”Змейки”, “Замок” “Лезгинка”.
Усложнение – на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить “хве” и “фи”, чередуя их. “Массаж ушных раковин”, “Паровозик”, “Рисующий слон”,”Сова”.

5. Когнитивное упражнение “Визуализация водопада”.
6. Коммуникативное упражнение с правилами “Хвасталки”.
7. Функциональное упражнение “Шалуны”.
Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.

8. Коммуникативное упражнение “Компас”.
Цель: элиминация импульсивности и развитие навыков взаимодействия со сверстниками. 9. Релаксация “Парусник”.

Упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического (понятийного) мышления.

1. Растяжка “Лучики”.2. Дыхательное упражнение. 3. Глазодвигательное упражнение.4. Упражнения для развития мелкой моторики рук:”Лягушка”, “Змейки”,”Замок”,”Лезгинка”,”Массаж ушных раковин”, “Паровозик”, “Рисующий слон”, “Сова”.
Усложнение – на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить “хве” и “фи”, чередуя их. 5. Функциональное упражнение “Птенцы”.
Цель: развитие концентрации внимания и навыков совместной деятельности. Участники садятся в круг.
6. Когнитивное упражнение “Визуализация волшебной восьмерки”.
7. Когнитивное упражнение “Зашифрованное предложение”.
Цель: формирование произвольности, слухоречевой памяти и межполушарного взаимодействия. 8. Коммуникативное упражнение с правилами “Принц на цыпочках”.
9. Релаксация “Потянулись – сломались”.

Увеличение словарного запаса. Развитие объяснительной речи.

Формирование внутренней речи.

1. Растяжка “Звезда”.2. Дыхательное упражнение “Очищающее дыхание”.3. Глазодвигательное упражнение.4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 5.Когнитивное упражнение “Пуантизм”.
Цель: формирование тактильных ощущений, элиминация агрессии. 6.Коммуникативное упражнение “Мост дружбы”.7.Коммуникативное упражнение “Распускающийся бутон”.Цель: развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности. 8. Релаксация “Росток”.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Безруких М.М. «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста». М.,2014 г.

  1. Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе». М.,2014 г.
  2. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М., 2005 г.
  3. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М., 2008 г.
  4. Голубь В.Т. «Графические диктанты» М. 2006 г.
  5. Архипова И.А. «Подготовка ребенка к школе» Екатеринбург, 2006 г.
  6. Агафонова И.Н. Экспресс – диагностика готовности к школе СПб 1997

8.Дубровина И.В. Я работаю психологом… М., 1999.

9.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 2000.

10.Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. М., 1999.

11.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г.

12.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000..

13.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2002

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Учебный класс для занятий с детьми.
  2. Танцевальный зал.
  3. Учебная доска.
  4. Ковровое покрытие.
  5. Рабочие тетради.
  6. Наборы простых и цветных карандашей, ластик.
  7. Демонстрационный и раздаточный материал из серии Игра «Забавы в картинках»:

– игры-лото «Логика», «Найди и прочитай», «Где я это видел?», «Подбери по цвету и форме», «Направо – налево», «Детям о времени», «Из чего мы сделаны?», «Одинаковое – разное», «Предметы из сюжетов», «Логические таблицы», «Каким бывает день?»;

-тестовые задания для проверки знаний «Мышление», «Внимание», «Память»;

-развивающие игры «Предметы и контуры», «Найди различие», «Рукавички», «Ребусы», «Расшифруй слова», «Противоположности», «Положи в корзину», «Выбери картинку», «Найди четвертый лишний», «Истории в картинкахвертый лишний оверки знаний”ал;необходимо и сравнении;енийх отношенийчебных действий()», «Что перепутал художник?», «Картинка в картинке».

Программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познаю-Говорю-Развиваюсь»

Чулпан Шарафутдинова
Программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познаю-Говорю-Развиваюсь»

Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Речь форма существования мысли, поэтому речь и мышление тесно связаны: не случайно один из высших видов мышления называется словесно-логическим, а речевое развитие рассматривается как один из определяющих критериев умственного и общекультурного развития ребенка. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, низкий уровень речевого общения взрослых губительно влияет на речевое развитие подрастающего поколения, приводит к бедности и скудности словарного запаса детей, препятствует возникновению такого процесса, как пытливость ума, желание познать больше.

Современные дети, живут и развиваются в эпоху компьютеризации. Ежедневно сталкиваются с тем, что родители мало общаются со своими детьми, предпочитая социальные сети Интернета.

В связи с этим, на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», которая построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, развитие способностей, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, мной разработана программа «Познаю-Говорю- Развиваюсь».

Программа предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возрастов (2-7 лет) и направлена на развитие познавательно-речевой активности, стремления к самостоятельному размышлению, развитию речи и когнитивных способностей ребенка, что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Цель программы – формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Для реализации цели были определены следующие задачи:

1. Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывать интонационную выразительность речи.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.

4. Развитие связной речи: развивать диалогическую и монологическую формы речи.

Осуществление программы предусматривает создание развивающей образовательной среды, психолого-педагогических условий:

– личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора общения, партнера, средств; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых

– ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской

успешности, т. е. сравнение достижений ребенка «сегодня», с его собственными

достижениями «вчера», стимулирование самооценки ребенка;

– формирование игры, как важнейшего фактора развития речи ребенка;

– создание развивающей образовательной речевой среды;

– вовлечение семьи, как необходимое условие для полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Содержание программы строится по четырем взаимосвязанным направлениям:

1. Первое направление «Развивай-ка.

Создание развивающей образовательной среды, способствующей познавательно-речевому, социально-личностному развитию ребенка, соответствующей принципам вариативности, функциональности.

Развивающая образовательная среда включает в себя:

1. Социальную среду в группе способствующую развитию речевой активности, любознательности.

2. Методы оценки развития речи ребенка и планирование индивидуальной работы.

3. Развивающую предметно-пространственную среду – создание центров активности:

а) центр «Хочу все знать!» (оборудование: дидактические игры на уточнение качеств предметов и явлений; антонимы; на формирование обобщающих понятий; на сравнение; картинки, изображающие эмоции; игры на уточнение понятий-действий «Кто что делает?». Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

б) центр «Мир картинок» (оборудование: серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социально-бытовые ситуации, литературные сюжеты). Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

в) центр «Книжный мир» (оборудование: книги, энциклопедии, иллюстрации, альбомы).

2. Второе направление «Пальчики и ручки» (оборудование: дидактические игрушки, различные конструкторы, игры-вкладыши, матрешки, волчок, пластилин, соленое тесто, бусы из бросового материала, центр воды и песка, мозаики, игры-пазлы, пирамидки, картотека пальчиковых игр, уголок «КляксографиЯ»– изоуголок).

3. Третье направление «Мир открытий» включает взаимодействие с семьями воспитанников, а именно – педагогическое просвещение родителей, организацию и реализацию совместной проектной деятельности, осуществление консультационной деятельности по теме, совместные прогулки, групповые родительские собрания.

4. Четвертое направление «Театр – это целая жизнь» (оборудование: костюмы персонажей, шапки, маски, уголок «Ряжения», куклы; пальчиковый, кукольный, настольный, теневой, дисковый театры и т. д).

В содержание программы включила следующие материалы.

Дидактические игры по развитию речи

2-3 года. «Найди пару», «Когда это бывает?», «Посуда», «Мебель», «Цветы» «Больше – меньше», «Кто, что делает?», «Кто как кричит?». и т. д.,

3-4 года. «Кому что нужно», «Антонимы», «Чем играют и что надевают», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается», «Кто тут прячется», «Подбери пару», «Угадай, кто мой друг», «Живое – не живое» и т. д.

4-5 лет. «Профессии», «Дай определение словам», «Дай действия словам», «Наоборот», «Разговор по телефону», «Отгадай предмет по названиям его частей», «Кто у кого?» и т. д.

5-6 лет. «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Переезжаем на новую квартиру», «Вершки-корешки», «Размытое письмо», «Дополни предложение», «Кто больше заметит небылиц?», «Исправь ошибку», «Поймай звук».

6-7 лет. «Повтори», «Поиграем в сказку», «Где начало рассказа?», «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С», «Поиск пропавших деталей», «Исправь ошибку», «Каждому звуку свою комнату», «А я бы…», «Из слогов – предложение», «Составь два рассказа», «Живые слова», «Доскажи словечко», «Инструменты»,.

2-3 года. «Этот пальчик», «Ладушки», «Сорока-белобока», «Моя семья», «Аты-баты», «Шарик», «Мои игрушки», «Это я», «Компот», «Солим капусту», «Репка», «Белочка», «Листопад», «Солнышко-ведрышко» и т. д.

3-4 года. «Есть у каждого свой дом», «Что делать после дождика?», «Семья», «Чики-брики», «Большие ноги», «Позвала нас в гости кошка», «Слива», «Полосатая пчела», «Майский жук», «Новые кроссовки», «Снегири», «Петушок», «Кошечка» и т. д.

4-5 лет. «Кролик Банки», «Зима», «Снежинки», «Кошки-мышки», «Лужок», Черепашка», «Лодочка», «Рыбки», «Пальчики грустят», «Скачет зайчик», «Теремок», «Замок», «Коза и козлята», «Цветок», «Дом и ворота», «Птички», «Считаем пальчики» и т. д.

5-6 лет. «Моя семья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенняя одежда», «Обувь», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Новый год», «Транспорт», «Весна», «Инструменты», «Профессии», «Насекомые», «Домик», «Повар» и т. д.

6-7 лет. «Осень», «Апельсин», «Птички», «Грибы», «Есть у каждого свой дом», «Ботинки», «Наша квартира», «Машина каша», «Подарки», «Акула», «Дрозд-дроздок», «Школа», «Где обедал воробей», «Повар» и т. д.

Консультация для родителей: «Особенности развития речи детей», «Звуковая культура речи – что это такое, «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Когда стоит обращаться к логопеду», «Пальчики-помощники», «Как развивать речь ребенка в домашних условиях», «Фонематический слух – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика с ребенком», «Как хорошо уметь читать», папки-передвижки: «Какие сказки читать детям третьего (4,5,6,7) года жизни», «Учите вместе с нами», «Игры по развитию фонематического слуха», «Игры по развитию звуковой культуры речи», «Что умеют наши пальцы».

«Театр – это целый мир»

2-3 года. Обыгрывание потешек, стихотворений. «Пошел котик на торжок», «Шла лисичка по мосточку», «Чики-чики-чикалочки», «Из-за леса, из-за гор…», «Жили у бабуси», «Наши уточки с утра», «Лошадка», «Кораблик», «Перчатки».

Игра-ситуация. «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная поляна», «Напечем пирожков», «Выходили утята на лужок», «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок», «На лесной тропинке».

Показ настольного и кукольного театров. «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» в обр. К. Ушинского, «Три медведя».

3-4 года. Обыгрывание потешек, стихотворений.

Работа над речевым дыханием. Скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, стихотворения.

Этюды для передачи различных эмоций (радость, восторг, удивление, испуг и. т. д.)

Драматизация сказок. «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка»,

4-5 лет. Работа над речевым дыханием. Скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, стихотворения

Этюды для передачи различных эмоций (радость, восторг, удивление, испуг и. т. д.)

Драматизация сказок. «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».

Работа с родителями. «Консультация»

5-6 лет. Знакомство с театром. Беседа с детьми «Что такое театр?» Экскурсия в МУК КДЦ «Овация», смотр театрализованной постановки, изучение видов театра с использованием ИКТ, просмотра иллюстраций.

Этюды. «Летящие листья», «Айболит в пути», «Кто как ходит», «Снежинки», «В мире животных», «Тихий танец», «Поспи и попляши», «Обидели», «Пляска бабочек».

Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, костюмов для театрализованной деятельности, с привлечением родителей.

Инсценировка потешек. «Тень, тень потетень».

Драматизация сказок. «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди».

Пантомима. «Расскажи сказку без слов», «Курочка ряба», «Репка».

Сюжетное рисование по сказкам (старший дошкольный возраст).

Постановка сказки. «Сочиняем сказку сами», «Принцесса на горошине».

Разыгрывание стихотворных сценок, сказок. «На лесной дорожке», «Какой же я?», «Кто кого обидел», «Тренди-бренди», «Кража».

Консультация для родителей. «Сказка как средство развития речи ребенка- дошкольника», «Мир эмоций», «Сочиняем сказку с ребенком».

Включение родителей в единый воспитательный процесс посредством участия в детских театрализованных праздниках.

Дети с удовольствием делают артикуляционную гимнастику, играют в пальчиковые игры, различные дидактические, речевые игры, игры с картинками, слушают литературные произведения.

Дети осваивают значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Улучшится развитие общей и мелкой моторики.

Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе развития речи детей, выбора книг и темы для общения, станут активными участниками различных мероприятий.

Увеличится активный словарный запас детей.

Речь станет более эмоциональной и выразительной.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам,

интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонны наблюдать, размышлять.

В повседневном общении дети будут использовать литературную речь.

Интерактивная игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у звуков» Интерактивная игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у звуков” Автор. Лисецкая Татьяна Николаевна, воспитатель,.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Масленица!» Конспект ООД по развитию речи для детей старшего возраста. Концеренко Оксана Анатольевна, воспитатель старшей группы комбинированного вида,.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Безопасность»,«Физическая культура», «Познание». Цель занятия: Развивать все компоненты.

Лэпбук по развитию речи «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста Целью данного лэпбука является активизация знаний детей о русских народных сказках. Развитие познавательных способностей детей.

Образовательная программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Пояснительная записка Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных.

Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» «Музыкальная шкатулка» Программа.

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы» Цели: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную.

Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Поможем березке» Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Поможем березке» Речевое развитие дошкольника имеет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №..

Методический Совет Директор МБОУСОШ №..

___________ «______»_____2014 г. «______»__________ 2014 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Развитие познавательных способностей

Возраст обучающихся 7лет

Количество часов в год 33ч

Педагог, реализующий программу

Клюшкина Александра Сергеевна

на программу дополнительного образования детей « Развитие познавательных способностей» педагога Клюшкиной Александры Сергеевны, учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № … города Сургута. Объединение « Развитие познавательных способностей» является формой дополнительного образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс « Развитие познавательных способностей» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Духовно-нравственный подход в образовании способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « Развитие познавательных способностей» в рамках начальной школы. В этом заключается актуальность программы.

Автор выдвигает цель: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

Для реализации цели в программе поставлены следующие задачи:

– формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

– углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

– формирование и развитие логического мышления;

– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

– развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

– развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

– развитие речи и словарного запаса учащихся;

– развитие быстроты реакции.

– формирование положительной мотивации к учению.

– формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

– формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовые и научно- методическое обеспечение программ. Программа рассчитана на 4 года реализации, возраст детей: 7-10 лет; 1 час в неделю, 33 часа в год . Имеется содержание программы.

Программа содержит следующие разделы:

1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы.

2. Пояснительную записку.

3. Тематическое планирование.

4. Список используемой литературы.

Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №.. соответствует его специфике. Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с.

Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с.

Другие материалы по предмету

«Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».

курса «Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»

Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.

Данный курс содержит два комплектных блока:

начальный курс математики и логика;

развитие речи и обучение грамоте.

ПЕРВЫЙ БЛОК: Начальный курс математики и логики призван:

вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

развивать наглядно – образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;

развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;

изучить натуральные числа от 1 до 10,0 на системе практических занятий с использованием наглядности;

раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;

научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

ВТОРОЙ БЛОК: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить:

взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;

научить осмысленно читать, говорить, писать;

по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

развивать интерес к учебным занятиям;

расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;

развитие фонематического слуха;

дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;

обогащение словаря учащихся, развитие их речи;

правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?

Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?

Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе – еще и чтение.

Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.

Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом.

ВТОРОЙ БЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

1Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д.

Для чего мы говорим? Игра «Полслова за вами»

1 зан.2Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово.

Игра: Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета.

2 зан.3Звуки. Зачем они нужны? Игра: «Я знаю. » Гласные звуки. Мы поем

3 зан.4Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: « Догадайся, что показал» – пантомима

5Работа с гласными. Изображение их на письме.

Печатные буквы. Диалог. Графическая речь.

Игра: «Расшифруй письмо». Штриховка.

Игра: « Кто лучше»

6Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.

Игра: « Кто наблюдательнее»

«Говорящий» мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

7Гласные звуки и буквы.

Игра: «Сочини сказку о предмете».

Условные знаки и обозначения, виды. Составление знаков символов. Противоположные по значению слова. Игра: «День-ночь»

4 зан8Страна «Алфавития». В мире волшебных слов.

Игра: «Идем в гости».

Согласные звуки и буквы. Игра: «Подружи буквы»

9Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране говорящих скал. Согласные 6, в, г, д. Слияние, слог. Игра: «Составь слово»

10Печатание слов с изученными буквами и звуками.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже.

Игра: «Разложи по-порядку»

3 зан.11Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой.

Игра: « Сказочные владения Радуги. Опиши» Звуки мягкие и твердые.

Игра: «Скажи правильно». Слова, которые рисуют мир в красках.

3 зан.12В стране слов и слогов.

Игра: « Раздели слова на части».

Ударение. Игра: « Молоточки»

13Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове.

Рабочая программа по познавательно – речевому развитию для младшей группы детского сада

Образовательные:
Учить самостоятельно осуществлять классификацию по одному двум свойствам, обнаруживать логические связи, считать.
Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем.
Развивающие:
Развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую, расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.
Развивать мелкую моторику рук, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки.
Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, чувства коллективизма.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста и интегрируется со всеми образовательными областями, что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.
Условия реализации образовательной программы
Настоящая программа рассчитана на детей от 3 до 5 лет, реализуется в виде занятий кружка. Занятия проводится 2 раза в неделю, продолжительность составляет – 15- 20 минут. В кружок дети принимаются на основании подписания договора с родителями.

«Истоки:
и«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Проблема овладения речью является одной из главных в развитии ребенка. Она взаимосвязана с культурой мышления маленьких детей и их первой познавательной активностью, направленной на освоение окружающего мира. Ранняя социализация ребенка связана в первую очередь с началом освоения родного языка. Дети каждого отдельного поколения являются как бы преемниками предшествующих поколений: на каждом историческом этапе они осваивают тот же уровень языковой культуры общества, который дарит им их эпоха. Этот уровень языковой культуры общества осваивается ребенком в процессе общения со взрослым. В процессе общения со взрослым ребенок учится индивидуальному пользованию родным языком, т.е. учится речи. Овладевая речью, ребенок познает мир, в котором он живёт. Поэтому освоение речи тесно связано с ознакомлением окружающего, закреплением знаний в слове. Развитие ребенка было бы невозможным, если бы взрослые держали от него в тайне известные им истины, например, названия предметов и действий. Речь дает возможность обобщать, сравнивать, выделять главное, постепенно переводя в мысленный план все то, что вначале малыш научается выполнять практически, непосредственно действуя с предметами. Эти внешние действия, такие как раскладывания, складывания, соединение, разъединение обыкновенных предметов, являются анализом, синтезом, сравнением, обобщением в действии. Опосредованные словом, эти действия переходят в мысленный план, и ребенок начинает выполнять их в своем воображении уже с помощью мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. Так связаны процессы мышления и речи, с помощью которых осуществляется познание окружающей действительности. С возникновением слова, а затем понятий возникает словесное, отвлеченное или понятийное мышление. Оно развивается на протяжении всего дошкольного детства, свойственное ребенку. «Отдать может только тот, кто имеет»- гласит восточная мудрость. В познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль осуществляя две основные функции в средствах передачи информации и средствах общения. Не следует думать, что если ребенок находиться среди говорящих людей, то этого уже достаточно для своевременного овладения речью. Речь малыша надо воспитывать. Для этого требуются немалые усилия со стороны взрослых и активная деятельность самого ребенка, важно обеспечить и развитие моторики рук.
Учёные – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М. М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л. Ф., была выявлена следующая закономерность:
«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается учёными.
Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Характеристика программы.
В программе представлена система игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики для детей дошкольного возраста.
Материал, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта.
Цель упражнений : формирование связной речи у детей среднего возраста, посредством развития мелкой пальцевой моторики.
Упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы
Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Работа с детьми эффективна лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Игровой.
Метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ) .
Метод преднамеренных ошибок.
Дополнительные методы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ, использование дидактических пособий.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: рассматривание, упражнение, исследования, эксперименты.
Ожидаемые результаты от освоения содержания программы
В результате освоения программы, достижения ребенка младшего дошкольного возраста выражаются в следующем: Ребенок охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней. Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками. Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе в течение 3—5 минут. Ребенок умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить сам. Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 144 часов и включает в себя три образовательных компонента:
• теоретическая часть;
• практическая часть;
• диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и применяются ИКТ.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме познавательно – речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.

Основные методы обучения:
• практические;
• наглядно-демонстрационные;
• игровые;
• методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
• словесные.
Структура работы кружка.
Занятия проводятся в подгрупповой форме в течение 15- 20 минут дважды в неделю. Подгруппа комплектуется с учётом возраста и индивидуальных
особенностей детей.
Занятия кружка проводятся по следующей структуре:
• пальчиковая гимнастика;
• словарная работа в игровой форме; развитие навыков словообразования;
• работа по формированию лексико-грамматических категорий;
• формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового синтеза.
• составление рисунка;
• подведение итога.
Типовое занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы. Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, настроя на занятие, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, дыхательные и голосовые упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности, формирование хорошей дикции.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием устной связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определённой лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на коррекцию фонематических процессов, речевого дыхания и голоса, развитие моторики пальцев рук, коррекцию зрительно-пространственных восприятия и представлений, развитие координации и ритма.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети во время занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своей деятельности, своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
1 Наглядные методы( наблюдения, экскурсии, рассматривание)
2 Словесные методы (художественная литература, заучивание наизусть, пересказ)
3Практические методы ( дидактические игры)
4 Игровые методы ( все занятия проходят в игровой форме)
Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных общностью задачи и подхода к ее решению.
Словесные приемы- речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопрос.
Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, действие по выбору, беседа.
Рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Художественно- творческая деятельность. Используя знания и ощущения в изобразительной деятельности. Воспроизведение фигур цвета, фактуры и строение, особенности индивидуального строения, при помощи глины, пластилина.
Учебная программа по познавательно- речевому развитию
1 год- 72часа(занятия)
2 год- 72 часа(занятия)
Методика оценки получаемых результатов
Сроки
Виды деятельности, формы, контроль

1 полугодие
Дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, пальчиковая гимнастика, наблюдения, изобразительная деятельность Развлечения, литературный калейдоскоп
2 полугодие Дидактические игры,наблюдения, экскурсии,пальчиковая гимнастика ,изобразительная деятельность
чтение художественной литературы, эксперементирование, просмотр занятий итоговых
Литература
А .М. Бородич «Методика развития речи»
Гризик « Познаю мир»
Гербова « Развитие речи»
Дошкольное воспитание№1 2000 год
Дошкольное воспитание №2 2000 год
Дошкольное воспитание№8 2000 год
Дошкольное воспитание №1 2007 год
Дошкольное воспитание №12 1985 год
Дошкольное воспитание № 8 2008 год
Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Материалы
Программа « Детство»
Программа Вераксы « От рождения до школы»

Читайте также:  Загадки Зимушки-Зимы' - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию