Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса

Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной системным недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению СНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год

2015-2016 уч. год

Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками с ЗПР» П.Д. Лебедевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.

В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое задержкой психического развития (ЗПР). Одним из главных клинических признаков ЗПР по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. При ЗПР отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной системным недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению СНР решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся три раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 1 час в неделю (29).

С 15 сентября до начала второго полугодия (16 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 16 занятий (часов), занятия проводятся 1 раз в неделю.

С начала второго полугодия до 15 мая (13 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 13 занятий (часов), занятия проводятся 1 раз в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 29 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения СНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

Портал образования

Автор: Крючкова Светлана Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ “СШ д.Охона”
Населённый пункт: г. Пестово
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа логопедических занятий по формированию речевых навыков у учащихся с системным недоразвитием речи
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: начальное образование

Программа логопедических занятий по

формированию речевых навыков у учащихся с

системным недоразвитием речи

Логопедическая работа в классах для детей с интеллектуальным нарушением является

важным звеном в общей системе коррекционной работы

деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого

себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование

полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне

развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств

языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и

навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Характеристика речевого развития детей: у учащихся с системным недоразвитием речи

при умственной отсталости мономорфное (полиморфное) нарушение произношения,

недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный

словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения,

недостаток формирования связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения

смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и

чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего,

значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их

зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью

акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс

слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге.

У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных,

кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает

того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать

и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук

обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен

правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром

потоке воспринимаемой им речи.

Цель программы– коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,

способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей

Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его

на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический

строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные

навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся

(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,

памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой

Адресат программы: дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о,

испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.

Основные принципы построения программы:

– гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

– системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,

динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи

с другими сторонами психического развития;

– реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства

диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода – опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид

деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально – дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и

способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных

Читайте также:  Программа внеурочной деятельности по логопедии

особенностей ребенка, целей работы;

– системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на

звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

-принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину,

-взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций

(анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических

процессов и функций;

-онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется

последовательностью ее развития в онтогенезе).

Кроме того, в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи

учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности,

сознательности и др.

Содержание коррекционной работы

Коррекционная логопедическая работа ведётся по следующим направлениям:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о

звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и

синтеза звукослогового состава слова.

а) Уочнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования

звуков, особенностях их произнесения.

б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

II. Формирование и совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с

различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с

III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

звуковой стороны речи:

– развитие качественной характеристики лексических средств;

– выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

– развитие внимания и интереса к слову;

– развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

IV. Формирование морфологической стороны речи.

V. Развитие и совершенствование грамматического строя речи

VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию

VII. Формирование коммуникативных навыков

Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и

приёмы: словесные, наглядные, игровые, подвижные

Логопедическая программа предполагает фронтальную работу ввиде групповых и

подгрупповых занятий. На логопедические занятия выделено 2 часа в неделю.

Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления

недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной

речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития.

Для этой цели используются следующие методики:

1. Тестовая методика диагностики Фотековой.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки

стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и

определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для

прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях коррекционных школ 8 вида.

3. Логопедический альбом О.Б Иншаковой.

В процессе коррекционной работы используются методики:

1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

3. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической

дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»

4. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование

фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав

5.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах».

6.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».

7. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.

8.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.

Условия реализации данной программы:

Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная

база и оборудование. Индивидуальные и фронтальные коррекционно-логопедические

занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете. Оборудование

логопедического кабинета включает:

1. Настенное зеркало для логопедических занятий.

2. Зеркало для индивидуальной работы

3. Логопедические зонды, шпатели

4. Разрезная азбука (настенная)

5. Кассы букв (индивидуальные)

6. Учебно-методические пособия

7. Настольные игры, игрушки

8. Классная доска

9. Шкафы для пособий

10. Стол канцелярский

12. Комплект «парта—стул»

Так же в работе используют специальные пособия и дидактический материал.

Пособия для коррекционной логопедической работы:

• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для

составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа

• по грамматическому строю

• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);

• по фонематическому восприятию.

Пособия, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной

1. Лото 2. Пирамидки 3. Кубики 4. Разрезные картинки

5. Набор матрешек 7. Игры 8.Наборы картинок

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма,

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами,

набор картонок – слов омонимов.

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

· термины, используемые для обозначения основных понятий речь, звук, буква,

· все буквы и звуки родного языка;

· отличительные признаки гласных и согласных звуков;

· твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на

· пары гласных; пары согласных звуков по твёрдости- мягкости, по звонкости-глухости;

узнавать и различать гласные и согласные звуки

обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласныё на письме.

использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости

согласных на письме;

различать на слух и в произношении смешиваемые звуки4

производить фонетический разбор слова;

производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

подбирать слова на заданный звук;

сравнивать слова со сходными звуками;

строить звуковые схемы слогов и слов;

восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, с использованием

Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:

формируются навыки словообразования и словоизменения

развиваются навыки грамматического оформления предложения

расширяется словарный запас;

появляется навык составления предложений различных типов и связных

совершенствуются навыки правописания.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 1 КЛАСС

Обследование речи учащихся

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Дыхание. Дыхательная гимнастика.

Голосообразование. Голосовая гимнастика.

Общая моторика. Речь с движением.

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический

слух. Вербальная память.

Зрительное восприятие, внимание и память.

Зрительно-пространственные и временные

представления. Зрительно-моторная координация.

Звук и буква А. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква У. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква М. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква О. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква Х. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква С. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Н. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква ы. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Л. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква В. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква И. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ш. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква П. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Т. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква К. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква З. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Р. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква й. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ж. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Б. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Д. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Г. Звукобуквенный состав слова.

Буква ь. Мягкий знак в роли смягчения.

Звукобуквенный состав слова.

Сочетание звуков [ jэ] буква Е.

Е после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Сочетание звуков [ jа] буква Я.

Я после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Сочетание звуков [ jу] буква Ю.

Ю после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Сочетание звуков [ jо] буква Ё.

Ё после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Буква ь в роли разделения. Звукобуквенный состав

Звук и буква Ч. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ф. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ц. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Э. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Щ. Звукобуквенный состав слова.

Буква разделительный твёрдый знак. Звукобуквенный

Звуко-буквенный анализ и синтез . Слоговой анализ и синтез. Ударение.

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласных.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

двусложных слов. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

двусложных слов со стечением согласных. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

двусложных слов со слогом, состоящим из одного

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

трёхсложных слов. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

трёхсложных слов со стечением согласных. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

трёхсложных слов со слогом, состоящим их одного

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

четырёхсложных слов. Ударение.

Обследование речи учащихся.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

Рабочая программа «Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников» (1-ый год обучения)

«Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников»

(1-ый год обучения)

учитель-логопед Чернышева Елена Валерьевна

1. Направленность программы

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

2. Причины создания программы

В настоящее время в логопедические группы учреждения зачисляются дети, имеющие логопедическое заключение общее недоразвитие речи.

Эти дети характеризуются усугубляющимися отклонениями в

Развитии общей и артикуляционной моторики;

Развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры на ряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха – ведущими к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

Возникла необходимость в создании новой компилятивной рабочей программы по коррекции ОНР у старших дошкольников и в нашем дошкольном учреждении.

3. Новизна программы. В настоящее время образовательный процесс в МАДОУ отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому мы приступили к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Актуальность. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, нами, совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, преподавателя физкультуры, преподователя изобразительной деятельности, медицинской сестры) и единства требований, предъявляемых к детям.

Педагогическая целесообразность – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе.

4. Цель и задачи программы

Цель: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи старших дошкольников.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5-6 лет.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения (1-ый год обучения)

Формы обучения по данной программе

Фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

Индивидуальные коррекционные занятия.

Количество занятий общее 75, в неделю – 3 занятия, длительность одного занятия 25 минут.

Рабочая программа составлена на базе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида

для детей с нарушениями речи. «Коррекция нарушений речи».

Авторы: ФиличеваТ.Б., ЧиркинаГ.Т., ТумановаТ.В.и др.

Методических пособий и образовательных программ:

Читайте также:  День логопеда - поздравления

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. В старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи. 3-й уровень.

2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.

3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе.

Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.

4. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников

5. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах.

6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопе­дической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет).

7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи.

8. Т. Кислова; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой

По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

Дифференцирует понятия “звук – слог – слово”.

Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова

Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры

Называет картинки и определяет отличия в названиях

Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух,

Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.

Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)

Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками

        Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;

      Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;

      Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;

      Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;

      Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;

      Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.

      Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.

      Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

      Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)

      Характеристика детей с общим недоразвитием речи

      Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития, однако у детей иногда выявляется и второй уровень недоразвития речи.

      Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

      На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.

      Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм: смешение падежных форм; отсутствие согласования глаголов с существительными; ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов; нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными; трудности при пользовании предложными конструкциями (часто предлоги вообще опускаются). Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

      Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

      Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

      Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

      Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

      Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

      С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

      Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

      Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

      Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (с нормальным слухом и нормальным интеллектом).

      Название раздела, темы, содержательной линии

      Кол-во занятий на изучение раздела, темы

      Причины, признаки и коррекция системного недоразвития речи

      Диагноз «системное недоразвитие речи» выставляют людям, имеющим комплексные речевые нарушения. У человека имеются расстройства фонетики, лексики, грамматики и лексикона. Подобное состояние должно быть выявлено на начальных этапах развития, так как в последующем системные нарушения прогрессируют и могут сказываться на уровне интеллекта ребенка. Для коррекции патологии используют логопедические методики, включающие в себя упражнения на развитие речевых навыков.

      Общая информация

      Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

      • грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу;
      • лексика, характеризующаяся словарным запасом, лексикон постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка;
      • фонетика − правильность произношения звуков и их комбинаций.

      СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

      Устанавливать диагноз СНР может только врач-логопед после комплексного обследования ребенка и проведения логопедического анализа.

      Возможные причины

      Системные нарушения речи отмечаются у пациентов, имеющих органические изменения в структуре головного мозга. Врачи выделяют следующие возможные причины:

      • Гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде. Гипоксия может развиваться из-за патологии плаценты, наличии у матери заболеваний внутренних органов, в том числе инфекционного характера.
      • Хронические интоксикации плода на фоне алкоголизма, наркомании или табакокурения беременной женщины.
      • Родовая травма либо повреждение головного мозга в результате травматического воздействия в первые 3 года жизни.

      Помимо этого, системное недоразвитие речи отмечается при умственной отсталости, детском церебральном параличе и генетических аномалиях (синдром Дауна и др.).

      Клинические проявления

      Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

      • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
      • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
      • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

      Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

      Диагностические мероприятия

      Диагностикой речевого расстройства занимается логопед. План обследования при этом включает в себя обязательное ознакомление с медицинской документацией ребенка. При необходимости, логопед консультируется с педиатром, детским неврологом или психиатром. Также необходимо выяснить давность и характер развития речевых нарушений у родителей.

      В процессе общения с ребенком логопед выявляет степень сформированности отдельных компонентов речи: лексики, фонетики и грамматики. Диагностику начинают с оценки связной речи. Ребенка просят составить рассказ на основе изображений, пересказать простой текст или составить историю о своем собственном воспоминании. В процессе этого упражнения специалист дает характеристику грамотности речи. В ходе работы над упражнениями на оценку связности речи изучается словарный запас.

      Вторая часть диагностического обследования − изучение фонетики речи. Логопед оценивает функциональную целостность артикуляции, особенности звукопроизношения и звуконаполняемости речи. Обязательно оценивается слух ребенка, так как речевые дефекты могут быть связаны с тем, что нарушается процесс усвоения речевых конструкций.

      Мероприятия по коррекции

      Программа логопедической работы зависит от степени тяжести системного недоразвития речи. Детям с СНР 1 степени проводят различные упражнения на активизацию самостоятельного мышления и речевой деятельности. С этой целью, логопед и родители должны активно общаться с ребенком, стимулируя развитие свободной речи и словарного запаса. Если подобные нарушения возникли у малыша на фоне недоразвитого слуха, то ему необходимо купить слуховой аппарат. Это позволяет ему активно усваивать речевые конструкции и грамматику языка из разговоров со взрослыми и другими детьми.

      При системном недоразвитии речи средней тяжести комплексно развивают речевую активность и понимание речи. Отдельно работают над улучшением лексико-грамматических основ языка и экспрессивного общения. Дополнительные упражнения по коррекции произношения звуков и их комбинаций показаны каждому ребенку.

      Тяжелые нарушения речи требуют комплексной и длительной логопедической помощи. Такие дети обучаются в специальных школах для детей с выраженными речевыми дефектами. Помимо упражнений на фонетику, грамматику и лексикон, проводят корректирующие занятия для улучшения восприятия речи, развития минимальных навыков письма и чтения.

      Любые нарушения речи у детей дошкольного и школьного возраста следует устранять при помощи логопеда. Самостоятельные попытки лечения могут привести к прогрессированию речевых дефектов.

      Прогноз

      Программа по коррекции и развитию речи продолжается несколько лет. При ее раннем начале на фоне СНР легкой степени тяжести и сохранном слухе, логопедам удается добиться полной нормализации речевой функции, навыков письма и чтения в течение 1-2 лет. Для детей с тяжелым нарушением артикуляции на фоне умственной отсталости, эффективность логопедических мероприятий ограничена. Они должны обучаться в специализированных учебных заведениях, где весь процесс обучения направлен на развитие речи и связанных с ней навыков. В этих случаях симптомы болезни не могут быть полностью устранены.

      Системное недоразвитие речи − серьезное нарушение, возникающее у детей в результате повреждения головного мозга до трехлетнего возраста. Расстройство характеризуется неправильным произношением звуков, низкой грамотностью и скудным словарным запасом. Обследование у логопеда позволяет оценить степень выраженности СНР и подобрать коррекционные мероприятия, включающие в себя упражнения для развития речи, письма и чтения. При наличии сопутствующих изменений в мышлении или памяти, детям могут быть назначены и лекарственные препараты, улучшающие состояние нервной ткани − ноотропы, антиоксиданты и др.

      «Коррекция общего недоразвития речи, обусловленное билингвизмом» 1 классы

      Рабочая программа учебного курса логопедии для 1 класса с заключением ОНР, обусловленное билингвизмом (далее учебная программа) составлена на основе базисного плана, авторской программы «коррекции общего недоразвития речи 3 уровня, обусловленного билингвизмом» под редакцией Н.А. Румега и методического пособия «Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР» под редакцией Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, 2012 год.
      Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).

      Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.

      Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.

      Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

      1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова.
      2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
      3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
      4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С. Яцель
      5. Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
      6. Альбом №1 «от звука к букве»
      7. Альбом №2 «от слова к предложению»
      8. Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома.

      Организация работы по программе

      Данная группа сформирована из четырех учеников 1 класса. Все дети цыганской национальности. Дома у всех детей говорят на цыганском языке. Двое из учеников имеют низкий уровень знаний русского языка, двое- средний. Поэтому работа с данной группой требует подбора особого учебно-дидактического материала( большое количество наглядности). На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.

      В структуру занятия входит:

      – упражнения для развития артикуляционной моторики;
      – упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
      – дыхательная гимнастика;
      – коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
      – формирование фонематических процессов;
      – работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
      – работа над предложением;
      – обогащение и активизация словарного запаса.

      Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся, развивать лексико-грамматические категории русского языка.

      Основные задачи программы:

      1. обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
      2. формирование навыков словообразования и словоизменения;
      3. обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
      4. формирование связной речи;
      5. развитие артикуляционных навыков;
      6. развитие фонематического восприятия;
      7. развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
      8. формирование навыков общения на русском языке;
      9. воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

        Требования к уровню подготовки учащихся
        Учащиеся должны знать:

      – правильное звукопроизношение всех звуков
      – звуки и буквы
      – слоговой анализ и синтез слов
      – различные виды предложений

      Учащиеся должны уметь

      – выполнять звуко-буквенный анализ слов
      – устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
      – пользоваться различными способами словообразования
      – владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
      – использовать в речи различные конструкции предложений
      – строить связное высказывание, устанавливать логику

      Содержание учебного курса

      1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

      Звуки и буквы. Звук и буква «А». Школа.Звук и буква «У». Школьные принадлежности. Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень). Звук и буква «Ы». Растения осенью. Звук и буква «И». Животные осенью. Звук и буква «Й». Деревья и кустарники. Буква «Я». Огород. Буква «Е». Овощи в огороде.

      Буква «Ё». Цвета предметов. Буква «Ю». Сад. Звук и буква «М». Растения сада. Звук и буква «Н». Фрукты. Звук и буква «С». Овощи-фрукты. Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень). Звук и буква «Л». Перелетные птицы. Звук и буква «Р». Дом. Мебель. Звук и буква «З». Семья. Звук и буква «Ж». Зима. Звук и буква «Ц». Домашние животные. Звук и буква «Ч». Дикие животные. Звук и буква «Т». Зимующие птицы.

      Звук и буква «Щ». Транспорт. Звук и буква «Х». Праздники. Звук и буква «К». Одежда. Звук и буква «П». Профессии. Рыбы. Звук и буква «В». Комнатные растения. Звук и буква «Ж». Звук и буква «Б». Звук и буква «Г». Звук и буква «Д». Звук и буква «Ф». Буква «Ь». Буква «Ъ». Алфавит. Работа с алфавитом.

      2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

      Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звонкие. Согласные глухие. Дифференциация звонких и глухих согласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

      3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка

      Предложение. Слова- предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Границы предложений. Составление предложений по: -картине, -по серии картин
      -по вопросам, -по представлению. Повторение

      Календарно-тематическое планирование

      Раздел. Тема урока

      Кол-во часов

      Дата

      Планируемый образовательный результат

      Вид контроля

      Примечания

      Обследование речи детей, оформление
      результатов обследования и
      комплектование групп

      Заполнение профессиональной документации

      1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

      Различать понятия «звук» и «буква». Знать все согласные. Гласные. Дифференцировать из на слух и на письме. Уметь правильно употреблять все звуки в речи. Уметь работать с алфавитом.

      Программа коррекции ОНР второго уровня

      Ольга Кряж
      Программа коррекции ОНР второго уровня

      В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Данный уровень определяется как начатки общеупотребитель-ной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, а иногда даже трёхсловной фразы.

      Цель программы: развивать понимание обращённой речи, развивать речевую активность, подготовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

      Задачи программы:

      • развитие понимания речи;

      • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

      • развитие произносительной стороны речи;

      • развитие самостоятельной фразовой речи.

      Адресат программы: дети с ОНР второго уровня.

      В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, II уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

      Концептуальность программы.

      Программа опирается на следующие принципы:

      • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

      Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

      Методы логопедического воздействия:

      Направления реализации программы:

      • логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей;

      • работа с родителями.

      Формы работы с родителями

      • открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия;

      • объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

      Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

      В самостоятельной речи детей II уровня иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты (тидит а туе — сидит на стуле, щит а той — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

      Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица (Валя папа — Валин папа, алия — налил, полил, вылил, гибы суп — грибной суп, дайка хвот — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлечённых понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребёнок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. (муха — муравей, жук, паук; тюфи — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детёнышей животных и т. п. (юка — рука, локоть, плечо, пальцы; стуй — стул, сиденье, спинка; миска — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; лиска — лисёнок; мань- ка войк — волчонок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

      Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинноследственных связей.

      Звуковая сторона речи детей в полном объёме не сформирована и значительно отстаёт от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: дандас — карандаш, аквая — аквариум, виписед — велосипед, хадика — холодильник.

      Для данной группы детей так же характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая.

      Коррекционно-развивающая работа планируется с учётом результатов логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.

      Логопедические занятия для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. В связи с неврологическим и речевым статусом дошкольников логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Поэтому индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

      На индивидуальных занятиях проводится работа по:

      • активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

      • подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

      • постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

      В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда.

      Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения.

      Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

      • грамматически правильной речи;

      • звукопроизношения, фонематического слуха и слоговой структуры.

      Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

      Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

      Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Елисеева Елена Владимировна,.

      Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; – расширять,.

      Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию Направления работы 1-й период (сентябрь-ноябрь) 2-й период (декабрь-февраль) 3-й период (март-май) Коррекция звукопроизношения Активизация.

      Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

      Конспект подгруппового стимулирующего занятия «Стихотворение А. Барто «Зайка» с детьми ОНР (2 уровня)» Цель: • Формировать навыки коммуникативного общения, активно включаться всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться.

      Конспект стимулирующего занятия «Сказка «Теремок» c детьми ОНР 2 уровня. Младшая группа Цель: Организовать детей,создать эмоциональное настроение на занятие. Формировать навыки коммуникативного общения. Развивать общую и мелкую.

      Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Мелешко М. М., студентка ШГПУ научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ г. Шадринск КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ.

      Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для 2 класса Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель.

      Коррекция ОНР 3 уровня. Конспект индивидуального занятия «Дом. Мебель» Цель: Формирование грамматического строя речи. Задачи: – совершенствование словообразования (относительные прилагательные, – совершенствование.

      Читайте также:  Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы
Ссылка на основную публикацию