Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса

Рабочая программа коррекции недоразвития речи при ЗПР

Данная рабочая программа позволит спланировать коррекционный индивидуальный маршрут при недоразвитии речи учащихся с ЗПР

Содержимое разработки

Приложение к Адаптированной общеобразовательной программе

начального образования (АОП НОО)

Специальная индивидуальная программа коррекции речи (СИПКР):

Количество часов (всего):131

Количество часов (в неделю):4

Срок реализации: 1 год,

Учитель-логопед: Елисеева Оксана Николаевна

Пояснительная записка

Обоснование

Программа написана на основании заявления родителей, заключения и рекомендаций ТПМПК (АООП НОО для учащихся с ЗПР (вариант 7.2).) и адресована учащемуся для коррекции недостатков устной речи НР ( III уровень), профилактике нарушений письменной речи. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в успешном освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития.

Речевой статус учащегося

Учащийся по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования является обучающимся с ОВЗ, смешанная парциальная недостаточность, дефицитарность зрительного анализатора; рекомендовано обучение по АООП для учащихся с ЗПР (вариант 7.2). Обучающийся говорит на русском языке. Недостатки речи у взрослых членов семьи отсутствуют. Звукопроизношение – межзубный сигматизм, свистящий сигматизм, параротацизм, параламбдацизм; отмечены трудности фонематического анализа и синтеза (определение количества, последовательности звуков).

Уровень пассивного и активного словаря не соответствует возрасту (не сформированы обобщающие понятия, бедный предметный словарь, речь недостаточна распространена прилагательными, местоимениями, наречиями).

Также затруднено образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах («ведер» вместо ведра, «окнов» вместо окна), допускает ошибки при согласовании существительных и числительных («5 ручки», «5 ухов», «два ручки»); Матвей допускает ошибки в образовании детенышей животных «собачонок», «хрюшка», «лягушка», «зайчик»; не понимает инструкции и не может по аналогии образовать существительные уменьшительно-ласкательной формы

При составлении рассказа по картинке, по серии картинок, необходимы наводящие вопросы учителя-логопеда, в связной речи отсутствуют выразительные и языковые средства

Симптоматика заикания отсутствует

Матвей находится на надомном обучении, посещает индивидуальные занятия по коррекции НР.

Психологические особенности ребенка: Учащийся быстро утомляется, наблюдается пресыщаемость учебной нагрузки, низкий уровень зрительной и слуховой памяти.

Цель программы: коррекция НР, включающая нормализацию звукопроизношения, фонематической стороны речи (восприятие, анализ и синтез), грамматики (словоизменении, словообразование), синтаксиса (пересказ, составление рассказов), познавательной сферы (развитие познавательных процессов).

Задачи программы

Коррекционно-обучающие:

1.Коррекция дефектов произношения (межзубный сигматизм, свистящий сигматизм, параротацизм, параламбдацизм).

2.Формирование полноценных фонематических процессов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

4.Повышение уровня общего речевого развития с помощью обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования; формирование умения адекватного употребления слов в самостоятельной речи.

5.Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

6.Формирование умений и навыков построения связного высказывания.

7.Формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Развивающие:

Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

Формировать потребность в самопознании, саморазвитии;

Воспитательные:

Содействовать дальнейшему развитию коммуникативной деятельности через успешное овладение навыками устной речи;

Закладывать основу общественной активности личности, гражданской позиции, культуру общения и поведения в социуме.

Отличительные особенности программы

Данная программа адресована учащемуся первого класса начальной школы, с ориентировкой задач, решение которых необходимо для достижения языковой компетентности (развитие на фонематическом, грамматическом, синтаксическом уровнях), но вместе с тем, подразумевает многоплановую деятельность:

развитие и коррекция речи по максимально индивидуальным коррекционно-развивающим направлениям (нр III уровень).

использование мнемотаблиц, схем, таблиц, моделей.

По продолжительности: длительная (1 год). Планируемая периодичность встреч 4 раза в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг).

По масштабу решаемых задач: специальная.

Основные детерминанты воздействия: игра с правилами, упражнения; визуализация коррекционного обучения.

Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется с точки зрения различных уровней:на уровне постановки целей и задач; на уровне разрешения реальных трудностей развития.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающегося.

Планируемые результаты программы В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания;

Методическое обеспечение программы

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия-игры.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); практический (выполнение упражнений по образцам, данным учителем-логопедом);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение готовой информации; репродуктивный – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности; продуктивный – создание новых образов действительности в играх и упражнениях.

Содержание программы: I . Коррекционный блок

1 блок – развитие познавательной сферы; 2 блок – развитие звукопроизношения и фонематических процессов.

3 блок – развитие грамматического строя речи; 4 блок – развитие связной речи.

Акцент в работе над звуковой культурой речи детей постепенно смещается от обучения правильному произношению звуков, к обучению звуковому анализу слов, словообразованию, словоизменению, построению фраз, предложений, рассказов.

Учебно-тематический план 4 раза в неделю

1 блок – Развитие познавательной сферы «Светофор компьютерной мысли»

2 блок – Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов»

3 блок – Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика»

4 блок – Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок»

Календарно-тематическое планирование

Тема логопедического занятия

Развитие познавательной сферы «Светофор компьютерной мысли» (5 часов)

Игры и упражнения

Игры и упражнения

Мой любимый фрукт» «Не собьюсь» «Наблюдательность» Упражнение «Муха 1» «Мой день Рождения»

Игры и упражнения «Запомни цифры, описания, картинки, фигуры, постройки» «Тайны» памяти

Игры и упражнения «Четвертый, пятый лишний», «Найди такой же». «Найди сходство», «Найди различия»

Приём фантазирования Дж. Родари «Круги по воде»

Игры и упражнения.

Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов»

Неречевые звуки (живая природа).

Презентации «Живая природа», игры и упражнения. «Узнай по голосу».

Речевые звуки. Буквы

Презентации, игры и упражнения

Буква А. Звук [А]. Постановка [р ]

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] :«Кто больше?»«Где спрятался звук?»«Каждому свое место»

Буква О. Звук [О] Постановка [р ]

Игры и упражнения на постановку [р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?» «Перевёртыши» «Цепочка»

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
«У кого хороший слух?» «Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?»«Что изменилось?»

Буква У. Звук [У] Постановка [р ]

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] :«Кто больше?»

«Где спрятался звук?»

«Каждому свое место»

Буква Э. Звук [Э] Постановка [р ]

Игры и упражнения на постановку [р]: «Перевёртыши» «Цепочка»
«У кого хороший слух?»

«Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?»

Буква Ы. Звук [Ы] Постановка [р ]

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в : « Составь схему»,

«Сравни слова», «Я знаю пять слов»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок»

Буква Я. Звук [ЙА]. Автоматизация звука [р ]

Игры и упражнения на автоматизацию[р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?»

«Перевёртыши» «Цепочка»
«У кого хороший слух?»

«Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?»

Буква Ю. Звук [ЙУ]. Автоматизация звука [р ]

Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] :

«Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

Буква Ё. Звук [ЙО] Автоматизация [р ] в слогах

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в слогах: « Составь схему», «Путаница»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок»

Буква Е. Звук [Е] Автоматизация [р ] в слогах

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок,

«Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение»

Буква И. Звук [И] Автоматизация [р ] в словах

Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах и предложениях

«Закончи слово», «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

Буквы [Б,П,В, Ф] Автоматизация [р ] в словах

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в словах: «Закончи предложение»,

«Домино», «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке»

Буквы [Г, К, Д, Т] Автоматизация [р ] в словах

Игры и упражнения на постановку мягкого звука [р] : игры с мячом,«Путаница»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок»

Буквы [З, С, Ж, Ш] Автоматизация [р ] в словах

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка»,

«Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?»

«Каждому звуку свое место»

Буквы [С,Ш,З,Ж] Автоматизация [р ] в словах

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] : «Где звук?», « Составь схему», «Внимательные ушки» «Посчитай слово»,«Чего не стало»,

«Назови с разной интонацией»

«Собери бусы»,«Намотай клубок»

Буквы [Ч] Автоматизация [р ] в словах

Игры и упражнения на постановку [р]: «Звуковые ячейки», «Кто больше?» , «Где спрятался звук?» , «Каждому свое место» , «Где звук?»

Буквы [Ц] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

Игры и упражнения на постановку [р] в словах: «Чего не стало»,«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»

«Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»

Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?» , «Каждому звуку свое место»

Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах, предложениях «ВОЛШЕБНИКИ», «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», « ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»,

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ», «ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО» , «Конец слова за тобой»

Буквы [Л,Л] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

Игры и упражнения на автоматизацию звука [Р]

«Найди по звуку слово»

«Назови слово, которое отличается от остальных», игры с мячом,

«Я знаю пять слов», «Зашифруй, угадай, подбери, составь, придумай, запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв», «Путаница»

Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях, текстах «Придумай предложение», «Нос, живот, колени», «Звуковые ячейки», «Кто больше?» , «Каждому свое место», «Конец слова за тобой» , « Составь схему», «Мышка в норке»

составление слогов со звуками [л, л’,р],

Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах

Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,

«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» , «Каждому свое место» «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» ,заучивание и отработка скороговорок, чистоговорок

Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах

Проект для средней группы «Мир сказок Сутеева»

Елена Тарасова
Проект для средней группы «Мир сказок Сутеева»

Проект для детей средней группы «Мир сказок В. Сутеева»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-творческий

Цель проекта: познакомить детей со сказками В. Сутеева

Задачи проекта:

ОО «Познавательное развитие»

-Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.

ОО «Речевое развитие»

– Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

– Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

– Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.

ОО «Физическое развитие»

– Развивать мелкую моторику

1. Дети должны знать произведения писателя Сутеева.

2. Уметь анализировать явление, событие, поступки героев, воспроизводить содержание знакомых произведений.

Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Читайте также:  Методические рекомендации к проведению логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с ОНР

Формы и методы работы

Совместная творческая деятельность;

Чтение детской литературы;

Беседы, пересказ и обсуждение сказок;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Выставка детских работ; Игровая деятельность.

Беседы и консультации по проекту;

Виды детской деятельности

• Восприятие художественной литературы

Этапы работы по проекту

Определение темы проекта.

•Изучение литературы по теме

•Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

•Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

•Организация книжной выставки по сказкам В. Сутеева

•беседа «Кто такой сказочник Владимир Сутеев».

•Консультация для родителей «Читаем сказки Владимира Сутеева»

1. «Доскажи словечко»,

2. «Собери сказку»,

3. «Мешок яблок»,

4. «Найди части картинки»;

ОО «Речевое развитие»

1. Занятие по сказке В. Сутеева «Под грибом»

2. Занятие-игра по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

3. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

4. Чтение сказок В. Сутеева «Про кляксу», «Про бегемота, который боялся прививок», «Дядя Миша», «Кто сказал мяу, «Палочка-выручалочка» и другие

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Лепка «Яблоко для ежика» по сказке В. Сутеева «Яблоко»

2. ИЗО (лепка) по сказке В. Сутеева «Под грибом».

3. Раскраски по сказкам В. Сутеева

Занятие «Домик для капризной кошки» по сказке В. Сутева «Капризная кошка»

ОО «Познавательное развитие»

Занятие по окружающему миру «Дары осени в сказке В. Сутеева «Дядя Миша»

• Выставка рисунков «Герои любимых сказок В. Сутеева». Рисунки, выполненные детьми.

•Выставка книжек-малышек по сказкам В. Сутеева, выполненных совместно детьми и родителями.

Викторина «Путешествие в мир сказок» для детей подготовительной группы Досуг для детей подготовительной к школе группы. Викторина «Путешествие в мир сказок»Цель:Создание условий для развития познавательных интересов,.

Фотоотчет о тематической неделе «Волшебный мир сказок Владимира Сутеева» Уважаемые коллеги!5 июля книголюбы отметили 115-летие со дня рождения замечательного писателя, художника-иллюстратора и мультипликатора.

Литературный досуг для средней группы по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Литературный досуг по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Цель: 1. Познакомить детей с новой сказкой писателя, 2. Расширять представление.

ООД по театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке В. Сутеева «Под грибом» Цель. Формировать умение детей драматизировать простейшую сказку. Задачи: Обучающие: формировать умение передавать различные состояния и.

Планирование тематической недели «Волшебный мир сказок Владимира Сутеева» к 115-летию со дня рождения писателя Тема недели:”Волшебный мир сказок Владимира Сутеева”. Цель: развитие у дошкольников интереса к детской художественной литературе. Задачи:.

Проект по экологии для детей средней группы «Путешествие в мир насекомых» Проект по экологии для детей средней группы “Путешествие в мир насекомых”. Актуальность проекта: Проблема экологического воспитания дошкольника.

Проект «Волшебный мир бумаги» для детей средней группы Педагогический проект “Волшебный мир бумаги” ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта 4 недели. Тип проекта краткосрочный,.

Творческий проект в старшей группе для детей с ОНР «Волшебный мир сказок В. Г. Сутеева» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение №4 «Катюша» Творческий проект в старшей группе для детей с ОНР «Волшебный.

Экологический проект для детей средней группы «Сделаем мир краше» 1. Аннотация проекта Тип проекта: познавательный. Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, муз.

Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых» Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых» Составитель: воспитатель Н. А. Нестеренко Актуальность темы: Экологическое.

Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок В. Сутеева

Проект «Маски чудесные мы примеряем и в театр волшебный мы попадаем!»

краткосрочный, групповой, творческий.

Внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Дети, родители воспитанников, логопед, воспитатели группы.

Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

  • Развитие связной речи
  • Активизация словаря
  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие творческого мышления;
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие речевой моторики;
  • Формирование умения изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;
  • Развитие способности вступать в общение, поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;
  • Развитие способности грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
  • Формирование умений передавать интонационно разнообразный текст;
  • Развитие способности высказывать свое мнение в конкретных ситуациях общения

В результате работы над проектом предполагается, что произойдет:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Формы и методы работы со сказкой:

  • Выразительное чтение
  • Образное рассказывание
  • Беседа
  • Игры-беседы с куклами-персонажами
  • Детские поделки
  • Пальчиковый театр
  • Кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений
  • Организованные ролевые игры
  • Драматизация сказок

Драматизация сказки «Кто сказал мяу?»

Схема реализации проекта в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.

Этап реализации проектаНеделяДеятельность логопедаДеятельность детей и родителей
1 этап.Постановка проблемы.1 неделя декабря1. Беседа «Что такое театр? Какой бывает театр?» 2. Беседа – рассуждение «Что такое сказки?» 3. Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»Поделиться впечатлениями от посещения кукольного театра.Порассуждать с родителями над вопросами: Что такое театр?, Какой бывает театр? Что должно быть в театре? Как можно поиграть дома в театр? Посетить кукольный театр.
2 этап.Организация работы над проектом.2 неделя1.Чтение сказки Сутеева В. «Кто сказал мяу?»2.Беседа «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал»Рассматривание иллюстраций Сутеева.Выделить героев сказки, определить их характерыСоставление загадок по моделям Нестеренко (Какой? Что бывает таким же?). Координация речи с движением «Щенок» Проигрывание этюдов «Важный петух; Пугливая мышка; Злая собака; Сердитая кашка» Игра (пантомима) «Угадай кто я?». Пересказ сказки по опорным картинкам.Рассматривание книг Сутеева.Чтение сказок Сутеева.Нарисовать иллюстрации к сказке «Кто сказал мяу?»
3 этап.Реализация проекта3 неделяИзготовление атрибутов для пальчикового театра. Проигрывание отдельных сцен с использованием фигурок для пальчикового театра. Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?», «Твоя любимая игра»Игра – пантомима «Мы не скажем, а покажем»
4 неделяИзготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля. Распределение ролей.Изготовление костюмов для постановки.
4 этап.Презентация проекта5 неделяПоказ спектакля для родителей и сотрудников сада.

Подгорная Евгения Александровна,
учитель-логопед МДОУ №196 г. Самара

Сторисек по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в средней группе

Колобова Кристина Александровна,

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи

Сторисек по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в средней группе

Цель: качественное слушание-понимание-проживание содержания сказки В. Сутеева «Мешок яблок».

  1. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки
  2. Развивать умение оценивать и понимать поступки героев.
  3. Развивать способности передавать содержание сказки разными способами: словом, мимикой, жестами, пантомимикой.
  4. Развивать умение пересказывать сказку, использую модели-образы (геометрические фигуры) героев сказки.

Материалы и оборудование: мультфильм «Мешок яблок», телевизор или мультимедийный проектор, мешок (коробка, чемодан), книга сказок В.Сутеева, яблоко, трафареты следов (волк, заяц, медведь, ворона), картинки с изображением героев сказки, геометрические фигуры для моделирования сказки, театральные маскиили шапочки, карандаши, раскраски.

Чтобы наш день был добрым, давайте пожелаем друг другу доброго дня!

Коммуникативное упражнение «Добрый день»

Встало солнце рано, рано – добрый день!

Плещут волны в океанах- добрый день!

Улыбаются озера- добрый день!

С высоты кивают волны- добрый день!

И в моё окошко ветер

Постучался на рассвете,

Просыпайся, улыбайся – добрый день!

Ребята, что такое доброта?

Добрый человек, он какой?

А какие добрые дела вы дела вы сделали сегодня?

Я знаю историю про одного доброго зайца, хотите послушать?

Эту историю можно не только послушать, но и посмотреть на нашем волшебном телевизоре. Хотите?

Дети смотрят мультфильм «Мешок яблок». Мультфильм обрывается на эпизоде, когда заяц встречает ворону.

Ребята, телевизор сломался, сказку не посмотреть…

Ой, что это (в группе появился мешок, из которого доносится звук музыкальной игрушки)?

Мешок, наверное, волшебный, слышите звуки. Как вы думаете, что в мешке?

Дети предлагают разные варианты содержимого мешка, затем рассматривают, называют предметы.

Как можно рассказать сказку о зайце с помощью этих предметов?

Совместная работа с детьми

Давайте сначала полистаем книгу и рассмотрим иллюстрации.

Дети по иллюстрациям вспоминают

содержание сказки и рассказывают.

1.Вопросы по содержанию:

Кто главный герой сказки?

Зачем заяц отправился в лес?

Что нашёл в лесу заяц?

Почему яблоня называете «дикая»?

Сколько яблок набрал заяц? (много, полный мешок)

Кого первого встретил заяц у яблони? (ворону).

Кого вторым встретил заяц в лесу? (медведя)

Каким вы представляете себе Медведя?

Кто подбежал потом к Зайцу?

Кто встретился Зайцу по дороге еще?

Где встретил Заяц волка?

Что можно сказать о волке, он какой?

Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?

Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?

Что еще есть в чемодане? (картинки с изображением животных).

2. Я буду загадывать загадки, а вы показываете отгадку – картинку с изображением животного:

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты (заяц).

Покажите, как обрадовался заяц, когда увидел в лесу яблоню.

Заяц зайцу говорит

Мне б его да аппетит

В аппетите мало толку

Мне бы зубы как у… (волка).

Покажите злого волка.

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (ворона).

Покажите, как рассердилась ворона.

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Покажите, как еж обрадовался яблокам зайца.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна (медведь).

Покажите, как радуется медведь встрече с зайцем.

3. Давайте, заглянем в наш сказочный мешок. Что же там есть ещё?

(изображения следов животных)

Чьи это следы? (рассматривают, обсуждают).

Подвижная игра «Чьи следы»

Пока звучит музыка вы гуляете по группе, как музыка остановится, вы встанете на следы того животного, которого я покажу.

Когда дети встают на следы,

спрашивать: «Чьи следы?»

Самостоятельная деятельность детей

Посмотрим в мешок, какие еще игры по сказке в нем лежат?

Находим геометрические фигуры.

Назовите форму и цвет геометрических фигур.

Ребята, как геометрические фигуры могут нам помочь рассказать сказку?

На какого героя из сказки похожа эта фигура?

Попробуйте выложить из геометрических фигур картинки по сказке, а потом будем отгадывать, о чем рассказывают ваши картинки.

Дети выкладывают свои картинки за столами. Затем рассказывают свой эпизод из сказки

Посмотрите и догадайтесь, какую картинку из сказки я выложила.

Какой фигурой вы обозначили волка, зайца, и т.д.

Кого изобразили большим серым треугольником, коричневым овалом и т.д., почему?

На наших картинках заяц угощает своих лесных друзей. А мы с вами можем угостить зайца?

Хороводная игра «Зайка»

Считалкой выбирают «зайца». «Заяц» сидит в кругу. Дети говорят слова:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной!

Читайте также:  Дифференциация звуков К-Г - конспект

Ты вставай, скорей скачи!

Вот морковку получи!

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайцу и угощают его воображаемой морковкой. Заяц берет её и радостный пританцовывает. Дети хлопают в ладоши.

Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?

Чему учит сказка?

Кого в сказке можно назвать добрым? Почему?

Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.

Кого вам жалко в этой сказке?

А мне жалко ворону. Как вы думаете, почему?

Что можно сделать, чтобы ворона стала доброй и веселой?

Заглянем в мешок. Посмотрите, здесь лежит яблоко.

В сказке вороне не досталось яблок. Может быть, угостим ворону яблоком?

Передавая яблоко по кругу, скажем добрые слова вороне, например, ворона я угощаю тебя яблоком, желаю тебе быть всегда веселой, доброй, не обижать, дружить и т.д.

Если бы заяц угостил ворону яблоком, как бы она его отблагодарила, что бы сказала? Как голосом показать, что ворона рада?

Ребята, что еще есть в нашем сказочном мешке?

Дети рассматривают и предлагают разные варианты деятельности. Далее дети выбирают предметы и самостоятельно организуют игры и продуктивную деятельность.

В мешке по сказке могут лежать разные предметы, например, маски героев сказки. Можно предложить детям поиграть в сказку и инсценировать её.

Можно положить трафареты или раскраски по сказке и карандаши и предложить рисование, а затем сделать выставку рисунков, или собрать книгу иллюстраций к сказке, или выложить последовательно сказку из рисунков, разложить рисунки в другой последовательности и сочинить свой вариант сказки и т.д.

Также в мешок можно положить энциклопедию о животных и прочитать о них интересные факты.

Важное замечание: когда дети открывают мешок, им предлагаются на выбор разные предметы. Дети сами определяют последовательность игр-заданий.

  1. Загадки//https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-volka-s-otvetami/
  2. Игры для малышей// http://vskazke05.narod.ru/igri.html
  3. Лынская М. Методические рекомендации по проведению «Сторисек»// http://www.kniga-na-volge.ru
  4. Мультфильм «Мешок яблок»//https://www.youtube.com/watch?v=rgSNmapyrHw
  5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
  6. Познавательно-игровое занятие «День приветствия».// https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/poznavatiel_no_ighrovoie_zaniatiie_dien_privietstviia
  7. Сказочный мир В.Сутеева (В мире сказок В.Сутеева)/В.Сутеев; худож. В.сутеев, М. Салтыков, А.Савченко и др. – Москва: Издательство АСТ, 2015.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0006028

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Проект в средней группе детского сада “Домашние любимцы” по сказкам Сутеева

Тип проекта. Творческий, информационный.
Продолжительность. Краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта. Дети среднего и старшего возраста группы «Лучики», воспитатели, родители.
Актуальность. При беседе с детьми выяснилось, что родители уделяют мало времени чтению дома, не все имеют домашнюю библиотеку, большинство родителей не знакомят детей с детскими писателями и с русскими мультфильмами своего детства. Поэтому было решено к каждой тематической неделе приурочить знакомство с творчеством поэтов, писателей и мультипликаторов.
Цель проекта:
Систематизировать представления детей среднего и старшего возрастов о домашних животных.
Задачи проекта.
1. Формировать представление детей о Владимире Григорьевиче Сутееве как о детском писателе, художнике – мультипликаторе и режиссере .
2. Познакомить детей с авторскими сказками и иллюстрациями к ним.
3. Способствовать речевому развитию, активизации словаря и звукопроизношения.
4. Развивать творческое мышление и воображение в изобразительной и сочинительской деятельности.
5. Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников интереса к животным и художественной литературе.

Предварительная работа. Беседы и игры по теме «Дикие животные наших лесов».
Формы работы с детьми.
1) Блок «Домашние любимцы»:
1. Обобщающая беседа «Домашние, дикие и одомашненные животные. Сравнение по моделям»

2. Дидактические, настольно – печатные, подвижные, театрализованные игры по теме.
3. Разговоры с детьми о их домашних любимцах.
4. Интервьюирование детьми старшего возраста родителей об их отношении к домашним животным.
5. Изготовление фотоальбома с рассказами о домашних любимцах.

2) Блок «Знакомство с творчеством В. Сутеева»:
1. Беседа о творчестве В. Г. Сутеева с видеопрезентацией.
2. Чтение сказок В. Сутеева.
3. Драматизация сказки “Кто сказал «Мяу»?” с детьми среднего возраста (по плану театрального кружка).
4. “Герои сказок”- выставка рисунков и поделок из пластилина.
5. Викторина по произведениям В. Сутеева с видеопрезентацией.
6. Составление описательных рассказов по иллюстрациям В. Сутеева с видеопрезентацией (дополнительная образовательная деятельность для детей старшего возраста).

Формы работы с родителями и социумом.
1. Оформление папки – передвижки “Советы для читающих родителей, или как развивать у детей интерес к чтению”.
2. Домашнее чтение сказок В. Сутеева.
3. Семейный просмотр мультфильмов по сказкам В. Сутеева .
4. Рисование любимых героев для выставки рисунков “Герои сказок В. Сутеева”.
5. Пополнение книгами В. Сутеева книжного уголка.
6. Подготовка к викторине (видеопрезентация).
7. Подготовка к драматизации сказок (изготовление масок, элементов костюмов, декораций).
8. Участие в выставке “Мой домашний любимец” (принимаются рисунки, поделки, фотографии и сам домашний любимец под присмотром хозяина)
8. Сотрудничество с библиотекой:
– Беседа с библиотекарем «Домашние любимцы в сказках В. Сутеева».
– Беседа с просмотром отрывков из мультфильмов «В. Сутеев – сценарист и режиссер»
– Беседа «В. Сутеев – иллюстратор сказок Чуковского, Маршака, Михалкова»

Предполагаемый результат.
Дети должны получить удовольствие от творчества В. Сутеева и желание заботиться о своих домашних любимцах.

Форма презентации проекта.
1. Драматизация сказки ” Кто сказал «Мяу»?” с детьми среднего возраста. Показ сказки родителям и детям старшего возраста.
2. Выставка рисунков и поделок “Герои сказок В. Сутеева» и «Мой домашний любимец».
3. Викторина по сказкам В. Г. Сутеева для детей старшего возраста.

Итоги проекта:
Систематизированы знания детей о домашних любимцах, дети стали понимать разницу между домашними, дикими и одомашненными животными. Возник интерес и желание заботиться о домашних питомцах, а у некоторых детей появилось желание завести у себя дома домашнего любимца.
Дети с удовольствием слушают сказки В. Г. Сутеева, рассказывают по иллюстрациям, рисуют сами героев сказок и изображают их в театральных этюдах и драматизациях.
В связи с повышенным интересом детей к творчеству В. Г. Сутеева, решено продолжить знакомство не только с мультфильмами и сказками В. Г. Сутеева, но и со сказками, которые он иллюстрировал.

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Мир сказок Владимира Сутеева»

  • Технология ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой (3)
  • Технология организации театрализованной деятельности (7)
  • Технология деятельностного метода “Ситуация” (11)
  • Проект “Наш огород” (1)
  • Технология проектной деятельности (12)
  • Проект “Наш модный салон красоты” (1)
  • Технология обучения дошкольников конструированию (8)
  • Технология развития связной речи с использованием приемов мнемотехники (7)
  • Разработки конспектов, сценариев (12)
  • Педагогическая копилка (7)
  • Презентации (15)
  • Планирование воспитательно-образовательного процесса (3)

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Мир сказок Владимира Сутеева»

Краткосрочный проект в средней группе на тему:

«Мир сказок Владимира Сутеева»

Подготовили: Бондаренко И.Е.

Проект «Мир сказок Владимира Сутеева». Формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности через знакомство с творчеством В. Сутеева

Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители.

Вид проекта: краткосрочный

Предполагаемые продукты проекта:

– выставка книг «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»

– выставка детских рисунков по сказкам В. Сутеева

– книжки-малышки по произведениям В. Сутеева (совместное творчество родителей и детей)

– разрезные картинки по сказкам В. Сутеева

Актуальность

Первое, на что маленький дошкольник обращает внимание при знакомстве с книгой, – это картинки. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Они учат восприятию образа, цвета, пропорции, формирует у детей эстетический вкус, ассоциативное мышление.

Приобщение детей к чтению необходимо. Книга помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру. Недостаточное внимание родителей и детей к книге также послужило причиной начала работы над проектом.

Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Цель проекта: формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности через знакомство с творчеством В. Сутеева

Образовательные:

  1. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.
  2. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.
  3. Формировать основы читательской самостоятельности – умение называть произведение (фамилию автора, название произведения, определять жанр и тему).

Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
  2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
  2. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания произведений В. Сутеева.

Интеграция с другими направлениями

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта

  1. I. Этап: подготовительный

Цель. Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева:

– постановка цели, задач;

– обсуждение проекта с родителями, консультация для родителей «Познакомьтесь: В. Сутеев!»;

– сбор информации, литературы, дополнительного материала;

– составление перспективного плана работы;

– анкетирование родителей «Ребёнок и книга»

  1. II. Этап: основной

Цель. Формирование интереса дошкольников к обобщённому образу художника – иллюстратора (через знакомство с творчеством В. Сутеева); воспитание активного отношения к творческой деятельности художника – иллюстратора; желание узнавать новое.

  1. Беседа: «Детский художник-писатель Владимир Сутеев».
  2. Чтение сказки В. Сутеева «Под Грибом».
  3. Пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка».
  4. Рисование по сказке «Котенок Гав» и «Под грибом».
  5. Лепка барельефная «Петушок».
  1. Чтение сказок: «Про бегемота, который боялся прививок», «Дядя Миша», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Три котенка», «Петух и Краски», «Кораблик» и др.
  2. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под Грибом».
  3. Раскраска по сказке «Котенок Гав» и «Под грибом».
  1. Словесная игра «Назови героев сказки ласково»:Муравей – …? (муравьишка).Воробей – …? (воробьишка).Мышь – …? (мышка).Заяц – …? (зайчик, зайчишка).Лиса – …? (лисичка, лисонька).Называем слова, противоположные по значению (антонимы):Маленький – …? (большой).Мокрый – …? (сухой).Спрятаться – …? (выглянуть).Тесно – …? (свободно).
  2. Викторина «Из какой сказки отрывок?»
  3. Загадки по сказкам В. Сутеева
  4. Пальчиковая гимнастика «Под грибком».

III. Этап: заключительный.

Цель: Обобщение знаний детей о В. Сутееве, формирование устойчивого познавательного интереса к книге:

– выставка рисунков по произведениям В. Сутеева;

– книжки-малышки (совместное творчество родителей и детей);

– разрезные картинки по сказкам В. Сутеева;

– выставка книг «Мир сказок Владимира Сутеева»

-Инсценировка сказки В. Сутеева «Под Грибом».

Результат проекта:

Дети знают произведения писателя Сутеева, умеют анализировать явление, событие, поступки героев, аргументированно их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретаются навыки бережного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.

Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:

– Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

– Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.

– Участие в проекте 23 % семей группы (в сборе информации про В. Сутеева, в подборе книг для выставки, изготовление книжек-малышек, в распечатке картинок для раскрашивания, в создании иллюстраций по сказкам)

Читайте также:  Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т

– Участие в анкетировании 50% семей группы.

Тема анкеты «Ребенок и книга».

Цель: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формирования эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

Все родители ответили «да» на вопрос «Есть ли у Вашего ребенка книжная полка?». Большинство родителей читает своему ребенку по своей инициативе, либо по просьбе ребенка ежедневно или несколько раз в день. Очень важно то, что 64% семей обсуждают прочитанное всегда, 34% – иногда, 2% – не обсуждают. Дети предпочитают следующие книги:

– сказки, стихи – 70%

– книги познавательного содержания, энциклопедии – 17%

– нет определенных предпочтений – 13%

Больше половины детей рассказывают о тех книгах, которые прочитали в детском саду!

Кроме того, все родители, участвовавшие в анкетировании, положительно ответили на вопрос о том, читают ли они сами литературу разных жанров.

Приложение 1.

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Цель: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формирования эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

  1. Есть ли у Вашего ребенка книжная полка?
  2. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:

несколько раз в неделю

редко, когда есть время

  1. Вы читаете детям книги:

по просьбе ребенка

по своей инициативе

  1. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
  2. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и пр.)
  3. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

литературу о природе

энциклопедии, книги познавательного содержания

нет определённых предпочтений

  1. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
  2. Ходите ли вы с ребёнком в библиотеку?
  3. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?
  4. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:

периодическую литературу (журналы, газеты)

Портрет В. Сутеева

Сутеев Владимир Григорьевич

Приложение 3

Владимир Сутеев, его биография и сказки

Владимир Григорьевич Сутеев (5.07.1903 – 10.03.1993) был очень талантливым человеком.

Его работа художником-иллюстратором началась с журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и т.д. Он рисовал иллюстрации к детским книгам: произведениям Чуковского, Михалкова, Маршака,

Д. Родари и других писателей.

Сутеев участвовал в создании многих известных советских мультфильмов, работал в мультипликации: режиссером, режиссером-постановщиком, сценаристом, аниматором, художником, художником-постановщиком. Создал первый советский оригинальный звуковой мультфильм, внес вклад в освоение цветного кино.

Воевал. Через несколько лет после войны вышла первая книга с его собственными сказками: «Две сказки про карандаш и краски».

Другие сказки Владимира Сутеева: “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Мешок яблок”, “Кораблик”, “Кто сказал “Мяу”?”, “Под грибом”, “Разные колёса”, “Мышонок и карандаш”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”, “Цыплёнок и утёнок”, “Кот-рыболов”, “Петух и краски”, “Три котёнка”, “Это что за птица?”, “Терем-теремок”, “Про Бегемота, который боялся прививок”, “Мы ищем Кляксу”, “Петя и Красная Шапочка”, “Волшебный магазин” и т.д.

Его сказки добрые и поучительные, по ним было создано более 30 мультфильмов. Рисунки и мультфильмы Сутеева, как и сказки, добрые, живые, запоминающиеся. В нашей стране на них выросло уже не одно поколение.

Приложение 4

Конкурс загадок по сказкам В. Г. Сутеева

Цель. Закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении отгадывать загадки.

– Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Кто из вас, ребятки, любит отгадывать загадки? (ответы детей).

Нужно сказки Сутеева знать,

Чтобы загадки мои отгадать.

Вам успехов я желаю

И загадку загадаю.

Он зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко).

Над цветком порхает, пляшет,

веерком узорным машет. (Бабочка).

  1. Сидит в норке,

Ест хлеба корку. (Мышка).

  1. На овчарку не похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк).

  1. Погляди на молодцов,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей…

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может … (Муравей).

  1. Аленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей).

  1. По полю скачет,

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (Заяц).

  1. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб).

  1. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж).

  1. Летит песня, как птица,

И за сердце берет.

Едва видна певица,

Но как она поет: ква, ква, ква! (Лягушка).

В группе мы организовали мини-выставку сказок В. Сутеева. Для этого ребята принесли из дома имеющиеся книги, нарисовали вместе с родителями иллюстрации к сказкам «Под Грибом», «Петух и краски». На занятии по художественному творчеству мы сделали коллективную аппликацию «Кораблик» (по мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик»).

Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»

Делая этот проект, мы ставили перед собой цели :вызвать интерес детей к творчеству советского художника, писателя, кинорежиссера и сценариста В.Г. Сутеева; формировать основы читательской самостоятельности(умение называть произведение,фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему); воспитывать дружеские взаимоотношения и творческие способности

Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»

Название проекта: «В мире сказок Владимира Сутеева»

Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный.

Разработчики проекта: Акимова Т.Н., Чебан Т.Э.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители (приняли участие десять семей)

Срок реализации проекта: с 09.01.2018-21.01.2018 г.

Вид проекта: краткосрочный

Предполагаемые продукты проекта:

-выставка книг «Мир сказок «Владимира Сутеева»;

-выставка детских рисунков по сказкам В. Сутеева;

– выставка серии детских картин с использованием техники оригами по сказке «Утенок и цыпленок»;

-кукольный театр по произведению В. Сутеева (драматизация сказки «Под грибом»);

– макеты сцен из сказок В. Сутеева, изготовленные детьми совместно с родителями («Под грибом», «Утенок и цыпленок», «Яблоко», «Мешок яблок», «Три котенка», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Ёлка»);

Актуальность

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист.

Наше время зачастую называют сухим, чёрствым и бездушным. Но ведь самые добрые начала формируются с пелёнок. С первой книжкой, с первой картинкой, с первой улыбкой.

Сказки, которые В.Г.Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: всё, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий запоминающийся образ.

Вырос ли хоть один малыш без картинок В.Сутеева? Небо там голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, котята белые, чёрные, серые, а персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие.

Художник хотел, чтобы ребёнок рос среди шуток и веселья, «тогда и трудиться будет легче».

«Чем больше улыбок, тем больше пользы», – говорил себе В.Г.Сутеев, сочиняя очередной сюжет. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации.

Искусство В.Г.Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремлённо, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан этот проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства.

Цель проекта:

познакомить детей средней группы с творчеством советского художника, писателя, кинорежиссёра и сценариста В.Г. Сутеева;

-формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности.

Задачи проекта:

– вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует;

– формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании, аппликации передавать воспринятые графические образы животных.

– Формировать основы читательской самостоятельности – умение называть произведение (фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему);

– развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения;

– совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;

– пробудить у детей желание экспериментировать с бумагой (передавать знакомые образы посредством использования техники оригами);

– проявлять фантазию в изготовлении макетов и поделок по сказкам В.Сутеева.

– воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

– воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений В.Сутеева;

– воспитывать умение работать в коллективе (при постановке кукольного театра, при изготовлении коллективных аппликаций).

Этапы реализации проекта

I Этап: подготовительный

Цель: Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева:

– постановка цели, задач;

– обсуждение проекта с родителями, консультация: «Кто такой В.Сутеев?»;

– сбор информации, литературы, дополнительного материала;

– составление перспективного плана работы;

тематическое оформление книжного уголка групповой комнаты;

– выбор произведений В.Г. Сутеева для знакомства с ними детей;

– подбор иллюстративного материала к сказкам В.Г. Сутеева;

2 Этап: Основной

Цель: формирование интереса детей к обобщенному образу писателя-иллюстратора (через знакомство с творчеством В. Сутеева); воспитание активного отношения к творческой деятельности писателя и художника, желание узнать новое.

Непосредственная образовательная деятельность:

  1. Беседа: «Детский писатель-художник Владимир Сутеев
  2. Сказка В.Сутеева «Под грибом» (интегрированная ОД)
  3. Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»( кукольный театр)

  1. Чтение сказок В. Сутеева «Кораблик», «Три котенка», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мяу?», «Палочка –выручалочка», «Мешок яблок».
  2. Пересказ сказок: «Три котенка», «Кораблик», «Кто сказал мяу?»
  3. Рисование по сказке В.Сутеева «Герои из сказки «Цыпленок и утенок» (гуашь)
  4. Коллективное рисование по сказке В.Сутеева «Капризная кошка» (цветные карандаши)

  1. Изготовление фигурок цыпленка и утенка, рыбок, червяка из бумаги в технике оригами (для последующей коллективной аппликации)

9.Коллективная аппликация по сказке В.Сутеева «Цыпленок и утенок» (серия коллажей)

Вне образовательной деятельности:

  1. Просмотр мультфильмов: «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», « Снеговик-почтовик»
  2. Раскраска по сказке В.Сутеева «Под грибом»
  3. Беседа по сказке В.Сутеева « Палочка-выручалочка» (с опорой на поделку из фланели по сюжету сказки)

4. Изготовление макетов и поделок по сказкам В.Сутеева детьми совместно с родителями.

5. Совместное обсуждение макетов сказок в группе.

  1. «Доскажи словечко»
  2. Викторина: «Из какой сказки отрывок?»
  3. Загадки по сказкам В.Сутеева
  4. Пальчиковая гимнастика «Под грибком»

3 Этап: заключительный

Цель: Обобщение знаний детей о В.Г.Сутееве, формирование устойчивого познавательного интереса к книге

– выставка рисунков по произведениям В.Сутеева;

-выставка макетов и поделок по сказкам В.Сутеева ( совместное творчество родителей и детей);

-выставка книг «Мир сказок Владимира Сутеева»

Результат проекта:

Дети знают произведения писателя В.Г.Сутеева, умеют анализировать явления, события, поступки героев, аргументировано их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретены навыки бережного, созидательного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал иллюстрированные книги для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.

Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности

позволил сделать следующие выводы:

-Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

-Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.

– Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению макетов и поделок позволило сблизить детей и их родителей.

Ссылка на основную публикацию