Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

Проект “Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики”

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Целью – развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

  1. Развивать и совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;
  2. Ставить и автоматизировать звуки;
  3. Развивать и совершенствовать фонематические процессы;
  4. Повышать мотивационную готовность детей;
  5. Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

Участники: дети логопедических групп, воспитатели, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не “участвует”. При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-­4 раза в день по 3-­5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-­7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-­15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

План проекта

1 этап – диагностический

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Логопед определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

2 этап – подготовительный

Главная задача – изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

3 этап – основной

Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.

4 этап – итоговый

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Этапы работы:

1. Выявление проблемы: (мониторинг с 2.09.19 – 14.09.19)
2. Подготовительный этап: (с 01.09.19 -30 .09.19
3. Практический этап: (с16 .09.19 – 15.05.20)
4. Подведение результатов: (с 18.05.20 – 30.05.20)

Ожидаемый результат:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Тематическое планирование

Таблица № 1

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Цель

Время
проведения

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.Создание картотеки упражнений.

Определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

Проводить индивидуальные занятия с детьми по выполнению упражнений в данной последовательности:

Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».

(период работы проекта)

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом.
Консультации.

Педагогическое просвещение родителей.

(период работы проекта)

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Таблица № 2. Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата

I. Упражнения для нижней челюсти
Все упражнения повторяются 4-6 раз.

1. «Окошко» – широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. “Заборчик” – верхняя челюсть “стоит” на нижней; губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

II. Упражнения для губ

1.”Улыбка” – “Трубочка”.
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– “улыбка”. Сведение пальцев – “трубочка”.

2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.
Ладонь вверх – двигаются только пальцы.
Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)

1. “Болтушка” – движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. “Часики” движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.

3. “Качели” – движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – “качели” вниз; ладонь поднимается – ‘качели” вверх.

4. «Чистим зубки» круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.

Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке.

5. Лошадки щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. “Лопатка” – широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. “Иголочка”– узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания “иголочки”. “Иголочка” убирается – указательный палец убирается в кулак.

8. “Желобок” – высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки.

9. “Грибок” – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. “Чашечка” – широкий язык в форме “чашечки” поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме “чашечки”. “Чашечка” смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме “чашечки”. “Чашечки” из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. “Киска сердится” – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу.

12. “Накажем непослушный язык” – покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Биоэнергопластика в логопедической работе

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов – логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 – 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» – упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» – пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» – пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» – кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» – кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» – кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)

В НОВЫЙ ГОД НОВЫЕ ЗНАНИЯ СО СКИДКОЙ 61%

• До 11 января! • Максимум практики • Обратная связь от экспертов

• По промокоду «вебинары» увеличиваем доступ к онлайн-вебинарам до 6 месяцев после окончания обучения

Понятная и правильная речь без искажений звуков и четкая артикуляция важны для каждого человека. Практика показывает, что своевременная коррекция помогает в полном объеме овладеть правильной артикуляцией звуков всех групп и, следовательно, добиться чистой дикции.

Развитие речевой и артикулярной моторики у детей и взрослых проходит по-разному. Дети быстрее воспринимают образные сравнения и игровую форму. У взрослых процесс более результативен при обращении к логике и осознанию действий. Знание технологий и возрастных особенностей восприятия позволяет логопеду подобрать эффективные методы работы с каждым человеком, помочь преодолеть первые шаги и контролировать дальнейший путь к чистой речи.

Эта программа для вас, если вы:

  • Хотите ознакомиться с современными технологиями логопедической работы.
  • Желаете изучить причины речевых нарушений и овладеть методами развития и восстановления звукопроизносительных умений и навыков.
  • Планируете пройти курсы повышения квалификации для усовершенствования знаний и умений в области коррекции речи.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 2 месяца (144 часов).

Цели и задачи курса

Целью курса является повышение квалификации логопеда с целью расширения его профессиональных возможностей. Нарушения произношения возможны в любом возрасте и обусловлены разными причинами. Задача специалиста заключается в диагностировании и выявлении причин. Для этого необходимо знать анатомо-физиологические основы речи, характеристики правильной артикуляции звуков, четко представлять этапы и направления логопедической работы с конкретным видом нарушения, владеть методикой обследования звукопроизносительной стороны речи и технологией постановки звуков всех групп.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Для чего необходимы знания по анатомии и физиологии речевого аппарата?
  • Какие виды нарушения произношения и артикуляции звуков бывают?
  • Как провести первичную диагностику и наметить план проведения логокоррекционных занятий?
  • Какие психологические особенности следует учитывать при работе с разными возрастными группами?
  • Какие методики коррекции звукопроизношения существуют?
  • Как сформировать навык слухового и речедвигательного контроля пациента за собственным произношением звуков?
  • Почему следует строго соблюдать этапы работы при постановке артикуляции?

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Читайте также:  Плюсы и минусы в работе логопеда

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы знаете классификацию звуков русской фонетической системы. Имеете представление о трудностях работы с каждой группой и об особенностях их коррекции. Обладаете познаниями в области анатомо-физиологических основ речи.
  • Вы умеете проводить обследование звукопроизносительной стороны речи, формулировать проблемы и находить пути их устранения. Владеете логопедическими технологиями постановки звуков и выработке правильной и четкой артикуляции.
  • Вы можете трудоустроиться в логопедические группы ДОО, общеобразовательные учреждения, центры реабилитации.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!
Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.
Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.
Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет.

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Беспроцентная рассрочка

Вы можете получить беспроцентную рассрочку (без участия банка) на программы профессиональной переподготовки. Для получения дополнительной информации по рассрочке на определенную программу обратитесь к специалисту отдела по организации приема.

Верните 13% от стоимости обучения

Вы можете вернуть 13 % от стоимости обучения, являясь налогоплательщиком РФ в виде социального налогового вычета, обратившись в ФНС России по месту постоянной регистрации.

Запросить документы для получения налогового вычета необходимо в отделе по организации учебного процесса. Проверка документов после подачи в ФНС осуществляется в течение трёх месяцев. Если ответ положительный, то осуществляется возврат средств.

Обратите внимание, что декларация и заявление заполняются и подаются Слушателем самостоятельно.

Скидки на обучение

Корпоративное обучение

Социальные скидки

Программа лояльности

*Оплата 2-ух программ до начала обучения.Также возможно предоставление индивидуального коэффициента снижения стоимости по заявлению поступающего. Коэффициенты снижения стоимости не суммируются друг с другом.

Все скидки регламентируются приказом о коэффициенте снижения стоимости.

© 2014-2021, АНО ДПО «ВГАППССС»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Содержимое разработки

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Аква – гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

«Пальчиковые игры и игры в воде» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – кубиками, мелкими предметами и т. д.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

“Качели” – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” – сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед – назад и влево – вправо.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” – сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” – согнутая ладонь опущена.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики , аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

№ 5103 Конспект занятия поисково-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «В лаборатории Фиксиков»

Иванова Майя Валентиновна

МБДОУ №31 комбинированного вида
г. Петропавловск-Камчатский
воспитатель

Конспект занятия поисково-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «В лаборатории Фиксиков»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования.

Образовательные: Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы: действие магнита через пластмассу, воду). Закрепить представление детей о свойствах воздуха (при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается). Познакомить со свойством воды (окрашивание) через опытно-экспериментальную деятельность.

Развивать умение формулировать проблему, анализировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Развивать речь, мышление, любознательность.

Воспитывать чувство взаимопомощи при проведении опыта. Воспитывать аккуратность во время проведения опытов.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация по теме «В лаборатории Фиксиков», халаты, салфетки бумажные или влажные, цветное драже, стаканчики одноразовые, магниты, образцы ткани, дерева, пластмассы, железа, скрепки, бутылочки, шарики, контейнера для воды, разноцветные капельки, разрезные картинки.

Предварительная работа: подготовка оборудования, материала; работа с детьми: беседа с детьми о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему вода; чтение художественной литературы 3.Александрова «Капель», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Маршак «Дождь», А.Барто «Девочка чумазая»; проведение дидактических упражнений «Помоем ручки», «Умоем куклу», игр «Напоим кукол» «Чистые ручки», «Помощники», опытов «Плавают кораблики», «Поймай ручки», «Теплая, холодная» и т.п.; игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»; Беседа : «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы, Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Ход проведения НОД:

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение.

Слышите, часы идут

Снова дети по – утру

В садик собираются.

Наступает новый день

Чтоб он был удачным

Скажем дружно: «Добрый день!»

Вам желаем счастья!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

Звучит музыка – заставка песенки фиксиков (слайд 1)

Я Нолик, меня вы ребята узнали?

Мы с вами в мультфильме встречались, в журнале,

С Дим Димычем вместе я часто играю

И Симке приборы чинить помогаю.

Я маленький фиксик по имени Симка

В приборе любом заменю я пружинку

Еще я слежу, чтобы эти мальчишки

Дим Димыч и Нолик шалили не слишком.

Читайте также:  Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Воспитатель: Ребята, Симка и Нолик приглашают к себе в лабораторию (слайд 2)

Симка: Но лаборатория закрыта, как же мы попадем в неё? (ответы детей). Нам поможет ключ – карта, а какая мы узнаем, собрав картинку (дети делятся на две команды по 5 человек и собирают образцы карты – ключа).

Воспитатель: А теперь подойдите к столу и возьмите каждый ключ – карту. Затем дети проходят через «терминал» и попадают в лабораторию.

Заставка «Открывающиеся двери» (слайд 3)

Фиксики: Приветствуем вас, наши маленькие друзья! Мы – Фиксики устраиваем школы для обучения в разных местах. В нашу лабораторию каждый день привозят множество различных приборов и Фиксикам на них очень удобно практиковаться. Мы долго наблюдали за вами и хотим предложить вам замечательную идею – устроить в вашей группе лабораторию необычных открытий и интересных опытов. Перед вами волшебные колбы под 3,1,2 (слайд 4). В них спрятаны опыты и эксперименты, и чтобы их открыть, нам надо выполнить задания.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы согласны? (ответы детей)

Для проведения опытов и экспериментов нужно соблюдать определенные правила поведения в лаборатории:

– соблюдать порядок на рабочем месте

– нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя

– обращаться бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием

– дружно работать вместе

Итак, надеваем халаты и приступаем к работе.

Задание №1 – «Акварельные краски и свеча»

Свечкой на листе бумаги написана цифра 1. Дети выбирают акварельные краски и раскрашивают поверхность листа. Определив, что на листе написана цифра 1, открываем колбу под этим номером (появляется стакан с водой)

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, что перед вами (ответы детей – стакан с водой)?

Симка: Ребята, а вы знаете, что вода имеет волшебные свойства, с ней можно играть, проводить опыты и эксперименты. А что вы знаете о воде (ответы – без вкуса, без цвета, без запаха)? А знаю, что вода может окрашиваться, и сейчас я вам это докажу.

Опыт «Окрашивание воды»

На тарелочках по кругу выложены цветные конфеты. Детям предлагается аккуратно в середину тарелочки налить воды и подождать. Вода начинает окрашиваться разными цветами

Воспитатель говорит слова, дети в это время закрывают глаза:

1,2,3,4,5 – будем в прятки мы играть

1-2, 1-2 – начинается игра

1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать

1,2,3,4,5 – пора глазки открывать

Ребята, что произошло с водой? (ответы – окрасилась)

Какой мы можем сделать вывод: что вода имеет свойство окрашиваться, она может быть разноцветной.

Задание №2 «Достань киндер яйцо со дна стакана» (внутри киндера находится цифра 2).

Предложить детям достать киндер яйцо со дна стакана, не опуская руки в стакан. Дети должны выбрать воду и налить в стакан так, чтобы уровень воды поднялся до края стакана и дети свободно изымают киндер яйцо. Открыв яйцо и прочитав цифру 2, открывается колба под этим номером (на экране появляется магнит).

Воспитатель: Ребята, что это? (ответ – магнит)

Нолик: Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Магнит – сильный камень. Он может притягивать предметы, но какие мы узнаем, проведя опыты.

Опыт «Притягивает – не притягивает».

Перед детьми разложены предметы, сделанные из различного материала, давайте назовем, из чего сделаны эти предметы.

  1. Этот предмет сделан из пластмассы
  2. Это образец ткани
  3. Этот предмет из стекла
  4. Этот предмет сделан из дерева
  5. Это образец бумаги
  6. Этот образец сделан из железа

Предложить детям поочередно прикладывать магнит к предметам.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: магнит притягивает железные предметы и не действует на материалы из: пластмассы, ткани, стекла, дерева, бумаги.

Воспитатель: Посмотрите в стакан с водой. Кто-то из Фиксиков уронил скрепку в стакан с водой. Давайте поможем ее достать, она, наверное, им пригодится.

Опыт «Достань скрепку из стакана с водой»

Проблемная ситуация: как достать скрепку из стакана с водой не намочив руки, и никаких предметов-помощников у нас нет, кроме магнита. Дети экспериментируют. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает.

Воспитатель: Ребята, какая сила у магнита, что он может действовать даже через стекло и воду.

Предлагаю вам немножко отдохнуть – физминутка «Помогатор»

Задание № 3 «Найди предмет»

Воспитатель: И так, продолжим. Перед вами тарелочка с манкой, где спрятались предметы (дети с помощью магнита находят скрепки, на одной из которой прикреплена цифра 3 – открывается колба под этим номером)

Фиксики: А с чем мы сейчас познакомимся, узнаем, отгадав загадку.

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Конечно же, это воздух. А как вы думаете, для чего нужен воздух? (Ответы детей – мы им дышим). Сделайте вдох, выдох.

Мы с вами говорим о воздухе, интересно, а где он – справа, а может быть сверху, но что-то и сзади я его не вижу… Легкий он или может быть тяжелый? А чем пахнет воздух?

Воспитатель: Как много интересных вопросов возникло у Фиксиков. А так как мы с вами в лаборатории, давайте проведем опыты и ответим на все эти вопросы.

Эксперимент «Можно ли почувствовать воздух?»

Возьмите веера. Помашите ими и скажите, что вы чувствуете (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (струю воздуха).

Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: «Можно почувствовать воздух?» (да) – при помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (при помощи веера, дули на ладошки).

Вывод: Как интересно – воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Воздух окружает нас вокруг. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? А давайте проверим.

Опыт «Есть ли воздух внутри нас?»

Для этого нам понадобится стаканчики с водой и трубочки. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, спокойно. И посмотрим, что произойдет.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что происходит с водой? (выходят пузырьки).

Пузырьки? Но как они там оказались? В стакане же только вода была.

Правильно, пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Вывод: внутри нас есть воздух, и мы его можем увидеть в виде пузырьков.

Опыт «Какой воздух легче горячий или холодный?»

А как вы думаете (показать иллюстрацию воздушного шара) почему воздушный шар может подняться в небо и улететь? Об этом мы узнаем, если сможем ответить на вопрос – какой воздух легче горячий или холодный?

Берем пластиковую бутылочку, на которую надет воздушный шарик. Теперь поочередно будем опускать бутылочку в горячую, а затем в холодную воду.

Что происходит? В горячей воде шарик надувается – он надулся потому, что воздух от горячей воды расширился, а при охлаждении воздух сжимается, поэтому шарик в холодной воде не надулся.

Вывод: горячий воздух легче, чем холодный.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями и проводить опыты? Но к сожалению нам пора прощаться с Фиксиками, ведь у них так много дел (дети прощаются).

Что вы узнали нового?

Что вам понравилось больше всего?

Ребята, посмотрите три капельки воды – три сестрицы, но они необычные – разноцветные. И каждая что-то обозначает:

Голубая – мне все понравилось, было легко и интересно

Синяя – было не просто, но с помощью друзей я справился

Фиолетовая – мне было не интересно и скучно

Выберите одну из них. А мне все понравилось, потому что вы старались. Молодцы.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

автор: Ермолаева Татьяна Владимировна

воспитатель МБДОУ №4 «Звёздочка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Воспитатель: Ермолаева Т.В.

Тема : « Лаборатория воздуха »

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий.

Программные задачи:

– познакомить с понятием « воздух » , его свойствами.

– способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе э лементарного экспериментирования и делать выводы.

Развивающие :

— развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности; активизировать речь и обогатить словарь детей.

Воспитательные:

— формировать бережное отношение к окружающей среде.

— воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.

Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты), здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .

Оборудование:

Воздушный шарик, халаты на каждого ребёнка, полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; баночки с « запахом » и без запаха, музыкальные духовые инструменты; по 1карточке 2 цветов зелёная и красная, экран, проектор.

Организационный момент.

( Дети заходят, здороваются с гостями ) .

Воспитатель :

Скажите, пожалуйста, что вокруг нас находится, что нас окружает? Ребята, сегодня мы с вами будем настоящими исследователями и отправимся в лабораторию. И мы туда отправимся по воздуху. На чём можно полететь по воздуху? (Ответы детей). Предложение отправиться на воздушном шаре, очень интересное, давайте отправимся на воздушном шаре, но сначала, нам его нужно надуть.

Дети : (встают в круг, «надувают шар»).

Воспитатель : Отправляемся в полёт, обратный отсчёт и полетели.

Ну, вот мы прибыли в нашу лабораторию.

-Дети, что в стакане? ( ничего ) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

— Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.

-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .

— Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Делаем вывод: Воздух легче воды

Ребята посмотрите вокруг, что нас окружает?

Воспитатель: А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?

Воспитатель: А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?

Дети: Его надо поместить в « оболочку »

Делаем вывод: чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.

Воспитатель: А теперь следующий опыт ( детям предлагается стакан воды и соломинка).

-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух? Из нас.

Вывод : Воздух находится внутри нас.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, как использовали воздух в давние времена и используют в настоящее время. (Экран, проектор).

Рассматривание и беседа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, человек может прожить без воздуха? Давайте с вами проведём эксперимент, задержим на некоторое время дыхание. Возможна ли жизнь без воздуха?

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Кому ещё необходим воздух?

Дети: Людям, животным, растениям.

Делаем вывод: Всему живому нужен воздух.

Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе будь готов!

Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? ( бесцветный )

-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? ( безвкусный).

-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? ( без запаха ) .

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет в помещении. На столе стоят пустые баночки, мы откроем их и понюхаем. Дети отгадывают запахи.

В этой банке ни чем не пахнет, во второй апельсином, а в третьей чесноком.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? ( звук ). Почему возник звук ( когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Делаем вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт №7 ( На столе 2 таза с водой и два шарика один сдутый другой надутый.)

Воспитатель: Как вы думаете, какой шарик утонет быстрее красный или зелёный. Давайте проверим. Как проверить?

Дети: Опустить в воду. Один тонет, другой нет.

Воспитатель: Почему сдутый шарик утонул, а надутый нет.

Дети: В надутом шарике воздух, а воздух легче, чем вода.

Делаем вывод: Еще один секрет воздуха — воздух легче воды.

Воспитатель: Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Какой шарик легче зеленый или желтый?

Дети: Шарики одинаковые по весу.

Педагог: Что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом.

Дети: высказывают свои версии.

(педагог протыкает иголкой один шарик, он лопается и конец палки к которой он был привязан опускается вниз)

Воспитатель: Почему зеленый шарик стал тяжелее?

Дети: Из шарика вышел воздух, и он стал тяжелее, и конец палки, к которому он привязан, опустился вниз.

Делаем вывод: Предметы, наполненные воздухом легче, чем предметы без воздуха.

Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки — одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим .

Воздух тяжелее воды .

Воздух издаёт звуки .

Человек не может жить без воздуха.

Ветер это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

Чистый воздух имеет запах.

— Молодцы, хорошо поработали ( при неправильном ответе, дети исправляют)

Воспитатель: Ребята вы так много узнали о воздухе. Сегодня мы были настоящими исследователями. Вам понравились быть исследователями? Ну что ж давайте возвращаться в группу.

Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Ермолаева Т.В.

Тема: «Лаборатория воздуха».

Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий.

Материалы и оборудования: халаты на каждого ребёнка, полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, баночки с «запахом и без запаха», музыкальные духовые инструменты

Ну, вот мы прибыли в нашу лабораторию.

-Дети, что в стакане? ( ничего ) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

Читайте также:  Технологии профилактики дисграфии

— Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.

-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .

— Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Делаем вывод: Воздух легче воды

Ребята посмотрите вокруг, что нас окружает?

Воспитатель: А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?

Воспитатель: А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?

Дети: Его надо поместить в « оболочку »

Делаем вывод: чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.

Воспитатель: А теперь следующий опыт ( детям предлагается стакан воды и соломинка).

-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух? Из нас.

Вывод : Воздух находится внутри нас.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, как использовали воздух в давние времена и используют в настоящее время. (Экран, проектор).

Рассматривание и беседа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, человек может прожить без воздуха? Давайте с вами проведём эксперимент, задержим на некоторое время дыхание. Возможна ли жизнь без воздуха?

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Кому ещё необходим воздух?

Дети: Людям, животным, растениям.

Делаем вывод: Всему живому нужен воздух.

Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе будь готов!

Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? ( бесцветный )

-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? ( безвкусный).

-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? ( без запаха ) .

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет в помещении. На столе стоят пустые баночки, мы откроем их и понюхаем. Дети отгадывают запахи.

В этой банке ни чем не пахнет, во второй апельсином, а в третьей чесноком.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? ( звук ). Почему возник звук ( когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Делаем вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт №7 ( На столе 2 таза с водой и два шарика один сдутый другой надутый.)

Воспитатель: Как вы думаете, какой шарик утонет быстрее красный или зелёный. Давайте проверим. Как проверить?

Дети: Опустить в воду. Один тонет, другой нет.

Воспитатель: Почему сдутый шарик утонул, а надутый нет.

Дети: В надутом шарике воздух, а воздух легче, чем вода.

Делаем вывод: Еще один секрет воздуха — воздух легче воды.

Воспитатель: Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Какой шарик легче зеленый или желтый?

Дети: Шарики одинаковые по весу.

Педагог: Что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом.

Дети: высказывают свои версии.

(педагог протыкает иголкой один шарик, он лопается и конец палки к которой он был привязан опускается вниз)

Воспитатель: Почему зеленый шарик стал тяжелее?

Дети: Из шарика вышел воздух, и он стал тяжелее, и конец палки, к которому он привязан, опустился вниз.

Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки — одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим .

Воздух тяжелее воды .

Воздух издаёт звуки .

Человек не может жить без воздуха.

Ветер это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

Чистый воздух имеет запах.

— Молодцы, хорошо поработали ( при неправильном ответе, дети исправляют)

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности

1. Возраст детей: подготовительная группа.

2. Форма: экспериментально-исследовательская.

3. Проблема: «Продукты можно не только есть».

4. Игровая мотивация: «Разгадать загадки и тайнопись капитана».

5. Цель: продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций.

I. Задачи:

1. Создавать условия для практических и умственных действий в процессе экспериментирования.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами растительных продуктов.

3. Расширять словарный запас: тайнопись, кристаллы, раствор.

4. Развивать познавательный интерес и умение делать выводы.

5. Формировать опыт выполнения правил безопасности при проведении экспериментов.

II. Материал:

1. Для капитана: одежда; сундук; 1 мешок – варёная свёкла, лук, варёная луковая шелуха в банке, детали костюма Деда Мороза; 2 мешок – сахар, яблоки, бананы; 3 мешок – лимон, йод, карта-схема: «Тайнопись», «Продуктовая краска».

2. Центр изо: подложки, ножницы, пласт. вилки и ножи, тарелки, влажные салфетки, детали костюма Д. Мороза, открытка, ёмкости для луковой шелухи, кисточки, контейнер для мусора

3. Центр кулинарии: печь; противень для печи; масло подсолнечное; ватные палочки; тарелка- менажница; доски разделочные; ножи, чайные ложки и вилки пластмассовые; ёмкость для подсолнечного масла; прихватка-рукавичка; шпажки для канопе; ёмкость под сахар.

4. Центр науки: глубокая прозрачная пиала; мерная чашка; пипетка; йод; на каждого ребёнка: маленькие мерные стаканчики, кисточки, листок. Фен для быстрого высыхания.

III. Предварительная работа.

1. Знакомство с глобусом.

2. Понимание и значение слов: материк, остров, страна; океан, море, река.

3. Местоположение материков и их климатические условия.

4. Население, национальности.

5. Жилища и бытовые условия.

6. Растительность, продукты питания.

Утренний сбор.

*Приветствие: с помощью мимики, жестов, пантомимы.

*Игровое упражнение: «Путешествие корабля»

(Дети встают вокруг круглого стола, на котором в середине стоит глобус. Со словами стихотворения «Материки», дети передают клубок с кораблём по кругу, при этом оставляя нить от клубка у себя, в колечке из пальчиков.)

*Вос-ль: -Наш корабль совершил кругосветное путешествие вокруг Земного шара.

-Как называется наша планета? (Земля)

*Появляется персонаж «Капитан» с сундуком в руках:

-Я весёлый капитан, повидал я много стран, а вот в этой стороне не бывал.

Так куда же я попал?

*Вос-ль: –Капитан, наши дети тебе подскажут, где ты находишься.

-Дети, как называется наш материк, на котором мы живём?(Евразия. Ребёнок показывает на карте).

*Капитан:- А может вы и название реки знаете, которая протекает в вашем городе, по которой я к вам добрался? (Волга)

-Ребята, я много путешествовал, побывал во многих странах. Много узнал интересного о жизни других народов. В этом сундуке вещи, которые мне подарили в разных странах.

*Капитан достаёт 3 мешочка по очереди:

1 мешок – Это краска.

? – Какие краски вы знаете?(гуашь, акварельная).

У меня не акварельная, а растительная, т. е. из растений. (Показывает свёклу, лук и луковую шелуху).

Если не верите, то проверите. Попробуйте раскрасить что-либо моими красками, посмотрим, что получится (в центре лежит конверт: детали рукавичек, шапки, шубы Деда Мороза).

2 мешок -Сахар. Вы знаете, из чего добывают сахар? (Сахарная свёкла, сахарный тростник).А как?(Выжимают сок, вода испаряется, остаются кристаллы сахара). Что с ним можно сделать? (Ответы детей)

*Вос-ль:– Уважаемый, капитан, мы любим проводить опыты, у нас есть картотека опытов. Если Вы разрешите, мы приготовим для Вас сюрприз с использованием сахара.

3 мешок– Чистый лист (на котором заранее изображен рисунок с помощью лимона).

-Вы, что-нибудь видите на листе? На этом листе есть надпись, но её не видно. Вам знакомо слово «тайнопись»? Это слово состоит из двух слов: тайна и письмо. С помощью этого продукта (показывает лимон) я пишу тайные письма( которые могут прочесть только те, кто знает мою тайну письма.) Сегодня я поделюсь тайной с вами, эти карточки будут вам помощниками (картотека опытов).

*Вос-ль: Уважаемый капитан, в нашей группе существует центр экспериментирования, где мы проводим различные опыты. Но сегодня наша лаборатория расширяется, т. к. Вы привезли нам много интересного.

1. У нас будет работать художественная мастерская, а в ней художники. (Показываю пиктограмму с изображением свеклы, лука, кисти. Пиктограмму закрепляю на «центре» и отношу туда 1 мешок).

2. Кондитерская фабрика, на фабрике будут трудиться кондитеры. (Пиктограмма : «мешочек с сахаром» размещаю на центре и оставляю там 2 мешок)

3. Научная лаборатория, где будут работать учёные. (Пиктограмма: «Лимон, пузырёк йода»; отнести 3 мешок)

-Дети подумайте, где вы будите сегодня трудиться. Не расстраивайтесь, если вам не хватит рабочего места в каком-либо центре, пройдите в другой, а завтра вы поменяетесь рабочими местами.

Работа в центрах.

1. Центр искусства «художественная мастерская».

2. Центр науки «научная лаборатория».

3. Центр кулинарии «кондитерская фабрика».

Памятка ассистенту в центре искусства.

У Вас на столе материал для работы:

1. Карта-схема «Растительные краски».

2. Мешочек со свёклой, луком, луковой шелухой;

3. Конверт с деталями костюма Деда Мороза, плакат для открытки;

4. Тарелки, пласт. ножи и вилки (или одноразовые перчатки) – на каждого ребёнка;

5. Баночки под луковую шелуху, кисточки – на каждого ребёнка, пинцет;

6. Ножницы на каждого ребёнка;

7. Влажные салфетки, контейнер под мусора.

8. Краски акварельные, гуашь (для сравнения);

*Покажите детям краски (акварельную, гуашь), закрепите название.

*Рассмотрите, что находится в мешочке капитана. Краска – растительная

*Рассмотрите карту-схему «Растительные краски», разберите последовательность работы по схеме.

*Для подтверждения, что в банке луковая шелуха, предложите 1ребёнку достать пинцетом из баночки немного шелухи, положите на тарелку, сравните с сухой шел.

*?- Что можно разукрасить свёклой? (ответы детей)

* Напомните, что наступил Новый год. Предложите детям подарить капитану открытку с Дедом Морозом.

*Достаньте из конверта детали костюма Д. Мороза, обратите внимание детей, что на обратной стороне деталей двухсторонний скотч для их закрепления на открытке.

*? – Что можно раскрасить свёклой? (рукавички, шапку, шубу);

? – Луковой шелухой? (мешок, посох).

*Предложите детям выбрать себе детали.

*Ещё раз можно обратиться к карте-схеме.

*Объясните последовательность работы:

– вырезать детали костюма Д. Мороза;

– свёклу порезать на кружки, взять на вилку и приступить к работе;

– воду с шелухи слить в баночку, работать кистью;

– дать деталям подсохнуть;

– снять защит. ленту со скотча на обратной стороне деталей;

– закрепить детали в правильной последовательности на открытке.

* По окончании работы задайте детям вопрос:

? -Что нового вы узнали?

Краски могут быть растительными.

Памятка ассистенту в центре кулинарии:

Перед работой в ц. кулинарии, т. е. с продуктами, напомните детям о необходимости мыть руки перед работой.

У Вас на столе материал для работы:

1. Карта-схема «Фрукты печёные»

2.Печь электрическая, противень, прихватка-рукавичка, фольга;

3. Масло подсолнечное в ёмкостях на каждого ребёнка, ватные палочки;

4. Чайные тарелки; пластмассовые чайные ложки, вилки, ножи на каждого ребёнка;

6. Шпажки для канопе;

7. Фрукты: яблоки, бананы;

*? –В чём растворяется сахар (в воде)?

* -Воды у нас нет. У нас на столе лежат только фрукты.

*? -Подумайте, можно ли растворить сахар без воды, но с помощью фруктов? (ответы детей)

? – В яблоке есть сок. Правильно ли я скажу, что сок-это тоже вода?(ответы детей)

*- Сегодня мы попробуем растворить сахар с помощью сока в тепле, т. е. в печке.

*Предложите детям запечь «яблоки с сахаром» в печке, а из бананов и части яблок приготовить канопе.

*Рассмотрите карту-схему «Фрукты печёные» .

*Выполните действия по схеме практически:

I. – Разрезать яблоки пополам;

– Половинки яблок смазать растительным маслом с помощью ватных палочек;

– Посыпать в серединку сахарный песок;

– Разложить яблоки на противень (можно завернуть в фольгу)и поставить в печь;

II.*Пока яблоки в печи, предложите детям очистить и порезать бананы;

– Оставшиеся яблоки порезать на квадратики;

– Вспомните, как нанизывается канопе (чередуется: банан-яблоко-банан);

– Разложите канопе на тарелке-менажнице, оставив место в середине для запечённых яблок;

*Аккуратно, с помощью прихватки (объясняя детям правила безопасности с горячими предметами), достаньте яблоки из печи; выложите на тарелку.

*Рассмотрите и обсудите.

?-Куда исчез сахар?

(сахар растворился в соке на яблоке, и в тепле, т. е. растаял)

*В середину яблока вставьте зубочистку, а на неё насадите дольку банана «парус», выложите на тарелку-менажницу.

*?- Что вы узнали нового?

Сахар растворился от тепла на яблоках с помощью сокапла.

Памятка ассистенту в центре науки.

У Вас на столе материал для работы:

1. Карта-схема «Тайнопись»;

2. Лист с «тайнописью».

3. Приготовленный раствор с йодом.

4. Листы белой бумаги, деревянные палочки (ручки);

5. Лимон, нож, пиала для сока, стаканчики для детей под сок;

6. Глубокая стеклянная миска;

7. Ёмкость с водой;

*Предложите детям рассмотреть лист с «тайнописью», убедитесь, что лист чист.

*- Хотите узнать, что изображено на листе?

*Опустите лист с «тайнописью» в заранее приготовленный раствор с йодом. Обсудите результат эксперимента: лист посинел, на листе стали видны белые буквы «тайнописи».

*?-Хотите сами написать «тайнопись»?

*Покажите карту-схему «Тайнопись». Предложите детям рассказать последовательность работы изображенную на схеме.

* – Для этого нам потребуются (показываете предмет и просите детей назвать его): лимон, чашка для лимонного сока, нож, палочка для написания, йод, пипетка, вода, глубокая емкость.

*Выполните действия по схеме практически:

I. – разрежьте лимон пополам;

– выжмите сок в чашку и разлейте по маленьким ёмкостям для детей;

– предложите «тайнопись» написать или нарисовать что-либо на листе;

– положите сушить, а тем временем:

II.-налейте воду в глуб. ёмкость;

– добавьте йод, размешайте, разлейте раствор по детским мискам;

– с помощью пинцета, опустите лист «тайнопись» в раствор с йодом;

– выньте лист и обсудите с детьми, ещё раз, что произошло (проявилась надпись из белых букв, а сам лист стал синего цвета).

*? – Что нового вы узнали?

-Есть «тайнопись», которую пишут соком лимона, с использованием раствора йода.

Итоговый сбор: Пригласить всех детей за круглый стол, выставить работы:

Мороза. Листы с «тайнописью». Фрукты запечённые.

?- Что нового вы узнали работая в художественной мастерской? (растительная краска)

?- Какую тайну вам рассказал капитан в центре науки? (можно писать соком лимона)

? – Какой сюрприз из сахара вы приготовили на кондитерской фабрике? (сахар растворился от тепла на яблоках с помощью сока, яблоки стали запечённые).

В-ль:– Спасибо, уважаемый капитан, за интересные тайны, с которыми ты нас познакомил. На память мы подарим тебе открытку с Д. Морозом, и запечённое яблочко. ДОСВИДАНИЯ!

Ссылка на основную публикацию