Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности внедрения биоэнергопластики в логопедический процесс дошкольной образовательной организации, проведение коррекции сложных нарушений звукопроизносительной стороны, профилактики вторичных нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Образовательная область “Речевое развитие” – одно из направлений обновленного содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2, с.7].

В настоящее время число речевых нарушений растет, а значит, все большему числу детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Отмечается зависимость движений руки, органов артикуляции и активизации интеллектуальной речевой деятельности детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

На взаимосвязь общей и речевой моторики указывали И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия. В.А. Сухомлинский отмечал: “Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка”[3, с. 13].

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, выполнение которой укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей, уменьшают результативность коррекционного процесса. Возникает необходимость поиска нетрадиционных методов коррекционного воздействия, способствующих повышению эффективности работы. Мы обратились к инновационной технике выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук – Курис Ирина Викторовна.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [1, с. 23–25].

По мнению И.В. Курис преимущества биоэнергопластики состоят в следующем:

– оптимизирует психологическую базу речи;

– улучшает моторные возможности ребёнка;

– способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

– синхронизирует работу над речевой и мелкой моторикой, сокращает время занятий, усиливает их результативность;

– позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Внедрение игр и упражнений с использованием метода биоэнергопластики на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста предусматривает несколько этапов:

Организации работы на диагностическом этапе включает в себя обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса артикуляционных упражнений.

На подготовительном этапе происходит ознакомление ребенка с артикуляционными упражнениями и сопровождение их движениями ведущей руки.

В процессе основной работы ребенок выполняет артикуляционные упражнения, сопровождая их движением кисти одной руки, подключая к показу вторую руку.

На заключительном этапе коррекционной работы ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Гимнастику с использованием элементов биоэнергопластики, дошкольники выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяя счёт и стихотворное сопровождение. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало.

Примерные тексты, движения рук и органов артикуляции на этапе постановки звука «Р» представлены в таблице и могут быть использованы на коррекционных занятиях.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Текст, произносит взрослый

Движения рук взрослого

Статическая поза губ и языка

Наступило утро, выглянуло солнышко.

Пальцы разжать и поднять вверх.

Улыбнуться, зубы видны.

Друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме

Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряженно потянуть к носу.

Пальцы чуть согнуть.

Язык в форме чашечки.

На дереве сидит птица: Тук-тук-тук

Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Раздаётся чей-то стук.

Постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

Идём по лесу дальше.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме.

Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

На поляне растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.

Дома сварим из них варенье – вот какое!

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верхнюю губу «вкусное варенье».

Соберём их в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой».

Тяжело нести корзины. Увидели лошадку и поехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Гоп

Прохлопать два коротких, один длинный хлопок

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Соединить кончики пальцев («домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: «Громко хлопаем в ладошки, головой слегка качаем, руки кверху поднимаем»

Соединить ладошки вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно я говорить хочу.

Сжимать и разжимать пальцы в кулак.

Чередовать положение губ «улыбка» – «забор»

Благодаря использованию нетрадиционной техники биоэнергопластики в работе с детьми по коррекции дефектных звуков у детей – логопатов идет быстрее, эффективнее, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. Включение в гимнастику кинезиологических упражнений, синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.

  1. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г Бушлякова.- М.: Издательство Детство-Пресс, 2011. – 240с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / 2013.- 19с.
  3. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский.- Питер: Родителям о детях, 2017.- 29с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в данном материале описана методика применения логопедических игр средствами ИКТ в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возрастаСодержание1.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса.

“Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи”.Из опыта работы.

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных заданий, которые так.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищенность, т.к.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2258 раз

Библиографическое описание:

Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 28.02.2020).

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

 доступность (финансовые затраты небольшие)

 простота использования (применение педагогами и родителями)

 вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

 обеспечение успешности ребенка;

 кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

 выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

 благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

  1. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  4. Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  7. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Нетрадиционные методы в логопедии биоэнергопластика.

    Леонид Тучков 3 лет назад Просмотров:

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 Колпинского района Санкт Петербурга Нетрадиционные методы в логопедии биоэнергопластика. Учитель логопед высшей категории Съемщикова Лариса Аркадьевна

2 В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод биоэнергопластика.

3 Что такое биоэнергопластика в логопедии? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Биоэнергопластика это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

4 ВВЕДЕНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

5 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП. Обследование состояния общей моторики. При этом необходимо отметить объем движений, точность выполнения, самостоятельность, координация движений, чувство равновесия, осанка. Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность. Обследование состояния мелкой моторики. При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие леворукости. Обследование состояния артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженных форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению парезов мышц языка. Во всех случаях дизартрии необходима консультация невропатолога.

6 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. На индивидуальных занятиях учитель-логопед знакомит ребёнка с органами артикуляции и с артикуляционными упражнениями по традиционной методике. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в выполнение упражнения пока не вовлекается.

7 Эмоциональный этап. При проведении упражнений необходимо помнить: У детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому на этом этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Гонзики, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

8 ОСНОВНОЙ ЭТАП. Выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка. Учитель логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учительлогопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учительлогопед продолжает давать четкий образец движения.

9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

10 Преимущества биоэнергопластики. Оптимизирует психологическую базу речи. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Позволяет быстро убрать зрительную опору зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

11 Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

Подготовила: учитель – логопед Сафина Мария Владимировна

МБДОУ “Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида”

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов – логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 – 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» – упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» – пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» – пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» – кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» – кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» – кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Портал образования

Автор: Егорова Елена Александровна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование звукопроизношения с использованием элементов биоэнергопластики
Дата публикации: 17.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Формирование звукопроизношения с использованием элементов

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является

увеличение количества детей с речевой патологией. В литературе последних лет описаны

приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С.,

Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией –

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и

моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти руки. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела,

совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны,

раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение

биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по

стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука

ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение,

сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у

детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с

доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети –

левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет

артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук

имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая

гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением

упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом

двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта

методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики,

поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные

структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного

мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила,

равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более

высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей

кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать

контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость

обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах

постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Ко всем

классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных

звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как

работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он

это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности

выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

Недопустима малейшая небрежность. Общие упражнения выносятся во фронтальные

формы работы. Проводить ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и

после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество

упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в

речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой

Я использовала элементы биоэнергопластики при формировании

звукопроизношения на фронтальных и индивидуальных занятиях. Мною были

предложены движения кисти, показывающие положение языка при произнесении того или

иного звука. При анализе артикуляционной позы рассматривается положение всех органов

артикуляции. Наибольшую трудность у детей вызывает положение языка и способность к

переключению с одной артикуляционной позы на другую. Сопутствующее движение

кистью помогают ребенку сориетироваться, закрепить, автоматизировать правильное

положение органов артикуляции, особенно, если у ребенка возникают трудности с

дифференциацией звука. При произнесении гласных язык спокойно лежит на дне ротовой

полости и его положение схематически можно обозначить горизонтально расположенной

ладонью. Звуки (С), (З) – язык упирается в нижние зубы. На схеме – изогнутая ладонь,

направленная вниз. Звуки (Ш), (Ж) – язык в форме «чашечки», поднят вверх к нёбу. На

схеме – кисть руки вогнутая, направленная вверх. Звук (р) – прямая ладонь направлена

вверх, звук (Л) – прямая ладонь отклонена на 45 градусов. (Схемы представлены).

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают

детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения

для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и

пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные

возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой

вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к

выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни

дети не видят свою артикуляцию и позволяет сделать вывод о целесообразности

применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями

О.И, Крупенчук Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры

слова. С. –П., Литера, 2013

Н.В, Новотворцева Развитие речи детей. Ярославль, 1998.

А.Л.Сиротюк Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001

Л.С.Цветкова Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-

Индивидуальное логопедическое занятие.

«Формирование звукопроизношения с использованием элементов

биоэнергопластики. Дифференциация звуков С- Ш»

Провела: учитель – логопед

МАДОУ дс №8 г. Окуловка

Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звуков (С), (Ш),

подкрепляя определенными движениями кисти.

Упражнять в правильном произнесении звуков (С) и (Ш) в слогах, словах и

чистоговорке, используя элементы биоэнергопластики.

Развивать фонематический слух.

Закреплять умение различать звуки (С) – (Ш) на слух и в произношении по

Закреплять умение преобразовывать слоги, заменяя один дифференцируемый звук

Формировать умение согласовывать существительные с дифференцируемыми

звуками с числительными.

Закреплять умение произносить правильно чистоговорки, содержащие данные

– Сегодня к нам на занятие пришла девочка Саша. Она была очень

расстроена и плакала, так как дети не могли правильно рассказать чистоговорку

про Сашу: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Я успокоила Сашу и сказала, что

наши дети умеют проговаривать такие чистоговорки. Мы покажем это в конце

занятия. А начнем с разминки. (Выполняется на ковре).

– И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

– Вдох, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным,

слегка давящим движением при одновременном произнесении (С). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз).

– И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

– Вдох, поднять руки вперед и вверх плавно, произнося (Ш). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз). Переходим за столы.

– Разминка закончена. Давай посмотрим на доску и вспомним, как правильно

произносится звук (С) и звук (Ш). (На доске картинки: льется вода из шланга – (С), змея

шипит – (Ш), также артикуляционные профили и модели-символы движения кисти руки,

обозначающие положение языка при артикуляции). Перед детьми на столах стоят зеркала.

– Посмотрите на первый ряд, скажите с помощью картинок и схем какой звук мы

будем произносить? (Звук (С)). Давайте вспомним характеристику этого звука: согласный,

– Как мы его произносим? (Губы «улыбаются», язычок упирается «мостиком» в

нижние зубки). Дети произносят, следят за артикуляцией в зеркале.

– Давай покажем с помощью кисти руки и произнесем звук: СССССС

(сопровождается движением округлой изогнутой вниз кисти руки, показывающей нижнее

положение языка при артикуляции звука).

– А теперь посмотри на второй ряд. Какой звук будем произносить? (Такая же

работа проводится со звуком (Ш). Дается его характеристика. Артикуляция перед

зеркалом. Сопровождается движением вверх прогнутой кисти руки, символизирующей

верхнее положение языка при произнесении звука).

– Молодцы! Саша улыбается, она рада, что вы так хорошо выполнили это задание.

3. – А теперь будьте внимательны. Послушайте и повторите слоговые цепочки с

этими звуками. Когда встретится звук (С) – опускайте руку вниз, а когда услышите звук

(Ш) – поднимайте вверх:

Дети по очереди повторяют слоговые цепочки.

4. – Следующее упражнение мы немного усложним: я буду называть слог со звуком

(С) или (Ш), а вы должны заменить его. (Использую вспомогательное движение кистью)

Са – ша аш – ас шо – со ос – ош

Су – шу уш – ус ши – сы ыс – ыш

5. – Вы хорошо справились с этим упражнением. Давайте теперь поиграем. Саша

принесла нам картинки. Я буду показывать, а вы с помощью руки обозначать имеющийся

в названии звук и называть его: шуба, сумка, подушка, насос, кошка, стакан, шишка,

пылесос……(Дети выполняют задание, логопед по необходимости помогает им).

6. – Очень хорошо. Вспомним упражнение «1 -2 -5» со словами: шишка, сосна,

шашки, насос. (Выполнение подкрепляется соответствующими движениями кисти).

7. – Мы с вами потренировались, выполнили много упражнений и подошли к

чистоговорке. Сначала проговорим вместе: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

(обращается внимание на дифференцируемые звуки, используется рука). Затем следует

проговаривание детьми с опорой, возможно и без всякой помощи, если звуки

8. Подведение итогов занятия.

Вы – молодцы! Благодарю вас за работу. Подошло к концу наше занятие. Какие

звуки мы различали? (С-Ш). Научились вы проговаривать чистоговорку? Как вы думаете,

понравилось ли Саше? (дети высказывают свое впечатление от занятия).

Элементы биоэнергопластики как метод в коррекции речевых нарушений

Набиуллина Айгуль
Элементы биоэнергопластики как метод в коррекции речевых нарушений

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного мозга. Известно, что дошкольный период является значимым в становлении и формировании речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя-логопеда, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.

Традиционная форма работы по коррекции речевых нарушений, артикуляционная гимнастика, способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные, стандартные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Другими словами, увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению мало способствуют эффективности коррекционной работы.

В последние годы многими авторами описаны приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.

Я, как учитель-логопед заинтересовалась новым и интересным направлением коррекционной работы, таким как биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, при условии их пластичности, раскрепощенности и свободы, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Работа в системе биоэнергопластики:

• активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

• стимулирует интеллектуальную деятельность;

• развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

• развивает артикуляционный аппарат;

• формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

В коррекционной работе учителя-логопеда, с использованием элементов биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Биоэнергопластика может стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).

Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с нарушениями речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Может сложится, мнение о трудоемкости метода биоэнергопластики. На самом деле применять на практике может как воспитатель, так и специалист логопед. Важно оценить как эмоциональную, развивающую и здоровьесберегающую пользу, так и организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе метода биоэнергопластики. Наблюдая за детьми во время выполнения артикуляционной гимнастики, можно заметить, что детские руки все время ищут себе некое занятие, сама природа стремится к занимательности, к игре. Метод биоэнергопластики как нельзя лучше объединяет в себе элементы игры и целенаправленные коррекционные действия.

Таким образом, основной принцип элементов биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластика вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода биоэнергопластика. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться не только логопедами, но воспитателями в коррекционной работе.

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением элементов метода биоэнергопластика

При выполнении упражнений ребенок сидит на стульчике напротив логопеда. Руки ребенка разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 5 – 7 секунд. После выполнения каждого упражнения ребенку предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» – упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» – пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» – пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопатка» – кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» – кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» – кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

В заключение хочется отметить, что применение элементов метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога, что в нашей работе является значимым. Желаю удачи!

1. Бадаян Л. О. Невропатология М., 1982;

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999г, -№4;

3. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002г;

4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004г;

5. Кузнецова Е. В. Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004г;

6. Новиковская О. А. Логоритмика. С-Пб, 2005г;

7. Новоторцева Н. А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999г;

8. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 2000г;

9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999г;

10. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М. ,2000г.

Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции речевых нарушений Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи.

Физкультурно-речевые досуги и развлечения в коррекции речевых нарушений Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка – это основная цель всего дошкольного образования. (слайд) Но достигнуть.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, “речевое развитие включает владение.

Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.) Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Нам очень часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребёнок.

Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольниковНовоселова Марина Николаевна, учитель.

Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет Консультация «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» В последнее время возрос.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Как пользоваться?.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Читайте также:  Нейропсихологический подход в логопедической работе
Ссылка на основную публикацию