Программа ‘Что за прелесть эти сказки’

игровая программа Что за прелесть эти сказки
методическая разработка (4 класс) по теме

  • Конкурсная программа “Что за прелесть эти сказки”
  • Викторина “Это Мой Ямал”

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_za_prelest_eti_skazki.docx29.63 КБ
viktorina_eto_moy_yamal.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Что за прелесть эти сказки»

Автор-составитель: Сэротэтто А.А.,

Цель: 1) расширение кругозора воспитанников. 2) развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения. 3) воспитание добра, ответственности, готовности прийти на помощь.

Оборудование: в оздушные шары, иллюстрации к сказкам, сигнальные карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4. , грамоты, листы картона, мозаика- 2.

Целевая аудитория: 4 класс

Ведущий: Добрый день, дети и гости! Добро пожаловать на нашу викторину « По страницам сказки». Дети с раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам их рассказывали взрослые, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы с вами попадаем в чудесный, загадочный мир. Сегодня мы с вами на конкурсах встретимся с разными героями сказок. Они нас учат быть добрыми, справедливыми. Мероприятие пройдет в виде соревнований двух команд. А как будут называться наши команды, мы сейчас узнаем.

Командам выдается конверт, в котором находится название команды. Буквы, разрезаны отдельно, нужно собрать и наклеить на лист .

Ведущий: Ваша задача, сложить буквы и представить свою команду.

Ведущий: А сейчас сюда вниманье! Чтобы было пониманье, Представляю вам жюри, Ты внимательней смотри. Участникам соревнований представляют жюри. Представление команд.

«Было б сказке начало»

Какая сказка начинается словами: 1. « Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь…» (« Сказка о золотом петушке».) 2. « Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком». ( « Сказка о царе Салтане…»). Какая сказка заканчивается словами: 1. « Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил». ( « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) 2. « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». ( « Сказка о золотом петушке».)

Назовите автора всех этих сказок? (А. С. Пушкин).

«Подумай и ответь»

  • Как звали сына царя Салтана? ( Гвидон.)
  • Волшебный предмет злой мачехи? ( Зеркало.)
  • Как долго жил в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и три года.)
  • За что рыбка наказала старуху? ( За жадность.)
  • Что попало Каю в глаза? ( Осколок)
  • Кто помог Герде во дворце принца и принцессы? ( Ворон.)
  • За какими цветами отправилась в лес добрая девочка среди зимы? ( Подснежники. «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак)
  • В чашечке какого цветка « на зеленом стульчике сидела крошечная девочка?»

( Тюльпан. « Дюймовочка», Х. К. Андерсен)

Ведущий. Угадайте, кокой героине потребовалась ваша помощь? Маленькая девочка, Родилась у матери, В чашечке цветка. ( Дюймовочка.)

Внимание! Вы сейчас должны помочь девочке убежать от жабы и ее сына. Убегать нужно по кочкам, а «листки картона» послужат для вас кочками. Вначале нужно обеими ногами встать на одну « кочку», а другую на некоторое расстояние положить перед собой. Затем переступить на нее, а ту, на которой мы стояли раньше, снова переставить пред собой и т.д. Команды готовы помочь Дюймовочке. На счет 3 начали. Молодцы!

«Назови автора и сказку»

Ведущий: вашему вниманию представлены авторы сказок и названия. Ваша задача – распределить названия сказок по их авторам.

Ведущий: Соберите картинку и наклейте ее на альбомный лист. Сказать название сказки, героев этой сказки и автора.

Команды выполняют задание.

Игра со зрителями«Сказочное лото»

Ведущий . Я называю первое слово, а вы отгадываете второе. Отвечайте хором, если вы знаете, если затрудняются малыши, то помогают старшие. Сивка- бурка, Конек – горбунок, Гуси -лебеди, Красная -Шапочка, Аленький – цветочек, Гадкий – утенок, Царевна – лягушка, Доктор – Айболит, Бременские -музыканты, Заюшкина – избушка, Мальчик -с – пальчик, Мертвая – царевна.

На случай, если команды еще не справились с заданием « Викторина».

1. В кого превратился гадкий утенок? ( В лебедя).

2. Что мешало спать принцессе? ( Горошина).

3. Какое слово, должен был составить Кай? ( « Вечность»).

4. Из какого растения, Элиза сплела рубашки для братьев ? ( Из крапивы).

5. Из какого металла был сделан солдатик Г. Х. Андерсена ?( Из олова).

6. Кто помог Русалочке, обрести стройные ножки? ( Ведьма).

7. Какая птица, отогнала смерть от ложа китайского императора? ( Соловей).

Команды показывают, получившиеся картинки и называют автора, название и героев сказки. Оценивается быстрота и правильность выполнения.

« Верных несколько ответов»

Ведущий: Перед вами карточки от 1 до 4. Вы должны поднять ту карточку, которая соответствует ответ.

1.С милости золотой рыбки произошло превращение старухи в…

2. Чтобы попасть в царство славного Салтана, князь Гвидон превратился в…

3.Кто помог Герде во дворце принца и принцессы?

4.Что попало Каю в глаз?

«Узнай сказку по отрывку»

Ведущий: прослушайте, пожалуйста, отрывок из сказки и назовите ее.

Шуточный конкурс для всех.

Ведущий: Внимание, слушайте внимательно, сейчас я буду говорить фразы. А вы издавайте те звуки, которые подходят к этой фразе. Например, я говорю: « Вот летит ковер- самолет». Вы все

Дружно гудите: « У – у – у –у -у». Повторяем 2 раза. Начали.

С болота доносилось кваканье царевны – лягушки … Дружно все: « Ква – ква -ква».

И вдруг раздался пронзительный крик. Это кричал Петушок – Золотой Гребешок: ку – ка – ре – ку!

Молодцы, очень хорошо.

Ведущий. Молодцы! Для чего же нужно знать сказки? Завершён наш последний конкурс. Мы просим выставить за него баллы и подвести общий итог сегодняшней встречи.

Выступают члены жюри. Объявляется победитель.

Вручаются грамоты и сладкий приз.

1)Журналы « Педсовет» №4, 2010,№6, 2010, №6, 2011

2)Т. П. Лакоценина « Волшебный мир знаний» сказочный алфавит .В двух частях «от А до И», « от К до Я».

Предварительный просмотр:

МКУОШИ «Панаевская школа – интернат среднего(полного) общего образования»

Подготовила-провела: Сэротэтто А.А.

Цель: Способствовать формированию любви к родному краю.

Задачи: 1. Формировать у воспитанников навыков общения.

2. Развивать познавательных интересов.

3. Расширять представлений о полуострове Ямал.

Целевая аудитория: 4класс

Музыкальное сопровождение песня в исполнении Игоря Корнилова “Северный край”.

Воспитатель: Ребята, вы, конечно, любите путешествовать и сегодня мы отправимся с вами в необычайно интересное путешествие в заснеженный край, на просторы Ямала, на берега самой большой реки Западной Сибири – Обь. Все что вам встретится на пути, вы должны хорошо запомнить, чтобы, вернувшись из нашего путешествия вы смогли нарисовать нашу красавицу – реку заснеженном крае, о просторах Ямала

В переводе с ненецкого языка на русский слово “Ямал” означает “край земли”. В старину называли эти места “краем крещеного света”. Ямал – заповедный уголок земли – является хранителем удивительно самобытной и уникальной культуры.

10 декабря мы день рождения образования Ямало-Ненецкого автономного округа. За 75 лет наш округ прошёл огромный путь промышленного гражданского строительства. Быстрыми темпами идёт развитие индустриального строительства, растут города и посёлки, идёт прокладка магистральных газопроводов, железных и автомобильных дорог, развивается ямальская авиация.

На Ямале живёт полмиллиона людей, для которых округ стал родным домом на многие годы.

Есть на карте место
Он мне очень дорог.
Там метут метели
И лежат снега.
В тундре есть морошка
И растёт брусника.
Это мой Ямал!

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в одну очень интересную викторину, совершим путешествие со мной по моим родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и загадки ненецкого народа.

Из зала выходят желающие поиграть
Конкурс – разминка.

Воспитатель: Я называю вопросы и команды по очереди дают ответы.

1.Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)

2.Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)

3.Как переводится название нашего края – Ямал? (край земли)

4.Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5.Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Кобылкин Д.)

6.Что изображено на гербе нашего округа?

7.Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8.Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)

9.Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище? (чум.)

10.При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)

11.При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник)

16. Что едят олени? (ягель, мох)

1. Тема Загадки (Слайд)

1.Пять остяков в одном чуме живут. (Рукавицы)
2.Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет. (Меховые чулки)
3.У старухи нос курносый, у старика – широкий. (Женские и мужские кисы)
4.У старика нос плоский, у старухи нос острый. (Узоры на мужских и женских пимах)
5.Сухое озеро с травянистыми берегами. (Глаз)
6.Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся. (Глаза)
7.Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту. (Глаза и нос)
8.Речку тальником перегородил. (Ресницы)
9.Двух остяков разделяет одно бревно, и за всю жизнь они не встретятся. (Нос, глаза)
10.меховой кочки семь дырок. (Голова)
11.В безбрежном море дощечка плавает. (Язык)
12.В круглом чуме без костей извилинами свернут. (Мозг)
13.На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты. (Уши)
14.Косточки, рубите, жирок, дальше толкай! (Рот, зубы, язык)
15.Между двумя один бескостный смят. (Стелька пимов)
15Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы. (Зеркало)
16.Пять братьев одному кланяются. (Пальцы рук)

2. Тема Я всё тебе расскажу (Слайд)

Вопрос: Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?

Ответы детей (День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни)

Чтец 1: Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Родившие мальчика – продолжателя рода и будущего хозяина – обязаны забить молодого олененка и выставить на стол все, что есть в чуме вкусного. У новорожденной – девочки таких привилегий нет, празднование проходит символически, без излишеств.

3. Тема Жилище (Слайд)

Вопрос: Расскажите о жилище ненцев . Чем отличается летний чум от зимнего? Как он устроен?

Ответы детей: (Летний чум покрывают брезентом а зимний сшит из оленей шкуры)

Чтец 2: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Старину летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вываренной бересты

Физминутка: ( Мешок с подарками) Каждый из участников выбирает из мешка предмет и называет его

4. Тема Наша одежда (Слайд)

Вопрос: Расскажи о женской, мужской и женской ненецкой одежде.

Ответы детей: (Женская одежда ягушка, мужская малица)

Чтец 1: Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица – глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую «полосу» пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи.

Чтец 2: Женская шуба паны имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, они удерживают шапку на голове при порывах ветра. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.

5. Тема Средство передвижение (Слайд)

Вопрос : Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?

Ответы детей: (Нарта – хан)

Чтец 2: Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем грузовые, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.

6. Тема Я играю (Слайд игры)

Вопрос: Какие ненецкие игры вы знаете?

Ответы детей: (Нгын, вывко, нухукова”)

Воспитатель: Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр. Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические игры воспитывают детей быть мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания. Игра готовит ребёнка ко взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, является неотъемлемой частью духовной культуры. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радости.

Итоги викторины: Награждение победителей.

Список используемой литературы:

  1. Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ. учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
  2. Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.
  3. Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. – 2002.- №11.- С.34-35

Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина
“Что за прелесть эти сказки”
Разработала педагог дополнительного образования Корнилова Л.С.
Тула
2016 год
Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина
“Что за прелесть эти сказки”
Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую деятельность.
Задачи:
Закрепление знаний о сказках А. С. Пушкина;
Развитие творческого и логического мышления, а текже артистических способностей детей;
Воспитание у детей чувства коллективизма, толерантности.
Возраст: 7-10 лет
Оборудование: названия сказок, листы с вопросами и ответами, рисунки животных, таблички с цифрами, предметы для конкурса «Забытые вещи», бейджики для театра-экспромта.
Ход программы:
Ведущий. Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В. Берестов)
Наша игровая программа посвящена сказкам, а именно сказкам А.С.Пушкина. Всего им написано 7 сказок, но мы вспомним и будем играть с 5 самыми популярными. Сейчас я предлагаю выбрать из предложенных названий те, которые принадлежат перу А.С.Пушкина.
Конкурс «Выбери сказку А.С.Пушкина»
Ход конкурса. На доску вывешиваются названия сказок «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот в сапогах», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Колобок», «Теремок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и работнике его Балде», а ребята выбирают названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.
Ведущий. Как вы, наверное, знаете, сюжеты для сказок Пушкина дала его няня, Арина Родионовна. Пушкин записал со слов А.Р. семь сказок, а на основе четырёх («Некоторый царь задумал жениться», «Некоторый царь ехал на войну», «Поп поехал искать работника» и «Царевна заблудилась в лесу») впоследствии создал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и его работнике Балде». Давайте попробуем догадаться по конспективным записям, сделанным А.С.Пушкиным со слов Арины Родионовны, как эта сказка стала называться у Александра Сергеевича.
Конкурс «Нянюшкины сказки»
Ход конкурса. Ведущий зачитывает отрывки из записей, сделанных А.С.Пушкиным, а ребята дают название сказки А.С.Пушкина.
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. » («Сказка о царе Салтане»).
«Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти в работники, платы требует только три щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк». Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться. Поп посылает Балду с чертей оброк собирать. Балда берет пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиною в воду, и в воде охнуло. «Кого я там зашиб? старого или малого?» И вылез старый — «Что тебе надо?» — «Оброк собираю». — «А вот внука я к тебе пришлю с переговорами». Сидит Балда да веревки плетет да смотрит. Бесенок выскочил. «Что ты, Балда?» — „Да вот стану море морщить, да вас чертей корчить. ”». («Сказка о попе и работнике его Балде»)
«Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой — убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, — говорят, — тут был кто-то — али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра. »;
«. Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. » (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Ведущий. Сказки не могут быть без героев: главных ли, второстепенных, и наш следующий конкурс «Герои сказок Пушкина»» мы посвятим именно героям сказок Пушкина.
Конкурс «Герои сказок Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет первую часть имени главного героя, а дети продолжают его имя.
– Мёртвая …(царевна)
– Золотая … (рыбка)
– Золотой …( петушок)
– Царь …(Салтан, Дадон)
– Князь …(Гвидон)
– Королевич …( Елисей)
– Царевна…(Лебедь)
– Шамаханская…(царица)
Ведущий. Ну что ж, вы справились с первой частью задания – а теперь вторая часть. Итак, я называю сказочного героя, а вы должны хлопнуть, если он или она являются героями сказок А.С,Пушкина.
Ход конкурса. Ведущий называет сказочные персонажи, а дети хлопают, если это герои сказок А.С.Пушкина. Балда, Колобок, Царевна Несмеяна, Буратино, Мудрец, Чернавка, Соколко, Мышка –норушка, Старик, Мюнхаузен, Бабя Яга, Старуха, Черепаха Тортила, Трубадур, Белка.
Ведущий. Героями сказок Пушкина являются и люди, и вымышленные персонажи и животные. И наш следующий конкурс «Животные в сказках Пушкина».
Конкурс «Животные в сказках Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий показывает рисунки с изображением животных, а ребята вспоминают из какой оно сказки.
Белка, муха, комар, лебедь, коршун, шмель – «Сказка о царе Салтане»
Заяц, Лошадь – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Петушок – «Сказка о золотом петушке»,
Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Ведущий. В сказках Пушкина говорят все: и люди, и животные. И сейчас я предлагаю вам определить, кто и в какой сказке говорит слова, которые прозвучат далее.

Конкурс «Кто как говорит»
Ход конкурса. Ведущий читает отрывки из текстов сказок А.С.Пушкина, а дети должны определить, кто сказал эти слова, и в какой сказке?
-Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку. (Петушок, «Сказка о золотом петушке»)
-Что тебе надобно, старче? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
-Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
– Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть, Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает… (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)
-Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)
-Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи… (Царица-мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
– Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Ведущий. А вы, ребята, знаете, что такое полба, что же просил есть себе Балда? (Ребята отвечают). Полба – это особый вид пшеницы, из которого варили кашу. В сказках Пушкина очень много слов, которые мы не употребляем в современной речи. Посмотрим, знаете ли вы их значение. Итак, наш следующий конкурс «Толковый словарь».
Конкурс «Толковый словарь»
Ход конкурса. Ведущий зачитывает отрывок из сказки Пушкина, в котором имеется устаревшее слово. Задача детей – дать толкование этого слова.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
…Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года…
(Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками)
…Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата.
(Супостат – противник, враг, недруг.)
«Сказка о золотом петушке»
…Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать…
(Рать -войско, военный отряд).
…Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И Царю на темя сел…
(Темя – верхняя часть головы, макушка).

«Сказка о рыбаке и рыбке»
…Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою…
(Светёлка -небольшая светлая комната в верхней части дома).
…На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею…
(Душегрейка – теплая кофта без рукавов обычно на вате, меху как часть старинного женского русского костюма.)
(Кичка-праздничный головной убор замужней женщины)
«Сказка о царе Салтане»
…Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин…
(Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м)
…Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их…
(Колымага – закрытый летний экипаж, обыкновенно назначавшийся для женщин и детей боярских и дворянских семейств).
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
…Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь…
(Сочельник – канун церковного праздника Рождества, а также Крещения)
…Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса…
(Клюка – палка с загнутым верхним концом, на которую опираются при ходьбе).
Ведущий. У нас тут тоже есть палка, хоть и не клюка. Интересно, а кто её оставил? Из какой сказки А.С.Пушкина? (ребятат отвечают). Да – эта палка из «Сказки о попе и работнике его Балде». А у нас тут ещё много забытых вещей, давайте угадаем, из каких они сказок.
Конкурс «Забытые вещи»
Ход конкурса.Ведущий по очереди достаёт предмет. Задача детей – назвать сказку, в которой встречается такой предмет.
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
Хлеб – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
Орех – «Сказка о царе Салтане»
Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Пряник – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Мешок – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
Ведуший. Мешок и в одной сказке, и в другой – путаница какая-то. Наш следующий конкурс так и называется «Путаница». Я вам читаю перепутанные отрывки, в которых герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.
Конкурс «Путаница»
Ход конкурса. Ведущий читает перепутанные отрывки – дети разбирают кто из героев попал в чужую сказку.
– Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).
– Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
(Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)
– Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в Сказку о рыбаке и рыбке на место рыбака и его старухи).
– И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Королевич Елисей велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
Мёртвую царевную и хрустальный гроб
Тайно бросить в бездну вод».
(Королевич Елисей и Мёртвая царевна попали в Сказку о царе Салтане на место самого царя и его царицы).
– «Свет мой, петушок! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее,
Всех румяней и белее».
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо на петушка глядясь.
(Петушок из Сказки о золотом петушке и старуха из Сказки о рыбаке и рыбке оказались в Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях на месте: петушок – зеркальца, старуха – царицы-мачехи.)
С первого щелка прыгнул Дадон до потолка,
Со второго щелка лишился поп языка,
С седьмого щелка- вышибло ум у старика.
(Царь Дадон из сказки о золотом петушке оказался в сказке о попе и работнике его Балде на место попа)
Ведущий. А только ли ошибка в персонаже? (ребята отвечают). А с какого щелчка? (с третьего). Вот наш следующий конкурс и будет называться «Сказки и цифры».
Конкурс «Сказки и цифры»
Ход конкурса. Ведущий показывает цифры 7, 3, 33 8. Ребята должны вспомнить, что обозначают эти цифры.
33 – года жили старик со старухой у самого синего моря.
– богатыря (в чешуе, как жар горя 33 богатыря).
3 – девицы под окном пряли поздно вечерком;
– раза закидывал старик невод;
– щелка дал Балда попу;
– раза перемещался князь Гвидон.
7 – Балда работает за семерых;
– Приданое за царевной (Семь торговых городов, Да сто сорок теремов).
– богатырей.
8 – через столько дней посылал Дадон вторую и третью рать.
Ведущий. А ещё именно столько участников понадобятся мне для проведения следующего конкурса. Сейчас мы с вами поиграем в театр, и не просто в театр, а в театр-экспромт.
Конкурс «Театр-экспромт»
Ход конкурса. Ведущий раздает участникам конкурса бейджики с названиями персонажей произведений Пушкина: Дуб, Руслан, Царь Дадон, Шамаханская царица, Золотой петушок, Старик, Золотая рыбка, Кот ученый. После того, как роли розданы, она читает текст, а исполнитель роли, услышав своё имя должен выполнять действие, согласно тексту.
Текст.
На солнечной поляне стоит Дуб. Его могучие ветви качаются под порывами ветра. Около дуба собираютсмя герои пушкинских сказок. Первым прибывает Руслан. Он встает около Дуба, опирается на него рукой, а другую руку приставляет к глазам и грустно смотрит вдаль, поджидая Людмилу. Но Людмила не торопится. Руслан видит, как приближается, еле волоча ноги, царь Дадон под руку с Шамаханской царицей. Она весело хохочет. С другой стороны подлетает Золотой петушок. Он машет крыльями и пытается клюнуть Дадона в темя. Дадон отмахивается от него. Руслан помогает прогнать петушка. Петушок, злобно кукарекая, улетает. Дадон начинает светскую беседу с Шамаханской царицей и Русланом. В это время появляется Старик.Он медленно, едва передвигая ноги идёт с дубу, который всё ещё качает ветвями. Он подходит к морю и кличет Золотую рыбку. В волнах появляется Золотая рыбка. Она лениво подплывает к старику и говорит: “Чего тебе надобно, старче?”. Старик, открывает рот, чтобы сказать, но рыбка машет хвостом и уплывает. Дадон, Шамаханская царица и Руслан продолжают светскую беседу. К ним присоединяется грустный старик. В это время появляется Кот ученый. Он обводит всех взглядом, взмахивает лапами идет направо и “песнь заводит”. Все подхватывают её и уходят.
Ведущий. Спасибо, ребята, можете занять свои места. Вот на этой радостной ноте мы и закончим нашу программу по сказкам А.С.Пушкина.
Сказки Пушкина, друзья,
Забывать никак нельзя.
Не забывайте сказки эти
И в наши годы, в листок наши дни.
Для радости и грусти светлой
Друзьями к вам придут они.

  • Pushkin
    Размер файла: 34 kB Загрузок: 194

Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина “Что за прелесть эти сказки”

Описание разработки

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша:

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны юные сердца

В нетерпеливом ожиданье

1. ПРОПУСКНОЕ БЮРО

– За что рыбка наказала старуху? ( за жадность)

-Сколько лет жили старик со старухой?

– В какой сказке «царь с царицею простился в путь дорогу снарядился»? (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).

– Как назывался остров, где жил князь Гвидон? ( Буян)

– О ком сказано – Все красавцы молодые, великаны удалые,

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор.

– Назовите предмет говорящий правду.

– Место встречи попа и Балды.

– Какие орешки грызёт белка?

2. МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Кто сказал эти слова, из какой сказки?

-«Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку». ( Петушок. Сказка о золотом петушке.)

-Что тебе надобно, старче? (Золотая рыбка. Сказка о рыбаке и рыбке.)

-Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. (Сказка о попе и работнике его Балде)

-Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (Князь Гвидон. Сказка о царе Салтане.)

– Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…(Царица-мачеха. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.)

3. АДРЕСНЫЙ СТОЛ

Кто и где живёт?

· Кот. (У лукоморья)

· Старик со старухой. (В ветхой землянке, у самого синего моря)

· Царь Дадон. (В некотором царстве, в некотором государстве..)

· Белка. (Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом…).

· Царевна может стать лебедью?

· Князь может превратиться в комара, шмеля?

· Мёртвая царевна может ожить?

· Старуха может стать богатой, а потом опять бедной?

5. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Назовите сказки, где есть числа 7, 3, 33.

6. ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ

Отгадай из какой сказки и чья это вещица

(Дети берут из бочки или мешочка предметы или записанные на карточках слова и отвечают: яблоко, зеркальце, орехи, корыто, золотая рыбка, верёвка, петушок, бочка, корыто и т. п.).

7. ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС

– Свет мой, зеркальце, скажи…

– С первого щелчка прыгнул поп до …(потолка),

Со второго щелчка лишился поп … (языка),

С третьего щелчка вышибло… (ум у старика).

– Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает –

Месяц…( под косой блестит, а во лбу звезда горит).

8. КОНСТРУКТОРСКИЙ КОНКУРС.

Собери название сказки.

Из отдельных слов собрать название сказок А. С. Пушкина ( в наборе карточек могут быть слова не относящиеся к названиям этих сказок).

– Сказка о золотом петушке.

– Сказка о попе и о работнике его Балде.

– Сказка о рыбаке и рыбке.

– Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

– Сказка о царе Салтане о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.

Дополнительные слова: золотая, карета, царь Дадон и др.

9. ИМЕННОЙ КОНКУРС

Дополни имя сказочного героя:

– Царь …(Салтан, Дадон)

– Поп – толоконный …(лоб)

Герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.

– Вот мудрец перед Салтаном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка. (Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали. (Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)

– Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно 30 лет и 3 года.

Князь Гвидон ловил неводом рыбу,

Царевна Лебедь пряла свою пряжу. (Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в Сказку о рыбаке и рыбке на место рыбака и его старухи).

– И привёз гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Королевич Елисей велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

Мёртвую царевную и хрустальный гроб

Тайно бросить в бездну вод». (Королевич Елисей и Мёртвая царевна попали в Сказку о царе Салтане на место самого царя и его царицы).

– «Свет мой, петушок! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей петушок в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, старуха всех милее,

Всех румяней и белее».

И старуха хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо на петушка глядясь. (Петушок из Сказки о золотом петушке и старуха из Сказки о рыбаке и рыбке оказались в Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях на месте: петушок – зеркальца, старуха – царицы-мачехи.)

Конкурсная программа по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Лариса Соболева
Конкурсная программа по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Конкурсная программа по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки

Здравствуйте, ребята! В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.

Большинство, вероятно, слышали сказки о попе и работнике его Балде, о царе Салтане, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке.

Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.

Поэт давно умер, а слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. Во многих городах есть памятники Пушкину. Пушкин прожил короткую жизнь, но после себя оставил столько прекрасных произведений, что русская литература стала одной из самых замечательных в мире. Представить себе литературу нашей страны без произведений Пушкина просто невозможно!

И сегодня я вам предлагаю посмотреть одну сказку. В одном царстве-государстве жила-была очень своенравная королевна. А что было дальше – смотрите внимательно…

В зал входит царица, красуется, смотрит в зеркало.

Ц – Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

З – Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Ц – Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи6

Моя ль на свете сказка лучше,

Всех интереснее, отличней?

З – Прекрасна сказка, спору нет

Только есть другие сказки,

Так же слушать их приятно,

Так читать их интересно,

Что ребята сказки те

Видят даже и во сне!

Ц – Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Как тягаться им со мною?

Я ведь дурь-то успокою.

Что несешь ты, вредный свет!

Сказки нету лучше той,

Где царица я во век,

На весь мир прекрасней всех!

З – Что ж, не буду спорить я

Оставайся ты одна.

Ц – Я одна? Слуга, сюда!

(вбегает слуга, кланяется, внимательно смотрит на царицу)

Говорят, еще есть сказки,

Что детишки любят слушать,

Их читать и рисовать!

Надо их скорей убрать!

С – Как, Царица? Смилуйся!

Злом это откликнется!

Ц – Полно это слушать

Неси котел горючий!

Снадобья давай сюда

Зелье нам варить пора!

(готовит зелье, затем бросает в котел исписанные листы)

– Все листы испепелю,

Все я начисто сотру,

Ни одной не будет строчки,

Будут гадкие крючочки!

Вот и все – готов отвар,

Не осталось больше чар!

Больше звука не прочтут,

Не увидят – пусть всплакнут!

Я одна теперь царица –

Сказок королева лучших!

– Эй, ты, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Моя ль на свете сказка лучше,

Всех прекрасней и отличней?

З – Да, твоя прекрасна сказка,

Лучше всех она сейчас,

Спорить смысла нет теперь,

Больше сказок в мире нет…

Царица, смеясь, уходит, слуга за ней. Выходит ведущий.

В – К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

В – Ребята, что случилось? Почему пропали все сказки А. С. Пушкина?

Надо спасать сказки! Мы выполним все задания, и сказки вновь можно будет читать! Будьте внимательны! Первое наше задание – викторина.

Презентация. Викторина по сказкам А. С. Пушкина. После выполнения задания на письменный стол ставится книга А. С. Пушкина.

В – Молодцы! Пора переходить к следующему заданию, называется оно «Волшебный сундучок». В волшебном сундучке спрятаны предметы, относящиеся к сказкам А. С. Пушкина. Наша задача догадаться из каких они сказок.

Ведущий достает предметы, дети отгадывают. (зеркальце, монетки, яблоко, золотая рыбка, шмель, шлем, белочка, петушок и т. д.) Ставится еще одна книга на стол.

В – Здорово, вы справились и с этим заданием! Готовы приступить к следующему? Все помните Золотую рыбку из сказки Александра Сергеевича? Смотрите, она приплыла к нам. Давайте с ней поиграем: Когда рыбка будет выплывать из воды – мы громко хлопаем, когда рыбка прячется – молчим.

Игра «Рыбка». Проводится несколько вариантов игры: топаем – молчим, встаем – садимся. Ставится следующая книга сказок.

В – Очень хорошо у вас получилось! А теперь загадки!

Кто сказки Пушкина читает,

Загадки быстро отгадает.

1. У царицы злой-презлой

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую. (зеркальце)

2. Чуть опасность затаится –

Верный страж на тонкой спице

К той сторонке обернётся. (петушок)

3. Рыбка непростая

Желанья исполняет. (золотая рыбка)

4. Живет батрак в поповом доме,

Спит обычно на соломе.

Полбу ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда)

5. Звездочёт царю Дадону

Петушка поднёс с поклоном.

-Отвечай-ка, милый друг,

Что потом стерёг петух?

6. Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану.

А в кого он превращался?

7. Я из моря выплываю

И желанья выполняю.

Сказки Пушкина читали?

Значит, вы меня узнали! (золотая рыбка)

После ответов детей на стол выставляется еще одна книга.

В – Какие вы молодцы! Все задания выполнены! Все книги на месте, значит сказки с нами!

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Конкурсная программа «Ай да, папа у меня» Ведущая: Здравствуйте дорогие наши гости маленькие и большие, здравствуйте ребята. Сегодня наше развлечение посвящено 23 февраля – это праздник.

Конкурсная программа для девочек к Дню 8 Марта Конкурс «Маленькая принцесса – 2015г.» Звучит веселая музыка, выходит ведущая. Ведущий: Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать.

Конкурсная программа «Всё о Севере» Цель: способствовать формированию любви к родному краю. Задачи: • содействовать развитию познавательных интересов воспитанников; • воспитать.

Конкурсная программа к Дню матери МБОУ “Актанышская начальная общеобразовательная школа – детский сад” “Тылсым” №3 Конкурсы на День Матери Выполнила Воспитатель Халиуллина.

Конспект занятия в подготовительной группе по сказкам А. С. Пушкина «Сказки ученого кота» Цель: обобщить знания детей о А. С. Пушкине, его творчестве и сказках. Задачи: – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать.

Конспект НОД «Что за прелесть эти сказки!» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Что за прелесть – эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель:.

Проект «Что за прелесть, эти сказки!» Тип проекта: информационно – творческий, групповой Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,родители Сроки проекта: сентябрь-октябрь.

Проект «Что за прелесть эти сказки!» по творчеству А. С. Пушкина Цели проекта: Для детей: – способствовать приобщению детей к книге – прививать любовь к родному языку, умение эмоционально-эстетически.

Проект «Что за прелесть эти сказки!» Творческий проект (по русским народным сказкам) Мальцева Оксана Актуальность: На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В то время.

Сценарий музыкального развлечения посвященного Дню рождения А. С. Пушкина «Мои любимые сказки А. С. Пушкина». Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети выходят в зал, обратить внимание на выставку книг, рисунков и свободно располагаются на стулья.

Программа кружка “Что за прелесть эти сказки!”

МОУ ДОД ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Директор МОУ ДОД ЦДТ

______________ Петрова О.В.

Дополнительная образовательная программа нетрадиционного курса литературного чтения.

«Что за прелесть эти сказки!»

Для детей возраста 7 – 12 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Программа адаптирована в 2003 году.

Программа доработана в 2007 году.

Бухалова Татьяна Юрьевна

1. Пояснительная записка стр.1

2.Учебно-тематический план стр.4

3. Содержание программы стр.8

4. Методическое обеспечение программы стр.13

5. Список литературы стр.17

Духовная жизнь ребенка

полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире

игры, сказки, музыки,

Без этого он засушливый

Работа со сказкой является одной из сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя.

Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки.

Сказка оживает именно в устном произношении. Она устно создавалась и передавалась из поколения в поколение.

«Сказка – одна из самых доступных форм для ребят 7 – 12 лет. Свобода передвижений, превращений и действий сказочного мира облегчает ребенку словесное творчество. Мало ли что можно создать, открыв двери в этот желанный для ребят мир!» – писала М.А. Рыбникова.

Вопрос о том, как построить образовательный процесс целью которого является формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, поможет решить народная педагогика.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция.

Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями.

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания понимается исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, сказок, пословиц, поговорок, традиций, свода правил воспитания, поведения и т.д.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В нем заложены воспитательные возможности.

Народное искусство способствует формированию художественного вкуса,

эстетическому развитию детей.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.

В настоящее время мы присутствуем при возрождении интереса к национальным культурам, обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Основной задачей данного курса является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии. Для знакомства детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого, много раз услышанного к новому, от частного к общему, от легкого к сложному. Хорошо знакомая сказка выступает для ребенка «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима лишь помощь сведущего человека, куда смотреть и что ты хочешь там увидеть.

Приобщение детей с самого раннего возраста к истории и культуре своего народа служит цели возрождения генетической памяти молодого поколения.

Программа рассчитана на интеграцию истории, изобразительного искусства, художественного труда с элементами чтения, письма, математики и фольклора. Народное искусство рассматривается, как часть материальной и духовной культуры прошлого.

Кроме теоретической работы над анализом русской народной сказки программа предлагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективных панно и других видов практической работы позволяет лучше запомнить и осознать пройденный материал.

Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста. Она предусматривает 3-х годичное обучение. Дети организованы в группы по 13 – 15 человек: первый год обучения обучающиеся 7-8 лет, второй – 9-10 лет, третий – 11 – 12 лет. В процессе обучения учитываются их возрастные особенности. Программа предусматривает создание индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся. Занятия проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа каждое занятие. Набор детей осуществляется на добровольных началах без учета степени подготовленности.

Цель: Создать благоприятные условия для гармоничного развития, совершенствования личности обучающихся через приобщение их к истории и культуре своего народа в процессе работы над сказкой.

Программа предусматривает решение следующих задач:

– Прививать интерес к традициям, обрядам, культуре, истории русского народа, произведениям народного искусства.

– Воспитывать уважение к творческому труду, к опыту старшего поколения.

– Формировать художественный вкус.

-Формировать сплоченный коллектив творчески заинтересованных, влюбленных в свое дело детей.

– Создавать доброжелательную, дружескую атмосферу в коллективе, ситуацию успеха.

– Познакомить детей с жанром народной сказки.

– Формировать знания по истории народных, волшебных, бытовых, сказок о животных.

– Знакомить с жизнью русского народа, его традициями, фольклором, обрядами.

– Обучить детей технологии постановки сказки и её сочинительства.

– Выработать умение наблюдать и передавать свои наблюдения в сказке, видеть в простых на первый взгляд вещах их гармонию и красоту.

– Формировать умение работы с инструментами.

– Формировать умение трудового сотрудничества с разными людьми, культуре общения.

– Способствовать развитию творческого потенциала детей:

а) творческого мышления и воображения;

б) эмоционального восприятия мира.

– Способствовать развитию интеллектуальных способностей:

восприятия, внимания, мышления, памяти.

– Способствовать развитию эмоционально-эстетического отношения к произведениям народного творчества.

Задачи социализации личности ребенка

Создать условия для социализации личности ребенка через: овладение новыми для него социальными ролями, включение в разнообразные социальные ситуации, в которых он выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Помочь ребенку реализовать себя как личность.

Дать возможность адаптироваться к условиям социальной среды (быть со всеми).

Способствовать сохранению социальной автономности (быть со всеми, но оставаться самим собой).

Формы занятий детей:

групповое дело в ходе которого происходит дискуссия, обсуждение,

просмотр спектаклей в ТЮЗ с последующим обсуждением.

Формы подведения итогов реализации программы:

написание мини – сочинений;

участие в конкурсах, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях.

Для реализации программы необходима материально-техничесая база:

наличие комнаты для занятий, актового зала для выступлений, стенда для выставочных работ, тексты сказок, канцелярские товары ,

магнитофон, аудиокассеты, видеокассеты с записями;

различные атрибуты и инвентарь (игрушки, реквизит, костюмы),

Внеклассное занятие по чтению на тему: “Что за прелесть эти сказки…” (программа “Школа-2100”)

ЦЕЛЬ: Содействовать привитию интереса к урокам чтения, любви к сказкам, умению различать авторские и народные сказки, развитие творческих способностей учеников, развитие речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Доска: иллюстрации сказок, выставка книг, рисунков детей к сказкам, записи, народные костюмы к сказкам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Дети садятся на стулья, расставленные буквой П)

2. Слово учителя:

Ребята, вы видите выставку книг, рисунков детей, иллюстрации. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на внеклассном занятии по чтению? Правильно, о сказках, и тема у нас … (дети читают) “Что за прелесть эти сказки…” это слова великого Пушкина, который с детства любил сказки и сам написал много сказок.

Сказки вам знакомы с раннего детства, вам в постели рассказывали их мамы и папы, когда вы укладывались спать. Сказки любят не только дети, но и взрослые. На кондитерских фабриках выпускают конфеты с названиями любимых сказок. Приведите примеры названия конфет по сказкам (Красная шапочка, Золотой петушок…)

Сегодня на занятии мы будем использовать знания по риторике. В конце урока скажете какие знания мы использовали.

  • Скажите, на какие две группы можно разделить сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные)
  • А чем они различаются?
  • Приведите примеры народных сказок.
  • Какие авторские сказки знаете? (дети приводят примеры)
  • А какие приметы народных сказок вы запомнили?

Дети: Сказки имеют зачин, троекратный повтор, волшебство, концовку. Добро побеждает зло.

– А свойственны ли эти приметы авторским сказкам?

3. Разгадайте кроссворд, а я узнаю, как вы знаете авторов сказок:

  1. Автор сказки о рыбаке и Золотой рыбке (А.С.Пушкин)
  2. Мальчик сделанный из полена (Буратино)
  3. Автор сказки “Хоббит” (Толкин)
  4. Автор сказки “Малыш и Карлсон, который живет на крыше” (Линдгрен)
  5. Автор сказки “Винни-Пух” (Милн)

Хорошо, молодцы, знаете сказки и авторов.

4. Физминутка

5. В какую сказку нас пригласит Лера Д.?

Он из полена сделан был,
И папу Карло он любил.
Но папу слушал не всегда,
И приключилась с ним беда. (Буратино)

– Молодцы, узнали Буратино.

– Инсценировка. “Мальвина воспитывает Буратино”. Посмотрите сценку в исполнении Оли и Кирилла.

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

– Врете, не одного…

– Я говорю, – терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

– Буратино сморщился – так здорово подумал.

– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

– У вас никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка. – Займемся диктантом.

– Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

– Пишите:”А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: “Пишите”, – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

– Она высунулась в окошко:

Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

6. Вы написали хорошие сочинения. Зачитаем сочинение по сказке Буратино о Мальвине (Снежана).

Я хочу написать про Мальвину. Эта девочка с голубыми волосами, с длинными ресницами. Примерно моего возраста.

Она воспитанная, аккуратная, серьезная, прилежная, добрая, умная, настойчивая.

Я ее уважаю за то, что она хороший друг. Автор А.Толстой в повести-сказке “Приключения Буратино” показал, что дружба сильнее зла и денег Карабаса. Мальвина, хоты и плакса, но добрый человек.

– О ком сейчас услышим сочинение?

Марина:

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник. (Карлсон)

Зачитывает сочинение Лера и Вероника о Карлсоне:

Карлсону прекрасно живется в маленьком домике на крыше. Карлсон маленький, толстенький самоуверенный человек и к тому же он умеет летать. Карлсон маленький сластена, у него пухленькие ручки, на спине пропеллер, кнопка на животе. Карлсон мужчина в самом рассвете сил. Карлсон лучший в мире специалист по паровым машинам. Мне нравится этот забавный сказочный герой.

– А кто распевает песенку?

Настя:

По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлето,
Чиполлочьо, Чиполлото
И, конечно, я!

Зачитывается сочинение Насти. о Чиполлино.

Чиполлино, он маленький, смешной, озорной, веселый шутник и добрый человек. Мне понравился его характер. Внешность у него такая: голова похожа на лук, рубашка фиолетовая, комбинезончик розовый, башмачки коричневые. Он такой смешной. Мне нравится его шутки!

7. Блиц-турнир (Дети задают вопросы классу):

– Был обманут в Стране Дураков (Буратино)

– Путешествовала в Стране Чудес и Зазеркалье (Алиса)

– Шарманщик, смастеривший Буратино (Папа Карло)

– Друг Винни Пуха (Пяточок)

– Музыкант из Цветочного города (Гусля)

– Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш)

– Кому принадлежало волшебное кольцо? (Бильбо)

– У кого голова набита опилками? (Винни Пух)

– Хорошо, знаете авторские сказки.

– А знаете ли вы народные сказки?

8. Викторина (проводит учитель):

– Сяду на пенек, съем пирожок (“Маша и медведь”)

– Села Машенька на маленький стульчик, поела из маленькой чашки. (“Три медведя”)

– Печка, матушка, спрячь меня. (“Гуси-лебеди”)

– Молодцы, знаете и народные сказки.

9. Посмотрите в исполнении детей русскую народную сказку “Колобок”.

Инсценирование сказки “”Колобок”. (Дети в народных костюмах исполняют сказку “Колобок”. Кто автор сказки “Колобок”? (Народ)

10. Итог:

– Вам было интересно? Какие знания по риторике мы использовали, проводя занятие?

Дети: Да. Умение слушать, красиво говорить, использовать жесты.

– Мы увидели, что вы любите сказки и знаете их. Желаю, чтобы из вас кто-то стал автором сказок.

Читайте также:  Мотивация и положительная установка на восстановление речи
Ссылка на основную публикацию