Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

Причины затруднений дошкольников в подготовке к учебной деятельности и младших школьников при овладении ею

Школа, сам процесс обучения требуют от ребенка определенных усилий, преодоления немалых трудностей. Так называемые «благополучные» школьники справляются с этим, достигая успешности в овладении учебной деятельностью, следовательно, и в усвоении знаний, умений, навыков. Однако многие дети, неподготовленные или недостаточно подготовленные, уже с 1-го класса начинают отставать в овладении учебной деятельностью, и это отставание, увеличиваясь как снежный ком, отражается на всей их учебной и общей жизнедеятельности.

Неуспешность школьников в овладении учебной деятельностью и вызванную этим неуспеваемость объясняют разными факторами — слабостью мыслительных операций, неразвитостью мнемических процессов, недоразвитием речи, неумением организовать свою психическую деятельность [1] .

Программа действий по предупреждению и преодолению трудностей в учении должна строиться на анализе признаков неуспеваемости школьников, выборе адекватных мер для их устранения и оценке эффективности намеченных и осуществленных действий. Конкретными ориентирами при ее разработке служат такие значимые составляющие, как индивидуальные особенности развития учащихся, т.е. «реальные учебные возможности» или показатели «обучаемости», и условия обучения [2] .

В индивидуально-типологических характеристиках детей риска, отличающихся низкой успешностью обучения и трудностями в овладении учебной деятельностью, выделяют следующие особенности:

  • • отклонения в психическом развитии и здоровье;
  • • недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе;
  • • несформированность;
  • • психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности [3] .

Отдавая должное роли общеучебных интеллектуальных умений, без владения которыми невозможна успешная учебная деятельность, необходимо выделить признаки, затрудняющие детей в формировании и совершенствовании этих умений, препятствующие активному включению детей в процесс обучения и развития. К ним прежде всего относятся следующие признаки.

  • 1. Отсутствие мотивации, мотивов учения. На вопрос: «Ты хочешь идти в школу?» отвечают: «Не знаю», а если дают утвердительный ответ, то выясняется, что привлекает их не содержание школьной жизни, а сугубо внешняя сторона и «почетный» статус школьника (Г. Ф. Кумарина).
  • 2. Нежелание думать при решении учебных задач, стремление освободиться от умственной работы, поиск обходных путей, избавляющих от необходимости рассуждать, мыслить, что приводит к интеллектуальной недогрузке. Последнее далеко не всегда служит показателем патологических изменений умственного развития ребенка [4] .
  • 3. Низкая познавательная активность, безынициативность детей. Круг их интересов сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего, они не задают вопросов, внутреннее побуждение к знаниям, к учению заметно снижено (Г. Ф. Кумарина).
  • 4. Безответственность — дети легко забывают о непосредственных учебных обязанностях, не волнуются по поводу того, что не выполнили их (Г. Ф. Кумарина, В. С. Цейтлин).
  • 5. Недооценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предстоящей работы, настроенность на быстрое и легкое ее завершение, отсутствие терпения и выдержки (В. С. Цейтлин); неумение перебороть, преодолеть сложившееся психологическое состояние, основанное на убежденности в невозможности выполнить вполне посильное задание («не получается», «не могу» — П. П. Блонский, 1964), отсутствие мотива «надо», который превращает детеныша в человека (В. С. Мухина, 1998).
  • 6. Сниженная саморегуляция, отсутствие самоконтроля, слабая произвольность деятельности (Г. Ф. Кумарина, Н. И. Мурачковский, В. С. Цейтлин).

Условия обучения и непосредственно условия формирования учебной деятельности с большей или меньшей определенностью обозначены в соответствующих программных документах: «Концепция содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено школы. — М., 2002), программы «Детство» (СПб., 2002), «Истоки» (М., 2001), программа для начальных классов общеобразовательных учреждений (М., 2001).

Одно и, пожалуй, первое из условий успешности младших школьников в овладении учебной деятельностью, отмеченное в этих документах, состоит в решении проблемы преемственности работы с дошкольниками и младшими школьниками по формированию и развитию интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности. Конкретно это обозначено в определении цели подготовки детей к школе: формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.

Воспитателю дошкольного образовательного учреждения следует ориентироваться на целостное и интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, на содействие естественному становлению таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет основу предстоящего обучения в школе.

Вместе с тем в этих документах подчеркивается необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к детям, ибо каждый ребенок развивается в своем, только ему присущем темпе, и задача воспитателя бережно создавать условия для его естественного индивидуально-личностного роста.

При отражении в программных документах значимости направленности на общее развитие детей следует конкретно выделить особое внимание к формированию интеллектуальных умений, подготавливающих к предстоящей учебной деятельности. В них указано на необходимость развития у дошкольников таких свойств и умений, как:

  • • общие познавательные способности, в том числе способность наблюдать, описывать, строить предположения и находить способы их проверки;
  • • математические представления, предусматривающие классификацию фигур по разным основаниям — форме, величине;
  • • символическая функция мышления в процессе овладения традиционной системой используемых условных обозначений;
  • • объединение предметов на основе общих признаков — мебель, посуда, транспорт и др.;
  • • дифференциация слоговых знаков, распознавание на слух звуков в словах, совершенствование дилогической речи;
  • • коллективное обсуждение прослушанных литературных произведений с элементарным проблемным анализом;
  • • восприятие формы музыкальных произведений с определением их жанровой принадлежности (песня, танец, вальс);
  • • узнавание знакомых букв при их разном написании (печатные, рукописные, большие, маленькие), что постепенно подводит детей к чтению по слогам, по словам, к составлению предложений и текстов;
  • • выполнение элементарных логических операций — классификация, сопоставление и т.д.;
  • • овладение навыками социального поведения, умением контролировать, оценивать их с точки зрения долженствования и их результатов.

В указанных программных документах привлекается внимание к серьезным упущениям в работе дошкольных учреждений. Прежде всего к тому, что нередко подготовка к школе рассматривается как начало изучения программы 1-го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом достаточно распространенном случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него весьма конкретных знаний по отдельным учебным предметам.

Ориентация на общее развитие ребенка, на выход за рамки узкопредметных знаний и формирование общепредметных интеллектуальных умений и навыков учебной деятельности преемственно продолжается в начальных классах школы.

Итак, организация условий для успешного развития и жизнедеятельности дошкольников и младших школьников, оптимальных возможностей для самореализации и раскрытия личностных качеств каждого требует и от воспитателя дошкольного учреждения, и от учителя целенаправленного внимания к преемственности в работе по формированию определенных интеллектуальных умений в тех реальных взаимосвязях и сочетаниях, которые соответствуют структурно-содержательной заданности учебной деятельности младших школьников.

С опорой на эти принципы строится и педагогическая помощь детям, испытывающим затруднения в овладении интеллектуальными умениями, особо значимыми для учебной деятельности.

Рекомендации по работе с неуспевающими детьми

Работа с неуспевающими детьми.

Причины неуспеваемости.

Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие. Каковы же причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми? Об этом я попытаюсь вам рассказать.

Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Что же влечёт за собой неуспеваемость? Давайте посмотрим на видимые и невидимые части «айсберга».

Я не ошибусь, если скажу, что неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости – это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагогики и психологи. Но, когда речь заходит о конкретных психологических рекомендациях, то, к сожалению, вырисовываются только два подхода к решению данной проблемы.

Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями. Этот вариант решения проблемы, который широко используется во многих странах мира, к сожалению, не получил распространения в нашей школьной системе. Да, у нас есть классы коррекции, предполагающие, что ребенок скорректирует свои пробелы в знаниях и познавательных умениях, и вернется к получению знаний по общеобразовательной программе. Есть классы компенсирующего обучения, в которых сложность в усвоении учебного материала компенсируется меньшим количеством учеников, а значит (предполагается) большей возможностью индивидуальной работы. Стали открываться классы и целые учебные заведения для детей с ЗПР (задержкой психического развития), для которых разрабатывается программа с другим, замедленным, темпом освоения основных знаний, умений и навыков.

Но с чем мы сталкиваемся на практике? К сожалению, на местах происходит путаница, или нежелание глубоко проникнуть в сущность проблемы. В одном и том же классе могут оказаться ребенок с ослабленными психическими процессами и “педагогически запущенный” ребенок, у которого все проблемы успеваемости напрямую связаны с воспитанием, а правильнее сказать, с его отсутствием. Если первые, в большинстве своем, тихие и спокойные, то вторые отличаются “дивиантным”, как теперь модно выражаться, поведением. Естественно, что положительный результат такой “альянс” не принесет. Или другой пример. Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует родителям обучение ребенка в классе компенсирующего обучения, но родители, не желающие, чтобы их «единственный и самый лучший ребёнок» учился в классе коррекции, отдают его в общеобразовательный класс. Нетрудно предположить результат, успешность такого обучения.

Ну а что же за второй подход рекомендуют специалисты? Повторное изучение курса, т.е. второй год. Но практическая деятельность в школе и опыт доказывает, что подобное решение проблемы не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В большинстве случаев, второй год не идет на пользу ребенку – он теряет интерес к учебе и просто перестает посещать школу.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам? В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». (В.С. Цетлин) К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

3)Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д. Во времена активной воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости? 1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный Санкт-Петербурга имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли”.

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя : особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй групп. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам нужна разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.

Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи – как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учебной деятельности! О способах развития мотивации вам расскажет Ангелина Анатольевна.

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Читайте также:  Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней . Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

  1. педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);
  2. психологическая неготовность к обучению (в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью);
  3. низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);
  4. нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);
  5. недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

Хотелось бы обратить ваше внимание на позднюю неуспеваемость. Она появляется в средних классах. Как говорила Валентина Борисовна, при переходе начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников.

В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

Вывод: если ученик любого возраста отстаёт в учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости.

Работа с неуспевающими детьми.

Но жизнь показывает, что не знаем мы таких стопроцентных успешных приёмов работы, чтобы научить всех. Неуспевающие были, есть и будут. Я познакомлю вас с основными путями преодоления неуспеваемости, которые предлагает нам современная дидактика.

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А также:

– дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

– не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

– путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

– следует осторожно оценивать неудачи ученика;

– желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

2) Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка

Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?

1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

Конспект итогового занятия «Дары осени» в старшей группе

Юлия Хлыстова
Конспект итогового занятия «Дары осени» в старшей группе

Конспект итогового занятия на тему: “Дары осени” в старшей группе

Цель: обобщить знания детей по теме «Дары осени».

– закрепить знания о дарах осени;

– активизировать словарь детей по теме занятия;

– совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

– сформировать у детей обобщенное представление о овощах,фруктах и грибах

– упражнять в образовании прилагательных;

– развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

– развивать интерес к выполнению заданий.

– развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

– воспитывать у детей бережное отношение к природе;

– создание эмоционального комфорта и психологической безопасности

Материал и оборудование: корзинки, листики, набор муляжей овощей, фруктов и грибов, карточки с изображением лесных ягод

– Отгадывание загадок, чтение стихов и сказок об овощах и фруктах.

– Дидактическая игра «Отгадай, что это за фрукт, овощ, ягода, гриб»

– Дидактическая игра «Найди по описанию»

– Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем»

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам сказку.Слушайте:

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку. Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. А как вы думаете, какими становятся листочки?

Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.

Воспитатель: Правильно это краски осени. А давайте немного пофантазируем, представим, что наши ладошки это наши волшебные палочки, красивыми и легкими мазками влево, вправо, вверх, вниз, мы разрисовываем листочки, и они приобретают волшебный цвет.

И вот наши волшебно-разноцветные листочки подхватил ветерок закружил и медленно опустил их на землю и застелил наши дорожки разноцветным ковром, а кто мне может сказать, как называется это явление, когда листочки опадают с деревьев?

Воспитатель: Правильно. Ребята смотрите к нам в группу прилетели наши листочки, как мы с вами представляли, вот сколько волшебных красок принесла нам осень, желтые, красные, оранжевые листочки, коричневые, ой посмотрите, а это что за листочек, на нем что-то написано, кто это из нас нафантазировал такой интересный листочек, давайте скорее прочтем что же там. (зачитывает)

«Настала, чудная пора –

В путешествие пора.

Вы корзиночки возьмите,

За подарками идите»

Осень

Так это же сама Осень приглашает нас совершить путешествие. Вы готовы?

Воспитатель: Тогда начнем наше путешествие, а на чем можно путешествовать, можно путешествовать пешком. Вы готовы отправиться в путь? (Да). Тогда начнем наше путешествие по осенней дорожке.

«По осенней дорожке

Шагают наши ножки.

По кочкам, по кочкам,

По желтеньким листочкам.

Мы все лужи обошли

И на станцию пришли».

Станция «Урожайная».

Как вы думаете, что можно делать на станции с таким названием?

Дети: собирать урожай.

Воспитатель: Верно, а урожай чего?

Дети: овощей и фруктов

Воспитатель: правильно, а где у нас растут фрукты?

Дети: на деревьях

Воспитатель: а где именно

Воспитатель: Правильно, а овощи?

Дети: на грядках

Воспитатель: Молодцы, все узнали и можем отправлять на сборы урожая. Но что такое посмотрите ребята, кто то уже собрал все овощи и фрукты и перемешал их. Надо навести порядок и разложить все по местам. Справимся?

Воспитатель: Итак корзина для мальчиков и корзина для девочек, мальчики собирают овощи, а девочки фрукты. Готовы, начинам.

Воспитатель: Молодцы с заданием справились. Ребята давайте подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?

Дети: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…

Воспитатель: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей – овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-….

Воспитатель: из апельсинов сок

Воспитатель: А варенье

Воспитатель: из груши варенье?

Воспитатель: А сок

Воспитатель: из помидор варенье?

Воспитатель: хорошо, а сок

Воспитатель: молодцы, правильно. У помидора есть еще одно название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось что это более красивое название, чем помидорный.

Воспитатель: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали, варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть много овощей и фруктов?

Дети: они полезны, в них много витаминов.

Воспитатель: Правильно, а кто нибудь знает, какие есть витамины?

Дети: витамин А, В,С

Воспитатель: а в каких овощах и фруктах содержится витамин А и чем он полезен знаете?

Дети: Морковь, капуста, помидор, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.

Воспитатель: Витамин В

Дети: свекла, яблоки, банан, репа. чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, хорошее настроение

Воспитатель: А витамин С?

Дети: апельсин, лимон, лук, чтобы быть здоровыми! и не простужаться.

Воспитатель: молодцы. а если употреблять в пищу только один витамин, можно оставаться здоровым?

Воспитатель: Значит делаем вывод, надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины полезные для нашего организма. Да?

Воспитатель: здорово, вот какая полезная станция была, а мы можем дальше отправляться путешествовать. Как вы думаете, на чем можно путешествовать.

Дети: поезд, самолет, корабль, машина…. (дети выбирают транспорт и отправляемся далее) самолет

Физкультминутка для перехода к следующему заданию.

Дружно сели в самолет,

Отправляемся в полет.

На полянку тихо сел.

Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Отвечай-ка». Как вы думаете, почему так называется станция?

Дети: Нужно будет отвечать на вопросы

Воспитатель: Правильно, осень приготовила нам вопросы, только будьте внимательны осень та еще выдумщица. Если в вопросе звучит правильное высказывание, то мы отвечаем ДА, если не верное, то соответственно нет.Давайте попробуем: К нам сейчас пришла Зима?Дети: нет,

Осень в гости к нам пришла?дети: дааа.

Воспитатель: Молодцы. Все поняли можно начинать

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Отлично! Справились на отлично. Я думаю у осени больше вопросов нет. И мы можем двигаться дальше. На чем мы дальше поедем?

Би – би – би – гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук – тук – тук – мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

– Едем, едем, едем, едем, –

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу – шу – шу – они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та – та – та – вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Воспитатель: итак, мы прибыли на следующую станцию под названием «Собирай-ка»

Интересно, а что мы будем делать на станции с таким названием. Ведь овощи и фрукты мы уже собрали. Корзинки стоят, ни чего не понимаю. Наверное, осень, что то перепутала. Что мы можем еще собирать в корзинки?

Воспитатель: ягоды? а где7 в огороде ягоды давно закончились

Воспитатель: Точно, как же я могла забыть. А какие ягоды мы можем собрать в лесу осенью.А вот какие:(достает из корзинки карточки с изображением ягод, на обратной стороне написана загадка)

На колючем кустике

Наступила осень тихо,

И созрела. (облепиха)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая. (клюковка)

В лес ходили мы не зря –

На болотных кочках

Ягод цвета янтаря

Там набрали сочных.

Так и просится в лукошко

Эта чудная. (Морошка!

Свежа, красна, полезна,вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

В лес иди-ка – там ягодка. (Брусника).

Кто те ягоды не знает,

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода? – … (Калина)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине Чернее ночи — ягода

Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

посмотрите ребята это ядовитая ягода, ее кушать нельзя можно отравиться. Так что когда будете в лесу, сначало внимательно посмотрите, спросите у взрослых, а потом только кушайте. Эта ягода очень похожа на какую вкусную ягоду?

Дети: на чернику

Воспитатель: именно, ее можно спутать с черникой, поэтому будьте внимательны и осторожны в лесу. Молодцы.

А вот смотрите есть еще одна ядовитая ягода ее зовут волчье лыко, а она на какую ягоду похожа?

Воспитаель: Правильно. будьте внимательны, в лесу без разрешения взрослых ничего трогать, а тем более кушать нельзя. Запомнили?

Воспитаель: Здорово, вот сколько ягод мы насобирали в лесу. Но здесь еще одна корзинка, а что мы можем собирать в лесу еще кроме ягод?

Воспитатель: Конечно. Смотрите какая чудесная полянка у нас появилась и грибов много разных, ну что готовы наполнить нашу чудесную корзинку?

Дети: дааа….(дети собирают съедобные грибы, оставляют не съедобные)

Воспитатель: Молодца, вот сколько грибов собрали. А вы знаете как они называются?

Воспитатель: Ой, смотрите тут же еще остались грибочки, такие красивые… почему вы их не взяли?

Дети: Потому что они вредные, их кушать нельзя, тк можно отравиться.

Воспитатель: А вы знаете как они называются?

Воспитатель: Молодцы, какие, значит, если они не съедобные их можно сорвать и выкинуть или ногой растоптать что бы ими ни кто не отравился.

Дети: неттт, не надо ими питаются животные

Воспитатель: животные? А какие животные?

Воспитатель: Правильно молодцы. Итак, есть грибы съедобные, а есть не съедобные для нас, но очень полезны животным, они не только их едят, но и ими лечатся.

Вот какая интересная станция была, понравилось вам?

Воспитатель: Очень хорошо. Но, а наше путешествие подходит к концу. Хочу сказать вам спасибо, вы все прекрасно потрудились. Вы сегодня очень постарались. Давайте вспомним что, мы с вами сегодня узнали во время нашего путешествия.

Что нового вы сегодня узнали или увидели?

Как называется явление, когда падают листья?

Какие дары приносит людям осень?

Какие есть грибы?

Молодцы! Смотрите, а это еще не все, вот стоит большая корзина, а на ней опять большой красивый листок. Аааа это прощальное послание от осени.

«Очень дружно вы играли,

Мой подарок отыскали.

Мне пришла пора прощаться

До свидания друзья,

Скоро к вам придет зима…»

Воспитатель: а вот и подарки, что это ребята?

Воспитатель: давайте скорее угощаться такими вкусными и полезными подарками осени.

Спасибо за внимание наш урок окончен.

Фотоотчет в старшей группе «Дары осени» Фотоотчет выставки поделок “Дары осени» МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №11 «ЗОРЬКА» АЛТАЙСКИЙ КРАЙ Г. КАМЕНЬ-НА-ОБИ, ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПАНЧЕНКО НАТАЛЬЯ.

Конспект занятия «Дары Осени» «Дары осени» Задачи. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений. Воспитывать в детях эстетическое восприятие.

Конспект занятия «Дары Осени» Дары Осени! Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы его послушайте и отгадайте: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Дары осени» «Дары осени» Цель: Закрепить полученные ранее знания об овощах и фруктах, их разнообразии, полезных свойствах. Обогатить лексику. Воспитание.

Читайте также:  Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Конспект занятия «Дары осени» для подготовительной группы Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром На тему «Дары осени» Для детей подготовительной.

Конспект занятия «Дары осени» «Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Задачи: • Закрепить обобщающие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дары осени. Золотая осень» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дары осени. Золотая осень». Цель:формирование представлений.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Дары осени» Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Дары осени» Цели: закрепить знания детей о признаках.

Конспект занятия в старшей группе «Дары Осени» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей 5-6 лет на тему “Дары осени” Подготовила: воспитатель.

НОД в средней группе на тему «Дары осени»

НОД в средней группе на тему «Дары осени»

Цель : Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания

Задачи :

закрепить знание о времени года осень;

– закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов;

– закрепить знания о месте их произрастания;

– закрепить умение описывать овощ по характерным признакам (цвет – форма – вкус) ;

– воспитывать умение слушать друг друга.

Связь с образовательными областями:

– Социально – коммуникативное развитие.

Оборудование: 3 корзины, овощи, фрукты, фигуры, 2 стола, полотенчико, тарелочка, шпажки, свежие фрукты и овощи.

Ход

К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Перед стульчиками в кругу

Пальчиковая игра «С добрым утром» :

– С добрым утром глазки! Вы проснулись?

– С добрым утром ущки! Вы проснулись?

– С добрым утром ручки! Вы проснулись?

– С добрым утром ножки! Вы проснулись?

– С добрым утром солнце! Мы проснулись?

-Ребята, а кто мне скажет, какое сейчас время года? ( Осень ) .

— Верно, наступила осень.

Беседа о времени года.

– Скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?

Ответы детей:

-На улице идут дожди.

-Дует холодный ветер.

-Листочки желтеют и опадают.

-Осенью листочки бывают разноцветные.

-Солнышко светит, но не греет.

-Птицы улетают в тёплые края.

-Звери готовятся к зиме.

-Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.

-А какое время года вы любите?

– А я очень люблю осень . Осень- красивое , щедрое время года. Она приносит много подарков.

– А кто знает, что это за подарки?

Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах- самых вкусных и полезных дарах осени.

И я приглашаю вас помочь собрать урожай. Я приготовила для вас испытания, если вы справитесь, то в конце вас ждет сюрприз.

— А сейчас вспомните, где растут овощи? (На огороде) .

— А где растут фрукты? (В саду) .

– Да, они растут в саду-огороде. Сейчас мы пойдем в сад-огород. А по пути поиграем, будьте очень внимательны. Если я называю овощи, вы идете на пятках, а если я называю фрукты, то вы идете на носках.

Незаметно взять корзину с овощами и фруктами.

– вот мы и собрали целую корзину овощей и фруктов. А теперь нам нужно разложить все по разным корзинкам. На столах.

— Положите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. (Дети раскладывают овощи и фрукты) .

—Давайте рассмотрим повнимательнее фрукты и овощи. Ребята у нас на столах лежат фигуры. И мы сейчас будем соотносить наши овощи и фрукты с той фигурой на которую она похожа. Достаю морковь,что это?

Воспитатель: Какого она цвета?

Воспитатель: Какой она формы

Воспитатель: Значит мы кладем на треугольник. Дальше сами.

Огурец, капуста, картошка, помидор, яблоко, апельсин,

Воспитатель: Напомните мне ребята, где растут фрукты?

Дети: В саду.

Воспитатель: На чем они растут?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: Представьте себе ребята, что перед вами высокая яблоня и чтобы сорвать с дерева спелые яблоки, вам придется встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами яблок.

— Представьте, что вы овощи. Покажите, как овощи вырастают. (Садятся на корточки и постепенно выпрямляются, разводя руки в стороны) .

— Давайте вспомним, какие овощи растут над землёй и под землёй. Я назову какой-то овощ. Если он растёт под землёй, вы садитесь на корточки. Если над землёй, то встаёте: морковка (садятся, капуста (встают), картошка, помидор, свекла, огурцы .

Садятся на места

— Ребята, а какие условия нужны для произрастания овощей и фруктов? (Ответы детей ) .

— Правильно, для того чтобы овощи и фрукты выросли вкусными и сочными их надо поливать, им нужны тепло и свет.

Игра «Узнай по вкусу» .

– Вот сколько нового и интересного мы узнали об овощах и фруктах.

Воспитатель: Я хочу вас поблагодарить, вы все отлично поработали. Мне было с вами интересно.

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Дары осени»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: Создание условий для обобщения и расширения знаний детей об осеннем урожае и сельскохозяйственных работах.

Задачи:

  1. Закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты).
  2. Развивать у детей умения различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи, ягоды.
  3. Воспитывать интерес и уважение к с/х труду.

Итоговое мероприятие: Изготовление совместного коллажа, участие в организации выставки поделок из овощей и фруктов.

Ответственный: Корнилова Л.В.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Физическое развитие (физкультура на улице)

Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

Целевая прогулка: вокруг детского сада. Отметить, какие изменения произошли в природе с деревьями. Отметить красоту осенней листвы. Повторить названия деревьев.

Труд в природе: сбор листьев различных деревьев и кустарников для гербария.
Цель: формирование у детей умения отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

П/И «Картошка» – упражнять в перебрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа с Катей С., Юлей Г. – упражнять детей в прыжках в длину с места.

Комплекс утренней гимнастики

Беседа: «Фрукты и их значение в жизни человека» – формирование у детей представления о наличие витаминов в организме человека, о пользе фруктов для здоровья. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Тема: «Дары Осени»

Тема: Н. Носов «Огурцы»

Беседа с родителями о соблюдении режима дня

( посещение детьми утренней гимнастики, завтрака) – продолжать развивать педагогическую компетентность родителей

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов» Цель: ввести в речь детей название плодов, воспитывать культуру речи. Учить детей договариваться о сюжете и правилах игры, развивать умение использовать предметы – заместители.

Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

П/И «Картошка» – упражнять в перебрасывании и ловле мяча.

Гимнастика после сна

Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» – Совершенствование навыков выразительного чтения стихов.

Предложить детям пластилин, цветную бумагу, картон, краски и т.д. для самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей. Игры детей с выносным материалом: мячи, скакалки, цветные мелки для рисования на асфальте, палочки для рисования на песке, машинки, рули, ведерки, совочки и т.д.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» – развитие артикуляционного аппарата.

Художественно – эстетическое развитие (ручной труд)

Конспект совместной деятельности «Создание новогодней открытки»

Конспект совместной деятельности «Создание новогодней открытки» Цель: развитие взаимодействовать в группе застенчивых детей при дизайне новогодней открытки. 1. Социально-коммуникативные: – Формировать готовность к.

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год. Тема:…

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год Тема: «Культура питания – как составляющая здорового образа жизни» Индивидуальный план самообразования Должность Воспитатель ФИО Носкова.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация «Цыплёнок»

Проект «В гости сказки к нам пришли»

Проект «В гости сказки к нам пришли» Информационная карта проекта Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст.

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме…

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза» Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с.

Занятие по развитию элементарных естественнонаучных представлений в старшей группе «Город…

Занятие по развитию элементарных естественнонаучных представлений в старшей группе«Город звуков» Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука. Образовательные задачи: 1. Закрепить понимание «органы.

Комментарии

  • Юлия

В блогах

“Новогодняя веранда”

Зима-прекрасное время года! Ведь именно в это замечательное время года мы все ждем наступление любимого праздника Нового Года. А Новый Год уже не за горами. Дети ждут ежегодную сказку, а волшебство начинается 31 декабря.Впервые в нашем детском саду проходит конкурс самой.

Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего возраста»

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.

Проект “Формула любви”

Проект в младшей группе «Любовь в семье» Воспитатели: Дмитренко Е.П., Топтыгина Я.Н. Участники проекта: воспитанники младшей группы родители, воспитатели. Срок реализации проекта: 3 недели. Тип проекта: познавательно- творческий Актуальность : в основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию Подбери цвет. Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях. Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что.

Календарно-тематическая планирование “Дары осени”

Расширять представления детей о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах; знакомить с сельскохозяйственными профессиями.

Содержимое разработки

Группа младшая Тема: «Дары осени».

Цель: расширять представления детей о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах; знакомить с сельскохозяйственными профессиями.

Итоговое мероприятие: конкурс поделок из овощей (совместно с родителями).

Дата проведения итогового мероприятия: пятница – 02.10

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели.

День недели

образовательных

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителями/

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник, 28.09.2020

Вторник 17– 13.12.

Вторник – 13.12.2011г

речевое развитие, познавательное развитие

Утренняя гимнастика. Цель: развитие двигательной активности детей.

Пальчиковая игра «Компот». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Индивидуальная работа с 3 детьми. Д/И “Овощи и фрукты”

Цель: Продолжать учить различать овощи и фрукты, называть их признаки.

Чтение стихотворений об овощах (“Посадила баба Фекла. “, Ю. Тувим “Овощи»”).

Цель: Закреплять понятие “овощи”, их использование в пище.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Муляжи, картинки овощей и фруктов, дары огорода – морковь, лук, свекла.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

соц.коммуникативное развитие, физическое

развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Познавательное развитие (ФЦКМ)

Тема: «Овощи с огорода».

Цель: учить различать по внешнему виду и называть овощи; расширять представления о выращивании овощных культур. Методы и приемы: слов. (беседа, обсуждение), наглядн. (показ,рассматривание), практич. (д/и, ф/м). Литература: О.А. Соломенникова, 8

соц.коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Музыкально-художественное развитие (по плану музыкального руководителя)

Прогулка №1,2

Наблюдение за погодой.

Цель: предложить детям охарактеризовать состояние погоды (солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено), выделить характерные для осени особенности погоды.

П/И «Солнышко и дождик».

Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помо­гать друг другу.

Закреплять умение правильно ходить парами, выполняя команды воспитателя Максима, Артема Л, Артема А, Алешу.

Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения во время прогулки.

Труд: уборка опавших листьев.

Цель: умение детей выполнять соответствующие трудовые операции, учувствовать в совместной трудовой деятельности; воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная деятельность на прогулке. Цель: учить детей самостоятельно организовывать игры, находи себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

Работа перед сном:

Чтение художественной литературы: « Теремок». Цель: Прививать любовь к художественной литературе.

Учить детей самостоятельно раздеваться и аккуратно вешать вещи на спинку стула.

соц.коммуникативное развитие, физическое развитие

С/р. игра “В огороде”. Цель: выбрать необходимые атрибуты к игре, недостающие заменить предметами-заместителями.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: способствовать бодрому пробуждению.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски….»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, речь детей.

Индивидуальная работа с 3 детьми. Д/И “Овощи и фрукты”

Цель: Продолжать учить различать овощи и фрукты, называть их признаки.

Рассматривание альбома “Опасные предметы”. Цель: формировать основы безопасного поведения.

День недели

образовательных

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителями/

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда, 30.09.2020

Вторник 17– 13.12.

Вторник – 13.12.2011г

речевое развитие, познавательное развитие

Утренняя гимнастика. Цель: развитие двигательной активности детей.

Пальчиковая гимнастика «Капуста». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, речь детей.

Индивидуальная работа с 3 детьми. Д/И «Что в корзинке».

Цель: закрепить название знакомых овощей и фруктов.

Побеседовать с детьми о времени года «Осень».

Цель: расширение и систематизация знаний детей об осени.

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Прослушивание детских песен.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

соц.коммуникативное развитие, физическое

развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

Тема: «Чудесная корзиночка. Рассматривание овощей и фруктов».

Цель: продолжать учить различать по внешнему виду и называть овощи и фрукты, воспитывать интерес к окружающим предметам природы.

Методы и приемы: слов. (чтение, беседа, вопрос), наглядн. (рассматривание), практич. (ф/м, п/г. игра). Литература: Г.Я. Затулина, 13

соц.коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Музыкально-художественное развитие (по плану музыкального руководителя)

Прогулка №1,2

Наблюдение за погодой.

Цель: уметь выявлять и называть погоду, сравнивать погоду, которая была вчера; развивать наблюдательность, любознательность.

И/у «Подбрось – поймай» с Марком, Тасей, Кирой.

Цель: упражнять в умении ловить мяч, развивать ловкость.

Труд: предложить детям сгрести опавшие листья в кучу.

Цель: приучать детей к работе сообща.

Самостоятельная деятельность на прогулке. Цель: учить детей самостоятельно организовывать игры, находи себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

Работа перед сном:

Игровое упражнение “Кукла умывается”. Цель: Закреплять последовательность и правильность умывания. Закрепить последовательность одевания и раздевания.

соц.коммуникативное развитие, физическое развитие

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: способствовать бодрому пробуждению.

Повторить с детьми песни к осеннему празднику.

Цель: закрепить текст песни, развивать выразительность.

Индивидуальная работа с 3 детьми. Д/и «Парные картинки».

Цель: развивать память, внимание, умение сравнивать картинки.

Трудовое поручение: наведём порядок.

Цель: поощрять желание детей трудиться вместе с товарищами, стремление и поддержанию порядка.

Цель: учить детей воспринимать и запоминать потешки, выразительно рассказывать наизусть..

День недели

образовательных

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителями/

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница – 02. 10 .2020

Вторник 17– 13.12.

Вторник – 13.12.2011г

речевое развитие, познавательное развитие

Утренняя гимнастика. Цель: развитие двигательной активности детей.

Беседа «Можно – нельзя» (нельзя есть незрелые, немытые овощи). Напоминание «Зачем нам нужно мыть

свежие овощи» (объяснять детям, что нельзя есть немытые овощи – можно заболеть).

Индивидуальная работа с 3 детьми. «Найди лишнее». Цель: закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; развитие мелкой моторики рук

Д/И «Чудесный мешочек». Цель: Определять, какие фрукты на ощупь, находить их по описанию; учить классифицировать предметы по обобщающему понятию (фрукты и овощи); развивать связную речь, умение рассуждать; воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь другу.

Раскраски и трафареты овощей и фруктов.

Цель: Учить закрашивать овощи и фрукты, не выходя за контур, закреплять знания цветов.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Читайте также:  Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

соц.коммуникативное развитие, физическое

развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие (Аппликация/Лепка).

Тема: «Яблоко с листочками».

Цель: Учить составлять цельный аппликационный образ из 2 – 3 готовых силуэтов (яблоко и 1- 2 листочка); формировать композиционные умения – создавать композицию из разнородных элементов на фоне, передвигать детали в поисках наилучшего размещения поочёредно наклеивать; воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности.

Методы и приемы: слов. (худ. слово, беседа, вопрос), наглядн. (показ, рассматривание), практич. (выполнение, ф/м, п/г, игра). Литература: И. А. Лыкова, 24

соц.коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Физическое развитие (на прогулке).

Тема: «В огороде». П/И «Воробышки и автомобили». Цель: развивать ловкость рук; упражнять в движениях, связанных с развитием трудовых умений и навыков; провести игру «Кто больше земли на грядку принесет?». Методы и приемы: слов. (объяснение), наглядн. (показ,), практич. (выполнение упражнений, п/и). Литература: Глазырина, 25

Прогулка №1,2

Наблюдение за облаками. Цель: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу. П/И «С кочки на кочку». Цель: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

Индивидуальная работа с 3 детьми. Д/и «Найди, что я назову». Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Ситуативный разговор о времени года «Осень», назвать и показать характерные признаки осени.

Труд: предложить детям сгрести опавшие листья в кучу.

Цель: приучать детей к работе сообща.

Самостоятельная деятельность на прогулке. Цель: учить детей самостоятельно организовывать игры, находи себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

Работа перед сном:

Чтение художественной литературы В.Сутеева «Яблоко». Цель: Обогащать опыт слушания литературных произведений, за счёт авторских сказок. Закрепить последовательность одевания и раздевания.

соц.коммуникативное развитие, физическое развитие

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование.

С/р игра « В гости к бабушке в сад». Цель: вовлечь детей в игровой сюжет, развивать умение общаться со сверстниками.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: способствовать бодрому пробуждению.

Рассказ детей « Как мы ходили в огород». Цель: Формировать потребность делится своими впечатлениями, воспитывать уважение к рассказчику.

Индивидуальная работа с 3 детьми. Овощная считалка «В огороде у Егорки».

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты движений.

Просмотр презентации «Овощи и фрукты». Цель: закрепить представление детей об овощах и фруктах.

Проект “Дары осени”

Содержимое публикации

Визитная карточка проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Мордашова Лариса Васильевна

г. Балаково, Саратовская область

Номер, название детского сада

МАДОУ – «Детский сад комбинированного вида №5 «Умка»

Описание проекта

Название темы проекта

Дары осени»

Краткое содержание проекта

Чтобы привить интерес к животному миру, растениям и деревьям в лесу проводили:

1. Чтение художественной литературы:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Волошин «Осенью», Ю. Тувима «Овощи»,

А.Майкова «Осенние листья по ветру кружатся», И . Бунина «Листопад», Е. Чарушина «Лисята»,

В. Бианки «Хвосты», «Как муравьишка, домой спешил!»

2. Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки»,

«Осенние превращения», «Приметы осени», «Времена года»

3. Беседы и занятия:

«Витаминная корзина», «Что нам осень подарила», «Ходит осень по дорожке»,

«Облетел наш бедный сад» (Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихов),

«Грибы» (беседа, рассматривание картинок, загадки).

НОД «Осеннее настроение», рассматривание иллюстраций об уборке урожая. «Овощи» (Ф.Э.Э.П), Фрукты (Ф.Э.Э.П), «Угостим зайчиков морковкой», «Поздняя осень» (Ф.Э.Э.П).

4. Наблюдения проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.

– за изменениями осенней природы во время прогулок (солнце, небо, ветер, осенний дождь, листопад)

-за красотой и богатством осеннего леса;

– за птицами (сорока, ворона, синица, воробей);

– за деревьями (береза, ель);

– за животными (собака, кошка)

5. Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Чего не стало?», «Много – мало»,

«Овощной магазин», Д/ игры « Сварим куклам компот», «Угадай по описанию»,

«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом», «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»

Через наблюдения на прогулках «Как мы следы осени искали», дети познакомились:

какой наш город красивый, в осенний период года. Дети наблюдали за листопадом, какой бывает листопад?

Дыхательные упражнение «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад».

Детям очень нравятся необычные, забавные сказки, рассказы о животных, растениях, повели выставки детских работ и игры драматизации:

Совместно с родителями провели выставку творческих работ на тему: «Осенние фантазии»

Оформили совместно с детьми и родителями выставку рисунков на тему: «Осенние зарисовки»

Проводили театрализованные игры – драматизации по произведениям «Репка» и «Теремок»

Организовали творческую мастерскую

Рисование: «Красота осенних листьев»

Лепка: «Большие и маленькие морковки», «Яблоки и ягоды» -пластилинография.

Аппликация: «Осенний лист», «На яблоне поспели яблоки», «Выросли в лесочке грибочки»

Конструирование и ручной труд:

«Стоит в поле теремок-теремок» (мелкий строитель),

«Сказка в осеннем лесу» (природный материал), «Ёж с припасами» (природный материал)

Соприкасаясь с миром общественной жизни и миром природы, ребенок познает правила поведения на улице, в природе, поэтому былапроведена целевая прогулка в осенний парк на тему: «Осень по садочку, ходила!»Во время целевой прогулки провели беседу – рассуждение на тему: «Краски осени!»

и повторили стихотворение Е. Благининой «Наступила осень!» Закрепили правила поведения в природе:

Дети должны гулять по парку, только с взрослыми и беречь природу

Должны соблюдать правила поведения в парке (не топтать, не рвать растения, не брать в рот)

Социально-коммуникативное развитие:

Трудовое воспитание:

сбор природного материала на прогулке (семена цветов, распаковка семян по коробкам, сбор еловых шишек), листочков на тему: «Красивый осенний букет»

украшение группы на праздник «Осень золотая в гости к нам пришла».

Сюжетно – ролевые игры: «День рождения куклы Маши»; Игры-драматизации: «Репка», «Теремок».

Развлечение «Осенние встречи».

Совместные мероприятия воспитателей и родителей:

– организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала.

– организация совместной трудовой деятельности родителей и детей на территории ДОУ

– подбор теоретического материала по темам: «Осень», «Деревья», «Цветы», «Овощи», «Фрукты».

– оформление уголка Осени с подборкой тематического материала – «Как мы осень встречаем».

Мероприятия по работе с педагогами:

– широкое использование игрушек, кукол, фрукты – овощи, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта; использование в работе презентации; оформление выставок детских работ.

Непрерывная организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

дети вторая младшая группа

Приблизительная продолжительность проекта

Один месяц – октябрь

Основа проекта

Создать условия для расширения у детей представлений о мире природы и значении в жизни человека. Расширение кругозора детей.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Пополнять и активизировать словарь на основе произведений С. Маршака, Е. Чарушина, В. Бианки.

Развитие познавательно исследовательской, конструктивно-модельной и продуктивной деятельности.

Приобщение к правилам безопасного поведения для человека и окружающего мира природы, через произведения С. Я. Маршака, Е. Чарушина, В. Бианки.

Развитие игровой и театрализованной деятельности детей.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта воспитанники приобретут следующие умения:

Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах.

Активизируется исследовательская деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Повышения позитивных изменений взаимоотношений в процессе совместной работы, между детьми, родителями и ДОУ.

метапредметные:

Сформированность предпосылок совместно со взрослыми к поисковой деятельности.

Повышение навыка слушать и понимать смысл прочитанного, сопереживать героям произведения.

Овладение элементам драматизации по сказкам о животных, птицах.

Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.

Повышение уровня познавательных способностей и творческой активности у детей.

Развитие повышенного у детей интереса к чтению произведений о животных, о птицах.

Овладение новыми навыками и умениями в художественно-эстетическом направлении (лепка, рисование, аппликации, конструктивно-модельной деятельности)

Воспитание экологического сознания у детей.

Перспективы дальнейшей работы

Продолжать знакомить детей о пользе природы для человека;

Укрепление детско-родительских отношений;

Продолжение совместной деятельности детей и взрослых «Семейные чтения» о животных и мире природы;

Воспитание заботливого отношения ко всему живому и миру природы.

Вопросы, направляющие проект

Какие происходят изменения в природе с наступлением осени?

Проблемные вопросы учебной темы

Что, мы знаем о приметах осени?

Как готовится человек, к встрече осени?

Какую работу выполняют взрослые в садах, огородах осенью?

Почему листья опадают с деревьев, как называют это действие в природе?

В какую погоду мы с вами наблюдаем сильный листопад?

Что собирают осенью в лесу?

Что делают животные в лесу осенью?

Почему птицы улетают в теплые края?

Какие краски осени мы с вами наблюдали в осеннем парке?

План оценивания

До работы над проектом

Воспитанники работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1.«Круглый стол с участием родителей» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта (сбор информации)

Беседы на темы: «Ходит осень по дорожке», «Осень, осень в гости просим!»

Стартовая презентация на тему: «Как дети следы осени искали?»

Рефлексия. Наблюдения. Отгадывание загадок.

Отчет о проделанной работе.

1.Чтение художественной литературы и заучивание стихов о природе А. Пушкина, С. Я. Маршака, Е. Чарушина, В. Бианки.

Рисование на тему осени «Листопад», «Осенний ковер»

Аппликация на тему: «Витаминная корзина»

3.Продуктивная деятельность. (Совместная деятельность родителей и детей) на тему: «Осенние фантазии!»

4.Целевая прогулка на тему: «Осень по садочку, ходила»

5. Заучивание стихотворения Е. Благининой « Наступила осень»

1.Фотовыставка «Ищем следы осени!»

2.Выставка рисунков «Краски осени!»

3.Отгадывание загадок о природе.

Игры – драматизации по сказкам «Репка»

Настольный театр по сказке «Теремок»

Мероприятие – досуг с детьми.

Тема: «Осень в гости к нам пришла!»»

Совместная деятельность родителей и детей.

1.Выставка творческих работ «Осенние фантазии!»

2.Фотовыставка «Семейные чтения!»

Описание методов оценивания

Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трём направлениям: дети, родители, педагоги.

1. Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

2. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

3.Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания детей о жизни диких и домашних животных, о растениях и деревьях на участке, в парке, в лесу.

Технические навыки: приемы лепки, навыки рисования кистью, раскрашивание карандашами.

Учебные мероприятия

1 этап. Подготовительный.

Выбор темы и формы его защиты. Подбор дидактических и подвижных игр.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно – ролевых игр с детьми.

Предварительная работа с родителями о необходимом участии их в проекте, в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Подбор тем наблюдений в природе.

Домашнее задание для родителей и детей:

Подобрать книги – стихи и сказки на экологическую тему.

Почитать их вместе с детьми дома, сделать и принести в группу фотографию на тему «Семейные чтения»

Выполнить творческую работу на тему: «Осенние фантазии!»

2 этап. Выполнение проекта.

Наблюдение за природой осенью.

Экскурсии в осенний парк.

Знакомство с признаками осени.

Систематизация знаний детей о признаках осени и жизни животных в природе.

3 этап. Заключительный. Обобщение результатов проекта.

Создание аппликации «Осенний листопад»

Выставка совместного творчества детей и родителей «Осенние фантазии».

Фотовыставка «Ищем следы осени!»

Выставка рисунков «Краски осени!»

План реализации проекта

«Что нам лето подарила»,

«Ходит осень по дорожке»

Познакомить с признаками осени, развивать умения замечать красоту осенней природы.

Чтение худ. литературы

И Бунин «Листопад»,

Развивать интерес к художественной литературе.

«Красота осенних листьев»

Закрепить умение рисовать кистью, методом примакивания, развивать ритмичность.

Наблюдения в природе

за деревьями (береза, рябина, плодовыми деревьями, ель) за овощами и фруктами.

Расширить представления о том, что осенью собирают фрукты, овощи.

Пальчиковые игры, д/ игры

«Осень, осень, листопад», «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори»

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

«Какая она осень?»

«У медведя во бору», «Наседка и цыплята»

Совместное введение игр с более сложными правилами и сменой видов движений.

«Большие и маленькие морковки», «Яблоки и ягоды»

Закреплять умение лепить знакомые предметы. Учить предварительно, выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, величины.

«Домашние и дикие животные», «Звери и их детеныши».

Расширять представления о домашних, диких животных.

Чтение худ. литературы

Стихотворение Ю. Тувима «Овощи». А.Майкова « Осенние листья по ветру кружат»

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

«На яблоне поспели яблоки»,

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов в природе.

– за животными, птицами (собака, кошка, голубь, синица)

Учить замечать изменения в природе : становится холоднее, птицы улетают на юг.

Пальчиковые игры, д/игры

«Много – мало», «Овощной магазин» « Сварим куклам компот»

Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету, величине.

«Поезд», «Мыши и кот»,

«По ровненькой дорожке»

Развитие активности детей в двигательной деятельности.

«Витаминная корзина, «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.

Учить намазывать клей кисточкой на обратную сторону наклеиваемой фигуры.

«Облетел наш бедный сад», (рассматривание иллюстраций, чтение стихов), «Грибы» (рассматривание картинок)

Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Чтение худ. литературы

Е. Чарушина «Лисята»,

В. Бианки «Хвосты»

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Учить правильно, держать карандаш, кисть, не напрягая и не сжимая сильно пальцы.

Пальчиковые игры ,д/игры.

– за изменениями осенней природы во время прогулок

( ветер, осенний дождь, листопад) «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве?»

Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи. В совместных д/ играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

«Попади в круг», «Найди свое место», «Птички и птенчики».

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем. Организовать игры со всеми детьми группы.

Объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию.

Учить создавать в аппликации из бумаги разной формы предметные и декоративные композиции из природных материалов.

Материалы для дифференцированного обучения

воспитанник с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Настей В., Кириллом Ш. индивидуальная работа во второй половине дня: Д/ игры «Мини – пазлы», «Загадывание загадок», рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака, Е. Чарушина, В. Бианки, устные беседы.

Индивидуальная работа в режимных моментах по художественному творчеству: лепка, рисование – животных, птиц, растения.

воспитанник, для которого язык преподавания не родной

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Фотоаппарат, магнитофон, аудиозаписи, компьютер, принтер, видеокамера, проекционная система, сканер.

Технологии — программное обеспечение

СУБД/ программы обработки изображений, веб-браузер, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

1.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2008

2.И.А.Лыкова. ИЗО деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: «Карапуз-дидактика», 2007

3.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий.М. Мозаика-Синтез, 2007

5.Теплюк С.Н. занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.-М.:Мозаика- Синтез, 2006

1.Настольно- печатные игры. 2.Принадлежности для художественного творчества

(краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, салфетки, клей)

3.Атрибуты для театрализованной деятельности – шапочки для детей, костюмы к сказке «Репка», «»Теремок», «Колобок», «Колосок»

Журнал «Ребенок в детском саду»

Приложение Художественное творчество:

Выставка работ «Осенние фантазии»

«Что нам осень принесла»

«Полезные продукты – ягоды и фрукты», «На яблоне поспели яблоки », «Выросли в лесу грибы»

«Осень по лесочку ходила, листики она обронила», «Краски осени», «Осенний ковер»

Наблюдения на прогулке Листопад, листья желтые летят! Мы букет из листьев дружно соберем!

«Только елочка зеленая стоит», «Желтые кораблики в лужице плывут» наблюдение на прогулке.

Ссылка на основную публикацию