Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается

Статья:

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов, воспитателей и родителей детских дошкольных учреждений не специального вида. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения.

Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи и др.) необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

Многие родители в своей речи стремятся приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Потому необходимо чтобы родители уделяли большое внимание своей речи.

В тоже время воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения. В начале учебного года проводиться обследование детей на предмет выявления речевых нарушений. После этого воспитателям массовых групп предлагаются рекомендации по улучшению работы речевого развития детей конкретно по каждой группе. Основная работа направлена на развитие:

слухового внимания и фонематического слуха детей,
правильного речевого дыхания,
мелкой моторики пальцев рук у детей,
подвижности артикуляционного аппарата.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.

Игры на развитие слухового внимания

«Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
«Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
«Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.
Игры на развитие фонематического слуха

Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка) и.т. д
Развитие правильного дыхания.

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

дуть в дудочки, язычки;
дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:
надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
Например: игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота».

«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:

игры с массажными мячами;
ловить намагниченных рыбок;
игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);
выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
обводка, штриховка, раскрашивание.
Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

Простые упражнения, которые я рекомендую выполнять дома с родителями:

максимально открывать и закрывать рот
растягивать губы в улыбочку
вытягивать губы трубочкой
«Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
«Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать и т.д
На своих занятиях я использую комплекс упражнений для постановки звуков. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать 5 секунд.
«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать 10 секунд.
«Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Качели»: рот открыт. Напряжённым кончиком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
«Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и упирается в глубь рта.
«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
— «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.
«Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.
Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия, ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволило сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом, профилактическая работа даёт положительные результаты синхронной работы трёх звеньев: логопед – воспитатели – родители.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей студии на ток-шоу “Домашний логопед”. Тема нашей передачи “Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста”. В гостях у нас родители средних и старших групп. А это наши помощники – дети логопедических групп Артем и Арина, которые будут сегодня нам помогать вести эту передачу.

В нашу студию поступило много вопросов от вас, уважаемые родители, в которых вы нас спрашиваете, почему у ваших детей появились те или иные речевые нарушения и как их преодолеть в домашних условиях. На эти и другие интересующие вас вопросы мы все вместе сегодня постараемся ответить.

Прежде всего, давайте поговорим о причинах речевых нарушений и их видах.

Основными причинами речевых нарушений являются:

    ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи:4 слайд

  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);
  • дислалия;
  • дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);
  • заикание и др.

Светлана Анатольевна, мы с вами знаем, что распространёнными видами нарушений являются ФФНР и ОНР. Расскажите нашим гостям об этих нарушениях.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

ОНР – общее недоразвитие речи – это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Почему нужно обращать внимание на эти нарушения? Дело в том, что оба этих речевых нарушения являются серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

Как правило, детей с общим недоразвитие речи и фонетико-фонематическим недоразвитием логопед набирает в логопедическую группу.

Наталья Сергеевна, расскажите нашим родителям, на что же нужно обратить внимание, для того, чтобы снизить риск тех речевых нарушений, о которых мы только что говорили?

Профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из таких компонентов:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов (долечивание ушных заболеваний, ранее протезирование зубов, своевременное подрезание короткой уздечки и многое другое);

2) забота o правильном речевом развитии ребенка,включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий (как можно больше разговаривать с ребенком и поощрять словесные ответы, работа над постепенным исправлением неправильной речи ребенка, занятия танцами, пением, развитее мелкой моторики и т.п.).

Речевое развитие ребенка предполагает умение понимать и пользоваться родным языком. Для этого должны быть сформирована моторная сфера, развиты высшие психические функции, развиты фонематический слух и восприятие, должен быть богатый словарь и осознание состава слова, сформированы грамматические категории, развиты коммуникативные умения, связная речь.

Остановимся подробнее на правильном формировании некоторых компонентов речевого развитияс целью профилактики речевых нарушений. И о первом из них -о развитии моторной сферы.

Формирование моторной сферы предполагает развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой ручной моторики. Для развития органов артикуляционного аппарата используют упражнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика позволяет в первую очередь языку выполнять точные, целенаправленные движения. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика позволяет формировать правильное звукопроизношение.

Артикуляционную гимнастику в начальный период лучше проводить перед зеркалом в течение 5-7 минут в виде сказки.

В возрасте 5-7 лет артикуляционная гимнастика позволяет преодолеть сложившиеся нарушения. Не огорчайтесь, если артикуляционная гимнастика у вашего ребенка не получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и все у вас получится.

В нашу студию поступил вопрос о том, что же нужно делать для постановки звука “Р”. В первую очередь нужно заниматься артикуляционной гимнастикой. В качестве примера давайте вместе, Ариной и Артемом попробуем выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые нужны для постановки звуков “Р” и “Ш”. Правда, их недостаточно, нужны еще несколько основных, но о них мы с вами поговорим в частном порядке.

(Выполняются упражнения “Чашечка” и “Лошадка”)

Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о логоритмике, как одном из составляющих развития моторной сферы.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

  • Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи развивается координация, общая и мелкая моторика, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
  • Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
  • В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Давайте все встанем и под музыку попробуем выполнить простое, малоподвижное, но очень любимое всеми детьми небольшое логоритмическое упражнение “Моль”. Помощники помогайте нам. (Выполняется логоритмика “Моль” под музыку) (Рисунок 1)

Одним из видов логоритмики, который позволяет развивать мелкую моторику является пальчиковые игры.

– Светлана Анатольевна, расскажите нам о влиянии пальчиковых игр на умственное развитие ребенка. (10 слайд)

  • Простые движения рук помогают убрать напряжение губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. (11 cлайд)
  • Тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
  • В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. (12 слайд). Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.
  • Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, выкладывание предметов из карандашей, пуговиц, спичек, счетных палочек.
  • Давайте попробуем выполнить две небольшие пальчиковые гимнастики. (Выполняется гимнастика “Улитка” и “Теремок”).

    Тычет рожками улитка

    (Правая рука: большой палец придерживает средний и безымянный, указательный палец и мизинец – прямые.)

    Заперта в саду калитка

    (тычет “рожками” в ладонь левой руки)

    Отвори скорей калитку

    (левая рука “открывает” калитку)

    Пропусти домой улитку

    (правая рука “проползает”)

    На поляне теремок (сложить ладони “домиком”),
    Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в “замок”),
    Из трубы идет дымок (сделать “колечки” из пальцев),
    Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),
    Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

    Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

    В коре головного мозга речевая, моторная и слуховая зоны находятся в непосредственной близости, поэтому одним из важнейших условий формирования правильной речи является развитие фонематического слуха и восприятия.

    Читайте также:  Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

    Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

    Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”.

    Родители часто жалуются – у моего ребенка “каша во рту”, он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: “Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?” К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

    В нашу студию поступил от вас, уважаемые родители, вопрос о том, как научить ребенка различать в речи звуки С и Ш. Прежде всего необходимо развивать у ребенка фонематический слух, в частности научить различать эти звуки на слух. В этом вам помогут специальные упражнения.

    Непосредственно на дифференциацию звуков С-Ш подойдет игра “Найди картинки, в которых есть заданный звук” (в какой домик поселим картинки со звуком С, в какой со звуком Ш) и т.п. (14 слайд). “Найди место звука в слове”: определить, где “прячется” звук в слове (начало, середина или конец).

    Развитие фонематического слуха и восприятия является мерой профилактики, необходимой для успешного овладения фонетическим анализом в старшем дошкольном возрасте, так как дети должны уметь не только услышать в слове тот или иной звук, но и точно определить его место в слове, дать ему характеристику, четко соотносить звук с соответствующей буквой. В свою очередь фонетический анализ, является мерой профилактики дизграфии и дезлексии в школьном возрасте.

    Существует три этапа овладения фонетическим анализом:

  • Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
  • На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, середина, конец.
  • На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
      • красный обозначает гласный звук,
      • синий твердый согласный,
      • зеленый – мягкий согласный.

    Чтобы помочь своему ребенку правильно развить фонематическое восприятие, родитель должен хорошо владеть фонематическим анализом слова. Сейчас, я попрошу кого-то из родителей помочь нам, кто хочет провести звуковой анализ слов?

    Сразу хотим оговориться, что данные задания первое время будут трудны для ваших детей. Мы хотим показать, к чему надо стремиться в работе над развитием фонематического слуха и восприятия к моменту поступления в школу. Еще нам будет помогать наша помощница Арина.

    На слайде вы видите картинки. Арина проведет разбор слова …. (ЗИМА), Ольга Ивановна … (УЛИТКА)

    Давайте проверим, правильно ли справились с заданием наши помощники. Теперь вы знаете, как научить ребенка слышать звуки и проводить звуковой разбор слов.

    Еще немаловажным компонентом в развитии речи детей является умение грамматически правильно оформить предложение и владеть другими лексико-грамматиескими категориями.

    Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

    Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

    Наталья Сергеевна, продемонстрируйте на практике, какие упражнения можно использовать для развития грамматического строя речи и лексико-грамматических категорий в домашних условиях.

    Давайте поиграем в игру “Исправь деформированное предложение” или “Предложение рассыпалось”. Сейчас наш помощник Артём и вы, уважаемые родители, попробуете выполнить задание этой игры. Вам необходимо составить предложения из слов, которые рассыпались. Преступаем к заданию. Какие у вас получились предложения, давайте проверим? (22 слайд). Еще с одним заданием успешно справились наши гости.

    Я хочу предложить вам еще одно задание – игру “Один – много”. Нужно правильно называть предметы во множественном числе. На слайде картинки, которые вам надо назвать поочередно. Я называю существительное в единственном числе, я вы существительное во множественном числе.

    Светлана Анатольевна, мы с вами, ежегодно обследуя детей при наборе в логопедическую группу, сталкиваемся с тем, что связная речь большинства детей в возрасте 4-5 лет оказывается малоразвитой или совсем не развитой. Расскажите нашим гостям, что же представляет собой связная речь, почему уровень ее развития у современных дошкольников вызывает серьезные опасения и как же нужно ее развивать?

    Под связной речью принято понимать состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

    Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, умением полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.

    К сожалению, современные дошкольники мало знают сказок и других произведений художественной литературы, затрудняются правильно и последовательно их пересказать. Такие нарушения связаны в первую и основную очередь с ограниченным общением взрослых с ребёнком; с незнанием русского фольклора, сказок других произведений; недостаточным развитием пересказа, умением рассуждать.

    Художественная литература является отличным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на развитие ребенка, помогает формировать готовность к учению.

    Произведения художественной литературы помогают ребенку открывать и понимать жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствуют речевому развитию, дают образцы правильного литературного языка. Чем чаще ребенок слышит произведения художественной литературы, тем грамотней его речь.

    Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте можно сформировать у ребенка только в процессе ознакомления с художественными произведениями.

    Низкий уровень развития связной речи оказывается серьезной проблемой как в устных ответах детей, требующих умения рассуждать, пересказывать, так и в письменных при написании сочинений и изложений.

    Вы видите основные направления в профилактике развития связной речи.

  • Чтение с детьми русских народных сказок.
  • Сюжетно-ролевое обыгрывание сказок.
  • Разыгрывание мини-театров в домашних условиях.
  • Заучивание стихов с интонационной выразительностью.
  • Составление связного текста по картинке.
  • Пересказ небольшого текста.
  • Связный рассказ истории из своей жизни.
  • Умение рассуждать на заданную тему.
  • Сейчас дети старшей логопедической группы покажут вам инсценировку сказки “Курочка Ряба”.

    В домашних условиях вы легко можете превратить постое чтение сказки в увлекательный театр, в котором ребенок с удовольствием примет участие, как в подготовке атрибутов, так и разыгрывании. Все дети любят быть артистами. Главное, чтобы у взрослого было желание. Персонажей для сказки можно делать из чего угодно (показываются образцы).

    Уважаемые родители и гости, хотелось бы подвести итог ток-шоу. К сожалению сейчас очень много факторов, которые способствуют появлению нарушения речи у детей. Это сказывается не только на речи ребенка, но и на развитии ребенка в целом. Только вы, родители, имеющие непосредственно близкий контакт с ребенком, сами или с помощью специалистов можете преодолеть все трудности, встречающиеся на пути у ребенка. Проявляя терпение и внимательное отношение к трудностям ребенка, помогая ему в борьбе с ними, развивая ребенка всесторонне, вы обязательно добьетесь успеха. Если у вас возникли какие-либо вопросы, на которые вы не знаете ответа или на которые вы сегодня не услышали ответа, подходите к нам на консультацию. Мы рады видеть вас и всегда придем к вам на помощь.

    Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

    Рубрика: Педагогика

    Дата публикации: 30.12.2016 2016-12-30

    Статья просмотрена: 909 раз

    Библиографическое описание:

    Добря, М. Я. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития / М. Я. Добря, К. Г. Сапрыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 380-381. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37510/ (дата обращения: 07.01.2021).

    Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. [1]

    При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70–80 % обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

    В этом году в дошкольные учреждения города Абакана в среднем поступает 25–30 детей. Из них одна третья часть (в среднем) с задержкой речевого развития, помимо этого поступают так же неречевые дети.

    Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.

    Раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и именно поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Поэтому детям с отклонениями в развитии должна быть оказана коррекционная помощь, и чем раньше, тем лучше.

    Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте.

    Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых — речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ), важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

    Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною были подобраны игры и упражнения направленные на: А) развитие мелкой моторики пальцев рук; Б) развитие слухового внимания, восприятия; В) развитие просодической стороны речи; Г) развитие артикуляционного аппарата; Д) уточнение звука или его вызывание по подражанию.

    а) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

    – Игры с различными предметами

    Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою.

    Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особое удовольствие.

    С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики используются игры с различными предметами, такие как «Нанизывание бусинок на веревку», «Сложи в коробку», «Собери цветочек» и др. [2]

    б) Игры иупражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха.

    В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

    Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:

    1. нахождение и узнавание источника звука;
    2. дифференциация звуков

    – по способу воспроизведения («Барабан — погремушка», «Хлопки- притопы»);

    – по темпу («Дождик»);

    – по силе звучания («Громко-тихо»);

    – по длительности звучания («Дорожки»).

    – Игры на угадывание не речевых звуков.

    – Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками). Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».

    в) Игры иупражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

    Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом.

    Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

    г) Игры иупражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

    Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи — работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3–5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6–8 раз.

    д) Игры на звукоподражание, стихи, потешки.

    Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

    Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку.

    Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.

    1. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2–3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
    2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия Развития, 2007.

    Похожие статьи

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

    Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

    Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка.

    Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

    Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи является диагностическим фактором. И если руки развиты недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

    Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

    моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

    Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

    Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника.

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

    ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

    Читайте также:  Звук и буква Б - Конспект фронтального логопедического занятия

    Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

    В шариковом бассейне для развития мелкой моторики пальцев рук спрятаны мелкие яркие игрушки.

    Наблюдая за ребенком в группе, на занятиях особенно важно обратить внимание на развитие мелкой моторики рук.

    Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

    мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика. Похожие статьи. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

    Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

    Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка.

    Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

    Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи является диагностическим фактором. И если руки развиты недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

    Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

    моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

    Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

    Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника.

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

    ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

    Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

    В шариковом бассейне для развития мелкой моторики пальцев рук спрятаны мелкие яркие игрушки.

    Наблюдая за ребенком в группе, на занятиях особенно важно обратить внимание на развитие мелкой моторики рук.

    Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

    мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика. Похожие статьи. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

    Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

    • Речевое поведение и проявление дефектов речи
    • Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста
    • Виды нарушения речи
    • Коррекция
    • Лечение общего недоразвития речи
    • Причины нарушения речи у детей
    • Профилактические приемы

    Детям с нарушением развития речи очень сложно контролировать свою речь и поведение в целом. В результате страдает общее коммуникативная способность человека, его социальный статус в будущем и возможность самовыражения.

    Речевое поведение и проявление дефектов речи

    Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы. Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь.

    Будущее детей зависит от их коммуникабельности

    Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:

    • Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
    • Неумением договариваться и вести спор;
    • Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
    • Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).

    Речь — важный фактор жизни

    Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

    Логопеды и психологи дошкольных учреждений, педагоги подготовительных занятий могут профессионально оценить и обнаружить нарушения произношения. Основная цель их методики — это определить словарный запас и умение владеть словами. Задания в основном на построение предложений с определенным словом или на конкретную тему. Либо на подбор рифм к словам или, к примеру, придумать похожее слово по звучанию.

    Нормы развития речи для дошкольного возраста

    Виды нарушения речи

    Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.

    Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна.

    Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:

    • Заикания;
    • Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов);
    • Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).

    Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата.

    Основные их виды:

    • Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
    • Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
    • Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии характерно гнусавость голоса.
    • Характеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.

    Коррекция

    Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:

    • Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
    • Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
    • Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
    • Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.

    Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.

    Обратите внимание! Диагностика, применяемая практически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина.

    Лечение общего недоразвития речи

    Лечение такого диагноза должно быть комплексное со стороны медицины, логопеда, психолога и родителей ребенка. Если задержка возникла по психолого-педагогическим причинам, то верным решением проблемы будет благоприятная речевая среда, правильное звукопроизношение со стороны всех, кого слышит ребенок. С клиническими нарушениями предусмотрено лечение в нескольких направлениях:

    • Лечащий врач может назначить препараты, которые являются питанием нейронов мозга;
    • Логопедический массаж, самый действенный способ коррекции, оказывающий положительное влияние на артикуляционный аппарат;
    • Важно закрепление результата дома с родителями. Это могут быть повторения песенок и стишков, артикуляционная гимнастика, звукоподражания и развитие мелкой моторики.

    Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха.

    Работа с логопедом

    Причины нарушения речи у детей

    Самостоятельная диагностика может повлечь за собой еще большие проблемы в развитии не только произношения. Необходима консультация со специалистами. Причин возникновения онр у детей множество, основные из них:

    • Нарушение слуха с раннего возраста;
    • Индивидуальный темп созревания нервной системы (часто предается наследственно);
    • Минимальная мозговая дисфункция, которая часто бывает после поражения головного мозга в перинатальном периоде;
    • Социальные и педагогические причины, детские психические расстройства.

    Профилактические приемы

    Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:

    • Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
    • Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
    • Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
    • Подвижные игры, развивающие ориентацию в пространстве, смену темпов движения;
    • Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.

    Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий.

    Профилактика всегда легче, чем лечение. Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить.

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Профилактика речевых нарушений

    у детей младшего дошкольного возраста

    К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки и работать над:

    1. Развитием речевого дыхания.

    2. Развитием мелкой моторики.

    3. Развитием артикуляционной моторики.

    4. Развитием чувства ритма.

    5. Развитием понимания речи.

    6. Развитием слухового внимания.

    Упражнения для развития речевого дыхания

    – Дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера, воздушные шары.

    – «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

    – «Забей мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой н длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

    Внимание! Следить, чтобы не надувались щеки. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    – «Сдувать с ладони ватку, перышко».

    – Подуть на легкий шарик, плавающий в воде.

    – Выдувать мыльные пузыри.

    Упражнения для развития мелкой моторики

    Исследования учёных доказали, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Поэтому очень полезно делать ребенку:

    – Массаж кистей рук, также проводить пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

    – Гладить животных (мягкие игрушки).

    – Играть с массажными мячами.

    -Играть с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта).

    – Полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

    Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

    Пальчиковые игры

    «Все ли спят?»

    Кисти обеих рук лежат на столе ладонями вверх

    Спят лисички? Спят –спят.– мизинцы 4 раза наклоняются и остаются согнутыми

    Спят ли пчёлки? Спят-спят. –безымянные то же самое и т.д.

    Спят ли птички? Спят-спят.

    Спят ли совы? Спят-спят.

    Все на свете спят, спят.– все пальцы сжаты в кулак

    Только я и самолёт – показываем на себя, затем показываем самолёт – вытянув руки в стороны, как крылья самолёта.

    Мы не спим, мы не спим, Мы летим, летим, летим.

    «Фруктовая ладошка»

    Этот пальчик – апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка,

    начиная с большого.

    Он, конечно, не один,

    Этот пальчик – слива,

    Вкусная, красивая.

    Этот пальчик – абрикос,

    Высоко на ветке рос.

    Этот пальчик – груша,

    Просит: «Ну-ка, скушай!»

    Этот пальчик – ананас,

    Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

    «Печём пирожки»

    Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.

    А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».

    Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца.

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи –

    Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх

    Очень вкусно! Гладят живот.

    Есть у курицы цыплёнок, Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

    У гусыни есть гусёнок,

    У индюшки – индюшонок,

    А у утки есть утёнок,

    У каждой мамы малыши Показывают пальчики, играя ими.

    Все красивы, хороши!

    «Зимой в лесу»

    Медведь в берлоге крепко спит, Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

    Всю зиму до весны сопит.

    Спят зимою бурундук,

    Колючий ёжик и барсук.

    Только заиньке не спится Показывают большой палец, вращая им.

    Убегает от лисицы.

    Мелькает он среди кустов, Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

    Напетлял и был таков!

    Упражнения для развития артикуляционной моторики

    – «Ворота открываются – ворота закрываются». Максимально открывать и закрывать рот.

    – «Улыбка». Растягивать губы в улыбочку.

    – «Трубочка». Вытягивать губы трубочкой.

    – «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик».

    – «Лопаточка». Широкий распластанный язык спокойно лежит на нижней губе.

    – «Месим тесто». «Похлопаем язычок». Хлопаем по широкому языку губами.

    – «Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать.

    Упражнения для развития чувства ритма

    Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

    Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста? Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют:

    – Упражнения утренней гимнастики.

    – Повторяющиеся игровые и танцевальные движения.

    – Игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки).

    – Пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

    – Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

    – Проговаривание «понарошку», беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным «прохлопыванием» кончиками пальцев.

    – Логоритмические игры – движение с речью.

    Логоритмические игры

    Котенок мамочку зовет:
    — Мяу-мяу, мяу-мяу.
    Он не напился молока:
    — Мало-мало, мало-мало.
    Покормит мама молочком:
    — Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
    Свернется маленьким клубком:
    — Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
    Потом с клубочком поиграет:
    — Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
    И нитку быстро размотает:
    — Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

    Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.

    Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.

    Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

    Ритмично потирают кулачок о кулачок.

    Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

    Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    (Хлопаем по всему телу ладонями)

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках.

    (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

    (Щипаем себя, как бы собирая складки.)

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках.

    (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках.

    (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

    Читайте также:  Конспект НОД: Дифференциация звуков (Щ) - (СЬ)

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

    (Проводим ребрами ладони по телу, рисуем полосочки)

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках.

    Шлеп-шлеп-шлеп —
    Иду по лужам.
    Хлюп-хлюп-хлюп —
    Вода в ботинках.
    Кап-кап-кап —
    Мне зонтик нужен.
    Оп-оп-оп —
    Вода по спинке.
    Буль-буль-буль —
    Упала шапка.
    Ой-ой-ой, крутом вода.
    Да-да-да, себя так жалко.
    Одевайтесь в дождь всегда!

    Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
    Ритмично притопывают ногами.

    Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.

    Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.

    Выполняют ритмичную пружинку.
    Ритмично кружатся.
    Ритмично кивают головой.

    Развитие понимания речи

    Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

    Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает. Только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление.

    Задания для развития речи:

    – Запомнить название игрушек, частей тела.

    – Назвать предметы одежды для осени (зимы, лета) по картинкам и без них.

    – Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины.

    – Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

    – Имитировать или показать на картинке название действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает.

    – Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки.

    – Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками.

    – Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

    Упражнения для развития слухового внимания

    Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

    • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

    • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

    • «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает, как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

    ПОМНИТЕ, ГЛАВНОЕ ДЛЯ РЕБЁНКА – ИГРА И ОБЩЕНИЕ. ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ.

    Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

    Рубрика: Педагогика

    Дата публикации: 11.03.2017 2017-03-11

    Статья просмотрена: 7852 раза

    Библиографическое описание:

    Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40316/ (дата обращения: 07.01.2021).

    В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

    Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи

    Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

    Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

    В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, просветительская работа с родителями. Своевременное проведение коррекционной работы с детьми-логопатами, тесное сотрудничество с родителями позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания.

    Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.

    Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными.

    В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

    Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

    ‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

    ‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

    ‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

    Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:

    ‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

    Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

    A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

    ‒ верхнее дыхание (ключичное);

    ‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

    ‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

    Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

    Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

    Возраст ребенка

    Количество слов на выдохе внорме

    Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания

    Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры

    Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

    Что такое речевое дыхание

    Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

    Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос.

    От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.

    Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом – 500 см³.

    Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

    Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

    Развитие речевого дыхания у детей

    Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

    По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

    Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

    1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
    2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
    3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
    4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

    Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

    • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
    • Нормализовать звукопроизношение.
    • Научить контролировать процесс речи.
    • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
    • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

    Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

    Рекомендации по проведению упражнений

    Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

    • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
    • Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
    • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
    • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
    • Первый занятия можно проводить лежа.
    • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
    • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
    • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
    • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
    • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

    Упражнения

    Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

    На I этапе можно освоить следующие задания:

    Шарик

    Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

    Исходная позиция: стоя или сидя.

    Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

    Задуй свечку

    Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

    ИП: сидя на стульчике.

    Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

    После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”

    Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

    Трубач

    Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

    ИП: сидя за столом.

    Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

    Пение

    Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

    Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

    Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
    Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

    Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

    Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

    Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

    Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

    Вертушки

    Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

    Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

    Горячий чай

    Цель: формирование навыка длительного выдоха

    Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

    Воздушный футбол

    Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.

    Снежинки

    Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

    Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

    Мыльные пузыри

    Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

    Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.

    Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.

    Ссылка на основную публикацию