Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Программа по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников “Автор”

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) обусловлен тем, что в последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе, так как письменная речь стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на дальнейшее формирование личности.

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6–7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость. Необходимо обратиться к истокам проблемы, то есть к дошкольному возрасту, ведь любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому актуально ведение профилактической работы по предупреждению дисграфии и дислексии в детском саду.

С этой целью была разработана программа, которая является результатом обобщения многолетнего опыта работы специалистов МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 136” с детьми коррекционных и массовых групп. В ней наряду с общеизвестными заданиями использованы игры и упражнения, самостоятельно разработанные авторами программы.

Новизна программы состоит в том, что в ней систематизирован практический материал с учетом методических требований современной логопедии по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников, составлен перспективный план, отражающий последовательность изучения материала, цели и задачи прохождения каждого аспекта работы. Программа позволяет вести профилактическую работу целенаправленно и планомерно, так как в ней отражен системный подход, позволяющий в дальнейшем отследить динамику развития письменной речи ребенка.

Цель программы – работа по предупреждению возможных нарушений письма и чтения у дошкольников.

  • развитие у детей зрительно-пространственных функций, психических процессов, аналитико-синтетической деятельности, фонематического восприятия;
  • развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • устранение нарушений устной речи.

Разработанные и систематизированные игры и упражнения опираются на рече-слуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Они стимулируют развитие произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, наглядно-схематического и логического мышления, умения обобщать и классифицировать предметы и понятия.

Программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной к школе группе (6–7 лет). Ей можно пользоваться как при подгрупповой, так и при индивидуальной форме проведения занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю в рамках индивидуальной или кружковой работы, а также в качестве интегрированных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников как общеобразовательных, так и коррекционных групп. Всего 72 занятия в год (см. перспективное планирование, Приложение 1). Каждое занятие включает в себя разнообразные игры и упражнения, к которым предлагаются инструкции и методические рекомендации. Развитие ребенка происходит за счет постоянного усложнения содержания. Уже после нескольких занятий дети начинают сами свободно ориентироваться в условиях заданий. От взрослого требуется только стимуляция, контроль и поощрение деятельности ребенка.

Организация обучения предусматривает кроме специально организованного занятия совместную работу педагогов с детьми вне занятия, при этом методика настолько проста, что позволяет проводить работу с ребенком не только логопедам, дефектологам и воспитателям, но и непосредственно родителям.

Пользуясь программой, необходимо помнить:

  1. Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
  2. Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без “примесей” других звуков. Например, не ПЭ, а П, не НЭ, а Н.
  3. Чтобы познакомить ребенка с буквой, надо произносить не ее официальное название, а тот звук, который она обозначает. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ь и Ъ знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я,Ю,Е, Ё, стоящие после гласных, в начале слова и после мягкого, твёрдого знака, обозначают два звука. Я=йа, Ю=йу, Ё=йо, Е=йэ.
  4. Гласные буквы принято выделять красным цветом, твердые согласные – синим (как синий твердый лед), а мягкие согласные – зеленым (как зеленая мягкая травка).
  5. Ч,Щ,Й – всегда мягкие, а Ж,Ш,Ц – всегда твердые, М,Н,Р,Л согласные не имеют пары.
  6. Слог – это часть слова (сколько в слове гласных, столько и слогов).
  7. Ударение – выделение голосом гласного звука. (ударный звук произносится с большей силой голоса)
  8. Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.
  9. Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому звуку.
  10. Составить схему слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, нарисовать кружочки, обозначающие звуки, нужными цветами.
  11. Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов, количество слогов и звуков в слове, в предложении.
  12. Следует обратить внимание на единственное и множественное число предметов: одна – рыба, а две – рыбы.
  13. Нужно обращать внимание детей, что предложения начинаются с большой буквы, имена людей, клички животных, города пишут с большой буквы, в конце предложения ставится . ! ?
  14. Скороговорки желательно учить наизусть, стараться ясно произносить звуки в словах.
  15. Обязательно пересказывать сказки. Выделять слова с заданным звуком.
  16. Перед проведением каждого занятия нужно обязательно прочитать подсказки к заданиям.
  17. Не пренебрегайте заданиями, которые могут показаться недостаточно важными. Каждое из них выполняет определенную задачу и является ступенькой для решения следующей.

Мы будем рады, если наша программа попадет в руки заботливым родителям и не останется без внимания учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов, и надеемся, что многие дети будут своевременно подготовлены к школе и смогут избежать возможных нарушений письма и чтения.

Приложение 2. Методическое оснащение программы.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Статья просмотрена: 7773 раза

Библиографическое описание:

Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2314/ (дата обращения: 28.02.2020).

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать, что профилактика дисграфии, дислексии является актуальной проблемой в современном модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.

Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого теста.

У ребёнка с логопедическим диагнозом нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Приоритетные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

лепка из пластилина;

выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

вырезание из цветной бумаги;

выжигание на дощечках;

вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор»

вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)


«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:


из одного элемента (О, С);

из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

из трех элементов и т.д.

«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:


прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

«открыты» (А, Б, Г и т.д.);

Упражнение «Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Читайте также:  Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

Упражнение «Угадай, какая буква?»

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;

Обвести букву по точкам;

Слепить букву из пластилина;

Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);

Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;

“Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;

Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);

Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

Собрать букву из двух половинок;

Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

Прочитать слово по пол-букве.

Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;

«Собрать» буквы и прочитать слово;

Работа с изографами.

В результате проводимой работы у детей:


улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук. Преодоление грамматического недоразвития речи.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению.

Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук. Преодоление грамматического недоразвития речи.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению.

Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР»

Елена Семыкина
Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР»

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной.

Если у ребенка к моменту поступления поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Первичная профилактика дисграфий:

Её основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее: 1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дисграфией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом.

3. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа:

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

На уроках педагоги должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям:

• Развитие слухового и фонематического восприятия.

• Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

• Развитие мелкой моторики рук,

• Ориентировка в пространстве,

• Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

Рекомендуем использовать игры:

Развитие слухового и фонематического восприятия.

1. Игра «Назови звуки, которые слышишь». Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

2. Игра «Путешествие». Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды – эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы – этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т. д.)

3. Игра «Где звук и сколько слогов». Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

4. Игра «Что изменилось?» Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.

5. Игра «Зашифрованное слово». Перед ребенком ряд картинок (капуста – арбуз – шарик – автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – каша.

6. Игра «Посмотри и запомни». Предлагаем посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь – логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

7. Игра «Я назову слова, а вы покажите символы». Называем слова, а дети подумают, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра – [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч – [О] ; индюк, икра, иголки – [И]

8. Игра «Волшебный кубик». Показываем кубик и спрашиваем, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Предлагаем бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т. д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т. д.

Развитие мелкой моторики рук.

1. Игра «Самолеты за облаками». Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Педагог дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое – светлое (самолет виден хорошо).

– вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

2. Игра «Тир». Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше – в центр.

3. Игра «Узнай, кто я?». Игра развивает амплитуду движения, точность.

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто – то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

4. Игра «Вниз по реке». Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

– дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

– самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Ориентировка в пространстве.

Читайте также:  Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

Цель: закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры: среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальнейшем игра усложняется тем, всем игрокам, кроме ведущего завязывают глаза.

2. Игра «Давай дружить»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека.

(Дети встают парами напротив друг друга. Воспитатель дает задание- поздоровайтесь с другом правой рукой, погладьте друг руга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

3. Игра «Что изменилось»

Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около, ближе, дальше и т. д.

Ход: называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка. Можно провести игру наоборот. Петрушка просит переставить игрушки, а вызванный им ребенок выполняет задание. Другие дети оценивают правильность выполнения.

4. Игра «Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Ход: рассказываем ребёнку: «Представь, что ты – художник, а я- твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребёнок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

5. Игра «Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивать воображение.

Ход: ребёнку предоставляется игровое поле, состоящие из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задаёт направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, 2 вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребёнок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка ив соответствии с цветом придумывает место нахождения его героя. (например: клетка голубого цвета может означать, что герой прибыл на море, зелёного – на лесной полянке, жёлтого – на песчаном пляже и т. д.).

6. Игра «Назови соседей»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

Ход: используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

-что изображено справа от него,

-что нарисовано под ним,

-что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

7. Игра «Геометрический диктант»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

Ход: перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг- в центре листа, и т. д. После выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Используйте на занятиях так же речевые игры:

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и педагога удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно обучаться в школе, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у детей с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

«Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста». В помощь педагогам-психологам «Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения дошкольников» – В. В. Балашова, – педагог – психолог ДОУ ЦРР № 7. Асоциальное.

Консультация для педагогов и родителей «Профилактика дорожно-транспортных происшествий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Детский сад №224» Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии» Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное.

Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста» Консультация для родителей. Первичная социализация ребенка раннего возраста. Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Формирование устной и письменной речи детей 5–7 лет с нарушениями ОДА с помощью логопедического тренажёра Дэльфа-142.1 Стратегия реализация проекта Наименование проекта: использование современных компьютерных технологий на логопедических занятиях «Логопедический.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР В научных исследованиях по логопедии отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи нередко обнаруживаются те или.

Мастер-класс для педагогов «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Конспект Мастер-класс (для педагогов ДОУ) Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Будьте добрыми,.

Профилактика нарушений письменной речи

Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.

Во-первых – это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.

Вторым фактором является снижение общей успеваемости детей на фоне нарушения чтения и письма. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.

Третьим фактором является время, затраченное на коррекцию речевого нарушения. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работы по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.

Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как осведомленность родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка . К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.

Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:

  • диагностика речи каждого ребенка;
  • выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
  • организация систематических логопедических занятий;
  • мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
  • просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.

Как уже было сказано, решение этой задачи эта посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так со стороны родителей и детей.

Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. Стоит помнить, что дисграфия и дислексия не возникают внезапно, на пустом месте, «из ничего».

На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи? Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:

  • оррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
  • развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
  • развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
  • развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
  • развитие связной речи (ра звитие навыка с).

Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям

  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
  • развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).

Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Уважаемые члены комиссии, разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему: «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Проблема нарушений письменной речи является одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. По данным О.А. Ишимовой, С.Н. Шаховской, А.А. Алмазовой, к овладению навыком письма не готовы около 50% учащихся первых классов. Распространенность нарушения письма среди учащихся 2-4 классов составляет от 10-30%. Большая часть этой категории учащихся – дети с нарушениями речи.

Целью нашего исследования является разработать систему логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями и доказать ее эффективность.

Исследование проводилось на базе МАДОУ д/сад № 66 «Теремок» г. Таганрога. Экспериментальную группу составили 6 детей в возрасте 5- 5,5 лет, имеющие речевые нарушения.

Констатирующий этап нашего исследования был направлен на выявление предпосылок к нарушениям письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Для достижения цели была разработана программа логопедического обследования, которая позволяет выявить предрасположенность к нарушениям письменной речи. Программа включала в себя 4 серии заданий. Они представлены на слайде.

Серия I. Обследование психологической базы речи.

Серия II. Обследование моторики.

Серия III. Обследование артикуляционного аппарата.

Серия IV. Обследование общего состояния устной речи.

Задания оценивались от 0 до 3-ех баллов.

Изучение психологической базы речи испытуемых выявило, что внимание, память, восприятие у детей достаточно неустойчивое, с низкой концентрацией, отмечается плохая переключаемость, имеются недостатки зрительного, тактильного и слухового восприятия.

По результатам обследования второй серии заданий было выявлено, что у детей имеются различные недостатки общей и мелкой моторики, координации и ритма движений. Нникто из испытуемых не получил максимальный балл за выполнение заданий.

Обследование устной речи показало, что у большинства испытуемых был выявлен низкий уровень лексического запаса слов и грамматического строя речи. Дети употребляют неверные окончания падежных форм имен существительных; неточно используют обобщающие понятия, у них диагностированы ошибки в согласовании частей речи.

Читайте также:  Речевой праздник 'По страницам знаний'

При обследовании фонетической стороны речи у детей экспериментальной группы были выявлены недостатки свистящих, шипящих, сонорных звуков как изолированно, так и в спонтанной речи; имелись искажения и замены. При обследовании слоговой структуры слова наблюдались пропуски, замены и перестановки слогов.

Обследование состояния фонематического слуха и фонематического анализа в целом продемонстрировало достаточно низкий уровень. У детей с нормальным физическим слухом наблюдаются трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, близких по способу и месту образования, а также по акустическим признакам.

Вызывали трудности следующие задания: «Повторение слогового ряда», например, такого как ПА-БА-ПА, ША-СА-ША и др. Еще одним заданием было «Выделение начального ударного гласного из слова». Предлагалась инструкция: Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д. На слайде, видно, что никто из испытуемых не получили высоких баллов за выполнение заданий.

Из ‏ 薤 подсчета ‏ 薤 итоговой ‏ 薤 суммы ‏ 薤 баллов ‏ 薤 нами ‏ 薤 были сделаны следующие ‏ 薤 выводы: ‏ 薤 высокий ‏ 薤 уровень ‏ 薤 сформированности речевых ‏ 薤 и ‏ 薤 неречевых ‏ 薤 процессов ‏ 薤 у ‏ 薤 дошкольников ‏ 薤 не ‏ 薤 диагностирован; ‏ 薤 средний ‏ 薤 уровень ‏ 薤 выявлен у ‏ 薤 34% детей; ‏ 薤 низкий ‏ 薤 уровень ‏ 薤 – ‏ 薤 у ‏ 薤 66% детей. ‏ 薤 Результаты ‏ 薤 представлены ‏ 薤 на слайде.

Таким образом, анализ ‏ 薤 материалов ‏ 薤 исследования ‏ 薤 показал, ‏ 薤 что ‏ 薤 у ‏ 薤 всех детей ‏ 薤 экспериментальной ‏ 薤 группы имеется ‏ 薤 предрасположенность ‏ 薤 к ‏ 薤 нарушениям ‏ 薤 письменной ‏ 薤 речи. Полученные результаты выявили необходимость в проведении специальной коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей.

На формирующем этапе нами была разработана система логопедической ‏ 薤 работы ‏ 薤 по ‏ 薤 профилактике ‏ 薤 нарушений ‏ 薤 письменной ‏ 薤 речи ‏ 薤 у ‏ 薤 дошкольников ‏ 薤 с ‏ 薤 речевыми ‏ 薤 нарушениями в основу которой были положены рекомендации Т.Б. Филичевой, ‏ 薤 Г.В. ‏ 薤 Чиркиной, ‏ 薤 Н.И. Озерецкого, Т.А. Доброхотовой . ‏ 薤 Экспериментальная работа на формирующем этапе на нннн осуществлялась ‏ 薤 в ‏ 薤 период ‏ 薤 с ноября 2017 г. по апрель 2018 г. и ‏ 薤 включала ‏ 薤 в ‏ 薤 себя ‏ 薤 следующие ‏ 薤 направления ‏ 薤 ‏ 薤 работы, которые представленны на слайде.

Наиболее эффективными для развития фонематического слуха, по нашему мнению, являются игры «Найди лишний слог», «Красный – белый», «Поймай звук», «Сосчитай удары». Для развития ручного праксиса, на наш взгляд, полезны задания на обводку плоских предметов, штрихование фигур; дорисовывание второй половины рисунка и его деталей; а также плетение, шнуровка, завязывание узлов.

Для совершенствования оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза важны упражнения на ориентировку в вертикальном пространстве: в помещении и в сторонах тела, а для горизонтальной ориентировки – на листе бумаги. Апробация также показала, что в профилактической работе очень важны упражнения для автоматизации правильного звукопроизношения и развития лексико-грамматического строя речи.

С целью выявления эффективности проведенной нами на формирующем этапе исследования экспериментальной работы мы провели повторное диагностическое обследование дошкольников логопедической группы.

Представленные сравнительные данные экспериментального исследования свидетельствуют об успешной апробации разработанной нами системы логопедической работы. У 83% детей экспериментальной группы сформирован средний уровень речевых и неречевых процессов, лежащих в основе овладения письменной речью, а у 17% дошкольников сохранился низкий уровень. Предрасположенность к нарушениям письменной речи имеет место, но в меньшей степени. Была отмечена положительная динамика в психофизическом и речевом развитии.

Анализ материалов контрольного этапа исследования показал, что устная речь дошкольников заметно обогатилась и улучшилась: произошло расширение предметного, качественного и глагольного словаря; уменьшилось количество словообразовательных ошибок.

В состоянии звукопроизносительной стороны речи у детей произошли следующие позитивные изменения: речь стала более фонетически правильной и четкой, сократились недостатки звукопроизношения. У всех испытуемых отмечено улучшение состояния фонематического слуха и фонематического анализа. Дошкольники стали лучше дифференцировать фонемы, близкие по способу и месту образования, а также по акустическим признакам.

Как показал опыт нашей работы, разработанная нами система логопедического воздействия по профилактике нарушений письменной речи является эффективной , но требует более длительной систематической коррекционной работы на протяжении следующего года обучения по программе преодоления нарушений речи.

Поставленная нами цель достигнута, и все задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение. Спасибо за внимание.

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Она является вторичной и более поздней по времени возникновения. Понятие «письменная речь» на равноправной основе объединяет в себе чтение и письмо. Письменная речь существенно отличается от устной. В первую очередь тем, что формируется только в условиях обучения. Речевые нарушения диктуют совершенно иные способы обучения. Овладение письменной речью у детей с патологией осуществляется иначе, чем в норме. Среди первоклассников встречается большое количество детей с общим недоразвитием речи. Они испытывают трудности в овладении письмом, которые в последующем переходят в дисграфию. Поэтому возникает необходимость организации своевременной профилактики нарушений письменной речи, полноценной диагностики факторов риска и разработки методических рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников. Это и обуславливает актуальность нашего исследования. Исходя из этого, цель нашей работы – выявление особенностей функциональной базы письма у детей старшего дошкольного возраста и определение основных мероприятий по организации профилактики нарушений письменной речи. Объект исследования – функциональная база письма. Предмет исследования – комплекс мероприятий по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезой исследования является предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются существенные нарушения в сформированности письменной речи. Комплекс мероприятий по профилактике позволит в значительной мере обеспечить формирование функциональной базы письма у детей изучаемой группы. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования: 1. Теоретически обосновать состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе; 2. Провести экспериментальное исследование функциональной базы письма у детей старшего дошкольного возраста; 3. Интерпретировать полученные результаты экспериментального исследования; 4. Разработать методические рекомендации профилактики нарушений письменной речи для педагогов и родителей. Были использованы следующие методы исследования: метод изучения психолого-педагогической литературы и документации, метод изучения продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, метод количественного и качественного анализа полученных результатов. Организация исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 131» г. Новосибирска. В нем участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, работающими с данной категорией детей для формирования функциональной базы письма. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 21 источника. В основном тексте содержатся 3 таблицы, 1 рисунок.

Письменная речь – это новая и сложная деятельность для ребенка дошкольного возраста, потому что включает в себя не только чтение, но и письмо. В последние время при определении структуры готовности ребенка к обучению в школе исследователи стали использовать такое понятие как «функциональный базис письма». Функциональный базис письма – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложности, при этом у навыков чтения и письма психологическая база несколько различается. В структуру функционального базиса письма, по мнению А.Н. Корнева, необходимо включать не только сформированность собственно языковых компонентов речи, но и зрительно пространственную ориентировку, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т.д. Предпосылки функционального базиса письма развиваются и формируются к 5-6 годам. На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция – анализ звука, определение каждой буквы, ее написание – служит отдельным, самостоятельно осознанным действием. Написание слова распадается для ребенка на ряд операций. На этом этапе включаются зрительные и пространственные ориентировки, а также фонематический слух. По аналогии с особым слухом, настроенным на звуки речи, есть и особое зрение на буквы. Ребенок может часто путать букву при чтении или зеркально разворачивать при письме. И, наконец, собственно написание букв может быть затруднено какими-то двигательными расстройствами. Проблема профилактики нарушений письменной речи актуальна на сегодняшний день в связи с увеличением количества детей, имеющим проблемы в данной области. Понятие функционального базиса письма расширяется с каждым днем. Выявления уровня его сформированности рекомендовано начинать с раннего дошкольного возраста. Для изучения функциональной базы письма нами были использованы методики, направленные на изучение зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ полученных данных показал, что в изучаемой группе двое детей имеют нормативные показателями сформированности функциональной базы письма. Пять детей – пограничные показатели, а 3 – патологии. Отмечаются трудности копировании письменного текста и группы точек и координации деятельности. У детей можно зафиксировать трудности ориентировки на листе бумаги; соскальзывание с предложенного образца выполнения, мышечное напряжение; низкий самоконтроль при выполнении заданий. Нами были предложены методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике нарушения сформированности письменной речи. Следовательно, цель нашей работы достигнута; поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение.

1. Алексеева, А.Е. Формирование готовности к овладению чтением и письмом: проблемы и пути их решения // Дошкольное воспитание. – №2. – 2007. – С. 72 – 78. 2. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. – М.: Просвещение, 2003. – 157 с. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1956. – 456 с. 4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. – М., 1997. – 417 с. 5. Жукова Н.С и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973. – 340 с. 6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб., 1997. – 137 с. 7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003. – 330 с. 8. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – Воронеж, 2004. – 313 с. 9. Логинова Е. А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л. С. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208с. 10. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 11. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 480 с. 12. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд.2-е – Ростов на/Д., 2003. – 299 с. 13. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998. – 290 с. 14. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей – СПб.: Союз, 2001. – 240с. 15. Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 270 с. 16. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под ред. О.Б.Иншаковой – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 250 с. 17. Российская Е.И. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 240 с. 18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с. 19. Трифонов В.А. Выявление детей с нарушениями речи: Методическое пособие.- М., 2003. – 170 с. 20. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 1996. – 240 с. 21. Шевелёв К.В. Развивающие задания. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.- М.: Издательство «Ювента», 2008. – 32 с.

Ссылка на основную публикацию