Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи

Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.

Во-первых – это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.

Вторым фактором является снижение общей успеваемости детей на фоне нарушения чтения и письма. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.

Третьим фактором является время, затраченное на коррекцию речевого нарушения. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работы по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.

Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как осведомленность родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка . К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.

Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:

  • диагностика речи каждого ребенка;
  • выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
  • организация систематических логопедических занятий;
  • мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
  • просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.

Как уже было сказано, решение этой задачи эта посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так со стороны родителей и детей.

Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. Стоит помнить, что дисграфия и дислексия не возникают внезапно, на пустом месте, «из ничего».

На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи? Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:

  • оррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
  • развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
  • развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
  • развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
  • развитие связной речи (ра звитие навыка с).

Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям

  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
  • развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).

Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Читайте также:  К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Нарушение письменной и устной речи у детей

    Содержание статьи

    • Нарушение письменной и устной речи у детей
    • Как избежать речевых ошибок
    • Как исправить ребенку речь

    Если вы захотите найти причину, то придется обратиться к логопеду, который в большинстве случаев заявляет, что эти нарушения возникли уже давно, когда малыш произносил первые слова. Между нарушениями речи, письма и чтения существует тесная связь.

    На что обратить внимание родителям в развитии ребенка

    1. Формирование речи. Оно должно заканчиваться к трем годам. 2. Поведение ребенка. Существует особый тип: «дети – крикуны». Вроде как в этом нет ничего особенного. Однако родители должны оберегать их от чрезмерных нагрузок. Обычно у таких детей с утра сиплый голос, который потом «расходится». Со временем на голосовых связках образуются так называемые «узелки крикунов». В таких случаях, чтобы устранить эти нарушения, необходимы упражнения и медикаментозная помощь.

    Письменная речь

    Письменная речь формируется на базе устной. Чтобы ребенок начал писать, у него должна быть хорошо сформирована устная речь, фонематические процессы и моторика. Если имеются нарушения в этих сферах, то тревогу надо бить в старшем дошкольном возрасте. Если у ребенка есть общее недоразвитие и вовремя это не исправить, то в школе ему будет туго и понадобится логопедическая помощь.

    Для профилактики письменной речи в дошкольном возрасте необходимо развивать устную речь, формировать словарь, лексико-грамматический строй, развивать моторику и пространственную ориентировку, т.е. ребенок должен знать, например, где у листа бумаги углы, право или лево, верх или низ и т.д.

    Профилактикой нарушений родители должны начать заниматься с самого рождения, а также следить за состоянием его здоровья. И здесь имеется в виду не столько соматическое здоровье, сколько психологическое. Следите за своими словами, особенно по отношению к ребенку. Необдуманное слово может нести разрушительную функцию. На письменную речь стоит обратить внимание в старшем дошкольном возрасте. В ее развитии поможет конструктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка и т.д. Этот требует усидчивости и формирования координации. Дошкольная программа как раз направлена на профилактику у ребенка нарушений в этих сферах.

    Упражнения для дошкольника:

    • Взрослый беззвучно артикулирует гласные, и ребенок, догадываясь по губам, показывает соответствующую букву. Ему будет легче, если вы каждый раз будете загадывать определенную букву. • Теперь, наоборот, угадываете вы. • Произносим гласные буквы нараспев. • Попробуем произносить гласные буквы в паре, также нараспев: АИ, ИА, ЕИ, ОУ. • Составляем слоги в паре с согласными буквами, произносим, меняем буквы местами.

    Важно понять разницу между звуками и буквами, и что они не всегда совпадают. Если ваш ребенок в дошкольном возрасте уже пишет, но делает орфографические ошибки, не стоит беспокоиться. Всему своё время. Когда он пойдет в школу, ему объяснят правила. Родителям следует постараться на домашних занятиях давать ребенку слова, которые как слышатся так и пишутся, чтобы он не смог ошибиться. Главное, родителям не переусердствовать. Делая добро ребенку, и да давая ему нагрузку, не соответствующую возрасту, можно навредить. В крайнем случае объясните ему, как это правильно пишется, не вдаваясь в подробности.

    Прежде чем возмущаться по поводу своего ребенка, помогите ему в освоении родной речи. А если не выходит, обратитесь к логопеду. Помните: главное в воспитании – находиться с ним рядом, помогать ему, и у вас все получится.

    Игровое занятие с детьми второго года жизни «Кошка с котятами»

    Игровое занятие с детьми второго года жизни, тема: «Кошка с котятами»

    (В этом разделе есть занятие для детей третьего года жизни под этим же названием. Занятия отличаются несколькими дидактическими играми, динамическими паузами и сложностью изодеятельности (лепки), которые в каждом занятии подобраны соответственно возрасту детей).

    Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

    Оборудование:

    Игрушка «Кошка».
    Аудиозапись кошачьего мяуканья.
    Корзина с разноцветными клубочками.
    Соленое тесто, вырезанные из картона силуэты рыбок.
    Построенный из крупного строительного материала домик, платок красного цвета.
    Крупа, ложки, кастрюля, тарелки.
    Книга «кошкин дом» с красочными иллюстрациями.
    Игрушечные ведра, ковшики, кастрюльки.

    Ход занятия:

    Дидактическая игра «Покажи ручки»

    Покажите ваши ручки. А теперь спрячьте ручки. Где же ручки? Вот они!
    Спрячем наши глазки? (Закрыть глаза руками) Вот глазки!
    Спрячем наши ушки? (Закрыть уши руками) Вот ушки!
    Спрячем наш носик? (Закрыть нос руками) Вот носик!

    Сюрпризный момент

    Кто прячется под стулом? Послушайте.

    (Звучит аудиозапись кошачьего мяуканья или воспитатель сам имитирует его).

    Так кто же там спрятался под стулом? Это кошка.

    Рассматривание игрушки

    Посмотрите на кошку. Ее зовут Мура. Давайте позовем кошку по имени, скажем: «Мура».
    Вам нравится кошка мура? Да, красивая кошка. Мордочка у кошки усатая. Покажите, где у кошки усы. Что еще есть у кошки на голове? Глазки, ротик, ушки. Покажите их.
    А какая мягкая у кошки шубка. Погладьте кошку ладошками. Какая на ощупь у нее шубка? Мягкая.
    А чтобы бегать и прыгать кошке нужны … что? Лапки нужны кошке, чтобы бегать и прыгать.
    И еще у кошки есть вот что. Что это? Это хвост.

    Динамическая пауза «Котик маленький сидит»

    Котик маленький сидит
    И ушами шевелит.
    Вот как, вот как,
    Как ушами шевелит.
    (Раскрытые ладони приложит к ушам, сгибать и разгибать сомкнутые пальцы, как котик шевелит ушами)

    Котик маленький замерз,
    Прикрывает лапкой нос
    (Потирание носа поочередно то одной, то другой ладонью)

    Котик-котик, Котофей!
    Быстро мы тебя согреем!
    (Потирание ладошек одну о другую)

    Прыг-скок, прыг-скок!
    Прыгай с пятки на носок!
    (Прыгаем, переставляя стопы с пятки на носок)

    Артикуляционная гимнастика «Кошка»

    Покажите, как кошка показывает язычок, лакает молочко, облизывается, улыбается, зевает.

    Дидактическая игра «Кошка и котята»

    Есть у нашей кошки детки. А вы знаете, как называют деток кошки? Котята. Посмотрите, кошка большая, а котята какие? Маленькие котята. Кошка одна, а котят сколько? Котят много. Кошка мяукает громко. Вот так «Мяу!» А котята мяукают тихо. Вот так. (Показ воспитателя) Давайте вы замяукаете громко, как мама-кошка. А теперь помяукайте тихо, как котятки-ребятки.

    Дидактическая игра «Клубочки»

    А как любят котята играть с клубочками. Сколько клубочков у меня в руках? Один клубочек. А сколько клубочков лежит в корзинке? Много клубочков. Вы, наверное, как и котята хотите поиграть с клубочками.

    Подвижная игра «Прокати клубочки и собери в корзинку»

    Возьмите себе клубочки. Положите их перед собой на пол и толкните, так чтобы они покатились вперед.
    Ой, разбежались наши клубочки! Скорее собирайте их и складывайте в корзину.

    Дыхательное упражнение «Подуй на бантик»

    Любят котята играть с бантиками. Возьмите бантики за ниточку и подуйте на них, так чтобы бантики закачались.

    Дидактическая игра «Большие и маленькие игрушки»

    У котят много игрушек. Есть большие, а есть маленькие. Берите только маленькие игрушки и складывайте в маленькую корзиночку.

    А теперь возьмите большие игрушки и сложите в большую корзинку.

    Чтение стихотворения «Кошкин дом» с показом иллюстраций

    Тили-бом! Тили-бом!
    Загорелся кошкин дом!
    Загорелся кошкин дом,
    Идет дым столбом!
    Кошка выскочила!
    Глаза выпучила.
    Бежит курочка с ведром
    Заливать кошкин дом,
    А лошадка – с фонарем,
    А собачка – с помелом,
    Серый заюшка – с листом.
    Раз! Раз!
    Раз! Раз!
    И огонь погас!

    Инсценировка «Потушим кошкин дом»

    (Воспитатель набрасывает на домик из строительного материала платок красного цвета и подергивает его).

    Ой, какой огонь! Загорелся дом нашей кошки. Нужно срочно тушить огонь.
    Скорее берите в руки ведра. Ковшики, кастрюли и бегите тушить кошкин дом.

    (Воспитатель показывает как нужно взять ведро, донести его до домика и перевернуть, как будто выливая воду. Когда все дети выполнят задание убрать красный платок с домика – «потушили огонь»).

    Пальчиковая гимнастика «Котята»

    Все котятки мыли лапки,
    Вот так, вот так!
    (Тереть ладошки друг о друга)

    Мыли ушки, мыли брюшки
    Вот так, вот так!
    (Тереть ладонями то уши, то живот)

    А потом они устали,
    Вот так, вот так!
    (Приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)

    Сладко-сладко засыпали,
    Вот так, вот так!
    (Сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони)

    Лепка из соленого теста «Булочка для кошки»

    Возьмите кусочки теста и скатайте из них булочку. Сверху положите маленькую рыбку.

    Игра с погремушками

    Погремушка-погремушка,
    музыкальная игрушка
    В руку ты ее возьми
    И греми, греми, греми!

    Спрячь за спинку погремушки
    Отдохнут от шума ушки.
    На соседей погляди
    И тихонько посиди.

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

    Конспект занятия «Кошка и котёнок»

    ,Скеленчева Надежда
    Конспект занятия «Кошка и котёнок»

    Тема: Кошка и котёнок.

    Программное содержание: Уточнить представление детей о домашнем животном.

    Образовательная: Познакомить дошкольников с домашним животным-кошкой и котёнком. Учить узнавать и называть, выделять некоторые особенности внешнего вида (пушистая шерсть, длинный хвост, лапки и т. д.). Познакомить с особенностями поведения (мяукает, мурлычет, бесшумно ступает своими лапками).

    Развивающая: Развивать внимательность, наблюдательность, речь, тактильную чувствительность пальцев рук.Ввести в активный словарь детей слова: лакает, туловище.

    Воспитательная: Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.

    Словарная работа: лакает, туловище.

    Предварительная работа: Отгадывание загадок о кошках, рассматривание их в повседневной жизни, разучивание пальчиковых игр «Коготки», «Расскажу про кошку», разучивание подвижной игры «Кошка с котятами».Прослушивание аудиозаписей «Песня кошки» А. Санин, А. Рыбников, «Песня кошки» А. Муравьёва.

    Читайте также:  Документация учителя-логопеда и её ведение

    Материалы и оборудование: клубочки, игрушечная кошка и котёнок в корзине, аудиозаписи песен;раздаточный материал: магнитные карточки с изображением различной еды для кошек, экран, проектор, ноутбук.

    Ход занятия:

    -Ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. (Воспитатель показывает запутанные клубочки). Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы тоже попробуйте отгадать, кто же это такой.

    У порога плачет, коготки прячет,

    Тихо в комнату войдёт,

    -Кошка.

    -Правильно. С чем же любит играть наша кошка (Воспитатель показывает клубочки)

    кошка домашнее или дикое животное? Почему вы так думаете?

    -Ребята, к нам сегодня в гости пришла кошка. (Воспитатель показывает мягкую игрушку кошку). Вам нравится кошка? Смотрите какая она красивая. А зовут её Мурка. Как вы думаете, почему её так назвали? (Мурлычет, мяукает).Она очень ласковая и любит мурлыкать. Ребята, помните мы с вами учили пальчиковую игру «Расскажу про кошку».Давайте мы её вспомним. (Дети сидя за столом выполняют пальчиковую игру «Расскажу про кошку»)

    Подставляй ладошку (вытягиваем руки вперёд ладошкой вверх)

    Расскажу про кошку (гладим ладонь другой рукой)

    Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)

    Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)

    Раз-два-три-четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)

    Вот-кулак, (сжимаем пальцы в кулак)

    А вот ладошка. (разжимаем их)

    На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)

    И крадётся потихоньку(«пробегают» пальчиками до плеча)

    И крадётся потихоньку (прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)

    Видно мышка там живёт.

    -Молодцы! Ребята, недавно мы с вами на прогулке рассматривали кошку. Помнете? А теперь посмотрите на эту кошку и скажите, что у неё есть. (Воспитатель показывает на голову кошки)

    -Голова, глазки, ушки, носик, усики.)

    -Правильно, кошки очень хорошо слышат, видят и чувствуют запахи. А ещё что у неё есть? (Ротик, язычок.)

    Что делает кошка с язычком? (Пьёт молоко, умывается)

    -Правильно. А ещёпо-другому можно сказать: «Лакает». Давайте мы с вами вместе скажем. (Хоровой ответ детей) Покажите, как кошка лакает молоко. (Ведётся артикуляционная гимнастика) А что ещё есть кошка кроме молока? (мясо, рыбу, мышей)

    -Правильно. А теперь покажите как кошка просит есть.

    -Мяу! Мяу! (звукоподражание детей)

    -Давайте мы с вами поиграем в игру «Покорми кошку» (дидактическая игра)

    У меня на доске висит рисунок кошки. А у вас на столах лежат магнитные карточки. Среди них нужно выбрать ту карточку с едой, которую будет есть кошка. Потом прикрепить эту карточку на магнитной доске рядом с рисунком кошки. (С каждого стола выходит один ребёнок. Самостоятельная работа)

    -Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь наша Мурка сыта. Она довольна и мурлычет. Как она мурлычет?

    -Мур! Мур (звукоподражание детей)

    -Ребята, давайте мы снова посмотрим на нашу Мурку. Это у неё туловище. Давайте вместе скажем (Словарная работа) Чем покрыто туловище у кошки (Если дети затрудняются, воспитатель сама говорит) Погладьте Мурку и скажите, какая у неё шёрстка? (Мягкая, пушистая, гладкая)

    -Посмотрите на экран, ребята. Я вам покажу какие бывают кошки. Они все разные, разной породы. Бывают с длинной шерстью (слайд1-2, с короткой шерстью (слайд3-4, с разной окраской (слайд5-7). (Во время просмотра слайдов тихо звучит аудиозапись «Песня кошки»)

    -Ребята, а что мы ещё забыли назвать? (длинный хвост, лапки) Правильно. А в лапках есть подушечки. (Воспитатель демонстрирует подушечки)А в подушечках есть коготки. Зачем они нужны? Давайте покажем какие коготки у кошки. (Пальчиковая игра «Коготки»)

    Точит кошка коготки, (царапает коготками колени)

    Очень острые они.

    А кошачьи лапочки (плавно выставляют вперёд то одну ручку, то другую)

    Мягкие, как тапочки.

    -Когда кошка ходит, она прячет коготки в подушечки и поэтому ходит тихо-тихо. Покажите, ребята, как ходит кошка. (Дети встают и ходят на месте, имитируя ходьбу кошки). А сейчас мы с вами отдохнём и разомнёмся. (Воспитатель включает музыку и дети выполняют физкультминутку «Кошка и котята»)

    Как у нашей кошки

    (Дети ставят руки на пояс, поворачиваются вправо, влево, гладят себя по голове).

    А у них на лапках острые царапки.

    (Дети сидя на корточках, вытягивают спинку, показывают коготки)

    Очень любят умываться,

    Лапкой усики чесать,

    И животик полизать.

    Улеглись на бочок,

    И свернулись все в клубок.

    А потом прогнули спинки,и залезли все в корзинки.

    -Ребята, а у нас есть ещё один гость. Посмотрите, кто сидит в корзине? (котёнок). Как вы догадались? (он маленький). Хотите его погладить? (дети гладят котёнка).У нашего котёнка нет ещё имени т. е. клички. Какую же кличку мы ей дадим (Пушок, Мурка. Рыжик) .Кличка животного зависит от того, что он любит делать. Например, мы назовём котёнка,который любит поспать- Соня. Очень пушистого и мягкого мы назовём- Пушок. А ещё можно назвать по окраске – Рыжик. А мы назовём нашего котёнка – Пушок. Почему? А кто мама у котёнка?

    – Сейчас я предлагаю вам посмотреть на кошку и котёнка. Чем они отличаются? (кошка большая,котёнок маленький)

    -Как вы думаете, как будет мяукать котёнок? Покажите.

    -Мяу! Мяу! (звукоподражание произносится на высоких тонах. Хоровые и индивидуальные ответы).

    кошка как будет мяукать?

    -Мяу! Мяу! (звукоподражание произносится низким голосом. Хоровые и индивидуальные ответы).

    -Ребята. Котята очень любят поиграть. А вы любите поиграть? Давайте поиграем в игру «Кошка с котятами»

    (Воспитатель- «кошка»,а дети –«котята». Воспитатель предлагает представить, что они маленькие котята. Когда мама-кошка засыпает, котята разбегаются, бегают легко на носочках по группе, мяукают. Мама просыпается,не находит своих котят и кричит: «Мяу! Мяу! Да вот я ваша мама! Идите скорее ко мне!» Котята должны подойти к маме, произнеся «Мяу! Мяу!».Мама-кошка гладит каждого «котёнка» и говорит ему ласковые слова. Игра проводится под музыку.)

    -Ребята, с котёнком или с кошкой можно поиграть?

    – Мы играли, и играли

    И загадки отгадали.

    Но котёнку надо спать,

    Надо глазкам отдыхать.

    -Ребята, кошке и котёнку понравилось у вас в гостях, но им пора уходить. Давайте с ними попрощаемся.

    Итог занятия.

    -Ребята, о ком мы сегодня говорили? Вам они понравились?

    -Правда, они очень забавные. Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. Они на добро отвечают добром.

    Конспект занятия по лепке «Кошка» в средней группе ЗАНЯТИЕ: Лепка ТЕМА: «Кошка» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму туловищу,.

    Конспект занятия по ЗКР «Встреча гостя. Кошка» Развитие речи «Встреча гостя». Воспитатель: Козловская И. А. Цель: учить детей наблюдать за домашними животными, отличать их характерные.

    Конспект занятия «Кошка и собака-домашние любимцы» Цель: расширять знания детей о домашних животных кошке и собаке,показать их характерные особенности. Учить проявлять заботу о домашних животных,.

    Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Кошка и котята» Маханова Нелли АнатольевнаКонспект занятия по ФЭМП в младшей группе на тему “Кошка и котята”Программное содержание: – обучение сравнению.

    Конспект занятия по рисованию «Кошка у окошка» Цель: -Научить детей рисовать кошку по схеме. Задачи: – обучать детей рисовать кошку по схеме; – развивать фантазию и творческое мышление.

    Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:” Социально – коммуникативное развитие”, Познавательное развитие “, Речевое развитие “, ” Художественно – эстетическое развитие.

    Конспект занятия с применением игровых технологий для детей 2–3 лет «Котёнок Пушок» Тема: «Котёнок Пушок» Цель: Дать детям представления о домашнем животном- кошка Задачи: 1. Формировать доброе отношение к животным 2.

    Конспект занятия «Кошка с котенком» Тема занятия: Кошка с котенком. Цель: познакомить детей с кошкой и котенком, их отличительными особенностями: кошка большая, у нее есть.

    Конспект занятия по рисованию тычком жесткой кистью «Пушистый котёнок» Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (тычком жесткой кистью) в средней группе «Пушистый котёнок» Цель:.

    Конспект занятия по рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной.

    Коррекционное развивающее занятие для детей 10-12 лет «Кошкин бал или праздник Барсика и Мурзика»

    Коррекционное развивающее занятие для детей 10-12 лет.

    Тема: «Кошкин бал или праздник Барсика и Мурзика»

    • Расширить знания детей о домашних животных – кошках.
    • прививать любовь к животным, раскрывая их особенности, повадки;
    • воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга, эстетическое чувство, нравственные качества;
    • развивать наблюдательность, логическое мышление, выразительную речь;

    Ход занятия.

    (Под весёлую музыку в красиво оформленный класс входят нарядные ребята со своими четвероногими питомцами).

    Здравствуйте, мамы и папы,
    Девчонки и мальчишки
    А также Мурки, Понки,
    Барсики и Тишки!

    На кошкин бал приглашаем вас! Только, чур, не царапаться и не кусаться, а побольше мяукать и улыбаться! С минуты на минуту на наш бал приедут знаменитые гости, известнейшие коты и кошки всех времён и народов! А вот и они! Встречайте!

    Итак, сегодня у нас на балу Кот в сапогах, кот Базилио, кот Леопольд, тётя Кошка, а также Васьки, Мурки, Пушки. Наши гости расскажут об истории кошек.

    Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Нубия. Оттуда кошка попала в Египет. Там она охраняла урожай от грызунов и пользовалась огромным уважением и любовью. Загадочный ночной образ жизни, светящиеся в темноте глаза придавали кошке таинственность. Поэтому её объявили священным животным и посвятили богине Луны и плодородия — Бает, которую
    изображали с кошачьей головой. В честь священных кошек устраивались праздники с песнями и плясками. Кошек называли добрыми духами жилища. Египтяне верили, что после смерти душа хозяйки дома переселяется в кошку. О смерти кошки скорбели больше, чем о смерти сына. За её убийство полагалась смертная казнь.

    В Европе кошки сначала были неизвестны. В Риме, например, для борьбы с мышами держали в доме ужей и маленьких хищных ласок. Затем у богатых римлян вошли в моду удивительные египетские зверьки — маленькие тигры. В те времена кошки были дорогими, редкостными животными. Но постепенно они стали доступными и простым людям. Распространившись по всей Европе, кошка стала обычным домашним животным.

    На Руси кошки также пользовались уважением народа. Кошка была полноправной хозяйкой дома. В купеческих домах её считали символом благополучия и достатка. А хотите узнать, сколько стоила кошка? В Древнерусском судебнике 16 века за собаку или кошку по три гривны. Много это или мало? Судите сами: кошка приравнивалась по цене к корове. Три гривны были деньгами немалыми.

    Кошки — представители семейства кошачьих, в которое входят львы, тигры, ягуары, Леопарды, рыси, барсы, гепарды. У них втяжные острые когти, поэтому они ходят бесшумно, ступая мягкими подушечками. Кошки прекрасно лазают, имеют замечательные умственные способности и удивительную память. При переезде в новый дом кошка может вернуться на старое место за много километров. У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин, в Полутьме у них можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Кошка верно Определяет расстояние до предмета. Понаблюдайте, как она готовится к прыжку: Сначала определяет расстояние, а потом безошибочно прыгает туда, куда наметила. Кошка спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом вибриссы — длинные жёсткие Волосики, которые мы называем усами.

    – Мы узнали о некоторых особенностях этих таинственных существ. Много интересного нас ждёт впереди! А что ещё вы можете рассказать о кошках?

    Кошка первой входит в дом
    И живёт подолгу в нём,
    То мяучит, то играет,
    То куда-то исчезает.
    Исчезает далеко,
    А когда придёт обратно,
    То из блюдца аккуратно
    Пьёт сырое молоко.

    И погладить разрешает
    И работать не мешает,
    Половицей не скрипит,
    И ложится на подушку,
    Что-то нежное на ушко
    Скажет шёпотом и спит.

    Видеть кошку на окошке
    Я всегда, ребята, рад.
    Для мурлыканья у кошки
    Есть особый аппарат!
    Он работает прекрасно
    – Это всем на свете ясно
    – Но, к несчастью детворы,
    Разбирать его опасно:
    Когти кошкины остры.
    Выдвигаются мгновенно –
    Только ноги уноси!

    Читайте также:  Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия 'Путешествие Колобка'

    Ищет кошка дух мышиный,
    В сумрак ввинчивает взгляд,
    Точно фары у машины,
    У неё глаза горят.
    Уступаю ей дорогу,
    Повстречавши у ворот, –
    Если хочет — пусть пройдёт!
    Вдруг возьмёт да на подмогу
    Братца- тигра позовёт?

    Вдруг из парка или сквера,
    Со двора, из-за угла,
    Выйдет чёрная пантера,
    Скажет: « Мура, как дела?»
    Вдруг придут её проведать
    Дядя барс и тётя рысь,
    Сядут вместе пообедать…
    Тут уж точно — берегись!

    Кошка бегает с азартом
    За катушкою полдня
    А сама в родстве гепардом,
    Льву могучему родня!
    Тем, кто с кошкой добр и мягок,
    Может кошка другом стать.
    Но обидчику, однако,
    Может кошка сдачи дать!
    В. Приходько

    – Что правда, то правда: кошка — свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Вспомните сказку Р. Киплинга о кошке, которая гуляла сама по себе. Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы её погладили, приласкали, она придёт сама.

    (Разыгрывается сценка-диалог «Кошка». Выходят мальчик и девочка в костюме кошки).

    Говорит мне тихо кошка:
    Кошка.
    Пожалей меня немножко!
    Мальчик.
    Не пойму я кошку эту:
    Я ей тычу в рот конфету,
    Я под самый кошкин нос
    Лучший свой значок поднёс,
    Я обнял её за шею:
    – Вот как я тебя жалею!
    Ну чего ты хочешь, кошка?
    Говорит она:
    Кошка.
    Немножко, хоть немножко
    Пожалей — отпусти меня скорей!
    А. Гришин

    – На нашей планете живёт более 400 млн. домашних кошек. Первое место по численности кошек удерживает США. Каждый третий человек в Европе заботится об одной или нескольких кошках. Возникли даже музеи, посвященные кошкам.

    На Руси существует обычай: первой в новый дом, квартиру хозяин впускает кошку. Она олицетворяет домашний уют, «намывает» гостей.

    Ученик: Кошка умывается лапкой — нужно ждать гостей.

    Ученик: Чёрная кошка пробежала между кем-нибудь — сулит неприятность.

    Ученик: Убить кота — семь лет ни в чём удачи не видать.

    5 ученик: Кошка спит.

    Мы много интересного узнали о кошках. А любознательным хозяевам мурлыкающих можно посоветовать прочитать вот эти книги о кошках, представленные на нашей выставке.

    Заскучал я что-то. Всё мяукаем, мяукаем. Простите, я хотел сказать: «Говорим, говорим». Пора бы спеть и поиграть.

    Конечно, конечно. У нас же бал. Давайте веселиться.

    Если кушаешь ты рыбку,
    Делай так: «Мур. Мур.» (Облизываемся 2 раза).
    Если кушаешь ты рыбку,
    То не прячь в усах улыбку.
    Если кушаешь ты рыбку,
    Делай так: «Мур! Мур!» ( Облизываемся 2 раза).

    Пёс навстречу — враг заклятый –
    Делай так: «Фр- фыр!» (Раздуваем щёки 2 раза).
    Пёс навстречу — враг заклятый –
    Дай по морде ему лапой.
    Пёс навстречу — враг заклятый –
    Делай так: «Фр- фыр!» (Раздуваем щёки 2 раза).

    Вот поймает мышку киска –
    Делай так: «Цап-царап!» (царапающие движения руками 2 раза).
    Вот поймает мышку киска –
    Дай за это ей сосиску.
    Вот поймает мышку киска –
    Делай так: «Цап-царап!» (царапающие движения руками 2 раза).

    Если любят кошку люди,
    Делай так: «Мяу-мяу!» (улыбаемся, гладим воображаемую кошку). Если любят кошку люди,
    Кошка верным другом будет.
    Если любят кошку люди,
    Делай так: «Мяу-мяу!» (улыбаемся, гладим воображаемую кошку).

    – А сейчас интересные сведения о кошках.

    1. Самой крупной кошкой является регдолл: вес достигает 9 килограммов. А самец по кличке Химми весил 21 килограмм в 10 лет 4 месяца.
    2. Рекорд многодетности принадлежит кошки Дасти (США), она за свою жизнь (17 лет) родила 420 котят.
    3. Самый большой помёт — 19 котят — принесла кошка по кличке Таравуд Антигона из Великобритании. Этот факт занесён в книгу рекордов Гиннесса.
    4. Лучшим ловцом мышей признана пёстрая кошка по кличке Таузер. Подсчитано, что за свою жизнь она поймала 28899 мышей: в среднем по 3 мышки в день.
    5. Самым старым считается полосатый кот по кличке Пусс. Он успел отпраздновать 36-й год своего рождения и умер на следующий день.

    – Кошку можно встретить и в цирке, и на выставках. Кто знает знаменитого клоуна, который дрессирует кошек? Поэты, писатели, сказочники посвятили очень много произведений коту и кошке. А знаете ли вы их?

    Лежебока рыжий кот
    Отлежал себе живот,
    Он и ночью спал,
    Он и днём не вставал.
    На кошачью беду
    Принесли коту еду.
    Кушать хочется,
    Да лень ворочаться,
    Полакать бы молока,
    Только миска далека.
    Вот и ждёт рыжий кот:
    Может, миска подползёт.

    Я шёрстки не видывал
    Тоньше и глаже,
    Глаза же и мордочка
    Словно бы в саже.
    Он гордый,
    Он на руки к вам не пойдёт
    Тот серо- жемчужный
    Таинственный кот.

    Мой маленький котёнок
    Смышлёный и пушистый.
    Он рыжий, рыжий, рыжий
    От носа до хвоста.
    Я сделаю из Васьки
    Известного артиста,
    Я сделаю из Васьки
    Учёного кота!

    Я должен постараться
    Чтоб Васька стал великим,
    И публику талантом
    Он сразу покормил.
    Чтоб он ходил направо
    И песенки мурлыкал,
    Чтоб он ходил налево
    И сказки говорил.

    Способности большие
    Дала ему природа,
    И он уже прекрасно
    Мурлыкает в усы.
    Но требует всё время
    Особого подхода –
    И к Ваське подхожу я
    С кусочком колбасы.

    Для Васьки не жалею
    Ни ласки, ни колбаски:
    Придёт пора, и в зале
    Не будет лишних мест.
    Покуда же я Ваське
    Рассказываю сказки
    И песни напеваю,
    Он слушает да ест.
    (В. Орлов)

    – Ребята, какие вы знаете произведения, героями которых являются кошки? Отгадайте кто это говорит.

    1. «Ребята, давайте жить дружно!» [Леопольд).
    2. «Ты, дядя, Федор, неправильно бутерброд ешь…»[Матроскин).
    3. «Сюда, сюда! Помогите! Маркиз де Карабас тонет!» (Кот в сапогах).
    4. «А давай бояться вместе».(Котёнок Гав).

    А знаете ли вы пословицы?

    Пословицы про кошек:

    • Две кошки в одном мешке дружбы не заведут.
    • Не всё коту масленица.
    • Отольются кошке Мышкины слёзки.
    • Знает кошка, чьё мясо съела.
    • Были бы кошки, а мышки будут.
    • Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.
    • Как кошка с собакой.
    • Ласковое слово и кошке приятно.

    – Всё хорошее когда-нибудь кончается. Вот и наш кошкин бал завершается. А на прощание споем и станцуем весёлую песню «Чёрный кот».

    Жил да был чёрный кот за углом
    И кота ненавидел весь дом
    Только песня совсем не о том
    Как не ладили люди с котом.

    Говорят — не повезёт,
    Если чёрный кот дорогу перейдёт,
    А пока наоборот
    Только чёрному коту и не везёт.

    Целый день во дворе суета,
    Прогоняют с дороги кота.
    Только песня совсем не о том,
    Как охотился двор за котом.

    Даже с кошкой своей за верст
    Приходилось встречаться коту.
    Только песня совсем не о том,
    Как мурлыкала кошка с котом.
    Припев.

    Бедный кот от усов до хвоста,
    Был черней, чем сама чернота.
    Да и песенка в общем о том,
    Как обидно быть чёрным котом.
    Припев.

    Конспект занятия “Кошка в гостях у ребят”

    • Игровая технология (5)
    • Технология речевого развития (5)
    • Учимся рисовать (1)
    • Изучаем первые азы математики (3)
    • Технология ознакомления с природой (6)
    • Хотим быть здоровыми (8)
    • Социализируемся в обществе (2)
    • Проектная деятельность (7)

    Конспект занятия “Кошка в гостях у ребят”

    Цель: Формировать у детей умение слушать рассказ и вызвать эмоциональный отклик на произведение.

    Задачи:

    Образовательные : учить проговаривать звукоподражательные слова.

    Развивающие: развивать речь детей; продолжать знакомить детей с стихотворными произведениями; формировать умение двигаться в игре; активизация словаря( кошка, мяу, мур, кис – кис, вот – так, улетай птичка) и обогащение словаря( хитрая, пушистая, мяукает, мурлычет, коготки).

    Воспитательные: эмоциональную отзывчивость.

    Методы: практический, наглядный, словесный.

    Приемы: художественное слово, физкультминутка, рассказ по картинке, подвижная игра.

    Предварительная работа: Слушание потешек про кошку: «Кисонька – мурысенька, где была?», «Котик, котенька – коток, котик серенький хвосток», «Пошел котик на торжок», слушание стихов: А. Барто «Грузовик»,Е. Понасова «Кто где живет?», М. Монакова «Надо, надо умываться»; слушание песенок «К нам пришел котенок», «Киска»; рассматривание картинок с домашними животными; разучивание подвижной игры «Кошка и птички», рисование зернышек для птичек.

    Материалы и оборудование: мягкая игрушка кошка, театральная ширма, картина «Спала кошка на крыше», обручи.

    Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта: интеграция полученных умений и навыков ребенка через направления развития: познавательное, речевое.

    Образовательные ресурсы: В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

    Ход :

    Организационный момент:

    Воспитатель: Ребята, а давай те вместе подумаем про кого это стихотворение.

    Усы и хвост, четыре лапки,

    На лапках, коготки – царапки.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Это кошка.

    Основная часть:

    Ширма-домик а в окне кошка-игрушка.

    Воспитатель: Посмотрите у окошка

    Кошка в гости к нам пришла

    Смотрит на ребят она.

    Ребята, давайте позовем ее к нам.

    Воспитатель: Нужно сказать кис-кис-кис. Арина позови кошку,

    Карим ,позови кошку. Ребята, давайте все вместе позовем кошку.

    Воспитатель берет на руки кошку из окна театральной ширмы.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите какая кошка пушистая, у нее длинные усы и пушистый хвост! Кошке у нас очень нравится. Послушайте, как она мурлычет от удовольствия: «Мур – мур!».

    Захар, как кошка мурлычет?

    Даша, как кошка мурлычет?

    Ребята, давайте все вместе скажем: Мур – мур.

    Алина, а как кошка мяукает?

    Вика, как кошка мяукает?

    Ребята, как кошка мяукает?

    Воспитатель: Правильно, ребята, «мяу, мяу», молодцы.

    Воспитатель: А что еще есть у киски? Давайте вместе со мной покажем.

    Пальчиковая гимнастика «Есть у киски»

    Есть у киски глазки ( показывают глазки)

    Есть у киски ушки (показывают ушки)

    Есть у киски лапки

    Мягкие подушки (сжимают и разжимают пальчики)

    Киска, киска не сердись (Грозят пальчиком)

    Не царапай деток,

    Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам спою песенку, а вы мне помогайте, подпевайте.

    Воспитатель исполняет песню «Киска» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель) под фонограмму:

    Киска к детям подошла,

    Мур, мур, мур, мур.

    Воспитатель: Кирилл, как киска молочко просила?

    Воспитатель: Молодец, Кирилл. Глеб, как киска запела, когда попила молочка?

    Воспитатель: Правильно, Глеб, умница.

    Воспитатель: Ребята , кошка попила молочка и испачкала мордочку, давайте покажем , как она слизывала с мордочки молоко.

    Артикулярная гимнастика (упражнение «Вкусное варенье»)

    Воспитатель : А еще ребята наша кошка любит играть с бантиком, она его ловит лапками как мышку, давайте вы будете дуть на бантик, и посмотрим, поймает кошка его или нет.

    Дыхательное упражнение « Ветерок»

    Воспитатель: Дети, когда я шла на работу , я на крыше детского сада увидела кошку и сфотографировала ее для вас. Хотите посмотреть фотографию ? Пойдем мы смотреть не обычным способом, мы опустимся на ковер и превратимся в кошечек (дети на ковре с воспитателем выполняют упражнения физкультминутки)

    Физкультминутка: «Киска»

    Выгнем спинку ,как киска ,фыркнем и поползли как киски по ковру к стульчикам.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь. Давайте приготовим наши глазки, чтобы они лучше смотрели.

    Гимнастика для глаз

    1)Упражнение –закрыть –открыть глаза.

    2) Упражнение –поморгаем глазками

    Воспитатель: А сейчас посмотрите , вот эта фотография которую я вам обещала показать.

    (Показать картинку – иллюстрацию к рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…»)

    «Спала кошка на крыше, поджала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры».

    Воспитатель: Ребята, что делает кошка? Даня, а где сидит кошка? Правильно Даня, молодец. Что делает птичка?

    Воспитатель: Ребята, у кошки один глаз закрыт, а другой все видит, она выпустила свои коготки. Кошка хитрая.

    Клава, скажи «хитрая».

    Семен, скажи «хитрая».

    Яна , скажи «хитрая».

    Ребята, давайте скажем все вместе, громко: хитрая!

    Ребята, кошки и коты очень дружно живут с людьми, а вот на птичек они охотятся. Поэтому птичкам приходится быть очень осторожными, чтобы не попасть к ним в лапы. Давайте скажем птичке, чтобы она улетела: «Улетай, птичка!».

    Воспитатель: Ребята, хотите с кошкой поиграть немножко? Я сейчас превращу вас в птичек, скажу волшебные слова. Закрывайте глазки.

    «Раз, два, три, вы стали воробьи!»

    Подвижная игра «Кошка и птички»

    (Поиграть 2 раза, воспитатель в роли кошки).

    Рефлексия:

    Ребята, вам понравилось играть? А теперь приглашайте кошку поиграть с вами на ковре ,постройте ей домик, угостите ее молочком.

    Ссылка на основную публикацию