Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Использование метода проектов как средства повышения компетенции педагогов в условиях обеспечения качества образования в ДОУ
статья на тему

Современное дошкольного учреждение, обеспечивающее качество образования требует определения понятий профессионального становления и профессиональной компетентности педагога, которые понимаются как системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. По мнению А. К. Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в воспитании детей.
Методическая работа ДОУ по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, включает несколько направлений, в том числе и совершенствование проектной культуры педагога как части профессиональной компетентности. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, она направлена на выработку исследовательских умений (владение навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, анализа полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления.
Система работы по повышению компетентности педагогов посредством метода проектов включает в себя работу по: информационно-методическому обеспечению (обеспечение методической литературой, проектными документами на различных носителях); образовательному обеспечению (работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирования работы по проектам); презентацию проектов (освоение педагогами компьютерной программы PowerPoint для дальнейшего составления мультимедийных презентаций, защиты проекта в различных формах).
Такая деятельность направлена на выработку исследовательских умений, прогнозирование и поиск инновационных средств для реализации поставленных задач; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике; развивает кругозор, творческое и критическое мышление, общую культуру; развивает умение отстаивать и доказывать свою точку зрения; способствует формированию умения публичного выступления.
Так как, деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства (владение методом проекта – показатель высокой квалификации педагога) и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы, что, несомненно, влияет на качество образования в целом.
Список литературы:
1.Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ — М.: Сфера, 2005г.
2.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.-С- П Детство-Пресс,2012
3.Пахомова Н. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М: Учитель, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_metoda_proektov_kak_sredstva_povysheniya_kompetentsii_pedagogov_v_usloviyah_obespecheniya_kachestva_obrazovaniya_v_dou.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов как средства повышения компетенции педагогов в условиях обеспечения качества образования в ДОУ

Современное дошкольного учреждение, обеспечивающее качество образования требует определения понятий профессионального становления и профессиональной компетентности педагога, которые понимаются как системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. По мнению А. К. Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в воспитании детей.

Методическая работа ДОУ по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, включает несколько направлений, в том числе и совершенствование проектной культуры педагога как части профессиональной компетентности. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, она направлена на выработку исследовательских умений (владение навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, анализа полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления.

Система работы по повышению компетентности педагогов посредством метода проектов включает в себя работу по: информационно-методическому обеспечению (обеспечение методической литературой, проектными документами на различных носителях); образовательному обеспечению (работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирования работы по проектам); презентацию проектов ( освоение педагогами компьютерной программы PowerPoint для дальнейшего составления мультимедийных презентаций, защиты проекта в различных формах).

Такая деятельность направлена на выработку исследовательских умений, прогнозирование и поиск инновационных средств для реализации поставленных задач; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике; развивает кругозор, творческое и критическое мышление, общую культуру; развивает умение отстаивать и доказывать свою точку зрения; способствует формированию умения публичного выступления.

Так как, деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства (владение методом проекта – показатель высокой квалификации педагога) и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы, что, несомненно, влияет на качество образования в целом.

1.Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ — М.: Сфера, 2005г.

2.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.-С- П Детство-Пресс,2012

3.Пахомова Н. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М: Учитель, 2003.

Проектный метод в повышении качества образования в сельском детском саду

(текстовая информация к слайдовой презентации, см. приложение 1)

Из истории возникновения метода проектов в педагогике

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, основоположника данной технологии опыт и знания ребенок должен приобретать путем “делания”, в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Условия успешности обучения по Дж. Дьюи

  • Проблематизация учебного материала
  • Активность ребенка
  • Связь обучения с жизнью.
  • В России метод проектов внедрялся в образовательную практику с 1905 года. Педагоги того времени считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует воспитанию коллективизма.

    В 1931 году метод проектов был осужден как чуждый советской школе, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

    Возродился же он в начале девяностых годов прошлого столетия. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, так как изменения, происходящие в системе развития образования, диктуют педагогу необходимость выбирать боле эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    В Концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что “развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

    В настоящее время особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    Цели проектной деятельности

  • Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей
  • Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее
  • Способствуют развитию творческих способностей детей
  • Способствуют умению наблюдать
  • Способствуют умению слушать
  • Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать
  • Способствуют развитию мышления
  • Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание, речь, память.
  • Составные компоненты проекта

  • Формулирование цели проекта, выбор актуальной задачи на определенный отрезок времени – план деятельности по достижению цели (что и почему надо сделать)
  • Выдвижение гипотезы выполнения задач проекта
  • Работа над проектом – практическая часть
  • Оформление результатов – презентация проекта
  • Обсуждение результатов работы – определение задач для новых проектов.
  • В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов

    • Игровые (участники играют конкретных персонажей)
    • Исследовательские (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сочинений, газет)
    • Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни)
    • Творческие (результат – сказка, постановка).

    На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и практическую и игровую деятельность детей.

    Наиболее эффективным в плане реализации познавательного развития старших дошкольников является исследовательский проект. Остановимся на его структуре.

    Работа над проектом происходит в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный;
  • рефлексивно-диагностический;
  • практический;
  • заключительный.
  • 1-й этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
  • 2-й этап – рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом своих профессиональных возможностей, предполагаемых затруднений (к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать), заинтересованность коллег темой проекта;
  • выявление уровня интереса и знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
  • 3-й этап – практический (организация исследовательской деятельности):

  • сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследования (из книг, интернета, энциклопедий, газет, рассказов, фотографий и других материалов);
  • разработка индивидуальных планов педагогов по теме проекта (организация совместной и самостоятельной деятельности детей);
  • творческая познавательная деятельность детей (основные виды детской деятельности);
  • презентация продуктов детской деятельности;
  • обобщение и распространение опыта работы по проекту (защита проекта);
  • 4-й этап – заключительный:

  • Определение задач для новых проектов.
  • По длительности различают кратковременные (от 3 дней до 3 недель) и длительные проекты (от одного месяца до полугода). Успешность длительных проектов зависит от умения педагога постоянно удивлять детей новыми событиями.

    Эффективность использования метода проектов

    Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования “метода проектов” в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

    Сейчас, работая по методу проектов уже три года, можно сделать следующие выводы:

    1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду, что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

    2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Действуя самостоятельно, дети овладевают разными способами нахождения информации об интересующем их предмете или явлении, использовании эти знаний для создания новых объектов деятельности. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной проблемой. Например, давая детям представление о природе села, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с обитателями лесов, этажами леса, разновидностями деревьев, их ролью в жизни человека и животных, на занятиях художественно-эстетического цикла с образами животных в произведениях писателей, с передачей образов природы в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов, в игровой деятельности закрепляет приметы времен года, на музыкальных занятиях вместе с детьми решают экологические проблемы. И, конечно, не остается без внимания работа с родителями.

    3. Метод проектов можно выступает как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

    Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

    На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

    4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

    Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

    С учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом программы развития ДОУ (одним из инновационных направлений которой является: “наполнение содержания воспитательно-образовательной работы с детьми региональным компонентом”) в дошкольном учреждении были разработаны проекты: “Служба 01”, знакомящий детей с профессией “пожарный”, “Мы с моею бабушкой лучшие друзья”, целью которого является поиск путей и средств формирования ценностей семьи, “Хлеб всему голова”, который включает серию занятий, целью которых является ознакомление дошкольников с процессом производства хлеба, формирования представлений почему хлеб надо беречь. Проект “Кукла, куколка, куклёнок” способствует поло-ролевому развитию детей, обогащает представления дошкольников о себе, формирует основы нравственной культуры. Проекты “Мы с друзьями целый мир”, “Мой любимый детский сад”, “Я и мои сверстники”, воспитывают у детей чувство привязанности к детскому саду, любимым людям, дружеские отношения среди сверстников. Проект “Елочка – зеленая иголочка” способствует становлению экологических представлений у дошкольников. Недавно разработанный проект “Растем вместе с книгой” воспитывает у детей любовь к книге, чтению.

    Реализуя совместные проекты, мы увидели изменения в наших воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились:

    • разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.);
    • У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
    • Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
    • Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
    • Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
    • Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

    Материал проектной деятельности МДОУ – детский сад общеразвивающего вида “Солнышко” с. Боровиха был представлен на региональной выставке “Инновационная деятельность как условие реализации регионального комплексного проекта модернизации образования” в 2009 году. Творческая работа отмечена Дипломом 1-й степени. Проект “Кукла, куколка, кукленок” представлен на региональной образовательной выставке в АКИПКРО г. Барнаула в 2010 году (получен диплом участника выставки), проект “Библиотека, книга, я – вместе верные друзья” отмечен дипломом и специальным призом на городском конкурсе “Педагогический Олимп”, дипломом лауреата на Всероссийском конкурсе “Росточек: мир спасут дети” г. Новосибирск.

    Анализ работы с включением метода проекта в систему работы нашего ДОУ показал его педагогическую ценность. Наблюдается рост профессионализма, квалификации и коммуникативной компетенции, что влечет за собой личностное развитие педагогов и детей, социальную активность родителей.

    Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования.

    Проект – это специально организованный воспитателем и

    самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

    направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

    работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

    Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

    и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

    Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

    Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

    Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

    Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

    Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект–это обучение через деятельность. Деятельность является поисково – познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

    метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    Основные требования к использованию метода проектов:

    наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

    индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

    конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

    Основные принципы реализации проекта:

    – сознательности и активности

    – уважение личности ребенка

    – комплексного использования методов и приемов

    – использование прямого и косвенного педагогического воздействия

    – учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

    – преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

    Цели проектной деятельности:

    – Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

    – Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

    – Способствуют развитию творческих способностей детей

    – Способствуют умению наблюдать

    – Способствуют умению слушать

    – Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

    – Способствуют развитию мышления

    – Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

    – Развивают внимание, речь, память.

    Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

    Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство –это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

    взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

    На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

    набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

    Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

    в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

    Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

    предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

    Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

    Проектирование или планирование;

    Запомнить просто –пять пальцев руки. Шестое «П» – портфолио, в котором

    собраны наработанные материалы ( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

    Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

    методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

    Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

    осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

    это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

    дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

    как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

    деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

    выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

    Другими признаками классификации являются:

    (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

    (краткосрочный –несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности –1–3 месяца, долгосрочный –до 1 года).

    Первый шаг-это выбор темы проекта.

    Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

    учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

    Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

    разработки проекта –целеполагание: воспитатель выносит проблему на

    работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

    Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он –основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: – обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    – развитие познавательных способностей;

    – развитие творческого воображения;

    – развитие творческого мышления;

    – развитие коммуникативных навыков.

    Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

    – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    активизация желания искать пути

    разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    – формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

    Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

    – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

    – развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

    взрослого, а затем и самостоятельно;

    – формирование умения применять данные методы, способствующие решению

    поставленной задачи, с использованием

    – развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

    конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

    Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

    Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

    Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    Проектный метод как средство повышения качества образования дошкольников

    Старший воспитатель ГДОУ № 28 Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Яблокова Любовь Васильевна

    Тема: «Проектный метод как средство повышения качества образования дошкольников»

    История возникновения метода проекта в педагогике.

    Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

    Условия успешности по Дж.Дьюи:

    – проблематизация учебного материала

    связь обучения с жизнью

    Из официальной статьи профессора Е.С. Полата на сайте Российской Академии образования.
    «В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия “проект”, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

    Из статьи директора свободной школы «ЭПИ-ШКОЛА» Санкт-Петербурга Михаила Эпштейна в газете «Первое сентября»

    «В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система фактически также была измененным вариантом, построенным на основе нескольких американских методов, в частности Дальтон-плана.) Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

    Итак, мы можем с уверенностью сказать, что весь ход отношения к методу проектов и в России и за рубежом исторически связывался именно со школой, а не с детским садом. Видимо, он являлся способом организации именно школьного образования детей, а не дошкольного воспитания, ведь метод проектов помогает не только в теории, но и на практике ответить на вопросы, заданные детьми в реальной жизненной ситуации

    Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в проекте — это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения

    Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ.

    Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектовявляется одним из активных методов обучения. В основе метода проектовлежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    Основные требования к использованию метода проектов:

    наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых; определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

    Основные принципы реализации проекта:

    – сознательности и активности

    – уважение личности ребенка

    – комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности

    – использование прямого и косвенного педагогического воздействия

    – интеграции усилий ближнего социального окружения

    Работа над проектом проходит в несколько этапов:

    1 этап: Целеполагание.

    (Актуальность темы, цель, задачи,предполагаемый результат, оборудование и материалы)

    2 этап: Разработка проекта.

    1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы , информационного материала по теме.
    2. Подбор материала и оборудования.
    3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
    4. Составление перспективного плана мероприятий.

    Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования

    Парасковья Варламова
    Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования

    Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

    Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого-педагогические условия:

    1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

    2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

    3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

    4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

    7) защита детей от всех форм физического и психического насилия

    8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

    II. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему

    2.3. Программа направлена на:

    создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

    -на создание развивающей образовательной среды

    II. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему

    2.5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

    -социально коммуникативное развитие;

    -художественно эстетическое развитие;

    II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

    3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

    7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

    8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

    образовательные области

    ФГОС образовательные области

    ФГТ основные напарвления

    Программа строится на основании следующих принципов

    1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

    2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

    3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей

    4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

    Формы реализации принципа интеграции

    Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы

    Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    Интеграция видов детской деятельности

    Современный воспитатель обязан:

    обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка

    обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

    реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

    привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

    ребенок – активный участник педагогического процесса;

    Все эти требования можно реализовать путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Для реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых наш педагогический коллектив работу строит по технологии проектирования.

    Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста

    В проекте принимают участие дети, родители, педагоги.

    Продолжительность проекта зависит

    от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе (степень этой заинтересованности определяется воспитателем).

    Такой способ работы подходит для детей

    от четырех лет и старше.

    Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан

    с использование модели «трех вопросов».

    ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

    Способы совместного взаимодействия взрослого и ребенка станут эффективными, если они основаны:

    На совместном проживании проекта

    На моделировании в игровой деятельности окружающей реальной жизни

    На совместной продуктивной деятельности

    На построении предметной среды

    последовательность в организации обучения детей

    1 этап – педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;

    2 этап – педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;

    3 этап – реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом.

    Шаги деятельности педагога

    Формулирование проблемы, постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;

    Введение в игровую (сюжетную) ситуацию.

    планирование работы по подготовке воспитанников

    прогнозирование процесса деятельности детей и ожидаемых результатов

    практическая работа по подготовке необходимых материалов

    Объединение детей в рабочие группы

    Практическая помощь (по необходимости) (направляет и контролирует осуществление проекта);

    Формирование специфических знаний, умений навыков;

    Подготовка к презентации, презентация

    Представление продукта деятельности

    Творческий проект «Навстречу Олимпиаде» Участники: все коллективы возрастных групп, специалисты

    Актуальность проекта Олимпийское движение – важная часть культуры человечества. Приобщение к спорту с малых лет является важной частью не только физического, но и нравственного воспитания ребенка. Спортивные дети всегда активны, самостоятельны, успешны, талантливы, общительны. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников.

    Идея проекта Организовать все виды детской деятельности вокруг темы «Олимпиада – 2014»

    Цель проекта: Воспитывать любовь к спорту, закрепить знания о зимних видах спорта, развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство товарищества и спортивный характер.

    Ожидаемый результат: активное участие всех участников: детей, педагогов и родителей

    Сроки проекта: 15 января 2014 по 23 февраля 2014 г.

    Партнерство детей и педагогов

    Разучивание стихотворений, физ. минуток

    Дидактические игры «Спортивное оборудование», «Виды спорта»

    Сказочное путешествие в страну Олимпию.

    Партнерство детей и педагогов с родителями

    изготовление буклетов «Мы любим спорт»

    Изготовление фотоальбома «Мы за ЗОЖ»

    Самостоятельная деятельность детей

    соревновательные игры: хоккей, лыжи, коньки, санки

    рассматривание картинок «Виды спорта»

    Партнерство детей и педагогов

    беседа про Олимпиаду 2014»,

    рассказывание сказки «Мишка, Зайка, Леопард-неразлучные друзья»

    рассматривание презентации «Олимпийские игры»

    Отгадывание загадок о спортивных снарядах и оборудовании.

    Партнерство детей и педагогов с родителями

    изготовление плоскостных фигурок, мягких игрушек талисманов Олимпиады

    фотосессия «Мы занимаемся спортом»

    Самостоятельная деятельность детей

    сюжетная игра «Мы спортсмены», «Магазин спортивных снарядов», «Мы летим в Сочи»

    рассматривание спортивных оборудований

    Партнерство детей и педагогов

    Открытие Олимпиады 2014;

    Зимние спортивные игры (соревнование);

    Закрытие Олимпиады 2014

    Подвижные игры «Олимпийские бегуны», «Олимпийские силачи», «Шустрые олимпийцы»

    Партнерство детей и педагогов с родителями

    Спортивный досуг «Мама, папа, я –спортивная семья»

    Самостоятельная деятельность детей

    Игры на тренажерах, изготовленных родителями

    Коммуникативно – личностное направление

    Партнерство детей и педагогов

    Подготовка к развлечению «Малые Олимпийские игры»

    Разучивание коммуникативных игр «Спорт – нужен всем»

    Игра – путешествие «Как Мишка стал лыжником»

    Партнерство детей и педагогов с родителями

    Оформление информационного стенда по проекту

    Буклет «Спорт в жизни нашей семьи»

    Спортивный инвентарь своими руками

    Самостоятельная деятельность детей

    Ролевая игра «Мы спортсмены»

    Выставка детских работ

    Прикреплённые файлы:

    rabota-s-detmi_82sum.pptx | 4637,03 Кб

    Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

    Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования 1. Актуальность темы «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования» Актуальность вопроса.

    Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном.

    Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования» Форма работы: проблемные группы Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем) Вступление. В связи с повышением качества образования.

    Проектный метод в детском саду. Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие.

    Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний Введение Во всём мире качество образования определяется как: -Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности Стратегическая.

    Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования (из опыта работы) Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. В современном мире проблема социального развития подрастающего.

    Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.

    Взаимодействие детского сада и семьи — условие повышения качества образования Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

    Взаимодействие инструктора по физкультуре с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ Одним из направлений работы МКДОУ “Детский сад № 18 “Ромашка” г. Шадринска по формированию навыков здорового образа жизни является воспитание.

    Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

    Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

    Дата публикации: 30.03.2015

    Статья просмотрена: 4284 раза

    Библиографическое описание:

    Амосова Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7725/ (дата обращения: 28.02.2020).

    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

    Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

    Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

    – создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

    – создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

    – недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

    Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений, т. к. они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд, создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. Исследовательская деятельность позволяет организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

    Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

    Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

    Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

    Работая в детском саду поставила перед собой цель: создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников на основе проектного метода.

    В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

    – изучить и проанализировать виды технологий проектной деятельности, открывающие новые возможности воспитания и обучения дошкольников;

    – разработать систему технологий проектной деятельности;

    – организовать внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробировав механизмы управления ею в дошкольной образовательной организации;

    – провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы технологии проектной деятельности и сформулировать рекомендации по организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.

    На мой взгляд, важным аспектом качества образования в настоящее время является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Перед педагогами поставлена задача по отбору современных методов и средств воспитания и обучения, соответствующих целям и задачам каждого работы, индивидуальным особенностям детей, позволяющих дифференцированно определить направления развития каждого ребенка.

    Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

    В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

    Применяя на практике проектный метод, выделяю его преимущества:

    – является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

    – повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

    – служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста;

    – способствует повышению компетентности педагогов.

    – способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности дошкольной образовательной организации.

    Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе. Он побуждает меня повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

    Работая с детьми дошкольного возраста, использую педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

    К тому же, технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Используя в своей работе педагогическое проектирование, я планирую в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Я понимаю, что проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

    Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования — сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.

    Таким образом, используя технологию проектной деятельности, я стремлюсь к формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

    Результаты работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:

    1. Разработан примерный алгоритм действий по реализации проекта в группе детей дошкольного возраста;

    2. Подобран и систематизирован разнообразный материал по выбранным темам.

    3. Составлены конспекты занятий, сценарии вечеров досуга.

    4. Разработаны методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов дошкольного учреждения по организации проектной деятельности.

    5. У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

    6. Коллективная работа в микрогруппах дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивало социально-личностные качества.

    7. Родители, участвуя в образовательном процессе, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.

    8. Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

    1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. С. 6.

    2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. – № 1. — С. 24–36.

    3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — № 7.С 76–83.

    4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

    5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

    Похожие статьи

    Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

    Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем.

    метод проектов, проектная деятельность, дошкольный.

    проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

    Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале.

    проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

    Проектирование в детском саду | Статья в журнале.

    Деятельность дошкольной организации по развитию. проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа.

    Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая.

    проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность.

    Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая.

    ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

    метод проектов, проектная деятельность, дети дошкольного.

    проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

    Метод проектов как инновационная форма организации.

    проект, ребенок, проектная деятельность, продуктивная деятельность, детская деятельность, образовательный процесс, образовательная область, метод проектов, детский сад, организация деятельности.

    Проектная деятельность как основа формирования предпосылок.

    ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога, взаимодействие педагога, современное общество, совместная деятельность, метод проекта.

    Читайте также:  Картотека логопеда ‘Учимся говорить’
    Ссылка на основную публикацию