Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

Логопедический проект “По дороге к азбуке”

Разделы: Логопедия

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

«По дороге к азбуке»

ГБОУ Школа №51 дошкольные группы

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Срок осуществления проекта

Сентябрь 2016 – май 2017

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта – комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ – 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе – 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем – 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % – считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % – видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % – не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

Слабые стороны ОУ:

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Действия по реализации задач

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

Комплекс коррекционных занятий

Пакет документов по каждому направлению:

– индивидуальный образовательный маршрут.

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая – шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Использование метода проекта в группах компенсирующей направленности

Использование метода проекта в группах компенсирующей направленности

МАДОУ детский сад 46

Использование метода проекта в группах компенсирующей направленности

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения? Как показывает практика, количество детей, имеющих патологии речи, увеличивается. Достаточно высокий процент среди них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сферы дошкольника. Определенные отклонения проявляются и в игре, и в ходе непосредственно образовательной и продуктивной деятельности. Дошкольники с данной речевой патологией могут быть слишком возбудимы или наоборот вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы.

Принимая во внимание, что дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся сверстников характером психических процессов, воспитание и образование таких детей должно осуществляться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, одна из основных задач педагогов дошкольного учреждения – коррекция речевых нарушений и психических особенностей дошкольников с ОНР на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребенку с использованием эффективных форм совместной деятельности.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проекта.

Чем же интересен метод проекта?

Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя – логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, детей, родителей.

    Педагоги помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. Дети поэтапно осуществляют практическую деятельность по достижению поставленной цели. Родители получают возможность принять участие в коррекционно-образовательном процессе. Каждая семья может проявить свои лучшие качества, таланты, дети испытывают чувство гордости за свою семью. Между родителями и педагогами складываются доверительные отношения, что немаловажно, поскольку без участия семьи воспитательно-образовательный процесс будет менее результативным.

Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

Этот метод перспективен и тем, что даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Коллективный характер всех этапов над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижений единой созидательной цели.

Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценится любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества ответственность за результат, стимулирует взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию.

Учебная проектная деятельность – это как бы « Проект в проекте» педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежавшей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развитие воспитанников. Таким образом, проект-это не случайная совокупность различных видов деятельности. Его фундамент должна составить личностно – ориентированная ситуация – педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира. Педагогу необходимо сформулировать не только учебную, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети. Это определяет выбор личностно-значимых содержания и форм работы в рамках учебного проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

Читайте также:  Рабочая программа по развитию речи у неговорящих детей 2-4 лет

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Как правило в логопедических группах детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР, которые прослеживаются по всех образовательным областям сразу.

Лексическая тема «Овощи» – проект «Наш весёлый огород»

Лексическая тема «Домашние животные» – проект «Мой верный друг» Лексическая тема «Город, в котором я живу» – проект «Мой любимый город» и т. д.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому в логопедическую работу включаются небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование. С другой стороны в воспитательную работу включаются приемы, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей. Например, во время рисования воспитатель использует логопедические распевки. Это способствует эффективности коррекционно-образовательного процесса.

При разработке проекта учитель – логопед совместно с воспитателем:

    определяют тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы; намечают этапы и содержание работы; в завершении анализируют результативность проекта и обсуждают дальнейшую перспективу.

Воспитатель планирует и организует художественную, игровую, коммуникативную, музыкальную, познавательную деятельность детей и физическое развитие. Логопед подбирает по теме проекта логоритмические упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, элементы самомассажа, игры и игровые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, формирования слоговой структуры слова, совершенствования фонематического восприятия и автоматизацию поставленных звуков в речи детей.

Учитель-логопед также помогает воспитателю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей речевую задачу на определенный отрезок времени, рекомендует художественные произведения, способствующие закреплению поставленных звуков.

Педагоги вместе организуют экскурсии, драматизации, праздники и развлечения.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Логопед совместно с воспитателем в процессе реализации проекта являются для детей равноправными партнерами, незаметно направляющими их деятельность. Педагоги:

    помогают детям в поиске источников информации; формируют у детей обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; учат прогнозировать, собирать информацию, достигать поставленную цель, фиксировать полученные результаты, делать выводы; формируют предпосылки учебной деятельности, навыки коммуникативного общения. поддерживают и поощряют активность и инициативность детей в работе над проектом.

Вовлеченные в проект дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, моделировать, ставить цели, решать задачи и делать выводы.

В работе с детьми с ОНР можно реализовывать проекты разных видов: исследовательские; творческие; приключенческие, игровые; информационные; практико – ориентированные. Чаще используются групповые проекты, потому что они развивают способность к сотрудничеству и взаимодействию между детьми и педагогом, детьми внутри коллектива.

В основном проекты краткосрочные – недельные (в рамках одной лексической темы), но так же могут быть и долгосрочные

При планировании проектной деятельности нужно помнить, что успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на его отдельных этапах.

Проект – это 6 «П»:

поиск (путей решения),

продукт (опыт деятельности, это то, что можно увидеть, можно взять, потрогать, обменять, применить в реальной практической деятельности),

При реализации проектов, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагогов с детьми,

ставятся следующие задачи:

    Изучать познавательные способности воспитанников с ОНР, проникать в их внутренний мир; Свободно общаться с детьми, совместно обсуждать какие-либо действия; Индивидуализировать работу по разным темам, опираясь на психофизические возможности детей; Сблизить детей и взрослых между собой, что улучшает микроклимат группы.

Основные требования к использованию метода проекта:

    в основе любого проекта лежит значимая для детей проблема, для решения которой требуется поиск; проект – это «игра всерьез»; результаты её носят познавательную значимость для детей и взрослых; наряду с ясными, отчетливыми заданиями должна оставаться зона неопределенных заданий, с учетом зоны ближайшего развития детей; обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Проектная технология дает возможность осуществлять интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность логопедической группы, педагогическая работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.

Опыт применения проектной деятельности в работе с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Данная слайдовая презентация представлена с целью обмена опытом с коллегами-педагогами, применяющими в своей коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи проектную деятельность.

На сегодняшний день проектная деятельность является одной из актуальных и эффективных инновационных педагогических технологий, которая открывает новые возможности в воспитании и обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Вмасте с тем, проектная деятельность в группе компенсирующей направленности достаточно трудоёмкий процесс, и не каждый специалист решится на неё.

В презентации освещается опыт ведения проектной деятельности, отражающий как положительные моменты, так и трудности, с которыми могут столкнуться педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Опыт применения проектной деятельности в группе компенсирующей направленности1.67 МБ

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №58 Опыт применения проектной деятельности в работе с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Учитель-логопед Тетенёва Елена Алексеевна Ангарск 201 7 год

Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, вариант будущего, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации Проект в ДОУ – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ выполнение проекта Проектная деятельность в ДОУ – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на приобретение детьми определённых знаний, умений и навыков в процессе реализации их творческих идей и замыслов при решении каких-то проблем

Основные составляющие проекта проблема планирование портфолио презентация продукт поиск информации

Виды проектов, актуальных для дошкольного образования (по классификации Е.С.Полат ) По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные По характеру содержания : включают ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка, общество и его культурные ценности По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, с учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой( от 3 до 10-12 человек), фронтальный( коллективный) По продолжительности: краткосрочный( одно или несколько занятий, 1-2 дня), средней продолжительности( в течение нескольких дней, недель) и долгосрочный( от одного до нескольких месяцев) Принято также выделять: монопроекты( в рамках одного предмета): творческие, естественнонаучные, экологические, спортивные, географические, исторические межпредметные (в рамках нескольких предметов, например, по тематическому плану ДОУ ) с открытой координацией (координатор руководитель проекта направляет, координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встречах и т.д.) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он участник проекта)

«Что мы знаем ?» ( содержание, то, что дети уже знают ) «Что надо сделать, чтобы узнать ?» ( источники новых знаний, выбор средств) проектная деятельность «Что мы хотим узнать?»( план, тема проекта )

Проектная деятельность в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО позволяет: – взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; – охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; – создавать условия развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Проектная деятельность в ДОУ Одна из инновационных образовательных технологий Способствует приобретению детьми определённых знаний, умений, навыков Сближает всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов

Трудности ведения проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Дети наряду с серьёзными недостатками речи имеют нарушения в развитии мыслительной, гностической, мнестической деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом ( эмоциональная незрелость, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, недостаточная способность к произвольной деятельности) Недостатки речевого развития и других психических процессов не позволяют детям проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения Пока ребёнок сам не научится формулировать проблему, активная роль в этом принадлежит взрослому Проектная деятельность у этих детей долгое время осуществляется на первом этапе и развивается на подражательно-исполнительском уровне

Преимущества проектной деятельности в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения Знания, навыки, полученные в практической деятельности усваиваются быстрее и качественнее Для детей Мотивированно обогащается и активизируется словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими Развиваются познавательные и творческие способности Чувство удовлетворения от совместного творчества с родителями Успешная социальная адаптация в ДОУ, семье, обществе Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации

Для родителей Для педагогов приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей чувство удовлетворенности от совместного творчества с детьми активизация педагогического потенциала родителей овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка положительная оценка деятельности ДОУ увеличение объема коррекционного воздействия повышение профессионального мастерства в озможности для более тесного сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями группы и другими специалистами ДОУ з аинтересованность педагогов в творчестве и инновациях у довлетворённость собственной деятельностью

Реализация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Тема, вид проектной деятельности, способы и пути решения проблем могут зависеть от следующих факторов Возможности детей Календарно-тематический план Время года Значимые события города, страны Годовые задачи ДОУ Инициаторы, чаще всего, взрослые: педагоги или родители

Возможные варианты работы Краткосрочные проекты «В чём поедут буквы на бал?», «На что похожа любимая буква?» и др. Практико-ориентированный, творческий проект, по характеру содержания: включает ребёнка и его семью, по количеству участников: индивидуальный, по продолжительности: краткосрочный

Краткосрочный проект «Моя история про Язычка»» Дети сами придумывают истории про Язычка и рисуют к ним иллюстрации Д елать артикуляционную гимнастику для язычка по своим историям намного интереснее

Долгосрочный проект: «Что мы знаем о жизни насекомых?», итогом которого стало создание мини-музея насекомых. По доминирующим методам: творческо-информационный проект, включает ребёнка и его семью, коллективный.

Творческий монопроект (в рамках одной темы) «Что мы знаем о диких животных?»

Исследовательский проект «Как устроен человек?»

Продукт исследовательского проекта «Как устроен человек?» Лэпбуки

Любой долгосрочный проект в группе всегда заканчивается итоговым совместным мероприятием детей и их родителей

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен.

Занятие на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов.

Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи.

Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи.

В статье раскрываются особенности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития), приводятся конкретные упражнения, способствую.

Рабочая программакоррекционно-развивающей работы в средней группекомпенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе&raquo.

Проектная деятельность в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет).

В статье излагается опыт работы с детьми с ОНР с привлечением в систему коррекционной работы метода проектной деятельности. Рассмотрен метод учебных проектов как образовательная технология, его основные цели, классификация, этапы работы. Представлено подробное содержание деятельности детей с нарушениями речи и взрослых по каждому разделу проекта «Моя семья».

В ФГОС дошкольного образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания. Поэтому мы обратились к методу проектов, который позволяет учитывать современные требования к дошкольному образованию.

Что же такое «проект»?

На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 — 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Теория Д.Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.

Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

«Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Проект — «бросок вперёд» /латинский/.

Проект — последовательность взаимосвязанных событий — действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Ф.Бэгли, специалист по проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся — партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой — либо проблемы, значимой для участников проекта. (Леонтович А.В., Кандидат психологических наук)

Основные характеристики проектной деятельности:

  • Проект — разовое явление.
  • Проект ограничен чёткими временными рамками.
  • Проект даёт определённый результат.
  • Проект предполагает изменения.
  • Проект неповторим.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно — практика – ориентированные — дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Примерный план работы педагога по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана — схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план — схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.​ Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.​ Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.​ Выполнение проекта — практическая часть.

4.​ Подведение итогов и определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Распределение их по этапам проекта представлено в таблице (см. приложение).

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Опыт работы по использованию проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности логопедам в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР. Данный метод позволяет развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения, так как стимулируется познавательная и речевая активность детей.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен в системе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи III – IV уровня. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Практическое применение проектной деятельности.

Все больше ДОУ используют этот метод в своей практике. Мы изучили методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов. Но нам удалось найти только три источника, сообщающих о применении метода проектов в коррекционно- развивающей работе с детьми с речевой патологией.

Таранова Т.Н. представила проект «Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».

В своей статье она дала подробное описание методологической базы проекта, представила этапы управления проектом, но учет общедидактических принципов в работе над данным проектом автор не рассматривает.

Якимович О.A. знакомит нас с детско-родительским образовательным проектом «Чудесное лукошко», представляет паспорт проекта, системную паутинку, конспекты занятий, речевой и дидактический материал, презентацию проекта. У этого автора проект представлен как разовое явление, в рамках одной лексической темы, ничего не говорится о мотивационном аспекте данного вида деятельности.

Димитрова Т.А предлагает познакомиться со своим опытом работы в данном направлении. Она планирует проекты по тематике, связанной с изучением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР; рассказывает, какие задачи решаются педагогическим коллективом в рамках проекта. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития, приводятся примеры таких паутинок (см. ниже). «В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития». Автор отмечает, что «включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов». Таким образом, Димитрова Т.А. представила целостную систему работы в данном направлении с учетом основных общедидактических принципов, но при внимательном изучении предложенный материал не соответствует заявленной теме (проектная деятельность ведется поэтапно, предполагает определенный результат, продукт, презентации проекта). Предлагаемая автором деятельность больше похожа на представленную в виде системных паутинок коррекционно-развивающую работу, расписанную по различным центрам.

Изучив вышеперечисленные источники информации по данному вопросу, мы пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной коррекционной педагогики, но использование его в коррекционно-развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.

Организация коррекционно-развивающего обучения

Обучение с помощью метода проектов проводилось в течение учебного года. В нем принимали участие 24 ребенка с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) из 2-х логопедических групп.

Коррекционное воздействие осуществлялось в соответствии с Программой логопедической работы по преодолению ОНР у детей с III уровнем речевого развития Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которая предполагает работу над всеми структурными компонентами речи.

Как известно, главной целью коррекционной работы является развитие связной речи. Ее недоразвитие отрицательно сказывается на речемыслительной деятельности детей, ограничивает их коммуникативные и познавательные способности, препятствует овладению знаниями. Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. отмечают, что тормозят процесс развития связной речи «трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка». Это нашло подтверждение при обработке результатов проведенного нами обследования речи дошкольников. Поэтому мы посчитали целесообразным построить коррекционно-развивающую работу по лексическому принципу

В качестве ведущего метода в своей системе работе мы использовали метод проектов, который полезен тем, что:

  • учитывает интересы детей;
  • интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы;
  • реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;
  • стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации;
  • способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков.

Мы обратились так же к музейной педагогике, которая помогает повысить уровень мотивации, поддерживать эмоциональную заинтересованность детей к изучаемому материалу, задействовать в коррекционной педагогике региональный компонент.

Таким образом, разработанная нами система коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР базируется на проектном методе и музейной педагогике с учетом лексического принципа подбора материала

Проделана работа по разработке проектов по лексическим темам «Игрушки», «В гостях у Музейки», который позволяет соединить изучение лексических тем с посещением экспозиций Алексинского краеведческого музея, «Летопись времен», «Защитники Алексина», «Осенний калейдоскоп», «Мой друг — книга». Также начата работа по долгосрочному проекту «По страницам Красной книги» с привлечением возможностей музея.

Подробно остановимся на проекте «Моя семья».

Визитная карточка проекта «Моя семья».

  • Дети и родители подготовительной и старшей логопедических групп для детей с ОНР, воспитатели Ивакина О.В. и Фомичева В.В., логопед Колчина Л.В., педагог-психолог Ежова И.; руководители физического и музыкального воспитания; г. Алексин, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» .

Тема проекта: «Моя семья».

Зачастую дети с ОНР с трудом усваивают новые знания. Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, практическая направленность, совместная труд со взрослыми, заинтересованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными.

Патриотическое воспитание дошкольников — приоритетное направление деятельности нашего педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев — основное содержание нашей проектной деятельности. Чувство любви к Родине зарождается в семье..

Поэтому у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья», мы провели взросло-детский проект «Моя семья». В его реализации принимали участие воспитатели, родители и дети подготовительной и старшей логопедических групп, а также специалисты ДОУ (логопед, психолог, музыкальный руководитель). Проект осуществлялся в соответствии с разработанной схемой. Все участники проекта с удовольствием и интересом принимали участие в его реализации, творчески подходили к решению поставленных задач.

-​ Дидактическая цель — воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

  • дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
  • дать понятие о семье (семейных традициях и реликвиях, правах и обязанностях членов семьи).
  • продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • укреплять детско-родительские отношения.
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей путём их просвещения.
Основопологающие вопросы проекта.

Проект «Моя семья»: Что такое семья? Что вы знаете о своей семье?

  • патриотическое воспитание;
  • нравственное и эмоционально-личностное развитие;
  • поисково-исследовательская деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • развитие речи;
  • игровая деятельность.

Возрастная группа : Дети 5-7 лет с ОНР.

Оформление результатов проекта:

  • создание семейных альбомов «Моя семья», альбома «Герб моей семьи»
  • презентация проекта: интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».

Краткая аннотация проекта:

  • диагностика (опрос) детей по данной теме;
  • экскурсия детей и родителей в музей, посещение экспозиции «По обычаю дедову»;
  • беседы, чтение книг, просмотр мультфильмов;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
  • занятия с психологом по правовому воспитанию детей, занятия логопеда;
  • интегрированные занятия;
  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • конкурс чтецов;
  • спортивный праздник;
  • игровая деятельность детей;
  • творческая и поисково-исследовательская деятельность детей (сбор и оформление информации);
  • детско-родительская гостиная;
  • презентация проекта.

9.​ Время проекта, длительность :

  • октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.; долгосрочный.
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • ​ телевизор, видеомагнитофон;
  • магнитофон
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», методическая литература.
  • Интегрированный вечер развлечений «В музее семьи»;
  • Создание семейных альбомов «Моя семья», «Герб Моей семьи»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива.
  • Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
  • анкетирование
  • работа с листами рефлексии.

Информационный (просветительский) блок.

  • побор наглядной информации;
  • оформление стендов, папок-передвижек, фотогазет;
  • проведение выставок, презентаций;
  • оформление уголков родителей;
  • составление памяток, буклетов для родителей;

Традиционные формы и методы работы.

  • родительские собрания;
  • родительский клуб «Умники и умницы»;
  • консультации специалистов;
  • дни открытых дверей;
  • оформление семейных фотогазет, альбомов;
  • почтовый ящик «Добро пожаловать»;
  • выпуск устного журнала.

Нетрадиционные формы и методы работы.

  • использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);
  • домашние задания для родителей на определённую тему (составление семейного альбома «Моя семья», сочинение «Моя семья»),
  • досуг «Праздник семьи», «День защиты детей»;
  • творческие конкурсы и выставки;
  • спортивные семейные и интеллектуальные состязания;
  • утренники;
  • посещение театра, музея семьями;
  • семейные выезды на природу.
  • создание слайд-шоу
  • интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».
  • заполнение книги отзывов и оценочных листов
  • экспресс-диагностика.

Логопедический проект в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР «В мире волшебных звуков»

Гришина Елена
Логопедический проект в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР «В мире волшебных звуков»

Логопедический проект «В мире волшебных звуков»

Составила учитель-логопед Гришина Е. В.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид: групповой

Срок реализации: среднесрочный.

Участники:

• дети старшей логопедической группы;

Актуальность проблемы:

Среди целевых ориентиров, определяемых ФГОС дошкольного образования, речь занимает одно их центральных мест. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо понимать устную речь, владеть речью, как средством коммуникации, уметь выражать свои мысли, желания.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия звуков делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает детям в полной мере овладеть достаточным словарным запасом, влечёт за собой грамматические ошибки, и, следовательно, затрудняет развитие связной речи в целом.

Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в звуковом анализе и синтезе слов, что приводит в школе к ошибкам при письме и чтении.

Развитие фонетической стороны речи и обучение грамоте в дошкольной организации является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет детям скорректировать имеющиеся специфические ошибки.

Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом, поскольку из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ

Кроме того, одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Однако, лишь малая часть родителей осведомлена, что полноценное развитие речи невозможно без формирования хорошего фонематического слуха и восприятия. Поэтому родители должны активно включаться в коррекционно-воспитательный процесс и помогать своим детям осваивать навыки звуковой культуры речи.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (звуков, например, банка – кабан, роза – роса; различать слова, отличающиеся одной фонемой (миска-мишка, тачка-дачка и т. д.).

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению звуков из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец, а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

По данным диагностики, проведённой в начале учебного года, у большинства детей предпосылки к освоению грамоте сформированы на низком уровне: дети испытывают трудности в определении наличия заданного звука (среди звуков, слогов, слов и в тексте, не могут назвать первый и последний звук, придумать слово на заданный звук.

Исходя из вышеуказанных проблем, считаю данную тему актуальной, и поэтому решила реализовать проект «В мире волшебных звуков», который позволит решить основные пробелы в знаниях и умениях дошкольников по формированию фонематических процессов. Проект направлен на взаимодействие всех сторон образовательного процесса: детей, педагогов и родителей

Цель проекта: развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе ознакомления с речевыми звуками.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух детей.

2. Узнавать наличие конкретного звука в слове и определять его позицию (начало, середина, конец слова).

3. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

4. Учить давать характеристику речевым звукам.

5. Создавать предпосылки к обучению грамоте.

6. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.

7. Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

Предполагаемый результат:

• Умение слышать и различать звуки речи на слух.

• Умение определять количество и последовательность звуков в словах из 3-4 звуков.

• Умение определять позицию заданного звука в слове.

• Умение определять характеристику звуков.

• Создание альбома «Звуколандия».

• Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития ребёнка.

• Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (консультативный материал, памятки, буклеты, дидактические игры и пособия).

• Пополнение РППС группы играми на развитие фонематического слуха и восприятия в логоцентре.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап –заключительный

Подготовительный этап

Подбор методического материала по заявленной теме.

Обсуждение с воспитателями предстоящей работы.

Насыщение предметно -пространственной развивающей среды группы тематическим содержанием.

Основной этап

Целевая аудитория: родители

Методы и формы работы:

1) Разработка консультаций, буклетов, памяток:

– «Волшебный мир звуков»,

– «Игры и упражнения для развития фонематических процессов в домашних условиях»,

– «Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза в домашних условиях».

2) Разработка и проведение брейн-ринга «Первые шаги к грамоте. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

3) Оформление страничек для альбома «Звуколандия»,

4) помощь в оформлении дидактических пособий «Где спрятался звук?»

Ответственный: Учитель-логопед

Целевая аудитория: Дети

Методы и формы работы:

1) Познавательные беседы с детьми.

2) Проведение игр и упражнений на развитие фонематических процессов:

«Подними флажок» «Назови первый (последний) звук в слове», «Где спрятался звук?», «Найди слова с заданным звуком» и др.

3) Разработка и изготовление дидактических игр и пособий «Звуковые домики», «Звуковой пазл», «Весёлый поезд».

4) Просмотр обучающих видеороликов:

«Маша в стране гласных звуков»,

«Поем гласные звуки»,

«Сказка о том, как гласные подружились с согласными»,

Тралик и Валик: «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие».

ответственный: учитель-логопед

5) Викторина «Игры со звуками».

Ответственный: учитель-логопед, воспитатели

6) Оформление страничек для альбома «Звуколандия».

ответственный: Учитель-логопед.

Целевая аудитория: воспитатели

Методы и формы работы:

«Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте. Виды работ».

«Звуковой анализ и синтез слов. Понятие звук.

ответственный: учитель-логопед

Заключительный этап

Вечер презентаций (презентация детьми странички о звуке для альбома «Звуколандия»)

Результат проекта:

• Дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков, слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком.

• Повысится компетентность родителей в вопросах развития фонематического слуха и восприятия.

• Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов (консультативный материал, конспект развлечения, пополнение видеотеки обучающими роликами о звуках, разработка пособий и дидактических игр по формированию звуковой культуры речи, создание альбома «Звуколандия»).

Используемая литература:

1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.

2. В. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3 периоды) М. «Гном и Д»,2002.

3. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». М. «Владос», 2001.

4. Г. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» – СПб. : Питер Пресс, 1997.

5. Л. В. Козлова «Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте». Журнал «Начальная школа» №8, 2004 г.

6. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnyi-mir-zvukov.html

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В снежном царстве» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития/ Тема проекта: “В.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мой детский сад — мой дом родной!» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: “Мой детский сад – мой дом родной!”.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.

Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

Проект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленности Проект “Грибное царство” старшей группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9. 1. Проект на тему: «Грибное царство» старшей.

Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности “Цветики”. 2. Проблемное поле проекта: Детям трудно.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар – практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

Реализуемые дополнительные образовательные программы

Информация о дополнительных образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированнных образовательных программах

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, имеющих сложную структуру дефекта (нарушение зрения) на 2019 – 2020 уч.г

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей от 5л. до окончания образовательных отношений с тяжелыми нарушениями речи разработана с учетом программ «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 лет до окончания образовательных отношений)» Н.В. Нищевой.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития на 2019 – 2020 уч.г.

Программа предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АОП для детей с ЗПР.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи со сложной структурой дефекта нарушения зрения на 2019 – 2020 уч.г

Главная идея Программы заключается в реализации образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением зрения, обеспечивающего им равные стартовые возможности при переходе к новому этапу возрастного развития, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушение речи на 2019 – 2020 уч.г

Целью Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, имеющих сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата) на 2019 – 2020 учебный год

Целью Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников

Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности для детей (5-7 лет) “Play way to English”

Цель программы – развитие у дошкольников общеязыковых, познавательных способностей, умения использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения.

Дополнительная общеобразовательная программа по укреплению здоровья детей 5 – 7 лет «БОС – малыш»

Цель программы – сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей 3 – 7 лет «Веселый праздник»

Организация и проведение праздника ребенку

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5 – 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности, «Говорим правильно»

Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, мелкой моторики и создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения.

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 5 – 7 лет “Здоровячок”

Формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

Дополнительная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ “Театр музыкальных инструментов”

Для многих детей с (ОВЗ) игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 3-7 лет «Изобразительная деятельность»

Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности по обучению чтению детей 6 – 7 лет «Обучение чтению»

Формирование у детей психофизических механизмов, на базе которых развиваются познавательно-речевые умения, в том числе умение осмысливать языковое содержание, выраженное в устной и письменной форме, и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний.

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 5 – 7 лет «Робототехника LEGO WeDo»

Формировать элементарные представления о робототехнике, умение конструирования, моделирования и программирования роботов с помощью конструктора LEGOWeDo, закреплять знания компьютерной среды.

Дополнительная общеобразовательная программа художественноэстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 3 – 7 лет «В гостях у сказки»

Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию вокальных способностей у детей 4 – 7 лет «Звонкие нотки»

Предназначена для развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 6 – 7 лет «Сказочный мир»

Развитие интеллектуально-творческих и эмоциональных способностей на основе игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», элементов песочной терапии.

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности по коррекции звукопроизношения у детей 3-4 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности, «Логоритмика для малышей»

Развитие речи ребёнка посредством сочетания слова и движения

Дополнительная общеобразовательная программа психолого-педагогической направленности всестороннего развития детей в возрасте от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение, «Ясли с мамой»

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, развитие чувства уверенности в окружающем

Дополнительная общеобразовательная программа художественноэстетической направленности по развитию танцевальных способностей у детей 4 – 7 лет «Музыкально-ритмические композиции»

Формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 5 – 7 лет «Шахматы»

Разработана для детей старшего дошкольного возраста (для организации шахматных занятий в подготовительных группах).

Дополнительная общеобразовательная программа психофизической направленности по формированию адаптационных возможностей в условиях сенсорной комнаты у детей 2 – 7 лет «Волшебная комната»

Сохранение и укрепление психофизического здоровья и стабилизация эмоционального состояния детей с помощью мультисенсорной среды.

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 6 – 7 лет «Система интенсивного развития способностей»

Целенаправленно и непрерывно развивать интеллектуальные и творческие способностей с целью значительного повышения успешности обучения дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности по коррекции звукопроизношения у детей 3 – 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности, “Логомассаж”

Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: “Учимся играя”

Содержимое публикации

Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: “Учимся играя”

“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения” (К. Ушинский)

• Закреплять навык звукослогового анализа слов.

• Закрепить графический образ букв.

• Закреплять навык чтения слогов,слов, предложений.

• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать память и внимание.

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

• Развивать умение ориентироваться в пространстве.

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

• Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: тарелочки с манной крупой; большая касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука».

1.Организационный момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

-Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Логопед: Звуки согласные называйте, места занимайте.

Игра «Разноцветные ладошки»

Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.

Называют слова на тв. и мягк. согласный звук, прикладывая ладонь к цветовому символу.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.

3. Закрепление изученного материала.

1) Печатание букв на манной крупе.

Логопед: Чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать.

Логопед загадывает, какую букву нужно напечатать.

(Эта буква самая первая в алфавите; эта буква похожа на вешалку, эта буква похожа на ворота, эта буква любит кривляться и показывать язычок, эта буква много ест и носит кепку, эта буква любит танцевать и ножку выставлять, эта буква любит зевать, эта буква похожа на месяц.)

2) Играем в игру «Угадай-ка»

Логопед: – Послушайте загадки и дайте правильный ответ.

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Если кто-то его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

Логопед: На вопросы отвечаем, полные ответы составляем.

– Как называются звуки, которые мы произносим?

– Какие бываю звуки речи?

– Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?

– Какие бывают согласные звуки?

– Где живут звуки речи?

– Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?

– Сколько букв в русском языке?

3) Игра «Собери буквы» Участвует 9 человек.

Элементы букв у родителей и у детей. Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.

Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.

4) Игра «Веселые Звуковички» Участвует 9 человек.

Логопед: Картинку выбирайте, звук первый называйте.

Позицию в слове отгадайте,

Твердый он или мягкий объясняйте,

Смело картинку гномикам отдавайте.

5) Игра «Зашифрованное слово»

Логопед: Цифры по порядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово.

ВОПРОСЫ: – У кого слово начинается на мягкий согласный звук?

Физминутка (дыхательные упр. ,упр для глаз, упр. на развитие простр. ориенит.)

6) Игра «Волшебные конфеты»

Логопед: Чтобы слово вам узнать,

Конфеты нужно все собирать.

Слог на ней читается.

Конфеты по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают конфеты одинакового цвета. На каждой половинке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

(Дима, капуста, утка, тапки, зима, диван, замок, Москва, собака)

ВОПРОСЫ: -У кого есть слово, написанное с большой буквы? Почему с большой?

-К какому слову я могу задать вопрос «Кто это»? Почему?

-У кого получилось слово, в котором 1, 2,3 слога?

7) Игра «Составь предложение»

Логопед: Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите, предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

ВОПРОСЫ: -Что бы собрали из слов?

– Сколько слов в предложении? Назови 1,2,3,4.

-Назовите “маленькие слова” (предлоги).

Логопед: Послушайте предложения, которые составили дети из страшей группы.

Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши,

Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте.

За домом стоит деревянная беседка.

Зайка, сосна, из-за, выскочить.

Дети, на, сидеть, кожаный, диван.

Котенок выглянул из-под дивана.

Незабудки, Лиза, дом, за, посадить.

Коробка,цветные, лежать, в, карандаши.

Чайная посуда стоит на столе.

Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.

Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.

Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.

Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.

На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.

(Айболит, Золушка,Белоснежка. Умка,Карлсон,Алладин)

Ребята печатают слово на листочках (АЗБУКА).

Один ребенок выходит к доске (собирает слово, выполняет звук. анализ, ставит ударение).

4. Подведение итогов. Оценивание.

Логопед: -Понравилось ли занятие? -Что мы сегодня делали?

-Что понравилось больше всего?

Ребята отвечают, делятся впечатлениями.

Презентация совместной детско-родительской книги в рамках проекта «Моя первая Азбука».

Ссылка на основную публикацию