Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии

Презентация проекта “Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников”
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Проект представлен в виде презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
презентация проекта2.7 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников» Автор: Абдусаламова Г.Г. учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №103» города Курска

Актуальность Актуальность профилактики дисграфий и дислексий у дошкольников с нарушениями речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.

Цель: предупреждение нарушений письменной речи у детей – логопатов дошкольного возраста Задачи: формирование основ письменной речи; развитие мышления, памяти, внимания; воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности.

Паспорт проекта Вид: информационно-практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный Сроки реализации: сентябрь 2013г – май 2014г Участники проекта: учитель – логопед, дети группы общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет №6, родители

Мониторинг речевого развития детей группы №6 на 2013 – 2014 учебный год (после завершения проекта) уровень Начало года Конец года Звукопроизношение Д 62% 94% БД 33% 6% Н 5% – Фонематические процессы Д 57% 72% БД 33% 28% Н 10% – Словарь Д 38% 72% БД 52% 28% Н 10% – Грамматический строй речи Д 67% 89% БД 33% 11% Н – – Связная речь Д 62% 78% БД 28% 22% Н 10% – Навыки чтения и письма Д 48% 72% БД 29% 28% Н 23% –

Идёт обучение грамоте Выбери «правильные» буквы

Тетради по обучению грамоте

Отвечаем на «отлично» Исправь ошибку

Теоретическая база проекта В основе педагогического опыта лежат идеи Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, О.В. Правдиной, А.Н. Корнева, Л.Г. Парамоновой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой и др. На основании анализа исследований указанных авторов, я сформулировала следующие теоретические категории, принципиально важные для работы: Дислексия [дис – лат. lego читаю] – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения.

Существуют следующие виды дислексий: Дислексия аграмматическая – дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Дислексия вербальная – оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов. Дислексия литеральная [лат. lit(t)era буква] – оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы. Дислексия мнестическая [греч. mnesis память] – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Дислексия оптическая [греч. optikos относящийся к зрению] – дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к оптической дислексии относят и зеркальное чтение. Дислексия семантическая [греч. semantikos обозначающий, смысловой] -дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Как правило, в логопедической практике выделяются первичные и вторичные дислексии. Первичные дислексии выявляются при клинических исследованиях. Они возникают вследствие органических поражений коры головного мозга, когда наблюдается распад процесса чтения. Вторичные дислексии представляют собой различные типы нарушений чтения, обусловленных несформированностью вербальных и невербальных высших психических функций, лежащих в основе становления данного навыка. Иными словами, вторичные дислексии связаны с несформированностью у ребенка функционального базиса чтения. Именно вторичные дислексии являются предметом моей работы. В свою очередь, профилактика дислексии [от греч. prophylaktikos -предохранительный] подразумевает совокупность предупредительных мер, направленных на предотвращение дислексии у старших дошкольников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» – письмо). Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Виды дисграфий: Артикуляторно – акустическая дисграфия. Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме. Акустическая дисграфия (наоснове фонемного распознавания, дифференциация фонем). Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и). Такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР III-IV уровней и реже отмечаются у детей с ФФН. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:пропуски согласных;пропуски гласных; перестановки букв;добавления букв;пропуски, добавления, перестановки слогов;слитное написание слов;раздельное написание слов;слитное написание предлогов с другими словами;раздельное написание приставки и корня. Аграмматическая дисграфия. Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями. Оптическая дисграфия. Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Этапы проекта I Этап(подготовительный) На данном этапе дети знакомятся с новыми буквами, не изученными в предыдущем году, совершенствуют навыки чтения и печатания, педагог выявляет различные нарушения в развитии письменной речи и разрабатывает методики их преодоления Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей Обучение детей грамоте: развитие фонематического слуха; ознакомление с новыми буквами; обучение чтению слогов, слов, предложений; развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Проведение семинара для родителей «Что писать и как писать». Упражнения в чтении и печатании букв, слогов, слов, предложений. Упражнения в обучении и совершенствовании навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Закрепление полученных детьми знаний дома, изготовление вместе с детьми букв из различного материала, закрепление навыков чтения и печатания.

II Этап Основной (осуществление поставленных задач) Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей Использование специальных методик, приёмов, игр, направленных на профилактику нарушений письменной речи у дошкольников. Проведение специальных занятий по дифференциации звуков и букв по акустическому, оптическому и кинестетическому признакам. Консультация для родителей «Как выполнять домашние задания». Участие в дидактических играх, расшифровка ребусов, лабиринтов, шифровок, выполнение домашних заданий. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Контроль за выполнением домашних заданий, закрепление навыков чтения и печатания.

III Этап Заключительный Проведение итогового занятия по обучению грамоте «Наш родной язык» для педагогов и родителей. Презентация проекта. (май 2014года)

Основные направления работы в проекте развитие крупной и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия и узнавания; формирование фонематических процессов; формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; расширение и обогащение словаря; развитие восприятия пространства.

Результаты диагностики речевого развития до начала проекта уровень Начало года Звукопроизношение Д 62% БД 33% Н 5% Фонематические процессы Д 57% БД 33% Н 10% Словарь Д 38% БД 52% Н 10% Грамматический строй речи Д 67% БД 33% Н – Связная речь Д 62% БД 28% Н 10% Навыки чтения и письма Д 48% БД 29% Н 23%

Приглашения написали сами

Любим разные игры

Библиографический список И.Н Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей – СПб.: Союз, 2001. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис- пресс, 2005. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. – М. : «Мозаика-Синтез», 2006. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Учим писать без ошибок». М. Издательство АРКТИ, 2007.

Приложения Конспекты занятий, памятки для родителей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей “Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР”. В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овладевает кажд.

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников.

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры.

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников».

Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте п.

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда

Кравец С.Г., гл. методист отдела специального коррекционного образования

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с различными отклонениями в развитии, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.), в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами, выражениями.

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного.

Используя в работе методик Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской и др., устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом.

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;

б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;

г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М., 1995.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников

Ирина Васильева
Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников

Отчет работы по годовому проекту

«Цветик-Семицветик» профилактика речевых нарушений у младших дошкольников (2 младшая группа «Аленушка»)

Цель проекта: Достижение максимально возможных успехов в коррекции и преодолении речевых нарушений у детей младшего дошкольноговозраста средствами нейростимуляци: артикулционной гимнастики с функциональной нагрузкой (биоэнергопластикой, кинезиотерапии, речедвгаттельной гимнастики, пальчиковым игротренингом; а также играми на развитие сенсорных эталонов

Педагоги : Васильева И. Н., Пчелина А. Н.

№ дата Тема НОД, СОД и др. Основные задачи

«Язычок Яша в гостях у малышей»

-Артикуляционная сказка «Прогулка Язычка» (презентация)

-пальчиковые игры; биоэнергопластика

– Д/и «Собери пирамидку» • Вызвать у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, сформировать у детей желание заниматься

-Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками

-Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Подъем детей после сна: игровой самомассаж, артикуляционная сказка «Язычок проснулся», пальчиковый игротренинг, дыхательная и речедвигательная гимнастика.

Д/и «Разложи фигурки по домикам» – формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох

– укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать мелкую моторику;

– формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции

учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

– Артикуляционная сказка «Как язычок порядок в своем домике наводил»

– Знакомство с новыми артикуляционными упражнениями и соответстующими им упражнениям биоэнергопластики

– Музыкальные пальчиковые игры Железновой

– Фонематическая (речедвигательная) гимнастика

-Д/И «Прищепки» – Познакомить детей с новыми артикуляционными упражнениями и соответствующими им упражнениями биоэнергоплстики

– Познакомить с новыми пальчиковыми играми

Учить детей правильно произносить гласные звуки А О У и согласовывать их с речедвигательными упражнениями

-развивать мелкую моторику рук

– Пальчиковый игротренинг с массажными мячиками «Как ежик маму искал»

-Артикуляционная сказка «Прогулка Язычка» (презентация)

– Кинезиологическое упражнение «Колечки» – формировать правильный вдох и выдох

– развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата

– развивать мелкую моторику с помощью массажного мячика

-закреплять правильное произношение гласных А О У в сопровождении речедвигательных упражнений

«Старшие ребята в гостях у малышей»

-биоэнергопластика и артикуляционная гимнастика

–Речедвигательная гимнастика

– Д/И «Грибы на полянке»– Формировать коммуникативные умения: умение взаимодействовать не только со сверстниками и выполнять упражнения по подражанию.

Учить детей правильно произносить гласные звуки И Ы Э и согласовывать их с речедвигательными упражнениями»

учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.

Васильева И. Н. на группе -Артикуляционная сказка «О пчелке Жуже и ее веселом язычке» + дыхательная гимнастика

-Кинезиологическое упражнение «Кулачок, ребро,ладошка»

Речедвигательная гимнастика «Свистелочки и Шумелочки» – формировать правильный вдох и выдох

– развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата

– Закрепление правильного произношения гласных звуков АОУЫИЭ и соответствующих им движений

– Способствовать синхронизации работы обоих полушарий

– Познакомить с новыми речедвгательными упражнениями на звуки С и Ш.

Речедвигательная гимнастика «Веселый музыкальный оркестр»

– Дыхательные упражнения с полосками из бумажных салфеток и осенними листочками

Д/ «Башенки для гномиков» – Закрепление правильного произношения гласных звуков АОУЫИЭ и соответствующих им движений

– формировать правильный вдох и выдох

-Закрепить знания о величине предметов,познакомить с понятием: высокий, низкий.

17.00 Мастер- класс для родителей «Приглашаем Вас в «Школу красивой речи» в рамках проекта «Цветик- Семицветик» совместно с воспитателем Пчелиной А. Н. Познакомить родителей с основными направлениями работы по проекту.

Познакомить родителей с интересными формами работы и инновационными технологиями по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Повышать родительскую компетентность в области речевого развития детей и профилактики речевых нарушений.

Отчет работы по годовому проекту

«Волшебные ладошки» – нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство повышения эффективности коррекционного процесса (дети старшей группы «Золотая рыбка», посещающие логопункт)

Педагог : Васильева И. Н.

№ дата Тема НОД, СОД и др. Основные задачи

«Осеннее дерево»

(кляксография, выдувание трубочкой узор+ ватные палочки) -Речевые игры «Назови ласково», «Один- много», «Сосчитай осенние листочки»(один кленовый листочек, два кленовых листочка и тд.) Учить детей новому способу- выдуванию трубочкой узора из кляксы

– развитие речевого дыхания

-развитие мелкой моторики и чувства ритма

«Тучка и дождик»

(каплетерапия- рисование пипеткой) – Логоритмика под музыку «Злую тучку наказали» + пальчиковый игротренинг

– Игра «Повтори заданный ритм» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.

Учить детей правильно пользоваться пипеткой. Закреплять название цветов и оттенков. Развивать чувство ритма и мелкую моторику

«Осенние листья по небу кружатся»

(печать листьями + набрызг зубной щеткой)

Кинезиологическое упражнение «Кулаок, ребро, ладошка,хлопок» Продолжать знакомить детей со свойствами изо материалами по средствам экспериментирования

«Лес, точно терем расписной»

Речедвигательная гимнастика

Беседа по просмотру мультимедийной презентации «Осень в пейзажах русских художников» Упражнять детей в новой нетрадиционной технике- пуантилизм (рисование по точкам- ватные палочки, заполнять весь пейзаж тычком, развивать чувство ритма, цвета и композиции

Познакомить с осенними пейзажами великих русских художников

(презентация)Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного при слушании музыки П. И. Чайковского

«Осенний пейзаж»– 2 занятия

Аппликация из комочков салфеток

Кинезиологическое упражнение «Кулаок, ребро, ладошка,хлопок» под музыку Упражнять в скатывании комочков из салфеток, развивать мелкую моторику.

Упражнять в координации движений и звуков

Развивать межполушарные связи.

«Осенний букет»

Упр. На дыхание с осенними листочками

Речевые игры «С чьей ветки детка?» Продолжать учить наносить набрызг с помощью зубной щетки

Формировать правильный речевой вдох, целенаправленную воздушную струю.

Упражнять в согласовании прилагательных и существительных (лист с березы- березовый, с клена- кленовый.)

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Использование музыкальных распевок в младших группах ДОУ для профилактики речевых нарушений Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный.

Консультация «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить.

Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников,.

Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников [/h3]Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова,.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время.

Интересная проектная деятельность как неотъемлемая часть работы учителя-логопеда Результатом моей проектной деятельности на тему ” Ужасно интересно всё то,что неизвестно” стала работа с родителями по теме ” Семья и семейные.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Полезен и для детей 6-7 лет массовых групп детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»»

Тема проекта: «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект

Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 6-7 лет

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

Сформированность звуковой стороны речи – ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

Сформированность фонематических процессов – умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу – умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.

Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи проекта:

. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

.Совершенствовать пространственную ориентировку;

Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.

Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Предполагаемый результат проекта:

Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.

Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.

Четко дифференцировать звуки родного языка;

Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год

Ресурсы проекта:

материально-технические ресурсы: – информационно-деловое оснащение проекта; – наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;

материал для детской продуктивной деятельнсти;

кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;

Планирование и реализация проекта

1 этап Подготовительный

Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения

Организация работы по созданию условий для реализации проекта.

Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап Основной

форма и содержание

Диагностика уровня развития речи.

выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Логпед, воспитатели, родители

1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей детей с ОНР»

2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

3. Чтение худ. Призведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква»

4. Д)И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Логпед, воспитатели, родители, дети

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

3. Логоритмика «Весёлые звуки!»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.

Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме

Логпед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»

2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3. Посетить праздник букваря в школе.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Вооружить родителей практическими знаниями .

Преемственность со школой.

Все участники проекта

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»

2. День открытых дверей для родителей.

3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте

Все участники проекта

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки

3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Закрепление знаний по теме через творческую работу.

Все участники проекта

11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома«Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»

3. Ритмический рисунок слов и интонационная краска слов .

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.

Все участники проекта

1Д/И на Ударение «Магазин»

Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.

Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)

2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»

3. Викторина (олимпиада) для детей «На пороге школы»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Преемственность ДОУ и школы

Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.

Распространение опыта по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог

3 этап Заключительный

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок – передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

– Выявление уровня речевого развития детей.

– Анализ результатов работы по реализации проекта.

– Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

– Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».

При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.

Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников

    Даниил Безбородко 3 лет назад Просмотров:

1 Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с различными отклонениями в развитии, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Профилактика дислексии и дисграфии актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах это происходит в 46% случаев. Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках закономерных, естественных идёт речь, когда имеют в виду патологию.

2 Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков. Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем. Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест. Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их. Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

3 Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Городиловой М.З., Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.), в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа. Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно. Основные направления логопедической работы: 1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. 2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. 4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. 5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами, выражениями. Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумением анализировать

4 звуковой состав слова замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного. Используя в работе методик Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской и др., устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом. В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным. Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза. Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III II) ведётся работа, возникают следующие задачи: а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи; б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие; в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано; г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены; д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами; е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза. Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их. В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа: 1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов. 2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений. На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

5 Дидактическая игра средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению. Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи. Литература 1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детствопресс, Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М., Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. М., Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. М., Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. С.Пб., Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. С. Пб., Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. С. Пб., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.,1993.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии

Аннотация: В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с нарушениями письменной речи.

Статья:

В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с нарушениями письменной речи. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах. Поэтому работать над преодолением и профилактикой дисграфии надо начинать с детского сада.

Р. И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Процесс письма является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга и имеет сложную психофизиологическую организацию. Письмо младших школьников заимствует структуру и характеристики устной речи. Это не совсем письменная речь, а лишь приспособленная к ее целям и условиям устная, поэтому свойства этих двух видов речи на первом этапе обучения детей письму существенно не различаются. Развитая письменная речь представляет собой деятельность построения целостных по смыслу высказываний, текстов, она выступает как специфическое средство общения и обобщения опыта.

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. Также при письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

Акустический (услышать и выделить звук).

Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).

Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).

Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.

Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

При письме ребёнку нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

У детей, овладевающих письмом, этот процесс развернут по составу выполняемых операций и осуществляется на произвольном уровне. По мере освоения письма, изменения его роли и значения в жизни школьника происходит не только объединение и автоматизация операций процесса письма, но и меняется его психологическое содержание. «Техника» письма отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь – высшая ступень речевого развития. Однако не всегда это происходит полноценно и своевременно. Одной из возможных причин нарушения такого «перехода» является дисграфия .

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций

Каковы же причины возникновения дисграфии:

Предпосылки:

в семье говорят на двух или более языках;

Существенной для диагностики и организации психолого-педагогической коррекции дисграфии представляется ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф.Иваненко (1984). Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма (и чтения) с учетом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявления.

1. Трудности в овладении письмом . Показатели: нечеткое знание всех букв алфавита; сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную; трудности звукобуквенного анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с четко усвоенными печатными знаками; письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируются в первом полугодии первого года обучения.

2. Нарушение формирования процесса письма. Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам (оптическим, моторным); трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово; чтение побуквенное; списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования. Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и в начале второго года обучения.

3. Дисграфия. Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.

4. Дизорфография. Показатели: неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения; большое количество орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году обучения.

Выделяют 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии .

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии .

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. ( регуляторная дисграфия )

– Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

– пропуски букв и слогов;

– перестановка букв и (или) слогов;

– написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

– повторение букв и (или) слогов;

– контоминация – в одном слове слоги разных слов;

– слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

4. Аграмматическая дисграфия .

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия .

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

– добавление лишних элементов;

– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

– зеркальное написание букв.

Последствия (вторичные трудности) – слайд

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе

существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся

большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)

трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию

психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)

Все эти проблемы я наблюдаю у своих учеников, с которыми у нас ведётся работа в Центре и большинство из них посещают так же и занятия с психологом (куклотерапию, нейропсихологические занятия, песочная терапия)

Профилактика дисграфии с точки зрения психологии

Своевременная диагностика детей дошкольного возраста

Формирование психологической базы речи у дошкольников:

Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги

Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином

Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, восприятия

(для тех психологов, которые занимаются подготовкой к школе)

Взаимосвязь коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога при преодолении дисграфии

Известно, что психологической службе в системе образования уже более двадцати лет. За все это время сфера деятельности психолога расширяется, его необходимость в школе ни у кого не вызывает никакого сомнения. В настоящее время в общеобразовательных организациях возросло количество детейс различными нарушениями устной и письменной речью.

Взаимодополняемость работы учителя-логопеда и педагога-психолога, тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы при преодолении дисграфии.

И педагог – психолог, и учитель – логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими.

Основные задачи логопедической деятельности при преодолении дисграфии:

Исправление нарушений в устной речи;

Пропедевтика нарушений в письме, развитие письменной речи, а также их исправление;

Развитие речедвигательных представлений учащихся;

Развитие зрительно-двигательных представлений учащихся;

Развитие произвольного зрительного, слухового внимания.

Работа психолога заключается:

в коррекции и развитии высших психических функций;

в активизации познавательных процессов учащихся.

Таким образом, когда педагог-психолог и учитель-логопед, выделяют основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие устной и письменной речи) то, они параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Благодаря совместной работе специалистов, удаться своевременно достичь положительной динамики развития у детей, у которых были трудности с речью и развитием эмоционально-волевой регуляции.

Открытый интегрированный урок логопеда и психолога

Открытый интегрированный урок логопеда и психолога по теме: «Правописание слов с сочетаниями «ЖИ», «ШИ» во 2 классе для детей с ЗПР

– повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их на письме;
– формировать навык правописания слов с сочетаниями «жи», «ши»;
– развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, воображение, устную и письменную речь;
– воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Наглядность: конверты с заданиями (разрезные картинки, деформированный текст), сюжетные картинки: кота Леопольда, мышей.

1. Организационный момент.

– Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поздоровайтесь с ними.

– Садитесь. Откройте свои конверты и соберите картинки, кто у вас получился? (дети собирают разрезные картинки)

– Герои каких мультфильмов перед вами?

– А давайте с вами отправимся в волшебную страну знаний, но для того, чтобы нам с вами туда попасть нужно, сделать волшебные упражнения и надеть волшебную шапочку. Готовы?

Упражнения:

– разомните каждый пальчик на одной и другой руке;
– возьмите карандаш, и покрути его в ладонях;
– теперь потрите ладошки друг об друга и погрейте ими щёчки.

– Итак, мы с вами очутились в волшебной стране знаний, кто побывает в этой стране становится самым добрым, умным, внимательным и научиться правильно говорить. А кто нас учит правильно говорить и писать ло – го– пед…

– Давайте позовём нашего логопеда!

2. Основная часть.

– Посмотрите на доску.
– Что вы видите? (Буквы)

– На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
– Что можно составить из букв? (слоги).
– Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.

ЖА ЖУ ЖИ
ША ШУ ШИ

– Какая гласная оказалась лишней? (Ы)
– Почему?

– А кто догадался над, чем мы будем сегодня работать? (Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)

– Да. Мы с вами находимся в удивительной стране знаний где, вспомним, как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.

В этой удивительной стране
Грамотными были все,
Я там тоже побывала
Очень многое узнала.

– Ой, ребята, а кто это плачет? (появляется кот Леопольд)

Леопольд: Какой я несчастный кот. Эти мыши мне всё время пакостят, вредничают. Вот и сейчас отправили меня из нашего мультика в эту страну. И я не могу обратно попасть. Ведь мыши расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания я не могу, коты ведь в школе не учатся. Помогите мне ребята!

Логопед: Поможем, ребята коту Леопольду, выполним задания?

– Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о сочетании ЖИ-ШИ.

– Давайте вместе повторим:

ЖИ – ШИ пиши с гласной И.

– Итак, 1 задание «Накорми мышей».

– Образуйте слова и запишите их.

(ежи, чижи, ужи, камыши, мыши, уши).

– Какое правило, мы применяли для написания слов?

– Молодцы! Вы справились с 1 заданием.

– А сейчас давайте отдохнём и сыграем в игру.

«Один — много» (устно)

Уж –……( ужи)
Мышь –…..(мыши)
Карандаш — ……(карандаши)
Манеж – …….(манежи)
Ёж – ……(ежи)
Этаж – …..(этажи)
Стриж – …..(стрижи)

– Итак, 2 задание (загадки кота Леопольда)

Леопольд: Мыши загадали мне загадки. Давайте ребята вместе их отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь.

1. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)

2. Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)

3. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые (шишки)

4. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)

5. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют! (лыжи)

Логопед: Молодцы, ребята. Мы еще одно задание выполним! Пора и отдохнуть.

Решили, мыши кота тренировать
И стали спортивные задания давать.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся,
Руки в стороны, вперёд!
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой- ка,
Будто ты солдатик стойкий!
А сейчас постой на правой.
Будто ты солдатик бравый.

Посмотрите, ребята кот Леопольд приготовил нам следующее задание. (на карточках)

Составить и записать предложения. Подчеркнуть сочетания «жи»-«ши».

• Кот, у, Тишка, жил, Миши.
• Веры, лыжи, у, новые.
• Пушистые, снежинки, кружились.

Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание мышей. А сейчас поиграем в игру «Кто больше?».

– Придумайте слова на изученное правило. (дети придумывают слова устно).
– Составьте предложение со словом …

А вот и последнее 4-е задание.

Вам, ребята, нужно продолжить предложение: «Если бы я встретился с волшебником, то я бы пожелал…» (дети составляют свои предложения)

– А что бы пожелал, ты кот Леопольд?

Леопольд: Я бы пожелал, чтобы ребята учились на 4 и 5; чтобы все жили дружно, и, конечно, чтобы я сейчас же вернулся к себе в мультфильм домой.

Логопед: Ребята, сбылось желание кота Леопольда. Значит, мы с вами все задания выполнили верно.

3. Заключительная часть.

Психолог: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?

– Много было интересных заданий?

– А на какое правило были эти задания?

– Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!

– Ребята, за вашу помощь кот Леопольд оставил вам подарки.

Минина Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №4, г. Салехард

Читайте также:  Сценарий логопедического утренника: Праздник правильной речи
Ссылка на основную публикацию