Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии

Проект: “Скоро в школу!” (Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР).
проект по логопедии (старшая группа) по теме

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфий.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.
Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения.

Нарушения письма и чтения очень влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Скоро в школу!» (Профилактика дисграфии у дошкольников) (2016г).

Цель данной работы: выявить предрасположенность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к дисграфии, разработать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе и создать условия по профилактике нарушений письма у данной категории детей в МБДОУ «Малышок».

Скачать:

ВложениеРазмер
skoro_v_shkolu._profilaktika_disgrafii.docx214.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Скоро в школу!»

(Профилактика дисграфии у дошкольников)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфий.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.
Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения.

По требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Нарушения письма и чтения очень влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Скоро в школу!» (Профилактика дисграфии у дошкольников) (2016г).

Цель данной работы:

выявить предрасположенность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к дисграфии, разработать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе и создать условия по профилактике нарушений письма у данной категории детей в МБДОУ «Малышок».

Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий должна быть направлена на выделенные задачи:

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений(звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления);
  • развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

С учетом цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Малышок».

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки и буклеты для родителей);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
  • Компьютер, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
  • Учитель-логопед;
  • воспитатели,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.
  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  • Компьютерные технологии.
  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно-аналитический).

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет и профилактики дисграфии.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методикам:

1. В. С. Володина. Альбом по развитию речи. М.2010.

2. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей.1998. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005

3. Т.А.Ткаченко. Альбом инд. Обследования дошкольника.2006.

4. Т.А.Ткаченко. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет.2007.

5. Е.Н.Косинова. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет. М.:Эксмо.2015

Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. С такими проблемами как, слабая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, безучастное отношение к деятельности детей в детском саду компенсирующего вида, отрицание того, что родители могут и должны участвовать в коррекционном процессе, сталкивается учитель-логопед каждый раз, когда к нему приходят дети, нуждающиеся в помощи специалиста. Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.

Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

Взаимодействие специалистов и родителей:

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;
  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями по профилактике речевых недостатков у детей

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  2. Н.В. Нищева. Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  4. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  5. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
  6. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
  7. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007

Хлопина Светлана Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Малышок»
п. Рефтинский

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна ГБДОУ. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем17pfspb.caduk.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна ГБДОУ.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна ГБДОУ детский сад 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга

2 ДИСГРАФИЯ – ЭТО ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПИСЬМА Содержание термина – «дисграфия» определено по-разному: 1. Р.И. Лалаева. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2. А.Н. Корнев. Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха. 3. И.Н. Садовникова. Частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. 4. А.Л. Сиротюк. Частичное нарушение письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.

3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ И НАРУШЕНИЯ 1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. -При письме отражается неправильное произношение звуков речи. 2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию. -При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е. 3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА: трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении, анализа предложений в тексте. -При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски, перестановки слогов и т.п. 4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи. -При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. 5. ОПТИЧЕСКАЯ:несформированность зрительно-пространственных функций. -При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены, смешения графически сходных букв.

4 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ, ЗАДАНИЯ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Грамотную письменную речь возможно сформировать только при хорошо развитой устной речи. Основные этапы профилактики ошибок чтения и письма: – Коррекция звукопроизношения. – Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне связной речи. – Развитие неречевых психических функций.

5 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Узнавание неречевых звуков. Игры: Кто говорит?; Что звучит?; Громко- тихо; Далеко- близко (музыкальный звук); Что в коробочке?; Запомни и повтори песенку музыкального инструмента. 2. Различие одинаковых слов, фраз, звуков. Игры: Эхо; Далеко- близко (по силе звукоподражания); Кто позвал?; Домашние животные и их детеныши; По сказке Три медведя; Веселый- грустный. 3. Различие слов, близких по звуковому составу. Игры: Дай нужную картинку: дом- ком, мак- рак, коза- коса; Подбери картинку, которая звучит очень похоже; Найди ошибку- подними запрещающий сигнал (сумка, пумка) 4. Дифференциация слогов. Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та- та –ту). 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

7 1. Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. -«Божья коровка»-ползает по квадратной доске по команде. -«Птицы в гнездах»-определяют в каком гнезде птица, а затем в какое гнездо она полетела. -Рисование орнаментов в воздухе и на листе. -Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами. 2. Выкладывание букв из палочек. 3. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв. 4. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты. 5. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно. 6. Обводка и штриховка картонных букв. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т.д. ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

8 7. «Буква сломалась» – дописать недостающие элементы. 8. Демонстрация букв в различном положении: А…. Предъявление букв разного шрифта. 9. Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми глазами. 10. Придумывание слов на данную букву в различной позиции: в начале, в середине, в конце слова. 11. Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой. 12. Реконструирование букв. Н-р: П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Т и др. 13. Выкладывание букв из 2, 3 палочек. 14. Конструирование букв из элементов – длинная, короткая палочка, овалы, полуовалы. 15. Игры: «Что изменилось?, Какой буквы не стало?, Поставь буквы в первоначальном порядке.» 16. «Бег по дорожке» из букв. 17. Реконструирование букв с добавлением элементов: Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б. ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА 1. Анализ обратного слога, составление схемы, из букв, печатание, чтение. 2. Анализ прямого слога, записать, прочитать. 3. Придумывание слогов по схеме. 4. Чтение слогов с использованием «движущихся лент», «окошечек». 5. Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум- му), с последующей записью парами. 6. Игра: «Скажи наоборот» (ма- мя, ма- ам). 7. Придумывание слов на заданный слог: ро- за, ро- ща, ро- бот и т.д. 8. «Живые слоги», составляют названные слоги из букв. 9. «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной.

12 ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА Давая понятие «слово» детям предлагаются следующие игры и упражнения: 1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и обозначение их графически. 2. Усвоение лексического значения слов. Подобрать нужное слово к смысловому ряду: – По опорным признакам – белое, теплое, парное? – молоко – По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?- (вторник, среда, зима, четверг) – Добавь нужное слово – волк, лиса, заяц… – Назвать одним словом – яблоко, груша, абрикос… 3. Деление слова на слоги. 4. Подбор слов к слоговым схемам.

13 ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА 5. Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку (та – дом, та-та – вода, та-та-та – у-ли-ца). 6. Подбор родственных слов. 7. Составление одного слова из двух (голубые глаза – голубоглазый). 8. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегопад – снег падает). 9. Подбор слов-приятелей (синонимов) к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный). 10. Подбор слов антонимов (день-ночь). 11. Знакомство с омонимами (нос корабля, нос человека). 12. Отгадывание ребусов и изографов, чтение слов по полубукве. 13. Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово… 14. Дифференцирование приставки и предлога.

15 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 1. Сочетания существительных с прилагательными: – Подбор как можно больше слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чье?, чьи? Нора (чья?)- лисья, ежиная. – Подбор существительных к данному прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? – Получи верное сочетание слов, используя относительные, притяжательные прилагательные. (Зеленая трава, коровья голова). – Исправить ошибку. Длинная день (длинный).

16 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 2. Сочетание существительных с глаголами: – Подбор как можно большего числа глаголов к существительному. (что можно сделать с грушей? (сорвать, купить, съесть и т.п.). – Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. (уйти от бабушки, ссоры). – Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительных. (мальчик- упал, девочка- упала, дерево- растет, деревья- растут). 3. Сочетание существительных с числительными 1, 2, 5. Игра с использованием картинок.(у меня есть 2 конфеты, а у тебя нет 2-х конфет). – Сочетание существительных со словами: один, много. (один человек- много людей, один ребенок- много детей). – Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа. (одни брюки, двое брюк).

18 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Знакомство с термином предложение. 2. Повторение ряда слов в данной последовательности. 3. Называние картинок после их показа в том же порядке. 4. Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок. 5. Составление схем предложений: – без предлогов: Медведь спит. |____ ____. – с предлогами: Медведь спит в берлоге. |____ ____ _ _____. 6. Составление предложений по схемам. 7. Составление предложений из несогласованных слов, перестановка слов, с целью получения нужной фразы. (дети, весело, играть- Дети весело играют).

19 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8. Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения. 9. Игра с мячом. Составление предложения с помощью вопросов на заданную тему. 10. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?» -пропуск предлогов: Мы катаемся … санках. -пропуск существительных: Деревья растут … лесу. -пропуск прилагательных: Летом листья березы зеленые, а осенью … -пропуск глаголов: Кошка … молоко. 11. Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». Взрослый монотонно читает фразы: На улице идет снег. Собака грызет кость. Дети идут гулять. 12. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.

21 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Пополняя активный словарь, дети учатся пересказам, различным видам составления рассказов, учат стихи по лексическим темам, драматизируют сказки. 1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. 2. Составление связных рассказов по картинкам – алгоритмам. 3. Составление рассказов по серии картинок. 4. Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа. 5. Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок. 6. Составление рассказа по сюжетной картинке.

22 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 7. «Восстанови порядок». Восстановить правильную последовательность событий в небольшом тексте. 8. Пересказ по вопросам. 9. Выборочный пересказ. 10. Полный пересказ текста. 11. Чтение небольших текстов, где части речи, н-р, существительные, заменены картинками. 12. Составление связного текста из смешанных фраз, из двух текстов.

25 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 1. Забота о физическом, нервно- психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов. Забота о правильном речевом развитии ребенка. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.

26 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ. 2. Развитие межанализаторного взаимодействия; функций: слуходвигательных, зрительно- двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать, воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов.

27 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 3. Развитие психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти. 4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза; абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности.

28 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 5. Развитие всех сторон речи и формирование навыков произносительного анализа и синтеза языковых единиц; развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям, совершенствование лексико- грамматического и фонематического оформления.

29 ВЫВОДЫ -В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии. -Эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии с детьми дошкольного возраста.

30 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии , дислексии у дошкольников – это частичное расстройство процессов письма и чтения „обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

Скачать:

ВложениеРазмер
disgraf_2_doc.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное»

в коррекционной работе

учителя-логопеда и педагогов ДОУ

по профилактике дисграфии и

дислексии у детей старшего

Учитель-логопед Попова П. Г.

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии , дислексии у дошкольников – это частичное расстройство процессов письма и чтения „обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить. В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и ОНР. Весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с ОНР и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков ОНР в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:

I. Исследование не речевых психических функций.

  1. Слухового внимания.
  2. Зрительного внимания.
  3. Восприятия пространственных представлений, наглядно-
    действенного, наглядно-образного мышления.

II. Исследование состояния моторной сферы.

1.Состояние общей моторики.

2.Составление мимической мускулатуры.

3. Состояние артикуляционной моторики.

III. Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь. 2. Понимание различных форм словоизменения.

3. Понимание отдельных предложений в связной речи.

4. Состояние фонематического восприятия .
IV. Исследование состояния экспрессивной

1. Активный словарь.

  1. Состояние грамматического строя речи
  2. Состояние связной речи.
  3. Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры
    слов.
  4. Состояние звукопроизношения.
  5. Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Навыки чтения, знание букв.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателей группы

Содержание коррекционной деятельности включает тесное взаимодействие

в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителя -логопеда и

Основные реализуемые задачи по профилактике дисграфий у детей с

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов,
    фонематических представлений.
  1. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  2. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  3. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам
    пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по
    серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по
    заданному началу или концу и т.п.
  4. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на
    листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и
    воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест
    Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”), пробы Хеда, рядоговорения.
  5. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа
    пальцев, игр о пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами,
    пластилином и др.
  6. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят
    профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо
    узнать, какую букву “написали” на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка
    узнать буквы на ощупь и т.д.)
  7. Расширение “поля зрения ” ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями
(предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения
школьными знаниями

Направления профилактики нарушения чтения и письма

Преодоление ОНР и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения,
  2. Развитие фонематического восприятия,
  3. Формирование навыков языкового анализа и синтеза,
  4. Обогащение активного словаря и формирование практических умений
    им пользоваться.
  5. Развитие грамматических навыков,
  6. Формирование связной речи,
  7. Совершенствование пространственных представлений,
  8. Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,

9. Развитие мелкой моторики рук, 10.Развитие тактильных ощущений,

11 .Развитие конструктивного праксиса,Расширение «поля зрения» ребенка.

Этапы коррекционно -логопедической работы:

Предупреждение ошибок чтения и письма необходимо проводить на всех этапах коррекционно – логопедической работы:

на уровне буквы,

на уровне слога,

на уровне слова,

на уровне словосочетаний,

на уровне предложения,

на уровне текста.

1 этап: подготовительный

  • развитие зрительного гнозиса,
  • – развитие оптико – пространственной ориентировки

2 этап: основной

• Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к
предложению.

3 этап: заключительный

• Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале
текстов.

Направления работы по блокам

Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозиса:

  • сформирование зрительного восприятия,
  • развитие зрительной памяти,
  • формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и
    синтеза. Второй блок работы включает развитие оптико – пространственной ориентировки, включающий в себя:
  • преодоление нарушения ориентировки в собственном теле,
    дифференциации правых и левых его частей;
  • преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;
  • развитие ориентировки в двумерном пространстве

Третий блок направлен на предупреждение ошибок при чтении и письме

  • – на уровне буквы,
  • – на уровне слога,
  • – на уровне слова,

• – на уровне словосочетаний, • – на уровне предложения,

• – на уровне текста,

Содержание коррекционной работы

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков,
    звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков,
    слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем
    и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить
    все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие
    звука).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из
    предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой
    любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать
    разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
    Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в
    слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове
    и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие
    практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам
    словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы —
    подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации
    словарного запаса.
  1. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа
    являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление
    предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение
    предложений.
  2. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления
    описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших
    текстов.
  1. Коррекционно – развивающие занятия учителя – логопеда.
  2. Различные виды ООД.
  3. Режимные моменты.(Утренний прием, куьтурно-гигиенические навыки,
    одевание и т.д.)
  4. Игровая деятельность.
  5. Индивидуальная работа.
  6. Логопедические часы.

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателей

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

  1. Развитие слухового внимания
    детей и сознательного восприятия
    речи
  2. Активизация словарного запаса,
    формирование обобщающих понятий
  1. Обучение детей процессам
    анализа, синтеза, сравнения
    предметов по их составным частям,
    признакам, действиям
  2. Развитие подвижности речевого
    аппарата, речевого дыхания и на этой
    основе работа по коррекции
    звукопроизношения

Задачи, стоящие перед воспитателем

  1. Воспитание общего и речевого
    поведения детей, включая работу
    по развитию слухового внимания
  2. Уточнение имеющегося словаря
    детей, расширение пассивного
    словарного запаса, его активизация
    по лексико-тематическим циклам
  3. Развитие представлений детей о
    времени и пространстве, форме,
    величине и цвете предметов
    (сенсорное воспитание детей)
  4. Развитие общей, мелкой и
    артикуляционной моторики детей

5. Развитие фонематического

  1. Обучение детей процессам звуко- слогового анализа и синтеза слов,
    анализа предложений
  1. Развитие восприятия ритмико-
    слоговой структуры слова

5. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

  1. Закрепление речевых навыков,
    усвоенных детьми на
    логопедических занятиях
  2. Развитие памяти детей путем
    заучивания речевого материала
    разного вида
  1. Обучение детей процессам звуко-
    слогового анализа и синтеза слов,
    анализа предложений
  2. Развитие восприятия ритмико-
    слоговой структуры слова

10. Формирование навыков словообразования и словоизменения

11. Формирование предложений
разных типов в речи детей по
моделям, демонстрации действий,
вопросам, по картине и по ситуации

10. Подготовка к овладению, а затем
и овладение диалогической формой
общения

  1. Закрепление речевых навыков,
    усвоенных детьми на
    логопедических занятиях
  2. Развитие памяти детей путем
    заучивания речевого материала
    разного вида
  3. Закрепление навыков
    словообразования в различных
    играх и в повседневной жизни
  4. Контроль за речью детей по
    рекомендации логопеда, тактичное
    исправление ошибок

10. Развитие диалогической речи
детей через использование
подвижных, речевых, настольно-
печатных игр, сюжетно-ролевых и
игр-драматизаций,
театрализованной деятельности
детей, поручений в соответствии с
уровнем развития детей

  • повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
    дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
  • формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к
    процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и
    тревожность;
  • развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый
    материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения.

Среди детей с речевой патологией частым нарушением является нарушение слоговой структуры. Это может быть: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков; недо.

Представлена система коррекционно-педагогической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

“Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста”, ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро.

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемст.

причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател.

Ребёнку предлагается карточка с “зашифрованным” цифрами и буквами словом, прищепки с буквами, прищепки с цветным обозначением звуков. Инструкция: переставить на карточке буквы с помощью прищ.

Логопедический проект: «Хочу учиться на «5»» (профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников)

Лилия Дорофеева
Логопедический проект: «Хочу учиться на «5»» (профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: октябрь 2014г. – май 2015 г.

Цель: качественно подготовить детей с речевыми нарушениями к овладению письмом используя принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие) в соответствии с ФГОС.

• Развитие зрительного анализа и синтеза.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти, мыслительных процессов.

• Формирование зрительно – пространственных представлений, пространственного восприятия, которые являются основой по формированию зрительного образа букв алфавита.

• Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

• Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно – моторной координации.

• Педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам нарушения и профилактики нарушений письменной речи.

• Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

• Осуществлять взаимодействие с воспитателями групп, для повышения эффективности реализуемого проекта.

Участники проекта: дети 6-7 лет, зачисленные на логопункт, родители, логопед.

участие в проекте детей будет способствовать формированию у них полноценных зрительно-пространственных представлений; родители смогут самостоятельно использовать полученные знания и вовремя обратить внимание на возникшие затруднения в овладении письменной речью.

Анализ ситуации: мой опыт работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, изучение публикаций о современных исследованиях, показывают, что речевые отклонения очень часто отрицательно сказываются на становлении и развитии памяти, внимания, мышления и восприятия.

Для прослеживания результатов коррекционного воздействия я веду тесную взаимосвязь с педагогами школ, которые, в свою очередь информируют меня о возникающих трудностях у выпускников логопункта. Очень часто это связано с нарушениями письменной речи, а в частности оптической дисграфией.

Исследования ученых, направленные на изучение вопроса профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, показывают, что при педагогическом воздействии вероятность возникновения зрительно-пространственных нарушений значительно ниже, что в дальнейшем положительно влияет на успешность овладения письменной речью детьми в младшем школьном возрасте.

Проанализировав результаты диагностики, проведенные в сентябре 2014 года, я пришла к выводу, что большинство детей, зачисленных на логопункт, испытывают трудности в восприятии цвета, формы, величины предметов, пространственных ориентиров. У некоторых отмечается недостаточный объем зрительной памяти, внимания. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук характеризуется мышечной слабостью, что проявляется в ограниченной подвижности, низкой степени координации движений и приводит к неточности в выполнении графических заданий. В связи с этим возникла необходимость в специально организованной работе по развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и предупреждению оптико-пространственных нарушений, что будет являться неотъемлемой частью профилактики оптической дисграфии.

Так как в условиях сельского логопункта охватываю детей с речевыми нарушениями разного характера и этиологии, я поставила перед собой задачи – путем реализации проекта предупредить появление у детей старшего дошкольного возраста предпосылок зрительно-пространственных нарушений.

Актуальность проекта: в связи с ростом процента детей, страдающих дисграфией, возникает актуальность профилактики этого расстройства до начала школьного обучения. Как логопед дошкольного учреждения считаю своей основной задачей помочь будущим первоклассникам преодолеть возникающие трудности при обучении грамоте. В дальнейшем им будет легче избежать таких нарушений, как дисграфия.

Продукт совместной деятельности: Выставка мини – книжек самоделок.

Разработчики: учитель – логопед ДорофееваЛ. В.

Практическая значимость: предложенные система упражнений, дидактические пособия, консультации, буклеты могут быть использованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Этапы и стратегия реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический (сентябрь-октябрь 2014 года.).

подбор и изучение научно – методической литературы по данной проблеме.

проведение цикла диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление предпосылок оптической дисграфии у детей 6-7 лет, зачисленных на логопункт.

выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

II. Основной этап (практический (ноябрь-апрель 2014 года).

подбор и систематизация игр и игровых упражнений;

изготовление дидактического материала;

внедрение разработанных игровых упражнений в систему коррекционной работы на логопункте;

разработка и апробация системы методических мероприятий для родителей по вопросам профилактики зрительно-пространственных нарушений у детей, накопление информационного банка по данной теме;

выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы с родителями:

Проведение семинара – практикума, консультаций для родителей;

Проведение совместных мероприятий родителей с детьми;

Индивидуальное консультирование (по необходимости);

Создание наглядных информационно-методических материалов: буклеты, папки-передвижки, выставки.

III. Заключительный этап (контрольно-диагностический (май 2014 года).

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта.

Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку книжек-самоделок.

Презентация проекта «Хочу учиться на 5» для педагогов ДОУ.

Прогноз возможных негативных последствий:

1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

1. Ильина М. В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексное занятие для развития восприятия и эмоционально -волевой сферы у детей 5-6 лет. – М., 2004

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., 1998

3. Логопедия: Учеб. для дефектологических факультетов педвузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1999

4. Новикова Н. В. Как подготовить руку ребенка к письму комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М., 2000

5. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно – С-Пб, 2003

6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997

7. Соколова Е. И. Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать. Для детей 5-7 лет. – Академия развития, 2002г

8. Узорова О. В. Игры с пальчиками/ О. В. Узорова Е. П. Нефедова. – М., 2004

9. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова Т2 – М., 1997

10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группе/ О. С. Яцель – М., 2006

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Проектная деятельность обучающихся как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда школы в условиях логопункта

Цитировать:
Тылик Т.И. Проектная деятельность обучающихся как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда школы в условиях логопункта // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 12(42). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5311 (дата обращения: 28.02.2020).

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается опыт работы специалиста по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопункта сельской школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

ABSTRACT

The article reveals the experience of a specialist in the application of design activity of students at primary education level in terms of logopunkt rural schools with the aim of improving speech, overcome speech negativism, the correction of speech disorders in children of primary school age.

Ключевые слова: Логопед в школе, коррекционно-развивающие занятия, речевые нарушения, проектная деятельность, речевые возможности, реализация потенциальных возможностей, творческие идеи.

Keywords: Speech therapist in school, correctional and developmental activities, speech disturbances, project activities, speech opportunities, the realization of the potential possibilities, creative ideas.

«Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования».[1 стр.3] Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ специалисты психолого-педагогического сопровождения начали более активно использовать нетрадиционные формы работы с детьми. В том числе и с детьми, имеющими речевую патологию. Конечно, на сегодняшний день, это важная задача всех заинтересованных специалистов, так как необходимо создать воспитанникам в детских садах, группах кратковременного пребывания, развивающих центрах, обучающимся в школе такие условия, при которых дополнительные занятия по коррекции речевых нарушений приносили бы радость достижений, новых открытий, побед, осознания своих потенциальных возможностей, в том числе и речевых. На наш взгляд, проектная деятельность является одной из таких находок для специалистов. Почему? Всё просто: даже дети, имеющие минимальные речевые возможности, могут проявить себя в реализации проектов, удачно подобранных, придуманных, организованных учителем-логопедом, педагогом-психологом. «Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблеме». [1 стр.6].

Проектная деятельность на коррекционнно-развивающих занятиях учителя-логопеда, которые мы проводим в условиях логопункта средней общеобразовательной школы села, способствует развитию речевых возможностей, коммуникативных навыков, преодоления речевого негативизма у обучающихся НОО. Логопедические коррекционно-развивающие занятия для обучающихся начального общего образования (НОО) проходят при непосредственном сотрудничестве взрослого и ребенка. Это способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных трудностей, возникших на уроках. В этом случае дети становятся активными участниками творческой деятельности, организованной учителем-логопедом, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Отличительной особенностью создания проектов на логопедических занятиях является руководящая роль учителя-логопеда. В учебном процессе педагоги часто используют создание проектов на разных уроках, в том числе и как форму домашних заданий. В этом случае к реализации проектов активно подключаются родители. К сожалению, коррекционно-развивающая область не всегда бывает под пристальным вниманием родителей. К заданиям, которые даются на дом, даже для автоматизации звуков, некоторые родители, к сожалению, относятся не так ответственно, как хотелось бы нам, учителям-логопедам, а к тематическим, творческим заданиям, которые подразумеваются в реализации различных проектов, тем более. Попытки реализовать, закончить проект дома не всегда приводят к результату у всех детей. Поэтому, в этих случаях мы можем столкнуться с разочарованием обучающихся, отказом от выполнения проекта. В нашем опыте работы проектная деятельность обучающихся достаточно давно используется на логопедических занятиях, но это, как правило, краткосрочные проекты, направленные на повышение мотивации к логопедическим занятиям, преодоления речевого негативизма, закрепления полученных навыков, развития самостоятельности, ответственности, коммуникативного общения, осознания значимости себя, как личности в учебном процессе.

Работая в этом направлении, совместно с обучающимися начальной ступени образования, создано и реализовано ряд краткосрочных творческих проектов. Вот, на наш взгляд самые интересные реализации проектов: «Послушный ветерок», “Все профессии нужны”, «От буквы к слову», Здоровое солнышко», «Моя буква», «Паспорт здоровья», долгосрочный проект «Путешествие по стране правильной речи» и т.д. С некоторыми из них мне хотелось бы познакомить своих коллег. Предлагаю краткую ознакомительную информацию:

Логопедический проект «Путешествие по стране правильной речи»

Цель: Коррекция речевых нарушений

✓ Формирование позитивного отношения к логопедическим занятиям.

✓ Привлечение внимания к звучащему слову, речи.

✓ Коррекция речевых нарушений.

✓ Развитие коммуникативных навыков в учебном процессе и вне его.

Вид проекта: Информационно-исследовательский, долгосрочный, коллективный

Срок реализации: весь период коррекционной работы.

Этот проект реализовывается на логопункте нашей школы уже десять лет. Конечно, за это время вид самой «Страны правильной речи» претерпевал изменения, учитывая веяния времени. Самые первые жители этой страны, которой нет ни на одной карте мира, уже заканчивают обучение в школе. У кого то из первых «жителей этой страны» школьные успехи весьма значительные, у кого-то менее весомые. Но мне, как специалисту, отрадно видеть и узнавать о самых минимальных успехах, наверное, потому, что знаю, как сложно было некоторым ребятам подружиться со словом, осваивать премудрости русского языка. Сегодня ребята путешествуют по этой стране в интерактивном варианте с использованием авторских ЭОР.

Логопедический проект «Послушный ветерок»

Цель: выработка целенаправленной воздушной струи, знакомство с диафрагмально-релаксационным дыханием.

✓ Знакомство с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.

✓ Приобретение навыков дифференциации носового и ротового дыхания.

✓ Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.

Вид проекта: Практико-ориентированный, коллективный
Срок реализации: краткосрочный

Проект “Узнай профессию” (авторский кроссворд)

Проект выполняют ученики 3-4 класса под руководством учителя-логопеда. В рамках реализации плана воспитательной работы школы по профориентации на начальной ступени образования.

Цель: узнать названия рабочих профессий по ключевым словам-существительным.

✓ Обогащение лексического запаса.

✓ Закрепление названия рабочих профессий и их значения.

✓ Закрепление навыка звукобуквенного анализа слов.

Вид проекта: исследовательско-информационный, индивидуальный (коллективный).

Срок реализации: краткосрочный

В арсенале учителя-логопеда ряд краткосрочных проектов, реализованных в разные годы, периоды коррекционно-развивающей работы. Хотелось бы отметить, что в результате реализации проектов и активного участия в этом обучающихся, занимающихся на логопункте, у детей не только повысился интерес к занятиям, но и улучшились речевые возможности, усовершенствовались коммуникативные навыки, повысилась самооценка.

Несомненно, использование проектной деятельности в коррекционно-развивающем процессе не только может, а должно использоваться учителем-логопедом на занятиях, наряду с другими инновационными формами коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Список литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.
2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.
4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 96 с.

Информация об авторах:

учитель-логопед МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа Тазовского района ЯНАО, высшая квалификационная категория, руководитель РМО учителей-логопедов Тазовского района, член районной ПМПК, 629350 Россия, ЯНАО, Тазовский район, с. Газ-Сале, Мыльцева улица, 9

teacher-logopedics, Gas-Salinskaya secondary school Tazovskiy district YANAO, the highest qualification category, the head of RMO speech therapists Tazovskiy district, a member district PMPK, 629350 Russia, YANAO, Taz district, village of GAZ-sale, Myltseva st., 9

Проект по взаимодействию учителя-логопеда СШ и учителя-логопеда дошкольной логопедической службы по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни в процессе профилактики дисграфиии и дислексии «Грамотейка»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

дошкольной логопедической службы

по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни

в процессе профилактики

дисграфиии и дислексии

2017-2018 учебный год

Проект разработали: учитель-логопед МОУ «Туношёнская школа имени Героя России Селезнёва А.А.» Паршина Е.В., учитель-логопед МДОУ № 18 «Теремок» Саженкова И.Б., воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ № 18 «Теремок» Державина Н.С.

по содержанию: ребенок-детский сад-школа;

открытый, в контакте с семьей, детским садом и школой;

140 лет назад из печати вышла первая «Азбука» Льва Толстого — так классик отечественной литературы хотел помочь в борьбе с неграмотностью в России. Сегодня эта проблема снова становится актуальной.

До революции проблема грамотности, да и в целом уровня образования населения была в России очень острой: на 1897 год, по данным переписи, в стране насчитывалось всего около 21,1 процента грамотных людей.

К 1960-м годам неграмотных в России осталось всего несколько процентов. Что изменилось с тех пор? В 2012 году ЮНЕСКО представило доклад, анализирующий ситуацию с грамотностью на планете. Хорошая новость: Россия пока идет в ногу с остальным миром. Если с 1985 по 1994 год в стране было 2 288 000 неграмотных взрослых старше 15 лет, то к 2010 году их число сократилось до 515 тысяч, а к 2015 году, по прогнозам, упадет еще — до 432 тысяч, это менее 1 процента российского населения.

И все же эта, казалось бы, давно решенная проблема снова может стать для нас актуальной.

Впрочем, даже те россияне, которые умеют читать и писать, не всегда делают это грамотно. И дело не только в недостатках системы образования, на которые указывают тесты по международному стандарту PISA (Programme for International Student Assessment) — главному индикатору уровня образования в мире (если в 2000 году наша страна была на 27-м месте, то в 2009-м оказалась уже на 41-м). Эксперты опасаются, что на грамотность населения, прежде всего в том, что касается языка, повлияли и новые технологии. К примеру, директор Инст итута лингвистики РГГУ Максим Кронгауз сетует, что благодаря всевозможным компьютерным программам (например, автоматической проверке орфографии и пунктуации) люди расслабились: если раньше автор перепроверял написанное, то сегодня он окончательно доверился машине. Забавная деталь — в наших текстах стало больше запятых, так как компьютер иногда ставит их даже там, где не надо. Как на грамотность повлиял интернет — тоже вопрос пока открытый. Лингвисты недоумевают: язык, на котором сейчас общаются во всемирной сети, письменный лишь формально, но на самом деле он… устный.

Сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями (имеются в виду нарушения не только устной, но и письменной речи). Причем, если у ребенка нарушен фонематический слух, а звуки родного языка он произносит при этом правильно, то понятно, что ему очень трудно будет научиться читать и писать грамотно. Дисграфия — это сложности в овладении письмом, когда допускается большое количество специфических грамматических ошибок, страдает каллиграфия. Дислекси́я – избирательное нарушение способности к овладению навы ком чтения при сохранении общей способности к обучению .

Актуальность проблемы профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста вызвана тем, что среди детей дошкольного возраста чрезвычайно высок процент детей, имеющих в дальнейшем нарушение письменной речи (90-95%). Поэтому поиск профилактических методов и приёмов необходим для успешной подготовки к обучению в школе воспитанников детского сада.

Для создания неoбхoдимых услoвий предупреждения нарушений способности чтения и письма у дошкольников (раннего распoзнавания настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития) нами был разработан проект «Грамотейка».

Очень важно, чтобы работа с детьми по профилактике сложности в овладении письмом и чтением, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества. Мы считаем, что в настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице профилактики и коррекции речевых нарушений, необходимо полное взаимодействие как семьи ребенка, воспитателей и логопеда ДОУ, так и логопеда следующей ступени – школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход по предупреждению нарушений способности чтения и письма у дошкольников , необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.

Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателями и родителями.

Цель проекта: предупреждение возникновения дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Создание системы совместной работы логопедов детского сада и школы.

Подготовка методического и дидактического материала для работы с детьми.

Разработка индивидуальных, групповых, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста.

Привлечение родителей к проблеме профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников.

Повышение педагогической грамотности среди воспитателей в вопросе профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников.

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Основные принципы проекта

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа мы опирались на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции.

Также мы учитывали принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма.

Этапы и сроки реализации проекта

Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач проекта работа выполняется в 2 этапа.

I этап – 1 полугодие 201 7 -201 8 учебного года

Мониторинг речевых навыков дошкольников подготовительной к школе группы.

Создание условий, направленных на профилактику дисграфии и дислексии у дошкольников.

Изучение методической литературы и опыта работы по профилактике дисграфии и дислексии.

Накопление теоретического материала по предупреждению нарушений способности чтения и письма у дошкольников .

II этап — 2 полугодие 201 7 -201 8 учебного года

Совершенствование логопедической работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Формирование передового педагогического опыта по теме.

Проведение семинаров, работа со СМИ.

Проведени е информационных мероприятий с педагогами, родителями с целью ознакомления с основными задачами по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Формирование системы мониторинга речевых навыков у дошкольников.

Читайте также:  НОД по теме Автоматизация звука (Л)
Ссылка на основную публикацию