Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Альманах педагога

Автор: Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад № 368” г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: “Если ваш ребенок плохо говорит”
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях логопункта детского сада Дорогие коллеги, друзья! Мы сегодня все понимаем, Что без нравственности и духовности Кого мы сейчас воспитаем? Сейчас опасность в обществе нависла: Не экономика разваливается – нет. Агрессия, жестокость в нас проникла – И справедливости, великодушью места нет. Чтоб жизнь улучшилась в стране – Нам надо нравственность поднять И возродить духовные основы. А, значит, христианские традиции вернуть опять, И ценности культуры за основу. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно- нравственных ценностей. Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Кому как не им – детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников? Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. – это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное переживание по поводу своего дефекта речи Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их. По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Дети с нарушениямиречи заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи не ограничивается только занятиями. С детьми организуется систематическая работа в разнообразных формах: – логопедические занятия; – чтение художественной литературы; – краткосрочные образовательные практики; – беседы; – детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я». Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения всегда готовится более подробный обширный наглядный материал. В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: – воспитание патриотизма; – бережного отношения к природе; – коллективизма, дружбы, товарищества; – гуманного отношения к людям; культуры поведения; – сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; – правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и экологическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й , в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий. Кроме непосредственно логопедических занятий, мы проводим краткосрочные образовательные практики, в процессе которых знакомим детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является
приобщение

родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки. Дети дома с родителями повторяют разученные пословицы, поговорки, чистоговорки и разучивают новые. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Масленница», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению, в них отражаются традиции и обычаи русского народа. Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой , в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер- классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации – « Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», « Требования современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба организуются речевые детско – родительские праздники «Праздник правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране грамматики»; консультации для родителей: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы учим детей рассказывать», «Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи». Радует тот факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с флорой и фауной Урала и средней полосы России. Итог нашей системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали более уверенными в своих коммуникативных способностях, и как следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми. Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

  • Подготовка к обучению грамоте (1)
  • Развитие речевого дыхания (1)
  • Документация учителя – логопеда (1)
  • Обследование детей с алалией (2)
  • Взаимодействие с семьями воспитанников (5)
  • Развитие предметно – пространственной среды кабинета учителя – логопеда (2)
  • Взимодействие с участниками коррекционно-педагогического процесса (3)
  • Проектная деятельность (3)
  • Биоэнергопластика (1)
  • Формирование слоговой структуры слова (2)
  • Методические материалы (1)
  • Презентации к методическим разработкам (2)

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» городского округа Рошаль Московской области

Читайте также:  Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами - карточки

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ

«УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 7 лет

Оглавление:

Пояснительная записка 4

Календарно-тематическое планирование к проекту 14

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Пояснительная записка

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Владимир Владимирович Путин отмечает: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни».

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и душевно здорового человека.

Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2). В этом же Законе закреплены параметры изучения основ религиозной культуры: п.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями».

В связи с этим ключевая роль дошкольной образовательной организации – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности. Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Проектная деятельность по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» разработана в соответствии с:

  1. Федеральным за­коном «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ.
  2. Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
  3. Содержательным модулем «Духовно-нравственная культура (православная культура) для малышей ДОБРЫЙ МИР Шевченко Л. Л.
  4. «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В.

Проект предназначен для обучающихся подготовительной логопедической группы с тяжёлыми нарушениями речи (от 6 до 7 лет) и обеспечивает достижение духовно-нравственного развития детей, их готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

Проект реализует требования, определяющие коррекционные задачи, содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса в соответствии с возможностями детей с тяжёлыми нарушениями речи и направлена на формирование общей, духовно-нравственной, эстетической культуры. Дополняя обязательную часть «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., он может быть использован в любом образовательном учреждении, реализующем коррекционно-образовательную деятельность.

Проектная деятельность включает три лексические темы (недели), которые проводятся в течение учебного года один раз в квартал.

Цель Проекта – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель ориентирована на решение следующих задач:

Коррекционно – образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственных выбор; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; формирование грамматического строя речи; совершенствование связной речи через составление и пересказ рассказов.

Коррекционно – развивающие: духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества; создание условий творческого развития; развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы (культура, духовный отклик).

Коррекционно-воспитательные: воспитание любви к Родине, семье, желания помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым; воспитывать нравственные нормы христианской морали.

Содержание Проекта подобрано в соответствии с принципами:

В проекте по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» представлены следующие формы организации педагогического процесса:

Перспективный план комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в логопедической практике

Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, – значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто – чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама – ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского – «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает работа учителя-логопеда с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей» по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-класс, игровой тренинг, круглый стол. У детей расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть.
Не секрет, что родители являются главным авторитетом и образцом для подражания. Чтобы научить ребёнка культуре общения, нужно самим соблюдать и выполнять правила этикета. Чтобы активнее привлечь родителей к данному процессу, провожу консультации, мастер – классы по следующим темам: «Секреты этикета общения», «Культура речи», «Речевой этикет». К сожалению, практика показывает, что на деле, с правилами речевого этикета знакомы не во всех семьях и культуру речи соблюдают далеко не все взрослые.

Слова паразиты и не цезурная лексика преобладает в практике общения.

В рамках недели детской книги ежегодно проводится акция «День дарения», где родители читают детям в группе книги, этот способ способствует не только общению детей с родителями, но и прививает интерес к книге.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях детского сада можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Зайцева Любовь Михайловна

Организация: МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Населенный пункт: Калужская область, г. Мосальск

Дорогие коллеги, друзья!

Мы сегодня все понимаем,

Что без нравственности и духовности

Кого мы сейчас воспитаем?

Нельзя сегодня организовать воспитание поколения

Без идейного объединения и вдохновения.

Какие же ценности нам за основу взять?

В чём актуальность темы рассказать?

В Крещении сила Святой Руси.

В созданной веками письменности.

В духовности, которую закладывали деды и отцы.

В милосердии, доброте и скромности.

Сейчас опасность в обществе нависла:

Не экономика разваливается – нет.

Агрессия, жестокость в молодёжь проникла –

И справедливости, великодушью места нет.

Чтоб жизнь улучшилась в стране –

Нам надо нравственность поднять

И возродить духовные основы.

А, значит, христианские традиции вернуть опять,

И ценности культурные взять за основу.

Итак, с чего же нам начать?

Какой мы целью зададимся?

Во-первых, прекратим роптать.

А, во-вторых, мы знаниями вооружимся

Ведь наработан опыт, написаны программы

О православном воспитании детей.

Мы создадим условия для этого развития.,

Сплотив вокруг себя людей.

Мы во главу угла поставим несколько задач:

  1. Любовь, привязанность к семье, к стране
  1. О православных праздниках, традициях народных
Читайте также:  Лего в работе логопеда

представленья будем расширять.

  1. Отзывчивости искру, доброты в сердцах

мы попытаемся зажечь.

  1. И обязательно в образовательную деятельность

Родителей, общественность вовлечь.

Мы в группе уголок оформили сначала,

Где книги православные, раскраски – для начала.

Культуры православной элементы,

Колокола, иконы, консультативные моменты.

Создали игр словесных картотеку,

Загадок, ребусов, пословиц, фонотеку.

А чтоб был стимул у детей добра удел,

Помощницей мне стала «Радуга добрых дел».

Сюда мы помещаем поступки и дела,

Что дети совершили в течение их дня.

Творить добро, переживать, поступкам дать оценку –

Уменье это важное берём мы на заметку.

Чтоб деятельность с детьми организовать,

Должна я принципы в работе взять:

Наглядность и активность,

Мера и доступность.

Научность и сознательность.

Связать теорию я с практикой должна.

И чтоб особенность детей учла.

Чтоб воспитание – в процессе обученья.

И отработать варианты все – моё уменье.

Какие ж направления в моей работе?

1. Духовно-образовательное в беседах, поученьях
вы найдёте.

2. Воспитывать детей, оздоровляя.

Здесь праздники, движения детей, играя.

3. Культурно-познавательное направленье (экскурсии, концерты,
встреч мгновенья).

4. Чтоб нравственную личность получить,

Детей трудиться надо научить: себя обслуживать, уборку делать,

Подарки к праздникам готовить, а не только бегать.

Ну, вот, и можно нам процесс начать.

Но обязательно родителей позвать.

Ведь главным институтом воспитанья семья является.

А в ней духовные обычаи и ценности закладываются.

Проработав логопедом много лет,

Без воспитания души ребёнка –

Две Азбуки я создала:

Мосальскую и ЛОГО.

Они в развитьи связной речи –

По ЛОГО азбуке мы буквы изучаем.

Согласные от гласных отличаем.

Слова запоминаем, делим их на слоги,

В рисунках открываем им дороги.

По Азбуке Мосальской мы шагаем-

Лексический запас, патриотические чувства развиваем.

Но, выполняя по коррекции задачи в процессе обученья,

Пришла я к выводу: забота о духовности детей-

Вот моё решенье.

Я, много книг перечитав, делала заметки –

Мои созрели мысли, как яблоки на ветке.

Потом все на бумагу потекли,

И место в Православной Азбуке нашли.

Не за морями, не за лесами

Живёт целый мир Православия с нами.

Ключ к загадке тайн Вселенной

В этой Азбуке нетленной.

Надо многое узнать.

Начинаем мы листать.

Мой опыт представить хочу в виде буквиц:

Азъ, Буки, Глаголь для умников и умниц.

Я знания даю, и здесь сама учусь.

И тут же действую и результатами делюсь.

Итак, Азъ это я, Зайцева Любовь Михайловна.

Я – учитель, я –логопед.

Спасаю от речевых нарушений и бед.

В моём роду традиции Православия чтят.

И этому я учу родителей и ребят.

Азъ – ещё Ангел. Чтоб смог нас сберечь
От неприятных жизненных встреч.

Чтоб дети выросли самостоятельными и мыслящими личностями,

Нужно, чтоб духовность и нравственность стали их потребностями.

Следующая буква –Буки- буквы. А буквы- это знания.

Мой девиз: от торжества знаний к торжеству духа,

Чтоб не настала в стране разруха.

Веду детей по этому пути,

Чтоб каждый Гражданином смог по нему пройти.

Листаю дальше Азбуку свою.

Здесь буквицу В-веди узнаю.

Она поведает о том,

Как с группой мы ходили в Божий дом.

Где батюшка рассказывал всем нам

Про наш Никольский Святой храм.

В музее побывали, в картинной галерее,

Фильм о Соровском в библиотеке посмотрели.

Читаем, смотрим «Шишкин лес».

Духовный пробуждаем интерес.

Проводим в ДОУ праздники:

Покров и Рождество,

Крещение и Троицу

И Пасхи торжество.

Всем здорово у нас.

Заканчивает год нам Яблочный весёлый Спас.

Азъ, Буки изВедав, Глаголю,

Что есть на свете добро.

В доме, достоянии оно.

В добродетели и в дедах,

В исторических победах.

В Азбуке из Священной истории тексты,

Стихи, загадки, пословицы в контексте. Раскраски, иллюстрации,

Поделки для демонстрации.

Использую я в Азбуке различные задания:

– придумай к иллюстрации название,

– загадку отгадай, чтоб мыслей был круговорот.

Любить и сострадать, понимать и помогать

Вот этим ценностям должны мы обучать.

Курс ОПК – новый для всех,

Создала методический банк, чтоб получить успех.

Сюда вошли различные разработки,

Презентации тем, других воспитателей наработки.

Поделки к православным праздникам,

Библиотечка детская, а главная находка –

Это Азбука моя светская.

ОПК – это жизнь активная,

И как результат:

Открыта душа у ребёнка к добру,

Оптимистическое отношение ко всему.

И хочется этому быть свидетелем.

Опубликовано: 20.08.2015
Сертификат за вебинар

Сертификат о публикации статьи

Диплом об участии в конкурсе

Бумажный диплом

Каталог сайтов

© 2014-2020 «Педагогическое мастерство»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл ФС77-59713 от 30.10.2014
Редакция: [email protected]

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект “ОБРАЗОВАНИЕ”
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Популярные записи

    • Актуальные темы в дошкольном образовании
    • Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников
    • Темы по самообразованию: ранний возраст
    • Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
    • Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
    • ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Путешествие по сказкам дедушки Корнея

    Сценарий игры-викторины
    по произведениям К.И. Чуковского
    «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»
    для детей 5-6 лет

    Шипарева Нина Ивановна,
    Кашлач Елена Владимировна,
    воспитатели МБДОУ № 1,
    г. Апатиты Мурманской обл.

    Цель игры-викторины: Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.
    Программные задачи:
    1. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, находчивость, умение действовать в команде.
    2. Развивать интонационную выразительность речи.
    3. Воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе.

    Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу, экскурсия в библиотеку.

    Материалы и оборудование: портрет К.И Чуковского, библиотека сказок писателя, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, телефон, чёрный ящик, мешочек, калоша, баночка мёда, шоколадка, коробок спичек, мочалка,градусник, денежка, кружка, пистолет, мягкие игрушки «слон», «солнце», резиновая игрушка «таракан», утюг, диск с записью музыкального сопровождение, сказочные костюмы «котята», «утята», «заяц», сюрпризы для детей.

    Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

    Ход игры-викторины:

    Звучит музыка из мультфильма по сказкам Чуковского. Дети заходят в зал и садятся за 2 стола по 6 человек. В книжном уголке оформлена выставка книг по произведениям К.И. Чуковского.
    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в нашем зале, давайте с вами познакомимся:
    Команда: «Мой до дыр».
    Девиз: «Только ты не умывался!
    Ты грязнулею остался!
    Мой до дыр сейчас придёт
    И до дыр тебя сотрёт!»

    Вторая команда «Бармалеи».
    Девиз: «Бармалей, он бармалей!
    Он не ест наших детей!
    Он весёлый и хороший,
    В гости тебя мы просим!»

    Ведущий: Вот мы и познакомились, можно начинать нашу игру-викторину.
    Желаю всем удачи!
    Скажите, пожалуйста, вы узнаёте, что за книги стоят на полках в книжном уголке, и чей это портрет? (Ответы детей).
    Правильно, это портрет замечательного поэта Корнея Ивановича Чуковского. Его давно уже с нами нет, но его сказки продолжают жить. Корнея Ивановича называли «детским праздником». Он очень любил ребятишек, часто приходил в детские сады, школы, чтобы прочитать свои весёлые сказки, стихи. И сегодня мы с вами побываем в гостях у героев его сказок. Ну что начнём наше путешествие.

    Задание № 1: «Узнай сказку по отрывку».
    Ведущий: Правило такое, я читаю строчки из сказки Чуковского, а вы, ребята, кто догадался, отвечает из какой они сказки (показ слайдов по порядку).
    1. Из окошка вывалился стол
    И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…
    А на нём, а на нём,
    Как на лошади верхом,
    Самоварище сидит
    И товарищам кричит: «Уходите, бегите, спасайтеся!» («Федорино горе»).

    2. «Бедные, бедные звери!
    Воют, рыдают, ревут!
    В каждой берлоге
    И в каждой пещере
    Злого обжору клянут («Тараканище»).

    3. Но жуки-червяки испугалися,
    По углам, по щелям разбежалися.
    Тараканы под диваны,
    А козявочки под лавочки.
    А букашки под кровать —
    Не желают воевать! («Муха-Цокотуха»).

    4. Да здравствует мыло душистое,
    И полотенце пушистое,
    И зубной порошок,
    И густой гребешок! («Мойдодыр»).

    5. Маленькие дети!
    Ни за что на свете
    Не ходите в Африку,
    В Африку гулять!
    В Африке акулы,
    В Африке гориллы,
    В Африке большие
    Злые крокодилы… («Бармалей»).

    6. Вот и вылечил он их, Лимпопо!
    Вот и вылечил больных, Лимпопо!
    И пошли они смеяться, Лимпопо!
    И плясать, и баловаться, Лимпопо! («Айболит»).

    7. Нет-нет! Соловей
    Не поёт для свиней
    Позовите-ка лучше… (ворону). («Телефон»).

    8. Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно,
    Стало заиньке… (темно). («Краденое солнце»).

    9. Свинки замяукали мяу-мяу,
    Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) («Путаница).
    Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки дедушки Корнея.

    Задание № 2: «Телефон». Ведущий ставит на стол телефон. Ведётся диалог между ведущим и детьми из сказки «Телефон».
    Ведущий (инсценирует звонок телефона, поднимает трубку): Послушайте, пожалуйста, правила, я начну разговор по телефону из известной вам сказки, а вы будите его продолжать, давайте попробуем!
    Ведущий: У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Дети: Слон.
    Ведущий: Откуда? Дети: От верблюда.
    Ведущий: Что вам надо? Дети: Шоколада.
    Ведущий: Для кого? Дети: Для сына моего.
    Ведущий: А много ли прислать? Дети: Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть. Он у меня ещё маленький!

    Задание № 3: «Чёрный ящик».
    Ведущий: Следующее задание «Чёрный ящик».
    Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» Помощник вносит в зал большой чёрный ящик.
    Ведущий: Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, а отгадки лежат в этом чёрном ящике. (Если ответ правильный, помощник достает его из черного ящика)
    Вопрос №1: В этом ящике находится медицинский предмет, который Айболит ставил подмышки обезьянам. (Градусник).
    Вопрос №2: Здесь же находится то, что на именины принесла Мухе-Цокотухе бабушка Пчела. (Мёд).
    Вопрос №3: В этом ящике находится самое верное средство лечения животиков у бегемотиков. Что использовал доктор Айболит? (Шоколадка).
    Вопрос №4: В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». (Мочалка).
    Вопрос №5: В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха», что это? (Варенье).
    Вопрос №6: В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище», что это? (Воздушный шар).
    Ведущий: Молодцы, справились с этим заданием, а теперь я предлагаю немного отдохнуть. Объявляю музыкальную паузу «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем танцевать». (Логоритмическое упражнение). Отдохнули, занимайте свои места, и мы продолжаем наше путешествие.

    Задание №4: «Конкурс капитанов».
    Ведущий: Называется конкурс «Кто есть кто», я буду называть сказочные имена, а вы, ребята, будете говорить, кто они. (Задание с презентацией).
    Айболит кто он? (Доктор).
    Бармалей, кто он? (Разбойник).
    Федора, кто она? (Бабушка).
    Каракула, кто она? (Акула).
    Мойдодыр, кто он? (Умывальник).
    Тотоши и Кокоша, кто они? (Крокодильчики).
    Цокотуха, кто она? (Муха).
    Рыжий, усатый великан, кто он? (Таракан).

    Задание № 5: «Доскажи сказочные строчки».
    Ведущий: Послушайте правила, я буду читать знакомые строчки из сказок Корнея Чуковского, а вы их должны продолжить.
    1. Солнце по небу гуляло
    И за тучу забежало.
    Глянул заинька в окно…(Стало заиньке темно).
    2. В Африке разбойник,
    В Африке злодей, В Африке… (Ужасный Бармалей!).
    3. Мимо курица бежала
    И посуду увидала:
    «Куд-куда! Куд-куда!… (Вы откуда и куда?!)
    4. Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла…(Муха денежку нашла).
    5. Ехали медведи
    На велосипеде.
    А за ними кот… (Задом наперёд).
    Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.

    Задание № 6: «Мешочек сказок».
    Помощник приносит ведущему мешочек с предметами.
    Ведущий: Это задание будет таким: я буду по очереди приглашать ребят из разных команд сюда, ко мне, вы запускаете руку в мешочек и достаете оттуда предмет, показываете его всем и называете, из какого они произведения Чуковского.
    Ведущий: Ну что, начнем, и пойдет у нас первый из команды « Мой до дыр».
    (Дети по очереди достают из мешочка предметы и говорят, из какого они произведения).
    Коробок спичек. («Путаница»).
    Мочалка. (Мойдодыр»).
    Градусник. («Айболит»).
    Денежка. («Муха-Цокотуха»).
    Пистолет. («Бармалей»).
    Слон. («Телефон»).
    Солнце. («Краденое солнце»).
    Таракан. («Тараканище»).
    Утюг. («Федорино горе»).
    Самовар. («Муха-Цокотуха»).
    Телефон («Телефон»).
    Тарелка («Федорино горе»).

    Задание № 7 (домашнее задание): «Из какой сказки эти герои».
    Ведущий: Вам, ребята, будут задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить, болельщики могут принять тоже участие в этом конкурсе. Команды представляют домашнее задание в виде показа небольшого отрывка из произведений писателя.

    Задание № 8: «Сюрприз». Входит бабушка Федора, плачет.
    Федора: Ой, бедная я, бедная.
    Ведущий: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
    Федора: А вот послушай:
    Села бы я за стол, да стол за ворота ушёл.
    Сварила бы я щи, да кастрюлю, поди, поищи!
    И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы.
    Ой, горе мне, горе!

    Ведущий: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей, что делать, чтобы справиться с этой бедой. (Дети дают советы).
    Федора: Спасибо вам, ребятки, пойду посуду вымою и поганых тараканов я повыведу, прусаков и пауков я повымету!»

    Ведущий: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора и справились со всеми заданиями. Я прошу жюри подвести итоги нашей встречи, а мы с вами немного отдохнем, я приглашаю сюда участников команд и болельщиков. Музыкальная пауза!

    Итог: Награждение участников команд сладкими призами и медалями.
    Входит бабушка Федора с подносом, на нем самовар и баранки.
    Федора: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками! Дети уходят в группу на чаепитие.

    Сценарий викторины

    Сценарий игры-викторины для старших дошкольников по произведениям К.И. Чуковского

    Читайте также:  Проект на тему: Лес - наше богатство!

    1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;

    закрепить уважение и любовь к сказкам;

    2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.

    3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

    Ведущая : Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

    Ну, тогда пора тихонько

    Нам места свои занять,

    В мир волшебных приключений

    Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

    Педагог читает отрывок:

    Как у наших у ворот,

    Чудо – дерево растет.

    Чудо, чудо, чудо, чудо,

    Не листочки на нем,

    Не цветочки на нем,

    А что же растет на нашем дереве? (книжки)

    Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. В каждой книжке задание для викторины.

    Задание 1 : Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

    Волки от испуга скушали друг друга.

    Бедный крокодил жабу проглотил,

    А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

    Долго, долго крокодил

    Море синее тушил

    Пирогами, и блинами,

    И сушёными грибами. («Путаница»)

    Я хочу напиться чаю,

    К самовару подбегаю,

    Но пузатый от меня

    Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

    … Но не слушали газели

    И по-прежнему галдели:

    – Неужели, в самом деле

    Все качели погорели?

    Что за глупые газели. («Телефон»)

    Долго, долго целовала

    И ласкала их она,

    Полоскала их она. («Федорино горе»)

    А рядом прикорнула

    На солнышке лежит. («Айболит»)

    По углам, по щелям

    А букашки под кровать –

    Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

    Задание 2 : Закончите четверостишие:

    – «Дорогие гости, помогите!

    И кормила я вас,

    – «Зайчики в трамвайчике

    – «Вдруг откуда-то шакал

    На кобыле прискакал

    – «В Африке разбойник,

    В Африке злодей,

    рюмки да бутылки,

    Ни за что на свете

    не ходите в Африку,

    В Африку гулять!

    В Африке гориллы,

    В Африке большие …»

    Задание 3 : «Черный ящик».

    В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

    В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

    – Что это? (Мочалка)

    В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

    – Что это? (Варенье)

    В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

    – Что это? (Шоколад)

    В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

    – Что это? (Воздушный шар)

    Задание 4 : Сложи мозаику.

    Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

    Задание 5 : Прочитай наизусть.

    Дети читают отрывки из сказок К.И.Чуковского:

    Курица-красавица у меня жила.

    Ах, какая умная курица была!

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Сладкие, румяные пекла мне пироги.

    А когда управится, сядет у ворот —

    Сказочку расскажет, песенку споёт.

    Продают ежам булавки.

    А ежи-то хохотать!

    Всё не могут перестать:

    «Эх вы, глупые козявки!

    Нам не надобны булавки:

    Мы булавками сами утыканы»!

    Как у наших ворот

    Жил да был бутерброд

    И сманил он с собой

    Но чайные чашки в печали,

    Стуча и бренча, закричали:

    Не ходи изворот,

    Муре в рот попадёшь!

    Задание 6 : Соревнование.

    На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

    1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

    2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

    3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

    4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

    Задание 7 : Входит Федорушка, плачет:

    Федора: Ой, бедная я, бедная. (плачет)

    Ведущая:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

    Федора: – А вот послушай:

    Села бы я за стол,

    Да стол за ворота ушёл.

    Сварила бы я щи,

    Да кастрюлю поди поищи!

    И чашки ушли, и стаканы,

    Остались одни тараканы.

    Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)

    «Ой вы, бедные сиротки мои,

    Утюги и сковородки мои!

    Вы подите-ка, немытые, домой,

    Я водою вас умою ключевой.

    Я почищу вас песочком,

    Окачу вас кипяточком,

    И вы будете опять,

    Словно солнышко, сиять,

    А поганых тараканов я повыведу,

    Прусаков и пауков я повымету!»

    «Уж не буду, уж не буду

    Я посуду обижать.

    Буду, буду я посуду

    И любить и уважать!»

    Подведение итогов : Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора. А на последок нам стихотворение расскажет…

    Нам жалко дедушку Корнея:

    В сравненье с нами он отстал,

    Поскольку в детстве «Бармалея»

    И «Крокодила» не читал,

    Не восхищался «Телефоном»

    И в «Тараканище» не вник.

    Как вырос он таким учёным,

    Не зная самых главных книг?

    Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!

    Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Чуковского

    Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам Чуковского для школьников

    Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского. Сценарий

    Оформление: Портрет К. И. Чуковского, выставка детских рисунков к произведениям К.И. Чуковского, выставка книг «Чудо-дерево», плакат «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».

    Ведущий: Дорогие ребята, гости! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского — сказочника, критика, переводчика.

    Ученик:

    Нам жалко дедушку Корнея:

    В сравненьи с нами он отстал,

    Поскольку в детстве «Бармалея»

    И «Крокодила» не читал,

    Не восхищался «Телефоном»

    И в «Тараканище» не вник.

    Как вырос он таким ученым,

    Не зная самых главных книг?

    Ведущий: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

    Далее ведущий обращается к портрету К.И. Чуковского.

    Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны и за ее рубежами. Он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя было не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

    Ведущий читает вступительную часть к книге Чуковского «От двух до пяти».

    С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона». Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

    Ребята читают наизусть стихотворения «Поросенок», «Черепаха», «Радость», «Бутерброд», «Ежики смеются».

    Ведущий: А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал Чуковский.

    Звучат потешки «Вдоль по сахару», «Акулина», «Елизар», «Пожар».

    Ведущий: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!» Послушаем загадки, сочиненные им.

    Ребята рассказывают загадки «Чудесный дом», «Чудесный паровоз», «Зубастая загадка», «Чудесные кони», «Почему», «Берегись!».

    Ведущий: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по Невскому ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

    Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам.

    А нечистым трубочистам

    Стыд и срам! Стыд и срам!

    Так родился на свет «Мойдодыр».

    Включают отрывок записи «Мойдодыра» в исполнении автора.

    Ведущий: Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке «Мойдодыр» композитор Юрий Левитин написал оперу. Послушаем ее фрагменты.

    Звучит «Увертюра» — вступление к опере.

    Вступают фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Финалом оперы становится радостный гимн воде.

    Ученица читает наизусть отрывок из сказки: «Да здравствует мыло душистое. »

    Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И. Чуковского. Давайте как следует рассмотрим их. Скажите, как по-вашему, к какому произведению Корней Ивановича Чуковского нарисован какой рисунок.

    Героем многих сказок Чуковского является крокодил. Вспомните, какие это сказки и прочитайте из них отрывки.

    Ребята называют сказки и читают из них наизусть отрывки:

    Долго, долго крокодил

    Море синее тушил

    Пирогами, и блинами,

    И сушеными грибами. («Путаница»)

    Жабу проглотил. («Тараканище»)

    Вдруг навстречу мой хороший,

    Мой любимый крокодил.

    Он с Тотошей и Кокошей

    По аллее проходил. («Мойдодыр»)

    А потом позвонил Крокодил

    И со слезами просил:

    «Мой милый, хороший,

    Пришли мне калоши,

    И мне, и жене, и Тотоше». («Телефон»)

    А в большой реке

    Солнце красное, солнце краденое. («Краденое солнце»)

    Жил да был Крокодил,

    Он по Невскому ходил.

    А за ним-то народ

    «Вот урод так урод!

    Что за нос, что за рот!

    И откуда такое страшилище?» («Крокодил»)

    Ведущий: Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

    Ребята инсценируют отрывок из сказки «Муха-цокотуха».

    Ведущий: Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

    Если пойду я ко дну.

    Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

    Инсценировка сказки «Айболит».

    Ведущий: А сейчас поиграем. У меня в мешке (коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, сможет помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит та или иная вещь, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится.

    Примеры:

    • телефон — «У меня зазвонил телефон. » («Телефон»);

    • воздушный шарик — «Ехали медведи на велосипеде, /А за ними кот задом наперед» («Тараканище»);

    • мыло — «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса» («Мойдодыр»);

    • блюдце — «А за ними блюдца, блюдца, дзинь-ля-ля, /И танцуют, и смеются, дзинь-ля-ля» («Федорино горе»);

    • калоша — «И ждем не дождемся, когда де вы снова /Пришлете к нашему ужину /Дюжину новых и сладких калош» («Телефон»);

    • термометр — «И ставит, и ставит им градусники» («Айболит»).

    Ведущий: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе».

    Ребята читают по ролям отрывок из сказки «Федорино горе».

    Игра-викторина по произведениям К.И. Чуковского

    • На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (В трамвайчике.)

    • Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками.)

    • Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-могол ем.)

    • Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое. »

    • Кто напал на Муху-цокотуху? (Паук.)

    Ведущий: Сказки Корнея Ивановича Чуковского помогают детям ориентироваться в окружающем мире, позволяют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Часто мы ощущаем в его произведениях присутствие самого автора: «У меня зазвонил телефон» или «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки — мы очень любим его».

    Демонстрация книги «Бибигон».

    Ведущий: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», книги «Маленький оборвыш», «Принц и нищий», «Рикки-Тики-Тави» и многие другие.

    Ведущий: Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

    Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

    Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

    Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

    Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

    И. усталого, старого, тешит меня

    Бесконечная их беготня и возня.

    Да к чему бы и жить нам на этой планете,

    В круговороте кровавых столетий,

    Когда б не они, не вот эти

    Глазастые, звонкие дети.

    Ведущий: Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

    Ссылка на основную публикацию