Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта

Ксения Медникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта

1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою презентацию на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта».

2 На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Духовно- нравственное воспитание – педагогический процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей,освоения системы общечеловеческих ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3 Духовно- нравственное воспитание – это широкое понятие, которое состоит из ряда компонентов: нравственность, патриотизм, гражданственность.

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания общества.

4 Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

5 В содержание коррекционной системы работы с детьми с нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю перед собой задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Законе об образовании РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», адаптированной программе МАДОУ, программе Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В «Коррекционное развитие и воспитание дошкольников с ФФН и ОНР».

6 Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана развивающая предметно- пространственная среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России, историческим прошлым России, а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания).

7 Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.

8 Неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т. д.).На логопедических занятиях разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.

9 Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Поэтому, в процессе коррекционной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать и анализировать.

10 В разделе «Связная речь» и «Развитие лексико-грамматических категорий» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, подвигами отечественных героев во время ВОВ.

11 Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы.

12 Основной задачей взаимодействия учителя –логопеда с воспитателями и специалистами является создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей. В этом случае нельзя не отметить праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение

13 Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы проводим консультации, мастер- классы, ведем логопедические уголки.

14 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину

15 Информационные источники:

-Молчанова Е. Г., Кретова М. А. «Развитие речи детей 5-7 лет в логопункте»:Издательство ТЦ Сфера 2015.

– Феоктистова Т. К. Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»: Издательство «ВЛАДОС» 2012.

-Каирова И. А. Богдановап О. С. «Азбука нравственного воспитания»:

Пособие для учителя М:Просвящение 1997.

-Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»: Пособие для педагогов ДУ «ВЛАДОС» 2014.

Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Авторы: Учитель-логопед – Крыжановская Ульяна Владимировна,

воспитатель – Иванова Татьяна Алексеевна

МДОУ центр развития ребенка – детский сад №17 администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п.Горный

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. В современном мире люди много говорят об уничтоженных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но в настоящее время заговорили о сложностях духовно-нравственного воспитания как о национальной проблеме. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность возникает постепенно, с детства.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) говорит о том, что наиважнейшей целью современного отечественного образования и одной из преимущественных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Одной из главнейших задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” говорится, что приоритетами государственной политики в области современного воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Современные дошкольные образовательные организации осуществляют важнейшую миссию по воспитанию у дошкольников основ исторического сознания. Они как первая ступень образования включены в систему работы по созданию условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о традициях, культуре и истории, отечественного общества.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и усиливают свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Одним из наиболее эффективных методов становится метод проектов в логопедической практике, он представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Перед нами встает вопрос: “Как же эффективно организовать работу по приобщению детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников и формирование у них высокого патриотического сознания?”.

Для решения этой проблемы нам помогла проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты помогаю соединить сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Наш проект «Преданья старины глубокой» проводился с 1-30 сентября 2017 года (краткосрочный). Проект соответствует вступившему в силу ФГОС Дошкольного образования и содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении позволяет повысить качество образования дошкольников путем формируемых компетентностях в областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Главной задачей нашего проекта-сформировать у дошкольников великое чувство любви к своей Родине, заинтересовать их в традициях, ценностях и обычаях страны. Ознакомление детьми с традициями русского народа духовно обогатит их, воспитает гордость за свой народ, поддержит интерес к его истории и культуре. Для этого мы изучили интерес детей для формулирования целей проекта, определения темы, установление актуальности проекта, спрогнозировали результаты, составили план. Кроме этого выявили возможности и средства, необходимые для реализации нескольких проектов (сбор информации, литературы, дополнительного материала), обсуждение с администрацией детского сада, педагогами, родителями содержание проекта.

І этап. Подготовительный – (информационно-накопительный) теоретический (1- 5 сентября 2017 г.), включает в себя:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение темы, актуальности, целей и задач проекта;
  • прогнозирование результата и составление плана проекта;
  • обсуждение проекта с родителями (социальный заказ), специалистами и администрацией детского сада;
  • Оценка возможностей и средств, необходимых для реализации проекта (сбор информации, литературы, дополнительного материала);
  • ознакомление администрации детского сада, педагогов, родителей с проектом
  • составление плана реализации проекта.
Читайте также:  Пересказ с помощью картинно-графической схемы

ІІ этап. Организационно-практический. Основной (5 – 29 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Посиделки у бабушки Лукерьи», «Угощение для бабушки Лукерьи»;
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Моя Россия – моя страна», «Наши предки – славяне», «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Хлеб – всему голова»;
  • Дидактические игры «Разрезные картинки», «Что было раньше, что сейчас», «Кто где живет»;
  • Беседы о традициях и обычаях русского народа, народном декоративно – прикладном искусстве, народных рецептах;
  • Экскурсия в музей «Русской избы», кухню детского сада;
  • Разучивание русских народных игр с элементами фольклора;
  • Изучение русских пословиц и поговорок;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Экспериментирование с дрожжевым тестом;
  • Изготовление хлебо – булочных изделий;
  • Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей.
  • Информация для родителей – «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребенка»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка», семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребенка»;
  • Чаепитие в «Русской избе» с хлебом и пирожками собственного приготовления;
  • Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»;
  • Приготовление атрибутов для народных игр.

Заключительный этап – презентационно-завершающий (30 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • подведение итогов,
  • систематизация и обобщение материала.

Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам»

«Посиделки у бабушки Лукерьи»

«Угощение для бабушки Лукерьи»

Разучивание русских народных игр с элементами фольклора

Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»

Созданная нами система проектного метода оказала положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Разработанные нами новые способы взаимодействия логопеда с ребенком, новые стимулы, служат для создания наиболее благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, а дети приобрели знания о традициях и истории русского народа.

Ключевые слова: духовность, национальность, дошкольники, знания, традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в логопедической практике

Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, – значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто – чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама – ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского – «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает работа учителя-логопеда с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей» по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-класс, игровой тренинг, круглый стол. У детей расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть.
Не секрет, что родители являются главным авторитетом и образцом для подражания. Чтобы научить ребёнка культуре общения, нужно самим соблюдать и выполнять правила этикета. Чтобы активнее привлечь родителей к данному процессу, провожу консультации, мастер – классы по следующим темам: «Секреты этикета общения», «Культура речи», «Речевой этикет». К сожалению, практика показывает, что на деле, с правилами речевого этикета знакомы не во всех семьях и культуру речи соблюдают далеко не все взрослые.

Слова паразиты и не цезурная лексика преобладает в практике общения.

В рамках недели детской книги ежегодно проводится акция «День дарения», где родители читают детям в группе книги, этот способ способствует не только общению детей с родителями, но и прививает интерес к книге.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях детского сада можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Читайте также:  Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке

Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Внеурочная деятельность учителя – логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_ivanova_tyagniryadno.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры»

(Воспитатель логопедической группы)

МБДОУ Детский сад № 14 «Дружба»

г.Ярцево Смоленской области

Проект (Рождественские чтения)

Тема: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры.

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред».

В. А. Сухомлинский.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих недостатки развития речи, через духовно-нравственное воспитание.

1.Развивать связную речь детей.

2.Создавать благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда, воспитателя с детьми и друг с другом.

3.Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

4.Вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

5.Повысить культурный уровень дошкольников.

6.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.

Руководители – учитель – логопед :Тягнирядно Н.О. , воспитатель логопедической группы: Иванова Г. М.

– инструктор по ФК.

На два года с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 6-7 лет.

Развитие речи дошкольников логопатов:

– успешное овладение грамотной и связной речью.

– грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

– совершенствование звуковой стороны речи.

– доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

– родители будут вовлечены в единое пространство «семья-детский сад».

– повысится культурный уровень дошкольников

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

-заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенку. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме.

– Диагностика детей с нарушением речи.

– Определение темы проекта.

– Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

– Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Использование компьютерных технологий, иллюстрированного материала, художественной литературы. Обработка информационного материала.

– Пополнение развивающей среды.

– Разработка критериев эффективности проекта:

5)общая и мелкая моторика.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок, поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение – как средство духовно-нравственного становления личности ребенка».

При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей.

При необходимости, со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а так же направляется и контролируется осуществление данного проекта.

У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.

– Знакомство с историей церкви, внешним убранством, внутренним убранством.

– Беседы о правилах поведения в православном храме.

– Экскурсии, целевые прогулки.

– Рассказы об Иисусе Христе, Богородице, Святых, храмах, церквях, часовнях.

– Посещение библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и культурой России.

«Пособие по изучению основ, православной культуры».

– Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

«Живая лампадка» Д. Харченко.

«Храм Божий», «Как помириться?», «О послушании в семье», «О любви и доброте», «Долг платежом красен», «Небесный покровитель русского воинства», «Сила детской молитвы», «Праздник Рождество Христово», «Праздник Масленица».

– Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.

– Знакомство с проведением христианским искусством : иконы, фрески, православный календарь, его символическое значение.

– Слушание духовной музыки, колокольных звонов.

– Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

– Совместные творческие работы детей и родителей.

– Вечера вопросов и ответов.

«Здравствуй, лучик солнечный»

«Мы маленькие свечи»

«Песня про ангелов»

«Вербы» (Ю. Постернака)

«Яблоневый цвет» (Лискова Г.)

– Конкурс рисунков «Сотворение мира»

– Выставка поделок: «Пасхальная радость», «Рождество Христово»

– Работа с родителями

«Круглый стол», «Рождественская мастерская»

– Дидактические игры: «Собери колокол», «Назови ласково», «Доброе слово другу», «Согрей камень».

– Народные подвижные игры: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

– Привлечение родителей к работе над проектом.

-Нравственное воспитание старших дошкольников с использованием художественной литературы.

– «Семейная реликвия » – самые дорогие для семьи предметы

– Игры и упражнения для детей и родителей: исторический подход

– «Мой ребенок самый-самый» родительские сочинения (презентации)

– Народные традиции «Масленица»

– «Бабушкин сундук» – поделки на свободную тему, изготовленные бабушками.

– Изготовление открыток для ветерана (творческая мастерская)

– Конкурс чтецов (родители совместно с детьми читают стихи на заданную тему).

– «Все профессии важны!» (заучивание загадок по теме)

«Сделано с любовью»

– «Осенняя симфония» – букеты, икебаны из осенних листьев.

Открытки к праздникам (на различные темы).

– Коллажи с использованием различного природного материала

«Сохраним о лете память»

– Изготовление кормушек для птиц. Акция «Твори добро»

– Составление рассказов-описаний по схемам:

«У меня есть дедушка и бабушка»

– Чтение стихов (разучивание).

День Защитника Отечества.

Международный женский день.

– Интегрированное занятие-игра «Когда семья вместе-душа на месте» (журнал: Дошкольная педагогика №9 2016г.)

– Музыкально-педагогическая гостиная «Былинные герои древней Руси» (см журнал «Дошкольная педагогика» №1 2017г.)

«Гагаринская Весна» -Занятие-игра

– Анализ достигнутых результатов.

– Создание презентаций на темы:

«Посещение храмов города Ярцево»

– Фотоотчет «Наши мероприятия» (о проделанной работе)

– Смотры-конкурсы творческих работ (фотоотчет)

«Осенний калейдоскоп» (картины из природного материала)

«Макеты достопримечательных зданий города Ярцево»

«Елочный базар» – елки изготовлены в разных техниках

– Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

– Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

– Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

– Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

– Повысился культурный уровень дошкольников.

– Сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка.

– Сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

– Воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

– Приобретен опыт и знания в православной культуре, ее традициях и праздниках.

Поставленные задачи выполнены.

Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

  1. Презентация проекта на педсовете воспитателей.
  2. На М/О учителей-логопедов, воспитателей.
  3. Выступление перед родителями группы детей 5-6, 6-7 лет.

Проект может быть использован в условиях детских садов логопедических групп.

«Логопед»- научно-методический журнал №4. 2007г.

«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2007г.

«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2008г.

«Логопед»- научно-методический журнал №1. 2009г.

«Дошкольная педагогика» – научно-практический журнал №7 , 2016г.

«Дошкольная педагогика» – научно-практический журнал №8, №9, 2016г.

«Дошкольная педагогика» – научно-практический журнал №1, 2017г.

– Консультации для родителей

«Все для детского сада»

«Портал Детский сад РУ.»

Пособие логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

«Логопед»- журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи, логопедов, воспитателей, ДОУ, медиков и учителей.

– «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк , 2011г.

  1. Беседы
  2. Занятия по темам духовно-нравственного воспитания
  3. Экскурсии
  4. Составление рассказов
  5. Индивидуальные занятия-консультации

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сказала мне мама

В дом Божий войдя:

«Как дерево может

Укрыть от дождя,

Так храм защищает

От жизненных бурь

И душевных невзгод»

Спешите делать добро

Добрым путем Бог правит

Доброму добрая память.

Работа с родителями:

– Анкетирование родителей по теме проекта

– Консультация для родителей

– Совместное участие родителей и детей в организации выставок, конкурсов в рамках проекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева.

Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·.

Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности.

Семья для человека важнее всего. Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине.

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс.

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Подготовка к обучению грамоте (1)
  • Развитие речевого дыхания (1)
  • Документация учителя – логопеда (1)
  • Обследование детей с алалией (2)
  • Взаимодействие с семьями воспитанников (5)
  • Развитие предметно – пространственной среды кабинета учителя – логопеда (2)
  • Взимодействие с участниками коррекционно-педагогического процесса (3)
  • Проектная деятельность (3)
  • Биоэнергопластика (1)
  • Формирование слоговой структуры слова (2)
  • Методические материалы (1)
  • Презентации к методическим разработкам (2)

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» городского округа Рошаль Московской области

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ

«УСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ. ХОРОШО – ПЛОХО»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 7 лет

Оглавление:

Пояснительная записка 4

Календарно-тематическое планирование к проекту 14

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Пояснительная записка

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Владимир Владимирович Путин отмечает: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни».

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и душевно здорового человека.

Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2). В этом же Законе закреплены параметры изучения основ религиозной культуры: п.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями».

В связи с этим ключевая роль дошкольной образовательной организации – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности. Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Проектная деятельность по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» разработана в соответствии с:

  1. Федеральным за­коном «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ.
  2. Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
  3. Содержательным модулем «Духовно-нравственная культура (православная культура) для малышей ДОБРЫЙ МИР Шевченко Л. Л.
  4. «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В.

Проект предназначен для обучающихся подготовительной логопедической группы с тяжёлыми нарушениями речи (от 6 до 7 лет) и обеспечивает достижение духовно-нравственного развития детей, их готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

Проект реализует требования, определяющие коррекционные задачи, содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса в соответствии с возможностями детей с тяжёлыми нарушениями речи и направлена на формирование общей, духовно-нравственной, эстетической культуры. Дополняя обязательную часть «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., он может быть использован в любом образовательном учреждении, реализующем коррекционно-образовательную деятельность.

Проектная деятельность включает три лексические темы (недели), которые проводятся в течение учебного года один раз в квартал.

Цель Проекта – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель ориентирована на решение следующих задач:

Коррекционно – образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственных выбор; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; формирование грамматического строя речи; совершенствование связной речи через составление и пересказ рассказов.

Коррекционно – развивающие: духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества; создание условий творческого развития; развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы (культура, духовный отклик).

Коррекционно-воспитательные: воспитание любви к Родине, семье, желания помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым; воспитывать нравственные нормы христианской морали.

Содержание Проекта подобрано в соответствии с принципами:

В проекте по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» представлены следующие формы организации педагогического процесса:

Перспективный план комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо»

Педразвитие

Автор: Яскова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 “Машенька”
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: “Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников”
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок

особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Дошкольный возраст –

особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются

пытается понять, кто он в этом огромном мире.

Ребенок, является будущим полноправным

культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших

задач отечественного образования. Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития

заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением

передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных

ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание

человека, семьи, общества и государства». Одно из основных направлений отечественной

педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и

Основными принципами духовно-нравственного воспитания и развития детей являются:

становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса —

нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных

самоанализа и самооценки к добротворчеству).

систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное

развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть,

взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально – дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям

с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом

семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника

видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном

7. Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания

особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного

Перед дошкольными образовательными

высоких нравственных качеств: гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности,

детей дошкольного возраста

личностно-нравственному развитию. Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе

опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность, эстетику,

круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения

ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о

некоторых нравственных качествах

дружбе, отзывчивости, смелости).

Для дошкольников очень

помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда

о р г а н и з у е т

р а з в и т и я ,

с т а н о в л е н и я ,

т в о р ч е с к о г о

самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через метод проектов.

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных

конкретных нравственных представлений

дифференцированным нравственным представлениям, которые являются следствием растущей

осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В

педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой,

слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным

вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям

детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и

журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде

всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают,

какими впечатлениями обогатят.

организации образовательного процесса:

– организованной образовательной деятельности (ООД);

– самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;

– занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения

изобретательских задач, проблемных ситуаций;

– использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования;

Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-

экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия,

поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод

Читайте также:  Речевая карта для логопункта
Ссылка на основную публикацию