Проект ‘Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС’

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
статья на тему

В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_pedagoga-pihologa_i_uchitelya-logopeda_v_dou.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

Золина О.В., педагог-психолог

Савина Л.Н., учитель-логопед

МДОУ ЦРР детский сад №24 г. Усть-Кут

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Отклонения в речевом развитии часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющие нарушения в речи, при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: минимальный объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, низкий уровень развития психических процессов, снижение уровня обобщения , у них затруднена связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Совместное сотрудничество проходит по пяти направлениям:

Направление 1. Диагностическая работа

Цель работы — своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить стороны развития, которые требуют особого внимания.

  • подобрать психолого-логопедические методики;
  • провести комплексное обследование детей — определить уровень речевого и психического развития, факторы риска;
  • составить психологическую характеристику каждого ребенка, указать его сильные и слабые стороны;
  • провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей.

Направление 2. Коррекционно-развивающая работа

Цели — устранить отклонения в речевом и психическом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы, создать условия для успешной адаптации и социализации личности ребенка.

  • разработать интегрированный план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики;
  • составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;
  • провести:

-коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков, по развитию познавательной и личностно-эмоциональной сфер.

Направление 3. Консультативная работа

Цели — оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

  • провести консультации родителей и воспитателей (индивидуальные, групповые, по запросам) по проблемам речевого и психического развития детей;
  • разработать рекомендации с учетом речевых и психологических особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;
  • информировать друг друга — например, учитель-логопед информирует педагога-психолога об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог информирует учителя-логопеда о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах работы с ними.

Направление 4. Просветительская работа

Цели — повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

  • информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; на семинарах, тренингах, мастер-классах учить воспитателей и родителей способам и приемам взаимодействия с детьми;
  • проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;
  • оформить информационно-методические выставки, уголки;
  • посетить открытые занятия.

Направление 5. Аналитическая работа

Цель — отследить результаты совместной коррекционно-развивающей работы.

  • определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;
  • проанализировать динамику развития ребенка;
  • определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.

Задачи участников психолого-логопедического сопровождения

  • обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  • организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
  • проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;
  • информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;
  • скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.
  • создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
  • развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развить зрительно-моторную координацию;
  • развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
  • активизировать отработанную лексику;
  • снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
  • обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
  • повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.

Взаимодействие принесет результаты, если вы:

• совместно планируете работу и четко определяете задачи;

• реализуете преемственность в работе и соблюдаете единство требований к детям.

Общие задачи совместной деятельности повышают речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредят и преодолеют трудности речевого развития у дошкольников; создадут благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.

2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

3.Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

4.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5. Справочник педагога-психолога. Детский сад | 7 Сентябрь 2017.

6.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.

7.Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности»

Наталья Емелина
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности»

Авторы проекта: Учитель-логопед МДОУ Детского сада №4 «Солнышко» г. о. Власиха, Московская обл. Емелина Наталья Вячеславовна,

Педагог – психолог МДОУ Детского сада №4 «Солнышко» г. о. Власиха, Московская обл. Варвянская Оксана Валерьевна.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: коррекционный-развивающий.

Участники проекта: дети подготовительной, второй младшей группы, учитель–логопед, педагог – психолог, педагоги, родители.

Возраст детей: 3-4года,6-7 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

С каждым годом увеличивается число детей, имеющие различные отклонения в познавательноличностной и речевой сфере. За низким уровнем речевого развития ребёнка скрывается более серьёзная проблема – недостаточность овладения коммукативным поведением в целом (дети с заниженной самооценной, эмоциональной неустойчивостью, агресивностью,конфликтные,застенчивые, замкнутые)

Взаимодополняемость позиций в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях педагога-психолога и учителя – логопеда – это необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы детского сада.

Цель проекта:

Развивать познавательное и корректировать личностное развитие дошкольника, психические процессы или сферы психики, свойственные конкретному периоду детства. Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

Задачи проекта:

-Развитие навыков вербального, невербального и культурного общения.

– Развитие эмоциональной сферы детей.

-Развтитие произвольности психофизических процесов.

-Развитие мелкой и крупной моторики.

Задачи работы учителя- логопеда для детей:

-Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи).

-Развитие звуковой и интонационной культуры речи

-Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно-логического мышления. Развитие звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи работы педагога-психолога для детей:

-Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое.

– Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т. д.).

– Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д.

– Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.

Для педагогов:

-Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.

-Формирование готовности всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержаний образовательной деятельности.

-Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное прогрессирование речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

-Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в создании комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.

-Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активности и осмысления своей педагогической деятельности

-установить контакт с родителями (лицами их заменяющими)

– повышение уровеня психолого-педагогической культуры родителей, т. е. формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

– повысить уровень логопедической компетентности, в вопросах речевого развития;

– побудить активное участие в реализации проекта, в создании творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки через использование новых нетрадиционных форм работы, подготовку, организацию проведения различных мероприятий;

– помочь развитию социальной личностной сферы дошкольника по средствам совместной творческой деятельности детей и родителей в семье.

Для социальных партнёров:

– распространении педагогического опыта

– участие в всероссийском ежемесячном конкурсе;

– трансляция педагогического опыта взаимодействия учителя– логопеда и педагога -психолога в познавательном, личностном,речевом развитие дошкольника.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: коррекционно–игровая.

Название итогового мероприятия проекта.

1. Тематический психолого-логопедический досуг «Широкая Масленица» для детей 3-4 года

2. Тематический психолого-логопедический досуг «Широкая Масленица» для детей 6-7 лет.

3. Психолого-логопедическое тематическое занятие «Настоящий защитник» для детей 3-4 лет.

4. Психолого-логопедическое тематическое занятие «День защитника Отечества» для детей 6-7 лет.

5. Тематическое психолого-логопедическое развлечение ко Дню космонавтики для детей 3 -4 лет «Полёт в космос»

6. Тематическое психолого-логопедическое развлечение ко Дню космонавтики для детей 6 -7 лет «Волшебное путешествие в космос»

7. Тематическое психолого-логопедическое занятие для детей 3-4 лет «День Победы!»

8. Тематическое психолого-логопедическое занятие для детей 6-7 лет посвящённое детям войны «День Победы!»

Этапы проекта.

I этап (подготовительный):

1. Диагностический. Изучние психических и речевых особенностей развития ребенка(3-4; 6-7)лет ; составления общей карты ребенка. А также определения методической базы.

2. Создание развивающей среды.

3. Подбор методической литературы по темам.

4. Предварительная работа в группе педагогами:

К празднику Масленица:

– беседа с детьми о празднике Масленица;

-рассматривание иллюстраций народных гуляний на масленицу;

– разучивание стихов, закличек, игр, русских народных попевок;

К Дню защитника Отечества:

-разучивание стихов, песен, игр.

– чтение рассказов про армию, про военные профессии.

Ко дню Космонавтики:

– рассматривание карты звёздного неба, глобуса, макета земли, модели Солнечной системы;

-иллюстрации – с космонавтами, космическими кораблями, космической станции, фото из космоса.

-беседа о космосе (в доступной форме).

-рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций с изображением памятников павшим воинам,

– знакомство с военной техникой, военным оружием, формой одежды военных.

-чтение и заучивание стихотворений посвященных ко Дню Победы

– просмотр мультфильмов, посвященных детям войны:

4. Проведение логопедических занятий согласно перспективному и календарному плану для воспитанников, посещающих логопедический пункт с ФНР, ФФНР, НВОНР.

5. Проведение логоритмических занятий согласно календарному плану для воспитанников, посещающих лоритмический кружок.

6. Проведение психологогических занятий согласно перспективному и тематическому плану для воспитанников второй младшей и подготовительной группы.

5. Разработка мероприятий.

– подбор игр на развитие высших психических функций;

– подбор игр на развитие эмоционально волевой и личностной сферы;

подбор речевых, дыхательных игр; игр на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики;изготовление дидактического материала для выполнения заданий;

материала для презентации.

II этап (деятельностный):

Виды деятельности, формы и содержание работы:

1. Работа над приобретёнными произносительными звуковыми навыками (заучивание скороговорок).

2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

3. Совершенствование звуко-слогового анализа слов (деление слов на слоги, определение количество слогов в слове).

4. Развитие логического мышления, разгадывание загадок.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие навыков самоконтроля за речью с использованием логопедических дидактических игр, игр на коммуникацию.

7. Развитие личностной сферы, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, на развитие наглядно образного мышления (разглядывание картинок – нелепиц; рассказывание сказок; прослушивание музыки; дидактические игры на повышение самооценки, на коммуникацию, развитие высших психических фукций, на развитие психофизической сферы, на развитие волевой сферы)

III этап (завершающий)

1. Тематические досуги:

– февраль (приложение №1,2);

– февраль (приложение №3,4);

– апрель (приложение №5,6)

2. Оформление отчётной документации.

3. Презентация проекта.

Продукты проекта: коллективные работы,рисунки и поделки, грамоты участников, победителей выставок, конкурсов.

Для детей: картотека дидактические игр;

Для педагогов: конспекты, презентации досугов;

Для родителей:размещение информации на сайте,дипломы победителей и участников конкурсов.

Для детей: максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе;

Для педагогов: повышен профессиональный уровнь в вопросах психофизического и речевого развития, раскрыт творческий потенциал;

Для родителей: повышена компетентность в вопросах речевого развития, принято активное участие в реализации проекта;

Для социальных партнёров: опубликаван на сайте, транслирован опыт взаимодействия учителя– логопеда и педагога -психолога в позновательном и личностном,речевом развитие дошкольника.

Прикреплённые файлы:

proekt-vzaimodeistvija-4-kopija_l6isl.pptx | 2606,67 Кб

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Неговора Н. Н. МБДОУ детский сад № 43 «Теремок» (далее МБДОУ) в группах.

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,.

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис» Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ИРИС (Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем).

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе. Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно- воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей.

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ Тема взаимодействия дефектолога и педагога-психолога совсем не нова. В связи с ФГОС и новым законом об Образовании стала более актуальной.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Портал образования

Автор: Носонова Татьяна Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ “Детский сад №29 “Серебряное копытце” комбинированного вида
Населённый пункт: город Минусинск
Наименование материала: статья (опыт работы)
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога в реализации АООП»
Дата публикации: 10.09.2019
Раздел: дошкольное образование

«Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога

в реализации АООП»

(из опыта работы учителя-логопеда Носновой Т.М.)

Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом работы по взаимодействию

с воспитателем, педагогом – психолога на примере вновь набранной старшей группы для

В нашу группу поступили дети из разных групп детского сада и города. Дети были

направлены городской ПМПК.

Для того чтобы процесс коррекционно – воспитательной работы был более успешным мы

скоординировали свои действия и определили цель и задачи.

деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

выработать единые подходы в коррекционно-образовательном процессе и создать

условия для речевого развития детей;

создать модель для системной коррекционной работы специалистов детского сада

на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода

Свою работу мы разделили на три этапа.

– Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

– Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

рекомендаций городской ПМПК.

Я провела диагностику по всем разделам речевого развития. Воспитатели провели

эмоционально-волевая сфера, развития познавательных процессов.

психологом обсудили её результаты и спланировали работу с детьми. выявили некоторые

проявление негативизма к занятиям.

коммуникативному развитию с целью создания единой группы, так как дети были из

Переходим ко второму этапу.

Проведённая диагностика дала нам возможность построить коррекционный процесс

учетом личностно-ориентированного подхода,

выбрать наиболее эффективные пути

коррекционной работы с детьми с нарушением речи, которые мы обсудили на медико-

дидактическим материалом в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды.

(индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);

Создали механизм модели взаимодействия педагогов;

подобрали эффективные методы и приёмы, для данной группы детей активизирующих

В системе планирования выбрали принцип понедельного изучения лексических тем,

которого придерживаются все специалисты.

Решая общие задачи, педагоги не подменяют друг друга, каждому предоставляется

свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.

логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу

для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Осень», то

дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения,

знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А

развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

– тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;

– проводят работу по накоплению, расширению, активизации словаря,

– обеспечивают необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования

– логопедизация режимных моментов и занятий;

– проводят систематические упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и

– создают в группе условия, способствующих активизации речи детей;

– систематически контролируют речь детей не только во время занятий, но и в режимные

Один раз в месяц провожу интегрированное занятие совместно с воспитателями и

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются

Портал педагога

Автор: Захарова Айталина Михйловна
Должность: педаго-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 97 “Незабудка”
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск
Наименование материала: Презентация
Тема: Совместный проект работы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 06.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С № 97 «НЕЗАБУДКА» г. ЯКУТСКА
Захарова Айталина Михайловна педагог- психолог и Шадрина Сардана Анатольевна, учитель-логопед В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога.
• Исходя из этого, мы поставили перед собой
цель
, которая заключается в с оздании апробации модели взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
• Для реализации цели были поставлены
задачи:
• Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка. • Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов. • Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Н а й д и п р е д ме т
В данной модели логопед выступает как

организатор и координатор коррекционных

влияний, оказывая необходимую

логопедическую помощь. Деятельность

психолога направлена на развитие

когнитивных процессов, напрямую

связанных с речью. Первостепенное влияние

на речевое развитие оказывает семья

(родители ребенка). Выделение основных

направлений взаимодействия помогло более

четко определить общие и частные задачи

процесса. Общие задачи в первую очередь

направлены на оказание свое-временной

диагностической, профилактической и

Нами разработана карта взаимодействия

специалистов с детьми, в которой

определены частные (специфические)

Задачи работы логопеда · Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. · Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. · Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно- речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. · Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. · Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. · Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога

· Создание среды психологической

поддержки детям с нарушениями речи.

· Развитие памяти, внимания, мышления,

· Совершенствование мелкой моторики.

· Развитие слухового внимания и

· Развитие произвольности и навыков

самоконтроля, волевых качеств.

· Активизация отработанной лексики.

· Снятие тревожности у детей при

негативном настрое на логопедические

готовности к школьному обучению.

· Повышение психологической культуры

родителей и педагогов.

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Конспект занятия в совместной

деятельности педагога-психолога и

с использованием сказкотерапии

• Цель: формирование положительного эмоционального фона. • • Задачи: – создание благоприятной эмоциональной атмосферы; • • – формировать положительное отношение детей друг к другу; • • – развитие уверенности в себе. • • Оборудование: музыкальный центр с USB входом, записи музыки для релаксации и звуки природы, большая мягкая игрушка – мишка Тишка, мягкий мяч, все оборудование сенсорной комнаты.
Ход занятия: 1. Ритуал приветствия: «Комплименты». «Здравствуйте, ребята! Мы снова в сказочном мире с мишкой Тишкой. Давайте поприветствуем друг друга, сказав комплимент. Правило – не повторяться. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»». Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают мягкий мяч из рук в руки.

2. Мини – беседа: «Что больше всего вам

понравилось в сказочном мире у мишки

3. Игры и упражнения из предыдущих занятий, которые больше всего понравились детям.
4.»Волшебный мешочек» -Сегодня, мы снова поиграем в волшебный мешочек, ну на это раз мы будем играть сразу с двумя волшебными мешочками. В одно у нас карточки с буквами и геометрическими фигурами, в другом карточки на счет.

-Найдите карточку с буквой –у-, затем

придумайте слово с этим звуком

(дети угадывают букву, придумывают слово)

-Сколько слогов в слове? (дети определяют

количество слогов в слове)

-Теперь найдите карточку с количеством

пуговиц, сколько слогов в слове.

(дети угадывают с помощью пальцев

-Например: в слове утка два слога, значит

нужно найти карточку, на которой две

пуговке, потому что в слове утка два слога.

• 5. Ритуал прощания «Волшебная свечка». Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присущи это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу и вас. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте закроем все глазки, я вам что-то покажу. Откройте. Ой, что это? Правильно свечка. Давайте все вместе громко хлопнем в ладоши. (хлопают, свечка загорается). Это свечка, не простая, а волшебная. Она чувствует вашу теплоту, и от этого горит ярче и ярче. А если вы скажете друг другу теплые, хорошие слова пожелания, то свечка будет гореть еще ярче. Передаем друг другу свечку и говорим хорошие , добрые слова.
• 6. Завершение цикла занятий: «Мишка Тишка тоже нас любит. Давайте все вместе крепко обнимем его, скажем до свидания. Вспоминайте чаще: мишку и его сказочный мир и у вас всегда будет хорошее настроение»!

Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна

Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
  3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Этапы работы:

  1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
  2. Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Первый этап Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).

Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.

Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:

  • проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
  • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
  • отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
  • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • логопедизация режимных моментов и занятий;
  • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.

Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:

  • Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
  • Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
  • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
  • Психокоррекционные игры.

Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.

Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

При чтении произведений учитывается:

  • Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
  • Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
  • Лексическая тема.

Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.

Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
  • Освобождение от мышечных зажимов;
  • Развитие внимания, чувственного восприятия.

Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

  • Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
  • Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

Совместная работа логопеда и руководителя изостудии

  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Придумывание сказок по рисункам.
  • Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

  • музыкальные произведения различных жанров;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

  • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  • расширение и обогащение лексического запаса.

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:

  • анкетирования, опросы,
  • родительские собрания,
  • индивидуальные и групповые встречи, консультации,
  • просмотры занятий,
  • дни открытых дверей,
  • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
  • тематические вечера «Уроки для родителей»,
  • тематические выставки.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

Примерные темы для консультаций:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Выполнение домашнего задания;
  • Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
  • Речевые игры дома;
  • Автоматизацией звука дома;
  • Как научить ребёнка читать;
  • Обучение практическим приёмам работы.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.

Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.

Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.

Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность ( взаимодополняемость ). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Модель взаимодействия была разработана при активном участии психолога детского сада и представляет собой систему из трех направлений:

Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.

Создание и апробация модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

1. Диагностическое.

– Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет.
– Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
– Составление общей карты развития ребенка.

1. Совместный диагностический блок методик.
2. Критерии факторов риска.
3. Общая карта развития ребенка.2. Коррекционно-развивающее.

– Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.
– Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.

1. Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий.
2. Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.3. Аналитическое.

– Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
– Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

1. Лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска.
2. Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальные подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям.

Первое направлениедиагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы мы исходили из основных принципов педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:

Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.

Второе направлениекоррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:

  • разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
  • составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

Нам бы хотелось, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Третье направлениеаналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект – субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи.

Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Читайте также:  Гласные звуки (А),(О),(У),(И),(Э). Буквы: А,О,У,И,Э
Ссылка на основную публикацию