Проект Страна красивой речи

Творческие проекты и работы учащихся

Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:

Педагогический творческий проект в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

Проект «В стране красивой речи» в старшей группе

Татьяна Денисенко
Проект «В стране красивой речи» в старшей группе

Проект: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Актуальность проекта

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных деятельностей.

• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

• формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;

• развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей.

• воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Тип проекта: групповой, среднесрочный

Средства для реализации проекта:

• Беседы и организованная деятельность;

• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

• Проведение театрализованных представлений;

• Музыкальные развлечения и праздники.

Этапы проекта.

I этап. Подготовительный (информационно- аналитический):

• разработка гипотезы, цели и задач проекта;

• подбор методического материала и литературы; •

• пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.

II этап. Основной (практический):

• работа с детьми;

• работа со специалистами;

• работа с родителями.

• совместные итоговые выставки творческих работ;

III этап. Заключительный.

• анализ результатов реализации проекта;

• презентация проекта;

• размещение информации в СМИ.

План реализации проекта:

1. Подготовительный (информационно- аналитический).

Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта. Формулирование проблемы, постановка цели проекта.

Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе. Подобран методический материал и консультации для родителей.

Осознание проблемы, принятие задач проекта;

Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.

Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта

Деятельность совместно со специалистом:

Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

2. Основной (практический)

Организация работы: индивидуальная работа с детьми, родителями

Организация и проведения конкурсов чтецов «Осень золотая»

Дидактические игры по развитию речи. : «Кто, что?», «Назови наоборот». Речевые пальчиковые игры.Разыгрывание разнообразных сказок при помощи различных видов кукольного театра:

«Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка».

Игры- имитации и импровизации

(неуклюжий медведь идет к домику, гуси-лебеди летят

литературы, стихов, загадок, ,заучивание стихотворений.

«Особенности речевого развития детей 5-6 лет»,

«Игры, которые можно провести дома».

Родительское собрание: «Особенности проблемы речевого развития у детей старшего возраста».

Деятельность совместно со специалистом:

Приглашение на родительское собрание логопеда

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

Нарисовать рисунок совместно с родителями к стихотворению.

Конкурс чтецов «Здравствуй, осень золотая!»

Работа над техникой речи.

Организация и проведения

Экскурсии в осенний лес

Создание книги сказок.

Подготовка и проведение КВН «Путешествие по сказкам»

Экскурсия в осенний лес, составление рассказов на тему «Осень золотая».

Дидактические игры по развитию речи. : «Что лишнее?», «Найди различия», «Где спрятался зайка?».

Речевые игры с движениями.

Дидактические игры по развитию речи: «Продолжи сказку», «Составь рассказ»,

дидактических игр по развитию речи. : «Придумай историю», «Когда это бывает»

«Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи ребёнка».Раздача буклетов: «Пальчиковые гимнастики».

Деятельность совместно со специалистом:

Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

«Сочиняем вместе с детьми» – сочинить сказку и нарисовать к ней рисунок

КВН «Путешествие по сказкам» – совместно с родителями и специалистами

Организация и проведение Экскурсии в библиотеку

Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев, работа над сольными номерами. Организация и проведение драматизаций сказок «Теремок» и «Три медведя»

Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки)

Беседа: «Секрет волшебных слов».

дидактических игр по развитию речи. : «Придумай историю», «Когда это бывает

Консультации для родителей «Развиваем речь, играя!», «Как научить ребенка здороваться»,

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи ребёнка».Буклет: «Игры в которые можно поиграть дома

Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

«В гостях у сказки» – совместно с родителями сделать сказку своими руками.

3. Заключительный (подведении итогов)

Анализ результатов реализации проекта;

Презентация проекта на педсовете;

Размещение информации в СМИ.

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

Драматизаций сказок «Теремок» и «Три медведя» совместно с родителями и специалистами.

• будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию, сочинений сказок, заучивание стихотворений;

• будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;

• обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;

• у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;

• у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;

• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

• Сформированы навыки диалогической и монологической речи.

• Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

• Улучшились отношения детей друг с другом.

• Установлено деловое взаимодействие с родителями.

• Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.

• Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по стране сказок» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по стране сказок». Цель: 1. Умение узнавать сказки, пополнять словарный.

Проект «Страна красивой речи». Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями «Страна красивой речи» Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и их родителям на основе индивидуального подхода Раздел.

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи» Цели: 1. Формирование навыка правильной речи. 2. Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания. 3. Обобщение навыков и умений.

Конспект ООД детей и педагога по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: Закрепить представления о диких животных (лиса, волк, медведь, кабан, олень, лось, белка,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников.

НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» НОД по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи». Цель: Развивать речь детей посредством использования игровых.

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «В стране профессий» Цель: развитие у детей умения слушать и слышать собеседника, коммуникативных способностей. Задачи: Образовательные задачи: Закреплять знания.

План-конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» (старшая группа) Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи: Образовательные • Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Мудрая Сова в гостях у Знатоков красивой речи» Занятие по развитию речи в подготовительной группе. «Мудрая Сова в гостях у Знатоков красивой речи». Автор: Кузина Татьяна Ивановна – воспитатель.

«В стране сказок». Занятие по развитию речи в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе Непоседы» по теме «В стране сказок» Воспитатель: Наумова Л. А. Программное содержание: Развивать.

Страна образования

Авторы: Кирпичникова Марина Витальевна, Белякова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель, учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ структурное подразделение детский сад “Петушок”
Населённый пункт: п. Сургут Самарская область Сергиевский район
Наименование материала: Проект
Тема: “Страна грамотной красивой речи”
Дата публикации: 03.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Проект « В стране грамотной красивой речи»

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и

бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,

чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает

легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить

в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный

педагог – родное слово.

Читайте также:  Как сделать интересной автоматизацию звуков

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в

дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном

воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет

необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано

с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и

педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического

развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим

средством человеческого общения, познания действительности, язык служит

основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от

поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и

обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы

успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической,

грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном

детстве является необходимым условием решения задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи,

обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя

речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного

детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение

содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из

перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать

параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической

речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в

использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но

неприемлемых в построении монолога, который строился по законам

литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит

ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое

высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений,

разделенных по функционально-смысловому типу на описание,

повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие

умений содержательно и логично строить высказывание является одной из

главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью,

которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,

грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В

то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,

выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи —

это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка,

его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,

логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание,

можно судить об уровне его речевого

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения,

активизации и уточнения словаря детей.

обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе

расширения представлений об окружающей действительности;

закреплять представления об обобщающих понятиях;

способствовать активизации словаря дошкольников.

учить быстро, включаться в диалог;

развивать оперативную память;

Развивать содержательность и логичность речи;

Формировать точность, ясность речи;

Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Ожидаемый результат:

речи , активизации и обогащению словаря детей.

Подготовительном этап:

Был разработан план проекта, определилась его цель и основные задачи.

Были определены участники проекта.

Подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по

Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в

Подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения;

Организовали развивающую среду в группе: подобрали игровой,

иллюстративный материал, художественную литературу, оформили речевой

Составляющей речевой развивающей среды в ДОУ является речь педагога,

которая должна отличаться следующими качествами:

– правильность (соответствие речи языковым нормам),

– точность (соответствие смыслового содержания речи и информации,

которая лежит в ее основе),

– логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между

частями и компонентами мысли),

– чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

– выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая

атмосферу эмоционального сопереживания),

– богатство (умение использовать все языковые единицы с целью

оптимального вражения информации),

– уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и

Основной этап:

направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.

интегрированные занятия в рамках НОД

дидактические игры и упражнения.

консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

чтение художественной литературы (сказки, рассказы, загадки и т.п.)

игры малой подвижности с использованием речи.

Составление рассказов при помощи мнемотаблиц

Составление рассказов с опорой на иллюстрацию.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Изготовление масок и театрализация сказок

Мероприятия по реализации проекта:

Досуг «Умники и умницы»

Заключительный этап.

Критерии отслеживания результативности:

Развита до уровня старшей группы

правильная диалогическая и монологическая речь;

Результатом проекта является:

-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и

активизации словаря детей;

– картотека дидактических игр, упражнений, пальчиковых игр.

– словарная работа по лексическим темам.

– Подбор однородных прилагательных к существительному.

-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– прилагательных относительно названия фруктов, овощей,

деревьев (яблочный, морковный, дубовый);

– глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить,

перекраивать, выкраивать и т. д.);

– сложных слов (хлебороб, садовод, листопад);

– употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;

– образование существительных от глаголов;

2. объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер,

3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)

4. Усвоение простых случаев переносного значения слов.

5. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку

их поступков, оттенки значений.

2. Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится,

ветер бушует, воет, лес уснул).

4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик,

6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным

7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.

3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже,

грязнее, светлее, чище).

3. Заключительный этап.

– анализ результатов проекта.

Результатом проекта является:

-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и

активизации словаря детей;

– картотека игр и загадок многозначных слов;

– словарная работа по лексическим темам.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия

ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и

явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает

действительность – разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую,

различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок

получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с

опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в

игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы

словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался,

необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их

“Страна красивой речи”
проект (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Страна красивой речи»

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых , дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых , к данному возрасту, ребёнок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих , профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остаётся недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Сегодня образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существуют множество трудностей. В результате опроса родителей и обследования речи детей 5 – 7 лет выяснилось, что дети испытывают затруднения при выполнении заданий направленных на:

  • пересказ литературных произведений
  • составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы
  • создание разных видов творческих рассказов направленных на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
  • сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очерёдность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе Целью проекта является создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» для развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков..

  • Развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-7 лет);
  • Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
  • Воспитатели ДОУ;
  • Учитель-логопед;
  • Музыкальный работник;
  • Руководитель физического воспитания;
  • Дети и родители старшей группы.
  • Технология совместной деятельности;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Компьютерные технологии.
  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-7 лет.

Срок реализации проекта 1 год (сентябрь 2017 г.- май 2018 г. Проект разработан для воспитанников 5-7 лет, педагогов, родителей

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

2 этап – основной (практический).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Формы работы воспитателя со специалистами ДОУ:

  • Консультации;
  • Выступления на педсовете;
  • Открытые просмотры НООД.

Формы работы воспитателя с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Анкетирование;
  • Консультации;
  • Памятки для родителей.

Тип проекта: познавательно- речевой

По количеству участников: коллективный.

Этапы реализации проекта:

1 подготовительный этап:

  • Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Составление плана проекта.

2 основной этап реализации проекта.

Образовательная деятельность осуществляемая, в ходе режимных моментов.

Родительское собрание «Результаты обследования речи каждого ребёнка»

Рассказать родителям о причинах нарушения речи

Диагностика детей на начало года

Выявить уровень речевого развития детей на начало года

Выступление на педсовете на тему «Отличительные особенности работы воспитателя по развитию речи в разных возрастных группах»

Рассказать воспитателям о требованиях к уголку «Речевого развития» для каждой возрастной группы

Разучивание стихотворений к конкурсу «Синичкин день»

Учить детей правильно выразительно читать стихотворения.

НОД по теме «Профессии моих родителей»

Развивать диалогическую и монологическую речь детей

Изготовление картотеки речевых игр для детей 5-7 лет

Развивать речь детей с помощью речевых игр

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

Учить детей правильно дышать

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей»

НОД «Дикие животные зимой»

Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные», «Зима». Уметь образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Конкурс «Лучшее стихотворение о Родине»

Учить детей чётко читать стихотворение

Консультация для родителей «Учимся говорить правильно»

НОД по теме «Весну выручаем»

Учить детей составлять рассказ по картинкам «Весна наступила»,

Рекомендации для родителей

Дать родителям рекомендации, как следить за правильным произношением звуков

Консультация для педагогов

«Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГОС».

Диагностика детей на конец года

Выявить уровень речевого развития детей на конец года

Родительское собрание «Подведение итогов коррекционно-педагогической работы с детьми»

Подвести итог за учебный год

3 завершающий этап

Выступление на педагогическом совете с итогами работы по проекту

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
  2. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  3. Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  5. Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
  6. В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
  7. Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая фирма «Класс», 1994
  8. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  9. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
  10. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
  11. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007от 17 октября 2013года №1155

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года.

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме.

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова.

Конспект занятия на конкурс “Воспитатель года 2016” по развитию речи в старшей группе по ФГОС.

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя.

Проект «Страна красивой речи»

Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.

Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.

«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи – научите меня говорить правильно».

  • Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
  • Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
  • Учитель-логопед;
  • воспитатели МБДОУ,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.
  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  • Компьютерные технологии.
  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

  • Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.

Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.

Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:

  1. должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
  2. должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).

Взаимодействие специалистов и родителей

Просветительский блок

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • журнал «Мой говорун»;
  • индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

  • Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
  • Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.

Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Механизм оценки:

  • Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
  • Анализ речевого развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2

3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей

2.Учитель-логопед и воспитатели

2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5

3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6

4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников»

2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№

2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3.Учитель-логопед и воспитатели

2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика»

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7

4. Памятки для родителей Приложение №8

2.учитель-логопед и воспитатели

2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9

2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад»

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

4. Совместно учитель-логопед, воспитатели,

2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№

4.Мониторинг развития речи детей старшей группы

учитель-логопед, воспитатели и специалисты

ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Путешествие в “Страну красивой речи”. Речевой досуг для детей старшего возраста с ОВЗ

Презентация к уроку

Коррекционно-образовательные задачи: упражнять в умении слушать, слышать и понимать обращенную речь. Совершенствовать навык построения предложения, последовательности слов в предложении их количестве. Формировать слоговую структуру слова.

Коррекционно-развивающие цели: развивать фонетическое восприятие, просодическую сторону речи, речеслуховое внимание, чувство ритма, наглядно-образное мышление, воображение, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные цели: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать понимание художественной литературы.

Оборудование: развивающие игры с использованием ИК технологий, презентация (изображение сказочных героев), диктофон, цветные коврики, картинки с изображением сказочных героев, фуражка шофера, проектор, листочки поощрения, смайлики, раскраски.

Ход занятия

Организационный момент

(Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.)

Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся посредством пальчиковой гимнастики: «Здравствуй» – (один нажим – один слог) диктофон, слайд 394.

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,
Потому, что «здравствуй» – значит будь здоров.
Правило запомни, хочешь, повтори.
Чаще слово «здравствуй», людям говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит слово «здравствуй» – говорить пора.

Основная часть

Логопед:

Добрые мои друзья.
Удивить спешу вас я.

Сегодня мы отправляемся в страну «Красивой речи». Путешествовать мы будем на машине. Кто управляет машиной? (шофер).

Логопед выбирает шофера, одевает ему фуражку.

Накачали шины: Ш-Ш_-Ш-_Ш

Завели машины: БР-БР-БР (Количество раз объявляет логопед)

Станция «Звуковая»

Дигра: «Назови звуки» – (закрепление гласных и согласных звуков, соотнесение с цветовым обозначением).

Дети шагают по цветным коврикам и называют звук. Красный коврик – гласный звук, синий – согласный, твердый.

Станция «Загадочная»

Дигра: «Назови героев сказки»- с использованием ИКТ. (закрепление знаний о сказочных героях, развитие наглядно-образного мышления). Логопед читает загадку. Дети называют отгадку- сказочного героя. Если отгадали верно, на экране появляется сказочный герой.

Станция «Слоговая»

Дигра: «Трудные слова» – (формирование слоговой структуры слова, закрепление навыка деления слов на слоги).

Логопед предлагает назвать имя сказочного героя, и поделить его на слоги, посредством прошагивания слогов в слове или их отхопывания.

Станция «Словарная»

Дигра: «Кто как передвигается?» с использованием ИКТ.

(расширение предикативного словаря, развитие фразовой речи).

На экране компьютера появляется изображение живого объекта. Если дети называют верно как он передвигается, игра продолжается. В конце игры клоун озвучивает слово «Молодец».

5.Станция «Речевая»

Дигра: «Составь предложение» – (закрепление навыка составления предложений из 4-5 слов.) Логопед предъявляет детям картинки с изображением сказочных героев. Дети придумывают предложения.

Дигра: «Живые слова» – (формирование навыка построения предложения, последовательности слов в предложении их количестве).

Логопед «дарит» каждому ребенку слово в предложении и предлагает его запомнить. Дети «превращаются» в живые слова.

Разбежались, покружились и в слова мы превратились.
Пробежались, покружились
В предложение выстроились.

Дети называют каждый свое слово. Остальные дети – «судьи» – контролируют процесс построения. Потом считают количество слов в предложении и правильность построения.

Заключительная часть

6. Станция «Поэтическая»

Декламация детьми стихов (развитие просодической стороны речи)

«Лапуся» – автор неизвестен, «Диалог по дороге домой» – автор Сидорова У.М.

Итог занятия

Наше путешествие в страну «Красивой речи» закончено.

Молодцы, что не ленились
Все отлично потрудились.
Вас хочу благодарить,
Всем вам смайлики подарить. (вручаю листочки поощрения, дети приклеивают смайлики).

Проект Страна красивой речи

Аннотация: Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Статья:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Образовательные:
1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
2.Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.

Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма
2. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
3. Создавать положительный эмоциональный фон.

Развивающие:
1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
2. развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: дидактические игры; здоровьесберегающие технологии
Словарная работа: фантазия, терем, цвет лиловый, золотой, багряный.

Материалы и оборудование: Видео плывущего корабля, аудиозапись отрывка стих . И.Бунина «Листопад», муз. воспроизведение песни «От улыбки», плакат города Красивой Речи, слайды с изображением сказочных городов.

Ход занятия:
Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие.
Я вам предлагаю отправиться в страну Красивой речи.
Воспитатель Эта страна необычная и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Все вместе:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Итак, отправляемся в страну Красивой речи. А поплывем мы с вами на корабле. (видео). Вот он какой, посмотрите на экран.
— Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы плывем
Звучит музыка и шум волн.
Воспитатель: Открывайте глаза, нас встречает первый город страны Красивой речи.
В стране Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно .
Воспитатель: Отправляемся дальше. Нас встречает город Добрых Слов.
Дидактическая игра: «Скажи ласково».
Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи воспитателя образовывают слова
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Воспитатель: А сейчас мы попали в город под названием «Подбери Словечко» и мы должны выполнить задание.

Дидактическая игра :
«Назови одним словом»
-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
-диван, стул, стол, кровать, шкаф.
– помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
-Набережная, ДК, Олимп, Советская.
– а, б, в, п.
– повар, шофер, плотник, продавец, врач.
-1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

Звучит аудиозапись с голосом
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель: — Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: — В этом стихотворении говорится про лес (полный ответ).
Воспитатель: — Лес какой? Какие слова говорят об этом?
Дети: — Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
— Березы желтою резьбой (Листья на березах желтые)
Воспитатель: Что такое терем?
Дети: Отдельная комната вверху здания или отдельно построенный дом в виде башни.
Воспитатель: желтый цвет все знаем. Золотой цвет- это какой цвет?
Ответы детей: золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото.
Воспитатель: Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет). А вот лиловый цвет сейчас посмотрим.
Воспитатель показывает лиловый цвет: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета.
Воспитатель: Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Чтобы пройти через этот лес, нужно дополнить предложения.
Лес – это место , где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб).
Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса.
Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка.
Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).
Воспитатель: (встают). Молодцы!
А на полянке этого леса мы отдохнем.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревце.
Ветерок все тише, тише
Деревца все выше, выше.

Воспитатель: На нашем пути река. Чтобы ее перейти, нужно выполнить следующее задание.
Назовите слова – антонимы (скажи наоборот).
Добрый – злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь
Воспитатель:
Как интересно путешествовать! Посмотрите, что мы нашли. Это сундук с сюрпризом. Почитаем, что здесь написано.

Дети отгадывают загадки.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)
Воспитатель: Молодцы! Волшебный сундучок вы открыли с помощью правильных ответов (открывают сундук, и берут конфеты).
Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет.
-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы плывем на корабле.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?
— Что было особенно трудно? Дети: (ответы).
Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы!

Ссылка на основную публикацию