Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Таких детей, которые отстают по психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми образовательными потребностями.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.

Методист как координатор взаимодействия

Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. Иногда в педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.

Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Возникают проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:

  • четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей;
  • с кем он взаимодействует;
  • какова доля участия всех остальных.

Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:

задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. В связи с этим изменяется содержание функций методического сопровождения, они получают соответствующее наполнение:

информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и психологии;

аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль деятельности; предусматривает обучение коллективной релаксации, самоанализ деятельности;

координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана ДОУ (координация годового и месячного перспективных планов ДОУ и личных планов узких специалистов);

инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;

контролирующая – позволяет отслеживать качество работы, обеспечивающее выполнение государственных стандартов в обучении, воспитании и коррекции нарушений дошкольников, исключая перегрузку.

Исходя из функций, можно выделить основные направления работы методиста:

образовательное – создание системы управления работой узких специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации через определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;

научно-исследовательское – определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ; расширение исследований по различным образовательным проблемам;

диагностическое – мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий определить качество образовательных услуг;

информационное – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе и других образовательных учреждениях.

Направления методической работы с узкими специалистами позволяют обеспечить следующие компоненты ее структуры:

  • компетентные кадры;
  • систему образования и воспитания;
  • планирование воспитательно-образовательного процесса;
  • координацию инновационной экспериментальной творческой деятельности;
  • создание предметно-развивающей среды.

Взаимодействие специалистов

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Модель взаимодействия специалистов представлена графически:

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.

Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.

Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, изодеятельность, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Заключение

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная “логопедизация” учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их “психологизация”.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ

(Опыт работы по реализации информационно-педагогического проекта)

Образовательные программы современных дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса овладения родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития. Все психические процессы – восприятие, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В Запорожец и др.), а значит, нарушение в формировании одной функции неизбежно повлечет за собой нарушение в развитии другой. Поэтому крайне важно вовремя выявить возникшие трудности, принять все возможные меры по их устранению и предупреждению возникновения более глубоких отклонений.

Читайте также:  Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Проведенный нами анализ данных диагностических обследований воспитанников нашего ДОУ за последние несколько лет показал, что количество детей с низким уровнем речевого развития ежегодно растет. Это доказывает и тот факт, что численность логопедических групп превышает установленные нормы.

Беседуя с воспитателями и родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями, выяснили, что во многих случаях трудности в овладении звуковой культурой речи, усвоении норм и правил русского языка отмечались у малышей уже в возрасте до 4 лет. Занятий воспитателя, каким бы высококвалифицированным он ни был, в этом случае оказывалось недостаточно. А родители следовали распространенному мнению о том, что обращаться к специалисту нужно после 5 лет и терпеливо ждали достижения ребенком этого возраста. Другие мамы попросту не замечали у своего малыша никаких трудностей, а если и замечали, то считали, что со временем «все пройдет».

Таким образом, обобщив многолетние наблюдения и изучив литературу, пришли к выводу о том, что основными причинами увеличения количества детей с нарушениями речи и, соответственно, психических процессов, являются следующие:

– недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах развития ребенка: нормы и патологии, их причины и профилактика;

– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и интеллекта, проявляющийся либо в его интенсификации (опережении), либо в равнодушном к нему отношении.

– существенное снижение объема «живого» общения взрослых и детей;

– несогласованность единых требований к речи детей в детском саду и семье.

В связи с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встает проблема организации тесного сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, и создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта «Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ». Срок реализации – один учебный год, участники – педагогический коллектив, родители, дети 4-5 лет, так как этот возраст является наиболее сензитивным для педагогического воздействия.

Цель данного проекта – создание единой воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, а также профилактику и преодоление выявленных нарушений.

Особо важную роль в этом проекте мы отводим семье, поскольку это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.

Привлекая родителей в союзники, организовали родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Взаимодействие с семьей в рамках работы клуба осуществляем по следующим направлениям (прил.1):

– знакомим родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;

– изучаем родительские социально- психологические установки, формируем адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка;

– знакомим родителей с содержанием мероприятий;

– обучаем родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам поведения и общения и с ним;

– оказываем практическую помощь в случае возникновения затруднений;

– отслеживаем результаты проведенных мероприятий и определяем дальнейшие перспективы.

При организации заседаний используем различные формы: семинары – практикумы, тренинги, круглый стол, собеседования с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских специалистов). На итоговом заседании обсуждаем результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

Обратную связь системы «педагог – родитель» осуществляем через ведение индивидуальных дневников под названием «Мамина шпаргалка». Это практическое руководство для родителей, в котором содержатся теоретические сведения об особенностях развития ребенка, предложены игры и упражнения для развития ребенка и коррекции выявленных недостатков. Занимаясь дома с малышом, мама отмечает в дневнике затруднения или, наоборот, его успехи. Далее записи анализируем, обсуждаем с родителями и прописываем частные рекомендации по дальнейшей работе. Опыт показывает, что такая форма взаимосвязи доступна, интересна родителям и, самое важное, эффективна в решении общих задач.

Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:

– высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

– использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

– положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта в 2009-2010 учебном году мы получили следующие результаты: удалось успешно способствовать не только повышению общего речевого развития, но и преодолению нарушений внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с нарушениями речи, сформировать доброжелательные детско-родительские отношения.

Таким образом, мы убедились в том, что ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья, и, учитывая положительный опыт в данном направлении, приняли решение об использовании этой формы работы постоянно.

План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

3. Подготовка выступлений

Выступления воспитателей и специалистов

4. Подготовка практической части работа в группах

старший воспитатель, воспитатели

5. Подведение итогов

Образовательная программа нашего учреждения направлена на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовка его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса взаимодействия специалистов ДОУ в рамках организации образовательной деятельности с детьми.

Взаимодействие специалистов в ДОУ осуществляется в рамках работы с детьми в общеразвивающих, компенсирующих, комбинированных группах. Специалисты нашего учреждения: осуществляющие взаимодействие в рамках организации образовательной и коррекционно – развивающей деятельности с детьми: воспитатели, учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог, воспитатель по физическому развитию, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности.

Цель нашего сегодняшнего педагогического совета обобщить ваши знания о взаимодействии специалистов в рамках организации образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми. Для этого мы с вами разделились на группы. Выступления коллег, мы будем совмещать с практической деятельностью.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей групп

Начнём с взаимодействия воспитателя группы и музыкального руководителя в организации образовательной деятельности по музыке.

– В чем, по вашему мнению, заключается взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей группы?

– Какую роль выполняет воспитатель при организации образовательной деятельности по музыкальному развитию?

– Подумайте в группах, какие формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей группы могут быть?

Педагоги обсуждают сначала в группах, а затем совместное обсуждение

– Сейчас воспитатель … расскажет нам как же должно осуществляться взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей групп.

Выступление по теме «Организация взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в рамках организации образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыке)».

Взаимодействие воспитателя по физическому развитию и воспитателей групп

Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является образовательная деятельность по физическому развитию.

Для более качественного проведения занятий, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя необходимо тесное сотрудничество и согласованность действий педагога и специалиста.

– Как вы думаете, в чём заключается взаимодействие воспитателя по физическому развитию и воспитателей группы?

– Какова роль воспитателя на занятии по физическому развитию?

– Подумайте в группах, какие формы взаимодействия воспитателя по физическому развитию и воспитателей группы могут быть?

– Воспитатель … сейчас расскажет нам как же должно осуществляться взаимодействие воспитателя по физическому развитию и воспитателей группы.

Выступление «Организация взаимодействия воспитателя по физическому развитию и воспитателей группы в рамках организации образовательной деятельности по физическому развитию.

Взаимодействие воспитателя по изодеятельности и воспитателей групп

– Об организации взаимодействия воспитателя по изодеятельности и воспитателей группы вам сейчас расскажет воспитатель по изодеятельности.

Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей комбинированных групп

Эффективность коррекционно – воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

– Какова роль учителя – дефектолога в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?

– Как вы думаете, в чём заключается взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателя комбинированной группы?

– Какие формы взаимодействия могут использоваться педагогами для достижения положительного результата в развитии детей?

– Сейчас учитель – дефектолог … расскажет вам об организации взаимодействия с воспитателями комбинированной группы.

Выступление: «Организация взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей комбинированной группы направленного на развитие детей с задержкой психического развития»

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей компенсирующей группы

Коррекционно – развивающая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Её эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда со всеми участниками коррекционного процесса и прежде всего учителя-логопеда и воспитателя.

– Какова роль учителя – логопеда в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи?

– В чём заключается взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей компенсирующей группы?

– Какие формы взаимодействия могут использоваться педагогами для достижения положительных результатов в развитии детей?

– О том, как же осуществляется взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей компенсирующей группы нам сейчас расскажет воспитатель .

Выступление «Организация взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей компенсирующей группы направленного на развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также «других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)».

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В организации работы с такими детьми необходимо участие педагога – психолога, который в свою очередь также активно взаимодействует с воспитателями групп, которые посещают дети с ОВЗ.

Профессия педагога психолога приобретает здесь особое значение. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Психологу необходимо иметь достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов ДОУ по вопросам сопровождения детей с ОВЗ . Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком . Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными : занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы , психологические гостиные и т. д.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога : деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.

Читайте также:  Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе
Ссылка на основную публикацию
Этап, цельТематика, средствасрокрезультат
I. Ознакомительный

Цель: изучение особенностей развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития.

Анкетирование.

Цель: сбор данных о раннем развитии ребенка, условиях его воспитания

сентябрьСписок детей «группы риска»
Собеседования по результатам анкетирования.

Цель: получение более точных и полных данных о семье и ребенке; изучение родительских социально- психологических установок.

I половина

Определение приоритетных направлений и форм работы с родителями и детьми
II. Теоретический

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах интеллектуального развития ребенка

Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.

Цель: ознакомление родителей с нормами и патологиями развития ребенка на данном возрастном этапе

II половина октябряПовышение уровня знаний родителей о нормах и патологиях речевого и психического развития; заинтересованность в преодолении выявленных нарушений.
Индивидуальное консультирование:

– Как наблюдать за ребенком;

– Детско – родительские отношения как условия полноценного развития ребенка;

-Причины проблем в речевом развитии и пути их решения.

Цель: формирование адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка

I половина ноября
III. Практический

Цель: оказание помощи в овладении практическими способами развития речи.

Круглый стол «Виды работ при коррекции речевых нарушений» (психолог, логопед)

Цель: обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком.

II ноябрьПроявление активности родителей в мероприятиях; овладение практическими умениями;

работа с «Маминой шпаргалкой».

Собеседования с привлечением специалистов:

– Артикуляционный аппарат и звуковая сторона речи ребенка;

– Развитие речемыслительной деятельности;

– Взаимосвязь моторного и речевого развития.

Индивидуальные практикумы по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики и психических процессов.

Цель: обучение родителей адекватным способам поведения и общения и с ребенком; помощь в преодолении возникших затруднений в ходе практических занятий.

Ноябрь, декабрь, январь
III. Рефлексивный

Цель: выявление затруднений родителей в практическом применении полученных знаний и возможные пути их преодоления

Лекторий «Говорим. Слушаем. Слышим».

Цель: акцентировать внимание родителей на том, что общение основывается на умении слушать и слышать друг друга.

февральПополнение «Маминой шпаргалки» индивидуальными рекомендациями.
Практические диалоги:

– Перспективы на будущее.

Цель: отслеживание результатов проведенных мероприятий и определение дальнейших перспектив.

апрель
День открытых дверей;

Семейный праздник «Говорилки».

Цель: привлечение родителей к участию вактивных формахработы с детьми.

апрель
Индивидуальные собеседования:

– Успехи и трудности вашего ребенка;

– Формирование психологической базы речи ребенка.

Цель: выявление индивидуальных достижений ребенка; рекомендации по дальнейшей работе.

март, апрель, май
Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.

Цель: привлечение родителей к закреплению полученных умений и навыков

«Система взаимодействия специалистов в ДОУ»

Анна Сюваткина
«Система взаимодействия специалистов в ДОУ»

Я, Сюваткина Анна Сергеевна работаю в МДОУ ЦРР Д/С №42 и мне хотелось бы поделиться с вами, своим опытом работа по теме: «Взаимодействие воспитателя с узкими специалистами»

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в МДОУ, работают в тесном контакте друг с другом.

Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду была выработаны основные задачи, которые включили в себя:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктра по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).

Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-логопеда.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

4. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

5. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и воспитатели, в единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

психолог воспитатель логопед Физ. инструктор Муз. руководитель Медицинский блок

1. тренинг уверенного поведения

2. развитие психических процессов

3. 1. работа по заданию логопеда

2. развитие мелкой моторики

3. развитие психических процессов

4. развитие познавательной деятельности

5. 1. коррекция дефектов звуков

3. разширять и уточнять словарный запас

4. совершенствовать слуховое и зрительное внимание

5. фонематический слух

1. развитие дыхания

2. развитие координации движений

3. общее развитие организма 1. музыка терапия

2. развитие чувства ритма

3. развитие координации движения

4. работа над дыханием 1. физиотерапия

Были определены формы взаимодействия специалистов: педсоветы; консультации; тренинги; семинары-практикумы; круглые столы; деловые игры; анкетирование;

Благодаря тесной работе всех специалистов была создана комплексная разработка по следующим направлениям, в которые вошли:

1. Перспективный план взаимодействия со специалистами

2. перспективное планирование индивидуальной работы

3. Тетради взаимосвязи –  группами (воспитателями) для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы отобрали главные части и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию:

– лексике – грамматики и связной речи,

– развитию мелкой моторики и дыхания,

– дополнительно развитию фонематического слуха.

4. Тетради взаимосвязи –  со всеми специалистами. Определили:

– задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога – психолога, инструкторов по физическому воспитанию) по периодам обучения детей,

5. рекомендации по коррекционной работе,

– краткий обзор диагнозов,

– перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год,

– приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста

Основные идеи, определяющие содержание взаимодействия педагогов, комплексность развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.

7. Применение принципа деятельности подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в развивающих целях.

8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Детский коллектив, не играющий не будет, детским коллективом…

Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

В дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основными видами дид. игр (игры с предметами, настольно- печатные, словесные) Использование дидактических игр в:

Развитии фонематического слуха; Звуковой культуры речи; Словаря; Грамматики;

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Анкета для родителей. «Изучение потребностей родителей» В блоге Людмилы Печерских Анкета «Изучение потребностей родителей» Уважаемые родители! Вы – главное для ребенка люди на Земле. Наша задача.

Тесты для воспитателей Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы Отметьте, какие из пословиц русского народа,.

Проект “ДОУ и социум система взаимодействия”
проект на тему

Проект “ДОУ и социум система взаимодействия”

Скачать:

ВложениеРазмер
2.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр развития ребенка

Детский сад №57 «Ладушка»

Тема: «ДОУ и социум, система взаимодействия»

Тип проекта : краткосрочный

Место реализации : МБДОУ ЦРР «Детский сад №57 «Ладушка», территории социальных партнеров, семьи воспитанников.

Участники проекта : дети-педагоги-родители-социиум.

Автор проекта : воспитатель Шадымова И.О.

«ДОУ и социум, система взаимодействия»

Создание системы взаимо-сотрудничества ДОУ с социумом для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

-разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;

-создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;

-установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;

-развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;

-стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;

-формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

Сроки и этапы реализации

Первый этап – подготовительный первая половина марта

Второй этап – практический март-апрель

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ.

На основание нового федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Педагоги дошкольного образования охватывают тот период, когда закладываются основные структуры личности ребенка. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности. Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. А развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Создание системы взаимо- сотрудничества ДОУ с социумом для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

  1. разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;
  2. создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
  3. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;
  4. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
  5. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
  6. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

* Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.

* Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

* Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

* создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

*создание единой воспитательной системы

– для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;

– формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

– воспитания уважения к труду взрослых.

Модель взаимодействия ДОО с социумом

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный (первая половина марта.)

Его цель – определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

* анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

*установление контактов с организациями и учреждениями;

*определение направлений взаимодействия,

*разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

*заключение договоров о совместной работе

*составление плана совместной работы

*информирование родителей о проводимых мероприятиях

Второй этап – практический (вторая половина марта – первая половина апрель)

Его цель – реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

*формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;

*разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;

*разработка методических материалов для реализации данных проектов;

*разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.

Рабочий план реализации проекта

Ожидаемый продукт деятельности

Выездная группа театра кукол

Обогащение социально-эмоциональной сферы детей

Димитровградская станция юных натуралистов

Экскурсии, участие в выставках, смотрах и конкурсах

Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ

Формирование экологической культуры детей,

формирование навыков продуктивной деятельности

Беседа о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,

Выставки, конкурсы детских работ.

Оказание методической помощи по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Проведение консультаций и обучающих семинаров.

Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей .

Соблюдение детьми правил дорожного движения.

Третий этап – заключительный(вторая половина апреля)

Цель : подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

проведение анализа проделанной работы;

определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

*Активное участие детей, родителей и педагогов в запланированных мероприятиях;

*Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами состоит из

– взаимодействие с учреждениями образования, и культуры;

– интеграцию общественного и семейного воспитания.

Взаимодействие со структурами в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.

Взаимодействие с учреждением дополнительного образования.

Социальный партнер –Димитровградская станция юных натуралистов

Цель : Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
2. Создание условий для развития художественно-эстетических способностей дошкольников, самореализации их личности, формирование познавательных интересов и способностей
3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы ДОУ.
Основные направления: Художественно-эстетическое; литературное; прикладное; информационно – педагогическое.

Взаимодействие с учреждениями культуры.

Социальные партнеры: выездная группа театра кукол
Цель: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры
Задачи :
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Способствовать созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Основные направления: эстетическое; духовно-нравственное; художественно-творческое; культурно-просветительское.

Взаимодействие с учреждением безопасности.

Социальные партнеры: выездная группа сотрудников ГИБДД.

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство.

  • Задачи: Поиск и разработка форм инновационной наглядной информационной деятельности для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Вовлечение родителей в разрешение проблемы детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Апосредованное формирование у детей, навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие специалистов

Марина Туркина
Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие специалистов

Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе коррекционноразвивающей

образовательной деятельности, стимулирующей физическое, речевое, личностное и творческое развитие ребенка.

Информация о проекте:

«Забота о детях» – инициативы в рамках детских дошкольных и

общеобразовательных учреждений, направленные на воспитание

Название проекта: _Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе

коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей

физическое, речевое, личностное и творческое развитие ребенка через

реализацию программы «Мир вокруг нас!»

Цель и задачи проекта:

– Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов

ДОУ, как условие физического, речевого, личностного и творческого

– Обозначить основные направления взаимодействия коррекционноразвивающей деятельности специалистов

– Разработать систему работы и формы взаимодействия в условиях

дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня

профессиональной компетентности специалистов и овладение

интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции

– Повысить родительскую компетентность в вопросах готовности детей к

школе; развить у родителей и детей навыки рефлексии; обучить родителей

эффективным способам общения (активное слушание, разрешение

конфликтов и др.); развить у взрослых и детей необходимые навыки

География проекта: Московская обл., г. Дмитров, МДОУ №20, детский сад

Краткое описание сути и результатов проекта.

Проект: долгосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,

воспитатели старшей группы, специалисты МДОУ

Аудитория проекта: дети старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта:

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает

диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности

дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

У детей с отклонениями в речевом развитии при нормальном

интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и

входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и

воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая

отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня

обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая

связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается

ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая

заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная

В связи с тем, что коррекционно-развивающая работа представляет

собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического

воздействия на личность ребенка, в нашем детском саду было задумано

создать модель внутренней коррекционной службы, куда входят педагогпсихолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по

Задачи коррекционно – развивающей работы в детском саду тесно

взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию

психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие,

а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.

К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в

школу, что требует определенной психологической готовности его к

В первую очередь наша работа направлена на становление и развитие

произвольности, причем не только в психомоторной сфере, но главным

образом, в интеллектуальной. Иными словами, ребенок учится управлять

своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять

мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой

базе мы начинаем работать над коррекцией и развитием речи,

познавательных процессов, творческих способностей детей.

Важная роль в развитии ребенка и тем более в психологической

готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим

принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его

интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют

самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные

потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться

к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению

к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка

неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию

между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече

с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы

интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста и их

родителей, получившей название «Мир вокруг нас!».

Содержание проекта:

Занятия проводятся в музыкальном зале – совместно с родителями и

детьми. Общее количество занятий – 10, затрагивающие следующие

1. «Мир вокруг нас»

2. «Вот они какие, растения»

5. «Путешествие в зимний лес»

6. «В гостях у сказки»

7. «Зазвенела капель»

8. «Дом, в котором мы живем» («Путешествие на машине времени»)

В соответствии со смысловым содержанием занятия была проведена

подборка музыкального репертуара, логоритмических и дидактических

упражнений, разработаны тематические презентации.

Продолжительность занятий – 40 минут. Оптимальное количество

участников – 20–30 человек. Периодичность встреч – 1 раз в 2 недели.

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка»,

«основная часть», «рефлексия». Цель «приветствия» и «разминки»

сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части»

ведущие продвигают группу к достижению цели, обозначенной темой

занятия. В заключительной части участники группы делятся своими

впечатлениями, прощаются. Каждое занятие содержит сменяющие друг

друга виды деятельности, что не дает детям почувствовать усталость. Цикл

занятий объединен единой сюжетной линией «Мир вокруг нас». Все виды

деятельности, присутствующие на каждом занятии так же подчинены одной

теме. Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы

невербального взаимодействия, музыкотерапия, логоритмика, пальчиковая

гимнастика, наглядное моделирование….

О результативности проведенных занятий можно судить по

возрастающий интерес к заданиям, выполняемым совместно

родителями и детьми;

увеличение заинтересованности не только в групповых

развлекательно – познавательных играх, но и в специальных

упражнениях, выполняемых в парах;

повышение активности участников занятий;

у родителей происходят значительные изменения во

взаимоотношениях с детьми.

ощущение внутреннего спокойствия;

видят, какие задания вызывают у ребенка трудности в

стали лучше понимать своих детей;

усилилось принятие своих детей.

В дальнейшем планируется расширение лексических тем, выездные занятия,

в соответствии с заданной лексической темой (экскурсии в зоопарк,

ботанический сад, музей сказок и т. д., для получения наглядности и

эмоциональности проекта.

Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие

специалистов при коррекции речевых и личностных нарушений

способствуют эффективным, качественным изменениям в развитии детей,

профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в

области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей

деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка

педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы

и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Интегративный метод очень важен в работе с дошкольниками. В связи с

увеличением потока информации, которую дети осваивают, возникла

необходимость в повышении качества образования, отхода от

трансформации традиционных занятий в “интегрированные”. Деятельность,

связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для

детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям. Более

длительное нахождение детей внутри определенного познавательного цикла,

усиливает эмоциональную включенность детей. Позволяет взглянуть на одно

и то же событие, явление с разных сторон, что дает целостное представление

о нем. При таком подходе происходит слияние логического и образного

мышления. Целостным становится представление детей об окружающем

Проектная деятельность в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Бутурлиновский детский сад № 5 г. Бутурлиновка Воронежская область» Методическая.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

«Проектная деятельность в ДОУ». Презентация «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода.

Проектная деятельность в ДОУ Тема: «Проектная деятельность в ДОУ». Выполнила воспитатель старшей группы Змиренкова Анастасия Владимировна «Человек-это, прежде.

Проектная деятельность «Дымка» Проектная деятельность «Дымковская игрушка». Участники проекта: дети специализированной (с нарушением зрения) старшей группы МБДОУ ЦРР.

Проектная деятельность «Птицы» Актуальность проекта: В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся.

Проектная деятельность «Необычное в обычном». Театрализованная деятельность с технологиями ручного труда Двенадцать месяцев” по мотивам словацкой сказки. Цель и задачи: -Познакомить детей со словацкой сказкой и пьесой С. Я. Маршака “Двенадцать.

Педагогический совет «Взаимодействие специалистов ДОУ»

Масежная Ирина Александровна, старший воспитатель МДОУ детского сада № 4 «Олимпийский» г. Углича Ярославской области

Педагогический совет «Взаимодействие специалистов ДОУ»

Цель: систематизация знаний педагогов о взаимодействии специалистов в рамках организации образовательной деятельности с детьми.

  1. Обобщить знания педагогов о взаимодействии специалистов ДОУ при организации образовательной деятельности с детьми;
  2. Актуализировать знания педагогов об особенностях работы каждого специалиста в отдельности;
  3. Осуществить обмен опытом среди педагогов пособиями и методическими материалами об организации взаимодействия специалистов ДОУ.

1.Подготовка методической литературы по теме

Старший воспитатель Масежная И.А.

2. Просмотр и анализ образовательной деятельности с детьми в группах

  • Группа детей дошк. возр. 6-7 лет;
  • Группа детей дошк. возр. 4-5 лет
  • Группа детей дошк. возр. 5-6 лет