Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Проект «Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений»

Приказ “Об утверждении состава участников муниципальных методических проектных групп”

План работы на март 2020

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации образовательной программы «Мир открытий».

Участники: детские сады № 36, 109

Форма и тема мероприятияКраткая программа, ответственный

Детский сад № 36

Показ открытых занятий педагогами детского сада № 36. Анализ образовательной деятельности.

Детский сад № 36

Показ открытых занятий педагогами детского сада № 36. Анализ образовательной деятельности.

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Профориентация в дошкольных образовательных учреждениях».

Участники: детские сады № 33, 106, 109

Детский сад № 109

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Музейная педагогика в детском саду»

Участники: детские сады № 9, 14, 81, 106, 108, 136

Детский сад № 108

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Психологическая безопасность в ДОУ»

Участники: детские сады № 13,104

Форма и тема мероприятияКраткая программа,

Детский сад № 104

Методическая площадка для воспитателей Московского района (один человек от детского сада) «Сохранение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Отв. руководители методических служб ДОУ № 13,104

1.Открытый показ ООД по социально-коммуникативному развитию.

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Патриотическое воспитание»

Участники: детские сады № 17, 23, 41, 151

Детский сад № 23

Методическая площадка в рамках проекта «Истоков родники живые»

Отв. заместители заведующего по ВМР детских садов № 17, 23, 41, 151

• Мастер-классы по народным промыслам (педагоги + дети)

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Взаимодействие детского сада с социальными партнерами: «Мы вместе»»

Участники: детские сады № 7, 121, 130, 142, 147

Методическая площадка № 4

Отв. заместители заведующего по ВМР детских садов № 7, 121, 130, 142, 147, педагоги детского сада № 130

1. Презентация опыта работы «Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

Воспитатель: Зиновьева Т.В.

2. Презентация опыта работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю через ознакомление с местными народными промыслами»

Воспитатель: Маркина Т.Ю.

3. Занятие по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ТНР «Дорогой памяти…»

Воспитатель: Опушнева Г.А.

4. Интегрированное занятие с детьми старшей группы по образовательным областям «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» «Правила дорожные детям знать положено»

Инструктор по физической культуре: Бреева Т.Г.

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Коррекционно-речевая работа с детьми с ТНР»

Участники: детские сады № 9, 124, 137

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Расширение образовательного пространства посредством сетевого взаимодействия»

Участники: детские сады № 12, 71, 85, 88, 160

Детский сад № 160

Методическая площадка № 4Отв. Храмцова Н.В., зам. зав. по ВМР, педагоги детского сада № 160

1. Презентация проекта «Взаимодействие педагогов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ»

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Создание благоприятных условий для партнерского взаимодействия ДОУ и семьи через проектную деятельность»

Участники: детские сады № 25, 140,149

Форма и тема мероприятияКраткая программа, ответственныйРегистрация

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (обмен опытом работы)»

Участники: детские сады № 35, 101, 120, 126

Детский сад № 35

Методическая площадка № 4 «Что нужно знать педагогу о детях с проблемами поведения и как помочь»Отв. Тарасова И.А., зам. зав. по ВМР детского сада № 35

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Создание условий для повышения компетентности педагогов посредством применения театрализованной деятельности в образовательной практике»

Участники: детские сады № 55, 133

Детский сад № 55

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Очевидное и невероятное в занимательной экологии для детей дошкольного возраста»

Участники: детские сады № 76, 79, 89, 104, 107

Взаимодействие специалистов в условиях ДОУ

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, – неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

В любой специальной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Содержание и структура педагогической поддержки, реабилитации во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, этиологии, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно- ориентированного подхода. Поэтому ведущими идеями реабилитации детей с нарушениями речи и зрения являются:

– личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе;

– индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;

– учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;

– интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов и врачей.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые организуют их взаимодействие в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Кроме того, учитель-логопед планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико- педагогического обследования, которое проводится учителем- логопедом совместно с педагогом-психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают и анализируют результаты диагностики, выявляют причины нарушений, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Педагогическая диагностика позволяет определить уровень знаний и умений, подобрать индивидуальные программы развития, дифференцировать планирование образовательного процесса и проследить динамику развития детей.

Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФН, ОНР). Даже у детей с ФФН наблюдаются некоторые отставания в лексико- грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико- грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования используется принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. На основе предложенных учителем-логопедом лексических тем происходит и разработка блочного интегрированного календарно- тематического плана, на основании которого строится вся последующая работа.

Комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить коррекционную работу в разных жизненных ситуациях.

Учитель-логопед осуществляет:

• обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно- логопедической помощи;

• изучение уровня речевого, познавательного, личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;

• систематическое проведение необходимой

профилактической икоррекционно- логопедической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;

• оценку результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

• формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды;

•  координацию усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Деятельность педагога-психолога направлена на:

• создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

• развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

* развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;

• совершенствование мелкой моторики;

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие зрительно-моторной координации;

• развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

• активизацию отработанной лексики;

• снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

• обеспечение психологической готовности к школьному обучению;

• повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса.

Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать

проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Работа воспитателя тесно переплетается с работой учителя-логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно- ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов ДОУ. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение народных игр с пальчиками и обучение детей ручному труду обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.

На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционноых занятий. Помимо традиционных физминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, кинезиотерапия, психогимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физической культуре работает над оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально- речевого дыхания, совершенствованием просодических

компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Медицинская сестра осуществляет консультативно- просветительную работу с педагогами и родителями по профилактике заболеваний и соблюдению санитарно- гигиенических правил; оказывает необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам; участвует в медико-психолого-педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам педагогов или родителей с привлечением специалистов других профилей; при поступлении ребенка в ДОУ собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях его развития и поведения; участвует в родительских собраниях.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогают психолого-медико-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики,

коррекции речи, обеспечивается интегрированное коррекционно- развивающее образование, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержания других занятий.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно- эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии, кинезотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапии, логоритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.

Организация коррекционно-развивающей среды заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Кроме того, составляющей частью предметно-развивающей среды групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи являются коррекционные уголки, в которых дошкольники имеют возможность выполнять задания логопеда.

По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного

результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы . В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года проводятся КВНы между родителями и детьми, на которых помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию проводятся конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, упражнения для снятия усталости с глаз, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители, учителя начальных классов.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка-до-школьника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Взаимодействие всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц положительно сказывается на качестве работы.

Родительское собрание на тему “Развитие речи детей 4-5 лет”

Опубликовано: 21:36:03 20-02-2020

Родительское собрание на тему «Развитие речи детей 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Форма проведения: встреча с элементами практикума

Участники: воспитатели, родители.

Родительское собрание на тему «Развитие речи детей 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Форма проведения: встреча с элементами практикума

Участники: воспитатели, родители.

Добрый день уважаемые родители. Мы сегодня поговорим о развитии речи детей.

Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой.

Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, называть главных героев, что они делают и где происходит события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

Что такое связная речь?

Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.

Сейчас мы вместе попробуем заполнить таблицу. Этот метод называется «Зеркало прогрессивных преобразований».

Итак, у нас есть проблема: плохо развита связная речь детей.

Дальше нам нужно выяснить причины данной проблемы.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

– Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

– А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

1.Не сформировано звукопроизношение.

– Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

2.Нет общения между детьми и родителями.

3.Не развита мелкая моторика

Итак, мы с вами выяснили причины, которые влияют на развитие речи детей.

Цель проекта: Определить способ, приёмы по развитию связной речи.

Сейчас нам нужно поставить перед собой задачи, которые помогут решить нашу проблему:

  1. Формировать правильное звукопроизношение
  2. Развивать умение родителей общаться с ребёнком
  3. Совершенствовать мелкую моторику в упражнениях дома

Связная речь имеет две формы:

диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.

Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи, окружающего мира.

Монологическая речь требует развернутости, полноты и четкости высказывания.

Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и мы только учимся этому. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в ходе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни через беседы, речевые, дидактические, настольные игры, рассматривание и описание картинок, игрушек, одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок. Большое значение для развития речи детей среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой.

А как вы можете помочь пополнить словарный запас детей? Как вы думаете?

Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Для этого используйте все, что ваш ребенок видит вокруг, – дома, на улице, в детском саду. М

– Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. – Развитие речи ваших детей происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной деятельности или при чтении художественной литературы, но и в течение всего дня.

Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т.к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Игра “Цепочка слов” поможет обогатить словарь детей прилагательными.

Игра “Скажи наоборот” расширит словарь детей антонимами.

Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома.

Вывод: Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

Мероприятия:1) работа родителей; работа воспитателей; работа узких специалистов.

2) лепка; рисование; игры дома с мелкими предметами: крупы, прищепки; застёгивание и растёгивание пуговиц.

3) работа воспитателя; работа логопеда; работа родителей.

Результат: хорошо говорящий ребёнок.

Родительское собрание и презентация на тему «Связная речь»

При слове логопед сразу же вспоминается советская комедия «По семейным обстоятельствам». И первая мысль, которая приходит в голову, что сейчас речь пойдёт о коррекции (то есть, исправлении) звукопроизношения.

Действительно, это самый яркий компонент речи. Мы обращаем на него внимание сразу же, как только заслышим речь. И нам режет ухо, если человек неправильно выговаривает звуки.

Но само слово логопед переводится с греческого, как речевой педагог или педагог речи. А мы говорим не отдельными звуками. Они складываются в слова, слова во фразы, фразы в связное высказывание. Человек рождается, не умея говорить, но с готовностью этому научиться. Речь – это дар. Дар одного человека другому. С чем же можно сравнить этот дар? Пожалуй, только с цветком.

Что же питает этот цветок? Какие основные компоненты речи?

Конечно звукопроизношение, словарный запас, фонематический слух (умение различать звуки), слоговая структура речи, грамматическое оформление фразы. Венец – это связная речь. Умение логически последовательно построить высказывание. Оно может быть устным или письменным. Это умение необходимо нам не только пока мы учимся в школе, но ещё более во взрослой жизни.

Но как рождается связная речь? Наша мыслительная деятельность осуществляется благодаря внутренней речи. А что такое, уважаемые родители, внутренняя речь? Это речь про себя. Мы всю свою жизнь ведём диалог сами с собой. Научаемся этому к 4-5 годам. Мы обдумываем высказывание про себя. А затем внутренняя речь претворяется во внешнюю. Этот момент исключительно важен. Если речь – это цветок, то внутренняя речь – бутон, который должен раскрыться, превращаясь в цветок.

Читайте также:  Дифференциация согласных букв п – т по кинетическому сходству

Красиво, правда? Но, к сожалению, может быть и так.

Почему так получилось? Почему наш бутон, который был такой красивый, крепкий не оправдал наших ожиданий? Не соблюдалось главное условие. Внутреннюю речь надо учить раскрываться. Само по себе это не происходит.

Уважаемые родители, а для чего нам речь? Этот вопрос мы себе никогда не задаём, потому, что речь для нас естественный процесс. Но это для нас, для взрослых, у которых функции речи уже все развиты. У некоторых не без помощи логопеда. А какие же есть функции речи?

Всю жизнь, с момента рождения мы сохраняем потребность в общении. С первых секунд жизни человек говорит миру: здравствуйте. Я пришел. Давайте общаться. Без общения человек не может существовать. Он испытывает дискомфорт. Общение необходимо нам как воздух.

Родился человек, и мы начинаем знакомить его с миром. Называть предметы, которые его окружают. Вот наш малыш подрос и идёт в детский сад. Мир расширяется. Затем он идёт в школу, мир становится ещё больше. И, наконец, он выходит во взрослую жизнь. Но, обучение не кончается на протяжении всей жизни. Постигаем ли мы науки или учимся житейским премудростям.

Мы планируем свои действия, даже этого не замечая. Вспомните, утро, мы проснулись. И сразу же мысленно начинаем составлять план действий: сейчас встану, умоюсь, приготовлю завтрак. Надо не забыть тото и тото. У каждого из нас есть знакомые, которые не умеют планировать. Эти люди постоянно что-то забывают сделать, всегда опаздывают. Они приносят беспокойство себе и окружающим.

Как мы научаемся планировать? Сначала ребёнок сопровождает свои действия речью вслух. Ни к кому не адресуясь, называет предметы, рассказывает, что он будет делать.

Мишка лежит. Сейчас буду кормить. Мишка кушай. Постепенно эта внешняя речь уходит во внутренний план, внутреннюю речь и мы делаем это про себя.

С помощью речи мы регулируем своё поведение и стараемся регулировать чужое. Как часто мы сетуем на детей, говоря: Я 100 раз сказала, сколько можно повторять? Речь не идёт о том моменте, когда ребёнок чем-то увлечён и нас не слышит. И нам приходится повышать голос, стучать рукой по столу. Лишь тогда слова возымеют действие. Почему же на это он реагирует. Рождаясь, человек не знает слов и реагирует на другие компоненты речи: силу голоса, повышение или понижение тона, его мелодику. И только развитая речь становится регулятором поведения.

Понимание ценности речи пришло к людям не сегодня. Еще древнегреческий философ Еврепид написал

Зачем, о смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому должны служить мы все!

Давайте, если не служить, то воспитывать нашу речь и речь наших детей.

Большое спасибо вам за внимание.

Презентация «Связная речь»

Авторы составители:
1) учитель-логопед высшей категории: Ямпольская Анна Борисовна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв,
2) учитель-логопед I категории: Уздемир Анна Николаевна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв
3) учитель-логопед II категории: Любимова Марина Николаевна МБОУ ДО УМОЦ г.Королёв

Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Наталья Ельцова
Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

1. Раздать пригласительные на собрание.

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы.

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

4. Подготовить презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение).

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!».

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания.

6. Итог собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей).

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям» (см. приложение).

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей.

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речидетей с помощью упражнений:

Воспитатель: Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову.Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. Узнай по описанию.Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…».Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм.Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями-«помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.

Итог собрания:

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

– Уважаемые родители, я предлагаю вам взять в руки эту свечу и, передавая его друг другу, поделиться мыслями и ощущениями, которые возникли у Вас в ходе нашей встречи.

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников» и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет)в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» с использованием ИКТ
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Собрание для родителей старшей группы “Пчёлки”

Скачать:

ВложениеРазмер
3_sobranie.docx23.75 КБ
k_sobraniyu_no3.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе «Развитие связной речи дошкольников»

с использованием ИКТ

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи дошкольников»

Речь — форма общения. Основные задачи речевого развития детей:

– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста? (ответы родителей) Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Помогает очень в работе по развитию речи интерактивная доска. Наглядный материал, который появляется на доске, заинтересовывает ребят и они лучше усваивают определённую тему.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы с вами поиграем, используя интерактивную доску.

1.Д/игра «Подберите эпитеты к словам» (на интерактивную доску , в программе Whiteboard”, выводятся по очереди картинки. Родители могут сами попробовать их вынести самостоятельно).

– снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

– человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

– луна (яркая, растущая и т. д.)

2.Д/игра «Назови предмет» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает (работа с интерактивной доской, в программе Whiteboard”, родители из нескольких предложенных предметов выбирают нужные)

1. Что бывает длинным? ( шарф, пальто, шнурок, дорога )

2. Что бывает гладким? ( стекло, зеркало, стол )

3. «Кто кем был?» ( курица, женщина, мальчик )

3.Д/игра «Загадки про сказки» (ответы появляются по очереди на экране в презентации)

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть ( Колобок )

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! ( Репка )

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! ( Теремок )

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! ( Курочка ряба )

5)В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. ( Гадкий утенок )

6) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? ( Три поросенка )

4.Физминутка «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным.

5. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Чистоговорки»

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

6.Словесная игра «Почемучка» (на интерактивную доску , в программе Whiteboard”, выводятся по очереди картинки)

Определить, из каких слов состоят слова : самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка.

7. Итог. Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

– Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6

лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

– Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

– В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении

не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые

встречаются в тексте.

– Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-

то не получается.

– Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится

высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и

– Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Родительское собрание “Развитие речи детей”

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи: знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста; привлечение родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ, выработка единых требований к развитию речи в семье и в ДОУ.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашей уютной группе!

Тема нашей беседы «Развитие речи детей» и она очень важна и актуальна. Дети дошкольного возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с этим значительно увеличиваются и их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы – можно передать только с помощью речи. Но речь-не только средство общения, это главный инструмент мышления.

Рассмотрим, из чего складывается речь.

1.Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей).

Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

2.Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.

3.В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как этообразование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений. Например: «ребенок сидит», «сидел», «ребенка посадили» – смысл разный, хотя используются два слова –«ребенок», «сидеть».

4.Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Поговорим с вами о факторах успешного речевого развития ребенка.

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

А сейчас проведём игру-эстафету, где каждый продолжит предложение: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…»

2.Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.

Предлагаю поиграть в игры с бельевыми прищепками. Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники и хвост из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».

3.Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях.Можно играть в сказки.

Предлагаю поиграть в игру «Давайте расскажем сказку все вместе».Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку. Например: сказка «Колобок». Передавая мяч друг другу дети и взрослые пересказывают эту известную сказку.

Чем же мы занимаемся для развития речи:

Общаемся, развиваем речь через беседы, речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описание игрушек, описание одежды и обуви, заучивание стихотворений, составление загадок, пересказ сказок, наблюдения, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения. На занятиях по развитию речи мы большое внимание обращаем на:

– владение речью как средством общения и культуры

– обогащения активного словаря

– развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

– развитие речевого творчества (составление рассказов, загадок, придумывание новых сказок)

– развитие звуковой и интонационной культуры речи.

А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Родители делятся своим опытом.

ДжанниРодари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. Развитие речи ребенка в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас предлагаю поиграть в эти игры:

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд. и т.д.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

Во время прогулок можно предложить ребенку поиграть в игру «Кто самый внимательный» и посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

Ссылка на основную публикацию