Проект ‘Развитие речи через коммуникативные игры’

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Елена Ширинкина
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Формирование коммуникативных навыков младших школьников —актуальная проблема, так как уровень сформированности данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

]Цели и задачи проекта.

– Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;

– Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;

– Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. – Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.

Этапы работы:

1. Подготовительно-информационный: сбор информации.

2. Практический-познавательный: подготовка, разработка, планирование мероприятий.

-Календарно-тематический план на месяц

-Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами

-Методы и приёмы развития коммуникации

Календарно-тематический план на месяц

Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами

Методы и приёмы развития коммуникации

-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): -рассматривание картин и предметов.

1. Чтение и рассказывание художественных произведений.

2. Заучивание наизусть

4. Обобщающие беседы

5. Рассказывание без опоры на наглядный материал.

1. Дидактические игры

-Перечень методик коммуникативного развития

Коммуникативная мотивация учащихся

Тренинг коммуникативных умений и свободного говорения учащихся.

Индивидуальный разговор. Диалог.

Сотрудничество, работа в парах.

Работа с художественной литературой.

Занятие искусством, самодеятельностью

Картотека коммуникативных игр

4. «Кенгуру и детеныш»

6 «Иголочка, ниточка, узелок»

7. «Что изменилось?»

10. «Найди пару» и др.

Прикреплённые файлы:

prezentatsiya-0_s7u7g.ppt | 821,5 Кб

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры – упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё.

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы.

Шаблоны
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Развитие речи через коммуникативные игры

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 ,г.Лыткарино

учителя – логопеда Михеевой С.В.

“Развитие речи через коммуникативные игры”

“Развитие речи через коммуникативные игры”

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. При нарушении связной речи часто отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Для гармоничного развития ребёнка необходимо комплексное воздействие на речевые и личностные сферы . Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, а также для ускорения процесса постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, необходимо включать логопедическую работу использование различных коммуникативных игр. Педагогическая целесообразность использования коммуникативных игр в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Развитие речи и профилактика речевых нарушений через общение в процессе игры. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми.

– активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй ;

– дать элементарные сведения о культуре общения через коммуникативно – речевые ситуации, игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи;

– развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;

– создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через игру;

– углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

-совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди учителей и родителей.

Участники:

учащиеся 1 класса школы , учитель-логопед, учителя начальных классов, музыкальный руководитель, педагог психолог, воспитатель ГПД, родители.

Приёмы и методы:

Наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок) ; практические ( упражнения, моделирование, игровые приемы) ; словесные ( беседы, рассказы, инсценировки).

Длительность: краткосрочный – 1 месяц ( 2 раза в неделю).

I Этап. Подготовительно-информационный.

1. Календарно-тематическое планирование на месяц.

Подгрупповые занятия. Всего – 8 часов ( 2 раза в неделю).

Игры и упражнения

Различение гласных звуков и букв.

Звуки Р-РЬ в речи.

Домашние животные и их детёныши.

Дифференциация звуков и букв.

Закреплять понятия “гласные -согласные”,различать гласные буквы и звуки, определять последовательность и место звука в слове.

Расширять и систематизировать словарь по теме, закреплять правильное употребление падежных окончаний, развивать связную речь. составлять описания по схеме.

Закреплять правильное произношение звука Р словах,фразах. Определять место звука в слове,развивать фонематическое восприятие.

Расширять словарь по теме. Правильно согласовывать слова в речи. Образовывать относительные прилагательные.

Расширять и обогащать словарь, по теме,образовывать родственные слова, составлять связный текст по серии картинок.

Закреплять правильное произношение звуков в связной речи. Развивать силу голоса, интонацию. Учиться работать коллективно.

Расширять словарь по теме. Правильно согласовывать слова в речи, составлять распространенные предложения. Учиться составлять рассказ-описание.

Закреплять умение находить заданный звук в слове, определять последовательность звуков в слове, развивать навык звукового анализа и синтеза.

Д/И и упражнения:

“Угадай слово”, “Найди место звуку”, “Собери цепочку”, “Найди себе пару”. Логоритмика. Д/и “Кто где живёт”, лото- “Дикие животные”, игра “Опиши и расскажи”, игра-пантомима-“Покажи и отгадай”

Д/И “Найди картинку”,”Эхо, звуковое лото, игра “Договори фразу”, Логоритмика.

Д/И”Опиши предмет”, “Одень товарища”, “Один-много”, “Что из чего”, “Собери чемодан”.

Серия картинок по теме для коллективной работы. Логоритмические упражнения.

Д/И “Что где растет”.

Серия слайдов по рассказу “Рома и огород”

Д/И “Домашние животные”, “Загадай загадку”, лото- домашние животные, игра-пантомима-“Покажи и отгадай”.

Д/И “Собери слово”, “Собери цепочку из слов”. Коллективная игра “Живое слово”.

2. Взаимодействие с педагогами гимназии .

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса, а также за счет совместного решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Это взаимодействие между : учителем – логопедом; учителем начальных классов; педагогом-психологом; музыкальным руководителем; воспитателем ГПД (группы продленного дня); родителями.

1. Учитель совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.

Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей .

2. Воспитатель ГПД использует во внеурочное время игры, чтение литературы, инсценировки сказок, отработанных на коррекционных занятиях с детьми.

3.Учитель музыки на своих уроках и во время внеурочной деятельности использует игры, стихи, потешки, чистоговорки а также логоритмические упражнения, чтобы расскрыть и реализовать возможности детей, посещающих коррекционные занятия.

4. При взаимодействии с родителями, основная задача педагогов помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и о единстве требований педагогов и родителей.

3. Методы и приёмы на развитие коммуникации.

1. Наглядные методы:

– рассматривание предметных, сюжетных, серий картин;

– использование макетов и пособий;

– прослушивание магнитофонных записей.

2. Словесные методы:

3. Практические методы:

– моделирование знаков, схем ;

II Этап. Практический – познавательный.

1. Особенности речевого развития учащихся.

Учащиеся 1 классов ( 6-7 летнего возраста ) имеют в основном нерезко выраженное ОНР или ОНР III уровня.

Отличительной особенностью детей с ОНР этого уровня является нарушение формирования навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы, фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой стороны речи.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный подбор слов.

Дети этого уровня речевого развития используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже, склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода, неправильные падежные окончания слов женского, ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов, ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительного и прилагательного.

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, незначительно нарушена. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных . Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

2.Перечень методик коммуникативного развития:

– Методика изучения коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В.Харламова,Москва(2005г.); – Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры; И.А. Лыкова(2008); – Методика«Маски». М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва (2005г.); – Здоровьесберегающая коммуникативная среда. В.Н. Чиркова (2005); – Рыбак Е. В. Игротека. Оздоровительные игры и упражнения для детей и взрослых. Методические рекомендации. 1997. ; – Игра, как средством формирования коммуникативной компетентности. Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011); – Методики, которые за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества. Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013); – Рыбак Е. В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников. Методические рекомендации . 1996 – Рыбак Е. В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. 1997.

Читайте также:  Реформа оплаты учительского труда

3. Картотека коммуникативных игр.

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, ФФН.

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, нарушением произношения.

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР , ФН, ФФН.

Цель: развитие слухового восприятия, памяти.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, заикающихся.

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Цель: учить детей перефразировать сказанное, оставив главный смысл.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Цель: учиться излагать свои мысли, объяснять слова, явления.

Возраст:5-7 лет. Для детей с ОНР.

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично, описывать предмет.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР, ФФН.

Цель: развивать связную речь, учиться описывать предмет, взаимодействовать с товарищем.

Возраст: 5- 7 лет. Для детей с ОНР.

Цель: развивать фонематический слух и восприятие, учиться взаимодействовать.

Возраст: 6-7 лет. Для детей с ФФН.

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Возраст: 6-7 лет. Для конфликтных, гиперактивных детей.

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Возраст: 5-7 лет. Для детей с ОНР.

– Руки знакомятся, мирятся, ссорятся

Цель: развивать умение выражать свои чувства, понимать чувства другого человека.

Возраст : 5-7 лет. Для детей с ОНР.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Для детей с ОНР.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

4. Фронтальное логопедическое занятие по теме:

“Звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях” ( подгрупповое логопедическое занятие для младших школьников 7 лет)

Дата проведения : 21.02.2018 г.

Продолжительность : 45 мин.

Цель: автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях;

развивать связную речь учащихся.

коррекционно-развивающие:– корригировать произношение; корригировать и развивать связную устную речь ( обогащение активного словарного запаса, развитие монологической речи через формирование связного высказывания); корригировать речевое дыхание; корригировать и развивать зрительное восприятие; корригировать и развивать слуховое восприятие; развивать общую и мелкую моторику (формирование умения согласовывать речь с движением, развитие ритмичности, плавности движений) ; развивать память, внимание, логическое мышление (установление логических и причинно-следственных связей).

образовательные: расширять словарь по теме “Овощи-фрукты”; совершенствовать навык словообразования; учить правильно согласовывать разные части речи в предложении; закреплять навык чтения.

воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в сотрудничестве со сверстниками: воспитывать нравственные качества (взаимопонимание, трудолюбие, усидчивость).

Материал : демонстрационный – игрушка-мельница, схемы для описания предметов, схемы слов, слайды картинок для рассказа “Рома и огород”. Раздаточный – предметные картинки, таблички с именами, , Д/И “Что где растёт”, мяч.

Проект “Развитие речи через коммуникативные игры”

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Проекты (9)
  • Праздники, досуги и развлечения (33)

Проект “Развитие речи через коммуникативные игры”

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: – по срокам реализации – краткосрочный,

– по составу участников – групповой.

Актуальность проекта:

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений, педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни.

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности игровых форм в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать развитию у детей интереса и потребности в общении через разнообразные формы игровой деятельности;
  • Приобщать детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать у детей навыки коммуникации с окружающими;
  • Воспитывать нравственные качества личности каждого ребёнка;
  • Повышать компетентность педагогов и родителей в области общения детей и взрослых.
  • Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Проблема: неумение детей организовывать конструктивное общение провоцирует личностные и поведенческие нарушения.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, родители.

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ д/с № 18 в старшей группе № 1 под руководством воспитателя высшей категории Поповой Л.В., воспитателя 1 категории Варгановой Е.В, учителя – логопеда Орловой И.М., педагога – психолога Музенитовой В.П., музыкального руководителя Хавлиной Т.Е.

Проект реализуется в совместной игровой и организованной образовательной деятельности детей – педагогов – родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, диагностика коммуникативных умений, изучение передового опыта.

Срок реализации проекта: с 01.10.2018 г. по 31.10.2018 г.

Этапы осуществления проекта:

  1. Организационный

сбор информации;

создание группы единомышленников: родители, дети, воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель;

определение цели и задач;

тематическое планирование;

подбор методической литературы;

подбор материала, соответствующего возрасту детей;

подбор папок с демонстрационным материалом по теме проекта;

разработка конспектов бесед, занятий, консультаций для педагогов и родителей, разработка игры – квеста «Зелёный патруль»;

  1. Основной этап – реализация проекта

– Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

– Методики коммуникативного развития.

– Картотека коммуникативных игр.

– Фронтальное занятие логопеда.

– Методики речевого развития.

– Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка.

– Рекомендации для родителей.

  1. Обобщающий этап

– Проведение игры – квеста «Зелёный патруль»;

– Определение результативности проекта.

Определение результатов проекта:

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» завершён успешно. С поставленной целью и задачами участники проекта справились. Дети с интересом участвовали в мероприятиях, проявляя свои творческие способности. В игре – квесте «Зелёный патруль» были активными и заинтересованными, получили много положительных эмоций и впечатлений. По окончании проекта освоили нормы поведения в природном окружении, усвоили необходимость бережного и заботливого отношения к природе. Родители также проявили заинтересованность, с желанием сотрудничали с педагогами.

Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учётом их возрастных особенностей при активном взаимодействии педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Афонькина Ю.А., Г.А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет»
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста»
  3. Е.А. Калягина Е.А.,Смирнова Е.О. Тест «Картинки»
  4. Лисина М.И. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет»
  5. Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников»
  6. Щетинина А.М. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу»
  7. Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику»

Педразвитие

Автор: Шелопаева Лилия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида №30
Населённый пункт: Город Елабуга
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Коммуникативные игры на логопедических занятиях
Дата публикации: 13.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Консультиация для педагогов

«Коммуникативные игры на логопедических занятиях»

«Есть три ошибки в общении людей:

первая – это желание говорить прежде, чем нужно;

вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно;

третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем».

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии

приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим

недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и

сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с

формированием у ребёнка навыков межличностного общения со

взрослыми и сверстниками.

Общение является естественным и необходимым условием развития

дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний,

усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.

В дошкольном возрасте у детей происходит становление

коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание

Нарушения в развитии речи искажают ход естественного

коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте,

приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений. Это

выражается в недостаточно адекватном использовании вербальных и

невербальных средств общения, неумении начать и завершить разговор,

слушать и понимать собеседника, эмоционально ему сопереживать. Для

детей с речевыми нарушениями характерны не только трудности в

актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение

коммуникативной функции в целом.

Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное

общение применяют демократический стиль общения с детьми и во всех

играх, упражнениях становясь равным участником.

На начальном этапе основной целью являлось накопление и

активизация средств коммуникации (обогащение словарного запаса и

Упражнение «Ласковое имя» (образование существительных в

Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при

этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который

должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение

выполняется в другую сторону (т. е. ласковым именем назвать теперь

нужно соседа слева).

Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие

наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива).

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры

предлагает поменяться местами тем , кто …. (Далее идут задания :

«Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у

кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое

(сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У

кого короткая стрижка (короткостриженные )» и так далее).

Целью следующего, тренировочного, этапа являлось формирование

умений и навыков использовать невербальные и вербальные средства

коммуникации в различных ситуациях общения.

Элементы психогимнастики используются в оргмоментах, как

упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон

психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-

личностной сферы). выразительное изображение отдельных

эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и

психического довольства и недовольства. Детям предлагают модели

выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес,

отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально

окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети

знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом,

Упражнение «Пантомимические этюды».

Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с

помощью выразительных движений.

Содержание. Педагог предлагает детям пройтись так, как в их

– маленькая девочка в хорошем настроении;

– смелый человек и т. д.

Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем

Упражнение «Почему? А потому!»

Цель: развивать умение оценивать других с позиции

доброжелательности, развивать навык употребления

Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети

задают такие вопросы друг другу. Например:

– Почему кошка часто умывается?

Читайте также:  Использование биоэнергопластики на дошкольном логопункте

– Может слон жить без хобота?

– А почему поезд не летает?

– Почему заяц грызет морковку? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ,

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям,

развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они

встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и

лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом

и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем

выбирается другая пара, игра возобновляется.

Развиваем у ребенка монологическую речь. Но наша задача – научить

ребенка учиться – самому получать информацию. Каким образом сделать

это? Учить задавать вопросы.

Как известно, в педагогической среде (детский сад, школа) вопросы

задаёт педагог. Сам знак вопроса можно сравнить с «рыболовным

крючком», таким образом, задавание вопросов сравнивается с

выуживанием информации у собеседника.

Практическое обучение умению задавать вопросы мы начинаем с

использования, так называемого, приёма «коммуникатора». Где

взрослый просит «ребёнка-коммуникатора» задать вопрос другому

ребёнку по образцу: «Костя, спроси у Толи с кем он пришел в детский

сад». Костя подходит к Толе и, глядя в глаза, вежливо спрашивает: «Толя,

с кем ты пришел в детский сад?» (педагог – ребёнок – ребёнок).

Следующий шаг – взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок

– педагог) и наоборот (педагог – ребёнок).

Цель следующего шага – самостоятельное общение детей (ребёнок –

ребёнок). Педагог оказывает помощь на всех этапах общения.

Мы учим детей составлять рассказы разного типа, развиваем

монологическую речь, обучая их умению задавать правильно вопросы

расширяем их коммуникативные возможности, развивать диалогическую

Собеседники могут задавать друг другу вопросы разного характера.

Можно, играя, разделить все вопросы на две категории: «маленькие»

вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ

и «большие» вопросы, на которые предполагается развёрнутый,

«долгий», обстоятельный ответ.

Для развития диалогического общения, просодической стороны речи и

эмоциональных проявлений у детей, педагогам – практикам будет

интересна нетрадиционная форма проведения занятия –

интервьюирование. Знание технологии общения обогащает детей

жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств и готовит их

к жизни в социуме. Анализируя конкретные ситуации, активными

участниками которых они были, дети могут воспроизвести события,

характеризующие ту или иную ситуацию. Поскольку детям с речевыми

нарушениями подчас сложно выстроить свою речь правильно, не только

грамматически, но и логически была разработана схема проведения

Предварительно по ней проводится беседа с разъяснением того, что

обозначает знак и какие вопросы задает «корреспондент». Условные

знаки в схеме в зависимости от лексической темы меняются, но не все.

После усвоения последовательности ведения интервью по условным

знакам работа усложняется: после предварительной беседы

демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут

Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в

соответствии с характеристикой героя.

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда

– «эксперты», другая – «журналисты».

– Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у

него интервью по знакомой нам теме, например: «Масленица».

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь

были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее

удачно сыграла свои роли.

Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения,

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр

развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как

терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других

такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и

регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и

практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Речь сопровождает все этапы детского развития. Она входит во все виды деятельности: интеллектуальную, практическую, трудовую, игровую и т.д. Если познавательно-речевое развитие дошкольников и детей старшего возраста не соответствует норме, требуется проводить особые занятия. Совершенствование умения связно общаться осуществляется на основании специально разработанных программ, одна из которых именуется проектом развития речи через коммуникативные игры.

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Программа преследует пять целей:

  • сформировать позитивное отношение к другим детям;
  • научить детей взаимному принятию;
  • сформировать у малышей правильную самооценку;
  • научить выступать на публике;
  • помочь усвоить интонационное разнообразие речи.

Чтобы реализовать эти цели, необходимо построить план занятий, разработать модели взаимодействия воспитателя с педагогами других сфер, выбрать приемы и методы работы, выбрать подходящую методику.

Календарно-тематическое планирование занятий

Планирование практических занятий осуществляется в соответствии с необходимость последовательного развития малыша. Изначально ребенку дают понять, что такое речь, слово, предложение, каковы функции этих понятий.

Следующий этап, как развить речь у ребенка, это установить понятия предметов, действий, признаков, разграничить предметы и действия. Следующий этап – объяснить способы звукообразования.

Обратите внимание! Самый важный этап – разучивание гласных звуков, разъяснение различий в позиции губ для звукоизвлечения. На заключительном этапе важно научить детей выявлять, в какой части слова стоит та или иная буква, и соотнести ее со звуком.

Модель взаимодействия воспитателя с другими педагогами

Взаимодействие воспитателя с другими педагогами для познавательно-речевого совершенствования навыков у детей дошкольного возраста по нормам ФГОС осуществляется в следующих направлениях:

  • учителя начальной школы – формирование знаний, увеличение словарного запаса, речевое развитие, формирование навыков качественного общения, закрепление этих умений;
  • логопеды – корректировка лексико-грамматического, фонетико-фонематического аспекта речи, чтения, письма; улучшение навыков активного использования речи; повышение детского внимания по отношению к речи;
  • учитель физической культуры – коррекция взаимодействия с детьми, развитие моторики и правильного дыхания;
  • психолог – профилактика, исправление нарушений нервно-психической сферы работы мозга, улучшение навыков общения, нормального отношения к наличию дефектов речи у детей;
  • музыкальный работник – совершенствование умения реагировать на звуковые сигналы, воспроизводить их в правильном порядке, придерживаться заданного темпа.

Методы и приемы на развитие коммуникации в детском саду

Развитие речи дошкольников через различные виды и типы деятельности осуществляется с использованием различных методов, приемов. Основные методы делятся на три категории: наглядные (наиболее популярные), словесные, практические.

Важно! Наглядные методы включают осмотры, экскурсии, изучение игрушек, картинок. Словесные включают чтение, пересказ, заучивание, обобщающий разговор. Практические включают игры, инсценировки, хороводные игры-упражнения и т.д.

Все эти методы объединяет порядок действий: сначала речевой образец, затем совместное проговаривание, повторение, самостоятельное озвучивание.

Наглядный методический прием наиболее эффективен для детей дошкольного возраста, так как связан с предметами, с которыми ребенок постоянно контактирует.

Особенности речевого развития дошкольников

Главная особенность развития речи дошкольника – быстрый темп запоминания слов и улучшения разговорных навыков. Рост числа слов достигает двухсот процентов. Речь становится более выразительная, эмоциональная.

Ребенок без проблем составляет простые предложения. В некоторых случаях грамматический строй составленных предложений может быть не совсем верным, так как строится на ассоциативном мышлении.

Методики коммуникативного развития

Основными методиками развития коммуникации дошкольников являются следующие:

  • Правая и левая стороны.
  • Сестры и братья.
  • Рукавички.
  • Узор под диктовку.
  • Диагностика отношений со сверстниками.

Как развить речь у ребенка

Речевое развитие осуществляется в основном через игру. Также общение активно совершенствуется посредством использования картинок.

Обратите внимание! Развить речь можно посредством домашних занятий.

Формирование речи детей в игровой деятельности

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников бывают разных видов. Главное требование – перед началом занятий заинтересовать детей, вызвать желание поучаствовать, затем четко обозначить правила игры и ее предполагаемый итог.

Игры могут быть различных видов:

Театрализованные постановки с использованием игрушек и кукол наиболее активно позволяют развить речь. С их помощью дети учатся разговаривать разными голосами, исполнять роли, вживаться в образы.

Сфера картинок, познавательно речевое развитие

«Сфера картинок» – это коллекция книг, помогающих родителям и воспитателям ответить на вопрос, как ребенку развивать речь. В эту серию входят иллюстрированные сборники на разные темы.

Иллюстрация из сборника “Сфера картинок”

В коллекцию включены книги про времена года, предметы одежды, принадлежности для школы и т.д. Эти сборники помогают в обучении детей устной речи воспитателям и родителям.

Как научить правильно говорить малыша дома?

Научить ребенка правильно разговаривать можно и в домашних условиях. Это возможно с помощью игр, массажа, артикуляционной гимнастики. Перед занятиями нужно становиться на уровень глаз ребенка, чтобы малыш мог видеть взрослого, повторяя за ним.

Важно! Лицевой массаж нужно выполнять аккуратно, подушечками, слегка поглаживая кожу ребенка. Сопровождать все действия нужно стишками, рассказами.

Артикуляционная гимнастика выполняется путем повторения за взрослым различных действий губами, зубками, надувая щечки. К таким упражнениям относятся следующие:

Тематические игры для ДОУ

В детском саду для улучшения навыков общения используются тематические игры на развитие звуковой культуры речи. В этот список включены следующие типы игр:

  • лови и бросай – на знание цветов;
  • назови предмет – на знание признаков предметов;
  • подбери слова – на умение сочетать существительные с прилагательными;
  • назови слово – на знание, чем кто питается;
  • подбери действие – на умение сочетать существительные с глаголами;
  • что бывает… – на умение определять предметы по их признаку;
  • подбери часть – на сочетание частей тела животных.

Обратите внимание! Игры могут быть на разные темы, в зависимости от тематики занятий.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Лексико-грамматический строй развивается посредством обучения детей знанию частей тела, уменьшительных имен и названий, понятий «один – много», знаний признаков предметов.

Для этой цели хорошо подходят загадки с признаками предметов. Также речевому развитию помогает составление рассказов на заданную тему.

Дидактические игры по звуковой культуре речи

Дидактические игры по звуковой культуре речи помогают совершенствовать внимание, наблюдательность, память, мышление, помогают расширить словарный запас. Такие занятия включают упражнения на различение звуков, умение их слышать в словах, выявлять их количество.

В дальнейшем дети учатся строить слова из звуков с использованием цветных фишек (квадратиков), показывая, где стоит тот или иной звук.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр

Развитие навыков выявлять звуки, определять их место в слове, выкладывать их с помощью фишек – это предпосылка к будущему обучению чтению, письму.

Важно! Обогащение речи через игры дидактического типа – наиболее эффективный метод обучения.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Основные виды деятельности, способствующие речевому развитию у детей, это:

  • игра;
  • физическое воспитание;
  • музыкальные занятия;
  • труд;
  • рисование.

В каких видах деятельности развивается речь ребенка быстрее?

Каждый из указанных видов работы помогает совершенствованию речи. Так как основное занятие детей – игра, этот тип деятельности эффективнее всего помогает в развитии навыков общения.

Читайте также:  Весна идёт — весне дорогу' - конспект

Сбор цветовых фигур

Домашние занятия, ролевые игры, дидактические упражнения позволяют создать хорошие условия для активизации навыков речевого общения.

Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

Любые действия, совершаемые малышом, способствуют речевому развитию, если сопровождаются стихами, рассказами, сказками, просто словами.

Главное – разъяснять ребенку, что ты делаешь, какие действия от него требуются, что должно получиться в результате работы.

Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

ФГОС устанавливает семь направлений деятельности детей для развития речи:

  1. Трудовая.
  2. Продуктивная.
  3. Коммуникативная.
  4. Познавательно-исследовательская.
  5. Чтение.
  6. Музыкально-художественная.
  7. Игровая.

Детские игры на развитие звуковой культуры речи

Такой тип игр помогает детям вычленять звуки, распознавать их. Основной метод работы – демонстрация предмета с его звуком, а затем его закрытие, чтобы дети узнали вещь по звуку.

Обратите внимание! Развитию речевой культуры помогают игры типа «Тихо – громко», «Сдуй перышко», «Насос», «Змея», упражнения на развитие быстрого и долгого дыхания.

Познавательно-речевое развитие по плану

План развития речи детей строится по возрастам, в зависимости от особенности становления личностей малышей на разных этапах.

Планы составляются на основе норм ФГОС, психолого-психических особенностей возрастной группы, которой занимается воспитатель. Если педагог правильно составит планы и реализует их на практике, результаты работы будут налицо.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Проект “Речевые игры в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста”

«Речевые игры в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»

3.1. Подготовительный этап……………………………………………6

3.3. Заключительный этап……………………………………………. 9

1. Пояснительная записка.

Одним из важнейших условий успешной социализации ребенка в окружающем мире является своевременное усвоение коммуникативных умений и навыков.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи детей. Задача педагога – создавать для этого соответствующие условия, находить оптимальные методы и средства.

Одним из таких средств является, на мой взгляд, игра как ведущий вид деятельности ребенка.

В настоящее время педагогами и психологами разработано большое количество методик, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие речи детей раннего возраста. Однако практика показывает, что процент детей с нарушениями функций речи неуклонно растет.

Возможно, одной из причин такой негативной тенденции является отсутствие системы, хаотичное, случайное использование педагогами тех или иных приемов, методик, игр.

Таким образом, возникает противоречие между наличием методического обеспечения речевой работы воспитателей с детьми и недостаточно оптимальным, бессистемным его использованием на практике.

Это и побудило меня выбрать тему исследования «Речевая игра как средство развития коммуникации детей раннего возраста».

Актуальность данной работы заключается в необходимости построения системы использования речевых игр для наиболее успешной работы педагога по развитию коммуникации детей раннего возраста в детском саду.

2. Паспорт продукта.

Проблема: имеющееся противоречие между наличием методического обеспечения речевой работы воспитателей с детьми в детском саду и отсутствием оптимального, системного использования его на практике и, как следствие, низкая результативность работы педагога в направлении коммуникативного развития детей.

Цель работы: разработка и апробация системы использования речевых игр в работе по развитию коммуникации детей раннего возраста в детском саду.

Гипотеза: развитие коммуникации детей будет проходить наиболее успешно при условии реализации системного подхода в использовании речевых игр в работе с детьми.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2.Разработать систему использования речевых игр в работе с детьми раннего возраста.

3. Апробировать данную систему на практике, выявить результаты.

Решение поставленных задач может быть обеспечено следующими методами:

– теоретический анализ литературы по проблеме;

– диагностика речевых умений детей;

Сроки реализации, возрастная категория детей: данная разработка рассчитана на работу с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) в течение одного учебного года.

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

2. Классифицирование игр в зависимости от основного развивающего компонента.

3. Составление картотек речевых игр и упражнений.

4. Создание предметно-развивающей среды, изготовление пособий.

5. Разработка системы работы, включение её в план воспитательно-образовательной работы с детьми.

6. Первичный мониторинг.

1.Способствование возникновению и развитию интереса детей к участию в речевых упражнениях и играх.

2. Организация познавательной деятельности (знакомство с речевым аппаратом).

3. Проведение игровых упражнений в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы: как в специально отведенные для данной работы отрезки времени, так и при организации режимных моментов (формы работы – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

4. Оказание консультативной помощи родителям в подборе материалов для занятий с детьми дома, оформление наглядного материала.

5. Побуждение и мотивация детей к использованию знакомых речевых игр и упражнений в самостоятельной деятельности.

1. Диагностика уровня развития коммуникации детей на конец учебного года.

2. Сравнение результативности работы с первичным мониторингом, а также с показателями предыдущих лет.

3.1. Подготовительный этап.

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной мною темы работы.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.

Для этого я создала в группе библиотеку методической литературы, использовала интернет-ресурсы, накапливала методический материал (подборка игр и упражнений, направленных на развитие речи детей раннего возраста).

С целью упорядочения собранного материала я сделала попытку классификации всех развивающих упражнений и игр в зависимости от целей этих игр, а также используемых при их проведении методов и средств (Приложение № 1).

Составление картотек речевых игр и упражнений в соответствии с приведенной классификацией (Приложение № 2).

Создание предметно-развивающей среды, изготовление пособий. С этой целью в группе был создан цент развития речи, приобретены и изготовлены различные развивающие игры и пособия.

Разработка системы работы.

На данном этапе я упорядочила все имеющиеся игры и упражнения по принципу от простого к сложному, определила периодичность их использования в годовом плане (Приложение № 3).Пальчиковые игры были распределены в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

Затем мной был проведен первичный мониторинг, целью которого было определить уровень развития речи детей на начало учебного года.

Для более полных и точных выводов и оптимально корректного сравнения результатов проводимой работы, мною были такжеиспользованы показатели мониторинга детей групп той же возрастной категории(2011-1012-го и 2012-2013-го учебного года), в которых речевые игры использовались воспитателем выборочно, время от времени, не в системе и не в полном объеме (Приложение № 4).

Показатели диагностики коммуникативных умений детей разрабатывались на основе ожидаемых итоговых результатов, изложенных в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

Основными критериями мониторинга являются:

– наличие интереса к совместным играм со сверстниками и взрослыми;

– способность поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстника;

– умение поддержать диалог со взрослым, обратиться с речью к сверстнику;

– способность сопровождать речью игровые и бытовые действия;

– наличие и уровень интереса к слушанию стихов, сказок, небольших рассказов без наглядного сопровождения;

– умение рассказывать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

3.2. Основной этап.

Целью основного этапа является реализация и апробация на практике разработанной мною системы работы.

Основными задачами на данном этапе были:

Способствование возникновению и развитию интереса детей к участию в речевых упражнениях и играх.

Организация познавательной деятельности (знакомство с речевым аппаратом).

Проведение игровых упражнений в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы: как в специально отведенные для данной работы отрезки времени, так и при организации режимных моментов (формы работы – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

Оказание консультативной помощи родителям в подборе материалов для занятий с детьми дома, оформление наглядного материала (Приложение № 5).

Побуждение и мотивация детей к использованию знакомых речевых игр и упражнений в самостоятельной деятельности.

3.3. Заключительный этап.

Целью данного этапа является подведение итогов работы, выявление результата.

Наблюдая за детьми в течение года, я видела, что их речь интенсивно развивается, коммуникативная активность растет. Дети с удовольствием участвовали в различных играх, выполняли предлагаемые упражнения, а со второго полугодия стали использовать знакомые игры и словесный материал в самостоятельной деятельности.

В конце учебного года (апрель 2014 г.) мною была проведена итоговая диагностика детей группы (Приложение № 4).

Результаты диагностики показали, что:

стартовые возможности детей к началу эксперимента в трех выбранных нами группах примерно одинаковые (таким образом, сравнение показателей на конец учебного года может быть достаточно корректным);

во всех трех группах прослеживается явная динамика развития коммуникативных умений детей в течение года;

в группе «Гномик» (2013 – 2014 уч. год) результаты усвоения программы в образовательной области «Коммуникация» значительно более высокие, чем в других, параллельных, группах, а динамический показатель (разница значений на начало и конец учебного года) выше на 0.8 – 1.1 ед.

Вывод:проведенная работа подтвердила выдвинутое предположение о возможности более успешного развития коммуникативных умений детей в условиях реализации системного подхода в использовании речевой игры.

Таким образом, считаю свою работу успешной, а использование данной системы игр и упражнений в развитии коммуникации детей раннего возраста вполне целесообразным.

Дальнейшей перспективойсвоей педагогической деятельности в данном направлении считаю:

– наиболее тесное взаимодействие с родителями воспитанников;

– распространение педагогического опыта

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

БелкинаВ.Н., ВасильеваН.Н., ЕлкинаН.В. идр. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.

Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991.-160с.

Богуславская З.М Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение,1991-207с.

Бубнова А.Х. «Развитие речи». – М.,2006.-256с.

Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М.: «Советская Россия», 1979.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада/ под ред. Ф.А, Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с

Ссылка на основную публикацию