Проект на тему: Лес – наше богатство!

Проект «Лес — наше богатство»

Зинаида Ермилова
Проект «Лес — наше богатство»

День Российского леса – третье воскресенье сентября.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Лес – наше богатство».

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность: 3-4 неделя сентября.

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

Образовательная область:«Социально – коммуникативное развитие»: формирование бережного отношения к лесу и его обитателям.

Проблема: во время прогулок дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Цель проекта: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его обитателях, значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Гипотеза: в процессе работы над проектом у детей сформируется бережное отношение к природе, к обитателям леса.

Способы организации работы:

– совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, в процессе организации различных видов детской деятельности.

– самостоятельная деятельность детей.

– взаимодействие с родителями (социальными партнёрами).

– организация развивающей среды.

Методы:

– использование художественного слова.

Предполагаемый результат:

Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы.

Дети больше узнают о лесе, его обитателях.

Сформируется в сознании детей понятия ценностей, повысится уровень знаний по охране окружающей среды;

Совместно с родителями совершают прогулку по лесу.

Помочь детям сформировать представление о лесе.

Дети знают правила поведения в лесу, и как сохранить лес.

Дети знают названия деревьев и узнают их.

Родители участвуют в создании фотовыставки «Наш край».

Сформированы доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о лесе, деревьях, животных.

Образовательная область «Речевое развитие»: обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:восприятие художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Образовательная область «Физическое развитие»: формирование физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной, реализация содержания в разных видах деятельности

3 этап – презентация проекта

4 этап – рефлексия и оформление портфолио проекта.

Реализация проекта в разных видах деятельности

Этап проекта Содержание деятельности Ответственный

1 этап –подготовительный

Подобрать художественную и методическую литературу.

Подобрать иллюстрации с изображением флоры и фауны наших лесов.

Подобрать стихи, загадки для изготовления самодельной книги.

Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании фотовыставки «Наш край».

Изготовление макета «Лес».

Подготовить информацию для родителей ««В лес вместе с ребенком», ««В союзе с природой». Педагог

2 этап – основной.

Реализация проекта Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

-Беседа: «Что такое лес?», «Лес, деревья-какую пользу приносят», «Кто живёт в лесу?», «Правила поведения в лесу».

– Дидактические игры: «Чей дом?» цель: закрепить знание детей о том, где живут дикие животные.

«Раз, два, три дерево назови» цель: закрепить название деревьев, развивать речь, память. «С какого дерева листочек» цель: учить различать по листьям деревья.

-Подвижные игры: «У медведя во бору», «Листопад». Цель: совершенствовать умение выполнять движения по тексту, развивать память, внимание.

– Чтение художественной литературы: «Лисичка сестричка и серый волк», «Заяц хваста»,И. Токмакова «Сосны», стихи и загадки о лесе о деревьях. Цель: учить внимательно слушать произведения и поэзию, понимать сюжет.

– Пальчиковая игра «Раз,два,три…» цель: развивать мелкую моторику.

-НОД: аппликация «Рябина», рисование «Разноцветные листочки». Цель: развивать творческие способности детей, мелкую моторику, закреплять определённые знания об окружающем мире.

Исследовательская деятельность: рассматривание структуры дерева (ствол, корни, ветки, кора, листья). ИЗО деятельность: рисование дерева.

Взаимодействие с родителями (социальными партнёрами)

– Оформление фотовыставки «Наш край».

Родители совместно с детьми совершают прогулки по лесу.

Цель: Привлечение родителей к совместным прогулкам, походам с детьми, вызывать у родителей желание играть, гулять с ними по лесу.

– Акция по благоустройству территории детского сада «Всемирная акция «Очистим планету от мусора».

Презентация проекта Итоговое мероприятие

–фотовыставка «Наш край»,

-совместная акция с родителями по благоустройству территории детского сада «Очистим планету от мусора».

1. Фотоальбом «Наш край»

2. Книга «Стихи и загадки о лесе».

Сценарий утренника по экологическому воспитанию «Лес — наше богатство» Утренник «Лес-это наше богатство» Подготовила учитель начальных классов Периксинского филиала МБОУ «Сатинская СОШ» Крылова Валентина.

Конспект развлечения «Лес наше богатство» Цель: воспитание любви к природе. Задачи: • Расширить знания детей о животном и растительном мире. • Воспитывать бережное, гуманное отношение.

Конспект занятия детьми средней группы «Рассказ-беседа «Лес — наше богатство!» Программные задачи: • Формировать у детей представление о том, что «Лес – наше богатство», его значение в жизни человека. • Развивать экологическую.

Конспект занятия «Наше богатство-лес» по обучению грамоте Наше богатство-лес Программное содержание: Воспитывать у детей интерес и любовь к природе; умение видеть красоту, бережное отношение к природе;.

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Лес — наше богатство» Тематическое занятие, посвященное Дню работников леса «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО» Цель: уточнять представления детей о важной роли работников.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Лес — наше богатство» Тема: «Лес-наше богатство». Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о лесе. Побудить интерес к лесу и его обитателям.

Фотоотчет о поделках к конкурсу «Лес — наше богатство» Лес… Каждый любит его по своему, и, конечно, нет человека равнодушного к его красоте. Да, лес- наше богатство, краса России. Зелёный друг.

Лэпбук «Лес — наше богатство!» h3][/h3] Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала.

НОД «Лес — наше богатство» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесном массиве. Задачи: Образовательные: дать детям представление о том, что лес – это.

Сценарий экологической агитбригады учащихся гимназии «Лес — наше богатство» Сценарий экологической агитбригады «Лес – наше богатство». 1 место в городском конкурсе экологических агитбригад в 2018 году. Музыка.

Педагогический проект “Лес — наше богатство”

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!

Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители.

Масштаб: Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.

Основание для разработки

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

  1. Недостаток научных знаний о природе.
  2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

Цель:Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
  2. Познакомить с правилами поведения в природе.
  3. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
  4. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.

Стратегия и механизмы реализации

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

  1. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
  2. Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
  3. Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
  4. Составление перспективного плана, конспектов.
  5. Проведение серии занятий, экскурсий.
  6. Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
  7. Совместные формы работы с родителями.

Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.

Материальные затраты:

  • Познавательная литература;
  • Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.

Ожидаемый результат:

  1. Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
  2. Осознанное отношение к природе Татарстана.
  3. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
  4. Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

Трансляция опыта: Презентация результатов проекта:

  • Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
  • Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.

Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.

Этапы реализации проекта

ЭтапыСодержание работыСрокОтветственный
1 этап
информационно-подготовительный
Анкетирование родителей по проблеме;
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта;
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых);
Создание условий необходимых для реализации проекта;
Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
сентябрьРуководитель проекта,
воспитатели
2 этап
основной
(практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд);
Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе;
Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека);
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
октябрь-апрельРуководитель проекта,
воспитатели
3 этап
Заключительный
Разработка результатов по реализации проекта.майРуководитель проекта

График проектных мероприятий

ЗадачаМероприятияСрокОтветств.
1.Формировать у детей экологических знаний о лесе.Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Татарстана, представителях флоры и фауны);ноябрьВоспитатели
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края)февральВоспитатели
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе);декабрьВоспитатели
Родители
Познавательное занятие «В гости к деревьям»
(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой);
январьВоспитатели
Викторина «Мы – друзья леса»
(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);
мартВоспитатели
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы);апрельВоспитатели
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»
(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе)
мартВоспитатели
2. Познакомить с правилами поведения в природе.Экскурсия в лес
(познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу);
октябрьВоспитатели
Родители
Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии);
ноябрьВоспитатели
Познавательное занятие «Прогулка в лес»
(прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет);
декабрьВоспитатели
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»
(уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,
февральВоспитатели
Составление альбома «Правила поведения в лесу»
(закреплять знания о правилах поведения в лесу);
январьВоспитатели
Родители
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);февральВоспитатели
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности);октябрь-майВоспитатели
Советы родителям «Правила поведения в лесу»февральВоспитатели
3.Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу.
Формирование экологической культуры.
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу);апрельВоспитатели
Родители
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их);апрельВоспитатели
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев);октябрьВоспитатели
Родители
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу)январьВоспитатели
Работник лесничества
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес»
(привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры).
майВоспитатели
Родители
Читайте также:  Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

Список литературы:

  1. Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
  2. А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
  3. Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., – Набережные Челны, 2004.
  5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М. АРКТИ, 2004.
  7. Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
  8. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе. – Казань. Издательство «Идел -Пресс», 2006.
  9. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
  10. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.

Проект по экологическому воспитанию детей по теме “Лес – наше богатство”

Экологический проект позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зеленых друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять.

Просмотр содержимого документа
«Проект по экологическому воспитанию детей по теме “Лес – наше богатство”»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №102 г. Томска

Панкина Е.А.____________ Кузнецова О.В.__________

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе интеграции разных видов деятельности по теме:

«Лес – наше богатство»

Автор проекта: Заварухина Т.А. –воспитатель

«Лес – наше богатство»

В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрее и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагог, дети подготовительной группы, родители

Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;

Проект “Лес-наше богатство”
проект (старшая группа)

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам

необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего

возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять

своим поведением на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
les-nashe_bogatstvo._proekt_2018.docx147.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 комбинированного вида

«Лес – наше богатство»

Составили и провели:

воспитатели

Артемьева О. Ю.

Название проекта: «Лес – наше богатство»

Возраст детей : старшая группа (5 лет)

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети старшей группы, воспитатели, младший воспитатель, старший воспитатель, родители.

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам

необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего

возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять

своим поведением на природе.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно

ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки,

выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов

и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать

ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и

Причины этому следующие:

1. Экологическое образование и природоохранная деятельность

живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.

2. Несформированность экологического

сознания у детей и родителей.

3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой

(экскурсии, прогулки в природу).

С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».

Объект изучения – лес.

  • формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле

• сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы. Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.

  • Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
  • Беседы;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Практическая (продуктивная) деятельность.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:

  • Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса), повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
  • Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
  • Повышение интереса к познанию природы родного края;
  • Расширение кругозора экологических знаний

I. Подготовительный этап

Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью

– Какие деревья ты знаешь?

– Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

– Как правильно использовать лес?

– Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

– определили цель и задачи проекта,

– разработали план мероприятий.

– подобрать художественную литературу для детей по теме (Приложение 1)

– подобрать дидактический и наглядный материал.

II. Основной этап

  • составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов ООД, бесед и мероприятий.
  • беседы по теме (Приложение 2)
  • ООД по теме (Приложение 3)
  • оформление уголка для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц (Приложение 4)
  • изготовление плаката «Берегите лес» (Приложение 5)
  • оформление выставок семейного творчества (Приложение 6)
  • консультации для родителей (Приложение 7)
  • дидактические и подвижные игры (Приложение 8)
  • консультация для педагогов (Приложение 9)

III. Заключительный этап

• изготовление и оформление мини-музея «Лес – наше богатство» (Приложение 10)

• проведение итогового мероприятия «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста» (Приложение 11)

  • Дети
  • имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
  • расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
  • знают правила поведения в природе;
  • сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
  • проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
  • развита связная речь, обогащен словарь детей.
  • воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
  • воспитано убеждение о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
  • сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
  • Родители
  • принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;
  • понимают важность бережного отношения к лесу.
  • понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
  • расширен кругозор экологических знаний.
  • выставка совместных работ
  • мини – музей леса
  • методический материал
  • конспект открытого просмотра «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста»

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ.

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью. Старшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004.

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.:

ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.

3. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.

4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. – М.: Просвещение, 1981.

5. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль:

Академия развития, 1997.

6. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

7. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

8. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду:

планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая

группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.

Рассказ «Листопад» М. Пришвина

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы. Рассказ «Лесной голосок» Г.Скребицкий

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. Солнце и в небе, и на земле. И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!» Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел. Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

проект “Лес – наше богатство”
проект (подготовительная группа)

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_les_-_nashe_bogatstvo.docx301.89 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!

Целевая группа : Дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели.

Авторы проекта: Гуро Е.В., Борисова Н.И.

Тип проекта: краткосрочный (14.10.19. -18.10.19.)

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимого глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта: самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: Создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.

• Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

• Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

• Развивать творческие способности.

• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности.

  • Совершенствована предметно – развивающая среда в группе через модернизацию уголка природы (уголок леса)
  • Информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города (пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами, настольные игры, дидактические игры).
  • Презентация проекта.
  • Рекомендации и консультации для родителей, воспитателей.
  • Выставка творческих работ детей «Берегите лес от пожара», «Лес в разные времена года», «Осенний лес».
  • Систематизирован литературный и иллюстрированный материал по теме «Лес».
  • Выставка макета «Смешанный лес».

Методы и приемы работы с детьми:

Формы реализации проекта

  • НОД.
  • Наблюдения.
  • Исследование.
  • Экспериментирование.
  • Лепка, аппликация, рисование.
  • Наблюдения, целевые прогулки.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • Чтение художественной литературы о природе.
  • Утренние беседы.
  • Работа в книжном уголке.
  • Тематические выставки работ.
  • Взаимодействие с семьей.

Виды детской деятельности: реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, восприятие художественной литературы.

Условия реализации проекта

  • Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.
  • Подборка художественной литературы.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
  • Фильмы о природе.
  • Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.

материал для художественного творчества: пластилин, цветная бумага, картон, салфетки, клей, ножницы.

План реализации проекта

  1. Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта;
  2. Создание условий необходимых для реализации проекта;
  3. Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями.

1. Проведение с детьми бесед о лесе:

  • «Благодарит и сердится природа»
  • «Маленькие помощники»
  • «Дятел – лекарь леса»
  • «В лесу пожар»
  • «Лес – мой зеленый друг»
  • «В гостях у деревьев»

2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций о лесе.

3. Дидактические игры:

  • «Природное лото»
  • «С чьей ветки детки?»
  • «Собери дерево»
  • «Что такое хорошо, и что такое плохо».

4. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Поход в лес»,
  • «По грибы мы в лес пойдём»

5. Подвижные игры:

6. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

7. Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».

8. Познавательное занятие «В гости к деревьям».

9. Рисование на тему «Наш лес».

10. Пластилинография «Осенний лес».

«Деревья и кусты осенью»,

«Деревья в парке».

«Свойства и качества дерева»,

в течение всего проекта

в течение всего проекта

в течение всего проекта

в течение всего проекта

  1. Экскурсия в лес .
  2. Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы)
  3. Викторина « Природа – наш друг?». (воспитывать экологическую культуру детей).

4. Изготовление и выставка поделок из природного материала на тему «Деревья»

Взаимодействие с родителями.

1. Информация для чтения: «Учите детей любить природу».

2. Индивидуальные беседы в вечерние часы: «Правила поведения в лесу».

3. Рекомендации: «Правила безопасности в лесу».

4.Консультация: «В союзе с природой».

5. Модернизация уголка природы (уголок леса)

Модель трёх вопросов:
1. Что мы знаем?

• Названия некоторых пород деревьев.
• Названия строительного материала, мебель.
• Загадки и песни о деревьях.
• Что даёт человеку лес.

2. Что мы хотим узнать?
• Разновидности деревьев, виды леса.
• Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
• Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
• Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
• Спросить у взрослых .
• Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
• Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
• Посмотреть телепередачи, видеоматериалы, фотографии, мультфильмы, документальные фильмы о лесе.
• Оформить фотоальбом «Наш лес».
• Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
• Посадить деревья на территории детского сада.
• Провести опыты.
Планирование:
1.Центр творчества
• Рисование на тему «Наш лес».
• Лепка на тему «Моё любимое дерево».
• Аппликация на тему «Ёлочка в гости к нам пришла».
2.Центр познания (математики)
• Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
• Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
• Подвижная игра «Деревья»
• Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
• Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
• Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
• Отгадывание загадок.
5. Центр игры
• Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
• Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
• Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».

Список необходимого оборудования и материала к проекту:
Дидактические игры:
• «Деревья»,
• «Чья тень?»,
• «Собери и назови»,
• «С какой ветки детки?»,
• «Найди похожие по форме»,
• «Третий лишний»,
• «Маленькие помощники»,
• «Охраняем природу»,
• «Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
• Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
• Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
• Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
• Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
• Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
• Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
• Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
• Деревья из картона;
• Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.
Природный материал:
• Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
• Листья деревьев;
• Шишки хвойных деревьев;
• Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
• Кора различных деревьев;
• Полено;
• Пенёк;
• Опилки;
• Стружки;
• Образец обработанного дерева-заготовки
Оборудования:
• Проектор;
• DVD проигрыватель;
• Телевизор;
• DVD диски :
«Материал – дерево» (домашняя энциклопедия);
Презентация «Что нам даёт лес?»,
«Как беречь природу».
• Мультфильмы:
«Два клёна»,
«Чьи в лесу шишки?»,
«Теремок»,
«Как стол несли»,
«Чудо-дерево»,
«Русские потешки»,
«Золотая липа»,
«Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки»,
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,
«Жило-было дерево…».
• Аудио кассеты:
Сказка «Бобры и деревья»;
«Звуки леса».
Театральные атрибуты:
• Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
• Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Художественная литература:
• Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
• С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
• К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
• К.Д. Ушинский «Дятел»;
• С. Маршак . Откуда стол пришёл?

• Г. Ладошников. Новый дом.
• З.Александрова. Птичья Ёлка.
• Е.Соколова. Живая ёлочка.
• Е. Соколова. Зелёная красавица.
• А. Часовников. Лесорубы.
• А. Часовников. Комбинат.
• А. Часовников. Сплавщики.

  • Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
  • Знают правила поведения в природе;
  • Имеют представления о последствиях экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений);
  • Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса;
  • Развита связная речь, обогащен словарь детей;
  • Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года;
  • Воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять;
  • Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
  • Принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;
  • Понимают важность бережного отношения к лесу.
  • Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
  • Расширен кругозор экологических знаний.

Перспектива: в целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ и окрестностях города.

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.

2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.

4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.

5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2004.

10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009. – 144с.

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • С Праздником! (1)
  • Игры для запоминания цифр (1)
  • Конкурсы 2020 (1)
  • Ура! Первый снег (1)
  • Развитие речи (1)
  • Что за чем и почему? (1)
  • Коллективная работа “Ёлочка” (1)
  • Д/И”Чего много в мешках?” (1)
  • Конкурс “Мандала” (1)
  • Занятия по лепке (1)
  • Праздник Осени (1)
  • Сказка ” Петушок и бобовое зернышко” (1)
  • “Овощи и фрукты” (1)
  • Упражнения с шариком и кольцами Су – Джок. (1)
  • Правила поведения в летний период (1)
  • Графические диктанты по клеточкам (1)
  • Игра “Зоркий глаз” (1)
  • Осторожно ,тонкий лед (1)
  • Консультация для родителей. Тест “Рисунок семьи” (1)
  • Буквенные дорожки-лабиринты (1)
  • Су-Джок терапия (1)
  • Здоровый образ жизни (1)
  • Рассели по домикам (1)
  • Детям о снеге (1)
  • Игры дома и в саду по пожарной безопасности (1)
  • Выступление на педагогическом совете (1)
  • Открытое занятие (1)
  • Консультация для родителей (8)
  • Проекты (6)
  • выступления (2)
  • Ребенок и природа (3)
  • КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ (2)

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

Проблема:
«Сломанный стул» – не бережное отношение к мебели.

Актуальность:
На одном из занятий ребёнок нечаянно сломал свой стул. В связи с чем дети «глубоко» задумались над следующими вопросами:
Из чего он сделан? Кто его мастерил? Как его можно восстановить? Что будет, если мы не будем беречь природные ресурсы (деревья)? и.т.п. поэтому, для того чтобы ответить на ряд этих актуальных вопросов, был разработан проект «Лес – наше богатство!»

  • Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
  • Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
  • Сформировать представление о том, как труден

«Путь стула в детский сад».

  • Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
  • Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
  • Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
  • Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
  • Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
  • Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
  • Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

План проведения проекта:

  • Занятие: «Лес – наше богатство!», «Рассматривание сосны»,

«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,

«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».

«Как стул появился в детском саду»,
«Больное дерево»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».

«Знакомство с деревьями нашего леса».

«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».

  • Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов

«Наш лес»,
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины».

«Лес – точно терем расписной»,

«Свойства и качества дерева»,
«Плавает – тонет».

«Благодарит и сердится природа»,
«Маленькие помощники»,
«Дятел – лекарь леса»,
«В лесу пожар».

«Смешанный лес»;
коллективная работа «Здравствуй, лес,
дремучий лес полный сказок и чудес!»

  • Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.

План – схема реализации проектной деятельности
«Лес – наше богатство!»

1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов.

Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе.

Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе.

Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород.

4.Экологическая тропа «Сосна».

Познакомить детей с деревом сосной, как главным строительным материалом нашего края. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы : его роль в жизни человека.

Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения.

Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память,

7.Работа с родителями:

· домашнее задание – изготовление поделок из природного материала.

Тема: «Лес – кладовая природы!»

Тема: «Лечебное воздействие звуков леса»

Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества.
Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево которое мне нравиться», «Как я охраняю природу».

Модель трёх вопросов для совместной работы родителей и детей:

  • Что мы знаем?
    • Названия некоторых пород деревьев.
    • Названия строительного материала, мебель.
    • Загадки и песни о деревьях.
    • Что даёт человеку лес.
  • Что мы хотим узнать?
    • Разновидности деревьев, виды леса.
    • Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
    • Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
    • Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).
  • Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
    • Спросить у взрослых .
    • Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
    • Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
    • Посмотреть

телепередачи,
видеоматериалы,
фотографии,
мультфильмы,
документальные фильмы о лесе.

  • Оформить фотоальбом «Наш лес».

1.Центр искусства

  • Рисование на тему «Наш лес».
  • Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
  • Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к

нам пришла».
2.Центр математики

  • Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
  • Дидактическая игра «Деревья» (счет).
  1. Центр движения
  • Подвижная игра «Деревья»
  • Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
  1. Центр книги
  • Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
  • Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
  • Отгадывание загадок.
  1. 5. Центр игры
  • Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
  • Дидактическая игра «Сначала – потом» (последовательные картинки)
  • Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».

Читайте также:  Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов
Ссылка на основную публикацию