Проект логопеда – Дерево знаний

Логопедический проект “По дороге к азбуке”

Разделы: Логопедия

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

«По дороге к азбуке»

ГБОУ Школа №51 дошкольные группы

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Срок осуществления проекта

Сентябрь 2016 – май 2017

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта – комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ – 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе – 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем – 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % – считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % – видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % – не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Название проекта:

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

Слабые стороны ОУ:

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;
  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба
  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Действия по реализации задач

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

  • определение направлений,
  • форм деятельности

Комплекс коррекционных занятий

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

– индивидуальный образовательный маршрут.

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая – шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД .

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание: проект разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям по обучению дошкольников элементам грамоты.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Закрепить знания детей о звуках, буквах.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Актуальность проекта:
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
– Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
– Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
– Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
– Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
– Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
– Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление наглядно-дидактического пособия “Королевство звуков и букв”
Создание сборника стихов о буквах и звуках.
Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.

1 этап. Подготовительный
– Определение целей и задач проектной деятельности.
– Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
– Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
– Составление плана деятельности.
– Первичное обследование детей.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Создание центра по обучению грамоте.
– Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной
– Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв»
– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
– Промежуточная диагностика детей.
– Подборка стихов о звуках и буквах.
– Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
– Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.
– Семинар – практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
– Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»

3 этап. Заключительный
– Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.
– Презентация сборника сказок о звуках и буквах.
– Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.

4. Портрет Гласика (характеристика звука).
5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов).
6. Игры «Угостим Гласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Игра «Прогулка Гласика» (определение места звука в словах).
8. Игры «Подружим Гласиков», «Глассики поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы)
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Знакомство с согласными звуками
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (звуковички, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки со словами для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, фишки для звукового анализа.
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Согласик.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Портрет Согласика (характеристика звука).
4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического воспри¬ятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов).
5. Игры «Угостим Соласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
6. Игра «Прогулка Согласика» (определение места звука в словах).
7. Игры «Подружим звуковичков», «Звуковички поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
8 *. Знакомство с младшим братом Согласика.
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы).
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Дифференциация звуков и букв
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Согласики, буквы), наборное полотно, разноцветные флажки, карточки со словами для чтения, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живут Согласики.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах)
4. Портреты звуковичков (характеристика звуков).
5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов)
6. Игры «Угостим Соласиков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
8. Игра «Найди буквы».
9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа).
10. Упражнение «Читай и различай». (Профилактика нарушений письменной речи.)

Сказка «Королевство звуков и букв»
Жили-были в одном королевстве звуков две принцессы. В красном дворце жила принцесса, которая очень любила слушать, как громким голосом пели ее слуги. Принцессу звали Гласа, а ее слуг – Гласики. У каждого Гласика было свое имя. Шесть Гласиков пели гласные звуки. Гласа всегда носила красное платье, а гласики – красные рубашки.

«Подружим звуковичков»
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился.

«Звуковички поссорились»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит слог га. Дети называют первый и второй звук.

«Поможем ежику»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, ёжика, корзинки, яблок с картинками.
Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить согласика. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.

«Веселый автобус»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, автобуса, предметные картинки.
Согласик [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].

«Веселый грузовик»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, грузовика, предметные картинки.
Согласик [з] едет в грузовике с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [з].

«Подари подарки Согласикам»
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: изображения согласиков, предметные картинки.
Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки согласикам.

«Подари звуковичку слово»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичка.
Дети называют слова, в которых есть определенный звук.

«Веселый поезд»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование: изображения согласика, поезда с вагонами, предметные картинки.
Согласик [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.

«Подари подарки буквам»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: изображения букв, предметные картинки.
Дети дарят подарки буквам Г и К. Букве Г отдают картинки, названия которых начинаются с буквы Г. Букве К отдают картинки, названия которых начинаются с буквы К.

«Прятки»
Цель: Развитие зрительного внима¬ния и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.
Оборудование: изображения букв.
Буквы спрятаны в кабинете так, что видны только их небольшие фрагменты. Детям предлагается назвать буквы.

Вывод:
Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.

Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
7. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010
8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразви¬тия речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

Планирование логопедических занятий

Проект Чудесные листочки. Лексическая тема: Деревья.

Иваненко О.В.
учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 10 КВ г. Богородицк

Вид проекта: информационный, творческий

Продолжительность: краткосрочный (1-2 недели)

Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: расширить и обобщить знания детей по лексической теме: «Деревья»

– Побуждать интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщать их к процессу познания;

– развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;

– расширять и закреплять словарь по теме ( названия деревьев, частей дерева, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных от деревьев, подбор глаголов и слов-антонимов, образование сложных прилагательных типа желто-красный);

– формировать грамматический строй ( формы И.п и Р.п существительных мн.ч.; согласование глаголов с существительными ед. и мн. числа, существительных с числительным и фразовой речи);

-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней, познакомить родителей с задачами логопедической работы по данной теме, познакомить с играми и игровыми упражнениями по данной теме;

-активизировать родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности;

– воспитывать любовь, бережное отношение к природе;

– учить видеть красоту окружающего мира

– воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие.

Планирование и организация деятельности

Формы работы над проектом Участники Задачи

Ознакомительная беседа с воспитателями логопедической группы (формулировка задач проекта) Воспитатели,

учитель-логопед Познакомить педагогов с проектом, сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта

Подбор иллюстраций, фотографий, пособий, игр, книг по теме ( организация развивающей, познавательной, предметной среды) Воспитатели,

учитель-логопед Подобрать методическое обеспечение проекта, разработать дидактические игры, содержание консультаций

Консультация для родителей «Играем – деревья изучаем» ( знакомство с играми лексико-грамматического содержания по теме проекта) Родители, учитель-логопед Познакомить родителей с проектом, сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта

Проведении НОД учителем-логопедом в соответствии с календарным планированием Учитель-логопед, дети Соответствуют задачам НОД

«Если бы я был деревом»

«Наши зеленые друзья»

«Зачем деревья сбрасывают листья»

«Как зимуют деревья»

«Деревья нашего участка»

«Как помочь деревьям» Воспитатели, дети Организовать коммуникативные ситуации, закреплять речевые навыки детей. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу в действии.

Изо деятельность Воспитатели,

дети Организовать художественно-речевую деятельность детей, развивать творческие способности , развивать мелкую моторику детей.

Рассматривание книг и иллюстраций, листьев и плодов деревьев Воспитатели, родители, дети Организовать коммуникативные ситуации, дидактические игры. Расширять и закреплять словарь по выбранной теме. Формировать грамматический строй речи. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу в действиях. Познакомить с художественной литературой.

Дидактические игры и упражнения « Назови ласково». « Один-много», «Много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «Как назвать лес?», «Чьи плоды», «Подбери слова-действия», «Четвертый лишний» Воспитатели,

Игры и упражнения на прогулке « 1-2-3 – к дереву беги», «Найди свой дом», «Найди такой же», «Разложи листочки в порядке увеличения, уменьшения размера», «Назови цвет листочка» Воспитатели,

Ознакомлении с художественной литературой:

Чтение стихов, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о деревьях .

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

Е.Трутнева «По лесным тропинкам».

Н.Сладков «Осень на пороге».

Б. Заходер «Почему деревья ходят» Воспитатели, родители, дети

Заучивание детьми стихотворений о деревьях Воспитатели, родители, дети

Творческие работы родителей и детей:

Как нас лечат деревья (изготовление листков-памяток)

Работы на тему: «Самый большой и самый маленький кленовый листок», « Чудесные листочки»( поделки из листьев) Родители, дети Повышать уровень активности, психолого-педагогической культуры родителей. Способствовать формированию эмоционального контакта родителей с детьми.

Итоговая НОД с родителями Учитель-логопед, дети, родители Соответствуют задачам НОД.

Подведение итогов конкурса творческих работ Учитель-логопед, дети, родители Оформить выставку работ.

Подведение итогов реализации проекта на педсовете. Учитель-логопед, педагоги ДОУ Проанализировать отношение всех участников образовательного процесса к проекту, результативность развивающего и коррекционного процессов. Обобщить проект, систематизировать практический материал.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»

Ирина Сумина
Логопедический проект «Дерево родственных слов»

Паспорт проекта

«Дерево родственных слов»

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь – апрель)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Руководитель проекта: учитель-логопед Сумина И. Н.

Участники проекта: дети подготовительной группы 6 – 7 лет, родители, учитель-логопед.

Масштаб проекта: в рамках одной возрастной группы

Актуальность проблемы:

В последние годы резко возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся отставанием от нормы компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Особые трудности возникли у детей в подборе родственных слов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. В связи с этим родилась идея долгосрочного проекта «Дерево родственных слов».

Гипотеза:

Развитие навыков словообразования положительно скажется на дальнейшем обучении детей в школе, предупредит нарушения устной и письменной речи (дислексию и дисграфию).

Цели проекта:

Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами.

Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.

Обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

Учить подбирать родственные слова к заданному главному слову

Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе родственных слов.

Формировать умение выделять родственные слова из текста.

Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.

Развивать память, внимание, мышление, практические способности.

Развивать умения решения проблемы с помощью взрослого.

Воспитывать инициативность, самостоятельность детей.

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта

1. Программно – методическое обеспечение:

– Образовательная программа Н. В. Нищевой «Коррекционная работа в ДОУ для детей с ОНР»

– «Родственные слова» В. В. Коноваленко

– учебно-методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» под ред. Т. В. Волосовец.

2. Работа учителя – логопеда

– Сбор информационного материала для реализации идеи.

– Организация развивающей, познавательной среды.

– Организация тесного взаимодействия логопеда и воспитателей группы с целью достижения максимально качественного результата.

– Составление перспективного плана работы по теме проекта.

3. Работа с родителями

– Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективной помощи детям по теме выбранного проекта (анкеты)

– Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту

Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие по заявленной проблеме.

1. Работа логопеда по обеспечению реализации проекта

– Развивающая среда на индивидуальных занятиях с логопедом

– Решение проблемных ситуаций: «Что такое родственные слова?» «Почему их называют родственными?»

– Подборка иллюстративного материала для оформления наглядного материала.

– Оформление альбома «Сад родственных слов»

– Оформление картотек по теме

– Дидактические игры: «Вспомни и повтори», «Узнай слово по описанию», «Объясни слово»

2. Работа с детьми

– Ознакомление детей с предстоящей работой по проблеме.

– индивидуальные занятие «Дерево родственных слов».

– подгрупповое занятие «Ловись рыба, рыбка и большая рыбища»

– фронтальное занятие «Родственные слова»

3. Самостоятельная деятельность детей

– Дидактическая игра с иллюстрациями, выбор любимых родственных слов.

– Задание для детей в индивидуальных тетрадях по теме «Родственные слова»

4. Работа с родителями

– Анкетирование о предстоящей работе по проекту.

– Консультация: «Как умение подбирать родственные слова влияет на грамотность будущего школьника?»

– Изготовление макетов для книги «Дерево родственных слов».

5. Работа с педагогами

– Организация совместной деятельности: ознакомление с планом работы, сроках реализации проекта, предстоящих мероприятиях работы с детьми.

– Консультация для педагогов группы «Как подбирать родственные слова».

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

1. Определение уровня реализации проекта

– Открытая непосредственно образовательная деятельность «Стройка»

– Подведение итогов реализации проекта

2. Определение перспектив дальнейшей работы

– Подготовка и проведение консультаций для педагогов.

– Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе

3. Распространение педагогического опыта

– публикация опыта работы

– консультации для педагогов

4. Ожидаемые результаты проекта

Сформированы представления о родственных словах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы родственных слов, из текста. Исключают лишние слова, не подходящие по смыслу. Умеют группировать родственные слова путем разделения по смыслу.

Успешно социализированы в обществе.

Участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.

Отчёт о реализации проекта «Дерево родственных слов»

По результатам проведённого в начале учебного года логопедического обследования детей подготовительной группы, выявила проблему: дети испытывали трудности в подборе родственных слов, у них были не сформированы словообразовательные навыки.

Программа логопункта направлена в основном на коррекцию звукопроизношения в рамках индивидуальных занятий. Поэтому работу по формированию словообразования и словоизменения решила проводить в форме проекта. Разработала перспективный план по использованию лексико-грамматических заданий на индивидуальных занятиях. Затем сформировала картотеку игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и картотеку картинного материала родственных слов.

Каждый из детей нарисовал дерево с корнями, стволом, кроной, провели беседу о частях дерева и сделали вывод, что корень – это самая главная часть и у дерева, и у слова. И начали использовать дерево на занятиях как атрибут дидактической игры «Дерево родственных слов».

Родители воспитанников принимали активное участие в реализации проекта. Итогом нашей совместной работы стала Творческая мастерская. В результате работы Творческой мастерской была создана книга «Сад родственных слов». Каждая страничка в этой книге именная с деревом родственных слов.

По окончании проекта было проведено фронтальное тематическое занятие по теме родственные слова «Путешествие в космос», приуроченное к праздничной дате – Дню космонавтики. Дети подбирали родственные слова к словам ЛУНА, ЗЕМЛЯ, КОСМОС, ЗВЕЗДА, составляли сложные слова ЛУНОХОД, МАРСОХОД, ЗВЕЗДОПАД, КОСМОЛЁТ и объясняли их лексическое значение, и это не составляло для них труда.

Вывод: реализованный проект «Дерево родственных слов» оказался интересным, продуктивным, полезным для всех участников. У детей сформированы навыки словообразования и словоизменения, что является профилактикой дислексии и дисграфии у будущих школьников.

Стихотворение «Снежные слова» для заучивания родственных слов с движениями для детей 6–7 лет Стихотворение «Снежные слова» Николаевой Н. В. (Заучивание родственных слов, образованных от слова «снег» с движениями и опорой на видео.

Детско — родительский информационно — исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи» Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи» Тип проекта: информационно – исследовательский,.

Краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи» Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений.

Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить» Логопедический проект «Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить». Разработала: учитель – логопед Виноградова С. В. Цель проекта:.

Логопедический проект для детей раннего возраста «Говорилки с малышами» Название проекта «Говорилки с малышами» Тип проекта: долгосрочный, познавательный Название учреждения МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка» Участники.

Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» Выполнила учитель-логопед МДОУ дс №5 «Тополёк» пгт. Кокуй Злобина А. А. Содержание: Раздел I Информационная часть 1. Паспорт проекта Раздел.

Педагогический проект «В мире слов» для детей подготовительной группы с Нвнр Педагогический проект для детей подготовительной группы «В мире слов» Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность проекта.

Познавательный проект. Мини-музей «Чудо-дерево» В течение нескольких лет ведется работа по разработке и внедрению различных образовательных технологий, в частности по программе ФГОС в.

Проект «В мире Вежливых слов» Тип проекта: информационно- познавательный Вид проекта: фронтальный Продолжительность: краткосрочный (08.02.2016 – 19.02.2016) Участники.

Логопедический проект «Здоровячок-речевичок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Долгосрочный логопедический проект

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Муртазина Айсылу Радиковна

МАДОУ детский сад № 29

Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях……………………….5

Этапы работы над проектом………………………………………………………. 6

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Информация об авторе проекта:

Муртазина Айсылу Радиковна

Должность и место работы

учитель-логопед МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамска Республики Башкортостан

Тел.: 89874875597, электронная почта: murtazina- aysylu@mail.ru

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка» г. Нефтекамск

Тип проекта: долгосрочный

Дети подготовительных групп № 3, № 4, родители, педагоги.

Время реализации проекта:

С 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года.

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.

Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования – процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

изучение и анализ литературы

эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный

теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;

• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

1 этап – подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

Определение системы мероприятий по реализации проекта.

Изучение уровня компетентности родителей по проблеме – анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».

Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».

Проведение мастер-класса для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».

Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Логопедический и точечный массаж

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

5. Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

6. Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Психогимнастика – это метод психотерапии , который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов, например, резиновый мяч, массажёров, маленьких фигурок и т.д.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Основной принцип заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Релаксация – глубокое мышеч­ное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достиг­нутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Кинезиология («Гимнастика мозга») – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это метод лечения с использованием кистей и стоп. С помощью шариков («ёжиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Песочная терапия – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

3 этап – заключительный

Задачи: презентация продукта деятельности

Подведение итогов проекта.

Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете и размещение на сайте материалов из опыта работы «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».

Практический материал по реализации проекта (картотеки)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений.

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушениями речи.
Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

В сентябре 2017 года у 14 детей были нарушены свистящие звуки, у 13 – шипящие, у 33 дошкольников – звуки Л, Ль, у 24 дошкольников – звуки Р, Рь.

В феврале – свистящие звуки осталось исправить у 4 детей, шипящие у 5-ых, у 15 дошкольников – звуки Л,Ль, а звуки Р, Рь у 14 дошкольников.

Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007

Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, 2010

Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2014

Коновалова Н.Г., Корниенко Л. В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2016

Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. Логопедический массаж. – М.: ТЦ Сфера, 2015

ПРОЕКТ “МОЕ ДЕРЕВО”. ПОДГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ. »
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

ПРОЕКТ “МОЕ ДЕРЕВО”. ПОДГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ. » ( подготовительная группа, третий период обучения, ОНР ).

Скачать:

ВложениеРазмер
ekologicheskiy_proekt_moe_derevo.docx166.74 КБ
proekt_les_derevya.docx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Инженерно- техническая школа им. П.Р. Поповича.

Экологический проект « Мое дерево».

Воспитанники старшей группы

Учитель – логопед: Чиликина Н.К.

Учитель – дефектолог: Морозова Э.И.

Педагоги- группы: Омельченко И.С

Экологический проект « Мое дерево».

  1. Стратегия достижения поставленных задач:

7.1 Подготовительный этап.

7.2. Основной этап .

7.3. Заключительный зтап.

8. План реализации проекта.

9. Ожидаемые результаты.

10. Обеспечение проекта.

11. Перспективы дальнейшего использования.

12. Список литературы.

1.. Пояснительная записка.

Экологический проект « Наше дерево» позволяет детям ближе познакомиться с объектами ближайшего окружения, с которыми они сталкиваются каждый день .Практическая исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребенка.

Чиликина Н.К. – учитель – логопед ГБОУ Сош № 1847 Морозова Э.И. – учитель – дефектолог ГБОУ Сош №1847

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект.

Дети старшего дошкольного возраста ,родители дошкольников ДОУ.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование основ экологического мировоззрения через различные виды деятельности.

  • Способствовать развитию мышления, эмоциональной сферы, сенсорных навыков.
  • Обогащать пассивный и активный словарь детей.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Использовать в процессе занятия различные языковые средства.
  • Способствовать формированию коммуникативных способностей.

Сроки реализации проекта

  • Дети старшей группы
  • Педагоги ГБОУ Сош №1847
  • Родители дошкольников

Стратегия достижения поставленных задач

8.1 .Подготовительный этап:

  • Изучение литературы по теме.
  • Уточнение формулировок проблемы , темы, целей и задач.
  • Подготовка и подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала и оборудования.
  • Консультации и привлечение к сотрудничеству родителей.
  • Оформление картотеки стихов ,загадок, стенда и книжного уголка о деревьях.

8.2. Основной этап.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев.
  • Беседа: вопросы к детям об основных частях дерева; их назначении; сравнение: сходство и различие; размеры по величине.
  • Отгадывание загадок, чтение стихов.
  • Д/и «отбери и назови» – глаголы действия из стихотворения « Шефы»
  • Аппликация «Кормушка для синичек».
  • Конструирование «Общей кормушки для птиц»
  • Д/у « Залечи ранку на дереве» и расскажи.
  • Проведение экскурсии для родителей с показом рисунков деревьев и рассказа о том, как и почему надо их беречь.
  • Выставка поделок из бросового материала «Наше любимое дерево».

8.3. Заключительный этап – обобщающий.

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
  • Закрепление знаний и поведенческих навыков.
  • Итоговое занятие на тему : Составление рассказа « Мое дерево»

Ожидаемые результаты проекта.

  • Использование полученных знаний в активной речи детей.
  • Создание предметно – практической среды, способствующей бережному отношению к окружающей среде.
  • Обогащение словаря детей; совершенствование диалогической и монологической речи.
  • Формирование коммуникативных способностей у детей.
  • Технические средства обучения – проигрыватель, музыкальный центр.
  • Наглядные методические пособия.
  • Методическая литература.
  • Плоскостной театр « назови любимое дерево»
  • Подборка книг со стихами, рассказами, пословицами и поговорками о деревьях.
  • Выставка работ с участием детей и родителей дошкольников.
  • Фланелеграф, магнитная доска.
  1. Н.А Рыжова « Экологический проект « Мое дерево». ТЦ « Сфера» 2006г.
  2. Р. И. Мустафаева, В. Н .Мезенцева, О.П.Власенко ; Комплексно – тематическое планирование по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  3. « Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств.» В.И. Натарова и др.г .Воронеж, ТЦ «Учитель».
  4. Программа экологического образования детей» Н.С. Кондратьева и др. 2-е издание Спб

« Детство –пресс» – 2011.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты; деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности, что является весьма актуальным для современных детей, особенно живущих в крупных городах, в которых дети редко общаются с природой. Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и большим интересом участвуют в подобных исследованиях и является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. При этом расширяется и активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, грамматический и интонационный строй речи, развивается и совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи.

В последнее время отмечается резкое снижение уровня речевого и интеллектуального развития у дошкольников. Подобные отклонения часто сказываются на их последующем развитии. Одной из причин снижения уровня развития детей является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах развития у детей образного восприятия окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях в детском саду, помогают детям во время наблюдений, понять происходящие в природе процессы и провести собственные исследования. А в итоге, способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека, поведения.

Создание чувственного и образного восприятия окружающего мира в рамках экологического проекта « Наше дерево» с учетом интегрированного подхода. В процессе которого, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.

1.Способствовать активному участию в исследованиях каждого ребенка таким образом, чтобы каждый хотел участвовать в экологическом проекте;

2.Предоставить детям право выбора, т.е. ряд заданий можно выполнить всеми участниками проекта, а какую-то часть работы предоставить выполнить самостоятельно ( рисунок об изменении дерева).

3.Способствовать формированию интереса за развитием наблюдательности в процессе выполнения заданий при определении объекта исследований

4. Учить читать наизусть стихотворные тексты из произведений; воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

5.Способствовать формированию коммуникативных способностей.

6.Привлекать родителей к чтению произведений

Читайте также:  Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии
Ссылка на основную публикацию