Проект для детей старшего дошкольного возраста ‘Мы все разные, но дружные’

Проект ко Дню народного единства «Все мы разные, все мы дружные»

Мария Чуркина
Проект ко Дню народного единства «Все мы разные, все мы дружные»

Проект ко Дню народного единства «Все мы разные, все мы дружные»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Для каждого чувство Родины свое. Это и любовь к родным местам, любовь самых близких и родных людей, гордость за дедов и прадедов. Дошкольный возраст самый благодатный для воспитания патриотических чувств. Для достижения определенного результата, необходимо находить такие формы и методы работы с детьми, которые бы гармонично и естественно наполняли их мировоззрение нравственным содержанием, знакомили с окружающим миром, историей и культурой родного края и России. Метод проектов занимает важное место в работе с воспитанниками ДОО и их родителями, он помогает решать задачи нравственно-патриотического воспитания, развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, основанных на ознакомлении с традициями, достопримечательностями, памятниками, историей.

-Расширять представления детей о национальных праздниках, о народах проживающих в России и ближнем зарубежье.

– Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям.

– Воспитывать чувство гордости за силу России, любовь и уважение к русским национальным героям. Вовлекать родителей в активное сотрудничество.

– Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.

– Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

– У родителей проявить интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный

Продолжительность: краткосрочный (с 17 октября – по 4 ноября)

Состав участников: социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатели, хореограф, дети старших групп.

Реализация проекта:

I этап – организационно-подготовительный (с 17октября – 19 октября)

– Формулирование целей и задач проекта;

– Обеспечение и изучение методической литературы по теме проекта;

– Планирование работы по реализации проекта;

– Разработка методов и приемов работы по теме проекта;

– Подбор материала ко Дню народного единства.

II этап – основной (с 19 октября – 2 ноября)

Практическая деятельность по решению проблемы;

Разучивание Гимна России, песен о России, о Родине.

Чтение произведений с дальнейшим анализом С. Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Единство навсегда», «День народного единства», «В день единства будем рядом».

Слушание: «Любить мне Россию» сл. В. Сладневой, муз. В. Чернявского; «Походный марш» Д. Кабалевский, «Гимн России» ….

Беседы по теме проекта: «Что означает – народное единство», «Кто такие Минин и Пожарский».

Работа с родителями: подготовка костюмов к празднику

III этап – заключительный (3 ноября)

Изготовление стенгазеты «Костюмы народов России и ближнего зарубежья»

Организация выставки «Куклы в народных костюмах»

Проведение тематического развлечения «Все мы разные, все мы дружные»

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Организационно-подготовительный этап (с 17октября – 19 октября)

Подбор стихотворений, произведений, бесед, тематических песен для пения.

Основной этап (с 19 октября – 2 ноября)

Мероприятия по работе с детьми:

1. Познавательное развитие.

– Беседы с детьми об истории праздника «День народного единства», «Россия – Родина моя», «Какие народы живут в России».

– Рассказ с презентацией: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому».

– Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.

– Поисково-исследовательская деятельность: «Как мы сделаем стенгазету?».

– Коллективное изготовление стенгазеты «День народного единства».

2. Речевое развитие

– Писатели и поэты о празднике «Родина моя» Т. Коти, заучивание стихов – «Лучше нет родного края» Воронько, «Родина» З. Александрова.

– Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство.

– Книги для чтения и рассматривания:В Жуковский: «Родного неба милый свет», К.Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М.Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З.Александрова: «Родина»,А Прокофьев: «Родина», С.Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок).

3. Социально-коммуникативное развитие

– Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие по Ненецкому краю».

-Безопасность нашей страны, границ государства. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

– Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Российские воины»: аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением баталий, боёв, парада и т. п. (Игры-спутники: «Моряки», «Лётчики», «Пограничники»).

4. Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Кукла в национальном костюме».

Лепка: «Флаг России». (метод размазывания пластилина)

Аппликация: «По горам, по долам».

Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

Слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

5. Физическое развитие

Разучивание игр народов России.

Русские игры: «Салки», «Золотые ворота», «Горелки».

Украинская игра «Цапля», ненецкая игра «Перетягивание на палках» .

Мероприятия по работе с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ. Выставка творчества детей – рисунки, аппликации.

Заключительный этап (3 ноября):

– организация выставки «Куклы в народных костюмах»;

– стенгазета «Костюмы народов России и ближнего зарубежья»;

– проведение тематического развлечения с детьми и родителями «Все мы разные, все мы дружные».

«Мы разные, но мы — едины!» Сценарий праздника «День народного единства» «Мы разные, но мы – едины!» Здравствуйте, дорогие друзья! После долгого перерыва рада снова встрече с вами! Предлагаю вашему вниманию.

«Белоснежка и все, все, все». Новогодний утренник для старшей группы Дети вбегают в зал, выполняют праздничное перестроение. 1 вед. : День чудесный настает, к нам приходит Новый год! Праздник смеха и затей,.

Комплексное занятие на нравственно-этическую тему «Все мы дружные ребята» в средней группе Дидактическая цель: Учить устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Тип занятия: комплексное Задачи: • Воспитывать доброжелательное.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст) .

«Незнайка и все-все-все». Литературная игра в 3 классе Незнайка и все-все-все Литературная игра 3 класс Географический На макете Цветочного города написать названия реки, улиц, бульваров, аллей.

Познавательный проект в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Познавательный проект в подготовительной группе №8 Тема: “Все профессии важны, все профессии нужны. ” Тип проекта: творческий, информационный,.

Проектная деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны». Годовой проект в средней группе Проектная деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны». Годовой проект, в средней группе. 2016-2017 уч. год. Воспитатель.

Сценарий новогоднего утренника для неговорящих детей «Дед Мороз и все-все-все!» Сценарий новогоднего утренника для детей с ОВЗ «Дед Мороз и все-все-все!» (разработан для неговорящих детей) Действующие лица: Дед Мороз,.

Театрализованная постановка. Сказка «Медведь и все-все-все» Действующие лица: Ведущая, Медведь, Заяц, Ежиха, Белка, Кот, Лиса, Собаки (три, Петух, Курочка, Мышка, Вороны (две). Занавес закрыт,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, но дружные»

Актуальность.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордвины, армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, казахи, корейцы, немцы, поляки, таджики, украинцы, цыгане и т. д, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д.

И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Проект построен на следующих принципах:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Цель проекта – вызвать толерантное отношение детей разных национальностей, проживающих в нашем городе.

Задачи:

Познакомить ребят с особенностями культур разных народов, живущих бок о бок в нашем городе, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором.

Воспитательные: способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота; воспитывать у детей чувство толерантности, уважать культуру и традиции своего и других народов

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, креативное мышление, пополнить словарь детей словами, принадлежащих разным народам.

Тип проекта:

– исследовательский
– групповой
– средней продолжительности (1,5 месяца)

Участники проекта:

– дети
– родители
– воспитатели
– музыкальный руководитель
– Библиотека филиал №3
– инструктор по физвоспитанию
– татарский ансамбль «Туган тел»
– чувашский коллектив «Сувар»

Прогнозируемый результат:

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавщую культуру и традиции народов, нашего многонационального города, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Этапы работы над проектом

1. Д/в №4 2000г.
2. Д/в №40 2000г.
3. Д/в №39 2000г.
4. Журнал «Воспитатель» №3 2007г.
5. Журнал «Воспитатель №4 2009г.
6. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край».
7. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Наша Родина».
8. «Русский дом» (Самара 2000).
9. Г.Н. Данилина «Дошкольникам об истории и культуре России» (Москва 2003).
10. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры» (Москва 1995).
11. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (Москва 2004).
12. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» (Москва 2010).
13. А. Я. Ветохина…» Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Санкт –Петербург 2010).
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 2008).
15. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (Москва 2002).
16. Н. П.Саккулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 1982).
17. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (Москва 2007).
18. З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» (Москва 1986).
19. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (Москва 2009).
20. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» (Москва 2006).
21. Н.С. Голицина «Перспективное планирование воспитательно–образовательного процесса в дошкольном учреждении» (Скрипторий 2010).

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

Проект «Мы разные – мы вместе. »

Аннотация.

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Идея проекта. Создавая наш проект, у нас возникла идея пригласить в наш проект студентов РУДН (Российский Университет Дружбы Народов), в этом уникальном университете учатся студенты из 186 стран, установив с ними контакт, мы получили от них письмо и видео, о том, как они живут, как дружат, как проводят свободное время, и мы решили им в ответ послать видео нашего праздника «Дружба народов».

Читайте также:  Особенности готовности к чтению дошкольников с нарушением речи

Наш проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами в данном направлении.

Его реализация позволит содействовать формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран.

Авторы проекта: Воспитатель Серкина Марина Рудольфовна

Музыкальный руководитель: Гридина Марина Викторовна.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ, студенты РУДН. Связь с социальными партнёрами города (коллективы ОЦНК – ансамбль «Сеётэй Ямал», ансамбль татарской песни «Дуслык», детский ансамбль казачей песни «Любо», библиотека семейного чтения, библиотека «Дружбы народов»

Вид проекта: инновационный, социально – познавательный, групповой, среднесрочный (3 месяца)

База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 17 «Золотая рыбка»

У меня есть друг, а это значит я счастливый человек!
Дружба удваивает радости и настолько же сокращает горести!
Дружба делает наш мир лучше, счастливее спасает от войн и раздоров!

Актуальность проекта: В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам, в последние годы в детских садах посещают дети разных национальностей с разными семейными традициями, особенно это актуально в городе Салехард.

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Цель проекта: Нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов. Знакомство с разными странами их символикой. Знакомство с жизнью студентов разных стран в РУДН – Российский Университет Дружбы народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.

1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через стихи, песни, танцы, игры народов мира.
2. Развивать нравственные основы личности, нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
3. Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, певческих и творческих навыков.

1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Условия и пути реализации проекта:

Проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

• Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран,умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

• заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

• расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

• обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Механизм реализации проекта:

· Установление контакта с РУДН (Российским Университетом Дружбы Народов, город Москва);

· изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;

· пополнение развивающей среды в группе по теме «Страны мира»;

· работа с педагогами ДОУ;

· работа с родителями;

· мониторинг управления качеством реализации проекта.

Инновационная направленность проекта: На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства. В наш проект мы решили пригласить студентов РУДН. (Российского Университета Дружбы Народов)

Новизна проекта: В нашем проекте участвует единственный в нашей стране Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)

Связь с образовательными областями.

Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках. Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Дать элементарные знания о жизни народов разных стран, символике, играх и традициях, о природе и климате разных стран, географическим положением разных стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с разными странами мира.

Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях, при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.

Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр разных страх.

Формы работы.
Родители:

Консультации на тему: «Толерантность», участие в выставке творческих работ (Рисунок «Народы мира»), конкурс «Кукла в национальном костюме», родительское собрание «Мы разные», изготовление костюмов и атрибутов к итоговому празднику.
Дети:

Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции
разных народов), просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев,
поделки, рисунки, знакомство и письмо студентам РУДН.
Социум:

Студенты РУДН, Сотрудничество с библиотекой «Дружбы народов», экскурсии в музей им. МВК «Шемановского», сотрудничество с культурными организациями города Салехард ( Ансамбль татарской песни «Дуслык» ОЦНК, ансамбль песни и танца «Сеётей ЯМАЛ» ОЦНК, ансамбль казачьей песни «ЛЮБО» ОЦНК.

Содержание проекта:

1 этап. Подготовительный (февраль 2016год)

Подбор информации, дидактического материала, проблемы проекта.

Подбор конспектов НОД по теме. Подбор презентаций. Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов». Разработка и составление сценария праздника «Дружба народов», подбор музыкального сопровождения и репертуара.

2 этап. Основной (март 2016 год)

Выставка рисунков «Дружба народов». Консультации на темы: «Песни. Танцы. Игры». Создание игротеки «Народные игры». Библиотека «Путешествие по странам» (Греция, Германия, Россия). Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов». Конкурс – выставка кукла в национальном костюме Оформление папки – передвижки по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседы, НОД о разных странах народах, символике, просмотр презентаций. Работа с социальными партнёрами города Салехард (ОЦНК, Библиотека…), города Москва (студенты РУДН – Российского Университета Дружбы Народов)

3этап: Заключительный (апрель 2016 год)

Итоговое мероприятие – праздник «Дружба народов». Награждение активных детей, родителей. Ответное письмо студентам РУДН, видео праздника.

Ожидаемые результаты:

– Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

– заинтресованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

– расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

– обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Заключение:

В результате проделанной работы по реализации проекта достигнута, поставленная в начале проекта цель, реализованы задачи. Дети обогатили свои знания о разных странах, народах и их традициях. Установлено сотрудничество с РУДН (Российским Университетом Дружбы Народов)

1. Дети усвоили что мир и дружба – самое важное на планете Земля.

2. Люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и народов разных стран. Произошло укрепление взаимотноошений между детьми, студентами, педагогами и родителями. Улучшился психологический климат в ДОУ!

3. Родители педагоги и дети усвоили, что толерантный путь – путь человека, который знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам и традициям.

Вывод: Такой проект решено организовывать ежегодно на базе нашего сада, вовлекая другие МБДОУ города.

Техническое обеспечение: компьютер, принтер, фотоаппарат, телевизор, проектор, аудио и видеотехника, материалы на печатной основе, методические пособия, музыкальный материал (ноты), учебно-методическая литература, мультимедийные презентации, фонограммы песен, танцев, игр дидактические игры различные атрибуты для творчества (костюмы, музыкальные инструменты,

Правовое и нормативное обеспечение проекта:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

• Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

• Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ (с изменениями).

• Закон РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 “Об образовании” (с изменениями).

• Решение коллегии №1 от 10.02.2010г. «Проблемы формирования толерантности в современном обществе»

Литература:

1. Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.

2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность – дорога к миру» М. 2001г.

3. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479 с.

4. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» – М.: ЦГЛ, 2004.

5. Апполонова Н. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.

6. Дошкольная педагогика № 42013 г. Стр.13

7. Заббарова, М. Г. «Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников» / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – С. 527 – 530

8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России» М.: 1998.

9. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» СПб.: Детство-Пресс, 2004

10. Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.

11. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

12. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Под редакцией Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1998.

Педагогический проект «Мы такие разные, и мы вместе»

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Заложенные в каждом ребенке индивидуальные особенности, разный подход в воспитании детей дома являются основой зарождающейся личности со своими интересами, склонностями, желаниями. В коллективе детей важным является сохранить индивидуальность каждого ребенка, и в то же время так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью маленькой ячейки общества – группы, со своими устоями, правилами и нормами поведения

Участники проекта – воспитатели, вновь пришедшие в детский сад дети средней группы (4-5 лет), их родители.

Тип проекта – педагогический.

Масштаб – долгосрочный.

Проблема. В предстоящем году в нашу группу придут дети четырехлетнего возраста. Предстоящее посещение ребенком дошкольного учреждения вносит в его жизнь много изменений: это в первую очередь и отсутствие родителей, близких людей; требования установленного в детском саду режима дня; правила и нормы поведения, к которым необходимо привыкнуть; контакты со сверстниками, каждый из которых является уже личностью со своими желаниями и привычками; новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного; другой стиль общения между взрослыми и коллективом детей группы.

Чем старше дети, тем на более долгий срок растягивается период адаптации и сложнее привыкать к новой обстановке.

В основу данного проекта легла система занятий пособия для практических работников детских садов «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет», автор-составитель И.А.Пазухина.

Цель проекта: Освоение детьми мира чувств через знания, умение распознавать и обращаться с ними, развитие свободного общения. Создание условий для усвоения детьми правил коммуникации и взаимодействия с другими людьми, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений

Задачи проекта:

  1. Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения.
  2. Развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; формирование внимательного отношения к людям и друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики; понимания того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
  3. Знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
  4. Осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи.
  5. Вовлечение родителей в образовательный процесс, сплочение детско-родительского коллектива группы.
Читайте также:  Конспект логопедического занятия в 1 классе - Дифференциация звуков (Л)-(Л')

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и их родители.

Срок реализации — с 15 сентября 2014 года по 29 мая 2015 года.

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить поэтапно. Каждый этап подразумевает 3 этапа:

I этап – Организационный.

Выявление уровня эмоционально-волевой сферы детей, представлений ребенка о себе и ближайшем окружении. Подбор игр, игровых упражнений, методов и форм работы с детьми. Подбор произведений художественной литературы, картинок, дидактического и наглядного материала для организации образовательной работы. Разработка консультативного материала для родителей. Разработка плана работы с детьми, согласование планируемых мероприятий с администрацией детского сада, вторым воспитателем группы. Распределение обязанностей между воспитателями.

2 этап – Основной (содержательная часть)

1. Педагогическое просвещение родителей о развитии эмоциональной, волевой сферы, об особенностях личностного развития детей 4-5 лет.Вовлечение родителей в процесс развития детей: встречи с интересными людьми, подготовка детских презентаций «Мое имя», «Что я люблю» и др.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Реализация поставленных целей и задач будет проходить на протяжении всего учебного года. Основной образовательной единицей будут образовательные ситуации, проводимые в разные режимные моменты. Форма организации – групповая и подгрупповая. Задействованы будут все режимные моменты: утренний прием детей, время перед завтраком, после занятий перед утренней прогулкой, после прогулки перед обедом, после дневного сна, после полдника, перед ужином.

Педагогический процесс будет осуществляться в процессе совместной деятельности взрослого и детей в ходе характерных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, чтения).

Особое место в организации детей будут занимать: игра, общение со взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд.

Активно планируется использовать игровую мотивацию в организации деятельности детей. Все виды проводимых образовательных ситуаций будут проходить либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. Предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам. Слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

Поскольку у детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, для воспитателя главное – предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

Активное развитие и созревание эмоциональной сферы позволяет воспитателю направить свои усилия на пробуждение эмоциональной отзывчивости детей.

3 этап. Итоговый

Цель. Выявить уровень эмоциональной компетентности детей среднего дошкольного возраста. Проанализировать итоги реализации проекта. Разработать проект по социальному развитию детей на следующий год.

Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

Продукты проекта: детско-родительские газеты, презентации: «Мои любимые занятия», «Что люблю и не люблю кушать», «Мое имя», альбом с фотографиями детей в разных эмоциональных состояниях «Мы бываем разными», стенд «Наши настроения», игра-телевизор «Наши правила», значки с изображением запретов и рекомендаций поведения детей в группе

Ожидаемые результаты. Результатом реализации данного проекта будет сохранение индивидуальности детей группы, раскрытие личностных особенностей каждого; развитие навыков совместной деятельности, чувства общности.

Учебно-методический план программы

Недельный проект на тему: «Я и мои друзья». Участники проекта: дети старшей группы «ДОУ 4 «Калинка», родители воспитанников, педагоги.

    София Великопольская 4 лет назад Просмотров:

1 Недельный проект на тему: «Я и мои друзья». Участники проекта: дети старшей группы «ДОУ 4 «Калинка», родители воспитанников, педагоги. Продолжительность проекта: 1 неделя. Тип проекта: групповой, практико-ориентированный. Автор проекта: Камалиева Татьяна Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории. Тип проекта: групповой, практико-ориентированный. Принципы построения педагогического процесса: 1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребѐнка опирается на уже освоенное в предыдущем). 2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию). 3.Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции). 4.Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. 5.Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников). 6.Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей). 7.Преемственности взаимодействия с ребѐнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей. Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребѐнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я пришла к выводу, что у детей не

2 сформированы навыки доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим, не развита способность к сопереживанию. Большинство детей не могут управлять своими чувствами и эмоциями, плохо представляют, что такое дружба и доброжелательные взаимоотношения. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и мои друзья».. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребѐнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, сформировать у детей ценностные представления о дружеских взаимоотношениях между людьми. Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «дружба», «друзья». Многие дети не могут объяснить значимость дружбы для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаѐт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами еѐ решения. Необходимость создания и реализации проекта была обусловлена выше перечисленными факторами. Цель проекта: Цель проекта: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе. Задачи проекта: 1.Формирование представлений детей о дружбе между людьми. 2. Знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях. 3. Учить детей дружеским формам взаимодействия. 4. Развивать эмоциональную сторону детской личности. 5.Воспитывать позитивное отношение к дружбе между людьми. 6. Развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений. 7. Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств. 8. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Ожидаемый результат: За время реализации проекта «Я и мои друзья» я планирую повысить уровень знаний детей о дружбе и взаимоотношениях междудетьми. Сформировать ценностные представления о дружеских взаимоотношениях Дети приобретут навык взаимопомощи, уважения ко всему живому, умение выстраивать созидательные отношения, дружить.

3 Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет. Образовательная Формы работы с детьми область Познавательное Рассматривание иллюстраций, семейных и развитие групповых фотографий, картин из серии «Моя семья» Непосредственная образовательная деятельность: Беседы на тему: «Право на имя. Семейные традиции», «Дом, в котором я живу. Хозяйство семьи.»; «Детский сад-моя семья»; Обсуждение и заучивание с детьми поговорок и пословиц о семье, о дружбе. Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками». Дидактическая игра: «Домашний труд», «Папа, мама, я дружная семья», Пальчиковая гимнастика «В гости мы зовем друзей» Социально коммуникативное развитие Художественное эстетическое развитие и физминутки «Моя семья», «Детский сад». НОД: чтение и обсуждение произведений «Ласковое слово» Воронкова; «Друг детства» Драгунский. Рассказ детей: «Мой лучший друг» (книжкималышки) В.Осеевой «Волшебное слово» Чтение стихотворений: Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать друга». – беседа – игра на тему, «В мире людей. Моя семья», – викторина «В какой сказке встречаются семьи». Итоговое НОД: «Венок дружбы» Художественное творчество: НОД: рисование «Моя мама». «Моя счастливая семья»; «Дерево дружбы», «Мой друг» аппликация «Букет для мамы», Рубашка для папы», «Дружные дети» Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе, о друзьях, просмотр сказок и мультфильмов о дружбе.

4 Речевое развитие Физическое развитие. Работа с родителями НОД: беседа – игра на тему, «В мире людей. Моя семья», викторина «В какой сказке встречаются семьи». Беседы на тему: «Право на имя. Семейные традиции», «Дом, в котором я живу. Хозяйство семьи.»; «Детский сад-моя семья»; Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье, о дружбе.. Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье, о дружбе. Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». Физкультминутка «Семья», «Ладошки», Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом». подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево». Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; Конкурс кормушек; изготовление книжек-малышек о дружбе, «Дерево дружбы» Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». Индивидуальные семейные консультации. Работа по реализации проекта. 1 этап (постановка проблемы): Постановка проблемы, цели и задачи, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, подбор материалов. Опрос детей, «Что такое дружба», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий с детьми и родителями. 2 этап (подготовительный): Педагоги: Разработка перспективного планирования по разным областям

5 образовательной деятельности. Подбор наглядного материала: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. С детьми: в процессе самостоятельной деятельности, рассматривание семейных фотоальбомов ; чтение книг о семье и о дружбе, рассматривание картин, иллюстраций, слушание детских песни о дружбе. С родителями и детьми: просмотр познавательных передач, чтение книг по теме «Моя семья», «Дружба». 3 этап (основной) проведение бесед на темы, «В мире людей. Моя семья»; «Право на имя. Семейные традиции»; «Дом, в котором я живу. Хозяйство семьи»; «Детский сад – моя семья»; ; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Заучивание стихотворения О. Высотской «Моя семья», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Обсуждение и заучивание с детьми поговорок и пословиц о семье, о дружбе: чтение и обсуждение произведений: «Ласковое слово» Воронкова; «Друг детства», Драгунский. Рассказ детей: «Мой лучший друг» В.Осеевой «Волшебное слово» Изодеятельность: рисование «Моя семья», «Моя милая мама», «Мой лучший друг». Коллективная творческая работа «Дружные дети». Совместные конкурсы детей и родителей: «Моя счастливая семья», «Кормушки для птиц», «Дерево дружбы». 4 этап (заключительный). Итоговое занятие «Венок дружбы» Выставка детских работ: рисунков по теме «Моя семья», «Мой друг», фотографии кормушек, сделанных совместно с родителями, книжек малышек о дружбе с пословицами, поговорками, загадками и песнями. Вывод: Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье и дружбе. За время реализации проекта «Дружба» уровень знаний детей о семье и дружбе значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о дружбе в коллективе. Научились уважать друг друга, управлять своими чувствами и эмоциями.

Проект: «Дружба начинается с улыбки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Колпинского района г.Санкт-Петербурга

Паспорт педагогического проекта

«Дружба начинается с улыбки»

Автор проекта:
Воспитатель:

воспитатели, родители и дети группы «Теремок»

Паспорт педагогического проекта

Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Творческий проект во второй младшей группе «Дружба начинается с улыбки».

Тип проекта: творческий.

Участники: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации: 1 неделя.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

Читайте также:  Нормативные показатели развития связной речи детей дошкольного возраста

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации);

подбор подвижных игр;

выставка рисунков родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность родителей и детей;

Актуальность данного проекта: Дружба – личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.

Цель проекта: Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
– формировать представления детей о дружбе между людьми;
– учить детей дружеским формам взаимодействия;
– учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
– расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
– развивать социально-коммуникативные качества;
– развивать эмоциональную сторону детской личности;
– развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
– воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
– воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.

Методы проекта:

игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;

словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа,

наглядные: рассматривание книг, иллюстраций о дружбе; просмотр мультфильмов;

практические: играем дружно.

Метод трех вопросов:

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

Знаем, что существует дружба.

Как научиться дружить, как сохранить дружбу.

Как появилась дружба?

Будем спрашивать у взрослых.

Задачи по работе с родителями:

– Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
– Рисование дома, вместе с детьми, рисунков по теме недели;
– Обогащать знания детей при чтении дома детям стихов и рассказов о дружбе; разучивание песен;
– Подготовка консультации для родителей «Дружба начинается с улыбки».

– Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Предполагаемый результат: Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

– Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
• изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Дружба»;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
• Подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
• подбор художественной литературы для чтения воспитанникам;
• Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
• подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта
• разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Дружба»
• Беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте

определить актуальные знания детей по теме недели;

вызвать интерес к решению поставленной задачи.

2 этап – практический.

• проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала по теме «Дружба»;
• чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками по теме «Дружба»;
• организация тематических ширм, папок-передвижек, альбомов на тему о дружбе, взаимовыручке;
Совместная деятельность детей и родителей:
• консультация на тему «Добр ли ваш ребенок?».
• Изготовление книжек-малышек о добре и дружбе

создание проблемной ситуации;

развивать выразительность речи, моторику рук;

развивать познавательные способности у детей;

воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Формы организации работы 2 этапа:

•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми

реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Беседа: «Умейте дружбой дорожить»; «Что такое дружба?».

Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,
В.Катаев «Цветик – семицветик», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», русская народная сказка «Лиса и журавль».
Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да – нет», «Дорисуй рисунок».
Пословицы и поговорки о дружбе.
Заучивание стихотворений о дружбе.
Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик», «Теремок».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».

Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».
Мирилки – которые помогают детям помириться.

Художественно-продуктивная деятельность: аппликация: «Мой друг», рисование «Дружные ребята».

Выставка книг по теме недели.

Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Системная «паутинка» проекта

Беседы: «Умейте дружбой дорожить»; «Что такое дружба?».

Рассматривание книг и иллюстраций по теме недели.

НОД по развитию речи «С чего начинается дружба».

Социально – коммуникативное развитие

С.Р. игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».

Художественно – эстетическое развитие

аппликация: «Мой друг», рисование «Дружные ребята».

П.и. «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик», «Теремок».

3 этап – обобщающий (заключительный).

3 этап – Заключительный этап:

-Подведение итогов проекта.

– Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

-Подготовка презентации по фотографиям.

-Выставка рисунков совместной работы детей и родителей.

– «Родительская гостиная» Тема встречи «Мир не без добрых людей»…

Задачи:
– развивать творческие способности;
– развивать умение отвечать на вопросы;
– развивать наблюдательность и любознательность, познавательную активность;
– воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Дружба начинается с улыбки» предполагаемые результаты были достигнуты:

мы обогатили опыт детей в сфере путем использования разных методов и приемов;

собрали богатый материал по теме;

пополнили словарный запас детей;

на протяжении всего проекта у детей сформировалось желание помогать своим родным.

Трансляция проекта: Изготовление совместно родители и дети книжек – малышек: «Стихи о дружбе»; «Песенки о дружбе»; «Пословицы о дружбе».
Перспективы проекта: проект «Как мы за год научились дружить»

Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт? )

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? ( прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Ссылка на основную публикацию