Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопункта

Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопедического пункта ДО общеразвивающей направленности

Елена Останкова
Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопедического пункта ДО общеразвивающей направленности

Изначально основным документом для дошкольных логопунктов является инструктивное письмо от 14 декабря 2000 № 2, где четко прописано что на логопункт общеобразовательного учреждения принимаются дети с ФНР, ФФНР что на мой взгляд целесообразно. Но в связи с текущей тенденцией увеличения детей с речевыми нарушениями и недостатка специализированных групп, дети с ОНР поступают в общеобразовательный сад и после логопедического обследования логопед зачисляет ребенка на логопункт, потому что именно дети с ОНР нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Как правило, у детей с ОНР полиморфное нарушение звукопроизношения, грубо нарушена слоговая структура слова, нарушение лексико-грамматических средств языка. Этот комплекс проблем детей с ОНР ложится на плечи логопеда и именно логопед продумывает стратегию коррекции речевого развития данного ребенка. Каким же образом логопед может единолично положительно повлиять на речь ребенка-это индивидуальные и подгрупповые занятия. Конечно, если у коллектива ДО есть общие цели и задачи, это во многом помогает коррекции речи детей путем взаимодействия педагогов (начиная от автоматизации поставленных звуков, заканчивая проведением итоговых занятий по лексическим темам, проведение совместных речевых развлечений). Но не всегда и с любым коллективом, в условиях общеразвивающей ДО, может быть организована такая работа. Для этого логопеду потребуется через многое пройти что-бы внедрить специфические формы работы в ряд традиционных, привычных воспитателям, что влечет за собой дополнительную нагрузку, которую не все всегда педагоги готовы выполнять, что бы решать коррекционные задачи-которые по своей сути входят в обязанности логопеда. Поэтому логопеду приходится заниматься коррекцией самостоятельно. Безусловно, эффективная коррекция речи детей с ОНР невозможна при тесном взаимодействии и содействии специалистов ДО. Таким образом, если не налажена система взаимодействия, то результаты заставят желать лучшего. Что непосредственно отразится на квалификации и отзывах родителей о работе логопеда.

Соответственно нынешняя ситуация показывает что, именно логопед должен постараться выстроить такую систему работы, которая бы способствовала решению ряда коррекционных задач в условиях логопункта. Для этого нужно обозначить коррекционные задачи ДО, которые стоят перед логопедом и разделить задачи которые может выполнять педагог в своей деятельности и какие коррекционные задачи закреплены за логопедом. Логопед предлагает педагогам пути решения реализации коррекционных задач, но а то будет ли педагог их выполнять и реализовывать остается за ним. Поэтому логопеду важно продумать то, как грамотно преподнести эту информацию и не быть отвергнутым коллективом за введение новшеств в их привычную схему работы, которые ни чем не поощряется кроме как положительной динамикой развития речи детей и значительного роста престижа ДО. Логопед вклинивается в общеобразовательный процесс ДО, пытаясь решить коррекционные задачи, стоящие перед специалистом. Таким образом, это очень тонкая и продуманная работа логопеда, по созданию системы взаимодействия между педагогами и специалистами ДО.

Как специалист, полагаю что, имея на базе детского сада логопедический пункт, педагоги и специалисты должны быть осведомлены о коррекционных задачах учреждения. Иметь общие задачи и решать их сообща, путем взаимодействия.

«Круги Луллия». Дидактическое пособие для решения задач Здравствуйте,уважаемые коллеги!Сегодня я хочу познакомить вас с моим пособием”Круги Луллия”.Наверняка многие знают о них. Я в своей практике.

Дидактические карточки для выкладывания решения задач Дидактические карточки для выкладывания решения задач Цель Учить детей выкладывать решение задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Доклад к педсовету «Теория решения изобретательских задач» Доклад на тему: Воспитатель МДОАУ д/с «Ёлочка» Ягафарова Наталья Александровна Г. Пыть-Ях 2015г. Методика ТРИЗ была.

Конспект логопедического занятия в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет по сюжету сказки «Гуси-лебеди» Дифференциация звуков (с) и (ш) в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет по сюжету сказки «Гуси-Лебеди». Основное направление.

Конспект НОД по ФЭМП в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Лесовичок» (решение задач) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ф. И. О. педагогического работника Худова Светлана Александровна Место.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Рабочая учебная программа для учащихся начальных классов c ФФН и ОНР (III и IV уровня) в условиях логопедического пункта Пояснительная записка. Программа рассчитана для учащихся начального звена (дети 7-9 летнего возраста) c ФФН и ОНР(III и IV уровня, недостатки,.

Рабочая учебная программа для учащихся начальных классов c ФФН и ОНР (III и IV уровня) в условиях логопедического пункта Рабочая учебная программа для учащихся начальных классов c ФФН и ОНР (III и IV уровня) в условиях логопедического пункта Пояснительная.

Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач Задача – это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций (Е. М. Семенов).

Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопункта

Проанализировав работу учителей-логопедов в сельских школах видно, какие трудности встают на их пути:
• увеличение численности обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи;
• увеличение численности обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями – дизартрией, заиканием, ринолалией, которым нужна помощь медицинского логопеда;
• увеличение количества детей с СПЗ и ЗПР, с «гиподинамическим синдромом» и детей с гиперактивностью;
• появление в сельских школах детей с двуязычием, для которых русский язык является иностранным;
• увеличение количества детей с ОВЗ;
• усложнение школьных программ, вследствие этого возрастает количество детей с трудностями в обучении. Современные программы общеобразовательной школы построены из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими серьезных речевых нарушений, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития) Очень сложно таким детям учить в начальной школе несколько языков одновременно.
• неоднородный состав речевых патологий у школьников (это создаёт проблему комплектации групп, занятия в основном индивидуальные);
• неумение и нежелание некоторых родителей помочь своим детям.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Каждый год в сентябре я провожу обследование первоклассников по методике раннего выявления дислексии, разработанной А,Н.Корневым.

Вот результаты логопедического обследования первоклассников по МРВД за последние семь лет. (Количество детей от общего числа первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексии).

Предельная наполняемость логопункта сельского общеобразовательного учреждения – не более 20 человек, а в нашей школе от 26 до 35. Кроме этого логопедические занятия проводятся с 2 детьми, обучающимися по индивидуальным программам школы 8 вида. В июне работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи из малокомплектных школ – структурных подразделений нашей школы. Занятия с обучающимися проводятся в основном индивидуально, т. к. зачислены в логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание), ЗПР и СПЗ. Большая часть детей посещают логопедические занятия все четыре года. Занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю во второй половине дня. Дети приходят уже уставшие, но пропусков логопедических занятий без уважительной причины практически нет.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
В своей работе использую обучающие и развивающие компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Русский язык 1кл», «Баба Яга учится читать», «Фраза», «Тренировка быстрого чтения», «Веселый диктант», «Семейный наставник», « Размышлялки» и т.д. Кроме этого мною приобретено очень много развивающих игр, помогающих учащимся быстрее усвоить проблемные темы русского языка: «Орфография с секретом», «Товарищ мягкий знак», «Чудеса во множественном числе», «Каждому слову – свое место», «Словесный калейдоскоп», «Мысль бежит, слово догоняет» и т.д. Очень нравятся детям развивающие раскраски « Самые проблемные темы по русскому языку» Анны Вайнруб. В работе над словарными словами использую методику О.Б. Иншаковой, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов и технологию «Учение без мучения» Г.М.Загебард; в работе над безударными гласными также успешно применяю технологию « Учение без мучения», упражнения по развитию антиципации (чтению по догадке) помогают не только увеличить скорость чтения, но лучше и быстрее понять прочитанное.

Для занятий с детьми, обучающимся по индивидуальным программам школы 8 вида, для совершенствования произносительной стороны речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма использую веселую логоритмику, пальчиковые игры, песенки-игры для общего развития ребенка Екатерины Железновой; «Веселые игры для развития речи и слуха» – эффективную компьютерную программу для работы над «трудными звуками», стихи с движениями, чистоговорки с картинками, артикуляционную гимнастику в картинках, упражнения с массажным мячом, массаж карандашами, цветные счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и т.д.

Одним из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемого при коррекции тяжелых речевых нарушений является логопедический массаж. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Для работы с детьми я использую логопедический массаж Е.А.Дьяковой, (точечный массаж, зондовый массаж). Такой массаж используется в центрах патологии речи в Москве, широко распространен в нашей стране и за рубежом.

Имею сертификаты. Для массажа приобретено все необходимое: специальный массажный стол, массажные зонды, логостимулоны для массажа артикуляторных мышц и коррекции эластичности губных и подъязычной связок, стерилизатор для обработки логопедических зондов. С октября 2008 года логопедический массаж сделан 45 детям с дизартрией, заиканием и ринолалией. Это 85 курсов (1 курс – 10 сеансов). Из них: Работа логопедом проводится очень большая, сил и энергии такие дети забирают очень много. Результаты моей работы замечают учителя начальных классов, родители и сами дети. Учащиеся с удовольствием ходят на логопедические занятия. Они становятся намного увереннее в своих силах, у них улучшается успеваемость.

Организация коррекционно-речевой работы в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС

Разделы: Логопедия

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» находят своё отражение как в общеразвивающей программе детского сада, так и в коррекционной деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Читайте также:  Социализация детей с ОВЗ

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

Дети умеют:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

Дети умеют:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

2.1. Учебно-тематическое планирование:

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

Задачи логопедической работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Планирование логопедической работы

Основное содержание работыI период обученияII период обученияIII период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Задачи коррекционно-логопедических занятий:

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

3.2. Документация:

  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
  • речевая карта на каждого ребёнка;
  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
  • журнал учёта движения детей;
  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
  • общий план методической работы на год (Приложение 1);
  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
  • индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
  • отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).

Проблемы в организации сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях логопункта ДОУ и пути их решения Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова М.А.

Целью статьи является совершенствование и систематизация педагогического опыта в направлении работы с семьей ребенка, имеющего речевую патологию .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова М.А.

Текст научной работы на тему «Проблемы в организации сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях логопункта ДОУ и пути их решения»

Проблемы в организации сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях

логопункта ДОУ и пути их решения.

Смирнова М.А. учитель-логопед МБДОУ д/с № 31 г. Североморск, Россия ша$80.80@ша11. ги

Аннотация: Целью статьи является совершенствование и систематизация педагогического опыта в направлении работы с семьей ребенка, имеющего речевую патологию.

Ключевые слова. Семья, ребёнок, взаимодействие, традиционные и нетрадиционные формы работы.

В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об Образовании», ст.18, п.1). данный факт обуславливает необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества.

Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.

Сейчас отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами. Так, по данным статистики, на начало 2013/14 учебного года доля детей с речевыми дефектами различной степени тяжести в массовых группах ДОУ г. Мурманске составляет около 65%, г. Североморске около 35%. Эта статистика соответствует общероссийским показателям (О.В. Бачина, В.А. Калягин, О.А. Степанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др).

Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

К основным задачам и целям сотрудничества учителя-логопеда и родителей относятся следующие (О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.:ТЦ Сфера, 2009.):

У установка партнерских отношений с семьей воспитанника, имеющего речевую патологию;

У помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка; У формирование мотивации к коррекционной работе с их детьми; У повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

У разработка и апробация традиционных и нетрадиционных форм организации сотрудничества учителя-логопеда с микросоциальным окружением ребенка-логопата.

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

• педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри сада и за его пределами;

• беседы и консультации (ведущая роль принадлежит логопеду);

• общие и групповые родительские собрания (также родители в роли пассивных слушателей)

• наглядная пропаганда, оформленная в виде стендов, тематических выставок и т.д. (родители знакомятся с ней чисто механически, когда приводят или забирают детей).

Таким образом, видим, что традиционные формы работы учителя-логопеда с семьей не так эффективны:

• работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

• родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальным и востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами и переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков.

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:

• тестирование и анкетирование (позволяет наиболее актуальные проблемы для родителей).

• дни открытых дверей и родительские пятиминутки. (Родители посещают индивидуальные занятия, смотрят как ребенок занимается, что необходимо закрепить дома, т.д).

• консультации – практикумы (совместно с детьми родители небольшими подгруппами разучивают артикуляционную и пальчиковую гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в домашних логопедических тетрадях).

• домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, но очень интересными и полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное время: «На кухне», «Во время купания», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку»).

• праздники и развлечения (в начале года – знакомство, в середине года -тематическое развлечение и в конце года – итоговое. Для участия привлекаются родители).

• размещение информации на сайте дошкольного учреждения.

Преимущества новых форм и методов взаимодействия неоспоримы и многочислены:

• учет индивидуальности ребенка (постоянно поддерживаемый контакт с семьей дает возможность лучше узнать особенности каждого ребенка, что повышает эффективность педагогического процесса);

• положительный эмоциональный настрой логопеда и родителей на совместную работу (учитывается мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком);

• укрепление внутрисемейных связей (к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день).

Также следует подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим в процессе постоянных контактов с учителем-логопедом. Проведение с родителями, во-первых, дифференцированной (с отдельными группами родителей), а во-вторых, индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, в совокупности помогает установлению между учителем – логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращению семьи в активного субъекта коррекционно-образовательного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. (Ю.В. Иванова. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.)

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. 2009. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.

2. Иванова Ю.В. 2008. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.

3. ЛапковскаяВ.П., ВолодьковаН.П. 2008. Речевые развлечения в детском саду. М.

Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопункта

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений

Статья:

Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.

При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:

  1. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  2. комплексность с точки развития речи дошкольника;
  3. воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
  4. опора на сохранное звено;
  5. учет закономерностей нормального хода речевого развития;
  6. учет ведущей деятельности;
  7. поэтапность;
  8. учет индивидуальных особенностей;
  9. взаимодействие (сотрудничество) с родителями.

Характеристика речи детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные методы: демонстрационный матнриал, символы гласных, символы согласных звуков, схемы, предметные картинки, разрезная азбука.
  • Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой
  • Метод дидактических игр

Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы

В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения.

Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста.

Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут.

Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения)

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

Развитие ручной моторики

Развитие артикуляторной моторики

Развитие слухового восприятия и внимания

2. Постановка звука

Развитие слухового восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие речевой артикуляторной моторики

Работа по непосредственной постановке звука

3. Автоматизация звука

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза)

Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи)

4. Дифференциация звуков речи

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах)

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков

5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях

Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи

Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:

  1. октябрь – январь (32 занятия);
  2. февраль – май (29 занятий).

Всего в год – 61 час. Из них:

  • расширение лексико-грамматических представлений – 24 часа;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза — 28 часов;
  • развитие связной речи – 9 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития логопедической службы в МБДОУ «Детский сад № 188» г. о. Самара

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 2722 раза

Библиографическое описание:

Стрюк, К. В. Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития логопедической службы в МБДОУ «Детский сад № 188» г. о. Самара / К. В. Стрюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 182-186. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41717/ (дата обращения: 07.01.2021).

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно-предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

Ключевые слова: увеличение количества детей, логопедический пункт, расхождения и несоответствия, специфика работы, совместная работа логопеда и родителей, основные направления их решения

Увеличение количества детей раннего возраста с недостатками речи подтверждается статистикой нашего ДОУ. Так, ЗРР имели:

2013 г. — 63 % детей 2–3 летнего возраста;

2014 г. — 71 % детей;

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91 %), 5–6 лет (85 %). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи.

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения. В связи с этим, с 1 сентября 2015 года на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 188» г. о. Самара помимо работы логопедической группы для детей с ОНР, начал функционировать логопедический пункт.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:

− Группы для детей с ФФН и ОНР;

− Логопедические пункты в ДОУ;

− Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

Дошкольный логопедический пункт — наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

− перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

− количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

− рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

− перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается вобщеобразовательный процесс, ане идет сним параллельно как это принято вречевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи влогопункте является дополнительной. Врасписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

2) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 18 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек.

3) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

4) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т. Б., Ушаковой О. С., Ткаченко Т. А., Грибовой О. Е., Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н., Коноваленко В.В и С. В. и др.

5) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные иподгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15 минут), краткосрочные (1-2раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

Читайте также:  Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

6) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, ане ежедневно, как дети логопедической группы.

Что касается механизма зачисления в логопункт, то требования зачисления через ПМПК, на наш взгляд, нерациональны. Зачисление же, проводимое учителем-логопедом данного логопедического пункта по результатам первичного обследования, вполне оправдано, тем более что объективность зачисления может быть подтверждена логопедическими заключениями логопедов городских поликлиник во время ежегодных логопедических обследований детей массовых детских садов.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей стяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. Вто же время при выявлении убольшинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия ис 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте нашего детского сада являются индивидуальные иподгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

− Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

− Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

− Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

− Индивидуальным темпом усвоения материала;

− Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

− Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма— индивидуальные занятия вприсутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т. п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощенность детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта — исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

Общий успех коррекционного обучения вусловиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда иродителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 1–2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 188» г. о. Самара во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда, отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15–16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4–5 часов — на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

Анализ актуальных проблем организации и методического обеспечения логопедического процесса в ДОУ позволил выделить следующие основные направления их решения:

  1. Для повышения качества и эффективности логопедической работы, реализации системного подхода при организации коррекционного процесса в логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед обязан руководствоваться нормативными документами, утвержденными органами управления образования;
  2. При осуществлении коррекционного процесса учитель-логопед свободен и самостоятелен в выборе программ и методик коррекции различных речевых нарушений, что раскрывает возможность и создает условия для проявления творческого профессионального потенциала учителя-логопеда;
  3. Решение данных проблем возможно при осуществлении руководства и контроля за работой логопедических пунктов заведующими ДОУ и районными (городскими) отделами образования, а также при всесторонней и углубленной проработке программно-методических аспектов, адаптированных к условиям логопедического пункта ДОУ и их непосредственное внедрение в практику.

Необходимо разработать и апробировать систему управленческого содействия, включающую прежде всего создание организационных и кадровых условий для эффективной работы логопункта:

− формирование нормативно-правовой базы локального уровня, регламентирующей деятельность специалистов в рамках логопункта;

− модификация системы управления ДОУ и признание логопункта в качестве одного из основных звеньев коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста;

− создание коррекционного блока специалистов, обеспечивающих работу с детьми раннего возраста с отклонениями речевого развития (с включением дополнительной ставки учителя-логопеда, привлечением воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога и т. д.);

− внесение изменений в функциональные обязанности специалистов, воспитателей детей раннего и старшего возрастов, осуществляющих коррекционную работу;

− разработка программы экспериментальной работы по коррекции и предупреждению отклонений в развитии детской речи;

− заключение договоров с родителями по включению их в коррекционно-предупредительный процесс как равноправных участников.

Тогда логопедическая работа в период дошкольного детства в условиях логопедического пункта позволит своевременно выявить и максимально исправить имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.

  1. Александровская М. А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис,. канд. пед. наук. – М., 1955. 16 с.
  2. Бабаева Т. И. Взаимодействие педагогов и родителей как субъектов процесса подготовки дошкольников к обучению в школе // Ребенок в современном мире: Тез. докл. междунар. конф. 14 16 июня 1994 г. — СПб., 1994. — С. 76.
  3. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия / Под ред. Н. А. Власовой. М.: Медицина, 1981.– 288 с.
  4. Власенко И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. М., 1988. – № 4. — С. 3–11.
  5. Воронова А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 16 с.
  6. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
  7. Гегелия Н. А. Из истории логопедического отделения городской поликлиники № 8 УХЛУ // Дефектология. М., 1990. — № 4. — С. 64–69.
  8. Геннинг М. Г. Пособие по исправлению речи у детей, страдающих аграмматизмом. – М.: Учпедгиз, 1940. 128 с.
  9. Давидович Л. Р. Правильно ли говорит ваш воспитанник? Возможные отклонения в речевом развитии детей // Дошкольное воспитание. М., 1998. – № 8. — С. 56–60.
  10. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991. — 237 с.
  11. Иваненко С. Ф. Об организации работы учителя-логопеда в условиях больницы // Дефектология. М., 1986. — № 5. — С. 83–85.
  12. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  13. Ковшиков В. А. Актуальные задачи советской логопедии // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С. 124–129.
  14. Коркина Ю. В. Проблемы кадрового обеспечения, коррекционно-педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Дошкольное воспитание. М., 1998. — № 8. — С. 51–56.
  15. Крылова Н. Л. Общее и специфическое в работе воспитателя и логопеда детского сада по развитию речи детей // Дефектология. М., 1985. — № 2. – С. 62–67.
  16. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. институтов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. М.: Просвещение: Владос, 1998. — 680 с.
  17. Матосян Е. Б. Включение родителей в коррекционную работу по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Коррекционная педагогика вчера, сегодня, завтра. — М.: Прометей, 1997. — С. 247–248.
  18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  19. Никашина Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на логопедических пунктах: Пособие для логопедов. М.: Учпедгиз, 1956. — 52 с.
  20. Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых детских садах: Методические рекомендации / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1988. – 15 с.

Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта

Мониторинг проводится в целях:

– выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

– определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно­-образовательного процесса;

– качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полно­ценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и кри­тических ситуаций

Логопедическая служба:

  • коррекционно-развивающий блок;
  • программно и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • взаимодействие:

– внутреннее в ДОУ;

  • повышение профессиональной компетентности.

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

– выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ ФГОС дошкольного образования;

– определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

– качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

– развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

– работа с детьми;

– взаимодействие учителя – логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса;

– нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение коррекционно – образовательного процесса;

– повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Для осуществления мониторинга работы с детьми используются методические рекомендации О.Б. Иншаковой, Н.М. Трубниковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой, З.А. Репиной, Т.В. Верясовой.

Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса включает наблюдение, оценку и прогноз. Условиями, необходимыми для эффективной реализации данного мониторинга, являются:

– унифицированность форм предоставления информации;

– непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора информации;

– оптимальность и надёжность информационных данных.

К методам мониторинга качества деятельности учителя-логопеда ДОУ относятся:

– игровые тестовые задания;

– проведение контрольно-оценочных занятий;

– собеседование с педагогами, родителями и детьми;

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по сле­дующим направлениям:

I направление – работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения

II направление – работа с детьми логопункта.

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

II направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посеща­ющие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему ком­поненты:

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

4. Сформированность звуко-слоговой структуры

5. Навыки языкового анализа

6. Грамматический строй речи

7. Навыки словообразования

8. Понимание логико-грамматических конструкций

Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б., элементы методики Т.А. Фотековой.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности де­тей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

• Сбор анамнестических данных

• Беседы с родителями

• Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

• Беседа с детьми

• Беседа с воспитателями

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:

Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию