Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения

Практические приёмы коррекции нарушения чтения у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Практические приёмы коррекции нарушения чтения у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

То есть нарушения письма и чтения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, препятствующих овладению чтением и письмом.

Следует обратить внимание, что на начальных этапах обучения грамоте ошибки чтения встречаются у многих детей. Это не показатель дислексии. На начальных этапах обучения навыки чтения только формируются. Со временем у большинства детей ошибки исчезают. У детей с дислексией ошибки остаются и носят стойкий специфический характер.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия – этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость – мягкость; звонкость – глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы – козы; дом – том – ком) или изменение последовательности (липа – пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.

1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, (“бухштабируются”, нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

3. Искажения звука-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

4.Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны

6.Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

Причины дислексии.

1. Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
2. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
3. Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.
Подобные нарушения создают трудности в усвоении ребёнком школьной программы.

Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудно­сти, можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.

При обследовании навыка чтения обращается внимание на следующие компоненты:

-способ чтения;
-правильность;
-выразительность;
-осознанность;
-темп.
Задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

Формирующая работа с детьми с нарушением чтения должна проводиться комплексно педагогом класса, логопедом с активным привлечением родителей в коррекционный процесс.

Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:

1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

8. Метод «озвученного» чтения.

9. Метод словесных анаграмм.

10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

При фонематической дислексии:

Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

-развитие звукового анализа и синтеза;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.
упражнения:

-придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например: [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
-придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
-поднять цифру с количеством звуков в слове;
-придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
-распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
-составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
-придумать предложение с определенным количеством слов;
-определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
При семантической дислексии:

-слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
-слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
-слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
-определить, какое предложение правильное, например: кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
-прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
-прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).
При аграмматической дислексии:

-составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
-игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул – стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
-игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» – красный – краснеть.
При мнестической дислексии:

-графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
-упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
При оптической дислексии:

Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

-найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить, наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
-запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
-определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например: «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
-найти фигуру, букву в ряду сходных;
-реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
– буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
-предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
-возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

Упражнения для развития техники чтения:

1. «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);

2. «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе);

3. Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

4. Чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

5. Динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);

6. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

7. «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

9. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

10. «Прыжки» (чтение через слово);

11. «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

12. «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

13. «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

14. Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

15. «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решётку;

18. «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

19. «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);

20. «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной, так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Читайте также:  Будем мы играть и слова искать! (авторские игры на развитие фонематического слуха)

Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции

Надежда Епифанова
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции

Нарушения чтения: причины, проявления, приемы коррекции

В логопедической практике существует определение, характеризующее трудности формирования процесса чтения, которое называется дислексия. К сожалению, в настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, испытывающих трудности при чтении.

Под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении. Это нарушение обусловлено несформированностью тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.

С точки зрения структуры чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного изображения. В обеспечении процесса чтения участвуют сенсо-моторный и семантический уровни.

Благодаря сенсо-моторному уровню происходит звукобуквенный анализ слов; удержание полученной информации в памяти; возникновение на основе воспринятой информации смысловых догадок; сличение – контроль возникших догадок с данным материалом. Таким образом, данный уровень организации чтения обеспечивает его техническую составляющую, скорость восприятия и его точность.

Семантический уровень формируется на основе данных сенсо-моторного уровня и отвечает за понимание значения и смысла информации.

Основными недостатками, обусловливающими нарушения в технике чтения, являются:

1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу; невозможность заметить мелкие различия сходных по внешнему виду предметов).

2. Регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения).

3. Артикуляция (внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза).

4. Малое поле зрения (за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, поэтому глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. При сформированной технике чтения за одну фиксацию взгляда можно воспринимать всю строку, а иногда и абзац).

5. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования (неумение предугадывать написанное и делать смысловые догадки).

6. Низкий уровень организации внимания (скорость чтения снижается неумением контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается).

7. Отсутствие гибкой стратегии чтения (начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение).

Часто встречающимися проявлениями нарушений чтения являются:

1. Неправильное называние при чтении некоторых букв вследствие их неузнавания или незапоминания ребенком, что приводит к неузнаванию и самих слов (вместо «окна» читает «скна»).

2. Побуквенное (а не послоговое) чтение (при назывании букв возникают их призвуки, что осложняет понимание прочитанного).

3. Искажение звуко-слоговой структуры слов («дрога» или «дорга» вместо «дорога»).

4. Чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево, т. е. в обратном направлении.

5. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном и даже достаточно беглом чтении (связано с бедностью словарного запаса).

Приемы коррекционной работы при нарушениях чтения.

• Прием «Дермолексия» (для запоминания букв) педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

«Цветная проволока»: педагог вместе с учителем складывает буквы из проволоки.

• Игра «Волшебный мешочек» – ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память.

• Опознать и назвать наложенные, зашумленные, пунктирные буквы.

• Прием «Перепутанные слоги».

то,ре,ше (решето, ро,ва,ко (корова, та,за,бо (забота, то,ло,бо (болото,

ри,ла,пе (перила, ны,го,ва (вагоны, за,бе,рё(берёза, ца,си,ли (лисица,

пу, ста, ка (капуста, рел, та, ка (тарелка, вар, мо, са (самовар).

• Замени подчёркнутую букву на другую,чтобы получилось новое слово.

мука чашка горки перец чихать позвал

мука чашка хобот заход больной метель

печка мышка халат повар яблони сказка

печка мышка танец мешок спелый кожура

печка билет варит везёт корона кружок

цапля белка варит сынок малина гренки

венок шубка льды Алёна перила стёкла

• Добавление в слова заданных букв:

Для отработки техники чтения:

«Наступи на пятку» (чтение в паре, либо учитель – класс через слово в быстром темпе);

Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

«Буксир»: учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

«Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

«Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

«Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение).

2. Афонькина Ю. А. Справочник учителя-логопеда школы. – Учитель, 2009. – 165с.

3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – Спб: Питер, 2009. – 370с.

Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей «Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей». 1. Введение. Особенности.

Социальные причины нарушения звукопроизношения (Подготовила учитель-логопед Кутовая Екатерина Александровна) Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих.

Консультация «Формы проявления агрессии. Проблемы, советы» Человек был, есть и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.

Фотоотчет «Областная акция тотального чтения «День чтения-2018. Читаем классику!» Областная акция тотального чтения “ДЕНЬ ЧТЕНИЯ – 2018” 28 сентября состоялась в д/с №522! В этот день ребята и взрослые прослушали и посмотрели.

Проявления кризиса трех лет КРИЗИС 3-х ЛЕТ В этом возрасте ребенок еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение по большей части носит непроизвольный.

Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети “группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).

Приемы коррекционной работы при нарушении чтения
методическая разработка по теме

Данный материал дает пошаговые конкретные рекомендации при предотвращении дисклексии у младших школьников, имеющих отклонение в речевом развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
priemy_korrektsionnoy_raboty_pri_narusheniyah_chteniya_bobrikova_i.a.ppsx758.34 КБ
priemy_korrektsionnoy_raboty.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения Подготовила Бобрикова Инна Алексеевна

Приём – особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия, комплекс действий

Чтение включает в себя: Технические навыки Процесс понимая смысла читаемого

Направления Развитие фонематической стороны речи Формирование навыков звуко – слогового анализа и синтеза слов Совершенствование лексико – грамматического строя речи Формирование понимания прочитанного Автоматизация навыка слогослияния

Общепринятые приемы обследования всех сторон речи А.Н. Корнев «Тест оперативных единиц чтения»

Разделы коррекционной работы Дифференциация гласных и согласных звуков Работа со слоговыми таблицами Чтение слов Работа с текстом

Дифференциация гласных и согласных звуков Образование слога закрепление понятия « гласные и согласные звуки и буквы » – их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы

1. Таблица 2. Стихотворная форма: а) Если гласный говорят – Нет во рту у нас преград. А если согласный сказать надо Во рту возникает преграда . б) Кто тайну звуков знает, Тот любое слово напишет И прочитает.

Соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве 1. ат от ут ыт ят ёт ют ит 2. та то ту тэ тя тё тю те Работа со слоговыми таблицами

Слоги со стечением согласных рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры Работа со слоговыми таблицами

На занятии в случайном порядке называются слоги таблицы и детям предлагается отыскать соответствующий слог и прочитать его . При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы , так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком . Работа со слоговыми таблицами

мы от до сю ик ну ве ах уф ёш ро ба лё га зя эс согласный – гласный пот сыр кав лый дол жив рук чан вон тёс зил шин риж дей под так согласный – гласный – согласный согласный – согласный – гласный / гласный – согласный бра ичер арс для сту пре чту евн кча шки явн вре гти язг трю овт Приемы работы со слоговыми таблицами по книге А.Н. Корнева

Иное использование таблиц Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова , состоящие из слогов , входящие в таблицу В процессе работы логопед по очереди называет слова , а учащиеся отыскивают слоги в таблице , из которых состоит это слово Можно предложить детям маркировку слова определённым цветом

буквы слоны курица магазин морозы собака сапоги вилка крысы саночки круги дворы брюки ландышы бук ка дво сло ма ба ки мо лан ги ноч ца сы зин со вил ку кры ри са ды вы кру брю ги ны ры зи са ка зы ки по га ро ши

Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова; дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.; дети читают хором.

Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.) ŸПрочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой -а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя. ŸПрочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом -ар, читать вслух не надо. ŸНайди в списке слово, произнесённое взрослым. ŸНайди в списке слово, изображённое на картинке. Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Работа с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием, например: Гора, горка, горушка, гористый, пригорок Горе, горько, горевать, горюшко, горемычный, пригорюнился Чтение слов. Приемы Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

Работа с текстом упражнение « Горки » – чтение словосочетаний и предложений , составленных из букв разной высоты . Детям предлагается прочитать вторую половинку слова , а затем всё слово полностью . Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком , его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов . После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного . Ребёнок снова прочитывает обязательно от начала до конца , ища при этом ответ на поставленный вопрос .

Работа с текстом

Предварительный просмотр:

Приемы коррекционной работы при нарушении чтения

Бобрикова Инна Алексеевна

учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск

№1 Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

В своем выступлении, посвященном приемам коррекционной работы при нарушенях чтения я собрала и обобщила то, что, надеюсь, будет полезным тем или иным образом для каждого из нас, то, что было результативным в моей практике.

№2 Выбрав тему, я задумалась над тем, что лежит в основе понятия «прием». Прием это особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия или комплекс действий следующий в определенном порядке.

№3 Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. Поэтому правильно подобранные приемы могут гарантировать хороший результат.

№4 Мы знаем, что коррекционная работа по исправлению нарушений чтения проводится на логопедических занятиях в нескольких направлениях:

1.Развитие фонематической стороны речи.

2.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3.Автоматизация навыка слогслияния.

4.Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

5.Формирование понимания прочитанного.

Важно понять, на каком этапе владения чтением находится каждый ребенок, т.к. на каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

№5 Немаловажную роль в правильной организации и проведении коррекционной работы играет грамотная и своевременная диагностика. Наряду с общепринятыми приёмами обследования всех сторон речи можно использовать, к примеру, методику предложенную А.Н.Корневым и его «Тест оперативных единиц чтения», то есть того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении и узнать насколько навык чтения автоматизирован.

Определив, на каком этапе находится большинство учеников группы, мы составляем программу коррекционного воздействия.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогслияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. Поэтому для того чтобы более предметно рассмотреть этот вопрос, давайте выделим несколько разделов :

№6 1.Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.Работа со слоговыми таблицами.

4.Работа с текстом.

1.Дифференциация гласных и согласных звуков.

Включает в себя в первую очередь образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребёнок по результату обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие «гласные и согласные звуки и буквы» так как их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы. №8 Для этого мы используем общепринятую таблицу для разделения на гласные и согласные звуки, а так же лучшего запоминания детьми можно использовать стихотворную форму

Если гласный говорят –

Нет во рту у нас преград.

А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.

Это необходимо для уточнения представлений учащихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у них формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв., то есть образовании слога.

Кто тайну звуков знает,

Тот любое слово напишет

2. Работа со слоговыми таблицами .

Зачастую мы сталкиваемся с тем, что ребенок при изучении определенной буквы путает ее с другой. Если это гласные, то гласные первого и второго ряда, если согласные, то очень часто парные и слияние слогов получается неверным. В таких случаях полезно применять задание типа «соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве, ставя изучаемую букву в разные позиции, сопровождая словесной инструкцией например: ат от ут ыт – ят ёт ют «Читай плавно, определи последний звук в каждом слоге»; та то ту и т.д. тя тё тю – «Прочитай слоги. Где согласные звучат твердо? а где мягко? Что повлияло на смягчение согласных? Распредели слоги в два столбика»

№10 Большую трудность у ребенка вызывают слоги со стечением согласных, поэтому изучая новую букву, используя слоговые таблицы, нужно ставить ее в разные позиции идя от простых к сложным с раннее изученными буквами. Например, Р: рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры. Сопровождая инструкцией: читай слоги в строчках четко, размеренно, без остановок.

По мере большего изучения количества букв и развития навыка чтения инструкцию меняем: читай слоги четко, быстро, без ошибок. тат тот тут, тят тёт тют Э ти и другие приемы в системе даны в книге Узоровой и Нефедовой «Быстрое обучение чтению»

№11 Работу со слоговыми таблицами когда большинство букв изучено можно организовать по-другому. Приёмы работы с ними подробно описаны в книге А.Н.Корнева «Нарушение чтения и письма»

На занятии логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком.

№12 Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесённые взрослым или учеником. Причём слоги перечисляют с определённым интервалом (2-3 секунды) после окончания игры проверяются результаты, кто из детей нашёл слоги.

Коррекционная работа при нарушениях чтения

Чтение — один из основных и важных видов деятель­ности каждого школьника.

Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают вни­мание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чте­ния. Это приводит к тому, что у детей автоматизирует­ся неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и уча­щиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. Это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. Постепенно у них формируется негативное отношение не только к чтению, но и к учебе в целом.

А.Н. Корнев, говоря о дислексии, выделял состоя­ния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллек­туального и речевого развития. Осевым нарушением при этом является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что не­редко сопровождается недостаточным пониманием про­читанного.

Чтение – это сложный психофизиологический про­цесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Как слож­ный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой;

2) слияние двух букв в слог;

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.

Согласно теории Н.А. Бертштейна (1947) об уровне-вом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдель­ные операции автоматизируются и их регуляция осу­ществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов);

В начато обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом (табл. 9). На этом этапе ученик тра­тит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.

Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Овладевая технической стороной чтения, ученик после­довательно переходит от одного этапа к другому: от чте­ния элементарных единиц (буквы, слоги) к более комп­лексным (слова, словосочетания).

Таблица 9

Этапы овладения чтением

БУКВЫ (Г, С )

СлогиСлова1.СГ, ГС (ма, ри, ут)1. СГСГ и ГССГ (мо-ре, иг-ра). СГСГСГ(со-ро-ка)2. СГС (тол, пои, сын)2. СГС (сон, конь, пень) СГСГС, СГССГ (доч-ка, му-сор) СГСГСГС (ко-ро-бок)3. ССГ, ГСС, Г (пре, утр, пти, ГСС, СССГ взры. )З.ССГС, СГСС, СССГС. (стол, серп, взрыв. ) ССГССГСГ (квар-ти-ра) СГССГССГ (сол-ныш-ко)

Слова сложной структуры

Не следует переходить от одного этапа к другому, если учащийся не достиг определенных умений на пре­дыдущем уровне, так как это будет тормозить дальней­шую работу.

Приемы коррекционной работы. Коррекционная ра­бота по исправлению нарушений чтения проводится на логопедических занятиях в нескольких направлениях:

1. Развитие фонематической стороны речи.

2. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3. Автоматизация навыка слогослияния.

4. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

5. Формирование понимания прочитанного. Немаловажную роль в правильной организации и

проведении коррекционной работы играет грамотная и своевременная диагностика. Наряду с общепринятыми

приемами обследования всех сторон речи мы предлага­ем использовать «Тест оперативных единиц чтения» (ТОПЕЧ), представленный в работах А.Н. Корнева, для оценки автоматизированности навыка чтения. Опреде­лив, на каком этапе находится ребенок, логопед состав­ляет индивидуальную программу коррекционного воз­действия.

Коррекционная работа при нарушениях чтения на­правлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирование навыка чтения слов различной слоговой структуры, раз­витие зрительного внимания. То есть условно ее можно разделить на несколько разделов:

I. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

II. Работа со слоговыми таблицами.

III. Чтение слов.

IV. Работа с текстом.

I. Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребенок по результатам обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие «гласные и согласные звуки и бук­вы», так как их дифференциация является важным эле­ментом для дальнейшей работы.

Если гласный говорят

нет во рту у нас преград,

а если согласный сказать надо

во рту возникает преграда.

Это необходимо для уточнения представлений уча­щихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у детей формируют понятие о слиянии согласной и гласной букв, то есть образовании слога.

Кто тайну звуков знает,

тот любое слово напишет

На этом этапе проводится активная работа по анали­зу разных типов слогов, обозначению их специальными символами, например:

«Дугой» (п) обозначаем слияние согласного и глас­ного.

согласный любит за гласный держаться

и не любит с ним расставаться.

Слоги такого типа мы называем прямыми (СГ). Сочетание гласной и согласной букв образуют обрат­ный слог (ГС).

Вторая тайна такая: назад согласный

никогда не поворачивается к гласному. «Черточкой» (-) обозначаем гласную букву перед со­гласной, объясняя это тем, что гласный произносим длительно, протяжно.

«Галочкой» (V) обозначаем согласную букву после гласной, так как при чтении она произносится резко, отрывисто. Графическая схема обратного слога выгля­дит следующим образом:

Используя графические изображения, мы знакомим детей и с другими типами слогов:

– слоги типа СГС (закрытые)

– слоги типа ССГ-ГСС (со стечением согласных)

Обозначение слогов специальными символами облег­чает их чтение. Поэтому позднее мы используем эти

значки для анализа и чтения слов. То есть перед нача­лом или во время выполнения задания дети каранда­шом расставляют схемы над словами. В дальнейшем, когда чтение будет автоматизировано, использование схем можно прекратить. Но на данном этапе работы использование графических изображений, по нашему мнению, необходимо.

П. Работа со слоговыми таблицами. Одновременно с этим следует начинать работу со слоговыми таблица­ми типа СГ-ГС. Приемы работы с ними подробно описа­ны в книге А.Н. Корнева «Нарушения чтения и пись­ма». Мы предлагаем серии слоговых таблиц 16-, 25-, 36-, 100-клеточных. На занятии логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскла­дывать слоги на буквы, так как произнесенные взрос­лым слоги дети запоминают целиком.

Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные взрослым или учеником. Причем слоги перечисляют с определенным интервалом (2-3 секун­ды). После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Используя данные таблицы, дети получают и выпол­няют и другие задания логопеда:

• прочитать слоги, которые начинаются с гласной бук­вы, с согласной буквы;

• найти и прочитать слоги, в которых есть мягкий со­гласный;

• прочитать слог, в котором есть заданная буква (на­пример, буква а или ц);

• прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик;

• найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т. д.

Чтение слоговых таблиц осуществляется по-разному, например:

• в горизонтальном направлении

• в вертикальном направлении

Для того чтобы можно было проследить, как осуще­ствляется динамика развития техники чтения, мы ис­пользуем прием чтения списков слогов в течении 1 ми­нуты, при котором фиксируется количество прочитан­ных слогов и количество и виды допущенных ошибок. Результаты заносятся в таблицу (табл. 10). На основе этих данных мы составляли диаграммы, по которым легко проследить динамику овладения чтением каждо­го типа слогов. Это необходимо и для того, чтобы сами учащиеся могли наглядно увидеть свои достижения.

Ниже приводится таблица (табл. 11), заполненная на одного из учащихся. Отсле­живание результатов осуществлялось в течение одного календарного года.

Таблица 10

Дата добавления: 2018-10-15 ; просмотров: 183 | Нарушение авторских прав

Коррекционная работа при нарушениях чтения

Сочинение

Изложение

Тема 1. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по вопросам к каждому предло­жению.

Тема 2. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Тема 3. Редактирование текста изложения.

Тема 4. Изложение-повествование по памяти. Сво­бодный диктант.

Тема 5. Изложение-повествование на основе слухово­го восприятия текста по обобщенным вопросам, опор­ным словам.

Тема 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному пла­ну, опорным словам.

Тема 7. Изложение-описание по памяти.

Тема 8. Изложение-описание на основе слухового вос­приятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Тема 9. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе зрительного восприятия текста по пла­ну, опорным словам.

Тема 10. Изложение-повествование с элементами опи­сания по памяти. Свободный диктант.

Тема 11. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе слухового восприятия текста по крат­кому плану, опорным словам.

Тема 12. Изложение-рассуждение на основе слухово­го восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свобод­ный диктант.

Тема 14. Изложение с элементами описания и рас­суждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 16. Изложение с творческим заданием на ос­нове слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Тема 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Тема 3. Коллективное сочинение по сюжетной кар­тине, плану, опорным словам.

Тема 4. Анализ и редактирование сочинений.

Темы 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя лю­бимая игрушка».

Тема 7. Сочинение-описание на основе личного опы­та и по наблюдениям «Наша собака (кошка)».

Темы 8-9. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Тема 10. Сочинение по картине И,И. Левитана «Вес­на. Большая вода».

Темы 11-12. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие».

Чтение — один из основных и важных видов деятель­ности каждого школьника.

Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают вни­мание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чте­ния. Это приводит к тому, что у детей автоматизирует­ся неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и уча­щиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. Это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. Постепенно у них формируется негативное отношение не только к чтению, но и к учебе в целом.

А.Н. Корнев, говоря о дислексии, выделял состоя­ния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллек­туального и речевого развития. Осевым нарушением при этом является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что не­редко сопровождается недостаточным пониманием про­читанного.

Чтение – это сложный психофизиологический про­цесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Как слож­ный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой;

2) слияние двух букв в слог;

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.

Согласно теории Н.А. Бертштейна (1947) об уровне-вом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдель­ные операции автоматизируются и их регуляция осу­ществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов);

В начато обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом (табл. 9). На этом этапе ученик тра­тит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.

Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Овладевая технической стороной чтения, ученик после­довательно переходит от одного этапа к другому: от чте­ния элементарных единиц (буквы, слоги) к более комп­лексным (слова, словосочетания).

Таблица 9

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 562 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Портал образования

Авторы: Акимова Александра Юрьевна, Овод Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ “ДС №82 “Сказка”
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Сборник упражнений по развитию и коррекции навыка чтения”
Дата публикации: 02.04.2018
Раздел: дошкольное образование

по развитию и коррекции

навыка чтения у детей с ЗПР

по развитию и коррекции

учитель-логопед, Акимова А.Ю.,

учитель-дефектолог, Овод Л.А.

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов,

учителей начальных классов, родителей.

Рассматривается классификация видов дислексий у детей с ЗПР, причины

возникновения. Рассматривается группа ошибок, допускаемых обучающимися с

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до

чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, разви-

вающий характер. Использование иллюстративного материала, созданного авто-

ром, поможет внести оживление в сложный процесс чтения.

Данный сборник составлен для оказания помощи учащимся с ЗПР первой

ступени обучения, испытывающим затруднения в чтении. В сборник включены

игры и задания, способствующие коррекции несовершенного навыка чтения. В

приложении дана методика «Незаконченные предложения», помогающая вы-

явить проблемные зоны в системе отношений ученика к чтению.

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными

интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные клас-

сы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нару-

шения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Не секрет,

что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обу-

чения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Младшие школьники с за-

держкой психического развития (ЗПР) продвигаются в овладении навыком чте-

ния, но, испытывая значительные трудности в его освоении, нуждаются в целе-

направленной и продуманной помощи специалиста или учителя;

необходимо было разработать и использовать систему коррекционной работы

по овладению навыком чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором

участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только

при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных

систем происходит процесс чтения.

Основным условием успешного овладения навыком чтения как у детей с ОВЗ,

так и у детей нормы, являются: сформированность устной речи, фонетико-

фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем,

фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синте-

за, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных

представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса. Совершенствование

техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников c за-

держкой психического развития. Жизнь показывает, что если ученик научился

читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает замет-

ное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он

чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно

учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать

свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при

выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет

неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низ-

кой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Для решения

этой проблемы и был создан данный сборник по развитию и коррекции навыка

чтения. Специальные упражнения можно использовать как на уроках, так и во

При дислексии у детей с ЗПР наблюдаются следующие группы ошибок.

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетиче-

ски близких звуков (звонких и глухих аффрикат и звуков, входящих в

их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х – Ж, П –

Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При

побуквенном чтении буквы называются поочерёдно, («бухштабируют-

ся», нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в

разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) про-

пусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях

звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельно-

го слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения

выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства техниче-

ской стороны процесса чтения.

Аграмматизмы при чтении. Это группа ошибок проявляется на анали-

тико-синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются

нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительно-

го и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Классификация дислексий имеет огромное значение в процессе

всей работы по устранению этих видов нарушений. С учётом нарушенных

операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислек-

вызывается недоразвитием функций фонематической системы: смысло-

различительной, слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематиче-

ского анализа и синтеза. В связи с этим этот вид дислексий можно подразделить

Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фо-

нем, т.е. с неточным различением звуков. Особенно часто дети затрудняются в

дифференциации свистящих и шипящих звуков. Так, сложными для дифферен-

циации являются такие пары звуков: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, а так-

же Ц – С, Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ш – Щ.

Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и син-

теза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структу-

ры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратно-

вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в

искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще флексий. Чаще она

проявляется на более поздних этапах формирования навыка чтения, когда в про-

цессе большую роль начинает играть смысловая догадка. Дети часто искажают

окончания, суффиксы, префиксы. Например: «мама моет рама», перебежал –

Семантическая дислексия (механическое чтение) –

это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.

Семантическая дислексия вызывается двумя факторами:

недоразвитием звукового синтеза;

нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических

связях слов в предложении.

У детей с семантическими нарушениями чтения недостаточно сформиро-

вана способность синтезировать, восстанавливать в своём представлении раз-

делённые на слоги слова.

связана с недоразвитием зрительных функций: зрительного анализа и син-

теза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструи-

ровании изображений, в определении сходства и различия зрительных изобра-

жений, в преобразовании фигур. В процессе овладения чтением у детей отмеча-

ются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены

при чтении (Т – Г, Д – Л, В – З, Р – Ь, Х – К, Ж – К, У – Ч и др.)

проявляется в трудностях усвоения всех букв при чтении, что объясняется

трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запомина-

ет, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Исходя из вышесказанного, коррекция данных видов нарушений требует целе-

направленной и кропотливой работы всех участников образовательного процесса: педа-

гогов, логопеда, дефектолога, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, позна-

вательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различны-

ми играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чте-

нии, как скучном занятии. Поэтому, работая над «Сборником упражнений по разви-

тию и коррекции навыков чтения у детей с ЗПР» ставилась задача отобрать и систе-

матизировать материал, формирующий навык чтения. Различные по степени сложно-

сти и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чте-

ния в интересную игру.

Психологические основы нарушения чтения детей с ЗПР

Дислексия у детей с ЗПР – отмечается недоразвитие мозговых процессов, пси-

хический инфантилизм, выраженная неравномерность психического развития,

определенной структуры интеллекта, нарушения кратковременной речеслухо-

вой памяти (уч.Ковшиков, Демьянов, Корнев) – отмечают у ЗПР комплекс рече-

вых нарушений, в том числе – нарушение чтения – трудности восприятия и вос-

произведения букв, затруднения в формировании функции фонематического

анализа и синтеза, трудности соотношения звука с буквой, путают сложные по

структуре слоги и слова, сходные по начертанию буквы.

Нарушение чтения обусловлены не столько расстройством устной речи, столько

недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного

гнозиса, процессов анализа и синтеза.

Связная речь у первоклассников с ЗПР находится в зачаточном состоянии,

большинству из них доступны повествовательные рассказы по впечатлению, со-

стоящие из перечисления ряда конкретных действий, но стоит одному ребенку с

более сохранной речью, рассказать, как его рассказ становится образцом, по ко-

торому ученики строят самостоятельные высказывания. Это свидетельствует об

отсутствии креативного подхода к речевому высказыванию. Чем раньше начи-

нается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результатив-

ность, как в плане ликвидации, собственно речевых недостатков, не осложнен-

ных первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педа-

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных

приёмов, помогающих запомнить графический образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спи-

чек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно

предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать

Полезно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка

рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на

«ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных

букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – «Перечёркнутые бук-

вы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Ка-

ких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди

рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить

ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив

(переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ –

На развитие памяти и внимания использовать игру «Какой буквы не стало»

перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запо-

мнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а пе-

дагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизво-

дит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый на-

зывает её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать

небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавли-

вая его с помощью ребёнка. В ходе этой игры непосредственно формируется фонема-

тический анализ (т. к. буквы в слове стоят в определённой последовательности).

Игра «Волшебный мешочек» – где ребёнок на ощупь определяет пластмассо-

вые (металлические) буквы развивает тактильную память.

Можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а

взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по

словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух

скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Игры, направленные на закрепление графического образа буквы

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука (Л) в речи ребенка
Ссылка на основную публикацию