Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Перспективный годовой план логопедической работы в подготов.группе с ОНР и ФФНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
godovoy_plan_podgot._gr._s_onr.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №

Перспективный годовой план логопедической работы с детьми подготовительной группы

2010 – 2011 учебный год

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.

* Постановка отсутствующих звуков.

* Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

* Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.

* На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением

* Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов.

* Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии.

* Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С.

* Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т.

* Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…

Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.

* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.

* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.

* Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.

* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).

* Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.

* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ;

В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ.

* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).

* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.

* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.

* Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов.

Третий период обучения: (март, апрель, май)

Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Коррекция звукопроизношения (по индивидуальным тетрадям – планам).

* Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и ранее поставленных звуков.

* Дифференциация звуков: на слух (Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш) и в произношении (Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ).

* Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.

* Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.

* Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.

* Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.

* Обучение грамоте: знакомство с буквами:

* Воспитание навыков осознанного слитного с правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений. Работа с кассой букв. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.

Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Предлагаемое тематическое планирование логопеда для подготовительной группы рассчитано на первое полугодие и соответствует программному материалу по коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей 6-7 летнего возраста.

Статья:

Предлагаемое тематическое планирование логопеда для подготовительной группы рассчитано на первое полугодие и соответствует программному материалу по коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей 6-7 летнего возраста.

Лексическая тема: Осень. Грибы,ягоды.

прилагательных: лист — осенний.

Словообразование:

1) прилагательных от наречий (поздно

— поздний, хмуро — хмурое);

2) глаголов от прилагательных (красный— краснеть);

3) прилагательных от существительных

(холод— холодный, клен— кленовый);

4) прилагательных от словосочетаний

(день с солнцем — солнечный);

5) существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник);

6) сложных слов (листопад).

— Если бы я был листиком…

Лексическая тема: Признаки осени. Деревья.

Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс

Предложно-падежное управление.

— С какого дерева листок? (предлог

«с»: лист с березы, с осины…).

Многозначность: лист, игла, лисичка, шишка, сережка.

— После дождичка в четверг.

— Дрожит, как осиновый лист

Лексическая тема: Овощи. Огород. Труд взрослых.

размера;

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

Образование множественного

числа существительных. Кабачок

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.

Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Пред-

— Из чего сделан салат? (предлог «из»).

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

— Куда сложим урожай? (предлог «в»)

Статические упражнения: «Толстячки и худышки» — при помощи рук изобразить овощи.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Лексическая тема: Фрукты. Сад.

— сладкие фрукты — кислые фрукты;

— тропические фрукты — фрукты нашей страны.

Антонимы: крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных

2) приставочных глаголов (срезать, по-

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (слива — сливка);

4) сложных слов (садовод).

Подбор родственных слов: яблоко,

Сказка о любимом фрукте.

Лексическая тема: Посуда

Работа с разрезными картинками.

Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Старая посуда (предлог «без»: сковорода без ручки, чайник без носика).

— Обед (предлог «из»: достанем котлеты из сковородки, нальем суп из кастрюли).

Словообоазование:

1) прилагательных от существительных (стекло — стеклянный);

— не в своей тарелке;

— толочь воду в ступе.

Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых

параллельных линий, рисование по клеточкам

Шнуровка «Чайник и чашка»

Лексическая тема: Продукты питания

— Что изменилось на полке?

1) прилагательных от существительных

2) приставочных глаголов (испечь, запечь);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (торт — тортик);

4) прилагательных от словосочетаний

(мясо свиньи — свинина);

— Как приготовить твое любимое блюдо?

Лексическая тема: Перелетные птицы осенью.

Работа с разрезными картинками

Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел, перелетел и т.д.)

Анализ предложений с предлогами НА, НАД

Штриховка в заданном направлении.

Лексическая тема: Дикие животные готовятся к зиме.

— взрослые животные — детеныши;

2) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (белка

3) существительных от существительных (медведь — медведица, медвежонок);

4) сложных слов (толстокожий, длиннохвостый).

Образование множественного числа существительных. Волк- волки.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один заяц: мой еж: много белок.

Рассказ по теме:

— Как звери готовятся к зиме?

Лексическая тема: Признаки поздней осени.

Развитие дыхательной функции «Ветер»

Подбор родственных слов: дождь

Многозначность: лист

Составление и распространение предложений по теме.

Звуковой анализ слова «Лужа»

Конструирование и реконструирование букв из палочек.

Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

4-й лишний:

— летняя одежда (обувь) – зимняя одежда (обувь);

— вязанная одежда — шитая одежда;

— детская одежда — женская одежда;

— головные уборы — нет.

прилагательных: каблук — высокий.

Антонимы: нарядная — повседневная, шить — распарывать, надевать -снимать.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных

(шелк — шелковый, лиса — лисья; мужчина — мужской);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (халат

4) прилагательных от словосочетаний

(ткань в полоску — полосатая);

Подбор родственных слов: шляпа.

Многозначность: козырек, иголка, шляпка, язычок, носок, молния.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

Лексическая тема: Мебель.

— Определи предмет по части.

— На какие геометрические фигуры похожа мебель? Узнай мебель на плане. Нарисуй план комнаты.

прилагательных: стол — деревянный.

Образование множественного числа существительных. Стол -столы.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа: моя кровать: много диванов.

Предложно-падежное управление.

(Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из чего сделана мебель? (предлог
«из»: стол из березы).

Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»).

— Расставим мебель (использование

предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»…).

— Моя комната (по плану).

— Для чего нужна мебель?

Физминутка: «Много мебели в квартире».

Лексическая тема: Признаки зимы.

Игры на восприятие цвета, формы,

размера;

— Выбери картинки с изображением

— Выстрой ассоциативную цепочку к

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки;

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (зима — зимний, заяц — заячий);

2) приставочных глаголов (слепить,

3) сложных слов (снегокат, гололед,

Лексическая тема: Зимующие птицы.

— Кто больше, кто меньше? (ворона
больше воробья, но меньше аиста).

— Кому корм? (предлог «для»: для ласточки).

— Кого увидим у кормушки? (Галку,

— Где Живут птицы? (предлоги «в», «на»: в гнезде, на дереве).

Антонимы: зимующие- перелетные, яркий — невзрачный.

Словообоазование:

1) прилагательных от существительных

2) приставочных глаголов (улетел, при-

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (гнездо—гнездышко);

4) глаголов от звукоподражания (чирикать, каркать);

птицам перенести зиму?

Описательные рассказы.

Лексическая тема: Игрушки.

Игры на восприятие цвета, формы,

размера:

—Узнай изображения по контуру.

— Узнай предмет по его части (кабина

— машинка, колечко — пирамидка).

Предложно- падежное управление.

(Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из чего сделаны игрушки? (Предлог

«из»: из пластмассы).

— Игрушечная мастерская (предлог

«без»: машина без колеса).

— Кому подарили? (подарили Ване,

— С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом).

— Убери игрушки, (предлоги «в», «на»:

в ящик, на полку).

Рассказы по темам:

— Моя любимая игрушка.

— Сказка о любой игрушке.

— Как ты играешь куклой, машинкой?

Лексическая тема: Новый год.

— Узнай персонаж по контуру.

тельный, Предложный падежи.)

— Из чего нос у снеговика? (предлог

— Кем ты будешь на новогоднем празднике? (Я буду Снегурочкой).

— На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях).

Вестник Педагога

Автор: Шахова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 97
Населённый пункт: Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: учебная программа
Тема: “Коррекционно-логопедическая работа для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР старшего дошкольного возраста (5-7) лет”
Дата публикации: 17.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97 комбинированного вида

«Принято» на заседании

Совета педагогов МБДОУ№ 97

Заведующей МБДОУ№ 97

Протокол № ___ от _________

Приказ № _____ от__________

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы

для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР

старшего дошкольного возраста (5-7) лет

на 2017-2019 учебный год

учитель-логопед I квалификационной категории

Шахова Светлана Владимировна

Конструктор разделов

Пояснительная записка. Цели и задачи «Программы».

Характеристика детей с нарушениями речи (ОНР,

ФФНР). Педагогические принципы построения про-

Планируемые результаты освоения «Программы»,

Содержательный

Коррекционная и образовательная деятельность.

Направления логопедической работы в старшей и под-

Педагогические ориентиры по образовательным

Организацион-

тельной деятельности. Перечень игр и игровых упраж-

нений по образовательным областям.

Программно- методическое обеспечение.

Специальная и методическая литература.

Циклограмма деятельности учителя – логопеда

Перспективный годовой план работы

Перспективное планирование логопедической работы

в старшей и подготовительной группах

Перспективное планирование индивидуальной работы

Речевые карты: ФФНР, ОНР

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для старшей и подго –

товительной логопедических групп, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до

7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с

общим недоразвитием речи 2 – 3 уровня, ФФНР составлена в соответствии с законом Российской Фе-

дерации «Об Образовании» от 29.12.2012г.; Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией

школьного воспитания; Декларацией прав ребенка; Приказом Министерства Образования и науки

России № 655 от 23 ноября 2009 года « Об утверждении и введении в действие Федеральных государ-

ственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова-

ния»; Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562;

Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образова-

тельного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; Письмом Минобразования

РФ от 24.04.95 г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошколь –

ных учреждений»; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и ор-

ганизации режима работы в дошкольных организациях.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности

в старшей и подготовительной логопедических групп МБДОУ № 97 города Владикавказа. Коррекци-

онная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соот-

ветствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к до-

школьному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-

логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку

его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных

направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диа –

гностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и

дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного

этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и

школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной

педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей,

освоения окружающей действительности и познания мира,

• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мыш –

ления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к

многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфо –

логический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути разви –

тия и формирование «чувства языка».

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их

речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и

способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

Цель реализации «Программы» – проектирование модели логопедической коррекционно-

развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий

для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного разви –

тия, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структу-

ра, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи «Программы»:

• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их пси –

хофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными

и индивидуальными особенностями и склонностями,

• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта от –

ношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при усло-

вии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специали –

стов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требова –

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической

группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей об –

щеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые

сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретической основой «Программы» стали:

– концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

– учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

– концепция соотношения мышления и речи,

– концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

– концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ре-

– современные представления о структуре речевого дефекта.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуа –

цией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

– возрастная адекватность дошкольного образования,

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен –

ка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

– возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализа –

– специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе ис-

пользование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррек –

ции нарушений их развития.

Старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ № 97 посещают дети с логопе-

дическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников:

ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух

«Программа» составлена на основе программы коррекционной работы:

мерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями

речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – Санкт –

Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

Согласно этой программы коррекционная работа в старшей и подготовительной логопедиче-

ских группах осуществляется на:

Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группах включены в общую

сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям

СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-

грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в логопедических группах строится по периодам:

• 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,

• 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,

• 3 период – март – май, 18 занятий.

Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые

логопедические занятия, которые проводятся в первой и второй половине дня, по своему содержа-

нию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения

детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов, про-

водятся в первой и второй половине дня.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических за –

нятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается

реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образова-

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлени-

• коррекция нарушенного звукопроизношения,

• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

• формирование грамматических представлений,

• развитие связной речи,

• развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с

детьми старшей и подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления

Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР

Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР

учитель — логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.

Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико – грамматическую систему языка.

Прежде чем приступить к работе по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель – логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование-это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.

Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей» разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также учитывает рекомендации, типовой программы детского учреждения «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.

В перспективном плане, разработанном нами,выделены следующие основные разделы:

-общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;

При работе над перспективным планом мы старались учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика и связная речь» и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.

Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.

В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.

Список литературы первый год обучения

1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР».

2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия» (старшая группа 1,2,3 период)

3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет».

4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой».

5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» (4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. – III).

6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет».

7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника».

8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (а)

– развитие связанной речи (б)

– развитие фонематического слуха (в)

– развитие лексико – грамматических средств языка (г)

– физминутки (д)

9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет».

Перспективное планирование по проекту «Семейный клуб «Домашний логопед» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ работы семейного клуба «Домашний логопед» Сроки проведения Тема, цель мероприятия Содержание мероприятия.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.

Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.

Эссе «Учитель-логопед — это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.

Эссе «Я — учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения красивой и правильной.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед!» Эссе «Моя профессия – учитель – логопед!» Спешу поделиться с вами моей радостью, я теперь учитель-логопед. Как же близки стали строки.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Эссе «Учитель-логопед — это моя профессия, мой духовный путь, мое служение» На свете так много различных профессий И в каждой есть прелесть своя, Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю я! С.

перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе детей с ОНР

I ПЕРИОД

(СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

раздел плана

Общие речевые навыки

Продолжать работу по развитию речевого дыхания.

Продолжать работу по формированию правильной голосопередачи и плавности речи.

Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса.

Артикуляционная гимнастика

Развивать подвижность органов артикуляции с помощью статических и динамических упражнений.

Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение

Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся у детей.

Продолжать автоматизацию звуков.

Слоговая структура слов

Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).

Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры.

Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

Фонематические представления

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, подборе слов на заданный звук.

Закрепить представление о твердости и мягкости звуков, упражнять в их дифференциации.

Закрепить умение выделять звук из слова.

Проводить звуковой анализ и синтез слов типамак, осы, лес, мама, слон, мост, лиса, лист.

Подготовка к обучению грамоте

Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.

Познакомить детей с буквами.

Упражнять детей выкладывании букв из палочек, в печатании букв.

Учить детей печатать и читать слоги и слова.

Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.

Систематизировать знания детей по лексическим темам периода.

Уточнить обобщающие понятия «овощи», «фрукты» и др.

Расширять и систематизировать представления детей о птицах, животных, грибах, ягодах и др.

Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах.

Сформировать представления о труде взрослых на селе, о пользе их труда.

Ввести в словарь существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам периода.

Развивать понимание устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразующую структуру, активировать словообразовательные процессы.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных (по темам).

Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги и начать формировать умение употреблять сложные предлогииз-под, из-за.

Уточнить значения глаголов с различными приставками, обучать их образовывать.

Совершенствовать умение согласовывать числительные 1, 2 и 5 с существительными.

Работать над коррекцией аграмматизмов.

Связная речь

Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях.

Продолжать обучать составлять предложения по картине, серии картинок, учить распространять предложения второстепенными членами.

Закрепить умение составлять описательные рассказы (по темам).

Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие познавательного общения.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.

Работать над совершенствованием процессов внимания, сравнения, синтеза, памяти, обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.

Пространственные и временные представления.

Уточнить представления о пространственных отношения, выраженных предлогами в, на, под, за и др.

Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.

Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.

Расширить представления о временных отношениях. Ввести в словарь понятие «дни недели», их названия.

Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций.

Учить точно подбирать глаголы движения с различными приставками.

По вторникам:

Консультативная работа с сотрудниками.

Индивидуальные занятия с детьми.

Консультации для родителей.

II ПЕРИОД

(ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

Развитие общих речевых навыков

Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания.

Совершенствовать умение произвольно изменять силу голоса.

Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Формировать навыки выразительного чтения, развивая правильность, беглость и осознанность.

Артикуляционная гимнастика

Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.

Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению.

Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение

Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

Формировать правильное произношение у вновь поступивших детей.

Слоговая структура слов

Проговаривать слова доступного речевого класса.

Постепенно увеличивать сложность классов.

Фонематические представления

Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

Упражнять в различении твердых-мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.

Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик.

Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять в выделении этих звуков из слова

Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с освоенными буквами.

Познакомить детей с новыми буквами.

Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, рисовании в воздухе.

Продолжать обучать разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.

Совершенствовать умение транспортировать буквы, различать правильно и неправильно и неправильно напечатанные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.

Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита.

Учить читать и печатать слоги, слова, предложения с новыми буквами.

Систематизировать знания о зиме, зимних явлениях природы. Познакомить с зимними месяцами. Закрепить знания о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках птиц, диких животных зимой.

Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.

Закрепить представления о новогоднем празднике.

Систематизировать представления о транспорте, сформировать представления о видах транспорта, о профессиях на транспорте.

Закрепить и расширить знания детей об инструментах, о роли механизации труда.

Систематизировать представления о местах обитания домашних животных и диких зверей.

Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по темам.

Объяснить переносное значение устойчивых выражений.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе по темам.

Познакомить детей со способами словообразования.

Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с существительными.

Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных.

Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.

Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.

Связная речь

Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по лексическим темам с использованием коллективно составленного плана (по картине, серии картин).

Учить составлять рассказы с опорой на личный опыт.

Учить пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок.

Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения. Обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных представлений

Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать слова левее, выше, правее, ниже

Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

Закрепить в речи слова шире, уже, выше, больше, меньше, длиннее, короче.

Учить точно подбирать глаголы движения с различными приставками.

III ПЕРИОД

( МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

Развитие общих речевых навыков

Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение.

Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью в повседневном общении.

Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

Артикуляционная гимнастика

Звукопроизношение

Закончить автоматизацию всех звуков у детей.

Провести дифференциацию смешиваемых звуков.

Работа над слоговой структурой слов

Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

Проговаривать двустишия и четверостишия.

Звуковой анализ и синтез

Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении твердых-мягких согласных, в выделении звука из слова.

Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа трава, маска, слива, миска, машина.

Познакомить с новыми звуками. Упражнять в выделении звуков из слова.

Сформировать представление о том, что буквы Ъ и Ь не обозначают звуков.

Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух-и трехсложных слов. Учить членить на слоги четырехсложные слова.

Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Закрепить знания известных правил правописания

Закрепить навык печатания слогов и слов.

Познакомить с новыми буквами.

Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов.

Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

1. Обобщить представления о типичных весенних явлениях в природе. Познакомить с весенними месяцами.

2. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

3. Углубить и расширить знания детей о родном городе.

4. Обобщить знания о жизни перелетных птиц.

5. Расширить представления детей о школе, учебе, школьных принадлежностях.

6. Развивать понимание переносного значения слов и устойчивых выражений.

Грамматический строй

Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных по темам.

Правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы прилагательных.

Обучение связной речи

Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и серии картинок.

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе доу (онр, ффнр) Сентябрь

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной группе логопедической ДОУ (ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я обследование – недели ребенка специалистом.

4-я неделя – «Осенняя Сад. ярмарка-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

неделя

1-я Октябрь – «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя – «Человек. Осень, одежда, обувь, головные уборы»

3-я Дом – «неделя. Мебель»

4-я неделя – «Лиственные деревья. Ноябрь»

Грибы

1-я неделя – «Домашние животные»

2-я неделя – «птицы Перелетные»

3-я неделя – «Звери наших лесов»

4-я Осень – «неделя» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя – «Библиотека»

2-я Зимующие – «неделя птицы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я Новый – «неделя год»

Январь

1-я неделя – зимние неделя.

2-я каникулы – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Наш Моя. город улица»

4-я неделя – «Как звери дикие» (зимуют животные зимой).

Февраль

1-я неделя – «Русская. Игрушки народная игрушка»

2-я неделя – «Транспорт. дорожного Правила движения»

3-я неделя – «День защитника Военные. Отечества профессии»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

неделя

1-я Март – «Почта. Профессии»

2-я неделя – «8 Марта. профессии Женские»

3-я неделя – «Животные холодных стран»

4-я Животные – «неделя жарких стран»

Апрель

1-я неделя – «птицы Перелетные»

2-я неделя – «День космонавтики»

3-я неделя – «Школьные. Школа принадлежности»

4-я неделя – «Орудия труда и Профессии. инструменты» (обобщение).

1-я неделя – «День неделя»

2-я Победы – «Сад, парк, луг. Лес — богатство наше»

3-я неделя – « Насекомые»

4-я неделя – «Весна (Времена). обобщение года»

Примерное планирование работы в логопедической старшей группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я обследование – недели ребенка специалистом

4-я неделя — «Детский Октябрь»

1-я неделя – «Овощи»

2-я неделя – «Фрукты»

3-я Сад – «неделя-огород. Ягоды»

4-я неделя – «Осень. одежда Осенняя, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я Домашние – «неделя птицы»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я Игрушки – «неделя»

4-я неделя – «Поздняя осень. Изменения в Лиственные. природе деревья»

Декабрь

1-я неделя – «Зимующие неделя»

2-я птицы – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Хвойные неделя»

4-я деревья – «Новый год»

Январь

1-я неделя – каникулы зимние.

2-я неделя – «Зимняя одежда, обувь, уборы головные.

3-я неделя – «Домашние животные»

4-я неделя – «животные Дикие наших лесов»

Февраль

1-я неделя – «пища Наша. Труд повара. Посуда»

2-я неделя – «неделя»

3-я Транспорт – «День защитника Отечества»

4-я неделя – «обобщение» (Зима).

1-я неделя – «Ранняя весна»

2-я Мамин – «неделя праздник. Женские профессии»

3-я неделя – «семья Моя»

4-я неделя – «Перелетные птицы»

1-я Наш – «неделя город. Дом»

2-я неделя – «Мебель»

3-я Рыбы – «неделя»

4-я неделя – «Комнатные растения»

1-я День – «неделя Победы»

2-я неделя – «Весна. Растения сада и луга»

3-я неделя – «Насекомые»

4-я неделя – «Весна. природе в Изменения. Труд людей весной

СТАРШАЯ Сентябрь

ГРУППА

Тема «Детский сад»

Родителям 1. Задание рекомендуется:

объяснить ребенку, для ходит он чего в детский сад;

совместно с воспитателями детским с ознакомить садом — его помещениями, групповой умывальной, комнатой комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом физкультурным, логопеда и музыкальным залами, при этом назначение объяснить каждой комнаты, а также познакомить с детского сотрудниками сада: логопедом, воспитателями, няней, сестрой медицинской;

рассказать ребенку о правилах поведения в саду детском;

выучить имена и отчества сотрудников сада детского, учить вежливому обращению ко взрослым.

Рассмотреть 2. Задание, какие игры и игрушки есть в саду детском.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в сад детский — там игрушки стоят.

Паровоз, дожидаются пароход ребят.

Задание 4. Построить детский строительного из сад материала (кубиков).

Октябрь

Тема «неделя» (1-я Овощи)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть ребенком с дома натуральные овощи: картофель, огурец, капусту, морковь, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, лук, горох, перец;

объяснить, что все можно это назвать одним словом «овощи»;

внимание обратить на следующие признаки овощей: цвет, вкус, форму;

по возможности рассказать и показать ребенку, как и где растут овощи, что из них суп (готовят, салат, винегрет. );

совместно с ребенком любое приготовить блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть изображением с картинки овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выбору по выучить:

Красная девица сидит в темнице, а улице – на коса. (Морковь)

Круглый бок, желтый сидит, бок на грядке колобок. К земле прирос Что. крепко это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а стол на придет она, Скажут весело ребята: «Ну, вкусна, рассыпчата!» (Картошка)

Щеки розовые, нос темноте, в белый сижу день целый, а рубашка вся, зелена на солнышке она. (Редис)

Голова на голове, в ножке – горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, соленый и вкусный, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Уродилась)

Огурец я на славу, голова бела, кудрява. любит Кто щи – меня ищи. (Капуста)

Сидит шубу, в дед одет, кто его раздевает, слезы тот проливает. (Лук)

Задание 4, Дидактическая Большой «игра – маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-суффиксов ласкательных): огурец – огурчик, помидор – помидорчик.

Дидактическая 5. Задание игра «Один – много» (образование числа множественного имен существительных): огурец – огурцы, помидоры – помидор.

Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи Хотя».

словечко и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

кругла, Крупна, сладка на вкус, узнали вы?

свекла в огороде – свежие, зеленые, А зимою в желтые – бочке, соленые. Отгадайте, молодцы, как нас? зовут.. (Огурцы)

Задание 7. Составить описательный про рассказ овощи (по выбору), по следующему плану:

Какой имеет вид внешний (цвет, форма, размер)?

вкус? из него готовят?

Задание 8. Дидактические Назови «игры цвет», «Назови форму» (согласование прилагательными с существительных).

Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (Огурец) – .

какой? (какой?) – овальный, репка (какая?) – .

Соединить 9. Задание линией овощи с соответствующей геометрической Задание.

фигурой 10. Упражнение для пальчиков «Засолка Задание».

капусты 11. Прослушать стихотворение.

Что растет на грядке? нашей

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и Для

укроп приправы и для проб.

Есть салат и редиска —

Наша грядка просто клад.

Но растут не арбузы тут.

Если слушал ты внимательно,

То обязательно запомнил.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на грядке? нашей (В. Коркин)

Задание 12. Прослушать стихотворение.

однажды Хозяйка с базара пришла,

Хозяйка с базара принесла домой:

Картошку, капусту, морковку, горох, свеклу и петрушку, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

кипели, Кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, горох, морковка, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной неплох оказался!

Вопрос. Из чего хозяйка варила Задание

суп? 13. Вырезать картинки с изображением овощей и альбом их в вклеить.

Тема «Фрукты»

Задание 1. рекомендуется Родителям:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и что, объяснить все это можно назвать словом одним «фрукты»;

обратить внимание на характерные фруктов признаки: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут саду (в фрукты, на дереве, на кусте);

рассказать и показать что, ребенку можно приготовить из фруктов.

Задание 2. фрукты Рассмотреть на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. загадки Отгадать.

Само с кулачок, красный бочок. пальцем Тронешь — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

На висят сучках шары, посинели от жары. (Слива)

Дидактическая 4. Задание игра «Один – много» (образование числа множественного существительных): яблоко – яблоки, груша – . персик – . слива – . банан – .

Задание 5. Дидактическая игра «маленький – Большой» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-суффиксов ласкательных): яблоко – яблочко, лимон – . банан – . Задание – .

апельсин 6. Подобрать родственные слова: яблоко – яблоня, яблочко, яблочный; вишня – вишенка, вишневый; смородинка – смородина, смородиновый; лимон – лимончик, лимонный.

Составить 7. Задание сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: кислый лимон, а яблоко сладкое; лимон овальный, а круглое яблоко; лимон желтый, а яблоко красное.

Составить 8. Задание описательные рассказы о фруктах, по следующему Что:

Каков вид внешний (величина, форма, цвет)?

вкус? из него готовят?

Задание 9. Дидактическая Веселый «игра счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, слов употребление один – одна – одно, два – одно), две яблоко, два яблока, три четыре, яблока яблока, пять яблок; один два, лимон лимона . пять лимонов; одна две, слива сливы . пять слив.

Задание 10. игра Дидактическая «Назови сок, варенье» (образование прилагательных относительных): сок из яблока – яблочный; варенье из яблочное – яблок; сок из груши – . ; варенье из груши – . ; апельсина из сок – . варенье из апельсина – .

Задание 11. Дидактическая Что «игра где растет»: яблоко – на яблоне, груша – на . слива – на .

Задание 12. Отгадать описательную загадку.

фрукт Это. Он растет на дереве, круглый, сладкий, Яблоко. (румяный)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай вкус на фрукт, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Вырезать 14. Задание картинки с изображением фруктов и вклеить их в Тема.

альбом «Сад-огород. Ягоды»

Родителям 1. Задание рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные объяснить и ягоды, что все это можно одним назвать словом «ягоды». При этом обратить следует внимание на характерные признаки: цвет, вкус, форму, по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на кусте, на дереве, на земле, гроздьями, по одному);

рассказать, дать и показать попробовать ребенку то, что готовят из дидактическая;

ягод игра «Узнай ягоду на вкус»; в экскурсии качестве можно посетить с ребенком рынок и какие, посмотреть овощи, фрукты и ягоды там Задание.

продают 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

зеленой Была, маленькой, потом я стала аленькой. На почернела солнце я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В горька — сенокос, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Две)

Калина сестры летом зелены. К осени краснеет одна, другая — чернеет. (Красная и черная припеке)

На смородина у пеньков много тонких стебельков. тонкий Каждый стебелек держит алый огонек. стебельки Разгибаем — собираем огоньки. (Земляника)

Задание 3. описательный Составить рассказ о ягоде по следующему плану:

Каков внешний цвет (вид, форма, размер)?

нее из Что готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «сок Назови, назови варенье» (образование относительных сок): прилагательных из малины – малиновый; сок из вишни – . ; малины из варенье – малиновое, варенье из вишни – .

Задание 5. игра Дидактическая «Какая ягода лишняя? Почему?» (по Клубника).

картинкам, смородина, черника, вишня. (Черника лесу в растет.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (растет — Малина на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об фруктах, овощах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «лишний Четвертый» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, помидор, яблоко.

фрукты: лимон, огурец, банан, Ягоды.

персик: малина, клубника, ананас, черника.

Дидактическая 8. Задание игра «Что растет в саду, а огороде? в что» Ребенок перечисляет известные ему фрукты, овощи, ягоды и рассказывает, где они Задание.

произрастают 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

растет Свекла на яблоне; груша растет на грядке; растет клубника на дереве; клюква растет на кусте: растет картошка на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

какой Про овощ можно сказать «твердый»?

какой Про фрукт можно сказать «сочный»?

какую Про ягоду можно сказать «кислая»?

Дидактическая 11. Задание игра «Подбери признак»: лимон (клубника) . ; какой? (какая?) . ; помидор (какой?) – .

Задание 12. предметы Пересчитать овощи, фрукты, ягоды (согласование порядковыми с существительных числительными, счет до пяти): первое второе, яблоко яблоко . ; первый помидор, второй первая . ; помидор картошка, вторая картошка . .

Задание 13. картинки Вырезать с изображением ягод и вклеить их в альбом.

Осень «Тема. Осенняя одежда, обувь, головные неделя»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

– рассказать том о ребенку, какое время года наступило;

– внимание обратить на осенние изменения погоды (стало дует, холоднее ветер, идет дождь);

– объяснить почему, ребенку человек меняет одежду в зависимости от года времени. При этом следует внимательно ощупать, рассмотреть осенние одежду, обувь и головные определить, уборы их качества и назначение;

– во время прогулки полезно будет обратить внимание ребенка на то, как люди одеты осенью;

– в качестве экскурсии посетить где, магазины продают одежду, обувь и головные Задание.

уборы 2. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, кап — дождик-кап-кап, мокрые дорожки.

нельзя Нам идти гулять, мы промочим ножки.

Отгадать 3. Задание загадки и выучить по выбору.

Меня зовут часто, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (под)

Из-Дождь крыши крыша под дождик Зонт. (вышла)

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю назвать) и одежд ее детали (воротник, карман, пуговицы, Задание. ).

рукава 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чье?, чьи» (употребление притяжательных местоимений). Это шапка? чья – Моя. Это чьи перчатки? – Это. Мои чей шарф? – Мой. Это пальто? чье – Мое.

Задание 6. Подобрать как больше можно предметов к местоимениям: моя – шапка . ; шарф – мой . ; мои -сапоги . .

Задание 7. Выполнить ответить и указание на вопрос (понимание сложных инструкций):

шарф Повесь на спинку стула, а шапку положи на Что стул ты сделал сначала, а что потом?

Дидактическая 8. Задание игра «Один – много» (употребление числа множественного существительных): шарф -шарфы; шапка – . ; носок – . ; перчатка – .

Задание 9. Дидактическая игра «Большой – словообразование» (маленький с помощью уменьшительно-ласкательньных cуффиксов): шапочка – шапка; сапоги – . пальто – . ; куртка – . ; кепка – . .

Дидактическая 10. Задание игра «Подбери признак».

Куртка (красная) – какая?, теплая . .

Сапоги (какие?) – коричневые . .

Задание 11. Назвать одежду осеннюю, обувь, головные уборы. Рассказать о надевания порядке вещей при выходе па прогулку.

Вырезать 12. Задание и вклеить в альбом картинки с изображением одежды осенней, обуви и головных уборов.

Тема 6: Организация логопедической работы в группе детей с ОНР

Эффективность логопедической работы в группе для детей с ОНР обеспечивается правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий, проводимых логопедом, воспитателями, другими специалистами (психолог, музыкальный руководитель, специалист по ЛФК), а также активным участием родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, консультации для родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, педагогических советах, планирует целостную комплексную работу логопедической группы, организует коррекционную деятельность воспитателей на каждую неделю, разрабатывает домашние задания родителям.

Воспитатель проводит занятия в соответствии с общеобразовательной программой, принятой в данной учреждении (к примеру, программа Васильевой), занятия с подгруппами детей по заданию логопеда, логопедические пятиминутки, насыщает все режимные моменты коррекционно-развивающими задачами, проводит родительские собрания.

1) Типология фронтальных занятий логопеда

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи = фонетические

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Старшая группа – на занятиях по произношению проводится работа по подготовке к обучению грамоте (наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек).

1 период – по произношению – 0

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

3 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

Подготовительная группа

1 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

– по обучению грамоте – 0

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 1

3 период – по произношению – 1

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 2

2) Составление конспекта по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

3) Документация логопеда

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психо-невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

– речевую карту на каждого ребенка;

– перспективный и календарный план работы;

– индивидуальные тетради на каждого ребенка;

– тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

– годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса, его организованности логопеду необходимо планировать свою деятельность. Различают два вида планирования: перспективное и календарное.

Перспективное планирование предполагает составление плана логокоррекционной работы на учебный год.

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий.

В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия.

Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

· фамилия и имя ребенка;

· тема индивидуального занятия;

· содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

5) Методические пособия (в том числе и программы)

В настоящее время существует ряд методических рекомендаций по организации логопедической работы в группах для детей с ОНР:

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

· Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб., 2001.

– Н.В. Серебрякова Перспективное планирование работы логопеда в старшей (подготовительной) группе ДОУ (ФФНР, ОНР) / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

· Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

· Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

· Миронова С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

6) Оборудование логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков)

2. Индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.

3. Детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

4. Рабочий стол для логопеда.

5. Шкафы для пособий и литературы.

6. Навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок).

8. Магнитофон для записи речи детей.

9. Дидактические пособия:

· пособия для обследования: слуха, интеллекта;

· пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматическогостроя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций);

· пособия для обучения грамоте.

7) Взаимосвязь с другими специалистами

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели – должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

· совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

· обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

· совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

· разработка общих рекомендаций для родителей.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 7333 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:  Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков
Ссылка на основную публикацию