Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Перспективный годовой план логопедической работы в подготов.группе с ОНР и ФФНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
godovoy_plan_podgot._gr._s_onr.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №

Перспективный годовой план логопедической работы с детьми подготовительной группы

2010 – 2011 учебный год

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.

* Постановка отсутствующих звуков.

* Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

* Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.

* На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением

* Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов.

* Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии.

* Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С.

* Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т.

* Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…

Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.

* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.

* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.

* Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.

* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).

* Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.

* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ;

В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ.

* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).

* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.

* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.

* Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов.

Третий период обучения: (март, апрель, май)

Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Коррекция звукопроизношения (по индивидуальным тетрадям – планам).

* Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и ранее поставленных звуков.

* Дифференциация звуков: на слух (Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш) и в произношении (Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ).

* Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.

* Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.

* Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.

* Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.

* Обучение грамоте: знакомство с буквами:

* Воспитание навыков осознанного слитного с правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений. Работа с кассой букв. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст

Данная программа разработана с учетом ФГОС для логопедического пункта. Программа адаптирована детей старшей группы, имеющим ФФНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №2»

Старший воспитатель председатель педагогического совета МБДОУ МБДОУ «Детский сад №2» «Детский сад №2»

«31» августа 2016 г. Педсовет № 1

коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

в условиях логопедического пункта

для детей шестого года жизни с фонетико-фонематическим

Кизиловой Светланы Валерьевны

на 2016-2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Особенности развития речи детей с ФФНР………….…………………….8 3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми 3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми…9 3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности……14 4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программ…17 5. Диагностика речевого развития…………………………………………….18

6. Условия взаимодействия с другими участниками образовательного процесса……………………………………………………………………………..19

7. Приложение. Циклограмма работы учителя-логопеда Расписание занятий с детьми старшего дошкольного возраста с детьми с ФФНР

Речевая карта для детей с ФФНР

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г

Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у старших дошкольников в условиях логопедической группы.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и поэтапного формирования действий П.Я.Гальперина.

Научно-методические рекомендации: Забрамной С.Д, Нищевой Н.В., Вахрушева А.А., Зворыгиной Е.В., Комаровой Т. С, Зацепиной, Л.Е.Журовой, МБ, Коноваленко В.В, Ткаченко Т.А. и др.

При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ФФН:

* Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

* Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

*Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

Рабочая программа как планово-прогностический документ организации образовательного процесса разработана в соответствии с:

* Федеральным государственным стандартом от 1 января 2014 года п. 3.2.7. «Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» ;

* Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

* « Примерным положением о логопедическом пункте при ДОУ».

*с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения;

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

– раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– преодоление недостатков в речевом развитии; — воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

– формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

– формирование навыков учебной деятельности;

– подготовка к обучению грамоте; — осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников, педагогами ДОУ.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.

Принципы построения коррекционной программы

В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

– Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

– Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

– Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

– Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

– Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и дети с фонетическим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 1 учебный год .

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю – индивидуальная.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

План логокоррекционной работы составлен на основе анализа речевых карт детей с ФФНР. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ФФНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков. Они ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФН и ФФНР) у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Учебный год в подготовительной к школе группе на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.

После проведенной диагностики специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.

С 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. В конце учебного года проводится медико-психолого-педагогический консилиум с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого обучающегося. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная коррекционно- развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.

Основными направлениями работы по развитию речи детей с ФФНР

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФНР;

– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

– информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.

– формирование полноценных произносительных навыков;

– развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на откорректированном речевом материале осуществляется: развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи, развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий – умение работать в коллективе. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми старшей группы с ФФНР.

Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР

Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР

учитель — логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.

Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико – грамматическую систему языка.

Прежде чем приступить к работе по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель – логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование-это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.

Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей» разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также учитывает рекомендации, типовой программы детского учреждения «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.

В перспективном плане, разработанном нами, выделены следующие основные разделы:

-общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;

При работе над перспективным планом мы старались учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика и связная речь» и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.

Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.

В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.

Список литературы первый год обучения

1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР».

2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия» (старшая группа 1,2,3 период)

3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет».

4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой».

5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» (4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. – III).

6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет».

7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника».

8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (а)

– развитие связанной речи (б)

– развитие фонематического слуха (в)

– развитие лексико – грамматических средств языка (г)

9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет».

Перспективное планирование по проекту «Семейный клуб «Домашний логопед» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ работы семейного клуба «Домашний логопед» Сроки проведения Тема, цель мероприятия Содержание мероприятия.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.

Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.

Эссе «Учитель-логопед — это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.

Эссе «Я — учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения красивой и правильной.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед!» Эссе «Моя профессия – учитель – логопед!» Спешу поделиться с вами моей радостью, я теперь учитель-логопед. Как же близки стали строки.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Эссе «Учитель-логопед — это моя профессия, мой духовный путь, мое служение» На свете так много различных профессий И в каждой есть прелесть своя, Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю я! С.

перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе детей с ОНР

(СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

Общие речевые навыки

Продолжать работу по развитию речевого дыхания.

Продолжать работу по формированию правильной голосопередачи и плавности речи.

Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса.

Развивать подвижность органов артикуляции с помощью статических и динамических упражнений.

Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Развивать мимическую мускулатуру.

Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся у детей.

Продолжать автоматизацию звуков.

Слоговая структура слов

Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).

Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры.

Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, подборе слов на заданный звук.

Закрепить представление о твердости и мягкости звуков, упражнять в их дифференциации.

Закрепить умение выделять звук из слова.

Проводить звуковой анализ и синтез слов типамак, осы, лес, мама, слон, мост, лиса, лист.

Подготовка к обучению грамоте

Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.

Познакомить детей с буквами.

Упражнять детей выкладывании букв из палочек, в печатании букв.

Учить детей печатать и читать слоги и слова.

Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.

Систематизировать знания детей по лексическим темам периода.

Уточнить обобщающие понятия «овощи», «фрукты» и др.

Расширять и систематизировать представления детей о птицах, животных, грибах, ягодах и др.

Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах.

Сформировать представления о труде взрослых на селе, о пользе их труда.

Ввести в словарь существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам периода.

Развивать понимание устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразующую структуру, активировать словообразовательные процессы.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных (по темам).

Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги и начать формировать умение употреблять сложные предлогииз-под, из-за.

Уточнить значения глаголов с различными приставками, обучать их образовывать.

Совершенствовать умение согласовывать числительные 1, 2 и 5 с существительными.

Работать над коррекцией аграмматизмов.

Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях.

Продолжать обучать составлять предложения по картине, серии картинок, учить распространять предложения второстепенными членами.

Закрепить умение составлять описательные рассказы (по темам).

Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие познавательного общения.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.

Работать над совершенствованием процессов внимания, сравнения, синтеза, памяти, обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.

Пространственные и временные представления.

Уточнить представления о пространственных отношения, выраженных предлогами в, на, под, за и др.

Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.

Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.

Расширить представления о временных отношениях. Ввести в словарь понятие «дни недели», их названия.

Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций.

Учить точно подбирать глаголы движения с различными приставками.

Консультативная работа с сотрудниками.

Индивидуальные занятия с детьми.

Консультации для родителей.

(ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

Развитие общих речевых навыков

Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания.

Совершенствовать умение произвольно изменять силу голоса.

Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Формировать навыки выразительного чтения, развивая правильность, беглость и осознанность.

Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.

Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению.

Развивать мимическую мускулатуру.

Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

Формировать правильное произношение у вновь поступивших детей.

Слоговая структура слов

Проговаривать слова доступного речевого класса.

Постепенно увеличивать сложность классов.

Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

Упражнять в различении твердых-мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.

Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик.

Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять в выделении этих звуков из слова

Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с освоенными буквами.

Познакомить детей с новыми буквами.

Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, рисовании в воздухе.

Продолжать обучать разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.

Совершенствовать умение транспортировать буквы, различать правильно и неправильно и неправильно напечатанные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.

Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита.

Учить читать и печатать слоги, слова, предложения с новыми буквами.

Систематизировать знания о зиме, зимних явлениях природы. Познакомить с зимними месяцами. Закрепить знания о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках птиц, диких животных зимой.

Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.

Закрепить представления о новогоднем празднике.

Систематизировать представления о транспорте, сформировать представления о видах транспорта, о профессиях на транспорте.

Закрепить и расширить знания детей об инструментах, о роли механизации труда.

Систематизировать представления о местах обитания домашних животных и диких зверей.

Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по темам.

Объяснить переносное значение устойчивых выражений.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе по темам.

Познакомить детей со способами словообразования.

Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с существительными.

Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных.

Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.

Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по лексическим темам с использованием коллективно составленного плана (по картине, серии картин).

Учить составлять рассказы с опорой на личный опыт.

Учить пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок.

Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения. Обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных представлений

Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать слова левее, выше, правее, ниже

Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

Закрепить в речи слова шире, уже, выше, больше, меньше, длиннее, короче.

Учить точно подбирать глаголы движения с различными приставками.

Развитие общих речевых навыков

Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение.

Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью в повседневном общении.

Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

Закончить автоматизацию всех звуков у детей.

Провести дифференциацию смешиваемых звуков.

Работа над слоговой структурой слов

Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

Проговаривать двустишия и четверостишия.

Звуковой анализ и синтез

Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении твердых-мягких согласных, в выделении звука из слова.

Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа трава, маска, слива, миска, машина.

Познакомить с новыми звуками. Упражнять в выделении звуков из слова.

Сформировать представление о том, что буквы Ъ и Ь не обозначают звуков.

Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух-и трехсложных слов. Учить членить на слоги четырехсложные слова.

Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Закрепить знания известных правил правописания

Закрепить навык печатания слогов и слов.

Познакомить с новыми буквами.

Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов.

Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

1. Обобщить представления о типичных весенних явлениях в природе. Познакомить с весенними месяцами.

2. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

3. Углубить и расширить знания детей о родном городе.

4. Обобщить знания о жизни перелетных птиц.

5. Расширить представления детей о школе, учебе, школьных принадлежностях.

6. Развивать понимание переносного значения слов и устойчивых выражений.

Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных по темам.

Правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы прилагательных.

Обучение связной речи

Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и серии картинок.

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

План ежедневной логопедической коррекционной работы в подготовительной к школе группе

ФИО автора материала:

Лубяко Людмила Васильевна

Должнсть, звание, квалификационная категория (если есть):

1 квалификационная категория

Наименование образовательного учреждения:

Адрес населенного пункта:

г.Кодинск, Кежемский район,

План ежедневной логопедической коррекционной работы в подготовительной к школе группе

Раздел сайта для публикации:

1.​ Конспекты занятий, НОД

2.​ Методические разработки

4.​ Внеклассное мероприятие

5.​ Педагогический опыт

6.​ Разработки уроков

7.​ Современный урок

Цели и задачи материала:

Сделать ежедневное планирование учителя-логопеда оптимальным и качественным

Краткое описание материала:

Предлагается ежедневный план учителя-логопеда , который облегчит труд педагога, т.к., имея под руками шаблон, нетрудно будет составить план на следующие недели, лишь меняя и дополняя упражнения по разделам коррекционной работы: моторики, фонематического восприятия, психических процессов, лексико-граммати ческих категорий и связной речи.

Список использованной литературы, ссылки на источники в сети интернет:

1.​ О.С.Гомзяк « Говорим правильно в 6-7 лет»-альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы (№ 1, 2, 3)

2.​ О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет»- конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.

3.​ О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно»-альбо м упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы

4.​ Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция ОНР у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя), Издательство «Союз», 1999

5.​ Н.В.Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

Уважаемые коллеги! Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что нам, учителям-логопедам приходится писать довольно много «обязательных» планов для осуществления качественной коррекционной работы: план методической работы, перспективный, тематический, учебный.

Но есть еще и ежедневный план индивидуальной работы с детьми.

Я в своей практике тоже писала такой план в общей тетради большого формата, где планировала работу с каждым ребенком логопедической группы на каждый день. Написание такого плана занимало много времени время в мои выходные (субботу или воскресенье).

Причем, чтобы написать план с полноценным качественным содержанием, надо было открывать в компьютерной программе свой тематический план, программу коррекционной работы, дополнительные методики, по которым я работала в данный год (старшая группа или подготовительная). Затрачивалось много времени, которое я бы с удовольствием посвятила своей семье!

Но в начале учебного года я решила написать такой план ежедневной работы, на который мне не пришлось бы тратить свое свободное время, и который бы включал в себя все аспекты индивидуальной коррекционной работы с детьми логопедической группы.

В своей работе я опираюсь на программу коррекционной работы О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников «Говорим правильно», которая рассчитана на два года обучения. Эта программа мне подходит потому, что набор детей в логопедическую группу происходит с 5-ти лет (на два года). Поэтому в своем плане указываю темы недели именно по этой программе.

Предлагаю Вашему вниманию план на три недели, как «шаблон» (осень, зима, весна). Имея этот «образец», вам нетрудно будет составить план на следующие недели, лишь меняя и дополняя упражнения по разделам коррекционной работы: моторики, фонематического восприятия, психических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи. Вы можете заметить, как в марте усложняются задания по всем разделам индивидуальной работы.

Этот план ежедневной работы был утвержден на педсовете нашего ДОУ

Надеюсь, что вы оцените удобство этого плана и будете использовать его в своей работе.

Учитель-логопед 1 квалификационной категории Лубяко Л.В.

Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Учебный фильм-пособие по освоению бесплатного Baidu Antivirus 2013 Beta для дома и школы.

Рабочая программа логопеда по курсу “Развитие речи”

Перспективный план работы учителя-логопеда

Индивидуально-ориентированная программа “Коррекция фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста”

Рабочая программа коррекционной работы с учащимися 1-4 классов КРО с ОНР и ЗПРв

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

Рабочая программа логопеда для работы с детьми 5-7 лет с ОНР

Планирование логопедических занятий в подготовительном классе

Планирование логопедических занятий в подготовительном классе (1 четверть)

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста

Индивидуальное календарно-тематическое планирование по коррекции дисграфии с учащимся

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также:  Дифференциация звуков (У) - (А)
Ссылка на основную публикацию