Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

Перспективный план работы логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в старшей группе для детей с ОНР по периодам.

Перспективный план работы логопеда по формированию грамматических-лексико категорий и развитию связной речи и слуха фонематического в старшей группе для детей с периодам по ОНР.

логопеда Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

1-й сентябрь (период, октябрь, ноябрь)

  1. Множественное число существительных имен с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает Родительный).
  2. воспитатель падеж имен существительных единственного окончаниями с числа -ы, -и (нет руки, нет воды).

2-й период (декабрь, февраль, январь, март)

  1. Продолжение работы над лексико усвоением-грамматического материала первого периода.
  2. знакомство Практическое с категорией одушевленности (кто? что?).
  3. понятия Закрепление рода имен существительных в связи с один числительными, одна, два, две (можно первом в начать периоде).
  4. Практическое знакомство с родственными Родительный.
  5. словами падеж имен существительных единственного значении в числа принадлежности (ножка стола, следы Суффиксы).
  6. зайца -онок, -енок, -ата, -ята в детенышей названии животных.
  7. Увеличительный суффикс -ищ.
  8. Родительный имен падеж существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и окончания без.
  9. Расширение значения слов-действий, предметов подбор к действиям: летаетптица, шар, бабочка, самолет и т.д. (продолжает воспитатель).
  1. Согласование глаголов времени прошедшего с именами существительными в роде, числе (воспитатель, продолжает).
  2. Формирование умения различать оттеночные приставок значения в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (ходит, летает, бегает).
  3. Глаголы совершенного и несовершенного практических в вида упражнениях (строилпостроил, варилОбразование и др.).
  4. сварил относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, сезонностью, растениями, материалами) и согласование их с существительными именительного роде в падежа и числе.
  5. Прилагательные с уменьшительным значением (оньк -суффиксы-, – енък).
  6. Имена прилагательные с противоположным антонимы (значением).
  7. Притяжательные имена прилагательные.
  1. Согласование прилагательных имен с именами существительными в роде, числе, именительный (падеже, родительный, дательный, винительный падежи). упражнения Практические в понимании и активном употреблении предлогов над, под (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? предмет сделан); с (с чем? с кем?).

3-й период (апрель, май, Закрепление)

  1. июнь тем, начатых в первом и втором Родовая.
  2. периодах принадлежность имен существительных среднего
    мое (рода, оно, одно).
  3. Употребление личных вместо местоимений имен собственных.
  4. Активизация приставочных речи в глаголов детей, правильное употребление грамматических глаголов форм, усвоенных ранее.
  5. Слова-признаки как? (действия) в практических упражнениях (быстромедленно, тихогромко и др.).
  6. Усвоение будущего сложного времени буду: глаголов строить
    (продолжает воспитатель).
  7. Изменение настоящего глаголов времени по лицам в единственном и множественном практическое, числе употребление слово
    сочетаний “местоимение + Согласование”.
  8. глагол имен прилагательных с именами существительными в числе, роде, падеже (добавляются творительный и
    предложный Понимание).
  9. падежи и активное употребление в практических упражнениях предлогами с конструкций о, к, от, за (куда? где? за чем?).

Формирование период

1-й предложения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Проговаривание и самостоятельной в употребление речи
    элементарных фраз (Вот Тут. нога Оля. Там Дима. Это Формирование).
  2. ноги двусоставного предложения:

а) преобразование форм наклонения повелительного глаголов в форму изъявительного наклонения демонстрации при действий (Вова, иди! Вова выделение);

б) идет слов-предметов и слов-действий по Кто:
вопросам это? Что делает?;

в) подбор предмету к действий: (Вова идет (бежит, прыгает. );

г) простых составление нераспространенных предложений
по демонстрации, по картине.

  1. понятий Формирование “слово”, “предложение”; графическая запись двух из предложения слов.
  2. Формирование предложения из нескольких последовательности в слов:

а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (падеж винительный существительного, подобный именительному): Ната руки моет;

б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (падеж винительный существительного с окончанием -у): Коля надевает подлежащее,

в) шапку + сказуемое + прямое дополнение + косвенное существительное (дополнение в дательном падеже): Портниха шьет Оле платье;

г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (творительном в существительное падеже): Мальчик вытирается полотенцем;

д) сказуемое + подлежащее + прямое дополнение + косвенное дополнение (творительном в существительное падеже): Девочка намыливает руки Графическая.

  1. мылом запись предложения из 3-4 слов.
  2. Распространение однородными предложений членами:

а) подлежащими: Девочки и мальчики яблоки срывают;

б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и корзину в кладет;

в) дополнениями: Дети собирают огурцы и Обучение.

  1. помидоры умению заканчивать предложение нужным по словом смыслу или словосочетанием.
  2. Формирование конструкций с союзом противительным –а присравнении двух предметов: Помидор огурец, а красный зеленый.

2-й период (декабрь, январь, март, февраль)

3-й период (апрель, май, июнь)

  1. умения Закрепление правильно строить предложения указанных в втором и первом периодах типов на более широком и материале сложном.
  2. Распространение предложений словами-признаками обстоятельствами (действия), отвечающими на вопрос как.
  3. Составление опорным по предложений словам, данным в начальной форме.
  4. предложений Составление типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив косвенных + 1-2 глагола падежа”: Оля хочет поймать сачком бабочку.
  1. Формирование сложноподчиненного предложения с союзами что потому, чтобы.
  2. Учить детей понимать улавливать, интонацию ее оттенки:

а) конец предложения;

восклицание разговорно-описательной речи

1-й период (октябрь, сентябрь, ноябрь)

1. Формирование диалогической речи:

а) выполнение, понимание заданий (инструкций) логопеда типа: садись, встань, отнеси, принеси, открой, закрой, подними, убери, опусти, позови;

б) ответы на вопросы отрицательным:

  • логопеда или утвердительным словом;
  • одним или словом словосочетанием;
  • простым нераспространенным предложением;
  • распространенным простым предложением;

в) обучение умению самостоятельно вопросы задавать: кто это? что делает? кому? что? чем? (начало работы); самостоятельно приказания отдавать, задания, поручения; отчитываться о выполнении одним поручения словом, предложением.

  1. Объединение простых короткий в предложений рассказ.
  2. Заучивание коротких стихов, загадок, потешек, рассказов.
  3. Составление коротких рассказов-предмета описаний (элементарных).
  4. Обучение пересказу художественных ребенок (текстов вставляет нужное слово, словосочетание предложение или; логопед использует наводящие вопросы, период).

2-й картинки (декабрь, январь, февраль, март)

  1. заданий Выполнение, требующих понимания признаков предмета (размер, цвет, форма).
  2. Речевое обозначение выполненных Совершенствование.
  3. заданий разговорной речи, умения вести диалог несложный (самостоятельно задавать вопросы: куда? Овладение).
  4. где? элементарными формами описательной речи,
    детей обучение умению сравнивать два предмета родовой одной
    группы, разных родовых групп.
  5. стихов Заучивание, диалогов, коротких рассказов.
  6. Проведение сюжетным по бесед картинкам, формирование умения объединять высказывания отдельные в связное сообщение.
  7. Обучение умению рассказ составлять по сериям сюжетных картинок.
  8. Дальнейшее пересказу обучение с использованием вопросов логопеда, картин и рассказа плана.
  9. Драматизация стихов, диалогов, коротких рассказов, сказок.

3-й период (апрель, май, июнь)

1. развитие Дальнейшее диалогической речи, проведение более диалогов сложных с использованием вопросов: с кем? с чем? куда? где? откуда? когда? почему? зачем?

  1. рассказов Расширение-описаний предмета, описание ситуации и картинки сюжетной.
  2. Сравнение двух, трех, четырех признакам по их предметов и действиям.
  1. Учить рассказывать стихи, диалоги, загадки, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
  2. рассказ Составлять по сериям сюжетных картинок по заданиям:
  • пропущенное вставить звено;
  • по цепочке.
  1. Составление рассказов из текста деформированного в три-
    четыре предложения (нарушена событий последовательность).
  2. Пересказ сказок, рассказов по данному цепочке, по плану, с изменением лица.
  3. Первые шаги в детей обучении творческому рассказыванию
    (придумывание начала и рассказа конца) — с детьми, имеющими
    довольно высокий развития уровень связной речи.

Фонетика и фонематический Знакомство

1. слух со звуками окружающего мира, их вычленение, артикулирование и узнавание.

2. Понятие “звук”, “слог”, “слово”.

3. протяжённостью с Знакомство слов.

4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы.

5. Интонационное звуков выделение в слоге, слове.

6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X’, П’, Т’, К’, Л’, j, С.

7. наличия Определение (или отсутствия) заданного звука в Выделение.

8. слове первого звук из начала слова, конца – из последнего слова.

9. Различение фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам.

10. Определение названиях в отличия картинок.

11. Определение места заданного слова в звука.

12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с звуками заданными.

13. Учить подбирать слова с заданным Анализ.

14. звуком и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 помощью с звуков специальных символов.

Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.

  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Основы религиозных культур и светской этики в контексте ФГОС НОО

-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы

— отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи,
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.

-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» — М.: Альфа, 1993

3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования»

«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет »

Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам:

· Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте.

· Формирование грамматически правильной речи.

· Развитие фонематического анализа и синтеза.

· Развитие связной речи

Планирование рассчитано на детей 6-7 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Планирование составлено на основе программы «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно — художественных произведений, рассказа по серии сюжетных картин… Особенностью курса является направленность на реализацию коррекционного компонента
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; коррекционный компонент; словарная работа; планируемый результат.
Актуальность

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с лексико-грамматическим недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе, так как у детей недостаточно сформированы основные компоненты речи: её звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Отмечается ограниченность словарного запаса, её качественная неполноценность и наличие аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
Логопед поддерживает активный интерес детей к художественно — литературным произведениям; помогает детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

ЗАДАЧИ

-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы

— отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи,
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.

-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.

Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет
1 период обучения(сентябрь-ноябрь),2 занятия в неделю, всего 22 занятия.

Конспекты занятий по развитию речи для Дошкольников

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы
Развитие речи у детей
Автор: Темирова Замира Файзиевна
11.01.2021 22:06

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы

2018-2019 учебный год

Подготовила и провела: Темирова Замира Файзиевна воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №30 «Улыбка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Цель: развитие диалогической формы речи.

Задачи:

  • Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Учить детей согласовывать прилагательные с существительными, использовать в речи глаголы.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  • Воспитывать внимание, мышление, активность детей.
  • Учить воспитанников употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительна работа:

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у Лесовичка»

Програмные задачи: закрепление представление детей о грибах и ягодах, обучение детей отгадывать загадки, обогащение словаря детей, развитие умения образовывать прилагательные от существительных лес-лесной…,

Развитие звукопроизношения с шипящими звуками, умение находить конкретный предмет в окружающей обстановке, заложить основу экологического воспитания.

Материал: игрушка старичок –Лесовичок, музыка для движения поезда, звуки леса, картинки с грибами съедобные, несъедобные, лесные ягоды, муляжи грибов, осеннее дерево, елка, пенек

Предварительная работа: рассматривание картинок грибов, отгадывание загадок, беседа «Что нам осень принесла», на прогулке наблюдение за признаками осени.

Ход заняти:

1. «Расскажем и покажем» -упражнение движение со словами.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо, ветер тиши, тиши,

Деревцо все ниже, ниже.

2. «Едем за город» Мы свами грустить не будем, и отправимся в лес за ягодами и грибами. Мы отправимся с вами на поезде. Давайте сделаем с вами паровоз, встанем друг за другом как вагончики и под музыку отправимся в путь. При движении нужно шагать, перед собой вращать руками, изображая колеса, а также произносить чух-чух, а когда будут двери открываться говорим ш-ш-ш.

Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР

Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, носящая характер последовательного систематического развернутого изложения. Именно уровень овладения связной речью во многом определяет успешность обучения детей в школе. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи»

(из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)

  • Соколова Светлана Евгеньевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
  • Завьялова Виктория Вячеславовна, педагог-психолог I квалификационной категории

МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Подготовила: воспитатель Макиенкова О.А. 2020 г.

Цель: расширять представления детей об окружающих предметах.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать учить составлять небольшой рассказ-описание по схеме;
  • Развивающие: развивать в речи активный словарь, внимание, мышление, память;
  • Воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим, правила культурного поведения.

Активизация словаря: глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая, знакомство с новым словом «конфетница, ваза для

Значение речи в становлении личности ребенка

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира.

Личность, внутренний мир человека формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание и творчество непредставимо без диалога с другими личностями, с другими культурами.

Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Велиева Ирина Сергеевна Воспитатель МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги, магистрантка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуги

Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особенные образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной логопедической и психологической помощи [3, 3].

Под общим недоразвитием речи (ОНР) следует рассматривать сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи представляет собой сборную группу различных клинических форм речевой патологии, объединенных общими признаками. Наблюдается ОНР при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность лексико-грамматической стороны речи и несовершенство фонетико-фонематического развития [2, 5].

«Путешествие с Колобком»

Реализация предметно образовательной области: Познавательное развитие», «Развитие речи».

Виды детской деятельности: игровая. Познавательно – исследовательская.

Задачи:

1. Развитие интереса и познавательной мотивации, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым.. 2.Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

3. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в старшей группе ДОУ.

Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № г. Томск

Развитие критического мышления через чтение и письмо, кратко РКМЧП, казалось бы, что данная педагогическая технология в образовании возможна только для детей, которые обучаются в школе, но сегодня мы развеем этот миф, и рассмотрим варианты разработки технологии в ДОУ. РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но данная технология до настоящего времени остается актуальной, так как в ней синтезированы идеи и методы сразу нескольких технологий, таких как коллективное обучение, развивающее обучение и сотрудничество.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. Данная технология имеет 3 стадии, вызов, осмысление, рефлексия. Посмотрите на эти 3 определения, как они прекрасно подходят к ФГОС, данная технология идеальна для нового образовательного стандарта, стоит только научиться применять ее в детском саду.

Особенности развития речи детей на разных этапах дошкольного детства.

Рулёва Татьяна Васильевна Воспитатель 1 категории МАДОУ «ДС № 50 г. Челябинск»

На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей А.Н. Гвоздев выделил три основных периода становления детской речи.

Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются.

Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

План по самообразованию педагога «Использование перфокарт в познавательно — речевом развитии дошкольников»

Афанасьева Валентина Геннадьевна МДОУ Старомайнский д/с № 5 2020-2021 Младшая группа

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет

Ольга Козлова
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет

Тема: Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Задачи: Закрепить знание детьми скороговорок.

Формировать у дошкольников умение слушать сказку и

рассматривать иллюстрации к ней.

Развивать монологическую речь, память и творческое воображение.

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику.

Оборудование: Игрушка зайца, книга, сюжетная картина.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Вокруг себя повернис ь».

– Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись».

– Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук [з]).

– Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]).

– Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]).

– Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]).

– Вокруг себя повернись, на занятие вернись.

– Понравилась игра? А кем мы были во время превращений?

2. Загадки о животных и повторение скороговор ок.

– Р., отгадайте загадку.

Молочко пьёт, песенки поёт. (КОТ.)

– Какую скороговорку, вы знаете о ленивом коте. (Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.)

– Р., как вы понимаете слово лежебока? (Тот, кто лежит, то на одном боку, то на другом).

– Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? [ж]

– Произнесем скороговорку быстро, но звук [ж] в словах скажем длительно.

– Р., отгадайте загадку.

Маленький шарик под лавкой шарит. (МЫШЬ)

– Знаете ли вы скороговорку о мыши? Расскажите. (Шесть мышат в шалаше шуршат).

– Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? (ш)

– Произнесите скороговорку так, чтобы услышать, как шуршат мыши.

– Произнесём скороговорку медленно и чётко.

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (ЗАЯЦ)

– Какую скороговорку о зайце, вы знаете? (У зайки Бубы заболели зубы.)

– Как звали зайца, у которого болели зубы? (Буба.)

– Повторим эту скороговорку и скажем её с вопросительной интонацией.

– Девочки говорят с вопросительной интонацией, а мальчики – с утвердительной.

– У девочки Зои был зайчик, которого звали Знайка. Как, вы думаете, почему девочка дала зайчику такое имя? (Он знает очень много, умный.)

– Вспомните скороговорку – Зоиного зайку зовут Знайка.

– 1 группа – говорит грустно, 2 группа – торжественно и радостно.

3. Разучивание скорогово рки.

– Кто изображён на картинке?

– Кого она держит в корзинке?

– Заяц, какой: маленький или большой?

– Придумайте имя девочке, чтобы оно начиналось со звука (з).

– Р., вы и не заметили, как придумали сами скороговорку – У маленькой Зины зайчонок в корзине (н).

– Я предлагаю её выучить. Повторяем все дружно медленно и чётко, проговаривая каждое слово.

– Какой звук часто повторяется в скороговорке? (з, з / н, н)

– Говорим медленно, выделяя звук (з) в каждом слове.

– Скажем в темноте шёпотом.

– Проговариваем, хлопая в ладоши; по коленям.

– Проговариваем 3 раза вместе со мной: медленно и тихо, громче и быстрее, очень быстро и громко.

– Кто хочет посоревноваться друг с другом.

– Кто желает рассказать эту скороговорку сам. (Дети рассказывают)

4. Физминутка «Зайчи к».

– Мы очень хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть.

У зайчика ушки вот такие.

У зайчика лапки вот такие.

У зайчика хвостик, вот какой!

Прячется зайчик вот так.

Прыгает зайчик вот так.

5. Чтение сказ ки.

– Ой, скакал, скакал зайчик, да и прискакал к нам на занятие.

– Зайчик, почему ты плачешь? (Лиса меня обидела.)

– Что у тебя случилось? (Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня же и выгнала.)

– Р., а вы знаете, из какой сказки пришёл зайчик? («Заюшкина избушка».)

– Давайте, послушаем сказку, а в ходе чтения можете рассматривать сюжетные картинки к сказке.

6. Беседа по содержанию сказ ки.

– О чём в ней рассказывается?

– Кто главные герои сказки?

– Кто тебе понравился? Почему? За что?

– Как бы ты поступил, если бы к тебе обратился зайчик за помощью?

6. Подведение итог ов.

– Р., занятие заканчивается. Что интересного было на занятии?

– Были ли трудности? Где? Когда? Почему

«Путешествие в сказку». Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации для детей младшего дошкольного возраста Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации (Младший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие в сказку» Драматизация.

«Заюшкина избушка» для сказок “Заюшкина избушка”. Изготовление лубяной и ледяной избушек для сказки “Заюшкина избушка” и для других сказок. Лубяная избушка:сначала из.

Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

«Вместе играем – речь развиваем»

игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

«Вместе играем – речь развиваем». Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. – Ревда, 2016.

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

© ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»,2016

Развивающие игры с картинками

Кто больше заметит небылиц

Где начало рассказа

Найди картинке место

Какая картинка не нужна

Чего не бывает на свете

Составь два рассказа

Поиск пропавших деталей

Нарисуй картинку словами

Развивающие упражнения

Что могу делать?

Животные и их детеныши

Кто как разговаривает

Что происходит в природе

Кто как передвигается

Кто может совершать эти действия

Из чего это сделано

Лови, да бросай – цвета называй

Что бывает круглым

Всё расставим на места

Пояснительная записка

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на развитие связной речи, но воспитателям и родителям сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «игр и упражнений на развитие связной речи».

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры и упражнение на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речевые упражнения. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

Данный сборник рекомендован педагогам дошкольных учреждений, методистам ДОУ, родителям.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: стихотворение «Путаница», фишки.

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: – Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Другие примеры небылиц:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

«Где начало рассказа?»

Цель:учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 1)

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 2)

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 3)

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 4)

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек.

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 5)

Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы. (Приложение № 6)

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: предметы или картинки, фишки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: два набора серийных картинок. (Приложение № 7,1)

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 8)

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

“Нарисуй картину словами”

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

“Придумай сказку”

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Простые речевые упражнения для развития связной речи

Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Цель:обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл – потерял.

Слова-товарищи

Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.

Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Развитие речи в 5-6 лет: нормы, симптомы нарушения, коррекция

Формирование речевых навыков – важный этап личностного становления ребенка. Особенно важно развитие речи у детей 5−6 лет. Это время подготовки к школе, где без связной речи малышу будет сложно овладевать новыми знаниями и навыками. Чтобы последовательно излагать свои мысли, уметь их аргументировать, дошкольник должен иметь большой запас слов, правильное произношение и уметь грамотно строить предложения.

  • Развитие речи у дошкольников
  • Запас слов
  • Грамматика
  • Артикуляция
  • Логичность и последовательность
  • Общепринятые нормы
  • Признаки речевого недоразвития
  • Диагностика нарушений речи
  • Как справиться с нарушением

Развитие речи у дошкольников

В норме к 5-6 году жизни детская речь аналогична взрослой. Главная задача формирования умения грамотно излагать свои мысли в разговоре – подготовить дошкольника к обучению чтению и письму. Если у малыша имеются сложности с дифференциацией звуков, у него неминуемо возникнут проблемы с написанием букв.

Ограниченный лексический запас, неумение последовательно излагать мысли не позволят школьнику пересказать прочитанное или пояснить решение примера.

И начинать подготовку к школе следует заранее и постепенно. Репетитор сможет ускоренно подготовить малыша. Однако эффективность таких интенсивных занятий потеряет свою актуальность уже после 1-2 четверти, если у дошкольника присутствуют речевые нарушения. Поэтому начинать готовиться к поступлению в 1 класс стоит за 1,5-2 года.

Запас слов

В 5 лет ребенок должен активно использовать около 3-3,5 тысяч слов. Он умеет обобщать понятия (растения, звери, посуда, одежда). В речи дошкольника присутствуют не только названия предметов быта, но и отвлеченные понятия – любовь, обида, планета, вселенная и т. д.

Дети 5-6 лет любят лексические игры с перестановкой слов или ошибками в тексте. К примеру:

  • Пробежала банька мимо мужика, а на нашу кошку рычали ворота.
  • Я своим блокнотом разрубил топор, а по коту Егорке проскакал забор.

Грамматика

Короткие ответы становятся более длинными и развернутыми. Дети уже умеют правильно склонять сложные формы существительных. Однако могут допускать ошибки, говоря – котенков вместо котят или теленков вместо телят. Развивать грамматику помогают такие речевые игры:

  • «Скажи наоборот» – игра на нахождение антонимов.
  • «Сломанный телефон».
  • «Угадай, о чем я рассказываю».
  • «Закончи предложение».

Образец грамотности – взрослые, которые окружают малыша. Если у членов семьи наблюдаются проблемы с правильной постановкой ударений, речевые нарушения, или злоупотребление сленговыми и ненормативными словами, ребенок будет их копировать.

Артикуляция

Голосовой аппарат у дошкольника соответствует взрослому. Если нет анатомических нарушений – укороченная уздечка, неправильный прикус, дети большую часть фонем выговаривают верно. Чаще всего у детей 5-6 лет возникают трудности с произношением звука «р». Они либо подменяют его более простым «л» или «й» – балсук, а не барсук, йак,− а не рак, либо вообще пропускают – баабан вместо барабан, ваеник вместо вареник.

Если до 5 лет малыш не научился выговаривать звук «р», самостоятельно он с этим уже не справится. Не стоит ждать, что ребенок перерастет проблему. Требуется консультация дефектолога и посещение логопедических занятий.

Еще один важный аспект – большие паузы в разговоре, или заикание. Это сложное речевое нарушение, на устранение которого может потребоваться не один год. Причиной может послужить:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • строгие родители;
  • слишком большая нагрузка на речевой аппарат в раннем возрасте;
  • подражание родственнику или другу, который заикается.

Логичность и последовательность

Связная речь у дошкольника – результат многолетних усилий родителей, занимавшихся ее развитием. Такие дети говорят выразительно, используют эпитеты и сравнения, сочиняют собственные истории. В то время как малыш, речевые навыки которого никто не развивал, говорит монотонно, нечленораздельно.

В 5-6 лет ребенок составляет связный рассказ по картинке, пересказывает услышанный текст, выражая свое мнение к услышанному или увиденному.

У малышей, проводящих 90% свободного времени за компьютером или смартфоном, наблюдаются трудности со связностью и логичностью повествования. Ему сложно развернуто ответить на вопрос. Однако о любимых персонажах игры он готов говорить часами. Если не ограничить время использования гаджетов, это негативно скажется на речевом развитии.

Общепринятые нормы

В норме дошкольник:

  • Знает и соблюдает правила грамматики. Он может неправильно поставить ударение в незнакомом слове или допустить ошибку при его изменении. Однако, если родитель или воспитатель его поправил, дети запоминают и больше ошибок не допускают.
  • Дает развернутый ответ на вопрос.
  • Произносит звуки членораздельно и внятно.
  • Умеет составить логичный рассказ по картинке или серии фотографий, придумать свое начало или окончание сказки, пересказать услышанный текст, поделиться эмоциями от просмотренного мультфильма или совместного отдыха, игры.
  • Описывает предмет и угадывает его по описанию.
  • Может менять интонацию, громкость голоса, скорость речи.
  • Участвует в театрализованных постановках (дома или в детском саду), артистично декламирует стихи, делает интонационные паузы.
  • Подбирает слова, близкие или противоположные по значению: радостный и веселый, смеющийся и плачущий.
  • Активно применяет приставочные глаголы: белая дверь открыта, а зеленая закрыта.
  • Умеет обобщать понятия: вилка, тарелка, кастрюля – посуда; кошка, мышка, собака, кролик – домашние животные; орел, дрозд, синица – птицы.
  • Правильно произносит большинство фонем. Исключение – звук «р».

Признаки речевого недоразвития

Главный признак речевых нарушений – нарушение дикции и артикуляции. Ребенок с задержкой речевого развития произносит слова нечетко, его сложно понять, в результате отследить грамотность речи крайне сложно. Нарушена артикуляция, большинство фонем вызывают трудности при произношении.

У таких детей ограниченный лексический запас. Любому взрослому заметно, что он уступает сверстникам в умении логично и последовательно излагать свою мысль. Дошкольники с речевыми нарушениями ограничиваются короткими фразами, включающими только существительное и глагол. Им сложно описать предмет, сформулировать и аргументировать свою мысль.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, требуется помощь логопеда-дефектолога.

Диагностика нарушений речи

Для выявления речевых нарушений у малышей 5-6 лет просят:

  • Описать действие человека или предмета на картинке. К примеру: что делает орел? (летит). Что делает девушка? (расчесывает волосы).
  • Обозначить действие, противоположное названному логопедом: «лег – поднялся», «бежал – стоял», а также антоним предложенного признака: «веселый – грустный, медленный – быстрый».
  • Сказать, как называют детеныша того или иного зверя. К примеру: у кошки – котенок, у лисы – лисенок, у собаки – щенок, у слона – слоненок.
  • Назвать форму и цвет нарисованной фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат).
  • Описать предмет. «Кресло какое?» – «Мягкое, уютное, теплое, с деревянными подлокотниками, серое, большое».
  • Взять игрушку, которая лежит НА столе, ПОД табуреткой, В ящике, ПЕРЕД сумкой, ЗА книгой, МЕЖДУ стульями. Это позволяет определить, правильно ли малыш понимает предлоги.
  • Преобразовать единственное число во множественное. Один соловей – два соловья, одна капля – три капли, одно село – пять сел.
  • Изменить существительное по падежам. Что? Кровать. Полежу на чем? Кровати. Застелили что? Кровать. Придвинули к чему? К кровати. Расскажу, о чем? О кровати.
  • Согласовать глагол и существительное по родам. Кот пришел на кухню. А как сказать про кошку? Кошка пришла на кухню.
  • Назвать, что изображено на картинках. Для этого задания подбирают картинки в одной цветовой гамме. Красная рыбка, красная вишня, красная кофта, красный цветок.
  • Повторить за логопедом сложные слова: экскаватор, электричество, перестройка, кораблекрушение, пропеллер. Каждое слово малыш повторяет 2-3 раза. А специалист следит, не переставляет ли ребенок слоги местами, не заменяет и не пропускает ли звуки, правильно ли ставит ударение.

Как справиться с нарушением

Уровень речевого развития дошкольника зависит от дикции окружающих его взрослых, специфики воспитания в семье, приложенных родителями усилий. Выполняя простые задания на развитие речи, малыш в игровой форме обучается навыкам, которые пригодятся ему в школе.

Немаловажное значение имеет совместное с родителями времяпрепровождение: активный отдых, посещения музеев и театров, рисование, лепка, складывание пазла, обсуждение картинок в книге, с параллельным комментированием своих чувств и эмоций. Все это мощный стимул речевого развития ребенка.

Выполнение упражнений на тренировку дикции, заучивание считалок, скороговорок, загадок и стихов позволяет скорректировать произношение, обогатить словарный запас. Важно разъяснять непонятные слова и фразеологизмы, чтобы в дальнейшем дошкольник применял их правильно.

Логопеды рекомендуют как можно больше читать ребенку вслух. После прочтения следует обсудить сказку или рассказ, объяснить значение новых слов, дать оценку поступкам героев.

Сформировать навыки логичного изложения и аргументации мыслей позволяют задания по развитию речи для детей 5-6 лет:

  • составление рассказа по картинке;
  • развернутый ответ на вопросы по тексту;
  • пересказ услышанного.

Следует останавливать малыша, исправляя неправильно произнесенные слова и просить его повторить слово без ошибки. Домашний театр позволит ребенку проявить свои актерские способности, научиться использовать голос, делая его тише или громче, пользоваться интонацией, расставлять паузы.

Развитие устной речи – база для освоения чтения и письма, а также залог успешного обучения в школе. Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. А при обнаружении нарушений, консультироваться с логопедом и корректировать произношение.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Уважаемые коллеги! Условиями успешного проведения занятий по развитию речи будут создание особой творческой атмосферы, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности.

Желаем творческих успехов!

Занятие по развитию речи в детском саду в старшей логопедической группе на тему «Правильное питание. Овощи и фрукты». Конспект с презентациейЗадачи: Коррекционно-образовательные: • закреплять в речи детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи»; • расширение словарного запаса (название и признаки фруктов, овощей, понятие “сад” и “огород”) • учить правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. • учить строить простые предложения при описании предмета по мне.

Конспект логоритмического занятия в детском саду в старшей группе “Непослушная Коза”Автор: Валитова Лариса Владимировна Описание: конспект занятия может быть использован для открытого показа педагогами логогрупп, логопедами, а также музыкальными руководителями Цель: развитие речи детей Задачи: – научить правильному звукопроизношению; – развивать ритмический слух детей; – формировать правильное дыхание. Ход занятияДети под музыку входят в зал и встают в круг. Ведущая. Я расскажу одну и.

Занятие по развитию речи в старшей группе “Осень золотая”Задачи: Образовательные: – Обобщение представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. – Расширение, уточнение, активизация словаря по теме «Осень в лесу». – Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном пейзаже. Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, певческих навыков. Развивающие: – Развитие связной речи, дыхания, речевого слух.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Обучение связной речи по теме «Весна – красна» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группеТема: «Обучение связной речи по теме «Весна – красна» Автор: Юрлагина Елена Рашитовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №385» г.о Самара Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1) Формировать связную речь; Обучать детей связному последователь.

Занятие по развитию речи по лексической теме «Овощи» с применением метода Синквейн. Старшая группаЦель: формировать умение составлять связный рассказ об овощах с использованием метода Синквейн Задачи: Образовательные: активизация словаря по теме «Овощи»; совершенствование и обогащение словаря словами : определениями, прилагательными, глаголами. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Развивающие: развитие связной речи, памяти, речевого слуха, мел.

План-конспект по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) на тему «Золотая осень»Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к восприятию поэтической речи. Задачи: Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях устанавливать простейшие связи между ними; обобщить сведения об осени; учить внимательно слушать поэтическую речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев ру.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе по теме «Весна»Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем. Задачи: 1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным.

Закрепление правильного звукопроизношения у старших дошкольниковАвтор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 193» , г. Ярославль. Описание: данный материал подходит для детей старшего дошкольного возраста, а также для детей начальных классов; будет полезен учителям-логопедам, родителям. Цель: автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях. Коррекционно-образовательные задачи: – уточнить правильную артикуляцию звука [р]; – закрепить умение правильно произно.

Конспект занятия по развитию речи “День Победы в стихотворениях” для детей старшей группыАвтор: Лиховидова Софья Михайловна, Должность, место работы: музыкальный руководитель, МБДОУ “Вёшенский центр развития ребенка – детский сад №2”, ст. Вёшенская. Описание материала: конспект занятия подготовлен для детей старшей группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на развитие связной речи; расширению словаря детей и закрепление имеющихся знаний (ОО Речевое развитие). Данный кон.

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы ДОУ. Тема «В гостях у сказки три поросёнка»Тема: «В гостях у сказки «Три поросенка». Цель: Создать условие для активизации словаря, по признаку прилагательных и множественных у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Способствовать закреплению знаний детей о сказке “Три поросенка», обогащения словарного запаса. Развивающие: Развивать речевую активность, побуждать детей вступать в диалог. Воспитательные: Воспитывать умение сл.

Индивидуальное логопедическое занятие. Старшая группа. Тема: Автоматизация звука [л]Цель: закрепить навык четкого произношения звука [л] для дальнейшей работы над постановкой звуков. Задачи: 1. Учить выделять звук [л] в речи. 2. Развивать мышление, память, внимание. Оборудование: демонстрационный материалХод занятияI. Организационный момент Сегодня к нам на занятие пришла Золушка. Какой третий звук в слове? II. Артикуляционная гимнастика Каждое утро язычок просыпался, улыбался себе в з.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»Цель: формирование у дошкольников фонетико-фонематических средств языка. Задачи: Образовательные: – познакомить детей с новой буквой, – продолжать учить детей правильно произносить согласный звук Н, – учить давать характеристику звуку по акустико – артикуляционным признакам, – познакомить со зрительным образом буквы Н. развивающие: – развивать умение выделять звук Н, Н’ в ряде слов; – развивать .

Дистанционное логопедическое занятие по развитию речи «На кухне с мамой. Посуда». Старшая группаАвтор: Танетова Екатерина Валентиновна, учитель-логопед, ГБОУ города Москвы “Школа № 1799”, дошкольное отделение. Описание: Занятие проводится в условиях нахождения ребенка дома на дистанционном обучении. В роли помощника логопеда выступает мама ребенка. Предполагается, что занятие проводится на кухне с реальными предметами. Цель: Закрепление и расширение словаря по теме «Посуда». Задачи: 1. .

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку».Образовательная область: «Речевое развитие» Возраст: дети 5 – 6 лет Цель: Развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, делить слова на слоги, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков гласных звуков. Зак.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4-6 лет. Тема: «Домашние животные»Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развитие связной речи детей. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, существительные в предложном падеже. Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас, развив.

Читайте также:  Дидактические игры для развития звукового восприятия
Ссылка на основную публикацию