Перспективный план работы логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в старшей группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы логопеда по формированию грамматических-лексико категорий и развитию связной речи и слуха фонематического в старшей группе для детей с периодам по ОНР.
логопеда Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.
1-й сентябрь (период, октябрь, ноябрь)
- Множественное число существительных имен с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает Родительный).
- воспитатель падеж имен существительных единственного окончаниями с числа -ы, -и (нет руки, нет воды).
2-й период (декабрь, февраль, январь, март)
- Продолжение работы над лексико усвоением-грамматического материала первого периода.
- знакомство Практическое с категорией одушевленности (кто? что?).
- понятия Закрепление рода имен существительных в связи с один числительными, одна, два, две (можно первом в начать периоде).
- Практическое знакомство с родственными Родительный.
- словами падеж имен существительных единственного значении в числа принадлежности (ножка стола, следы Суффиксы).
- зайца -онок, -енок, -ата, -ята в детенышей названии животных.
- Увеличительный суффикс -ищ.
- Родительный имен падеж существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и окончания без.
- Расширение значения слов-действий, предметов подбор к действиям: летает — птица, шар, бабочка, самолет и т.д. (продолжает воспитатель).
- Согласование глаголов времени прошедшего с именами существительными в роде, числе (воспитатель, продолжает).
- Формирование умения различать оттеночные приставок значения в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (ходит, летает, бегает).
- Глаголы совершенного и несовершенного практических в вида упражнениях (строил — построил, варил — Образование и др.).
- сварил относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, сезонностью, растениями, материалами) и согласование их с существительными именительного роде в падежа и числе.
- Прилагательные с уменьшительным значением (оньк -суффиксы-, – енък).
- Имена прилагательные с противоположным антонимы (значением).
- Притяжательные имена прилагательные.
- Согласование прилагательных имен с именами существительными в роде, числе, именительный (падеже, родительный, дательный, винительный падежи). упражнения Практические в понимании и активном употреблении предлогов над, под (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? предмет сделан); с (с чем? с кем?).
3-й период (апрель, май, Закрепление)
- июнь тем, начатых в первом и втором Родовая.
- периодах принадлежность имен существительных среднего
мое (рода, оно, одно). - Употребление личных вместо местоимений имен собственных.
- Активизация приставочных речи в глаголов детей, правильное употребление грамматических глаголов форм, усвоенных ранее.
- Слова-признаки как? (действия) в практических упражнениях (быстро — медленно, тихо — громко и др.).
- Усвоение будущего сложного времени буду: глаголов строить
(продолжает воспитатель). - Изменение настоящего глаголов времени по лицам в единственном и множественном практическое, числе употребление слово
сочетаний “местоимение + Согласование”. - глагол имен прилагательных с именами существительными в числе, роде, падеже (добавляются творительный и
предложный Понимание). - падежи и активное употребление в практических упражнениях предлогами с конструкций о, к, от, за (куда? где? за чем?).
Формирование период
1-й предложения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Проговаривание и самостоятельной в употребление речи
элементарных фраз (Вот Тут. нога Оля. Там Дима. Это Формирование). - ноги двусоставного предложения:
а) преобразование форм наклонения повелительного глаголов в форму изъявительного наклонения демонстрации при действий (Вова, иди! Вова выделение);
б) идет слов-предметов и слов-действий по Кто:
вопросам это? Что делает?;
в) подбор предмету к действий: (Вова идет (бежит, прыгает. );
г) простых составление нераспространенных предложений
по демонстрации, по картине.
- понятий Формирование “слово”, “предложение”; графическая запись двух из предложения слов.
- Формирование предложения из нескольких последовательности в слов:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (падеж винительный существительного, подобный именительному): Ната руки моет;
б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (падеж винительный существительного с окончанием -у): Коля надевает подлежащее,
в) шапку + сказуемое + прямое дополнение + косвенное существительное (дополнение в дательном падеже): Портниха шьет Оле платье;
г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (творительном в существительное падеже): Мальчик вытирается полотенцем;
д) сказуемое + подлежащее + прямое дополнение + косвенное дополнение (творительном в существительное падеже): Девочка намыливает руки Графическая.
- мылом запись предложения из 3-4 слов.
- Распространение однородными предложений членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики яблоки срывают;
б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и корзину в кладет;
в) дополнениями: Дети собирают огурцы и Обучение.
- помидоры умению заканчивать предложение нужным по словом смыслу или словосочетанием.
- Формирование конструкций с союзом противительным –а присравнении двух предметов: Помидор огурец, а красный зеленый.
2-й период (декабрь, январь, март, февраль)
3-й период (апрель, май, июнь)
- умения Закрепление правильно строить предложения указанных в втором и первом периодах типов на более широком и материале сложном.
- Распространение предложений словами-признаками обстоятельствами (действия), отвечающими на вопрос как.
- Составление опорным по предложений словам, данным в начальной форме.
- предложений Составление типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив косвенных + 1-2 глагола падежа”: Оля хочет поймать сачком бабочку.
- Формирование сложноподчиненного предложения с союзами что потому, чтобы.
- Учить детей понимать улавливать, интонацию ее оттенки:
а) конец предложения;
восклицание разговорно-описательной речи
1-й период (октябрь, сентябрь, ноябрь)
1. Формирование диалогической речи:
а) выполнение, понимание заданий (инструкций) логопеда типа: садись, встань, отнеси, принеси, открой, закрой, подними, убери, опусти, позови;
б) ответы на вопросы отрицательным:
- логопеда или утвердительным словом;
- одним или словом словосочетанием;
- простым нераспространенным предложением;
- распространенным простым предложением;
в) обучение умению самостоятельно вопросы задавать: кто это? что делает? кому? что? чем? (начало работы); самостоятельно приказания отдавать, задания, поручения; отчитываться о выполнении одним поручения словом, предложением.
- Объединение простых короткий в предложений рассказ.
- Заучивание коротких стихов, загадок, потешек, рассказов.
- Составление коротких рассказов-предмета описаний (элементарных).
- Обучение пересказу художественных ребенок (текстов вставляет нужное слово, словосочетание предложение или; логопед использует наводящие вопросы, период).
2-й картинки (декабрь, январь, февраль, март)
- заданий Выполнение, требующих понимания признаков предмета (размер, цвет, форма).
- Речевое обозначение выполненных Совершенствование.
- заданий разговорной речи, умения вести диалог несложный (самостоятельно задавать вопросы: куда? Овладение).
- где? элементарными формами описательной речи,
детей обучение умению сравнивать два предмета родовой одной
группы, разных родовых групп. - стихов Заучивание, диалогов, коротких рассказов.
- Проведение сюжетным по бесед картинкам, формирование умения объединять высказывания отдельные в связное сообщение.
- Обучение умению рассказ составлять по сериям сюжетных картинок.
- Дальнейшее пересказу обучение с использованием вопросов логопеда, картин и рассказа плана.
- Драматизация стихов, диалогов, коротких рассказов, сказок.
3-й период (апрель, май, июнь)
1. развитие Дальнейшее диалогической речи, проведение более диалогов сложных с использованием вопросов: с кем? с чем? куда? где? откуда? когда? почему? зачем?
- рассказов Расширение-описаний предмета, описание ситуации и картинки сюжетной.
- Сравнение двух, трех, четырех признакам по их предметов и действиям.
- Учить рассказывать стихи, диалоги, загадки, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
- рассказ Составлять по сериям сюжетных картинок по заданиям:
- пропущенное вставить звено;
- по цепочке.
- Составление рассказов из текста деформированного в три-
четыре предложения (нарушена событий последовательность). - Пересказ сказок, рассказов по данному цепочке, по плану, с изменением лица.
- Первые шаги в детей обучении творческому рассказыванию
(придумывание начала и рассказа конца) — с детьми, имеющими
довольно высокий развития уровень связной речи.
Фонетика и фонематический Знакомство
1. слух со звуками окружающего мира, их вычленение, артикулирование и узнавание.
2. Понятие “звук”, “слог”, “слово”.
3. протяжённостью с Знакомство слов.
4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы.
5. Интонационное звуков выделение в слоге, слове.
6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X’, П’, Т’, К’, Л’, j, С.
7. наличия Определение (или отсутствия) заданного звука в Выделение.
8. слове первого звук из начала слова, конца – из последнего слова.
9. Различение фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам.
10. Определение названиях в отличия картинок.
11. Определение места заданного слова в звука.
12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с звуками заданными.
13. Учить подбирать слова с заданным Анализ.
14. звуком и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 помощью с звуков специальных символов.
Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.
- Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
- Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
- Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
- Основы религиозных культур и светской этики в контексте ФГОС НОО
-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы
— отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи,
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.
-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» — М.: Альфа, 1993
3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования»
«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет »
Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам:
· Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте.
· Формирование грамматически правильной речи.
· Развитие фонематического анализа и синтеза.
· Развитие связной речи
Планирование рассчитано на детей 6-7 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Планирование составлено на основе программы «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно — художественных произведений, рассказа по серии сюжетных картин… Особенностью курса является направленность на реализацию коррекционного компонента
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; коррекционный компонент; словарная работа; планируемый результат.
Актуальность
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с лексико-грамматическим недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе, так как у детей недостаточно сформированы основные компоненты речи: её звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Отмечается ограниченность словарного запаса, её качественная неполноценность и наличие аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
Логопед поддерживает активный интерес детей к художественно — литературным произведениям; помогает детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.
ЗАДАЧИ
-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы
— отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи,
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.
-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.
Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет
1 период обучения(сентябрь-ноябрь),2 занятия в неделю, всего 22 занятия.
Конспекты занятий по развитию речи для Дошкольников
Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.
Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru
Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы |
Развитие речи у детей | |
Автор: Темирова Замира Файзиевна | |
11.01.2021 22:06 | |
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы 2018-2019 учебный год Подготовила и провела: Темирова Замира Файзиевна воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №30 «Улыбка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Цель: развитие диалогической формы речи. Задачи:
Предварительна работа: Конспект занятия по развитию речи «В гостях у Лесовичка» Програмные задачи: закрепление представление детей о грибах и ягодах, обучение детей отгадывать загадки, обогащение словаря детей, развитие умения образовывать прилагательные от существительных лес-лесной…, Развитие звукопроизношения с шипящими звуками, умение находить конкретный предмет в окружающей обстановке, заложить основу экологического воспитания. Материал: игрушка старичок –Лесовичок, музыка для движения поезда, звуки леса, картинки с грибами съедобные, несъедобные, лесные ягоды, муляжи грибов, осеннее дерево, елка, пенек Предварительная работа: рассматривание картинок грибов, отгадывание загадок, беседа «Что нам осень принесла», на прогулке наблюдение за признаками осени. Ход заняти: 1. «Расскажем и покажем» -упражнение движение со словами. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, ветер тиши, тиши, Деревцо все ниже, ниже. 2. «Едем за город» Мы свами грустить не будем, и отправимся в лес за ягодами и грибами. Мы отправимся с вами на поезде. Давайте сделаем с вами паровоз, встанем друг за другом как вагончики и под музыку отправимся в путь. При движении нужно шагать, перед собой вращать руками, изображая колеса, а также произносить чух-чух, а когда будут двери открываться говорим ш-ш-ш. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, носящая характер последовательного систематического развернутого изложения. Именно уровень овладения связной речью во многом определяет успешность обучения детей в школе. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)
МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Еманжелинского муниципального района Челябинской области Подготовила: воспитатель Макиенкова О.А. 2020 г. Цель: расширять представления детей об окружающих предметах. Задачи:
Активизация словаря: глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая, знакомство с новым словом «конфетница, ваза для Значение речи в становлении личности ребенка Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира. Личность, внутренний мир человека формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание и творчество непредставимо без диалога с другими личностями, с другими культурами. Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Велиева Ирина Сергеевна Воспитатель МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги, магистрантка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуги Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особенные образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной логопедической и психологической помощи [3, 3]. Под общим недоразвитием речи (ОНР) следует рассматривать сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи представляет собой сборную группу различных клинических форм речевой патологии, объединенных общими признаками. Наблюдается ОНР при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность лексико-грамматической стороны речи и несовершенство фонетико-фонематического развития [2, 5]. «Путешествие с Колобком» Реализация предметно образовательной области: Познавательное развитие», «Развитие речи». Виды детской деятельности: игровая. Познавательно – исследовательская. Задачи: 1. Развитие интереса и познавательной мотивации, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым.. 2.Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. 3. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в старшей группе ДОУ. Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № г. Томск Развитие критического мышления через чтение и письмо, кратко РКМЧП, казалось бы, что данная педагогическая технология в образовании возможна только для детей, которые обучаются в школе, но сегодня мы развеем этот миф, и рассмотрим варианты разработки технологии в ДОУ. РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но данная технология до настоящего времени остается актуальной, так как в ней синтезированы идеи и методы сразу нескольких технологий, таких как коллективное обучение, развивающее обучение и сотрудничество. Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. Данная технология имеет 3 стадии, вызов, осмысление, рефлексия. Посмотрите на эти 3 определения, как они прекрасно подходят к ФГОС, данная технология идеальна для нового образовательного стандарта, стоит только научиться применять ее в детском саду. Особенности развития речи детей на разных этапах дошкольного детства. Рулёва Татьяна Васильевна Воспитатель 1 категории МАДОУ «ДС № 50 г. Челябинск» На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей А.Н. Гвоздев выделил три основных периода становления детской речи. Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются. Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. План по самообразованию педагога «Использование перфокарт в познавательно — речевом развитии дошкольников» Афанасьева Валентина Геннадьевна МДОУ Старомайнский д/с № 5 2020-2021 Младшая группа Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет Ольга Козлова Тема: Чтение сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Закрепить знание детьми скороговорок. Формировать у дошкольников умение слушать сказку и рассматривать иллюстрации к ней. Развивать монологическую речь, память и творческое воображение. Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику. Оборудование: Игрушка зайца, книга, сюжетная картина. Ход занятия: 1. Организационный момент. Игра «Вокруг себя повернис ь». – Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись». – Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук [з]). – Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]). – Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]). – Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]). – Вокруг себя повернись, на занятие вернись. – Понравилась игра? А кем мы были во время превращений? 2. Загадки о животных и повторение скороговор ок. – Р., отгадайте загадку. Молочко пьёт, песенки поёт. (КОТ.) – Какую скороговорку, вы знаете о ленивом коте. (Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.) – Р., как вы понимаете слово лежебока? (Тот, кто лежит, то на одном боку, то на другом). – Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? [ж] – Произнесем скороговорку быстро, но звук [ж] в словах скажем длительно. – Р., отгадайте загадку. Маленький шарик под лавкой шарит. (МЫШЬ) – Знаете ли вы скороговорку о мыши? Расскажите. (Шесть мышат в шалаше шуршат). – Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? (ш) – Произнесите скороговорку так, чтобы услышать, как шуршат мыши. – Произнесём скороговорку медленно и чётко. Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (ЗАЯЦ) – Какую скороговорку о зайце, вы знаете? (У зайки Бубы заболели зубы.) – Как звали зайца, у которого болели зубы? (Буба.) – Повторим эту скороговорку и скажем её с вопросительной интонацией. – Девочки говорят с вопросительной интонацией, а мальчики – с утвердительной. – У девочки Зои был зайчик, которого звали Знайка. Как, вы думаете, почему девочка дала зайчику такое имя? (Он знает очень много, умный.) – Вспомните скороговорку – Зоиного зайку зовут Знайка. – 1 группа – говорит грустно, 2 группа – торжественно и радостно. 3. Разучивание скорогово рки. – Кто изображён на картинке? – Кого она держит в корзинке? – Заяц, какой: маленький или большой? – Придумайте имя девочке, чтобы оно начиналось со звука (з). – Р., вы и не заметили, как придумали сами скороговорку – У маленькой Зины зайчонок в корзине (н). – Я предлагаю её выучить. Повторяем все дружно медленно и чётко, проговаривая каждое слово. – Какой звук часто повторяется в скороговорке? (з, з / н, н) – Говорим медленно, выделяя звук (з) в каждом слове. – Скажем в темноте шёпотом. – Проговариваем, хлопая в ладоши; по коленям. – Проговариваем 3 раза вместе со мной: медленно и тихо, громче и быстрее, очень быстро и громко. – Кто хочет посоревноваться друг с другом. – Кто желает рассказать эту скороговорку сам. (Дети рассказывают) 4. Физминутка «Зайчи к». – Мы очень хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть. У зайчика ушки вот такие. У зайчика лапки вот такие. У зайчика хвостик, вот какой! Прячется зайчик вот так. Прыгает зайчик вот так. 5. Чтение сказ ки. – Ой, скакал, скакал зайчик, да и прискакал к нам на занятие. – Зайчик, почему ты плачешь? (Лиса меня обидела.) – Что у тебя случилось? (Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня же и выгнала.) – Р., а вы знаете, из какой сказки пришёл зайчик? («Заюшкина избушка».) – Давайте, послушаем сказку, а в ходе чтения можете рассматривать сюжетные картинки к сказке. 6. Беседа по содержанию сказ ки. – О чём в ней рассказывается? – Кто главные герои сказки? – Кто тебе понравился? Почему? За что? – Как бы ты поступил, если бы к тебе обратился зайчик за помощью? 6. Подведение итог ов. – Р., занятие заканчивается. Что интересного было на занятии? – Были ли трудности? Где? Когда? Почему «Путешествие в сказку». Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации для детей младшего дошкольного возраста Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации (Младший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие в сказку» Драматизация. «Заюшкина избушка» для сказок “Заюшкина избушка”. Изготовление лубяной и ледяной избушек для сказки “Заюшкина избушка” и для других сказок. Лубяная избушка:сначала из. Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»
Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе. Просмотр содержимого документа |