Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников
Оценка эффективности развивающей работы по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. Вариативность использования в логопедической практике приемов развития ручного праксиса.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.04.2014 |
Размер файла | 2,5 M |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www . allbest . ru
МБДОУ ЦРР – детский сад №28
су-джок коррекция речь
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников »
Автор: учитель-логопед Чупрова Е. С.
Часть I . Теоретическая
Су-джок терапия – нетрадиционная логопедическая технология
Часть II . Практическая
Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно- развивающе м процессе старших дошкольников
Перспективный тематический план
Приемы Су – Джок терапии
Анализ деятельности проекта
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда” – коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствии чего нами была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии на логопедических занятиях, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Пути реализации су-джок терапии в МБДОУ ЦРР – детский сад № 28.
Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, консультирование)
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
развитие фонематического слуха и восприятия;
коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
совершенствование лексико-грамматических категорий;
совершенствование навыков пространственной ориентации.
упражнения для развития общей и мелкой моторики.
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Су-джок терапию проводим поэтапно.
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
При организации работы по су-джок терапии мы придерживаемся следующих требований.
Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).
атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
заинтересованность логопеда в успехах детей;
собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
В результате использования су-джок терапии мы ожидаем:
благоприятное воздействие на весь организм;
стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
развитие координация движений и мелкой моторики ;
разви тие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет добиться следующих преимуществ:
сократить сроки коррекционной работы;
повысить качество работы;
снизить энергетические затраты;
наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Часть I . Су-джок терапия – нетрадиционная логопедическая технология
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
СуДжок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» – связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапевт может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими
Используя принцип подобия тела и кисти, профессор Пак предложил проводить на ней так же меридиональную акупунктуру. Была разработана и клинически подтверждена теория системы бель-меридианов и их акупунктурных точек. Развивая в Су-Джок терапии принципы классической китайской медицины профессор Пак разработал методы лечения по гармонизации Шести Ки и Восьми Ки, эмоциональное и ментальное лечение через меридианы, лечение по методу открытой точки, алмазной, спиральной энергетической системы, триначалия. На сегодняшний день система Су-Джок стройна и разнообразна, а ее методы
Су-джок терапия является одной из нетрадици онных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок-терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечаю, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с испо льзованием наглядного материала, что будет изложено во второй главе проекта.
Часть II Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно-развивающе м процессе старших дошкольников
Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Мы применяем су-джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.
Презентация на тему Использование Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников
Презентация на тему Использование Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
- Главная
- Разное
- Использование Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников
Слайды и текст этой презентации
Использование
Су-Джок терапии
при коррекции речевых нарушений
у дошкольников
Су-Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины,
разработанное
южно – корейским профессором
Пак Чже Ву.
Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
«Су» – кисть «Джок» – стопа
Массаж шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Полифункциональность Су-Джок стимуляторов в коррекционной работе:
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
Развитие звукового и слогового анализа слов;
Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических процессов;
Развитие цветовосприятия;
Развитие пространственно-временных представлений;
Закрепление счетных операций.
1. Массаж Су-Джок шарами (повторение слов и выполнение действий в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом (поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, проговаривая стих-е пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. При автоматизации звуков. (поочередно надевать кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение для автоматизации звука Ш)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
4. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
5. Использование Су–Джок шаров для развития памяти и внимания
Варианты:
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;
Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Упражнения для развития звукового анализа
Упражнение для развития цветовосприятия
7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
8. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Упражнения для закрепления счетных операций
Неоспоримые достоинства Су-Джок терапии:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения, доступность – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек, шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки.
Он, бесспорно, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание пальчиковой гимнастики, самомассажа с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности как в детском саду, так и дома.
Купить тренажеры можно в аптеке, цена – в пределах 40 рублей за штуку.
Консультация для педагогов и родителей. «Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
- Агния Епанчина 3 лет назад Просмотров:
1 Консультация для педагогов и родителей «Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель Глушкова М.В. Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В настоящее время перед современным ДОУ стоит задача не только обучения, но и всестороннего развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приемов. Использование тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Проявляется живой интерес к занятиям с тренажерами, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Что же такое Су-Джок-терапия? Кто ее автор и что она собой представляет? Метод Су -Джок-терапии это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. Су-Джок-терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. Создателем метода Су-Джок является корейский профессор Пак Чже Ву. Первые сведения о Су-Джок появились в печати в 1986 году. С этого времени Су-Джок-терапия широко распространилась по всему миру. В некоторых странах метод Су-Джок входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. В переводе с корейского «су» – кисть, «джок» – стопа. Известно, что речь это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью двигательная проекционная зона. Значительную площадь
2 двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это можно увидеть на человеке Пенфилда (У.-Г. Пенфилд канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга). Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной работе и логопеды, и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, вырезыванию, играм с мозайкой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами и т.д. Воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су-Джок-тренажеров шариков и иппликаторов Кузнецова. Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), как пальчиковая игра или в самостоятельной деятельности детей, например, самомассаж, пальчиковые дорожки. Главные преимущества использования массажеров Су-Джок для самомассажа рук следующие: Безопасность использования; Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей; Можно использовать многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ; Самомассаж может быть включен в любое занятие; Дети выполняют его самостоятельно, под контролем взрослого; Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме; Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма. Сказка про Ежика В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик (показать шарик в открытой ладони). Ежик был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок). Однажды ранним летним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими
3 ножками. Дорожка была узенькая, извилистая (катать шарик по ладони вперед-назад). Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик (круговые движения по ладони сначала по часовой стрелке, потом против). Ежику стало страшно он испугался, но желание узнать, что находится на другом берегу, все же было сильнее. И он решился (зажать шарик в ладошке)! Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый и перебрался на другой берег (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)! А там поляна большая, круглая, красивая (круговые движения шариком по ладони)! На поляне видимо-невидимо цветов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)! Решил собрать Еж красивый букет из ромашек, васильков, незабудок, маков и колокольчиков. Вот какой огромный букет получился! Обрадовался Ежик и отправился в обратный путь (круговые движения шариком по ладони). Обошел круглую полянку, ступил на мостик один шаг, второй, третий, четвертый, пятый И он на другом берегу! (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого). Быстро побежал Еж сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! Поставил букет полевых цветов на круглый стол (катать шарик в ладони вперед-назад). А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном (зажать шарик в ладошке)! Стихотворения Лексическая тема «Фрукты» Ежик любит фрукты есть, Их в саду у нас не счесть: Есть яблоки душистые,
4 Есть сливы наливные, Есть груши золотистые, Где найдешь еще такие? Лексическая тема «Игрушки» У ежа игрушки были: Мячик, барабан, зайчонок, Буратино, Чиполлино И белый маленький котенок. Лексическая тема «Комнатные растения» В разноцветные горшочки Посадил наш Еж цветочки: Вот розан, герань, фиалка Да зеленая толстянка. Колких кактусов семья Полюбуйтесь-ка, друзья! Лексическая тема «Насекомые» Как-то раз в своем лесу Повстречал наш Еж осу. Оса была ужасно злой, Кусить Ежа хотела И только налетела Наш Еж бегом домой! Лексическая тема «Обувь» Еж пришел к сапожнику Сшить себе сапожки
5 Красные, красивые, На маленькие ножки! Но сапожник шил сапожки Только для соседской кошки. Лексическая тема «Посуда» У Ежа была посуда: Чашки, чайники и блюда, Сковородки и ковши, Ложки, вилки и ножи! Используемая литература: 1. Кравчук И.А., Шишова Н.В. Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Дошкольная педагогика / Январь / 2012.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР «Мы идем в театр»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР «Мы идем в театр».
- Развитие речи посредством театрализованной деятельности.
- Дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей.
- Формировать готовность понимать другого человека и сопереживать ему.
- Доставить детям удовольствие.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в театр. Для того чтобы пойти в театр, нам нужны.
Логопед: Конечно же билеты. Билеты – это приглашение в театр и разрешение посмотреть спектакль. Без билета идти нельзя. На билетах указано место и ряд для каждого зрителя. У каждого из вас уже есть билеты. Полина сегодня работает контролером, она будет следить, чтобы у каждого был билет.
Педагог: Ребята, в зал нужно проходить тихо и спокойно, не расталкивая
окружающих. Внимательно посмотреть на билет, найти ряд и место, указанное на билете.
Дети проходят на свои места, звенит звонок.
Клоун: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я клоун. Очень рад вас приветствовать в моём театре. Я самый старый артист, с давних времён участвую во многих представлениях. Я очень люблю тех, кто приходит на мои спектакли – Вас дорогие зрители. И мне очень приятно, что сегодня в моем театре такие воспитанные зрители: вы не шумите, спокойно заняли свои места, не жуёте жвачку, не топаете ногами. Артистам нравится, когда их внимательно слушают, ведь шум в зале им очень мешает. Да и вы в этом сможете убедиться, если попробуете стать артистами.
Все артисты перед выступлением проговаривают чистоговорки или скороговорки, для того чтобы четко произносить слова. Давайте и мы произнесем скороговорку сначало медленно, а потом быстро.
«У четырех черепашек четыре черепашонка.»
Дети повторяют за клоуном.
– А теперь я наши артисты покажут вам мини сценки. Первая мини сценка «Зайка».
– Зайка, зайка. Что ты грустный?
– Потерял качан капусты.
– А какой?
– Круглый, белый и большой.
– Ну-ка, зайка шалунишка, дай потрогать животишко. Он тугой как барабан.
– Значит, съел я свой качан и забыл.
Клоун: Давай-те похлопаем артистам.
Клоун: Следующая сценка называется «Жук».
– Жук-жук, где твой дом?
– Под березовым листом.
Ехал Филя-коновал
Мой дом растоптал.
Клоун: (обращается к зрителям) Вам понравилось? Давайте поблагодарим артистов. Следующая сценка «Ты яму копал?»
Аплодисменты артистам!
Клоун: Следующая сценка «Кузнец».
– Эй, кузнец молодец,
Расковался жеребец
Ты подкуй его опять.
– Отчего не подковать!
Вот гвоздь,
Вот подкова,
Раз-два и все готово.
Клоун: (обращается к зрителям) Вам понравилось? Давайте поблагодарим артистов.
Клоун: А вам, уважаемые артисты, понравилось как вели себя зрители?
Катя: Да в зале было тихо, никто не шуршал фантиками, не ел конфет, не разговаривал. Все внимательно смотрели и слушали.
– Клоун представляет артистов, артисты раскланиваются, зрители аплодируют.
Клоун: На этом первая часть нашего представления окончена. Сейчас антракт (это перерыв во время которого зрители могут отдохнуть.
Клоун: А сейчас, чтобы наши глазки не устали мы сделаем гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Клоун: Прозвенел звонок означающий начало второго действия.
Сценка называется «Где ты, совушка была?»
Где ты, совушка была?
Где ты вдовушка жила
– Я жила в лесище
Во сыром дуплище
– Кто тебя, сову зновал?
У тебя в гостях бывал?
– Все мои подружки
Комары да мушки
Все мои сестрички
Сороки да синички
Все мои тетки: чижи да чечетки.
Дети показывают сценку.
Клоун: (обращается к зрителям) Вам понравилось? Давайте поблагодарим артистов. Аплодисменты артистам!
Следующая сценка «Галки и вороны»
– Галки-вороны,
Все ли здоровы?
– Одна галка не здорова,
Она ножку наколола.
Мы поедим во торжок
Купим галке сапожок.
Клоун: (обращается к зрителям) Вам понравилось? Давайте поблагодарим артистов. Аплодисменты артистам!
Следующая сценка «Что я видел, что я видел?»
– Что я видел, что я видел!
– Куманек, а что ты видел?
– Я видал, что чиж
Весь город Париж
Упрятал в мешок
– Ой, врешь куманек.
– Что я видел, что я видел!
– Куманек, а что ты видел?
– Корова в саду
Плясала на льду
В июльский денек.
– Ой, врешь куманек.
– Что я видел, что я видел!
– Куманек, а что ты видел?
– Медведица в марте
Играла на арфе,
А жук дул в рожок.
– Ой, врешь куманек.
– Что я видел, что я видел!
– Куманек, а что ты видел?
– Пятнадцать лягушек
Полили из пушек
В дубовый денек.
– Ой, врешь куманек.
Клоун: На этом вторая часть нашего представления окончена. Сейчас антракт.
– Чтобы руки лучше двигались, поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Клоун: Прозвенел звонок означающий начало третьей части представления.
Спектакль называется «Анюта».
Клоун (обращается к зрителям): Вам понравился наш спектакль? Давайте поблагодарим артистов. Аплодисменты
Клоун представляет артистов, участвовавших во втором спектакле.
Клоун: На этом наше представление закончилось, я благодарю всех артистов за хорошее исполнение, а зрителей за хорошее и вежливое поведение. До новых встреч!
Логопед: Вот и закончился наш с вами поход в театр. Вы сегодня особенно хорошо вели себя и выступали. Молодцы.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе “Мы идём в театр”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия “Мы идём в театр” (подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
« Мы идем в театр»
воспитатель МБДОУ № 21
Швидкая Оксана Ивановна
Цель: развитие речи посредством театрализованной деятельности. Дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей. Формировать готовность понимать другого человека и сопереживать ему. Доставить детям удовольствие
Материалы : занавес, билеты, касса, монеты, звонок, колпак для клоуна, Для сценки « Ушки – неслушки»: фартук, галстук, очки, газета, хлебница. Стулья расставлены и пронумерованы.
Вос-ль: Ребята, сегодня я приглашаю вас в театр. Для того чтобы пойти в театр
Вос-ль: Конечно же билеты. Билеты – это приглашение в театр и разрешение посмотреть
спектакль. Без билета идти нельзя. Для покупки билетов нам нужны деньги(
раздаёт детям монеты). Билет на спектакль стоит 1 рубль ( проводится
предварительная работа на занятии по ФЭМП « Знакомство с монетами». Здесь
будет касса (воспитатель ставит кассу), а кассир Игорёк.
( дети и воспитатель становятся в очередь у кассы).
Вос-ль: Ребята, разрешите мне первой купить билет на спектакль.
(воспитатель подаёт деньги в кассу и обращается к кассиру: « Продайте мне
пожалуйста билет на спектакль._ Спасибо!
– Дети по очереди покупают билеты и проходят в зал. Воспитатель объясняет, что
на билетах указан ряд и место для каждого зрителя.
У входа в зал стоит контролёр( ребёнок) и проверяет билеты.
Вос-ль: Ира сегодня «работает» контролёром и следит за тем, чтобы у каждого зрителя
– дети входят в зал и проходят на свои места.
Вос-ль: Ребята, в зал нужно проходить тихо и спокойно, не расталкивая
окружающих.Внимательно посмотреть на билет, найти ряд и место, указанное на
билете. Мальчики пропускают девочек, девочки первыми занимают свои места.
Если твоё место находится в середине ряда, то проходить к нему нужно лицом к
сидящим (обязательно извенившись перед ними).
– дети рассаживаются на свои места, звенит звонок.
Вос-ль: Звонок означает начало представления.
– воспитатель надевает клоунский колпак
Клоун: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я клоун. Очень рад вас приветствовать
в моём театре. Я самый старый артист, с давних времён участвую во многих
представлениях. Я очень люблю тех, кто приходит на мои спектакли – Вас дорогие
зрители. И мне очень приятно, что сегодня в моем театре такие воспитанные
зрители: вы не шумите, спокойно заняли свои места, не жуёте жвачку, не топаете
ногами. Артистам нравится, когда их внимательно слушают, ведь шум в зале им
очень мешает. Да и вы в этом сможете убедиться, если попробуете стать
артистами. Итак, Я приглашаю на сцену артистов, участвующих в первом
– дети уходят за кулисы, переодеваются.
Клоун: А спектакль наш называется « Ушки – неслушки».
В одном углу комнаты девочка Анюта раскладывает свои игрушки, в другом
дедушка читает газету.
Вед: Пришел папа с работы и просит дочку: « Принеси мне пожалуйста тапочки, Анюта!
Анюта: А я не слышу – у меня ушки – неслушки.
Вед: Мама просит дочку: « Анюта, отнеси пожалуйста хлебницу на стол.
Анюта: А я не слышу – у меня ушки – неслушки.
Бабушка: Куда это я свои очки задевала? Анюта, не поможешь найти?
Анюта: А я не слышу – у меня ушки – неслушки.
Дедушка: А я собирался спросить, что тебе к празднику купить – большую куклу,
заводного медвежонка или книжку?
Анюта(вскакивая): Куклу! И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка: ( приставляя ладонь к уху) Что? Не слышу… Не разберу…
Анюта: Куклу! И чтобы глаза…
Дедушка: (разводит руками) Ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Вот
– наклоняясь делает вид что читает газету. Анюта уходит се слезами.
Вед: Так и осталась Анюта к празднику без подарка.
Дедушка: А ушки у неё теперь послушки.
Клоун: (обращается к зрителям) Вам понравилось? Давайте поблагодарим артистов.
Вед: А вам, уважаемые артисты, понравилось как вели себя зрители?
Артисты (поочереди): Да в зале было тихо, никто не шуршал фантиками, не ел конфет, не
разговаривал. Все внимательно смотрели и слушали.
– Клоун представляет артистов, артисты раскланиваются, зрители аплодируют.
Клоун: На этом первая часть нашего представления окончена. Сейчас антракт (это
перерыв во время которого зрители могут отдохнуть, а артисты подготовиться к
– артисты и зрители меняются местами. Звенит звонок.
Клоун: Прозвенел звонок означающий начало второго спектакля.
– спектакль « Некуда деться»
Клоун: У домика сидит Максим.
Вед: Сидит Максим на крылечке и скучает.
Подошла к нему девочка Ксюша.
Ксюша: Максим, пойдём к нам играть!
Максим(обижено): Не пойду, у вас во дворе гуси!
Ксюша: Ну и что же, что гуси?
Максим: Как что? А если они меня будут за ноги щипать?
Ксюша: А почему же они тебя будут щипать?
Максим: Да потому, что я их недавно дразнил.
Вед: К детям подходит Лиза.
Лиза: Пойдёмте к нам играть.
Максим: Не пойду, у вас во дворе Рекс, он меня укусит.
Лиза: А почему он тебя укусит?
Максим: Потому, что я в него вчера камнями кидал.
Вед: Ушли от Максима и Ксюша и Лиза. Сидит он один на крылечке. Набежала тучка,
Аня(из окна): Эй, Максим! Иди домой, а то промокнешь.
Максим: Не пойду, там кот Васька, он меня оцарапает.
Аня: Почему это он тебя оцарапает?
Максим: А потому, что я его за хвост дергал.
Вед: Сидит Максим на крылечке и мокнет под дождем. Некуда ему бедному деться.
Клоун (обращается к зрителям): Вам понравился наш спектакль? Давайте поблагодарим
Воспитатель представляет артистов участвовавших во втором спектакле
Клоун: На этом наше представление закончилось, я благодарю всех артистов за хорошее
исполнение, а зрителей за хорошее и вежливое поведение. До новых встреч!
Воспитатель: Вот и закончился наш с вами поход в театр. Вы сегодня особенно хорошо
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»
Цель: создать условия для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности.
Задачи
1. Способствовать формированию связной речи. Расширять и активизировать словарь детей (просочилась, слякоть, рявкнул, покосолапил).
2. Обучать детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
3. Формировать умение импровизировать;
4. Расширить знания детей о театре, его назначении, о людях, работающих в театре.
5. Продолжать учить детей использовать готовые опорные картинки для соблюдения логической последовательности при пересказе текста.
6. Побуждать эмоционально, воспринимать сказку;
1. Развивать связную речь.
2. Развивать память, внимание, творческие способности.
3. Развивать интонационную выразительность.
4. Учить владеть телом, мимикой, жестом.
1. Продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно слушать сверстников и педагогов.
Материалы: сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи.
Активизация словаря: артисты, режиссёр, гример, осветитель, дирижёр, костюмер, билетёр, кассир, слякоть, просочилось, покосолапил и т. д.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Занятие интегрированное: развитие речи с театрализованной деятельностью;
*наглядные методы: рассматривание иллюстраций к сказке, опорные сигнальные картинки.
*словесные методы: чтение сказки «Медведь и солнце», лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.
1. Беседа о разных видах театров.
2. Чтение сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».
3. Показ иллюстраций.
4. Изготовление билетов, театральной афиши, масок.
На столе у воспитателя стоит макет сцены с декорацией внешнего вида театра с надписью «Театр», висит афиша.
Ход занятия:
Приветствие друг друга и гостей
Станем рядышком, по кругу, (взявшись за руки становятся в круг)
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»; (вытянув руки приветствуют друг друга)
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся – (поворачиваются к гостям, выстраиваются в линию)
ДОБРОЕ УТРО! (все вместе)
Воспитатель: Давайте пожелаем всем «Доброго дня и весёлого настроения!»
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.
Бегали, ходили, озорными были,
А вот встали мы в кружок,
Кто с тобой стоит дружок? (Назовите ласково имя своего соседа).
Молодцы, занимайте места на стульях.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да, мы любим сказки.
Воспитатель: А что больше всего любите: слушать или смотреть сказки, спектакли? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а где можно встретить сказку?
Дети: по телевизору, по компьютеру и т. д.
Воспитатель: Правильно, а еще в кино, в книге, в мультфильмах и в театре.
Воспитатель: А кто показывает сказки в театре? (артисты).
Воспитатель: Артисты играют разные роли. Они на сцене превращаются в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. Даже могут превратиться в маленького щенка или трусливого зайчонка.
(Воспитателю приносят письмо и сундук от Буратино). Воспитатель достает письмо (читает его про себя). Прежде чем прочитать письмо детям, загадывает загадку.
Воспитатель: Ребята, нам пришло очень интересное письмо. Отгадайте, пожалуйста, загадку и вы узнаете, кто написал нам письмо
Шалуна и хвастунишку,
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с (Буратино)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте я прочитаю вам письмо:
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу Вам я – Буратино! Милые мои ребятишки: девчонки и мальчишки! Помогите, пожалуйста, сегодня у нас в театре должен быть спектакль, но Мальвина решила стать учительницей, Артемон стал ее учеником, а Пьеро как всегда последовал за Мальвиной. У нас в театре не осталось артистов, и спектакль не состоится. Я не знаю, что делать. Где мне найти артистов? Может вы мне как-то сможете помочь».
Воспитатель (если дети затрудняются): Очень жаль, что у нас в садике нет театра.
А вы хотели бы стать артистами и сами показывать сказки? (Ответы детей)
Когда дети решают, как помочь Буратино воспитатель вспоминает про сундучок, открывает его и читает продолжение письма:
«Вас рад приветствовать, друзья!
В театре жизнь моя,
И вам письмо сегодня я пишу не зря:
Чудесный мир свой я хочу для вас открыть,
В волшебный мир театра пригласить.
Согласны вы принять такое предложение?
Тогда, друзья, нас ждут открытия, приключения!
Но, прежде чем в театре побывать,
Должны вы сами многое узнать.
Попробуйте, используя мои подсказки,
«В театре кто показывает сказки?»
«Придумывает кто костюм артиста?»
«Зачем нужны афиша и кулисы?»
Вам интересно? Вот тогда, –
Скорей в мой сундучок вы загляните,
Ответы и подсказки там найдите!
После чтения письма воспитатель уточняет, насколько дети поняли его содержание. Задаёт вопросы детям:
Кто прислал письмо-приглашение?
Куда приглашает нас Буратино?
Что нам нужно сделать, чтобы попасть в театр?
Что нам в этом поможет?
Открываем театральный сундучок Буратино находим в ней задания для детей (Дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает карточки, открывая угаданное слово. БИЛЕТ, СЦЕНА, БУФЕТ, АРТИСТ).
ЗАГАДКИ
Перед тем как попасть на концерт,
Не забудь купить … (билет)
В цирке выступает артист на арене,
Ну, а в театре, конечно, На … (сцене)
Ты на спектакль не бери с собой конфет,
Для этого в театре есть… (буфет)
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии —. (Актер)
Дидактическая игра «Что не так»
– Ребята, посмотрите, Буратино прислал нам афишу спектаклей, но перепутал названия всех сказок. Надо их исправить.
«Иван – царевич и зеленый крокодил».
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
Молодцы ребята, вы справились!
Воспитатель: ребята, сейчас я проверю готовы ли вы уже, чтобы стать артистами, для этого вы должны знать кто работает в театре. А чтобы вы не запутались Буратино прислал вам подсказку, внимательно слушайте.
Теперь пришла пора и вам узнать
Как перед нами сказки оживают.
К работе первым приступает режиссер.
Он выбирает сказку. Думает:
Какому же артисту дать такую роль,
Чтоб смог похожим на героя сказки стать,
Его характер, настроение передать.
Артист, чтоб лучше роль свою сыграть,
Не только должен знать слова,
Он должен чувства понимать
И всем нам их как можно лучше показать.
И вот готова роль, и есть артист.
Каким он выйдет к нам из-за кулис?
Ему костюм необходимо подобрать.
Если надо нос, усы нарисовать
Вдруг будет он сегодня Бармалей,
Или Великий Маг и Чародей
Как выйдет к зрителям на сцену он,
Без бороды и мантии своей?
Задача эта не простая.
В театре есть профессия такая,
О ней расскажет вам любой актер.
Кто это? Костюмер!
Ну и, конечно же, Гример!
Один из них вам подберет костюм любой.
Загримирует вас в любую роль другой!
Итак, готова сказка!
Пусть о ней узнает зритель!
К работе приступает,
Украсит сцену он,
Теперь ее увидит зритель,
И в театр придет!
(Воспитатель достает из сундучка мяч).
Воспитатель: а как вы запомнили, кто работает в театре, мы сейчас проверим с помощью игры. Вставайте у своих стульев, я буду кидать вам мячик и задавать вопрос, а вы должны ответить на него.
Игра «Театральные профессии»
Ткань, нить с иголкой, платье, головной убор, парик. (Костюмер).
Зеркало, грим, кисть, помада, расческа. (Гример):
Набор осветительных приборов, лапочки, гирлянды. (Осветитель):
Художник: кисти, краски (несколько видов, полотно, картины.
Декоратор: набор картинок с изображением различных видов декораций.
Композитор: ноты, карандаш, музыкальный инструмент, муза.
Музыкант: набор картинок с изображением музыкальных инструментов, ноты, пюпитр.
Дирижер: фрак, палочка, оркестр, оркестровая яма.
Режиссер: столик с лампой в зрительном зале, книга, человек, руководящий театральной труппой.
Воспитатель: Молодцы, запомнили все театральные профессии.
Физминутка
Все артисты умеют красиво танцевать, и сейчас мы с вами это покажем
Воспитатель: Молодцы, садимся на стулья.
Воспитатель: в сундучке, который прислал Буратино есть волшебная палочка, с ее помощью мы превратим отрицательные черты характера сказочных персонажей в положительные.
Игра «Скажи наоборот» (расширение словаря антонимов):
Воспитатель: Ребята, чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить нужно потренировать язычок.
Повторяйте за мной:
Дыхательно-речевая разминка. «Эхо»
Собирайся, детвора! Дети: Ра! Ра!
Начинается игра! Дети: Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Дети: Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Дети: Лей! Лей!
Сколько времени сейчас!Дети: Час! Час!
Сколько будет через час! Дети: Час! Час!
И неправда: будет два! Дети: Два! Два!
Думай, думай голова! Дети: Ва! Ва!
Как поёт в селе петух! Дети: Ух! Ух!
Да не филин, а петух! Дети: Ух! Ух!
Вы уверены, что так! Дети: Так! Так!
А на самом деле, как! Дети: Как! Как!
Воспитатель: -Молодцы, и с этим заданием вы справились отлично.
Но артисты должны не только уметь красиво говорить, но и красиво двигаться. Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела.
Это упражнение на молчание.
Игра на развитие двигательных способностей «Буратино и Пьеро».
Дети двигаются под музыку по залу, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» – опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.
Воспитатель: Ребята, вы уже стали настоящими артистами, и готовы показать сказку.
Сейчас я прочитаю вам сказку, а потом мы ее покажем:
Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Н. Сладков «Медведь и солнце»
Просочилась в берлогу Вода Медведю штаны промочила.
Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! заругался Медведь. Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное теку под уклон.
Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!
Ах, так это Солнце мне штаны промочило? рявкнул Медведь. Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Словарная работа.
Ребята, прежде, чем вы покажете сказку, скажи, пожалуйста, как вы понимаете значение таких слов: Просочилась, слякоть, рявкнул, покосолапил (Воспитатель объясняет их)
Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;
Слякоть – жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду
Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;
«Покосолапил»? (косые лапы).
Рявкнул- издать громкий, отрывистый, густой и низкий звук (о животных).
(После чтения сказки выбираются дети на роли артистов).
Ребята, молодцы, вы замечательно исполнили свои роли. Зрители могут похлопать нашим артистам. Молодцы, артисты!
Рефлексия:
Ребята, а давайте вспомним, кто написал нам сегодня письмо?
Что случилось у Буратино?
Как мы смогли ему помочь?
Как называется сказка, которую мы сегодня сыграли? Кто автор?
Вы все сегодня молодцы! Давайте поаплодируем друг другу.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности в подготовительной группе
Развивающая среда
Декорация деревни: домик, деревья (елки, березы), лавки, ширмы
(украшенные, под полянки).
Костюмы: Печкин, кошка, котенок, ворона, собака, коза, заяц, волк,
медведь.
Атрибуты: Письмо, схемы, телевизор, ноутбук, магнитофон.
Предшествующая работа
– Работа над проектом «Путешествие в деревню».
– Чтение сказок, рассказов, стихотворений, загадок о животных.
– Рассматривание иллюстраций с домашними и дикими животными.
– Работа со схемами для обучения детей составлению описательного рассказа.
– Творческое рассказывание (придумай сказку с заданными персонажами, продолжи сказку).
– Составление альбомов детского творчества по темам: «Времена года», «Удивительные животные», «Моя мама».
Словарная работа
– Продолжать работу по обогащению словаря детей (прекрасный, беззащитный, царапки, славный, уморил);
– вводить в речь детей эмоционально – оценочную лексику (несмышленыш, глупыш, мохнатенький, усатенький, мягонький, хвостатенький).
Методы
Сюрпризный момент, отгадывание загадок, дидактические игры: « Угадай по голосу», «Какой? Какая?»; составление описательного рассказа по схеме (плану), оценка, игровая деятельность.
В группе стоят ширмы, украшенные под полянки. На переднем плане – домик (за ним атрибуты и костюмы для занятия (костюмы: кошки, котенка, собаки, козы, вороны, зайца, волка, медведя; атрибуты: картинки или игрушки с домашними животными). Звучит музыка, дети парами входят в группу, располагаются полукругом.
1 часть – организационная (5 мин.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей. Давайте, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Предлагаю всем присоединиться к нашей игре. Раздается стук в двери. (Сюрпризный момент)
Воспитатель: Стучат. Кто же это может быть? Войдите. Входит почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте. Это детский сад «Ручеек»? Я нес вам телеграмму, упал в лужу и она промокла. Как быть не знаю, ее нельзя прочитать. Меня теперь уволят с работы.
Воспитатель: Не переживайте, мы попробуем разобраться. Почтальон уходит. (Постановка цели)
Воспитатель: Ребята рассаживайтесь около домика и давайте попробуем прочитать эту телеграмму. (Читает телеграмму) «Помогите найти…..Ко…..». Как быть?
Дети: Надо помочь.
Воспитатель: Давайте закроем глаза, сосчитаем до пяти и перенесемся туда, где от нас ждут помощи. (Звучит музыка). Считают. (Перед ширмой выставляется елочка)
Воспитатель: Откройте глаза, посмотрите вокруг.
Уютный, тихий уголок,
Где нас разбудит петушок,
Где по утру мычат коровки
И прыгает козленок ловко,
Рычат, где утром трактора
И где в колодце есть вода,
И где домишко ветхий, древний
Вы догадались где? . (В деревне).
Правильно. А как вы поняли, что это деревня?
Дети: « Я сразу догадался, что это деревня, потому что в деревне живут коровы, козы, поет петух», «А еще в деревне есть колодец с вкусной, прохладной водой», «В деревне есть старые дома, там тихо и уютно».
2 часть – основная (30 мин.)
Воспитатель: Раз мы в деревне, давайте присядем на завалинку. (Дети садятся на скамейку) Включается запись «Голоса домашних животных». Прислушайтесь и скажите, пожалуйста, что вы слышите? …А чьи это голоса?
Дети: Я услышала голоса кошки, собаки, свиньи, коровы, овцы.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать этих животных?
Дети: Это домашние животные.
Воспитатель: Давайте поиграем в слова «Какая кошка? Какая коза? Какой котенок? Какая собака?».
Дети: Кошка – пушистая, мягкая, серая. Котенок – маленький, усатенький, смешной. Коза – рогатая, мягкая, белая. Собака – веселая, мохнатая, разноцветная.
Воспитатель: Ребята, названия каких животных начинается на «КО»?
Дети: Конь, кошка, корова, коза
Воспитатель: Корова, коза. Говорим «Ка», а пишем «Ко». Непонятно, кому же из них нужна наша помощь? Мы не знаем, что это за животное, надо будет его описать, а вы, по описанию, должны догадаться о ком идет речь. Описание будем проводить по схеме
На экране телевизора появляются, по мере разбора, части схемы описания: 1.Сначала вы должны сказать это домашнее или дикое животное.
2.Затем, где оно живет. 3. Какую помощь оказывает человеку.
4. Продолжите рассказ – в каких сказках встречается.
5. И, в заключение, какое оно (описание по памяти).
Воспитатель: вызывает детей для описания.
Дети: (описывают КОЗУ, КОШКУ, СОБАКУ)
КОЗА – это домашнее животное. Она живет в хлеву. Она рогатая, упрямая, белая. Она дает очень полезное молоко и шерсть. Встречается в сказках: «Волк и семеро козлят», «Коза Дереза»; в фильме «Мама».
КОШКА – Это домашнее животное. Живет в доме человека. Она пушистая, мягкая. У нее четыре лапы и хвост. Есть острые когти. Она ловит мышей и лечит болезни. Встречается в сказках: «Кошкин дом», «Кот в сапогах».
СОБАКА – Это домашнее животное. Живет в будке. У нее лохматая шерсть, черный нос. Она сторожит дом человека, ищет пропавших людей, охраняет границу. Встречается в сказке «Шарик в гостях у Барбоса»; в рассказах «Пожарные собаки» и «Лев и собачка».
Воспитатель, после рассказа ребенка, дает оценку: «Что вам понравилось, в описании Даши?»; «Что вам помогло узнать, о ком рассказал Максим?»; «Какие особенности внешнего вида помогли догадаться, что речь идет о собаке?».
После ответов детей, дать свою оценку. Особый акцент на слова сравнения.
Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. Вот сколько животных вы описали. А ведь это все герои сказки «Как котенок искал свою маму». Вы не догадались, кто из этих героев просил у нас помощи? Вот мы сейчас и узнаем. Дети уходят переодеваться. Оставшимся детям предлагается физминутка: (Звучит спокойная музыка).
Физминутка
Вариант 1. Проговаривание текста с движением:
Ананас похож на шишку, (дети разводят руки в стороны
затем соединяют в замок перед грудью)
Хомячок похож на мышку, (ласково проводят ладошкой
сверху вниз по правой щеке, затем по левой)
Вертолет — на стрекозу, (делают вращательные движения руками
над головой — «моторчик», затем машут
руками, словно стрекоза крылышками)
Антилопа — на козу, (разводят руки в стороны, затем
прижимают указательные пальцы
к голове, «бодаются»)
Маленький верблюд — на ламу, (приседают и встают)
Ну а я похож на маму. (указывают на себя и обнимают себя)
Вариант 2. Артикуляционная и интонационная гимнастика с движением:
По команде педагога «Спрятались! (Дети сидят, сгруппировавшись)
Вы маленькие мышки спите в норке, а просыпаясь, радостно приветствуете солнышко» (Дети быстро встают и , радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный «а-а-а…»).
Произнося звук «у», дети «пугают» кабана. (И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у..», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз).
На звук «о», дети удивляются, летящему по небу лосю. (И. п.: дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга.
Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой).
Воспитатель: Итак, артисты готовы. Мы начинаем.
Игра – драматизация «Как котенок искал свою маму»
Воспитатель: Спасибо, ребята. Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, что помогло котенку узнать свою маму?
Дети: Котенок узнал свою маму по описанию ее внешнего вида, по голосу,
потому как ее зовут.
Воспитатель: А маме-кошке, что помогло узнать своего котенка?
Дети: Мама – кошка очень хорошо знает своего малыша.
Воспитатель: Какие животные встречались в сказке?
Дети: В сказке встречаются: сердитая собака, рогатая коза, ласковая кошка усатенький котенок, ушастый зайчик, серый волчок, крикливая ворона, добрая медведица.
Воспитатель: Теперь вы поняли, что телеграмму нам прислала мама-кошка. Вы помогли ей найти своего котенка и пришла пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до пяти.
Дети: считают
Воспитатель: Откройте глаза. Молодцы! Порадовали меня своими хорошими рассказами. За вашу помощь мама – кошка передала вам подарки. А наше приключение на этом не заканчивается, мы и дальше с вами будем придумывать описания животных в загадках, стихах и путешествовать, например, в лес.
Литература
1. Веракса, Е. В., Комарова, Т. С., Васильева, Е. А. Программа «От рождения до школы» [Текст]/ Е. В. Веракса, Т. С. Комарова, Е. А. Васильева – М., 2012.
2. Щёткин, А. В. «Театрализованная деятельность в детском саду» [Текст]/ А. В. Щёткин. – М., 2007 г.
3. Миронова, О.С. «Учимся сочинять и рассказывать» [Текст]/ О.С. Миронова. – В., 2010 г.
4. Учебно – методическое пособие «Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой» [Текст]/ Учебно – методическое пособие. – М., 2008 г.
5. Костылева, Н. Ю. «Покажи и расскажи» [Текст]/ Н. Ю. Костылева. – М., 2007 г.