Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Осторовок правильной речи

Сайт учителя-логопеда МАДОУ МО г. Нягань

детский сад № 10 “ДУБРАВУШКА”

Старостиной Татьяны Васильевны

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

· Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

· Разработать перспективный план работы с детьми.

· Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

· Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

· Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

“ Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.

· Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.

· Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

· Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

· Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

· С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

· При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

· Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

• Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

• Консультативная помощь на страницах персонального сайта

• Участие в профессиональных конкурсах;

• Участие в вебинарах.

В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

• Выступление на собраниях

• Участие в творческих конкурсах детей

• Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

• Консультативная помощь на страницах персонального сайта

РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

За первый год была проведена следующая работа:

· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

· разработан план работы по реализации проекта;

· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символов в работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Основными методами развития слухового восприятия стали:

· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Читайте также:  Тестовая речевая карта

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Презентация “Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда”

    Код для использования на сайте:

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

    После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

    Подписи к слайдам:

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

    Подготовила учитель-логопед КГКОУ ШИ 12 г. Вяземского

    Задорожная Наталья Владимировна

    «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям»

    В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

    Становится аксиомой то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

    Интеллектуальное развитие школьника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании

    ИКТ для логопеда:

    Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

      • Развивать фонематические процессы
      • Развивать мелкую моторику
      • Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
      • Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

    что использование новейших информационных технологий в логопедической практике сочетается с традиционными методами, не заменяя их, а дополняя, обогащает процесс новыми возможностями.

    Но все же не стоит забывать, что компьютер – не игрушка и не замена педагога!

    Использование современного компьютерного оборудования в КГКОУ ШИ 12

    2. Интерактивные доски

    4. Логотренажер Комфорт Лого

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

    коррекционно-развивающей образовательной деятельности

    1. Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

    2. Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

    • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
    • Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
    • Формирование зрительно-пространственных отношений.
    • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
    • Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
    • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    Разделы деятельности учителя-логопеда

    Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

    Как правило, работа учителя-логопеда с документами предполагает три продукта Microsoft: PowerPoint, Excel, World. В структуре каталогов и папок может содержаться перспективный план работы, презентации по лексическим темам, конспекты по темам учебного плана.

    • Речевая карта – один из обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся профессионально интерпретированные результаты обследования устной речи, письма, чтения. Структура речевой карты – традиционная. Форма речевой карты – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.
    • Для проведения диагностики можно использовать демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка

    В ходе данного вида работы можно использовать ряд логопедических программ:

    • Технология «Игры для Тигры» (авторы материалов Л.Р.Лизунова, З.А.Репина), является единым программно-методическим комплексом, содержащим компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
    • Кабинеты и комплексы биологической обратной связи (БОС)

    Кабинет БОС логотерапевтический – предназначен для работы с коррекцией и совершенствованием функции речи, позволяет лечить заболевания связанные с высокими речевыми нагрузками ( заикание, дисграфия, дислексия, речевая тревога, нарушение темпа речи).

    • Демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам.
    • Применение интерактивной доски. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Большая площадь поверхности интерактивной доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

    Использование Интернет-ресурсов позволяет использовать возможности для психолог-педагогического самообразования, профессионального самообразования, а также быть в курсе новинок в области специальной и методической литературы

    • http://nsportal.ru/batyr-inna-vladimirovna
    • http://detsad8marta.ru/index.php/roditelyam2/stranichka-logopeda
    • http://www.maam.ru/users/innabatyr
    • http://multiurok.ru/rechecvetik/files/
    • www.edu.ru
    • www.spbappo.com
    • www.pedsovet.su
    • www.logoburg.com
    • www.logopunkt.ru
    • www.logopediya.com
    • www.boltun-spb.ru
    • www.logoped.ru

    Использование ИКТ в работе логопеда:

      становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

    повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

    способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои)

    экономит силы педагога при подготовке к уроку;

  • позволяет проводить образовательную деятельность в игровой форме
  • Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

    Ирина Товстик
    Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

    Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется. И если совсем недавно логопеды как и все педагоги использовали в своей работе наглядные пособия, развивающие и коррекционные игры, сделанные своими руками, берегли их, зная какой нелегкий труд был приложен для их создания. То сейчас любой картинный материал можно найти в интернет ресурсах в доли секунды. Можно распечатать на принтере, а можно сделать презентации с наглядным материалом на любые темы.

    Компьютеризированные формы работы позволяют: активизировать непроизвольное внимание детей и взрослых; повысить интерес к излагаемым материалам; расширить возможности работы с наглядным материалом; повысить мотивацию детей к занятиям; эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей и педагогами; повысить результативность обучения.

    А как удобно создавать документы и применять различные компьютерные программы для работы с коллегами и родителями.

    • Microsoft Office Word значительно сокращает время, необходимое для углубленной диагностики детей, и подведения итогов обследования;

    • Мicrosoft Power Point – работа с презентациями (применяется для уточнения активного и пассивного словаря ребёнка, обследования грамматического строя речи и т. д. Создание презентаций для семинаров, консультаций, педсоветов и родительских собраний);

    • Мicrosoft Excel –работа с таблицами, удобно применять при обработке результатов обследования речи воспитанников, для ведения мониторинга речевого развития;

    • Paint – работа с рисунками (используется при диагностики понимания обращённой речи и удерживания инструкций, а также для обследования и формирования зрительно-пространственного восприятия…

    • Мicrosoft Оffice Publisher –информация для всех участников педагогического процесса (создаются публикации, буклеты, оформляются информационные стенды для родителей);

    • • Совсем недавно я познакомилась с новой программой Prezi для создания масштабированных презентаций.

    При этом мы можем хранить всю информацию на диске, USB-флеш-накопителе или рабочем компьютере.

    Некоторые аспекты использования компьютера

    Ведение необходимой документации.

    Изготовление наглядного – демонстрационного и раздаточного материала к занятиям, консультациям.

    Создание еженедельных тематических ширм для родителей.

    Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    • Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции; мастер классах и консультациях.

    • Консультативная помощь на страницах сайта ДОУ;

    • Участие в профессиональных конкурсах.

    В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, Городских МО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИТК дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

    • Выступление на собраниях и консультативных встречах

    • Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

    • Консультативная помощь на страницах журнала и сайта ДОУ.

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    Использование презентаций на подгрупповых и групповых занятий

    • Оформление домашних заданий

    • Создание раздаточного материала к занятиям (перфокарт для индивидуальной работы ребенка).

    Проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики под музыку, динамических пауз

    РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА И САЙТА

    При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, используем журнал ДОУ и сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

    Позволяют сделать материалы учителя-логопеда доступными для чтения коллегами, родителями; позволяет отразить происходящие события.

    Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

    Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна. – презентация

    Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладлена Харлашкина

    Похожие презентации

    Презентация на тему: ” Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна.” — Транскрипт:

    1 Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна Ура! Я научусь правильно И красиво говорить!

    2 Актуальность Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Как отмечают многие авторы (Н. Ф. Тарловская, 3. А. Репина,. Л. С. Новоселова, Г. П. Петку и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей.

    3 Компьютерные технологии и дети Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Ведь ребенок мечтает действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам.

    4 О речи старших дошкольников Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования, 3. А. Репиной, Л. Р. Лизуновой посвященные проблеме изучения развития речи детей показывают, что: зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной; у дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков; ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при обучении в школе.

    5 Стремление к новому Работая на логопункте, в детском саду, решила изучить вопрос об интеграции компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы с детьми логопатами. Изучила специальную литературу и опыт коллег, опубликованный в профессиональных журналах по данному вопросу.

    6 Целью применения компьютерных технологий в ДОУ является расширение возможностей способствующих развитию речи, повышению качества подготовки детей к обучению в школе, содействию освоения детьми элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

    7 Ведущей задачей предстоящей работы было определение объема и содержания коррекционного воздействия с помощью компьютерных технологий, интегрируемых в систему общей стандартной коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями (наличием определенных знаний, умений, зоны ближайшего развития) и потребностями в восстановлении и развитии функций речевой деятельности каждого ребенка.

    8 Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно: Исправление неправильного звукопроизношения Просодика Связная речь Лексико – грамматический строй речи Мелкая моторика

    9 Для себя сделала вывод, что, основным мотивом участия ребенка в обучающих компьютерных играх должен быть, прежде всего, интерес, удовольствие и радость, т.е. получение положительных эмоций.

    10 Работа по использованию компьютерных технологий, игр и программ строилась комплексно и поэтапно. I – этап подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы. II – этап включал в себя овладение способом управления программой. III – этап – это достижение результата ребенка за компьютером. Занятия условно делила на 3 части 1 часть – шло погружение ребенка в сюжет занятия; 2 часть – основная. 3 часть – заключительная, релаксационная. Которая необходима для снятия зрительного напряжения (проводилась гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений Продолжительность каждой части занятия: 1 этап – 5-7 минут, 2 этап – 10 минут, 3 этап минуты.

    11 Формы работы Компьютерные технологии использую на: фронтальных; подгрупповых; индивидуальных занятиях, (фрагментарно), в сочетании с традиционными методами соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических норм. Образовательная деятельность построена на игровых методах и приемах. Использую компьютер и в диагностических целях, что позволяет детям в интересной, доступной форме показать знания, решить поставленные педагогом задачи.

    12 Работа с родителями Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации служит стимуляцией активности родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Так, с этой целью проводились : беседы, консультации, рекомендации по использованию развивающих игр и программ, разучиванию, проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию компьютерных игр в речевом развитии детей дома. И что самое главное родители стали приобретать для детей игры обучающего характера.

    13 О компьютерных играх и программах Наличие компьютера в кабинете логопеда позволяет использовать в работе с детьми разные специализированные коррекционные программы, обучающие и развивающие игры, например:

    14 Программа «Игры для Тигры». Эта программа имеет несколько уровней сложности. Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по Стране Звуков и Слов, знакомятся с домиком Веселого Язычка, выполняют разные задания и учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты. Особенности программы: Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития. Игровая форма обучения. Интерактивность. Дифференцированный подход к обучению. Объективность.

    15 Компьютерная развивающая игра «Веселая Азбука» Компьютерная развивающая игра «Веселая Азбука» – обучающая игра для самых маленьких, в которой папа Заяц подарил Зайчонку первую книгу – Веселую Азбуку, но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Помогая выполнять Зайчонку интересные задания, ребенок знакомится со звуками и буквами, учится определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учится читать.

    16 Игра «Домовёнок БУ в мире слов» Вместе с домовенком малыш: – выучит скороговорки и пословицы; – узнает значение фразеологизмов; – подберет однокоренные слова; – вспомнит фразы этикета; – научится составлять кроссворды; – познакомится с правилами словообразования; – поиграет в рифмы; – познакомится с понятиями синоним и антоним.

    17 Учебно-образовательный комплекс игр «Баба-Яга учится читать». Включает в себя игры, которые позволяют: развивать слуховое внимание, чувство рифмы; совершенствовать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; запоминать правильное графическое написание каждой буквы; разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии (в том числе и оптической) и дислексии.

    18 Игра «Гарфилд. Учим буквы и слова» Особенности игры: программа специально разработана для детей дошкольного возраста 15 веселых развивающих заданий дает понятие об алфавите, структуре слова знакомит с основами фонетического звучания слов великолепная мультипликационная графика озвучена профессиональными актерами Дети познакомятся с алфавитом, научатся узнавать звучание букв в словах, ассоциировать названия предметов с их письменным вариантом. Кроме того, в непринужденной игровой форме развиваются память и концентрация, логическое мышление, и сообразительность.

    19 Кроме выше перечисленных возможностей компьютерные технологии позволяют: готовить свои учебные игровые программы в форме презентации, каждый слайд которой может использоваться как отдельное учебно- коррекционное пособие на фронтальных и индивидуальных занятиях. проецировать на монитор различные необходимые логопеду для коррекционной работы картинки, иллюстрации, фотографии; готовить к занятиям карточки с наглядным материалом;

    20 Для себя сделала выводы Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним; компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; это отличное средство поддержания задач обучения, т.к. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения; компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

    21 Высокий – нетВысокий – 63% Средний – 59%Средний – 25% Низкий – 41%Низкий – 12% Сравнительный анализ мониторинга речевых знаний и умений детей

    22 В заключение… Из всего выше изложенного делаю вывод, что использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха ребёнка. Но необходимо помнить, что, компьютер это не волшебная палочка которая за один час игры перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

    Использование компьютерных технологий в работе учителя — логопеда ДОУ

    В статье представлены актуальные аспекты использования компьютерных технологий в работе учителя — логопеда ДОУ.

    Использование компьютерных технологий в работе

    учителя — логопеда ДОУ

    Автор: Бредихина Оксана Петровна учитель – логопед МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»

    Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системно — деятельностного подхода к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создание условий развития положительной мотивации.

    Известно, что во все времена педагогика существовала в трёх режимах: режиме выживания, режиме функционирования по имеющимся правилам и предписаниям и в режиме развития.

    Не является исключением и логопедия. Режим функционирования предписывает заполнение многочисленной бумажной документации: речевых карт, листов динамики продвижения, дневников результативности. Но всё это только косвенно имеет отношение к речевой продукции ребёнка, т.к. носит налёт субъективности фиксирующего данную продукцию учителя-логопеда. Записать транскрипцией искажённое (в отличие от замены и смешения) произношение звуков по-русски — задача не из лёгких. А как передать тембровую окраску голоса, малейшее несоответствие твоим представлениям об этих параметрах, ускорение или замедление темпа речи, чересчур громкое или же, наоборот, слишком тихое звучание? Вот и получаются записанные однотипными клише характеристики звучания речи совершенно непохожих друг на друга воспитанников.

    Каждый учитель-логопед не понаслышке знает, насколько трудоёмко подобное протоколирование, детальное описание нюансов, интересных речевых образцов, ярких примеров детских высказываний. Иногда невозможно, имея лишь бумажные записи, доказать родителям правомерность выводов и суждений относительно состояния речи их ребёнка. Они то его знают дольше, да и слышат чаще, чем логопед и воспитатель.

    Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми. Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, но и таят в себе определенные опасности. Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

    Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

    Как часто в моей практике встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом, перебирать картинки , смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего коррекционного занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу.

    И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере. Поэтому во время подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) я использую компьютерные технологии.

    Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции речевых нарушений. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого предоставляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Для того, чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером, а также применять только апробированные и научно обоснованные программы.

    В основной части логопедической непосредственно-образовательной деятельности могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Например: отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки, речевые игры и т.п. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе презентации по конкретным лексическим темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями. В процессе обучения с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютером программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

    Обучение правильной речи на компьютере имеет так же большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором — «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается во время коррекционных занятий с использованием компьютера.

    Заключительная часть непосредственно-образовательной деятельности может стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей). Ребёнок радуется, когда компьютерный герой “дарит” ему подарки. Он постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы “компьютерный друг” и логопед похвалили его.

    Физкультминутку и элементы биоэнергопластики для детей тоже может провести компьютер.

    На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений).

    Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

    Используя во время непосредственно — образовательной деятельности компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.

    Чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребёнком зрительную гимнастику: посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, выполнить круговые движения глазами. Во время работы с компьютером необходимо переводить взгляд ребёнка с компьютера каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончании коррекционной деятельности зрительную гимнастику рекомендуется повторить. Недопустимо использовать с детьми старые модели компьютеров, т.к. на экране старой модели невозможно достичь нормальной чёткости, яркости, стабильности для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения.

    К тому же это приводит к переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми, например, с дизартрией или с заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая росту и возрасту ребёнка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Ребёнок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться.

    Во время своей логопедической непосредственно-образовательной деятельности, а так же во время индивидуальных сеансов я стала использовать компьютерные игры, презентации, т.к. информация, таким образом, преподносится в игровой форме, что стимулирует интерес ребенка к обучению в целом. В процессе обучения важно удерживать внимание детей. В данном случае детское внимание привлекают анимация, движение и звук.

    Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные альбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд — фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.

    Яркие мультимедийные презентации, особенно с эффектами анимации позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

    Такие презентации легко создаются в программе PowerPoint.

    Данные презентационные материалы активно применяю и на индивидуальных коррекционных занятиях для:

    -развития речевого дыхания;

    -автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

    -дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

    -развития фонематического восприятия,

    -развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

    -усвоения лексических тем;

    -развития навыков словообразования и словоизменения;

    -развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что презентация для педагогов – это:

    -обучающая электронная звуковая игра с красивыми картинками;

    -удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.

    -отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей

    Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

    В отличии от обычного просмотра карточек, картинок презентация дает более широкие возможности:

    -не надо резать журналы, клеить картинки;

    -одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях — картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий;

    -можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;

    -но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Применение на логопедических занятиях авторских презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

    Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуком, лексическим и грамматическим темам.

    Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

    Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда. А информатизация общества требует, чтобы педагог был для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр, который способен заложить основы информационной культуры личности. Педагог должен быть грамотным консультантом по вопросам применения компьютерных игр в семейном воспитании. Ведь родители обращаются за помощью к педагогам и по вопросам выбора компьютерных игр для детей. Все это предъявляет определенные требования к профессиональному уровню педагогов дошкольных образовательных учреждений, требует постоянного повышения компетентности в сфере информационных технологий. Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы: – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи; – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои)

    – формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

    1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.

    2. Горячев А. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.

    3. Горячев А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004.

    4. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2008.

    5. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.

    6. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.

    Ссылка на основную публикацию