Применение игровых технологий в работе логопеда

Использование игровой технологии в работе учителя-логопеда

  • Копилка знаний (5)
  • Методическая копилка (7)
  • Нетрадиционный массаж (4)
  • Нормативные документы (2)
  • Для родителей старшей и подготовительной логопедической группы (7)
  • Логоритмика (2)
  • Скороговорки и чистоговорки (4)
  • Дыхательная гимнастика (2)
  • Развивающие игры (2)
  • Артикуляционная гимнастика (2)
  • Развитие мелкой моторики (9)
  • Дифференциация звуков (5)
  • Автоматизация звуков (15)
  • Развитие логического мышления (2)
  • Весёлое чтение.Игры (6)
  • Технологии в коррекционной работе (14)
  • Игры со звуками и буквами для детей и их родителей (4)
  • Полезные книжки- развитие мелкой моторики рук (1)
  • Полезные книжки-развитие речи (2)
  • Развитие речи (13)
  • В помощь логопеду (5)
  • Памятки и рекомендации родителям (12)

Использование игровой технологии в работе учителя-логопеда

Цель применения: развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира, изучаются аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового феномена.

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.

В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процесс.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она используется в качестве основы формирования пра­вильной речи детей и для их полноценного развития. В игре до­школьники отображают свои представления и знания об окружаю­щем мире.

Целью использования игровой технологии работе я считаю повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.

Мною разработаны и используются конспекты занятий, в которых ведущий вид деятельности – игра.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Дети на таких занятиях часто выполняют роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваются фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

В своей работе я активно использую следующие виды игр:

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Дидактические игры я использую при усвоении любого программного материала и провожу на занятиях, а также использую во время индивидуальной и подгрупповой работы. Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закре­пить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспом­нить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными пред­ставления становятся, только когда они соединяются со словом-на­званием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми до­школьного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых час­то зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значе­ние правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

В ходе дидактической игры я создаю условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, при­обретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особен­но важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определя­ется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоцио­нальным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого разви­тия дошкольников.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слу­хового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по сло­весному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового вос­приятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

Наряду с дидактическими играми активно использую в работе театрально-игровую деятельность: игры-драматизации; сопряженную гимнастику (театр пальчиков и языка). Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

  • развитие культуры речи:
  • артикуляционной моторики,
  • фонематического восприятия,
  • речевого дыхания;
  • правильного звукопроизношения;
  • развитие сценического мастерства и речевой деятельности:
  • развитие мимики, пантомимы, жестов,
    эмоционального восприятия,
  • совершенствование грамматического строя речи,
  • монологической и диалогической формы речи,
  • игровых навыков и творческой самостоятельности.

Хорошим стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.

В рамках динамической паузы во время фронтальных или подгрупповых занятий провожу подвижные игры, которые помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что способствует развитию памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком поло­жении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется. », «Стоп!». Есть и игры, где, наобо­рот, используются элементы расслабления, например: «Заводные иг­рушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимичес­кая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Активно использую в своей работе компьютерные игры и игровые программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на собственном сайте.

Результатом применения игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.

Применение игровых технологий в работе логопеда

Троско О.А.

студентка 5 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания, кандидат филологических наук, доцент)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье рассматриваются методические приёмы, которые используются учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Автор приводит примеры опробованных на практике форм работы с детьми с речевыми нарушениями.

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком – основа формирования полноценной личности.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Д.Б.Эльконин отметил, что «cпециальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в учреждениях образования отводится одно из первых мест.

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Во-первых, дети не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку необходимо неоднократно повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности на занятиях у учителя-дефектолога позволяет преодолеть эти трудности.

В последнее время количество детей с речевой патологией увеличивается. Кроме нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Определяя содержание коррекционной работы, учитель-дефектолог должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. На логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на
  • занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-дефектологом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

1) выразительность проведения игр;

2) необходимость включения педагога в игру;

3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;

4) индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны: регулировать психоэмоциональное состояние детей; формировать положительную мотивацию к занятиям; создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.

В современной методической литературе по логопедии рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы:

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка» и др. Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи у детей более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Читайте также:  Профессия учитель-логопед - эссе

Список литературы

1. Букатов, В.М. Педагогика таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.– М. : Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. – 96 с.

2. Стельмах, С.Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи / С.Н. Стельмах //Логопед. – № 5. – 2012. – С. 12 – 13.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Игровые технологии в работе учителя-логопеда

Игровые технологии в работе учителя-логопеда.

Заместитель заведующего по воспитательной

и методической работе, учитель-логопед

Структурное подразделение детский сад №3

«Теремок» ГБОУ СОШ с. Красный Яр

С. Красный Яр, Самарская обл. Россия

Аннотация: Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи в общеобразовательном дошкольном учреждении. В статье описывается значение взрослого в создании игровых ситуаций. Для возникновения сопережива­ния, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательно­го общения необходима правильная, целенаправленная организа­ция детского общения.

Ключевые слова: развитие ребёнка, социально-коммуникативное развитие, создание условий, игра.

С ребенком надо делать все через игру…

Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения: « содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Задача учителя – логопеда научиться строить свою работу с учётом вышеперечисленных требований.

Для полноценного общения детей, становления гуманных отно­шений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопережива­ния, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательно­го общения необходима правильная, целенаправленная организа­ция детского общения.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т. е. их совместную предметную де­ятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.

Переход от субъективного к собственно коммуникативному вза­имодействию становится возможным в решающей степени именно благодаря взрослому.

Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимо­действия детей в условиях дошкольного учреждения — совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.

В трудах отечественных и зарубежных ученых (, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, , и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, — одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она используется в качестве основы формирования пра­вильной речи детей и для их полноценного развития. В игре до­школьники отображают свои представления и знания об окружаю­щем мире.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стре­миться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.

В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, при­обретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особен­но важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определя­ется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоцио­нальным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого разви­тия дошкольников.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чув­ственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей про­исходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактиль­но-двигательного, слухового, формируются представления о предме­тах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследователь­ской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сме­няется перцептивными способами — примериванием и зрительной ориентировкой.

Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т. е. перцептивной.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закре­пить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспом­нить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными пред­ставления становятся, только когда они соединяются со словом-на­званием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми до­школьного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых час­то зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значе­ние правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и уп­ражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важ­ное условие в этом деле — эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудниче­ство, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрос­лым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении — соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны повторяемость, постепенность повторения заданий.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слу­хового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по сло­весному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового вос­приятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры — создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам , играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспро­изведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные усло­вия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечи­вающего максимальную актуализацию имеющихся у него возмож­ностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий пе­дагога.

Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка. Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

– развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания,
правильного звукопроизношения;

– развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов,
эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы
речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком поло­жении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется. », «Стоп!». Есть и игры, где, наобо­рот, используются элементы расслабления, например: «Заводные иг­рушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимичес­кая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Использование игровых технологий не требует обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.

– С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).

– Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. -Воронеж: ЧП – 206 с.

– ,Политыкина как средство развития речи детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.-112 с.

– Майер основных компонентов дошкольного образования: Практикум. – М.: ТЦ Сфера, 201с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)

– Статья в журнале: Маркова ребёнка, играя дома, на даче, во время прогулки. 2013 //Воспитатель ДОУ №6. С

– Ребёнок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. .- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (10)

– , Самсонова и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (11)

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Игровые технологии в логопедической работе

Консультация для воспитателей “Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме: Словообразование, Корень

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, пункты основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игра дошкольников:

  • побуждает детей к общению друг с другом;

способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Дидактическая игра— одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествияпризваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения(«что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки.В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы.В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура– это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

Дидактическая задачаопределяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу.

Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры.Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Годовой план работы учителя-логопеда

Директор ГБОУ Школа №______

________________/________________________.

Годовой план работы

учителя-логопеда

Сафоновой Ирины Александровны

на 2017-2018 учебный год

Москва 2018

Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.

Концепция деятельности учителя-логопеда

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.

Цель логопедической работы – воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.

Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.

Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.

Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение документации

4. Коррекционно–развивающая работа

Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.

6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.

6.4. Участие в педсоветах.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала

8. Блок контроля

8.1. Подведение итогов работы за учебный год.

Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Мероприятия

Сроки проведения

Организация учебно-развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году.

2. Подготовка раздаточного материала

Дидактический материал (индивидуальный)

3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий

Диагностико-аналитическая деятельность

1. Итоговое обследование речи детей

2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях

3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия

4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Составление расписания логопедических занятий

С даты зачисления на ППк

Расписание логопедических занятий

6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп

В течение года, по запросу

7. Оформление документации учителя-логопеда

– речевая карта, индивидуальный план работы;

-перспективный план подгрупповых занятий;

– годовой план работы;

-журнал учета посещаемости занятий;

-отчет о работе за год (статистический и аналитический)

Коррекционно- развивающая работа

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

С 15 сентября по 31 августа

Журнал учета логокоррекционной работы

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ

В соответствии с ИОМ

Журнал учета логокоррекционной работы

Научно-методическая работа

1. Участие в МО учителей-логопедов

Посещение занятий коллег

2. Участие в спец. семинарах, педсоветах.

Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии

3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

4. Проведение консультаций для педагогов:

– «Развитие моторики у детей с ДЦП».

– «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»

«Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников»

Протоколы (при групповой форме)

Мастер-класс для педагогов:

«Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК»

Проведение групповых родительских консультаций:

«Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

«Речевая готовность ребенка к школе».

По плану учреждения

Проведение викторины «Буквоежка»

8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса.

По запросу в течение года

Журнал учета консультаций

Взаимосвязь со специалистами ГБОУ

1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом

Информация для индивидуальных речевых карт

2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей

3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков

Обмен опытом, самообразование

4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков

План работы учителя-логопеда на учебный год

Наталья Иванова
План работы учителя-логопеда на учебный год

План работы учителя-логопеда

на 2020 – 2021 учебный год.

Цель: создать условия для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией произносительных навыков и всех сторон речи в целом.

Задачи логопедической работы:

Организовать работу по диагностике уровней развития речевой деятельности.

Читайте также:  Формирование фонематических функций

Организация обследования речи воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Реализовать индивидуально-ориентировочные программы развития детей с учетом структуры речевого дефекта в разных формах и видах деятельности.

Развивать познавательную активность и познавательные интересы детей, совершенствовать деятельность сохранных анализаторов с целью благоприятного развития компенсаторных возможностей дошкольников.

Формирование инициативности и самостоятельности у детей с нарушением речи (формировать уверенность в собственной речевой деятельности, учить высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения, контролировать правильное звукопроизношение.)

Оказывать всестороннею помощь семьям в воспитании и обучении ребенка с нарушением речи.

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников информационной готовности к логопедической деятельности, повышение их компетентности в области коррекционной и профилактической работы с детьми.

Использовать различные формы работы с педагогами ДОУ с целью развития коммуникативной деятельности детей всех возрастных групп.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п Содержание работы Сроки

1. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей подготовительной к школе логопедической группы, определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей Сентябрь, май

2. Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ, направление детей на ПМПК для зачисления в логопедическую группу Октябрь, февраль

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№ п/п Содержание работы Сроки Выход

1. Проведение фронтальной логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей старшей логопедической группы В течение учебного года

Тематическое планирование, календарное планирование

2. Проведение подгрупповой логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи с детьми, имеющими ЗПР. В течение учебного года

3. Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непрерывной образовательной деятельности В течение учебного года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД,

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п Содержание работы Сроки Выход

1. Комплектование группы, утверждение списка группы До 1 сентября Список логопедической группы

2. Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента логопедической НОД на год До 15 сентября

3. Составление рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда До 15 сентября Рабочая программа, Годовой план работы

4. Составление перспективного плана работы на учебный год До 15 сентября

Перспективный план работы

5. Планирование логопедической фронтальной, подгрупповой, индивидуальной НОД В течение года Ежедневные планы работы, конспекты НОД

6. Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы, индивидуальных домашних тетрадей детей В течение года

Речевые карты, индивидуальные перспективные планы работы на каждого ребенка, индивидуальные домашние тетради

Консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ

№ п/п Тема Формы работы Сроки выполнения

1. Результаты логопедического обследования. Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год. Обсуждение организационных моментов работы с детьми, имеющими нарушения речи. Беседы, консультации. Сентябрь

2 Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими задержанное развитие. Консультации, беседы с воспитателями. Октябрь

3 Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы Беседы, консультации со специалистами В течении года

4 Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР Консультация для воспитателей. Ноябрь

5 Проведение с детьми упражнений на мышечную релаксацию. Индивидуальная беседа с инструктором по Физо Ноябрь -Декабрь

6 Консультация «Как правильно использовать речевой материал на утренниках» Консультация для музыкального руководителя декабрь

7 Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей.

Игры с чистоговорками. Практикум для воспитателей. Декабрь

8 Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики для детей Индивидуальная беседа с инструктором по Физо. Декабрь – Январь

9 «Веди счёт словам своим». Консультации, беседы с воспитателями. Январь

10 Динамика развития общей моторики у детей Индивидуальная беседа с инструктором по Физо. Январь –

11 Игры для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Практикум для воспитателей. Февраль

12 Дидактические игры в работе с детьми, имеющими нарушение речи системного характера. Семинар практикум для воспитателей. Март

13 Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Беседы, консультации с воспитателями средней группы Октябрь –

14 Рекомендации по составлению педагогических характеристик. Изучение данных, обмен мнениями. В течение года

15 Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период. Беседы, рекомендации воспитателей. Май

16 Совместная подготовка к детским праздникам. Подбор речевого материала, разучивание стихов. В течение года

Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ

1. Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы.

Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка. Индивидуальные консультации, беседы. Сентябрь

2. Родительское собрание (организационное)

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы

с детьми с нарушениями речи». Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей Октябрь

3. Комплексы артикулярных групп звуков. Индивидуальные практикумы;

Консультации. Октябрь – ноябрь

4. Звуковой анализ слов;

Знакомство с графическими обозначениями. Индивидуальные практикумы, беседы, консультации. Ноябрь – декабрь

5. Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по заданиям учителя – логопеда. Индивидуальные практикумы, консультации. Декабрь – январь

6. Советы по автоматизации звуков в домашних условиях. Индивидуальные консультации, беседы. Январь.

8. Развитие и совершенствование мелкой моторики, профилактика дисграфии, проведение пальчиковой гимнастики. Индивидуальные беседы, рекомендации

.Логопедический уголок Февраль

9. Роль родителей в формировании грамматической правильной речи у дошкольников с ОНР. Круглый стол; (семинар – практикум).

Логопедический уголок. Февраль

10. Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий Открытые занятия. Март.

11. Советы учителя – логопеда. Предупреждение недостатков речи. Консультации.

Логопедический уголок. Март.

12. Результаты осмотра детей средней группы. Индивидуальные консультации. Октябрь, февраль

13. Формирование у детей положительной мотивации к школе. Беседы. Март. –

14. «Подводим важные итоги»

Индивидуальные консультации. Апрель. –

Организация предметно – развивающей среды

Наполнять необходимым оборудованием и дидактическими материалами развивающие центры логопедического кабинета В течение года

Приобретение методической литературы В течение года

Оформление кабинета по сезону Сентябрь, декабрь, март

Профессиональное совершенствование

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда (песочная терапия)»

Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением здоровьесберегающих технологий (песочная терапия).

1 Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб. : Речь, 2005. — 340 с.

2. “В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста” Кузуб Н. В., Осипук Э. И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74.

3. “Песочная терапия” Большебратская Э. Э. – Петропавловск, 2010 г.

4. Развитие речи детей средствами песочной терапии. Интернет-ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-razvitie-rechi-u-detey-sredstvami-pesochnoy-terapii-598352.html .

5. И. И. Пичугина. Интерактивная песочница. Методическое пособие.

Поиск материалов в Интернете.

2 Практическое решение проблемы.

– Занятие с использованием здоровьезберешающих технологий (пескотерапии) в старшей группе по теме: «Кто как готовится к зиме»

– Разработка плана и конспектов занятий с использованием песка

– Проведение коррекционно – логопедических занятий с использованием песка

– Буклет «Песочная терапия» в развитии дошкольников

– Подготовить материал «Логопедические игры с использованием песка»

– Подготовить материал к проведению мастер – класса для учителей. Логопедов района по теме: «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе»

– Открытое занятие для воспитателей «Дифференциация звуков [с] – [ш] c использованием песка».

Консультации для педагогов и родителей:

– Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников»

– Анкетирование родителей «Песочная терапия»

– Консультация для родителей: «Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда.»

– Консультация для воспитателей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения»

Годовой план работы учителя-логопеда

План работы логопеда на год. Учителя логопеда в корекционной школе

Просмотр содержимого документа
«Годовой план работы учителя-логопеда»

План работы на 2016-2017 учебный год

учителя-логопеда Петровой Натальи Геннадьевны.

Цель работы:

коррекция нарушений устной и письменной речи, их преодоление и предупреждение путём специального коррекционно-логопедического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.

Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся.

Консультирование педагогов, родителей (лиц их заменяющих) обучающихся по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Направление деятельности

Сроки проведения

Оформление результатов

Организационная деятельность

Составление плана логопедической работы на 2016-2017 учебный год

Годовой план работы

Составление рабочей адаптированной программы логопедической коррекции на 2015-2016 учебный год

Рабочая адаптированная программа логопедической коррекции

Формирование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста (класса)

Составление индивидуальных речевых карт

Определение перспективного плана коррекционной работы с каждой группой обучающихся

Планирование индивидуальных занятий

Составление расписания логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

Анализ логопедической работы за 2015-2016 учебный год

Составление аналитического отчёта

Диагностическая деятельность

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза

Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»

Направление I. Исследование сенсомоторного уровня речи

Проверка состояния фонематического восприятия

Исследование артикуляционной моторики

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Направление II. Исследование навыков языкового анализа

2.1 Определение количества слов в предложении

2.2 Определение количества слогов в слове

2.3 Определение местоположения звука в слове

2.4 Определение количества звуков в слове

Направление III. Исследование грамматического строя речи

3.1 Верификация предложений

3.2 Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

3.3 Добавление предлогов в предложение

3.4 Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Направление IV. Исследование словаря и навыков словообразования

4.1 Умение называть детенышей животных

4.2 Образование существительных в уменьшительной форме

4.3 Образование прилагательных от существительных (относительных, качественных, притяжательных)

Направление V. Исследование понимания логико-грамматических отношений

Направление VI. Исследование связной речи

6.1 Составление рассказа по серии сюжетных картинок

6.2 Пересказ прослушанного текста

Направление VII. Исследование навыка чтения

Направление VIII. Исследование навыка письма

Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»

Заполнение речевых карт, составление индивидуальных программ

Выявление обучающихся, нуждающихся в постановке диафрагмального дыхания и плавного речевого выдоха с использованием компьютеризованного аппаратурно-технического комплекса «Комфорт» НПФ «Амалтея» и составление индивидуального плана коррекции

Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»

Сохранение информации в виде текстовых, табличных и рисуночных файлов.

в течение учебного года

Наблюдение за детьми в учебном процессе, выявление состояния устной речи обучающихся-логопатов; рекомендации педагогу

Диагностика речевых нарушений по запросам

в течение учебного года

Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»

Коррекционно-развивающая деятельность

Проведение подгрупповых занятий

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»

Проведение индивидуальных занятий

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»

Постановка диафрагмального дыхания и плавного речевого выдоха

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»

Проведение логопедического массажа

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»

Методическая работа

Участие в работе МО узких специалистов, учителей начальных классов, воспитателей

Подготовка информационных сообщений

Участие в работе МО учителей-логопедов краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Подготовка информационных сообщений

Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий

Оформление паспорта кабинета

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Разработка рекомендаций для учителей, подготовка информационного сообщения

Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление».

Разработка рекомендаций для учителей, подготовка информационного сообщения

Консультативно-просветительская деятельность

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

выступление на родительских собраниях по запросам;

проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома

в течение учебного года

Запись в тетради консультаций

Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации родителей)

в течение учебного года

Тезисы выступлений, оформление логопедического уголка

Ссылка на основную публикацию