Использование игровой технологии в работе учителя-логопеда
- Копилка знаний (5)
- Методическая копилка (7)
- Нетрадиционный массаж (4)
- Нормативные документы (2)
- Для родителей старшей и подготовительной логопедической группы (7)
- Логоритмика (2)
- Скороговорки и чистоговорки (4)
- Дыхательная гимнастика (2)
- Развивающие игры (2)
- Артикуляционная гимнастика (2)
- Развитие мелкой моторики (9)
- Дифференциация звуков (5)
- Автоматизация звуков (15)
- Развитие логического мышления (2)
- Весёлое чтение.Игры (6)
- Технологии в коррекционной работе (14)
- Игры со звуками и буквами для детей и их родителей (4)
- Полезные книжки- развитие мелкой моторики рук (1)
- Полезные книжки-развитие речи (2)
- Развитие речи (13)
- В помощь логопеду (5)
- Памятки и рекомендации родителям (12)
Использование игровой технологии в работе учителя-логопеда
Цель применения: развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.
Связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира, изучаются аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового феномена.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.
В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процесс.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Целью использования игровой технологии работе я считаю повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Мною разработаны и используются конспекты занятий, в которых ведущий вид деятельности – игра.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Дети на таких занятиях часто выполняют роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваются фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.
В своей работе я активно использую следующие виды игр:
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Дидактические игры я использую при усвоении любого программного материала и провожу на занятиях, а также использую во время индивидуальной и подгрупповой работы. Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых часто зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.
В ходе дидактической игры я создаю условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.
Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.
Наряду с дидактическими играми активно использую в работе театрально-игровую деятельность: игры-драматизации; сопряженную гимнастику (театр пальчиков и языка). Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи:
- артикуляционной моторики,
- фонематического восприятия,
- речевого дыхания;
- правильного звукопроизношения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности:
- развитие мимики, пантомимы, жестов,
эмоционального восприятия, - совершенствование грамматического строя речи,
- монологической и диалогической формы речи,
- игровых навыков и творческой самостоятельности.
Хорошим стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.
В рамках динамической паузы во время фронтальных или подгрупповых занятий провожу подвижные игры, которые помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что способствует развитию памяти.
Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется. », «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).
В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.
Активно использую в своей работе компьютерные игры и игровые программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».
Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на собственном сайте.
Результатом применения игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.
Применение игровых технологий в работе логопеда
Троско О.А.
студентка 5 курса педагогического факультета
(научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания, кандидат филологических наук, доцент)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В статье рассматриваются методические приёмы, которые используются учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Автор приводит примеры опробованных на практике форм работы с детьми с речевыми нарушениями.
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком – основа формирования полноценной личности.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Д.Б.Эльконин отметил, что «cпециальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в учреждениях образования отводится одно из первых мест.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Во-первых, дети не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку необходимо неоднократно повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности на занятиях у учителя-дефектолога позволяет преодолеть эти трудности.
В последнее время количество детей с речевой патологией увеличивается. Кроме нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Определяя содержание коррекционной работы, учитель-дефектолог должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. На логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на
- занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии, используемые учителем-дефектологом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
1) выразительность проведения игр;
2) необходимость включения педагога в игру;
3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;
4) индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны: регулировать психоэмоциональное состояние детей; формировать положительную мотивацию к занятиям; создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.
В современной методической литературе по логопедии рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы:
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка» и др. Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи у детей более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Список литературы
1. Букатов, В.М. Педагогика таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.– М. : Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. – 96 с.
2. Стельмах, С.Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи / С.Н. Стельмах //Логопед. – № 5. – 2012. – С. 12 – 13.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Игровые технологии в работе учителя-логопеда
Игровые технологии в работе учителя-логопеда.
Заместитель заведующего по воспитательной
и методической работе, учитель-логопед
Структурное подразделение детский сад №3
«Теремок» ГБОУ СОШ с. Красный Яр
С. Красный Яр, Самарская обл. Россия
Аннотация: Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи в общеобразовательном дошкольном учреждении. В статье описывается значение взрослого в создании игровых ситуаций. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Ключевые слова: развитие ребёнка, социально-коммуникативное развитие, создание условий, игра.
С ребенком надо делать все через игру…
Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения: « содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребёнком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности
4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задача учителя – логопеда научиться строить свою работу с учётом вышеперечисленных требований.
Для полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т. е. их совместную предметную деятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.
Переход от субъективного к собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени именно благодаря взрослому.
Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия детей в условиях дошкольного учреждения — совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.
В трудах отечественных и зарубежных ученых (, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, , и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, — одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.
В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами — примериванием и зрительной ориентировкой.
Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т. е. перцептивной.
Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых часто зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле — эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении — соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны повторяемость, постепенность повторения заданий.
Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры — создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам , играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.
Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка. Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
– развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания,
правильного звукопроизношения;
– развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов,
эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы
речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.
Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется. », «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).
В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.
Использование игровых технологий не требует обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.
– С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).
– Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. -Воронеж: ЧП – 206 с.
– ,Политыкина как средство развития речи детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.-112 с.
– Майер основных компонентов дошкольного образования: Практикум. – М.: ТЦ Сфера, 201с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)
– Статья в журнале: Маркова ребёнка, играя дома, на даче, во время прогулки. 2013 //Воспитатель ДОУ №6. С
– Ребёнок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. .- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (10)
– , Самсонова и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (11)
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Игровые технологии в логопедической работе
Консультация для воспитателей “Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий“
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, пункты основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дидактическая игра— одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Можно выделить следующие виды дидактических игр:
Игры – путешествияпризваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения(«что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки.В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы.В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура– это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат (подведение итогов).
Дидактическая задачаопределяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу.
Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры.Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Годовой план работы учителя-логопеда
Директор ГБОУ Школа №______
________________/________________________.
Годовой план работы
учителя-логопеда
Сафоновой Ирины Александровны
на 2017-2018 учебный год
Москва 2018
Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.
Концепция деятельности учителя-логопеда
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.
Цель логопедической работы – воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.
Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.
Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса
2. Организационный блок
Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП – планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми
3.5. Ведение документации
4. Коррекционно–развивающая работа
Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.
6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.
6.4. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета
7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала
8. Блок контроля
8.1. Подведение итогов работы за учебный год.
Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Мероприятия
Сроки проведения
Организация учебно-развивающей среды
1. Подготовка кабинета к новому учебному году.
2. Подготовка раздаточного материала
Дидактический материал (индивидуальный)
3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий
Диагностико-аналитическая деятельность
1. Итоговое обследование речи детей
2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях
3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия
4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий
Список детей, зачисленных на логопедические занятия
5. Составление расписания логопедических занятий
С даты зачисления на ППк
Расписание логопедических занятий
6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп
В течение года, по запросу
7. Оформление документации учителя-логопеда
– речевая карта, индивидуальный план работы;
-перспективный план подгрупповых занятий;
– годовой план работы;
-журнал учета посещаемости занятий;
-отчет о работе за год (статистический и аналитический)
Коррекционно- развивающая работа
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени
С 15 сентября по 31 августа
Журнал учета логокоррекционной работы
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ
В соответствии с ИОМ
Журнал учета логокоррекционной работы
Научно-методическая работа
1. Участие в МО учителей-логопедов
Посещение занятий коллег
2. Участие в спец. семинарах, педсоветах.
Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии
3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
4. Проведение консультаций для педагогов:
– «Развитие моторики у детей с ДЦП».
– «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»
«Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников»
Протоколы (при групповой форме)
Мастер-класс для педагогов:
«Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК»
Проведение групповых родительских консультаций:
«Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»
«Речевая готовность ребенка к школе».
По плану учреждения
Проведение викторины «Буквоежка»
8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса.
По запросу в течение года
Журнал учета консультаций
Взаимосвязь со специалистами ГБОУ
1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом
Информация для индивидуальных речевых карт
2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей
3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков
Обмен опытом, самообразование
4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков
План работы учителя-логопеда на учебный год
Наталья Иванова
План работы учителя-логопеда на учебный год
План работы учителя-логопеда
на 2020 – 2021 учебный год.
Цель: создать условия для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией произносительных навыков и всех сторон речи в целом.
Задачи логопедической работы:
Организовать работу по диагностике уровней развития речевой деятельности.
Организация обследования речи воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционной помощи.
Реализовать индивидуально-ориентировочные программы развития детей с учетом структуры речевого дефекта в разных формах и видах деятельности.
Развивать познавательную активность и познавательные интересы детей, совершенствовать деятельность сохранных анализаторов с целью благоприятного развития компенсаторных возможностей дошкольников.
Формирование инициативности и самостоятельности у детей с нарушением речи (формировать уверенность в собственной речевой деятельности, учить высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения, контролировать правильное звукопроизношение.)
Оказывать всестороннею помощь семьям в воспитании и обучении ребенка с нарушением речи.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников информационной готовности к логопедической деятельности, повышение их компетентности в области коррекционной и профилактической работы с детьми.
Использовать различные формы работы с педагогами ДОУ с целью развития коммуникативной деятельности детей всех возрастных групп.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п Содержание работы Сроки
1. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей подготовительной к школе логопедической группы, определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей Сентябрь, май
2. Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ, направление детей на ПМПК для зачисления в логопедическую группу Октябрь, февраль
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ п/п Содержание работы Сроки Выход
1. Проведение фронтальной логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей старшей логопедической группы В течение учебного года
Тематическое планирование, календарное планирование
2. Проведение подгрупповой логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи с детьми, имеющими ЗПР. В течение учебного года
3. Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непрерывной образовательной деятельности В течение учебного года
Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД,
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п Содержание работы Сроки Выход
1. Комплектование группы, утверждение списка группы До 1 сентября Список логопедической группы
2. Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента логопедической НОД на год До 15 сентября
3. Составление рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда До 15 сентября Рабочая программа, Годовой план работы
4. Составление перспективного плана работы на учебный год До 15 сентября
Перспективный план работы
5. Планирование логопедической фронтальной, подгрупповой, индивидуальной НОД В течение года Ежедневные планы работы, конспекты НОД
6. Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы, индивидуальных домашних тетрадей детей В течение года
Речевые карты, индивидуальные перспективные планы работы на каждого ребенка, индивидуальные домашние тетради
Консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ
№ п/п Тема Формы работы Сроки выполнения
1. Результаты логопедического обследования. Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год. Обсуждение организационных моментов работы с детьми, имеющими нарушения речи. Беседы, консультации. Сентябрь
2 Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими задержанное развитие. Консультации, беседы с воспитателями. Октябрь
3 Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы Беседы, консультации со специалистами В течении года
4 Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР Консультация для воспитателей. Ноябрь
5 Проведение с детьми упражнений на мышечную релаксацию. Индивидуальная беседа с инструктором по Физо Ноябрь -Декабрь
6 Консультация «Как правильно использовать речевой материал на утренниках» Консультация для музыкального руководителя декабрь
7 Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей.
Игры с чистоговорками. Практикум для воспитателей. Декабрь
8 Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики для детей Индивидуальная беседа с инструктором по Физо. Декабрь – Январь
9 «Веди счёт словам своим». Консультации, беседы с воспитателями. Январь
10 Динамика развития общей моторики у детей Индивидуальная беседа с инструктором по Физо. Январь –
11 Игры для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Практикум для воспитателей. Февраль
12 Дидактические игры в работе с детьми, имеющими нарушение речи системного характера. Семинар практикум для воспитателей. Март
13 Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Беседы, консультации с воспитателями средней группы Октябрь –
14 Рекомендации по составлению педагогических характеристик. Изучение данных, обмен мнениями. В течение года
15 Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период. Беседы, рекомендации воспитателей. Май
16 Совместная подготовка к детским праздникам. Подбор речевого материала, разучивание стихов. В течение года
Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ
1. Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы.
Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка. Индивидуальные консультации, беседы. Сентябрь
2. Родительское собрание (организационное)
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы
с детьми с нарушениями речи». Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей Октябрь
3. Комплексы артикулярных групп звуков. Индивидуальные практикумы;
Консультации. Октябрь – ноябрь
4. Звуковой анализ слов;
Знакомство с графическими обозначениями. Индивидуальные практикумы, беседы, консультации. Ноябрь – декабрь
5. Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по заданиям учителя – логопеда. Индивидуальные практикумы, консультации. Декабрь – январь
6. Советы по автоматизации звуков в домашних условиях. Индивидуальные консультации, беседы. Январь.
8. Развитие и совершенствование мелкой моторики, профилактика дисграфии, проведение пальчиковой гимнастики. Индивидуальные беседы, рекомендации
.Логопедический уголок Февраль
9. Роль родителей в формировании грамматической правильной речи у дошкольников с ОНР. Круглый стол; (семинар – практикум).
Логопедический уголок. Февраль
10. Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий Открытые занятия. Март.
11. Советы учителя – логопеда. Предупреждение недостатков речи. Консультации.
Логопедический уголок. Март.
12. Результаты осмотра детей средней группы. Индивидуальные консультации. Октябрь, февраль
13. Формирование у детей положительной мотивации к школе. Беседы. Март. –
14. «Подводим важные итоги»
Индивидуальные консультации. Апрель. –
Организация предметно – развивающей среды
Наполнять необходимым оборудованием и дидактическими материалами развивающие центры логопедического кабинета В течение года
Приобретение методической литературы В течение года
Оформление кабинета по сезону Сентябрь, декабрь, март
Профессиональное совершенствование
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда (песочная терапия)»
Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением здоровьесберегающих технологий (песочная терапия).
1 Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб. : Речь, 2005. — 340 с.
2. “В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста” Кузуб Н. В., Осипук Э. И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74.
3. “Песочная терапия” Большебратская Э. Э. – Петропавловск, 2010 г.
4. Развитие речи детей средствами песочной терапии. Интернет-ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-razvitie-rechi-u-detey-sredstvami-pesochnoy-terapii-598352.html .
5. И. И. Пичугина. Интерактивная песочница. Методическое пособие.
Поиск материалов в Интернете.
2 Практическое решение проблемы.
– Занятие с использованием здоровьезберешающих технологий (пескотерапии) в старшей группе по теме: «Кто как готовится к зиме»
– Разработка плана и конспектов занятий с использованием песка
– Проведение коррекционно – логопедических занятий с использованием песка
– Буклет «Песочная терапия» в развитии дошкольников
– Подготовить материал «Логопедические игры с использованием песка»
– Подготовить материал к проведению мастер – класса для учителей. Логопедов района по теме: «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе»
– Открытое занятие для воспитателей «Дифференциация звуков [с] – [ш] c использованием песка».
Консультации для педагогов и родителей:
– Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников»
– Анкетирование родителей «Песочная терапия»
– Консультация для родителей: «Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда.»
– Консультация для воспитателей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения»
Годовой план работы учителя-логопеда
План работы логопеда на год. Учителя логопеда в корекционной школе
Просмотр содержимого документа
«Годовой план работы учителя-логопеда»
План работы на 2016-2017 учебный год
учителя-логопеда Петровой Натальи Геннадьевны.
Цель работы:
коррекция нарушений устной и письменной речи, их преодоление и предупреждение путём специального коррекционно-логопедического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся.
Консультирование педагогов, родителей (лиц их заменяющих) обучающихся по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Направление деятельности
Сроки проведения
Оформление результатов
Организационная деятельность
Составление плана логопедической работы на 2016-2017 учебный год
Годовой план работы
Составление рабочей адаптированной программы логопедической коррекции на 2015-2016 учебный год
Рабочая адаптированная программа логопедической коррекции
Формирование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста (класса)
Составление индивидуальных речевых карт
Определение перспективного плана коррекционной работы с каждой группой обучающихся
Планирование индивидуальных занятий
Составление расписания логопедических занятий
Расписание логопедических занятий
Анализ логопедической работы за 2015-2016 учебный год
Составление аналитического отчёта
Диагностическая деятельность
Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза
Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»
Направление I. Исследование сенсомоторного уровня речи
Проверка состояния фонематического восприятия
Исследование артикуляционной моторики
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Направление II. Исследование навыков языкового анализа
2.1 Определение количества слов в предложении
2.2 Определение количества слогов в слове
2.3 Определение местоположения звука в слове
2.4 Определение количества звуков в слове
Направление III. Исследование грамматического строя речи
3.1 Верификация предложений
3.2 Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме
3.3 Добавление предлогов в предложение
3.4 Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Направление IV. Исследование словаря и навыков словообразования
4.1 Умение называть детенышей животных
4.2 Образование существительных в уменьшительной форме
4.3 Образование прилагательных от существительных (относительных, качественных, притяжательных)
Направление V. Исследование понимания логико-грамматических отношений
Направление VI. Исследование связной речи
6.1 Составление рассказа по серии сюжетных картинок
6.2 Пересказ прослушанного текста
Направление VII. Исследование навыка чтения
Направление VIII. Исследование навыка письма
Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»
Заполнение речевых карт, составление индивидуальных программ
Выявление обучающихся, нуждающихся в постановке диафрагмального дыхания и плавного речевого выдоха с использованием компьютеризованного аппаратурно-технического комплекса «Комфорт» НПФ «Амалтея» и составление индивидуального плана коррекции
Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»
Сохранение информации в виде текстовых, табличных и рисуночных файлов.
в течение учебного года
Наблюдение за детьми в учебном процессе, выявление состояния устной речи обучающихся-логопатов; рекомендации педагогу
Диагностика речевых нарушений по запросам
в течение учебного года
Запись в журнале «Журнал обследования обучающихся»
Коррекционно-развивающая деятельность
Проведение подгрупповых занятий
в течение учебного года
Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»
Проведение индивидуальных занятий
в течение учебного года
Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»
Постановка диафрагмального дыхания и плавного речевого выдоха
в течение учебного года
Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»
Проведение логопедического массажа
в течение учебного года
Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»
Методическая работа
Участие в работе МО узких специалистов, учителей начальных классов, воспитателей
Подготовка информационных сообщений
Участие в работе МО учителей-логопедов краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Подготовка информационных сообщений
Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий
Оформление паспорта кабинета
Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Разработка рекомендаций для учителей, подготовка информационного сообщения
Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление».
Разработка рекомендаций для учителей, подготовка информационного сообщения
Консультативно-просветительская деятельность
Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:
выступление на родительских собраниях по запросам;
проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;
оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома
в течение учебного года
Запись в тетради консультаций
Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации родителей)
в течение учебного года
Тезисы выступлений, оформление логопедического уголка