Применение игровых технологий в работе логопеда

Портал педагога

Автор: Алексеева Светлана Викторовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Радуга” отделение детский сад №5
Населённый пункт: город Остров, Псковской области
Наименование материала: научно–практическая разработка
Тема: «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Дата публикации: 24.01.2019
Раздел: дошкольное образование

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания

дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по

содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили

изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из

дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные

ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи (ОНР)

я использую игры, игровые упражнения, которые повышают умственную

психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Использование игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра,

являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее

Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая

настоящий момент, т.к. процент детей с нарушениями речи возрастает с

Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской

продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и

деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу

различных педагогических игр.

творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования

познавательного интереса и творческого мышления.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так

как игра является ведущей деятельностью в этот период.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются познавательной направленностью.

выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

– воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

– в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

– обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет

– различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные;

– комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с

различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;

практической деятельности и др.);

– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить

оптимальные решения и др.);

сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация

к условиям среды и др.).

Игры на развитие речевого слуха:

Игра “Слова могут звучать быстро и медленно.

Слова могут звучать громко и тихо”.

различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, упражнять

в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха:

звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в

слове; дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям

игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в

которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Т.Я. Ярошевич
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 12, учитель-логопед
(г. Белгород)
Оригинал статьи в формате MS Word (1,86Mb) Скачать

Дошкольники с общим недоразвитием речи(далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Задача учителя-логопеда научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации (Доман Г. Гармоничное развитие ребенка).

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки положительных привычек безопасного поведения, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Следовательно, проблема формирования безопасного поведения у детей с ОНР не только задача воспитателей, но и учителя-логопеда. Ведь самое дорогое, что есть у человека – жизнь и здоровье. И будь ребенок «трижды отличник», но не разбирающийся в данной проблеме, вряд – ли он не растеряется в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Исходя из этого, фронтальные занятия мы строим таким образом, что, помимо развития всех компонентов языковой системы, дети получают на них информацию об окружающем мире, о различных сферах человеческой жизни, у них формируется познавательная деятельность.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование игровых технологий в логопедической работе.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Одной из эффективных форм проведения отчетных итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Вопрос на засыпку», «Брейн-ринг», «КВН», «Сто к одному», «Счастливый случай» и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изме­нилось лишь игровое оформление.

Регулярное проведение мероприятий именно в такой форме обусловлено рядом причин.

Во-первых, участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, повышает их мотивационную направленность, способствует расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово. Ведь если каждое занятие будет похоже одно на другое, ребенок теряет интерес, поэтому мы стараемся внести в игру элементы новизны, занимательности. Проживание ребенком событий, различных проблемных ситуаций, накопление опыта решения проблем является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Во-вторых, у дошкольников с ОНР повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.

В-третьих, в числе важных факторов, влияющих на воспитание детей в ходе таких праздников и развлечений – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, самоутверждается, мыслит нестандартно, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае, борется за достижение лучших результатов. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, пробуждает любознательность и интерес к победе.

В-четвертых, немаловажную роль в повышении результативности работы играют ценностные установки и знания у родителей. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение таких мероприятий оказывает эффективное воздействие. Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.

«Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя» – под таким названием прошла познавательно-развлекательная игра «Вопрос на засыпку» с привлечением родителей как участников, где дети демонстрировали свои успехи. В игре приняли участие дети групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи детских садов № 12 и № 8.

Целью игры являлось формирование связной речи, расширение словарного запаса дошкольников с ОНР, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе.

Во время проведения познавательно-развлекательной игры «Вопрос на засыпку» мы сочетали обучение с практикой. Только при этом условии создаются универсальные связи и та «умелость», которая обеспечивает успешное решение как теоретических, так и практических задач.

Играли две команды: команда «Знайки» д/с № 8 и команда «Капитошки» д/с № 12.

Болельщиками были ребята из других групп детских садов и родители.

В гости были приглашены сотрудник отдела Государственного пожарного надзора г. Белгорода – М.Ю.Толмачев, и ведущий специалист Всероссийского добровольного пожарного общества – Е.А.Кретова.

Игра проходила в пять раундов, два из которых были для родителей. Всё было по настоящему: два круглых стола с приспособлениями для подачи сигнала, лампочки красного и зеленого цвета, песочные часы, мешочки с волшебным песком. В каждом раунде был «вопрос на засыпку». За правильный ответ на этот вопрос команда получала мешочек с волшебным песком. Перед финальной игрой волшебный песок из каждого мешочка высыпался в песочные часы, песка в них ровно на 20 секунд в каждом. Чем больше мешочков с волшебным песком у команды, тем у них больше шансов выиграть финальную игру, у них будет больше времени для обдумывания на вопрос.

Дети рассказывали, как правильно вести себя, если в квартире начался пожар, обсуждались различные пожароопасные ситуации, которые могут возникнуть в результате шалостей детей дома, на улице, в подъезде дома.

Также дети обыграли ситуацию, если в доме начался пожар. Используя отключенный настоящий телефонный аппарат, дети набирали номер Службы спасения 01 и называли свой точный адрес: улицу, номер дома, квартиру, номер подъезда, код, этаж. Как настоящие знатоки играли в «черный ящик». Были и «вопросы на засыпку», такие как «Где лучше прятаться при пожаре – в шкафу или под диваном?». Но ребята ответили правильно: «Прятаться ни в коем случае нельзя, пожарные долго не могут найти детей из-за этого, от дыма и огня нужно убегать».

Чтобы игра проходила более интересно, живо и без утомления дошкольников, была проведена музыкальная пауза, где дети исполнили частушки на тему противопожарной безопасности.

Очень интересно прошла подвижная игра «Пожарные едут на помощь».

Ребятам необходимо было змейкой оббежать кегли, везя за верёвочку пожарную машину, стараясь не сбить ни одной кегли, возвратиться до линии старта и передать машину следующему игроку. Кто быстрее?

Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении заданий, переживали неудачи и радовались успеху.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы является включение в неё родителей. Болельщики – родители тоже зарабатывали мешочки с волшебным песком для своей команды.

Во время проведения игры «Пожарные тушат огонь»,каждому участнику к ноге привязали воздушный шарик (красного цвета, имитирующий огонь). Взрослым, не задевая друг друга руками необходимо было «потушить огонь» (лопнуть шарики) у другой команды. Чья команда быстрее?

В следующем задании родители должны провести пожарную машину по лабиринту в гараж, но сначала они должны заправить ее на бензоколонке. Несмотря на то, что задание было не из легких, болельщики заработали мешочки с волшебным песком для своей команды.

Жюри определило победителей. Во время игры лидерами в конкурсах поочередно были обе команды, и всё же победила дружба!

Таким образом, в ходе проведения познавательно-развлекательной игры дети незаметно для себя и без особого напряжения приобрели определенные знания, умения, навыки. Подобные игровые методы обучения дают возможность обобщения и систематизации знаний детей, публичному доказательству своих мыслей и выводов, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний, позволяют детям почувствовать свою успешность, формируют навыки взаимодействия в коллективе. Важно, что игра способствовала расширению и обогащению словарного запаса дошкольников с ОНР – дошкольники излагали свои мысли развернутыми высказываниями.

И еще, было достигнуто главное – дети не только знают основные правила пожарной безопасности, но и умеют объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Игровые технологии в логопедической работе
статья по логопедии по теме

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
игровые педагогические технологии в логопедической работе89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________

143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая

Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Логопедия

Ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. И для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся к логопедическим занятиям, обучить сотрудничеству между ребенком и логопедом, поддержать (создать) положительное эмоциональное состояние детей в процессе занятия и чтобы обстановка на занятиях не была приближена к обычным урокам русского языка или чтению. Иногда излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке, как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра.

Игра – мощнейшая сфера “самостоятельности” человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. В логопедической же работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени.

Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, которые находят отчетливое выражение на письме и приобретают характер хронических ошибок, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов. А так же: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей.

Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. А вот характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на занятии, от ее места в системе занятий. В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую, поисковую. В игре продумывается не только характер деятельности детей, но и организационная сторона, характер управления игрой. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Проведение психогимнастики или разминки для ума в начале занятия способствуют снятию неуверенности в своих силах, снятию барьера страха речи. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры подводятся как со стороны игровой деятельности, так и коррекционно-развивающей. Реализуются они через ретроспективное обсуждение, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, а так же ход учебно-игрового взаимодействия.

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями о себе, стихотворениями и обязательно приносит свой любимый альбом, где все его приключения в картинках. Язычок представлен в виде игрушки-рукавички, альбом содержит в себе комплексы упражнений на выработку определенных звуков в виде рисунков и стихотворных текстов. На таких занятиях у детей повышается мотивация в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения.

Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение “Чашечка”). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение “Блинчик”), варенье (упражнение “Вкусное варенье”, ириски (упражнение “Приклей конфетку”). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости.

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме
    “чашечки” облизать
    верхнюю губу

Вот так вкусно мы поели,
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами:
    “дэ-дэ-дэ. “
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
“Да-ды, до-ды, ду-ды”.

Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ “узким” языком
    (как цокают копытами лошадки)

Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы
На качелях я качаюсь
И все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и
    придать ему форму “чашечки”
Очень вкусно мы поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

  • рот приоткрыт
  • губы растянуты в улыбку
  • кончиком узкого языка
    попеременно тянуться
    под счет логопеда к
    уголкам рта
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов,
Ты в часы играть готов.

Письмо – это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель, а чтение – процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Таким образом, написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в последовательность букв в пространстве. Упражнения способствуют развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогают лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов осуществляется в тесной связи с чтением и “печатанием”.

Лото “Необычный дом” На доску прикрепляется макет картонного домика с прорезями для окон и окна с изображениями различных предметов. Из предложенных картинок дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их на место пустующего окошка.

С ч над морем я летаю,
С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.)
С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь. (Майка – лайка.)

Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, КОТ, СТОЛ, ТИГР, КОЧКА…), на других псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, ВЕБ, СИБ, ТУВЛ, ТИВОК…). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова – в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой.

Составить женские и мужские имена из первых звуков названий картинок. Данная игра способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Формируя и закрепляя графический образ буквы, можно предложить детям следующую игру:

“Нарисуй портрет буквы”. Цель игры заключается в создании образа буквы через умение дать характеристику звука и назывании слов, в которых этот звук чаще всего встречается. Задаются детям наводящие вопросы. Например, какого цвета любит носить одежду, описать характер буквы, чем любит “заниматься” в свободное время и другие. Описывая букву “О” школьники отмечают: О – это весёлая хохотушка. Она любит всему на свете удивляться и весело смеяться. Любимый цвет одежды – красный. Дружит с буквами – А, У, Э, Ы. При образовании звука губы образуют овал. О – путешественница и спортсменка. Любимые виды спорта – бокс и гонки на велосипеде. Обожает кушать овощи, готовить омлет, молочный и гороховый супы. В холодильнике всегда есть: творог, мороженное, сок. Время года – осень, время суток – ночь. Наблюдает за птицами: соколом, вороной, воробьем, жаворонком, соловьем и сорокой. Животные – слон, кот, корова. Вечером перечитывает сказку о колобке.

Для развития слогового анализа и синтеза рекомендуются творческие задания и игры для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный звук, определять количество слогов в слове, наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

1. Выделить из слова первый слог. Устно: хобот, рост, шорох – хорошо. Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.

2. Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

3. Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

Для обогащения словарного запаса детей, развития наблюдательности, внимания.

Этот приём очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм – одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот приём лежит в основе сказки – литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Детям предлагается представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй.

Приём инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет (объект, явление). Эта игра является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности ребят любого возраста. Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное: мокрый – сухой, умный – глупый.

Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
…(близко)
Скажу я слово
Потолок, …
А ты ответишь
…(пол)
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты
…(нашёл)
Скажу тебе
Я слово
Трус,
Ответишь ты:
…(храбрец),
Теперь
Начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:
(конец)!

Для работы над анализом структуры предложения и лексико-грамматическим строем речи используются творческие задания и игровые приёмы с целью научить детей выделять предложение из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов “слово”, “предложение”.

К доске вызывается группа из трёх – четырёх детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно – каждый своё слово. Задача отгадчика – понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз – так, чтобы приняли участие все дети. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.

На карточках записаны предложения, в которых не правильно употреблен предлог. Надо исправить ошибки и записать правильный вариант. В предложениях надо выделить грамматическую основу и начертить схему предложения.

Крот прорыл ход над землёй.
Под рекой поднимался густой туман.
Собака спала над столом.
Самолёт летит под лесом.

Уточнение значений предлогов В, НА, ИЗ, ЗА. На доску записываются слова: цветы, книга, ручка, дождь и т.д. Учащимся раздаются предметные картинки с изображением вазы, стола, пенала, окна ит.д. Надо выбрать на доске название предмета, которого не хватает на картинке. Составить предложения и записать их в тетрадь. Например. За окном дождь.

Игра проводится с мячом. Логопед поочередно бросает мяч детям, называя слова во множественном числе. Ребята возвращают мяч, подбирая к данному слову слово в единственном числе. Таким образом, дети учатся работать со словами с безударными гласными в корне и подбирать к ним проверочные.

На доске записаны слова из пословиц и поговорок. Необходимо поставить слова в нужном порядке, чтобы сложилась пословица. Записать в тетрадь.

За, один, одного, за, всех, все.
Время, час, делу, а, потехе.
Год, декабрь, а, начинает, кончает, зиму.
Один за всех и все за одного.
Делу – время, а потехе – час.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.

При планировании коррекционно-развивающих игр неотъемлемая роль отводится развитию таких психических процессов, как память, внимание воображение, восприятие, мышление, развитие зрительно-моторной координации. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Компьютерных программ развивающего и обучающего значения много и перед тем как предложить ребенку игру, необходимо ознакомиться с ее целями и содержанием, учитывать возможности детей. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет детям легко и быстро овладеть игрой. “ Учимся читать”, “Веселая азбука”, “Волшебный букварь”, “Баба Яга учится читать”, “Волшебный сундук”, “Маленький искатель”, “Игры для Тигры”. Компьютерные игры позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании, дислексии и дисграфии.

Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. Не зря говорят, когда учиться легко, учиться хочется!

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5):

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6):

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем- логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7):

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7):

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9):

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11): «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12): игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13): «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое – неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14): «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15): «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16): «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17): «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18): «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Игровые технологии в работе учителя-логопеда Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Л.С.

Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи в общеобразовательном дошкольном учреждении. В статье описывается значение взрослого в создании игровых ситуаций. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Л.С.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в работе учителя-логопеда»

Игровые технологии в работе учителя-логопеда.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, учитель-логопед Структурное подразделение детский сад №3 «Теремок» ГБОУ СОШ с.Красный Яр С.Красный Яр, Самарская обл. Россия sadteremok@mail.ru

Аннотация: Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи в общеобразовательном дошкольном учреждении. В статье описывается значение взрослого в создании игровых ситуаций. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Ключевые слова: развитие ребёнка, социально-коммуникативное развитие, создание условий, игра.

С ребенком надо делать все через игру.

Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения: « содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,

в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Задача учителя – логопеда научиться строить свою работу с учётом вышеперечисленных требований.

Для полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т.е. их совместную предметную деятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.

Переход от субъективного к собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени именно благодаря взрослому.

Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия детей в условиях дошкольного учреждения — совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.

В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л .С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, — одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг

друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.

В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами — примериванием и зрительной ориентировкой.

Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т.е. перцептивной.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых часто зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле — эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении — соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и

упражнений. Прежде всего должны повторяемость, постепенность повторения заданий. Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры — создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.

Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка. Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

– развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

– развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется. », «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Использование игровых технологий не требует обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.

1. Рудик О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М. 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).

2. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергиенко-Воронеж. 206 с.

3. Васькова О.Ф.,Политыкина А.А. 2011. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб. 112 с.

4. Майер А.А. 2013. Интеграция основных компонентов дошкольного образования: Практикум. М. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)

5. Маркова И.Б. 2013. Развиваем ребёнка, играя дома, на даче, во время прогулки. //Воспитатель ДОУ. №6. С.52 – 54

6. Ребёнок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Микляевой. М. 2012. 128 с. (Библиотека Воспитателя). (10)

7. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. 2013. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. М. 128 с. (Библиотека Воспитателя). (11)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Читайте также:  Деревья, кустарники леса - конспект НОД
Ссылка на основную публикацию