Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Логопедия

Ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. И для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся к логопедическим занятиям, обучить сотрудничеству между ребенком и логопедом, поддержать (создать) положительное эмоциональное состояние детей в процессе занятия и чтобы обстановка на занятиях не была приближена к обычным урокам русского языка или чтению. Иногда излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке, как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра.

Игра – мощнейшая сфера “самостоятельности” человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. В логопедической же работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени.

Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, которые находят отчетливое выражение на письме и приобретают характер хронических ошибок, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов. А так же: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей.

Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. А вот характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на занятии, от ее места в системе занятий. В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую, поисковую. В игре продумывается не только характер деятельности детей, но и организационная сторона, характер управления игрой. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Проведение психогимнастики или разминки для ума в начале занятия способствуют снятию неуверенности в своих силах, снятию барьера страха речи. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры подводятся как со стороны игровой деятельности, так и коррекционно-развивающей. Реализуются они через ретроспективное обсуждение, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, а так же ход учебно-игрового взаимодействия.

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями о себе, стихотворениями и обязательно приносит свой любимый альбом, где все его приключения в картинках. Язычок представлен в виде игрушки-рукавички, альбом содержит в себе комплексы упражнений на выработку определенных звуков в виде рисунков и стихотворных текстов. На таких занятиях у детей повышается мотивация в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения.

Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение “Чашечка”). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение “Блинчик”), варенье (упражнение “Вкусное варенье”, ириски (упражнение “Приклей конфетку”). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости.

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме
    “чашечки” облизать
    верхнюю губу

Вот так вкусно мы поели,
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами:
    “дэ-дэ-дэ. “
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
“Да-ды, до-ды, ду-ды”.

Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ “узким” языком
    (как цокают копытами лошадки)

Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы
На качелях я качаюсь
И все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и
    придать ему форму “чашечки”
Очень вкусно мы поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

  • рот приоткрыт
  • губы растянуты в улыбку
  • кончиком узкого языка
    попеременно тянуться
    под счет логопеда к
    уголкам рта
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов,
Ты в часы играть готов.

Письмо – это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель, а чтение – процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Таким образом, написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в последовательность букв в пространстве. Упражнения способствуют развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогают лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов осуществляется в тесной связи с чтением и “печатанием”.

Лото “Необычный дом” На доску прикрепляется макет картонного домика с прорезями для окон и окна с изображениями различных предметов. Из предложенных картинок дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их на место пустующего окошка.

С ч над морем я летаю,
С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.)
С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь. (Майка – лайка.)

Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, КОТ, СТОЛ, ТИГР, КОЧКА…), на других псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, ВЕБ, СИБ, ТУВЛ, ТИВОК…). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова – в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой.

Составить женские и мужские имена из первых звуков названий картинок. Данная игра способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Формируя и закрепляя графический образ буквы, можно предложить детям следующую игру:

“Нарисуй портрет буквы”. Цель игры заключается в создании образа буквы через умение дать характеристику звука и назывании слов, в которых этот звук чаще всего встречается. Задаются детям наводящие вопросы. Например, какого цвета любит носить одежду, описать характер буквы, чем любит “заниматься” в свободное время и другие. Описывая букву “О” школьники отмечают: О – это весёлая хохотушка. Она любит всему на свете удивляться и весело смеяться. Любимый цвет одежды – красный. Дружит с буквами – А, У, Э, Ы. При образовании звука губы образуют овал. О – путешественница и спортсменка. Любимые виды спорта – бокс и гонки на велосипеде. Обожает кушать овощи, готовить омлет, молочный и гороховый супы. В холодильнике всегда есть: творог, мороженное, сок. Время года – осень, время суток – ночь. Наблюдает за птицами: соколом, вороной, воробьем, жаворонком, соловьем и сорокой. Животные – слон, кот, корова. Вечером перечитывает сказку о колобке.

Для развития слогового анализа и синтеза рекомендуются творческие задания и игры для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный звук, определять количество слогов в слове, наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

1. Выделить из слова первый слог. Устно: хобот, рост, шорох – хорошо. Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.

2. Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

3. Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

Для обогащения словарного запаса детей, развития наблюдательности, внимания.

Этот приём очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм – одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот приём лежит в основе сказки – литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Детям предлагается представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй.

Приём инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет (объект, явление). Эта игра является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности ребят любого возраста. Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное: мокрый – сухой, умный – глупый.

Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
…(близко)
Скажу я слово
Потолок, …
А ты ответишь
…(пол)
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты
…(нашёл)
Скажу тебе
Я слово
Трус,
Ответишь ты:
…(храбрец),
Теперь
Начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:
(конец)!

Для работы над анализом структуры предложения и лексико-грамматическим строем речи используются творческие задания и игровые приёмы с целью научить детей выделять предложение из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов “слово”, “предложение”.

К доске вызывается группа из трёх – четырёх детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно – каждый своё слово. Задача отгадчика – понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз – так, чтобы приняли участие все дети. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.

На карточках записаны предложения, в которых не правильно употреблен предлог. Надо исправить ошибки и записать правильный вариант. В предложениях надо выделить грамматическую основу и начертить схему предложения.

Крот прорыл ход над землёй.
Под рекой поднимался густой туман.
Собака спала над столом.
Самолёт летит под лесом.

Уточнение значений предлогов В, НА, ИЗ, ЗА. На доску записываются слова: цветы, книга, ручка, дождь и т.д. Учащимся раздаются предметные картинки с изображением вазы, стола, пенала, окна ит.д. Надо выбрать на доске название предмета, которого не хватает на картинке. Составить предложения и записать их в тетрадь. Например. За окном дождь.

Игра проводится с мячом. Логопед поочередно бросает мяч детям, называя слова во множественном числе. Ребята возвращают мяч, подбирая к данному слову слово в единственном числе. Таким образом, дети учатся работать со словами с безударными гласными в корне и подбирать к ним проверочные.

На доске записаны слова из пословиц и поговорок. Необходимо поставить слова в нужном порядке, чтобы сложилась пословица. Записать в тетрадь.

За, один, одного, за, всех, все.
Время, час, делу, а, потехе.
Год, декабрь, а, начинает, кончает, зиму.
Один за всех и все за одного.
Делу – время, а потехе – час.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.

При планировании коррекционно-развивающих игр неотъемлемая роль отводится развитию таких психических процессов, как память, внимание воображение, восприятие, мышление, развитие зрительно-моторной координации. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Компьютерных программ развивающего и обучающего значения много и перед тем как предложить ребенку игру, необходимо ознакомиться с ее целями и содержанием, учитывать возможности детей. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет детям легко и быстро овладеть игрой. “ Учимся читать”, “Веселая азбука”, “Волшебный букварь”, “Баба Яга учится читать”, “Волшебный сундук”, “Маленький искатель”, “Игры для Тигры”. Компьютерные игры позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании, дислексии и дисграфии.

Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. Не зря говорят, когда учиться легко, учиться хочется!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
статья на тему

Тезисы выступления на научно-практической конференции “Качество современного образования в условиях реализации ФГОС”

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_logoped._zanyatiyah_tezisy_-_kopiya.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС, БЫКОВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); и познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах).

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Своевременная и действенная логокоррекционная работа должна предупреждать трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий).

Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к учению; формирование психических новообразований; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственно учебной деятельности; а так же навыков самоконтроля и самооценки. Следовательно, организуя игровую деятельность детей с речевыми нарушениями, мы обеспечиваем системно-деятельностный подход к обучению. В игре происходит формирование коммуникативных и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий. Игровые технологии помогают ребенку интегрироваться в группу сверстников, выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность детей.

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Применение игровых технологии на занятиях во многом способствуют преодолению указанных трудностей.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Важнейшая роль имеет заключительный этап, на котором учащиеся обсуждают, анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и самоосуществления ребёнка. В логопедической же работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Задача логопеда оптимально подобрать дидактический материал в зависимости от поставленных на данном этапе целей. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую, поисковую. В игре продумывается не только характер деятельности детей, но и организационная сторона, характер управления игрой. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях собственные игры и наработки. Это и ролевые игры, сюжетные игры, игры-инсценировки, настольные игры, игры-путешествия, игры-соревнования и т.д.

Всю работу с группой первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитие речи строю на игровых технологиях . Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы это наиболее адекватный путь включения детей с речевой патологией в учебный процесс. Формирование звукового анализа и синтеза – очень сложный процесс, вызывает наибольшие трудности обучения. Благодаря системе игр у детей развиваются такие операции, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука и др.

На занятиях появляются сказочные герои, придумывается сюжет, вводится игровая ситуация. Один из главных персонажей наших занятий фея Анна, она живет в красном замке гласных звуков, предлагает ребятам различные игры, способствующие формированию навыка чтения. Сюжет игры (например, спаси фею от злого дракона, помоги навести порядок в замке и т.д.) включает ребенка в активную деятельность, поддерживает мотивацию. Во время игры внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых когнитивных и моторных навыков, переводит их на непроизвольный уровень, снимается напряжение, страх не понять объясняемое, дает ощущение легкости усвоения материала. Игра позволяет активизировать и интенсифицировать коррекционный процесс.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры. Одним из этапов работы является работа со слоговыми таблицами. Обычное чтение слоговых таблиц – занятие очень трудное, неинтересное для детей с нарушениями чтения. Очень трудно удержать внимание детей, настроить их на чтение. Поэтому мною разработана система дидактических игр со слоговыми таблицами.

Игра «Слоговое лото». Детям предлагается игровое поле (5Х5 клеток) со слогами, точно такой же набор слогов следует разрезать на отдельные карточки. Дети по очереди вытаскивают карточки из мешочка, читают слог, отыскивают слог на своем поле, или отдают карточку товарищу. А если приклеить карточки на обратную сторону какой-либо сюжетной картинки и так же разрезать на слоги, то интерес к игре увеличивается. Дети кроме чтения слогов, собирают разрезанную на части картину. Эта игра развивает самоконтроль учащихся, ребенок видит, если он правильно найдет нужный слог, то картинка получится.

Игра «Плюс минус». Каждый ученик получает слоговую таблицу и берет в руки простой карандаш. Ученик читает строчку слогов из слоговой таблицы, а остальные участники игры внимательно следят за чтение, за каждую ошибку ставят минус на полях таблицы, если все слоги прочитаны правильно, на полях ставится плюс. Игра очень нравится детям, все предельно внимательны и сосредоточенны, стараются прочитать свою строку правильно, не сделать ошибок. В конце игры обязательно объявляется лучший игрок.

В игре «Цветная мозаика» детям предлагается раскрашивать слоги цветными карандашами. Ведущий выбирает цвет карандаша и называет слоги из таблицы, участники игры должны найти данные слоги и раскрасить нужные ячейки в своей таблице. Далее меняется цвет карандаша, называются другие слоги. В конце игры обязательно сравниваем получившиеся мозаики

Очень хорошо себя зарекомендовали тематические игры на синтез слов. Например, игра «Остров сокровищ». Ведущий называет слоги в слове не по-порядку. Участники отмечают найденные острова крестиком и пытаются собрать слово из названных слогов. Получившееся слово записывается в «вахтенный журнал». Когда все слова собраны, на карте остается один остров – это остров сокровищ. Цель достигнута, сокровища найдены, а по «вахтенному журналу» можно проследить какие приключения нам встретились в пути и составить рассказ о путешествии.

На занятиях так же использую игры-путешествия. Детям предлагается карта на которой обозначены различные объекты (болото, река, гора, пещера, чудовище), представляется персонаж и предлагается проблемная ситуация. Дети самостоятельно ставят цель, определяют маршрут, договариваются о способах выполнения задания. Двигаясь по маршруту, дети совершенствуют такие операции, как выделение звука из слов, определение количества звуков с слове, дифференциация акустически сходных звуков в словах и т.д. В конце подводится итог, обсуждаются ход, результаты игры, взаимодействие участников.

На занятиях по автоматизации звуков часто применяю подвижные игры: «Пройди через болото», «Переправа», «Полоса препятствий», различные игры с мячом.

Компьютерные игры – становятся ведущими в современной логопедической практике. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет детям легко и быстро овладеть игрой. В своей работе я использую логопедический тренажер «Дельфа-142-1», «Баба Яга учится читать», программно-методический комплекс “Развитие речи ”, элементы программы «Грамотей», “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе”, игры с логопедического портала «Мерсибо».

Логопедический тренажер «Дельфа-142.1»представляет собой комплексные программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей, является настоящим помощником логопеда. Он позволяет решать разнообразные логопедические задачи, а так же внести игровые моменты в коррекционную работу. Я использую его для работы по автоматизации звуков при дислалии, при коррекции дисграфии, дислексии.

Игра «Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Успешно применяю эту игру для первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвиттием, а так же при коррекции дисграфии для развития звуко-буквенного анализа и синтеза, для профилактики дислексии.

Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением. Например, выполняя упражнение «Гуси» ребенок должен расположить буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово. В упражнении «Белка»- заменить букву, чтобы получилось нужное слово. В упражнении «Река» отрабатывается слоговой синтез. Дети с удовольствие играют в эту игру, она воспринимается как один захватывающий мультфильм. В процессе игровой деятельности обучаются сложному психофизиологическому процессу – чтению.

Активно применяю программно-методический комплекс «Развитие речи» для работы с первоклассниками с ФФН. Так в разделе “Речевые звуки” по темам “Голосистые” звуки , “Безголосые” звуки, звуки – “двойняшки”, “Сердитые и ласковые” звуки представлены игры в ходе которых дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

В разделе «Развитие связной речи» представлены мультимедийные игры – задания следующих типов: «Слово – действие», «Подбери действие», «Слово – признак», «Подбери признаки», «Составляем описание», «Послушай рассказ». Данные игры применяю при работе с детьми с ОНР.

Для работы над звукопроизношением я разработала систему игр при помощи программы Microsoft Power Point. Используемые мной игры широко известны логопедам, но представленные в виде компьютерной игры более эффективны. Дети с большим интересом выполнят данные упражнения, стараются сделать все правильно, с нетерпением ждут следующего занятия.

Для автоматизации изолированных звуков и слогов мною используются различные звуковые дорожки, лабиринты, где вместе с анимированными героями ребенок движется по дорожке и произносит отрабатываемый звук. «Песенка осы»- для автоматизации звука[ р] «Куда ползет уж?» «Листопад» – автоматизация шипящих звуков, «Смелый капитан»- автоматизация< Л].Все герои этих игр «живые», анимированные, они могут двигаться от объекта к объекту, прыгать, прятаться, для этого при создании презентации использую различные эффекты и готовые анимированные картинки из Интернета. Выполняя такие упражнения, попутно, можно составлять предложения, сочинить сказку о герое, тем самым работая над развитием связной речи ребенка.

Для автоматизации звуков в словах так же использую игры-презентации «Назови слово», «Прочитай слово», «Вставь пропущенную букву» «Помоги Крошу найти подарки для друзей». и т.п.

Применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность коррекционной работы, поддерживать мотивацию учащихся, способствует формированию коммуникативных и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий. Организуя игровую деятельность детей с речевыми нарушениями, мы обеспечиваем системно-деятельностный подход к обучению.

Игровые технологии в логопедической работе
статья по логопедии по теме

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
игровые педагогические технологии в логопедической работе89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________

143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая

Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5):

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6):

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем- логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7):

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7):

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9):

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11): «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12): игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13): «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое – неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14): «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15): «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16): «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17): «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18): «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Игровые технологии в работе логопеда

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в работе логопеда»

Игровые технологии в работе логопеда

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач:

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Консультация для педагогов
«Необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях»

(2 слайд) Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(3 слайд) Утверждение о том, что игра – это ведущая деятельность дошкольника известна всем.

(4 слайд) На сегодняшний день достаточно большое количество детей, нуждается в логопедической помощи. Для детей с речевыми нарушениями характерна повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, сниженная познавательная активность. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают важное значение, так как именно в игре возрастает интерес, возникают положительные эмоции у детей и познавательная активность. Проведение логопедической работы с дошкольниками через игру не вызывает сомнений.

(5 слайд) Использование на коррекционных занятиях игровых приемов необходимо в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дошкольник с речевыми нарушениями, как правило, не всегда замечает дефектное произношение, и соответственно не стремится самостоятельно от него избавится.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков длительный и однообразный. Необходимо не один раз проделать одни и те же артикуляционные упражнения, повторить бесконечное количество раз один и тот же звук, слова, предложения. Не всегда это дается ребенку легко, и как правило, если возникают трудности у ребенка пропадает желание и интерес к занятиям.

(6 слайд) И вот здесь, большую помощь в работе с детьми, могут обеспечить игровые технологии. В педагогике под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

Основная цель использования игровых технологий на логопедических занятиях – повышение мотивации к занятиям, развитие любознательности и как результат – увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем ее основные направления. Буду рада, если Вы будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Коррекционное обучение осуществляется поэтапно и игры, и игровые упражнения используются в соответствии с выделенным направлением, этапами и задачами осуществляемой работы.

На первом этапе ведется работа по укреплению мышц артикуляционного аппарата, а также формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

(7 слайд) Артикуляционная гимнастика не всегда легко дается детям, требует усидчивости и терпения. Но если добавить к упражнениям игровую ситуацию и познакомить детей с Веселым Язычком, у ребят появляется интерес, а наглядное и стихотворное сопровождение упражнений позволяет провести данный вид работы совсем не скучным. Также в своей практике я активно пользуюсь интернет – ресурсами, где артикуляционная гимнастика проходит особо ярко. Можно проводить артикуляционную гимнастику под музыку, подобрав простые мелодии к каждому упражнению.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять с элементами песочной терапии. Учить одновременно и синхронно выполнять движения речевого аппарата и рук (биоэнергопластика – сопряжённая работа пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата). Например, при выполнении упражнения «Расчёска». Язык просовывать между зубами вперёд и назад, пальцами-как грабельками двигать по песку, оставляя следы, или упр. «Лошадка» – ритмично цокать языком, одновременно пальцами в такт «скакать» по песку и т.д.

(8 слайд) В качестве примера использования интерактивной игры хочу представить одно из упражнений по формированию фонематического слуха, которое называется «Буква заблудилась». Ребенок слушает четверостишие, находит в нём неправильное слово и заменяет правильным. Проверить себя ребенок может, нажав на картинку.

(9 слайд) Для развития правильного речевого дыхания помимо использования таких игровых приемов как: «Сдуй бабочку», «Покатай карандаш», «Фокус», и многих других.

(10 слайд) Можно использовать интерактивные игры онлайн (сайт Мерсибо). Одно из таких упражнений «Вертолет» Цель: развитие сильной и плавной воздушной струи. Выбрав вертолет, надо отправить его в полет – раскрутить пропеллер, дуя в микрофон. В настройках можно выбрать оптимальную нагрузку для ребенка.

(11 слайд) Немаловажная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук. Я применяю такие формы работы как: пальчиковые игры с речевым сопровождением как в традиционной форме, так и используя интернет-ресурсы (например, на сайте Мерсибо «Веселые привидения», где за привидениями дети выполняют упражнения; игровой самомассаж, массаж пальцев шариками су-джок, игры с песком, мозаика, шнуровки также интересны детям.

(12 слайд) Познакомить детей с основными согласными звуками, с положением органов артикуляционного аппарата при их произношении, поставить звук и дать ему характеристику можно при помощи дидактического пособия «Теремок».

Пособие представляет собой сказочный теремок, изготовленный на листе ватмана, который разделен на 5 ячеек (этажей). К теремку также идет набор карточек – символов (окошек), на которых изображены:

– положение артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов);

– тактильные признаки (воздушная струя, голос);

– буквы согласных звуков.

Логопед показывает детям модели-символы и знакомит их с формой рта на каждый звук, положением языка, состоянием голоса и т.д. «Теремок» появляется на занятии с подачи героя – Язычка, который в нём живет и готов научить детей правильно произносить звуки. Такой игровой метод позволяет опосредованно управлять процессом знакомства с пособием. Дети обогащают свой сенсорный опыт и успешно овладевают значениями слов «звук», «буква», начинают дифференцировать согласные между собой.

(13 слайд) На этапе автоматизации звуков помимо традиционных игр с картинками и игровых упражнений можно использовать игры с песком, например, упражнение «Узоры на песке». Рисуя на песке различные фигуры, ребенок произносит закрепляемый звук в слогах или словах.

(14 слайд) Эффективны упражнения с использованием графических навыков: ребенок рисует и проговаривает закрепляемый звук.

Детям также нравится пропевать закрепляемый звук под простую мелодию, используя при этом детский микрофон.

Хочется отметить, что активное применение компьютера значительно экономит силы и время при подготовке к занятиям, так как многие задания можно подготовить заранее и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.

(15 слайд) Так, например, на этапе работы по формированию звукослогового анализа и синтеза слов можно предложить упражнение «Назови первый звук» (игра – презентация), которая сделана на основе методического пособия Т.А. Ткаченко «Звуковой анализ и синтез» Цель: учить детей определять первый гласный звук в слове. Педагог предлагает ребенку четко назвать картинки, которые он видит на экране и выделить первый звук, с которого они начинаются. Затем обращает внимание ребенка на символ звука, который изображен на экране и предлагает убрать лишние картинки нажав на них.

Таким образом, необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и позволяют ускорить преодоление речевых расстройств.

Список использованных источников:

  1. Бабина Н.Ф. Технология: Методика обучения и воспитания. Часть 2. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015 г. – 328 с.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.

Читайте также:  Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда
Ссылка на основную публикацию