Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5):

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6):

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7):

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7):

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9):

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11): «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12): игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры,игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13): «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое – неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14): «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15): «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16): «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17): «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18): «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использоватьтакже следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Современные авторские игровые технологии в логопедической практике

Козырева Диана Зауриевна

1. Что такое игровая технология?

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию,

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
• делает ребёнка более активным;
• повышает познавательный интерес;
• развивает память, мышление и внимание;
• способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:
• развивает логическое и критическое мышление;
• формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
• воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
• поощряет проявление инициативы;
• способствует физическому развитию.

Читайте также:  Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

2. Что такое ИКТ-технология?
Одна из задач логопедической работы с детьми с ТНР – поиск новых, более эффективных способов передачи знаний.
Вариантом ее решения может быть использование средств ИКТ как способа усиления наглядности и повышения осознанности воспринимаемого материала.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих
принципов:
-Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
-Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному
-Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
– Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
– Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному
– Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения.
В связи с этим, нами был создан блок мультимедийных игр по формированию звукопроизношения (автоматизации и дифференциации поставленных звуков).
На логопедических занятиях мы используем самостоятельно-разработанный инструментарий: составленные с помощью программы Power Point игры, игровые упражнения и презентации. Данные мультимедийные технологии используются с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Используя в коррекционно-развивающей работе инновационно -коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии здоровья дошкольников.
Существуют временные ограничения использования ИКТ-технологий.
Для 6-летнего ребёнка, если он абсолютно здоров (1 гр.зд.) максимальный предел работы за компьютером 15 мин.
Для детей 5 лет и для 6-летних детей с отклонениями в состоянии здоровья время работы за компьютером 5-10 мин. (2 раза в неделю).
Длительность работы зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В своей работе мы применяем сочетание настольно-печатных игр с использованием электронных ресурсов.
3. Дидактические настольно-печатные игры и их значение в автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР. Примеры авторских игр.
Большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические настольно-печатные игры.
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
По некоторым направлениям логопедической работы мы подобрали игры, которые используем на занятиях. О некоторых из них расскажем подробнее.
Большое внимание уделяем разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.
Дидактическая игра «Помоги белочке Шуше собрать шишки».
Цель: автоматизация звука «Ш».
Инструкция: «Белочка Шуша очень любит играть с шишками. Помоги ей собрать как можно больше шишек». Ты возьмешь шишку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [Ш]– шишка достанется белке, если нет – то шишка останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук).

Дидактическая игра «Сны медвежонка Жени»
Цель: автоматизация звука «Ж».
Инструкция: «Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко – сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Ж]».

Дидактическая игра «Сорока Сара наряжается..»
Цель: автоматизация звука «Р».
Инструкция: «Сорока Сара очень любит наряжаться. А сегодня она идёт в гости. Помоги Саре собрать из бусинок красивые бусы. Бери бусинку и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Р]».

Дидактическая игра «Слон Соломон»
Цель: автоматизация звука «С».
Инструкция: «Слон Соломон очень любит купаться. Бери капельку и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [С]».

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
4. Примеры авторских игр-презентаций в программе Power Point.
Название игры: «Лягушка прыгает по кочкам»
Цель игры: автоматизация звука «Л» в прямых открытых слогах.
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Ход игры, инструкция: «Лягушка перепрыгивает с кочки на кочку, повторяй и называй слоги» (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ).

Название игры: «Мишка на льдине»
Цель игры: автоматизация звука «Ш» в прямых открытых слогах.
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Ход игры, инструкция: «Мишка плавает на льдинах, повторяй и называй слоги» (ША, ШО, ШУ, ШИ).

Название игры: «Бабочка летает над цветочной полянкой»
Цель игры: автоматизация звука «Ч» в обратных слогах.
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Ход игры, инструкция: «Бабочка порхает над цветочками, повторяй и называй слоги» (АЧ, ОЧ, ИЧ, УЧ, ЕЧ).

Название игры: «Мечты Лунтика»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель 1: автоматизация звука «Л» в позиции «начало слова».
Цель 2: отработка слов со звуком «Л» в падежном падеже.
Ход игры:
1 инструкция: «Лунтик мечтает о подарках. Назови их» (Слова: лопата, лом, луна, ласты, лук, луноход, лукошко, лампа, ластик).
2 инструкция: Повтори и закончи предложение: «Лунтик мечтает о…»

Название игры: «Сны пчёлки Жужи»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель 1: автоматизация звука «Ж» в позиции «середина слова».
Цель 2: отработка слов со звуком «Ж» в винительном падеже.
Ход игры и инструкция 1: «Пчёлка Жужа спит и видит сны, назови, что ей приснилось» (Слова: ножи, художник, пиджак, медвежонок, ежевика, джип).
Ход игры и инструкция 2: «Повтори и закончи предложение: «Пчёлке Жуже снятся…»

Название игры: «Что привёз самосвал?»
Оборудование: ПК с программой Power Point.
Цель 1: автоматизация звука «Л» в позиции «конец слова».
Цель 2: отработка слов со звуком «Л» в винительном падеже.
Ход игры и инструкция 1: «Самосвал привёз игрушки. Назови, что привёз самосвал» (Слова: котёл, бокал, самосвал, козёл, дятел, стол, осёл, металл).
Ход игры и инструкция 2: «Повтори и закончи предложение: « Самосвал привёз…»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жданова Г.В.
учитель- логопед
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная начальная школа с.Стерлибашево

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логопедические занятия в школе проводятся во внеурочное время. Рано утром до уроков или после уроков, когда дети приходят на занятия уже уставшие. И для логопеда, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать интерес учащихся к логопедическим занятиям, обучить сотрудничеству, поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в процессе занятия и чтобы обстановка на занятиях не была приближена к обычным урокам русского языка или чтению.
Учебная игра является оптимальным решением вышеперечисленных задач. Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и самоосуществления ребёнка. В логопедической же работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение или усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует не забывать некоторые условия: игра не должна снижать рабочий настрой учащихся и не делать занятия развлекательным времяпровождением. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, которые находят отчетливое выражение на письме и приобретают характер хронических ошибок, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов. А так же: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей. Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речи зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
«Вкусное варенье».
– Улыбнуться Вот так вкусно мы поели
– открыть рот Перепачкались вареньем
– широким языком в форме Чтоб варенье с губ убрать
« чашечки» облизать Ротик нужно облизать.
верхнюю губу Вот так вкусно мы поели,
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.
«Грибочек».
– Улыбнуться Грибочек, грибок
– поцокать языком, будто едешь Масляный бок
– на лошадке Серебряная ножка
– присосать широкий прыгай в лукошко!
– язык к нёбу
«Чашечка».
– Улыбнуться Очень вкусно мы поели,
– широко открыть рот Выпить чаю захотели.
– высунуть широкий язык и Язычок мы к носу тянем, придать ему форму “чашечки” Чашку с чаем представляем.
При постановке, автоматизации и дифференциации звуков использую следующие игровые приёмы:
1) Для выработки у ребёнка умения правильно произносить звук Ч и определять положение языка при произнесении звука, мы играем в игру «Поезд». Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он даёт сигнал к отправлению: « ууу». Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: « ч-ч-ч». По сигналу логопеда «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.
2) Для автоматизация звука ч в словах подходит игра «Чудесный сундучок».
Я показываю детям сундучок и говорю, что этот сундучок чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый из вас сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова: « Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и чётко называют их.
3) Для дифференциации звонких и глухих согласных предлагаю игру с мячом. Называю звонкий или глухой согласный и бросаю мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч.
4) Развивать фонематический слух и умение слышать звук в слове помогает игра «Какой звук чаще слышим?».
Произношу стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.
У Сени и сани в сетях сом с усами.
Зоиного зайку звать Зазнайка.
Буся бабусе купила бусы.
5) Развивать умение определять место звука и буквы в слове играем с детьми в игру «Определи место звука».
Называю слова, а учащиеся по числовому ряду определяют место звука в слове.
Нарушения чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой стороны слов. Для коррекционной работы подбираю следующие игры:
1) Игра. Весёлые нотки.
Совместно с детьми придумываем слова, которые бы начинались слогами из двух звуков, а заканчивались названием музыкальных нот: – до, – ре, – ми, – фа, – соль, – ля, – си. ( Ответы детей: чудо, море, сами, арфа, фасоль, Валя, неси).
2) Для развитие умения делить слова на слоги играем с «Чудесным мешочком».
Дети по очереди выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяют по слогам или делят для переноса. Игра идёт как соревнование.
Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение». Чтобы разнообразить и сделать интересными занятия так же можно использовать различные игровые приёмы:
1) Игра «Редактор» (формирование умения учащихся делить сплошной ряд слов на предложения.
Предлагаю представить, что каждый ребёнок – редактор, и ему необходимо исправить тест, поделив его на предложения.
2) Игра «Я тебе не верю» (закрепление навыков речи-доказательства). Дети делятся на команды, затем каждой команде загадываю поочередно загадки. После того, как называется ответ, соперники сообщают, что не верят правильности ответа и приводят чётко аргументированное доказательство.
Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее её объяснит.
Письмо для многих школьников очень неприятный и утомительный процесс. В связи с этим при обучении возникают трудности в передаче собственной мысли, а также усложняется восприятие письменного материала. Для изменения подобной ситуации и формирования позитивного отношения к процессу письма и усовершенствования зрительно-двигательного образа буквы также применяю различные комплексы упражнений:
1) Игра. Анатомический шрифт.
Шрифт может быть создан при помощи человеческого тела. Выполняя это упражнение. Учащиеся привязывают образ буквы не только к зрительным, но и к кинестетическим ощущениям. Каждый ребёнок должен воссоздать заданную графему при помощи своего тела. Остальные участники должны угадать задуманную букву.
2) Игра. Геометрическая.
Дети рисуют в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника. Затем нужно обвести самый правый круг. Обвести самый левый треугольник. Определить какая из этих фигур расположена левее?
Логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально – окрашенными, развивающими и познавательными. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.
Список литературы
1. Коррекционно – развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие/ М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., дополненное.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.-176 с.- ( Школа).
2. Логопедия /Под ред. Л.С Волковой.- М.: Просвещение, 1989.
3. Лопухина И.С. Буквы и звуки. – Спб.: Детство-пресс,2000.
4. Лопухина И.С. Логопедия – 550 упражнений для развития речи. – Спб.; Дельта, 1998.
5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.

Читайте также:  Викторина 'Звездный час' (для детей средней группы)

  • WebUrokCom_057bb9eac9f450
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 0

Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в Цветочную Сказку»

В занятии раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: «Путешествие в Цветочную Сказку»

  • развитие связной речи, через использование инновационных технологий: ИКТ, моделирования.
  • упражнение в составлении описательно — сравнительного рассказа, используя план – схемы;
  • совершенствование умение рассказывать стихи, используя мнемотаблицы;
  • активизация словаря по темам «Насекомые», «Полевые и садовые цветы» посредством применения в речи предметного словаря, словаря – действий и словаря – признаков;
  • развитие мелкой и общей моторики, через применение элементов логоритмики и пальчиковой гимнастики;
  • упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет с существительными в роде, числе и падеже;
  • упражнение в образовании относительных прилагательных;
  • закрепление умения выделять звуки в словах, на материале ребуса;
  • мотивирование детей к составлению описательного рассказа, посредством применения ИКТ;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживание состоянию, настроению героя.
  • Мнемотаблица, план – схемы, игра «Чудо — круги», картинки полевых и садовых цветов, цветик — семицветик, цветок с мячами, листики, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, куда мы сегодня попадем на занятии, вы узнаете, разгадав ребус.

Логопед: Мы попадем в сказку, но не в простую, а в цветочную. А поможет нам туда попасть, цветные дорожки и цветик – семицветик, отрывая лепесток мы, выполняя различные задания, будем приближаться к цветочной сказке.

Логопед: ребята, посмотрите, каким цветом перед нами дорожка? (перед детьми желтая дорожка), значит, я отрываю желтый лепесток, а на нем следующее задание: посмотрите перед нами на дорожке цветок, а что такое желтенькое внутри цветка?

Логопед: давайте мы с вами разомнем наши пальчики, возьмите из цветка пыльцу.

Пальчиковая игра с мячом:

Я пыльцой круги катаю,
Взад вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.

И сожму ее немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем пыльцу прижму
И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:
Пыльца летает между рук.

Дальше дорожка меняет цвет на голубой, отрываем голубой лепесток.

Звучит музыка «Вальс цветов».

На опушке между кочек
За ночь выросли цветочки.
Робко листики поднялись.
«Здравствуй, солнышко!» — сказали.

Легкий теплый ветерок
По опушке пробежал.
Первый нежный мотылек
Над цветами запорхал.

На полянку, на опушку
Выходи, честной народ!
Вместе спервыми цветами
Заведем мы хоровод.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

(На экране появляется картинка луга. Перед лугом стулья детей, на спинках которых листочки).

Логопед: мы попали на луг. Давайте присядем на листики. Посмотрите ребята, а наша дорожка опять цвет поменяла, она стала красно-синей, значит, отрываем два лепестка. Ребята, посмотрите, что нам показывает экран (роза и колокольчик). У кого под листочком такие же цветы? Давайте расскажем про эти цветы: чем они похожи, чем отличаются.

Логопед: ребята, нам пора продолжать путь наша дорожка опять сменила цвет на фиолетовый (отрываем лепесток), и привела нас дорожка к цветочному домику, а кто в нем живёт, нам расскажет Леша?

Ребенок рассказывает по мнемотаблице.

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель – шмелёк
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Приходили муравьи
И травинки принесли.
А паук на всех смотрел,
Сети плёл и песни пел.

Логопед: ребята, а в стихотворении все насекомые?

Дети: нет. Паук — это не насекомое, у него восемь лапок, а не шесть.

Логопед: нам пора продолжать путь, дорожка меняет цвет на оранжевый, а насекомые нам на дорожку дали угощения, это и будет нашим следующим заданием. Они испекли нам печенье из цветов. А какие, и кто мы сейчас узнаем при помощи наших кругов.

Дети: меня угостила бабочка ромашковым печеньем; меня угостил муравей ландышевым печеньем и т.д.

Логопед: ребята, у нас остался последний лепесток, и дальше дорожка сменилась на зеленые цветы. Мы с вами попадаем в
Цветочную сказку. Посмотрите все предметы, какого цвета?

Логопед: правильно, и задание здесь про предметы зеленого цвета. Посмотрите, как с ними можно поиграть. Я положила зеленый цветок в правый нижний угол зеленого квадрата. А теперь вы попробуйте поиграть с этими предметами, так же как и я.

Дети: я положила зеленую лягушку в правый нижний угол зелёного квадрата; я положил зеленый шарик в центр зелёного квадрата и т. д.

– Вот мы и справились со всем заданиями! А теперь давайте немного отдохнем. Ложитесь на полянку, закройте глаза (звучит релаксационная музыка).

В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок как флажок я несу.
Зеленая шишка под елкой лежит,
Зеленая музыка где — то звучит,
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне.

Появляется Принцесса Цветочной сказки.

Принцесса: дорогие ребята, как я рада, что вы пришли в гости в мою сказку! Вы справились со всеми заданиями на вашем пути. За это я вас хочу отблагодарить, своими волшебными цветами. Достает из сундучка.

Логопед: ну что, ребята, давайте попрощаемся с Принцессой. Да и нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка «В гостях у сказки»).

Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской
С добрым бабушкиным взглядом
Чтоб идти по жизни рядом
Никогда нам не наскучит
Быть отважными научит
В беде научит помогать
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее
Все равно добро мудрее –
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.

Конспект фронтального логопедического занятия «Путешествие в цветочную страну»

Татьяна Черная
Конспект фронтального логопедического занятия «Путешествие в цветочную страну»

Конспект фронтального логопедического занятия.Тема: «Путешествие в цветочную страну».

Конспект фронтального логопедического занятия.

ТЕМА: “Путешествие в цветочную страну ”.

1. Закрепление произношения звука “Р” в словах и предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия на звук “Р”.

3. Развитие умения подбирать слова антонимы

4.Обогащение словаря по теме: цветы

5. Развитие звуко – буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях.

6. Развитие зрительного внимания, памяти и логического мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, здравствуйте сегодня мы отправимся с вами в волшебное путешествие в цветочную страну. Надеюсь мы увидим с вами цветочную королеву,которую зовут Роза.

1. Артикуляционная гимнастика

Ребята, для того, чтобы отправится в наше волшебное путешествие нам нужно сделать гимнастику для языка. (Упражнения «Гармошка» «Лошадка» «Индюк» «Орешек»)

2. Выделение звука “Р” и его характеристика.

• Какой первый звук слышится в слове роза

• Поймайте звук, хлопнув в ладоши, если услышите звук р

3. Выделение звука “Р” в слогах

Ребята, посмотрите какая широкая река перед нами. Ничего страшного для того чтобы перебраться через нее нам нужно прыгать по камням, но при этом произнося волшебные слова. Произнесите слог ра при каждом прыжке на новый камень. (дети прыгают по камням и произносят слоги)

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

4. Выделение звука “Р” словах и определение его места.

Посмотрите, мы прошли с вами через реку. А теперь перед нами чудесная цветочная поляна вся в цветах. Но перед поляной растут колючие кустарники, чтобы все колючки исчезли с них и мы смогли пройти дальше нужно определить место звука Р в словах.

Роза, астра, ромашка, подорожник, георгин, клевер

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево – вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики,

6. Работа над предложением.

Вот мы и пришли к цветочному дворцу великолепной королеве. Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что). красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего). красивых цветов.

Мы очень рады (чему). красивым цветам.

Везде мы видим (что). красивые цветы.

Мы любуемся (чем). красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем). о красивых цветах.

7. Развитие слогового анализа и синтеза

Ребята, смотрите что это за конверт. Зэто королева цветов попросила нс с вами помочь ей Она просит опять поставить цветы в вазы. В первую вазу (с цифрой 2) нужно поставить цветы, в названиях которых 2 слога, а во вторую вазу (с цифрой 3)цветы, в названиях которых 3 слога. Не забывайте правило, сколько гласных в слове,

столько и слогов!

Звуковой анализ слова роза.

Логопед: “Над каким звуком мы работали? ”

Дети: “Над звуком “Р”.

Логопед: “Дайте еще раз характеристику этому звуку”.

Дети: “Этот звук – согласный, звонкий, твердый”.

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Путешествие в царство цветов». Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: “Путешествие в царство цветов ”. ЦЕЛЬ: 1. Закрепление правильного произношения звука.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы детей с ОНР Тема: Детский сад. Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф. Цель: развитие фонематического.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в цветочную страну»

Конспект занятия по развитию речи: «Путешествие в цветочную страну».

1.Создать условия для расширения и активизации словарного запаса по лексической теме: «Цветы», учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

2.Расширять кругозор детей и словарный запас, учить употреблять в речи антонимы.

3.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

4.Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, интереса к занятию.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Педагог называет разные слова, если дети услышат название цветка – хлопают в ладоши: весна, трава, листочки, ромашка, лилия, садовник, тюльпан, лепестки, роза, фиалка. Сегодня на занятии мы поговорим о цветках и познакомимся с необыкновенным лечебным цветком, который помогает людям. Чтобы познакомиться с этим цветком, мы отправимся с вами в путешествие в цветочную страну.

2.Гимнастика для глаз «На лугу».

Бежит тропинка через луг, (Посмотреть вдаль.)

Ныряет влево, вправо. (Посмотреть влево – вправо.)

Куда ни глянь, цветы вокруг (Обвести глазами круг.)

Да по колено травы. (Посмотреть вниз.)

3.Образование относительных прилагательных. Дети, расскажите, какие бывают цветы? Зелёные, пёстрые, нежные, яркие, душистые, низкие, садовые, полевые, красивые, высокие, хрупкие, выносливые, разноцветные, душистые, ароматные, пахучие, прекрасные.

4.Дидактическая игра «Услышь звук». Когда звенит колокольчик – дети гуляют по полянке. Когда зазвенит бубен, то каждый ребёнок должен сорвать цветок и назвать его, согласовав с местоимениями: Мой – моя – мои. (Цветы разложены на ковролине.) Слова: мой мак, моя ромашка, моя роза, моя лилия, моя фиалка, мой тюльпан, мой колокольчик, мой нарцисс, мои незабудки, мои ландыши.

5. Дидактическая игра «Скажи ласково».

Как прекрасны все цветы

Роза, астра, георгин,

Лилия, пион, жасмин,

Назови ещё, дружок.

Посмотрите, лесной Гном прислал нам фото своего прекрасного сада. Давайте назовём цветы, которые вырастил лесной Гном. У него все цветы маленькие и мы будем их называть ласково.

У Гнома не роза, а розочка; у Гнома не ромашка, а ……..; у Гнома не пион, а…..; у Гнома не тюльпан, а ……; у Гнома не фиалка, а ……; у Гнома не георгин, а ………; у Гнома не василёк, а ………; Гном соберёт не букет, а ……

6.Игра с мячом «Скажи наоборот». Цветы закрылись – открылись; заснули – проснулись; показались – спрятались; печальные – весёлые; сладкий сок – горький сок; цветок полный – пустой; цветок яркий – тусклый; цветок одноцветный – разноцветный, высокий – низкий.

7.Физкультминутка с элементами психогимнастики.

Летним солнышком на полянке (Дети поднимают руки вверх, встают на носочки, тянутся к потолку.)

Вспыхнул простенький цветок.

Так похож он на ромашку,

Но зовётся ноготок. (Наклоны вперёд)

Нет на клумбе ему места

Среди роз и хризантем – (Разводят руки в стороны, «удивляются», поворачиваясь вправо- влево)

Не в обиде. Рад любому.

И улыбки дарит всем! (Идут друг за другом, улыбаются.)

8.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа. Дети садятся на ковёр. Педагог раздаёт детям шарики су-джок.

Ярко- жёлтый одуванчик

Весь под дождиком продрог, (Дети катают шарики в ладошках.)

А когда просох на солнце-

Сам себя узнать не смог: (Катают по правой руке – по тыльной стороне ладони.)

Побелел он и распух,

И рассыпался, как пух. (Катают по левой руке – по тыльной стороне ладони.)

Полетел пушинок рой

Над притихшею травой, (Берут пружинки, катают по каждому пальчику на правой руке.)

Над забором, над рекой,

Над тропинкой луговой (Катают по каждому пальчику на левой руке.)

Под весёлый крик ребят:

«Парашютики летят!» (Берут шарики и катают их в ладошках.)

9.Рассказ по мнемотаблице « Лечебный цветок».

Дети рассказывают рассказ по цепочке (один ребёнок начинает, второй продолжает). На солнечной полянке выросла маленькая ромашка.

– Здравствуй, сестричка,- поклонились ей другие ромашки. – Почему ты такая грустная?

– Я не знаю, кто я такая, – печально ответила маленькая ромашка.

-Ты – красивый, полевой цветок ромашка. У тебя есть жёлтое сердечко с белыми лепестками, зелёный стебелёк и листочки.

-А кто меня любит?- спросила ромашка.

-Тебя любит солнышко и ветер, – ответили ей сестрички.

– А кто мои друзья?- спросила ромашка.

– Твои друзья – шмели, бабочки и пчёлки. Они вокруг летают и нас опыляют,- объяснили ей сестрички.

-А какую пользу я приношу?- поинтересовалась ромашка.

– Ты людям помогаешь – здоровье им поправляешь. Ведь ромашка – это лечебный цветок!

10. Итог занятия. Дети по кругу передают ромашку (сделана из бумаги) и произносят волшебные слова: Цветочек, цветочек,

Возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари моему другу. И произносят добрые пожелания: Я хочу, чтобы лечебный цветочек подарил тебе(здоровье, красоту, заботу, теплоту, радость, любовь.)

Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе “Путешествие в цветочную страну”

Программное содержание: закрепить знания детей о цветах, их роли в нашей жизни, их красоте и разнообразии; совершенствовать умение детей формулировать ответы, правильно отвечать на поставленные вопросы; закрепить навыки звуко-буквенного анализа, знание слоговой структуры, пополнять активный словарь; совершенствовать развитие грамматического строя речи; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к цветам, желание о них заботиться, воспитывать желание доставить радость.

1.Словесные: беседа, вопросы, напоминание, поощрение, анализ.

2. Наглядные: работа у доски.

3. Игровые: игровой момент, приход Феи цветов, сценка “Береги цветы”.

4. Практические: работа с кассами, звуковыми символами, выполнение аппликации “Нарциссы”.

5. Предварительная работа: разучивание стихотворений о цветах, сценки, занятие фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Наглядный материал и оборудование:

1.Полянка. На полянке “растут” мак, одуванчик, ромашка (дети).

2.Лисенок и Ежонок (дети).

3.Иллюстрации с изображением цветов.

4. Буквы, звуковые символы.

5. Наборное полотно.

1.Материал для аппликации (манка, пшено, клей), листочки с изображением контура нарцисса, предварительно наклеенными лепестками.

Под музыку Чайковского “Вальс цветов” дети заходят в группу. Их встречает Фея цветов.

Фея: – Ребята, я Фея цветов, приглашаю вас на цветочную полянку в страну цветов.

На полянке “растут” цветы. Выходят Ежик и Лисенок, замечают клумбу с цветами.

Лисенок: – Давайте нарвем цветов.

Ежик: – Не вздумай этого делать.

Ежик: – Если ты сорвешь их, никто уже не сможет любоваться их красотой.

Лисенок: – А я все-таки сорву.

Цветы: – Осторожно, не повредите нас .

Мак: – Мы такие нежные.

Ромашка: – Мы такие хрупкие.

Ежик и Лисенок: – Кто это с нами разговаривает?

Цветы: – Это мы – цветы.

Аня (мак), Карина (ромашка), Алена (одуванчик) читают стихотворения.

Дети нюхают цветы (делают дыхательную гимнастику).

Фея: – Для чего нужны цветы? Почему их нельзя рвать? Ответы детей.

Затем логопед предлагает Фее и детям вернуться в детский сад и побеседовать о цветах.

1.Логопед : “Сядет тот, кто назовет любой цветок”.

Дети называют цветы и садятся за столы.

2.На наборном полотне иллюстрации цветов. Логопед предлагает детям сказать название цветка с числительными 1, 2, 5. Например: одна ромашка, две ромашки, пять ромашек и т.д.

3.Логопед предлагает детям слова, которые надо сказать с признаком: цветочный, -ая. Например: Логопед: – Клумба.

Ребенок: – Цветочная клумба.

Ребенок: – Цветочный магазин.

Слова: запах, выставка, витрина, мед, улица, город.

4.Работа над образованием относительных прилагательных. В цветочном городе название улиц необычные.

Логопед: – Если на улице растут ромашки, как будет называться наша улица?

Логопед: – А если много васильков?

Еще в нашем необычном городе есть улицы: розовая, пионовая, фиалковая, колокольчиковая.

5.Работа над слоговой структурой. Логопед называет цветок, дети показывают карточку с определенной слоговой структурой.

6.Д/и: Скажи какой?

Логопед предлагает детям придумать красивые слова, признаки для цветов.

Ответы детей: хрупкие, нежные, ароматные, мелкие, яркие, весенние, летние, зимние, луговые, полевые, садовые, бархатные, тенелюбивые, светолюбивые, лечебные и т.д.

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Сладко засыпают.

8. Логопед предлагает детям послушать слово МАК.

– Назовите 1-й звук.

– Дайте характеристику звука М.

– Согласный, твердый, звонкий.

Логопед предлагает положить соответствующий звуковой символ:

– Звук А какой?

Кладем (красный квадрат)

– Согласный, твердый, глухой.

Кладем (синий квадрат)

На наборном полотне тоже соответствующие символы. Дети сверяют результат выполнения задания.

9. Логопед предлагает детям порадовать Фею цветов и своих мам сюрпризом – нарциссом, который они сделают аппликативно. Детям раздаются листочки бумаги с предварительно наклеенными стебельками, листочками и контуром нарцисса. Логопед предлагает детям сердцевинку цветка сделать из пшена, а лепестки из манки. Дети выполняют задание под музыку Чайковского “Вальс цветов”. Фея благодарит детей за занятие, за подарок и дарит детям “сладкие ромашки”. Логопед отмечает хорошие ответы детей, благодарит за старание, усердие. Общий положительный итог.

Ссылка на основную публикацию