Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Наша школа является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию.

Инклюзивное образование – создание и поддержка условий для совместного обучения в классе обычных детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ»

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

в начальных классах.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Наша школа является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию.

Инклюзивное образование – создание и поддержка условий для совместного обучения в классе обычных детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

принцип «Не навреди!»;

принцип сознательности и активности;

принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности и индивидуализации;

принцип всестороннего и гармонического развития личности;

принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

рациональная организация урока;

создание благоприятного психологического климата;

развитие мелкой пальцевой моторики;

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса – урока.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и воспитанниками. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика. (1 блок головного мозга – уровень непроизвольной регуляции энергоснабжения).

Упражнение№1

Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.

Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

«Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.

Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

Опускаем руки вниз, должны почувствовать лёгкое покалывание.

Наклоны, разминаем колени.

Упражнение №2 (И.П. Зуев «Это волшебная сила растяжки»)

Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак – Букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.

Коммуникативные игры (В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей»)

У меня аленькие,

У тебя аленькие.

2 блок головного мозга (межполушарное равновесие) – уровень операционного взаимодействия с самим собой и внешним миром. У учащихся наблюдаем искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия.

Арт-методы работы с детьми аутистами. (Е.Г. Гарбовская)

работа с солёным тестом;

рисуночные мандалы. Рисование мандал – это один из способов познать себя, погрузиться в процесс медитативного творчества, дающий огромный заряд энергии и позитивных эмоций.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

Упражнения для мышц рук

1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

3) (Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

«Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки»

4) (Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

«Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.

5) «Кулак – ребро – ладонь»

(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):

Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.

Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.

Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.

Раздать листочки размером 5см * 5 см.

Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.

Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.

Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.

Разворачиваем другой рукой.

Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк

Блок дыхательных упражнений:

вдох носом, выдыхаем и проговариваем: «Мо-лод-цы!»

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3 блок головного мозга – уровень произвольной саморегуляции (мышление, интеллектуальное развитие)

Антистрессовая гимнастика. (Т.В. Теличко, О. И. Артюкова)

-Какая погода часто бывает поздней осенью? (Дождь и снег.) Давайте покажем погоду.

(Дети поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы можно было коснуться руками впереди стоящего.)

-Представьте, что ваши пальчики – дождинки. Приготовьте пальчики.

(Дети показывают руки со слегка согнутыми пальчиками)

-Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят. (Дети поколачивают пальчиками по спине впереди стоящего соседа.)

Пальчики – дождинки будто летают и стучат по всему телу. •

А сейчас пошел снег хлопьями. Это ладошки-снежинки захлопали по спине, по плечам ребят. (Дети похлопывают ладошками по плечам и спине соседа.)

Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики а дождинки, а ладошки – в снежные хлопья. (Повторение массажа.)

«По каким местам ребёнка вразумяти, а по каким бити».

Упражнения на снижение невротических реакций.

1 режим – поглаживание:

2 режим – поколачивание:

массировать одновременно по часовой стрелке:

– точку под носом;

– живот (одновременно вращать глазами)

– копчик (одновременно вращать глазами)

Важным моментом сохранения работоспособности воспитанников во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Ученику для закрепления знаний нужны движения. Неподвижный ребёнок необучаем! Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Всё в нашей жизни имеет Смысл.

Мы дети Любви, (двумя руками показываем на сердце)

Созданные из капелек Росы, (хлопки каждым пальцем по ладошке)

Неба, (руки вверх)

Звёзд, (опускаем руки вниз шевеля пальцами рук)

Солнца (обнимая корпус тела руками)

Мы дети Природы

Распускаем крылья, отправляемся в Земное Путешествие

Подобно солнечному лучу (волнообразные движения руками)

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь, (потираем ладонью ладонь)

Сильного ветра, (дуть на ладони)

И кажется, время останавливается и замирает (движение двумя руками символизирующие часы в одном направлении)

И только сердце стучит всё быстрее и быстрее…(постукивание пальцами по тыльной стороне ладони, в области сердца)

Вот уже детская ладошка протягивается к нам (протягивание ладоней и соединение с другой рукой)

Мы отдаём им свои Сердца. (соединение рук в области сердца)

Мудрость серебрит нам виски (массаж кончиками пальцев висков)

Мы оглядываемся назад, (повороты головой назад)

И вновь движется Время. Но уже по-другому. (перекрёстные движения руками в разные стороны на уровне груди)

Мы понимаем, что мы не одни.

Рядом с нами Люди.

Они берут нас за Руки (участники берутся за руки)

Поднимают к Высотам (поднимают руки вместе)

Иногда опускают на Землю (участники опускают руки)

Дают своё Тепло (передают тепло другому – пожимают руки)

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!

Литература:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.

Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.

  • О.И Артюкова, Т.В.Теличко Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).
  • Портал педагога

    Автор: Кайдалова Тамара Николаевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №12
    Населённый пункт: Белгород
    Наименование материала: Статья
    Тема: “Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ”
    Дата публикации: 13.05.2018
    Раздел: дошкольное образование

    Использование здоровьесберегающих технологий при

    работе с детьми с ОВЗ

    учереждение детский сад

    Автор: Кайдалова Тамара

    Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из

    главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к

    здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию

    культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При

    воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по

    сохранению и укреплению здоровья детей. В ДОУ уделяется большое

    внимание оптимальному использованию интеллектуального,

    творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость

    комплексного подхода к организации здоровьесберегающего

    пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ОВЗ не

    вызывает ни у кого сомнения.

    Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и

    сохранению здоровья своих воспитанников педагоги нашей группы

    целенаправленно работают над созданием благоприятного

    здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы,

    адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.

    Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное,

    развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной

    системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов,

    направленное на достижение целей здоровьесбережения и

    здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

    Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,

    соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

    педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в

    том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор

    определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя

    педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и

    итоговые результаты собственной профессионально-педагогической

    деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и

    четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора

    содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования

    совокупности средств в определенной логике с организацией

    промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки

    В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости

    здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая

    педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система,

    воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических

    мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного,

    эмоционального, интеллектуального, личностного и физического

    Основные составляющие этой системы:

    . Организация рационального двигательного режима воспитанников.

    . Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная

    помощь в коррекции возникающих отклонений.

    . Организация рационального учебно-воспитательного процесса с

    учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а

    также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

    . Создание благоприятного психо-эмоционального климата в

    Читайте также:  Домашнее задание по теме День защитника Отечества

    образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с

    При использовании здоровьесберегающих технологий в

    образовательном процессе необходимо соблюдать следующие

    – принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

    – соответствие содержания и организации образовательной

    деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с

    учетом сопутствующих заболеваний.

    Важно отметить, что эффективность достижения целей

    здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков,

    инструкторов по фическому воспитанию ,педагогов и родителей.

    Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с

    детьми с ОВЗ в нашей группе.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные

    Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие

    Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

    – насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в

    -повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и

    устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

    – нормализация и улучшение психоэмоционального состояния

    -развитие силы, плавности и длительности выдоха.

    Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-

    развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-

    В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным,

    усиленным выдохом (вдох через нос).

    Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время

    гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

    Динамические паузы – использование физкультминуток во время

    проведения организованной образовательной деятельности

    способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется

    мышление и повышается умственная работоспособность.

    Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной

    Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в

    процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики

    повышается эмоциональный тонус, который является результатом

    мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается

    напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание,

    дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).

    Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска

    всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим

    стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики

    нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно

    (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).

    Развитие мелкой моторики.

    -повышение работоспособности коры головного мозга;

    -развитие активной речи ребенка.

    1) Пальчиковая гимнастика.

    Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья

    часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает

    проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев

    рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

    Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой

    гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого

    аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых

    сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была

    подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого

    развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной

    сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики

    пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит

    почву для последующего формирования речи. (игры и упражнения с

    перчатками и т. д.)

    Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха,

    Игры с пособиями.

    Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное

    время, а также и в НОД.

    Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу

    человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные

    на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от

    многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не

    знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный

    исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.

    Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по

    ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, «тропа здоровья» и т.д.

    На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных

    точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных

    приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие

    валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно

    воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

    Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

    Массаж проводится до появления теплового эффекта.

    Формирование культурно-гигиенических навыков.

    Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры

    еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная,

    требующая систематичности, большого терпения, единства требований

    со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным,

    интересным, увлекательным.Обширное умывание (руки до локтя,

    воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное

    расслабляющее и закаливающее мероприятие.

    Релаксация – специальный метод – направлен на снятие мышечного и

    нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

    Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя,

    расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным

    расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после

    сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной

    (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой

    путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно

    соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в

    различные виды активности.

    Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и

    эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает

    постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж

    всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной

    чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж,

    оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения

    гиперкинезов, т.е. игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для

    психоэмоционального развития ребенка.

    Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это

    дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое

    руками с помощью специального оборудования: массажные мячики,

    грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры,

    массажеры с горохом, фасолью.

    Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка.

    Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом,

    основателем аналитической терапии. Быть может, естественная

    потребность человека «возиться» с песком и сама его структура

    подсказали великому Юнгу эту идею. (Постройки из песка,

    пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой).

    Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития

    речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных

    движений речевых органов, необходимых для правильного

    произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой

    нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует

    рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой

    Осуществляется в процессе НОД.

    Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление

    речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в

    сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с

    двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой

    моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А.

    Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений

    для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование

    движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

    Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику,

    настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров

    ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский);

    развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость,

    распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В.

    Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные

    отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А.

    Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А., Ю.А. Флоренская). Проводится как

    Психогимнастика (мимика и пантомимика).

    В непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно

    связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций

    способствует развитию у ребенка не только мимической, но и

    Применение в работе здоровьесберегающих педагогических

    технологий повышает результативность воспитательно-

    образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей

    ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление

    здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к

    каждому ребенку.Использование вышеперечисленных

    здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-

    развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее

    разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды

    -повышению работоспособности, выносливости детей;

    -развитию психических процессов;

    -формированию, развитию двигательных умений и навыков;

    -развитию общей и мелкой моторики;

    -и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

    Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе при работе с детьми с ОВЗ

    Актуальность

    ФГОС второго поколения определяет одним из приоритетных вопросов – сохранение и укрепление здоровья детей. За последние годы доля детей в начальной школе с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%. 40 % детей Самарской области имеют те или иные заболевания, из них 9500 – дети-инвалиды.

    На территории нашего поселения Воротнее находится Сергиевский пансионат для детей инвалидов, где проживают 150 детей-инвалидов с умственной отсталостью, из них 101 ребенок с 01.09.2016 года зачислен в ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее и обучаются, как на дому, так и в школе.

    Проблема.

    Ряд выявленных причин и вышеуказанных фактов обострили актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ в начальной школе.

    Новизна

    Для решения этой актуальной проблемы перед собой я поставила цель – создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся с ОВЗ (физического, психологического, нравственного).

    Свою педагогическую деятельность выстраиваю по следующим направлениям:

    • использование современных образовательных программ, методик и технологий;
    • создание морально – психологического климата;
    • использование рационального режима дня, труда и отдыха;
    • создание санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.

    Методы работы: педагогические, психологические, медицинские.

    Технологии: технологии развивающего обучения; технологии уровневой дифференциации обучения; педагогика сотрудничества; технология раскрепощённого развития детей.

    Основные формы работы: конкурсы, соревнования, заочные путешествия, праздники, игры, игровые программы и т.д.

    Планируемые результаты: снижение случаев простудных заболеваний; повышение уровня физического и психологического здоровья учащихся, повышение уровня адаптированности к учебному процессу.

    Где и как используются здоровьесберегающие технологии

    Технология развивающего обучения (ТРО)

    В своей работе использую интегрировано:

    • «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва.
    • Программы кружков внеурочной деятельности: «Калейдоскоп замечательных игр», «Здоровейка», «Школа общения».
    • СИПРы на каждого обучающего.

    Технология уровневой дифференциации обучения

    На всех занятиях использую дифференцированный подход (работа в группах, парах, индивидуальная работа по карточкам, письмо по обводке и образцу и т.д.), на коррекционных занятиях (уроки смены деятельности в спортивном зале, упражнения с пиктограммами, работа с конструктором).

    Технология раскрепощённого развития детей

    Перед занятиями ежедневно провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, сидя на ковре.

    Рационально распределяю время на каждом этапе занятия.

    Для повышения работоспособности детей провожу физкультминутки, включая физические и танцевальные упражнения, игры, хоровое пение, самомассаж под музыку.

    Также в состав упражнений для физкультминуток включаю:

    • упражнения по формированию осанки, укреплению зрения (тренажёр Базарного), мышц рук и позвоночника;
    • упражнения с маленькими человечками;
    • пальчиковую гимнастику (флажок, шарик, птичка, птенчики в гнезде и т.д.);
    • упражнения для ног на ковре (велосипед, мельница, барабанщик и т.д.);
    • кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (кулак-ребро-ладонь, колечко и т.д.);
    • релаксационные упражнения для мимики лица (собака, любопытный и т.д.);
    • психогимнастику (холодно-жарко, весёлая пчелка и т.д.).

    Ежегодно совместно с детьми, с помощью администрации поселения Воротнее, администрации Сергиевского пансионата для детей инвалидов на территории школы проходят «Дни Здоровья», акции «Дети-детям», спортивно-массовые соревнования «Движение – это жизнь». Несколько лет подряд под моим руководством, совместно с руководителем кружка «Православная культура» и учащимися моих классов, были организованы в Сергиевский пансионат выездные представления «Рождество», «Праздник пасхи в детском доме» с коллективными играми и чаепитием.

    Реальный результат деятельности

    По результатам листка здоровья в классном журнале и результатам ПМПК видно, что уровень физического здоровья учащихся с ОВЗ на начало 2017-18 уч. года сохранён.

    Уменьшаются случаи простудных заболеваний с 5 до 4.

    Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического здоровья учащихся, снижается уровень агрессивности и тревожности.

    Вывод: наблюдается повышение всех уровней здоровья учащихся, дети приобщаются к здоровому образу жизни и успешно адаптируются в образовательном пространстве.

    Мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

    Методическая разработка на тему:

    Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

    Тема: Путешествие в страну «Звукляндию»

    Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

    Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.

    1. Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

    2. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

    Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа, мяч, магнитная доска, картинки, с изображением разных предметов, настольная игра «Ходилка», интерактивные игры «Мерсибо».

    Ход мастер-класса

    – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО.»

    “Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В. А. Сухомлинский.

    Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий.

    Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Своевременная и действенная логокоррекционная работа должна предупреждать трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий).

    Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

    Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

    Основными функциями дидактических игр являются:

    • формирование устойчивого интереса к учению;
    • формирование психических новообразований;
    • формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
    • формирование собственно учебной деятельности;
    • а также навыков самоконтроля и самооценки.

    Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях собственные игры и наработки, а также с недавнего времени являюсь активным пользователем ИПП «Мерсибо», который позволил мне использовать в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. База интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

    Сегодня я научу вас, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи. Итак…

    Крикните громко и хором, друзья,
    Помочь откажетесь мне? (нет или да)
    Деток вы любите? Да или нет?
    Пришли вы на мастер-класс,
    Сил совсем нет,
    Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
    Я вас понимаю….
    Как быть, господа?
    Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
    Дайте мне тогда ответ
    Помочь откажетесь мне? (Нет)
    Последнее спрошу у вас я:
    Активными все будете? (нет или да)

    Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Звукляндии. По сигналу колокольчика мы превращаемся с вами в детей!

    Одевайте бантики или кепочки. (показываю на стол с атрибутами)

    А поедем мы на автобусе. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация автобуса) и повторяем движения за мной!

    Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим».

    (1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим
    (2)И из окошечка глядим Всё глядим!
    (3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот
    (4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт?
    (5)Колёса закружились
    Вот так вот, вот так вот
    Вперёд мы покатились Вот так вот!
    (6)А щётки по стеклу шуршат
    Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
    Все капельки смести хотят
    Вжик-вжик-вжик!
    (7)И мы не просто так сидим
    Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
    Мы громко-громко все гудим
    Бип-бип-бип!
    (8)Пускай автобус нас трясёт
    Вот так вот, вот так вот
    Мы едем-едем всё вперёд
    Вот так вот!

    1 — покачиваемся на месте
    2 — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
    3 — «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
    4 — пожимаем плечами.
    5 — выполняем круговые движения руками впереди от себя
    6 — качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
    7 — «крутим руль» и бибикаем.
    8 — подпрыгиваем на месте.

    Приехали. Остановка «Словечкино», выходите.

    И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.)

    Читайте также:  Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

    Вставайте в полукруг.

    Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку. Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» — «арбуз» и так далее).

    Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в автобус, едем дальше.

    Музыкальное задание: Е. Железнова «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.

    Приехали. Остановка «Искалкино»

    (На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

    Проходите, присаживайтесь за столы.

    Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

    1 стол: слон — стол — сумка — карандаш

    2 стол: книга — кошка — портфель — компас

    3 стол: обруч — тетрадь — ослик — облако

    4 стол: утка — улитка — ухо — собака

    5 стол: лук — лиса — рак – ландыш

    На доску помещается изображения отгаданных слов.

    Какие вы молодцы!

    И еще одна настольная игра «Ходилка» (на закрепление правильного произношения звуков, игровые задачи: развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила).

    Играют 4 человека, остальные – группа поддержки.

    Материал лежит на небольшом столике (подаю к ним на стол): игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит неправильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

    Задание: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен придумать слово с автоматизируемым звуком.

    За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

    Мы немножечко устали и нам нужно отдохнуть.

    Выходите сюда ко мне и мы с вами разомнемся.

    Аист над землей летает,
    Аист ветки собирает
    Аист собирает ветки, 1
    Помогите ему, детки.
    Аист, аист белокрылый, 2
    Аист вьет гнездо на крыше…
    Тише, тише, тише, тише. 3

    1. И.п. – руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.

    2. И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.

    3. И.П. – приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.

    Едем дальше. Автобус ждет.

    Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.

    Сейчас поиграем в электронные игры (база интерактивных игр «Мерсибо»)

    Присаживайтесь на стульчики. (обращаю внимание на интерактивную доску)

    Игра «Меткий стрелок». (В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова.) вы должны выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого стрелок называет картинки, а вы выбираете, в какую из них надо целиться. (Дети выходят по очереди и с помощью электронного маркера выбирают правильный ответ)

    И еще одна игра

    «Находчивая буква». (Игра на определение места согласного звука в слове.) Я выбираю букву в настройках и начинаем игру. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце? (Ребенок называет слово, анализирует и выбирает правильную схему.)

    Наше путешествие по стране Звукляндия подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!

    Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет

    – Вам понравилось путешествие?

    По сигналу колокольчика превращаемся обратно в педагогов.

    (звон колокольчика). Снимайте бантики и кепочки.

    Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

    Все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.

    Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков.

    Значение словесных игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, т. к. их использование даёт более быстрое формирование правильного звукопроизношения. Игра облегчает осознание процесса овладения звуками, дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе — вот главная задача логопеда.

    Преимуществом словесных игр является и то, что они не требуют специального материала, определённых условий, а нуждается лишь в знании логопедом самой игры. Логопед может сам варьировать словесный материал игры в зависимости от поставленной дидактической задачи, а при необходимости, может ввести варианты игры с усложнением. Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих, что так же крайне важно в процессе работы над поставленным звуком.

    Хотелось бы сказать несколько слов о настольных играх на примере лабиринтов/ходилок: они не просто инновационные, а также и универсальны. Играя в эти лабиринты можно не только автоматизировать корригируемые звуки, но и используя одни и те же игровые поля: проводить дифференциацию звуков, учить (изучать) буквы, выполнять артикуляционную гимнастику, работать над лексическим строем речи (словарная работа), проводить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

    Детские, развивающие интерактивные игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок, в которые мы привыкли играть, когда сами были детьми.

    Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

    Все игры, и словесные, и настольные, и интерактивные, должны присутствовать в работе учителя — логопеда!

    В заключении я предлагаю написать синквейн и выиграть приз!

    В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

    1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;

    2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;

    3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;

    4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;

    5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.

    Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.

    1 строка: существительное

    Интересная, словесная, настольная, интерактивная

    3 строка: что делает?

    Обучает, развивает, помогает

    4 строка: что вы думаете о теме?

    Актуальное направление работы (используется в детском саду)

    5 строка: новое слово

    Спасибо, приз Ваш! (беру поднос) Это волшебное угощение.

    Если отведаете эти конфеты, то у вас сразу появится желание применять игровые технологии в работе с детьми.

    А съев волшебное печенье, вы будете на «отлично» знать методику организации различных игр.

    Напиток поможет вам справиться с любыми поставленными задачами и добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей.

    Спасибо! А эти электронные игры, разработанные мной будут напоминать вам о нашей встречи (раздаю диски с играми).

    Кондрашова Виолетта Витальевна,
    учитель-логопед

    Консультация для педагогов
    «Необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях»

    (2 слайд) Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    (3 слайд) Утверждение о том, что игра – это ведущая деятельность дошкольника известна всем.

    (4 слайд) На сегодняшний день достаточно большое количество детей, нуждается в логопедической помощи. Для детей с речевыми нарушениями характерна повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, сниженная познавательная активность. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают важное значение, так как именно в игре возрастает интерес, возникают положительные эмоции у детей и познавательная активность. Проведение логопедической работы с дошкольниками через игру не вызывает сомнений.

    (5 слайд) Использование на коррекционных занятиях игровых приемов необходимо в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

    Во-первых, дошкольник с речевыми нарушениями, как правило, не всегда замечает дефектное произношение, и соответственно не стремится самостоятельно от него избавится.

    Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков длительный и однообразный. Необходимо не один раз проделать одни и те же артикуляционные упражнения, повторить бесконечное количество раз один и тот же звук, слова, предложения. Не всегда это дается ребенку легко, и как правило, если возникают трудности у ребенка пропадает желание и интерес к занятиям.

    (6 слайд) И вот здесь, большую помощь в работе с детьми, могут обеспечить игровые технологии. В педагогике под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

    Основная цель использования игровых технологий на логопедических занятиях – повышение мотивации к занятиям, развитие любознательности и как результат – увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.

    В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем ее основные направления. Буду рада, если Вы будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

    Коррекционное обучение осуществляется поэтапно и игры, и игровые упражнения используются в соответствии с выделенным направлением, этапами и задачами осуществляемой работы.

    На первом этапе ведется работа по укреплению мышц артикуляционного аппарата, а также формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

    (7 слайд) Артикуляционная гимнастика не всегда легко дается детям, требует усидчивости и терпения. Но если добавить к упражнениям игровую ситуацию и познакомить детей с Веселым Язычком, у ребят появляется интерес, а наглядное и стихотворное сопровождение упражнений позволяет провести данный вид работы совсем не скучным. Также в своей практике я активно пользуюсь интернет – ресурсами, где артикуляционная гимнастика проходит особо ярко. Можно проводить артикуляционную гимнастику под музыку, подобрав простые мелодии к каждому упражнению.

    Артикуляционную гимнастику можно выполнять с элементами песочной терапии. Учить одновременно и синхронно выполнять движения речевого аппарата и рук (биоэнергопластика – сопряжённая работа пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата). Например, при выполнении упражнения «Расчёска». Язык просовывать между зубами вперёд и назад, пальцами-как грабельками двигать по песку, оставляя следы, или упр. «Лошадка» – ритмично цокать языком, одновременно пальцами в такт «скакать» по песку и т.д.

    (8 слайд) В качестве примера использования интерактивной игры хочу представить одно из упражнений по формированию фонематического слуха, которое называется «Буква заблудилась». Ребенок слушает четверостишие, находит в нём неправильное слово и заменяет правильным. Проверить себя ребенок может, нажав на картинку.

    (9 слайд) Для развития правильного речевого дыхания помимо использования таких игровых приемов как: «Сдуй бабочку», «Покатай карандаш», «Фокус», и многих других.

    (10 слайд) Можно использовать интерактивные игры онлайн (сайт Мерсибо). Одно из таких упражнений «Вертолет» Цель: развитие сильной и плавной воздушной струи. Выбрав вертолет, надо отправить его в полет – раскрутить пропеллер, дуя в микрофон. В настройках можно выбрать оптимальную нагрузку для ребенка.

    (11 слайд) Немаловажная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук. Я применяю такие формы работы как: пальчиковые игры с речевым сопровождением как в традиционной форме, так и используя интернет-ресурсы (например, на сайте Мерсибо «Веселые привидения», где за привидениями дети выполняют упражнения; игровой самомассаж, массаж пальцев шариками су-джок, игры с песком, мозаика, шнуровки также интересны детям.

    (12 слайд) Познакомить детей с основными согласными звуками, с положением органов артикуляционного аппарата при их произношении, поставить звук и дать ему характеристику можно при помощи дидактического пособия «Теремок».

    Пособие представляет собой сказочный теремок, изготовленный на листе ватмана, который разделен на 5 ячеек (этажей). К теремку также идет набор карточек – символов (окошек), на которых изображены:

    – положение артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов);

    – тактильные признаки (воздушная струя, голос);

    – буквы согласных звуков.

    Логопед показывает детям модели-символы и знакомит их с формой рта на каждый звук, положением языка, состоянием голоса и т.д. «Теремок» появляется на занятии с подачи героя – Язычка, который в нём живет и готов научить детей правильно произносить звуки. Такой игровой метод позволяет опосредованно управлять процессом знакомства с пособием. Дети обогащают свой сенсорный опыт и успешно овладевают значениями слов «звук», «буква», начинают дифференцировать согласные между собой.

    (13 слайд) На этапе автоматизации звуков помимо традиционных игр с картинками и игровых упражнений можно использовать игры с песком, например, упражнение «Узоры на песке». Рисуя на песке различные фигуры, ребенок произносит закрепляемый звук в слогах или словах.

    (14 слайд) Эффективны упражнения с использованием графических навыков: ребенок рисует и проговаривает закрепляемый звук.

    Детям также нравится пропевать закрепляемый звук под простую мелодию, используя при этом детский микрофон.

    Хочется отметить, что активное применение компьютера значительно экономит силы и время при подготовке к занятиям, так как многие задания можно подготовить заранее и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.

    (15 слайд) Так, например, на этапе работы по формированию звукослогового анализа и синтеза слов можно предложить упражнение «Назови первый звук» (игра – презентация), которая сделана на основе методического пособия Т.А. Ткаченко «Звуковой анализ и синтез» Цель: учить детей определять первый гласный звук в слове. Педагог предлагает ребенку четко назвать картинки, которые он видит на экране и выделить первый звук, с которого они начинаются. Затем обращает внимание ребенка на символ звука, который изображен на экране и предлагает убрать лишние картинки нажав на них.

    Таким образом, необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и позволяют ускорить преодоление речевых расстройств.

    Список использованных источников:

    1. Бабина Н.Ф. Технология: Методика обучения и воспитания. Часть 2. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015 г. – 328 с.
    2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.

    Игровые технологии в логопедической работе
    статья по логопедии по теме

    В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    игровые педагогические технологии в логопедической работе89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________

    143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая

    Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова

    В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

    В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

    Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

    Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

    Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

    Данные цели привели к постановке и решении задач :

    Изучить и проанализировать литературу по теме.

    Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

    Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

    Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

    Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

    Подобрать игрушки для логопедической работы.

    Разработать конспекты занятий в игровой форме.

    Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

    Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

    Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

    Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

    Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

    Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

    Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

    Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

    Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

    Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

    Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

    Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

    Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

    фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

    Использование игровой технологии в логопедической работе

    Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

    Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

    Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

    Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

    Игровая форма занятий

    Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

    дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

    учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    учебный материал используется в качестве ее средства;

    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

    Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

    Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

    Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

    Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

    Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

    Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

    • реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

    • объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

    Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

    • Расширять и уточнять знания детей,

    • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

    • Развивать все психические процессы.

    Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

    . Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

    Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

    Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

    Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

    Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

    Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

    В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

    С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

    Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

    В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

    Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

    Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

    Применение игровых технологий на логопедических занятиях

    Дефектология Проф

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: Как известно, особую роль в коррекции звукопроизношения отводят артикуляционной гимнастике, так как она подготавливает органы артикуляции к произнесению звуков, требующих коррекции.

    Статья:

    Стаж моей работы небольшой. Начав работать логопедом в детском саду, я увидела, что у многих детей наблюдается низкая мотивация к логопедическим занятиям. Постановка, автоматизация звуков в речи, работа по обогащению словарного запаса процесс трудоёмкий, требующий от детей определенных стараний и повторений. Передо мною стала проблема, как сделать этот процесс интересным, творческим, увлекательным, лишенным рутины и однообразия. Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу, что использование игровых приемов может стать эффективным методом, обеспечивающим повышение мотивации, в следствии чего, дети успешно овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

    Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

    Преимущества игры и игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка.

    В своей работе я часто использую игровые приёмы и считаю, что это у меня хорошо получается.

    Как известно, особую роль в коррекции звукопроизношения отводят артикуляционной гимнастике, так как она подготавливает органы артикуляции к произнесению звуков, требующих коррекции. Для достижения положительного результата артикуляционную гимнастику следует выполнять как можно чаще, и чтобы ее выполнение не было скучным и утомительным на моих занятиях артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых приемов.

    К каждому упражнению подобраны картинки-образы. Например, изображение часов при выполнении упражнения «Часики», рисунок чашки для упражнения «Чашечка» и т. д. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям.

    Для проведения артикуляционной гимнастики создана развивающая среда: картинки-символы артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных стихотворений и сказок, игры «Волшебный куб», «Веселый паровоз», «Часики».

    Когда мы переходим непосредственно к постановке звука, то в работе используются игровые приемы, основанные на звукоподражании, например

    1. Учим змейку шипеть (ш)

    2. Накачаем колесо (с) и другие.

    Если требуется постановка звука механическим способом, то логопедический зонд или зондозаменитель превращается в «волшебную палочку», которая поможет язычку научиться произносить звук правильно и красиво.

    Этап автоматизации при тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

    На этапе автоматизации я использую такие игровые приемы как : «Улитка», «Дорожки».

    На этапе автоматизации так же использую игры изготовленные самостоятельно на автоматизацию звуков в словах «Угости Машу конфетами», «Веселые капельки», «ежик собирает грибы», «волшебная рыбалка», игра-ходилка «Маша и медведь», «Звуковая полянка», «в каком домике звук живет» и т. д. Цель этих игр автоматизация звуков в словах, развитие умения определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове.

    На этапе дифференциации звуков использую такой игровой прием как «выложи узор».

    Данное упражнение позволяет не только сформировать умение различать смешиваемые звуки на слух, но и развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение). Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш их символ.

    «Построй домики». Ребенок берет кирпичик с изображением предмета, называет его, определяет какой звук присутствует в этом слове из тех что мы учимся различать и кладет его под соответствующую «крышу».

    Для развития фонематического слуха наиболее активно использую такие игры как «Охотник», «Прочитай по первым звукам», «Цепочка слов». Для закрепления лексических тем использую игру «4-ый лишний».

    Для развития навыка подбирать противоположные по смыслу слова использую игру «противоположности»

    Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох.

    для развития речевого дыхания использую такие игры как:

    Таким образом, систематическая работа с применением игровых приёмов способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения. Коррекционная работа имеет положительную динамику.

    В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повышать уровень развития речи у детей, используя игровые приемы.

    Ссылка на основную публикацию