Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка на тему

Приемы и методы работы по укреплению здоровья детей с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
ikt_popova_referat.docx205.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Использование здоровьесберегающих технологий

при работе с детьми с ОВЗ

Введение

У детей, посещающих группы компенсирующего вида, отмечается нарушение, как в психическом, так и физическом развитии. У большинства детей в анамнезе нарушения зрительных и слуховых функций. Контингент детей, принимаемых в данные группы (дети со сложным дефектом, дети с умственной отсталостью разной степени), разнообразен, но у всех детей наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Двигательная активность может быть от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети не могут самостоятельно выполнять физические или любые другие упражнения. Концентрация внимания у детей на очень низком уровне. Им сложно сосредотачиваться на любых действиях, они быстро устают и отвлекаются. Кроме того, следует отметить, что новые навыки у данной группы детей самостоятельно практически не формируются. Для успешного овладения новыми навыками и умениями детям требуется постоянное повторение и закрепление, а также помощь педагога.

Как известно, возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога.

Цели и задачи

Цель здоровьесберегающей технологии – предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии могут применяться в различных видах деятельности и делятся на три группы:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни,
  3. Коррекционные технологии.

В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме. Педагоги и специалисты используют с детьми следующие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья. К ним относятся:
  • относятся: динамические паузы,
  • подвижные и спортивные игры,
  • релаксация, гимнастика пальчиковая,
  • гимнастика для глаз,
  • имнастика дыхательная,
  • динамическая гимнастика.
  • технологии обучения здоровому образу жизни, такие как:
  • физкультурные занятия,
  • точечный массаж и самомассаж кистей рук,
  • занятия в бассейне.
  • коррекционные технологии:
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • су-джок терапия,
  • музыкотерапия.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от полноценной реализации здоровьесберегающих программ в образовании детей с ОВЗ – это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.

Комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, которые можно проводить в дошкольном учреждении, позволяют создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни и улучшают качество здоровья каждого ребёнка.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашем учреждении

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Пальчиковая гимнастика . Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.

Физкультурные минутки . Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости (см. приложение 1 )

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них отразится на деятельности других органов.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды.

Этапы работы по развитию дыхания

1 этап – формирование правильного неречевого дыхания.

2 этап – развитие диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.

3 этап – развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе проводят без использования оборудования, только на речевом материале.

(см. приложение 2)

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке). Цель такой гимнастики – укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Песочная терапия . Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, заучивание небольших текстов (стихотворений, загадок), пересказ всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр во время песочной терапии упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот. В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

СУ-ДЖОК-терапия . Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта.

Формирование культурно-гигиенических навыков . Воспитание у детей привычек к чистоте, аккуратности, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное закаливающее мероприятие и расслабляющее.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры, массажеры горохом, фасолью.

Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

«Сухой» бассейн . Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов, т.е. игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.

Применяя в работе здоровьесберегающие педагогических технологии, педагоги могут способствовать:

  • повышению результативности воспитательно-образовательного процесса,
  • формированию у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
  • обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.

Вывод

Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Используемая литература

  1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.[Текст] / – М.: «Карапуз», 2003.
  2. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу.[Текст] / – М.: «Медицина», 1974.
  3. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: Программно-методическое пособие. [Текст] / – М.: «Центр педагогического образования», 2007.
  4. Васильева М.А,Гербова В.В .Программа воспитания и обучения в детском саду./Под – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
  5. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. [Текст] / – М.: «Медицина», 1966.
  6. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / – М.: «Энас», 2006.
  7. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. [Текст] / – М.: «Мозаика-синтез», 2005.
  8. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  9. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. [Текст] / – СПб.: «Корона принт», 2003.
  10. Максимова А. Детский массаж. [Текст] / – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
  11. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду .[Текст] / – М.: «Просвещение», 1973.

Приложение

Приложение 1

Игра «Посмотри на рукавички»

Цель: профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста.

Задачи: Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения.

Оборудование: материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.

Ход игры: Воспитатель, надев рукавички на руку предлагаем детям последить глазками за кружочками.

Игра «Прокати поезд по дорожке»

Цель: Развивать у детей координацию обеих рук, глазомер

Задача: Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость, внимание, быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям провести по дорожке поезд. Дети наматывают на палочку веревку, тем самым поезд едет вперед. Можно проводить игру с 2 детьми сразу.

Приложение 2

Цель: развитие сильного, плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: чашки из цветного картона.

Ход игры: – Здравствуйте дети! Сегодня вы мои гости и горячим чаем вас я угощаю, а, чтобы не обжечься вам – дуть я предлагаю !

Цель: развитие у детей речевого дыхания.

Детям предлагают подуть в трубочку, чтобы получилась метель.

По такому же принципу сделана игра «Осенний листопад».

Приложение 3

Игра «Разноцветная дорожка»

Цель: позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Основными задачами являются:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшить координацию движений;
  • улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сначала пройти по ребристой дорожке. Затем усложняет задание и простит пройти только по синим полоскам; только по желтым полоскам.

Портал педагога

Автор: Кайдалова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №12
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: “Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ”
Дата публикации: 13.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий при

работе с детьми с ОВЗ

учереждение детский сад

Автор: Кайдалова Тамара

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из

главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к

здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию

культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При

воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по

сохранению и укреплению здоровья детей. В ДОУ уделяется большое

внимание оптимальному использованию интеллектуального,

творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость

комплексного подхода к организации здоровьесберегающего

пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ОВЗ не

вызывает ни у кого сомнения.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и

сохранению здоровья своих воспитанников педагоги нашей группы

целенаправленно работают над созданием благоприятного

здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы,

адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.

Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное,

развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной

системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов,

направленное на достижение целей здоровьесбережения и

здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,

соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в

том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор

определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя

педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и

итоговые результаты собственной профессионально-педагогической

деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и

четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора

содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования

совокупности средств в определенной логике с организацией

промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая

педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система,

воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических

мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного,

эмоционального, интеллектуального, личностного и физического

Основные составляющие этой системы:

. Организация рационального двигательного режима воспитанников.

. Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная

помощь в коррекции возникающих отклонений.

. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с

учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а

также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в

образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с

При использовании здоровьесберегающих технологий в

образовательном процессе необходимо соблюдать следующие

– принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

– соответствие содержания и организации образовательной

деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с

учетом сопутствующих заболеваний.

Важно отметить, что эффективность достижения целей

здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков,

инструкторов по фическому воспитанию ,педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с

детьми с ОВЗ в нашей группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

– насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и

устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

– нормализация и улучшение психоэмоционального состояния

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-

развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-

В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным,

усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время

гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время

проведения организованной образовательной деятельности

способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется

мышление и повышается умственная работоспособность.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в

процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики

повышается эмоциональный тонус, который является результатом

мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается

напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание,

дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска

всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим

стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики

нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно

(упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).

Развитие мелкой моторики.

-повышение работоспособности коры головного мозга;

-развитие активной речи ребенка.

1) Пальчиковая гимнастика.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья

часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает

проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев

рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой

гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого

аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых

сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была

подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого

развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной

сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики

пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит

почву для последующего формирования речи. (игры и упражнения с

перчатками и т. д.)

Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха,

Игры с пособиями.

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное

время, а также и в НОД.

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу

человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные

на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от

многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не

знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный

исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по

ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, «тропа здоровья» и т.д.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных

точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных

приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие

валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно

воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

Массаж проводится до появления теплового эффекта.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры

еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная,

требующая систематичности, большого терпения, единства требований

со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным,

интересным, увлекательным.Обширное умывание (руки до локтя,

воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное

расслабляющее и закаливающее мероприятие.

Релаксация – специальный метод – направлен на снятие мышечного и

нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя,

расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным

расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после

сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной

(расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой

путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно

соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в

различные виды активности.

Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и

эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает

постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж

всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной

чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж,

оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения

гиперкинезов, т.е. игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для

психоэмоционального развития ребенка.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это

дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое

руками с помощью специального оборудования: массажные мячики,

грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры,

массажеры с горохом, фасолью.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом,

основателем аналитической терапии. Быть может, естественная

потребность человека «возиться» с песком и сама его структура

подсказали великому Юнгу эту идею. (Постройки из песка,

пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой).

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития

речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных

движений речевых органов, необходимых для правильного

произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой

нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует

рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой

Осуществляется в процессе НОД.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление

речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в

сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с

двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой

моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А.

Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений

для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование

движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику,

настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров

ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский);

развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость,

распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В.

Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные

отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А.

Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А., Ю.А. Флоренская). Проводится как

Психогимнастика (мимика и пантомимика).

В непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно

связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций

способствует развитию у ребенка не только мимической, но и

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических

технологий повышает результативность воспитательно-

образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей

ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление

здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к

каждому ребенку.Использование вышеперечисленных

здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-

развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее

разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии в процессе работы с детьми овз.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В школе уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого.

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников.

Основные составляющие этой системы:

– организация рационального двигательного режима воспитанников;

– непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений;

– организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

– создание благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии.

  1. Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

– насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

– повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

– нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

– развитие силы, плавности и длительности выдоха.

  1. Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения воспитательного занятия способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

  1. Общеукрепляющая гимнастика. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
  2. Пальчиковая гимнастика.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

  1. Релаксация – направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

  1. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Психогимнастика (мимика и пантомимика).

Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий способствует: повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию, развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11.
  2. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ, 2003.
  3. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Автор: Кидняева Оксана Николаевна

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе:

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Психогимнастика – снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Наша школа является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию.

Инклюзивное образование – создание и поддержка условий для совместного обучения в классе обычных детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ»

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Наша школа является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию.

Инклюзивное образование – создание и поддержка условий для совместного обучения в классе обычных детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

принцип «Не навреди!»;

принцип сознательности и активности;

принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности и индивидуализации;

принцип всестороннего и гармонического развития личности;

принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

рациональная организация урока;

создание благоприятного психологического климата;

развитие мелкой пальцевой моторики;

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса – урока.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и воспитанниками. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика. (1 блок головного мозга – уровень непроизвольной регуляции энергоснабжения).

Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.

Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

«Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.

Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

Опускаем руки вниз, должны почувствовать лёгкое покалывание.

Наклоны, разминаем колени.

Упражнение №2 (И.П. Зуев «Это волшебная сила растяжки»)

Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак – Букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.

Коммуникативные игры (В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей»)

У меня аленькие,

У тебя аленькие.

2 блок головного мозга (межполушарное равновесие) – уровень операционного взаимодействия с самим собой и внешним миром. У учащихся наблюдаем искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия.

Арт-методы работы с детьми аутистами. (Е.Г. Гарбовская)

работа с солёным тестом;

рисуночные мандалы. Рисование мандал – это один из способов познать себя, погрузиться в процесс медитативного творчества, дающий огромный заряд энергии и позитивных эмоций.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

Упражнения для мышц рук

1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

3) (Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

«Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки»

4) (Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

«Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.

5) «Кулак – ребро – ладонь»

(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):

Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.

Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.

Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.

Раздать листочки размером 5см * 5 см.

Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.

Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.

Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.

Разворачиваем другой рукой.

Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк

Блок дыхательных упражнений:

вдох носом, выдыхаем и проговариваем: «Мо-лод-цы!»

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3 блок головного мозга – уровень произвольной саморегуляции (мышление, интеллектуальное развитие)

Антистрессовая гимнастика. (Т.В. Теличко, О. И. Артюкова)

-Какая погода часто бывает поздней осенью? (Дождь и снег.) Давайте покажем погоду.

(Дети поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы можно было коснуться руками впереди стоящего.)

-Представьте, что ваши пальчики – дождинки. Приготовьте пальчики.

(Дети показывают руки со слегка согнутыми пальчиками)

-Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят. (Дети поколачивают пальчиками по спине впереди стоящего соседа.)

Пальчики – дождинки будто летают и стучат по всему телу. •

А сейчас пошел снег хлопьями. Это ладошки-снежинки захлопали по спине, по плечам ребят. (Дети похлопывают ладошками по плечам и спине соседа.)

Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики а дождинки, а ладошки – в снежные хлопья. (Повторение массажа.)

«По каким местам ребёнка вразумяти, а по каким бити».

Упражнения на снижение невротических реакций.

1 режим – поглаживание:

2 режим – поколачивание:

массировать одновременно по часовой стрелке:

– точку под носом;

– живот (одновременно вращать глазами)

– копчик (одновременно вращать глазами)

Важным моментом сохранения работоспособности воспитанников во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Ученику для закрепления знаний нужны движения. Неподвижный ребёнок необучаем! Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Всё в нашей жизни имеет Смысл.

Мы дети Любви, (двумя руками показываем на сердце)

Созданные из капелек Росы, (хлопки каждым пальцем по ладошке)

Неба, (руки вверх)

Звёзд, (опускаем руки вниз шевеля пальцами рук)

Солнца (обнимая корпус тела руками)

Мы дети Природы

Распускаем крылья, отправляемся в Земное Путешествие

Подобно солнечному лучу (волнообразные движения руками)

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь, (потираем ладонью ладонь)

Сильного ветра, (дуть на ладони)

И кажется, время останавливается и замирает (движение двумя руками символизирующие часы в одном направлении)

И только сердце стучит всё быстрее и быстрее…(постукивание пальцами по тыльной стороне ладони, в области сердца)

Вот уже детская ладошка протягивается к нам (протягивание ладоней и соединение с другой рукой)

Мы отдаём им свои Сердца. (соединение рук в области сердца)

Мудрость серебрит нам виски (массаж кончиками пальцев висков)

Мы оглядываемся назад, (повороты головой назад)

И вновь движется Время. Но уже по-другому. (перекрёстные движения руками в разные стороны на уровне груди)

Мы понимаем, что мы не одни.

Рядом с нами Люди.

Они берут нас за Руки (участники берутся за руки)

Поднимают к Высотам (поднимают руки вместе)

Иногда опускают на Землю (участники опускают руки)

Дают своё Тепло (передают тепло другому – пожимают руки)

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.

Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.

  • О.И Артюкова, Т.В.Теличко Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).
  • Всероссийский интерактивный образовательный портал “Аксиома”

    Всероссийский научно-методический журнал «Мудрец» № 7 декабрь 2019 г.

    ПРИЁМ СТАТЕЙ ЕЖЕДНЕВНО!

    ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА БУДЕТ РАЗМЕЩЕНА НА САЙТЕ В ФОРМАТЕ PDF ДО 31.01.2020 г.
    ОТПРАВКА ЖУРНАЛА «МУДРЕЦ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С 04.02.2020 г.

    ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

    Захарова Людмила Владимировна

    МДОУ «Ирдоматский детский сад»

    ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
    Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
    При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
    – не навреди!
    – принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
    – соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
    Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением речи.
    Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
    В настоящее время многие педагоги в своей работе с детьми с ОВЗ применяют элементы «Су-Джок» терапии в системе здоровьесберегающих технологий. Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют:
    – нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
    – активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
    – стимулировать речевые области в коре головного мозга;
    – повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;
    – развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

    Традиционно в работе педагоги использует приемы «Су – Джок» терапии с целью общего укрепления организма, в качестве массажа, для развития моторики при проведение физминуток, а также в режимных моментах. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки стимулируют пальчики детей.
    Я, в своей коррекционно-развивающей работе использую ” Су-Джок» терапию в различных заданиях для развития речи ребенка, воздействия на речевые области в коре головного мозга, коррекции звукопроизношения (автоматизации звука), развития лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы с детьми. У детей, имеющих речевые дефекты, звуковой анализ и синтез слогов и слов вызывает наибольшие трудности.
    Разнообразные игры с шариком и кольцами «Су-джок» помогают решить многие задачи в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
    Звуковой анализ слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
    Слоговой анализ слов. Упражнение «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
    Использование «Су – Джок» для развития памяти и внимания.
    Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
    Составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета: по инструкции ребенок собирает желто-зеленый шарик, красно-синий шарик, красно-желтый шарик и т.д.
    Использование «Су-джок» при совершенствовании навыков употребления предлогов.
    На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
    Использование «Су-Джок» в обучении элементам грамоты.
    Ребенок прокатывает шарик по написанной букве.
    Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, ладони (взрослым, ребенком, совместными действиями).
    Использование «Су-Джок» на этапе автоматизации звуков .
    Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец, при этом проговаривая автоматизируемый звук.
    Итак, использование массажного чудо-шарика с эластичными кольцами облегчает усвоение сложного материала. Они развивают у детей память, воображение, служат дополнительной опорой при автоматизации звуков, развивают фонематический слух и моторику ребенка, помогают формировать навыки звукового анализа и синтеза, а также ориентировке детей в пространстве и навыков употребления предлогов.

    Читайте также:  Формирование лексико-грамматических представлений у детей с билингвизмом
    Ссылка на основную публикацию