Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Статья:

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Значение воспитания звуковой культуры речи:

– воспитание полноценной личности ребенка;

– звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения;

– полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексико — грамматического компонента речи;

– овладение фонетикой, фонематикой — условия успешной подготовки к школе.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:

– развивать артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, речевое дыхание и на этой основе формировать произношение звуков, слов, чёткой артикуляции;

– развивать восприятие речи (слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).

Характеристика дефектов звукопроизношения

Речевое развитие детей с ОНР, со стертой дизартрией характеризуется рядом отклонений: более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от 1,5–2х лет; медленно идет накопление словаря. Использование фразовой речи — с 2–3х лет (а в некоторых случаях и с 3–4х лет), притом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но в целом остается фонетически несформированной.

Проведенная мною стартовая диагностика состояния звукопроизношения у детей в старшей логопедической группе с ОНР III уровня со стертой дизартрией показало, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 16,7 % детей; трех групп (свистящих, шипящих, [Р] или [Л] — у 43,3 % и свыше трех групп (свистящих, шипящих, соноров и простых по артикуляции переднеязычных) — у 40 % обследованных детей.

Стартовая диагностика показала, что дети в задании на повтор трех сложных по звучанию слов (бак — бык — бок; миска — мишка мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па, ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняют с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме.

Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с этим акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.

Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Педагогические особенности воспитания звуковой культуры у дошкольников с ОНР.

Задачи педагогической работы по развитию звуковой культуры речи

Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи:

1) формирование правильного произношения звуков;

2) выработка дикции;

3) работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением;

4) работа над орфоэпической правильностью речи;

5) формирование темпа речи и качеств голоса;

6) воспитание выразительности речи;

7) развитие речевого слуха и речевого дыхания;

8) воспитание культуры речевого общения.

Формирование правильного произношения звуков.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) уточнение движений органов артикуляционного аппарата;

2) воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;

3) закрепление звука в словах и фразовой речи

Первый этап — подготовительный, предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.

Задача этого этапа: уточнить движения органов артикуляционного аппарата. Типичная структура процесса изучения одного звука такова:

– Выработка воздушной струи

– Выработка необходимых движений губ и языка

– Выработка умения изолированного произношения звука (по подражанию или с механической помощью)

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ («Лягушечка», «Слоник», «Кошечка сердитая», «Грибок», «Чашка»)

Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Лошадка», «Заведи мотор», др).

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»).

Воспитание речевого дыхания.

Задача логопеда — научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, устранить недостатки речевого дыхания. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

– упражнения на развитие физиологического дыхания;

– дыхательные упражнения без участия речи;

– дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных звуков;

– дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных дыхательно-голосовые упражнения на материале слогов;

– дыхательно-голосовые упражнения на материале слов;

– дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

Цель предлагаемых упражнений:

– развитие сильного плавного ротового выдоха;

– активизация губных мышц.

Для развития дыхательной и голосовой функции провожу дыхательные упражнения. Они направлены на выработку правильного диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк) и формирование длительного речевого выдоха. Пособие надо привешивать на уровне зрения и артикуляционного аппарата ребенка за шнурочек. «Лошадка» на липкой ленте, грива и хвост из искусственных волосиков, чтобы дуть, а также Морковка с ботвой, Петушок с хвостом их перьев, Рыбки служат для выработки сильной воздушной струи. На силу выдоха использую «Яблочко с жучком» и петелькой, чтобы держать пальчиком и выполнять поддувание на ладони, Домик с занавесками, Чашка с «горячим» чаем. Листочки, Тучка, Снежинки из пленки и искусственной кожи, чтобы можно было их мыть и, чтобы долго служили и отвечали гигиеническим требованиям. Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение логопедом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Обязательно добиться расслабления. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

2 этап — основной. Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. Постановка звуков начинается с легких и кончается более «трудными»; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. В работе используется зеркало. Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.

3 этап — закрепление и автоматизация звуков. Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.

4 этап — дифференциация смешиваемых звуков. Вырабатывать умение различать звуки на слух и в собственном произношении. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Этапы формирования фонематического слуха

1 этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

3 этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.

4 этап — дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.

5 этап — дифференциация фонем. Начинать работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.

6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа

Особенности работы по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

Выработка дикции.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и чётко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. Для формирования дикции у дошкольников — логопатов можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям. Показывая образец произношения звукосочетания, учитель-логопед делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, не ударно). Аппарат дикции значительно формируется именно в логопедических играх, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Для совершенствования дикции используются чистоговорки и скороговорки.

Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией.

Особое значение эта работа имеет, когда дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин»). При проведении их с детьми — логопатами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко, а затем и более сложные. В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.

Формирование темпа речи и качеств голоса.

Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом логопеду и воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом — сопровождение речи движениями.Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо» развивают гибкость голоса.

У детей вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.

Воспитание выразительности речи.

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями.

Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Очень эффективен прием — чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. Чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Формирование речевого слуха.

В работе по формированию речевого слуха большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. Используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.

Детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.

Совершенствование слухового восприятия, фонематического слуха — это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему овладению звуковым анализом.

Работа по обучению звуковому анализу слова готовит к обучению грамоте. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей учитель — логопед должен учитывать особенности речи каждого ребенка. Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Специальная коррекционная работа научит ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа проводится систематически.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип, — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 400 с.

2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. — М.: Айрис пресс, 2006.

3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. — СПб.: «Детство- Пресс», 2007. — 472 с.

4. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, — № 8

5. Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А., Соловьева И. Г., Титков Т. В. Настольная книга педагога-дефектолога. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

6. Катаева А. А.. Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи.

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.

Во второй младшей группе особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.

Читайте также:  Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами. Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки – чистоговорки с определенными звуками.

Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей.

В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.

В средней группе значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова.

Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи. У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое произнесение воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков и т. п.

В старшей группе у ребенка речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми ребенок может регулировать силу голоса, темп речи, способен интонационно правильно передавать свои чувства, но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.

У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаще всего – свистящих и шипящих звуков, л, р).

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи, по ознакомлению детей с художественной литературой.

Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание.

Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими.

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания.

В подготовительной группе у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо.

Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих и шипящих, в нечётком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи.

Выработка четкого произношения слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на протяжении всего учебного года.

Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных занятиях по звуковой культуре речи, а также на других речевых занятиях.

Для развития голосового аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям окружающего мира.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи. Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.

В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.

1. Занятия по развитиюречи в детском саду: Кн. для детского сада/ Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271с.2. А. М. Бородич Методика развитияречи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Дошкол. педагогика и психология.» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-255 с.

§ 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается,

В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

В ходе обучения следует также формировать у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

§ 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (Логопедия//Под ред. проф. Л. С. Волкопой. – М., 1989. – С. 521) (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.

II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О. В. Очерки по патологии речи и голоса. – Т. 1. – М., 1960.)

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.

III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О. В. Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).

IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»).

Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы – уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:

Как позовешь кошку? – Кис-кис!

Как прогонишь воробья с огорода? – Кыш-кыш!

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

Читайте также:  Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Содержимое публикации

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Цель: Учить дифференцировать звуки [р] -[л]

Коррекционно-образовательные:

– упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л];

-дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, словосочетаниях;

-продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;

-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

Коррекционно-развивающие:

-закрепить умение дифференцировать звуки [р] -[л];

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-развивать фонематический слух;

-развивать общую и мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:предметные картинки: русалочка, карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка; картинки со звуками [р] -[л]; раскраска.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и приглашает тебя в морское путешествие. Но сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.

2. Артикуляционная гимнастика

На качелях я качаюсь:

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

Язычок широкий, гладкий-

«Чьи зубы чище»

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

3. Речевая зарядка

Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.

Ра-ла-ра- есть у дерева кора.

Ра-ла-ра- у апельсина кожура.

Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.

4. Игра «Закончи слово»

Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.

пи… шко… кону… ска…

иг… детво… ды… пасти…

5. Игра «Один-много»

Белый парус – белые паруса

6. Игра «Превращай-ка»

-Русалочка рассказала, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?

Я с Русалочкой вдвоем

Руки в стороны и вверх.

Наклонюсь я вправо-влево.

Вот, что делать я умею.

8. Игра «Скажи наоборот»

– Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

• Дедушка старый, а внук (молодой) .

• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .

• Зимой снега много, а весной (мало) .

• Баба Яга злая, а фея (добрая) .

• Суп горячий, а компот (холодный) .

• Снег белый, а уголь (черный) .

• Заяц трусливый, а лев (смелый) .

• Ручеек мелкий, а река (глубокая).

9. «Помоги рыбкам найти свой домик»

-Помоги Русалочке расселить рыбок по домикам. В голубой домик рыбок в названии которых есть звук [р], в красный- со звуком [л].

Речевой материал: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала.

10. Игра «Какой? Какая? Какие? »

– Русалочка хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ей. Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

• Шляпа из соломы какая? – соломенная.

• Юбка в полоску какая? – полосатая.

• Варенье из груш какое? – грушевое.

• Суп из гороха какой? – гороховый.

• Свет от луны какой? – лунный.

• Серьги из серебра какие? – серебряные.

• Цветы на лугу какие? – луговые.

• Компот из фруктов какой? – фруктовый.

• Сок из смородины какой? – смородиновый.

11. Итог занятия.

-Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Русалочка дарит тебе наклейку.

Результаты проведенной работы: Занятие прошло успешно, особое внимание привлекла игрушка. Ребенок активно отвечал и выполнял задания. Занятие прошло успешно

Международный конкурс детско-юношеского творчества «С 8 МАРТА! »

Интеллектуальная викторина к Дню славянской письменности и культуры «АЗ, БУКИ, ВЕДИ »

Всероссийский профессиональный конкурс для педагогов «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Дифференциация звуков Р-Л – конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Шахова Маргарита Алексеевна, учитель-логопед MДОАУ №3 «Колокольчик» г. Новокубанска, Краснодарского края.
Конспект логопедического занятия предназначен для подготовительной к школе группе.

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация Р-Л»

Цель:

1.Упражнять учащихся в различении Р – Л в устной речи.

2.Отрабатывать навыки анализа слов с буквами и звуками.

3.Развивать фонематический слух учащихся, расширять словарный запас слов.

4.Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

5.Развивать внимание, память, наблюдательность.

6.Воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда.

Оборудование: зеркала, цифры, звуковые линейки, сигнальные карточки, наборы картинок, звуковая мозаика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия.

Логопед. Ребята, мальчик Рома подписал своей маме ко дню рождения открытку. Давайте вместе с вами найдем ошибки. (Запись на доске).

Дологая мамочка! Поздлавляю тебя с днем лождения. Жераю счачтья и здоловья. Церую. Твой сын Лома.

Логопед. Ребята, какие две буквы перепутал Рома?

Да, Рома перепутал везде буквы эль и эр. Мы с вами обязательно поможем Роме найти и исправить ошибки, но только в конце урока, потому что темой нашего заня­тия сегодня и является различение звуков и букв Р-Л. Логопед также говорит о цели занятия.

3.Артикуляционная гимнастика.

«Лопата», «Качели», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Грибок», «Гар­мошка», «Маляр».

4.Дыхательная гимнастика. Катание по голубому и красному цветам радуги. Вдох – 1,2,3,4, задержали дыхание – 1,2, выдох – 1,2,3,4,5,6,7,8.

5.Сравнение звуков Р-Л (сходство и различие).

а) Наблюдение за артикуляцией. Прослушивание стихотворения.

Звук л словно плавно плывет в волнах.

Так плавно плывет челнок.

А «р» грохочет как гром в горах Как бурный горный поток.

Учащиеся делают вывод о сходстве и различии звуков рил.

б) Игра «Пила – мотор»

6.Связь звуков с буквами.

Рисование в воздухе с закрытыми глазами буквы р и л, на ладошке, выкладывание букв из палочек.

7.Тренировочные задания.

а) Чтение слогов по слоговой таблице ра – ла, ро – ло, ру – лу, ры – лы, ря – ля, рё – лё, рю – лю, ре – ле, ра – ла – ра, ру – лу – ру, лу – ру – Лу.

б) Придумывание слов с этими слогами.

в) Работа с цифровым рядом.

1)Задание по развитию пространственных представлений:

-проведите линию сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево;

-покажите первую цифру справа, слева;

-покажите соседа цифры 5 слева, справа.

2)Найти место звуков р и л в цифровом ряду и назвать соседей справа и слева. Булка, марка, грач, зеркало, клоун, пламя, крот.

8.Работа по звуковой линейке.

Дети откладывают столько кружочков, сколько звуков в слове и карандашом пока­зывают место звуков р и л в словах.

Ветер, вокзал, брат, ложка, кукла, карась, забор, плот.

9.Физминутка.

Ра – ла – ра – высокая гора

Ры – лы – ры – летают комары

Ир – ир – ир – мы все за мир

10.Выкладывание узора звуковой мозаики ( р – красный кружок, л — голубой кружок).

1ряд: зебра, лиса, лось, тигр (как назвать одним словом)

2ряд: яблоко, груша, абрикос, лук ( какое слово лишнее?)

3ряд: Лена, Рая, Рита, Галя ( повтори все слова)

4ряд: морковь, баклажан, лимон, картофель (какое лишнее слово?)

Рассматривание узора звуковой мозаики, сравнение с правильным узором.

11.Игра «В городе Эр и в городе Эль»

– Какие имена носят в городе Эр?

– Рома, Рита, Рая, Захар.

– Лена, Лина, Люда, Коля, Влад, Виолетта.

– Какие водятся животные в городе Эр?

– Тигры, зебры, жирафы.

– Слоны, лисы, львы, лоси, волки.

– Какие растут фрукты в городе Эр?

– Груши, мандарины, черешня, персики, абрикосы.

– Яблоки, сливы, лимоны, алыча, апельсины.

– Какие растут овощи в городе Эр?

– Редиска, картофель, помидоры, перец.

– Баклажаны, лук, свекла.

А сейчас давайте на магнитной доске распределим цветы, которые растут в городе Эр и в городе Эль. Дети выходят с рисунками цветов и распределяют Р: роза, геор­гин, астра, сирень, нарцисс; Л: васильки, ландыш, гладиолус, лилия, тюльпан.

12.Самомассаж подушек пальцев, ладони.

1)Массирование точек БАД.

13.Чтение слов парами.

Рад – лад Рак – лак Рама – лама Врач – флаг Рот – флот Крот – плот Марина – малина Юра – юла Игра – игла Грач — плач Трон – слон Рёва- Лёва Ларек – кулек Перина – Полина

14.Исправление ошибок в поздравлении.

Дети выходят к доске и исправляют ошибки.

15.Самостоятельная работа.

1)Вставить пропущенные буквы л или р.

Без т.уда не вы.овишь и .ыбку из п.уда.

Т.уд че.овека ко.мит, а .ень по.тит.

3)Беседа о труде, о людях труда.

16.Подведение итога занятия.

1) Какие два звука мы сегодня с вами учились различать?

2)Как называются буквы, которые обозначают эти звуки?

3)Чем похожи эти два звука?

4)Чем они различаются между собой?

5)Придумайте слова со звуком р, со звуком л.

6)Чем вам понравилось наше занятие?

17. На дом. Выучить скороговорку: Клара играла на рояле.

Дифференциация звуков Р – Л; Рь – Ль

Дифференцируя изолированные согласные звуки Л — Р, рекомендуется использовать картинки-символы: Л – самолёт, Р – ракета.

Занятие 1.

Игра “Скажи наоборот”. Замени звук Л на звук Р.

  1. Повтори прямые слоги со звуками Р – Л.
  1. Повтори обратные слоги со звуками Р – Л.
  1. Повтори слоги, где звуки Л – Р находятся между гласными.
  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Занятие 2.

Игра “Скажи наоборот”. Замени звук Л на звук Р.

  1. Повтори обратные слоги со стечением согласных.
  1. Повтори слова со звуками Л – Р в начале слова.
  1. Повтори слова со звуками Л – Р в середине слова.
  1. Повтори слова со звуками Л – Р в конце слова.
  1. Повтори слова со звуками Л – Р в середине слова.
  1. Повтори слова со звуками Л – Р в одном слове.

горлышко крыло генерал карнавал лучезарный разбалтывать разложить русалка коромысло сорвал скорлупа Клара зеркало крокодил журнал проволока рвал разгладить раздевалка рулон рыхлый берлога проглотить аэроплан рыболов эскалатор правило мармелад радиола раздел рослый русло раскрыл удрал вырвал кларнет Лара рассол прогулка прыгалки развилка расплавить росла рыбалка разинул пропал круглый расцвел.

Занятие 3

  1. Игра “Закончи слово”. Подбери нужный слог – РА или ЛА.

пи. иг.. но.. шко.. детво.. аку..

кону.. ды.. жа.. ска.. пасти.. у..

2. Повтори словосочетания со звуками Л – Р.

Занятие 4

1. Игра “Запомни. Повтори”.

  1. Повтори предложения со звуками Л – Р. Скажи сколько слов в предложеении? Назови слово: ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЯ, МАЛЕНЬКОЕ СЛОВЕЧКО.

Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть эскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон – друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги. Пять слов. Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яблони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербы. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра. Лола была на лыжной прогулке. Продавщица Алла продавала сладкий мармелад. Ручка закатилась под письменный стол. У старой ёлки иголки колки. Вера на платке вышивала астры. Михаил на лугу косил траву. Павел и Юра собирают марки. Луша собирала в бору рыжики. Рома вырастил гладиолусы и розы. К утру ветер разогнал тучи. Ма-руся увидела над лугом жаворонка. Белые ромашки растут на клумбе. Лошадь ела свёклу и морковь. В кормушке было много проса. Из жёлудя вырос крохотный дубок. Хор пел громко и слаженно. Павел дал малышу кружку молока. Рома забил в ворота гол. Ветер сорвал с лодки парус. Розовый фламинго стоял у ручья. Муравей быстро бежал в муравейник. Малыш первый раз видел пчёл. Дорога в рощу была неровная. Мама купила Володе красный карандаш. Колобок был румяный и сладкий. Белка уронила из лап шишку. Около школы растут раскидистые растения. Ровная дорожка вела в парк. Барсук быстро юркнул в нору.

Занятие 5

  1. Повтори предложения со звуками Л – Р. Скажи сколько слов в предложеении? Назови слово: ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЯ, МАЛЕНЬКОЕ СЛОВЕЧКО.

Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова дает молоко. Юла – подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок. Четыре слова. Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветви кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Сладкие персики положат в корзину. Рая укладывает куклу в кроватку. Рыбак наловил много плотвы и карпов. Алла полола сорную траву на клумбе. Юра и Лара играют на гитарах. У Раи розовое платье и колготки. У голубей перышки белые и серые. Арбузные корки Луша выкинула в ведро. Лошадь оставила на снегу глубокие следы. Егор собирал красные яблоки в корзину. Павел надел тёплый свитер и шарф. Рано утром Павел ушёл на рыбалку. Руслан целый день работал на огороде. Луша разгладила утюгом складки на фартуке. Сестра водила в школу младшего брата. Мама испекла сладкий пирог с яблоками. Семь слов. У Ромы букет из роз и фиалок. Рома купил на рынке лук и морковь. У крота – нора, а у белки – дупло. Садовник посадил розы и фиалки около школы. В высокой траве Лара нашла гнездо жаворонка. Рома писал слова в толстом блокноте ручкой. Картонная коробка упала на пол со стола. Рая вышла во двор, чтобы накормить кур.

  1. Повтори пословицы и поговорки.

Одна рука и узла не завяжет. Игра игрою, а дело делом. Дорога ложка к обеду. Пчелка мала, а и та работает. Один ум хорошо, а два лучше. В разладицу дело не ладится. Рыбка мелка, да уха сладка. В гостях хорошо, а дома лучше. Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь. Вкусная халва – мастеру хвала. Была бы охота, закипит работа. Какие труды, такие и плоды. Сделал худо, не жди добра. Кашу маслом не испортишь. Разум силу победит. Труд – дело чести, будь в труде на первом месте. Зеркало человека – его труд. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться. Дело мастера боится. Уменье работать дороже золота. Умелые руки не знают скуки. Уменье скалу разрушает. Мала пчела, да и та работает. Работа страшна глазам, а не рукам. Не откладывай на завтра, что можешь сделать сегодня. Неумелые руки портят дело. Нерадивый дважды делает. За всё браться – ничего не сделать. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Не спеши языком, торопись делом. Всякое дело мастера боится. У плохого мастера и пила плохая.

Занятие 6

1. Повтори и отгадай загадки.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) Старушка ползёт, избушку везёт. (Улитка) Разноцветное коромысло над озером повисло. (Радуга) Построен дом без топоров и углов. (Муравейник) Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо) Белая морковка зимой растёт. (Сосулька) Рассыпался горох на тысячу дорог. (Звёзды) Чёрненькая шубёнка укрыла весь мир. (Ночь) На голову надевают, здороваясь, снимают. (Шляпа) Восемь ног – как восемь рук: Вышивает шёлком круг. (Паук) Голова на ножке, В голове горошки., (Мак) Солнце под потолком Светит вечерком. (Лампа) Бьют – не плачет, Прыгает и скачет. (Мяч) В иголках бугорок Мышку уволок. (Ёж) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака) Повернулось к солнцу Золотое донце. (Подсолнух) Рыбам жить зимой тепло, – Крыша – толстое стекло. (Лёд) Худеет с каждым днём толстяк И не поправится никак. (Календарь). На чужих он звонко лает И хозяйку охраняет. (Пёс) Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста) Мастер шубу себе сшил, Вынуть иглы позабыл. (Ёж) Явился в жёлтой шубке: – Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок) Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк) Голубой аэропланчик Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)

Читайте также:  Конспект коррекционно-развивающего занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

2. Игра “Закончи слово”. Подбери нужный звук – Р или Л.

ша. забо. осё. костё. кома. сту. уго.

самова. дяте. сто. кате. ковё. топо. ме.

Занятие 7

1. Повтори и отгадай загадки.

Не бык, а с рогами, Не человек, а с бородой. (Козёл) Ростом мал, да удал — От меня ускакал! (Мяч) Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус) Из-под крыши крыша Под дождик вышла. (Зонт) Под крышей ножки, А на крыше суп да ложки. (Стол) В нашей кухне круглый год Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник) Вспорхнул цветок и улетел. Цветок сорвать я не успел. (Бабочка) Быстро грызет, Мелко жует, А сама не глотает. (Пила) Рыжий клубок -За белым – скок. (Лиса и заяц) Долговязый Тимошка Бежит по дорожке. (Дождь) По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Овца) Рос шар бел, Ветер дунул — улетел. (Одуванчик) Бел, да не сахар, Ног нет, да идёт. (Снег) Крылатый, горластый, Красные ласты. (Гусь) Разноцветное коромысло На небе повисло. (Радуга) Огромная кошка, Вся шубка – в полосках. (Тигр) В шкурке золотистой, Сладкий и душистый. (Апельсин) Мчится дом по мостовой – Две руки над головой. (Троллейбус) На потолке в углу Висит сито, Не руками свито. (Паутина) Кто рано встаёт, Голосисто поёт, Деткам спать не даёт? (Петух) Из куста появился, В карман покатился, На зубах очутился. (Орех) Не вода и не суша, На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото) Идут круглые сутки, Не стоят ни минутки, А всё на одном месте. (Часы) Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. (Барабан) С хозяином дружит, На чужих лает, В дом не пускает. (Собака) В огороде нога стоит, На ноге голова висит. Куда повернёт солнце, Туда голова с поклонцем. (Подсолнечник) Сами крошки, Боятся кошки. Под полом живут, Туда всё несут. (Мыши).

2. Игра “Скажи наоборот”. Замени звук Л на звук Р.

лом – лак – лад – лаз – лама –

Занятие 8

1. Повтори и отгадай загадки.

Быстрый прыжок, Тёплый пушок, Красный глазок. (Заяц) Сладкое, румяное, С яблони упало, Луше в рот попало. (Яблоко) Серая хохлатка, Детей – С полдесятка. (Курица) Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица) Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. (Звёзды) Пушистый цветок Качнул ветерок. Ой! И шапка долой. (Одуванчик) В руках у Танечки – Зима в стаканчике. В руках у Галочки -Зима на палочке. (Мороженое) Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт -белого найдёт. (Заяц) Круглая, а не месяц. Желтая, а не масло. Сладкая, а не сахар. С хвостом, а не мышь. (Дыня) Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья, Мы за обедом под столом, а ночью – под кроватью. (Ботинки) С. Маршак Сроду он не ест, не пьёт – Песни звонкие поёт. И с урока на урок Подаёт свой голосок. (Звонок) Рано утром на цветах Ты найдёшь меня в садах. Станет солнышко катиться – И исчезнет вся водица. (Роса) Белый столб стоит на крыше И растёт всё выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым) Слаще мёда, мягче пуха. Отдохни! – всё шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить. (Лень) Гладкое, полосатое, Мягкое и лохматое, Ты всегда со мною, Когда руки мою. (Полотенце) Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур посчитала. (Лиса) Целый день купается, Всё не разувается. День и ночь на ножках Красные сапожки. (Гусь).

2. Игра “Один – много”. Измени слова.

Образец; белый парус – белые паруса

белый парус – красивое облако – морская волна –

розовое платье – голубой карандаш – жёлтая рубашка –

хрупкий бокал – белая ромашка –

Занятие 9

1. Повтори и отгадай загадки.

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Чисто умывается, А с водой не знается. (Кошка) Отстегал по ушам, Отстегал по щекам, Шапку с головы сорвал И . удрал. (Ветер) Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там пропал. (Сахар) Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются. (Месяцы) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадёт в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) Чёрные птички На каждой страничке, Молчат, ожидают, Кто их прочитает. (Буквы) Растёт в траве девчонка В красной рубашонке. , Кто ни пройдёт, Всяк поклон отдаёт. (Земляника) Дождик тёплый и густой, Этот дождик не простой. Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. (Мороз) Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. (Небосвод) Весь день рыбак В воде стоял, Мешок рыбёшкой Набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан) 16. Повтори стихи. Ученик учил уроки -У него в чернилах щёки. С. Маршак 67 У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдёт, Гвоздь упадёт. (Сосулька) Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У ствола грызёт кору. (Заяц) Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса, Кто же это? (Лиса) На клумбе голубой Бубенчик золотой По утрам расцветает, Свет и жар излучает. (Солнце) В избе – изба, На избе – труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе, Видит пламя народ, А тушить не идёт. (Печка)

2. Замени в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] . Уточнить значение подчеркнутых слов.

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

В процессе занятия дети учатся дифференцировать звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx16.93 КБ
Конспект занятия “Весна в природе”. (подготовительная логопедическая группа)35.5 КБ
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc33 КБ
Конспект занятия по логоритмике.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа).

Тема: « Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку – Золушка».

Цели: 1. Учить дифференцировать звуки р-л.2.Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов. 3. Упражнять в составлении предложений – Деформированная фраза. 4. Развитие связной речи. 5. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Игровой материал : Картина «Золушка», Карточки со слогами, словами, предложениями; фишки;. Разрезная азбука; Предметные картинки; схемы предложений; Пособие « Пословица».

Ход занятия . 1. Организационный момент. Игра «Вежливость и грубость ». Жили – были девочки. Одна была вежливая и ласковая, две другие – грубые. Логопед схематично рисует три лица: улыбающееся и два-недовольных. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и мы с вами узнаем, как их произносили вежливая и грубые девочки.

Оля – Оленька – Олька, Галя-Галечка – Галька, Валя – Валечка-Валька, Толя – Толечка – Толька, Коля- Коленька- Колька, Уля-Улечка-Улька; ,Юля-Юленька- Юлька, Эля-Элечка-Элька,Поля-Полечка- Полька.

-Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Куда мы отправимся – вы должны отгадать сами. Логопед прикрепляет на доску карточку с буквами: К З. И А С К . Под буквами написаны цифры: 2, 4, 6, 3, 1, 5. Дети отгадывают слово: сказка. В этом путешествии нам встретятся вежливые и грубые герои. Отгадайте, какая сказка нас ждёт:

Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла. (Золушка).

-Скажите, кто такая Золушка? Почему её так называли?

2.Игра «Расскажем, какая была Золушка?» (образование сложных слов). У Золушки были голубые глаза-она голубоглазая, светлые волосы-она светловолосая, чёрные брови-она чернобровая, у неё белое лицо – она белолицая, добрая душа – она добродушная, доброе сердце-добросердечная. Она всегда любила мир, никогда не ссорилась – она миролюбивая, всегда трудилась-она трудолюбивая.

Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы (мыла, подметала. Протирала, скоблила); печь(топила); обед (варила, готовила); бельё(стирала, полоскала, гладила); грядки (полола), посуду (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (они оканчиваются на слог – ла).

-С кем жила Золушка? (с мачехой и двумя сёстрами. Чем занимались сёстры Золушки?

3.Речедвигательный тренинг: В зеркало глядятся (Дети делают большой воображаемый овал руками)

Золушкины сестрицы (небольшой поворот головы влево-вправо)

Они надели утром (круговые движения руками вокруг шеи до середины груди) Бусы с перламутром. (Поглаживающие движения обеими руками на уровне «бус».) Давайте ещё раз произнесём слово: перламутр. На какой звук оканчивается это слово? (Р). Какой звук находится в середине слова? (Л).

-Сегодня на занятии мы будем различать звуки «Р-Л». Характеристика звуков.

4.Речевая разминка . Ри-ли-ри-загорелись фонари.

Ло-ро-ло – в тёмной комнате светло.

Лы – ры-лы-моет Золушка полы.

5.Физпауза . До вечерней поры (поднять руки, медленно опустить вниз)

Мыла Золушка полы.(наклониться вперед, раскачивающиеся движения обеими руками вперёд-назад)

А когда убралась (вытереть пот со лба).

Села, чаю напилась.(присесть на корточки и имитировать чаепитие).

6.. Игра «Что около»? На доске логопед размещает предметные картинки: Ложка – вилка – тарелка-бокал-салатница. Дети говорят: Около ложки-вилка, около вилки-ложка и тарелка, около тарелки-вилка и бокал; около бокала-тарелка и салатница, около салатницы-бокал.

7..Игра «Замени звук «Р» в слове на звук «Л ». Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов. Логопед раздаёт детям карточки со словами на звук «Р». Дети должны заменить звук на «Л» и выложить слово. Затем определить звуки.

Слова: Мир-мил, дар-дал, Игра-игла, стар-стал, жарко-жалко, рак-лак, рад-лад, рожки-ложки, пир-пил,рожь-ложь.

8..Составление слов из перепутанных слогов. Чтение слов. Логопед раздаёт детям карточки и просит детей составить и прочитать волшебные слова. (ЦА-ВОЛ-НИ-ШЕБ-волшебница; КА-ПА-ЛОЧ-палочка; РЕ-ТА-КА-карета; КЕЙ-ЛА-лакей; ВА-РО-ЛЕ-КО-королева.)

9.Составление предложений.- Деформированная фраза. Логопед раздаёт детям карточки со словами. Дети из данных слов составляют и читают предложения. Составление схемы предложений. (Волшебница послала Золушку в огород. Золушка сорвала большую тыкву. Волшебница превратила тыкву в карету. Мышей волшебница превратила в лошадей. Ящериц волшебница превратила в слуг. Платье Золушки волшебница превратила в белоснежный наряд. Золушка в карете уехала на бал. Золушка на балу танцевала с принцем.)

10. Отгадывание пословицы по первым звукам: «Терпение и труд всё перетрут.» Логопед прикрепляет на доску пособие, на котором наклеены предметные картинки.

11. Итог занятия. Откуда берётся добро и зло? Из человеческого сердца. Что сильнее добро или зло? Добро всегда сильнее. Запомните волшебные слова: Доброта и красота-

Твоя лучшая черта.

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия (подготовительная логопедическая группа)

Тема: «Дифференциация звуков С-Ц. Весна в природе.»

Цели: Закрепить навыки различения и произношения звуков С-Ц в слогах, словах и фразах.

Учить выполнять звукослоговой анализ слов.

Активизация словаря по теме « Весна, перелётные птицы».

Материал к занятию: сюжетная картина « Весна», картинки перелётных птиц, солнце с лучами, карточки с буквами, символы звуков, цветы со слогами, полоски с предложениями.

План занятия:1. Организационный момент. Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам ,а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Дети делают вдох и выдох три раза. Дети встают в круг и водят хоровод.

Мы дружно улыбаемся! Красна, красна, красна! (хлопают в ладоши )

Пришла к нам раскрасавица: Весна, весна, весна! (хлопают в ладоши)

Ты ,солнышко лучистое, тепло своё разлей!(делают круговые махи руками)

Скорей просторы льдинистые. Согрей, согрей, согрей!(хлопают в ладоши.)

На веточках душистые ты почки распусти (ладони рук складывают вместе)

И с ласточками быстрыми лети, лети, лети! (машут руками)

2.Дидактическая игра « Без чего не бывает весны?» Дети отвечают полными предложениями: Весны не бывает без яркого солнца, без ручейков, без грозы, без майских жуков, без проталин, без капели, без подснежников.

3.Речевая разминка. Произносимые слова сочетаются с движениями. Звонко капают капели. (Дети: кап-кап-кап)

Птицы весело запели (дети: чик-чирик, чик-чирик)

Тает снег. (Дети: ах-ах-ах).

Бегут ручьи (дети: с-с-с). Мать-и-мачехи цветок качает жёлтой головой: ц-ц-ц. Его гладит лучик солнца золотой: а, о, у, и – дети пропевают гласные звуки с поглаживанием рук, головы и груди.

Лучики солнца волшебные, они приготовили вам весенние задания, которые нужно выполнить.

Дети садятся за столы. Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и будем учиться различать звуки С-Ц.

4.Дидактическая игра «Назови общий звук в словах» Сойка, сорока, сова-звук «с».

Цапля. Птица, яйцо-звук «Ц». На доске прикрепляется солнце с лучами. Что нарисовано на первом лучике? (звоночек) Чтобы звоночек звонко звенел, произнесем чистоговорку: На лесной концертной сцене слышится синицы пенье. Цыц! На цыпочках – лисица. Цель Лисицына синица.

Что нарисовано на втором лучике? (звуквенок), Я называю слова, а вы определяете место звуков «С-Ц» в словах. Слова: сорока, курица, сойка, птица, гусь, цапля, лес, цветок, водица, соловей, ласточка, птенец, яйцо). Что нарисовано на третьем лучике? (птичка). Какие птицы прилетели к нам? Логопед показывает ветку дерева, на которой прикреплены птицы. Назовите птиц: стриж, коростель, аист, ласточка, соловей, скворец, трясогузка, гусь, цапля. Как, одним словом назвать этих птиц? Перелётные. В названии, каких птиц вы услышали звук «С»? (Ц). Назовите. Придумаем слова – признаки к слову: птицы, какие? (быстрые, голосистые, красивые, весёлые, лесные, пушистые, высокие). Что умеют делать птицы ? (возвращаться, заливаться, садиться, опускаться, грести, чистить, свистеть, высиживать, вылупляться, спать). Назовите птиц ласково : Пестрая утка – пёстренькая уточка, серая кукушка – серенькая кукушечка, быстрый скворец – быстренький скворушка, незаметный соловей-незаметненький соловушка, шустрая трясогузка-шустренькая трясогузонька, важная цапля-важненькая Цапелька. Вдруг тучи закрыли небо, и пошёл дождик. Птички спрятались.

5. Дидактическая игра «Угадай, что за птица?» На карточках написаны буквы, избукв дети составляют название птицы. (т, а, с, и-аист; ь, у, с, г-гусь; я,л,ц,п,а-цапля;р,т,ж,с,и-стриж;ч,л,о,т,а,с,а,к-ласточка; р,с,в,е,ц,к,о-скворец) Дети на карточке записывают слово и обозначают звуки. Звукослоговой анализ слов.

Что нарисовано на четвёртом лучике? (Цветок)

6.Физкультминутка . Травка стелется к земле (плавные движения кистями рук)

Ветер с ней играет. (Наклоны вправо-влево). Стебельки чуть-чуть колышет.(пошевелить пальцами)

Устали не зная. А в траве растёт цветок. (Из пальцев сделать бутон.)

Вот его бутончик, раскрывает лепестки цветик наш цветочек. (Медленно раскрыть бутон, сделанный из пальцев)

7.Дидактическая игра «Рассыпавшиеся слоги». На полянке разложены цветы, на которых написаны слоги. Сложив слоги, дети отгадывают название цветка. В каком слове букв больше, чем звуков? (Васильки-8букв,7 звуков, так как ь –звука не обозначает).

8. Дети садятся на ковер, образуя круг. Работа с текстом. Дидактическая игра «Письмо от Незнайки».

Незнайка придумал рассказ, но перепутал все предложения. Нужно прочитать предложения и расставить их в рассказе правильно. Детям даются полоски бумаги с написанными на них предложениями.

Текст: Пригрело солнышко. А мимо него пробегал заяц. « Я грозный лев, соврал заяц,- я король зверей, меня все боятся. И волк, и лиса, и медведь, и даже охотники». Наступила весна. «Ты кто?»- спросил зайца цветочек. Но тут на поляне появилась лиса. «Кто это?»- спросил цветочек. Вырос на поляне первый цветочек. «Это цыплёнок»,- испуганно прошептал заяц. Представляешь, что сделал грозный лев ,когда увидел цыплёнка?

9.Итог занятия : Дети по кругу передают весенний цветочек (сделан из бумаги) и произносят волшебные слова: Цветочек, цветочек,

Возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари моему другу. И произносят добрые пожелания: Я хочу, чтобы весна подарила тебе…..

Ссылка на основную публикацию