Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С ОНР

Из опыта работы
логопеда высшей категории
Юрчук Е.В.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из ведущих мест в системе коррекционной работы у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К сожалению, в современной методической литературе вопросы воспитания звуковой культуры речи у детей четвертого года жизни освещены недостаточно.
Одним из психологических принципов, которые заложены в основу овладения детьми речью, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, включая и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом. В психическом развитии существуют сенситивные периоды, когда ребенок особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды. Для развития речи сенситивным периодом является возраст от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок наиболее чувствителен к речи.
Известный психолог Л. С. Выготский отмечал, что позднее начало коррекционного обучения не имеет такого значения в развитии, которое оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка.
Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития правильного произношения. В этом возрасте ребенок способен усваивать большинство звуков и закреплять их в собственной речи, учится пользоваться своим голосовым аппаратом. Именно поэтому воспитание звуковой культуры речи у детей данного возраста направлено на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития ребенка.
Но совершенно ясно, что детский сад для детей с нарушением речи должен иметь свои собственные приемы и методы коррекционного обучения, необходимость которых обусловлена особенностями речи детей и своеобразием связанных с ним познавательных процессов. В противном случае эффективность педагогической деятельности будет значительно снижена. Для воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать следующие направления.
Во-первых, это воспитание слухового восприятия. Чтобы научить детей правильно произносить звуки, четко произносить слова и умению пользоваться голосовым аппаратом, прежде всего, необходимо научить их слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия является важным компонентом для формирования звуковой стороны речи. Вследствие хорошо развитого слухового восприятия ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и темп их произношения.
Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно.
Во-вторых, это формирование звукопроизношения. Большинство задач по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Ознакомление со звуками родного языка проходит в определенной последовательности, учитывая артикуляционные трудности их произношения и индивидуальные возможности детей. Коррекционная работа по уточнению и закреплению правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, о, и) и простых по артикуляции согласных, несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут их правильно произносить. Это необходимо для уточнения правильного звукопроизношения данных звуков и для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к усвоению и произношению более сложных звуков.
В-третьих, коррекционная работа направлена на развитие голосового аппарата. У ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи голосовой аппарат, как правило, не достаточно развит. Дети не умеют говорить шепотом, часто говорят очень тихо. Как подготовительные упражнения для развития голосового аппарата детям предлагаются задания, в которых одинаковые звуки или звукосочетания нужно произносить с разной силой голоса. Такие задания подготовят детей к дальнейшему правильному использованию интонационных средств выразительности речи(изменение силы голоса в зависимости от содержания высказывания).
В-четвертых, это развитие темпа речи. Начиная с младшего возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это, прежде всего, достигается путем личного примера логопеда и воспитателей. Но использование различного темпа является неотъемлемой частью интонационной выразительности речи. Уже в младшей группе следует учить детей говорить и быстро и медленно. С этой целью логопед произносит звукосочетания или слова с разной скоростью, а затем предлагает детям воспроизвести их в таком же темпе. Путем таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в разном темпе. Воспитывая у детей умения изменять громкость голоса, темп речи, логопед тем самым готовит их к дальнейшему правильному использованию интонационных средств выразительности речи и развивает речевой слух.
В-пятых, это работа направлена на развитие физиологического и речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, плавное произнесение слов и фраз. Ведь для произношения ряда звуков, нужен сильный удлинённый выдох, что достигается благодаря специальным упражнениям на развитие дыхания. Формирование правильных фонематических представлений у детей опирается, как на четкую правильную артикуляцию, так и на хорошо развито слуховое восприятие звуков речи. Вот почему одно из ведущих мест в общей системе коррекционной работы с детьми младшего возраста занимает раздел звуковой культуры речи.
Система коррекционной работы по воспитанию звуковой культуры речи проводится в течение всего учебного года.
В первом периоде обучения основная работа направлена на развитие слухового восприятия. В начале года малыши должны научиться слушать и воспринимать речь окружающих. С этой целью проводятся дидактические игры на развитие устойчивости слухового внимания. Дети учатся концентрировать и переключать слуховое внимание. На таких занятиях необходимо использовать различные музыкальные инструменты, звучащие игрушки, игры на звукоподражание. С целью развития слухового восприятия рекомендую использовать такие дидактические игры: “Солнце или дождь?”, “Угадай, что звучит?”, “Кто как голос подает?”, “Угадай, кто позвал?”, “Не ошибись!” и др.
Наряду с развитием слухового восприятия в первом периоде обучения необходимо проводить работу над развитием физиологического и речевого дыхания. Ведь хорошо поставленное дыхание является предпосылкой правильного звукопроизношения. Именно потому, что работа по уточнению артикуляции и закреплению произношения звуков проводится в двух последующих периодах, на первом этапе нужно сформировать плавный, удлиненный выдох и правильный вдох. Для отработки у детей правильного дыхания следует использовать следующие игры: “Горячий чай”, “Открой окошко”, “Загони мяч в ворота”, “Чей самолет полетит дальше?”, “Осенние листья”, “Снежинки” (на развитие удлиненного выдоха) , “Узнай фрукт”, “Понюхай цветок”, “Что приготовил повар” (на развитие вдоха), “Поезд”, “Кукла спит”, “Заблудились”, “Вкусный запах”, “Запускание корабликов” (на развитие речевого дыхания). Также в первом периоде необходимо работать над развитием силы голоса. Дети учатся говорить тихо, громко, шепотом, а также изменять силу голоса в зависимости от ситуации. На этом этапе работы я использовала такие дидактические игры: “Громко-тихо”, “Не разбуди куклу”, “Позови друга”, “Заблудились”, “Три медведя”, “Звери поют”.
Во втором периоде коррекционного обучения проводится работа по уточнению артикуляции и закреплению произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и] в звукоподражания, словах и фразах, в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка. Каждый звук необходимо соотносить с каким-либо реальным объектом (например: а-а-а – поет девочка Аня, у-у-у – гудит поезд. Это значительно облегчает работу по формированию звукопроизношения и позволяет в эмоциональной форме объяснить ребенку необходимость повторения звука. Каждый звук логопед должен четко артикулировать с целью сосредоточения не только слухового, но и зрительного восприятия ребенка.
Для ознакомления детей с гласными звуками предлагаю такие дидактические игры и упражнения: “Чистим зубы”, “Поезд”, “Песенка Ани”, “У врача”, “Лягушки улыбаются”, “Волшебные кубики”, “В лесу”, “Концерт” , “Узнай песенку веселого язычка». Также в этот период проводится работа над развитием фонематического восприятия. Дети учатся определять звуки [а], [о], [у], [и] среди других и выделять звук в начале слова. На этом этапе следует использовала такие игры как: “Телевизор”, “Кто в каком доме живет”, “Узнай песенку веселого язычка”, “Фонарики”, “Помоги куклам».
Работа по уточнению артикуляции и закреплению произношения гласных звуков, конечно же, сопровождается заданиями на развитие речевого дыхания, силы голоса, координации речи с движениями, темпа и ритма речи.
В последнем третьем периоде коррекционного обучения основная работа направлена на уточнение артикуляции и закрепление звукопроизношения согласных звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их произношения.
Детей с ОНР младшей группы я предлагаю ознакомить с простыми, в артикуляционном отношении, согласными звуками [м], [н], [п], [б], [в], [ф].
Формирование правильного произношения звуков на знакомом и простом для детей младшего возраста материале дает возможность акцентировать их внимание на звуковой стороне речи.
Уточнения и закрепления звуков осуществляется в несколько этапов. Сначала отрабатывается произношение изолированного звука и несложных звукосочетаний. При этом, как языковой материал нужно использовать звукоподражания. Ознакомление ребенка со звуком или звукосочетаниями, как и при изучении гласных необходимо связывать их с конкретным наглядным образом. Например: н-н-н – плачет девочка, в-в-в – дует ветер, м – корова, бам – барабан и т.п. Наряду с уточнением и закреплением звука необходимо обращать внимание на то, как дети произносят усвоенные ранее звуки. На следующем этапе произношение звуков закрепляется в словах. При этом нужно подбирать такие слова, которые по слоговой структуре не являются сложными для произношения: с открытыми слогами (мама, вата, Ната) или односложные (мак, кот и т. д.)
Дальнейшее закрепление усвоенного осуществляется во фразовой речи (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Дети произносят короткие фразы, насыщенные данными звуками, повторяют за логопедом чистоговорки (ты-ты-ты – спят коты и т.п.).
Наряду с основным направлением этого периода – формированием звукопроизношения согласных звуков, продолжается работа по развитию слухового и фонематического восприятия. Дети учатся изменять силу голоса и темп речи. Проводятся задания на развитие координации речи с движениями и работа над интонационной выразительностью речи.
В учебно-коррекционной работе по воспитанию звуковой культуры речи следует придерживаться следующих правил:
• Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам и закрепляются на индивидуальных занятиях.
• Продолжительность занятия 15-20 минут.
• Занятия должны быть насыщены чистоговорками, потешками, стихами на заданный звук.
• Ознакомление с каждым звуком подается в виде жестового и зрительного символа.
• На занятии широко используется наглядно-дидактический материал.
• Занятия проводится эмоционально, в игровой форме.

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе»

Ирина Забелина
«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе»

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей группе по формированию звуковой культуры речи:

Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков.

Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч –ц, с – ш, ж – з, л –р.

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей. Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства.

Формирование звуковой стороны речи осуществляю в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий. Один раз в месяц провожу комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Большая часть времени на таком занятии отвожу работе над произношением одного звука или группы родственных звуков, дифференцировке пар звуков: з — ж, с — сь и др. Главная роль в обучении принадлежит ООД, включающая показ-образец произношения с активным упражнением детей. На первоначальной ступени обучения, этот прием подкрепляла кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата. При формировании фонематического слуха, звуко– и словопроизношения использую специфичный прием — утрированное произношение или интонирование звука.

Ознакомление дошкольников со звуками речи осуществляю в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом. Использую дидактические рассказы с включением учебных заданий детям.

Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно они являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач. Есть дети, застенчивы от природы, они боятся сказать что-то не так, быть смешными. Такие дети предпочитают отмалчиваться на занятии. Дидактическая игра в этом случае неоспоримый помощник воспитателя, она — ценное средство воспитания действенной активности, в ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Поэтому я стараюсь, как можно чаще использовать различные дидактические игры в своей работе. Игры используются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В этом случае игры не являются средством обучения, но помогают закреплять и обобщать знания, полученные на занятиях.

Активным приемом, который я использую в своей работе, являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Я его предлагаю детям или в эмоционально-шутливой форме, или в деловой.

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка. В случае ошибочных ответов использую приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь.

Читайте также:  Логопедическое занятие в 3 классе - Правописание безударной гласной в корне слов

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор я применяю не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Я стараюсь слишком частого не использовать исправления и подсказки, так как это нервирует ребенка. На занятиях употребляю и такой прием — образная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.

В старшей группе продолжаю совершенствование речевого слуха; детей учу выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения.

Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старшей группе в процессе упражнений и игр детей сначала знакомлю с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну

законченную фразу и т. д.

Затем приступаем к звуковому анализу слова.

Для совершенствования дикции у детей использую упражнение — заучивание скороговорок. Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. А также проговаривание скороговорок способствует развитию речевого дыхания.

Важно приучать детей к плавной речи среднего темпа. Прием, который я использую это — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом.

При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты организовываю подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса.

Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни. Показать им, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений.

Образовательная деятельность дополняется и взаимодействует со специальными упражнениями вне занятий. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляю: игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

Планирую индивидуальную работу с детьми: дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказ. Индивидуальную работу со звуками и звучащими словами организую на утренней и вечерней прогулках: подбор слов на заданный звук, деление слов на слоги, определение звука в слове.

Материал по воспитанию звуковой культуры речи закрепляется буквально в каждом режимном моменте. Таким образом, каждый день предусматриваю работу по звуковой культуре речи.

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовала предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе материал по формированию звуковой культуры речи размещён игровых зонах: «Развития речи», «Книжном уголке», «Театр», «Сюжетно – ролевые игры».

Сформировать речевые навыки ребёнка помогает правильно организованная, развивающая предметно-пространственная среда, которая также дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, возможность общения со взрослыми и сверстниками, а воспитателю дает возможность организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В начале учебного года на родительском собрании познакомила родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи, требованиями, которые предъявляются к воспитанникам.

Необходимую информацию для родителей выносится в специальную папку передвижку, которая находится в раздевалке, чтобы взрослые могли ознакомиться с ней во время ожидания ребенка. Цель: показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании звуковой культуры речи. Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, я рекомендую родителям продолжать эту работу в семье.

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Дидактическая игра по формированию звуковой культуры речи детей первой младшей группы «Отгадай, куда покатится клубок» Для речи детей третьего года жизни характерна: несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов или вставка.

Дидактические игры с дошкольниками по формированию звуковой культуры речи Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию дидактические игры по формированию у дошкольников звуковой.

Конспект индивидуального занятия по формированию звуковой культуры речи. Автоматизация звука [Р] в различной позиции Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции. Цель: Автоматизация звука Р. Задачи: • Учить четко произносить.

Конспект логопедической НОД в старшей логопедической группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные») Цель:.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группе «Путешествие с семьёй» Области интегрирования: Речевое развитие. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш]. Закрепить правильное произношение звуков [С] – [Ш]. Учить.

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР «Доктор Айболит спешит на помощь» Тема. Доктор Айболит спешит на помощь. Цель. Дифференциация звуков Т-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте. Задачи Образовательные:.

Приёмы работы по формированию связной речи 1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок, после.

Универсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами моим маленьким изобретением. На глаза попался сломанный цифровой материал. Я придумала,.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи «Звук [Ц]» Звуковая культура речи : звук Ц Цель: Формирование правильного произношения звука Ц Программные задачи: 1) Упражнять детей в произнесении.

Формирование звуковой культуры речи у детей

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.

Что относится к звуковой культуре речи

Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:

  • Развитие речевого слуха;
  • Постановка правильного звукопроизношения;
  • Формирование орфоэпической стороны речи;
  • Обучение средствам звуковой выразительности речи;
  • Отработка дикции.

Основой для складывания звуковой культуры речи является хороший речевой слух, поэтому формирование этой стороны речевой культуры включает как развитие артикуляционного аппарата, так и совершенствование речевого восприятия.

Неправильность в формировании звуковой культуры речи способна негативно сказаться на личностных особенностях ребенка: он становится менее общительным, стесняется своего недостатка, пропадает интерес к играм, снижается любознательность. Напротив, дошкольник с хорошо развитой звукоречевой культурой способен понятно и легко выразить свои мысли и желания, он не испытывает трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Звукопроизношение

Чистота звукопроизношения гарантирована, если органы артикуляционного аппарата ребенка достаточно подвижны и без труда переключаются с одного уклада на другой.

Работу по коррекции звукопроизношения разделяют на несколько этапов.

Этап подготовки. Педагог формирует умение опознавать и отличать друг от друга звуки речи.Также на этом этапе логопед ставит правильную артикуляцию с помощью гимнастики. Отрабатываются опорные звуки.

На следующем этапе складываются первичные произносительные умения и навыки. В этот период педагог занимается постановкой звуков. Она осуществляется тремя возможными способами:

  1. По подражанию. Логопед дает образец правильной артикуляции звука, а дошкольник повторяет.
  2. Механический способ предполагает применение вспомогательных средств – логопедических зондов или их заменителей. Нужный уклад органов речи придается с помощью этих приспособлений.
  3. Смешанный способ синтезирует два предыдущих.

Когда звук поставлен, его нужно автоматизировать в речи. Тренировочные упражнения предусматривают последовательную отработку звука. Сначала автоматизируют в начале слова, перед гласными, затем в конце (исключение – звонкие согласные), после этого – в середине слова, в последнюю очередь – в лексемах со стечением согласных.

Необходимо также научить ребенка дифференцировать проблемный звук от других со схожей артикуляцией.

На последнем этапе работы формируются коммуникативные умения – дошкольник учится использовать отработанный звук в различных ситуациях общения.

Речевая выразительность

Выразительность речи достигается за счет интонационных средств и подразумевает такие компоненты: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.

Мелодика – это изменение высоты голоса. Благодаря мелодике человек может выразить всевозможные эмоции высказывания, его подтекст, а также собственное отношение к тому, о чем говорит.

Ритм – это чередование ударных и безударных речевых элементов, идущих в определенной последовательности, через определенные временные промежутки. Элементы речи здесь – это слог или слово.

Темп – это скорость произнесения высказывания. Темп речи может быть более быстрым или медленным. Эта характеристика может иметь зависимость от длины речевой единицы. В более длинном слове время, потраченное на произнесение одного слога, меньше. Во время обычного разговора человек произносит 5-6 слогов в секунду. Темп помогает оформить интонационную целостность высказывания. Слушатель понимает, что фраза завершается по замедлению темпа, которое обычно бывает в конце высказывания. Также темп позволяет противопоставить важное и неважное в высказывании. Отрезки речи с более значимой информацией произносятся медленнее.

Ударение помогает выделить один из речевых элементов. Это выделение происходит за счет того, что удлиняется произнесение либо меняется тон. В зависимости о того, что говорящий хочет маркировать в своем высказывании, различают логическое ударение (выделяется отдельное слово) и фразовое (выделяется группа слов).

Паузы представляют собой перерывы в звучании речи и являются очень значимым средством воздействия на слушателя.

Индивидуальный колорит голосу придает тембр. Создается за счет добавочных тонов голоса, сопутствующих основному тону. Индивидуальность этого компонента зависит от строения гортани, носовой и ротовой полостей конкретного человека.

Речевая выразительность предстает в двух ипостасях: выразительность повседневной речи и выразительность при произнесении заранее подготовленного высказывания. Последняя является обдуманной и произвольной. Детям дошкольного возраста сложно одновременно отвечать на вопрос и придавать своему высказыванию выразительность. Сформировать данное умение – задача педагога.

Большие возможности для воспитания произвольной выразительности речи дает театрализованная деятельность. Начинать такую работу целесообразно с предложения ребенку поговорить за куклу. Педагог может построить целый диалог с дошкольником, озвучивающим игрушку. Игровая форма занятия поможет снять напряжение и добиться положительного эмоционального настроя.

Дополнительные занятия логоритмикой помогут закрепить приобретенные навыки. Логоритмические упражнения содержат упражнения, различные по скорости, движения в такт музыке, что помогает воспитать чувство ритма, высоты и силы голоса.

Речевое дыхание

Чтобы проговорить фразу, нужно запастись достаточным объемом воздуха. Среди наиболее частотных погрешностей речевого дыхания выделяют:

  • Неумение рассчитывать необходимый для произнесения фразы запас воздуха
  • Короткий выдох, возникающий нерегулярно, от случая к случаю
  • Частые доборы воздуха.

Самая типичная ошибка – ключичное или верхнереберное дыхание при производстве речи. Такой тип дыхания несложно узнать по признакам: плечевой пояс и грудная клетка сильно поднимаются, мышцы шеи находятся в напряжении, дыхание шумное и напряженное.

Устранить подобные недостатки помогает дыхательная гимнастика. Она решает следующие задачи:

  • Научиться применять нижнереберное диафрагмальное дыхание
  • Задействовать мышцы брюшного пресса
  • Научиться осознанно управлять дыхательным ритмом
  • Научиться верно соотносить вдох и выдох.

Постепенно следует усложнять задания. Тренировать речевой выдох нужно прежде всего на единичных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контроль правильности речевого дыхания осуществляется с помощью ладони, которую кладут на диафрагмальную область.

Комплекс дыхательных упражнений включает статические (в покое) и динамические (в сочетании с движениями туловища, рук и шеи) упражнения.

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

В младших группах часто используют образное называние звука.

Занятие по формированию звуковой культуры речи

Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.

Читайте также:  Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Это может быть акцентирование внимания на выразительности голоса при чтении литературного материала. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.

Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.

В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.

В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.

В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.

Дидактические игры

Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.

Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.

Заключение

Работа по формированию звуковой культуры представляет собой целую систему. Она осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

В ходе обучения следует также формировать у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.

II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением .

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.

III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).

IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцированное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»).

Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы – уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:

Как позовешь кошку? – Кис-кис!

Как прогонишь воробья с огорода? – Кыш-кыш!

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11089 – | 7473 – или читать все.

Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Хомяк Лариса Александровна,
учитель – логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Читайте также:  Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

– учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

– развивать артикуляционный аппарат;

– работать над речевым дыханием;

– вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

– вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

– формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

– фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  • Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
  • Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    – дидактические игры («Чей домик?»)

    – подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    – дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    – образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    – краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    – образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара, туп-туп-туп – топает козленок);

    – хоровые и индивидуальные повторения;

    – обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    – индивидуальная мотивировка задания;

    – совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    – оценка ответа или действия и исправления;

    – образная физкультурная пауза;

    – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

    1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
    2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

    § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

    Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

    Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается,

    В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

    Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

    В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

    В ходе обучения следует также формировать у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

    Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

    § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

    Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

    I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

    Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (Логопедия//Под ред. проф. Л. С. Волкопой. – М., 1989. – С. 521) (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

    Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

    С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

    Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

    Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

    В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

    Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

    В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.

    II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О. В. Очерки по патологии речи и голоса. – Т. 1. – М., 1960.)

    Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

    При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

    Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

    Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

    В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.

    Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.

    III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О. В. Правдина).

    Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

    Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

    В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

    Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).

    IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

    Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»).

    Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

    Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы – уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:

    Как позовешь кошку? – Кис-кис!

    Как прогонишь воробья с огорода? – Кыш-кыш!

    Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

    На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

    Ссылка на основную публикацию