Приемы формирования фонематического восприятия

Формирование фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста

Дорогие друзья, мы рады представить вам Чаусову Светлану Александровну, учителя-логопеда ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Светлана Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере формирования фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

«Фонематическое восприятие влияет на становление всей речевой системы в целом. Развитие фонематических функций у детей, начиная с раннего возраста, является необходимым компонентом для закрепления правильного звукопроизношения и формирования лексико-грамматических сторон речи»

Полезного чтения…

Мы живём в мире звуков: природы, речи, всевозможных шумов. Ребёнок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребёнка (слуховой аппарат формируется со второго месяца внутриутробной жизни). Поэтому врачи рекомендуют беременным женщинам, для установления эмоционального контакта, беседовать с будущим ребёнком, начиная с 20-22 недели беременности. По новейшим исследованиям, у новорождённых можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи.

Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) принято называть фонематическим восприятием или фонематическим слухом. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Всего ребёнок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием (согласно периодизации Р. Е. Левиной).

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребёнка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далёких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребёнок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребёнка неправильное, искажённое. Ребёнок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

На четвёртом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребёнок перестаёт узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до трёх лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление звукопроизношения. По данным Р. Е. Левиной, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков ( например, гласных-согласных ), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков ( звонких-глухих или мягких-твёрдых согласных ). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и руководствоваться слухом. Ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и , наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением ( Д. Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин ).

В работе по развитию фонематического восприятия необходимо учитывать тезис о необходимости раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также опасности запаздывающего по отношению к возрастной сензитивности обучения ( Т.Б. Филичева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева, Ю.Р. Гаркуша, В.И. Селивёрстов), так как фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет.

Исходя из опыта работы по развитию фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста я сделала вывод, что нечёткая артикуляция звуков затрудняет развитие фонематического восприятия у детей. В свою очередь, отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Несформированность фонематического слуха приводит к непониманию грамматических форм. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Таким образом, можно сделать вывод, что фонематическое восприятие влияет на становление всей речевой системы в целом.

Свою работу по формированию фонематического восприятия у детей я строю по тематическому принципу. Использованные в работе игры составлены с учётом педагогических требований и учитывают особенности детей данной возрастной группы:

  • необходимость опоры на наглядный материал;
  • необходимость последовательного перехода от простого к сложному;
  • систематичность проведения игр;
  • доступность материала;
  • повторность с частичной новизной;
  • необходимость действенного участия ребёнка;
  • обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, изображением: слова с действием, слова с признаком; речевого звука с картинкой-символом, жестом-символом;
  • речевой материал фонематических игр должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Данное положение справедливо для активного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать слова без фонематических ограничений;
  • каждый новый звук (согласный или гласный) в начале занятия произносится мной изолированно. Я обращаю внимание на его звучание, выясняю с детьми аналогии, образные сравнения, в игровой форме уточняю артикуляцию звука. Затем закрепляю аналогии, отражённые в картинках-символах, жестах-символах, знаках-символах;
  • картинка-символ звука даётся в начале занятия-игры, и во время его проведения находится у детей перед глазами. Когда я произносительно акцентирую изучаемый звук, внимание детей одновременно фиксируется на зрительном и жестовом символе. Таким образом, слуховое восприятие подкрепляется зрительным и двигательным.

Согласно педагогическим принципам необходимо подключение как можно большего количества анализаторов, потому что ребёнок очень сложно воспринимает произносимый звук на слух.

Для осуществления данных принципов необходимо подобрать символику (зрительный образ) для лучшего восприятия и усвоения звуков, которая быстро запоминается и ассоциируется детьми с соответствующими звуками. Жестовые символы подкрепляют, обогащают слуховой и зрительный образы гласных и согласных звуков, создавая дополнительную опору восприятию. Жестовые символы в сочетании со зрительными создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

  • Перед прослушиванием звучания предмета или звука речи необходимо давать установку: «Сейчас будем слушать» или «Ушками слушай»;
  • Все упражнения по формированию фонематического восприятия проводятся в игровой форме. Также важна эмоциональность педагога, умение заинтересовать, активизировать детей, в раннем возрасте дети в незначительной степени способны к произвольным волевым усилиям.

Для развития слухового восприятия, внимания, памяти и фонематического компонента я рекомендую накопить банк звуковых данных:

  • набор аудиокассет с записью звуков природы, бытовых шумов, звучащих игрушек, голосов животных ;
  • звучащие и музыкальные игрушки;
  • набор игрушек для определения высоты и громкости звучания, голосов-звукоподражаний (мамы и детёныши, большие и маленькие игрушки);
  • подбор игрушек различного качества звучания (трещит, звенит, шуршит, стучит);
  • записи музыкальных произведений, доступных ребёнку по возрасту (инструментальные, вокальные, музыкально-ритмические упражнения).

Рекомендуется подобрать и изготовить:

  • наборы картинок с изображением звучащих игрушек, предметов;
  • картотеки игровых упражнений для развития неречевого и речевого слуха, фонематических функций;
  • картинки-символы для обозначения звуков речи, знаки-символы, знаки-сигналы;
  • картотеки картинок с начальными ударными гласными звуками в названии;
  • «звуковые» пеналы для обозначения гласных и согласных звуков;
  • занимательные карточки для составления звуковых схем.

Выделяются следующие этапы работы по развитию фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего возраста:

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти на материале неречевых звуков:

1. Узнавание и нахождение источника неречевых звуков.

  • Игры: «Где позвонили?», «Где гудит машина?», «Жмурки с колокольчиком» /23;64/.

2. Различение звучащих игрушек:

  • контрастных по звучанию. Игра: «Барабан-дудочка» /23;28/
  • близких по звучанию. Игра: «Угадай игрушку» (бубен-погремушка)

3. Дифференциация звучащих предметов:

  • по силе звучания (громко-тихо). Игры: «Барабан» /23;33/, «Семейный оркестр» /23;51/, «Звонко хлопают ладошки», «Туфли топают, тапки шлёпают», «Прогулка в лес» /25; 43/.
  • по высоте звучания (высоко-низко). Игры: «Мышки и мишки», «Егорка на горке» /23;55/.
  • по длительности звучания. Игры: «Длинные – короткие дорожки» / 23;54/, «Долго – коротко» /23;48/.
  • по темпу (быстро-медленно). Игры: «Дождик» /23;53/, «Наши ножки», «Кто идёт по лесной дорожке» (медведь-медленно, заяц-быстро), «Прискакал или пришёл?» /25;53/.

Развитие речевого слуха, различение качеств человеческого голоса:

  1. По силе (тихо-громко). Игры: «Машины» /23;34/, «Великан и гномик».
  2. По тембру (высоко-низко). Игры: «Кто на лесной тропинке?» /23;79/, «Теремок» /23;75/, «Кто позвал?», «Машины гудят» /23;81/.
  3. По темпу звучания (быстро-медленно). Игры: «Ноги и ножки», «Дождь льёт и капает» /25;20/.

Различение слов, близких по звуковому составу:

Игры: «Одеваем кукол на прогулку» /23;93/, «Украсим ёлочку» /23;91/, «Играем в снежки» /23;94/, «Мишка-мышка» /23;95/, «Кошка-ложка» /23;89/, «Мама и Маня» /23;95/.

Игры: «Бам-бум-бом» /23;87/, «Весёлая семейка» /25;47/, «Поезд, пароход, машина, мышка» /23;97/, «Едем к маме» /25;24/, «Топаем и стучим» /23;39/, «Кап-кап и куп-куп» /23;88/.

  1. Знакомство с речевым звуком: «Кукла песенку поёт»-звук «А», «Дудочка играет»-звук «У», «Паровозик пыхтит»-звук «П», «Молоточек стучит»-звук «Т» и т.п.
  2. Узнавание звука по зрительной опоре: «Узнай песенку».
  3. Узнавание звука по двигательному образу: «Мы поём».
  4. Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции: «Узнай песенку».
  5. Различение звуков по принципу контраста: «Угадай, чья песенка».
  6. Выделение звука из ряда звуков контрастных по артикуляции и звучанию. Игры: «Поющие горки», «Поймай звук».
  7. Выделение звука из ряда звуков сходных по артикуляции и звучанию: «Поймай звук».
  8. Выделение звука из ряда слогов, слов: «Поймай звук».

Развитие простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза:

(начиная со среднего дошкольного возраста)

1. Развитие простых форм фонематического анализа:

  • выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове: «Внимательные ушки», «Подними сигнал».

2. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза:

  • вычленение первого ударного гласного из слова: «Назови картинку», «Звуковые корзинки», «Помоги Ане и Уле»;
  • определение конечного звука в слове: «Назови звук»;
  • вычленение первого согласного из слова: «Назови звук»;
  • определение места звука в слове (начало, конец): «Где звук?»;
  • определение последовательности звуков в слове (слова из 2-3 звуков): «Волшебные звуки» /4;151/, «Живые звуки» /4;170/.
  • определение количества звуков в слове (слова из 2-3 звуков).
  • развитие фонематического синтеза (синтез сначала обратных, а потом прямых слогов и слов из трёх звуков /ам, он, пу, то, ком, кот, уха, сок/): «Что получится?» /4;485/.

При развитии фонематических процессов у детей формируются акустико-артикуляционные дифференциации фонем, создаются устойчивые фонематические представления о звуках родного языка, доступных к восприятию и воспроизведению в данном возрасте, что способствует, в свою очередь, развитию звуко-слогового анализа и синтеза. При сформированных фонематических функциях дети лучше различают грамматические формы слов, снижается риск возникновения дисграфии.

Литература

  1. Хрестоматия по логопедии. Том 1,2. / Под редакцией Волковой Л. С. – М., «Владос», 1997.
  2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – С-Пб., «Детство Пресс», 2006.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., «Детство Пресс», 2003.
  4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – С-Пб., «Детство Пресс», 2006.
  5. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Избр. психол. исслед. – М.,1956.
  6. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М., 1948.
  7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. Селивёрстова В. И. – М., 2004.
  8. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004.
  9. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. – М., 1989.
  10. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1976.
  11. Мисаренко Г. Г., Ефименкова Л. Н. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопедов. – М., 1991.
  12. Поваляева Н. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Качество образования. «Феникс», 2006.
  13. Психология детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. В. – М., 1964.
  14. Швачкин Н. Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребёнка, «Известия АПН РСФСР», вып. 54, 1954.
  15. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М., 1976.
  16. Логопедия / под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М., 1998.
  17. Филичева Т.Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.,1989.
  18. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Серия «Практическая логопедия» – М., 2000.
  19. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные. – М., 2001.
  20. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. – М., 2001.
  21. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. – М., 2001.
  22. Дурова Н. В. Фонематика. – М., 2002.
  23. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать . С-Пб. «Паритет» (от 0 до 3 лет).
  24. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Чтобы чисто говорить, надо… – С-Пб. «Паритет», 2003.
  25. Лукина Н.А., Никкенен И. И. Научи меня слышать. – С-Пб. «Паритет», 2003.
  26. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет. – Ярославль, 2001.
  27. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – С-Пб.,2001 + аудио кассета: Приложение к программе. Т. Сауко, А. Бурениной Топ-хлоп, малыши. 2001.
  28. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002.
  29. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.,1997.
  30. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,

Сказкотерапия в коррекционной работе логопеда.
статья по логопедии

Что такое сказкотерапия?

Как ее можно использовать в работе логопеда и с какой целью?

Скачать:

ВложениеРазмер
skazkoterapiya_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда.

Смирнова Н. С. – учитель-логопед

ГБОУ «Школа №2083» ОП «Родники» ДОП «Семицветик».

В последнее время значительно увеличивается число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику. Нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.

Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов эффективной работы учителя-логопеда для совершенствования всех компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и коррекционному процессу.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выделили для себя метод сказкотерапии. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности.

Возможности сказок огромны: рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям.

Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:

– развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;

– развитие фонематического восприятия;

– работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

– расширение и активизация словаря;

– совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно – развивающие задачи:

– развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

– развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

– развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

– развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

– воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения сказки как эмоционального компонента в образовательный материал. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе:

-превращение занятия в сказочный сюжет;

-привлечение к занятию сказочного героя;

-употребление фрагментов из сказок;

Широко используются в логопедической работе логосказки.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией – на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие.

Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Например, найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.

Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

– Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц – хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки для обучения грамоте.

Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Основными приемами сказкотерапии при формировании связной речи являются:

– Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

– Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»

– Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» – в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.

– Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

– Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

– Придумывание нового сюжета известной сказки, меняя персонажи местами.

– Придумывание собственных сказок с различными героями, опираясь на алгоритм составления сказки (игра «Жили-были»)

Рассказывание сказок сопровождается действиями на магнитной доске, в настольном и кукольном театре.

В рамках совместного педагогического проекта по сказкотерапии учителем-логопедом и психологом была создана игра «Расскажи мне сказку», которая является своего рода логосказкой.

Основной целью данной игры является развитие связной речи и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Были придуманы двенадцать пиктограмм, имеющие определенное значение. Соответственно им разработаны двенадцать кубиков-подсказок с изображениями различных предметов, действий, эмоций и чувств.

На первых этапах игры, педагог выставляет в соответствии с сюжетом пиктограммы, а дети, используя кубики-подсказки, сочиняют сказку.

На втором этапе игры дети сами выставляют пиктограммы и соответственно сочиняют сказку, подбирая кубики.

На третьем этапе игры дети подбрасывают кубики. В зависимости от того что выпало выкладывают пиктограммы и составляют сказку.

Основные условия игры: не перебивать друг друга (у кого кубик, тот говорит), соблюдать логичность сюжета, уметь дать характеристику своим героям. По окончании игры сказка записывается учителем-логопедом, а дети делают иллюстрации к ней. На музыкальных занятиях прослушивают музыку и сопоставляют с героями своих сказок, заново проигрывая их.

Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

У детей активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

– совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

– лексико-грамматический строй речи;

– развивать связную речь;

– мелкую и общую моторику;

– все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

– создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству педагогов с детьми.

Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Представляю вашему вниманию материал по развитию речи и коррекции имеющихся недостатков речи, посредством использования метода сказкотерапии.

Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии

В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла проблема поиска новых форм и методов работы, использование инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Проанализировав данную ситуация, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.

Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому многие логопеды используют элементы сказкотерапии в практике.

Основной формой реализации коррекционной работы по формированию правильного произношения звуков, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 в неделю, по 15-20 минут с каждым ребенком. Элементы сказкотерапии в традиционное занятие я включаю 3-4 раза в месяц с каждым ребенком, такое занятие занимает не меньше 20 минут.

Этапы сказкотерапевтического занятия

Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по автоматизации звуков являются следующие этапы:

1. Организационный момент. В основном сопровождаю данный этап следующими словами: «Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас нам необходимо сделать наш язычок послушными».

2. Артикуляционная гимнастика, провожу в форме логопедической сказки.

3. Работа над изолированным звуком. Многократное произнесение звука, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, развитие просодических компонентов речи. На данном этапе мы с ребенком уточняем уклад артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука. Определяем, на что похож по звучанию изучаемый звук.

4. Ритуал «входа в основную сказку». Для входа в волшебную страну проводится ритуал. Ритуал входа в сказочную страну сопровождаю вопросами: «Ты любишь сказки? Сегодня я предлагаю тебе отправиться в путешествие в сказочную волшебную страну, где мы возможно встретимся со сказочными ведомыми существами».

5. Повторение. На этом этапе мы с ребенком вспоминаем то, что делали на прошлом занятии, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Задаю ребенку вопросы о том, что было на прошлом занятии; что он помнит; как ему помог приобретённый опыт, в самостоятельной речи, стали ли его лучше понимать сверстники, родители, воспитатели.

6. Расширение. На данном этапе занятия рассказываю ребенку логопедическую сказку по автоматизации изучаемого звука. Сопровождаю рассказывание сказки показом иллюстраций, игрушек, кукол соответствующих сюжету сказки.

Сама при этом, образно превращаюсь в волшебницу, или в фею, и создаю вокруг себя волшебную страну. Также необходим, хотя бы один волшебный атрибут: палочка, цветок, шапка.

Игровые приемы и методы сказкотерапии

Применяю игровые приемы в зависимости от цели занятия – автоматизация в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Если, например, цель занятия автоматизация заданного звука в слогах и словах, то после прочтения сказки, прошу ребенка перечислить все слова, которые он услышал с заданным звуком. Вместе с ребенком определяем позицию звука в слове, затем ребенок придумывает другие слова с заданным звуком, который находится в начале, середине или конце слова.

Если цель занятия автоматизация заданного звука в предложениях, то применяю следующие приемы: например: «Прослушай сказку и добавь одно предложение так, чтобы сказка оказалась завершенной по смыслу». Ребенок выбирает вариант предложения: самое веселое, самое грустное, самое фантастическое окончание сказки или предлагаю ребенку свои окончания.

Если цель занятия автоматизация заданного звука в связной речи применяю следующие методы:

  1. Пересказ сказки;
  2. Составление новой сказки (придумывание).

Метод пересказа сказки, этот метод способствует внедрению изучаемого звука в связную речь.

Пересказ – это легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь.

Непосредственное обучение пересказу проходит по следующей схеме:

  1. Первое прочтение сказки без установки на запоминание. Цель этого этапа целостное эмоциональное восприятие;
  2. Второе прочтение с установкой на запоминание;
  3. Беседа по содержанию. Цель данного этапа усвоение содержания произведения;
  4. Третье прочтение сказки с расстановкой смысловых акцентов, выделение смысловых отрывков.
  5. Непосредственно пересказ сказки ребенком.

Следующий прием, который я применяю на логопедическом занятии с внедрением логопедических сказок – это составление новой сказки (придумывание) – значительно сложнее пересказа, к этому приему можно переходить только тогда, когда пройдет успешное усвоение приема пересказа.

Виды сказок

В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:

1. По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия опоры). Сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.

2. По представлению (в их основе лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).

3. По воображению (это придуманные сказки, представляющие собой результат детской фантазии). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.

6. Ритуал «выхода из сказки». Закрепляю новые навыки, приобретенные на занятии. Провожу беседу по наводящим вопросам. Подвожу итог сказочного занятия. Провожу этот этап занятия, так чтобы у ребенка появилось желание прийти на следующее занятие.

Сегидина Ольга Юрьевна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 16,
г. Белгород

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 05.09.2017

Статья просмотрена: 1077 раз

Библиографическое описание:

Мишакина, Е. А. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Мишакина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2697/ (дата обращения: 07.01.2021).

Приобщать ребят к радости творчества должны, разумеется, мы, взрослые друзья детства и юности.

Постановка проблемы:

Семья, детский сад, школа — фундамент воспитания, их продуктивное взаимодействие ведет к успешному развитию наших детей. За последние годы система образования претерпела большие изменения, как и семейные ценности и отношение к семье в целом. Наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение гаджетами. Это привело к переосмыслению подходов к взаимодействию детского сада и семьи, его форм и содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы (ФГОС ДО ч.1, п.9; ч.3, п.3.2.5, п/п 5).

Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий нескольких специалистов дошкольного учреждения.

Актуальность проекта:

«Яркий мир волшебных персонажей» — это интересная игровая деятельность, направленная на активизацию словарного запаса, развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы. Исходя из представлений о современных родителях, как о людях готовых к получению новых знаний, выбирается такая форма работы, которая соответствует следующим основным требованиям — оригинальность, востребованность, интерактивность. В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, помогает разрешить детские конфликты, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. И не случайно учителя-логопеды используют сказки, обеспечивая комплексный подход в развитии ребенка.

Возможности сказки, настолько велики, что позволяют предлагать метод сказкотерапии по развитию связной речи детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этому нужно обучать специально.

Цель:

‒ Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Задачи:

‒ Способствовать формированию грамматического строя языка, языкового чутья, внимания, интонационной выразительности речи.

‒ Научить детей продолжать и завершать сказки, пересказывать, составлять по аналогии и по плану, разыгрывать сценки, сочинять новые.

‒ Совершенствовать звуковую сторону речи, связную речь. Формировать плавность, ритмичность и точность движений

‒ Развивать коммуникативный и социальный опыт дошкольников.

‒ Приобщать детей к истокам народной культуры.

‒ Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в процессе коррекции нарушений речи и развития ВПФ.

Предполагаемый результат:

Развитие связной монологической и диалогической речи детей, активизация и пополнение словарного запаса.

Развитие умения принимать поставленную задачу, действовать по правилам, проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Развитие умения отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями, правильно произносить слова, использовать средства интонационной выразительности в процессе общения.

Формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других.

Развитие крупной и мелкой моторики рук.

Совершенствование работы с семьей.

Знакомство со сказкой строится по следующему алгоритму:

‒ рисуем (рисование, аппликация, по технике оригами и т. д.) / обсуждаем

‒ показываем (театрализованная деятельность)

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой — заинтересовать, организовать внимание и наблюдательность детей, подготовить к восприятию нового материала, включить в совместную деятельность с взрослыми, не мешая своим поведением другим. Пропедевтическая работа включает в себя: отгадывание загадок о персонажах сказок, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, показ презентации.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме. Необходимо обязательное сопровождение наглядным и игровым материалом.

Этапы реализации проекта.

I этап — Организационный. Выбор темы проекта.

II этап — Основной. Выполнение проекта.

Постановка и автоматизация звуков речи, развитие фонематического слуха, игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.

III этап — Заключительный. Подведение итогов.

Тематическое планирование.

Логосказки в коррекционной работе логопеда

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
– систематичность и последовательность,
– учет возрастных особенностей,
– учет индивидуальных особенностей,
– учет структуры дефекта,
– поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
– развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
– Артикуляционные.
– Фонетические.

– Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
– Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
– Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
– Сказки, способствующие формированию связной речи.

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
– Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
– стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
– повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Сказка о маленьком котенке

Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).

Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя…”. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной). Котенок очень любил блины со сметаной (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай (Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх). После завтрака котенок выходил гулять на улицу.

Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
– знакомят детей с гласными и согласными звуками,
– формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
– развивают слуховое внимание;
– развивают фонематический слух;
– знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
– формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания – составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6» – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВадим Гришко

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6»”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6»

2 Цели: к концу мастер-класса слушатели Получат представление о сказкотерапии, как средстве коррекции речевых нарушений; Потренируются в применении приемов для коррекции речевых нарушений

3 У детей с тяжелыми нарушениями речи: Недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление). Внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Дети с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

4 Сказкотерапия Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний. Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание любви к природе, доброты, внимания, ответственности. Коррекционно – развивающие задачи: развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

5 Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений Логосказка это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Виды логосказок: Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) ; Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) ; Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий) ; Сказки, способствующие формированию связной речи; Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

6 Игровые приёмы Психогимнастические этюды; Ритмические упражнения; Пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; Упражнения на релаксацию; Пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

7 На основе сказки можно играть: Сравнение прочитанного Узнавание детьми иллюстраций Мой любимый герой Любимая сказка Самая смешная сказка Игры-беседы детей с персонажами сказок

8 Сказкотерапия- игротерапия Активизация познавательных способностей детей – «Домики для друзей – зверюшек» (по сказке «Теремок») Развитие общих речевых навыков – «Зайчик услышит наше «ау» – быстро найдется в холодном лесу». Развитие слухового внимания – «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). Развитие лексико-грамматических категорий – « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. Развитие связной речи – «Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Развитие двигательной активности – Логоритмические занятия на основе сказок

9 Развивающая предметно- пространственная среда Аудиозаписи сказок Видеозаписи сказок «Уголок сказки» Детская библиотечка Развивающие игры по сказкам Иллюстрации к сказкам

10 Результат применения сказкотерапии в логопедической работе Использование сказкотерапии в логопедической работе приводит к положительной динамике в речевом развитии: Улучшается фонематическое восприятие, звукопроизношение, артикуляционная моторика Совершенствуется слоговая структура слова, грамматический строй речи Обогащается словарный запас и лексико-грамматические отношения, что способствует связной монологической речи у детей с ОНР

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Саввиди Марина Исаковна,студентка 3 курса кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольm.savvidi96@mail.ru

Научный руководитель –Черепкова Наталья Викторовна,доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольkostin072008@ya.ru

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Аннотация.В статьи рассмотрены задачи, цели, а также особенности использования сказкотерапии в логопедической работе. Ключевые слова:сказка, сказкотерапия, логопедическая работа, этапы применения сказкотерапии.

В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста, возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционноразвивающего обучения и воспитания[5]. Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия[2].Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм[3].По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний[3].Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности. Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих технологий, которое не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии используемые в логопедической работе:превращение занятия в сказочный сюжет;привлечение к занятию сказочного героя;употребление фрагментов из сказок;придумывание сказокВ процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы,что в свою очередь способствует развитию связной речи[2]. Развитию таких компонентов просодической стороны речи как: темп, тембр, сила, интонация, выразительность, способствует драматизация сказки. Формированию положительных черт характера способствует введение сказочного героя в логопедическое занятие. В логопедической работе применение элементов сказкотерапии даёт возможность решать следующие задачи:1.Коррекционнообразовательные: развитие всех компонентов речи, фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную речь, развитие слоговой структуры слова.2.Коррекционноразвивающие: развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, просодической стороны речи.3.Коррекционновоспитательные: развитие чувства доброты, любви к природе, ответственности, сопереживания.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д.предложила ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. предложила структуру коррекционноразвивающего сказкотерапевтическогозанятия. В которой выделила следующие этапы[1]: 1.Ритуал «входа» в сказку. Целью данного этапа является создание настроя на совместную деятельность. 2.Повторение. Его цель состоит в том, чтобы вспомнить то, что делали в прошлый раз, чему научились и какой опыт приобрели. 3.Расширение. Цель заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о чемлибо.4.Закрепление. Приобретение нового опыта.5.Интеграция. Цель состоит в том, чтобы связать полученный опыт с реальной жизнью. 6.Резюмирование. Состоит в обобщении полученного опыта и связи его с уже имеющимся.7.Ритуал «выхода» из сказки. Заключается в том, чтобы закрепить полученный опыт и подготовить ребенка к взаимодействию в социуме. Следует подчеркнуть особенности выбора сказки:используются простые, уже знакомые детям сказки, например такие как: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.сюжет сказок должен вызывать интерес и эмоциональный отклик у ребенка;можно использовать фрагмент сказкиОчевидно также, что в атмосфере сказки ребенок раскрепощается, становится более уверенным и заинтересованным в выполнении различных заданий[3].

Шороховой О.А. были выделены этапы применения сказкотерапии:1этап познавательноэффективная ориентировка. Данный этап направлен на понимание сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное исполнение сказочного образа, где ведущим методом является словесная режиссерская игра[4].Цели:

догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев,а такжеприродных явлений;

выразительно интонировать голоса героев;

для формирования артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова и голоса животных;

знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова. 2 этап словесное комментирование эмоциональноаффективных ситуаций. На данном этапе ребенок учится управлять своим поведениемс помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. Целиданного этапа:

раскрытие замысла сказки, побуждение ребенкак высказываниюпо содержанию;

воспроизведениеосновныхэпизодов и фактов, выразить словом свое отношение;

совместно составлять словесные описания, активизировать в речи ребенкаобразные выражения,а такжесказочные повторы. В процессе игрна разгадываниеэмоциональных состояний героев сказки ребенокучатся отбирать слова, которые выразительно описываютмимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации, комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные взгляды, анализировать и замечать неточности, ошибки. 3 этап выражение замещающей потребности.На данном этапе ведущим методом считается совместная импровизация, где предлагается разыграть отдельные фрагменты сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Они стремятсяпривнестиновые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет. Существеннаяроль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям, которые направленына развитие воображения, формирование дыхания, четкой дикции, интонации, а также артикуляции. Эти игры группируютсяв соответствии с тематическим планом работы и применяютсяв процессе проведения физкультминуток и организационных моментов[4]. Дидактическим сказкам на занятиях отводится особое внимание, в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы, такие как: цифры, буквы, звуки и арифметические действия одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития[3].Ведь сказка для ребёнка —это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько само поддержание игровой, необходимой для ребёнка, понастоящему сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливыйи здоровый ребенок.В заключении, хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в логопедической работе способствует тому, что у ребенка устраняютсяболезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительного влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционновоспитательной работы приводит к положительной динамике в

речевом развитии и эмоциональноволевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексикограмматические отношения,а такжесвязная речь[5].

Ссылки на источники1.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. —СПб.: ООО «Речь»,2000. –310 с.2.Никитинская С. В.Сказкотерапия в системе коррекционнологопедической работы с заикающимися дошкольниками / С.В. Никитинская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук № 46 / том 11 / 2009. 14961499 с.3.Соколов Д. Сказки исказкотерапия / М; Класс / 19994.Шорохова О.А.Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. —М.: ТЦ Сфера, 2006. —208 с. 5.Черепкова Н.В., Гурина А. А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Science Time. 2015.№11(23). С. 182187.

Читайте также:  Интегрированные логопедические занятия - актуальность, особенности организации
Ссылка на основную публикацию