Презентация: Звук и буква, Гласные и согласные

Презентация «Гласные звуки»

Людмила Поротикова
Презентация «Гласные звуки»

Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Это кратчайшая, далее неделимая единица, произносимая за одну артикуляцию. Сами по себе звуки не имеет никакого значения, а выполняют важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга (бак-бык-бок-бук, лимон-лиман, тоска-доска). Слова различаются количеством звуков (ворона –воронка, спор – спорт, набором звуков (различие в одном двух и более звуках, последовательностью расположения звуков (куст – стук, нос – сон, жабра – баржа). Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение (зАмок – замОк, трУсит – трусИт).

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Если струя воздуха свободно проходит через ротовую полость, не встречая на пути препятствий, то произносится гласный звук. Голосовые связки при этом напряжены и сдвинуты, воздушная струя колеблет их, в результате чего возникает музыкальный тон, т. е. голос. В русском языке 6 гласных звуков, различающихся по степени подъема языка, его месту в ротовой полости, участию или неучастию губ. Произношение гласных звуков зависит от позиции: под ударением гласные произносятся четко, в безударной позиции они подвержены редукции, т. е. произносятся менее четко и менее напряженно.

Прикреплённые файлы:

glasnye-zvuki_inf4c.pptx | 9574,77 Кб

Дидактическая игра по развитию умений определять гласные и согласные звуки «Рассели буквы по домам» Цель: Способствовать развитию умения правильно определять гласные и согласные звуки. Детям даётся задание правильно расселить звуки по.

Фотоотчёт о проведении открытого занятия «Гласные — согласные звуки. Дифференциация» Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического.

Конспект НОД «Гласные звуки [А], [У], [И]» Цели НОД: Образовательные: -закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [И], [У]; -совершенствовать навык фонематического анализа.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект урока «Гласные звуки. Признаки гласных звуков. Слогоразличительная роль гласных звуков» во 2 классе Конспект урока по русскому языку соответствует программе УМК “Школа России” (2 класс) для обучающихся Центра дистанционного образования.

Конспект занятия «Гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Путешествие по городу Красивой речи. Осень. Сказочный лес» Цели: 1. Образовательные: • Закрепить слуховой и моторный образ звуков [А] [О] [У] [И]; • Автоматизировать звук «Л»изолированно, в слогах,.

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение» Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение.» Цель: упражнять детей в различении гласных.

Мастер-класс дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы». Как-то вечером, в 18 часов, уже почти все дети ушли домой, остались 2 девочки. Я им предложила сделать дидактическую игру, а заодно и.

Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки» Подготовка к грамоте старшая группа. Авторская сказка “В мире звуков” Блок №1 “Гласные звуки” Занятие №1 Тема: «Гласные звуки» Цель: познакомить.

Технологическая карта ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные и согласные звуки». , ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В подготовительной группе. ТЕМА:.

Презентация “Звуки и буквы: гласные и согласные”

Презентация “Звуки и буквы: гласные и согласные” для проведения занятия с учащимися первых классов. В презентации предложены задания по определению гласных и согласных: загадки, игровые задания, физминутка

Просмотр содержимого документа
«Презентация “Звуки и буквы: гласные и согласные”»

Звуки и буквы Гласные и согласные

Нажать на схему – будет мигать картинка.

Слова делятся на …

А слоги состоят из …

Ответы появляются по щелчку мыши.

Он бывает тихим, громким

А ещё – глухим и звонким,

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Ответ – по щелчку мыши.

Жили-были в стране «Фонетика» звуки, длинные и короткие. Были они невидимы, но их можно было услышать.

Скучно было жить звукам и решили тогда все длинные и певучие звуки создать хор, а отрывистых и коротких пригласили в зрители.

И запели они: а-а-а, о-о-о, ы-ы-ы.

Короткие и отрывистые пришли в восторг, ведь они так не умели.

После такого успеха длинные звуки назвали себя гласными , а свои дома покрасили красным цветом.

Короткие звуки согласились и назвали себя согласными , а дома покрасили в синий цвет.

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать,

Гласные по щелчку мыши.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные – по щелчку мыши.

Игра «Что в начале, что в конце»

Вот бочонок с шапочкой,

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал.

Белой свечкою цветки.

Выход картинок по щелчку мыши. Щелчком на картинку появляется ответ загадки.

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Игра «Что в начале, что в конце»

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Вкусен, сладок их нектар.

Кто – то дерево узнал?

Выход картинок по щелчку мыши. Щелчком на картинку появляется ответ загадки.

Тренажёр «Гласные и согласные звуки». Гласные и согласные Начать. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТатьяна Важенина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Тренажёр «Гласные и согласные звуки». Гласные и согласные Начать.” — Транскрипт:

1 Тренажёр «Гласные и согласные звуки»

2 Гласные и согласные Начать

3 1. Найди картинку в названии которой первый звук гласный.

6 2. Найди картинку в названии которой первый звук согласный.

9 3. Как можно назвать картинки одним словом? Выбери только тех птиц чьи названия начинаются с гласного звука.

15 4. Как можно назвать картинки одним словом? Выбери только тех животных чьи названия заканчиваются на гласный звук.

18 5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)

19 5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)

20 5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)

21 6. Найди лишнюю картинку

24 7. Найди лишнюю картинку

28 Твёрдые и мягкие согласные Обучающие задания Обучающие задания Упражнение

29 1. Как можно одним словом назвать все предметы? Детям было дано задание выбрать те инструменты в названии которых первый согласный звук твёрдый. Кто выполнил задание верно?

32 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)

33 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)

34 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)

35 3. Кто из садовников садит ягоды названия которых начинаются с мягкого согласного?

38 4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)

Читайте также:  Космическое приключение - конспект НОД

39 4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)

40 4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)

41 5. Найди лишнюю картинку

44 6. Найди лишнюю картинку

47 Звонкие и глухие согласные Обучающее задание Обучающее задание Упражнение

48 1. Как можно назвать предметы одним словом? В названии какого предмета первый звук звонкий согласный?

51 2. В какой вазе стоят цветы, названия которых начинаются со звонкого согласного?

54 3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)

55 3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)

56 3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)

57 4. Как можно назвать предметы одним словом? Выбери те предметы названия которых начинаются со звонкого согласного.

63 5. Найди лишнюю картинку

66 6. Найди лишнюю картинку

69 Итоговый тест (гласные и согласные звуки) Вариант 1 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 2

70 1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)

71 1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)

72 1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)

73 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)

74 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)

75 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)

76 3. В каком из зоопарков живут животные в названии которых первый звук мягкий согласный?

79 4. Найди лишнюю картинку (обрати внимание на звонкость и глухость первых звуков)

82 5. Найди картинку, которая начинается с твёрдого звонкого согласного

85 6. Найди картинку, которая начинается с мягкого глухого согласного

88 1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)

89 1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)

90 1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)

91 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)

92 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)

93 2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)

94 3. Найди лишнюю картинку (обрати внимание на твёрдость и мягкость первых звуков)

97 4. Выбери корзину в которую собраны овощи в названии которых первый звук глухой согласный.

100 5. Найди картинку, которая начинается с мягкого звонкого согласного

103 6. Найди картинку, которая начинается с твёрдого глухого согласного

106 Обучающие задания (твёрдые и мягкие согласные) Задание 1 Задание 1 Задание 2 Задание 2

119 Обучающее задание (звонкие и глухие согласные) НАЧАТЬ

Презентация: Звук и буква, Гласные и согласные

  • Лента комментариев

Интернет — урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Читайте также:  Логопедическая игра 'Познавательная коробочка'

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?

Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными.

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – . ту – …, ры – …, ни – …, ме – . ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний

Презентация на тему: Тренажёр «Гласные и согласные звуки»

Первый слайд презентации: Тренажёр «Гласные и согласные звуки»

© Александрова К.А. Учитель-логопед МБДОУ №131 «Радуга», Архангельск, 2012

Слайд 2: Введение

Благодаря работе с предыдущими тренажёрами мы переключили внимание ребёнка на звуковую сторону речи. Следующий шаг в работе – познакомить ребёнка с гласными и согласными звуками, научить их различать. Для этой цели предназначен тренажёр «Гласные и согласные звуки». С его помощью Вы сможете сформировать у ребёнка необходимые умения, а именно: – развить представления о звуках; – научить ребёнка различать гласные и согласные звуки; – научить различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; – развить навык дифференциации смешиваемых звуков. Представленные материалы также позволят пополнить словарный запас детей и расширить их кругозор.

Слайд 3: Пояснительная записка

Все упражнения необходимо выполнять под контролем взрослого. Задания следует выполнять в представленном порядке. Выберите необходимый раздел в содержании, и для начала работы кликните мышкой на слово «начать». При выборе ответа необходимо нажимать на картинку, либо на цифру. При нажатии кнопки которая имеется в завершающем слайде вы вернётесь в главное меню. Тренажёр имеет три раздела. Первый раздел направлен на формирование представлений о гласных и согласных звуках. Второй раздел направлен на работу с согласными звуками. Он содержит два подраздела: в первом представлены задания для различения твёрдых и мягких согласных, во втором – звонких и глухих. Оба эти направления имеют обучающие задания и упражнения для отработки полученных знаний. В данном разделе при выполнении обучающего задания необходимо пользоваться клавишами на клавиатуре. Третий раздел это итоговые тесты по данной теме, которые позволят проверить насколько ребёнок усвоил данную тему. Желаю удачи!

Читайте также:  Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Слайд 4: Содержание

1. Гласные и согласные 2. Согласные звуки Твёрдые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные 3. Итоговый тест

Презентация по русскому языку на тему “Повторяем гласные звуки и их буквы.”(1 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Гласные звуки и их буквы 1 класс Учитель: Игнатьева Ольга Дмитриевна ГБОУ СОШ№ 654

Каллиграфия Рассмотрите рисунки на с. 3. Кто это? Элементы каких букв напоминают юбка и головной убор индейцев? Нарисуйте такие юбки, как показано в образце. Прочитайте буквы и соединения на второй строчке. Почему буквы даны в такой последовательности? Запишите их. Прочитайте слова про себя. Какие слова состоят из одного слога? Какие слова являются однокоренными? Обратите внимание на соединение букв. Запомните слова, диктуйте себе по слогам. Подчеркните сочетание ши. Как оно пишется? Выделите корень в однокоренных словах

9 апреля. и ии ц цц ш шш щ щщ шил цирк камыши циркачи

Спешит индеец Луч Заката Поскорей доплыть до брата. Через лучшие буквы, слова этот путь Постарайся скорей протянуть. Определите лучшие буквы, слоги, слова и проведите через них синим карандашом «путь» от индейца в лодке к другому индейцу. – Что мы сейчас делали? – Что уже повторили?

Что мы знаем о звуках и буквах

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды

Гласных звуков … [а] [о] [э] [и] [ы] [ у] 6

Буквы е, ё, ю, я звуками не являются!

Все гласные звуки делятся на: ударные, безударные

й л м н р ч щ х ц

Назовите первые звуки и буквы в словах-названиях учеников-игрушек звук [a] буква «о» звук [д] буква «дэ» звук [к] буква «ка» звук [з] буква «зэ» звук [м] буква «эм»

Упражнение 1 стр.3 (устно) Упражнение 2 стр.3

Упражнение 3 стр.5 эму – 3зв. 3б. ем – 3зв.2б.

Домашнее задание Упр. 5 стр.7

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Начальные классы

Русский язык “Школа 2100” 1класс 2 урок

Ι. Актуализация знаний. Повторение

1. – Рассмотрите рисунки на с. 3. Кто это? (Индейцы.) Элементы каких букв напоминают юбка и головной убор индейцев? (Элементы строчных букв и, ц, ш, щ.)

– Нарисуйте такие юбки, как показано в образце.

Один ученик рассказывает о последовательности .

– Прочитайте буквы и соединения на второй строчке.

– Почему буквы даны в такой последовательности? (От простого к сложному.) Запишите их.

2. – Прочитайте слова про себя. Какие слова состоят из одного слога? Какие слова являются однокоренными?

– Обратите внимание на соединение букв. Запомните слова, диктуйте себе по слогам. Подчеркните сочетание ши. Как оно пишется?

– Выделите корень в однокоренных словах (цирк, циркачи).

– Интересно, куда спешит индеец в лодке? Укажите ему путь.

Спешит индеец Луч Заката

Поскорей доплыть до брата.

Через лучшие буквы, слова этот путь

Постарайся скорей протянуть.

Ученики определяют лучшие буквы, слоги, слова и ведут через них синим карандашом «путь» от индейца в лодке к другому индейцу. У кого путь длиннее, у того больше правильно написанных букв, слов.

– Что мы сейчас делали?

– Что уже повторили?

4. Повторение изученного о звуках и буквах.

Беседа по вопросам:

– Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые, гласные и согласные.)

– Сколько гласных звуков? Назовите их. (Их 6: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].)

– Согласных звуков 36. Назовите все глухие согласные звуки; звонкие согласные звуки (твёрдые и мягкие).

– Сколько букв в русской азбуке? Расскажите алфавит все вместе хором.

– Назовите первые звуки и буквы в словах-названиях учеников-игрушек. (Дракончик – [д] , буква «дэ», обезьянка – звук [а] , буква «о» и т.д.)

ΙΙ. Применение знаний

Работа в учебнике

1. Упр. 3, с. 5. Выполняется по «шагам»-заданиям (от точки до точки).

Ученики выписывают слова с буквой Э, проводят звуко-буквенный анализ слов эму и ем, находят предложение к иллюстрации, а затем самостоятельно списывают и проверяют третье предложение.

Читают статью из толкового словаря о слове вольер.

Дополнительное задание: подчеркнуть букву мягкий знак .

– Какую «работу» он выполняет в словах?

– Какую кличку вы бы дали страусу? Как бы её написали?

2. Работа по рисункам (с. 6–7).

– Чем занята обезьянка?

– Правильно ли записаны имена людей?

– Какое правило надо знать, чтобы в записи имён не допустить ошибки?

– Что это за новая ученица? Как её зовут? (Эля.)

– Как вы думаете, что говорит учитель Карандаш?

– А как зовут котика? (Мы не знаем.)

– С какого звука может начинаться его кличка-имя? (Со звонкого согласного, именно эта схема-человечек протянула к нему руки.)

– Приведите примеры таких кличек. (Барсик, Мурзик. )

Сначала заполняется кроссворд. Затем имена записываются в тетрадь в строчку. Выполняются все задания по «шагам» («шаги» обозначены точками).

Самооценка по алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под текстом справа внизу.

– Рассмотрите верхний рисунок на с. 7.

– Составьте предложение по картинке.

Затем выполняется упражнение «по шагам».

Образец записи : Экскава / тор, эскимо/с, эскимо / , экра / н, поэ / т, э / хо, эх .

Красной точкой обозначаются гласные звуки .

– Сравните слова поэт и поёт.

– В слове поэт 4 звука, 4 буквы. В слове поёт 5 звуков и 4 буквы, так как буква ё обозначает два звука [й’о]. (Стоит после гласного.)

Вопросы после выполнения упражнения :

– Значения каких слов объясняет рисунок? А толковый словарь?

– Какие слова нельзя объяснить с помощью рисунка, а можно

услышать? (Эхо, эх.)

Работа в тетради (на зелёной полосе), с. 3.

– Какие буквы гласных обозначают два звука и когда?

– Обведите их в красный кружок.

– С какой буквы гласного не начинаются слова?

– Обведите её в коричневый кружок. (Буква ы.)

– Почему гласные звуки так называются?

– Что нового вы узнали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

– Что нового узнали?

– Какие знания повторили?

– Какие бывают гласные звуки в слове в зависимости от ударения?

– Назовите все гласные звуки; все буквы гласных звуков.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Чем, на ваш взгляд, отличаются уроки по «Букварю» от уроков русского языка?

Ссылка на основную публикацию