Презентация – Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи

Индивидуальная работа с детьми по сенсорному развитию
презентация к уроку по логопедии по теме

Разнообразный поток информации – это общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
sensornoerazvitie.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

И ндивидуальн ая работ а с детьми по сенсорному развитию Логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида №35 «Аленушка» г. Ершова» Белоус Ирина Валентиновна

Разнообразный поток информации – это общение . Оно является условием развития центрального речевого аппарата, а отражение действительности в сознании происходит через органы чувств (сенсорную сферу).

Внедрение элементов сенсорного воспитания в логопедическую работу связано прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули к идее проведения индивидуальных логопедических занятий с использованием сенсорного уголка . Уже первые занятия показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит материал по сенсорному развитию. Это уголок, где всё звучит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Сенсорный уголок Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорном уголке.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке, в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести перед “Волшебным” зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед “Волшебным” зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчёние, удивление). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантонимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.

Как показывает опыт, у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, были перенесены в сенсорный уголок, в «сухой бассейн» . Например, такие упражнения как «Медвежонок в берлоге», «Заячьи бега», «Слонёнок», «Медуза» и т.д Имея разнообразные наполнители, применение бассейна принимает многофункциональность. Например, игры: «Определи крупу»(макароны) с закрытыми глазами; «Найди букву» (игрушку), «Город одного звука»,»Мой клад», «Буква потерялась» и т.д.

Тепловые таблички Цели: – развивать температурные ощущения; – знакомить с некоторыми физическими свойствами различных материалов; – подбирать таблички, которые на ощупь кажутся одинаково тёплыми. Оборудование: 4 пары табличек, изготовленных из разного материала – дерево, искусственная кожа, замша, металл. Таблички лежат в ящике, каждая пара в своём отделении, и имеют одинаковую форму и размер, но отличаются по теплопроводности.

Сказка «Живые звуки» Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: «а» – радостный и веселый, «у» – угрюмый, задумчивый, «о» – очень любил всему удивляться, «и» – игривый, улыбчивый, «э» – медлительный, рассудительный, «ы» – самый серьезный и хмурый .

«Песенка гласных» Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослого на слух.

Играем пальчиками-развиваем речь

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Существенным фактором в планировании и методике проведения индивидуальных занятий по сенсорному развитию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении ребёнок не может воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Вы увидели лишь некоторые игры и упражнения, которые можно включить в занятие как коррекционный компонент. Подобрать их можно в методической литературе: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» О.С Ушакова «Придумай слово» Н.А. Лукина, И.И. Никкинен «Научи меня слышать» Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» И. Лопухина «Речь, ритм, движение» Н.В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори

Выводы Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала на индивидуальных занятиях имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным: – учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным; – многообразие материалов позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию; – каждое занятие с использованием сенсорного уголка вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность. Считаю, что использование оборудования сенсорного уголка, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов. Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорное воспитание.

ПРЕЗЕНТАЦИЮ СОСТАВИЛА Белоус Ирина Валентиновна, логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Алёнушка» г. Ершова»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “РЕЧЕВОЕ И СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА”
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) по теме

РЕЧЕВОЕ И СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
samoobrazovanie_rechevoe_i_sensornoe_razvitie.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

САМООБРАЗОВАНИЕ ГОРБУНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7«ПЧЁЛКА»

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА РЕЧЕВОЕ И СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: “Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. . В 1 год ребенок из этих слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья – медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета.

Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. – 1 г.7 мес. происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 – 400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам – 1200-1300 слов), совершенствование качества речи – произношения, построения, осмысления”.

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы педагога. Прежде всего, это развитие предметной деятельнос ти, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей .

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи . Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания .

Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу ( задачу , сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре.

Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя

Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково – Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы педагога.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее .

Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей 1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх. 2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом. 3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. 4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия. 5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста: • Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; • Формировать у детей зрительные способы обследования предметов; • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; • Развивать познавательные процессы; • Развивать мелкую моторику.

Сенсорное воспитание влияет на : • Умственное развитие; • Эмоции; • Развитие самостоятельности; • Развитие отношения к окружающему. Формирование сенсорных эталонов: • Цвет • Форма • Величина

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Ольга Сикстель
Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Здравствуйте. Представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений»

В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Требования сенсорного воспитания в 2-3 года

• Понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

• Ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

• Умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

• Способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

• Узнавать геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник» находить похожие на них предметы.

Средства сенсорного развития: дидактические игры и упражнения, игровая деятельность, конструирование, изобразительная деятельность.

Остановимся более подробно на дидактических играх и упражнениях. Наряду с покупными игрушками: «Вкладыши», «Пирамидки»,

«Разноцветные стаканчики», «Занимательный шар»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

И многми другими

Хотелось рассказать о пособиях, сделанных своими руками. Пособие «Тучка» и «Солнышко». Задачи данного пособия: развитие мелкой моторики рук,

закрепление двух основных цветов, знакомство с природными явлениями.

Многофункциональная игрушка «Слоник». Эта игрушка частично является аналогом игры «Чудесный мешочек». Почему частично, потому что я ее усовершенствовала. Помимо работающего хобота и внутренней части игрушки, функциональными стали еще и бока со спинкой. Как же с ним играть? Предлагаю следующие игры: «Найди такой же» (кладем внутрь одинаковые игрушки, ребенок достает одну, а затем на ощупь старается найти такую же, «Угадай, что это» (ребенок просовывает руку внутрь, ощупывает игрушку и старается отгадать, что это, «Достань, что назову» (внутрь слоника помещаются геометрические фигуры и формы, ребенок на ощупь должен найти тот предмет, который назвали). Эти игры направлены на сенсорное развитие. Играя, мы развиваем память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, тактильные ощущения.

На одном боку моего слоника прикреплены цветные кнопки, на которые одеваются разноцветные резиночки. Развивается мелкая моторика рук, закрепляется знание цветов.

Другой бок-это магнитная доска. Прикрепите на нее любую сюжетную картинку – «составь рассказ по картинке», несколько предметных – «найди лишнее» и т. д.

На спинке – доска для рисования, со счетами.

Не забыли и про заднюю часть. Здесь прикреплены съёмные полосы различные по фактуре – развиваем тактильные ощущения.

Развивающая игрушка «Веселый щенок»

формирование положительных эмоций, воспитание эстетического восприятия, развитие речи, развитие первичных понятий об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений.

-развитие тактильных ощущений, движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики;

-закрепление представлений о цвете и величине, форме;

-классификация предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина);

-развитие навыка счета;

-развитие речи и активизация словаря;

-доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

развивающая игрушка изготовлена из фанеры, ДВП, ткани,

замков-молний, шнурка, пуговиц, пластмассовых колесиков.

При создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать своими руками. Развивающая игрушка «Веселый щенок» используется в игровой деятельности детей; в воспитании дружеского отношения к своим сверстникам, желания играть вместе. Развивающая игрушка помогает развивать восприятие детей (цвет, величина, форма, мелкую моторику, память, внимание, связную речь, эмоциональный мир детей. Таким образом, «Веселый щенок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Многофункциональное методическое пособие «Разноцветный кубик»

повышать интерес детей к получению знаний об окружающем мире;

развитие умственных способностей, связной речи воспитанников;

развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, тактильных ощущений;

формирование пространственных отношений, умения различать цвет, некоторые геометрические фигуры, эмоции.

Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры, игрушки, развивающие пособия для детей. И согласитесь, современных детей сложно чем-то удивить. Но я постаралась, и знаете – удивила. Немного моей фантазии, креатива и золотых рук мамы моего воспитанника и у нас получилось замечательное пособие «Разноцветный кубик».

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Сам куб представляет собой пять рабочих сторон.

Каждая сторона направлена на развитие той или иной познавательной функции и имеет свой цвет.

1 сторона – зеленая: «Совушки». Описание игры: положите красные шарики (кубики, бусины и т. д.) в карман совушки с желтыми крыльями; с желтым клювом; той, которая расположена ниже и т. д.

2 сторона – желтая: «Заплети косички». Описание игры: заплети косички грустной девочке; веселой и т. д.

3 сторона – зеленая: «Волшебные мешочки». Описание игры: определи предмет на ощупь.

4 сторона – красная: «Необыкновенное яйцо». Описание игры: расставь цветочки так, чтобы первым был голубой; чтобы первым и последним были белые цветы и т. д. ; завяжи бантик из голубой ленточки; заплети косичку.

5 сторона – синяя: «Веселый мишка». Описание игры: продень шнурок в колечки разными способами.

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Увлекательные многофункциональные игрушки «Веселый огород» – капуста и гусенички. «Капусту» мы сшили – материал хб. Наполнили холлофайбером, пришили замки, молнии, шнуровку на листочки.

Цель этой игрушки развивать память, моторику рук, глазомер.

Гусенички – обвязали яйцо от киндер-сюрприза, наполнили разными крупами, пришили по бокам липучки – можно соединять, убирать, делать длиннее и короче. Также можно использовать как сенсорное развитие, цвет, моторику рук, шумовое ощущение, слух; больше, меньше прикрепление липучек, пристегивание шнуровок. Дети играют с удовольствием.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – Детский сад № 169”

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка очень важна.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

— восприятие речи взрослых;

— наблюдение за языком;

— вовлеченность в активную речевую среду;

— диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

— обеспечение богатства сенсорных представлений;

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

— обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС(речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

— развитие словаря ребёнка

— работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

— развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

— воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)

— подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

— развитие мелкой моторики и графомоторной функции

— знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

  1. 1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. Схемы на дыхание.

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

  1. 3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

  1. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »
  2. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

  1. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др. Схемы для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобщающих слов, например «транспорт» — лото;

на дифференциацию, например — одежда летняя, зимняя и при — лото, домино; увеличивается количество игр на многозначные слова; игры типа «Нарисуй слово» (на понимание многозначности).

Схема качеств предметов «Отгадай, что это?».

Лото — «Один, одна, одно»; Карточки для игры «А что у Вас?» (у меня высокий дом, а у меня маленькая избушка).

Игры на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже — «Чего не хватает?» (носков, чулок); Д/упр. «Дорисуй дорожку» (например на дорожке нарисована капля воды, а дальше – чайник, в котором вода кипит. Нужно дорисовать, что еще можно делать с водой).

Лото «Мы гуляем» (что можно делать в лесу, на реке, в парке аттракционов и подбор картинок с глаголами.)

Лото с наименованиями посуды, детенышей животных и птиц — «Один — много».

Картинки с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5груш).

Картинки с изображением синонимов.

Игры на образование профессий от разных частей речи — «Знаешь ли ты профессии?»; на подбор однокоренных слов — «Логические линейки» с картинками, изображающими эти слова. «Слова наоборот»; «Свойство предметов» ; «Кто и что?» (живое-неживое); «Мир вокруг нас»(игра на употребление предлогов).

  1. 7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; Мнемотаблицы. Коллажи- «Найди кто спрятался», «Какая сказка потерялась?».

Наборы цветных геометрических фигур для моделирования рассказов и сказок.

Упражнения типа — дорисуй сказку, вставь пропущенные слова в рассказ или сказку. Серии сюжетных картинок на разные темы (времена года, игры детей, профессии взрослых, картинки- забавы и пр.).

Серии заданий:- «Обгоревший свиток». Размытое письмо» — дополнить сложные предложения;

Схемы составления рассказов разного типа, сказок, загадок.

«Отгадай животное»; « Отгадай мебель», «Отгадай сказку»,

«Забавные истории»; «Что перепутал художник?»; «Витражи сказок»; «Составь рассказ по картине», «Разложи по порядку и составь рассказ».

Альбомы со схемами: загадок, стихов, рассказов.

«Пословицы и поговорки», «Что к чему и почему», «Где я это видел?».

Картотеки: упражнения дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастики; скороговорок; чистоговорок; потешки, стихи.

  1. 8. Развитие мелкой моторики

Нитгография, скань. Мнемодощечки (до 15-20 видов).

Рисование мылом, рисование мыльными пузырями, рисование солью, расчесывание, рисование поролоном.

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

  1. Речевое общение. Проблемные ситуации на моделирование культуры речевого поведения (карточки: говорю быстро- медленно, громко-тихо, ласково-грубо и др.). Карточки со смоделированными ситуациями общения.

Фотоальбомы (моя семья, мои друзья, мои любимые животные, мы отдыхаем и пр.) для обсуждения.

Знаки — примирения, восхищения, дружбы и пр. Колпачок именинника Центр общения в группе (камин, зелень, освещение, кресла и пр.)

Схемы и модели правил культуры речевого общения в группе.

Заключение

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Формирование всех компонентов устной речи ребенка

Цель: информирование родителей (законных представителей) о компонентах устной речи, возможности их формирования в игровой форме
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.
В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь – это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь – это слова, которые ребенок говорит.

Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный – весёлый, высоко – низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.
Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит
Развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий

Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог.
Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.
В логопедической практике используют следующие виды связной речи:
Рассказ-описание предмета;
способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

в нем описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий определяются общие признаки.

Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Рассказ из личного опыта;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Сочинение сказок и рассказов;
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:
вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.
Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное – яблоко, кресло, платье.
Желтая – репа, краска, сумка.
“Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

В заключении хотелось бы рекомендовать вам, родители, уделять время подобным и другим речевым играм. В них можно играть не только дома, но и в дороге, на пикнике, стоя в очереди в магазине.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов «Сказка «Колобок»

МБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат»

г. Красновишерск Пермский край

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов «Сказка «Колобок»

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является важным направлением коррекционной педагогики психологии. Занятия направленные на развитие психических процессов детей, приобретают огромное значение при обучении на начальной ступени. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

А так как игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся ее необходимо включать во все структурные элементы обучения. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки.

В форме игрового сказочного путешествия на коррекционных занятиях учащихся можно развить умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы к оррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).

Конспект предназначен для обучающихся с легкой умственной отсталостью, 3 класс. Также может быть использован для учащихся начальной ступени, обучающихся по 1 варианту, для учащихся обучающихся в классах с умеренной умственной отсталостью.

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, навыков обобщения и группировки, элементов мышления;

Образовательные: обучение умению ориентироваться на листе бумаги, закрепление понятий «вправо-влево», «вверх», «вниз»;

Воспитательные: в оспитание способности подчинять свои действия инструкции, воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к окружающим.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Посмотрим друг на друга, улыбнемся еще раз. Молодцы!

2. Определение темы и цели.

«Что за чудо? – Неизвестно,- покатился шар из теста!

Этим шариком лисица на тропинке подкрепится.

Подрумянен круглый бок, – это вкусный…» (колобок).

Совершенно верно, ребята. Это – колобок! (Приложение, Колобок).

Посмотрим о колобке сказку (просматривание сказки «Колобок»).

Понравилась вам сказка? Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем ему. Не дадим колобка на съедение лисе.

Катится колобок по дорожке… Спрятался под елкой, как листок, дрожит. Глядь – по лесу зайка с еренький бежит. (Приложение, Зайчик) Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь колобку.

Задание 1 «Нарисуй по точкам», цель – развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта (Приложение).

Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?

Ребята, зайчик приготовил для вас еще одно задание – игра «Четыре слова» (развитие произвольного внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

Ход игры: дети сидят на стульях, педагог договаривается с ними какие слова будут использовать, они должны быть связаны по смыслу, например: «лето, весна, осень, зима», «земля, вода, воздух, огонь»; участники договариваются какие движения будут выполнять на каждое слово. Например: «1 слово» – кладут свои руки на колени, «2 слово» – вытягивают руки вперед, «3 слово» – поднимают руки вверх, «4 слово»- производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.

Молодцы, ребята! Зайчик очень доволен, что поиграл с вами. Отправляемся дальше вместе с колобком.

Отгадайте, кого мы встретим следующим.

На собаку он похож. Зубы острые, как нож.

На луну повыл и смолк – на охоту вышел … (волк) (Приложение, Волк)

Задание 2. «Вспомни и назови», цель – развитие зрительной памяти (Приложение).

Ребята! В течение 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

Следующее задание, волк просит запомнить на слух и повторить.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.

3. Динамическая пауза.

Устали? Поиграем в игру «Пожалуйста».

Я буду давать задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу волшебное слово

4. Продолжение работы.

Большой, коричневый, лохматый,

Любит громко пореветь,

А зовут его…(медведь). (Приложение, Медведь)

Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.

Задание 3. «Собери урожай», цель – р азвитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления (Приложение)

Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Покажите стрелками: что надо класть в одну корзину, что – в другую.

Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с колобком.

Вот так рыжая плутовка,

След свой заметает ловко!

Кур таскать большая мастерица,

А зовут её… (лисица) (Приложение, Лиса)

Ребята, что же делать, как помочь колобку?

Задание 5. Пространственная ориентировка.

Расскажите, как колобок катился по дороге, используя слова: «вперед», «назад», «направо», «налево», «вверх», «вниз». Проведите линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги (графомоторная дорожка)

5. Итог. Рефлексия.

Как вы думаете, вы спасли колобка от лисы? Что вы для этого сделали? Какие задания вам понравились больше всего?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, попрощайтесь.

Молодцы. Спасибо вам, ребята.

Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.

Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005г.

Тукачёва С. «Коррекционно-развивающие занятия 3-4 класс», 2004г.

Читайте также:  Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию