Презентация (Слоговые таблицы для автоматизации звуков)

Презентация “Развитие анализа и синтеза слов различной слоговой структуры” (2 класс) по русскому языку – проект, доклад

Презентацию на тему “Развитие анализа и синтеза слов различной слоговой структуры” (2 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Логопедическое занятие – путешествие

Тема «Развитие анализа и синтеза слов различной слоговой структуры» Лопатина В.Г., учитель-логопед. МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа

Произнесите чётко: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

НSА VОUСТZРОWВЕ СПNWРLЯТYАН КZRЛFАД. НАWЙSДИVТЕ WЕZГО ! тюлень кит дельфин

Мне недолго измениться: с «С» я рыба, с «ф» я птица. САЗАН ФАЗАН

С «к» — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С «п» — от вас не утаю — Тоже в школе я стою. карта парта

Добавь фонему: РУБКА ДАР КЛАД

Река – рука – мука – муза – луза – лужа – ложа – кожа – кора – гора – горе – море

Я — синоним осьминога, а без «с» — в метле нас много. Спрут прут

Физкультминутка Морское царство. Мои руки – это волны, Гонит ветер их вперёд. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовёт. Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. Спустимся на дно морское, Там кораллы, словно ветки, Водоросли изумрудом Там качаются без ветра. Вот проплыл конёк игривый Как змея, ползёт мурена, И акула отдыхает. Снится море ей, наверно.

Развитие мелкой моторики рук. Лодочка.

Две ладошки я прижму И по морю поплыву. Паруса я подниму. Синим морем поплыву. А по бурным по волнам Рыбки плещут тут и там.

Разгадайте ребус: пила (3214) = раки (4312) = рыбак (51432) =

ЧУДЕСА Дым на улице стоит. Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка. Со стола упала кошка. В день весенний у ворот начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке. Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам.

– Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву: Ослик, дом, рот. Окна, круги, мак. – Прочитайте слог справа налево. Мышь, шуба, шов. Мыло, сыр, косы. Нос, луна, сын. – Прочитайте слог справа налево. Пол, лак, стул. Сом, рот, кино. Сад, бусы, пёс. – Прочитайте слог справа налево. – Какое слово получилось?

Презентация (Слоговые таблицы для автоматизации звуков)

Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.

Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов:

а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;

б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;

в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;

г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;

д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.

Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА. ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.

Игровые приёмы в работе со слогами

1. «Не пропусти слог».

Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик. ), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА. Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА. ТО-ПУ-АХ.

Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.

5. «Вспомни чужой голосок».

Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.

6. «Какой слог лишний?»

Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.

7. «Запомни и повтори».

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.

Игры на узнавание звука в слове

1. «Покажи картинку (игрушку, предмет)».

Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с заданным в слове звуком.

2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)». Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку.

Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару. ; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу.

Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг.

5. «Найди одинаковый звук».

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С.

Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда. Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.

7. «Выбери правильно».

Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

8. «Звук в конце (в середине, в начале)».

Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии.

9. «Раздели на три».

В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.

В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове.

а) подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;

б) назвать окружающие предметы с тем же звуком;

в) вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.

Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования.

При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме:

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

До начала работы над этой проблемой выпускники речевой группы уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии.

В ходе работы по данной проблеме к концу 2009-2010 учебного года у выпускников речевой группы можно констатировать более высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Для реализации этой темы мы ставили следующие задачи:

– Формирование фонематического слуха.

– Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

– Формирование правильного произношения.

– Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).

– Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха.

– развитие навыка узнавания неречевых звуков;
– различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов близких по звуковому составу;
-дифференциация фонем;
-дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

– определение порядка звуков в слове;
– выделение отдельных звуков;
– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
– построение моделей (схем).

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, мы проводим игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используем символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.)

Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), мы используем схему группы и модель источника шума.

При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосочек, ниточек и кружков.

После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используем различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки).

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью.

Работу начинаем с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даем через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращаем на работу органов артикуляционного аппарата.

Ребенку предлагаем схему анализа артикуляции звука (единая для всех звуков).

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.

При изучении гласных звуков особое внимание уделяем положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков:

Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игру «Внимательные ушки». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор.

Далее определяем место звука в слове с опорой на картинки. Проводим игру «Звуковой вагончик»

Логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и –ква-, а вместе «тыква».
Со- и –ва- итак, «сова».

На занятиях дети пробуют составлять слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы).

Проводится игра «Папа зовет детей» — папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Дятел-телеграфист» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

Далее мы знакомим детей с понятием «ударение».

Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка — молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду» — Федора идет по лесу и зовет свою посуду. Дети помогают ей позвать посуду, выделяя голосом ударный гласный звук (сИто, ножИ, самовАр, вИлка, чАйник и т.д.)

Далее детей знакомим с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме (см.выше) делается вывод о согласном звуке.

Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, жужжанье, рык
Преподносит нам язык.

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам. На занятиях часто используем изображения травы и камня: трава – мягкий согласный звук, а камень – твёрдый. Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Если в голове звенит,
Значит, звонкий звук звучит.
Если тихий звук такой,
Значит, звук звучит глухой.

Читайте также:  Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Примерные игры для работы воспитателя с детьми

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?»

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.

Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игры, помогающие определить место звука в слове

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру;
Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игра «Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

Игра «Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игра «Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

Игра «Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.

Крашеницина Ольга Ивановна,
учитель-логопед
ГБДОУ д/с №5 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

Аннотация: В развитии фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа, в который «перевоплощается» взрослый является наибольшим стимулом для детей к выполнению заданий, так как взрослый может наиболее полно воплотить и реализовать данный образ в игре. Учитывая данные особенности развития игровой детей, а так же особенности мышления и воображения дошкольников, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного его обучения в школе и дальнейшей трудовой деятельности.

Речевая функция ребёнка носит системный характер и включает в себя взаимодействие различных компонентов языка (звуковое произношение, лексику и грамматический строй речи).

У определённой части детей поступающих в школу имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом, что снижает возможность полноценного овладения навыками письма и чтения. Дети могут или совсем не овладеть чтением, либо допускают ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения, замены и перестановки букв.

У детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу, фонематическое восприятие находится на очень низком уровне. Дети не только не выделяют звуки из потока звуков, но и не определяют места звука в слове, в результате чего не слышат четкого его произношения.

Для развития навыков фонематического анализа и синтеза предлагаю использовать такое вспомогательное средство, как игровой образ.

Многими исследователями (Д.Б. Эльконин, Е.О.Смирновой) было подмечено, что именно игровой образ служит хорошей побуждающей мотивацией к различным заданиям, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников служит игра.
Именно игровая деятельность является наиболее свободной, непринуждённой. В игре ребёнок начинает управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Выполняя задания с использованием игрового образа, у детей повышается концентрация слухового и зрительного внимания, увеличивается объём памяти, развивается воображение, именно воображение повышает эмоциональность ребёнка: он переживает воображаемые события так же остро как реальные.

Если ребёнок находится в образе человека определённой профессии, например, «телефонист», «пилот», он полностью пытается реализовать свой образ невербальным и вербальным общением (мимикой, жестами, интонационной выразительностью речи).

По мнению 3.Фрейда, игровой образ помогает ребёнку преодолеть личностные комплексы, является терапевтическим средством возможных неврозов.

Так, у детей с ОНР наблюдается неуверенность в собственных силах, нервозность, игровой образ служит эффективным средством преодоления этих качеств, ошибки не травмирую ребёнка, а помогают найти наиболее верный вариант ответа.

В ходе моей работы по развитию фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа, было замечено, что игровой образ в который «перевоплощается» взрослый является наибольшим стимулом для детей к выполнению заданий, так как взрослый может наиболее полно воплотить и реализовать данный образ в игре.

Учитывая данные особенности развития игровой детей, а так же особенности мышления и воображения дошкольников, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.

В результате проведённой работы по развитию фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа у детей логопедической группы наблюдается успешное формирование слуха, заметно обогащается лексикой пассивный и активный словарь детей, развиваются такие психические функции как: долговременная память, способность концентрировать внимание, формируется словесно — логическое мышление, воображение.

Игра «Диспетчер и пилоты»

  • перфокарты с изображением самолётов на каждого ребёнка, чистые листы бумаги.
  1. учить детей определять на слух начальный звук в слове,
  2. учить соотносить звук и букву на письме,
  3. развивать фонематический синтез ( слияние звуков в слова),
  4. развивать интерес к чтению.

Ход игры:

Логопед раскладывает на столе перфокарты самолётов и приглашает детей. Задаёт вопросы : «Как вы думаете где мы можем видеть столько самолётов?»(аэродром). Далее логопед показывает игровой образ диспетчера и говорит, что самолёты взлетят тогда, когда мы правильно угадаем находящийся на борту груз, и определим опасный он или нет.

Мотивом к выполнению задания детей служит игровой образ пилотов. Беседа о профессии «пилот» (какие это люди, какие у них обязанности?).

Затем диспетчер даёт пилотам задание: « Я буду произносить слова, а вы должны услышать начальный (последний) звук и напечатать его буквой в окошке самолёта, начиная с первого окна.

Из данной строки, которая получилась в перфокарте, пилоты читают слово, и определяют опасный это груз или нет. Груз не опасный — самолёт полетел ( имитируют движение самолёта по логопедическому кабинету).

2 вариант — усложнение.

Для того, чтобы пилотам «прочитать» в строке слово из получившихся букв, нужно правильно выстроить их порядок ( т.е. поменять местами). Буквы даются в разбивку.

Игра «Рыбалка»

  1. удочка с магнитом;
  2. контуры рыб со схематическим обозначением понятий «звук», «слово», «предложение»;
  3. контуры рыб со схематическим обозначением слогов;
  4. «Озеро» вырезано из картона;
  5. лягушки, пиявки вырезаны из картона.
  1. учить детей правильно дифференцировать понятия «звук гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный», «слог», «слово», «предложение»;
  2. учить детей правильно подбирать слоги к схематическим обозначениям.
  3. вызвать интерес к занятию, чувство удовольствия.
  4. развивать координацию движений, мелкую моторику.
  5. воспитывать уважение к сверстнику, соблюдать очерёдность.

Ход игры:

Логопед показывает детям «озеро» с рыбками, лягушками и пиявками. Предлагает детям стать «рыбаками»,и поймать как можно больше рыб (пиявок, ловить нельзя, лягушек нужно — выбор свободного ответа). Рыбки плавают по схематическим обозначениям понятий. «Рыбак» при помощи удочки ловит рыбу, смотрит на схематическое обозначение, определяет понятия, правильно произносит. Выиграл тот, кто больше всех поймал рыбок (лягушки тоже считаются).

2 вариант (усложнение)

«Озеро» с рыбками, лягушками, пиявками. На рыбаках находятся схематические обозначения слогов. «Рыбаки» ловят рыбу и подбирают к схеме правильный слог. Функции пиявок и лягушек остаются такими же как и в первом варианте игры.

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

Вероника Хохлова
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Хохлова В. Ю., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Умка»

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти вопросы касаются образовательной деятельности, технологий и содержания.

С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.

Понятие фонематические процессы включает в себя:

1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

2. фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

3. фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

5. фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессовуказывали многие отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемыможно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Читайте также:  Тренинг для молодых педагогов: Искусство говорить

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учетом применения игровых технологий. Сюжетно-ролевая организация логопедических занятий соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие.

Предполагаемая организация занятия сохраняет здоровье детей (психологическое и физическое, позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции, позволяет сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

Исходя их выше сказанного были определены цели и задачи работы.

Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей (старшего) дошкольного возраста по средствам игровых технологий.

1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;

2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);

3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;

4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.

Для решения поставленных цели и задач мною был подобрал комплекс заданий и игровых упражнений для каждого этапа коррекционной работы по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

1. Игры, нацеленные на развитие слухового внимания.

«Что звучит / шумит»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (бумага, полочка, ложка, бубен, маракас и т. д., ширма, фишки.

Инструкция: Педагог за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Так же эту игру можно проводить без использования ширмы. Взрослый встает за спиной ребенка и производит шумы, а ребенок должен догадаться что звучит.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, постучать в бубен, потрясти погремушкой и т. д. Тот, кто правильно отгадал шум, получает в награду фишку.

«Повтори как я»

Цель: Развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи.

Оборудование: Бубен, погремушка, ксилофон и т. п.

Инструкция: Взрослый производит ритмический рисунок на музыкальном инструменте, ребенок должен воспроизвести его при помощи отхлопывания, отстукивания и т. п.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голос»

Цель: Определить товарища по звуку голосу.

Оборудование: Игрушка (медведь, лиса, кошка, мышка и тп).

Инструкция: Дети сидят/стоят полукругом. Перед ними на небольшом расстоянии спиной к детям сидит/стоит ребенок с игрушкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать персонажа (игрушку). Водящий должен угадать, кто его позвал. Он встает напротив позвавшего и рычит (мяукает, пищит, и т. п., в зависимости от персонажа). Тот, кого узнали, получает игрушку и становится водящим.

Цель: Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений о понятиях «горячий – холодный».

Инструкция: Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек).Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч.Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Тот, кто ошибется и дотронется до мяча, должен выполнить задание (по усмотрению водящего).

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: Учить определять правильность произношения слов.

Оборудование:Предметные картинки: банан, альбом, клетка, фишки.

Инструкция: Перед ребенком выкладываются картинки,ему слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленую ишку, неправильно – красную.Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Какое слово отличается?»

Цель: Развивать умение на слух выделять нужное слово.

Оборудование: Счетные палочки, картотека слов (например: Ком-ком-кот-ком; Канава-канава-какао-канава; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка; Винт-винт-бинт-винт; Минута-монета-минута-минута; Буфет-букет-буфет-буфет; Билет-балет-балет-балет; Дудка-будка-будка-будка).

Инструкция: Взрослый произносит четыре слова, на каждое слово на столе выкладывается счетная палочка. Ребенок должен выбрать соответствующую палочку и назвать то слово, которое отличается от остальных.

4. Игры на дифференциацию фонем

• Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

• выделение гласных из ряда звуков.

• узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

• узнавание гласных на фоне многосложных слов.

• выделение согласных из ряда других звуков.

узнавание согласных на фоне многосложных слов.

«Место для картинки»

Цель: Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование: Предметные картинки, в названии которых, есть заданный звук.

Инструкция: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар.Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара,слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает,как жук жужжит:ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Цель: Дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: Картинки «Снежинка» и «Комарик».

Инструкция: Детям предлагается по две картинки. На одной нарисована снежинка, на другой – комарик. Картинку со снежинкой дети берут в левую руку, а с комариком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с],то дети поднимают картинку со снежинкой и говорят: с-с-с., А если звук [з], то –с комариком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

«Найди свою картинку»

Цель: Дифференциация звуков [л] – [р] в словах.

Оборудование: Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок. Картинки с изображение девочки Лены и мальчика Ромы.

Инструкция: Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем предлагает детям помочь Лене и Роме. Найти, те картинки в названиях которых есть звук [л] для Лены, а для Ромы со звуком [р]

5. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети в кругу. Каждый ребенок по очереди ловит мяч и вниматльно слушает цепочку слогов, затем он должен правильно ее воспроизвести и вернуть мяч обратно.Примеры слоговых рядов: са-са-за, ми-ма-му-ме, ша-са, па-пя-па,.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов, состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: Изображения аквариума (3 штуки, на каждом, изображена схема слова с позицией звука (начало, середина, конец). Изображения рыб, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Логопед демонстрирует предметные картинки с заданным звуком, детям необходимо распределить рыб в аквариумы в соответствии с позицией звука в слове.

«Логопедическая гусеница»

Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: Цветные шарики (синий, зеленый, красный) на липучках, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться. Им необходимо составить звуковую схему заданного слова, при помощи «Логопедической гусеницы».

Таким образом, применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма

Список использованных источников

1. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] //Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL

2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 1999. 216с.

4. Ткаченко Т. А.В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. – СПб. :Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М. : Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С. 71-78.

Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Долгушева О. В. Старший воспитатель МБДОУ Д/С №29 «Золотая рыбка».

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Альманах педагога

Автор: Пистер Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ №44
Населённый пункт: г.Копейск, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Развитие фонематических процессов у старших дошкольников посредством игровых упражнений”
Дата публикации: 14.11.2019
Раздел: дошкольное образование

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Цель: развитие фонематических процессов

Развить фонематический слух;

развить навык фонематического восприятия;

развить навык фонематических представлений;

развить навык фонематического анализа;

развить навык фонематического синтеза.

Фонематические процессы

Фонематический слух (тонкий слух) – способность различать

и узнавать фонемы

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Фонематические представления – звуковые образы фонем,

воспринятых человеком ранее. Физиологическая основа –

результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения

целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки)

или мысленное выделение отдельных фонем.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.

Процесс противоположный анализу,

но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

«Развивать фонематический слух у школьников только на учебной

деятельности нельзя, иначе это приведёт к снижению качества

обучения». Д. Б. Эльконин

Занятия, проводимые в игровой форме, значительно повышают учебную

мотивацию детей, обучение становится интересным, доступным для ребёнка,

Читайте также:  Транспорт. Употребление приставочных глаголов - конспект

а, следовательно, более эффективным.

Система упражнений для развития фонематического слуха

Система построена по принципу «от простого к сложному». Выявив, на

каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинаем развивать

навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой

развития фонематического слуха.

Игра “угадай, что звучит”.

Игра “Шумящие баночки”. Вместе с ребенком насыпьте в баночки

крупы, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку

потряхиваемой баночки, что у неё внутри.

Игра “Волшебная палочка”.

Игра “Жмурки”. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и

Игра “Узнай свой голос”. Запишите на диктофон голоса близких

людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра “Громко – тихо”. Договоритесь, что ребенок будет выполнять

определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда

тихо. Есть похожий вариант игры – “далеко-близко”. Вы говорите слово

громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому

Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает за кого из персонажей

сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам

говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов

Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки со сходными

по звучанию словами (ком, сом, дом). Взрослый называет предмет, а

ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и

называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота,

ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он

услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень – различение слогов

Игра “Похлопаем”. Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и

длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.

Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на),

отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку

самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра “Что лишнее?” Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-

па”, “фа-фа-ва-фа-фа”. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит

лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки.

Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок

хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Игры и упражнения для развития фонематического

Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель: учить различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже

готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

Упражнение «Найди звук»

Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак —

лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск;

билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.

Упражнение «Телефон»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию

слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не

нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов

передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух.

Последовательность цепочки меняется.

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,

отличающееся от остальных:

1) канава, канава, какао, канава;

2) утенок, котенок, утенок, утенок;

3) ком, ком, кот, ком;

4) минута, монета, минута, минута.

Игра «Утки и окуни»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети делятся на 2 команды – окуни и утки. Они двигаются произвольно

по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У,

то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со

звуком О, а «утки» – когда услышат слово с У. Кто не останавливается

вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше

всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля,

озеро, овцы, орден, облако, отпуск, угол, удочка, ужин, улей, умный, уголь,

узкий, утки, Умка, утро, уж, ушки.

Игры и упражнения для развития фонематических

представлений

«Загрузи машину»

Дети «загружают» машины различными предметами-картинками. Одна

машина везёт груз, в названии которого есть звук Ш, другая со звуком Ж.

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А

(И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч

логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа

начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя

зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? —

Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? —

Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

Игра «Любопытный»

Цель: развитие фонематического представления

Вопросы: Кто? Какой? Когда? Где? Что делал? Кого встретил? Куда пошли?

Взрослый задает вопросы, на которые должен быть дан ответ на заданный

звук. Слова записываются, затем из них составляется рассказ.

Пример: Задан звук П

Кто? попугай Какой? пестрый Когда? позавчера Где? в парке

Что делал? пел Кого встретил? пингвина Куда пошли? в подъезд

Зачем? просто так

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по

одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на

заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны

другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно

придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов

цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук

предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна —

автобус — слон — нос — сова.

“Логопедическое домино”

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные

на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру,

кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например,

начинающуюся со звука “Н”, присоединяет ее к картинке нос, а ребенок,

имеющий картинку, название которой заканчивается звуком “Л”, – к картинке

Игры и упражнения для

формирование фонематического синтеза

Игра “Друг за другом”

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в

заданном слове. Если ребенок знаком с буквами, можно предложить выложить

буквы в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: “Назови последовательно все звуки в слове. “/ “Выложи буквы в той

же последовательности, в которой я произнесу звуки в слове. “

Оборудование: набор букв.

Прочитать слова от большой буквы к маленькой,

спросить ребенка, что за слово получилось

Игра “Звуки поссорились”

Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и

предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом, чтобы получилось слово».

Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка и д. р.

Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить:

не пропустил ли он букву (в этом случае останется пустая клетка). Можно

выполнить, подобное задание, отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из

букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к).

Игра “Путаница”

Ход работы: Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в

Инструкция: «Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов».

Ля-ко – Коля и т. д.

Шифровки (Д/и «Разведчики»)

Инструкция: послушайте слово, определите, есть ли в нем звуки С,Ш;

запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в

слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша –

Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»

Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»

  • продолжать учить образовывать слова противоположные по значению,
  • закрепить и обобщить знания детей о Российской армии,
  • о защитниках Отечества,
  • о разных родах войск,
  • воспитывать любовь к Родине, патриотизм.

Ход развлечения

Дети маршируют и проговаривают речёвку:

Мы пока еще ребята,
А шагаем, как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить.

– На месте стой! Раз, два!

Логопед. Ребята, давайте поздороваемся по – военному: «Здравия желаем! »

– Ребята, какой праздник отмечают 23 февраля?

Дети. День защитника Отечества.

Логопед. Скажите, кто может быть защитником Отечества?

Дети. Солдаты, воины.

Логопед. Защитником Отечества, своей Родины может быть любой человек, который любит свою страну.

А какими качествами он должен обладать?

Дети. Должен быть сильным, смелым, храбрым, …

Логопед. А еще он должен быть находчивым, внимательным, должен уметь принимать важные решения.

Вы — будущие защитники Отечества. А кого вы можете защищать?

Дети. Малышей, девочек… .

Защита – это не всегда применение силы, борьба, но и помощь, оказание услуги, внимание, предупреждение об опасных ситуациях – это тоже защита здоровья, а порой и жизни.

Как называли защитников Отечества в далекие времена?

Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов (росов) описывали как “Народ могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое ”. Русских дружин боялись всюду. Даже не вникая в подробности можно понять, что для того чтобы выжить в то время человек должен был быть воином и защищать свою семью.

Логопед. В далекие времена были богатыри, потом русские солдаты, советские воины, российские солдаты и у всех их была одна цель — защищать Родину.

  1. Герой – за Родину горой.
  2. Если армия сильна – непобедима и страна.
  3. Тяжело в учении – легко в бою.
  4. Где смелость – там и победа.
  5. Жить – Родине служить.

Логопед. Как называется наша Родина?

Логопед. Наше отечество, наша Родина – Матушка Россия!

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили из покон веку отцы наши и деды.

Родиной зовем, потому, что родились, в ней говорят на родном нам языке – на русском и все в ней для нас родное.

А матерью мы зовем Родину, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать она защищает нас от врагов. Много есть на свете государств и земель, но у человека одна мать – одна у него и Родина.

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса;
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Ребята, назовите столицу нашей Родины.

Логопед. В столице находится наше правительство, и там принимаются самые ответственные решения, вершится судьба нашей Родины.

Давайте поздороваемся с нашей Родиной.

Логопед. Ребята, а сейчас давайте вспомним и назовем несколько родов войск нашей Российской Армии.

  • Сухопутные (боевые машины пехоты, бронетранспортёры, артиллерия различной мощности и назначения, противотанковые ракетные комплексы, зенитные ракетные комплексы, средства управления, автоматическое стрелковое оружие);
  • Военно – воздушные;
  • Ракетные;
  • Военно – морские.

Логопед. Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (Каску)

Какой называется головной убор танкиста? (Шлем.)

Как называется головной убор моряка? (Бескозырка)

Игра «Назови слова наоборот»

  • Любовь — Ненависть
  • Зло – Добро
  • Война — мир
  • Трусливый – Смелый
  • Страшный – Красивый
  • Плохой – Хороший
  • Горе — Радость
  • Ничтожный – Великий
  • Слабый – Сильный
  • Предатель – Патриот

Впереди России дали…
И солдаты клятву дали:
«Верно, Родине служить,
Крепкой дружбой дорожить».

Просмотр презентации о Российской армии под песню «Русский парень».

Ссылка на основную публикацию