Презентация: Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте

L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЗахар Тюпин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.” — Транскрипт:

2 L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа». Учителя-логопеды: Ковылина С.А. Елизарова О.С

3 ” Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.” К. Д. Ушинский

4 Виды ошибок при чтении и письме

5 Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

6 Цель консультации: Выяснить, что такое фонематических слух, фонематическое восприятие Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучении грамоте. Познакомить с играми по формированию навыка звукового анализа.

7 Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

8 Звуковой анализ – расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Синтез –

9 Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте ( методика Ткаченко Т.А.)

10 Использование специальных символов: обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком) усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы); улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа.

11 Зрительные символы гласных звуков можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука

12 Зрительные символы согласных звуков Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

14 Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом

15 Варианты игр с символами: Игра «Громко-тихо», «Протяжно- отрывисто», «Далеко-близко» Игра «Послушай и выбери символ» или «Звуковой светофор»

16 Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

17 Игра «Поймай шпиона»

18 Игра «Подбери символ»

20 Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

21 Игра «Рассели картинки в дома»

22 Игра «Найди место картинке»

23 Игра «Звуковая дорожка»

24 Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков» пила батон сумка диван зима насос сила куртка газон

25 Игра «Пишем символами»

26 Игра «Подбери слово к схеме»

27 Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.

28 Задания для воспитателей 1. Изготовить символы звуков для работы с детьми во время логочаса 2.Систематизировать, обновить игровой материал по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

30 Литература: 1.Н.М. Миронова «РАЗВИВАЕМФОНЕМАТИЧЕСКОЕВОСПРИЯТИЕ у детей старшей логопедической группы» 2. Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза» 3. Т.А. Ткаченко «Звуки и знаки. Труднопроизносимые согласные» 4.Т.А Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»

Презентация на тему “Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников “

  • Скачать презентацию (1.07 Мб) 22 загрузки 5.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников ” по педагогике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Учителя-логопеды МБДОУ №141 Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи:

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей. Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением. Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

“Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.“ К.Д.Ушинский

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом. грамматическим строем связной речью пониманием речи окружающих правильной артикуляцией словарным запасом

Виды ошибок при чтении и письме

Л.С. Выготскийвыдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии

ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи доказал, что единицей развития детской речи является фонема

Фонематический слух –

это способность слышать человеческую речь. это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов). Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Фонематическое восприятие

Включает в себя понятие звуковой культуры речи Является частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой культуре речи

Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов разделять слова на звуки объединять отдельные звуки в слоги и слова обозначать звук буквой сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (Найдите лишний вариант)

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

Звуковой анализ – расчленение слова на составные элементы (звуки, фонемы), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Звуковой синтез-

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом годуформируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия 1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 3 этап – различение слов, близких по звуковом составу. 4 этап – дифференциация слогов. 5 этап – дифференциация фонем. 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

1 этап – узнавание неречевых звуков. упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

«Слухачи» «Угадай на чем играю» «Угадай, что звучало?» «Солнце или дождик?» «Где позвонили?» «Шумящие коробочки» «Быстро – медленно» «Тихо – громко» ИГРЫ

« Узнай по голосу» «Три медведя» «Кто кричит?». «Далеко или близко». 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Правильно-неправильно Так бывает или нет? Самый внимательный. Разложи картинки Рифмы

4 этап – дифференциация слогов.

Слоговые цепочки Нажми на слог Назови лишний слог Попугайчики Одинаковые или разные

5 этап – дифференциация фонем.

Молоточки. Поймай звук Паровозик. Маяк

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки. Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

Читайте также:  Звук и буква Ш - план-конспект НОД

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению». Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза. -определение количества слогов в словах разной сложности; – анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа; – выделение начальных ударных гласных зв. из слов. – выделение начальных безударных гласных из слов. – выделение конечных согласных из слов. – анализ и синтез закрытых, открытых слогов. – выделение начальных согласных из слов. – определение места любого заданного звука в слове. – полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука) – творческие задания.

Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.

Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте
презентация по логопедии по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания обучения грамоте»,- К. Д. Ушинский.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте младшего школьника являются: -сформированное фонематическое восприятие; -правильное произношение всех звуков родного языка; -наличие элементарных навыков звукового анализа.

Фонематические процессы включают в себя: – фонематический слух – фонематическое восприятие – фонематические представления

фонематический слух • способность слышать есть данный звук в слове или нет; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

фонемный анализ 1. выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие « фонематического слуха » как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ 1) пропуск гласных и согласных букв (день — « днь », между — «межу»); 2) перестановка букв, лишние буквы (лужа — « нулжа »); 3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — « дожке », тишина — « тишинына »); 4) замена гласных в ударном положении (задача — « задоча »); 5) замена йотированных гласных (идёт — « идют », посёлок — « посялок »); 6) замена согласных: • свистящих — шипящих (золотистый — « жолотистый »); • парных по звонкости — глухости (картофель — « картовель »); • сонорных (ржи — «лжи», мебель — « небель »);

• аффрикатов (птицы — « птичы », цветы — « чветы »); 7) обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом — « крюгом », люди — «луди»); 8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки — « василки », большие — « бол-шие »); 9) недописывание слов (мышка — « мышк »); 10) замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — « требпечут »); 11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — « полицу », столбом — «с толбом »).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ЧТЕНИИ 1) пропуск букв, слогов, предлогов; 2) замена и перестановка букв, слогов; 3) « застревание » на какой-либо букве, слоге, слове; 4) недочитывание окончаний слов; 5) искажение слов; 6) добавление лишних букв, слогов и даже слов; 7) «угадывание» слов.

Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях

Формирование фонематического восприятия I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Формирование звукового анализа и синтеза 1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки. 2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове. 3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова. 5. Анализ и синтез обратного слога типа [ ап ]. 6.Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп. 7. Выделение начальных согласных в словах типа сок. 8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

9 . Анализ и синтез прямого слога типа [ са ]. 10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки. 11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. 12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук. 13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова. 14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов. Чтение, письмо

Литература по теме

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБОУ СОШ №1 СТУДЕНЦОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Презентация на тему: «Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей. Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением. Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

это способность слышать человеческую речь. это способность слышать человеческую речь. это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов). Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Включает в себя понятие звуковой культуры речи Включает в себя понятие звуковой культуры речи Является частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой культуре речи

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов разделять слова на звуки объединять отдельные звуки в слоги и слова обозначать звук буквой сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

Правильно-неправильно Правильно-неправильно Так бывает или нет? Самый внимательный. Разложи картинки Рифмы

Слоговые цепочки Слоговые цепочки Нажми на слог Назови лишний слог Попугайчики Одинаковые или разные

Молоточки. Молоточки. Поймай звук Паровозик. Маяк

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. – это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки. Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению». Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Чем раньше начата Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Презентация “Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников” по русскому языку – проект, доклад

Презентацию на тему “Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 29 слайд(ов).

Слайды презентации

«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Учителя-логопеды МБДОУ №141 Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей. Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением. Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

“Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.“ К.Д.Ушинский

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:

обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом.

пониманием речи окружающих

Виды ошибок при чтении и письме

Л.С. Выготский выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии

ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи

доказал, что единицей развития детской речи является фонема

это способность слышать человеческую речь. это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов). Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Включает в себя понятие звуковой культуры речи Является частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой культуре речи

Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов разделять слова на звуки объединять отдельные звуки в слоги и слова обозначать звук буквой сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

(Найдите лишний вариант)

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

расчленение слова на составные элементы (звуки, фонемы), установление их количества и последовательности

сочетания звуковых элементов в единое целое.

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия

1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 3 этап – различение слов, близких по звуковом составу. 4 этап – дифференциация слогов. 5 этап – дифференциация фонем. 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

«Слухачи» «Угадай на чем играю» «Угадай, что звучало?» «Солнце или дождик?» «Где позвонили?» «Шумящие коробочки» «Быстро – медленно» «Тихо – громко»

« Узнай по голосу» «Три медведя» «Кто кричит?». «Далеко или близко».

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Правильно-неправильно Так бывает или нет? Самый внимательный. Разложи картинки Рифмы

4 этап – дифференциация слогов.

Слоговые цепочки Нажми на слог Назови лишний слог Попугайчики Одинаковые или разные

5 этап – дифференциация фонем.

Молоточки. Поймай звук Паровозик. Маяк

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки. Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению». Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза. -определение количества слогов в словах разной сложности; – анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа; – выделение начальных ударных гласных зв. из слов. – выделение начальных безударных гласных из слов. – выделение конечных согласных из слов. – анализ и синтез закрытых, открытых слогов. – выделение начальных согласных из слов. – определение места любого заданного звука в слове. – полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука) – творческие задания.

Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Развивая фонематический слух,

вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.

Процесс обучения грамоте (презентация)

Описание разработки

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа:

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

• физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

• обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Павлодарский государственный педагогический институт

Факультет педагогики и спорта

Кафедра дошкольного и начального образования

Процесс обучения грамоте

Выполнила: Абыкенова Ж.К.

Г. Павлодар, 2016 год

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа:

  • подготовительный,
  • основной,
  • повторительно-обобщающий.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста

Основной этап посвящен изучению согласных звуков и их буквенных обозначений, оставшимся пяти гласным буквам и их звукам, знакомству с буквами ъ, ь.

Подготовительный этап делится на две ступени: вводную – безбуквенную и изучения пяти гласных букв и их звуков.

Повторительно-обобщающий этап закрепляет изученные звуки и буквы, знакомит учащихся с детскими писателями и их произведениями.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Наталия Сергеевна Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет».

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. E. Журовой. Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.

В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. . В этом возрасте дошкольники уже способны обращать внимание на сверстников и контролировать свои движения и движения других детей.

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями. В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Подготовка руки к письму.

Возрастные особенности детей шести лет и предыдущая работа в указанном направлении позволяют более детально заниматься развитием графических умений. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать графические элементы: они обводят изображения предметов по контуру и штрихуют их, копируют рисунки и дорисовывают фигуры. Затем детей последовательно знакомят с печатными буквами (сначала с гласными, потом с согласными), учат вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями высоты, длины, ширины и количества. Практическая деятельность детей на этом этапе может включать конструирование письменных букв из отдельных элементов. Эти задания развивают воображение и представления о пространственных отношениях.

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму. Дети анализируют предложения, состоящие из 3–5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила написания предложений.

Список использованной литературы

1. В. Горецкий, В. Кирюшкин, А.Ф. Шанько.-3-е.-М.:Просвещение, 1988.-144 с.

2.Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте.-М.,2009

3.Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Грибы для детей старшей логопедической группы
Ссылка на основную публикацию