Презентация: Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте

Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте
презентация по логопедии по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.38 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания обучения грамоте»,- К. Д. Ушинский.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте младшего школьника являются: -сформированное фонематическое восприятие; -правильное произношение всех звуков родного языка; -наличие элементарных навыков звукового анализа.

Фонематические процессы включают в себя: – фонематический слух – фонематическое восприятие – фонематические представления

фонематический слух • способность слышать есть данный звук в слове или нет; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

фонемный анализ 1. выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие « фонематического слуха » как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ 1) пропуск гласных и согласных букв (день — « днь », между — «межу»); 2) перестановка букв, лишние буквы (лужа — « нулжа »); 3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — « дожке », тишина — « тишинына »); 4) замена гласных в ударном положении (задача — « задоча »); 5) замена йотированных гласных (идёт — « идют », посёлок — « посялок »); 6) замена согласных: • свистящих — шипящих (золотистый — « жолотистый »); • парных по звонкости — глухости (картофель — « картовель »); • сонорных (ржи — «лжи», мебель — « небель »);

• аффрикатов (птицы — « птичы », цветы — « чветы »); 7) обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом — « крюгом », люди — «луди»); 8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки — « василки », большие — « бол-шие »); 9) недописывание слов (мышка — « мышк »); 10) замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — « требпечут »); 11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — « полицу », столбом — «с толбом »).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ЧТЕНИИ 1) пропуск букв, слогов, предлогов; 2) замена и перестановка букв, слогов; 3) « застревание » на какой-либо букве, слоге, слове; 4) недочитывание окончаний слов; 5) искажение слов; 6) добавление лишних букв, слогов и даже слов; 7) «угадывание» слов.

Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях

Формирование фонематического восприятия I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Формирование звукового анализа и синтеза 1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки. 2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове. 3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова. 5. Анализ и синтез обратного слога типа [ ап ]. 6.Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп. 7. Выделение начальных согласных в словах типа сок. 8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

9 . Анализ и синтез прямого слога типа [ са ]. 10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки. 11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. 12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук. 13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова. 14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов. Чтение, письмо

Литература по теме

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБОУ СОШ №1 СТУДЕНЦОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЗахар Тюпин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.” — Транскрипт:

2 L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа». Учителя-логопеды: Ковылина С.А. Елизарова О.С

3 ” Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.” К. Д. Ушинский

4 Виды ошибок при чтении и письме

5 Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

6 Цель консультации: Выяснить, что такое фонематических слух, фонематическое восприятие Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучении грамоте. Познакомить с играми по формированию навыка звукового анализа.

7 Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

8 Звуковой анализ – расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Синтез –

9 Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте ( методика Ткаченко Т.А.)

10 Использование специальных символов: обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком) усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы); улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа.

11 Зрительные символы гласных звуков можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука

12 Зрительные символы согласных звуков Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

14 Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом

15 Варианты игр с символами: Игра «Громко-тихо», «Протяжно- отрывисто», «Далеко-близко» Игра «Послушай и выбери символ» или «Звуковой светофор»

16 Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

17 Игра «Поймай шпиона»

18 Игра «Подбери символ»

20 Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

21 Игра «Рассели картинки в дома»

22 Игра «Найди место картинке»

23 Игра «Звуковая дорожка»

24 Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков» пила батон сумка диван зима насос сила куртка газон

25 Игра «Пишем символами»

26 Игра «Подбери слово к схеме»

27 Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.

28 Задания для воспитателей 1. Изготовить символы звуков для работы с детьми во время логочаса 2.Систематизировать, обновить игровой материал по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

30 Литература: 1.Н.М. Миронова «РАЗВИВАЕМФОНЕМАТИЧЕСКОЕВОСПРИЯТИЕ у детей старшей логопедической группы» 2. Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза» 3. Т.А. Ткаченко «Звуки и знаки. Труднопроизносимые согласные» 4.Т.А Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»

Презентация на тему “Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников “

  • Скачать презентацию (1.07 Мб) 28 загрузок 5.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников ” по педагогике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Учителя-логопеды МБДОУ №141 Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи:

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей. Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением. Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

“Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте.“ К.Д.Ушинский

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом. грамматическим строем связной речью пониманием речи окружающих правильной артикуляцией словарным запасом

Виды ошибок при чтении и письме

Л.С. Выготскийвыдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии

ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи доказал, что единицей развития детской речи является фонема

Фонематический слух –

это способность слышать человеческую речь. это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов). Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Фонематическое восприятие

Включает в себя понятие звуковой культуры речи Является частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой культуре речи

Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов разделять слова на звуки объединять отдельные звуки в слоги и слова обозначать звук буквой сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (Найдите лишний вариант)

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

Звуковой анализ – расчленение слова на составные элементы (звуки, фонемы), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Звуковой синтез-

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом годуформируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия 1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 3 этап – различение слов, близких по звуковом составу. 4 этап – дифференциация слогов. 5 этап – дифференциация фонем. 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

1 этап – узнавание неречевых звуков. упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

«Слухачи» «Угадай на чем играю» «Угадай, что звучало?» «Солнце или дождик?» «Где позвонили?» «Шумящие коробочки» «Быстро – медленно» «Тихо – громко» ИГРЫ

« Узнай по голосу» «Три медведя» «Кто кричит?». «Далеко или близко». 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Правильно-неправильно Так бывает или нет? Самый внимательный. Разложи картинки Рифмы

4 этап – дифференциация слогов.

Слоговые цепочки Нажми на слог Назови лишний слог Попугайчики Одинаковые или разные

5 этап – дифференциация фонем.

Молоточки. Поймай звук Паровозик. Маяк

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки. Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению». Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза. -определение количества слогов в словах разной сложности; – анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа; – выделение начальных ударных гласных зв. из слов. – выделение начальных безударных гласных из слов. – выделение конечных согласных из слов. – анализ и синтез закрытых, открытых слогов. – выделение начальных согласных из слов. – определение места любого заданного звука в слове. – полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука) – творческие задания.

Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.

Презентация на тему Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников

Презентация на тему Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников из раздела Русский язык. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Русский язык
  • Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников

Слайды и текст этой презентации

«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Учителя-логопеды МБДОУ №141
Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей.
Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением.
Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников
пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

“Ясный выговор
слова, чтобы каждый
из звуков был слышен,
и чуткое ухо
в различении этих
звуков
– вот главные основания
обучения грамоте.“
К.Д.Ушинский

Нарушение
фонематического восприятия
мешает детям овладеть в нужной степени:

обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом.

пониманием речи окружающих

Виды ошибок при чтении и письме

Л.С. Выготский выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии

ЗАКОН
ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–
закон восприятия
звучащей стороны речи

доказал, что единицей развития детской речи является фонема

это способность слышать человеческую речь.

это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов).

Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.

Включает в себя понятие звуковой культуры речи

Является частью звуковой культуры речи

Не имеет отношение к звуковой культуре речи

Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:

услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов
разделять слова на звуки
объединять отдельные звуки в слоги и слова
обозначать звук буквой
сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

(Найдите лишний вариант)

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

расчленение слова на составные
элементы (звуки, фонемы), установление их
количества и последовательности

сочетания звуковых элементов в единое целое.

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам.
В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку.
С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
К концу первого года жизни при
нормальном развитии фонематического
слуха малыш различает часто
произносимые слова.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Только обладая навыками
анализа и синтеза, ребенок
сможет успешно освоить
чтение и письмо.

Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия

1 этап – узнавание неречевых звуков.
2 этап – различение высоты, силы, тембра
голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
3 этап – различение слов, близких по звуковом
составу.
4 этап – дифференциация слогов.
5 этап – дифференциация фонем.
6 этап – развитие навыков элементарного
звукового анализа и синтеза.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

упражнения включают задания на распознание:
звучащих инструментов;
звучащих предметов;
действий предметов.

«Слухачи»
«Угадай на чем играю»
«Угадай, что звучало?»
«Солнце или дождик?»
«Где позвонили?»
«Шумящие коробочки»
«Быстро – медленно»
«Тихо – громко»

« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Кто кричит?».
«Далеко или близко».

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Правильно-неправильно
Так бывает или нет?
Самый внимательный.
Разложи картинки
Рифмы

4 этап – дифференциация слогов.

Слоговые цепочки
Нажми на слог
Назови лишний слог
Попугайчики
Одинаковые или разные

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.

Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве.
Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки.
Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению».
Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».

Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
-определение количества слогов в словах разной сложности;
– анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;
– выделение начальных ударных гласных зв. из слов.
– выделение начальных безударных гласных из слов.
– выделение конечных согласных из слов.
– анализ и синтез закрытых, открытых слогов.
– выделение начальных согласных из слов.
– определение места любого заданного звука в слове.
– полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука)
– творческие задания.

Чем раньше начата
работа по развитию
фонематического
слуха, тем успешней
будет идти общее речевое
развитие ребёнка,
тем грамотнее
он будет писать
и читать.

Развивая фонематический слух,

вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и
письма.

Этапы формирования фонематических процессов

В норме фонематический слух формируется достаточно рано, в некоторых случаях – задолго до того, как ребенок начинает говорить (например, в силу неразвитости артикуляционного аппарата ребенок не может сказать “крыша” и “крыса”, но может показать). Затем у ребенка формируется фонетический слух – “способность ребенка дифференцировать в собственной речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка; основой для формирования фонетического слуха является сравнение своего собственного произношения с эталонным произношением взрослых и неосознанная коррекция своего произношения в направлении максимального приближения к нормативному”. Иными словами, фонетический слух начинает формироваться только тогда, когда ребенок начинает слышать самого себя.
Д.Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие». Он определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Этот ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

1. умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2. умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
3. осознание или подсчет количества звуков в слове.

В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный или звуковой анализ, включающий:
1. определение порядка слогов и звуков в слове;
2. установление различительной роли звука;
3. выделение качественных основных характеристик звука.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.

Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Исходя из того, что в литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности у ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития и как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, в том числе и фонематических функций, мною для наиболее эффективной работы по данной проблеме были отобраны и систематизированы игры и игровые упражнения.

Планирование работы должно быть построено на принципе от простого к сложному.

На начальном этапе обучения большое внимание уделяется развитию

– развитию артикуляционного аппарата.

Развитие слухового восприятия проводится сначала на материале неречевых, а затем и речевых звуков. Дети учатся слушать звуки, определять направление звука, узнавать источник звука, узнавать по голосу, развивают чувство ритма, просодическую сторону речи. Для этого я используются подготовительные игры и игры на развитие речевого слуха.

Использование игр возможно как при закреплении пройденного, так и при знакомстве с новым материалом. Использование игр на на занятиях также позволяет детям в интересной занимательной форме развивать остроту слуха, накапливать словарь, развивать фразовую речь, координацию движений.

Затем дети начинают овладевать навыками звукового анализа: учатся определять первый и последний звук в словах, определять порядок звуков в слове, выделять отдельные звуки, различать звуки по их качественным характеристикам (“певучий” – “непевучий”, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

При знакомстве с гласными первого ряда можно использовать знаки-символы, которые улучшают восприятие звуков речи, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза (идет овладение навыками звукового синтеза: слияние двух звуков (типа АУ, УА, АМ, АХ, ОХ), совершенствуют внимание и память. Знакомство детей с согласными («непевучими») звуками происходит также с помощью картинок – символов.

Для того чтобы учить ребенка слышать заданный звук в слове, определять его место, на начальном этапе используются «Звуковые поезда», звуковые дорожки. В последующей работе они заменяются на менее игровые звуковые линейки. Гласные звуки обозначаются кружками красного цвета, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.

Так же дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами, учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова. В игровой форме даются представления о звуке, слоге, слове, предложении, которые также воплощены в схемах.

В старшей и подготовительной группе ведется работа по развитию фонематического слуха, слухового восприятия, речевого внимания. Закрепляются представления о звуке, слоге, слове, предложении, вводится понятие “буква”. В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов, учатся различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. Идет работа по развитию синтеза: овладение навыками слияния в слоги, чтение слов.

Так же на каждом этапе работы идет развитие фонематических представлений. Дети придумывают слова, начинающиеся на заданный звук. На заключительном этапе детям дается представление о сложных формах фонематического анализа – порядковом (дети должны научиться называть звуки по порядку) и количественный (определение количества звуков в слове).

В результате дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимом для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Таким образом, работа по развитию фонематических процессов ведется в следующих направлениях:

1.Развитие слухового внимания и слуховой памяти

  • Узнавание неречевых звуков
  • Формирование высоты, силы и тембра голоса

2. Развитие фонематического слуха. Различение звуков на слух

  • В слогах
  • В словах
  • В предложении
  • В связной речи

3. Развитие фонематических представлений

  • Отбор предметных картинок на заданный звук
  • Выделение звука на фоне слова
  • Выделение начального звука из слова
  • Выделение конечного звука из слова
  • Определение позиции звука
  • Определение количества звуков в слове
  • Последовательное выделение звука в слове.
  • Характеристика звуков в слове
  • Определение места звука по отношению к другим звукам

5. Развитие фонематического восприятия

  • Различение изолированных звуков
  • Различение слогов
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Подбор слов на заданный звук
  • Определение позиции звука
  • Составление слов из заданных звуков
  • Соотнесение слова с картинкой
  • Составление звуковой модели по заданному слову

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта “Мой детсад”. Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

«Роль фонематического анализа в процессе обучения грамоте детей с нарушением речи»

«Роль фонематического анализа в процессе обучения грамоте детей с нарушением речи»

Поступление в школу является для ребёнка переломным моментом в его жизни и формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство ребёнка и начинается период школьного возраста.

Подготовила учитель-логопед Яскевич Мария Владимировна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №196 компенсирующего вида Кировского р-на Санкт-Петербурга.

Поэтому в современных условиях особое значение приобретает вопрос о подготовке дошкольников к школе в целом, но и, в частности, обучение грамоте, как предпосылке обучению чтению.

Обучение грамоте, то есть, первоначальным навыкам чтения, являются сложной задачей, так как требует особого, тщательного подхода к ребёнку, обязывает взрослого в доступной для малыша форме донести необходимую суть, именно самое важное так, чтобы это было доступно сознанию ребёнка и должно предстать перед ним как предмет его познания.

Обучение грамоте связано со всем дальнейшим усвоением языка и представляет собой лишь первоначальный этап. Поэтому методика обучения грамоте должна рассматриваться не только с точки зрения непосредственных результатов, но и в перспективе дальнейшего усвоения языка.

История методики обучения чтению, со всей остротой поставившая вопрос о необходимости знакомства детей со звуковой материей языка, и привела к возникновению аналитико-синтетического метода, при котором ребёнок проделывает путь от букв к звуковым значениям, а, наоборот, от звуковых значений и их систем к буквам.

Здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее важным моментом во всём аналитико-синтетическом или звуковом методе и является работа со словом, а точнее, работа с фонематическим составом слова, так как именно это позволяет достигать на начальном этапе обучению чтению главную задачу – знакомить со звуковой действительностью языка.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет умением анализировать звуковой состав слова, и будет зависеть всё последующее усвоение представлений о языке в целом.

Таким образом, работать по развитию навыков фонематического анализа – важная задача в современных условиях, так как она рассматривается как необходимая предпосылка для обучения детей чтению по аналитико-синтетическому методу.

Формирование навыка чтения находится в тесной связи и взаимообусловленности от уровня развития устной речи. В последнее время возрастает количество детей с расстройствами речи, а среди речевых расстройств всё чаще встречается ОНР.

На сегодняшний день в логопедии является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Значит, у категории детей с нарушением речи снижаются возможности полноценного овладения навыком, а, значит, и навыками письма и чтения. Речь идёт о детях с общим недоразвитием речи.

Дети с ОНР – особая категория дошкольников с отставанием в становлении и формировании всех компонентов речевой системы, относящиеся к её звуковой и смысловой стороне (фонетико-фонематической, лексико-грамматической). Нарушение фонематического анализа также входит в структуру речевого дефекта детей рассматриваемой категории. Поэтому у детей с О.Н.Р. недостаточные предпосылки для полноценного овладения чтением и письмом, что повышает вероятность возникновения дисграфии и дислексии.

Это происходит из-за того, что у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, поэтому у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.

Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить.

Таким образом, работа по формированию у дошкольников с о.н.р. навыков звукового анализа слов – важная задача в современных условиях, так как она рассматривается не только как необходимая предпосылка для обучения детей чтению, но и как работа по профилактике нарушений чтения и письма.

Поскольку чтение невозможно без умения сливать отдельные звуки в синтетические группы, то чтение должно базироваться, начинаться с изучения процесса анализа звукового состава слова. От того, как ребёнку будет открыто строение звуковой формы слова, то есть звуковая действительность языка, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

Так как обучение грамоте связано со всем дальнейшем усвоением языка и представляет собой лишь первоначальный этап, поэтому методика обучения грамоте должна рассматриваться не только с точки зрения непосредственных практических результатов, но и в перспективе дальнейшего усвоения языка.

Конечной задачей чтения является понимание. В принципе понимания письменной речи происходит так же, как и понимание устной, то есть на основе звуковой формы слова. Центральное значение точной, правильной звуковой формы для понимания читаемого слова видно из того простого и хорошего известного факта, что достаточно любой неточности при воссоздании звуковой формы, на основе графических знаков – и слово не понимается. Хорошо может читать тот, кто умеет правильно воссоздавать звуковую форму не только знакомого, но и любого незнакомого слова.

Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребёнку звуковую форму слова, познакомить его со звуковым строением слов как основных единиц языка, со звуковой материей языка – его звуками.

Рациональное обучение детей чтению в русском языке построено по звукобуквенному принципу и требует в качестве предпосылки умение производить звуковой анализ слова и умения расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, то есть анализа звуковой структуры слова. Такое умение у детей приходится формировать, так как большинство поступающих в школу этим умением не владеют.

Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребёнок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел чёткое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слов.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Вместе с тем обучение грамоте выступает как один из важнейших этапов развития сознания звуковой стороны языка. Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является вместе с тем более высоким этапом в этом развитии.

История методики первоначального обучения чтению со всей остротой поставила вопрос о необходимости знакомить детей со звуковой материей языка, как основой обучения грамоте. При этом ребёнок должен проделать важный путь – не от букв к звуковым значениям, а от звуковых значений и их систем к буквам. Дети склонны принимать звук за название буквы, в то время как в действительности буква и её название служат для обозначения звука.

Подобная тенденция у детей образуется в связи с тем, что при овладении речью они узнают: всякий предмет имеет своё название. Звук для детей, неправильно обученных чтению, не выступает ещё объективным материальным предметом, а буква служит именно таким реальным предметом. Поэтому дети склонны заменять действительные отношения, существующие в языке между звуком и буквой, обратными и считать звук названием буквы. Поэтому важно при обучении детей чтению идти не от буквы к звуку, а, наоборот, от звука к букве.

При аналитико-синтетическом методе именно так и происходит. Дети анализируют звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезируют исходное слово. Метод письма-чтения или метод синтеза (то есть чтения) по свежим следам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.

Важным является то, что воссоздание звуковой формы слова по его буквенной (графической) модели не происходит на основе простой ассоциации между буквами и их звуковыми значениями, а представляет собой сложное интеллектуальное действие.

У хорошо читающего натренированного человека вся предварительная ориентация в буквенном и звуковом составе слова уже свёрнута, сокращена и автоматизирована и поэтому процесс чтения производит впечатление одномоментного схватывания.

Но он не даётся в готовом виде с самого начала – таким его надо сформировать. Общая ориентация в звуковом составе языка, различие в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам – обязательные предпосылки обучения чтению.

Формированию широкой ориентации в звуковом составе языка и служит особый подготовительный этап – формирование действия фонематического анализа слов.

Под фонематическим анализом понимается:

  • выяснение порядка следования фонем в слове;
  • установление различительной функции фонем;
  • выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Из сказанного следует, что фонематической анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы и связыванию её с буквой, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребёнку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

Тем самым выделяется особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребёнка в звуковую систему языка.

Звуковая форма слова это не просто набор звуков. Она создаётся определённой последовательностью произношения звуков во времени. Открыть ребёнку звуковую действительность языка, звуковое строение слова – это значит не только познакомить его со звуками, из которых состоит язык, но и раскрыть основной принцип построения звуковой формы слов, по которому звуки в слове располагаются в определённой последовательности.

Тем самым более точно очерчивается характер тех изменений, которыми должен обладать ребёнок до того, как ему будут даны буквы как символы звуков.

Ребёнок должен уметь не только слышать отдельные звуки в слове, не только выделять их из слова, но, и это главное, устанавливать порядок, в котором звуки следуют один за другим в слове, уметь разбираться в его строении.

Дети, умеющие слышать отдельный звук в слове или найти его по заданному образцу, не умеют производить звуковой анализ последовательности звуков в слове. И, наоборот, дети, умеющие производить анализ последовательности звуков в слове, легко справляются с выделением отдельных звуков и их сравнением между собой.

Таким образом, основным действием со словом, в результате которого ребёнок знакомится со строением звуковой формы слова и составляющими её элементами, является действие звукового анализа, разложение слова на составляющие его звуковые элементы и установление их последовательности в слове.

Именно такое действие анализа слова и должно быть сформировано у детей до ознакомления их с буквами как символами звуков. В процессе осуществления именно такого действия звукового анализа слова ребёнок раскрывает основной принцип построения звуковой формы слова, и тем самым создаются предпосылки для правильного её воссоздания при чтении и моделировании при письме.

Установление последовательности звуков в слове, так же как и выделение отдельного звука, внутри слова взрослому, хорошо читающему и пишущему, представляется делом до чрезвычайности простым. Эта иллюзия возникает оттого, что на высших уровнях своего развития данное действие превратилось в сокращённое, хорошо автоматизированное умственное действие.

Оно протекает «само», легко, как простой, почти нерасчленённый акт, не требующий усилий и не составляющий особой задачи. Но действительное положение заключается в том, что такова лишь заключительная форма этого действия звукового анализа слова. Для обучения она является целью, которая ещё должна быть достигнута.

На пятом году жизни дети наиболее внимательны к звуковой стороне речи. Это возраст интереса к словам, «возраст любителей звуков». Уже к этому времени естественный интерес детей к звуковой форме языка, не поддержанный взрослыми, угасает, их больше не увлекают звуковые игры и упражнения.

Особый интерес детей пятого года жизни к звуковой стороне речи предполагает, что именно этот возраст является оптимальным для введения ребёнка в звуковую действительность языка и формирование у него широкой ориентировки в звучащей речи.

Звуковой анализ, как всякое умственное действие, формируется постепенно. При этом само действие остаётся одним и тем же, меняется только степень его осознания, степень сокращённости и обобщённости операций, посредством которых оно осуществляется.

Фонематический анализ, представляющий собой сложное умственное действие, опирается на фонематическое восприятие, как один из важнейших этапов развития сознания звуковой стороны речи. В усвоении звуковой стороны русского языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития звуков языка, или развитие фонематического слуха, и процесс произнесения звуков.

Взаимосвязь и взаимозависимость слуха и речи выражаются не только в том, что для нормального развития речи в обычных условиях требуется нормальный слух, но и в том, что слуховая дифференциация звуков речи находится в определённой зависимости от правильного, чётко дифференцированного произношения звуков.

Значит, когда начинается обучение грамоте, ребёнок должен овладеть умением различать звуки родного языка, слышать их в речи окружающих людей, произносить их, то есть ему должно быть доступно фонематическое различение звуков на основе слуховой и произносительной дифференциации. Только достигнув этого уровня общего речевого развития, у ребёнка формируется умение пользоваться языком для анализа речи, анализа звукового состава слов.

Но не все дети достигают в своём речевом развитии такого уровня. И в этом состоит для них главная трудность, так как на первый план у таких детей выступает несформированность звуковой стороны речи. Именно к такой категории относятся дети с общим недоразвитием речи.

Характерным для них является незаконченность процесса восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков речи, а при несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих детей.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи нарушено полноценное взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Из-за нарушения деятельности речедвигательного анализатора расстраивается функционирование сенсорного и моторного компонентов речи, которые образуют единую систему, в которой слуховые и двигательные образы находятся в тесной зависимости.

Нарушение нормального слухопроизносительного взаимодействия необходимо учитывать в работе по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа

учителя-логопеда ДОУ «Журавлик»

Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа.

(слайд1) Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.(слайд2)

Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

(слайд3) Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

(слайд4) Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

(слайд5) Доктор наук, профессор , ставшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

(слайд6) Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

(слайд7) В подготовке детей к обучению грамоте мы используем специальные символы опираясь на методику .

(слайд8)Использование специальных символов:

· Обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком;

· Усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы);

· Улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;

· Ускоряет нормализацию произношения дошкольников;

· Расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счёт раннего овладения навыками звукового анализа.

(слайд9)Зрительные символы гласных звуков можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука.

(слайд10)Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них лучше использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного создавать соответствующий звук, (слайд11) но и определённый, связанный со зрительным, жестовый символ.

Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причём такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

(слайд12)Вот пример вариантов игр с символами:

Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» Эта игра для уточнения артикуляционных гласных звуков.

(слайд 13)Игра «Поймай шпиона»

(слайд 14)Игра «Подбери символ»

(слайд 15) Игра «Магазин» Здесь дети покупают предметы, утрированно произнося соответствующий звук в названии покупаемого предмета.

(слайд 16)Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

(слайд 17)Игра «Рассели картинки в дома»

(слайд 18)Игра «Найди место картинке»

(слайд 19)Игра «Звуковая дорожка»

(слайд 20)Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»

(слайд 21)Игра «Пишем символами»

(слайд 22)Игра «Подбери слово к схеме»

(слайд 23)Т. о. чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребёнок будет писать и читать.(слайд 24)

Читайте также:  Конспект занятия во второй младшей группе по теме 'Посуда'
Ссылка на основную публикацию