Презентация: Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению

Особенности подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 9»
Особенности подготовки
к школьному обучению
детей с речевыми нарушениями

Презентацию подготовила
учитель-логопед
Гаврилова О.В.

Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, считать, много знать,
а значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Показателем образовательной работы ДОУ является качественная подготовка детей к школьному обучению.
Понятие “готовность к школе ” весьма многоаспектно.
Традиционно выделяются несколько аспектов школьной готовности.
Готовность к школе
Интеллектуальная готовность

Эмоционально – волевая готовность

Социально – психологическая готовность

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма». В логопедических группах мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
«Есть все фактические теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоций и личности в целом
находятся в непосредственной зависимости от речи».
Л.С. Выготский

Задачи, стоящие перед логопедической группой:

– обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
– устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух;
– развить навыки звукового анализа и синтеза, сформировать навык чтения;
– уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
– сформировать грамматический строй речи;
– развить связную речь.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
Особое место в практике занимает
индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.

К школе ребенок должен владеть
правильным, четким произношением
звуков всех фонетических групп.

Ученые пришли к выводу, что речь – это канал развития интеллекта
Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.

На занятиях по развитию связной речи дети учатся не только составлять разные виды рассказов, но и учатся рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами.
Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу не просто читающими, но и владеющие навыками звукового анализа и синтеза.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Они часто ослаблены физически. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
В связи с этим широкое применение получила здоровьесберегающая практика.

В группе и логопедическом кабинете организована здоровьесберегающая среда, которая включает:
Уголок
релаксации

Предметы для проведения минуток здоровья

Изучены и активно применяются в работе с детьми кинезиологические методы («Гимнастика мозга»), которые влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья детей, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Проводятся мероприятия
для повышения
педагогической компетентности
родителей.
Большой отклик у родителей получил, в частности, совместный детско-родительский семинар-практикум «Минутки радости, удовольствия и пользы», на котором дети научили родителей приемам здоровьесбережения и релаксации.

«Дорожка здоровья»
Самомассаж и взаимомассаж

Накопленный опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий был обобщен и представлен на уровне ДОУ

«В старой сказке Колобок
Сел лисице на зубок.
В сказке той конец плохой,
Мы придумали другой»

Театрализованное представление «Колобок» на новый лад»,
на котором дети продемонстрировали педагогам ДОУ и родителям навыки владения приемами здоровьесбережения

«…Так бежал от пчелок я,
Что болит все у меня!»

«…Мишка, мишенька, медведь,
Ну, не надо так реветь!
Не циркачи и не артисты,
Сами себе мы массажисты»

РМО учителей-логопедов
по использованию здоровьесберегающих технологий
в логопедической работе

Методическое объединение старших воспитателей и руководителей
МДОУ Волоколамского муниципального района на тему:
«Здоровьесберегающее пространство дошкольной образовательной организации»

Таким образом, в период подготовки детей с ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому, наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Вырыпаева Ирина АльбертовнаНаписать 7 02.05.2020
  • Другое
  • Презентации
    01.12.2020 0
    14.10.2020 0
    07.10.2020 0
    12.08.2020 0
    02.08.2020 0
    26.06.2020 0
    24.06.2020 0
    15.06.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Кочетова Любовь Викторовна. Презентация ‘Готовность к школьному обучению’

Презентация “Готовность к школьному обучению”

Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы)

Основная задача родителей – создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Подготовка к школе понимается повсеместно как обучение тем знаниям и умениям, которые дети должны получить в школе при обучении в 1 классе

Ситуация в школе:

При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета,

Что такое готовность к школе?

  • Функциональная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Волевая готовность
  • Мотивационная готовность
  • Социально-психологическая готовность
  • Функциональная готовность

Соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения.

  • Уровень общего развития
  • Глазомер
  • Пространственная ориентация
  • Способность к подражанию
  • Развитие руки
  • Интеллектуальная готовность

Определённый запас знаний, развитость наглядно-действенного мышления, творческого воображения, наличие представлений о природе и т. п.

Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений.

Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, умение сопоставлять, сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.
  • ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Волевая готовность:

Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.

  • Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
  • Действовать в соответствии с правилом
  • Использовать образец

Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование,

поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА:

  • У ребенка должны быть сформированы:
  • организованность поведения,
  • умение организовать рабочее место,
  • своевременно включаться в работу и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,
  • уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Мотивационная готовность:

Желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника.

Варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом:

  • Интерес к новым видам деятельности
  • Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
  • Познавательная потребность
  • Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Познавательная потребность:

Привлекательность знаний, интерес к процессу познания.

Уровень её развития- один из показателей психологической готовности к школе.

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, у которых небольшой объём знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать. Такие дети не проявляют обычной детской любознательности, не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения.

ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ.

Необходимо привлекать детей к выполнению домашних обязанностей:

  • поливать цветы;
  • вытирать пыль;
  • ухаживать за
  • домашними животными;
  • убирать игрушки;
  • застилать постель;
  • содержать в порядке свои вещи.

Постепенно нужно предлагать ребенку и такую работу, которая, может, и не интересна ему, но необходима!

Как подготовить ребёнка к школе?

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.

Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний –вот ведущие принципы воспитательного подхода.

Способствовать расширению кругозора, нравственному воспитанию. Ребёнок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», знать нормы и правила поведения.

Включение ребёнка в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с при поступлении в 1 класс ребёнок должен:

Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.

Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Уметь находить в группе предметов лишний

(из группы «Одежда» убрать цветок).

Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.

Уметь культурно общаться с другими детьми,

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Запомните:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни других детей (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей. Старшая группа (5 лет) Второй год обучения

Главная > Программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Мониторинг результативности речевого развития

В начале и конце учебного года проводится мониторинг результативности развития речи по 10 показателям:

Оценка исследования понимания речи (3-6 лет).

3 балла – ребенок правильно выполняет задания;

2 балла – выполняет после нескольких повторений;

1 балл – с трудом понимает обращенную к нему речь;

0 баллов – задания не выполняет.

Оценка состояния фонематического восприятия (3-6 лет).

3 балла – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

2 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;
1 балл – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – не воспроизводит.

Читайте также:  Конспект коррекционного занятия с элементами Су-Джок терапии

Оценка состояния артикуляционной моторики (3-6 лет).

3 балла – правильно выполняет движения.

2 балла – выполняет

1 балл – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.

0 баллов – не выполняет движений.

Оценка состояния фонематического анализа и синтеза (4-6 лет).

3 балла – правильно отвечает с первой попытки.

2 балла – правильно отвечает со второй попытки.

1 балл – правильно отвечает с третьей попытки.

0 баллов – отвечает не правильно.

Оценка сформированности звуко-слоговой структуры слова (3-6 лет).

3 балла – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления.

2 балла – замедленное послоговое воспроизведение.

1 балл – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

0 баллов – не воспроизводит.

Оценка звукопроизношения (3-6 лет).

3 балла – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях.

2 балла – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению.

1 балл – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован.

0 баллов – в любой позиции звук отсутствует, искажается или заменяется.

Оценка грамматического строя речи и словоизменения (3-6 лет).

3 балла – дает правильный ответ.

2 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи.

1 балл – слово изменяет неверно.

0 баллов – задание не выполняет.

Оценка исследования словаря и навыков словообразования (3-6 лет).

3 балла – дает правильный ответ.

2 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи.

1 балл – форму образует неверно.

0 баллов – задание не выполняет.

Оценка состояния связной речи.

5 лет (3 уровень)

Составление рассказа по сюжетной картине.

-Оценка смысловой целостности:

3 балла – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположены в правильной последовательности.

2 балла – ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи.

1 балл – выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения.

0 баллов – отсутствие рассказа.

-Оценка лексико-грамматического оформления:

3 балла – рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм.

2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания.

1 балл – наблюдается аграмматизм, повторы и неадекватные замены.

0 баллов – рассказ не оформлен.

-Оценка самостоятельности выполнения задания:

3 балла – самостоятельный рассказ.

2 балла – рассказ после минимальной помощи (1-2 вопроса).

1 балл – рассказ по вопросам.

0 баллов – рассказ недоступен.

Пересказ сказки по серии картинок.

-Оценка смысловой целостности:

3 балла – воспроизводит все смысловые звенья.

2 балла – воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями.

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения.

0 баллов – не выполняет задания.

-Оценка лексико-грамматического оформления:

3 балла – рассказ оформлен грамматически правильно.

2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов.

1 балл – наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов.

0 баллов – рассказ не оформлен.

-Оценка самостоятельности выполнения задания:

3 балла – самостоятельно подбирает и располагает картинки.

2 балла – картинки располагает с помощью.

1 балл – раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам.

0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

Оценка состояния общей и мелкой моторики.

Состояние общей моторики (4-6 лет)

3 балла – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.

2 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.

1 балл – неполный объем движение, нескоординированность движений, двигательное беспокойство.

0 баллов – не способен выполнить движение.

Состояние мелкой моторики (4-6 лет)

3 балла – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе.

2 балла – заторможенность и нескоординировананность движений при выполнении.

1 балл – наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений.

0 баллов – отказывается от выполнения задания.

(Пробы для мониторинга см. в Приложении 6)

Данные мониторинга в процентном выражении заносятся в таблицу:

Индивидуальные показатели мониторинга результативности развития речи

Исследование состояния понимания речи

Состояние фонематического восприятия

Состояние артикуляционной моторики

Состояние навыков фонематического анализа и синтеза

Исследование звукослоговои структуры слов

Состояние грамматического строя речи и словоизменения

Исследование словаря и навыка словообразования

Состояние связной речи

Исследование состояния моторной сферы

Общие показатели мониторинга результативности развития речи группы

Наличие позитивной динамики развития по определенным показателям (уровень успешности, средний показатель в %)

Грамматический строй речи

По результатам мониторинга составляется речевой профиль на каждого ребенка (см. Приложение 7).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Мониторинг уровня развития речи детей с общим недоразвитием речи

    Эмма Моисеева 3 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ладушки» г. Брянск Мониторинг уровня развития речи детей с общим недоразвитием речи Учитель логопед : О.В.Бычкова

2 Мониторинг уровня развития речи детей с общим недоразвитием речи группа компенсирующей направленности МБДОУ детского сада «Ладушки» Дата проведения учитель-логопед Имя, фамилия ребёнка Уровни по методикам Общий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

3 Условные обозначения: познавательная деятельность моторная сфера импрессивная речь связная речь – словарь словообразование – грамматический строй речи – звукопроизношение фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза слоговая структура слов

4 Таблица. Обследование уровня познавательной деятельности детей (начало года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень -0 баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень баллов и ниже Низкий уровень –

5 Таблица. Обследование уровня познавательной деятельности детей (конец года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень –

6 . Познавательная деятельность: Задания. Обследование процессов внимания. Обследование процессов восприятия. Обследование пространственных и временных представлений. Обследование процессов памяти. Обследование процессов мышления

7 Таблица. Обследование уровня моторной сферы (начало года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень –

8 Таблица. Обследование уровня моторной сферы (конец года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень –

9 . Моторная сфера Задания:. Обследование общей моторики. Обследование серии двигательных упражнений. Обследование мелкой моторики. Обследование навыков самообслуживания

10 Таблица. Обследование уровня развития импрессивной речи (начало года) Имя ребёнка задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень –

11 Таблица. Обследование уровня развития импрессивной речи (конец года) Имя ребёнка задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень –

12 . Импрессивная речь Задания:. Обследование понимания обращѐнной речи. Обследование понимания слов, обозначающие предметы. Обследование понимания слов, обозначающие действия. Обследование понимания слов, обозначающие признаки. Обследование понимания предлогов. Обследование понимания числа. Обследование понимания рода. Обследование понимания падежа

13 Таблица. Обследование уровня развития связной речи (начало года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень

14 Таблица. Обследование уровня развития связной речи (конец года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень –

15 . Связная речь Задания:. Составление рассказа по картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Пересказ рассказа или сказки. Составление рассказа-описания

16 Таблица. Обследование уровня развития словаря (начало года) Имя ребёнка задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень

17 Таблица. Обследование уровня развития словаря (конец года) Имя ребёнка задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень

18 . Словарь Задания:. Называние предметов и их частей. Объяснение значений слов. Подбор прилагательных к существительным. Подбор антонимов. Образование притяжательных прилагательных. Совершенный и несовершенный виды глаголов. Образование множественного числа глаголов. Образование приставочных глаголов

19 Таблица. Обследование уровня развития словообразования (начало года) Имя ребёнка Задания Общий балл уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень

20 Таблица. Обследование уровня развития словообразования (конец года) Имя ребёнка Задания Общий балл уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень

21 . Словообразование Задания:. Образование существительных единственного числа. Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Образование увеличительной формы существительных. Образование прилагательных от существительных. Образование сложных слов

22 Таблица. Обследование уровня звукопроизношения (начало года) Имя ребёнка Часто нарушаемые звуки с сь з зь ц ш ж щ ч л ль р рь i к г х Общий балл Уровень балла правильное произнесение звука 0 баллов нарушенное произнесение звука I (высокий) уровень 0 баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень

23 Таблица. Обследование уровня звукопроизношения (конец года) Имя ребёнка Часто нарушаемые звуки с сь з зь ц ш ж щ ч л ль р рь i к г х Общий балл Уровень балла правильное произнесение звука 0 баллов нарушенное произнесение звука I (высокий) уровень 0 баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень

24 Таблица. Обследование уровня развития грамматического строя речи (начало года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень –

25 Таблица. Обследование уровня развития грамматического строя речи (конец года) Имя ребёнка Задания Общий балл Уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – баллов III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень –

26 .Грамматический строй речи Задания:. Образование множественного числа родительного падежа существительных. Согласование прилагательных с существительными. Согласование существительных с числительными. Употребление предлогов. Образование падежных форм существительных

27 Таблица. Обследование уровня развития фонематического восприятия, анализа и синтеза (начало года) Имя ребёнка Задания Общий балл уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень

28 Таблица. Обследование уровня развития фонематического восприятия, анализа и синтеза (конец года) Имя ребёнка Задания Общий балл уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень баллов III (низкий) уровень балов и ниже Низкий уровень

29 . Фонематическое восприятие, анализ и синтез Задания:. Дифференциация согласных звуков. Повторение цепочек слогов. Повторение слов с оппозиционными звуками. Выделение первого звука из слов. Выделение последнего звука из слов. Составление слов из заданных букв

30 Таблица. Обследование уровня развития слоговой структуры слов (начало года) Имя ребёнка задания Общий балл уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – балла III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень

31 Таблица 0. Обследование уровня развития слоговой структуры слов (конец года) Имя ребёнка задания Общий балл уровень балла правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; балл ошибки в ответах, которые исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции I (высокий) уровень баллов II (средний) уровень – балла III (низкий) уровень балла и ниже Низкий уровень

32 . Слоговая структура слов Задания:. Произнесение простых слов. Произнесение сложных слов. Произнесение предложений, состоящих из сложных слов

Мониторинг речевого развития детей.

  • Логопедическое обследование ребёнка предполагает:

-определение речевых расстройств;

Читайте также:  Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

-постановку заключительного диагноза учителем-логопедом;

-выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

  • Для проведения логопедического обследования используются простые и высокодифференцированные методы:

– изучение документации (сбор анамнеза);

– метод беседы (с ребёнком, с родителями);

  • Сроки проведения мониторинга.

Сентябрь – первичное обследование с целью постановки уточненного логопедического диагноза.

Январь – выявление динамики развития.

Май – оценка достигнутых результатов.

  • Результаты логопедического обследования заносятся в индивидуальные речевые карты (сентябрь), а также в комплексные диагностические таблицы, заполняемые на всю логопедическую группу (сентябрь, январь, май).

Результаты содержат качественную и количественную оценку уровня речевого развития детей.

  • Этапы логопедического обследования:

I этап – ориентировочный – включает в себя сбор анамнестических данных путём изучения медицинской и педагогической документации, опрос родителей и педагогов, выявление индивидуальных особенностей ребенка, путем беседы с ним и наблюдением за его игровой и учебной деятельностью. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект, его возможные причины и сопутствующие диагнозы, а также уточняются необходимые методики для проведения дальнейшего обследования.

II этап – диагностический – собственно обследование ведущих компонентов языковой системы и неречевых психических процессов, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

III этап – аналитический – интерпретация полученных данных и заполнение речевых карт и комплексных диагностических таблиц на детей речевой группы.

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов.

I. Сбор анамнестических данных.

Цель: выявить неблагоприятные факторы развития, получить данные о раннем физическом и речевом развитии ребёнка, изучить объективные данные о нервно-психическом и соматическом здоровье ребенка.

Методы: беседа с родителями и изучение медицинской документации.

Результаты: в ходе беседы с родителями выявляются и заносятся в речевую карту данные об особенностях перинатального, натального и постнатального периода развития; перенесенные заболевания, травмы; отмечаются особенности раннего физического и речевого развития ребёнка, условия воспитания ребенка, по медицинской карте делается заключение о соматическом здоровье ребенка (сопутствующие заболевания, группа здоровья, отягощённая наследственность).

II. Изучение уровня речевой коммуникации.

Цель: выявить общий кругозор ребёнка, выяснить, понимает ли ребёнок речь, может ли выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.

Методы: беседа с родителями, беседа с ребёнком, наблюдение за ребёнком в свободной деятельности и при общении с другими детьми.

Процедура проведения беседы с ребенком.

При создании положительного эмоционального фона и установлении контакта логопед проводит беседу, придерживаясь следующего плана:

Назови своё имя, фамилию. Расскажи о своей семье (с кем ты живёшь, как зовут маму, папу, брата…) Где ты живёшь, знаешь ли свой адрес? С кем ты дружишь? Какие игры любишь? …

В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию.

В процессе наблюдения за ребенком следует обращать внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, слушать товарища.

Критерии оценки:

1. Ребенок активно общается, хорошо и внимательно слушает, понимает говорящего, общается с учетом ситуации, легко входит в контакт, последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет.

Такой уровень считается высоким и соответствует 3-м баллам.

2.Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других, использует речевой этикет непостоянно.

Это средний уровень коммуникативного общения – 2 балла.

3. Ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении со взрослыми и детьми, невнимателен, редко пользуется речевым этикетом, не может последовательно излагать мысли, не может передать содержание услышанного, речевой негативизм.

Это низкий уровень -1 балл.

III. Исследование поведения, эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей ребёнка.

Цель: выявить особенности поведения, эмоциональной сферы и черты характера, способствующие и препятствующие усвоению знаний, умений, навыков.

Методы: наблюдение во время обследования и свободной деятельности детей.

Результаты носят качественную оценку и позволяют подобрать методы коррекционной деятельности с учётом выявленных особенностей.

Отмечается преобладание настроения (устойчивость эмоциональных реакции), адекватность эмоциональных реакции, работоспособность, наличие мотивации к деятельности, волевые особенности, реакции на замечания и одобрения, страхи, контактность, конфликтность, двигательную активность, черты характера.

Результаты заносятся в речевые карты.

IV. Исследование неречевых психических функций.

1.Исследование слухового восприятия.

Цель: определить способность ребёнка узнавать и различать звуки, определять направление звука, воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения:

  • Задание 1. Узнавание и различение контрастного звучания музыкальных инструментов.

Логопед показывает ребенку колокольчик, барабан, бубен, дудочку, называет их и показывает, какие звуки издают эти инструменты. Затем логопед закрывает инструменты маленькой ширмой и производит звуки. Ребёнок узнает и называет музыкальные инструменты (или показывает при невозможности речевого высказывания).

  • Задание 2. определение направления звука.

Логопед располагается за спиной ребёнка, предлагает ребёнку послушать и показать рукой или сказать, откуда слышен звон колокольчика.

  • Задание 3.

Ребенку предлагается отхлопать ритмический рисунок вслед за логопедом.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9.

7-9 баллов – высокий уровень развития слухового восприятия.

3-6 баллов – средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

2. Исследование зрительного восприятия.

Цель: выявить возможность ребёнка различать и соотносить цвета, геометрические формы.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Различение и соотнесение цветов.

4 года – ребёнку предлагается показать карточки красного, желтого, синего, зелёного , белого и черного цвета, а затем подобрать к чашкам, указанных выше цветов, блюдца такого же цвета.

5 лет – задание такое же, но добавляются оранжевый, голубой, розовый цвета.

6 лет – усложняется задание, добавлением фиолетового, коричневого и серого цвета.

  • Задание 2. Восприятие формы.

Ребёнок выбирает по просьбе логопеда из предложенных фигур:

4 года – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб.

5 лет – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник.

6 лет – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник, цилиндр.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

5-6 баллов – высокий уровень развития зрительного восприятия.

2-4 балла- средний уровень.

0-2 балла – низкий уровень.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 639 . Нарушение авторских прав

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Отзывы

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Читайте также:  Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Недоразвитие речи. Нормы развития речи ребёнка

Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРРзадержка речевого развития». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНРобщее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов ( в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

2 Комментариев

О нейросенсорной слуховой стимуляции слышу впервые. Для тех, кто живет на периферии, она недоступна. При ЗРР моему сыну помогли уколы Кортексина. Первый же курс активизировал развитие речи, а после второго курса – пошли короткие фразы, предложения.

Здорово, что вам помогло неврологическое лечение! В идеале для наилучшего результата нужно сочетать и неврологическое лечение, и логопедические занятия. Томатис — очень эффективная методика, но она подходит не всем, сначала нужно проконсультироваться с нашим нейропсихологом. Возможно, вашему ребенку и не нужна такая стимуляция

Ссылка на основную публикацию