Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

Методика Обучения звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста. – презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемAntyannette Opazkaia

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “Методика Обучения звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Методика Обучения звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста

3 Содержание: Дидактический материал Дидактический материал. Методические приемы обучения Методические приемы обучения. Знакомство с гласными звуками. Знакомство с согласными звуками. (твердыми и мягкими)Знакомство с согласными звуками. Работа со звуковой схемой. Закрепление навыка звукового анализа слов Закрепление навыка звукового анализа слов.

4 Содержание :(прод.) Ознакомление с ударным звуком Ознакомление с ударным звуком. Игровые упражнения Игровые упражнения. Литература Литература. Проверь себя Проверь себя.

5 Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

6 Какие методические приемы делают процесс обучения звуковому анализу привлекательным для ребенка дошкольного возраста ?

7 Дидактический материал Картинки со звуковыми схемами Раздаточные Демонстрационные

8 Фишки – звуки Демонстрационные Раздаточные 6 см. 10 см Комплект на каждого ребенка 2 см 2 см. По 4 каждого цвета (черная –1)

9 Звуковые карточки Демонстрационная Раздаточные 40 см. 15 см. 2,5 см 2,5 см.

11 Методические приемы обучения Воспитатель произносит слова с интонированным выделением первого звука. Дети вслед за воспитателем произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки на произносимом звуке. Ставит в первую клеточку серую фишку. Воспитатель называет первый звук, так как он слышится в слове.

12 Определение последовательности звука в слове Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. РРРАК РАААК РА К

13 Представление слова в виде модели Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек, которые последовательно заполняются фишками (сначала серыми, затем цветными). Количество клеточек соответствует количестве звуков в слове.

14 Знакомство с гласными звуками Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает»-ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трех звуковых словах.

15 Звуковой анализ слова ЛУК Определяя гласный звук, выкладывают красную фишку. Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков [а] [о] [э] [и] [ы] Дети с помощью воспитателя «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что-либо во рту их произношению. [у]

16 Знакомство с согласными звуками (твердыми и мягкими) Твердый согласный звук «большой братец» обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук «маленький братец» обозначается зеленой фишкой. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными

17 Звуковой анализ слова ЛУНА Сколько звуков в слове ЛУНА? 4 Как вы узнали? Четыре клеточки под картинкой. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык. Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.

18 Ознакомление с мягкими согласными звуками Звуковой анализ слова ЛИСА Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- «большой или маленький братец»? Маленький. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой. Далее слово анализируется по аналогии.

19 Работа со звуковой схемой Дети читают слово, ведя указкой под звуковой карточкой, фиксируя каждый звук. По заданию убирают фишки- звуки. Уберите звук КЬ Уберите первый звук, назовите его -НЬ Уберите твердый согласный звук. Уберите первый гласный звук, назовите его- И Уберите второй звук И

20 Закрепление навыка звукового анализа слов

21 Звуковой анализ слова ЮЛА Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите четвертый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Прочитайте запись.

22 Ознакомление с ударным звуком Выполните звуковой анализ слова ГУСИ Назовите гласные звуки у Сколько слогов в слове? Два Какие? ГУСИ Назовите ударный слог ГУ Произнесите слово с ударением ГУУУСИ и

23 В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. Педагог читает слово с ударением синхронно ведя указкой под схемой. Дети повторяют Педагог произносит ГУСИИИГУСИИИ Какой звук выделен? И Как правильно сказать? ГУУУСИ Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится в слове более протяжно. Ударный гласный звук обозначается черной фишкой.

24 Игровые упражнения Почему вы так решили? 1 2 Подбери схемы к картинкам

25 Выполните звуковой анализ слова ЖУК Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ Измени схему

26 Выполните звуковой анализ слова МЫШКА Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА

27 Подбери слова к схемам Овощи,фрукты

28 Литература: Обучение дошкольников грамоте/Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская/Под ред. Н.В. Дуровой.-М.,2001 г.

29 Проверь себя К какому слову подходит схема?

Презентация – Развитие навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Текст этой презентации

Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
Презентация к мастер-классу для родителей по теме
Автор материала: Поздеева Валентина Ивановна, учитель-логопед 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Теремок» п.Коноша Архангельской области. п. Коноша 2016 год.

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

овладение навыками звукового анализа.

Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия.
Обучение умению подбирать слова с заданными звуками.
Обучение навыку звукового анализа.
Обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.
Закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный–согласный, твёрдый–мягкий, звонкий–глухой).
Обучение умению определять место звука в слове.

Звуковой анализ – это:
различение звуков по их качественным характеристикам (гласный–согласный, твёрдый–мягкий).
выделение отдельных звуков;
определение порядка звуков в слове;

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для: обучения чтению; грамотного письма в школе; изучения родного языка. Выполнив все упражнения по всем темам, ребёнок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способст-вует развитию речи.

Развивайте звуковой анализ, играя!

Запомните! Гласные звуки – это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. А, О, У, Ы, Э, И

Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ Буквы, обозначающие только твёрдые звуки: Ж, Ц, Ш Буквы, обозначающие только мягкие звуки: Й, Ч, Щ

Цветовые обозначения – обозначение гласного звука – обозначение твёрдого согласного звука – обозначение мягкого согласного звука

Материал для звукового анализа

Схема звукового анализа слова «кот»

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Желаем успехов!

Литература
Общее речевое развитие (компакт-диск)- издательство «Учитель», 2011

Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».

Учитель-логопед: Чепкасова А.С. (Слайд № 1)

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н. Гвоздев отмечает, что “хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится”. И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.

Читайте также:  Словесные игры для детей и их родителей

Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова.

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа. Согласно программе Филичевой, Чиркиной, обучение детей звуковому анализу предполагает следующие этапы:

1этап выделение звука из слов:

Слова произносятся протяжно – выделяется звук [р] из слов: гррруша, горррох, огурррец, петух (В ЭТОМ СЛОВЕ НЕТ ЗАДАННОГО ЗВУКА)

На втором этапе учимся определять место звука в слове: 1-начало слова, середина слова, конец слова. (Слайд № 3)

Детям предлагаются игры, где необходимо найти и обозначить место звука в слове (1-начало, 2-середина, 3конец) символом-фишкой.

(Слайд № 4) На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные.

(Слайд № 5) на этом этапе детям предлагаются игры, например: “Звуковое дерево” на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где “растет” слово. Пример: слово “машина” на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

(Слайд № 6) Так же детьми даётся графическое изображение звукового состава слова. Например:

Разберем слово лук. Дети произносят слово «Ллллук». Первый звук — [Л]. «Луууук», второй звук [У]. Третий –[К]. Даётся характеристику каждому звуку.

(Слайд № 7-8) Затем предлагаем детям картинки, к которым они должны составить звуковой анализ слова (изображенного картинкой) с помощью фишек (символов).

(Слайд № 9) Дальше детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.

(Слайд № 10-11) Далее предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не всегда так, как пишутся.

Статья:

В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не всегда так, как пишутся. Именно звуковой анализ слова поможет разобраться с этой проблемой. Хотя вначале она может показаться сложной для дошкольников. Однако это важный момент. Так как во время обучения в школе ученик будет неоднократно сталкиваться с этим моментом на уроках русского языка и развития речи.

Звуковой анализ слова – давайте разберемся

Наша речь делится на устную и письменную. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. Люди общались с помощью звуков. Однако пришло осознание ведения письменного выражения информации. Так появилась письменная речь.

Однако мы уделим внимание в этой статье именно устной передаче информации. Изучением данного раздела занимается непростая наука фонетика. Она занимается изучением звуков речи, их образованием, характеристиками. Также эта наука изучает ударение в слове, деление слов на фонетические слоги.

Для начала выясним, что такое звуковой анализ слова. Звуковой анализ слова – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный).

Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать. И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;
  • выявление наличия в слове конкретного звука;
  • определение места звука в слове;
  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;
  • синий цвет используется для – твердых согласных;
  • зеленый цвет – для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Чтобы занятия проходили более интересно, вы можете использовать рабочую тетрадь «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» , а также внимательно изучить пособие «Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи» .

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «о» «и» «а» «у» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Они могут быть ударными и безударными.

Также в русском языке есть четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после «ъ» и «ь» уже звучат как два звука.

Согласные звуки – характеристика

Согласные звуки — фонемы, которые пропеть нельзя, так как воздух, который выходит изо рта встречает преграду при их произнесении.

Глухие согласные звуки: [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Читайте также:  Методические рекомендации к проведению логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с ОНР

Звонкие согласные звуки: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердыми являются согласные: [ж] [ш] [ц].

Мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Если необходимо подобрать слова для игр со звуками, необходимо помнить, что звонкие согласные фонемы оглушаются в конце слов (комод) и перед глухими согласными (ложка).

Начало обучения грамоте и знакомству малыша с особенностями звукового произношения в русском языке – очень важный момент. Поэтому необходимо всегда начинать этот процесс обдуманно, акцентируя внимание на подготовленность ребенка, как психологическую, так и возрастную. Пусть этот непростой путь обучения малышей грамоте принесет детям позитивный настрой, чтобы в 1 класс они пошли с радостным ожиданием познания нового. Родителям и педагогам между тем порекомендовала бы книгу «Gakken. 4+ Дополнительные занятия» , которые способствуют всестороннему развитию ребенка.

Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта

Интерактивный тренажёр «Найди пару» с применением технологического приема «Анимированная сорбонка» состоит из 10 парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Тренажёр можно использовать на занятии – фронтально и по подгруппам, на индивидуальном занятии, в домашних условиях для одновременной автоматизации звуков [К], [Ш] в словах. Также можно применять в работе с детьми с ТНР, имеющими нарушения слоговой структуры слова для отработки навыка произнесения слов V класса слоговой структуры (по А.К. Марковой). Параллельно проводится работа по согласованию местоимений (МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с именем существительным в роде и числе.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная интерактивная игра разработана для проведения двух обобщающих логопедических занятий по обучению грамоте со старшими дошкольниками. Для логического завершения игры предполагается последовательность в выполнении заданий. Использование интерактивных заданий позволяет развивать фонематическое восприятие, формировать фонематические представления и звуко-буквенный анализ и синтез у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: автоматизация звука [Л‘] с помощью игровых компьютерных технологий.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивная дидактическая игра «Почини игрушку» направлена на развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Презентация-игра для старших дошкольников и младших школьников, смешивающих в речи близкие по акустико-артикуляторному сходству звуки Ш и Щ. Игровые задания позволят заинтересовать, замотивировать детей на нудном этапе при смешивании звуков – коррекция звукопроизношения на уровне слогов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивный тренажёр составлен с применением технологического приема «Анимированная сорбонка” и направлен на автоматизацию звука [Л] в словах, словосочетаниях. Тренажер включает в себя три мини-игры.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Игра предназначена для детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста. С её помощью дети смогут в занимательной форме отработать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить умение различать звуки Ж-Ш, а также запомнить правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал презентации содержит комплексы артикуляционной гимнастики в стихах и считалках по материалам Т. А. Куликовской. Текст автора озвучен мною, так педагогу легче будет выполнять показ упражнений, комментировать их выполнение.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный ресурс предназначен для обучающихся-логопатов 1-2 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель использования ресурса: закрепление умения дифференцировать буквы Ц-Ч, пополнение и активизация словаря по лексическим темам: “Продукты”, “Птицы”.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Предложенный нами материал может быть использован учителями начальной школы для проведения внеурочных мероприятий для закрепления навыков звукобуквенного анализа и синтеза и развития интереса к родному слову у обучающихся 2-3 классов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивный тренажёр разработан для учащихся 3-4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук [К]

Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук [К] для старшего возраста, думаю, будет интересно логопедам, занимающимся по технологии Ткаченко Т.А. с использованием зрительных символов звуков (при желании можно символ в презентации заменить буквой).

К занятию подготовлена презентация, которая позволяет представить детям максимум наглядности при минимуме затрат времени. Кроме того, после занятия можно провести самостоятельную работу для определения уровня усвоения детьми темы, и в этом поможет распечатка задания из книги Бунеева «По дороге к азбуке», часть 3, стр. 37, которая предложена педагогу в демонстрационном и раздаточном варианте.

Тема: Звук [К]

  • развивать фонематический слух, внимание.
  • продолжать учить определять место заданного звука в слове и отмечать его на схеме; подбирать слова с заданным звуком в заданной позиции;
  • проводить анализ и синтез сочетаний типа АТ, ИТ, АК, КА;
  • учить проводить синтез слова из трёх звуков.
  • учить отгадывать ребусы путем добавления одного звука или сочетания двух звуков к слову – названию картинки.
  • продолжать учить преобразовывать слова способом замены первого звука.
  • экран,
  • компьютер,
  • проектор.
  • каждому ребенку – схема слова, символ К – 2 шт;
  • ксерокопия (Бунеев «По дороге к азбуке», часть 3, стр. 37);
  • синий и красный карандаши.

Ход занятия:

Слайд 1. Оргмомент.

а) Вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

б) Какие имена людей начинаются со звука К? (Катя, Кирилл, Коля, Ксюша, Кристина, Карина). В какой части слова мы слышим звук К в этих словах? (В начале слова – дети отмечают на схеме у себя на столах).

Слайд 2. Название каких игрушек начинается со звука К? (кукла, конструктор, кубики, коляска, кроватка, кораблик). Найдите лишнюю картинку (сова – ЩЕЛЧОК)

Слайд 3. В названии каких домашних животных мы слышим в начале слова звук К (куры, кот, корова, коза, конь – каждый появляется по щелчку в названной последовательности).

Слайд 4. В названии какой мебели мы слышим в начале слова звук К (кровать, кресло калошница — каждый появляется по щелчку в названной последовательности).

Слайд 5. Пустой слайд — заставка.

Выделение звука К из ряда других звуков и слогов: Упражнение «Покажите символ, если услышите звук»

а) среди звуков — АК АН АТ УТ ТУ КЫ КО КА АКА ОК ИК АМ ИМ ЮК

Читайте также:  Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

б) в слове — кубик, рама, венок, мама, норка, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран.

Вот окошко распахнулось, (руки развести в стороны)
Вышла кошка на карниз: (имитация мягкой грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз)
Посмотрела кошка вверх. (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Вот налево повернулась, (повернуть голову к левому плечу)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову к правому плечу)
Потянулась, улыбнулась (потянулись, улыбнулись)
И уселась на карниз. (сесть на свои места)

Слайд 6. Анализ и синтез сочетаний: АП, ОП, ИК, АК, ОТ, УТ, ИТ (каждый появляется по щелчку в названной последовательности)

Слайд 7. Анализ и синтез сочетания: КоТ — по щелчку появляется картинка.

Слайд 8. Отгадывание ребуса: РЫБА + звук К= РЫБАК, (на карточке с заданием картинка-отгадка открывается после того, как дети назовут полное слово и его значение, т.е. осмыслят получившееся слово).

Слайд 9. Отгадывание ребуса:

ГВОЗДИ + Звуки К, А = ГВОЗДИКА (на карточке с заданием картинка-отгадка открывается после того, как дети назовут полное слово и его значение, т.е. осмыслят получившееся слово).

Слайд 10. Упражнение «Определи место звука в слове» (ДЕТИ РАБОТАЮТ на своих схемах по каждому слову, затем проверяют на слайде: Как ты отметил? А у тебя где слышатся звуки? Проверяем. – Щелчок или 2 – в зависимости от слова)

Колобок, кукуруза, клетка (каждый символ появляется по щелчку в названной последовательности)

Слайд 11. Знакомство с двузначным словом.

– Что такое – каток? (место для отдыха зимой, рабочая техника для разравнивания свежего асфальта — каждый появляется по щелчку в названной последовательности)

– Определите место звука К в слове КатоК. (2 щелчка) (ДЕТИ РАБОТАЮТ на своих схемах по каждому слову, затем проверяют на слайде: Как ты отметил? А ты где слышишь звуки? Проверяем. – Щелчок или 2 – в зависимости от слова)

Слайд 12. Упражнение «Определи место звука в слове» (ДЕТИ РАБОТАЮТ на своих схемах по каждому слову, затем проверяют на слайде: Как ты отметил? А у тебя где слышатся звуки? Проверяем. – Щелчок или 2 – в зависимости от слова)

Колосок, колокольчик – цветок, одуванчик, колокольчик школьный — последовательно

Слайд 13. Упражнение «Определи место звука в слове».

Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой
две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.

Слайд 20. Дидиактическая игра «Измени слово»: Замени первый звук в слове на звук К.

Пони – кони
Полено – колено
Цапля – капля
Ворона – корона
Роса – коса (два значения слова КОСА)
Розы – козы
Маска – каска

Рот – кот
Норка – корка
Лом – ком
Пора — кора

Слайд 21. Итог занятия: Молодцы. Какая игра была для вас самой трудной?

Работа вне занятия:

Самостоятельная работа с раздаточным материалом:

а) — Закрасьте синим цветом одну из трех клеточек под каждой картинкой в зависимости от того, в какой части слова слышится звук К. Если мы слышим звук в начале слова – то какую клетку мы закрасим? (первую), если в конце – то (третью), если звук слышно, но он не первый и не последний — значит, закрасим клеточку посередине. (Сначала все вместе называем картинки, затем дети приступают к закрашиванию).

б) — Под какими картинками вы закрасили по 2 клеточки? (кактус, кукуруза, кукла); 3 клеточки? (колокольчик) в) Самоконтроль – по образцу (красным карандашом).

Презентация: Звук [К]

Дежнёва Елена Петровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «ДСОВ «Буратино»,
п. Унъюган Тюменской области

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “Звук и буква К”

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа , звук и буква К

Цель: Подготовка к основам обучения грамоте.

Программные образовательные задачи:

  • Обучающие: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [к], [к`] в слогах, словах, фразах; научить определять позицию звука в слове;
  • Развивающие: развивать фонематические процессы, фонематический слух;
    учить работать над предложением; развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы других детей.

Оборудование: Презентация, письмо в конверте, счётные палочки, раскраски с заданием, простые карандаши, круги красного и синего цветов.

Ход НОД

1. Вводная часть

Организационный момент. Дети вместе с воспитателем входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Дети здороваются).

Раздаётся стук в двери.

Воспитатель открывает дверь и берёт в руки письмо.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, что в нём написало: «Девочки и мальчики, Колдунья похитила у меня первый звук в имени. Теперь моё имя звучит _арлсон. Помогите мне вернуть мой звук».

Воспитатель: – Какого звука не хватает в слове _арлсон? (К)

Слайд 2. Карлсон.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся на поиски буквы, обозначающий звук [к], [к`].

2. Основная часть

Слайд 3. Картинки (кошка, коньки, кит, кисть)

Воспитатель: Карлсон просит произнести слова.

– Какой звук вы слышите первым в этих словах? (звук [к], [к`]).

– Давайте вместе громко произнесём звук [к], теперь тихо, по одному.

– Какой звук [К], согласный или гласный? (Согласный)

Задание. У вас на столах лежат круги. Поднимите круг того цвета, которым обозначаются согласные звуки. (Дети поднимают круг синего цвета).

– Каким цветом обозначает согласные звуки? (Синим).

Слайд 4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

  • Гласный – согласный
  • Звонкий – глухой
  • Твёрдый – мягкий

Воспитатель: Ребята, звук [к] согласный. Давайте определим, а какой он ещё (звук [к] глухой, может быть твёрдым или мягким).

Воспитатель: Давайте произнесём слоги со звуком [к], [к`]. Сначала произнесём слоги, в которых звук [к] твёрдый. Повторяйте за мной: ка-ка, ко-ко, ку-ку, кы-кы, ак, ок, ик, ек, ук, ык.
Теперь произнесём слоги, в которых звук [к`] мягкий. Повторяйте за мной: ки-ки, ке-ке, кя-кя, кю-кю.

Слайд 5. Картинки.

– Ребята, Карлсон просит вас найти слова, в которых живёт звук [к].

Игра «Хлопни только на звук [к], [к`]». Карлсон не может определить, в каких словах есть звук [к], [к`]. Давайте поможет Карлсону.

Картина, конфета, дом, ложка, тарелка, кровать, осень, замок, телёнок, лето, котлета, котёнок, машина.

Слайд 6. Картинки со звуком [к] в начале, середине, в конце слова.

Конфета, корова, конь, баклажан, белка, утка, ёжик, молоток, снеговик.

– Ребята, Карлсон просит вас найти слова, в которых звук [к] живёт в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Игра «Исправьте меня». Замените одно слово другим по смыслу и рифме.

    Мышка спряталась под горку
    И грызёт тихонько норку (корку).

По небу летит карета, по дороге едет ракета.

На лугу пасётся корона, а у царя золотая корова.

В лесу летают кошки,
Охотятся на мышек мошки!

На маскарад наденем каски.
Солдаты в бой наденут маски!

Зазеленели в парки детки,
А на прогулку вышли ветки.

  • Когтистые у киски тапки
    У Вики новенькие лапки.
  • Физкультминутка. «Карлсон»

    Карлсон всех зовёт на крышу.
    Поднимайтесь все неслышно.
    Руки в стороны поднять,
    На носки всем срочно встать.
    Выше, выше, выше…
    Опуститесь, поклонитесь, улыбнитесь.
    А теперь, прошу, садитесь.

    Воспитатель: Отдохнули?

    Слайд 8. Ребята, давайте покажем Карлсону, как выглядит буква к.

    – Давайте прорисуем букву К в воздухе.

    – Теперь выложим букву К из счётных палочек.

    Слайд 9. На что похожа буква к? (Дятел на дереве, ворона открыла клюв, человек развёл руки вверх-вниз).

    Воспитатель: Ребята, Карлсон благодарим вас за помощь. Колдунья вернула ему звук к. Теперь его имя звучит правильно: Карлсон. В знак благодарности Карлсон дарим вам раскраски с заданием и с его любимой буквой к.

    Карточки. Дети выполняют задание.

    3. Заключительный этап

    – Ребята, вам понравилось помогать Карлсону?

    – С каким звуком мы сегодня познакомились?

    Воспитатель: Спасибо, ребята, вы меня порадовали своими ответами. Мне было приятно играть с вами.

    Ссылка на основную публикацию