Презентация Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

Презентация “Игра с буквами” как элемент системы подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Понятие “грамота” определяется как умение читать и писать. На уроках грамоты дети овладевают навыками сознательного и правильного письма и чтения, знакомятся с некоторыми сведениями по грамматике и правописанию, это имеет существенное значение в деле подготовки учащихся к практической деятельности в жизни и вместе с тем создает предпосылки для овладения основами наук.

Существует большое количество педагогической и психологической литературы, в которой дано научное обоснование и разностороннее освещение различных вопросов по методам обучения и формированию первоначальных навыков чтения и письма у детей.

Обучение грамоте осуществляется аналитико–синтетическим методом, носит развивающий и воспитывающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

Дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, образовывать слоги из звуков, слова из слогов, предложения из слов. Учащиеся овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Параллельно дети учатся применять знания и умения, полученные на уроке обучения грамоте, в процессе коллективного чтения детских книг.

Одновременно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей.

Ребенок овладевает письменной речью, в отличие от устной, только в условиях целенаправленного обучения. Механизмы письменной речи формируются в процессе обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, она требует от ребенка определенной степени зрелости многих психических функций.

В состав процесса письма входит целый ряд специальных операций. Первой из них, как отмечает А.Р.Лурия, является анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Второй этап процесса письма заключается в переводе выделенных фонем или их комплексов в зрительную графическую схему – графемы. Это производится с учетом пространственного расположения их элементов. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая затем должна быть написана. Обычно этот процесс не вызывает особых трудностей. На последнем, третьем, этапе происходит перевод подлежащих написанию зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений. То есть графемы переводятся в кинемы.

В период обучения грамоте ребенок также овладевает чтением. Как и письмо, чтение является сложным психофизиологическим процессом. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На основе этого происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание.

Т.Г. Егоров выделяет ряд ступеней в процессе формирования навыка чтения. Первой ступенью является овладение звуко-буквенными обозначениями. В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, соотносящиеся с их звуковым значением.

Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память.

Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Но единицей зрительного восприятия на этом этапе является буква.

Второй ступенью является ступень слогового чтения. Способ чтения является аналитическим, отсутствует целостное восприятие.

Третья ступень – становление целостных приемов восприятия. Эта ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения.

Четвертая ступень – ступень синтетического чтения. Она характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической ее сторон, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

Еще в трудах К. Д. Ушинского были заложены основы методики обучения грамоте, где уделялось большое внимание подготовке к письму. Им были созданы книги для начальной и повышенной начальной школы “Родное слово” и “Детский мир”. Начальным этапом обучения грамоте было приучение глаза и руки ребенка к письму элементов букв. Предлагались специальные прописи, “образцы для первоначальной рисовки”, упражнения по развитию зрительно-пространственных представлений (введение понятий верх – низ, право – лево, ниже – выше и др.), упражнения по ориентации на листе бумаги, на грифельной доске.

В педагогической системе Марии Монтессори большое внимание уделялось развитию речи детей, подготовке их к усвоению чтения и письма. Монтессори был составлен специальный дидактический материал, позволяющий детям легко овладевать техникой письма. Например, упражнения с шершавыми буквами: “Шершавые буквы”, Узнай букву”. “Шершавые слова”. А также “Письмо на манке”, Домино из букв”, “Предложение, слова, буква” и др.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, особое внимание уделяется подготовке к чтению и письму, так эти дети находятся в группе риска по возникновению дисграфии и дислексии. Особенно важным это становится при коррекции общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи, при нормальном слухе и интеллекте.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, небольшой запас слов, аграмматизмы, нарушения произношения и фонемообразования.

Дети третьего уровня речевого развития в условиях массовой школы обычно овладевают элементарными навыками письма и чтения. Но при этом они допускают значительное количество специфических ошибок, которые обусловлены отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. То есть у них наблюдается дислексия и дисграфия.

У дошкольников 5 – 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, отмечается следующее:

  • недостаточно развита координация движений;
  • плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
  • недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
  • недостаточно развито чувство ритма;
  • некоординированная деятельность руки и глаза;
  • плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;
  • недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);
  • низкие параметры произвольного внимания (переключение, концентрация);
  • недостаточно развита зрительная память;
  • плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;
  • недостаточно развиты графические способности.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.

Авторы предлагают разнообразные виды упражнений по профилактике нарушений чтения и письма.

Например, А.Н. Корнев предлагает систему формирования функционального базиса навыков чтения и письма, в которой выделяются следующие разделы: 1) развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; 2) развитие зрительно – пространственного восприятия и наглядно–образного мышления; 3)формирование изобразительно–графических способностей; 4) развитие сукцессивных способностей ребенка; 5) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Р.И.Лалаева описывает систему работы по профилактике и коррекции дислексии. Работа проводится в нескольких направлениях. Вот некоторые из них:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе буквенного (назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить предметные изображения, наложенные друг на друга; найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10; разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности; игра “Чего не стало?”; игра “Что изменилось?”).
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза (определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг; сконструировать буквы из предъявленных элементов; показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом; определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве).
  4. Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв (найти букву среди ряда других букв, сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; на фоне контурных изображений предметов найти “спрятавшиеся” буквы; конструирование и реконструирование печатных букв из элементов).

На логопедических занятиях я уделяю особое внимание подготовке детей к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи. В моем арсенале множество игр, пособий, методик, описанных в логопедической литературе. Кроме того, я начала использовать новые педагогические технологии, в том числе и компьютерные.

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Детям интересно все, что связано с компьютерами, таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедическом занятии. Растет самооценка детей (поощрение за правильные ответы, возможность самому проверить правильность ответа). Появляется возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Также необходимо отметить, что логопед затрачивает значительно меньше времени на подготовку к занятию. И на занятии экономится время благодаря быстрой смене материала на экране.

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие речевых функций детей согласно целям игры, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Для подготовки дошкольников 5 – 6 лет, имеющих нарушения речи, к обучению грамоте и профилактике дисграфии и дислексии мной был создан ряд компьютерных игр по нескольким направлениям. Для этих целей я использовала программу создания презентаций MS PowerPoint. Она представляется очень удобной, так как на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, схемы. Широко используется настройка анимации и действия. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение.

Особенно удобно мне использовать презентации при коррекции оптических нарушений, так как такие занятия требуют большого объема наглядного материала, который чаще всего приходится делать вручную. Игры в форме презентаций также позволяют решить дополнительную задачу – развивать зрительное внимание и память. Материал, представленный на экране является более привлекательным для детей, создает дополнительную мотивацию для активного участия детей в коррекционном процессе.

Игры-презентации я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Они являются частью традиционного занятия, время использования компьютера соответствует гигиеническим требованиям (непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут; после занятия проводится гимнастика для глаз).

Для подготовки к чтению и письму, для развития буквенного гнозиса, формирования пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза я предлагаю детям специальные игры с буквами:

– “Жучок-буквоед”: на слайде изображена буква, некоторые элементы которой стерты. Ребенок называет букву, нажимает на клавишу – рядом появляется целая буква.

– “Буква за окошком”: на слайде нарисовано окошко, сквозь которое видна только часть буквы. Ребенок опознает букву (или буквы – один и тот же элемент, который виден сквозь окошко, может принадлежать нескольким буквам), нажимает на клавишу – около окошка появляется правильный ответ.

Читайте также:  Пособие по работе над слоговой структурой слова

– “Найди гномика” (зеркально написанные буквы): на слайде две зеркально изображенные буквы. Детям предлагается найти гномика – он спрятался под буквой, которая написана неправильно. Ребенок нажимает на “неправильную” букву – под ней появляется гномик. Если ответ неверный, можно вернуться на первоначальный слайд и попробовать еще раз.

– “Прочитай по половинке”: на слайде написано слово, верхняя или нижняя половина букв которого отсутствует. Детям предлагается прочитать слово. Если возникают трудности – нажатие на клавишу – и рядом появляется картинка. При повторном нажатии слово можно увидеть полностью.

– “Помоги Незнайке”: на слайде изображены буквы, наложенные друг на друга. Детям надо назвать, какие буквы они видят. Нажав на клавишу мышки можно проверить ответ.

– “Узнай букву”: на слайде расположена картинка, в которой художник спрятал букву. Например, буква “И” “вписана” в забор, буква “Д” в домик, буква “Г” – подъемный кран и т.д. Ребенок должен увидеть букву и назвать ее. Чтобы проверить правильность ответа, надо нажать на клавишу мышки – рядом с картинкой появится нужная буква.

– “Игры с буквами”: с этой игре предлагается несколько вариантов. Например, прочитать слово, выбрав только правильно написанные буквы. Или прочитать слово, когда видно только половину букв (нижнюю или верхнюю).

– “Веселые человечки”: на слайде картинка со схематично нарисованным человечком, который изображает какую-то букву. Дети должны угадать букву. При желании ребенок может изобразить букву так же, как человечек на картинке. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Какая буква спряталась?”: предлагается узнать зашумленные буквы. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Узнай букву по элементам”: на слайде изображены элементы буквы, ребенок должен угадать букву. При нажатии на клавишу элементы соединяются.

– “Найди все буквы “А”: детям предлагается найти все буквы “А”, среди букв, написанных разными шрифтами, стилизованных букв и посчитать их. При нажатии на клавишу все буквы, кроме “А” исчезают.

– “Буквы рассыпались”: дети должны назвать буквы, различно расположенные в пространстве. Можно, например, попросить ребенка посчитать, сколько на слайде букв “Б”. При нажатии на клавишу все остальные буквы исчезают.

– “Найди целую букву”: в этой игре надо найти целую букву среди недописанных, нажать на нее. Если ответ верный, на экране появляется Знайка, если неверный – Незнайка.

Частично этот материал представлен в презентации “Игры с буквами” (“Жучок – буквоед”, “Найди гномика”, “Помоги Незнайке”, “Буква за окошком”, “Узнай букву”, “Какая буква спряталась?”, “Прочитай слово”).

Таким образом, современные компьютерные технологии открывают новые возможности использования традиционных логопедических методик. Использование игр, созданных с помощью презентаций, может разнообразить логопедической занятие, привлечь интерес детей, расширить возможности работы с наглядным материалом, а также помогает педагогу в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.
  2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
  3. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,1998.
  5. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт.Т.II/Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997.
  6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
  8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.
  9. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2011
  10. Упражнения с Монтессори – материалом. – Рига-Москва, 1996.
  11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1968.

Презентация “Формирование буквенного гнозиса”

При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация “Формирование буквенного гнозиса”»

Тема: «Формирование буквенного гнозиса»

Учитель-логопед: Храмцова М.Г.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

  • восприятие общей формы буквы;
  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии и дислексии

«Учим буквы в стихах»

Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

Длинные палочки крепко дружили,

Их две короткие соединили.

Мы эту букву всегда узнаём,

«Мама» – писать с этой буквы начнём.

Буквы в картинках

Игра «Сложи букву»

  • Выложить букву из спичек, счётных палочек, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.
  • «Нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка.
  • Слепить букву из пластилина, солёного теста.
  • Сделать букву из проволоки.
  • Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».

Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.

Игра «Нарисуй букву»

В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.

Игра «Буквенный след»

Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.

Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Найди букву»

Игра «Найди буквы»

Игра «Разрезные буквы»

Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:

– части одной буквы; – части одной буквы + одну часть от другой буквы; – части 2-3 букв одновременно.

Необходимо дорисовать недостающие половинки.

В древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их.

Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.

Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговицы?

Игра «Найди такую же»

Необходимо найти в ряду букв такую же, как слева, и подчеркнуть.

Игра «Продолжи ряд»

Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.

Игра «Фокусы с буквами»

Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при обучение грамоте.

Игра «Узор из букв»

в написании букв, развитие

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Ребёнка просят узнать букву «в окошке»

(по её фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент “в окошке”.

Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

Игра «От какой буквы деталь?»

Необходимо найти в узоре две спрятавшиеся буквы.

Игра «Исправь буквы»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие это были буквы? Назови их и исправь.

Игра «Превращение буквы»

Нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.

Игра «Какая буква написана правильно?»

Игра «Правильно – неправильно»

Игра «Найди и закрась буквы»

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

Найди и закрась буквы, которые есть

в словах кот, дым .

Игра «Разгляди буквы»

Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.

Нахождение «спрятавшихся букв»

Нужно определить, сколько и каких букв «спряталось»

в каждой из фигур.

Игра «Неправильная буква»

Исправь одну букву и прочти слово.

Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок.

Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.

Игра «Волшебные точки»

Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?

Игра «Найди отличия»

Игра «Пляшущие буковки»

Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.

Игра «Верни букву на место»

Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

Игра «Распутай слово»

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове уменьшаются

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове увеличиваются

Необходимо прочитать слова, соединив буквы одинакового цвета и размера.

Игра «Найди слова»

Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.

Найди неправильные отражения и составь из них слово.

Игра «Найди животных»

Найди буквы среди цифр и прочитай слова.

Игра «Большие и маленькие»

Необходимо составить из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Назови буквы»

Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.

Соедини получившиеся слова с картинками.

Игра «Напиши и прочитай»

Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О,

Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С,

Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О,

В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

Игра «Безгласные» кроссворды

Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные.

У каждого кроссворда — свой гласный.

Игра «Безгласные» кроссворды

Напиши в центре букву О, справа — М, слева — Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Игра « Распутай слоги»

Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать слова, которые получились.

Игра «Кодовый замок»

В каждой цифре замка закодирован слог.

Какие слова получатся, если выбрать разные коды?

«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв

Фавзана Аюпова
«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.

Читайте также:  Сценарий логопедического утренника: Праздник правильной речи

1. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко, без призвуков «ы», «э», демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква. Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы:

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» – замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы “Г” я не боюсь,

Буква “Г” не злой,а добрый гусь!

3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву. Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги.

5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы: обведение трафарета буквы;

вырезание буквы ножницами;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры:

– Пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

Изобрази букву пальцами;

– определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала;

– узнавание букв, написанных разными шрифтами;

– нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.

Данная работа в “Мастерской букв” дает свои положительные результаты: дети хорошо запоминают буквы и не путают их.

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007

Дидактическая игра по ознакомлению с буквами В группе с детьми мы начали изучать буквы. Конечно неотъемлемой частью данной темы идет работа на написание букв. Ребята часто путают поворот.

Моя вязанная азбука При обучении детей важную роль играет развивающая среда и предметы, игрушки, наглядные пособия, с помощью которых дети познают окружающее.

Презентация “ЗКР. Обучение дошкольников элементам грамоты”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Гречиха Людмила Николаевна учитель-логопед МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок» ст. Егорлыкская

Основная задача овладение нормами и правилами родного языка.

  • В старшей группе приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков.
  • .В подготовительной группе знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладение слоговым и слитным способами чтения.

Основные компоненты

  • Сформированность звуковой стороны речи
  • Полная сформированность фонематических процессов,;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
  • Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

этапы

  • Подготовительный этап (неречевые звуки)
  • Основной этап.
  • Добуквенный период (звуки речи) – знакомство с гласными звуками. – знакомство с согласными звуками.
  • Буквенный период (звук-буква) -знакомство с буквами.

Подготовительный этап.

  • звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:) Предлагаемые игры: “Узнай, что звучит?”, “Где звучит колокольчик?”, “Покажи картинку”, “Громко – тихо”, “Кто сказал?”:

Знакомство с гласными звуками.

  • воздух не встречает препятствий -звук гласный (используем карточку красного цвета).
  • В образовании звука участвует голос.

Знакомство с гласными звуками

В русском языке 6 гласных звуков:

А-О-У-Э -Ы-И – ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ МОИ.

ИХ НЕТРУДНО ПЕРЕЧЕСТЬ.

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РОВНО ШЕСТЬ.

Звуков [ е, ё, ю, я ] не бывает НИКОГДА !

Для обозначения гласных звуков на письме в русском языке 10 букв:

гласные II РЯДА

Звуков [ е, ё, ю, я ] не бывает НИКОГДА !

гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

  • в начале слова (юг, яма, Емеля);
  • после гласных (заявка, приют, Пелагея), а могут обозначать один звук, после согласного;
  • после букв Ь, Ъ (вьюга, въезд).

Игры:

  • «Немые звуки»
  • «Фотография звука»
  • “Припоминание слов на заданный звук” (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • «Разложи картинки»

порядок работы над гласными звуками

  • Выделение данного звука среди других звуков о, ы, а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (оп, ун, ат, ам, от, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (ослик, автобус, аист, Аля, урок);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аля с Аликом гуляли в саду астры собирали)

Позиция звука в слове Звуковые линейки

Знакомство с согласными звуками

Мягкий звук –«ласковый», твердый –«строгий».

Для определения звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком :

Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит.

Звуки Буквы Звуки Буквы

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Знакомство с согласными звуками. Символика согласных Звуковой анализ слов

  • обратные слоги, имеющие значение (ом, ун, ам, ат);
  • прямые слоги, также имеющие значение (мо, ну, на);
  • односложные слова без стечения согласных (сок, сон, дом, сом, зуб, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (сито, ваза, дуга);
  • односложные со стечением согласных (стул,слон, кран);
  • двусложные со стечением (слово);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (сорока).

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его и т.д. 6. Прочитай по фишкам слово целиком. 7. Ответь на вопросы: – сколько всего звуков в слове? – сколько гласных? – сколько слогов? – сколько согласных?

Знакомство с буквами.

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

фасоли и другие мелкие предметы;

Вырывать из бумаги образ буквы;

Получить в подарок букву;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, т.е последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе

Соотнесение буквы со звуком

  • — сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;(АУ,ИА)
  • — сочетание гласного с согласным в обратном слоге;(АМ, ОП)
  • — сочетание согласного с гласным в прямом слоге;(НА,ТЫ)
  • — односложные слова по типу СГС;(КОТ)
  • — двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;(МАМА, НАТАША)
  • — двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов; (КОШКА)
  • — двухсложные слова со стечением согласных;(ФАНТИК)
  • — трехсложные со стечением согласных; (ФАБРИКА)
  • — простое двусоставное предложение без предлога;( МОЙ ЗАЙКА).
  • — простое предложение из 3-4 слов без предлога;( ЭТО МОЙ КОТ).
  • — простое предложение из 3-4 слов с предлогом; (У КУСТА ЗАЙКА),

задания

  • называние слов с изучаемым звуком;
  • определение позиции данного звука в словах;
  • знакомство с буквой посредством художественного слова;
  • закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;
  • печатание буквы (слогов, слов, предложений);
  • звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с после­дующей заменой фишек уже знакомыми буквами;
  • подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;
  • упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;
  • составление и печатание слов с данным слогом;
  • составление и печатание слов из разрозненных слогов;
  • дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.

5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.

6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Сафина Э. Н. Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 28-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14694/ (дата обращения: 28.02.2020).

Пространственные представления детей дошкольного возраста составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста (могут зеркалить) и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.

«Необходимо, чтобы ребенок к началу обучения в школе правильно употреблял слова направо, налево, прямо, наверх, вниз, под, за, поровну, одинаково, пополам, больше, меньше, столько же и понимал стоящие за ними реальные пространственные отношения» [1, с.31]. Овладение письмом требует, как известно, много умений: определить размер и расстояние на глаз, сравнить предметы по величине, высоте, расположению в пространстве. Сложность русской графики проявляется в том, что все буквы состоят из ограниченного количества элементов. Поэтому в русском алфавите много букв, сходных по начертанию — их отличие заключается только в разнице между каким-либо одним элементом или в различном расположении одних и тех же элементов. Недостаточное развитие зрительного анализа и пространственных представлений у учащихся начальной школы приводит к появлению ряда специфических ошибок при письме и чтении, «которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения» [2, с.25].

Несформированность зрительного анализа приводит к тому, что дети путают при чтении и письме буквы, отличающиеся одним элементом (Р-В, Б — В, М — Л), а также редко встречающиеся буквы (Ч — Ц, Ч — Ф).

Несформированность пространственных представлений проявляется в:

– замене букв, состоящих из одних и тех же элементов и сходных по написанию (З — Е);

– зеркальности чтения и письма, когда ребенок производит действие не слева направо, а наоборот (вместо «кот» он читает «ток», вместо «но» пишет «он» и т. д.).

В моей практике подтверждается высказывание психологов о том, что пространственные ошибки чаще бывают у детей с явно выраженным преобладанием правополушарных функций, которые являются левшами. [1, с 31]

Часто к трудностям ориентации в пространстве прибавляются трудности в различении формы и величины, составлении целого из частей, воспроизведении заданной графической структуры. Все эти проблемы решаемы для детей 6–8 –летнего возраста.

Читайте также:  Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов

Перед знакомством с зрительным образом букв важна предварительная работа, цель которой: усвоение ребенком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов, развитие представлений о форме и величине предметов. В своей работе я успешно использую группы заданий, подобранные психологами Т. В. Беловой, В.А Солнцевой и другими авторами:

  1. Графические диктанты, упражнения на соединение точек прямыми линиями, рисование по точкам, рисование по клеточкам, выполнение различных видов штриховок.
  2. Нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения. Игры: «Кто спрятался?», «Сосчитай зверей и птиц» и т. д.
  3. Нахождение различий в изображении. Игры: «В чем отличие?», «Найди предмет, у которого не хватает одного элемента»
  4. Нахождение сходных элементов в изображении. Игры: «Найди сходство», «Найди нужную часть», «Найди два одинаковых предмета», «Определи, какое отражение правильное», «Найди тень изображенного»
  5. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игры: «Ну-ка сосчитай» (контурные рисунки, наложенные один на другой), «Угадай целое».
  6. Усвоение пространственных отношений (на, под, за, правый-левый)

А. В. Семенович в развитии у ребенка пространственных представлений предлагает использовать различные «маркеры»: н-р, часы, браслет или ленточка на левой руке, а также понятия как «голова, потолок, солнце, пол, земля», помогающие определить ребенку, где верх, где низ.

Игры и упражнения: «Выполни действия с предметами по заданию», «Назови действия, которые ты выполняешь», «Выполни инструкцию», «Покажи, где… (дверь открыта, а где закрыта)», «Раскрась предмет слева зеленым цветом, справа — желтым», «Что изменилось?», «Что это?», «Найди игрушку (клад) и т. д.

  1. Конструирование целого из отдельных частей. Игры: «Собери открытку», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Составь целое из частей»

(1. Выложить изображение по полному образцу, 2. Выложить изображение по контурному образцу), «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо».

  1. Игры с наборами домино (по Е. Н. Юрьевой) «Геометрические фигуры», «Найди снеговика», «Веселая зарядка», «Собери снежинки».

На этапе знакомства с буквой для запоминания зрительного образа буквы, расположения их в пространстве, акцентирования внимания на элементах букв использую игры с развитием и совершенствованием сенсорных функций:

Цель: развитие осязательного восприятия, запоминание букв.

Буква на ладошке печатается пальцем или с помощью кисточки. При этом у ребенка глаза закрыты. Ребенок должен назвать букву.

  1. «Буквенный конструктор»

Цель: развитие пространственной ориентации, соотнесения формы, размера, цвета, зрительного восприятия.

На начальном этапе детям предлагается собрать буквы из нескольких частей. В дальнейшем — побыть волшебниками и превратить в другую заданную букву.

  1. «Жук— буквоед»

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти. Детям предлагается восстановить букву, которую почти всю съел жук — буквоед.

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительного осязания формы, совершенствование зрительной памяти.

Два варианта проведения игры: в одном случае детям предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь определить букву (буквы могут быть использованы из магнитной азбуки или из мягкого конструктора), а во втором — назвать букву и напечатать ее на доске.

Цель: закрепление зрительного образа букв, развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов и оттенков, форм.

Предлагается выложить буквы из пуговиц только определенного цвета или определенной формы.

  1. «Сенсорная азбука»

Цель: развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, тактильной памяти.

Дети вместе с родителями могут сделать изученную букву из подходящего материала: из макарон — букву М, из ваты — В, из пластилина — П.

Цель: развитие целостности зрительного восприятия.

Детям предлагается выложить заданную букву из шерстяных ниток на бархатной бумаге, из палочек, из веревочек.

  1. «Живое предложение»

Цель: формирование у детей об общих правилах грамматики путем совершенствования пространственных отношений.

Дети слушают предложение. Затем проводится его анализ (количество слов, вычленение слов по порядку). Перед записью его в тетрадь дети составляют его «живую» схему:

– в ряд выстраивается столько детей, сколько слов в предложении;

– дети выстраиваются на некотором расстоянии друг от друга (слова в предложении пишутся отдельно);

– первый ребенок поднимает руки вверх (первое слово пишется с большой буквы);

– последний ребенок присаживается на корточки — он «точка» (в конце предложения ставим точку).

  1. «Разрезной квадрат» (по М. М. Безруких)

Цель: из частей квадрата по образцам ребёнок собирает буквы алфавита.

Если ребенок в дошкольном возрасте будет выполнять подобные игровые задания, то пространственные представления, зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения окажутся у него сформированными, различение похожих по начертанию букв не будет вызывать трудностей.

  1. Белова Т. В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. / Т. В. Белова, В.А Солнцева.- М.:АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.-63, [1]c
  2. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие — М.: Владос, 1995.
  3. Юрьева Е. Н. Преодоление оптической дисграфии. Профилактические игры для детей 5- 8 лет / Е. Н. Юрьева.- М.: Издательство ГНОМ, 2013.- 36с.

Похожие статьи

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической.

Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова.

Развитие зрительного анализа и синтеза. Упражнение 1. Ребёнку предлагается сказать, чем (какими

Развитие зрительно-моторной координации. Упражнение 1. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста.

Проблема исследования и развития зрительных функций у детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном.

Зрительное восприятие в логопедической практике. Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления

У детей с оптической дисграфией отмечается несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Зрительное восприятие в логопедической практике.

Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Тем не менее, при оценке готовности к школе и исследовании возникающих трудностей обучения редко уделяется достаточно внимания к.

Создание условий для развития внимания у дошкольников.

В статье авторы раскрывают особенности развития внимания у детей с нарушением зрительного восприятия. Описываются приемы и методы активизации и стимулирования внимания. Данная статья будет полезна педагогам, воспитателям, работающим с детьми с.

Вклад зрительно-пространственного восприятия в школьную.

восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственные функции, детская нейропсихология, младший школьный возраст

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляется с программными требованиями детского сада и не готовы к школьному обучению.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного.

Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.

В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

У детей с нарушением зрения сокращение количества образов памяти частично

Память — это форма психологического отражения действительности, заключающаяся в запоминании

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения.

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии.

Закрепление зрительного образа буквы способствуют игры с буквами

Для развития навыка чтения у младших школьников используются игры, направленные на развитие памяти и внимания.

Таким образом, в обучении детей младшего школьного возраста используются.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы.

Дети старшего дошкольного возраста почти все знают печатные буквы, но пишут их неправильно, штрихи несоразмерны, неверное соотношение элементов. Очень часто у детей с нарушениями речи отмечается зеркальное начертание многих букв и элементов. Важно формировать у детей умение писать печатные буквы, соотнося их со звуком. А так же развивать умения проводить анализ и синтез графического образа букв.
Этапы развития:
1. Знакомство с образом печатной буквы и способом ее графического начертания, начиная с анализа (привлечение различных анализаторов речеслухового, речедвигательного, зрительного, тактильного и общедвигательного. Ребенок определяет сколько элементов составляет буква, какие это элементы, каково их пространственное расположение).
2. Обводка пальчиком по контуру печатной буквы.
3. Выполнение игрового упражнения в воздухе с проговариваем вслух элементов.
4. Формирование правильной посадки и захвату карандаша.
5. Выполнение игровых упражнений «Обведение букв по точкам», «Дорисуем букву», «Выкладывание буквы» (из проволоки, палочек, фасоли, ниток и т. д).
6. Написание буквы на линованном в клетку листе с проговариванием вслух алгоритма письма этой буквы.
7. Сравнение графического образа буквы с предметами из окружающего мира (например А- ракета, Ж-жучок, О-колесо и т. д).
8. Нахождение заглавной и маленькой буквы в азбуке.
9. Выполнение игровых упражнений:
– «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь» (отработка нескольких звуков по дифференциации)
– «Узнай букву» (рисование пальчиком буквы на спине у друг друга.
– «Покажи букву на пальцах»
10. Выполнение физкультминуток «Живые буквы»
“А” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону.
“О” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону и поднимает вверх, как бы рисуя круг.
“У” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вперёд.
“И” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вверх….
11. Называние слов с определенном звуком.
12. Чтение простых слов.
Предлагаем следующие игры, которые помогут ребенку преодолеть дефект

1. Игра «Домик с буквами – окошками»
Материалы: Карточки-таблицы с печатными буквами.
Задание: Раскрасить окошечки с заданной буквой.

2. Игра «Найди, что перепутано»
Материалы: Карточки, на которых правильно и зеркально изображены буквы.
Задание: Найти и зачеркнуть неправильно написанные буквы.

3. Игра «Допиши букву»
Материалы: Карточки с недописанными буквами.
Задание: Дописать букву.

4. Игра «Допиши буквы»
Материалы: Карточки с элементами букв.
Задание: Отгадать какую букву хотели написать (несколько вариантов).

5. Игра «Найди буквы»
Материалы: Карточки с наложенным изображением букв.
Задание: Найти, какие буквы спрятались.

6. Игра «Найди пару»
Материалы: Карточки с буквами. 1 вариант: буквы выполнены одним шрифтом. 2 вариант: буквы выполнены разными видами шрифта.
Задание: 1 вариант: Педагог предъявляет ребёнку карточку с буквой и просит найти такую же. 2 вариант: Педагог предъявляет ребёнку карточку с буквой и просит найти все буквы.

7. Игра «Буквенное лото»
Материалы: Парные карточки с буквами (от 12 до 64 карточек)
Ход игры: Карточки раскладываются рисунком вниз. Игрок берёт одну карточку и называет букву. Ему нужно найти пару среди оставшихся карточек. Он поднимает ещё одну карточку, если на ней пара, он забирает её себе. Но если ребёнок поднял карточку с другой буквой, то он кладёт карточку на то же место и ход игры переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока на поле не будет ни одной карточки.

8. Игра «Лото»
Материалы: Карточки –таблицы с печатными буквами (10 клеток). Отдельно бумажные квадратики с буквами.

Ход игры: Ведущий вытаскивает букву и называет её. Ребёнку нужно найти и закрыть эту букву в своей карточке. Побеждает тот, кто первый заполнит свою карточку.

9. Игра «Построй – ка»
Материалы: Карточки с образцом, пуговицы, фасоль, счетные палочки.
Задание: 1 вариант: построить букву способом наложения. 2 вариант: построить букву по образцу.

10. Игра «Буквы – Половинки»
Материалы: Карточки с половинками букв.
Задание: Подобрать и соединить половинки, чтобы получилась буква.

11. Игра «Собери буквы»
Материалы: Карточки с образцом буквы, карточки с буквой, разрезанные на 3-5 частей.
Задание: Собрать букву.
Представленные игры могут быть использованы как элемент занятия, как элемент соревнования в свободной деятельности детей, как рекомендация для родителей
Учитель – дефектолог специальной группы для детей с ТНР,
Студнева Марина Алексеевна

Ссылка на основную публикацию