Презентация: Домашние животные

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста “Дикие и домашние животные”

Цель: в игровой форме закрепить представления детей о диких и домашних животных.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
  • Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.
  • Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Оборудование: телевизор или проектор, презентация с игрой, письмо от зверей, оформленный макет леса и фермы.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, то увидела у нашей фермы письмо. Давайте его прочитаем его.

Педагог зачитывает письмо.
“Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам звери. Мы узнали, что вы уже познакомились с нами. Узнали кто такие домашние, а кто дикие. И специально для вас мы приготовили игру. Надеемся, что она вам понравиться.”

Воспитатель: ну, что поиграем?
Дети: Да, поиграем.
С помощью экрана телевизора или проектора детям включается презентация.

Картинки диких и домашних животных

Воспитатель: первое задание, которое для нас приготовили – это Загадки о животных.
Детям зачитывается загадка. После правильного ответа появляется отгадка (иллюстрация животного). После на иллюстрации с изображением леса и деревенского дома дети ищут животное в среде его обитания.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком. (заяц)

Ест траву, жует, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! (корова)

Мы – хозяйственные птички!
По утрам несем яички
Людям к завтраку, а днем –
Ходим, что-нибудь клюем. (курица)

Что за фыркающий носик?
У кого в иголках хвостик?
Что за шарик как репей,
Только бегает быстрей? (еж)

Белобокий Почтальон
Сто вестей разносит он.
По деревням и садам,
По деревьям, проводам. (сорока)

У кого монеткой нос,
У кого крючочком хвост,
По бокам жирок белявый,
И щетиной весь оброс? (поросенок)

Что за чудище такое
В чаще леса завелось
Словно вешалка рогами
Ну конечно это – … (Лось)

Если видит – там чужой,
Вздыбит шерсть и станет злой.
А хозяин на крылечке –
Хвост закрутится в колечко. (собака)

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо вы справились с первым заданием. Перейдем ко второму. Второе задание – это Кто где живет?
Дети по очереди подходят к экрану, отвечают на вопрос “Где живет …?”, указывают на животное. Педагог с помощью мышки нажимает на то же изображение, картинка передвигается на одно из мест обитания. (лес или хлев)

Педагог создает иллюзию того, что иллюстрация передвигается благодаря ребенку.
Воспитатель: молодцы! Следующее задание называется – Четвертый лишний. Нам нужно найти, кто же из зверей лишний и рассказать, почему вы так считаете.

На слайде представлены четыре животных, ребенку необходимо определить, кто лишний и рассказать почему. Ответив, ребенок указывает на ответ. Педагог с помощью мышки нажимает на то же изображение, картинка исчезает. Педагог создает иллюзию того, что иллюстрация передвигается благодаря ребенку.

Воспитатель: Молодцы! И еще задание у нас есть – Что перепутал художник? Мы с вами сейчас посмотрим рисунки, которые нарисовал неизвестный художник. Но в своей работе он допустил ошибку, вам нужно найти ее и исправить.

На слайде рисунок леса, на котором лишнее домашнее животное (поросенок), на следующем слайде – скотный двор, на нем лишнее дикое животное. (медведь)
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилась игра, которую для нас подготовили звери? Давайте скажем им за это спасибо!

Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.




Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.





Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:








Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

Общие рекомендации

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:





Задания

После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.

  1. Краткий пересказ.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Подбери синонимы.
  4. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.

Тексты с дырками:








Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.

Прописи для дошкольников

Вы можете скачать и распечатать любые из представленных материалов на данной странице. Прописи для дошкольников, малышей и школьников распределены на категории, что значительно упрощает выбор.

Выберите из списка те прописи, по которым вы хотите, чтобы занимался ваш ребенок. Скачайте в удобном для вас формате, либо распечатайте их прямо с нашего сайта.

Выберите прописи по алфавиту

Прописи для дошкольников – буквы и цифры

Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.

Прописи для детей 5-6 лет

Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.

Прописи для детей 6-7 лет

Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.

Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.

Прописи по точкам

Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.

Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.

Читайте также:  Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

Прописи для школьников

Такие прописи часто запрашивают в школе, чтобы дать те самые азы, которые так необходимы ребенку на начальном уровне обучения. Многие родители принимают решение приобретать дополнительные тетради, чтобы улучшать навыки ребенка дома. В любом случае, такие прописи дают все необходимые базовые знания, которые станут фундаментом в обучении ребенка грамоте и счету.

Прописи для 1 класса

Прописи для первоклассников можно смело назвать основными тетрадками в начальной школе. Задачей ребенка является научиться писать красиво и быстро. Для малыша такое задание кажется непреодолимо сложным. Времени в образовательной программе первого класса на прописи отводят очень мало.

Прописи содержат много картинок, которые делают обучение легче и помогают отвлечь внимание ребенка, когда в этом есть необходимость, от сложной задачи – обучения элементов строчных букв.

Прописи для малышей

Для малышей в возрасте 2-3 лет подойдут прописи, который помогут освоить азы письма и математики. Издания рассчитаны на развитие мелкой моторики детской ручки, подготовки ее к письму. Ребенку в тетрадях 3+ нужно будет научиться проводить линии, штрихи, закрашивать изображения так, чтобы не заходить за его границы.

Младшая группа детей в возрасте 4+ лет уже куда более усидчива и немного лучше воспринимает процесс обучения. Рабочая тетрадь для них содержит разнообразные поучительные, но увлекательные упражнения, которые помогут освоить основные навыки, обучат ребенка правильно писать.

Чтобы будущему ученику было проще писать буквы и цифры, в заданиях даются ориентиры в виде точек, которые помогут соблюдать необходимое расстояние и выводить элементы правильно, под нужным углом.

В 5 лет ребенок уже сможет легко учить буквы и совершенствовать свои навыки письма и счета. Средняя группа прописей уже основана на такой форме занятий, которая поможет вызвать у малыша интерес к учебе. Задания основаны на развитии не только мелкой моторики, но и на координацию движений руки.

В прописях есть упражнения, в которых нужно дополнить узор, дорисовать сказочного героя по контуру, найти буквы в изображении и т.д. Такие педагогические приему всегда интересны детям, поэтому процесс обучения будет проходить легко и не принужденно.

Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ППМС-Центра

В статье представлен опыт работы с детьми раннего возраста, имеющих задержку речевого развития (ЗРР) в условиях ППМС -центров: организация, форма проведения занятий с детьми. Описаны формы взаимодействия с родителями.

Данный опыт может использоваться воспитателями, психологами, логопедами яслей садов, ДОУ, реабилитационных центров.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В последние годы количество детей с различными отклонениями в развитии, прежде всего – речевыми, не уменьшается. Анализ обращений показывает, что одна из самых распространенных причин обращений к логопеду, — это беспокойство родителей по поводу развития речи у детей раннего возраста: отмечаются различные задержки темпов речевого развития. Зачастую родители начинают обращать внимание на отклонения в речевом развитии после 3 лет, упускают время. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Поэтому раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – актуальная проблема современности.

Необходимость раннего оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями признаётся большинством специалистов и диктуется следующими обстоятельствами:

  • первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды;
  • на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка;
  • нарушения в овладении речью негативно влияют на психическое развитие, эмоционально-волевую сферу и поведение;
  • период раннего детства является сензитивным для формирования речи и других психических.

На базе Муниципального казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» с 2002 года организуются группы кратковременного пребывания диагностико – консультативной направленности для детей, не посещающих дошкольные учреждения, в возрасте от 2 до 3 лет и их родителей (законных представителей) – «Развивайка».

Цель деятельности группы «Развивайка» – оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития, консультативно – методическая поддержка их родителей по вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации детей.

В работе с детьми 2 -3 лет использую программу, методическое пособие «Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет в условиях группы кратковременного пребывания», составленные мною в 2008 г., апробированные на 5- ти курсах. Данные работы были представлены на VII, VIII городских конкурсах психолого – педагогических инициатив «Путь к совершенствованию» в г. Ханты- Мансийске: в 2009 г. – программа «Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет в условиях группы кратковременного пребывания», в 2011 г. — методическое пособие по той же теме, отмечены Дипломами I степени.

Группы комплектуются с учётом уровня психофизического развития. Наполняемость группы – 6 — 7 человек. Длительность курса — 6 месяцев (100 занятий).

Занятия по «Ознакомлению с окружающим и развитию речи» проводится параллельно с педагогом – психологом по «Развитию психомоторных и сенсорных процессов» 2 раза в неделю по 2 занятия.

Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства тематическое планирование лексических тем составляется совместно с психологом.

Основная цель занятий с детьми 2-3 лет – не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка. Они строятся в виде игр, основанных на умении подражать движениям и речи взрослого.

Все игры сопровождаю показом: предметных, сюжетных картинок; игрушек, звучащих, музыкальных инструментов, действий с ними.

Система организации предполагает проведение не только традиционных, но и интегрированных занятий, совместно с психологом (новая для данной группы форма проведения), с участием костюмированного персонажа («Скоро праздник – Новый год!», «Праздник пап», «Мамин праздник», «Дикие животные», «Одежда», «Транспорт»). При знакомстве со сказками используется показ настольного (по сказкам «Курочка – Ряба», «Колобок», «Теремок», «Глупый мышонок»), кукольного (по сказке «Репка», «Заюшкина избушка»), пальчикового театров. Также используются детские шапочки животных, птиц, цветов для обыгрывания игр, сказок. Такая форма проведения занятий оптимальна на первых этапах (ознакомительных) и во второй половине курса, когда дети адаптировались к коллективу сверстников, начинают взаимодействовать друг с другом.

В работе с детьми данного возраста использую здоровьесберегающие технологии:

  • физминутки (в соответствии с темой),
  • пальчиковую,
  • артикуляционную гимнастики,
  • упражнения на развитие плавного длительного выдоха.

Таким образом, в результате проведённой работы дети начинают активно общаться друг с другом, вступать в контакт с педагогом (до занятия — слова приветствия), во время занятия: слушать, отвечать однословно, двухсловно, сопровождать свои действия речью; научились подражать действиям взрослых. У детей с ЗРР (в начале курса) отмечался выход из ЗРР (к середине курса).

Следует отметить, что такая форма организации группы кратковременного пребывания для детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития является одной из возможностей эффективной и своевременной компенсации проблем в развитии детей.

Она способствует профилактике вторичных нарушений; первичной адаптации детей к детскому коллективу; способствует социализации и интеграции детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников, последующему сокращению количества детей, которые по достижении дошкольного и младшего школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях обучения.

Большое внимание уделяется взаимодействию специалистов с родителями. Для этого использую следующие формы:

  • Знакомство (на первой консультации – в сентябре).
  • Сбор данных (анамнеза) о раннем развитии ребенка. Знакомство с результатами (первичной, итоговой) диагностики, наблюдения.
  • Организационный «Родительский клуб», на котором с психологом знакомим с задачами, основным содержанием и формами проведения занятий (в сентябре).
  • Проведение занятий совместно с родителями, включение их в работу.

Такая форма позволяет им знакомиться с направлениями и приемами работы с детьми, видеть их успехи.

  • Консультация после изучения каждой лексической темы, на которой оказывается методическая помощь родителям (предлагаются игры, упражнения на развитие всех компонентов речевой системы). Для закрепления нового материала родители получают задание на дом.
  • Тематические семинары, проводимые на протяжении всего курса.

На этих семинарах знакомлю с нормативами речевого развития детей раннего возраста; причинами задержки речевого развития и др.

  • Информационные брошюры: «Развитие звукопроизношения у детей раннего возраста», «Формирование связной речи у детей раннего возраста», «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»; памятки: «Достижения детей 2 года жизни», «Достижения детей 3 года», «Динамика формирования речи в онтогенезе», «10 «почему» детям необходимо читать», «Как учить стихи?».
  • «Книга отзывов и предложений», куда родители записывают свои мнения, пожелания о деятельности специалистов.

По окончании курса проводится праздничный выпускной, на котором дети получают дипломы выпускников.

Так за 5 лет работы группы «Развивайка» занятия посетили более 120 детей и их родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих – бабушки).

Такая форма проведения занятий может использоваться в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях, ППМС – центрах, яслях садах, логопедических группах, реабилитационных центрах.

Охрименко Алина Анатольевна,
учитель-логопед,
МКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»,
г. Ханты — Мансийск

Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО

Наташа Швецова
Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Последние десятилетия отмечены резким увеличением числа детей, нуждающихся в помощи специалистов и коррекционной работе. Соответственно, активизировался поиск новых направлений, технологий и методов коррекционной работы в системе специальной педагогики и специальной психологии.

Сопровождение детей с ЗПР является проблемой, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинической и социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности этого статуса, диагностических критериях, принципах организации, характере и степени специализированной помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение – это процесс взаимодействия специалиста и психически здорового человека, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержки в трудных жизненных ситуациях [4].

Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР имеет множество трактовок, но все они базируются на общих методологических основах,таких как:

• личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская);

• антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б. С. Братусь, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков);

• концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина);

• парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

• теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова);

• проектный подход в организации психологической, медицинской и социальной поддержки (М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, А. И. Красило).

Технологии сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с ЗПР, основаны на скоординированном междисциплинарном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для личностного и профессионального развития особенных детей. К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся [2]:

1. Построение последовательности и глубины подачи материала, соответствующего возможностям ребенка, в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ограниченными возможностями в каждой отдельной компетенции или области.

2. Технология проведения междисциплинарных консультаций специалистов, которая, в свою очередь, помогает расставить приоритеты и определить стратегию медицинской и психолого-педагогической поддержки в конкретный момент и на длительные периоды, а также оценить эффективность конкретной стратегии сопровождения.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Наша страна

3. Технология оценки характеристик и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной абилитации и поддержки ребенка и его семьи.

4. Технология оценки внутригрупповых отношений для решения задач поддержки всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального восприятия и групповой сплоченности.

5. Технологии развития работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости с субъектами инклюзивного образовательного пространства.

6. Технологии поддержки участников образовательного процесса (учителя, родители, психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.

Дошкольное образовательное учреждение имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, то есть инклюзии, в том числе на основе сопровождения.

Целью сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации.

Основными моделями сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО являются инклюзивное образование и интеграция ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Основной формой сопровождения детей с ЗПР являются индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие мероприятия, которые могут иметь коррекционную, развивающую и предметную направленность.

Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для организации сопровождения ребенка с ЗПР в дошкольной образовательной организации [1]:

• раннее выявление нарушений и организация коррекционной работы с первых месяцев жизни;

• готовность родителей помогать ребенку на протяжении всех лет интегрированного обучения;

сопровождение ребенка дефектологом, психологом, которые способны консультировать педагогов и родителей;

• возможность получить инклюзивное образование по месту жительства ребенка;

• соответствующая подготовка (квалификация) педагогов ДОО, которые, конечно, должны обладать некоторыми минимальными знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии;

• наличие специальных образовательных программ и учебных пособий;

• ориентация на конкретного ребенка;

• материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;

• система взаимодействия специалистов, родителей, педагогов, служб ПМПК, то есть наличие оптимальной системы комплексной поддержки детей с ЗПР [3].

Детский сад также должен быть снабжен программно-методическими материалами для организации сопровождения дошкольников с ЗПР.

Предметно-развивающая среда группы должна обладать всеми необходимыми качествами, быть трансформируемой, многофункциональной, эстетической и развивающей.

Для работы в условиях сопровождения необходимо наличие специальных раздаточных материалов, пиктограмм, мнемотаблиц, наборов наглядных пособий для обучения детей с ограниченными возможностями («Разрезные картинки», «Найдите лишнее», «Один или много», «Дорисуй картинку» и т. д.).

Осуществление сопровождения детей с ограниченными возможностями должно осуществляться сотрудниками, отвечающими квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, на должности руководителей, специалистов и работников (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Воспитатели, логопед, психолог, дефектолог и другие специалисты в рамках сопровождения должны тесно сотрудничать друг с другом и стремиться к единому подходу в воспитании каждого ребенка и единому стилю работы в целом.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников должно осуществляться в соответствии с задачами, поставленными перед детским садом, и на основе принципов, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Наличие необходимых условий для организации сопровождения детей с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации является одним из факторов успешной адаптации и социализации особого ребенка в обществе.

1. Бабкина Н. В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.

2. Борисова И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 769-772. –Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22700

3. Мустаева Л. Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. – Москва, 2005. – 98 с.

4. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Научн. –исслед. ин-т общей и педагогической психологии. акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России – у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Взаимодействие специалистов ППМС центра и семьи в развитии познавательной активности у детей с задержкой психического развития

Ключевые слова: ЗПР

Жизнь маленького ребенка начинается в семье. Именно в семье закладываются основы психического, физического и нравственного развития. В ней, с раннего возраста, ребенок получает первые образцы отношений взрослых к окружающим и к себе самому. Атмосфера взаимопонимания в семье положительно влияет на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Социальное развитие маленьких детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. К возникновению проблемы в личностном развитии, трудностей в общении и поведении, приводит целый ряд причин социального характера. Дефицит общения с близкими взрослыми, отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий приводит к тому, что ребенок не раскрывает заложенный природой потенциал, формирование его личности проходит в ущербных условиях. Например, не обеспечивается на должном уровне стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов и речи в период, когда общение выступает на передний план.

Более того, травмирующие действия микросоциальной среды, вызывают состояние повышенной тревожности. В характере ребенка могут вырабатываться пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.) или наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм).

Кроме того, нарушение нормального функционирования семьи приводит к проблемам в состоянии соматического и нервно-психического здоровья ребенка. Исследователи отмечают замедление нормального хода развития, недостаточное формирование способностей к усвоению знаний и др. При этом такое положение может быть обусловлено как действием отдельного неблагоприятного фактора, так и их сочетанием.

Обобщая сказанное, подчеркиваем, что реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка с задержкой психического развития зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых, с другой, от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений, навыков.

Отсутствие целенаправленного коррекционного воздействия в дошкольном возрасте приводит к тому, что дети оказываются «выброшенными» из учебного процесса. И это, в свою очередь, ведет к будущей неуспеваемости в школе. Поэтому, одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми ЗПР является формирование у них познавательной активности. Эта работа тесно связана со всеми сторонами коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, совершенствованием речи и стабилизации эмоционально-волевой сферы.

Ребенка с ЗПР нужно грамотно «подталкивать», а сделать это без участия главных воспитателей – родителей – невозможно. Зачастую, мы не имеем возможности изменить микросоциум, в котором находится ребенок, либо существенно улучшить его здоровье. Поэтому, представляется, что наиболее реально спланировать работу с родителями таким образом, чтобы максимально использовать их положительное влияние на ребенка, повысить мотивацию и задействовать потенциал родительских возможностей. Сложной проблемой взаимодействия педагогов и родителей является поиск форм приобщения родителей к развитию их детей.

Специалисты центра владеют нужной информацией и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы могли ею воспользоваться и родители. Рациональным решением в этом вопросе представляется проведение проектов, направленных на развитие познавательной активности детей, путем обеспечения длительного взаимодействия педагогов с родителями и родителей с детьми. Целесообразно опросить самих родителей (с использованием беседы, анкетирования), чтобы определить наиболее оптимальные формы взаимодействия. Опыт работы с детьми с ЗПР позволил определить разнообразные виды совместной работы. Наилучшим образом, зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия.

«Игротека». Один раз в неделю, во второй половине дня, рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие родители, которые являются не зрителями, а активными участниками. Основные задачи данной работы научить родителей играть со своими детьми, знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных познавательных навыков.

Наиболее необходимой и востребованной формой работы является организация «Родительских клубов». Во время встреч проводятся мастер-классы, где родителей практически знакомят с некоторыми приемами развития психических и речевых процессов у детей. Данные приемы могут использоваться самостоятельно в домашней обстановке. Помимо этого, обсуждаются различные точки зрения по интересующим родителей вопросам. Интересными представляется ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, где родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения с ним. Тема каждого заседания клуба заранее обсуждается, и подбираются наиболее актуальные вопросы, интересующие родителей. На фоне этой положительной мотивации устанавливается контакт с семьей каждого воспитанника. Также на встречи приглашаются различные специалисты центра учителя-логопеды, педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Благодаря объединению усилий педагогов и родителей создается атмосфера общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки, а также активизируется и обогащается воспитательный опыт и умения родителей.

Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Читайте также:  Нарушение голоса при заболевании щитовидной железы

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

  • все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
  • память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
  • восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам. Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
  • эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
  • внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный. На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

  • инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
  • интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).

Виды задержки психического развития

  • ЗПРконституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Ссылка на основную публикацию