Презентация для логопеда Ребусы: Составь слово по первым буквам

Использование ребусов в работе логопеда
презентация к занятию по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также практический материал по темам “Город”, “Школьные принадлежности”, “Буква Й”, Буква Р”.

Скачать:

ВложениеРазмер
rebusy_v_rabote_logopeda.pptx568.46 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Использование ребусов в работе логопеда Работу выполнила логопед ГБДОУ №22 Московского района Тимофеева Ольга Станиславовна

История ребусов Слово “ребус” происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы ” Non verbis sed rebus “, что значит “Не словами, а при помощи вещей”. Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis : res (вещь, предмет), rebis (обращение).

История Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название “Как читать ребусы” (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: “Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ”.

Правила составления ребусов Апостроф перед словом обозначает, что нужно убрать один первый звук ,

Правила составления ребусов Р , Чуть-чуть усложняем: добавляем букву (называем звук)

Правила составления ребусов Если из слова нужно выбросить букву или слог, их пишут сверху над словом (могут написать и под словом ) и перечеркивают: де (ре) во + чка = де во чка РЕ чка

Правила составления ребусов Может быть так, что буквы, находящиеся в слове стоят не по порядку. Тогда сверху над картинкой указывается нужный порядок букв.

Вариативность составления ребусов ,, , н=ж ЛУЖА

Ребусы « Буква Р» РОЗА РЫБАК КОРОВА

Ребусы « Буква Й»

Школьные принадлежности ЛИНЕЙКА КРАСКИ ПЕНАЛ ФЛОМАСТЕР ГЛОБУС

Положительные стороны использования ребусов в работе * Развивают все психические процессы и, как следствие, мышление * Стимулируют познавательную активность, целеустремлённость *Служат средством коррекции и развития словаря *Являются мощным средством развития аналитико-синтетической деятельности (фонематического анализа и синтеза) * Помогают совершенствовать навык чтения слогов, способствуют запоминанию букв *Развивают пространственные представления *Воспитывают усидчивость, позволяют развивать самоконтроль *Служат средством развития творческого потенциала и .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности.

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэ.

Письменный отчёт учителя логопеди об использовании ИКТ.

Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч.

Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов.

В небольшом методическом пособии описаны приемы работы с использованием ребусов в развитии фонематического слуха дошкольников.

Ребусы для детей: картинки с буквами, цифрами и знаками

Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами 15+ заданий с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику.

Попробуйте наш курс развития логики!

На платформе LogicLike.com 3500 логических заданий с ответами: ребусы, задачи, вопросы и головоломки.

Что такое ребус?

Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.

Польза ребусов для детей и взрослых

  • развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
  • развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
  • развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
  • регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
  • увеличивается словарный запас.

  • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
  • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
  • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

Как научиться разгадывать ребусы?

Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности. Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.

Базовые правила чтения ребусов

  • Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками.
  • Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая фраза.
  • Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса.
  • Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово во множественном числе.

  • Одна из самых сложных задач в ребусе – понять, «что хотел сказать автор?». Иными словами, правильно интерпретировать картинку. На рисунке вы можете «видеть» собаку, но автор мог загадать слово «пёс» или вообще «Хатико». Мальчик со светлыми волосами может быть словом «мальчик» или словом «блондин».
  • Решение у ребуса всегда одно! А если несколько, об этом вас должен предупредить автор.
  • Взялись за решение большого сложного ребуса? Будьте готовы, что в нём зашифровано предложение, в котором будут не только существительные, но и другие части речи.

Запятые в ребусах

Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам – ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но это значения не имеет.

Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв, которые нужно убрать.

Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.

2 запятые до картинки – убираем 2 буквы в начале слова, 1 запятая после картинки – убираем последнюю букву в слове.

Учимся решать ребусы с буквами

Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.

Видим на рисунке РОТ, прибавляем к началу слова букву К и получаем слово КРОТ.

Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.

В этом ребусе сочетается рисунок, запятые и буквы. Читать его нужно так: от слова ЗОНТ отнимаем две буквы в конце (две запятые справа) и получаем слог ЗО.

Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту, которая стоит после «=».

В слове «ЦАПЛЯ» букву «Ц» меняем на «К».

Вместо буквы первой в равенстве может стоять цифра. Тогда необходимо посчитать, какая по счёту буква соответствует цифре, и заменить её на ту, которая стоит после «=».

Третья по счёту буква в слове УХО – О.

Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.

У слова «СЛОН» забираем букву «Л» и получаем слово «СОН».

Буквенные ребусы (без картинок)

Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и выбираем подходящий предлог.

  • Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами «над» или «под» .
  • Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между предлогами «за» или «перед» .
  • В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом случае используем предлог «в» .

Как разгадывать ребусы?

Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.

Слово “ребус” латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, “Non verbis sed rebus” – “Не словами, а при помощи вещей”). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса – это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО

СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА

Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица – общее название; стриж, ласточка, курица – частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».

Перевёрнутый НОС = СОН

КОЛБА + СА = КОЛБАСА

Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ

РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

ГА МАК – ГА = МАК

БА РАБ АН – БА – АН = РАБ

КО МОД – КО, читаем справа налево = ДОМ

РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

БА БОЧКА – БА = БОЧКА

КОРО В А = КОРОНА

Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА

ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ

СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ПАРА букв Д = ПАРАД

А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА

ПАЛ АТ КА = ПАЛКА

З А М ОК = МАЗОК

Сорок А = СОРОКА

З делим на К = ЗНАК

Пол буквы Е = ПОЛЕ

РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога “В” перед или между названиями.

В букве О буква З = ВОЗ

Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

За буквой Л буква П = ЗАЛП

На букве С буква Т = НАСТ

Под буквой С кок = ПОДСКОК

С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

Из букв Б буква А = ИЗБА

По букве Н разбросаны буквы И = ПОНИ

Применяются и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.

Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с прибавлением “У”. Аналогично могут использоваться предлоги “С”, “ОТ”, “К”, “ПО”, и другие.

Буква Л у буквы К = ЛУК

От буквы Т буква О + буква К = ОТТОК

К буквам АП идёт ЕЛЬ = КАПЕЛЬ

КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ,

А КОСА НА УЛИЦЕ

» – тильда, 🙂 – смайлик, «§» – параграф и пр.

Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.

Технологическая карта КОП ” Занимательные ребусы

МАДОУ «Детский сад № 135» г. Пермь

Технологическая карта краткосрочной практики в рамках проекта институциональной модели дошкольного образования

«Занимательные ребусы»

Старший возраст, 5 занятий.

Пояснительная записка к кратковременной образовательной практике

Данная образовательная практика рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста. Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

В современных исследованиях выявлено, что ребусы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Ребусы развивают у детей самостоятельность, творческую активность, совершенствуют навыки чтения, самостоятельную поисковую деятельность, направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности. Конечно, ребусы, можно отнести и к ряду досуговых игр, используемых, как развлечение детей дошкольного возраста. Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей у детей, что нам как педагогам очень важно. Поэтому, в данной краткосрочной образовательной практике мы хотим предложить детям серию ребусов с постепенным усложнением содержания, познакомить с основными принципами отгадывания ребусов. В этой практической деятельности у детей формируются важные качества: самостоятельность, находчивость, сообразительность, познавательный интерес.

Вызвать у детей познавательный интерес к разгадыванию ребусов, практическое овладение навыками решения ребусов.

Познакомить детей с ребусами.

Учить решать разные по сложности ребусы.

Развивать интеллектуально-познавательные способности.

Образовательный продукт.

Познавательный интерес. Овладение практическими навыками решения разной сложности ребусов.

Оборудование:

Простейшие ребусы со сложением слов и букв.

Ребусы с заменой букв.

Ребусы с удалением букв.

Ребусы с числами.

Ребусы с пространственными предлогами.

Азбуки-кассы по количеству детей.

Учебно – тематический план.

Тема занятия

Примерное содержание

«Простейшие ребусы со сложением слов и букв».

1.Что такое ребус? Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Имея определённые картинки и буквы, вам необходимо понять, что они означают и составить задуманное слово.2.История возникновения. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились во Франции. Так называли юмористические выступления комедиантов-клоунов на карнавале на злобу дня – с их помощью артисты высмеивали плохие поступки. Само слово “ребус” (rebus) имеет латинское происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Non verbis sed rebus” (“Не словами, а при помощи вещей”) и оставили из нее только последнее слово – rebus. Таким образом, ребус происходит от формы латинского слова, обозначающего вещь, во множественном числе. 3.Принцип решения ребусов со сложением слов и букв. Внимательно рассмотрите. Назовите что изображено. Прочитайте слог. Соедините слог и слово. Отгадывание ребусов.

3. Составление слов в азбуках-кассах.

«Ребусы с заменой букв».

Принцип. Если взять слово и поменять в нем одну букву на другую – получится новое слово!

Такие ребусы построены по принципу замены букв в словах. Назови что изображено на картинке. Замени буквы.( КОСА – РОСА). Отгадай слово.

«Ребусы с удалением букв».

Принцип. Один из приемов в ребусах состоит в том, что из слов, которые обозначают картинки, нужно убирать некоторые буквы. Для обозначения этого приема используется запятая.

Если запятая стоит спереди (слева) от рисунка, необходимо убрать из слова первую букву, если сзади (справа) – то последнюю. Точно так же две запятых перед картинкой обозначают, что слово нужно читать без первых двух букв, а две запятых после картинки – что из этого слова нужно убрать две последние буквы.

Как вариант приема удаления букв используется следующее обозначение: рядом с объектом помещают зачеркнутую букву. Как нетрудно догадаться, эту букву в слове при разгадывании ребуса читать не надо.

«Ребусы с числами».

Принцип: В этих ребусах зашифрованы слова, содержащие в себе названия чисел – “семь”, “сто” и т. д.

«Ребусы с пространственными предлогами»

Принцип. 1.Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо “восемь” можно прочесть “СЕМЬВО”, а вместо “вода” – “ДАВО”. Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

2.Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

3.Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

4.Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» – выбирайте предлог по смыслу.

Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

5.Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

6.Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

Планируемые результаты.

По окончании обучения дети должны

способы решения разных по сложности ребусов;

решать разные по сложности ребусы;

понимать, запоминать и выполнять инструкцию и действовать в соответствии с ней;

ТРИЗ-педагогика:
учимся читать с помощью ребусов

Работа преподавателем в школе и в детском саду столкнула меня вплотную с проблемой «Отстающие дети».

Кто из нас не слышал: «Эти плохо считают. Тот не может читать. А эта, вообще ничего не соображает!»

Причины неуспехов в учебе, конечно, разные. Но оказалось, что многим отстающим детям можно помочь инструментами ТРИЗ-педагогики. В помощь учителям, логопедам, воспитателям, методистам был разработан ряд пособий, игр, упражнений. Хочу поделиться некоторыми из них.

1. Постановка проблемы.

Даже в третьем классе можно наблюдать так называемое «рваное чтение», когда ребенок читает по слогам. Наиболее вредное следствие этого — непонимание прочитанного, а отсюда — страх перед книгой и отвращение к чтению. Чтобы помочь таким детям, нужно научить их быстро соединять слоги между собой. Как?

2. . и средство её решения

Звуковые ребусы — это упражнения-загадки, позволяющие отрабатывать навык слияния слогов до изучения букв. Они также будут полезны и тем, кто уже знает буквенное обозначение звуков и слов. Единственное условие — дети должны уметь разбивать слово на слоги.

Звуковой ребус представляет собой двустороннюю карточку. На лицевой стороне — изображения, которым легко дать название. Под ними цифры в кружках. Цифры показывают, какие слоги надо взять из слов, обозначающих изображения.

Под ними стоят цифры «1» и «1» в зеленых кружках. Это значит, что надо соединить 1-й слог из первой картинки и 1-й слог из второй картинки. Получится слово «МАКИ».

Ненужные слоги обводятся запрещающим красным кругом с перечеркиванием.

Обратите внимание: сами слова у картинок не пишутся.

На обратной стороне карточки — отгадка в виде картинки и написанных слогов.

Есть предметы, которые могут называться по-разному. Например, «ПИКИ» можно назвать и «КОПЬЯ». Такие предметы все-равно можно использовать в ребусах. Только сначала соответствующее слово должно появиться в отгадках. Например:

«ПИЛА» + «КИТЫ» = «ПИКИ» (1 + 1).

Тогда в последующих ребусах оно уже может использоваться и на лицевой стороне:

«ПИКИ» + «ЛАПА» = «ПИЛА» (1 + 1).

3. Варианты ребусов
3.1. Двухкартинные

1 + 1 — отгадка получается слиянием первых слогов:

«ЛУЖА» + «ПАУК» = «ЛУПА».

1 + 2 — отгадка получается слиянием первого слога из первой картинки и второго слога из второй картинки:

«ЛУПА» + «МАКИ» = «ЛУКИ».

2 + 1 — отгадка получается слиянием второго слога из первой картинки и первого слога из второй картинки:

«ЛАПА» + «ПАУК» = «ПАПА».

2 + 2 — отгадка получается слиянием вторых слогов:

«УХО» + «РОБОТ» = «ХОБОТ».

1 + целое слово — отгадка получается слиянием первого слога из первой картинки со всем словом второй картинки:

«МАКИ» + «ШИНА» = «МАШИНА».

2 + целое слово — отгадка получается слиянием второго слога из первой картинки со всем словом второй картинки:

«РУКА» + «МЫШИ» = «КАМЫШИ».

3.2. Трёхкартинные

1+1+1: «МАКИ» + «ШИЛО» + «НАСОС» = «МАШИНА».

1+1+2: «ДОМА» + «РОБОТ» + «НОГА» = «ДОРОГА».

1+2+1: «КОСА» + «ШИПЫ» + «ТОПОР» = «КОПЫТО».

2+1+1: «МЯСО» + «РОГА» + «КАША» = «СОРОКА».

1+2+2: «ГИРЯ» + «ВАТА» + «НОРА» = «ГИТАРА».

2+1+2: «МОТОР» + «ПЕРО» + «ВОДА» = «ТОРПЕДА».

2+2+1: «ПИВО» + «ШИЛО» + «СЫРЫ» = «ВОЛОСЫ».

2+2+2: «РЫБА» + «ГОРА» + «КАБАН» = «БАРАБАН».

Для усложнения ребусов можно использовать слова из трех слогов. Тогда вариантов соединения будет гораздо больше. Например:

3+1: «ТОРПЕДА» + «ЧАСЫ» = «ДАЧА».

1+2+3: «КОЗА» + «ПЕРО» + «ВОРОНА» = «КОРОНА».

1+3+2: «ПУЛИ» + «КОЧЕРГА» + «ШИЛО» = «ПУГАЛО».

2+1+3: «КОРЫТО»+«БАНАН»+«ВЕНИКИ» = «РЫБАКИ».

4. Виды ребусов
4.1. Реальные

Загадка в картинках на одной стороне листа.

В отгадке получается реально существующее слово. Ее картинка находится на обратной стороне листа вместе с надписью образующих слогов (см. примеры из второго раздела).

4.2. Фантастические

Загадка в картинках на одной стороне листа.

В отгадке получается несуществующее слово, как и нет предмета, которое обозначается этим звукосочетанием. Например:

1+1: «ЛУПА» + «ШИПЫ» = «ЛУШИ».

Отгадки

1-й вариант. На обратной стороне дается картинка «фантастического предмета», обозначенного неизвестным словом. Рисунок для отгадки получается сложением частей из загаданных картинок. Например, для «ЛУШИ» — это увеличительное стекло с шипами.

2-й вариант. Картинка отгадки не дается. Ее надо придумать и нарисовать самому ребенку, а также подписать слоги.

Для фантастических ребусов лучше использовать другое оформление. Например, стилизованную букву «Ф» в качестве рамки.

Загадка

Отгадка

4.3. Иностранные

Подборка картинок для слов на других языках. Например, на английском:

1+1 «GARLIC» + «DENTIST» = «GARDEN»

«чеснок» + «зубной врач» = «сад».

Для английского языка можно использовать слияние слогов только по произношению, не вынося в отгадку буквенное написание:

1+1 «ROOSTER» + «LEMON» = «RULER»

«петух» + «лимон» = «линейка».

«HAMMOCK» + «MELON» = «HAMMER»

«гамак» + «дыня» = «молоток».

4.4. Самостоятельные

Есть готовая отгадка в виде картинки или слова. Нужно подобрать для нее слова-загадки из ранее встречавшихся слов и вклеить (нарисовать) их картинки в ребус. Например, сделать ребус для картинки «НОРА» из набора слов: «НОЖИ», «РАМА», «КИНО», «КОРА», «НОСОК», «ДОМИНО», «БАРАБАН», «КОНИ», «ПЕРО», «ЗЕРНО».

Задание может быть двух разновидностей:

а) произвольного выбора с написанием полученного шифра, например:

«НОЖИ» + «РАМА» (1+1),

«КИНО» + «РАМА» (2+1),

«НОСОК» + «КОРА» (1+2),

«ЗЕРНО» + «КОРА» (2+2)

и другие сочетания;

б) с заданным шифром, например 3+2, здесь решений гораздо меньше:

5. Применение ребусов
5.1. Тренировка слитного чтения

Сложность звуковых ребусов определяется:

— Количеством слогов в отгадке — это двухкартинные и трехкартинные загадки.

— Количеством букв в слоге — одно- (О-са), двух- (у-СЫ), трех- (ро-БОТ), четырехбуквенные (КРЫШ-ка) слоги.

— Номерами слогов в словах-загадках — это варианты схем сложения.

Для отработки навыка необходимо иметь наборы ребусов из 30-40 штук по разным степеням сложности, начиная с самых простых двухкартинных, двух- и однобуквенных по схеме 1 + 1 и кончая трехкартинными, трех-четырехбуквенными по комбинированным схемам сложения.

Ребусы изготавливаются в виде плакатов для групповой работы и в виде карточек или книги — для индивидуальной.

5.2. Изучение букв и слогов

Нахождение и запоминание буквенного написания слогов в фантастических и самостоятельных ребусах.

5.3. Запоминание новых слов

Новое слово ставится в отгадку, а потом используется в качестве загадки. Например:

1 + 1: «ЛАПА» + «ВАГОН» = «ЛАВА».

1 + 1: «ЛАВА» + «ПАЛЕЦ» = «ЛАПА».

Слово для запоминания — «ЛАВА».

5.4. Запоминание орфограмм

Слово с орфограммой ставится в отгадку. В загадке используется слово, чей правильный (ударный) слог будет орфограммой в отгадке. В следующем ребусе слово применяется в загадке, где неправильное произношение не даст получить отгадку. Например:

1 + 1: «КОНИ» + «РАКИ» = «КОРА».

1 + 1: «КОРА» + «ЖАБА» = «КОЖА».

5.5. Рисование фантастических предметов

Выбирается фантастический ребус, например, «ВАГОН» + «ЛАПА».

Сообща перечисляются, но индивидуально выбираются части образующих предметов. Для кого-то это вагон с ногами, для кого-то — колеса с когтями, а кому-то понравится крыша из шерсти.

Буду рад, если звуковые ребусы помогут коллегам в работе.

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело»

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».

Тема: «Человек. Наше тело»

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».
  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
  • Развитие фонематического восприятие.
  • Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
  • Расширение глагольного словаря.
  • Составление противительной конструкции с союзом «а».
  • Сформировать умение распространять предложения.
  • Развитие высших психических функций.
  • Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».
  • Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
  • Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.
  • кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности( ручка, нос, кисть).

Ход работы

I. Организационный момент.

– Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

II. Основной этап.

Упражнение 1. Продолжи предложение.

  • У человека две…(руки, ноги, ноздри).
  • У человека на лице один… (нос, рот).
  • У человека два…(уха, глаза).
  • У человека много на голове…(волос).
  • У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
  • У человека… (варианты детей).

Упражнение 2. Ваня и Маша.

Ваня сильно испачкался — он грязный.

– Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)

Таня уже вымылась. Она чистая.

– Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)

Физкультминутка:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это — указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это — безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.

Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!

– Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Между двух светил
Я в середине один.
Не часы,
А тикает.
Пять братьев —
Годами равные.
Ростом разные.

Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.

– Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась : «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?

– Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.

– А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.

Упражнение 5. Слово одно, а значений много.

Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.

– Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.

– Я подняла левую руку.

– Я спрятала за спину правую руку.

– Я топнула левой ногой и т.д.

Далее эти же движения «выполняет» кукла.

Упражнение 7. Работа с текстом.

Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».

Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».

А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»

Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их».

  • Кто победил в споре?
  • Правда, что голова умно поступила?
  • Почему?
  • Зачем нужна человеку голова?
  • Туловище?
  • Ноги?
  • Руки?

III. Подведение итогов.

– Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.

– Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну ( узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!

Конспект открытого занятия по логопедии на тему: «Наше тело»

Цель: систематизировать знания детей по теме: «Человек. Части тела».

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Наше тело».
  2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «С» изолированно, в слогах словах, в предложениях.
  3. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи: согласование существительных с местоимениями «мой», «мои», «моя».

4. Развивать глагольный словарь.

  1. Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
  2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
  3. Развивать голос и мимическую мускулатуру.
  4. Учить координировать речь с движениями.
  5. Развивать творческие способности детей.
  1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
  2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.
  1. Развивать двигательную активность.
  2. Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования гимнастики для глаз, релаксации.

Билингвальный компонент: голова – бас, тело – дене, рука – қол, нога – аяқ.

Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, предметные картинки по теме «Человек. Части тела», листы бумаги, вырезанные детали частей тела, угощение для детей.

Учитель-логопед: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ-топ)

Здравствуй, шустрый ветерок! (дуют)

Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл – бл)

Добрый день ручным часам! (тикают: тик-так, тик-так)

Громким детским голосам!

Дети: Здравствуйте! Сәләмәтсіз бе!

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

– В детский сад дети приходят с разным настроением. Давайте покажем.

Упражнение «Мое настроение»

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Учитель-логопед: Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку нашим гостям. Молодцы!

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло сообщение от Незнайки. Вот, что он пишет: «Здравствуйте, ребята. Я никогда не ходил в детский сад и ничего не знаю о человеке. Очень прошу вас рассказать мне о нем, из каких частей тела состоит человек».

Учитель-логопед: Поможем Незнайке? Расскажем ему о частях тела человека? Посмотрите на картинку. Это – человек. С чего мы начнем наш рассказ о нем? Конечно, с головы. На казахском языкеголова – бас. Послушайте рассказ, который называется «Голова»

Жила-была голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, а по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги, у рук были лопатки, а у ног – пятки. У рук были локти, а у пальцев – ногти. Все части тела важны, все человеку нужны.

Учитель-логопед: Что есть на голове у человека?

Дети называют, что находится на голове у человека.

Учитель-логопед: Скажите, ребята, чем мы с вами поем песенки?

– Правильно, откройте и закройте рот. (упр. «Окошко»)

– А чем мы снимаем пищу с ложки?

– Вытяните губы трубочкой и расслабьте их. (упр. «Трубочка»)

– Чем мы откусываем хлеб?

– Покажите, какие у вас чистые, ровные зубы. (упр. «Заборчик»)

– А еще у вас во рту есть нёбо. (Наверху) Откройте рот и погладьте кончиком языка нёбо. (упр. «Маляр»)

– А чем кошка лакает молоко?

– Покажите, как. (упр. «Лакаем молоко»)

– Чтобы, красиво и понятно говорить, рот, и все что во рту должно хорошо работать.

Учитель-логопед: Это глазки. А что человек делает глазами?

– Смотрит, видит, глядит, моргает.

Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. И нужно делать?

– Давать им отдых.

– Конечно, скоро вы пойдете в школу. Вашим глазам придется много трудиться, и чтобы сохранить свое зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз.

Гимнастика для глаз

Са-са-са – 2 раза – хлопки по коленкам.

По лесу идет лиса – водить глазами вправо, влево.

Сы-сы-сы – 2 раза – хлопки в ладоши.

Хвост пушистый у лисы – водить глазами вверх, вниз.

Элементы музыкотерапии, ароматерапии.

Учитель-логопед: Это уши, ушки. Зачем людям уши?

– Ребята, правильно. Это нос, носик. Что же человек делает носом?

– Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает.

– Давайте послушаем и понюхаем.

Учитель-логопед: Дальше у человека идет шея, тело. На казахском языке тело – дене. Ручки, пальчики. На казахском языке рука – қол. Ребята, наши руки, пальцы очень много работают. Чтобы они не уставали от нагрузок, их тоже нужно уметь расслаблять. С помощью этих шариков мы сделаем массаж пальцев. Давайте порадуем свои пальцы.

Пальчиковая гимнастика с использованием массажного колечка су-джок «В гости»

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик- малышок,

Постучался на порог,

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Учитель-логопед: Посмотрим на картинку. Есть у человека ноги. На казахском языке нога – аяқ. Сейчас мы немного поиграем и отдохнем.

Мы ногами: топ, топ!

Мы руками: хлоп, хлоп!

Головою: круть, круть!

Мы себя ударим в грудь, грудь!

Вот такие мы молодцы!

Учитель-логопед:Всем известно – части тела предназначены для дела. Поиграем в игру «Доскажи словечко» – я называю действие, а вы называете часть тела, которая его выполняет.

Едим, поем, говорим – ртом.

Держим, обнимаем – руками.

Ходим, бегаем, прыгаем – ногами.

Трогаем, гладим, рисуем – пальцами.

Смотрим, подмигиваем, жмуримся – глазами.

Думаем, киваем, вертим – головой.

Слушаем, слышим – ушами.

Учитель-логопед: О каких частях тела человека мы можем сказать: моя, мои, мой?

Речевая игра «Моя, мои, мой»

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, на этой картинке изображены люди. Скажите, чего у них не хватает? Давайте доклеим нужные части тела и сделаем подарок Незнайке.

Дети самостоятельно выполняют аппликацию.

Учитель-логопед: Ребята, о чем мы рассказали Незнайке?

О человеке и частях тела.

– Незнайка узнал много нового и интересного. Что вам понравилось на занятии? Я думаю, что Незнайке понравится ваш подарок. Молодцы, ребята.

Стук в дверь. Посылка от Незнайки – угощение для детей.

Читайте также:  Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию