Презентация: Автоматизация звука (Ш) в слогах и словах

Автоматизация звука [Ш]. «День рождения Маши»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и фразах.

– упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;

– продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;

– упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;

– упражнять в согласовании имен существительных с числительными;

– продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

– развивать зрительное внимание, мышление и память;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать артикуляционную и мелкую моторику.

– воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, активность.

Логопед: – Здравствуйте, ребята! Сейчас, когда шла на занятие, я нашла открытку с Днем рождения. Вы не знаете, кому она предназначается? Посмотрите, как много здесь сказочных героев. (Слайд № 2)

На слайде: колобок, Маша, Баба Яга, лиса.

Логопед: – Хотите я подскажу? В имени этого героя есть звук, с которым мы вчера познакомились. Назовите этот звук.

Логопед: – Правильно, а теперь скажите, в чьем имени есть звук [Ш]?

Логопед: – Правильно, ребята. Сегодня день рождения у Маши. Она приглашает нас в гости и просит познакомить ее со звуком [Ш].

II. Основная часть.

1. Характеристика звука [Ш].

На столах зеркала. Дети вспоминают артикуляцию звука и характеризуют его.

Логопед: – Маша еще не научилась правильно произносить звук [Ш]. Давайте её научим. Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]?

Дети: – Вытягиваются вперед.

Логопед: – Где находится язык?

Логопед: – Какой он – узкий или широкий?

Дети: – Широкий, “чашечкой”.

Логопед: – Как мы произносим звук [Ш] – с голосом или без голоса? Гласный или согласный звук [Ш]?

Дети: – Произносится без голоса, с шумом. Он согласный.

Логопед: – Он звучит твердо или мягко?

Дети: – Звук [Ш] – твердый.

Логопед: – А теперь скажите еще раз все, что вы знаете про звук [Ш].

Дети: – Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

2. Произношение звука [Ш] в слогах. (Слайд № 3)

Логопед: – Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались:

“ШО-ШО-ШУ?” – вопросительно, пригласит ли их Маша на день рождения?

“ШИ-ШИ-ШЕ!” – с просьбой.

Дети повторяют слоговые ряды за логопедом. Произносят их с разной интонацией.

3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными. (Слайд № 4)

Логопед: Вот мы пришли к Маше в гости. Её комната украшена шарами. Их столько, сколько лет исполнилось Маше. Хотите узнать, сколько ей лет? Давайте посчитаем шары.

На слайде: Маша и шары. Дети согласуют: “Один шар, два шара, . . пять шаров, . ”

Логопед: Правильно, Маше семь лет.

4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление. (Слайд №5)

Логопед: -.Давайте посмотрим, кого еще Маша пригласила на День рождения?

На слайде: Мишка, петушок, Зайчишка, кошка, матрешка, мышата.

Дети произносят слова со звуком [Ш]. Определяют позицию звука [Ш].

Логопед: – Гости захотели поиграть в прятки.

И/у “Кого не стало?”

Логопед убирает по 1 картинке. Дети угадывают и называют героев ( Не стало петушка. И т.п.)

5. Физминутка. (Слайд № 6)

Логопед: – А теперь и мы отдохнем.

Дети встают. Проводится физминутка.

6. Определение позиции звука. (Слайд № 7)

Логопед: – Что подарили гости Маше?

На слайде: шары, шапка, шарф, шоколадка, чашка, подушка, брошь, карандаш, ландыш.

Логопед: – Маша решила расставить все подарки на полки. Поможем ей?

На верхнюю нужно поставить те предметы, в названии которых звук [Ш] слышится в начале.

(Шары, шапка, шарф, шоколадка)

На вторую – со звуком [Ш] в середине.

На нижнюю – со звуком [Ш] в конце.

(Брошь, карандаш, ландыш)

Дети называют предметы, определяют место звука [Ш], ставят подарки на нужные полки.

7. Произношение звука [Ш] в предложениях. (Слайды № 8–11)

Логопед: – Мишка предлагает поиграть в игру “Подскажи слово”. Он приготовил картинки. Вы должны добавить нужное слово, чтобы получилось предложение.

На слайдах картинки:

Маша ___ каша. Кошка ___ мышка.
Маша ___ шуба. Лягушка ___ мошка.

Дети составляют предложения: “Маша ест кашу”. “Маша надела шубу”. “Кошка ловит мышку”. “Лягушка поймала мошку”. И др.

8. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш]. (Слайд № 12)

Логопед: – Зайчишка вспомнил стишок про Машу и предлагает его выучить.

Дети проговаривают чистоговорку про Машу. Называют слова со звуком [Ш]. Разучивают стишок.

Логопед: Молодцы! Маша очень довольна!

III. Итог занятия.

Логопед: – Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у Маши? Маше понравилось, что вы её познакомили со звуком [Ш]. Вспомните, какой это звук? (Слайд № 13)

Дети: – Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Маша очень рада встрече с вами. Она будет рада видеть вас снова!

Автоматизация звука [ш]

Автоматизация звука [ш].

– уточнение артикуляции звука [ш]:

– автоматизация звука [ш] в словах, фразах.

– развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

-воспитание самоконтроля, самостоятельности и активности в течении всего урока.

Ребёнку предлагают назвать картинки: шапка, шуба, шахматы, шайба, шишка, шары, шоколад. шиповник.

С какого звука начинаются эти слова?

Что же мы будем делать на уроке?

Можете ли вы назвать тему урока?

Ребёнок отвечает на вопросы и сам называет тему урока.

Звук [ш] – согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый.

Правила артикуляции звука [ш]. Дети самостоятельно указывают правильную артикуляцию.

Вспоминаем, какие упражнения нужно сделать для правильного произношения звука [ш]. Это: “Дудочка”, “Непослушный язычок”, “Лопаточка”, “Качели”, “Чашечка”.

Начинаем рассказывать сказку.

Жил-был мишка у него был домишко.

Ходил мишка в лес и собирал шишки.

Давайте посчитаем, сколько шишек набрал мишка: одна шишка, две шишки.

У мишки были друзья: мышка – шалунишка и лягушка – квакушка.

Мышка – шалунишка была маленькая и все вещи у неё были маленькие.

Логопед называет большие предметы, а ребёнок – маленькие.

Лягушка – квакушка была очень любопытная. Она всем задавала вопросы.

Логопед задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.

Мышка, мишка и лягушка очень любили петь песенки. Ребёнок повторяет за логопедом.

Ши-ши-ши – у речки камыши.

Ши-ши-ши – колышет ветер камыши.

Ши-ши-ши – шуршат камыши.

Шах-шах-шах – лягушек много в камышах.

Ши-ши-ши – в реке живут ерши.

Ша-ша-ша – поймали мы ерша.

Ши-ши-ши – колючие ерши.

Ша-ша-ша – отпустили мы ерша.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [ш] »

Автоматизация звука [ш]

Учитель-логопед ЦРТДЮ г. Тейково

Ребрикова Надежда Витальевна

– уточнение артикуляции звука [ ш ] ;

– Автоматизация звука [ ш ] в словах, фразах.

– развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

Воспитание самоконтроля, самостоятельности и активности в течении всего урока.

С какого звука начинаются эти слова?

Правильная артикуляция звука[ш]

  • Губы слегка вытянуты и округлены.
  • Зубы «заборчиком» со щелью.
  • Язык «чашечкой» поднят вверх, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
  • Воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.

Какие упражнения нужно сделать для правильного произношения звука [ш]?

  • «Дудочка»
  • С напряжением вытянуть губы вперед.
  • «Непослушный язычок»
  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
  • «Лопатка»
  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  • «Качели»
  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
  • «Чашечка»
  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».

Жил-был мишка. У него был домишко.

Сколько шишек набрал мишка?

У мишки были друзья: мышка-шалунишка и лягушка-квакушка.

Мышка-шалунишка была маленькая и все вещи у неё были маленькие.

Лягушка-квакушка была очень любопытная. Она всем задавала вопросы.

  • Шапка какая?
  • Шкаф какой?
  • Шлем какой?
  • Кукушка какая?

Мишка, мышка и лягушка очень любили петь песенки рифмовки.

Ши-ши – ши – у речки камыши.

Ши-ши-ши – колышет ветер камыши.

Ши-ши-ши – шуршат камыши.

Шах-шах-шах – лягушек много в камышах.

Ши-ши-ши – в реке живут ерши. Ша-ша-ша – поймали мы ерша. Ши-ши-ши – колючие ерши. Ша-ша-ша – отпустили мы ерша.

Презентация “Постановка звука “Ш””

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Тема: «Постановка звука [Ш]»

Выполнила учитель логопед: Бижова О.А.

При произнесении звука Ш органы речи принимают следующее положение:

    губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Упражнения для развития дыхания

    Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя.

    Артикуляция звука [Ш]

    Потяну я как лягушка, Подражаю я слону,

    Свои губы прямо к ушкам. Губы хоботом тяну.

    Артикуляция звука [Ш]

    Высунуть широкий язык, положить на язык и расслабить.

    Артикуляция звука [Ш]

    Открыть широко рот, широкий язык поднять кверху, потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам.

    Артикуляция звука [Ш]

    Высунуть широкий язык, боковые края языка максимально загнуть вверх и подуть в получившуюся «дудочку».

    Артикуляция звука [Ш]

    Присосать к небу широкий язык, раскрыть рот как можно шире, так чтобы»ножка гриба» (уздечка языка) натянулась.

    Артикуляция звука [Ш]

    Высунув широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

    Артикуляция звука [Ш]

    Приоткрыть рот, высунув узкий язык и тянуться языком попеременно к носу, к подбородку.

    Артикуляция звука [Ш]

    Сделать упражнение «Грибок» , максимально открыть рот, не открывая языка от неба, затем щелкнуть языком.

    Артикуляция звука [Ш]

    Упражнение «Лопаточка», кончик и боковые края языка загнуть вверх. Язык высоко не поднимать.

    Постановка звука [Ш]

    Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/.

    Читайте также:  Домашние задания на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков

    Постановка звука [Ш]

    • Пробуем произносить слог «са» при верхнем положении языка.
    • Произносим слог «са» и зондом (шпателем, черенком ложки) поднимаем язык вверх
    • Просим произнести несколько раз слог «ра» или «ррр» и убираем вибрацию, прижимая язык к небу зондом, шпателем и т.д.

    Постановка звука [Ш]

    Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг, Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш. На камнях змея шипит, Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш. Море Черное шумит. Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш.

    Постановка звука [Ш]

    Как погода хороша! Зашипели змейки — ША. Ша – ша – ша – ша – ша – ша – ша. Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ. Шу – шу – шу – шу – шу – шу – шу. Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ. Ши – ши – ши – ши – ши – ши – ши. Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо – шо – шо – шо – шо – шо – шо.

    Как приятно на душе! Улыбнулись змейки — ШЕ. Ше – ше – ше – ше – ше – ше – ше. Есть игра у малыша. Мы напишем слоги — ША. Ша – ша – ша – ша – ша – ша – ша.

    Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ. Ши – ши – ши – ши – ши – ши – ши. Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ. Шу – шу – шу – шу – шу – шу – шу.

    Постановка звука [Ш]

    Автоматизация звука [Ш]

    • Автоматизация звука в слогах.
    • Автоматизация в словах
    • Автоматизация звука в словосочетаниях
    • Автоматизация в предложениях
    • Автоматизация в стихах
    • Автоматизация в тексте
    • Автоматизация в загадках

    Автоматизация звука [Ш]

    Найди букву Ш. Вспомни, как правильно произносится звук Ш. Выбери дорожку, прямую или волнистую. Веди пальчиком по дорожке, называя слова. Не забывай правильно произносить звук Ш.

    Автоматизация звука [Ш]

    Упражнение «Песенки». Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук Ш. Для этого она придумала слого­вые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарай­ся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ш в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

    ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШИ-ШИ-ШИ ШУ-ШУ-ШУ ШЕ-ШЕ-ШЕ

    ША-ША-ШО ШО-ШИ-ШО ШИ-ШУ-ШУ ШУ-ША-ША ШЕ-ШЕ-ШИ

    ШО-ША-ШО-ША ШИ-ШИ-ШО-ШО ШУ-ША-ШУ-ША ШЕ-ШИ-ША-ШУ ША-ШО-ШИ-ШЕ

    Автоматизация звука [Ш]

    Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: шина — шины. Какие слова не изменились?

    Упражнение «Мой, моя, мои, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно ска­зать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник. )

    Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторя­ется несколько раз.)

    Перечень картинок лабиринта: шина, шипы, шило, шиповник, ширма, , шуба, шея, шорты.

    Автоматизация звука [Ш]

    Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно боль­ше ответов. Образец: Шкаф какой? — Большой, вместительный, деревянный.

    Перечень картинок лабиринта: шкаф, шланг, шпага, школа, шлем, шмель, швея, шляпа, шлюпка.

    Автоматизация звука [Ш]

    Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: На стене висит яркая афиша.

    Перечень картинок лабиринта: уши, мыши, камыши, галоши, , каша, лапша, крыша, афиша.

    Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.

    Автоматизация звука [Ш]

    Масляна головушка, Шёлкова бородушка!

    Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь,

    Ване спать не даёшь?

    Какие слова со звуком Ш ты запомнил из этого стихотворения?

    Автоматизация звука [Ш]

    Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори предложения, заменяя картинки сло­вами. Перескажи каждый рассказ с самого начала. Придумай названия рассказам

    Автоматизация звука [Ш]

    Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе по­могут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками.

    Кто я — догадайтесь сами.

    Я везу зимою сани,

    Что легко скользят по снегу.

    Летом я везу телегу. (Лошадь) Т. Шорыгина

    Утром выпадет снежок —

    Во двор выносим санки,

    Куртку не забыв надеть

    (ушанку) Н. Кнушевицкая

    Эта птица никогда

    Для птенцов не вьёт гнезда.

    (Кукушка) Т. Шорыгина

    Хоть и бархатные лапки, / Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка) Т. Шорыгина

    – В зелёной избушке I Живут подружки.

    Словно бусинки, круглы,

    Изумрудны и малы.

    (Горошины) Т. Шорыгина

    Дифференциация звуков [Ж – Ш ]

    Вспомним, как жужжит жук и как шипит сердитый гусь, (гусь — «ш-ш-ш», жук — «ж-ж-ж»).

    Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков Ш — Ж

    жа, жа, жа — мы видели ежа

    ша, ша, ша — у меня лапша

    жи, жи, жи — у меня ножи

    ши, ши, ши — это малыши

    жу, жу, жу — на лужок хожу

    шу, шу, шу — я флажком машу

    жок, жок, жок — у меня флажок

    шок, шок шок — у меня Пушок

    Дифференциация звуков [С – Ш ]

    Я буду вам говорить слова, а вы будете угадывать, какая в них песенка слышится: песенка водички или песенка сердитого гуся.

    Называются слова, дети определяют звук с и ш) « словах

    Слова: стакан, шкаф, санки, шапка, самолет, машина, лошадь, собака, кошка, душ, нос.

    — Теперь послушайте внимательно, что я вам скажу, и запомните:

    Мама купила сыну новую машину.

    Сейчас я начну говорить, а вы закончите.

    Мама купила . (дети дополняют — сыну) новую. (дети дополняют — машину).

    Презентация: Автоматизация звука (Ш) в слогах и словах

    Разработала учитель – логопед

    Некрасова Надежда Павловна

    1. Изолированно произносить звук [Ш]:

    Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

    Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

    2. Автоматизация в слогах:

    При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

    3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

    При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

    Ша – шо – шу – ши – ше
    Ши – ша – шо – шу – ше
    Шо – ша – шу – ши – ше
    Ше – ша – шо – ши – шу
    Шу – ша – шо – ши – ше

    4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

    Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

    Шо, Шё: шов, шёпот.

    Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

    Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

    Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

    Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

    5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

    Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

    Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

    Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

    Ше: мишень, ошейник; бушевать.

    Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

    6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

    Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

    7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

    Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

    8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

    9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

    10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

    Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

    11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

    12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

    Каша из пшена какая?

    Сок из вишни какой?

    Слон не маленький, а какой?

    Компот из груш какой?

    Конфеты из шоколада какие?

    Шоссе не узкое, а какое?

    Шапка из шерсти какая?

    13. ДИ «Волшебный куб»:

    В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

    14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

    Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

    15. ДИ «Ромашка»:

    Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].

    16. Образовать родственные слова:

    мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

    лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

    17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

    Дедушкины шахматы вишнёвый компот

    новая подушка тихий шаг

    швейная машинка пшённая каша

    шумные пташки двойной шов

    дубовый шкаф бабушкина шуба

    пуховая шапка новая ушанка

    18. ДИ «Сосчитай до 5»:

    19. Проговаривать предложения:

    Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

    У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

    Читайте также:  Речевая карта от 8 мес до 1 г 3 мес

    У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

    Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

    20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

    Письмо пишет дедушку.

    Наша мышка поймала кошку.

    Катушка ниток купила бабушку.

    Камешек нашел Пашу.

    На шубу вешают вешалку.

    Камыши сидят в лягушке.

    Ландыши нашли Наташу.

    В картошку положили мешок.

    21. Проговаривать тексты:

    Ландыши.

    Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

    22. Проговаривать чистоговорки:

    Кот Шалун сидит на шторе,

    Потому что Маша в школе.

    Будет Маша после школы

    Штопать шелковые шторы.

    Петя, Петя, петушок,

    Дам тебе пшена мешок,

    Дам воды немножко,

    Подойди к окошку.

    Мышонку шепчет мышь:

    – Ты все шумишь, шумишь!

    Мышонок шепчет мыши:

    – Шуметь я буду тише.

    Кукушка кукушонку шьет капюшон,

    Наденет кукушонок капюшон –

    Как в капюшоне он смешон!

    Кошка с кошелкой по улице шла.

    Что же в кошелке кошка несла?

    Чтоб бегать по лужам

    23. Проговаривать скороговорки:

    У нашего Мишки в мешке шишки.

    Кукушка кукушонку купит капюшон.

    Пышная подушка у Мишки под ушком.

    На окошке кот Тимошка.

    1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
    2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
    3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
    5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
    6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
    7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
    8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
    9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
    10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

    Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] »

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

    Направление:

    Ведущая образовательная область:

    Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

    Задачи:

    – Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш].

    -Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

    -Развивать фонематическое восприятие.

    -Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

    – Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

    – Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

    Планируемые результаты (целевые ориентиры) : ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звук в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует с взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

    Оборудование:
    Игрушки Смешарики, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет и плакат с изображением звука Ш.

    Ход занятия:

    — Здравствуй, давай мы с тобой поприветствуем друг друга.

    1.Ритуал приветствия.

    Цель : создание доверительных отношений между ребенком и логопедом, настрой на рабочий лад.

    Содержание: логопед и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки и по очереди приветствуют друг друга и улыбаясь и кивая друг другу головой.

    – Прекрасно все на свете!

    Прекрасно на Земле!

    Прекрасно все вокруг!

    Прекрасно все во мне!

    Правила речи: Каждый день, всегда, везде,

    На занятиях, в игре

    Громко, четко, говорим

    И никогда мы не спешим!

    2. Организационный момент.
    Логопед:

    – Денис, когда я была маленькой, я очень любила смотреть мультфильмы. Одни из любимых были «Ну-погоди!», «Простоквашино» и т.д. А ты любишь смотреть мультфильмы? Вот сегодня мы отправимся с тобой в очень увлекательное путешествие. А вот в какую страну мы с тобой попадем, ты мне скажешь после того, как я тебе прочитаю стихотворение. Посмотри, почтальон Печкин нам принес посылку, а в ней было письмо.
    (Логопед читает стихотворение)
    Живут в стране шарики,
    Шарики-Смешарики.
    Это баран, зовут Бараш.
    Умный лось, зовут Лосяш.
    Шустрый кролик, зовут Крош.
    Этот кролик так хорош!
    Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

    -Правильно ,Денис,мы с тобой отправимся в страну Смешариков. (Логопед достает из посылки фигурки Смешариков).
    – Денис, а Смешарики нас зовут с тобой к ним в гости, но просят прихватить с собой их любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал?

    (Логопед повторяет еще раз имена Смешариков: Бараш, Лосяш, Крош, Нюша)

    – Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.

    3.Артикуляционная гимнастика.
    Логопед:

    – Чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
    (Проводится артикуляционная гимнастика, на экране появляются примеры)

    Упражнения для губ.

    Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

    Вот понравится лягушкам,

    Тянем губы прямо к ушкам.

    Потяну, и перестану

    И нисколько не устану.

    Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

    Подражаю я слону.

    Губы хоботком тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    Упражнения для языка.

    «Накажем непослушный язычок»

    Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

    Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

    Язык лопаткой положи

    И под счёт его держи:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Язык надо расслаблять!

    Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

    Язык широкий положи,

    А края приподними.

    Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

    Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!

    Едем, едем на лошадке

    По дорожке гладкой.

    В гости нас ждала соседка

    Кушать пудинг сладкий.

    Мы приехали к обеду,

    А соседки дома нету.

    Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

    Я стою на ножке тонкой.

    Я стою на ножке гладкой.

    Под коричневою шляпой

    С бархатной подкладкой.

    Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

    На гармошке я играю,

    Рот пошире открываю,

    К нёбу язычком прижму,

    Ниже челюсть отведу.

    4.Автоматизация изолированного звука Ш.
    Логопед:

    – Денис, чтобы попасть в удивительную страну Смешариков, нам нужно преодолеть очень длинную дорогу. Дорога сложная, очень извилистая. Давай пройдем к нашему волшебному ящику с песком и там ты проведи пальчиком по песочку. Это и будет наш путь в страну Смешариков. Одновременно произнеси звук шшшшшшшшшш. Это и поможет нам туда добраться быстрее.

    Вот мы и добрались.
    5.Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
    Логопед: А сейчас мы вспомним с тобой звук «ш». Посмотри на плакат, вспомни эту букву. А вот и звук Ш. Давай вспомним и дадим его характеристику. Возьми в руки буквы Ш, проведи пальчиком по контуру этой буквы ( находит среди букв нужную).

    – В каком положении бывают губы, когда мы произносим звук «ш»? (Вытянуты вперед).
    – Где находится язычок?

    (Вверху за зубами в форме “чашечки”).
    – Покажи рукой, какой язык.
    ( Из ротика выходит с шипением теплый воздух).
    – Какой это звук – гласный или согласный?

    (Согласный).
    – Твердый или мягкий?

    (Звук Ш всегда твердый).
    – Квадратиком какого цвета мы его обозначим?

    6.Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
    Логопед:

    – Бараш очень вредный, он любит передразнивать своих друзей. И вот он тебе предлагает поиграть в игру “Повторялки”.

    Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
    А) проговаривание слогов прямых и обратных.

    Ша –ша –ша Аш – аш –аш

    Шо – шо – шо Ош – ош – ош

    Шу – шу – шу Уш – уш – уш

    Ши – ши – ши Иш – иш – иш

    Ша – ша – шо Аш –ош – аш

    Ши – шу –шу Уш –аш – уш

    Шо –ши – шо Ош – иш –ош

    Шу – ша – ша Аш – иш – иш

    Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

    В) с изменением ударения

    Ша-ша-ш а Шо-шо-ш о

    Ша-ш а -ша Шо-ш о -шо

    Ш а -ша-ша Ш о -шо-шо

    Шу-шу-ш у Ши-ши-ш и

    Шу-ш у -шу Ши-ш и -ши

    Ш у -шу-шу Ш и -ши-ши

    – Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, скажем ему спасибо. И вот мы отправляемся дальше в путь.
    7. Произнесение звука Ш в словах.
    Логопед:

    Читайте также:  Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

    – В стране Смешариков тебя встречает Лосяш. Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
    Окошко …(лукошко),
    Шишка…(мишка),
    Мошка…(крошка),
    Камыши…(малыши),
    Мишка…(шишка),
    Игрушка…(кукушка),
    Машина…(шина),
    Мышка…(вышка),
    Старушка …(ватрушка).
    – Какой ты умница! Ты отлично справился с заданием. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправимся дальше в путь.
    8.Физкультминутка.
    Логопед: Мы с тобой сделали почти половину заданий, преодолели такой длинный путь. Я думаю, что пора и отдохнуть.

    Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»

    А теперь насос включаем,

    Воздух в шарик мы качаем.

    Влево- раз, вправо- два,

    Влево- раз, вправо- два,

    Раз- два- три- четыре (2 раза)

    Хорошо мы потрудились.

    Мы летим под облаками,

    А земля плывет под нами.

    Роща, поле, сад и речка

    И дома, и человечки.

    (Махи руками, как крыльями)

    Мы летать устали что-то,

    Приземлились на болото.

    Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с».

    9.Развитие фонематического слуха.
    Логопед:

    – А кто же тут нас встречает? Да это же веселый кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Крош подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты будешь произносить звук «ш» и махать руками, когда услышишь правильное слово.

    Вашика, машита, машина, ташима.
    Савучин, ниперот, матюсон, капюшон.
    Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
    Супа, шуба, кута, фака.
    Сайба, майба, шайба, дайба.

    – Молодец, наше путешествие продолжается!
    10.Закрепление звука в предложениях.
    Логопед:

    – Денис, посмотри внимательно, что за Смешарик нас с тобой встречает? Правильно, мы попали в гости к Нюше. Она приготовила нам свои задания. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
    Нюши, у, красное, платье.
    Пойдет, гости, Крош, в.
    Лесу, гуляет , Лосяш, по .
    Реке, ловит, на, Бараш,рыбу .

    11. Рефлексия.

    – Денис, Смешарикам очень понравилось с тобой играть. И они хотят отблагодарить тебя за хорошую работу.
    – Сегодня ты выполнил много заданий. Как ты думаешь, со всеми ли заданиями ты справился? Какой звук тебе в этом помогал?
    – Какое задание было самым интересным, что было трудно, за что ты себя похвалишь?

    12.Итог занятия.
    Логопед:

    – Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно произносил звук Ш. Смешарикам очень не хочется с тобой прощаться, и они решили в честь вашего знакомства подарить тебе воздушные шарики. Молодец ,Денис, спасибо, за работу, до свидания!

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Составил учитель-логопед: Врублевская Светлана Николаевна

    Образовательная: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

    закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;

    развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    развивать фонематический слух;

    развивать речевое дыхание;

    развивать четкость дикции, интонационную выразительность.

    закреплять умение определять место звука в слове;

    развивать внимание, память, мышление;

    упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение;

    упражнять в умении составлять предложение по опорному слову.

    Формировать положительную мотивацию на занятии;

    Воспитывать навыки речевого общения, умения слушать.

    Оборудование : домик, змейка, коврограф, песочница для пескотерапии, игрушки небольшого размера: машинка, мышка, кошка, Маша, матрешка; картинки с изображением карандаша, камышей, лягушки, шарфа, шахмат, шаров, мыши, душа, малыша, вырезанный из бумаги листок.

    Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

    Вот звонок нам дал сигнал:

    Поработать час настал!

    Так что время не теряем

    И к работе приступаем!

    – глубоко носом вдохнуть, ртом выдохнуть; еще раз глубокий вдох и выдох и третий раз повторим вдох – выдох.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Раз – скорее улыбнись,

    Два – язык опустим вниз,

    Три – язык наверх потянем.

    На четыре – в чашку чай мы наливаем.

    Пять – варенье облизать.

    Шесть – по нёбу постучать.

    Семь – лошадка скачет звонко.

    Восемь – гриб на ножке тонкой.

    Девять – можно поболтать.

    Десять – нужно отдыхать.

    Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какой звук чаще встречается в словах:

    Шепчет кошке петушок:

    – Видишь пышный гребешок?

    Шепчет кошка петушку:

    – Шаг шагнешь – и откушу!

    – Какой звук в этом стихотворении ты услышал? Правильно, звук [Ш], молодец! А давай посмотрим, кто к нам приходил в гости, когда мы знакомились со звуком [Ш]? Это змейка! А зовут её Шипуша. Сегодня мы отправимся к ней в гости. Но для начала вспомним, как она любит шипеть?

    3. Произношение изолированного звука [Ш].

    – Как змейка Шипуша шипит? Ш – ш – ш! Да, правильно, молодец!

    4. Анализ артикуляции звука [Ш].

    – Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелью, язык вверху и похож на «Чашечку».)

    Вот мы и вспомнили артикуляцию звука [Ш], можем отправляться в гости к змейке Шипуше.

    Развитие фонематического слуха.

    Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».

    – Вот мы и подошли к домику Шипуши. Нужно постучать в дверь! Чтобы Шипуша вышла из домика – постучи как я (ребенок повторяет за логопедом несколько ритмов, стуча кулачком по столу). Вот и вышла Шипуша. Давай поздороваемся: здравствуй, Шипуша! Какое у тебя интересное имя!

    – Произнеси имя змейки, выделяя звук [Ш]. Сколько звуков [Ш] ты услышал? Где они находятся? (один в начале слова, второй в середине слова).

    6. Автоматизация звука [Ш] в слогах.

    Слухопроизносительная дифференциация слогов, совмещенная с фонетической ритмикой.

    – Давай споем вместе с Шипушей её песенки и сделаем зарядку?

    Ша-ша – ша-ша-ша руки вверх по диагонали

    Шо-шо – шо-шо-шо руки овалом над головой

    Шу-шу – шу-шу-шу руки пред собой по диагонали

    7. Автоматизация звука [Ш] в словах.

    Шипуша хочет загадать тебе загадки, отгадаешь их?

    Ношу на голове поля,

    Но это вовсе не земля. (Шляпа)

    Твой хвостик я в руке держал,

    Ты полетел, я побежал.

    На квадратиках доски

    Короли свели полки.

    Нет для боя у полков

    Ни патронов, ни штыков.

    Сверху голо, снизу лохмато,

    Теплом богата, что твоя хата.

    8. Закрепление навыка звукового анализа слов.

    Определение места звука [ш] в словах. Игра с карточками на коврографе.

    – А теперь Шипуша просит разложить эти картинки в 3 окошка у домика: в первом будут картинки со звуком [ш] в начале слова, во втором окошке картинки со звуком[ш] в середине слова, а в третьем окошке картинки со звуком [ш] в конце слова.

    – Справишься с этим заданием?

    9. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

    – Молодец! Шипуша предлагает поиграть в нашей песочнице. Она спрятала в ней игрушки. Найди их и составь предложения с каждым словом. (Маша и Миша лучшие друзья. Наша машина красного цвета. Карандашами можно нарисовать радугу.)

    10. Итог занятия. Домашнее задание.

    – Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

    – Что было трудным для тебя?

    Какое задание понравилось больше всего?

    Тебе понравилось играть с Шипушей? Пойдем к ней в гости ещё? Давай ты к следующему занятию выучишь небольшой стишок со звуком [ш] и расскажешь его Шипуше?

    Шепчет кошке петушок:

    – Видишь пышный гребешок?

    Шепчет кошка петушку:

    – Шаг шагнешь – и откушу!

    11. Оценка речевой деятельности ребенка.

    – Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [ш].

    – И Шипуше тоже понравилось как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет тебя поблагодарить и подарить на память вот такую наклейку. Ты молодец!

    Автор: Врублевская Светлана Николаевна → Публикатор

    –> 15.10.2019 0 1345 94

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Не секрет, что в наше время учителя буквально завалены бумажной работой. Помимо подготовки к урокам и проверки тетрадей, им приходится составлять бесконечные отчеты, считать проценты, рисовать диаграммы и графики, что-то сравнивать и анализировать. В этой статье мы хотели бы поделиться некоторыми приемами, которые, надеемся, хоть немного облегчат вам этот поистине Сизифов труд — работу с документами.

    Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

    В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.

    Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

    Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
    Подпишитесь на рассылку E-mail
    Установите приложение на Android

    2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
    Домен: https://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    сервис вебинаров

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    Ссылка на основную публикацию