Автоматизация звука [Ш]. «День рождения Маши»
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: развитие правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и фразах.
– упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;
– продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;
– упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;
– упражнять в согласовании имен существительных с числительными;
– продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
– развивать зрительное внимание, мышление и память;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать артикуляционную и мелкую моторику.
– воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, активность.
Логопед: – Здравствуйте, ребята! Сейчас, когда шла на занятие, я нашла открытку с Днем рождения. Вы не знаете, кому она предназначается? Посмотрите, как много здесь сказочных героев. (Слайд № 2)
На слайде: колобок, Маша, Баба Яга, лиса.
Логопед: – Хотите я подскажу? В имени этого героя есть звук, с которым мы вчера познакомились. Назовите этот звук.
Логопед: – Правильно, а теперь скажите, в чьем имени есть звук [Ш]?
Логопед: – Правильно, ребята. Сегодня день рождения у Маши. Она приглашает нас в гости и просит познакомить ее со звуком [Ш].
II. Основная часть.
1. Характеристика звука [Ш].
На столах зеркала. Дети вспоминают артикуляцию звука и характеризуют его.
Логопед: – Маша еще не научилась правильно произносить звук [Ш]. Давайте её научим. Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]?
Дети: – Вытягиваются вперед.
Логопед: – Где находится язык?
Логопед: – Какой он – узкий или широкий?
Дети: – Широкий, “чашечкой”.
Логопед: – Как мы произносим звук [Ш] – с голосом или без голоса? Гласный или согласный звук [Ш]?
Дети: – Произносится без голоса, с шумом. Он согласный.
Логопед: – Он звучит твердо или мягко?
Дети: – Звук [Ш] – твердый.
Логопед: – А теперь скажите еще раз все, что вы знаете про звук [Ш].
Дети: – Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
2. Произношение звука [Ш] в слогах. (Слайд № 3)
Логопед: – Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались:
“ШО-ШО-ШУ?” – вопросительно, пригласит ли их Маша на день рождения?
“ШИ-ШИ-ШЕ!” – с просьбой.
Дети повторяют слоговые ряды за логопедом. Произносят их с разной интонацией.
3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными. (Слайд № 4)
Логопед: Вот мы пришли к Маше в гости. Её комната украшена шарами. Их столько, сколько лет исполнилось Маше. Хотите узнать, сколько ей лет? Давайте посчитаем шары.
На слайде: Маша и шары. Дети согласуют: “Один шар, два шара, . . пять шаров, . ”
Логопед: Правильно, Маше семь лет.
4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление. (Слайд №5)
Логопед: -.Давайте посмотрим, кого еще Маша пригласила на День рождения?
На слайде: Мишка, петушок, Зайчишка, кошка, матрешка, мышата.
Дети произносят слова со звуком [Ш]. Определяют позицию звука [Ш].
Логопед: – Гости захотели поиграть в прятки.
И/у “Кого не стало?”
Логопед убирает по 1 картинке. Дети угадывают и называют героев ( Не стало петушка. И т.п.)
5. Физминутка. (Слайд № 6)
Логопед: – А теперь и мы отдохнем.
Дети встают. Проводится физминутка.
6. Определение позиции звука. (Слайд № 7)
Логопед: – Что подарили гости Маше?
На слайде: шары, шапка, шарф, шоколадка, чашка, подушка, брошь, карандаш, ландыш.
Логопед: – Маша решила расставить все подарки на полки. Поможем ей?
На верхнюю нужно поставить те предметы, в названии которых звук [Ш] слышится в начале.
(Шары, шапка, шарф, шоколадка)
На вторую – со звуком [Ш] в середине.
На нижнюю – со звуком [Ш] в конце.
(Брошь, карандаш, ландыш)
Дети называют предметы, определяют место звука [Ш], ставят подарки на нужные полки.
7. Произношение звука [Ш] в предложениях. (Слайды № 8–11)
Логопед: – Мишка предлагает поиграть в игру “Подскажи слово”. Он приготовил картинки. Вы должны добавить нужное слово, чтобы получилось предложение.
На слайдах картинки:
Маша ___ каша. Кошка ___ мышка.
Маша ___ шуба. Лягушка ___ мошка.
Дети составляют предложения: “Маша ест кашу”. “Маша надела шубу”. “Кошка ловит мышку”. “Лягушка поймала мошку”. И др.
8. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш]. (Слайд № 12)
Логопед: – Зайчишка вспомнил стишок про Машу и предлагает его выучить.
Дети проговаривают чистоговорку про Машу. Называют слова со звуком [Ш]. Разучивают стишок.
Логопед: Молодцы! Маша очень довольна!
III. Итог занятия.
Логопед: – Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у Маши? Маше понравилось, что вы её познакомили со звуком [Ш]. Вспомните, какой это звук? (Слайд № 13)
Дети: – Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
Логопед: Маша очень рада встрече с вами. Она будет рада видеть вас снова!
Автоматизация звука [ш]
Автоматизация звука [ш].
– уточнение артикуляции звука [ш]:
– автоматизация звука [ш] в словах, фразах.
– развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
-воспитание самоконтроля, самостоятельности и активности в течении всего урока.
Ребёнку предлагают назвать картинки: шапка, шуба, шахматы, шайба, шишка, шары, шоколад. шиповник.
С какого звука начинаются эти слова?
Что же мы будем делать на уроке?
Можете ли вы назвать тему урока?
Ребёнок отвечает на вопросы и сам называет тему урока.
Звук [ш] – согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый.
Правила артикуляции звука [ш]. Дети самостоятельно указывают правильную артикуляцию.
Вспоминаем, какие упражнения нужно сделать для правильного произношения звука [ш]. Это: “Дудочка”, “Непослушный язычок”, “Лопаточка”, “Качели”, “Чашечка”.
Начинаем рассказывать сказку.
Жил-был мишка у него был домишко.
Ходил мишка в лес и собирал шишки.
Давайте посчитаем, сколько шишек набрал мишка: одна шишка, две шишки.
У мишки были друзья: мышка – шалунишка и лягушка – квакушка.
Мышка – шалунишка была маленькая и все вещи у неё были маленькие.
Логопед называет большие предметы, а ребёнок – маленькие.
Лягушка – квакушка была очень любопытная. Она всем задавала вопросы.
Логопед задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.
Мышка, мишка и лягушка очень любили петь песенки. Ребёнок повторяет за логопедом.
Ши-ши-ши – у речки камыши.
Ши-ши-ши – колышет ветер камыши.
Ши-ши-ши – шуршат камыши.
Шах-шах-шах – лягушек много в камышах.
Ши-ши-ши – в реке живут ерши.
Ша-ша-ша – поймали мы ерша.
Ши-ши-ши – колючие ерши.
Ша-ша-ша – отпустили мы ерша.
Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [ш] »
Автоматизация звука [ш]
Учитель-логопед ЦРТДЮ г. Тейково
Ребрикова Надежда Витальевна
– уточнение артикуляции звука [ ш ] ;
– Автоматизация звука [ ш ] в словах, фразах.
– развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
– Воспитание самоконтроля, самостоятельности и активности в течении всего урока.
С какого звука начинаются эти слова?
Правильная артикуляция звука[ш]
- Губы слегка вытянуты и округлены.
- Зубы «заборчиком» со щелью.
- Язык «чашечкой» поднят вверх, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
- Воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.
Какие упражнения нужно сделать для правильного произношения звука [ш]?
- «Дудочка»
- С напряжением вытянуть губы вперед.
- «Непослушный язычок»
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
- «Лопатка»
- Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
- «Качели»
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
- «Чашечка»
- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».
Жил-был мишка. У него был домишко.
Сколько шишек набрал мишка?
У мишки были друзья: мышка-шалунишка и лягушка-квакушка.
Мышка-шалунишка была маленькая и все вещи у неё были маленькие.
Лягушка-квакушка была очень любопытная. Она всем задавала вопросы.
- Шапка какая?
- Шкаф какой?
- Шлем какой?
- Кукушка какая?
Мишка, мышка и лягушка очень любили петь песенки рифмовки.
Ши-ши – ши – у речки камыши.
Ши-ши-ши – колышет ветер камыши.
Ши-ши-ши – шуршат камыши.
Шах-шах-шах – лягушек много в камышах.
Ши-ши-ши – в реке живут ерши. Ша-ша-ша – поймали мы ерша. Ши-ши-ши – колючие ерши. Ша-ша-ша – отпустили мы ерша.
Презентация “Постановка звука “Ш””
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Тема: «Постановка звука [Ш]»
Выполнила учитель логопед: Бижова О.А.
При произнесении звука Ш органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
Упражнения для развития дыхания
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя.
Артикуляция звука [Ш]
Потяну я как лягушка, Подражаю я слону,
Свои губы прямо к ушкам. Губы хоботом тяну.
Артикуляция звука [Ш]
Высунуть широкий язык, положить на язык и расслабить.
Артикуляция звука [Ш]
Открыть широко рот, широкий язык поднять кверху, потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам.
Артикуляция звука [Ш]
Высунуть широкий язык, боковые края языка максимально загнуть вверх и подуть в получившуюся «дудочку».
Артикуляция звука [Ш]
Присосать к небу широкий язык, раскрыть рот как можно шире, так чтобы»ножка гриба» (уздечка языка) натянулась.
Артикуляция звука [Ш]
Высунув широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.
Артикуляция звука [Ш]
Приоткрыть рот, высунув узкий язык и тянуться языком попеременно к носу, к подбородку.
Артикуляция звука [Ш]
Сделать упражнение «Грибок» , максимально открыть рот, не открывая языка от неба, затем щелкнуть языком.
Артикуляция звука [Ш]
Упражнение «Лопаточка», кончик и боковые края языка загнуть вверх. Язык высоко не поднимать.
Постановка звука [Ш]
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/.
Постановка звука [Ш]
- Пробуем произносить слог «са» при верхнем положении языка.
- Произносим слог «са» и зондом (шпателем, черенком ложки) поднимаем язык вверх
- Просим произнести несколько раз слог «ра» или «ррр» и убираем вибрацию, прижимая язык к небу зондом, шпателем и т.д.
Постановка звука [Ш]
Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг, Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш. На камнях змея шипит, Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш. Море Черное шумит. Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш.
Постановка звука [Ш]
Как погода хороша! Зашипели змейки — ША. Ша – ша – ша – ша – ша – ша – ша. Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ. Шу – шу – шу – шу – шу – шу – шу. Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ. Ши – ши – ши – ши – ши – ши – ши. Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо – шо – шо – шо – шо – шо – шо.
Как приятно на душе! Улыбнулись змейки — ШЕ. Ше – ше – ше – ше – ше – ше – ше. Есть игра у малыша. Мы напишем слоги — ША. Ша – ша – ша – ша – ша – ша – ша.
Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ. Ши – ши – ши – ши – ши – ши – ши. Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ. Шу – шу – шу – шу – шу – шу – шу.
Постановка звука [Ш]
Автоматизация звука [Ш]
- Автоматизация звука в слогах.
- Автоматизация в словах
- Автоматизация звука в словосочетаниях
- Автоматизация в предложениях
- Автоматизация в стихах
- Автоматизация в тексте
- Автоматизация в загадках
Автоматизация звука [Ш]
Найди букву Ш. Вспомни, как правильно произносится звук Ш. Выбери дорожку, прямую или волнистую. Веди пальчиком по дорожке, называя слова. Не забывай правильно произносить звук Ш.
Автоматизация звука [Ш]
Упражнение «Песенки». Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук Ш. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ш в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШИ-ШИ-ШИ ШУ-ШУ-ШУ ШЕ-ШЕ-ШЕ
ША-ША-ШО ШО-ШИ-ШО ШИ-ШУ-ШУ ШУ-ША-ША ШЕ-ШЕ-ШИ
ШО-ША-ШО-ША ШИ-ШИ-ШО-ШО ШУ-ША-ШУ-ША ШЕ-ШИ-ША-ШУ ША-ШО-ШИ-ШЕ
Автоматизация звука [Ш]
Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: шина — шины. Какие слова не изменились?
Упражнение «Мой, моя, мои, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник. )
Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Перечень картинок лабиринта: шина, шипы, шило, шиповник, ширма, , шуба, шея, шорты.
Автоматизация звука [Ш]
Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Шкаф какой? — Большой, вместительный, деревянный.
Перечень картинок лабиринта: шкаф, шланг, шпага, школа, шлем, шмель, швея, шляпа, шлюпка.
Автоматизация звука [Ш]
Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: На стене висит яркая афиша.
Перечень картинок лабиринта: уши, мыши, камыши, галоши, , каша, лапша, крыша, афиша.
Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Автоматизация звука [Ш]
Масляна головушка, Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
Какие слова со звуком Ш ты запомнил из этого стихотворения?
Автоматизация звука [Ш]
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи каждый рассказ с самого начала. Придумай названия рассказам
Автоматизация звука [Ш]
Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками.
Кто я — догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь) Т. Шорыгина
Утром выпадет снежок —
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
(ушанку) Н. Кнушевицкая
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
(Кукушка) Т. Шорыгина
Хоть и бархатные лапки, / Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка) Т. Шорыгина
– В зелёной избушке I Живут подружки.
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.
(Горошины) Т. Шорыгина
Дифференциация звуков [Ж – Ш ]
Вспомним, как жужжит жук и как шипит сердитый гусь, (гусь — «ш-ш-ш», жук — «ж-ж-ж»).
Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков Ш — Ж
жа, жа, жа — мы видели ежа
ша, ша, ша — у меня лапша
жи, жи, жи — у меня ножи
ши, ши, ши — это малыши
жу, жу, жу — на лужок хожу
шу, шу, шу — я флажком машу
жок, жок, жок — у меня флажок
шок, шок шок — у меня Пушок
Дифференциация звуков [С – Ш ]
Я буду вам говорить слова, а вы будете угадывать, какая в них песенка слышится: песенка водички или песенка сердитого гуся.
Называются слова, дети определяют звук с и ш) « словах
Слова: стакан, шкаф, санки, шапка, самолет, машина, лошадь, собака, кошка, душ, нос.
— Теперь послушайте внимательно, что я вам скажу, и запомните:
Мама купила сыну новую машину.
Сейчас я начну говорить, а вы закончите.
Мама купила . (дети дополняют — сыну) новую. (дети дополняют — машину).
Презентация: Автоматизация звука (Ш) в слогах и словах
Разработала учитель – логопед
Некрасова Надежда Павловна
1. Изолированно произносить звук [Ш]:
Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.
2. Автоматизация в слогах:
При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно
3. Автоматизация в сочетаниях слогов:
При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.
Ша – шо – шу – ши – ше
Ши – ша – шо – шу – ше
Шо – ша – шу – ши – ше
Ше – ша – шо – ши – шу
Шу – ша – шо – ши – ше
4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:
Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.
Шо, Шё: шов, шёпот.
Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.
Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.
Ше: шея, шесть, шелест; шептать.
Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.
5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :
Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.
Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.
Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.
Ше: мишень, ошейник; бушевать.
Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.
6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:
Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.
7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:
Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.
8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:
9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:
10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:
Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].
11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:
12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти какая?
13. ДИ «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.
14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:
Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.
15. ДИ «Ромашка»:
Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].
16. Образовать родственные слова:
мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)
лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)
17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:
Дедушкины шахматы вишнёвый компот
новая подушка тихий шаг
швейная машинка пшённая каша
шумные пташки двойной шов
дубовый шкаф бабушкина шуба
пуховая шапка новая ушанка
18. ДИ «Сосчитай до 5»:
19. Проговаривать предложения:
Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)
У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.
У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.
Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.
20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
21. Проговаривать тексты:
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.
22. Проговаривать чистоговорки:
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.
Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
Мышонку шепчет мышь:
– Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
– Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку шьет капюшон,
Наденет кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!
Кошка с кошелкой по улице шла.
Что же в кошелке кошка несла?
Чтоб бегать по лужам
23. Проговаривать скороговорки:
У нашего Мишки в мешке шишки.
Кукушка кукушонку купит капюшон.
Пышная подушка у Мишки под ушком.
На окошке кот Тимошка.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
- Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
- Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
- Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
- Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] »
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Направление:
Ведущая образовательная область:
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
– Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.
– Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) : ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звук в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует с взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование:
Игрушки Смешарики, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет и плакат с изображением звука Ш.
Ход занятия:
— Здравствуй, давай мы с тобой поприветствуем друг друга.
1.Ритуал приветствия.
Цель : создание доверительных отношений между ребенком и логопедом, настрой на рабочий лад.
Содержание: логопед и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки и по очереди приветствуют друг друга и улыбаясь и кивая друг другу головой.
– Прекрасно все на свете!
Прекрасно на Земле!
Прекрасно все вокруг!
Прекрасно все во мне!
Правила речи: Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Организационный момент.
Логопед:
– Денис, когда я была маленькой, я очень любила смотреть мультфильмы. Одни из любимых были «Ну-погоди!», «Простоквашино» и т.д. А ты любишь смотреть мультфильмы? Вот сегодня мы отправимся с тобой в очень увлекательное путешествие. А вот в какую страну мы с тобой попадем, ты мне скажешь после того, как я тебе прочитаю стихотворение. Посмотри, почтальон Печкин нам принес посылку, а в ней было письмо.
(Логопед читает стихотворение)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.
-Правильно ,Денис,мы с тобой отправимся в страну Смешариков. (Логопед достает из посылки фигурки Смешариков).
– Денис, а Смешарики нас зовут с тобой к ним в гости, но просят прихватить с собой их любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал?
(Логопед повторяет еще раз имена Смешариков: Бараш, Лосяш, Крош, Нюша)
– Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
3.Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
– Чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
(Проводится артикуляционная гимнастика, на экране появляются примеры)
Упражнения для губ.
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
4.Автоматизация изолированного звука Ш.
Логопед:
– Денис, чтобы попасть в удивительную страну Смешариков, нам нужно преодолеть очень длинную дорогу. Дорога сложная, очень извилистая. Давай пройдем к нашему волшебному ящику с песком и там ты проведи пальчиком по песочку. Это и будет наш путь в страну Смешариков. Одновременно произнеси звук шшшшшшшшшш. Это и поможет нам туда добраться быстрее.
Вот мы и добрались.
5.Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Логопед: А сейчас мы вспомним с тобой звук «ш». Посмотри на плакат, вспомни эту букву. А вот и звук Ш. Давай вспомним и дадим его характеристику. Возьми в руки буквы Ш, проведи пальчиком по контуру этой буквы ( находит среди букв нужную).
– В каком положении бывают губы, когда мы произносим звук «ш»? (Вытянуты вперед).
– Где находится язычок?
(Вверху за зубами в форме “чашечки”).
– Покажи рукой, какой язык.
( Из ротика выходит с шипением теплый воздух).
– Какой это звук – гласный или согласный?
(Согласный).
– Твердый или мягкий?
(Звук Ш всегда твердый).
– Квадратиком какого цвета мы его обозначим?
6.Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Логопед:
– Бараш очень вредный, он любит передразнивать своих друзей. И вот он тебе предлагает поиграть в игру “Повторялки”.
Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша –ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
В) с изменением ударения
Ша-ша-ш а Шо-шо-ш о
Ша-ш а -ша Шо-ш о -шо
Ш а -ша-ша Ш о -шо-шо
Шу-шу-ш у Ши-ши-ш и
Шу-ш у -шу Ши-ш и -ши
Ш у -шу-шу Ш и -ши-ши
– Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, скажем ему спасибо. И вот мы отправляемся дальше в путь.
7. Произнесение звука Ш в словах.
Логопед:
– В стране Смешариков тебя встречает Лосяш. Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Окошко …(лукошко),
Шишка…(мишка),
Мошка…(крошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Игрушка…(кукушка),
Машина…(шина),
Мышка…(вышка),
Старушка …(ватрушка).
– Какой ты умница! Ты отлично справился с заданием. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправимся дальше в путь.
8.Физкультминутка.
Логопед: Мы с тобой сделали почти половину заданий, преодолели такой длинный путь. Я думаю, что пора и отдохнуть.
Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»
А теперь насос включаем,
Воздух в шарик мы качаем.
Влево- раз, вправо- два,
Влево- раз, вправо- два,
Раз- два- три- четыре (2 раза)
Хорошо мы потрудились.
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка
И дома, и человечки.
(Махи руками, как крыльями)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с».
9.Развитие фонематического слуха.
Логопед:
– А кто же тут нас встречает? Да это же веселый кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Крош подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты будешь произносить звук «ш» и махать руками, когда услышишь правильное слово.
Вашика, машита, машина, ташима.
Савучин, ниперот, матюсон, капюшон.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Супа, шуба, кута, фака.
Сайба, майба, шайба, дайба.
– Молодец, наше путешествие продолжается!
10.Закрепление звука в предложениях.
Логопед:
– Денис, посмотри внимательно, что за Смешарик нас с тобой встречает? Правильно, мы попали в гости к Нюше. Она приготовила нам свои задания. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красное, платье.
Пойдет, гости, Крош, в.
Лесу, гуляет , Лосяш, по .
Реке, ловит, на, Бараш,рыбу .
11. Рефлексия.
– Денис, Смешарикам очень понравилось с тобой играть. И они хотят отблагодарить тебя за хорошую работу.
– Сегодня ты выполнил много заданий. Как ты думаешь, со всеми ли заданиями ты справился? Какой звук тебе в этом помогал?
– Какое задание было самым интересным, что было трудно, за что ты себя похвалишь?
12.Итог занятия.
Логопед:
– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно произносил звук Ш. Смешарикам очень не хочется с тобой прощаться, и они решили в честь вашего знакомства подарить тебе воздушные шарики. Молодец ,Денис, спасибо, за работу, до свидания!
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Составил учитель-логопед: Врублевская Светлана Николаевна
Образовательная: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать четкость дикции, интонационную выразительность.
закреплять умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение;
упражнять в умении составлять предложение по опорному слову.
Формировать положительную мотивацию на занятии;
Воспитывать навыки речевого общения, умения слушать.
Оборудование : домик, змейка, коврограф, песочница для пескотерапии, игрушки небольшого размера: машинка, мышка, кошка, Маша, матрешка; картинки с изображением карандаша, камышей, лягушки, шарфа, шахмат, шаров, мыши, душа, малыша, вырезанный из бумаги листок.
Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал!
Так что время не теряем
И к работе приступаем!
– глубоко носом вдохнуть, ртом выдохнуть; еще раз глубокий вдох и выдох и третий раз повторим вдох – выдох.
2. Артикуляционная гимнастика.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – в чашку чай мы наливаем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какой звук чаще встречается в словах:
Шепчет кошке петушок:
– Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
– Шаг шагнешь – и откушу!
– Какой звук в этом стихотворении ты услышал? Правильно, звук [Ш], молодец! А давай посмотрим, кто к нам приходил в гости, когда мы знакомились со звуком [Ш]? Это змейка! А зовут её Шипуша. Сегодня мы отправимся к ней в гости. Но для начала вспомним, как она любит шипеть?
3. Произношение изолированного звука [Ш].
– Как змейка Шипуша шипит? Ш – ш – ш! Да, правильно, молодец!
4. Анализ артикуляции звука [Ш].
– Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелью, язык вверху и похож на «Чашечку».)
Вот мы и вспомнили артикуляцию звука [Ш], можем отправляться в гости к змейке Шипуше.
Развитие фонематического слуха.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
– Вот мы и подошли к домику Шипуши. Нужно постучать в дверь! Чтобы Шипуша вышла из домика – постучи как я (ребенок повторяет за логопедом несколько ритмов, стуча кулачком по столу). Вот и вышла Шипуша. Давай поздороваемся: здравствуй, Шипуша! Какое у тебя интересное имя!
– Произнеси имя змейки, выделяя звук [Ш]. Сколько звуков [Ш] ты услышал? Где они находятся? (один в начале слова, второй в середине слова).
6. Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов, совмещенная с фонетической ритмикой.
– Давай споем вместе с Шипушей её песенки и сделаем зарядку?
Ша-ша – ша-ша-ша руки вверх по диагонали
Шо-шо – шо-шо-шо руки овалом над головой
Шу-шу – шу-шу-шу руки пред собой по диагонали
7. Автоматизация звука [Ш] в словах.
Шипуша хочет загадать тебе загадки, отгадаешь их?
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богата, что твоя хата.
8. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука [ш] в словах. Игра с карточками на коврографе.
– А теперь Шипуша просит разложить эти картинки в 3 окошка у домика: в первом будут картинки со звуком [ш] в начале слова, во втором окошке картинки со звуком[ш] в середине слова, а в третьем окошке картинки со звуком [ш] в конце слова.
– Справишься с этим заданием?
9. Автоматизация звука [ш] в предложениях.
– Молодец! Шипуша предлагает поиграть в нашей песочнице. Она спрятала в ней игрушки. Найди их и составь предложения с каждым словом. (Маша и Миша лучшие друзья. Наша машина красного цвета. Карандашами можно нарисовать радугу.)
10. Итог занятия. Домашнее задание.
– Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
– Что было трудным для тебя?
Какое задание понравилось больше всего?
Тебе понравилось играть с Шипушей? Пойдем к ней в гости ещё? Давай ты к следующему занятию выучишь небольшой стишок со звуком [ш] и расскажешь его Шипуше?
Шепчет кошке петушок:
– Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
– Шаг шагнешь – и откушу!
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
– Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [ш].
– И Шипуше тоже понравилось как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет тебя поблагодарить и подарить на память вот такую наклейку. Ты молодец!
Автор: Врублевская Светлана Николаевна → Публикатор |
–> 15.10.2019 0 1345 94
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Не секрет, что в наше время учителя буквально завалены бумажной работой. Помимо подготовки к урокам и проверки тетрадей, им приходится составлять бесконечные отчеты, считать проценты, рисовать диаграммы и графики, что-то сравнивать и анализировать. В этой статье мы хотели бы поделиться некоторыми приемами, которые, надеемся, хоть немного облегчат вам этот поистине Сизифов труд — работу с документами.
Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.
В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.
Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта? 2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”. Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию. сервис вебинаров О работе с сайтом Мы используем cookie. Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами. При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. |