Презентация: Автоматизация звука (Р) по лексическим темам

Презентация – Автоматизация звука Р

Текст этой презентации

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р
Выполнила: Куприянова Анастасия Сергеевна Учитель – логопед МКДОУ № 18, г. Миасс, 2016

Характеристика звука «Р»

Артикуляционная гимнастика для звука Р
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1- 3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4, 6- 10 выполняются 10- 15 раз
1 «заборчик»
2 «лопатка»
3 «чашечка»
4 «лошадка»
6 «вкусное варенье»
7 «качели»
8 «индюк»
9 «гармошка»
10 «барабанщик»
5 «грибок»

Артикуляция звука «Р» При произнесении звука «Р» в норме органы речи принимают следующее положение:

Автоматизация изолированного звука «Р» Упражнение «Охота» -Тигрёнок охотится на все слова, в названии которых слышится звук «Р». Но он простудился и не может рычать. Помоги тигрёнку добраться до рыбки.
Игровые приемыСлайд 19 автоматизации

Произнеси (прочитай) слоги слева- направо

Автоматизация «Р» в звукосочетаниях –тр, -др, -бр, -вр, -фр в словах и во фразе
1.

Автоматизация «Р» в обратных слогах –ар, -ор, -ир, -ур и т.д. в словах

1. Произносить (читать) слова. ОБРАЗЕЦ: топо — р — .

Автоматизация «Р» в чистоговорках с обратными слогами
АР- АР- АР- летит комар
ОР- ОР- ОР- ядовитый мухомор
УР- УР_ УР- длинный шнур
ЫР- ЫР- ЫР- я ем сыр

Автоматизация «Р» в прямых слогах –ра, -ро, -ры, -ру в словах
1. Произносить (читать) слова ОБРАЗЕЦ: р—а-ма, дво-р—ы, мака-р—о—-ны.

РА- РА- РА- новая игра
РО-РО-РО- на земле перо
РУ-РУ-РУ- лиса идёт в нору
РЫ- РЫ- РЫ- летят комары
Автоматизация «Р» в чистоговорках с прямыми слогами

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Роме по схеме с опорой на картинки. Образец: Рома. труба. — Рома купил трубу.
Автоматизация «Р» в предложениях

Автоматизация «Р» в предложениях
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения об Ире по схеме с опорой на картинки. Образец: Ира … ведро. — Ира несёт ведро.

Автоматизация «Р» в скороговорках «Моя первая скороговорка»

И еще ускоримся!

И совсем быстро!

Игровые приемы автоматизации звука «Р»

С помошью пальцев рук «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово. «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово). «Шаги» Шагаем двумя пальцами по любой поверхности и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

Игровые приемы автоматизации звука «Р»
С помощью различных предметов «Юла» (маленький волчок) Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка. «Массажный мяч» Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием. «Скрепки» Скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение). «Бусинки» Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. «Прищепки» Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала. «Мыльные пузыри» Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь. « Золушка» Разбирать крупу, проговаривая речевой материал: звук, слоги, слово.

2. Произносить (читать) предложения. ОБРАЗЕЦ: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а. У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру.

Презентация. Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях со стечением «ДР», «ТР». Индивидуальное логопедическое занятие №14. Старший дошкольный возраст.

1. Коррекционно- образовательные задачи:

• Совершенствовать умение произносить звук Р в словах с сочетаниями ДР- с ударением на слоге.

• Упражнять в произнесении звука Р в словах с сочетаниями ДР- без ударения на слоге

2. Коррекционно – развивающие задачи:

• Развивать подвижность артикуляционного аппарата: отработать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастикам, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука “р”.

• Развивать фонематический слух: умение определять наличие заданного звука в слове

• Совершенствовать координацию речи с движением

• Развивать психологическую базу речи: развитие речевого внимания

3. Коррекционно – воспитательная задача:

-Воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками

Содержимое разработки

Автоматизация

в слогах, словах и предложениях

со стечением «ДР», «ТР»

Ильина Екатерина Фёдоровна

Массаж Су- Джок . «Кошка»

Маленькая кошка

Села у окошка

Кошка точит когти, (дети катают Су Джок между ладоней)

Хвостиком виляет , Су Джок между большим пальцем и остальными,

Мышку поджидает… ( дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра : «Замок»

Стоит в поле теремок, (показать крышу домика)

На двери весит замок.

(Ладони прижаты друг у другу, пальцы переплетены… быстро соединять пальцы в замок и разъединять )

Кто его открыть бы смог?

(пальцы- в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)

Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе.)

( пальцы остаются в замке, постучать

основаниями ладоней друг о друга.)

И – открыли! (расцепить пальцы)

По щелчку мышки замок исчезает

Звуковая распевка

Дыхательные упражнения

«Фокус» Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. 1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). 2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделай вдох через нос. 4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх .

« Загони мяч»

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

«Заводим мотор»

Помоги вертолётику долететь до Матроскина (ДРРР)

Спрячь от Матроскина вертолет

за тучку (ТРРР)

«Автобус» (ДРР)

«Мотоциклы» (ТРРР)

Автоматизация звука [Р] в слогах

со стечением «ДР», «ТР»

«Назови картинки»

« Паровоз едет по рельсам и весело поёт свою песенку. Давай споём вместе с ним. Повторяй за мной слоги.»

«Прочитай слоги на шариках»

Автоматизация звука [Р] в слогах

со стечением «ДР», «ТР»

«Проговариваем слоги»

РАСПРЕДЕЛИ КАРТИНКИ ПО ВАГОНАМ ПО КОЛИЧЕСТВУ СЛОГОВ

ИГРА: «Большой – маленький»

Я начну, а ты закончи… Послушай предложение и добавь подходящий по смыслу слог ТРО или ТРЫ

Говорит взрослый Говорит ребёнок

Наши мальчики быстры ТРЫ, ТРЫ, ТРЫ

Зажигаются костры ТРЫ, ТРЫ, ТРЫ

Мы сидели у костра ТРА, ТРА, ТРА

Погуляли до утра ТРА, ТРА, ТРА

Собрать пирамидку.

Тра, тра, тра – в детский сад идем с утра. Тро, тро, тро – в садик ехали в метро. Тры, тры, тры – в сказках гномики хитры. Дро, дро, дро – у нас новое ведро. Тра, тра, тра – мы сидели у костра.

Выучить наизусть стихотворение. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Тр убач тр убит в тр убу не зря:

Тр уба тр убит, тр уба поёт.

Тр убач по улице идёт.

Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру — встану я поутру.

Тра – тра – тра — в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра — а мы поём с утра.

Тру – тру – тру — дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро — в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры — плывут большие осетры.

Тры – тры – тры — в сказках гномики хитры.

Конструктор Фрутто няня

  • Звуковая распевка: А-У-И И-У-А. Выполнить комплекс артикуляционных упражнений для звука Р. Обратить внимание на упражнение «Заведи мотор».
  • Повторить звуковые дорожки… (Сочетания ДРРР,ТРРР)

3.Я начну, а ты закончи…Послушай предложение и добавь подходящий по смыслу слог ТРА или ТРЫ

Говорит взрослый Говорит ребёнок

Наши мальчики быстры ТРЫ, ТРЫ, ТРЫ

Зажигаются костры ТРЫ, ТРЫ, ТРЫ

Мы сидели у костра ТРА, ТРА, ТРА

Погуляли до утра ТРА, ТРА, ТРА

Тра, тра, тра – в детский сад идем с утра. Тро, тро, тро – в садик ехали в метро. Тры, тры, тры – в сказках гномики хитры. Тра, тра, тра – мы сидели у костра.

Автоматизация звука [р] в слогах и словах с использованием ИКТ

Презентация к уроку

Современные тенденции, глобальная компьютеризация, развитие технического прогресса приводят к тому, что изменяются процессы восприятия и переработки информации. Под это влияние в первую очередь попадают дети. Порой пятилетний малыш быстрее разбирается в новом телефоне или компьютерной программе, чем его зрелый дедушка. А главное, современные дети имеют огромный интерес к изучению новых технических новинок, поэтому в процесс обучения целесообразно включать элементы информационных технологий.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
  • компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
  • компьютер очень “терпелив” во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую “ситуацию успеха”. [1.16]

В процессе логопедической коррекции нарушенных звуков следует выделить этап автоматизации поставленного звука, который отличается большой трудоемкостью и занимает длительный промежуток времени. Именно на этом этапе работы особенно рационально использование интерактивных игровых средств, созданных с помощью программы Power Point. Для повышения эффективности процесса автоматизации сложных звуков, я в своей работе использую презентации, которые содержат наглядный иллюстративный материал доступный для детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Конспект: Дифференциация звуков Ш-С в словах и предложениях

Предлагаемая мною презентация разработана для этапа автоматизации звука [р] в слогах и словах с разными звуковыми сочетаниями: открытый, закрытый слог, стечение согласных звуков. Общее количество слайдов 22 они содержат материал от подготовительных упражнений по развитию артикуляционного аппарата до отдельных упражнений по автоматизации слов определенной слоговой структуры.

Для повышения интереса и мотивации к занятию слайды оформлены в яркой цветовой гамме, используется звуковое сопровождение, вся презентация представляет собой увлекательное занятие-игру вместе с героями известной сказки «Винни-пух и все, все, все».

Презентация составлена таким образом, что позволяет дозировать материал, используемый на занятии, поэтому ее можно использовать как при работе с детьми старшей, так и подготовительной группы. Презентация разбита на два основных блока: автоматизация звука [р] в слогах, автоматизация звука [р] в словах. По желанию можно сразу перейти в нужный блок, минуя подготовительные упражнения, с каждой страницы есть выход на главную. Перед занятием отбирается необходимый материал и демонстрируется через функцию произвольного показа. Поэтому один и тот же материал можно преподносить детям в разных комбинациях, и он долго остается актуальным.

Презентация содержит большое количество игрового материала, сюда входят:

Упражнения для артикуляционной гимнастики, упражнения для развития дыхания, звуковые тропинки, слоговые цепочки, слоговое колесо, игра «Доскажи словечко», игра «Порычим с Тигрой» и тренировочные упражнения с остальными героями сказки.

Всего презентация состоит из 14 развивающих упражнений, которые можно комбинировать и использовать в зависимости от целей занятия, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе игры ребенок непроизвольно отрабатывает произношение 90 слов, содержащих звук [р] в различных звуковых сочетаниях и позициях, что позволят в короткий срок закрепить нормативное произношение поставленного звука. Ниже представлены варианты конспектов индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]. Конспекты разработаны для разных возрастных групп, чтобы показать специфику работы по одному лексическому материалу но в разных возрастах.

Цели:

  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза прямых слогов.
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания слогов, компьютер.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа)

Ход занятия

I. Огрмомент.

Сегодня мы будем играть со звуком [р], чтобы научиться правильно его произносить.

II. Развитие фонематического слуха.

Чтобы правильно произносить звук, нужно научится его слышать. Предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай звук». Я буду называть слоги со звуком [р] и без него, хлопни в ладоши, услышав звук [р].

МА – РА – ЛО – ТЫ – РЫ – ЛЫ – РУ – ПО – СО – РО

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Уточнение правильной артикуляции звука [р].

При произнесении звука [р] губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

V. Упражнения на развитие дыхания.

VI. Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

1) Отраженное повторение за логопедом слоговых рядов.

Повтори за мной слоги, четко проговаривая звук [р].

2) Проговаривание слоговых цепочек. (Слайд 5). Повторяй за мной слоги, которые будут появляться на экране. (Если ребенок читающий, возможно самостоятельное проговаривание.)

3) Самостоятельное проговаривание слоговых рядов. Игра «Здравствуй пальчик». Сейчас мы будем здороваться пальчиками, когда большой пальчик соединяется с остальными, мы произносим по порядку слоги.

  • РА – РА – РА
  • РО – РО – РО
  • РУ – РУ – РУ
  • РЫ – РЫ – РЫ

4) Игра «Слоговое колесо». (Слайд 8) Выбери цвет из колеса, который тебе больше нравится. Проговаривай слоги по порядку. В зависимости от выбранного цвета получаются разные комбинации слогов.

  • РА – РО – РУ – РЫ – РЭ
  • РЫ – РЭ – РА – РО – РУ
  • РУ – РЫ – РЭ – РА – РУ и т.д.

5) Игра «Доскажи словечко». (Слайд 10).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова.

Тебе нужно добавить слог РА, чтобы получилось название картинки.

VII. Звуковой анализ слогов.

  • Сколько звуков ты слышишь? (Я слышу 2 звука)
  • Назови первый звук. (Звук [р])
  • Дай характеристику звуку. (Звук [р] согласный твердый, звонкий.)
  • Каким цветом обозначаем? (Обозначаем синим цветом.)
  • Назови второй звук. (Звук [ы])
  • Дай характеристику звуку. (Звук [ы] гласный)
  • Каким цветом обозначаем? (Обозначаем красным цветом.)

Второй слог анализируем по образцу.

VIII. Итог занятия.

Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Почему? Что тебе запомнилось больше всего? Чему ты сегодня научился?

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях» (подготовительная группа)

Цели:

  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях, развитие фонематического слуха, согласование количественных числительных и существительных, согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания звукового анализа, компьютер.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Ты уже многому научился. Сегодня мы продолжим играть со словами в которых будет встречаться звук [р]. будь очень внимателен и у тебя все получится.

II. Развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [р].

РАМА, МАМА, ЛАМА, РОМА, КОЗЫ, ТУЧКА, РЫБА, РОДИНА, РУКИ, ЛУК, КОСЫ, ТОМА, ДОМА, РУКАВ.

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Вспомни, как называются артикуляционные упражнения. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Упражнения на развитие дыхания.

V. Повторение произношения звука [р] в слогах со стечением согласных звуков.

(Слайд 5). Послушай как Винни-пух играет на трубе, а ты умеешь так? Проговаривание слогов:

VI. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков.

  1. Отраженное повторение за логопедом. Тигра очень любит рычать, потому ему особенно нравятся слова со звуком [р], давай повторим за ним названия картинок и порычим вместе с Тигрой. (Слайды 12-13).
  2. Самостоятельное называние слов. У тебя очень хорошо получается, а теперь попробуй сам назвать картинки. (Слайд 14).
  3. Согласование числительных и существительных.(Слайд 14). Посчитай до пяти те предметы, которые ты видишь на экране. (По желанию ребенка можно выбрать несколько картинок) Н-р:
    Одна груша две груши – три груши – четыре груши – пять груш.

VII. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

(Слайд 16). Помоги Винни-пуху назвать картинки со звуком [р].

А ты знаешь, что у каждой картинки есть слово друг, которое помогает узнать о ней побольше, какая она. Я буду тебе называть слово, а ты будешь говорить, к какой картинке оно больше подходит.

  • ХИТРЫЙ – БАРСУК
  • ПРАЗДНИЧНЫЙ – ТОРТ
  • КРАСНЫЙ – АРБУЗ
  • ОСТРАЯ – ТЕРКА
  • ГОРЯЧИЙ – ТЕРМОС
  • КРУЖЕВНОЙ – ФАРТУК
  • ОРАНЖЕВАЯ – МОРКОВЬ
  • КРАСИВАЯ – ВЕРБА
  • ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА.

VIII. Пальчиковая гимнастика.

Вспомни какая буква обозначает звук [р]. Повторение двустишия:

Левая рука. Большой палец соединяется с указательным, образую кольцо. Остальные сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным пальцем.

Правая рука. Указательный палец соединяет основание указательного и большого пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты и прижаты к ладони. Большой палец соединен со средним.

IX. Звуковой анализ.

Послушай загадку, в отгадке ты обязательно услышишь звук [р].

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный… (Друг.)

[д] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

[р] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

[у] – гласный, обозначаем красным кружочком

[г] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

X. Итог занятия.

Тебе понравилось наше занятие? Почему? Что нового ты узнал сегодня? Чему научился?

Литература:

  1. Зеленина, И.Л. Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников. [Текст]/ И.Л. Зеленина //Дошкольное воспитание – 2012. – С. 16-17.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов. 4 альбом. [Картинка]. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Просвещение», 2009 – 47с.
  3. Лылова Л.С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. [Текст]/ Е.К. Ахметова, Л.С. Лылова, Т.В. Семенова. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 176с.

Подгрупповое логопедическое занятие: Игра- презентация «Автоматизация звука Р» для детей 5-7лет.

автор: Туктарова Адэля Харисовна

Учитель-логопед МБОУ «Татаробашмаковская СОШ»

Подгрупповое логопедическое занятие: Игра- презентация «Автоматизация звука Р» для детей 5-7лет.

Подгрупповое логопедическое занятие:

Игра- презентация «Автоматизация звука Р»

для детей 5-7лет.

Туктарова Адэля Харисовна.

Учитель- логопед МБОУ «Татаробашмаковской СОШ».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель занятия: автоматизация звука «Р» в слогах, в словах, словосочетаниях.

  1. Образовательная область «Речевое развитие»

автоматизировать звук «Р» в слогах, словах,словосочетаниях.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»
  1. активизировать в речи предметы со звуком «Р»;
  2. уточнить правильную артикуляцию звука «Р».
  1. Образовательная область «Речевое развитие»
  1. совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
  2. развивать фонематическое восприятие;
  3. развивать артикуляционную и общую моторику.
  1. Образовательная область «Физическое развитие»
  1. сохранение и укрепление здоровья;
  2. формирование кинестетических и тактильных ощущений;
  3. Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка.
  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  1. совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
  2. формировать положительную установку на занятие.

Оборудование: ИКТ,индивидуальные зеркала(3шт), мячики Су-Джок,корзинки, муляжи фруктов и овощей,предметные картинки 5шт.

  1. организация дидактических игр «Сказочный лес» «Сад-огород», «Загадки в картинках», «Назови правильно»,«Запомни картинку».
  2. формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звука «Р»;
  3. отработка упражнений мелкой моторики;
  4. отработка опорных звуков;
  1. Организационный момент.Психогимнастика.Игровая мотивация;
  2. артикуляционная гимнастика;
  3. Чтение слогов со звуком Р «Бросай мячики и повторяй слоги»;
  4. Игра «Сказочный лес»;
  5. Суджок- терапия.
  6. «Сад-огород»;
  7. Игра «Отгадай загадки»;
  8. Игра «Назови правильно»;
  9. Физминутка.
  10. Игра на развитие памяти «Запомни картинки»;
  11. Гимнастика для глаз;
  12. Рефлексия.Подведение итога занятия.Поощрение.

1.Организационный момент.Психогимнастика.

-Здравствуйте,ребята!Сегодня к нам на занятие пришли гости,давайте мы с ними поздороваемся.

Читайте также:  Развитие пассивного и активного словаря у детей с ФФНР с применением инновационных технологий в логопедии

Настал новый чудесный день.Сейчас я улыбнусь вам,а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу(логопед улыбается детям, а дети друг другу).

Как хорошо, что мы сегодня с вами здесь встретились.Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.Мы все здоровы!

А чтобы нам с вами стало хорошо,давайте сделаем солнышко.Мы будем подавать друг другу «руку- лучик» и говорить своё имя: «Я лучик- Адэля Харисовна»,а ты кто?»

— Я лучик Альбина, а ты кто?

-Я лучик Гузяль, а ты кто?

-Я лучик Адэля Харисовна.

-Вот и получилось у нас доброе, тёплое, нежное,ласковое солнышко, это мы с вами!А теперь присядьте на стульчики.

(Логопед с детьми садится за стол).

2.Игровая мотивация. Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл Львёнок.

(слайд№2).(На слайде Львёнок).

Он учиться рычать и вы тоже учитесь произносить звук Р.

-Давайте подготовим наш язычок и сделаем артикуляционную гимнастику.

(Логопед с детьми выполняют артикуляционную гимнастику).

3.Артикуляция звука Р.Чтение слогов «Бросай мячики и читай слоги».

-Давайте покажем Львёнку, как вы умеете произносить звук Р.

( Произносят звук Р с логопедом).

-Произнеси звук Р, Альбина. Произнеси звук Р,Гузяль.

-Давайте прочитаем слоги со звуком Р.

(Произносят слоги ра,ру,ро,ры с логопедом,а затем самостоятельно).

4.Игра «Сказочный лес».

-Посмотрите на экран.Мы попали с вами в сказочный лес.Найдите всех животных , птиц, насекомых, в названии которых есть звук Р(слайд№7).

(Сорока,крот,зебра,тигр,рысь,воробей,рыба).

-А в названии какого животного нет звука Р?

5.Су-джок терапия.

-Львёнок очень любит играть в мячик. А вы хотите поиграть с ним? Посмотри, какой у него необычный мяч.

(Дети выполняют упражнение с Су – Джок мячом, выполняя движения, соответствующие тексту)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперёд его катаю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

6.Игра «Сад–огород».

-Следующее задание называется «Сад- огород»

(на стол логопед выкладывает муляжи фруктов и овощей и две корзинки с номерами №1,№2).

-Перед вами фрукты, овощи и две корзинки.В корзинку №1 вы должны положить все фрукты и овощи, в названии которых есть звук Р, а в корзинку№2- фрукты и овощи, в названии которых нет звука Р(дети выбирают фрукты, овощи и распределяют их по корзинкам,проговаривают каждое слово и говорят,есть ли там звук Р).

(В корзину №1дети должны положить грушу,помидор,виноград,картофель.В корзину №2- банан,яблоко,лимон,апельсин).

  1. «Отгадай загадки».

-Львёнок принёс нам загадки, давайте мы их отгадаем,а отгадки к ним вы найдёте на столе и должны будете показать мне.

(На столе лежат предметные картинки:арбуз,барабан,ромашка,мухомор,самовар).

У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи.

Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок —
Он в лесу не новичок!

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.

(дети отгадывают загадки и находят отгадки к ним на столе).

  1. «Назови правильно».

-Посмотрите на следующее задание называется «Назови правильно».

Нужно правильно назвать все предметы и не забывать называть цвет предмета,(например, жёлтое ведро). Не забывайте правильно произносить звук Р в словах.

(Дети называют:жёлтое ведро,жёлтый карандаш,красный квадрат,красная тетрадь,красное ведро,красная ручка,жёлтая тетрадь,красный карандаш,жёлтый квадрат,жёлтая ручка).

9.Физкультминутка.

А сейчас, мы с вами встанем и проведём физкультминутку

Ра-ра-а- марширует детвора (дети шагают).

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (подтягиваются на цыпочках).

Ро-ро-ро-насыпай песок в ведро (насыпают песок в ведро).

Ры-ры-ры-надуваем мы шары (дуем и рисуем руками шары).

10.Дидактическая игра «Запомни картинку».

-Следующее задание «Запомни картинку»

Давайте назовём предметы на экране.Не забывайте правильно произносить звук Р в словах.

(Дети называют:радуга,носорог,Красная Шапочка,шары ,Золотая рыбка,труба,робот).

-Запомните предметы и закройте глаза на 5 секунд.

-Откройте глаза и посмотрите на экран,что же изменилось?

Какой предмет исчез?

(дети отвечают:труба).

11.Гимнастика для глаз.

-А сейчас проведём гимнастику для глаз.

Смотрим на экран и внимательно следим за двигающимися предметами

-Львёнку пора возвращаться домой.Давайте скажем ему пока.

(дети прощаются с Львёнком,говоря ему «пока»).

12.Рефлексия. Подведение итога занятия.Поощрение.

-Ребята,какой звук мы учились произносить вместе соЛьвёнком?

Презентация к индивидуальнму логопедическму занятию “Автоматизация звука Р”

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р].

Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи:
– закреплять умение находить место звука в слове;
– формировать навыки слогового анализа;
– закреплять навык согласования существительного с числительными;
– закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;
– закреплять умение делить слова на слоги;
– закреплять навык чтения двухсложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.
Оборудование: презентация, зеркало, интерактивная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы отправляемся в морское путешествие. С нами будет путешествовать мальчик Рома. Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Сейчас мы будем тренировать язычок.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
«Катушка» – (Волна накатывает на берег, то убегает от него)
«Автомат» – (Волны стучат об борт т-т-т).
«Качели» – (Волны поднимаются в верх и опускаются).
«Окошко» – (На море штиль).
«Лопаточка»- (Морская черепашка).
3.Изолированное произношение звука [ Р ]. К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» (Слайд 3)
4. Проговаривание прямых и обратных слогов. Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4).
5. Проговаривание слов со звуком [Р]. В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5).
6. Определение звука в словах Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах: в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6).
7. Зрительная гимнастика. Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7).
8.Мы продолжаем наше путешествие. Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8).
9. Физминутка. Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.
Налили бензину (имитирующие движения)
Сели в машину (сгибают колени)
На машине ехали (крутит руль)
До моря доехали (выпрямляют колени)
На корабле по океану (ладони лодочкой)
Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)
Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)
Приплыли в Африку друзья (хлопки).
10. Деление слов на слоги. Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран). Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное – одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9).
11. Проговаривание рифмующих слов. Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10).
12. Проговаривание чистоговорок. Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко». Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11).
Ра – ра – ра – высокая гора.
Ро – ро- ро – потерял петух перо.
Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.
Ор – ор – ор – красный спелый помидор.
Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.
13. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)
И по морю поплыву – (выполнять волнообразные движения).
Две ладошки, друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх).
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там – (имитировать движения волн и рыбок).
14. Составление и чтение слов из слогов. Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова, прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12).
15. Итог занятия. Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р].
К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13).

Презентация: Автоматизация звука (Р) по лексическим темам

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

КОНСПЕКТЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ КОЛЛЕГ

  • Артикуляционная гимнастика для мальчиков

Автор: Черкашина Светлана Ивановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Автор: Черкашина Светлана Ивановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Авторы: Черкашина Светлана Ивановна, Новосёлова Людмила Анатольевна, учителя-логопеды МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Автор: Шиманчук Юлия Николаевна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Автор: Мухаметзянова Рафиса Рафисовна, учитель-логопед МБДОУ Большеатнинский детский сад Атнинского района РТ

Автор: Лаптева Дарья Вениаминовна, учитель-логопед МБОУ “Солонцовская СОШ”, п. Солонцы, Емеляьновский район, Красноярский край

Автор: Лаптева Дарья Вениаминовна, учитель-логопед МБОУ “Солонцовская СОШ”, п. Солонцы, Емеляьновский район, Красноярский край

  • Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: “Домашние животные”
Читайте также:  Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

Автор: Николаева Галина Викторовна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Автор: Николаева Галина Викторовна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Автор: Люсова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область

Автор: Грачёва Елена Александровна, учитель-логопед МКДОУ ДСКВ №14 «Дельфин»

Автор: Гаева Светлана Филипповна, учитель – логопед логопедического пункта при ДДУ №108 г.Мариуполь, Донецкой области, Украина

Автор: Люсова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область

  • Презентация к занятию по лексической теме “Мебель” для детей 6 – 7 лет с ОНР

Автор: Гришина Марина Владимировна, учитель-логопед МКДОУ детского сада компенсирующего вида № 22 г.о. Самара

Автор: Долганова Светлана Сергеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №53 г.Набережные Челны

Автор: Бокова Лина Илгизовна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ №14 «Дельфин» г. Трёхгорный, Челябинская область

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)

Автор: Назарова Ирина Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №87 г.о. Самара

Автор: Азаренко Ю лия Степановна, учитель-логопед ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Авторы: Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед, Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Автор: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь

Автор: Хомутская Елена Николаевна, учитель-логопед ЛГ МАДОУ ДСОВ №1 «Теремок», город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра

Автор: Стаценко Татьяна Петровна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 67” (город Энгельс Саратовской области)

Автор: Крюкова Марина Сергеевна, учитель-логопед ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 12 г. Гуково

Автор: Романцова Наталья Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида №87 г.о. Самара

Авторы: Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед, Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

  • Презентация на тему “Приемы развития орфографической зоркости учащихся начальных классов” (скачать)

Автор: Метальникова Нина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №168 г.о. Самара

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Уважаемые коллеги!

На этом сайте Вы можете скачать авторский материал по проблемам коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также разместить собственные разработки и получить сертификат, подтверждающий публикацию.

Особенности обучения чтению старших дошкольников с ТНР

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Выполнила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 70»,

г. Нижний Новгород, Фарафонова М. И.

Общее недоразвитие речи —суть сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте –важная составляющая речевого развития по ФГОС

Недостаточная степень подготовленности к обучению грамоте приводит к возникновению дисграфии дислексии

Трудности овладения грамотой ведут к снижению заинтересованности детей и нежеланию читать и писать

Причины затруднений, возникающих при обучении чтению детей с ОНР многочисленны и сложны

Противоречие: недостаток необходимых предпосылок для формирования навыков чтения у детей с ОНР и необходимость обучения чтению детей данной категории

Развитая устная речь является важной предпосылкой, основой для приобретения детьми новых речевых навыков чтения, однако у детей с ОНР отмечаются стойкие нарушения развития устной речи

Овладение чтением предполагает наличие у детей способности к проведению аналитико-синтетических операций со звучащим словом, требующих правильного артикулирования, достаточного уровня развития фонематического слуха и восприятия, однако дети с ОНР выше названными речевыми навыками и умениями не обладают.

Обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

Цель проектной работы:

изучение и систематизация характерных особенностей и условий обучения чтению старших дошкольников с ОНР.

Проанализировать теоретические положения по вопросам обучения чтению дошкольников с ОНР.

Определить специфику основных этапов и направлений работы по преодолению трудностей обучения чтению детей с ОНР.

Систематизировать методы и приемы обучения чтению с учетом основных направлений коррекционной работы.

Что такое чтение?

(метод объяснительного чтения):

«Я предпочитаю медленно приучать дитя к механизму чтения и письма, но вместе с тем развивать в нём способность внимания, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов»

«…чтение – не установление простой ассоциации между письменными знаками и звуками, соответствующими им.

Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления.»

Современные терминологические словари

«Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.

Этот психофизиологический процесс осуществляется при участии речедвигательного, зрительного, речеслухового анализаторов.

Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения, узнавания букв, соотнесения их со звуковым образом, прочитывания и понимания значения слова, предложения или рассказа.»

Причины трудностей формирования навыков чтения у детей с ОНР

    • Нарушения звукопроизношения
    • Несформированность фонематических процессов и связанного с ними анализа и синтеза слов
    • Недостаточное развитие лексико-грамматических средств языка

Виды ошибок при чтении и на письме (Г.А.Каше)

Замена одних букв другими ( взаимозамены звонких и глухих, свистящих и шипя­щих, твердых и мягких).

Пропуски букв. (особенно часто пропускаются гласные)

Перестановки букв, про­пуск слогов, вставки лишних букв (что приводит к полному искажению слов )

Трудности и при чтении. (дети читают медленно и допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного. )

Проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи.

Чтение по догадке с частой заменой одного слова другим Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

Обучение чтению и письму

Опора на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

( что соответствует русской графике)

Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой

Основной единицей чтения является слияние

Условия обучения грамоте детей с ОНР (Р.Е.Левина)

  • Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах.
  • Порядок прохождения звуков и букв подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении. В первую очередь изучаются те звуки, которые произносятся детьми в основном правильно.
  • Темп прохождения вех звуков речи и букв более медленный.
  • Большое вниманий отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова.
  • Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся.
  • Необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала.

Периоды обучения грамоте детей с нарушениями речи

  • Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
  • Формирование операций лексико-синтаксического анализа.
  • Коррекция дефектов произношения.
  • Развитие двигательных и зрительных навыков.
  • Усвоение на практике элементарных правил грамматики и правописания.
  • Составление слова из букв и слогов, овладение процессом чтения и письма.
  • Практическое знакомство со звуками речи и обозначающими их буквами.

Методы обучения грамоте детей с ОНР

Направления коррекционной работы

Игры-упражнения

1. Коррекция дефектов произношения.

Формирование правильной артикуляции звуков. Закрепление навыков правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в самостоятельной спонтанной речи.

Показ и объяснение, упражнения артикуляционной гимнастики («Веселый язычок» и пр.)

Речевой образец, повторения, разучивание чистоговорок и пр.

Игры-упражнения: «Повторяй-ка», «Телефон», «Эхо», «Артисты на сцене» и пр.

2. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

«Хлопни, если услышишь», «Найди место звука», «Назови первый, последний звук», «Покажи картинки с заданным звуком», «Назови звуки по порядку», «Сосчитай звуки», «Узнай звук по артикуляции» и пр.

Направления коррекционной работы

Игры и упражнения

3. Развитие операций фонематического анализа и синтеза (Знакомство с гласными и согласными фонемами языка; противопоставление по твердости-мягкости, звонкости-глухости; трансформация слов)

«Назови гласный звук», «Назови согласный звук», «Твердый или мягкий», «Звонкий или глухой», «Узнай слово по гласным звукам», замени первый (последний) звук» и пр.

4. Формирование операций лексико-синтаксического анализа.

«Сосчитай слова в предложении». «Добавь словечко», «Найди место слова в предложении», «Составь схему предложения», «Назови первое слово в предложении» и пр.

5. Развитие двигательных и зрительных навыков.

Пальчиковые игры, штриховки, обводки, «зашумленные» картинки, игры и упражнения с трафаретами, шаблонами и пр.

Направления коррекционной работы

Игры – упражнения

1. Практическое знакомство со звуками речи и обозначающими их буквами.

«Разрезная азбука», «Буквы и звуки», «Угадай букву», «Найди букву», «На что похожи буквы», «Выложи, вылепи букву» и пр.

2. Составление слова из букв и слогов, овладение процессом чтения и письма.

«Почта», «Собери слово», «Найди ошибку», «Отгадай слово» , «Найди правильные буквы», «Ребусы», «Составь слова из слогов» и пр.

3.Усвоение на практике элементарных правил грамматики и правописания.

«Какая буква потерялась», «Читай и различай», «Найди ошибку» и пр.

Список литературы 1. ФГОС для детей с ОВЗ источник:https://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1055 2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи/авт. Т.Б. Филичева и др.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.-271 с.

3. Н.В.Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.-СПб.: Детство-Пресс, 2018.-240с. 4. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р.[Текст] / Т.А. Алтухова // Дефектология/ — 1994. — №5. – С. 43-55

5. 2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. М.: Просвещение,1973.-320с. Источник: http://logoportal.ru/novyie-podhodyi-k-obucheniyu-chteniya-detey-s-narusheniem-rechi/.html

6. Катаева А.А., Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. – 123с. Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/formirovanie-navyka-chteniya-u-detej-s-onr-i-dizartriej/

7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М. : Просвещение, 2003.- 367с.

8. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 2000. Источник: http://logoportal.ru/novyie-podhodyi-k-obucheniyu-chteniya-detey-s-narusheniem-rechi/.html

9. СЛОВАРЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО Под редакцией А. А. Леонтьева.-М., 2007. Источник: http://www.klex.ru/gu

10. Штец А.А. Методика обучения К.Д. Ушинского Источник:school2100.com/upload/iblock/b36/b366640f1bc665579dfe1adfe89ec823.pdf 11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М. : Просвещение, 1989. — 258с.

Ссылка на основную публикацию