Пресноводные рыбы – конспект

Конспект урока биологии 8 класс: Речные рыбы (окунь, щука)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями речной рыбы на примере окуня и щуки.

Задачи:

Образовательные: формировать знания учащихся об особенностях внешнего строения речной рыбы, образа их жизни; учить отличать речного окуня и щуку от других рыб;

Коррекционные: развивать умение работать в малых группах, внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, карточки, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)
– В какой среде обитают рыбы? (В воде, речке, озере, море)

– Из каких частей состоит тело рыбы? (Голова,туловище, хвост)
С помощью чего рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и плавательного пузыря)
– Чем снаружи покрыто тело рыбы? (Чешуей)

3. Проверка знаний с использованием разноуровневых заданий.

А) Индивидуальный опрос (для учащихся 1, 2 группы)

– На доске перепутаны таблички с названиями внутренних органов.Исправь ошибки.

– Написать стадии развития рыбы.

Б) Фронтальный опрос (для учащихся 3, 4 группы)

– Где происходит размножение рыб?

– Как называются органы размножения рыб?

– Что собой представляет икринка?

– Чем личинка отличается от малька?

4. Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя с демонстрацией презентации, беседа с учащимися.

– Всех рыб можно условно разделить на две группы: пресноводные или речные рыбы и морские рыбы. (Слайд 2)
– Как вы думаете, почему рыбы называются пресноводными? (Они живут в пресной воде)

Каких речных рыб вы знаете? (Сом, карась, ерш, сазан) (Слайд 3, 4)
– Сегодня на уроке мы будем изучать пресноводную рыбу, а именно речную рыбу на примере окуня и щуки. Мы узнаем, как они питаются, будем их сравнивать и находить отличительные особенности. (Слайд 5)

– Люди издавна селились вблизи воды, так как без нее нет жизни. Если посмотреть на карту России, то мы увидим, что города и другие сельские поселения расположены вблизи рек.

– По территории района протекают 8 рек: Ея, Куго-Ея, Кавалерка, Мокрая Чубурка, Средняя Чубурка, Чубурка, Россошь, Эльбузд. Ея – самая длинная из степных рек, вторая по длине река Краснодарского края. В этих реках обитает много видов пресноводной рыбы.

Речные рыбы – это рыбы, вся жизнь которых проходит в пресных водоёмах: реках, озёрах, ручьях. (Слайд 6)

– Сегодня мы будем добывать знания, работая в группах. Прежде чем вы получите задание, давайте хорошо рассмотрим окуня и щуку. (Слайд 7- 10)

– Почему речного окуня и щуку относят к рыбам?- Какие части теларазличают у речного окуня и щуки?

Б) Работа в малых группах. (Слайд 11)

Задание 1 группе: Прочитать в тексте учебника о речном окуне, ответить на вопросы и заполнить таблицу. (Приложение 1)

Задание 2 группе: Прочитать в тексте учебника о щуке, ответить на вопросы и заполнить таблицу.

1. Где обитают окунь и щука?

2. Какая форма тела у этих рыб?

3. Какая у них окраска тела?

4. Чем питаются окунь и щука?

5. Где они выметывают икру?

6. Как щука и окунь охотятся на добычу?

Вопросы для сравненияРечной окуньЩука
1. Где обитает?В водоемах с чистой водойВ озерах и прудах со стоячей водой
2. Какая форма тела?Сжатое с боков (обтекаемое)Продолговатое, мускулистое
3. Какая окраска тела?Зеленовато-желтоеСеровато-зеленое
4. Чем питается?Мелкими рыбешкамиРыбами, лягушками, утками
5. Где выметывает икру?На водные растенияНа мелководье
6. Как охотится на добычу?Подкарауливает в зарослях водных растенийПодкарауливает в зарослях водных растений

Проверяем выполнение задания. (Слайд 12)

Задание для 1 и 2 группы: Сравнить речного окуня и щуку по плану1. Чем похожа щука на речного окуня:а) по окраске тела;б) какие особенности говорят о том, что обе рыбы – хищные?2. Чем отличается щука от речного окуня:а) по месту обитания;б) по форме тела.

5. Физминутка.

6. Закрепление нового материала с использованием разноуровневых заданий.

– О каких рыбах мы говорили на этом уроке? (3, 4 группа)– Отгадайте загадки:

1) У нее во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала. (Щука)

2) Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука)

3) Он живёт в озёрах, реках,

Жадный и зубатый,

Ловится он человеком

Для ушицы, на жарёху.

Вкусным он бывает.

Вот малькам от него плохо,

– Ловит и глотает. (Окунь)
4. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех. (Окуней)

– На какие две группы можно разделить рыб? (1, 2 группа)– Выйти к доске и разбить карточки с изображением рыб на две группы.

– Выйти к доске и из букв составить названия, изученных рыб.

Задание: Дополни текст. (Слайд 13)

Рыбы – постоянные обитатели различных…

К речным рыбам относятся – …

Где живет речной окунь? …

Как речной окунь и щука охотятся за добычей? …

7. Домашнее задание.

Стр. 54-56читать, отвечать на вопросы, пересказ (для учащихся 1, 2 группы)

Стр. 54-56выборочное чтение, рисунок рыб (для учащихся 3, 4 группы)

8. Подведение итогов. Объявление оценок. Рефлексия.

– Что же вы узнали сегодня на уроке?

– Довольны ли вы результатами?

– Что понравилось в работе?

– Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Конспект занятия «Обитатели воды – рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке. в аквариуме.

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется . (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай.

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

1. Интернет – ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
  2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
  3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
  4. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  5. Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать речевой слух, память, внимание.
  2. Развивать зрительное внимание и память.
  3. Формировать интерес к объектам природы и умение наблюдать за ними.
  4. Развивать эмоциональную сферу детей.
  5. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • Картинки с изображением частей рыб (плавники, хвост, чешуя, жабры, голова, глаза, туловище),
  • картинки с изображением рыб пресноводных, аквариумных,
  • карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,
  • коктейльные трубочки,
  • стаканы с водой,
  • разрезные картинки (рыбы),
  • листы белой бумаги формата А4,
  • простые и цветные карандаши.
Читайте также:  Презентация (Слоговые таблицы для автоматизации звуков)

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Дети сидят за партами.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти – чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники,

Ответ загадки – очень прост

Ответишь ты на раз, два, три.

О ком загадки эти? (о рыбах).

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

Рыба живет в воде. На суше жить не может.

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

Во время обсуждения загадки, воспитатель выкладывает называемые части на магнитную доску (вода, плавник, хвост, чешуя, жабры).

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)

Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?

Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут.

Это, что за домик дети

На загадку, кто ответит?

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

Воспитатель. Как вы думаете – почему я загадала загадки о воде?

Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания.

Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.

– Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

– Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

– Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

– С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

– Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

– Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

– Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель предлагает детям рассказать о золотой рыбке (показывает изображение Золотой рыбки).

Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.

Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Для сравнения воспитатель показывает золотую рыбку и рыбку-телескоп

Дидактическая игра « Найди среду обитания для рыбок»

Воспитатель. Предлагаю посмотреть слайды (показ слайдов с аквариумными и речными рыбами).

Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.

Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума).

(Рыбки петушки, вуалехвост, гуппи, телескоп, меченосец, сомик аквариумный, сом пресноводный, ёрш, щука, окунь).

Дидактическая игра « Счет рыбок до пяти»

Воспитатель. А теперь я предлагаю посчитать рыбок.

Один сом, два сома, три сома, четыре сома, пять сомов.

Один телескоп, два телескопа, три телескопа, четыре телескопа, пять телескопов.

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Давайте рассмотрим аквариумы (воспитатель показывает изображения аквариумов с растениями, замками, фильтром и т.п.).

Воспитатель. Что еще находиться в аквариуме, кроме рыбок?

Дети отвечают, что они еще видят (песок, ракушки, камушки, трава, декоративный замок, оборудование).

Воспитатель. Без чего рыбки не смогут жить?

Дети. Без воды, без воздуха, без еды.

Дети объясняют свои ответы (без еды рыбка умрет от голода, без воды – погибнет это ее среда обитания, воздухом она дышит с помощью жабр).

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна трава в аквариуме?

Дети. Чтобы рыбки могли дышать.

Воспитатель. Правильно, ведь растения выделяют кислород. А для того чтобы рыбкам было комфортно, в аквариум опускают фильтр, который очищает воду и компрессор – специальный прибор для подачи кислорода в воду. Поэтому мы часто видим пузырьки в аквариуме

Воспитатель. А давайте с вами попробуем стать компрессорами и помочь рыбкам?

Дети берут коктейльные трубочки, один конец опускают в воду и выдыхают воздух в воду, не надувая щек.

Дидактическая игра « Найди отличие»

Воспитатель показывает картинку речного сома и аквариумного.

Воспитатель. Чем они отличаются и чем похожи эти рыбки, и как они называются?

Дети. Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, чешуя, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме.

Речной рыбой питаются птицы, животные, люди;

Аквариумные рыбки доставляют эстетическое удовольствие.

Воспитатель. Давайте выясним, чем все рыбы похожи.

Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

Дети поэтапно рисуют рыбку на листе бумаги.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Воспитатель подводит итог занятия:

– Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).

– Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой тела, плавниками и хвостом).

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы»

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы»

-Расширение представлений об аквариумных рыбках;

-формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

-развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и мелкой моторики;

-воспитание бережного отношения к природе

Ход занятия

1. Организационный момент

А) Послушайте стихотворения и вы узнаете,о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась,-

Вот именно там обитает (карась).

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам -страшный враг.

Догадался? Нет? ….(Судак)

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть-

Страшно щуке в пасть попасть.

В:-О ком эти стихи?

Б) Актуализация знаний об аквариумных рыбках

В:-Мы с вами в прошлом году познакомились с аквариумными рыбками. Они живут у нас в аквариуме,мы за ними ухаживаем каждый день. Давайте вспомним как они называются.

(сопровождается показом картинок)

Д:-Золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, сомик, неон

2. Сообщение новой темы

А) В:- Сегодня мы поговорим о пресноводных рыбах

(на доске размещается картинка «Пресноводные рыбы»)

В:-Вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Давайте рассмотрим их. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

У щуки длинная голова и длинное тело. У щуки большой хвост.

У леща небольшая голова и широкое тело.

У сома огромная голова и длинное толстое тело. У сома спинной плавник маленький и не острый. Хвост короткий.

У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

У судака и ерша острые спинные плавники.

Посмотрите,какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака мелкая. У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?

Д:-Для того чтобы дышать.

В:-А для чего рыбкам плавники?

Д:-плавники нужны для того, чтобы плавать.

В:- Рыбы бывают хищные и мирные. Хищные рыбы питаются мальками рыб, мелкими рыбками, лягушками) К хищным рыбам относятся сом, окунь, судак. Карась, ерш, лещ относятся к мирным рыбкам. Они питаются водорослями.

Б) Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (сложить ладони вместе и показать как плавает рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сблизить ладони)

Рыбка спинку изогнула (показать как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла (сделать хватательное движение пальцами)

Рыбка хвостиком махнула (снова показать как плывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

В)Закрепление пройденного материала

1)Упражнение «Кто где живет?»

(на доске помещаются символические изображения водоемов: реки, пруда, аквариума; плоскостные изображения рыб)

В:-Кто живет в аквариуме?

Читайте также:  Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Д:-гуппи,золотая рыбка, сомик, неон

В:-Кто живет в реке?

Д:- Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш

В:- Кто живет в пруду?

2) Упражнение «Покажи части тела»

В:- Давайте рассмотрим рыб и покажем, какие части тела есть у рыб. (туловище,хвост,спинка,голова,глаза,рот,плавники,чешуя,жабры)

3)Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?

В:-А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи? Хвост щуки чей?

В:- Голова судака чья?

В:-Туловище окуня чье?

В:- Плавники карася чьи?

В:-Жабры щуки чьи?

В:- Голова ерша чья?

В:-хвост карася чей?

4) Игра «Кого не стало»(щука,сом,карась,ерш,лещ)

(на доске помещаются пять картинок с изображением пресноводных рыб.

В:- Посмотрите внимательно и запомните изображения пресноводных рыб. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку, а вы скажете, какой рыбки не стало.

(игра проводится до тех пор,пока дети не ответят по одному разу).

5) Упражнение «Узнай рыбку»? Дорисуй хвост и раскрась картинку.

В:- Что эта за рыба

3. Подведение итогов занятия

В:- О каких рыбах мы сегодня говорили?

Д: – О пресноводных

В:- В каких водоемах живут пресноводные рыбы?

Д:- В реке,озере,пруду.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детсого сада для детей с ОНР. -СПб.:ООО”Издательство “.-ДЕТСТВО-ПРЕСС“,2014.-704 с.

2. Теремкова Н. Э

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4.-Издательство ГНОМ,2012.-312с.

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе Цели: Формировать у детей элементарных представлений.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие на Север» в старшей группе Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы» Цель: -уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;.

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему «Где ночует солнце? Большие и маленькие яблочки» Организационная информация Примечание 1. Ф. И. О. педагога Байгильдина Филюза Ильдаровна 2. Доминирующая образовательная область Познавательное.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные. Кошка и.

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» Комплекс «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» для детей 6 – 7 лет. 1. Комплекс ОРУ «Что я видел под водой» Дети.

Конспект НОД “Пресноводные рыбы”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель первой квалификационной

категории Думова В. Ф.

Непосредственно образовательная деятельность

по познавательно-речевому развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Пресноводные рыбы»

Форма проведения: путешествие на пресноводный водоём пруд.

Цель:закрепить знания детей о пресноводных рыбах.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-конкретизировать представления детей об условиях жизни пресноводных рыб;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-развивать способность замечать характерные особенности пресноводных рыб;

-экспериментальным путём обосновать, почему рыбы не тонут и как можно «оживить» рыбу.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

-продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку сообща выполнять задания.

Образовательная область «Речевое развитие»:

-совершенствовать умение образовывать однокоренные слова;

-совершенствовать умение составлять рассказы о предметах необходимых для рыбалки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности рыб.

Образовательная область «Физическое развитие»:

-формировать умение сохранять правильную осанку.

Форма организации: групповая.

-беседа с рассматриванием энциклопедии;

-просмотр познавательного мультфильма “Чевостик “Кто живёт в реке”, “Лунтик и его друзья “Что в пруду”;

-чтение художественной литературы: Е. Станив сказка “О рыбке”, С. Баруздин “Почему рыбы молчат”, И. Токмакова “Где спит рыбка”, А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, И. Ф. Правдин “Рассказ о жизни рыб”;

-интерактивный плакат “Обитатели пруда”;

-сюжетно-ролевая игра: «На рыбалке».

Демонстрационный материал: интерактивный плакат “Жизнь пресноводного водоёма», интерактивная игра «Засели пруд», интерактивный плакат «Обитатели пруда».

Раздаточный материал: карточки для игры «Подводный транспорт»: батискаф, костюм аквалангиста, костюм водолаза, колокол, подводная лодка. Картинки с изображением рыб к игре «Чего не хватает»; таз с водой, контур рыбки из плотной бумаги, пипетка с маслом; воздушный шарик, трубочка для коктейля, пластилин. Картинки с изображением водорослей, моллюсков, черви, насекомые для игры «Накорми рыбу». Карточки с изображением икры рыб, мальки, взрослая рыба к игре «Алгоритм развития рыб». Картинка, в центре которой изображена рыба, а вокруг неё картинки лодка, удочка, сачок, крючок, леска, панама, сапоги, кузовок, шкаф, телевизор, грабли.

Средства ТСО: мультимедийное оборудование.

Педагог читает пословицы “На то и щука в реке, чтоб карась не дремал”, Где пруд, там и лягушка”, “Кто реку переплыл, тому пруд не страшен”.

Интерактивная технология: “Интервью”

Воспитатель выступает в роли корреспондента, берёт интервью у детей:

“Кто знает, где водятся рыбы?” (Вариант ответа детей: в воде).

“Чем покрыто тело рыбы?” (Вариант ответа детей: чешуёй).

“Чем дышат рыбы?” (Вариант ответа детей: жабрами).

“Что рыбы делают в воде?” (Варианты ответов детей: рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.).

“Какие рыбы?” (Варианты ответов детей: пресноводные, скользкие, большие, маленькие, пугливые и т. д.).

Молодцы, как много вы уже знаете о рыбах! А хотите узнать больше? (Вариант ответа детей: да).

А для того чтобы получить много информации нам необходимо отправится в подводный мир пруда.

Дидактическая игра «Подводный транспорт»

Детям предложено выбрать транспорт, на котором мы сможем путешествовать по пруду: батискаф, костюм аквалангиста, костюм водолаза, колокол и подводная лодка.

Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие?

Обобщение: можно отправиться на батискафе, так как в него все поместятся.

Транспорт выбран, тогда в путь! Занимайте места в нашем “батискафе”. Поплыли.

Водоросли, галька, глина и песок.

Для рыбёшек разных милый уголок.

Интерактивный плакат: “Жизнь пресноводного водоёма”.

Воспитатель предлагает найти информацию про водоросли с помощью интерактивного плаката.

Интерактивный плакат «Жизнь пресноводного водоёма»

Вопрос: Какие водоросли есть в нашем пруду? (Варианты ответов: в нашем пруду есть ламинария, ряска, элодея, саргассум).

Продолжаем своё путешествие. Отгадав загадки, вы сможете узнать, как зовут рыб, которые водятся в пруду.

Зубастая, а не лает. (Щука)

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Ярко-красный плавничок. (Краснопёрка)

С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это (Лещ)

Молодцы, вы загадки отгадали, значит, вы сможете без труда заселить их в пруд.

Дидактическая игра «Засели пруд»

Дети выбирают из предложенных картинок, те картинки рыб, которые живут в пруду. Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (Вариант ответа: пресноводные.)

Существует, очень много рыб, но всех их объединяет что-то общее, а что мы сейчас узнаем.

Дидактическая игра «Чего не хватает»

Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально. Дорисовывает на листе с изображением рыб недостающие части их тела.

Вопрос: Какие недостающие части тела вы дорисовали? (Варианты ответов детей: “туловище”, “спинной плавник”, “грудной плавник” (сбоку), “брюшной плавник” (нижний), “хвостовой плавник” (сзади).

Ребята вы справились с заданием, нашли все недостающие части тела. А знаете ли вы:

– Где у рыбы нос? (Вариант ответа детей: на голове, возле рта).

– Чем рыбы дышат? (Вариант ответа детей: жабрами).

– Где у рыбы ухо? (Вариант ответа детей: у рыбы нет ушей).

– Слышит ли рыба? (Вариант ответа детей: рыба не слышит).

– Почему рыбы спят с открытыми глазами? (Варианты ответов детей: рыбы не спят, глаза у рыбы не закрываются).

Проверим правильность ответов с помощью

интерактивного плаката «Засели пруд»

– Орган обоняния у рыб находится на голове. Это два мешочка, которые расположены на специальных углублениях на черепе. С их помощью рыба чувствует запахи.

– Дыхание рыб в воде осуществляется главным образом при помощи жабр.

– Боковая линия у них является своеобразным ухом.

– Слышит. Восприятие звука связано у многих рыб с плавательным пузырем.

А теперь мы с вами попробуем оживить рыбу, и посмотрим как она плавает.

Опыт «Живая рыбка»

Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие, которое соединено с хвостом узким каналом. Положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона её вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю масла предварительно набрав его в пипетку или трубочку от коктейля. Масло вытечет прямо в отверстие.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечёт по каналу. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка.

Вопрос: Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад?

(Вариант ответа детей: рыбка поплывёт вперёд, так как масло её толкает).

Рыбки наши плавают, а знаете ли вы, почему рыбы не тонут? (Вариант ответа детей: потому что у них есть плавники и хвост).

Опыт «Почему рыбы не тонут?»

Сдутый шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.

Вывод: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. У рыб есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.

Ребята, а откуда берутся рыбы? (Вариант ответа детей: рыбы берутся из икринок).

Читайте также:  Лексико-грамматическое занятие по теме Фрукты

Дидактическая игра «Алгоритм развития рыбы»

Детям предлагаются карточки, с помощью которых необходимо составить алгоритм развития рыбы.

Вывод: Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.

Речевая игра “Одна семейка”

Как можно назвать маленькую рыбку? (Вариант ответа детей: рыбка)

Как ещё? (Вариант ответа детей: рыбёшка)

Как называют человека, который ловит рыбу? (Вариант ответа детей: рыбак)

А ещё как? (Вариант ответа детей: рыболов)

Что делает рыбак? (Вариант ответа детей: рыбачит)

Куда ходит рыбак? (Вариант ответа детей: на рыбалку)

Какой суп варят из рыбы? (Вариант ответа детей: рыбный)

как можно назвать большую рыбу? (Вариант ответа детей: рыбина)

Чей хвост у рыбы? (Вариант ответа детей: рыбий).

Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Мы справились с заданием.

Дидактическая игра «Накорми рыбу»

Чтобы поиграть в эту игру детям предлагается самостоятельно добыть информацию с помощью интерактивного плаката «Обитатели пруда» для правильного подбора корма пресноводным рыбам.

Из предложенных картинок дети выбирают тот корм, которым питается пресноводная рыба.

Обобщение: рыбы питаются водорослями, моллюсками, червями, насекомыми.

Все вы знаете, что наш пруд называют жемчужиной города. Как вы думаете зачем многие люди приезжают на пруд (Вариант ответов детей: отдыхать, загорать, купаться, рыбачить). Конечно, любят наш пруд и рыбаки.

А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности.

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами те предметы, которые необходимы для рыбалки. Расскажите, как рыболов использует эти предметы для рыбалки.

Обобщение: рассказ детей как рыболов использует эти предметы для рыбалки.

На этом наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Ожидаемый результат образовательной деятельности:

Что нового интересного вы узнали о рыбах? (Варианты ответов детей: мы узнали, что в пруду, живут пресноводные рыбы. Узнали строение рыб, как они питаются и размножаются).

Как вы думаете, наше путешествие было познавательным?

Что было самым интересным?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Конспект НОД “Животный мир – рыбы”

Конспект открытой НОД “Животный мир – рыбы”

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД “Животный мир – рыбы”»

Конспект интегрированного занятия «Животный мир – рыбы» в подготовительной группе.

воспитатель Пивнева А.Н.

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о рыбах.

1. Закрепить умение группировать рыб по месту их обитания,

уметь выделять признаки различия и сходства между рыбами.

2. Расширять представления детей об окружающем мире.

1. Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.

2. Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

3. Побуждать детей делать выводы.

4. Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «нефтяные пятна», «обтекаемое тело», «пресноводный водоем».Формировать лексико-грамматические категории.

1.Способствовать гуманному отношению ко всему живому.

2. Учить правильному поведению в природной среде.

3. Закладывать основы экологической культуры личности.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб: пресноводных, морских, аквариумных; 3 магнитных доски, изображение Золотой рыбки, игровые карточки «Шифровальщик», карточки с заданиями и геометрическими рыбками. Емкости с водой, рыбка-игрушка, растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластиковые, воздушный шарик.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворения Э.Успенского «Рыболов», загадывание загадок о рыбах, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

– Ребята, у нас сегодня необычное занятие.

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

– Она принесла картинки, но разобраться с ними не может. У нее проблема. Мы поможем её разрешить? (Ответы детей).

– В каких водоемах живут рыбы?

Дети: в пресных и соленых.

– А как вы понимаете «пресноводный водоем»?

Дети: это водоем, в котором вода не соленая, а пресная.

– Какие пресные водоемы вы знаете? (река, озеро, пруд)

– Какие рыбы живут в этих водоемах? (карп, лещ, щука, сазан, речной окунь)

– Моря и океаны заполнены соленой водой. Какие рыбы в них живут?

Дети: акула, треска, кефаль, камбала, морской окунь, сельдь и др.

– Как называются рыбы, которые живут в аквариуме?

Дети: аквариумные рыбки ( вуале хвост, меченосец, гуппи, сомик ),

-Перед вами картинки с местами обитания рыб на магнитных досках.

Выбранную вами рыбу нужно назвать и поселить в подходящий водоем.

Ребенок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребенок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живет в аквариуме.

Ребенок: Я выбрал акулу. Она живет в море, это морская рыба.

– Вы хорошо справились с этим заданием.

Ребята, вы уже знаете что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесем рыб?

Дети: К живой природе.

– Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются.

– Значит, к какой природе мы отнесем рыб?

Дети перечисляют отличительные признаки рыб: «У них есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей. Д/и «Подбери родственные слова» (рыба- рыбка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный и др.)

Д/и « Назови: чей хвост, чья голова, чей плавник, чье туловище?»

(образование притяжательных прилагательных).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. ( снова плывут)

Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает быстро двигаться в воде.

– Ребята, мы сейчас с вами проведем опыт и посмотрим, что ещё помогает рыбам жить и двигаться в воде.

Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.

– Посмотрите, что у нас происходит? ( в первом случае рыбка неподвижна , а во втором она двигается).

– Что помогает рыбке двигаться? Для чего нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать).

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.

Развивающая игра «Тонет – не тонет».

-несколько небольших предметов, которые не тонут;

– несколько небольших предметов, которые тонут;

– емкость с водой.

Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: «Тонет или не тонет?» И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если его погрузить на дно емкости.

– Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

– Оказывается, у рыбки специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно.

И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

– Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

– Почему он не всплывает?

Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

– Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами. (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

– А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (Ответы детей)

– Раньше мы проводили опыт: в сосуд с водой мы помещали кусочек пластилина. Что вы заметили?

Дети: На пластилине появились пузырьки, это воздух.

– Значит в воде есть воздух и рыбы им дышат.

Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)

Что может загрязнить реку?

В емкость с водой капнуть масло растительное.

– Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды.

Вывод: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

– Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

Что происходит с живыми организмами? (они погибают)

– Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек, морей, озер).

Какое время года самое трудное для рыб?

– В морозы трудно рыбам. Как вы думаете почему?

Дети: Водоемы покрыты льдом. Кислород не проникает через лед в воду. рыбам становится нечем дышать и они гибнут.

– Как помочь рыбам?

Дети: Можно сделать во льду проруби.

Рыбка рыбке говорила,

«Чтобы быть красивой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хвост направо, хвост налево,

Мы стройны как королевы.

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка» (движения по тексту).

– Ребята, Золотая рыбка приготовила вам следующие задания, которые нужно выполнить.

Работа с карточками.

1. Возьмите карточки и проведите линии от рыбы до места ее обитания.

2. Перед вами синий прямоугольник и рыбки из геометрических фигур.

– Долго играли веселые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зеленая – в левый нижний, желтая – в левый верхний, фиолетовая в правый нижний, а оранжевая рыбка заплыла в самую середину.

– А теперь давайте проверим, все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

3. На карточке силуэте – рыбке написаны буквы и цифры. Ребята, попробуйте вписать буквы в клеточки. Цифра обозначает порядок в слове, которое у вас должно получиться. Эта игра называется «Шифровальщик» и каждому из вас Золотая рыбка предлагает слово, которое зашифровано на карточке.

Дети выполняют задания. Каждый читает название рыбы и дарит ее Золотой рыбке.

– Ребята, как вы думаете, помогли мы Золотой рыбке узнать все о рыбах? Что вам больше всего понравилось? – Что же мы с вами узнали сегодня?

Золотая рыбка дарит детям поделку «рыбки» из природного материала

– Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста.

В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.

Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться.

Ссылка на основную публикацию