Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Использование нетрадиционных приемов работы: элементов театрализованной деятельности, песочной терапии в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Свидетельство

Диплом

Введение.
Методическая разработка создана в контексте реализации педагогической инициативы по теме: «Использование нетрадиционных приемов работы: элементов театрализованной деятельности, песочной терапии, в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
Данная тема актуальна в настоящее время, так как использование элементов театрализованной деятельности и песочной терапии способствует познанию детей самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к коррекционно-логопедической деятельности, развивает коммуникативные навыки, помогает освободиться от фиксации на дефекте; развивать общую и речевую моторику; оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка и обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Проблема речевого развития подрастающего поколения всегда стояла очень остро, и этому аспекту педагогической деятельности уделялось и уделяется большое внимание.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Это обстоятельство волнует не только меня, как учителя-логопеда, но и всех педагогов дошкольных и школьных учреждений, потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации.

Основная часть.
Цель моей педагогической инициативы – это коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, посредством включения в содержание коррекционно-логопедической деятельности нетрадиционных приемов работы и достигается она через реализацию следующих задач:
– создание условий комфортности для повышения у детей мотивации к индивидуальной, подгрупповой и непосредственно образовательной деятельности по коррекции речи и звукопроизношения;
– развитие диалогической и связной речи; психофизических и творческих способностей; общей, мелкой, артикуляционной моторики и дыхания; психических процессов;
– автоматизация и дифференциация звуков;
– воспитание положительных личностных качеств; чувства коллективизма и умения держаться перед аудиторией.
Работая с детьми, я использую методы, приемы и средства, способствующие лучшему усвоению программного материала, преодолению у них коммуникативной дезадаптации. На моих «занятиях» дошкольники чувствуют себя естественно и раскрепощено. Каждое взаимодействие с детьми – это активный поиск детской проблемы и конструктивного индивидуально-дифференцированного подхода.
Чтобы добиться хороших результатов и быстрее увидеть у ребенка положительную динамику в развитии речи и звукопроизношения, я стала включать в систему коррекционной работы элементы театрализованной деятельности Жога Л.Н., Кондрашевой Т.Н., Овчинниковой Е.В.; компьютерных технологий Никитиной О.Ю., Лизуновой Л.Р., песочной терапии Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.

  • Использование элементов театрализованной деятельности позволило мне заинтересовать детей, удержать их внимание, развить их творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении и лучше усвоить учебный материал, так как игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. За 2008 – 2009 учебный год речевая активность детей увеличилась на 20%.

Чтобы добиться таких результатов мы c детьми «приглашали» кукольных героев сказок, гостей пальчикового, картинного театра, театра игрушек, благодаря которым они раскрепощались и не стеснялись своей речи, так как говорили от имени сказочных героев. Также мы разыгрывали мини-сценки, которые помогали детям погрузиться в комфортную для них стихию игры, развить их творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, преодолеть трудности в обучении, превращая учебный процесс в интересный и веселый труд.
Условность нашего театра была близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Дети охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, предупреждают об опасности и оказывают им помощь, дают героям советы. Так c помощью игрушки дети усваивают слова-признаки, слова-действия; расширяются их представления о многозначных словах, закрепляются коммуникативные навыки.
При работе над дифференциацией звуков мы использовали театральные этюды. Ребенок брал в руки 2-х персонажей и говорил за них только отдельными звуками, например, [Ж] и [З], изображая жука, комара. А для автоматизации изолированных звуков использовались игровые приемы, игровые рифмовки и проводились логопедические спектакли: «Звуковая полянка», «В веселой стране Звукарика», «Зачем Тигренку рычать» с элементами логоритмики, которые способствовали развитию у дошкольников чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности; воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма. Совместная творческая деятельность вовлекала в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в обучении.
В результате проведенных мною циклов интегрированных коррекционно-логопедических мероприятий у дошкольников прослеживалась положительная динамика развития словаря, связной речи; в речи детей появились слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, обобщающие слова, антонимы, синонимы, омонимы; просматривалась тенденция эффективности психокоррекции задержки речевого развития за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
С 2012 года, изучив и проанализировав литературу по песочной терапии, я начала включать ее в систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Игры с песком («Раскопки», «Кулачки-ладошки», «Ветерок») дают возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью выполнения практических действий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями.

Когда ребенок работает с песком, о нем можно многое узнать:

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет и т.д.);
  • уровень познавательного интереса (рассматривает игрушки, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.д.);уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
  • сформированность понятий и умение обобщать (игрушки расставлены по лексическим темам);
  • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении со взрослым, общее эмоциональное состояние).

В ходе индивидуальной и подгрупповой деятельности
по коррекции речи можно выяснить:

  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
  • стиль семейных отношений (диалоги между героями);
  • уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;
  • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
  • воображение (сказочный сюжет, его развитие и т.д.)
  • По окончанию коррекционно-логопедической деятельности выясняются следующие качества ребенка:
  • уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
  • уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
  • на подгрупповых занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

«Песочная терапия» используется мною для диагностических и психопрофилактических целей. Для этого в логопедическом кабинете имеются:

  • картотека с дидактическими играми, направленными на развитие у ребенка диафрагмального дыхания; фонематического слуха; связной речи; регуляции мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики; выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков; автоматизацию звуков; формирование слоговой структуры слова; совершенствование грамматического строя речи; развитие и формирование пространственно-количественных представлений, что способствует повышению качества постановки звуковой культуры речи;
  • пластмассовые чашки с песком в том числе цветной песок;
  • миниатюрные игрушки: разные виды транспорта, дикие и домашние животные, насекомые, игрушки из «Киндер-сюрприза», настольный театр и др.;
  • трубочки (соломинки), зубочистки, кисточки, палочки;
  • дощечки из оргстекла.

Заключение.
Таким образом, в результате проведенных мною циклов интегрированных коррекционно-логопедических мероприятий, с включением в их содержание элементов театрализованной деятельности, песочной терапии, у дошкольников значительно возрастает интерес к индивидуальной, подгрупповой и непосредственно образовательной деятельности по коррекции речи и звукопроизношения, на которой нет места монотонности и скуке, и где воспитанники чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем дефекте.
Свой наработанный материал я представляю на районных мероприятиях, охотно делюсь своими авторскими разработками, которые вызывают у коллег профессиональный интерес, и используются ими в коррекционно-логопедической и педагогической деятельности с детьми.
Я с гордостью могу сказать, что логопедия – это мое призвание, дело моей жизни!

Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет, с нашей точки зрения одно — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интерес их однообразен. Как разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как научить их общаться в этом мире? Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.

Однако именно игра помогает изменить, отношение к окружающим и к самому себе, а взятие на себя роли раскрывает в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, воспитателям, в частности, через театрализованную деятельность, оказывать позитивное влияние на детей, давая им реальную возможность адаптироваться в детском коллективе.

Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядит слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети порой не могут разрешить самостоятельно.

Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применение театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей, в своеобразной символической форме, выделив основные ее функции:

  • катарсистическую (очищение, освобождение, от негативных состояний)
  • регулятивную (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
  • коммуникативно-рефликсивную (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения).

Театральные игры, как один их методов преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, включаются следую-щие разделы: этюды и упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направленые на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, игры в кукольный театр, иг-ры представления, народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые.

Большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа. В любом упражнении и игре рекомендуется, кроме того, выделять

и фиксировать трехчастную структуру. Это поможет детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало — середина — конец. На языке драматургии это: завязка — кульминация — развязка.

Наиболее значимыми для преодоления коммуникативной дезадаптации в детском коллективе считаются игры и упражнения на сценическое оправдание, так как они позволяют объяснить, оправдать любую свою позу или действия нафантазированными причинами — предлагаемыми обстоятельствами.

Темы для таких маленьких спектаклей близки и понятны детям (Ссора. Обида. Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях, развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость. Гнев. Грусть. Удивление. Страх). Такого рода упражнения являются эффективным средством социализации дошкольника. Уже на первом этапе у детей развивается чувство партнерства. Освоив способы позитивного взаимодействия, они становятся активнее в общении, разговорчивее, постепенно взаимоотношения между детьми строятся на основе доверия, взаимопонимания.

Театральные игры служат важнейшим средством для развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, так как в основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях находить адекватные способы воздействия.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные игры и русские народные сказки, так как они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Игры в музыкальном сопровождении «Каравай», «Яблонька» «Галка», «Заинька»; игры народного календаря; весенние игры; святочные игры; колядки; виды весенних хороводов «змейка», «улитка»; игры народов мира например, музыкальные французские игры-песни «Сорву я розу», «Мы сажали капусту» и др. приобщают детей к игровой копилке традиционной народной культуры, развитию интереса к изучению народных традиций. В свою очередь с социально-педагогической точки зрения сказки выполняют развивающую терапевтическую функцию, поскольку имеют психотерапевтический эффект,

Первым помощником в преодолении коммуникативной дезадаптации ребенка, в период освоения им норм и правил поведения, а так же взаимоотношения в кругу взрослых и детей, могут стать персонажи кукольного театра (куклотерапия). Дети с удовольствием берут их в руки и от их лица рассказывают о своих мыслях, чувствах с помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания, а порой и агрессию. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Занятия по предмету «Театральные игры» строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения
  • театральные игры в разных формах, где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, строить взаимоотношения на основе сотрудничества к взаимной договоренности, ощущая общую ответственность за судьбу детского коллектива
  • эмоциональное заключение, которое обеспечивает успешность театрализованной деятельности.

Плодотворная работа с детьми вовлекла и родителей в этот волшебный мир сказок и перевоплощений. Они по-новому взглянули на своего ребенка, его возможности и таланты, общение с ним. Активное участие в выставках «Умелые руки не знают скуки», конкурсе «Театр куклы», постановке спектаклей «Гуси-лебеди», «Как |победили Кощея и спасли Красоту», показало, что родители творчески с интересом подходят к данной деятельности.

Такой подход подводит к творческому сотрудничеству, устраняется отчужденность, решаются многие педагогические проблемы, связанные с общением и взаимодействием между родителем, педагогом и ребенком.

Проведенная работа дала возможность проследить тенденцию роста навыков общения ребенка со сверстниками, взрослыми:

  • дети научились социальной компетентности, связывающей с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций способов общения и поведения
  • сформировались знания об эмоциональном мире человека
  • у детей развились организаторские умения и навыки, они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать
  • речь детей стала связной, выразительной, эмоциональной, расширился их словарный запас
  • совершенствовались формы, виды и средства общения, сложились и осознанные непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, что помогло им адаптироваться в коллективе сверстников.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ЛИВНЫ Музыкальный руководитель: Аверкиева Н.И

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Трудности при овладении письмом

Часто, приводя школьника на нейропсихологическую диагностику, среди первых жалоб родители называют трудности, связанные с обучением письму и в дальнейшем с письмом в целом. С точки зрения нейропсихологического подхода, письмо представляет собой сложную функциональную систему, где работа каждого определенного участка мозга выполняет свою специфическую задачу.

Для преодоления данной проблемы ребенка, необходимо прежде всего выяснить, какой из компонентов этой системы дефицитарен или недостаточно сформирован и понять, какое звено пострадало первично, так как оно закономерно порождает другие вторичные по отношению к нему неполадки (вторичный дефект) и какие в итоге компенсаторные перестройки в работе мозга они вызвали.

Если страдает какой-либо компонент в функциональной системе, то он тормозит нормальное развитие функции и адаптацию ребенка, так как не происходит автоматизации формируемого навыка или он сильно задерживается. Любая не автоматизированная функция является весьма энергоемкой и тогда у человека не хватает энергетических ресурсов на все звенья системы. Постоянно происходит энергетическое обкрадывание. В последствии по мере взросления дефицит энергетической составляющей приведет к проблемам в обучении, затем в подростковом возрасте к психологическим особенностям (трудностям), и в заключении проявится в виде телесного (психосоматического) заболевания. Это могут быть гипертония, астма, язва желудка, нейродермит, энурез и целый ряд заболеваний данного спектра.

Нейропсихолог знает, какие функции связаны друг с другом, и применяет эти знания при диагностике и далее при составлении абилитационной нейропсихологической программы. Например, если у ребенка диагностируется слабость переработки слуховой информации, то ошибки мы увидим не только в письменной речи, но и везде, где участвует слуховой компонент – в назывании действий, предметов, в восприятии слов с голоса и как следствие этого в слухоречевой памяти и т.д.

При овладении письмом у дошкольников и первоклашек написание слов происходит с опорой на образец, на вспоминание образов знакомых слов, на артикуляцию. Это значит, что зрительные, зрительно-пространственные, моторные, слуховые функции должны быть сформированы в достаточной степени, чтобы обеспечить ребенку правильное выполнение данного действия. Плюс к этому необходим достаточный уровень активации, то есть маленький ребенок не должен быть усталым или напротив чрезмерно возбужденным. Также в определенной степени в соответствии с возрастными нормативами должна быть сформирована функция программирования и контроля, которая в норме созревает окончательно позднее всех остальных функций.

У ребят средней и старшей школы изначально такая развернутая система письма по мере обучения претерпевает трансформацию. Ученики старших классов имеют достаточно большой диапазон знакомых им слов. Это значит, что роль звукового и кинестетического анализа у них сокращается. Также сокращается произвольный контроль, например при поддержании одинаковой величины букв и их наклона. Основная нагрузка при письме в этой возрастной группе падает на смысловое содержание письменной речи. Хотя при утомлении и любом затруднении, например при встрече с незнакомым словом, слуховой и кинестетический анализ включаются вновь. Нередко можно увидеть в таком случае, как ученик отрывает голову от листа и проговаривает неизвестное слово прежде, чем его написать.

Давайте разберем, как меняется структура письма при овладении письменной речью и когда это действие уже автоматизировано.

– изначально при овладении письмом происходит повышенная активизация всех систем, участвующих в движении – напрягаются не только кисть и предплечье, но и плевой пояс вместе со всем корпусом. При автоматизации навыка активация данных систем становится оптимальной, то есть активизируется лишь тот минимум движений, который необходим для письма.

– изначально при овладении письмом, все смысловые и технические операции подлежат усиленному контролю со стороны определенных зон коры мозга. При автоматизации зона произвольного коркового контроля над техническими операциями передается другим структурам мозга и основную энергетическую нагрузку несут лишь смысловые операции.

Читайте также:  Причины школьной неуспеваемости

– при обучении письму процесс написания представляет собой поэлементные действия. Нужно помнить и применять знание о том, как требуется правильно расположить тетрадь, держать ручку, найти место, куда ее нужно поставить и как оперировать ручкой при написании (верх, низ, поворот, размер элементов букв и т.д.). При автоматизации данные единицы решения укрупняются, единицей решения становится не элемент, а целое слово.

– при овладении навыками письменной речи ребенок моментально устает уже при написании первых строк, так как эта операция чрезвычайно энергоемка. При автоматизированном письме техническая сторона письма требует уже гораздо меньше внимания, то есть энергозатраты на данное действие значительно снижаются и появившийся энергетический «люфт» можно потратить на решение языковых и орфографических задач письменной речи.

Таким образом, на нейропсихологической диагностике при жалобах мамы на письменную речь, нейропсихолог обращает внимание на актуальное состояние следующих функций:

Переработка слуховой информации. Как происходит восприятие слов и предложений – фонематический анализ, переход звучания слова к его значению, запоминание на слух.
Переработка кинестетической информации. То есть переработка ощущений от двигающихся органов. Ребенок сначала повторяет слово шепотом для себя, а потом его пишет. При этом происходит уточнение и соединение звукового состава слова с данными кинестетического и фонематического анализа.
Переработка зрительной информации. Переход от звука к букве формирует зрительный образ буквы или знакомого слова. Здесь участвуют зоны левого и правого полушария, требующие к слову сказать, еще и функциональной сформированности межполушарных взаимодействий. Здесь можно определить стратегию переработки зрительной информации – лево или право-полушарная стратегия.
Переработка зрительно-пространственной информации. Как ребенок ориентируется на тетрадном листе, удерживает ровную строку, сохраняет правильный размер и наклон букв и т.п.
Серийная организация движений. То есть двигательное (моторное) программирование графических движений. Написание букв и слов представляют собой серию движений, которые выполняются по определенной моторной программе. Если она не сформирована, то ребенок пишет медленно и с ошибками в элементах письма.
Программирование, реализация и контроль произвольных действий. Насколько ребенок способен программировать действия для письма, удерживать внимание в процессе письма, оттормозить побочные раздражители, то есть насколько в целом может удерживать стойкую программу и полноценно реализовать сложный функциональный ансамбль письменного действия.
Поддержание оптимального уровня активации мозга при письме. Если это звено недостаточно, ребенок может быть гиперактивен или наоборот вял в ходе выполнения письменного действия. Одно из проявлений несформированности данной функции – высокая утомляемость.
Из приведенного выше можно понять, насколько важно показать ребенка нейропсихологу хотя бы один раз. Ведь перечень проблем, которые озвучивают родители в качестве повода обращения к нейропсихологу, зачастую занимают целый лист. Для того, чтобы разобраться в этой многоликой картине детских трудностей недостаточно быть просто психологом. Необходимо иметь специальное образование – клинический психолог (нейропсихолог). Полтора десятилетия назад «найти» практикующего детского нейропсихолога было не очень просто даже в Москве. Сейчас в Москве эта проблема решена, правда к сожалению, как обычно возник целый ряд «перекосов». Нейропсихологических центров сейчас в Москве не меньше, чем салонов красоты. Далеко не все они работают одинаково качественно. Будьте внимательны при выборе нейропсихологического центра, так как коррекционная работа с нейропсихологом довольно затратна во всех значениях этого слова, и нужно стремиться на выходе получить максимально возможный положительный результат.

Не оставайтесь со своими трудностями один на один. Не ругайте детей почем зря, они порой бывают «без вины виноваты». Многие проблемы вполне решаемы, главное вовремя обратить на них внимание и начать действовать.

Обучение ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Десять советов родителям о том, как помочь детям, испытывающим трудности при обучении чтению

Преодолеваем трудности при обучении чтению

Специалисты в вопросах обучения чтению детей с различными нарушениями и учеников с особыми образовательными потребностями составили список из десяти советов и идей для родителей, искренне желающих видеть растущую уверенность своих детей и результаты обучения чтению.

При этом родителям важно понимать, что их дети могут и обязательно научатся читать, что у них есть не только слабые, но и сильные стороны. Важно знать, как правильно готовить своих детей справляться с их особенностями, чтобы они обрели уверенность в себе и смело смотрели в будущее, в котором они осознают не только свои ограничения, но и способности, и смогут отстаивать собственный уникальный стиль обучения.

1. Обращайте внимание на успехи вашего ребенка

«Мой ребенок не умеет читать!», – говорит мать учителю в присутствии сына.

У всех детей есть определенные достоинства и способности. Возможно, ребенок умеет красиво рисовать или обладает удивительно богатым словарным запасом. Возможно, у него хорошо развито умение внимательно слушать.

Часто родители бывают настолько озабочены тем, что их дети испытывают трудности при обучении чтению, что забывают о том, какую работу они умеют делать хорошо. Учителя тоже грешат этим. Если ваш ребенок артистичен, используйте его талант как способ продемонстрировать понимание рассказа, который вы ему читаете вслух. Пусть он нарисует картину, отображающую сюжет или главного героя. Тот факт, что ваш ребенок физически не умеет расшифровывать слова и/или не может написать ответ на вопрос о понимании прочитанного материала, не означает, что вы не можете помочь ему обрести устное понимание прочитанного на более высоком уровне или должны пренебрегать достоинствами и способностями своего ребенка. Помогая ребенку использовать его сильные стороны, вы повышаете его уверенность в себе и демонстрируете свое понимание того, что он обладает другими замечательными способностями.

2. Радуйтесь каждому успеху ребенка

«Мама, можно мне мороженое?». «Нет, нельзя, пока в твоем дневнике будут такие оценки», – говорит мама не без отчаяния.

Радуйтесь успехам ребенка, говорите ему «молодец» и давайте «пять». Отмечайте каждый его успех. Не полагайтесь на дневник или табель, чтобы судить о прогрессе вашего маленького ученика. Радуйтесь даже тому, что он смог правильно прочитать одно единственное слово. Примите уровень чтения ребенка таким, какой он есть, и радуйтесь его успехам в соответствии с этим уровнем. Если ваш ребенок только начинает или еще вовсе не умеет читать, отмечайте его успехи при расшифровывании слова «да» или то, как он воспользовался картинкой в книжке, чтобы понять неизвестное слово. Если ребенок начинает читать бегло, радуйтесь, когда он сам исправляет свою ошибку. Важно как можно чаще хвалить ребенка, тем самым демонстрируя ему, что вы замечаете его прогресс и то, что он уже умеет делать хорошо. Ваша ободряющая улыбка и слово «молодец» помогут ребенку справиться даже с самым сложным текстом. Донимать ученика по поводу оценок в дневнике – не самый удачный способ развить его уверенность в себе. Дети, испытывающие трудности при обучении чтению, должны знать не только о своих ошибках, но и о том, что они делают правильно.

3. Будьте честны с собой – устанавливайте реалистичные цели

«Я хочу, чтобы мой ребенок достиг более высокого уровня».

Ваше желание, чтобы ребенок читал на высоком уровне, очевидно, не может исполниться в одночасье. Родителям важно быть честными с самими собой и своим ребенком в вопросе о его прогрессе в обучении чтению.

Устанавливайте цели. Самый простой способ пройти долгий и тернистый путь к умению читать на высоком уровне – установить несколько краткосрочных конкретных и понятных целей. Такой целью может стать успешный переход ребенка всего на один уровень выше. В домашних условиях вашей целью может стать просто ежедневное чтение. Например, вы можете предложить ребенку прочитывать в месяц определенное количество адаптированных к его уровню книг (адаптированные книги – те, которые ребенок может читать самостоятельно или только с небольшой помощью), или вашей целью может быть прочтение интересной сюжетной книги вместе с ребенком. Ведите подсчет и отмечайте каждую прочитанную книгу или главу, соответственно, пока не достигнете своей цели. Помните: важно устанавливать достижимые цели для себя и своего ученика, которые будут положительно влиять на его умении читать.

Самостоятельное чтение адаптированных книг дома или совместное чтение тематических книг – великолепная тренировка навыков чтения, которую специалисты рекомендуют всем ученикам. В действительности цель позволяет ребенку увидеть, что он способен достигать результатов и быть успешным. Достижение установленных целей дает ребенку возможность развивать в себе сильные стороны.

4. Не позволяйте плохому правописанию остановить вашего ребенка на пути к обучению чтению

«Он получает двойки по каждой самостоятельной работе по правописанию. Он не может ни одного слова написать правильно!», — говорит взволнованная мама.

Эти слова можно услышать от почти каждого родителя учеников с особыми образовательными потребностями. Если у вашего ребенка есть проблемы с обучаемостью, ему может быть сложно правильно писать слова по буквам или запоминать правописание слов. Но вот в чем секрет: это нормально. Учите своего ребенка справляться с ситуацией. Даже если он не может правильно написать или произнести слово по буквам, ему все равно необходимо выражать свои мысли. Не позволяйте плохой орфографии сделать ребенка немым. Используйте словарь, контроль правописания или программное обеспечение по орфографии. Попросите ребенка составить свой собственный словарь, который будет помогать ему при письме. Поговорите с его учителем. Ищите технические средства или другие стратегии, которые помогут ребенку достичь успехов в правописании. Существует множество различных методов, но на их поиск требуется время, которого вам может не хватить, если вы будете постоянно жаловаться на то, что ребенок не умеет правильно писать.

5. Рассказывайте ребенку, с какими трудностями сталкивались вы в его возрасте

«Мой ребенок не хочет читать дома».

Когда задание сложное и не дается легко, человек склонен избегать его выполнения. Вот почему ваш малыш не хочет читать дома. Что заставляет детей, испытывающих проблемы с обучением чтению, еще больше тревожиться из-за чтения, так это давление учиться читать, которое они испытывают в школе и дома. (Это еще одна причина, почему так важно устанавливать реалистичные цели и радоваться каждому маленькому успеху ребенка.) Рассказывайте ребенку о том, в чем вы сами не добились успеха. Признание того факта, что у вас тоже есть определенные проблемы, может поддержать и помочь ребенку понять, что у всех людей есть свои сильные и слабые стороны. Например, у вас может быть слабая зрительно-моторная координация, вам сложно ловить и метко бросать предметы. Возможно, вы не очень хороший спортсмен. Тем не менее вы всегда пробуете заниматься спортом (например, пляжным волейболом во время семейного отпуска) и стараетесь, несмотря на частые неудачи. В этом и заключается мораль. Дети должны пробовать те занятия, в которых они не сильны, и знать, что у вас тоже есть свои слабости.

6. Читайте ребенку вслух – это весело и полезно

«Мой ребенок не понимает то, что он читает!».

Ваш ребенок, испытывающий трудности с чтением, способен на большее – если вы ему поможете, конечно. Важно, чтобы родители каждый день читали своим детям. Восприятие материала на слух не только помогает развивать навыки понимания речи, но и является великолепной возможностью раскрыть творческий потенциал, зажечь интерес ребенка к чтению и помочь ему работать над пониманием материала без необходимости мучиться над распознаванием слов. Дети с трудностями при обучении чтению могут читать только очень короткие книги, проявляя небольшой интерес к процессу, или в связи с тем, что чтение дается им тяжело, они могут не полностью понимать содержание текста. Когда вы читаете вслух (или используете программное обеспечение, которое читает книги вслух), у детей появляется возможность сосредоточиться на значении слов. Они развивают базовые знания, культуру и используют свое воображение.

7. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь

«Дорогой, мама и папа сейчас разговаривают с учителем. А ты пока попробуй собрать пазл, вон там, в сторонке».

Образование вашего ребенка – это не ваше личное дело, чтобы вы запрещали ему участвовать в обсуждении. Это образование ребенка! Он должен знать, что происходит. Вы наносите вред его уверенности в себе, когда отсылаете его при разговоре с учителем. Окажите услугу своему ребенку и расскажите, каков его уровень успеваемости, какие у него есть таланты, в чем ему требуется помощь, и как вы собираетесь помогать ему в учебе. Родителям важно держать в голове план и цель! Кроме того, помните, что у учителя вашего ребенка тоже есть свой план. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь, но не тогда, когда они, отстраненные, плетутся в угол, чтобы собрать этот пресловутый пазл.

8. Маленькие шаги приводят к большим изменениям к лучшему

«Что я могу делать по вечерам с моей дочерью (или сыном)?».

Этот список можно продолжать и дальше, но есть еще одна важная вещь, которую нужно помнить. Обучение не обязательно должно быть сложным. Если ваш ребенок еще только начинает читать или читает очень медленно, повторяйте алфавит и звуки, соответствующие разным буквам. Разбейте короткое слово типа согласная-гласная-согласная, например, кот, лад, мед и так далее и составьте их вместе (/л/ /о/ /м/; лом). Если ребенок уже немного свободнее владеет чтением, сядьте рядом с ним, помогите ему разобраться с трудными для чтения словами, читайте вслух главу из интересной книги каждый вечер перед сном. Беседуйте о сюжете рассказа, персонажах, различных ситуациях и о главной идее рассказа. Прочитайте книгу из серии научно-популярной литературы и поговорите о том, что вы и ребенок поняли из прочитанного материала.

Если ребенок испытывает трудности при обучении чтению в старшем возрасте, пусть он примет на себя роль учителя и читает книги братьям и сестрам. Или в наш технически одержимый век попросите ребенка взять камеру или диктофон и записать то, как он читает, а затем вместе с ним исправляйте его ошибки.

9. Читать медленно – нормально

«Мой ребенок читает очень медленно».

Это вполне нормально. Дети, испытывающие проблемы с обучением чтению, и ученики с особыми образовательными потребностями могут читать медленно. Они могут начать читать быстрее, по мере развития навыков чтения или, как почти все дислексики, будут медленно читать всю жизнь. Если ваш ребенок читает ниже уровня середины второго класса, не переживайте по поводу беглости или скорости чтения. Сосредоточьтесь на точности или на правильном чтении слов. И если у вашего ребенка диагноз дислексия, не заставляйте его читать быстрее. Лучше подскажите ему несколько эффективных методов запоминания прочитанного материала. Например, он может написать одно-два предложения или нарисовать картину, отражающую события каждой страницы книги (или каждой главы). Нарушение обучаемости останется у вашего ребенка на всю жизнь. Учите его справляться со своими особенностями сейчас, чтобы в будущем он мог лучше ориентироваться в мире.

10. Учите ребенка помогать и заботиться о самом себе

«Перерастет ли мой ребенок эти трудности с обучаемостью?».

Если ребенку поставили диагноз нарушение обучаемости, то нет. Но это не означает, что ваш малыш не научится читать или потерпит полную неудачу. Если вы научите ребенка, как справляться и иметь дело со своими особенностями сейчас, то окажете ему невероятную услугу. Учите детей отстаивать собственные интересы. Учите их правильно обращаться за помощью. Учите их понимать свои достоинства и слабые стороны. Рассказывайте детям о том, что может помочь им в учебе, и что им необходимо для достижения успеха. Если вы научите своих детей поступать так в школе, они выйдут во взрослый мир людьми, уверенными в себе и настроенными на успех; они будут знать, как приспособиться и что им нужно делать, чтобы не отставать. И это дороже, чем умение читать 180 слов в минуту.

Как преодолеть трудности чтения и письма
учебно-методический материал по теме

В статье представлен практический опыт по предупреждению и преодолению ошибок чтения и письма у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_preodolet_trudnosti_chteniya_i_pisma.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

2.Наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

3.Двуязычие в семье.

4.Расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

5.Недостаточно четкая артикуляция.

6.Несвоевременное формирование процесса латерализации (установления доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Существует несколько видов нарушений письма и чтения. Каждому виду соответствуют свои ошибки.

1.Смешение букв по оптико-кинетическому принципу: М – Л, Щ –Ц, Ы – Ь, Ж – Х, Б – Д, Е – З, Щ –Ш, Г – П, А – Д

2.Ошибки, связанные с нарушением произношения: сапка – шапка;

3.Ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия: смешиваются гласные: о – у, ё –ю; согласные: р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные: д –т, ж – ш, з – с, г – к, в –ф, б –п;

Когда ребенок делает много ошибок, не овладевает навыками чтения и письма на уровне требований школьной программы, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И выполняют их буквально, пытаются нарушения чтения и письма исправить количественными приемами: заставляют детей читать объемные тексты, пишут с ними диктанты. Дети, испытывающие трудности в обучении чтению и письму, требуют особого внимания, особого подхода. Им необходима специальная система индивидуальных коррекционных занятий в школе и дома.

Упражнения и задания по предупреждению и преодолению ошибок чтения и письма у детей

В начальный период обучения грамоте необходимо использовать дополнительные упражнения по обучению ребенка знанию букв алфавита и повышению скорости их распознавания:

1. Тренировка в анализе оптических стимулов на материале эмоционально нейтральном или же приятном для ребенка:

  • складывание картинок из кубиков сначала на безошибочность, а затем на скорость;
  • складывание разрезных картинок, кубиков;
  • вырезание ножницами открыток;

2. Изучение букв алфавита по специально составленной азбуке . В ней каждой букве алфавита соответствует изображение предмета, начинающегося с этой буквы.

3. Заучивание наизусть определенных последовательностей букв: блок букв с картинками – блок букв без картинок.

1 блок букв 2 блок 3 блок 4 блок 5 блок

а о у ы э б в г д ж з л м н р й х ц ч щ ъ ь

я ё ю и е п ф к т ш с

Выученная с опорой на картинки звуковая последовательность становится опорой для заучивания образа печатной буквы. В случае затруднения в распознавании предъявленной буквы ребенок обращается к ряду печатных букв и, пробегая по заученной последовательности, дает верный ответ, самостоятельно вспоминая букву.

4.С детьми, знающими названия букв в алфавитном порядке, тренировки по увеличению скорости распознавания букв ведутся с опорой на это знание. Алфавит печатается в виде специальных табличек.

1 таблица 2 таблица 3 таблица

а б в г д е а б в г д е ё а б в г д е ё ж

ё ж з и й к ж з и й к л м з и й к л м н о

л м н о п р н о п р с т у п р с т у ф х ц

с т у ф х ц ф х ц ч ш щ ъ ч ш щ ъ ы ь э ю

ч ш щ ъ ы ь ы ь э ю я я

Сначала ребенок называет буквы в строчку, а затем – в столбик. Алфавитный порядок нарушается. По разнице во времени называния букв в строчку и столбик судим о степени сформированности операции опознавания буквы. Буквы, вызывающие потерю темпа, берутся на заметку, над ними работают особо.

5 .Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

7. Ощупывание и узнавание картонных букв с закрытыми глазами.

8. Игра «Буква сломалась». Найти недостающие элементы букв.

9. Демонстрация букв в разном положении.

10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

11 .Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

12. Нахождение букв в геометрических фигурах.

13. Поиск букв, наложенных друг на друга.

14. Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н , передвинув одну палочку.

15. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

16. Упражнение «Корректурная проба».

Ежедневно в течение 15 минут (не более) ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

В начальный период обучения чтению дети допускают много ошибок из-за считывания случайно попадающих в поле их зрения букв. Они часто пропускают слоги, переставляют буквы, «перескакивают» через строку. Эти ошибки могут быть обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Обычно это беда «шустрых» ребят, которым трудно быть внимательными, последовательными. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Что делать, если ребенок допускает подобные ошибки.

Необходимо использовать специальные задания для тренировки ребенка в удержании порядка следования букв.

1 .Игра «Мозайка» – выкладывание фишек нужного цвета сначала с опорой на образец, а затем по памяти (начинаем с 4 фишек, постепенно количество фишек увеличивается).

2. Игра «Телевизор» – выкладывание целого рисунка из приложения к игре «Мозайка».

3. Упражнения для тренировки зрительного восприятия слогов и слов (на карточках напечатаны правильные и неправильные слоги и слова).

4. Регулярные занятия с использованием специального упражнения – чтения с «окошечком». Для этого упражнения Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором Вы вырежете небольшое окошечко (прямоугольник размером 10 см на 5см, отверстие –«окошечко» слева примерно на 3 – 4 буквы). «Окошечко» накладывается на читаемый текст и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. Необходимо объяснить ребенку, для чего применяется «окошечко». Если он поймет, что все действия направлены на то, чтобы он не ошибался при чтении и письме, то и сам начнет себя контролировать. Ежедневные упражнения – чтение с «окошечком» формируют у ребенка навык самоконтроля. Самоконтроль – очень важное умение ребенка не только на чтении и письме, но и на других уроках. Этот навык приучает к самостоятельной работе, постепенно освобождая от внешнего контроля.

5.Тренировочные упражнения в чтении слогов и слов разной структуры. Многосложные слова русского языка состоят из комбинаций слогов различного типа. Однако частота употребления в тексте слогов различного типа неодинакова. Поэтому в тех типах слогов, которые встречаются реже и, следовательно, в чтении и написании которых ребенок упражняется меньше, он чаще допускает ошибки. Ребенку предлагаются карточки с отпечатанными в столбик словами-слогами.

ГС СГ СГС СГЙ СГСЬ ССГС СГСС ССГСС

от на рак дай соль труд парк хвост

из за пар май боль крот март дрозд

ах не сок бей пыль стол торт крест

уж по суп лей рысь стул волк столб

эх ля вес сей высь враг куст шторм

яд мы зал пой гусь друг лист штурм

об но мак куй мазь круг метр фрукт

ёж ты бык бой моль брат риск фланг

ох да зуб лай даль флот винт бланк

юг за бык дуй роль кнут фарш смерч

На первом этапе перед ребенком ставится задача читать столбики без ошибок. Количество верно прочитанных слов фиксируется. Слова, в которых ребенок ошибся, отрабатываются особо. На втором этапе необходимо добиться чтения столбиков с определенной скоростью. Чтобы избежать простого заучивания столбиков и увеличения скорости их чтения за счет этого, для каждого типа слов-слогов заготавливаются несколько карточек, различающихся порядком следования слов. Для придания интереса занятиям карточки различаются и по свету, что позволяет значительно снизить эффект насыщения при многоразовом повторении одних и тех же слов.

6. Упражнения для увеличения темпа чтения:

– Многократное прочтение. Ребенок в течение одной минуты повторно читает один и тот же текст до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

– Молния. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».

– Буксир . Взрослый читает текс вслух, варьируя скорость чтения. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за взрослым. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если Ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то Ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

7.Развитие антиципации (предвосхищение, смысловая догадка). Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать прочитанное. Для развития антиципации можно использовать тексты с пропущенными буквами в окончаниях или других частях слова или пропущенными целыми словами. Польза этих упражнений состоит и в развитии словесно-логической памяти. Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

8.Развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата – чтение, говорение чистоговорок и скороговорок, развитие фонематического восприятия и навыков звукого анализа ( Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь»).

9.Орфографическое проговаривание. Еще в 1940-х годах известный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или «механической памятью» руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая это.

Для того, чтобы Ваша работа с ребенком былаболее эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной (не более 15-25 мин.). Кроме того необходимо, чтобы эта работа была не нудной, дополнительной тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает. Задачи, которые Вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Занимаясь с ребенком, помните о следующих правилах:

1.Работайте спокойно, без нервотрепки, без упреков, порицаний.

2.Не торопите ребенка, пусть работает медленно.

3.Постарайтесь каждый раз найти за что похвалить ребенка.

4.При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

5.Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

6.Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять Вам, будет уверен в себе.

7.Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т.к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов «Ты делаешь не так», «Это неправильно».

8.Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна, занятие отмените.

Трудности обучения письму и чтению

Лекция 2. Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения

План лекций по курсу:

Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4 класса. Тестовые задания.

Лекция 6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы с медлительными детьми.

Лекция 8. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. Последовательность действий педагога и специалистов при организации помощи детям с трудностями обучения письму и чтению.

Мы уже говорили о том, что письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Известный отечественной психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал: «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти. – М.Б.) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».

Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребенок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. На начальном этапе формирования навыка, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, чтение «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» (Эльконин Д.Б. Как научить детей читать // Избранные труды. – М. – Воронеж, 1995. – С. 329). Но это структура уже сформированных навыков, когда внимание ребенка не направлено на каждую отдельную операцию.

Первый этап формирования навыка письма характеризуется тем, что внимание ребенка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему, удержание в памяти последовательности фонем и графем. Второй этап – написание буквы. Нужно представлять (знать) ее графический образ, знать и уметь выполнить необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова).

Но и это еще не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:

аналитический, когда все действия (от анализа звучащего слова до перевода фонемы в графему) находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия;

синтетический, когда отдельные действия становятся целостными (например, звуко-буквенный анализ и перевод фонемы в графему не разделяется, письмо букв не разделяется на отдельные элементы);

автоматизации – когда письмо представляет собой целостное действие, а некоторые его элементы выполняются автоматически, без активного внимания и контроля. Только с этого момента гедонический навык письма можно считать сформированным.

Овладение техникой письма (и мы об этом уже говорили) важно не само по себе, а как основа письменной речи. В то же время овладеть письменной речью возможно «только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи» (Выготский Л.С. Собр. соч. – Т. 3. – С. 177).

Процесс чтения на начальном этапе тоже разделяется на отдельные операции, и они не менее сложны, чем в процессе письма. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.

В формировании «технической части» этих навыков можно выделить три основных этапа:

Первый – аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия.
Второй – синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.
Третий – автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.

Многие ученики начальной школы в процессе формирования навыков «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически правильное письмо затруднено, а письменная речь остается несформированной.

Фактически эффективность формирования первого («технического») этапа обучения письму и чтению определяет успешность освоения этих навыков. Именно поэтому так важно знать и понимать, отчего возникают трудности на этих этапах обучения.

Попробуем рассмотреть каждый этап формирования навыков и понять причины возникающих трудностей. Но прежде всего еще раз напомним, что письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции и слухового анализа, зрительно-пространственное восприятие, зрительную и слуховую память, зрительно-моторные координации, звуко-буквенный и фонемный анализ, нервно-мышечный контроль и т.п.

Характерной чертой первого этапа формирования навыка является очень медленное, поэлементное выполнение каждого действия. Наши исследования письма показали, что каждый элемент буквы на начальном этапе обучения выполняется раздельно, даже если от ребенка требуется связное (слитное) выполнение буквы. Структура движений при письме буквы а (к кончику ручки был прикреплен датчик давления, и через систему усилителей кривая движений ручки регистрировалась на самописце) на начальном этапе можно изобразить такой схемой:

Схема 1. Структура движения при письме буквы а

На схеме видно, что между выполнением отдельных элементов буквы а есть довольно длительная пауза (продолжительность ее равна или больше времени самого движения). Для чего она нужна? Почему она столь продолжительна и от чего зависит ее продолжительность? Пауза между отдельными элементами действия отражает физиологический механизм структуры сложного действия (написания буквы а) и необходима не только для осознания того, что и как сделано (правильно ли выполнен элемент о ), но и для программирования следующего действия (какой элемент нужно написать, как, откуда начинать, куда вести руку и т.п.).

Длительная пауза естественна и необходима, так как повышает уровень осознанности выполняемого действия, позволяет оценивать и использовать коррекцию по ходу деятельности.

Что же происходит, когда мы форсируем скорость письма на начальных этапах обучения? Исследования показали, что выполнить движение быстрее ребенок не может из-за несовершенства координации движений и несформированности нервно-мышечной регуляции и поэтому вынужден сокращать время паузы. К чему это приводит? Снижается степень осознания деятельности, контроля, у ребенка нет времени оценить, правильно ли выполнено действие, нет возможности продумать следующее действие. И в результате – не буква, а «каракуля», и именно этот неправильный вариант действия закрепляется, формируется «небрежный», «плохой» почерк. Больше того, закрепляется самый неэффективный, нерациональный вариант, который становится препятствием для перехода к следующим этапам овладения навыком.

К сожалению, большая часть современных методик обучения письму не учитывает этих особенностей формирования навыка и строится на принципе «механического копирования», при котором ведущая инструкция – «смотри и делай, как я». Увы, дети «видят» все по-разному и чаще закрепляют в процессе обучения свои же ошибки. Ситуация осложняется тем, что инструкция взрослых не всегда понятна.

Попробуйте, например, воспроизвести действие по следующей инструкции: «Начинаем писать, немного отступив, ведем руку вниз, немного не доводя, закругляем вверх, левее». В такой инструкции нет ни одного понятного слова. Что значит «немного отступив», «руку вниз», «немного не доводя», закругляем вверх левее». Каждое это действие, если оно включено в инструкцию, необходимо осознанно выполнить и закрепить. Непонимание инструкции замедляет и осложняет действие.

Итак, быстрота письма на начальном этапе обучения не может быть навязанной – это только затормозит формирование навыка!

Еще один ключевой вопрос современной методики обучения – требование безотрывности буквально с первых дней обучения.

Еще раз напомним:связность в письме букв – это уже второй (синтетический) этап формирования навыка, и пока не пройдет первый этап, пока не закреплено выполнение всех графических элементов, пока связность (не безотрывность!) не становится естественным результатом освоения первого этапа, письмо не может и не должно быть связным.

Только на третьем этапе обучения, когда выполнение каждого элемента (буквы) уходит из-под постоянного контроля, возможно достаточно быстрое, плавное и связное (но не безотрывное) письмо. На этом этапе резко изменяется и схема движений: они становятся более связными, плавными, резко сокращается пауза.

Традиционно в процессе обучения письму большое внимание и много времени уделяется упражнениям, чистописанию. Действительно, в процессе обучения письму необходимы упражнения и тренировки. Однако многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны лишь на третьем этапе формирования навыка.

Первые два этапа – это прежде всего осознанная и очень медленная деятельность, а не только механические упражнения.

К сожалению, в современных программах обучению грамоте резко сокращено время на формирование навыка письма, что резко ухудшило его качество. Причем нарушена не только графика, но и грамотность, так как форсирование письма и сокращение времени на обучение снизили возможность формирования эффективного механизма звуко-буквенного анализа, использования правил и т.п.

До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать» (то есть не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребенка не только бессмысленно, но и вредно.

«Перескок» через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его. Именно поэтому осознанность действий выделяется как ведущий принцип обучения. Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет и напряженность письма, и медленный темп деятельности.

Очень сложной является психофизиологическая структура деятельности в процессе письма. На представленной схеме 2 – только технический (двигательный) навык письма. Если включить сюда звуко-буквенный анализ, смысловой анализ, грамматический анализ и т.п., то структура деятельности будет еще сложнее.

Схема 2. Психофизиологическая структура деятельности в процессе письма

Не стоит забывать, что в тот момент, когда начинается обучение письму и чтению (сейчас средний возраст первоклассников – примерно 6,5 лет), многие из этих необходимых для формирования навыков функций еще недостаточно сформированы (незрелы). Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО показали, что около 70% первоклассников имеют недостаточную сформированность произвольной регуляции и контроля деятельности, около 30% имеют несформированность звуко-буквенного анализа, у 35% выявляется несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, у 30–35% недостаточно сформированы механизмы нервно-мышечной регуляции и моторного контроля. Важно заметить, что возрастная несформированность функций у определенного числа детей в 6,5 лет нормальна и естественна и обусловлена различными темпами созревания.

Таких детей нельзя оценивать как неподготовленных, а возрастную несформированность функций нельзя рассматривать как задержку развития.

Такие дети обязательно есть в любом классе, и педагогу необходимо знать, с какими проблемами при обучении письму и чтению эти дети чаще всего сталкиваются. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но тем не менее ясно, что выпадение любого из них затрудняет формирование навыка.

Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6–7-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей, как мы уже отметили, не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

Мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что формирование «чисто технического навыка» на всех этапах обучения можно выделить только условно, так как одновременно идет формирование других довольно сложных задач – построения системы знаков, соотнесенных с системой звуков, усвоения способов обозначения фонем буквами (так как количество фонем и букв в русском языке не совпадает) и в конечном итоге – представления буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой.
То есть ребенок на первых порах формирования навыка как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма.

Важнейшим элементом обучения письму является звуковой (звуко-буквенный) анализ. Процесс звукового анализа, выделения фонем и перевода их в графемы также осуществляется осознанно, и если на первом этапе не уделять достаточное внимание звуко-буквенному анализу, не дать ребенку достаточно времени для проведения этой работы, успешного формирования навыка не будет, недостатки могут закрепиться, и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно.

Особого внимания будут требовать дети с недостатками произношения, слуха, а также дети с фонетико-фонематической недостаточностью, так как на следующих этапах этот процесс «уходит» из-под контроля сознания. Ребенок уже не фиксирует на нем свое внимание, но сам механизм звуко-буквенного анализа остается и в случае затруднений вновь выступает на первый план, тормозя формирование навыка.

Первый этап обучения (фактически – букварный период) может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ребенка. Этот период значительно удлиняется у детей с недостаточно сформированными познавательными функциями (внимания, восприятия, организации деятельности и т.п.), готовых к обучению, у детей с расстройствами или задержками в развитии моторных и зрительно-моторных функций, у детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно прошел первый этап. Считается, что формирование навыка завершается к 10–11 годам, когда становится или должен становиться стабильным почерк и когда увеличение скорости и какие-то дополнительные внешние «помехи» (грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержании текста или необходимость выразить свою мысль письменно) не будут искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

По мере формирования навыка письма меняется и психофизиологическая структура этого процесса. Выделение отдельных звуков, перевод фонем в графемы, программирование предстоящего движения, осознание его структуры и последовательности уже не занимают столько времени, сколько было необходимо на первом этапе; таким образом, формирование навыка письма при обучении – длительный и сложный процесс: сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Мы уделили так много внимания всем компонентам «техники» осуществления письма не случайно.

Первый этап формирования навыка определяет успешность формирования всего навыка и на втором, и на третьем этапах, когда ребенок будет легко схватывать не только слово, а фразу, когда научится формулировать и записывать свою мысль. Всё, кроме этой мысли, должно уйти из-под контроля сознания. Но это уже будет не то письмо, о котором мы говорили и психофизиологическую структуру которого разбирали так подробно, – это будет письменная речь, имеющая свои специфические особенности и свою психофизиологическую структуру, свои механизмы и свои трудности.

В таблице 1 приведены виды и возможные причины трудностей на начальных этапах обучения письму. Курсивом выделены неадекватные варианты методики обучения и организации учебного процесса.

Трудности обучения письму на начальном этапе

Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;

недостаточная сформированность зрительной памяти;

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

Наталья Ершова
Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

1. Что такое письменная речь

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный. Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков /букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.

2. Что необходимо для успешного овладения письмом

Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками:

Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;

• Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);

Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например,на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова – “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);

• Сформированность зрительно – пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;

• Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;

• Достаточно развитая тонкая ручная моторика;

• Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;

Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом

Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.

Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова,например: ходить, выходить, обходить, проходить.

При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.

4. Основные направления работы при обучении детей письму

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.

Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом? (Основные направления профилактической работы.)

• слышать /различать звуки речи

• говорить /правильно произносить все звуки речи

• видеть /ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

• думать, понимать, анализировать, быть внимательным

иметь развитую мелкую моторику пальцев рук

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

Как помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?

Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 – 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно, которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.

Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.

“Музыканты“ – движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

“Курочка пьет водичку“ – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.

“Пальчики здороваются“ – кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.

Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:

Жили – были три пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/.

“Пальчики в футбол играют“ – поочередно сгибать и разгибать пальцы рук

Пальчики в футбол играют,

Все друг друга обгоняют

Каждый забивает гол

Хорошо играть в футбол!

Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги

Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно – количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“

“Снежинки падают“ – дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху – вниз”

“Бабочки на лугу“ – ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги,комментируя свои действия: “снизу – вверх, сверху – вниз “

«Котята разбежались»– Запоминание слов: “вправо – правый, влево – левый, вверх – верхний, низ – нижний” – на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине. ”Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ – и передвигает фигурки в разные направления. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок,например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева. “

Игру можно проводить в нескольких вариантах: “Что изменилось?”

“Запомни и назови“ (менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся)

“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”

Формирование графических навыков

Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.

Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь, держать ручку/.

Рисование (обводка) улитки, клубков ниток. Стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги – волны, водоросли, прыжки кузнечика, чешуйки рыбок, штриховка.

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

Игры на развитие зрительного внимания, развития связной речи, грамматического строя

1.Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз.

2. “Расскажи, что видно в телескоп” – лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;

Материал к игре:2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком – картинкой (из сказок, мультфильмов) и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;

Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по – очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа (смотрит не более 1 мин.) Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.

Материал: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона (слева и справа)

Ход игры: предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.

Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Цепочка слов“ – как можно больше придумать слов на последний звук /кот – туман – нос/.

2. “Игры с использованием магнитной азбуки“ Измени один звук слова,объясни смысл слов: сом – сок – суп – сор – сыр – сын – сон – роса – роза – рота…

3.Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А – лошадка, клад, шок, школа.

4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.

6. Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей

7. Используемая литература

1) “Логопедия” под ред. Л. С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997

Ссылка на основную публикацию